Особняк рябушинского часы работы. Музей Горького в особняке С

Модерн - это прежде всего красивые особняки Шехтеля в Москве. Особняк Рябушинского - архитектурный шедевр в стиле модерн. Построен в 1900-1902 годах архитектором Ф.О. Шехтелем, признанным мастером этого стиля. Заказчиком выступил известный московский меценат Степан Павлович Рябушинский.

Красивый, двухэтажный особняк, с кубическим объемом и асимметричными выступами стен, облицован светлым глазурованным кирпичем. Каждое окно индивидуально по форме, размеру и окантовочному замысловатому плетению, которое хорошо сочетается с рисунком решеток ограды и балконов. Украшением особняка является, проходящий по периметру верхней части, широкий мозаичный фриз с изображением ирисов. Выступающие арки и плиты карниза, разные по размеру и конфигурации балконы, уравновешивают асимметричность и создают гармонию. На территории особняка был построен корпус, где находились конюшня, прачечная, дворницкая и проживала прислуга Рябушинских.

Если сам особняк Ф.О. Шехтель проектировал с математическим уклоном (асимметричность, кубический объем и т.д.), то в оформлении интерьера в морской тематике, проявил свой талант театрального художника. Парадная лестница в холле, ведущая на второй этаж, выполнена в виде спирали. Мрамор парапета с разными оттенками зеленого и серого и сама лестница напоминают движение морских волн. На гребне волны установлен светильник в виде медузы.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской. Интерьеры

Свет, проходя через витражный абажур и голубовато-синий витраж окна, усиливают ощущение фантастического мира, созданного Шехтелем. Уникальна каждая деталь интерьера: ручки дверей; паркет, выложенный под рыбью чешую или с волнообразной каймой; колонна с лилиями и саламандрами в капители или колонна, основание которой обвито клубками змей; обои с наскальными рисунками - все создает чувство единения с миром природы.

Шехтель Федор Осипович

Федор Осипович Шехтель величайший русский архитектор рубежа 19 и 20 столетия, кавалер орденов св. Анны и св. Станислава, работал в разных архитектурных стилях и гармонично сочетал их. Cчитается создателем русского и московского модерна, все направления которого воплотил в своих сооружениях. Многие из памятников архитектуры созданные Шехтелем в Москве вошли в Золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. По его проектам в столице создано более 50-ти зданий и многие из них сохранились до наших дней. Шехтель Федор Осипович (Франц-Альберт) родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля. Из Петербурга, когда Федору было около шести лет, семья переехала в Саратов.

В 1873 году Федор был определен в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии (которая в то время находилась в Саратове), а в 1875 году окончил учебу. Дарья Карловна с детьми переехала в Москву, где стала экономкой в доме знатного купца Павла Третьякова, обладавшего уникальной коллекцией произведений искусства. Дом Третьякова являлся центром художественной жизни столицы, именно в этом доме Федор общался со знаменитыми художниками и архитекторами. И не последнюю роль в выборе профессии Шехтеля сыграл крупный архитектор А.С. Каменский, у которого в мастерской, он работал еще до училища. .

В 1875 году Федор осуществил свою мечту и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но нужда не давала все время уделять учебе, приходилось перебиваться случайными заработками.

В 1878 году он был вынужден уйти из училища, из-за плохой посещаемости, не окончив третьего курса. В период 1880-1890 года, карьера Федора Осиповича Шехтеля была связана с театром. Ведущую роль в его творчестве играло театрально -декоративное искусство. Он был талантливым художником, создавал костюмы, декорации. Работал под руководством художника К.Ф. Вальца (Большой театр) непревзойденного мастера, прославившегося постановками красочных зрелищ. Также он работал и под руководством антрепренера М.В. Лентовского (народный театр "Скоморох"), который начинал свою карьеру в Саратове.

В 1894 году, чтобы иметь право производства строительных работ и возможность работать самостоятельно, Шехтель в 35 лет сдал экзамены на техника-строителя и получил диплом. Пик творчества одного из талантливейших зодчих рубежа 18-19 веков Ф.О. Шехтеля выпал на дореволюционный период (1894-1907). Его трудолюбию не было предела. Он проектировал и строил: особняки, вокзалы, банки, театры, гостиницы, типографии, памятники, церкви, часовни, и даже бани, создавал уникальные интерьеры. Но славу и популярность лучшего архитектора Москвы получил за строительство особняков. Одними из лучших работ Шехтеля в Москве за эти 14 лет, считаются особняки: Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дерожинской, Перестройка Московского Художественного театра в Камергерском переулке (1902) и Ярославский вокзал.

В 1893 году Шехтель получает свой первый крупный заказ от мецената Саввы Тимофеевича Морозова на строительство особняка в стиле английской готики, для своей любимой жены Зинаиды Григорьевны Морозовой, на Спиридоновке 17. Строительство было начато в 1894 году и продолжалось четыре года. Особняк с башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей, с зубцами на стенах напоминал замок. Для совместной работы над интерьером Шехтель привлек еще неизвестного в то время, художника Михаила Врубеля, который украсил особняк скульптурами, панно и витражами. Вместе им удалось создать архитектурный шедевр. Москва получила одно из красивейших зданий, а Шехтель стал популярным московским зодчим. Считается, что особняк Морозова является одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты, на втором этаже особняка есть большое окно из которого возможно и "вылетела Маргарита". В этом же особняке Морозов на время укрывал революционера Баумана. В настоящее время здание принадлежит МИДу.

За участие во Всемирной выставке, проходившей 14 апреля 1900 года в Париже, Шехтель был награжден серебряной медалью. На Международной выставке в Глазго в 1901 году, Шехтелем были спроектированы четыре павильона русского отдела, в стиле модерна. Особенно красив был главный павильон, украшенный изысканной деревянной резьбой, башенками. А над входом в павильон были установлены гербы Москвы, Архангельска и Ярославля. В 1901 году Шехтель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.

Особняк Дерожинской. Кропоткинский переулок 13

фото на яндекс Все размеры

Фото на яндекс Все размеры

фото на яндекс Все размеры

Очаровательный особняк для А.И. Дерожинской, примы частной оперы, из семьи староверов, Шехтель построил в1901-1902 году, в Кропоткинском переулке. Композиция здания построена на классических соотношениях квадрата и диагонали, присущих для древнерусской архитектуры. Облицовочная плитка, растительный орнамент, античные маски, женские головки и художественный металл, придают особняку особый "шехтелевский" стиль.

