Культурная дипломатия. Нидерланды

Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музей Востока п редставляют выставку » Территория земных надежд. Декоративная живопись Кореи XIX – начала XX века».

2 февраля 2018 г. в Государственном музее Востока открывается выставка «Территория земных надежд. Декоративная живопись Кореи XIX – начала XX века». Выставочный проект позволит посетителям расширить представления о традиционном корейском искусстве, а также даст возможность заглянуть в мир старой Кореи, узнать о жизненных ценностях и этических идеалах, обычаях и верованиях народа, история которого уходит в глубину веков.

В XIX веке декоративная живопись в Корее являлась неотъемлемой частью национального жизненного уклада. Выполненные на бумаге или шелке многоцветные, либо почти монохромные живописные произведения встречались практически в каждом доме.
Их роль не ограничивалась задачей украшения жилища, они насыщали жизненное пространство благопожелательной символикой, использовались как талисманы, выполняли социально-иерархическую, воспитательную и образовательную функции. В зависимости от сюжета живопись размещали в том или ином месте дома с его строго разграниченными женской и мужской половинами. Значительная ее часть была выполнена на многостворчатых ширмах, широко применявшихся в повседневном быту и являвшихся важным атрибутом любой церемонии, определяя ее характер и атмосферу.

Совместный выставочный проект Государственного музея Востока, Музея Кахве и Корейского Фонда (Республика Корея) представит вниманию московского зрителя 27 работ из собрания южнокорейского частного музея Кахве. Посетители смогут увидеть замечательные образцы корейской народной живописи минхва , которые в трогательной наивно-идеализированной форме выражают извечные мечты простых людей о счастливой и долгой жизни, достатке, гармонии семейных отношений.

Когда: 3 февраля 25 февраля 201 8 года.

Где: .

18 января в Государственном музее Востока новый выставочный сезон открывается работами выдающегося мастера современного искусства Дагестана, графика, живописца
и сценографа Ибрагимхалила Супьянова. Выставка «Обрывки времени. Ибрагимхалил Супьянов» познакомит посетителей с разными периодами творчества художника –
от фигуративной живописи 1960-х – 1980-х годов к более поздним работам, полным многозначных символов и скрытых смыслов.

Творчество дагестанского художника Ибрагимхалила Супьянова представляет собой удивительный, фантастический, неповторимо самобытный мир, в котором
органично соединяются многовековая традиционная культура народа и современные художественные тенденции. Произведения Супьянова отличаются ярким колоритом, выразительностью, привлекают многообразием эмблематических знаков и орнаментальных мотивов. Живопись, графика, трехмерные объекты, театральные занавесы – все создаваемое мастером взаимосвязано, каждая работа продолжает предыдущую.

Станковая живопись художника наполнена глубоким философским содержанием. Картины напоминают загадочные артефакты, испещренные древними знаками. Представленные
в экспозиции серии графических листов «Лечебная книга», «Водяные камни», «Помнят песню» предлагают зрителю разгадать зашифрованные послания художника, опираясь на свои внутренние ощущения и эмоции.

Значительное место в творчестве Ибрагимхалила Супьянова занимает театральное искусство, которому он посвятил многие годы работы. На выставке в Государственном музее Востока можно будет увидеть замечательные образцы сценографии художника: эскизы к оперным, балетным и драматическим постановкам.

Особое внимание стоит обратить на творческий метод мастера, его сложную
и многоступенчатую технологию. В живописи он использует разнообразные материалы: песок, клей, лак, затирку для плитки, цемент. Автор работает сериями, которые возникают сами собой
в процессе экспериментов с пространством, плоскостью и объемами. Так появились циклы «Сцены из народной жизни», «Десять рассказов о тухуме Изао», «Собаки», «Птицы» и другие.

Скульптуры Супьянова – трехмерное воплощение его живописи. Здесь он также создает свой особый, таинственный мир – делает вещи непростые для восприятия, но при этом приковывающие внимание с первого взгляда и овладевающие пространством вокруг.

Выставочный проект Государственного музея Востока познакомит посетителей
с произведениями одного из ведущих дагестанских художников, творчество которого получило мировое признание.

Выставка работает с 19 января 4 февраля 201 8 по адресу: Москва, Никитский бульвар, д. 12-а .

Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей Востока и Музей Рерихов п редставляют выставку

19 декабря в Музее Рерихов – филиале Государственного музея Востока открывается выставка «Николай Рерих. Восхождение». Выставочный проект представит около 190 произведений, которые расскажут об основных этапах творческого пути великого русского художника: от ранних исторических полотен до философских пейзажей и картин-притч. Особый раздел выставки будет посвящен работам, связанным с важными темами, проходившими через всю жизнь Николая Рериха– защита и сохранение памятников культурного наследия, а также его духовные искания.

Выставка «Николай Рерих. Восхождение» позволит познакомиться с работами удивительного человека, художника, путешественника и мыслителя, творчество которого вошло в золотой фонд мировой культуры. Уникальность проекта заключается в том, что это первый опыт выставки-исследования, целью которой является стремление максимально объективно показать творчество и личность Николая Рериха.

В экспозицию войдут произведения, предоставленные Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем Востока, а также Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке. На выставке будут экспонироваться такие знаковые работы художника, как «Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск».

К выставке подготовлен альбом-каталог, рассказывающий об основных этапах творческого пути, большой общественной работе, а также сложных духовных поисках художника.
Желающие смогут посетить цикл лекций, посвященный наиболее важными ярким сторонам жизни и деятельности Николая Рериха и его семьи.

В день официального открытия выставки в 17:00 состоится пресс-конференция, с участием директора Музея Рерихов Тиграна Мкртычева и Главного хранителя Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрия Попова.

Выставка открыта с 19 декабря 2017 – 17 января 2018 по адресу: Москва, Малый Знаменский пер., д. 3/5.

Министерство культуры Российской Федерации и Государственный музей Востока представляют выставку

13 декабря в Государственном музее Востока открывается выставка «Легенды Востока». Этот проект познакомит посетителей с волшебным миром мифов и легенд, эпических сказаний и преданий, который нашел яркое отражение в культуре народов Востока. Экспозиция включает в себя более 300 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства Китая, Японии, Индии, а также стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд).

