Что написала астрид линдгрен для детей. Эпатажная Астрид Линдгрен

Астрид Анна Эмилия Линдгрен - шведская писательница, автор известных книг «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» и тетралогии про Пеппи Длинныйчулок.

Родилась 14 ноября 1907 года в городке Виммербю на юге Швеции, в семье крестьянских фермеров. Как утверждала сама писательница в автобиографическом сборнике «Мои выдумки» (1971), у нее было счастливое детство, полное игр и приключений. Окончив среднюю школу, Астрид недолго проработала журналисткой в местной газете, а затем уехала в Стокгольм, где училась на стенографистку. Параллельно она работала по специальности. Вскоре она удачно вышла замуж за Стуре Линдгрена. На тот момент у нее уже был маленький сынок Ларс.

Сразу после замужества Астрид оставила работу, чтобы заботиться о сыне и о новорожденной дочке Карин (1934). По словам писательницы, ее первая повесть-тетралогия, «Пеппи Длинныйчулок» (1945) вышла в свет именно благодаря дочери. Когда девочка заболела, ей пришлось каждый вечер рассказывать всякие истории. Так, однажды Карин заказала историю о Пеппи Длинныйчулок, имя которой выдумала на ходу. Книга имела ошеломительный успех. Домохозяйке Астрид сразу же предложили работу в детском издательстве и присудили несколько премий. Сегодня ее произведения переведены на многие языки в 60 и более странах мира. История про Карлсона также появилась благодаря дочери, которая часто рассказывала о загадочном человечке, влетающем в окно.

Помимо детских книг, писательница иногда создавала романтические истории, например, «Братья Львиное Сердце» (1979), а также детские детективы и плутовские повести об Эмиле из Лённеберги. Астрид Линдгрен стала первой детской писательницей в своей стране, получившей премию за достижения в области литературы. Наибольший творческий расцвет писательницы выпал на 1940-1950-е годы. Одной из лучших работ Линдгрен была повесть-сказка об одиноких и заброшенных детях «Мио, мой мио» (1954). В свободное от писательства время, она вела различные ток-шоу и викторины на шведском телевидении и радио.

Астрид Анна Эмилия Линдгрен (1907-2002) - шведская писательница, сочиняла преимущественно рассказы для детей. Её знают и любят во всём мире благодаря произведениям «Пеппи Длинный чулок» и «Карлсон, который живёт на крыше». Читатели из стран бывшего СССР смогли наслаждаться чтением этих книг благодаря переводу Лилианны Лунгиной. Астрид Эрикссон (фамилия при рождении) родилась 14 ноября 1907 в шведской провинции Смоланд.

Счастливое детство

Будущая литераторша появилась на свет в семье небогатых фермеров. Её отца звали Самуэль Август Эрикссон, матерью была Ханна Йонссон. Девочка неоднократно слышала романтичную историю своих родителей: они дружили с детства и только через много лет осознали свои чувства друг к другу. После 17 лет знакомства они поженились, после свадьбы молодожёны поселились в пасторской усадьбе на окраине Виммербю.

Анна Эмилия выросла в большой семье, у неё был старший брат Гуннар и две маленьких сестры. Их звали Стина и Ингегерд. О своём детстве сочинительница вспоминала с улыбкой, называла его «веком лошади и кабриолета». Родители постоянно рассказывали своим детям увлекательные сказки, приучали им любовь к природе. Астрид начала читать в юном возрасте благодаря своей подруге Кристин.

Многие истории и персонажи Линдгрен берут начало из её детства. Восхитительная природа хутора Нэс навсегда оставила свой отпечаток на мировоззрении девочки. Зелёные холмы, озера с фиалками, древние развалины и лесные пейзажи пробуждали мировоззрение, заставляли её поверить в сказку даже в относительно взрослом возрасте. Астрид любила играть со своими детьми, она лазила с ними по деревьям, бегала по парку, получая от этого невероятное удовольствие.

Первые произведения

Едва научившись грамоте, девочка начала писать рассказы. Её сочинения пользовались успехом, уже в начальном классе был опубликован первый рассказ «Жизнь в нашей усадьбе». Читатели называли её виммербюнской Сельмой Лагерлеф, но Анна не воспринимала всерьёз столь серьёзное сравнение, считала его незаслуженным.

В 16 лет, окончив школу, Эрикссон устроилась работать репортёршей в местную газету. Одновременно с этим она получила образование стенографистки. Через год девушка обрезала волосы, затем забеременела, не находясь в браке. Жители маленького городка негативно восприняли дерзкое поведение Астрид, из-за этого она уже в 1926 г. переехала в Стокгольм. Рождённого сына пришлось отдать в приёмную семью, поскольку писательница была слишком бедной и не могла заниматься его воспитанием.

