Сценарий концерта посвященный малой родине. Музей «Истории русского платка и шали»

Учитель: Сентябрь наступил, закончилось лето, Пришел праздник знаний, учебы, отметок! Отпылало лето жарким зноем, Позади счастливейшие дни... И опять, как прежде, мы с тобою В утро ранней осени пришли. И опять все начнется сначала. В школе от звонка и до звонка... Снова от сентябрьского причала Понесет нас школьная река… - Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада Вас видеть в нашем просторном и уютном классе. А что такое школа?(ответы детей) Школа – это особый мир! Школа – это неповторимое государство! Школа – это радость и печали. Школа – это чудеса и традиции. Школа – это наш второй дом, где мы проводим с вами большее количество времени. Школа – это маленькая страна со своими правилами и законами. А что для вас значит слово страна? (ответы детей) -Да, страна - это государство, в котором мы живём, наша родина. -А сейчас посмотрите на карту, сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?
- В какой стране мы с вами живем?
- Гражданином какой страны вы являетесь?
- Как называется столица нашей Родины?
- Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина.
- Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).
- Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Рассказ учителя о Липецкой области . Территория Липецкого края образована в 1954 путём присоединения соседних земель: Воронежской, Рязанской, Курской и Орловской областей. Расположена она в центральной части европейской территории России, в 450 км к югу от Москвы, с административным центром – Липецк. Многообразие её природных достопримечательностей – скалистые берега рек, обширные территории лесных массивов, озёра, разнообразие растительного и животного мира, несколько заповедных мест поражают воображение. Культурное наследие Липецкого края – великая ценность, история Родины и её самобытность. Земля липецкая помнит и чтит имена многих прославленных на весь мир писателей, поэтов, музыкантов, научных деятелей, исторических личностей, святителей. Помнит исторические события и героев – земляков. Липецкая область сегодня – это территория, где расположено большое количество различных современных промышленных, сельскохозяйственных предприятий, оснащённых новейшими передовыми технологиями. - Чем дорого вам это место, кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники? - Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?
Рассказ учителя об Измалковском крае . На холмистых лесостепных просторах плодородного Черноземья, на западе Липецкой области в 131 км от Липецка, находится Измалковский район. Его история, как утверждает археология, берёт своё начало с XI века, со времён первых поселенцев. С именами помещиков Измалковых, владельцев деревни, связано его название – Измалково, которое образовалось в XVII веке. Главная река – Сосна, речки и ручьи, пруды и родники, экзотические представители некоторых видов флоры и фауны, внесённые в Красную книгу, - богатство Измалковского края. В далёкие времена земля эта славилась своими мастерами – умельцами, владеющими гончарным мастерством. И сейчас гордостью района являются его люди, выдающиеся земляки, прославившие землю измалковскую своими достижениями. Это-святитель Феофан Затворник, Н.Я. Данилевский – мыслитель и публицист, А.М.Измалков- скульптор, П.Шубин – поэт-фронтовик, А. Стаханов – новатор угольной промышленности, Н. Мельгунов – композитор. Измалковцы чтят память земляков – всех, кто не вернулся с полей сражений в годы ВОВ. - Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!

Песня об Измалково « Измалковский край».

МБОУ СОШ №1 с. Измалково

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Классный руководитель 3Б класса

Кофанова Светлана Витальевна

2014

Урок знаний "Моя малая Родина"

Цели: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям православной культуры, традициям российского общества, воспитание у подрастающего поколения уважения к истории русского народа, формирование чувства любви к Родине, показать значение родины в жизни каждого человека. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города, села. Воспитание чувства любви к своей малой родине и гордости за нее.
Задачи: Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родинаРазвивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание, развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
Воспитательная: научить ребят видеть и ощущать красоту родного края,
воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных и православных памятников родной земли.
Оформление: мультимедийные презентации, видеоролик с песней "Русь называют святою" архидиакона Романа (Тамберга), видеоролик с песней на стихи М. Матусовского в исполнении М. Бернеса “С чего начинается Родина?”, видеоролик с песней «Что может быть лучше России», рисунки учащихся.
Форма проведения: час общения.

Ход занятия.
Учитель: Дорогие ребята! Вся наша огромная страна сегодня радуется самому главному школьному празднику – Дню Знаний. Для кого-то такое важное событие происходит впервые, для кого-то в последний раз, а для вас уже шестой раз звонок в нашей родной православной гимназии «Умиление» возвещает начало нового учебного года.

День знаний – это праздник всей страны,
Когда все школы двери открывают,
И всюду смех счастливый детворы,
И клёны в красном в школах всех встречают,
Я поздравляю каждого из вас
С прекрасным праздником осенним и желаю,
Чтоб стал успешным стартом в жизни класс,
В котором осенью учиться начинаем.