В 1902 году Ф.О. Шехтель, отложив все заказы, безвозмездно взялся за перестройку Художественного театра в Камергерском переулке (ныне МХАТ). Работы по перестройке театра производились с марта по октябрь. Была произведена полная перепланировка и художественная отделка помещений. Особенно красиво был оформлен зрительный зал, спроектированный на контрасте темного низа и светлого верха. Орнаментальная роспись потолка в серебристо-сиреневых тонах. Стены зала украшали бледно-розовые фонарики и люстра на потолке была собрана из таких же фонариков, что придавало залу романтический оттенок. Шехтелем в театре было сделано все, от проекта до занавеса со знаменитой белой чайкой - символом Московского Художественного театра, как напоминание о постановке пьесы А.П.Чехова. Красиво оформленные подъезды освещались фонарями-светильниками с дуговыми лампами. Здание МХАТ приобрело свой нынешний, такой знакомый москвичам облик, благодаря Федору Осиповичу Шехтелю.

В 1906-1907 году по проекту Шехтеля было построено новое здание Ярославского вокзала, в неорусском стиле, в три раза больше прежнего. (С 1902-1904 здание Ярославского вокзала было построено тоже по проекту Шехтеля, интерьер вокзала оформлялся совместно с художником К.А. Коровиным).

Павильоны в стиле модерна построенные в Глазго нашли свое отображение и в архитектурном решении здания Ярославского вокзала. Главная роль в форме здания отведена композиции ассиметричных башенных объемов. Глядя на прорезанную аркой главного входа крышу с килевидным козырьком, полукруглые пилоны увенчанные крепостными башенками, металлические решетки и видишь черты средневекового замка. Обратишь внимание на панно, на фронтон над входом в вестибюля, в нише которого расположены рельефные изображения гербов. Георгий Победоносец - это герб Москвы, Святой Михаил Архангел - Архангельска, а медведь с секирой - Ярославля, увидишь черты русского Севера. В результате уникального архитектурного решения талантливейшего зодчего Ф.О.Шехтеля Ярославский вокзал стал одним из красивейших вокзалов Москвы, который является украшением столицы и в наше время.

Уже на пятом десятке, Шехтель в 1910 году строит свой небольшой двухэтажный особняк в стиле неоклассики, на Большой Садовой, 4. Гармония в планировке отражена в композиции фасада. Сам фасад украшен портиком из четырех колонн. Во дворе находился палисадник и флигель-мастерская, в которой работал знаменитый архитектор.


В 1914 году Шехтель принял христианство, при крещении ему было дано имя Федор.

Дата создания: 1900г. - 1902г. Архитектор: Шехтель Ф.О.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице является классическим образцом особняка раннего модерна. В противовес "фасадной" архитектуре здесь торжествует кубический объем, подчеркнутый горизонталями сильно вынесенных вперед плит карниза и прихотливо асимметричными выступами стен, массивных крылец, балконов, всякий раз индивидуально неповторимых и потому утверждающих равноценность всех фасадов.

Облицовка светлым глазурованным кирпичом и широкий мозаичный фриз с изображением ирисов, охватывающий поверху здание, выявляют эстетическую выразительность глади стен, прорезанных квадратами больших окон.

Рационализм планировки внутренних помещений, группирующихся вокруг парадной лестницы, сочетается с иррациональностью изощренных и изысканных форм декора (парапет парадной лестницы, рельеф, украшающий камин, металлическая решетка в тимпане арки дверного проема столовой и его деревянное обрамление, железный каркас люстр и т. п.). Каждая комната благодаря отказу архитектора от анфиладного принципа расположения помещений обретает самостоятельность и обособленность; вместе с тем отчетливо выражено стремление к объединению внутреннего пространства, его свободной текучести. Все детали отделки интерьера, вплоть до дверных ручек, осветительной арматуры, мебели, тщательно продуманы и наделены эстетической ценностью, во всем видна забота о красоте и комфорте.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.500

После 1917 года особняк Рябушинского перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду.

С 1931 года в особняке жил М. Горький. В наше время особняк Рябушинского занимает мемориальный дом-музей Горького.

Степан Павлович Рябушинский (1874-1942) был представителем знаменитой в дореволюционной России династии промышленников и банкиров. Основы будущего процветания семейства Рябушинских заложил ещё его дед по отцовской линии — Михаил Яковлевич (1787-1858), прибывший в Москву из Калужской губернии торговать тканями в Гостином дворе. Истовый старообрядец, «хозяйственный мужик», близкий рабочему люду, переживший разорение и нашествие Наполеона, он всё же смог упорным трудом накопить денег и приобрести несколько мануфактур, на которых он сам часто работал мастером. Своим наследникам он оставил капитал в два миллиона рублей — неслыханные по тем временам деньги!

Старший его сын Иван, женившись против воли родителей, был отлучён от дома и от семейного дела. А вот младшие сыновья Павел и Василий оказались весьма предприимчивыми, при них семейные доходы росли и крепли. В 1882 году Рябушинские получили право изображать на своих товарах государственный герб — знак высокого качества изделий. Павел Михайлович принимал активнейшее участие в жизни своего сословия: избирался в члены московской Думы, коммерческого суда и был выборным Московского Биржевого общества. Большое внимание в семье уделялось и благотворительной деятельности: во время голода 1891 года Рябушинские построили на свои деньги ночлежный дом и бесплатную народную столовую, которая могла принять до тысячи человек в день

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу.

Потрясающий фантазёр и большой экспериментатор, Шехтель был самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в России. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. В начале ХХ века главным заказчиком профессиональных мастеров было русское купечество, пришедшее на смену обедневшему дворянству. Промышленники и банкиры стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Модерн пришёлся ко двору.

Уже к 1902 году работы по строительству были завершены, и роскошный особняк сразу же стал достопримечательностью. Три издательские фирмы — М. Кампель, П. фон Гиргенсон и Шерар, Набгольц и К° — в 1903-1905 годах издавали открытки с изображением усадьбы Рябушинских.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны. Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь.

Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Рябушинские были глубоко религиозными людьми, вера в Бога и стремление к нравственному совершенству передавались в этой семье из поколения в поколение как высшая ценность. И даже в тяжёлые времена, когда по указу Николая I, боровшегося с «раскольниками», старообрядцев не принимали в купеческую гильдию, а их детям грозила 25-летняя рекрутчина, Рябушинские были непреклонны, в то время как многие купеческие семьи не выдержали давления и вышли из «раскола». Полное уравнение в правах с официальной церковью старообрядцы получили только в 1905 году после манифеста Николая II о веротерпимости. Поэтому и молельня в доме Степана Павловича была тайной

Степан Павлович Рябушинский вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы. Одним из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно-историческую значимость. Рябушинский даже собирался открыть в своём особняке музей иконы. Вероятно, для этой цели предназначались комнаты на втором этаже, стены которых были обтянуты кожей.

Вихрь Октябрьской революции искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, процветающие и успешные, после 1917 года стали символом отечественной буржуазии и синонимом антинародной сущности российского предпринимательства. Вынужденная эмиграция стала для них единственным спасением от нападок и обвинений нового режима.

Трагически сложилась и судьба Шехтеля. Фёдор Осипович остался в России и отказывался от весьма заманчивых предложений, поступавших от иностранных заказчиков. Он искренне пытался найти своё место в новой, чуждой ему стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным коммуналкам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь...

Главный фасад. Чертеж. История градостроительного искусства том 2

Д. Андреев. Перспектива особняка Рябушинского. Тушь, акварель

Д.Б. Бархин. Ремейк дома Рябушинского. Боковой западный фасад.

План 1 этажа. Чертеж Шехтеля.

Ф. О. Шехтель. Лестница в особняке Рябушинского в Москве. 1902 - 1906.

Сухарев Н.И. Бумага. Итальянский карандаш.

Особняк Рябушинского С.П., о котором сегодня пойдет речь, заслуживает внимания сразу по нескольким причинам. Во-первых, это одно из красивейших зданий нашей столицы, великолепный образец московского модерна. Во-вторых, это один из немногих объектов, дошедших до нас в достойном состоянии и в изначально задуманном композиционном единстве внешнего облика и внутренних интерьеров. И в-третьих, что немаловажно для нас, он легко доступен для посещения. Располагается этот красивый двухэтажный особняк в самом начале Малой Никитской улицы, около площади Никитских ворот.

Построен особняк Рябушинского в начале прошлого века, в 1900-1903 гг., архитектором Федором Шехтелем для Степана Павловича Рябушинского — известного предпринимателя, банкира, коллекционера и мецената, один из сыновей многочисленной семьи Рябушинских. Поднялась династия Рябушинских на ткацком производстве, постепенно расширяясь и осваивая смежные отрасли, к 1917 году она владела паями и акциями банков, лесопромышленными и металлообрабатывающими предприятиями. Хозяин особняка Степан Рябушинский вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, впоследствии Завод имени Лихачёва.

После 1917 года особняк сменил множество хозяев: здесь были разные госучреждения, издательство, детский сад. С 1931 года в доме, после возвращения на родину, жил с семьей писатель А.М. Горький. С 1965 года в особняке размещается дом-музей А.Горького. С одной стороны, пребывание здесь знаменитого пролетарского писателя и открытие его мемориального музея во многом послужили сохранению особняка, а с другой стороны, явились причиной значительных изменений в интерьере, о которых я ещё упомяну.

Вид на боковой фасад особняка

Перед началом осмотра важно запомнить, что архитектор Федор Осипович Шехтель разрабатывал проект здания после подробного и длительного обсуждения с заказчиком и во многом идеи, мотивы, заложенные в оформление особняка, отражают желания заказчика, продиктованы его мироощущением и настроением. Планировочная структура особняка Рябушинского, его внешнее и внутреннее оформление – всё наполнено глубоким смыслом и символизирует мироустройство. Одна из основных идей, воплощенных в архитектуре здания, – жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. И вот в развитие водной, морской тематики на улице нас встречают завитки ограды

которые складываются в завораживающую ритмику бегущих волн

Ограда особняка

Обратите внимание на индивидуальные форму, размер и рисунок переплетов каждого окна на главном фасаде

Окно балкона над входной дверью

На боковом фасаде окна также разнообразны по форме, размерам и рисунку оконных рам

Кстати, готовя этот материал, я с удивлением узнала, что Ф.О.Шехтель был хорошо знаком с испанским архитектором Антонио Гауди, они не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше, можно предположить, что он был в чем-то авторитетом и вдохновителем для Шехтеля. По крайней мере, в фантазийных образах и пластических решениях обоих есть что-то общее. Продолжим рассматривать наш московский дом. Крыльцо бокового фасада выходит в окружающий особняк садик. Необычные проемы крыльца придают ему мощный, основательный вид, что перекликается с брутальными формами бокового балкона. Обратите внимание на решетку крыльца, напоминающую рыбью чешую (мотив водной стихии!), и вычурные кронштейны под сильно выступающим карнизом

Во внешнем облике особняка Рябушинского привлекает внимание широкая полоса мозаики в верхней части здания с изображением орхидей

Как вспоминал сын архитектора, Ф.О.Шехтель сам делал эскизы с живых цветов с разных углов зрения в натуральную величину. Кроме того, в солнечную погоду мозаика играет особым образом за счет золотистой смальты, вкрапленной в рисунок.

Вот эти калитка и дверь парадного входа закрыты для посетителей, но представим, что мы входим в особняк через них, то есть так, как задумывал архитектор

Парадный вход в особняк

Мы попадаем в прихожую

Обратите внимание на ручки входной двери: такое изящное решение предохраняет стекло от ударов (в те времена не было ударопрочных технологий) и соответствует общей пластической стилистике здания.

Следует упомянуть, что архитектор разрабатывал каждую деталь интерьера, вплоть до обоев, паркета, светильников и дверных ручек. К сожалению, до нас не дошла мебель и почти не сохранились авторские светильники, а вот в честь дверных ручек хочется складывать оды, настолько они гармонируют с соответствующим помещением, неизменно удобно ложатся в руку и при этом неиссякаемо разнообразны. Далее мы ещё неоднократно убедимся в этом.