После переезда в столицу девушка окончила курсы секретарей. Она сменила несколько разных мест работы, в результате устроившись в Королевское общество автолюбителей. Именно там и произошло знакомство литераторши со Стуре Линдгреном, её будущим мужем. В апреле 1931 г. они заключили брак, спустя три года появилась на свет дочь Карин. После её рождения Астрид оставила работу, посвятив себя домашнему хозяйству. Также она смогла забрать своего сына Ларса из приёмной семьи.

Подарок дочери

Несмотря на замужний статус, писательница не хотела отказываться от любимого дела. Периодически она сочиняла сказки для семейных журналов, публиковалась в газетах и рождественских календарях. Также Линдгрен редактирует книги на дому, исполняет обязанности секретарши. Из-за своего живого и неугомонного характера женщина никогда не думала, что сможет стать полноценной литераторшей.

В 1944 г. Карин слегла из-за воспаления лёгких. Долгими и холодными стокгольмскими ночами мать сидела возле её кровати, рассказывая истории. Однажды девочка попросила сочинить сказку о Пеппи Длинный чулок. Астрид начала придумывать её на ходу, отталкиваясь от необычного имени героини. В течение нескольких месяцев женщина рассказывала дочери об увлекательных приключениях Пеппи и её друзей.

В марте 1944 г. литераторша сломала ногу. Она пролежала в постели несколько недель, стенографируя истории о рыжей девочке с косичками. Позже она подарила Карин на день рождения книжку, в которую вошли эти рассказы. Также сочинительница отправила рукопись с иллюстрациями в издательство «Боньер», но ей отказали в печати.

В этом же году Астрид участвует в конкурсе на лучшую книгу для девочек, проводимом издательством «Рабен и Шегрен». Благодаря этому она получает премию за повесть «Бритт-Мари изливает душу» и договор на публикацию. В 1945 г. именно это издательство и выпускает книгу о Пеппи Длинный чулок. Писательница устраивается туда на работу в качестве редактора детской литературы, там она оставалась до пенсии. В 1952 г. умирает Стуре, супруг писательницы. До конца своих дней она не выходила замуж, довольствуясь обществом детей и внуков.

Творческая активность

В 1940-1950 гг. Линдгрен пишет сразу несколько книг, каждая из которых становится невероятно популярной среди читателей. В 1946 г. появляется повесть о сыщике Калле Блюмквисте, с её помощью писательница старалась заменить триллеры с обилием насилия. В 1954 г. литераторша затрагивает проблему одиноких детей в сказке «Мио, мой Мио».

Карин подсказала маме идею для ещё одного произведения. Однажды она поделилась с писательницей историей о маленьком пухлом человечке, влетающем в комнату, когда девочка остаётся одна. Он был весёлым, но прятался за картину, едва увидев взрослых. Так появилась книга о Карлсоне, живущем на крыше. В первоначальной версии рассказа мужчину звали Лильем Кварстен.

В 1968 г. в Московском театре сатиры состоялась премьера постановки о Карлсоне. В это же время на телевизионных экранах появляются мультики о забавном персонаже. В 1969 г. Королевский драматический театр Стокгольма запускает свою инсценировку бессмертного произведения Линдгрен, хотя это было нетипичным для того времени. После грандиозного успеха шведского спектакля театры по всему миру начали создавать свои версии «Карлсона».

Во всём мире литераторшу знали благодаря постановкам по мотивам её книг, но в родной Швеции популярностью пользовались фильмы и телесериалы. Ещё в 1947 году на Рождество состоялась премьера экранизации повести о Калле Блюмквисте. Спустя два года на экранах можно было увидеть первую киноленту о Пеппи Длинный чулок, впоследствии вышло ещё три картины. Режиссёр Улле Хельбум за 30 лет создал 17 фильмов, основанных на сюжетах книг Линдгрен.

Общественная деятельность

В 1976 г. Астрид написала открытое письмо налоговым органам. Эта сказка называлась «Помперипосса из Монисмании», там писательница раскрывала варварскую политику правящей партии. Она всегда исправно платила налоги, но не собиралась мириться с несправедливостью, когда у неё потребовали отдать 102% доходов. После публикации на первой странице газеты «Экспрессен» сказка вызвала резонанс, в итоге закон изменили в пользу плательщиков.

Именно благодаря Линдгрен Швеция стала первой страной, на законодательном уровне запретившей насилие в адрес детей. Женщина всегда боролась за права слабых и беззащитных, в 70-х годах она развернула огромную кампанию против жестокости по отношению к животным. В результате этого в 1988 г. был принят «закон Линдгрен». Писательница не была до конца удовлетворена, поскольку в законе присутствовали расплывчатые формулировки, а взыскания были слишком мягкими.

Также сочинительница придерживалась собственной точки зрения насчёт воспитания. Она стремилась воспринимать каждого ребёнка как отдельно взятую личность со своими эмоциями и проблемами. Женщина увлекалась психологией, старалась описывать все ситуации с точки зрения детей.