Произведения, выполненные в самых разнообразных техниках и материалах, иллюстрируют древние легенды о мироздании, происхождении людей, мировых катаклизмах, богах и героях. Персонажи общего для стран Южной и Юго-Восточной Азии эпоса, попадая из одного региона в другой, меняют свою внешность, костюм, поступки, и известные сюжеты приобретают новые, неожиданные ходы. В старинных преданиях о сотворении мира оживают созвездия, планеты, собственные удивительные черты приобретают природные явления, с огромной фантазией изображенные народными мастерами. В пластике и живописи обретают жизнь волшебные животные: дракон и китайский цилинь, состоящий из тел девяти животных индийский Навагунджара, мьянманский пинсаюпа – драконообразный зверь «пяти красот». Человек и зверь становятся единым волшебным существом – таковы слоноголовый бог Ганеша и птицечеловек Гаруда, человек с головой кабана Чжу Бацзе. В залах музея Востока оживут волшебные сказки о красавицах и героях, о древних мудрецах и злобных демонах.

Кураторы проекта «Легенды Востока» постарались показать не только общие черты, которые роднят мифотворчество стран этого региона, но также национальное различие и специфику их художественных воплощений. Многие предметы на выставке уникальны и экспонируются впервые.

Выставка открыта с 14 декабря – 28 января 201 8 (Москва, Никитский бульвар, д.12-а ) .

Большинство населения Нидерландов живет в городах. Старые голландские города весьма своеобразны, но похожи друг на друга, и это бросается в глаза прежде всего в жилых кварталах: дома здесь из темно-красного камня, а для оживления их архитектурного облика окрашивают рамы окон на фасаде все деревянные детали белой масляной краской.

Одна из достопримечательностей современных нидерландских городов, вызывающая особый интерес туристов, - это башенные с боем и музыкой (как правило, народной). В Амстердаме, например, пять таких курантов, а по всей стране их насчитывается более семидесяти.

Как и в других капиталистических странах, в большинстве промышленных городов выделяются кварталы зажиточных , застроенные красивыми особняками или комфортабельными многоэтажными домами, и рабочие районы, как, например, Йордан в Амстердаме с его узкими и кривыми улицами и старыми перенаселенными домами. часть населения не имеет собственного жилья и вынуждена снимать его.

В Нидерландах остро ощущается нехватка квартир и велика их . В старых городских кварталах часть жилого фонда не отвечает современным требованиям.

Старые типы сельских построек почти совсем исчезли в Нидерландах, их можно увидеть в основном лишь в знаменитом этнографическом музее возле города -нема. Здесь открытым небом собраны со всех частей страны крестьянские дома и предметы народного быта. В так называемых фризских и нижненемецких типах домов жилые и хозяйственные помещения объединены под одной высокой двускатной пирамидальной черепичной крышей. В экспозиции музея «разыгрываются» бытовые сценки, причем в роли актеров выступают великолепно выполненные большие заводные куклы; таким образом создается полная и как бы ожившая традиционного быта голландцев разных областей и провинций.

Как и в других странах, в семьях католиков Нидерландов много детей. Не редкость, например, семьи с 5-6 детьми.

Удел замужних женщин - ведение домашнего хозяйства и детей. Примечательно, что в деревне уход за скотом, дойка коров, работа в теплицах выполняется в основном мужчинами-фермерами.

В Нидерландах, в основном в сельской местности, сохраняются еще некоторые семейные обычаи. До сих пор часто первого ребенка называют именем родителей отца, а второго - именем родителей матери, так что в семье могут быть дети с одинаковыми именами.

Во многих семейных обычаях заметны отголоски старых общинных отношений. Например, деятельное участие принимают односельчане в постройке кем-либо из них нового дома, помогают устроиться новой семье, переехавшей в их деревню. Подготовкой к свадьбе нередко занимаются все женщины деревни или городского квартала, где находится новобрачных. В деревне сооружается для молодых, дом их украшен зеленью. В городах свадебный проводится не менее торжественно. в нарядно убранной карете подъезжают к ратуше, где проводится гражданская регистрация брака. Последующее венчание в церкви проводится не всегда. Обязательно устраивается празднование в доме невесты, еще недавно продолжавшееся двое суток.

В Нидерландах много молодежных союзов и обществ, в том числе и домовые клубы, объединяющие юношей и девушек по месту жительства.

В последние годы все более слои населения Нидерландов, особенно рабочий , участвуют в политической жизни страны. Массовыми митингами и манифестациями отмечает День международной солидарности трудящихся - 1 Мая прогрессивная общественность страны, и прежде всего Коммунистическая Нидерландов, демонстрируя высокую сознательность и в борьбе за жизненные права.

Из национальных праздников наиболее популярны 30 апреля - день рождения королевы и 5 - день освобождения Нидерландов от фашистской оккупации. Для Нидерландов, где издавна занимаются цветоводством, очень характерен летний праздник цветов. В этот день все дома, заборы, машины украшаются букетами и гирляндами из живых цветов. По улицам двигаются процессии со сделанными из цветов фигурами животных и людей - героев народных сказок.

Голландцев давно стало обычаем ежегодно отмечать третий вторник сентября. В этот день тронной речью короля (или королевы) открывается в Гааге очередная сессия Генеральных штатов. По установившейся традиции королева подъезжает к дворцу в «золотой» карете, ее встречают королевские гвардейцы в средневековых костюмах; гремит , близлежащие улицы заполнены народом.

Голландцы отмечают также много календарных праздников. Среди них наибольшей популярностью пользуются дни св. Николая и св. Мартина. Эти зимние праздники даже более популярны, чем рождество и ; с ними связано много обычаев и обрядов - и ритуальные огни, и шумные праздничные шествия, и традиционные кушанья.

Большой весенний праздник - , или , как часто называют этот праздник встречи весны в южных провинциях. В Северном Брабанте карнавал - это праздник веселья, забав, шуток; в этот день выбирается «принц карнавала». праздника - масок, причем многие из них --выражение острой политической сатиры.

Народные гулянья, процессии ряженых, танцы устраиваются в дни кермесов - когда-то религиозных, а теперь уже почти повсюду светских праздников, очень распространенных в Нидерландах.

Непременная часть народных праздников - . Часто устраиваются состязания в беге, в метании копья, в стрельбе в из лука или ружья. В Нидерландах около 450 стрелковых клубов, многие из которых - «наследники» стрелковых гильдий.

В Нидерландах очень популярен. Более 2 млн. голландцев входят в различные спортивные клубы. Истинно национальный спорта и в то же время любимое развлечение людей всех возрастов - . Этому же благоприятствуют природные условия Нидерландов. В морозные зимы, когда многочисленные каналы и озера замерзают, вся страна как бы превращается в один огромный каток. Прежде коньки были и важным средством передвижения: нередко можно было видеть на льду пожилую голландку, спешащую на рынок, или почтальона, врача. Среди неоднократных чемпионов по конькобежному спорту много голландских спортсменов.