А наша сегодняшняя встреча будет посвящена дорогой для каждого русского и православного человека теме. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться сами, прослушав стихотворение:

Горелов Андрей: Я встаю с постели рано,
Чтоб Творца благодаря,
Посмотреть как из тумана
Зарождается заря.
Диянова Катя: От травинки и до стога -
Все как будто бы поет.
Все встают, чтоб славить Бога, -
Люди птицы и восход.
Вихлянцев Дима: Вот щебечет птичек стая:
«Как светло в России жить!»
И я тоже, Русь святая,
Буду век тебя любить.
Лемякина Лиза: Я со свечкою лучистой
На колени становлюсь,
Богу с Матерью Пречистой
О России помолюсь
Просвиров Вадим: Русь моя, любимая Русь! Смотрю на тебя, безбрежную, То лиственную, то снежную, Смотрю и не насмотрюсь.
Давыдова Полина: Величаю тебя опять, Дорогая земля былинная, Славлю каждую высь и пядь, Любуюсь полями, долинами.
Руслина Жанна: Славлю каждую тропку твою, Славлю раннюю зорьку каждую, С неустанной душевной жаждою Светлый стих из ромашек вью
Учитель: Так какой же теме посвятим мы наш классный час?
Ученики: Сегодня мы будем говорить о России и малой родине.
Учитель: Правильно. Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. И все это святое, Божий дар нам, россиянам.
Учитель:
Путь наш - полями, лесами...
Все наше милое - здесь:
Мы и душой и глазами
Смотрим на все, что тут есть.
Что же, нам скажут, за диво
Сосны, да ели, да рожь...
Так ли уж это красиво,
Так ли уж край ваш хорош?
Вместо ответа над рожью
Благовест вдруг пропоет:
«Все здесь святое, все Божье –
Небо, природа, народ!..»
В правде стоит, а не в силе
Этот намоленный край;
Дивны просторы России:
Здесь начинается рай.
Учитель: Испокон веков Русь называют святой. Святая Русь - не безгрешная Русь, Святая Русь - это народ, чувствующий в своем сердце святыню и в любых испытаниях стремящийся к чистоте и святости.

Видеоролик с песней "Русь называют святою" архидиакона Романа (Тамберга).

Учитель: За Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов.
С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной? Об этом нам расскажет Просвиров Вадим.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём!
Учитель: С чего начинается Родина? Не сразу ответит человек на этот
вопрос. Для каждого, наверное, с чего-то своего, личного
Видеоролик с песней на стихи М. Матусовского в исполнении М. Бернеса
“С чего начинается Родина?”
Учитель: Родина начинается на пороге вашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор
А другим наверно вспомнится
Свой московский родной двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (читают Давыдова Полина и Капранова Виолетта)
Учитель: Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

Конкурс «Родня» (можно привлечь родителей) .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
РОДИНА – это и Отечество, и страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа или учеба, служение Богу и Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине и к вере Православной, говорится в пословицах.

Игра «Составь пословицу» (составляют вместе с родителями)
Родина – мать, Родине служить.
Жить – умей за неё постоять.
Человек без Родины вся под Богом.
Земля русская что соловей без песни.

Учитель: Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя! (читает Горелов Андрей)

Учитель: А сейчас о своей малой родине нам расскажут сами ребята.
Диянова Катя – г. Волжский,
Козьмина Вика – с. Заплавное.
(Творческое индивидуальное задание – рассказ с презентацией)- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?
- Знаете ли вы знаменитых земляков?- Что из истории своего края вы можете рассказать?
- Какие православные храмы есть в вашем городе или селе?

Учитель: Наша Родина – Россия славится обилием православных храмов и церквей. По всей стране (даже в самом маленьком городке) можно встретить православную церковь или небольшой храм. Город Волжский, Волгоград и село Заплавное не стали исключением.

Диво дивное, чудо чудное:
Пусть для Родины время трудное,
Но не сказкою, не былинами
Белый храм встает над руинами.
Божий храм встает в волю вольную,
Он и песнь поет - колокольную!..
До небес плывет песня плавная –
Оживает Русь Православная!
Моё село Заплавное
В лучах рассвета славное,
Тишь необозримое,
Село моё Заплавное,
Ни с чем ты не сравнимое.
Синью небес объятое
Да солнцем так палящим,
Историей богатое
В прошлом и в настоящем.
Здесь доброта всегда была
Преемственностью свята,
Стала традицией села
И им село богато.
Богато буйной красотой
И пойменным простором,
Блескучей Ахтубой-рекой –
Всё не окинуть взором.
Травы целебной тут не счесть
И глины у дороги.
Источник первородный есть,
Как и угодно Богу.
Стоит село Заплавное
Как символ жизни нашей,
В лучах рассвета славное,
С годами ещё краше.
Л.Н. Зиневич
(читают и Вихлянцев Дима и Руслина Жанна)

Учитель: Прошли века, десятилетия, но и сегодня защитить родную землю, выдержать суровые испытания времени, не дрогнуть, помогает нам
сила православной веры

Любите Россию, как мать - В болезни любите, во здравииИ сердцем её ПравославиеПытайтесь понять и принять.
Мы в центре духовной войныЖестокое время и нервноеИ только единою верою Еще быть мы можем сильны.
Пусть громкие эти слова,Но их повторять очень хочется!Поверьте, Россия не кончится,Пока будет вера жива.
Пока будут храмы стоять -Высокие и златоглавые!Пусть время меняется. Главное -Любите Россию, как мать! (Н. Тананко.)

Итог:
Учитель: Наш классный час подходит к концу. Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.Но где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:
О родине – негромко говорю:Ведь о большой любви кричать не надо.Она – моя отрада и награда,Скажу о ней – молитву сотворю:“Будь вечно в благоденствии и славе,Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,Дай сил нам жить, не мудрствуя лукавоИ пред тобой себя не уронить!” (читает Диянова Катя)

Видеоролик с песней «Что может быть лучше России».
Вручение памятных подарков (Икона Божией матери «Прибавление ума», расписание уроков).