Примечательно, что литераторша никогда не планировала зарабатывать на своём творчестве. В первую очередь она писала для себя, «развлекала внутреннего ребёнка». Женщина принципиально отказывалась сочинять что-либо для взрослых, ей хотелось сохранить свою непосредственность и простоту повествования. Своим творчеством Астрид мечтала утешить детей, помочь им справиться с неприятными и болезненными ситуациями.

Другие достижения писательницы

В 1957 г. Линдгрен получает премию за литературные достижения, став первой детской писательницей, удостоенной этой награды. После этого её неоднократно выделяли, однако больше всего женщина ценила две медали Г.К. Андерсена, врученные ей в 1958 и 1986 годах. Астрид признавали самым читаемым автором, а в центре Стокгольма до сих пор стоит памятник в её честь. В 1950-1960 годах женщина регулярно появляется в ток-шоу на радио и телевидении.

В 1997 г. литераторша стала человеком года в Швеции, хотя она крайне иронично отнеслась к этой награде. Все её подруги умерли, в 1986 погиб и сын Ларс. Астрид осталась одна, она плохо видела и слышала, но старалась вести активный образ жизни. Каждый год Линдгрен ездила за границу с дочерью, внуками и правнуками, продолжала давать интервью, отвечала на письма поклонников. Она помогала людям не только морально, но и материально.

Женщина никогда не хотела обычной унылой жизни пенсионеров, предпочитая наслаждаться последними днями, отведёнными ей. Двадцать восьмого января 2002 года писательница умерла. Её кандидатуру выдвинули на мировую Нобелевскую премию посмертно.

Всего за свою жизнь Астрид написала более 80 произведений разных жанров, её книги были переведены на 91 язык. Она посвятила одну повесть истории знакомства и любви своих родителей, также были выпущены автобиографические очерки. Но большинство рассказов было адресовано юным читателям, поскольку сочинительница считала всех людей в какой-то степени детьми.

Шведская детская писательница Астрид Линдгрен (урожденная Анна Эмилия Эрикссон) родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд, в семье фермера.

По окончании средней школы Астрид занялась журналистикой и работала в местной газете Wimmerby Tidningen . Затем она переехала в Стокгольм, получила образование стенографистки.

В декабре 1926 года у Астрид родился сын Ларс. Из‑за неимения средств к существованию и отсутствия работы молодой маме пришлось отдать сына в семью приемных родителей в Данию.

В 1927 году она устроилась секретарем в контору Torsten Lindfors .

В 1928 году Астрид получила работу секретаря в Королевском автомобильном клубе.

В апреле 1931 года она вышла замуж за своего шефа Стуре Линдгрена и взяла фамилию мужа.

После замужества Астрид Линдгрен смогла забрать сына, которого ее супруг усыновил. Она полностью посвятила себя заботам о Ларсе, а затем и о родившейся в 1934 году дочери Карин. Урывками бралась за секретарскую работу, сочиняла сказки для семейных журналов и рождественских календарей.

В 1944 году Линдгрен приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном издательством "Рабен и Шегрен" и получила вторую премию за повесть "Бритт‑Мари изливает душу" и издательский договор на ее публикацию.

Астрид Линдгрен шутя вспоминала, что одной из причин, побудивших ее к писательству, стали холодные стокгольмские зимы и болезни маленькой дочки Карин, которая все время просила маму о чем‑нибудь рассказать. Именно тогда мама с дочкой придумали озорную девочку с рыжими косичками Пеппи Длинный чулок. Рассказы о Пеппи позже вошли в книжку, которую Линдгрен подарила дочке в день рождения, а в 1945 году первая книга о Пеппи была опубликована в издательстве "Рабен и Шегрен".

1940‑1950‑е годы - расцвет творческой активности Линдгрен. Она написала трилогию о Пеппи Длинный чулок (1945‑1952), повести о сыщике Калле Блюмквисте (1946‑1953).

Книги Астрид Линдгрен переведены на 91 язык мира. Наиболее популярные сюжеты, связанные с девочкой Пеппи Длинный Чулок и Карлсоном, легли в основу многих театральных постановок и экранизаций.

По всему миру , созданных писательницей.

Вскоре после кончины писательницы в 2002 году шведским правительством в целях содействия развитию детской и юношеской литературы была - одна из самых крупных в области литературы для детей и подростков. Сумма денежного вознаграждения составляет 5 миллионов шведских крон (500 тысяч евро).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Биография Астрид Линдгрен, легендарной писательницы (в девичестве Эрикссон), началась 14 ноября 1907 года. Благодаря её таланту мир обрёл образы Карлсона, сыщика и озорной девчонки Пеппи.

Сама писательница чем-то походила на своих персонажей. По воспоминаниям знакомых, она с легкостью располагала к себе всех, с кем общалась. Ей многие писали письма. Астрид умудрялась вести переписку с великим множеством людей, несмотря на занятость, отвечая на каждое послание самостоятельно.