Самую большую популярность в стране завоевал . Сборная Нидерландов относится к числу сильнейших в мире, а клубные команды не раз были обладателями различных кубков, разыгрываемых в Европе. Широко развит в стране . В последние годы большой популярностью пользуется дзюдо. Нидерландские спортсмены одерживали победы в этом виде спорта даже лучшими японскими борцами.

Хорошо поставлено детей в школах. Большое придается художественному, эстетическому воспитанию детей.

В Нидерландах введено обязательное восьмилетнее бесплатное - с 7 до 15 лет. Подготовку к школе от 4-х до 6 лет получают часто в детских садах. Первая школьного обучения - шестилетняя . Полное среднее общее образование дают гимназии и реальные школы (атениумы).с шестилетним сроком обучения. После окончания этих школ учащиеся получают право поступать в . Существуют средние школы с продолжительностью обучения от 3 до 4 лет, которые не дают права поступления в высшие учебные заведения.

Среднее образование можно получить или в государственных, или в частных школах; последние нередко делятся на протестантские и католические. дают 15 высших учебных заведений страны, среди которых 6 университетов.

Особенно хорошо в Нидерландах развиты естественные науки. В этой области ученые страны внесли большой вклад в мировую науку. Механик, физик и математик Гюйгенс (XVII в.) создал волновую теорию, был одним из первых исследователей в области теории вероятностей. Огромны его заслуги в астрономии: он работал над созданием «планетной» машины - прообраза современного планетария. Выдающимся физиком, создателем электронной теории был Лоренц (XIX-XX вв.). В области биологии широко известно Левенгука - основоположника научной микроскопии (XVIII в.).

Голландцы могут гордиться и , что в их стране в 1618 г. начала выходить первая в Европе . были также первым европейским государством, в котором уже с 1919 г. начали регулярно передаваться радиопрограммы.

Пожалуй, ни в одной области мировой культуры Нидерланды не сделали столь значительного вклада, как в изобразительном искусстве.

Произведения нидерландских мастеров XVI-XVII вв. до сих пор восхищают зрителей. В сформировавшейся в этот период голландской художественной школе, оказавшей огромное влияние на все дальнейшее развитие европейского искусства, преобладало реалистическое направление.

На картинах Яна , Иоханнесса Вермеера, Питера Хоха и других прославленных мастеров той эпохи отображается повседневная народа со множеством точно схваченных деталей, которые придают картинам оттенок особой доверительности. В полотнах братьев Ван Эйков, основоположников нидерландского искусства XV в., и Питера Брейгеля проявляется глубокая к родной стране, к изображению жизни простого люда.

Реалистическая еще более отчетливо прослеживается в первой половине XVII в., в наибольшего расцвета нидерландской живописи. В этот «золотой » в Нидерландах развиваются по существу все жанры изобразительного искусства. Больших успехов достиг портретный жанр, в том числе групповой . Одним из лучших портретистов того времени был Франс Хальс. связан с именем Адриана ван , изображавшего на своих полотнах сюжеты из крестьянской жизни. В жанре пейзажа работали Ян ван Дейк, Херкюлес Сегерс. и др. Широко известны такие мастера голландского натюрморта, как Питер Клас, Биллем Хеда и др. Крупнейшим представителем голландского реализма середины XVII в. считается великий Рембрандт. Его многожанровая (картины на мифологические и исторические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута глубоким реализмом и тонким пониманием человеческой психологии.

Традиции «золотого века» в живописи продолжались в Нидерландах и в последующие столетия. Достаточно вспомнить о таких видных живописцах, как Ван Гог и Ян Бартолд Йонгкинд (XIX в.). В XX в. большой популярностью в Нидерландах пользовались Мондриан - представитель «неопластицизма» (вида абстрактной живописи) и абстракционист К. Аппел. Международное признание получили мастера нидерландской живописи и скульптуры Кузейн и Виссер.

Среди графиков наиболее популярен Мауриц Эсхер, гравюры которого демонстрировались во многих странах мира.

Труженика, борца особенно большое место занимает в творчестве известного голландского скульптора коммуниста Фредерика Сигера. Среди его работ - образы общественных деятелей, рабочих, борцов Сопротивления (в числе которых был и он сам). Сигер - из первых зарубежных скульпторов, воплотивших ), Герарда Корне-лиса ван хет Реве, Волькерса, Вил-лема Херманса и Харри Мулисха.

Нидерландской музыки имеет богатые традиции, связанные с деятельностью талантливых средневековых композиторов Иоханнеса ван Окегхема и Якоба Обрехта. Во всем мире известен Амстердамский филармонический , которым руководит выдающийся дирижер Бернард Хайтинк. Немалой популярностью пользуются филармонические оркестры Гааги и Роттердама. Среди современных композиторов наиболее популярны Биллем Пейпер и Хенк Бадингс.

За последние годы в Нидерландах были достигнуты значительные успехи в области хореографического искусства.’ Две основные балетные труппы добились международного признания. Особенно популярен Нидерландский национальный , руководимый Руди Данцигом.

Москва. 5 января. сайт - Директор государственного музея изобразительного искусства (ГМИИ) имени А.С.Пушкина Марина Лошак рассказала в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Дарье Морозовой о том, как идет сотрудничество с музеями Европы и США на фоне ухудшения отношений в политической сфере, будет ли продолжен обмен коллекциями с голландскими музеями в случае невозвращения выставки золота скифов в Крым, а также о готовящихся выставках в музее в 2018 году.

Не секрет, что на международной арене между Европой и Россией, США и Россией, отношения не самые безоблачные. Сказывается ли эта атмосфера на сотрудничестве в сфере культуры? С какими странами сотрудничество и обмен выставками продолжается, а с какими – нет? Не пришлось ли из-за сложной обстановки сократить взаимодействие с музеями США и Европы?

Внешняя политическая обстановка совершенно не влияет на отношения в области культуры, за исключением каких-то отдельных моментов. В частности, уже более пяти лет нет межмузейного обмена с американскими музеями, с которыми мы всегда очень плодотворно сотрудничали. Это связано исключительно с ситуацией вокруг библиотеки Шнеерсона. Во всех остальных случаях отношения с музеями США и Европы у ГМИИ им. А.С.Пушкина прекрасные, даже лучше, чем были прежде. Люди, связанные с культурой, ясно понимают, что все голуби мира сейчас на их стороне: все, что необходимо сделать для уравновешивания этой нестабильной ситуации зависит от действий серьезных культурных и общественных институций. Поэтому в сфере культуры ведется еще более активная, чем прежде, работа. Сейчас все готовы делать значительно больше, чем в те времена, когда ситуация была спокойнее.