От входной двери мы видим витраж с изображением пейзажа. Это панно таинственным образом меняет свой облик при взгляде на него с разных точек и в течение дня может выглядеть утренним, дневным, вечерним и ночным. Запомните теплые осенние оттенки с этой фотографии, потом мы увидим витраж по-другому

Витражное панно в вестибюле особняка

Парные светильники на фото – это видимая часть великолепной фантазии Шехтеля. Дело в том, когда в особняк въехал М.Горький, возникла проблема с размещением книг его огромной библиотеки. Для книг по всему дому расставлялись шкафы, вот и в вестибюле прихожей были сооружены эти два парных шкафа, которые разделили пространство и скрыли от глаз вот такие ажурные перегородки, напоминающие одновременно и крылья бабочки, и силуэт богомола (фото начала ХХ века)

Фотография парадного вестибюля особняка

Из прихожей двери ведут в кабинет хозяина, в мужскую гостиную и в холл с лестницей – в последний мы и направимся.

Здесь находится идейно-композиционный центр особняка — величественная парадная лестница в форме волны из светлого серо-зеленого эстонского мрамора высотой 12 метров. В общей структуре дома лестница выступает как символ духовного восхождения человека, спираль её пенного кружева – как символ бесконечности развития. Внизу подводный мир, темная бездна, а человек движется вперед, выше, поднимаясь ближе к Солнцу и Богу не только физически, но и духовно.

Шкафы вдоль лестницы, которые вы видите на фото, — это опять-таки дооборудование при А.М. Горьком. Изначально они не предусматривались и по факту утяжеляют интерьер, значительно искажая первоначальный замысел архитектора. Мысленно выкиньте их из вида и полУчите вздыбившуюся кипень пенного вала на фоне стен цвета зеленоватой морской воды.

В начале лестницы, на гребне волны, установлен светильник, который при взгляде снизу похож на осьминога, при движении по лестнице преображается в медузу, а сверху напоминает панцирь черепахи

Вид на светильник лестницы со 2-го этажа

Вообще, на лестницу можно смотреть с разных точек и она будет раскрываться каждый раз по-новому

На фото вверху обратите внимание на панно – помните, я просила запомнить его теплую осеннюю гамму — а здесь уже другие оттенки и другое впечатление от пейзажа. Также обратите внимание на мраморную лавочку в основании светильника – это не только милая вещица безупречных форм, но и повод для инженерных изобретений. Чтобы не замерзнуть на холодном мраморе, рядом с ней расположено окошко в виде раковины, сквозь решетку которого шел поток теплого воздуха по принципу камина.

С уважением посмотрите под ноги – паркету 100 (сто!!!) лет. И на паркете опять-таки волна, отсылающая нас к образам морской стихии

Мы не будем пока подниматься по лестнице, а пройдем по комнатам первого этажа. И первое, куда радушные хозяева приглашали гостей – это гостиная

Эта комната понесла значительные утраты: по просьбе А.Горького был разобран уникальный белоснежный камин знаменитого каррарского мрамора с изображением женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями. Вот на фотографии начала прошлого века можно увидеть как это выглядело первоначально. Ещё обратите внимание на вид из гостиной через арку на лестницу в холле – таков был замысел архитектора, а сейчас он искажен – арка закрыта дверями и портьерами

Мы же можем полюбоваться окном — рисунком рамы, свободой взгляда в сад …

…стильным оформлением дверей

А такие двери ведут из гостиной в следующую комнату, так называемую мужскую гостиную или, как её называли при А.Горьком, библиотеку

Они выполнены из грушевого дерева и замечательны изящной резьбой

Ручка этой двери соответственно элегантна

Вот так оформлено обрамление дверей со стороны мужской гостиной. Обратите внимание на лепнину потолка: тут и мелкие листья, похожие на ряску, и улиточки

Вообще, потолок мужской гостиной впечатляет оригинальностью и прихотливым декором. Изгибы лепнины вокруг живописного панно с желтыми хризантемами повторяют рисунок оконного переплета. Посмотрите также на карниз для оконных портьер – какая причудливая фантазия, какая изящность линий и безупречность воплощения!

Напомню, что мы на первом этаже особняка, то есть на нижнем, водном, уровне, и болотная ряска, улитки и хризантемы напоминают нам о прудах и речках, выступая как своеобразная интерпретация этой темы

Ручка двери из вестибюля в мужскую гостиную похожа на морского конька

На следующем фото справа видна вытяжка – след спланированной изначально системы обогрева и вентиляции дома. А мы через такую вот дверь идем далее, через входной вестибюль в парадный кабинет хозяина

Парадный кабинет, в отличие от ранее виденных помещений, решен в более брутальном стиле, чем-то напоминающим скандинавский. Это было рабочее место С.П.Рябушинского, где он работал и принимал деловых посетителей. По дошедшим до нас сведениям рабочий стол в кабинете имел подковообразную форму, что перекликалось с формой окна

Соответственно назначению здесь более лаконичное оформление потолка…

… мощные двери…

…с брутальными косяками и более строгой резьбой

В кабинете есть угловой камин (мебель инородная и появилась позднее, при А.Горьком)

Внимание привлекает вот такое окно с витражом. Окно декоративное, межкомнатное. Изображение на нем можно толковать по-разному: здесь вроде и горы, и человек, чьё лицо скрыто от нас, а сам он как будто сливается с природой. В шкафах расставлена коллекция восточной миниатюры из слоновой кости, которую много лет собирал А.Горький

В кабинете есть ещё такое маленькое, словно игрушечное окно, на боковой стене здания

Здесь так же мастерски выполнены оконные рамы сложной формы

И своя форма дверных ручек, на этот раз с листами лавра

Следующее помещение – малый кабинет или приёмная, где посетители ожидали перед тем как пройти в парадный кабинет. При А.Горьком эта комната была превращена в его спальню, так как писателю тяжело было подниматься на второй этаж. Здесь ничего не осталось от первоначального оформления, даже шкаф стоит, загораживая витраж и искажая тем самым первоначальный замысел архитектора

На площадке лестницы между этажами в небольшой нише у витражного окна устроены друг против друга такие диванчики для отдыха

Но нам некогда останавливаться, мы продолжаем движение и спираль лестницы остается за нами