Астрид Линдгрен, краткая биография которой описана в статье, всю жизнь поклонялась исключительно религии детства, детворе и их историям.

Эрикссоны - дружная семья

Ранние годы будущей писательницы прошли среди колоритных пейзажей хутора Нэс, близ маленького городка Виммербю (лен Кальмар), в южной Швеции.

Родителей Астрид звали Сэмюэль и Ханна. Они встретились, будучи подростками, Ханне к тому времени едва исполнилось 14. Их детский роман продолжался еще 4 года и закончился браком. По словам Астрид, чувства её родителей были сильнее, чем в книжных историях о любви, они жили душа в душу, много смеялись и шутили, никогда не ссорились. Позже она опишет роман родителей в одном из своих произведений.

В семье Эрикссон баловство прощалось каждому из 4 детей, при условии, что те и трудиться будут с не меньшим азартом. Так и было — дети охотно помогали родителям по хозяйству. Астрид с 6 лет работала на ферме. Свободное время она посвящала играм, некоторые из своих детских забав позже воссоздав в книгах.

Вскоре началась школьная пора, и любимыми занятиями стали учёба, музыка и литература.

Астрид Линдгрен: биография

Автор таких детских книг, как "Карлсон, который живет на крыше", "Пеппи Длинныйчулок", "Мио, мой Мио", "Знаменитый сыщик Калле Блумквист", "Эмиль из Лённеберги", "Кати в Париже" и других, училась в школе великолепно. Особо яркие достижения имела в области языков и литературы. Её сочинение даже разместили в газете. С тех пор за девочкой закрепляется шутливое прозвище: «Сельма Лагерлеф из Виммербю».

В аттестате также подметили одарённость выпускницы в рукоделии, сделав педагогическое заключение о том, что она станет прекрасной женой и хозяйкой.

Однако та не торопилась замуж и, окончив школу, поступила на работу в окрестную газету репортёром. В это же время в жизни юной Астрид появились кинематограф, джаз и короткая стрижка, возмутившая пуританское общество хутора Нэс. По-настоящему шокирующее местных соседок событие произошло чуть позже: едва достигнувшая 18-летнего возраста девушка сообщила семье, что беременна. Биография Астрид Линдгрен (тогда еще Эрикссон) дала крутой поворот.

Стокгольмский период

Астрид не любила распространяться на тему личности отца своего ребёнка, она никогда не говорила об этом. Существует версия, что им был редактор газеты, в которой девушка трудилась — Аксель Блумберг. Правда это или вымысел, но замуж Астрид не вышла, предпочтя оставить посрамленную семью и перебраться в Стокгольм. Хотя родители и встали на ее сторону и не хотели отпускать от себя, заявив, что во всем готовы помочь юной маме и уже любят будущего внука.

Новая хозяйка из сочувствия к Астрид оставила родившегося ребёнка у себя на время, пока его мать встанет на ноги. Под давлением обстоятельств Астрид была вынуждена уехать в Швецию на заработки, но она устремляется к своему малютке Ларсу каждый раз, как удаётся выкроить немного времени.

Замужество

В череде нескончаемых разъездов из одной страны в другую в 1928 году Астрид попала на собеседование в Королевский автомобильный клуб и была принята на должность секретаря. Теперь её финансовое положение обрело стабильность, но малыш-сын по-прежнему оставался в Дании. На помощь внезапно пришли Сэмюэль и Ханна, давно искавшие, как связаться со своей дочерью. Так малыш Ларс познакомился с бабушкой и дедушкой, и стал жить в одной стране с матерью.

Получив временную передышку, Астрид даже не успела опомниться, как над сыном нависла страшная опасность. Ему потребовалось специальное лечение, на которое Эрикссоны попросту не имели денег. Ради спасения ребёнка Астрид смирила гордость и отправилась за помощью к своему начальнику по имени Стуре Линдгрен, и он не отказал. А Астрид взамен увековечила его имя.

Биография Астрид Линдгрен пополнилась новым событием: она стала женой Стуре. После замужества ушла со службы и с головой погрузилась в семейные хлопоты, как и напророчили ей в педагогическом заключении. Стуре официально оформил отцовство на Ларса, а Астрид спустя некоторое время родила дочь Карен.

Пеппи лечит Карен

В 1941 году Астрид с мужем и детьми переехала на новую квартиру, и Карен вдруг заболела пневмонией. Терапия не давала положительного результата. Астрид ночами напролет сидела с дочерью и от безысходности начала рассказывать ей истории. Карен внезапно заинтересовалась и даже назвала героиню Pippi Langstrump, которую в переводе на русский назовут Пеппи Длинныйчулок. Астрид без труда дополнила образ и ввела несколько новых персонажей — друзей для Пеппи. Карен поела, приняла пилюли, и её щеки порозовели, а биография Астрид Линдгрен еще раз дала крутой поворот. Астрид выдумывала все больше и больше историй о Пеппи, и необычное средство принесло плоды. Карен начала выздоравливать, а её мама, сроднившаяся с непоседой Пеппи, начала переносить свои сказки на бумагу.