Что касается сотрудничества с американскими музеями, то оно в определенных сферах продолжается: у нас нет возможности обмениваться коллекциями, но есть возможность взаимодействовать по линии образования в сфере культуры. Недавно трое моих коллег вернулись из образовательной поездки в МоМА (Нью-Йоркский музей современного искусства – ИФ) . На протяжении последних лет этот музей, являющийся крупнейшем музеем современного искусства в мире, приглашает сотрудников музеев со всего мира и дает им возможность поработать в архивах, в музее, пообщаться с коллегами, разобраться в самых важных аспектах их деятельности. На протяжении трех недель этой образовательной программы наши сотрудники наработали необходимые связи, знания и опыт. Программа проводится по приглашению МоМА и на их средства. Мы планируем также договариваться об обмене образовательными программами с калифорнийским музеем Гетти (Paul Getty Museum – крупный художественный музей Калифорнии – ИФ) . Существуют планы сотрудничества с Музеем искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), мы планируем делать совместные выставки, совместно формировать коллекции современного искусства на мультимедийном материале, русские и американские художники будут создавать свои проекты. Их произведения станут основой наших коллекций – по одному экземпляру будет и в России, и в США.

Поэтому нельзя говорить о наличии серьезных проблем в межмузейном сотрудничестве. На человеческом и культурном уровне музеи очень активно работают. Мы живем в музее как на особой территории, в своей собственной стране, и, если бы не СМИ и не интернет, об ужасах внешнего мира можно было бы и не догадываться.

Я люблю говорить, что все не так плохо, как кажется иногда, и есть много оснований для оптимизма. Если можно так легко, так приятно и эффективно работать в области человеческого общения, в области культуры, то почему это не распространяется на другие сферы? Очень хочется, чтобы наш посыл был воспринят обществом.

Все планы музея строятся на оптимизме и понимании того, что музей не может существовать в неустойчивом обществе. Мы отвечаем за огромные ценности. Поэтому, устойчивость и стабильность – необходимое условие нашего существования.

Вы упомянули, что обмен коллекциями с американскими музеями невозможен из-за ситуации с библиотекой Шнеерсона, видите ли вы возможность, что эта проблема может быть урегулирована?

Шансов, что эта проблема будет решена, много. Решением этой проблемы занимаются дипломаты и политики, а мы надеемся на их силы.

Насколько на отношения ГМИИ им. А.С.Пушкина с музеями Европы повлияла ситуация с золотом скифов, которое было задержано в музее Амстердама и пока так и не вернулось в свои родные музеи Крыма, сократилось ли сотрудничество с голландскими музеями?

У ГМИИ им. А.С.Пушкина очень активные отношения с музеями Голландии, мы обменивались и обмениваемся выставками. Много выставок состоялось в перекрестный Год культуры Голландии и России (2013 год – ИФ) . В будущем году мы откроем выставку в Главном здании нашего музея, на его главной оси, которая станет одним из блокбастеров нового сезона: на ней будут представлены картины голландских художников из собрания американского коллекционера. Мы надеемся, что на открытие приедет директор главного музея Нидерландов – Государственного музея (Rijksmuseum).

Будет ли ГМИИ им. А.С.Пушкина продолжать сотрудничество с музеями Голландии в случае невозвращения скифского золота в Крым? Ранее звучали призывы отказаться от взаимодействия с голландскими музеями...

Мы не прекращаем сотрудничество, но, тем не менее, нас коснулась ситуация, сложившаяся вокруг выставки "Золото скифов". Предоставлять вещи и предметы искусства для голландских музеев ГМИИ им. А.С.Пушкина сейчас стало сложнее.

При организации выставок в Европе, какие меры предпринимаются для защиты российских произведений искусства от задержек и де-факто ареста коллекций по различным причинам?

Вывозимые за рубеж предметы искусства защищены законами и государственными гарантиями тех стран, куда направляется выставка. Когда мы отправляем туда коллекции, мы уверены, что они вернутся.

Недавно совместно с министром иностранных дел Японии Таро Коно вы рассказывали о мероприятиях в рамках перекрестного Года культуры Японии и России. Какие еще масштабные мероприятия стоит ждать посетителям ГМИИ им. А.С.Пушкина, помимо выставки искусства эпохи Эдо?

Будущий 2018 год в ГМИИ им. А.С.Пушкина будет насыщен различными интересными выставками. Начнется сезон с открытия выставки искусства Лейдена (город в южной Голландии, родина Рембрандта – ИФ) XVII столетия – эпохи Рембрандта Харменса ван Рейна и Яна Вермеера. Мы представим собрание американского коллекционера Томаса Каплана, который за короткий период – чуть более десяти лет – собрал уникальную подборку картин. В нее входит полтора десятка произведений Рембрандта, одно полотно Вермеера, а также шедевры голландской живописи этого времени. В экспозицию войдут почти 80 произведений. На открытие приедет сам коллекционер, а также директор голландского Рейксмузеума. Мы готовим к этой выставке масштабную образовательную программу. Мне кажется, этот проект станет открытием для наших зрителей и будет пользоваться большой популярностью.

Для любителей итальянского искусства ГМИИ им. А.С.Пушкина готовит важный и интересный проект совместно с Художественным музеем Виченцы (город в итальянской области Венеция – ИФ) . Выставка познакомит с творчеством мастеров, связанных с Венецией XVII–XVIII веков. В прошлом году мы показывали искусство художников более раннего периода, а сейчас представим публике произведения Джованни Баттиста Тьеполо, Джованни Антонио Каналя (Каналетто), Франческо Гварди и других. Это потрясающее искусство, наполненное венецианской декоративностью и синим цветом – цветом неба и моря. На выставке будут соединены коллекции Музея Виченцы и ГМИИ им. А.С.Пушкина – по 25 произведений из каждого музея. Открытие состоится в июне 2018 года.