Вид на лестницу с верхней площадки

Восхождение по лестнице – как путь из мира подводного в мир земной. А на земле нас ждет множество проблем, бесконечное противостояния добра и зла. И как предупреждение и олицетворение этого вечной борьбы на втором этаже встречают нас отвратительные саламандры – символ темных сил зла — и прекрасные лилии – символ чистоты и добра. Они переплетаются в композиции на капители одинокой колонны темно-красного мрамора при входе на второй этаж

По первоначальному плану первый этаж предназначался для приема гостей, а второй этаж отводился под жилые комнаты хозяев: там располагались спальни, детские, ванна, будуар. Сейчас бОльшая часть комнат второго этаж закрыта для посещения – их занимают служебные помещения музея. В бывшей детской представлена экспозиция, посвященная жизни А.Горького. Из интерьеров здесь ничего не сохранилось. Мы можем только рассмотреть оригинальный переплет окна с растительным узором…

…увидеть сохранившуюся ручку на межкомнатных дверях

На лестничной площадке второго этажа сохранилась оригинальная дверь

Здесь опять-таки свой, неповторимый, рисунок дверных ручек

В особняке есть ещё одно помещение, доступное для осмотра – это молельня. Дело в том, что Рябушинские были старообрядцами, а до 1905 года старообрядцы подвергались гонениям, молится в открытую им было небезопасно, поэтому и была устроена в доме, построенном до 1904 года, старообрядческая молельня. Кстати, только готовя этот материал, я узнала, что хозяин дома, Степан Павлович Рябушинский, был видным деятелем и крупным жертвователем религиозной общины Рогожского кладбища, о котором я рассказывала в одной из предыдущих статей . На Рогожском кладбище были захоронены родоначальники клана Рябушинских, но их могилы не сохранились до наших дней.

Сам же Степан Павлович собрал самую большую в России коллекцию икон, художественно-историческую ценность которой специалисты оценивали очень высоко. Коллекция находилась в этом особняке, более того, здесь же была организована реставрационная мастерская, где шло восстановление икон.

Сейчас в молельню, расположенную в мансарде, фактически на третьем этаже, посетителей водят через отдельную узкую крутую лестницу

А по замыслу архитектора путь к ней был незаметен и вел со второго этажа вот через этот узкий проход по галерее (шкафов там не было). Исходя из общей идеи особняка, путь к высшим духовным ценностям труден и тернист – поэтому узка галерея. Дорога к нравственному совершенству пролегает из тьмы, из пучины мрака наверх, к свету, к солнцу – поэтому оттенок лестничных стен сменяется на более светлый и по стене горизонтально идет яркий орнамент как солнечный блик на воде

Далее дорога в моленную комнату пролегала вот за этим витражом. Это окно не ведет сразу на улицу, за витражом есть проход, незаметный для непосвященного – ведь молельня тайная. Кстати, обратите внимание на рисунок решетки балкончика – здесь уже можно увидеть некие мотивы МХАТовской чайки – ведь именно Ф.Шехтель придумал и предложил этот образ, ставший символом театра.

Ну а мы, совершив весь путь, символизирующий духовное восхождение человека, попадаем в высшую точку малого космоса особняка – в молельню

Стены и купол покрыты сплошной храмовой росписью. Здесь все исполнено глубоким символизмом, нет ни одной бессмысленной детали. Треугольники на своде купола …

…и тройное окно символизируют принцип триединства в христианстве. Буквы в росписях по бокам окна тоже зашифровывают основные понятия христианства

Помещение в плане квадратное, потолок – с круглым купольным сводом, и на образующихся четырех парусах свода священные христианские изображения

Иконостас и алтарь были утрачены после революции, но на полу сохранился паркет, рисунок которого изображает солнечные лучи, расходящиеся от алтарной зоны

Достигнув высот, возвращаемся на землю. В заключение хочу обратить внимание, насколько с соблюдением общего стиля особняка выполнены даже двери черного хода: уличная, через которую сейчас осуществляется вход в музей, и внутренняя, тамбурная.

Как попасть в особняк С.П.Рябушинского

Официальный адрес особняка – ул.Малая Никитская, д.6. Пешком лучше идти от станций метро Тверская и Пушкинская, но можно также добраться от Баррикадной и Арбатской Филевской и Арбатско-Покровской линий

Обратите внимание: вход в музей со двора, заходить надо с ул.Спиридоновка через калитку, т.е. подойти к дому с обратной стороны.

Музей работает со среды по воскресенье с 11.00 до 17.30, понедельник и вторник – выходные дни. Последний четверг каждого месяца – санитарный день.

На протяжении многих лет вход в музей был бесплатный, но, посетив его в 2016 году, узнала, что вход стал платным — 150 рублей, для студентов – 50 рублей. Фотосъемка стоит 100 рублей. Для сохранности интерьеров в обязательном порядке просят надеть: либо бесплатные войлочные огромные тапки шлепанцы, либо бахилы за 10 или 50 рублей, не могу вспомнить точно. Войлочные тапки очень неудобны, особенно на лестнице. На бахилах можно сэкономить, принеся их с собой, по крайней мере, при мне на это не ругались.

Очень важный момент – время года для посещения. Для данного объекта характерна общая для многих московских зданий болезнь – нерегулируемые зеленые насаждения. В период листвы они не позволяют в полной мере рассмотреть внешний облик особняка, особенно боковой фасад. С другой стороны, в пасмурные дни затруднена съемка интерьеров, потому что освещение в помещениях неяркое, щадящее. Так что выбирайте сами, вы все равно не пожалеете о своей встрече с такой изысканной красотой.

Музей-квартира А. М. Горького находится в бывшем особняке Рябушинского, построенном для семьи молодого русского предпринимателя известным московским архитектором Ф. Шехтелем. Шикарный дом на Малой Никитской, в котором писатель проживал последние годы своей жизни, является настоящим шедевром архитектуры начала ХХ столетия. Он выполнен в необычном для Москвы тех лет стиле русского модерна, а его история связана с тремя выдающимися людьми, жившими в одно время, но имевшими слишком разные судьбы. И только один из них упомянут на мемориальной доске, установленной на фасаде.

Особняк относится к немногочисленным открытым для посещения аналогичным объектам, расположенным в центре столицы. В одних зданиях находятся государственные учреждения и посольства, куда простым гражданам вход закрыт. Его внутреннее убранство сохранено практически в первоначальном виде, задуманном и реализованном Ф. Шехтелем.