Копии законченной рукописи очутились на столах редакторов. Все, как один, ужаснулись невоспитанности главной героини и поспешили ответить автору отказом. Астрид это не сломило. Она продолжила творить и со своим произведением «Брит Мари изливает душу» удостоилась на конкурсе второй премии знаменитого издательства и права на издание повести.

Первая часть трилогии о Пеппи явилась миру позже, в 1945 году. Это событие стало триумфальным входом Астрид Линдгрен (биография, книги автора описаны в статье) в литературу для детей.

В самом расцвете творческого пути

С момента первой публикации книги выходят с завидным постоянством на радость поклонникам. Спустя 10 лет с выхода «Пеппи...», в 1955, на книжных прилавках появляется первая книга трилогии о Карлсоне. Астрид готова была поклясться на сказке о Пеппи, что лично знает забавного человечка с пропеллером. Карен же вспоминает, что история о Карлсоне выросла из небольшого рассказа, в котором летающий господин Шварб познакомился с мальчиком, чтобы скрасить тому серые дни тяжелой болезни.

В 1957 году Астрид Линдгрен становится обладательницей премии за литературные достижения. Она - первая из авторов детских книг.

Жизнь после творчества

К 1980-м годам Астрид завершила писательскую карьеру, но не ушла на покой. Её сын Ларс говорил, что мать не только в молодости предпочитала чинным беседам на лавочке в компании других родительниц шумные игры с ватагой малышни, но сохранила свои повадки и в преклонном возрасте. В один из дней озадаченные зеваки обнаружили Астрид на дереве, а та спокойно подметила, что нет официального запрета на такой вид досуга для стариков.

Благотворительная деятельность

Но помимо развлечений, у Астрид было много забот. Все её средства, накопленные за годы творческой деятельности, уходили на борьбу с несправедливостью и попустительством правительства. Переписываясь с поклонниками, она узнавала, кто нуждался в помощи.

Астрид проспонсировала открытие специализированного центра для детей с ограниченными возможностями. С её подачи в 1988 году принят «Закон Линдгрен», защищающий животных, в Европе принят закон о защите несовершеннолетних граждан.

Благотворительная деятельность писательницы не могла остаться без отклика общества. На все поощрения своих заслуг Астрид реагировала с незлой иронией. Например, уже страдая ухудшением слуха и зрения, она, изучая возведенный в свою честь монумент руками, в конце резюмировала: «Похожи». Когда же маленькой планете дали её имя, Астрид и вовсе шутливо заявила, что теперь может называться Астероидом. Сограждане признали свою любимицу Человеком года почти перед её смертью, а она дала им совет подумать в другой раз, кого выбрать на эту роль, чтобы никто не решил, будто все в Швеции стары, глухи и незрячи.

Астрид Линдгрен ушла из этого мира в возрасте 94 лет, в 2002 году, 28 января. Долгую жизнь она завершала в пустой квартирке, успев похоронить не только Стуре, но и Ларса.

Кандидатура писательницы посмертно была выдвинута на Нобелевскую премию.

Жизнь после Жизни

За достижения в профессиональной сфере именем Астрид Линдгрен, биография которой описана в статье, названа премия её родного издательства. Её дочь продолжает развивать социальные идеи матери.

Даже после смерти писательница дарит свой волшебный мир — в Стокгольме есть музей «Юнибакен», где в числе всего прочего можно заглянуть в домик Карлсона, пока тот улетает пошалить.

Огромное число детей по всему миру продолжают открывать удивительный мир Астрид Линдгрен. Краткая биография для детей будет так же интересна, как и для взрослых почитателей ее таланта. Несмотря на разницу во вкусах, каждый в ее книгах находит персонажа по себе. Так, к примеру, в России наиболее популярен Карлсон, а в Швеции он и вполовину так не любим, как Пеппи.

Биография Астрид Линдгрен для детей и взрослых содержит немало интересных фактов. Например, как-то у создательницы обоих этих героев спросили, что нужно, чтобы книга понравилась читателю. Астрид ответила, что у неё нет каких-то особых рецептов, книга для детей должна попросту быть хорошей. Она всего-то хотела, чтобы дети смеялись и веселились.

Астрид Линдгрен, биография, книги которой будут интересны ее поклонникам еще многие годы, оставила после себя богатое наследие: 52 произведения, многие из них были экранизированы.

Приятно рассказывать о действительно светлых и цельных творческих людях, обогативших окружающий мир яркими красками. Одной из них является Астрид Линдгрен, биография которой, к сожалению, искажена многими мифами. Ее сочинения переведены более чем на 100 языков, а незаурядная личность продолжает привлекать внимание. Интерес к ней не ослабевает, поскольку и в наше время исследователи находят ее неопубликованные рукописи.