НОУ «ПЕК гимназия «Умиление»

Урок знаний "Моя малая Родина"
для обучающихся 6 класса

Подготовила
классный руководитель
6 класса
Прохорова Т. Д.

с. Заплавное
2014 год

13PAGE 14815

Заголовок 1Заголовок 315

Введение.

Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.

Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа.

Учить учащихся культуре этнического общения, уважения к языку, быту, традициям, религии народов, населяющих наш край, гордости за трудолюбие - вот задача изучения истории родного края.

Работа может помочь учителю в поиске исторических сведений о родном крае.

Пояснительная записка.

Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека.

Вопросы истории родного края включены в школьные программы. Этот материал позволяет усилить воспитательную роль уроков, сделать для ребят ближе и понятней малую Родину, дела дедов и отцов.

Но за пределами круга обязательных знаний, определенного учебными программами, остается немало ярких и увлекательных страниц истории родного края. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения школьников. Велик интерес у школьников к истории. возможности формирования интереса к истории заложены во внеклассной работе. В данной работе автор делится опытом проведения краеведческих мероприятий в школе в занимательной форме. Предложенные вопросы выходят на выявление хронологических, картографических умений учащихся, требуют дополнительного поиска, исследования по объяснению происхождений названий, терминов, понятий, анализа источников, произведений литературы и искусства.

«Моя малая родина»

Внеклассное мероприятие по истории родного края в 6-8 классах.

Цель:

  • Проверить знания учащихся, хронологические и картографические умения, умения рассуждать, аргументировать, знания понятий и терминов.
  • Воспитывать любовь к своей Родине, краю.
  • Подвести к пониманию ими исторических и культурных ценностей своего народа.

Оборудование: наличие мультимедиапроектора

Моя малая Родина. My little Motherland

клип на песню Леонида Афанасьева "Земля моя родная" ("Как прекрасна жизнь") из т/ф "Вечный зов", в исполнении Галины Улетовой. My homemade movie. Music by Leonid Afanasiev, song "Land my dear", ("So beautiful life") from Soviet multi-part movie "Livelong call", singer Galina Ulyotova

Кстати, сам фильм "Вечный зов", рассказывает о событиях, которые происходили в тех местах, где я живу... А композитор Леонид Афанасьев - автор этой замечательной мелодии - мой земляк.

Описание и содержание конкурсов.

Приготовить: раздаточный материал: листы и ручки для команд, разрезанные карты, кроссворды с вопросниками, презентации.

Ход: дети делятся на три команды. Команды выбирают себе капитанов.

Ведущий: добрый вечер, дорогие друзья! Начинаем игру «Моя малая родина». Сегодня встречаются три команды:1 команда - 6 класса, 2 команда - 7 класса и 3 команда – 8 класса. Для начала я бы хотела проверить: хорошо ли вы знаете своё село. Вам предлагается разгадать небольшой кроссворд. Разгадав все слова, вы получите по вертикали фамилию самого известного красноярского художника (Суриков).

Листы с вопросами и кроссвордами раздаются на столы командам.

1. Кроссворд.

Вопросник к кроссворду:

  1. Речное гребное и парусное судно, на котором осваивали наш край землепроходцы.
  2. Старое название эвенков.
  3. Самый большой полуостров края.
  4. Город, название которого, по легенде, произошло от имени первого жителя.
  5. Место, где кратчайшим путем перетаскивались (переволакивались) по суе суда и грузы с одной реки на другую.
  6. Заповедник нашего края, известный своими скалами.
  7. Самый известный красноярский писатель.

2. Викторина.

Ведущий задаёт вопросы, по ходу ответов учащихся на вопросы, на которые они не знают ответов, ведущий отвечает на вопросы сам.

  1. Как известно, географический центр России находится в Красноярском крае. Скажите, где именно? (озеро Виви в Эвенкии).
  2. Какое место занимает наш край по площади среди регионов России? (второе).
  3. Как называется самая северная точка нашего края, России и Азии? (мыс Челюскина).
  4. Что в переводе означает «Енисей»? («Большая вода»).
  5. Как звали первого губернатора Енисейской губернии? (А. П. Степанов).
  6. назовите самое старое в крае промышленное предприятие (Троицкий солеваренный завод).
  7. Назовите второй по величине город Красноярья, самый крупный в мире город, расположенный за Полярным кругом. (Норильск)
  8. Какой писатель, побывавший в конце 19 века в Красноярске, назвал его «самым лучшим и красивым из всех сибирских городов», а Енисей «могучим, неистовым богатырем»? (А. П. Чехов).
  9. Какое событие, произошедшее 30 июня 1908 в нашем крае, называют «загадкой 20 века»? (падение Тунгусского метеорита).
  10. Что означает название Красноярска? (красный – красивый, яр – берег,обрыв).
  11. Проект, какого сооружения в 1900 году на Всемирной выставке в Париже завоевал Гран – при и золотую медаль, разделив победу с Эйфелевой башней? (железнодорожный мост через Енисей, открытый в 1899 году).
  12. Когда был образован Красноярский край? (7 декабря 1934 года).
  13. Назовите главные притоки Енисея (Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуски).
  14. Какой из этих городов возник раньше – Минусинск, Енисейск, Красноярск? (Енисейск – 1619 год, Красноярск - 1628 год, Минусинск – 1739 год).

3. «Символы Красноярского края»

Это праздник нашей с вами Родины.

У каждого из нас есть две Родины: большая и маленькая.