Особняк Рябушинского

Необычный дом с разноуровневыми и разноформатными окнами, мозаичным фризом с цветочными мотивами и отделкой глазированным кирпичом считается украшением не только Малой Никитской улицы, но и всей столицы. Великолепие внутреннего убранства скрыто от глаз прохожих, но его можно увидеть воочию, посетив музей-квартиру А. М. Горького.

Особняк проектировался Ф. Шехтелем под влиянием европейского модерна в сочетании с модными тенденциями ар-нуво — стиля, характеризующегося предпочтительным использованием в архитектурном облике и интерьерах естественных плавных изгибов, а не прямых линий и четких углов. К особенности данного направления относится, также, применение новых, нестандартных технологий. Несмотря на заимствование стилистических решений, Ф. Шехтель сумел гармонично наполнить их собственными декоративными элементами и деталями.

Особняк носит имя заказчика и первого владельца дома — Степана Рябушинского. Он был известным предпринимателем и коллекционером, но главное — принадлежал к зажиточной династии Рябушинских и стал ее достойным последователем. Степан Павлович обладал одной из лучших в России коллекций икон и организовывал грандиозные выставки иконописи, в том числе к 300-летию дома Романовых. Благодаря его участию проводились научные исследования, позволившие обнаружить и реставрировать настоящие иконописные шедевры.

После Октябрьской революции Рябушинский был вынужден выехать из страны. Его собрание икон было изъято. Некоторые из них распродали, остальные передали в музеи. К счастью, большая часть коллекции сохранена и находится в Третьяковской галерее. Сегодня ведутся разговоры об организации в одном из домов Рябушинских постоянной выставки икон, собранных Степаном Павловичем.

В советское время особняк сменил несколько владельцев из числа государственных учреждений. За это время исчезли уникальные предметы мебели, светильники и оригинальный каминный портал, выполненный из специально привезенного из Каррары мрамора. Кроме того, была нарушена уникальная вентиляционная система дома. Спасением от окончательного разорения особняка стало заселение в него семьи пролетарского писателя в 1931 году.

Архитектура дома Шехтеля

Особняк Рябушинского строился под руководством архитектора с 1900 по 1902-03 гг. Главный фасад с парадным крыльцом обращен к Малой Никитской улице. В данный момент войти в здание можно со стороны Спиридоновки через «черную» дверь, изначально предназначавшуюся для прислуги.

Руке Шехтеля принадлежит создание проектов более 210 зданий столицы и Подмосковья, построенных на рубеже XIX—XX вв. В их числе — Ярославский вокзал, особняк Морозовой на Спиридоновке, кинотеатр «Художественный» на Арбате. Большинство из 86 сохранившихся объектов находится сегодня под охраной государства. Сам архитектор доживал свой век в квартире дочери, превращенной после революции в коммуналку.

Дом Шехтеля на Малой Никитской стал настоящим шедевром мастера. За счет эффектного ступенчатого расположения оконных проемов здание выглядит многоэтажным. Обтекаемые формы арочных сводов, оконные решетки в виде вьющихся ветвей и спиральные завитки балконных ограждений придают экстерьеру дополнительную легкость. Низкий забор открывает обзор на фасад, украшенный широким мозаичным фризом. В изображенных на нем растительных мотивах скрываются загадки и символы.

Центральная терраса, нависающая над парадным входом, опирается на объединенные фигурными перемычками массивные колонны. Две из них вплотную подходят к «красной» линии. На боковых фасадах присутствуют балкончики с декоративными ограждениями. На территории усадьбы расположен флигель с пристроенной к нему конюшней. Комнаты предназначались для прислуги. Одно из помещений в годы ВОВ снимал А. Толстой. Сегодня в нем находится музей-квартира писателя.

Фасадная часть дома Шехтеля может остаться незамеченной прохожими, особенно в летнюю пору, когда особняк прячется за кронами деревьев. Все самое интересное и удивительное открывается посетителям дома-музея Горького.

Особенности интерьера

Архитектурное новаторство Шехтель удачно дополнил технической оснащенностью особняка. Вентиляционная система позволяла циркулировать воздуху по всему пространству дома. Из кухни в столовую блюда доставлялись посредством лифта.

Каждому вошедшему первым делом бросается в глаза знаменитая лестница Шехтеля с изящно изогнутыми перилами. По задумке автора она символизирует бесконечное движение волн. У ее основания возвышается оригинальная лампа-медуза, чудом сохранившаяся в годы «модернизации» особняка представителями государственных структур.

Цветные витражи при солнечном свете дают удивительную игру красок на стенах и матовых потолках. Детально проработанные элементы декора удачно дополняют интерьер. Здесь даже дверные ручки имеют форму морских коньков, а капители колонн украшают саламандры в окружении лилий.

На третьем этаже имеется потайная комната, не упоминавшаяся даже в страховых описях. Она была оформлена в раннехристианском стиле и предназначалась для совершения молитв. Скрытность была связана с запретом присутствия культовых сооружений в частных домах. Но Рябушинские относились к старообрядцам, и им требовалась молельня.

Представить интерьеры особняка по описаниям и фотографиям достаточно сложно, поэтому лучше будет его посетить.

История музея-квартиры Горького

Особняк Рябушинского был предоставлен семье Горького в 1931 году. Он был категорически против заселения в «дворцовые комнаты», справедливо полагая, что это негативно скажется на мнении пролетариев, вынужденных проживать в бараках и коммуналках. Тем не менее, вернувшегося из-за границы Горького прямо с вокзала привезли на Малую Никитскую в уже отремонтированный и меблированный дом.

По словам современников, писателю особняк Рябушинского не подходил ни по духу, ни по статусу. Здесь он чувствовал себя неуютно, называл комнату для отдыха «спальней балерины» и никогда не пользовался лестницей Шехтеля, так как ему сложно было подняться на второй этаж. Со временем Алексей Максимович свыкся с обстановкой и особенностями дома, тем более что его несколько требований было выполнено. В частности:

  • рабочую комнату оформили в соответствии с обстановкой его предыдущих кабинетов;
  • гостиную переоборудовали в библиотеку, заставив стены многоярусными шкафами;
  • спальню разместили в одном из кабинетов;
  • полуобнаженные фигуры, украшавшие интерьер, убрали.