Затем в ГМИИ им А.С.Пушкина состоится огромная и впечатляющая выставка японского искусства, поскольку будущий год является перекрестным Годом России и Японии. В Токио и Осаке мы открываем этот год выставкой французского пейзажа XVII–XX веков из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина – 65 произведений различных периодов и школ французского искусства, в том числе полотна импрессионистов. В Москве в Главном здании музея мы откроем в начале сентября масштабную выставку, состоящую из двух частей, которая будет называться "Искусство эпохи Эдо". Выставка охватит период японского искусства XVII–XIX веков и продемонстрирует все разнообразие и индивидуальность разных художественных школ, существовавших в Японии в ту пору. Фактически этот проект станет своего рода хрестоматией по японскому искусству этого периода. Министерство культуры Японии предоставит нам четыре экспоната, обладающих статусом национального достояния Японии, которые крайне редко покидают территорию страны. Выставка будет исключительной, равной которой в России никогда не было.

Также мы покажем выставку, которую готовим в партнерстве с Музеем Пикассо в Париже. Проект называется "Пабло Пикассо. Ольга Хохлова". Речь идет об истории жизни и творчества великого художника Пабло Пикассо и его русской жены – балерины Ольги Хохловой. Это история не только об их совместной жизни и любви, но и о том периоде в творчестве Пикассо, который связан с русской культурой. В экспозиции можно будет увидеть и очень известные произведения, и те, которые никогда не демонстрировались российской публике, в том числе, архивные материалы. Выставка станет большим подарком нашим зрителям.

Кроме того, много выставок пройдет в 2018 году в Галерее искусства стран Европы и Америки XXI–XX веков. Первая из них будет посвящена творчеству британского художника-фотографа Уильяма Генри Фокса Тальбота, который стоял у истоков искусства фотографии и сделал множество важнейших технических изобретений в той области. Тальбота называют Леонардо да Винчи фотографии. На выставке, которую ГМИИ им. А.С.Пушкина готовил совместно с британскими музеями более восьми лет, будут представлены 150 винтажных отпечатков и негативов, сделанных Тальботом.

Еще один проект, который пройдет в залах Галереи, – выставка, посвященная парижскому салону баронессы Елены Эттинген и художественной жизни Парижа десятых-двадцатых годов XX века. Салон Эттинген был местом, куда приходили Пабло Пикассо, Жорж Брак и многие другие художники того времени. Там также собирались поэты-сюрреалисты во главе с Гийомом Аполлинером. Елена Эттинген и ее брат Серж Фера открыли художника-примитивиста Анри Руссо. Выставка и книга, которые готовит ГМИИ им. А.С.Пушкина совместно с французскими кураторами, впервые расскажут о салоне. В выставке примут участие парижский Центр Помпиду, Музей современного искусства города Парижа, частные коллекционеры. Впервые будут представлены произведения из собрания семьи баронессы Эттинген, которые будут опубликованы в каталоге.

В 2018 году в ГМИИ им. А.С.Пушкина будут представлены и другие не менее интересные проекты.

- Как идет развитие направления "Пушкинский XXI", есть ли необходимость искать для него специальное здание?

У нас уже два года активно работает направление "Пушкинский XXI". В уходящем году было много проектов, связанных с современным искусством. Одна из главных выставок 2017 года – экспозиция работ современного художника Цая Гоцяна "Октябрь". Наш музей разработал разнообразные образовательные программы, посвященные современному искусству. Мы принимали участие в Венецианской биеннале с проектом "Человек как птица. Образы путешествий". Этим мы подтверждаем, что современное искусство в музее может существовать параллельно с традиционным.

Конечно, нам бы хотелось, чтобы для направления "Пушкинский XXI" у ГМИИ им. А.С. Пушкина было отдельное здание за пределами музейного квартала, в котором мы бы хотели проводить эксперименты, связанные с традиционным и современным искусством. Но пока мы работаем в нашем музейном пространстве, хотя нам в нем и тесновато. Говорить о месте расположения нового здания для современного искусства вне музея пока рано.

Как в настоящее время продвигается работа по созданию Музейного городка на территории ГМИИ им. А.С.Пушкина, довольны ли вы ходом работ, есть ли какие-то сложности, остаются ли прежними сроки строительства? Повлиял ли случившийся в ноябре пожар на ход работ, не приведет ли он к увеличению срока их выполнения?

Сроки строительства Музейного городка пролонгируются, поскольку возникают проблемы, связанные с реставрационными исследованиями, открытиями, которые невозможно было предугадать и которые требуют технической экспертизы. Все это увеличивает сроки. Мы перфекционисты, понимаем, что мы строим музей будущего, поэтому хотим, чтобы он был современным. Однако существует опасность, что из-за отставаний, комплекс к моменту открытия уже может оказаться недостаточно современным; поэтому мы стараемся идти в ногу со временем. Пока открытие переносится всего лишь на год. Пожар никак не повлиял на сроки, в целом все идет по плану, мы уже планируем выставки в новом пространстве, мечтаем о том, как будем там жить и работать.

В одном из своих интервью вы говорили о необходимости пополнения коллекций музея, приобретения недостающих произведений для заполнения лакун. Ведется ли сейчас работа в этом направлении, находите ли вы поддержку в этом со стороны Министерства культуры? Появления каких новых предметов искусства можно ожидать в ближайшее время в музее?

Да, мы приобретаем произведения искусства, не так много, как нам хотелось бы. Нам помогают министерство культуры, друзья музея и попечители. Закупаются вещи для расширения будущей обновленной экспозиции искусства Древнего мира. Отдел Древнего Востока ГМИИ им А.С.Пушкина рассчитывает на пополнение коллекции несколькими произведениями, которые, как мы надеемся, нам поможет приобрести один из спонсоров. В прошлом году именно таким образом были закуплены памятники шумерского искусства. Все предметы будут представлены в экспозиции нового музейного квартала.

Конечно, есть и неосуществленные мечты: например, о том, чтобы в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина оказалась знаменитая картина Тициана "Венера и Адонис", которую атрибутировала главный научный сотрудник музея Виктория Эммануиловна Маркова. Но, к сожалению, это не так просто осуществить – работа очень дорогая. Поэтому, пока мы мечтаем, работа предоставлена владельцем для демонстрации публике и висит в открытом доступе в зале музея, где ее можно увидеть. Нам бы очень хотелось, чтобы у отдельных предметов музейной коллекции появились свои попечители. В частности, мы надеемся, что у коллекции итальянского искусства появится свой патрон, который сможет финансировать и ее пополнение, и реставрацию произведений.

- Планируется ли закупка каких-то древностей из Сирии?

Не исключено. Но все нужно очень тщательно исследовать, выяснять происхождение произведений, мы это делаем, советуемся с МИД России. Закупки памятников искусства в Сирии – не самый простой путь, поскольку всегда есть опасность недобросовестных продаж и нужно быть очень внимательными.