Большая Родина - это наша страна Россия. А малая Родина - это то место, где человек родился, где живёт с мамой и папой, где находится его дом, где живут его друзья. Кто-то родился в огромном городе. А мы с вами родились в маленьком городке нашем - Аткарске. Поэтому каждый из нас может сказать, что его малая Родина – это город Аткарск.

Сегодня в такой праздник мы пришли с вами в музей, где собраны картины аткарских художников. Эти художники рисовали нашу малую родину – наш родной город Аткарск, аткарскую природу, своих друзей и ещё много что интересного и красивого. Хотите посмотреть на картины?

Мы сейчас обязательно их посмотрим. Но для начала отвечайте на вопрос – чем художники рисуют свои картины? (красками)

Конечно, красками. А теперь отгадайте загадку: «Над рекой повисло разноцветное коромысло. Что это такое? ». (радуга)

Правильно – это радуга, которая состоит из разноцветных красок.

И сегодня госпожа Радуга-дуга встречает вас здесь в этом зале, чтобы провести в мир волшебных красок и красивых картин. давайте её позовём.

Дети кричат дружно "Радуга приходи! ", выходит Радуга-дуга.

Радуга-дуга:

Я - Радуга-дуга, высока и туга.

Вся разноцветная - вот красота,

Смотрите, любуйтесь, какие цвета!

Вам хочу понравиться, и в пояс всем покланяться! (кланяется)

Сейчас, я проверю, знаете ли вы цвета красок. У меня в руках разноцветные шары – назовите, какие здесь цвета.

(Радуга-дуга указывает на воздушные шарики, а дети отвечают, какого они цвета)

А теперь, давайте посмотрим на картины и послушаем рассказ о нашей малой Родине – городе Аткарске, о людях, которые здесь живут. Расскажет нам обо всём этом аткарский художник Пётр Алексеевич Трущелёв.

Радуга-дуга:

Пётр Алексеевич, спасибо Вам за рассказ о замечательных наших аткарских художниках. В за рассказ, мы хотим от всех нашего детского сада подарить вам один большой букет цветов, но это не простой букет, а вот какой…

Выходят дети с цветами, сделанными из бумаги, каждый читает своё стихотворение о краске того или иного цвета и дарит художнику соответствующий цветок.

По - сыновьи влюблен

В мой, ничем не отмеченный,

Красноярский район.

Это - малая Родина,

К ней любовь горяча.

Свою песню - мелодию

Здесь поёт Кондурча.

Я всегда в окружении

И лесов, и полей,

Мой район от рождения

Стал судьбою моей.

Пусть дороги далекие

Меня вдаль позовут,

Часть души моей все-таки

Тут останется, тут.

И везде где бы ни был я,

Неизменно влюблен

В дорогой и любимый мой

Красноярский район.

Кл руководитель: - Послушайте, как о своей малой Родине отзывается наш местный поэт Шкода.

4 ведущий: - Читает стихотворение Шкоды (слайд о п. Коммунарском)

Кл руководитель

Прекрасно имя нашей Малой Родины - п. Коммунарский!! Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разлив реки Кондурча. А самое главное твой родной отчий дом, твоя семья.

5 ведущий: рассказ о своей семье (показ слайда)

Песня «Родительский дом» - заставка

6 ведущий: рассказ о своей семье (показ слайда)

Кл руководитель: - Ребята, кто еще может рассказать о своей семье, о ее традициях и обычаях? Можно рассказать о своих родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках. Ведь не случайно говорят семья - это семь Я.

(рассказы и презентации ребят, своих семей)

Кл руководитель: - Спасибо, ребята за интересные рассказы. Я вижу, что все вы знаете о традициях своей семьи, любите и почитаете своих родителей, бабушек и дедушек. И дай вам бог, чтобы вы пронесли эту любовь к родным и близким, любовь к своему Отечеству, к нашей Родине через всю свою жизнь.

Вот поэтому нашу страну мы зовем Отечеством, потому что в ней жили отцы и деды наши.

Родиной мы её зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов.

  • Вперёд >

Внекассное меропритие моя малая родина

Внеклассное мероприятие «Моя малая Родина»

Разработано учителем истории МОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области»

Цель мероприятия: -воспитать у учащихся стремление к овладению знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

Задачи мероприятия: - формирование чувства принадлежности и гордости, за свою малую Родину, своё село. -углубить представления учащихся о родном крае; Участники: Учащиеся школы, родители, администрация села, педагогический коллектив, жители села.

Подготовительная работа. Работа творческих групп над поиском материала по истории села; её жителях. Участие в конкурсе сочинений о своей малой родине (родном поселке, о природе родного края)Работа группы по оформлению стенда «История моего села»Участие в конкурсе рисунков «Моё село» Подготовка фотографий «Природа родного края»

Оформление. При оформлении используются стенд по истории села, выполненная учащимися «Моя школа», плакаты с высказывания великих людей о Родине. Выставка рисунков «Моё село». Дополняет оформление компьютерная презентация. Ход мероприятия.

1. Вступительное слово 1-го ведущего: У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…2.

Слово 1-го ведущего: Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. Сегодня мы с вами поговорил о нашей малой родине о селе Анастасьино Калининского района Саратовской области. (слайд заставка). Слова ведущих сопровождаются слайдами презентации.

1- й ведущий: Давайте познакомимся с историей нашего села. (Ведущие читает информацию со слайдов)

2- ведущий . Цитирует информацию со слайдов. Рассказывает о роде Хоненевых. Знакомит с гербом рода, с его элементами и их обозначением.