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр литературной Москвы, где всегда было многолюдно и шумно. Жизнь писателя стала насыщенной и немного утомительной. Общественная деятельность и постоянные творческие встречи, в том числе знаменитые ночные заседания со Сталиным и членами политбюро, на которых приходилось решать судьбы писателей и их произведений, отвлекали от основного занятия. Но несмотря на то, что времени на написание собственных произведений оставалось слишком мало, Горький продолжал работать над романами и пьесами.

В 1934 году Алексею Максимовичу пришлось пережить трагические события, связанные с кончиной сына, проживавшего на втором этаже особняка Рябушинского вместе с семьей. В последние годы с писателем оставались невестка и внучки. После смерти Горького (1936 г.) Надежда Пешкова, или Тимоша, как называли ее домашние, при непосредственном участии официальной вдовы писателя Екатерины Павловны Пешковой постаралась сохранить наследие своего свекра, его вещи и обстановку, в которой он жил и работал в период 1931-36 гг.

Надежда Алексеевна (невестка) оставалась в особняке вплоть до 1965-го — года открытия Мемориального музея-квартиры Горького на Малой Никитской. Именно благодаря ее усилиям и энтузиазму современники имеют возможность окунуться в атмосферу, окружавшую писателя в последние годы его непростой жизни.

Экспозиции

В 5 комнатах особняка, расположенных на первом этаже, полностью сохранена обстановка 1936 г. Это — кабинет писателя и его спальня, библиотека и секретарская, а также столовая. Здесь находится мебель тех лет, представлены личные вещи и книжная коллекция Горького, расставленная в том же порядке, что и при нем. На втором этаже — экспозиция, рассказывающая о жизни Алексея Максимовича после его возвращения на родину из Италии. Часть помещений отдано под хранение музейного фонда. В оборудованном подвале находится выставка, дающая представление о Рябушинском и Шехтеле.

Режим работы

Посетить музей Горького и ознакомиться с интерьерами особняка можно ежедневно с 11:00 до 17:30, кроме понедельника, вторника и дней, на которые приходятся официальные государственные праздники. Последний четверг каждого месяца в учреждении проводится санитарный день.

Цены на билеты в 2019 году

Стоимость входа в музей-квартиру Горького составляет:

  • для взрослых — 300 руб.;
  • для детей от 7 до 15 лет и пенсионеров — 100 руб.;
  • для студентов и учащихся — 150 руб.;
  • для нерезидентов РФ — 400 руб.

За групповую экскурсию (до 20 человек) придется заплатить 3000 руб. Для иностранцев такая услуга обойдется в 4000-5000 руб. Группы до 10 человек обслуживаются в индивидуальном порядке. Цена путевки для резидентов РФ — 1500 руб., для нерезидентов РФ — 2000 руб.

Как добраться до музея-квартиры А. М. Горького

Ближайшие станции метро расположены в 1-1,5 км от особняка:

  • «Баррикадная» и «Пушкинская»- линия 7;
  • «Тверская» — линия 2;
  • «Арбатская» — линия 3 и 4.

До музея можно доехать на автобусах № 15, 39, А, 243, м6. Остановка «Никитские ворота».

Мобильные службы такси в Москве — Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Такси

Особняк Рябушинского: видео

С приходом весны и тепла Квартблог стал гораздо чаще и с большим удовольствием путешествовать по своему городу, как и большинство русских людей, не боящихся долгих и неторопливых прогулок. Наконец и я решилась осуществить свою давнюю мечту и записалась на экскурсию в одно из самых удивительных для меня и знаковых для всей Москвы мест – особняк Рябушинского, в котором в наши дни располагается музей-квартира М. Горького.

Особняк Рябушинского в Москве

Из всего множества творений архитектора Шехтеля этот особняк – едва ли не лучшее воплощение его неповторимого стиля, прозванного «русским модерном», потому что в своих проектах Федор Осипович зачастую следовал архитектурным традициям Древней Руси.

За два года, с 1900 до 1902, этот особняк с прилегающими постройками вырос на небольшом участке вдоль Малой Никитской улицы, а с 1903 до 1905 года целых три издательских фирмы уже выпускали большие тиражи открыток с его фотографиями.

Его форма, на первый взгляд похожая на куб, перекликается с формой стоящей напротив церкви Большого Вознесения. Вокруг особняка уже начал цвести садик, по нему разбросаны строения, предназначавшиеся для разных служащих семьи Рябушинских. Во флигеле для прислуги после революции жил А.Н.Толстой, сейчас там находится его квартира-музей.

Фасады особняка украшают оригинальные узоры оконных переплетов, сделанные по эскизам Шехтеля, и мозаика с гигантскими орхидеями, которая создана в петербургской мастерской Фролова также по эскизам архитектора (такой мотив преувеличения деталей часто встречается в его работах, например, клубники на здании Ярославского вокзала). Особенно красива эта мозаика в солнечные дни благодаря вставленным в нее кусочкам золотистой смальты. «Драгоценным мерцающим поясом, опоясывающим фасады особняка Рябушинского» назвал ее один из исследователей стиля модерн.


Мы попадаем в дом через вход, бывший когда-то черным, однако именно им обычно пользовались и Рябушинские, и семья Горького, и часто гостивший у писателя Сталин.

Степан Павлович Рябушинский – известный предприниматель, банкир, коллекционер и меценат – заказал Шехтелю строительство этого дома для себя, своей жены и сына, когда ему было 26 лет. Он был четвертым братом из восьми детей П.М.Рябушинского. Все братья много учились и работали, занимались наукой и благотворительностью. Вместе с братьями Степан вел дела унаследованной ими текстильной фабрики в селе Заворове, а вместе с братом Сергеем они создали первый в России автомобильный завод АМО.


Семья Рябушинских - Степан Павлович, Анна Александровна и маленький Борис

Буржуазный практицизм формировал и архитектурные концепции того времени. По-купечески экономный Рябушинский не был заинтересован в строительстве комнат, которые не будут использоваться постоянно, как, например, аристократические залы для балов. Центр дома – это большая лестница, ведущая на второй этаж, вокруг которой располагаются столовая, кабинет и остальные жилые комнаты. Проект этот оказался настолько рациональным, что по его подобию стали строить не только частные, но и многоквартирные дома.