- Что бы вы могли пожелать зрителям, посетителям музея в новом 2018 году?

Мне бы хотелось пожелать нашим зрителям, также, как и себе, учиться находить радость в каждом дне жизни, которая бесконечно ценна; находить радость в тех вещах, которые иногда кажутся обыденными; уметь открывать в себе новые силы и возможности, и, приходя в музей, подпитываться эмоционально. Надо всегда стараться думать о хорошем и таким образом приближать его к себе.

- (красная, сверху слева) Культура Эртебёлле (дат. Ertebølle) или … Википедия

Культура Бельгии - Содержание 1 Изобразительное искусство 2 Архитектура 3 Музыка … Википедия

Культура Элп - Местонахождение Элпской и соседних культур. Элпская культура археологическая культура бронзового века, существовавшая в период 1800 800 гг. до н. э. Существовала в основном на территории Нидерландов. Для данной культуры была характерна… … Википедия

Культура археологическая - Археологическая культура совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Обычно археологическую культуру называют по какому либо характерному признаку, которым она отличается от других: по… … Википедия

Культура линейно-ленточной керамики - Археологическая культура Культура линейно ленточной керамики Неолит … Википедия

Культура ленточной керамики - Распространение культуры линейно ленточной керамики в середине V тысячелетия до н. э. Западная LBK (жёлтая), восточная LBK (светло зеленая) Линейно ленточной керамики культура (англ. Linear Pottery culture, фр. Culture rubanée, нем.… … Википедия

Культура воронковидных кубков - Археологическая культура Культура воронковидных кубков Неолит … Википедия

Культура эпохи Возрождения в Нидерландах - Гуманизм XVI в. Начиная с XV столетия Нидерланды становятся одним из основных очагов европейской культуры. Формирование нового социально экономического уклада, крушение религиозной догматики средневековья и зарождение нового, светского по своему… … Всемирная история. Энциклопедия

Культура лейковидных кубков - Воронковидный кубок Культура воронковидных кубков, КВК (англ. Funnel Beaker culture, нем. Trichterbecherkultur, TRB) староевропейская мегалитическая культура (4000 2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита. Содержание 1 Поселения … Википедия

Культура Хилверсюм - Хилверсюмская культура обозначение группы древнего населения Нидерландов, обитавшего там в период раннего бронзового века. Культура относится к периоду 18 9 веков до н. э. (датировка спорная, верхняя граница культуры могла быть более древней).… … Википедия

Книги

  • Западная Европа. XVI век. Цивилизация, культура, искусство , . Сборник состоит из статей, написанных на основе выступлений авторов на одноименной всероссийской конференции, состоявшейся осенью 2005 года в Государственном институте искусствознания в… Купить за 595 руб
  • Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки , Хейзинга Йохан. Книга завершает начатое выходом в свет "Осени Средневековья" (1988)и продолженное затем Homo ludens / Человеком играющим (1997) издание основных произведений выдающегося нидерландского…

Культура Нидерландов

Большинство населения Нидерландов живет в городах. Старые голландские города весьма своеобразны, но похожи друг на друга, и это сходство бросается в глаза прежде всего в жилых кварталах: дома здесь из темно-красного камня, а для оживления их архитектурного облика голландцы окрашивают рамы окон на фасаде и все деревянные детали белой масляной краской.

Движение на старых улочках в больших городах головокружительное, и, если бы жители не соблюдали пунктуально правила движения, было бы очень трудно перебраться с одной стороны улицы на другую. Поражает обилие велосипедистов, которые умудряются вклиниться в этот поток машин.

Одна из достопримечательностей современных нидерландских городов, вызывающая особый интерес туристов, - это башенные часы с боем и музыкой (как правило, народной). В Амстердаме, например, пять таких курантов, а по всей стране их насчитывается более семидесяти.

Как и в других странах, в большинстве промышленных городов выделяются кварталы зажиточных буржуа, застроенные красивыми особняками или комфортабельными многоэтажными домами, и рабочие районы, как, например, Йордан в Амстердаме с его узкими и кривыми улицами и старыми перенаселенными домами. Большая часть населения не имеет собственного жилья и вынуждена снимать его.

В Нидерландах остро ощущается нехватка квартир и велика их стоимость. В старых городских кварталах часть жилого фонда не отвечает современным требованиям.

Высокая квартирная плата, составляющая 2/4 бюджета средней семьи, и недостаток жилищ вынуждают трудящихся занимать небольшие жилые баржи - вон-боты - на каналах. Они характерны главным образом для Амстердама. Однако и для того, чтобы поселиться на такой барже, приходится ждать годами.

В то же время из-за высокой платы часть квартир в новых домах пустует.

Сельские поселения традиционного типа встречаются в Нидерландах в виде кучевых деревень, хуторов и рядовых деревень. Кучевые деревни относятся к числу наиболее древних поселений в стране. Они распространены главным образом в Северном Брабанте, Лимбурге и прилегающих к этим районам частях провинции Гелдерланд. Хуторской тип был издавна самым характерным для Фрисландии, Северной и Южной Голландии, Утрехта. В XVIII-XIX вв. он стал распространяться и в центральных районах Нидерландов в связи с обезземеливанием крестьянства и концентрацией земельных участков в руках крупных предпринимателей, сдающих их затем в аренду. Часто группа ферм тяготеет к поселку или небольшому городку, в котором находятся церкви, школы, административные и торговые учреждения.

Рядовые (или уличные) деревни встречаются почти во всех провинциях. Часто дома в поселениях такого типа располагаются по берегам судоходных каналов, на больших плотинах и т. п. Происхождение этих деревень различно: так, на вновь осваиваемых землях (польдерах) правительство раздавало участки по строго определенному плану.

Своеобразие сельским поселениям придают многочисленные ветряные мельницы, известные в Нидерландах со времен средневековья. Долгое время их использовали для обмолота зерна, откачивания воды из каналов в море. В последние годы ветряные мельницы заботливо сохраняют как неотъемлемую часть голландского пейзажа. Иногда в них устраивают рестораны и небольшие музеи.

Старые типы сельских построек почти совсем исчезли в Нидерландах, их можно увидеть в основном лишь в знаменитом этнографическом музее возле города Арнема. Здесь под открытым небом собраны со всех частей страны крестьянские дома и предметы народного быта. В так называемых фризских и нижненемецких типах домов жилые и хозяйственные помещения объединены под одной высокой двускатной или пирамидальной черепичной крышей. В экспозиции музея «разыгрываются» бытовые сценки, причем в роли актеров выступают великолепно выполненные большие заводные куклы; таким образом создается полная и как бы ожившая картина традиционного быта голландцев разных областей и провинций.