Детство, семья

Астрид росла в дружной, доброй и трудолюбивой семье, воспитывающей четверых детей. Малыши обожали своего отца, Самуэля Августа Эрикссона, уважаемого сельского пастора и владельца живописного хуторка, который был чудесным рассказчиком. Возможно, благодаря посеянным им зернам художественного вымысла, кроме всемирно известной писательницы, также две ее младшие сестры, Стина и Ингрид, стали журналистами.

Мама героини нашего рассказа, Ханна Йонсон, была идеальной мамой и рачительной хозяйкой, для каждого из своих детей Ханна была словно солнышко. С благодарностью всегда вспоминает свои детские годы Астрид Линдгрен. Биография любого ребенка, по ее мнению, для его же блага и дальнейшего развития должна содержать строки, повествующие об общении с природой. Свое же детство Астрид вспоминает с благодарностью родителям двумя словами: защищенность и свобода.

Дом родителей Линдгрен, легендарный гостеприимный в деревне Вимемрбю, сердцем которого была кухня с великолепной печью, стал нынче знаменитым шведским музеем. Читательский интерес к писательнице и сейчас не ослабевает.

Юность

Когда ее журналисты спрашивали, какой период жизни самый несчастный: "Юность и старость", - отвечала Астрид Линдгрен. Биография ее подтверждает это утверждение. Внутренняя неуверенность юности заставляла девушку самоутверждаться. Она первой в поселке обрезала косу и стала для оригинальности надевать мужской костюм.

Талантливая девушка устроилась работать за 60 крон в месяц в местную газету. Именно владелец этой газеты Райнхольд Блумберг, который на то время разводился со своей супругой, соблазнил ее. С его стороны, на то время отца семерых детей, это был, несомненно, аморальный проступок. В результате девушка оказалась в положении. И биография Астрид Линдгрен с этого времени отличается не только нюансами взросления. В жизни будущей писательницы действительно настали непростые времена.

Рождение сына

В то время в Швеции матери-одиночки были практически вне закона: мало того что им не была положена даже минимальная социальная защита, у них зачастую решением суда отбирали детей.

Дочь пастора, чтобы скрыть беременность вне брака от строгой протестантской паствы, по согласию с родителями уехала рожать в соседнюю Данию, в Копенгаген. Проживавшие там родственники помогли найти ей для родов клинику, а также приемную маму для появившегося на свет сына Ларса. Отдав ребенка на попечение чужим людям, о чем она потом всю жизнь жалела, сама мама уехала в Стокгольм в поиске работы, мечтая вернуть себе сына.

Обучаясь, а затем работая машинисткой и стенографисткой, едва накопив достаточную сумму, спешила поехать к Ларсу Астрид Линдгрен. Биография писательницы особенно непроста и трогательна. Мама душой ощущала беззащитность и одиночество ребенка, на выходные приезжая в Данию, она видела эти грустные глаза. Позже это впечатление найдет отображение в книге «Расмус-бродяга».

Замужество

В Стокгольме Линдгрен работала в королевском обществе автомобилистов. Начальником этой организации был ее будущий муж Нильс Стуре Линдгрен. В 1931 году они поженились. Это дало возможность писательнице, наконец, забрать сына. Супруг его усыновил. Жизнь Астрид Линдгрен стала налаживаться. С супругом их связывала настоящая любовь. Они, глубоко интеллигентные люди, влюбленные в литературу, действительно подходили друг другу.

То, каким был Нильс Линдгрен, иллюстрирует факт из его жизни. В те годы заработок семьи был довольно скромным, и однажды он отправился купить себе костюм за специально отложенные заранее деньги. Домой он вернулся с сияющим лицом, но без костюма, с натугой неся в руках тяжеленные тюки книг - полное собрание сочинений Ганса Христиана Андерсена. Через три года у них родилась дочь Карен.

Политическая активность

Впрочем, в дальнейшем их супружеская жизнь не была безоблачной. Астрид в канун мировой войны, к неудовольствию своего аполитичного мужа, проявляла свою вовлеченность в политику. Верила в себя и вдохновенно занималась литературой — так состоялась всемирно известная писательница Астрид Линдгрен.

Какими себе представляла жительница нейтральной страны цивилизационные вызовы? Опубликованные недавно, обнаруженные в 2007 г. на чердаке, военные дневники писательницы рассказывают о ее мировоззрении. Астрид, как и большая часть образованного населения Швеции, считала, что ее стране угрожают «два дракона»: гитлеровский фашизм, поработивший Норвегию, и сталинский большевизм, напавший на Финляндию с целью «защиты русского населения». Спасение для человечества Линдгрен усматривала в признании миром идей социал-демократии. Она вступила в соответствующую партию.