О том, что при всей своей экономности русский предприниматель способен и на бездумные траты, говорит интересный факт, выведанный из сохранившейся книги расходов жены Рябушинского, на которую был записан этот дом. Анна Александровна скурпулезно и попунктно записывала в эту книгу каждую свою трату, включая чаевые официантам и расходы на извозчика, однако, если они выезжали за границу, в ее реестре появлялась одна суммарная запись, например, «Поездка в Париж – 5 тысяч» – забавная деталь, актуальная и для современной модели поведения в путешествиях.

Комнаты особняка – это результат огромных вложений и средств, и трудов. Дорогие породы камня и древесины украшены сложными и красивыми узорами, похожими на волны. Весь первый этаж связан с водной стихией. Находясь в гостиной, мы словно стоим на дне пруда, а на потолке мы можем увидеть большие георгины, смотрящиеся сверху в водную гладь. Заметьте, что в лепнине потолка отражается еще и рисунок оконного переплета.




Пол в парадной прихожей напоминает водную гладь, в которую брошен камень. Здесь же раньше стояли две красивые витражные ширмы, напоминающие крылья стрекозы. Их сейчас убрали в целях сохранности, но, по обещаниям экскурсовода, скоро вернут на место. А застекленный шкаф для одежды сохранился до нашего времени благодаря своим волшебным ручкам. Они не только хороши собой, но и защищали стеклянные двери, если кто-то из гостей решал на них опереться.


Украшающий эту прихожую витражный пейзаж очень важен для общей стилевой и философской концепции этого дома. Модерн, как известно, черпает вдохновение в природе и активно заимствует ее образы. Небезызвестно и то, что красавица-природа непостоянна и изменчива. В течение всего дня этот витраж меняет свой вид, изображая то вечерний, то дневной, то утренний, то ночной пейзаж в зависимости от освещения и угла зрения.


Отсюда мы попадаем в комнату, которая служила кабинетом и Рябушинскому, и Горькому. Общий ее мотив – это лавр – с античных времен символ успеха, славы и благополучия. Лавр здесь можно найти в деревянной отделке, на дверных ручках и на еще одном витраже. На первый взгляд он изображает горный пейзаж, а, приглядевшись, мы можем увидеть здесь голову бородатого мужчины, в размышлениях сидящего под лавровым деревом.


Кстати, дверные ручки в особняке, по мнению одного из исследователей стиля, составляют отдельную симфонию. В каждой комнате они так же оригинальны, как рисунок лепнины или паркета.


Модерновое архитектурное пространство – это всегда пространство, имеющее собственную философию. По задумке Шехтеля, шествие по этому дому – это путь возвышения души. Если первый этаж был подводным миром, то наверх из водных пучин нас сможет вынести невероятная лестница-волна, являющаяся центром холла и всего дома. Ее облик напоминает нам архитектуру Гауди. Кстати, Шехтель и Гауди были хорошо знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше и обладал несомненным авторитетом для Шехтеля, оба архитектора умерли в 1926 году.


Перила лестницы плавно переходят в скамейку. Впечатляющая лампа снизу похожа на гигантскую медузу, проплывающую над тобой, а сверху - на плывущую под водой черепаху.


Небезынтересный балкончик над лестницей похож на дракона или сову. Брови этого зверя образуют собой МХАТовскую чайку – символ, нарисованный Шехтелем для А.П.Чехова. Театральность, мистицизм и желание увести от реальности характерны для стиля модерн вообще, а Шехтелю удалось блестяще воплотить эти черты в архитектуре.


Противостояние добра и зла отображает и декор колонны на втором этаже возле лестницы: ее окольцовывает композиция из отвратительных саламандр и прекрасных чистых лилий.


Весь второй этаж когда-то занимала знаменитая коллекция икон С.П.Рябушинского. Его коллекция была самой большой в России, а, по словам искусствоведа Н.Пунина, снискала себе огромную славу «художественно-исторической ценностью входящих в нее икон». В этом же доме находилась реставрационная мастерская, где художники-реставраторы отец и сын Тюлины занимались восстановлением этих икон. Сейчас в комнате, где размещалась выставка икон, действует выставка, посвященная М.Горькому.


Рябушинские были старообрядцами. В мансарде их дома, куда можно попасть по черной лестнице, расположена молельня, она логически венчает этот символический мир. Старообрядцы были уравнены в правах с остальными верующими только в 1905 году, а до этого подвергались гонениям, сопровождающимися «запечатанием» культовых для них алтарей Рогожского кладбища. Поэтому молельня, построенная в 1904 году, была тайной. Вид ее максимально приближен к традиционным церквям, потому как в то время старообрядческие службы переместились в частные молельни богатых купцов. В основании купола четыре раза повторяется надпись на древнегреческом: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда».


После революции и эмиграции Рябушинских дом попеременно принадлежал Наркомату по иностранным делам, Государственному изданию РСФСР, Государственному психоаналитическому институту с детским домом-лабораторией, детскому саду «Дошкольная коммуна при ВЦИКе» и «Всесозному обществу культурной связи с заграницей». В 1931 году вопреки своим желаниям сюда въехала семья Максима Горького. О том, как изменился дом при жизни здесь Горького и какие сюрпризы в его стенах приготовило писателю советское правительство, на следующей неделе.

Дайджест Квартблога

В этом доме Чуковский жил с февраля 1938 по октябрь 1969 г. Сказка Бибигон так и начинается:"Я живу на даче в Переделкине..." Сегодня Квартблог знакомит вас с домом-музеем Корнея Чуковского в Переделкино.

- «Квартблог» посмотрел на рабочее место символиста Валерия Брюсова и посмотрел на вещи со столетней историей.

Продолжение судьбы Шехтелевского особняка - теперь при жизни здесь Максима Горького. Квартблог расскажет о музее-квартире Горького в Москве.

Дабы не отставать от царских особ, Квартблог посетил Петровский путевой дворец архитектора М.Ф. Казакова на Ленинградском проспекте, где когда-то отдыхали после долгой дороги русские цари перед своей коронацией.

Квартблог привез из Санкт-Петербурга рассказ о музее-квартире А.А. Ахматовой. История, фото, описание.

Фотографии Юлии Евстафьевой и из архивов Музея-квартиры М.Горького