Своего рода музеем стал и остров Маркен. Дома местных рыбаков, выстроенные из бревен и обшитые досками (так, как их строили несколько веков назад), выглядят в наши дни живой иллюстрацией старинного деревянного зодчества.

В настоящее время и в городах, и в сельской местности преобладают кирпичные дома, окрашенные в красные и коричневые тона с белыми рамами и наличниками. А вот крыши и сейчас делают высокими, двускатными и в основном из черепицы (в условиях влажного климата железо быстро покрылось бы ржавчиной).

Первые этажи сельских домов выдвинуты в сторону улицы, а вторые отступают назад и выходят на крыши первых, при этом создается нечто вроде балконов. Внизу обычно располагается кухня, а в более зажиточных домах и гостиная, вверху - спальни.

В послевоенные годы в Нидерландах было построено немало панельных и блочных домов, которые резко контрастируют с традиционными типами городских жилищ.

Если внешний вид нидерландских домов модернизирован, то интерьер сохраняет еще много традиционных черт: часто встречаются кровати в стенных нишах, столь характерные для всех стран северо-западной Европы; выделяется нередко особая парадная комната, которая предназначена для праздничных и торжественных моментов в жизни семьи; сохраняется традиционный камин, характерно обилие различных украшений, особенно красочных керамических тарелок на стенах, полках, оборке камина, причем все вычищено до блеска.

Своеобразие сохраняется и в народной одежде голландцев. Народный костюм вышел из употребления сравнительно недавно; еще в начале XX в. его носили в сельской местности. И до сих пор пожилые женщины считают неприличным появляться в городе в современной одежде.

Народный костюм носят еще жители острова Маркен и нескольких рыбацких деревушек. Но в основном это делается в угоду туристам, которые устраивают буквально паломничество в такие «этнографические заповедники».

В последнее время специфика различных областей в народной одежде стирается, костюм унифицируется и модернизируется. Теперь костюм пожилой голландки состоит из длинной не очень широкой темной юбки и темной облегающей фигуру кофты с узкими рукавами. На плечи иногда набрасывают небольшой платок с кистями, концы которого перекрещивают на груди, на голову надевают белые полотняные и кружевные чепцы.

На селе до сих пор ходят в старинной национальной обуви - деревянных башмаках кломпах. В городах еще можно встретить мастерские, занимающиеся их изготовлением. Пара деревянных башмачков - один из самых распространенных в Нидерландах сувениров.

Специфика развития хозяйства голландцев отражается со времен средневековья и в их питании. Хлеба в Нидерландах едят мало, его подчас заменяют отварным картофелем, который употребляют и как самостоятельное блюдо. В меню как сельских, так и городских жителей входит много овощей, молочных продуктов. В семьях трудящихся мясо на столе появляется не каждый день и вместо масла широко употребляется маргарин. Традиционная еда - смесь картофеля и овощей, обильно сдобренных жирной подливкой. Одно из самых популярных блюд - густой гороховый суп. Меню голландцев трудно себе представить без сыра: им заправляют супы, салаты, его запекают с рыбой, фруктами и пр. Весьма разнообразны рыбные блюда. Считают, что способ засолки сельдей был впервые применен голландцами в XV в. До сих пор сельдь (почти совсем несоленая) - это особое лакомство. Ее покупают в палатках или с лотков в пакетиках с ломтиком соленого огурца и луком и съедают тут же на улице. Из напитков голландцы всегда отдавали предпочтение кофе, но в последние годы более популярным стал чай.

Как и в других странах, в семьях католиков Нидерландов много детей. Не редкость, например, семьи с 5-6 детьми.

Удел замужних женщин - ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Примечательно, что в деревне уход за скотом, дойка коров, работа в теплицах выполняется в основном мужчинами-фермерами.

В Нидерландах, в основном в сельской местности, сохраняются еще некоторые семейные обычаи. До сих пор часто первого ребенка называют именем родителей отца, а второго - именем родителей матери, так что в семье могут быть дети с одинаковыми именами.

Подготовкой к свадьбе нередко занимаются все женщины деревни или городского квартала, где находится дом новобрачных. В деревне сооружается арка для молодых, дом их украшен зеленью. В городах свадебный обряд проводится не менее торжественно. Молодые в нарядно убранной карете подъезжают к ратуше, где проводится гражданская регистрация брака. Последующее венчание в церкви проводится не всегда. Обязательно устраивается празднование в доме невесты, еще недавно продолжавшееся двое суток.

В Нидерландах много молодежных союзов и обществ, в том числе и домовые клубы, объединяющие юношей и девушек по месту жительства.

Из национальных праздников наиболее популярны 30 апреля - день рождения королевы и 5 мая - день освобождения Нидерландов от фашистской оккупации.

Для Нидерландов, где издавна занимаются цветоводством, очень характерен летний праздник цветов. В этот день все дома, заборы, машины украшаются букетами и гирляндами из живых цветов. По улицам двигаются процессии со сделанными из цветов фигурами животных и людей - героев народных сказок.

У голландцев давно стало обычаем ежегодно отмечать третий вторник сентября. В этот день тронной речью короля (или королевы) открывается в Гааге очередная сессия Генеральных штатов. По установившейся традиции королева подъезжает к дворцу в «золотой» карете, ее встречают королевские гвардейцы в средневековых костюмах; гремит военный оркестр, близлежащие улицы заполнены народом.

Голландцы отмечают также много календарных праздников. Среди них наибольшей популярностью пользуются дни св. Николая и св. Мартина. Эти зимние праздники даже более популярны, чем рождество и Новый год; с ними связано много обычаев и обрядов - и ритуальные огни, и шумные праздничные шествия, и традиционные кушанья.

Большой весенний праздник - масленица, или карнавал, как часто называют этот праздник встречи весны в южных провинциях. В Северном Брабанте карнавал - это праздник веселья, забав, шуток; в этот день выбирается «принц карнавала». Кульминация праздника - парад масок, причем многие из них - выражение острой политической сатиры.

Ярмарки, народные гулянья, процессии ряженых, танцы устраиваются в дни кермесов - когда-то религиозных, а теперь уже почти повсюду светских праздников, очень распространенных в Нидерландах.