Старт в большую литературу

Хотя ее первые сказки публиковались в журналах и альманахах еще в 1930-е годы, сама шведка очерчивает начало своего творчества 1941 годом. Именно в это время болеющая пневмонией дочь Астрид Линдгрен Карен попросила маму рассказывать ей перед сном истории о выдуманной девочке Пеппи Длинныйчулок. Интересно, что имя своей героине придумала пребывающая в жару девочка. Каждый вечер заботливая мама рассказывала выздоравливающему ребенку новую историю о сказочной малышке. Та жила одна, была доброй и справедливой. Она любила приключения, и с ней они случались. Пеппи при субтильном сложении отличалась невероятной физической силой, у нее был сильный неунывающий характер...

Так был создан замечательный сборник, напечатанный новым издательством «Рабен и Шегрен». Он принес писательнице всемирную славу.

Болдинская осень Линдгрен

Конец сороковых - начало пятидесятых ознаменовался для писательницы творческим подъемом. В это время было написано еще три книги о Пеппи, две книги - о Горластой улице, три книги - о Брит Марии (девочке-подростке), детектив о Кали Блюнквиста, два сказочных сборника, поэтический сборник, четыре переложения ее книг в постановки театра, две книги комиксов.

Казалось бы, все идет великолепно. Однако велико было противодействие Астрид Линдгрен. Список перечисленных выше произведений буквально по каждой позиции находил дорогу к читателю лишь после жесткой полемики писательницы с литературной критикой. И это не удивительно, ведь шведка подвинула бывших литературных фаворитов на вторые роли. Больше всего подвергались нападкам книги о Пеппи. Патриархальная Швеция трудно воспринимала новую педагогику, где в центре был не поучающий взрослый, а живой ребенок с его вопросами и проблемами.

Литературное наследие

В отзывах читателей о произведениях писательницы ее творчество сравнивается с сундуком, набитым сокровищами, в котором каждый ребенок или даже взрослый сможет найти что-то, созвучное движениям его души. Разные книги по своей композиции и сюжету детям писала Астрид Линдгрен. Список наиболее читаемых из них представлен ниже:

  1. «Приключения Эмиля из Лениеберги».
  2. «Пеппи Длинныйчулок» (сборник).
  3. Три повести о Малыше и Карлсоне.
  4. «Мио, мой Мио!».
  5. «Дети с Горластой улицы» (сборник).
  6. «Расмус-бродяга».
  7. «Братья Львиное Сердце».
  8. «Солнечная поляна» (сборник).

Сама писательница из своих произведений наиболее любила «Расмуса-бродягу». Эта книга была особенно близка ей. В ней Астрид излила прочувствованное и пережитое в непростой трехлетний период вынужденной разлуки с сыном. Женщина, проживая в другой стране, не могла быть с ним, когда тот начинал говорить, играть в первые нехитрые детские игры, когда учился пользоваться ложкой, кататься на трехколесном велосипеде. Шведка страдала, что не была рядом, когда сын болел, и его лечили. Это чувство вины Астрид пронесла через всю свою жизнь.

Конечно же, истории о Пеппи и Карлсоне являются наипопулярнейшими из написанного Астрид Линдгрен. Приключения этих героев для большинства детей — наиболее привлекательны и оригинальны. Однако, как свидетельствуют отзывы, для многих людей более ценны другие произведения из списка.

Мотив одиночества и противостояния могущественному тирану слышится в «Мио, мой мио». Тема служения, любви и храбрости неповторимо раскрыта в «Братьях Львиное Сердце». Однако даже в этих непростых книгах, отчасти трагических, трогающих душу читателя, ощущается непреходящий оптимизм и непреклонное мужество открытого и достойного человека. Ими Астрид учит детей оставаться людьми при любых обстоятельствах.

Непростой путь к признанию

Совет по детской книге, авторитетнейшая международная организация, в 1958 г. наградил писательницу медалью Ганса Христиана Андерсена. Появилась перспектива огромных тиражей переводов на другие языки. Однако в каждой отдельной стране произведения шведки сталкивались с вопросами изменения деталей в интересах пресловутой политкорректности. Так, отец Пеппи, негритянский король, поневоле превращался то в цветного, то в короля каннибалов.

Линдгрен не уходила от напряженных дискуссий, она поддерживала других. Она стала редактором детской литературы издательства «Рабен и Шегрен». Росла ее популярность. Астрид доверили написать сценарий для телешоу «Мы на острове Сальткрока», который затем перерос в одноименную книгу. Этому произведению вне времени суждено было стать для Швеции брендом национального семейного летнего отдыха. К тому времени писательница стала известна на весь мир. Фото Астрид Линдгрен публиковали на первой полосе ведущих газет; издательство, где она работала, основывало ее именную литературную премию.

Парадокс перевода на русский книг о Карлсоне

Творчество писательницы по времени пришлось на хрущевское время "оттепели". Она показали советским детям, что вовсе не коллектив главнее личности, что сомневающийся ребенок, не отличник, также может быть симпатичным и притягательным.