1- й ведущий. Цитирует информацию представленную на слайдах.

2-й ведущий. Работает с картой. Рассказывает о месторасположении села, соседних деревнях.

1-й ведущий: Сообщает о строительстве церкви.

2-й ведущий. 1-й ведущий. Цитирует слайды о развитии животноводства и растениеводства в селе.(Слайды 12-16)

2-й ведущий. А сейчас мы хотели бы вал представить «старожилу» нашего села, который расскажет нам о его работе на сельской ферме. (Рассказ жителя).1-й ведущий. Цитирует слайды об учреждениях работающих в селе (школа, детский сад, дом культуры и др) .

Слайды (17-24) 2-й ведущий. После трудовых будней жители села любили устраивать праздники. В которых принимали все жители села от мала, до велика. (Слайды -25-36) Показ слайдов этого раздела сопровождается исполнением песни Слова В. Лебедева-Кумача, Музыка И. Дунаевского, исполняет ученица 10 класса.

2-й ведущий. Жители нашего села принимали участие в Великой Отечественной войне. Многие из участников имели боевые награды. Слайды (37- 40)

1-й ведущий. Богата и разнообразна природа нашего края. В лесах много грибов и ягод. В водоёмах много рыбы. Слайды (41-50) Показ слайдов посвященных природе родного края сопровождаются стихами. Дети читают стихи.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

С. Есенин

В поле звон раздается лазоревый,

Льется с птичьими трелями в лад.

Почему-то в России особенно

Колокольчики нежно звучат.

Я. Козловский

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!

Вон вдали соломой крытые избушки,

И бегут над ними тучи вперегонку

Из родного края в дальнюю сторонку.

Белые березки, жидкие осины,

Пашни да овраги - грустные картины!

Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо

Что же к ним все тянет так неодолимо?

А. Плещеев

Топи да болота, синий плат небес.

Хвойной позолотой взвенивает лес.

Тенькает синица меж лесных кудрей,

1-й ведущий. А сейчас нам хотелось бы зачитать отрывки из сочинений, о родине, которые написали учащиеся нашей школы. 2- ведущий - Моя Родина -село Анастасьино. Здесь я родился и сделал свой первые шаги. С первых дней жизни меня окружает тепло и забота родных людей, согревают лучи жаркого солнца. И для меня нет места краше, чем мое село. Ведь здесь все мое, все равно.

Тараканов Н. 5 класс - Мы живем на земле, она наша кормилица. Большинство из нас после окончания школы должны оставаться в селе, приобретать сельскохозяйственную профессию. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. И эта ответственная задача ляжет на плечи нашего поколения. Мы должны учиться, трудиться, строить новую, счастливую жизнь. Я люблю свое село и с гордостью называю себя анастасинцем!

Осфальд А. 9 класс - Родина для меня - это память о истории моей страны. Родина для меня - это родная культура и стремление ее сохранить. И, конечно, родина - это моё родное село, его улицы и переулки, зимы и весны, его люди. Родина - это друзья и знаковые, моя семья. Родина - это память сердца обо всем, что было и со мной, и с моим народом.

Касимова Анна 10 класс

Заключительные слова ведущего.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою"С. Есенин

Ведущий: Эти стихотворением великого русского поэта нам хотелось бы закончить наше мероприятие.

Рефлексия. В заключении всем зрителям предлагается записать свои замечания и предложения по мероприятию и вложить их в урну. Так же предлагается зрителям проголосовать за лучший рисунок выставки «Моё село».