Непременная часть народных праздников - спортивные соревнования. Часто устраиваются состязания в беге, в метании копья, в стрельбе в цель из лука или ружья. В Нидерландах около 450 стрелковых клубов, многие из которых - «наследники» стрелковых гильдий.

Спорт в Нидерландах очень популярен. Более 2 млн. голландцев входят в различные спортивные клубы. Истинно национальный вид спорта и в то же время любимое развлечение людей всех возрастов - коньки. Этому же благоприятствуют природные условия Нидерландов. В морозные зимы, когда многочисленные каналы и озера замерзают, вся страна как бы превращается в один огромный каток. Прежде коньки были и важным средством передвижения: не редко можно было видеть на льду пожилую голландку, спешащую на рынок, или почтальона, врача. Среди неоднократны чемпионов мира по конькобежном; спорту много голландских спортсменов. Самую большую популярность в стран завоевал футбол. Сборная команда Нидерландов относится к числу сильнейших в мире, а клубные команды не раз были обладателями различных кубков, разыгрываемых в Европе. Широко развит в стране велосипедный спорт. В последние годы большой популярностью пользуется борьба дзюдо. Нидерландские спортсмены одерживали победы в этом виде спорта даже над лучшими японским борцами.

Хорошо поставлено физическое воспитание детей в школах. Большое значение придается художественному, эстетическому воспитанию детей.

В Нидерландах введено всеобщее обязательное восьмилетнее бесплатное обучение - с 7 до 15 лет. Подготовку к школе дети от 4-х до 6 лет получают часто в детских садах. Первая ступень школьного обучения - шестилетняя начальная школа. Полное среднее общее образование дают гимназии и реальные средние школы (атениумы) с шестилетним сроком обучения. После окончания этих школ учащиеся получают право поступать в высшие, учебные заведения. Существуют средние школы с продолжительностью обучения от 3 до 4 лет, которые не дают права поступления в высшие учебные заведения.

Среднее образование можно получить или в государственных, или в частных школах; последние нередко делятся на протестантские и католические. Высшее образование дают 15 высших учебных заведений страны, среди которых 6 университетов.

Особенно хорошо в Нидерландах развиты естественные науки. В этой области ученые страны внесли большой вклад в мировую науку. Механик, физик и математик Гюйгенс (XVII в.) создал волновую теорию, был одним из первых исследователей в области теории вероятностей. Огромны его заслуги в астрономии: он работал над созданием «планетной» машины - прообраза современного планетария. Выдающимся физиком, создателем электронной теории был Лоренц (XIX-XX вв.). В области биологии широко известно имя Левенгука - основоположника научной микроскопии (XVIII в.).

Голландцы могут гордиться и тем, что в их стране в 1618 г. начала выходить первая в Европе газета. Нидерланды были также первым европейским государством, в котором уже с 1919 г. начали регулярно передаваться радиопрограммы.

Пожалуй, ни в одной области мировой культуры Нидерланды не сделали столь значительного вклада, как в изобразительном искусстве.

Произведения нидерландских мастеров XVI-XVII вв. до сих пор восхищают зрителей. В сформировавшейся в этот период голландской художественной школе, оказавшей огромное влияние на все дальнейшее развитие европейского искусства, преобладало реалистическое направление.

На картинах Яна Стена, Иоханнесса Вермеера, Питера де Хоха и других прославленных мастеров той эпохи отображается повседневная жизнь народа со множеством точно схваченных деталей, которые придают картинам оттенок особой доверительности. В полотнах братьев Ван Эйков, основоположников нидерландского искусства XV в., и Питера Брейгеля проявляется глубокая любовь к родной стране, интерес к изображению жизни простого люда.

Реалистическая тенденция еще более отчетливо прослеживается в первой половине XVII в., в период наибольшего расцвета нидерландской живописи. В этот «золотой век» в Нидерландах развиваются по существу все жанры изобразительного искусства. Больших успехов достиг портретный жанр, в том числе групповой портрет. Одним из лучших портретистов того времени был Франс Хальс. Бытовой жанр связан с именем Адриана ван Остаде, изображавшего на своих полотнах сюжеты из крестьянской жизни. В жанре пейзажа работали Ян ван Дейк, Херкюлес Сегерс и др. Широко известны такие мастера голландского натюрморта, как Питер Клас, Биллем Хеда и др. Крупнейшим же представителем голландского реализма середины XVII в. считается великий Рембрандт. Его многожанровая живопись (картины на мифологические и исторические сюжеты, портреты, пейзажи) проникнута глубоким реализмом и тонким пониманием человеческой психологии.

Традиции «золотого века» в живописи продолжались в Нидерландах и в последующие столетия. Достаточно вспомнить о таких видных живописцах, как Ван Гог и Ян Бартолд Йонгкинд (XIX в.). В XX в. большой популярностью в Нидерландах пользовались Мондриан - представитель «неопластицизма» (вида абстрактной живописи) и абстракционист К. Аппел. Международное признание получили мастера нидерландской живописи и скульптуры Кузейн и Виссер.

Среди графиков наиболее популярен Мауриц Эсхер, гравюры которого демонстрировались во многих странах мира.

Нидерландская литература мало известна за рубежом, возможно из-за трудности перевода. Исключение составляет, пожалуй, творчество известного гуманиста и просветителя Эразма Роттердамского (1466-1536), автора «Похвального слога глупости», где была дана острая критика церкви и феодальных порядков. Основоположником и классиком нидерландской литературы считается поэт и драматург Йост ван ден Вондел (1587-1679). В XIX в. выделяется талантливый писатель Мультатули (псевдоним Эдуарда Деккера), в романе «Макс Хавелаар» разоблачивший колониальную политику Нидерландов в Индонезии.

Современные писатели Нидерландов уделяют внимание большим изменениям, происходящим в жизни страны, судьбам простых людей. Наиболее известны произведения Симона Вестдейка (переводившиеся на русский язык), Герарда Корнелиса ван хет Реве, Яна Волькерса, Виллема Херманса и Харри Мулисха.

История нидерландской музыки имеет богатые традиции, связанные с деятельностью талантливых средневековых композиторов Иоханнеса ван Окегхема и Якоба Обрехта. Во всем мире известен Амстердамский филармонический оркестр, которым руководит выдающийся дирижер Бернард Хайтинк. Немалой популярностью пользуются филармонические оркестры Гааги и Роттердама.

За последние годы в Нидерландах были достигнуты значительные успехи в области хореографического искусства. Две основные балетные труппы добились международного признания. Особенно популярен Нидерландский национальный балет, руководимый Руди фон Данцигом.