В 1957 году в СССР издали «Приключения Карлсона», в 1963 году - «Расмуса-бродягу», а в 1965 - «Мио, мой Мио» и «Пеппи Длинныйчулок». Как известно, в СССР во времена железного занавеса публиковали тех иностранных писателей, которые либо давно умерли, став классиками, либо проявили себя как друзья СССР.

Совсем по-другому получилось с Астрид Линдгрен. И книги ее, и политическая позиция не подпадали под кальку советской официальной цензуры. Это была литература освободительная, помогающая нам принять самих себя такими, какими мы являемся. «Карлсон» помог лучше понять свою душу, стал палочкой-выручалочкой для миллионов советских ребят, связанных по рукам и ногам «кодексом хорошего мальчика».

Здесь роль сыграл талант переводчицы Лилианы Лунгиной. Ощутив в Карлсоне бьющий ключом дух свободы на фоне урбанистического одиночества Малыша, переводчица сотворила чудо: вместо отрицательного персонажа в Швеции в русском переводе предстал позитивный, веселый и динамичный персонаж. Шведская писательница сама недоумевала: почему ее жадного и наглого героя полюбили в России? Настоящей же причиной стал универсальный талант Астрид Линдгрен. Отзывы советских детей с благодарностями приходили не только в книжные издательства. В театрах с аншлагом шли детские постановки «Карлсона», в двух самых знаменитых из которых главного героя с успехом играл Спартак Мишулин, а Малыша - Алиса Фрейндлих.

Необычайным успехом пользовался и мультфильм о Карлсоне. Его изюминкой стала роль Фрекен Бок в исполнении Раневской.

Общественная деятельность

В 1978 г. гильдия издателей Германии на Франкфуртской ярмарке вручила Международную премию мира. Ответная речь писательницы называлась «Нет насилию». Приведем отдельные ее тезисы, высказанные Астрид Линдгрен. Книги для детей, по ее мнению, должны приучать маленьких читателей быть свободными. По ее мнению, насилие из жизни общества следует убирать начиная с детей. Ведь доказано, что основа характера человека закладывается до 5-летнего возраста. Уроки насилия, к сожалению, маленькие граждане зачастую получают от своих родителей. Кроме того, из телепередач. В результате у них складывается впечатление, что все проблемы в жизни можно решить насилием.

Не в малой мере благодаря писательнице в 1979 году в Швеции был принят закон, запрещающий в семье телесные наказания. Сегодня без преувеличения можно сказать, что живущие поколения шведов воспитаны на ее книгах.

Смерть Астрид Линдгрен в 2002 году потрясла народ ее страны. Люди вновь и вновь спрашивали у своих лидеров: «Почему такая гуманистка не была награждена Нобелевской премией?» В ответ правительство учредило ежегодную Государственную премию имени писательницы, которой награждаются лучшие детские произведения.

Работа над архивом Астрид Линдгрен

Сейчас идет работа над архивом писательницы. Открываются новые документы, проливающие свет на ее личность. Благодаря им она предстает более отчетливо, проявляются для читателей ее эмоции, мысли, тревоги. Жительница нейтральной Швеции, тогда еще просто домохозяйка, Астрид Линдгрен раскрывает нам свою точку зрения на действо войны.

К сожалению, в России пока что нет ее перевода. Однако миллионы наших людей его ждут. Ведь мы сегодня готовы принять любую другую точку зрения. И она - не злопыхательская, она просто другая, и ее следует понять. Несомненно, это будет значимый материал для грядущих раздумий и дискуссий, а также для переоценки. Ведь это взгляд на историю человека европейских ценностей.

При этом следует помнить, что Астрид во время написания «Дневников» была не той гуру, которая обращалась ко всему миру из Франкфурта. Взгляд западного человека на целесообразные действия государства принципиально отличен нашему. В фокусе заботы демократической страны и общества находится не идеология, не государственные интересы, а люди. На постсоветском пространстве к этому не привыкли. Вспомним хотя бы, как Британия выводила свою армию с континента: вначале были вывезены на кораблях все до единого солдаты, а только затем - техника.

Заключение

Читателем импонирует искренний и остроумный стиль повествования Астрид Линдгрен. Книги ее, детские по своему назначению, ставят перед обществом достаточно непростой, но принципиальный вопрос о признании им потребностей и запросов детей.

Герои шведской писательницы страдают от одиночества, но они упрямо противостоят общественному мнению и побеждают. Произведения этого Мастера очень полезны для детского прочтения. Ведь для ребенка критически важна поддержка, ориентир в жизни, выраженный в отчетливом «взрослом» видении детских проблем. Именно такой взгляд сумела подать на уровне детской коммуникации Астрид Линдгрен. Книги писательницы стали долгожданным свежим глотком воздуха для морально устаревшей, отягощенной патриархальными чертами педагогики.