Моя малая РОДИНА - Ынырга

160 лет отметило мое село Ынырга Чойского района Республики Алтай

Сценарий Дня поселка «С любовью к людям и земле» Галя: Под большим шатром Голубых небес – Вижу – даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше тёмных туч Цепи гор стоят Великанами. Лера: По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. Посмотрю на юг: Нивы зрелые, Что камыш густой, Тихо движутся; Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается. Галя: Гляну к северу: Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится; Подымает грудь Море синее, И горами лёд Ходит по морю; И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную… Лера: Это ты моя Русь державная, Моя родина Православная! Широко ты, Русь, В красе царственной Развернулася! (звучит гимн Орла, поют дети) 18-00 Колокольный звон, встреча регаты хлебом с солью, благословление батюшки, Сударушка, коридор, приглашение гостей. Галя: Добрый день. Гости званные, желанные! Люди старые и молодые! Женатые и холостые! Милости просим на наш праздник! На праздник поселка Орел!! Звучат фанфары Галя: Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови. Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви. Малая родина или большая, - все это Родина только одна. В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.. Лера: Я знаю, есть большие города, Где оживленно жизнь ведет круженье. Но где бы ни был отдаю всегда Поселку я родному предпочтенье. Галя: И наш поселок – небольшой, неброский Мне не забыть, куда не денусь я … Бегут года. Как со свечки капли воска, Все это- жизнь, история моя.. Лера: На улицах проулках оживленье, И взгляды излучают добрый свет. И празднует поселок день рожденья И много радостных ему и долгих лет! Галя: Добрый день уважаемые Орляне и гости нашего праздника! Лера: (оба вместе) Здравствуйте!!! Галя: С чего начинается родина… большая или малая?… с простого слова «Здравствуйте»! Лера: Здравствуйте, значит будьте здоровы. Галя: Здравствуйте, значит будьте богаты трудовыми успехами, новыми домами и улицами, детьми и внуками! Лера: Здравствуйте, значит будьте счастливы каждый орлянин, каждая семья в отдельности и большая семья земляков вместе. Галя: Сегодня у нашего поселка праздник, а значит и наш с вами праздник тоже. Лера: С днем рождения, дорогой поселок и уважаемые земляки! (отбивка) Галя: Орлян и гостей праздника приветствует председатель поселкового совета Сергей Петрович Юшков. Для вас выступает образцово-показательный коллектив «Сударушка». Центр Славянской культуры предлагает посмотреть «Показательный бой» Лера: Есть такая народная мудрость «Где родился, там и пригодился»….Среди испытаний и трудов человек всегда обретал малую родину, которая нужна ему. И которой необходим он сам… своим талантом, своими делами, поступками, мыслями. Галя: Как часто мы произносим в жизни фразу « Мой дом - мое село». В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос, где начал свою трудовую деятельность… Для многих наш поселок стал родным и близким, особенно для людей старшего поколения. Здесь прошла их юность, трудовая зрелость, здесь выросли их дети и подрастают внуки … и может быть и они не изменят своей малой родине и будут жить и работать здесь, справлять свадьбы и воспитывать детей…. Лера: Иду по селу - мне навстречу улыбки, Знакомые, добрые лица, Сердца золотые- из золота слитки, Которыми можно гордиться. Галя: И каждом у- Здрасьте, и как дела, Знакомы мне многие с детства. С одними училась, с другими росла, С другими росла, или жила по соседству. Лера: Все дяди Вани и тети Даши, По детской привычке- без отчества. И все дорогие, родные все наши. И всех мне обнять так хочется. Вас поздравляет __________ Галя: Есть такая народная мудрость «Тот род хорош – где старикам уважение и почет … и тот праздник славен, где им главное место. Лера: На нашем сегодняшнем празднике нельзя не сказать о наших юбилярах. Они оставили яркий след в истории поселка. _________________________________ Галя: Мы желаем нашим юбилярам здоровья, благополучия, добра и мира. Галя: Слава людям, в труд влюбленным, Вдохновенным, окрыленным, Людям совести и чести, Чья работа всем видна. Так давайте нынче вместе Вспомним эти имена! Вручение благодарственных писем жителям села Лера: Давайте вспомним день вчерашний, Сегодня поглядим вокруг, Успехи ваши, счастье ваше – Все это дело ваших рук. Вокруг итог трудов упорных, А жизнь идет, а жизнь кипит, А сколько дел нерукотворных Еще вам сделать предстоит. Галя: Разве всех назовешь, кто у нас знаменит, Кто занят работой большой и серьезной. Всем тем, кто достиг этих славных побед, Наш низкий поклон и сердечный привет! (поклонились) Лера: А в подарок примите танец в исполнении _________________ Лера: Поселок Орел.Его не увидишь на карте мира, но оно так много значит для нас. Мы здесь живем, трудимся, справляем свадьбы, держим на руках своих первенцев, затем ведем их за руку в школу, а там внуки, правнуки. Такова жизнь. Галя: А детей – то у нас видимо – невидимо! Не знаешь, кто самый младший. Пока одного самым маленьким считаешь, глядь, уже другой народился, еще меньше. Прямо невозможно статистику вести! Лера: Вот сегодня у нас самых маленьких в поселке 13 человек Галя: Погодите, милые, я вот вас спросить хочу. Дитенок – то скоро разговаривать начнет, вопросы разные задавать, вы хоть книжки – то по педагогике читаете? А вот я сейчас проверю. А Винни – Пух – это свинья или кабан? (медвежонок) Она бывает в реке, в озере, в ухе, а в компоте не бывает. Что это? (рыба) Как маленькие дети называют нехорошую, противную вещь? (кака) Ладно, можно сказать, приготовились. Вот вам от нас подарочек, чтобы каки в доме небыло – младенцы этого не любят (пачка порошка ОМО). А ты, хозяйка энаешь хоть, почему этот порошок так называется? Нет? Слушай сюда, «Обувь Мой Отдельно», поняла? Ну, ступайте, с Галя: Жизнь Орлян многогранна: кто – то пишет стихи и музыку, кто – то, мастерит своими руками, а кто – то становится чемпионом, а кто – то устанавливает рекорды. И именно сегодня, в день посёлка, я предлагаю всем нам начать писать новую книгу рекордов. Но давайте назовём её не книга рекордов Гиннеса, а «Рекорд по – Орлински»! и сейчас у всех присутствующих на сегодняшнем празднике есть замечательная возможность осуществить свои мечты и разместить свои имена в нашей книге. Я думаю, что начать стоит с малого. Ну, например, с осиной талии. Кто хочет получить звание «Осиная талия» и побороться за статус «Мисс изящество» 2010 года, прошу подойти ко мне на нашу импровизированную сцену. Проводится конкурс на самую тонкую и толстую талию Орла. Измеряется сантиметром. Лера: Самое главное, что есть начало. Внимание, внимание! У кого из присутствующих самый большой размер ноги, тот получит наш приз и звание «Ножки мирового стандарта – 2010». Выбирают среди присутствующих победителя по самому большому размеру ноги. Галя: Нет, не мощная рука Без большого кулака! Давайте, узнаем, у кого из жителей нашего посёлка самый – самый большой кулак. Вы получаете звание «Кулачище 2010». По такому же принципу выбираются «Самый мощный торс», «Длинная коса», «Изящная ножка». Галя: А сейчас, я объявляю весёлые семейные старты и приглашаю на нашу сцену три спортивные семьи. Ну – ка, ребятишки, хватайте своих родителей и мигом сюда. (если родители не выходят, создать две команды по 7 человек). 1 этап: первый участник добегает до отметки, возвращаясь, берёт за руку второго участника. Вдвоём добегают и т.д. 2 этап: - Первый участник надевает обруч, бежит до отметки и обратно. К нему в обруч становится другой участник, затем третий и т.д. 3 этап: - Первый участник добегает до листа ватмана и рисует деталь на предложенную тему (велосипед). Возвращается к старту, передаёт фломастер, тот рисует следующую деталь и передаёт третьему и т.д. 4 этап: - Первый участник преодолевает этап на одной ноге, второй бежит с шаром, толкая его перед собой, третий катит мяч, не отрывая его от земли, четвёртый проходит этап с обручем. (Победившим вручаются призы) Галя: Дорогие земляки, уважаемые Орляне! Давайте останемся такими, какие мы есть, добрыми, отзывчивыми, с крепким характером, с большим трудолюбием и уважением к себе и ближним. Лера: Пусть живут у нас шутки и песни, живут дни рождения наши, отцов и дедов наших, детей и внуков наших, а значит и дни рождения поселка, где мы родились, где мы живем и трудимся. Галя: Жива наша малая Родина, а значит вместе с ней и мы. Лера: Сколько хорошего узнали мы сегодня про земляков. Им улыбались, поздравляли, дарили море добрых слов Галя: Живем единою семьею мы здесь вторую сотню лет Национальностью любою гордится тельмановцев цвет. Лера: Дружны в краю нашем народы, мы убедились в том не раз. Не дни связали нас, а годы, сама земля сроднила нас. Галя: Пусть будут счастливы все люди, отцы. Детишки, старики. Мы были, есть, и вечно будем, родные наши земляки. Галя: На этом праздник наш не заканчивается, но мы прощаемся с вами, до свидания, друзья, до новых встреч! Лера: Да ты чего, кто же так прощается?! Галя: А как? Лера: А вот так! В честь праздника нынче друзья развлечемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Клянемся! Лера: Но завтра с утра на работу вернемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: При встрече знакомым, друзьям улыбнемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: За повод хороший сегодня упьемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: На радость большую без драк разойдемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: Данную клятву не забывать! За наше село – кубки поднять!

Фестиваль «Веер из песен и слов». Село Урейск. 2017 год. Февраль.

Сценарий концерта «Живи, мое село!»

ФАНФАРЫ.

Добрый день, дорогие земляки!

Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня на вашей сцене вас приветствуют и дарят вам свое искусство любители творчества из Нарасуна!

Мы рады приветствовать жителей Урейска, организаторов и участников межпоселенческого фестиваля «Веер из песен и слов»!

ПЕСНЯ «Живи, село родное!». Музыка и слова А. Ванюкова. Исп. Вокальная группа

Тоскую я о Родине своей:

Мне кажется, что нет земли дороже.

Мой край неприхотливых тополей,

Где даже жизнь сама намного строже.

Во все века, в любые времена

Мы Родину, как мать, не выбираем

Дается волей Божьей нам она,

Рождаемся на ней и умираем.

Нашу программу сегодня мы посвящаем нашей малой родине, нашему родному селу Нарасун.

2017 год – юбилейный для нашего села, Нарасуну исполняется 290 лет! А продолжает нашу программу самая маленькая участница концерта

Румянцева Юлия с песней композитора Костина «Ягода малина, ягода черника»

Когда – то давно, около трех веков назад, в пойме Онона появились русские казаки, они основали наше село.

А эти приононские места были тысячелетней обителью местных народов. И с тех пор началась многовековая история соседства, совместной деятельности, близкого сосуществования двух народов.

Трухины, Перфильевы начало заложили,

Появился Нарасун, и люди здесь зажили.

Сеяли, пахали, и скот растили дружно,

Братскою семьею жить им было нужно.

ПЕСНЯ Анны Петряшевой «Я устала ». Исполняет Лиля Мальцева

Название нашего села имеет бурятские корни, а историю Нарасуна писали все вместе и русские, и буряты.

В трудном совместном сосуществовании летели месяцы, годы, сменяли друг друга поколения. Происходило взаимопроникновение элементов культуры, быта, языка.

Заимствование, взаимообогащение опытом, совместный труд на благо Отечества, совместная защита рубежей стали факторами сплочения народов. И сейчас в Нарасуне живут русские и украинцы, буряты и хамнигане, литовцы и белорусы, всего около 20 – ти национальностей.

Панина Алина «Художник». Муз. Надежды Лисяковой

У каждого есть в сердце уголок,
Что дорог нам от самого рожденья.
На перепутье жизненных дорог
Лишь только там найдём мы исцеленье.

У каждого есть в жизни свой причал
И отчий дом, что тянет нас магнитом.
Ведь это он - начало всех начал
И двери там для нас всегда открыты.

Музыка и слова Анны Петряшевой «Рыжий кот». Исполняет Пермякова Дарья.

Взаимная деятельность в ходе освоения нашего сурового края научила наши народы терпению, взаимопониманию, дружелюбию, уважению к традициям и обычаям соседей. Вот и в 21 веке мы пытаемся возрождать традиции наших народов, празднуем Сагаалган и Масленицу. С Масленицей вас поздравляет Татьяна Блажевская!

Русская народная песня в обработке Н. Барулина «Как на масляной неделе». Поет Блажевская Т.

Село моё на краешке земли.
Здесь всё, до каждой мелочи, знакомо.
Куда б меня пути не завели,
Я вспоминаю с нежностью о доме.
Здесь не заметишь дивную красу.
Оно как все обычные селенья.
Село моё родное Нарасун-
Моя опора и моё спасенье.

И люди здесь обычные живут.
Как ты и я - с душою нараспашку.
Веселье уважают, любят труд,
С плеч отдадут последнюю рубашку.

ТАНЕЦ «Ой, ты, роза!». Исполняет танцевальная группа «ФАНТАЗИЯ».

Главной ценностью нашего села были и остаются его жители. Те, кто родился и вырос на этой земле или те, кто когда – то приехал, и остался. Много славных имен хранит история Нарасуна, каждый внес свой пусть небольшой вклад и в развитие родного села, свой трудовой вклад на благо нашей Родины.

ПЕСНЯ из репертуара группы «Рождество» «Так хочется жить». Исполняет Топорков В.

Наши односельчане, земляки – нарасунцы живут в разных землях России, ближнего и дальнего Зарубежья. И, конечно, есть те, кто когда – то покинул родные края, но не забывает их. Среди них Светлана Струкова – Комогорцева, член Союза писателей России. Это ее стихи сегодня звучат в нашей программе.

Светлана Струкова – Комогорцева «Вот уехать бы назад в деревню».

Читает победитель конкурсов художественного чтения Ирина Пушникова

На сегодняшний день в Нарасуне проживает больше 1000 человек! Половина из них - представители старшего поколения, около трехсот - молодежь и подростки, 119 учащихся обучаются в Нарасунской средней школе, 60 воспитанников посещают детский сад!

Когда заденет память за живое,
Почувствую в душе звучанье струн.
Вернусь я вновь в далёкое - былое –
В селение с названьем Нарасун.
Оно сегодня стало мне далёким,
Там нет уже местечка для меня.
Но без него я в жизни одинока,
Я без села, как печка без огня.

Песня «На радостях». Автор Опанд Кидс. Исполняет Смирнова Диана.

Так хочется вернуться снова в детство,

Пусть ненадолго. Просто, понарошку.

Чтоб пропустить былое через сердце,

Как будто в дом свой заглянуть в окошко.

А там, в печи буханки в пол-обхвата

И калачи у самовара горкой.

Там мама деревянною лопатой

Хлеб вынимает с аппетитной коркой.

Витает хлебный запах в нашем доме…

Вдруг слышу я сквозь серое окошко

Мелодию до боли мне знакомую-

Опять поёт отцовская гармошка.

Русская народная песня «Маков цвет». Исполняет Мальцева Лилия.
Они, как прежде, снова встали в строй
С живыми рядом, стройными рядами.
И на параде каждый здесь – герой,
Их подвиги – всё значимей с годами.

На обновлённых фото – ясный взгляд,
И все ещё – такие молодые.
Их миллионы - в том строю солдат,
И все они сегодня, как живые.
Солдаты не уходят в никуда,
Они – в сердцах навеки
вместе с нами.
И вот они опять через года
Идут с родными стройными рядами.

За годы Великой Отечественной войны из нашего села ушло на фронт более 200 воинов. Наши земляки сражались на всех фронтах, в битвах под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и при форсировании Днепра, при освобождении Праги и штурме Берлина. Великой ценой досталась Победа. Нет в нашем селе двора, семьи, которых бы не коснулось чёрное крыло войны: более 100 воинов не вернулось домой. Они погибли, пропали без вести, умерли от ран в госпиталях. Их имена высечены на мемориальных досках, на памятнике, установленном в парке села.

Андрей Дементьев «Баллада о матери». Читает Тудиярова Валентина.

Дорога лентой вьётся между сопок,
Открыв глазам невиданные дали.
А светит в небе синем и высоком
Такое солнце только в Забайкалье.
Душа поёт, распахнутая настежь
И впитывает каждое мгновенье.
На свете есть, конечно, земли краше,
Но Забайкалье - в сердце от рожденья.

Суровый край, не спорю, только грусти
В людских глазах отыщите, едва ли.
Не напоив вас чаем, не отпустят -
Такой закон негласный в Забайкалье.
Всё здесь другое, всё совсем иначе:
И люди, и природа. Край мой древний,
Быть может, потому душа и плачет-
Она другого, просто, не приемлет.

«Россия». Песня композитора С. Лапшаковой. Исполняет Панина Алина.

Кружится аист в небе синем,
Расправив сильные крыла.
Сегодня над моей Россией
Опять звонят колокола.
Я этот звон, как голос свыше,
Что к нам доносится с небес,
Могу лишь только сердцем слышать,
И нет таинственней чудес,

Когда внимаю этим звукам,
Что над землёй со всех сторон.
В счастливый миг и в миг разлуки,
Как песня жизни – этот звон.
Тот звон разносится повсюду,
Как неподкупная молва:
Россия есть, Россия будет,
Она, по - прежнему, - жива!

Музыка В. Левашова, слова Н. Палкина «Ты цвети, Россия!». Исполняет вокальная группа.

В сценарии использованы стихи Светланы Струковой – Комогорцевой.

http://www.stihi.ru/avtor/svetlunya