Петр оссовский - о творчестве художника. Записи с меткой ‘Петр Оссовский’

Peter Pavlovich Ossovsky (1925-2015) - Academician of the Russian Academy of Arts, the recognized classic of Russian art of the twentieth century, Moscow painter and graphic artist. His works are associated with so-called "severe style" in Russion painting.

From the very beginning of his creative career, the artist found his special themes in art and an individual pictorial language, consonant with the epoch. The search for the reflection of reality in a new plastic form led him to affirm the principle of monumentality and generalization of the image. The author"s credo is "the land and the people living on it".

His paintings, picturesque cycles, graphic series reveal "a historical approach in the spirit of indissoluble unity of times". The artist devoted his creativity to creating a large-scale epic narrative, dedicated to the significant dates of Russia, its heroic and tragic pages of the Russion history.

Пётр Павлович Оссовский (1925-2015) - академик Российской академии художеств, признанный классик отечественного искусства ХХ века, московский живописец и график, творчество которого связано с возникновением «сурового стиля» в живописи.

С самого начала своего творческого пути художник нашел свои темы в искусстве и индивидуальный изобразительный язык, созвучный эпохе. Поиски отражения реальности в новой пластической форме привели его к утверждению принципа монументальности и обобщенности образа. Содержательное кредо художника, по его собственным словам, - это «земля и народ, на ней живущий».

Его картины, живописные циклы, графические серии раскрывают «исторический подход в духе неразрывного единства времен». Художник посвятил свое творчество созданию масштабного эпического повествования, посвященного знаменательным датам России, её героическим и трагическим страницам.

Характерная особенность творческого метода Оссовского - работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал.

Его работы можно отнести к направлению, которое характеризуется созданием своего рода живописных мемуаров. Таковы серии его произведений, созданные на основе впечатлений от многочисленных путешествий по России и за рубежом: «Земля древнего Пскова», «Болгария», «Словакия», «Чехия», «Польша», «Славянские портреты», «Образы Мексики и Кубы», «Сказ о Байкале».

Особое место в творчестве Оссовского занимают исторические композиции, связанные с прошлым Псковщины: «Пушкинская элегия» (триптих, 1980-84), «Дорога к храму» (1989), оформление «Красной палаты» в Изборске (2000). В поздний период творчества художник обратился к стилистике псковской школы иконописи.

Пётр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украины.
В 1950 году окончил Московский государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (мастерская С.В.Герасимова).
С 1954 года принимает участие в художественных выставках.
С 1956 года - член Союза художников СССР.
Персональные выставки, в том числе: Москва (1964, 1978, 1983, 1985, 1996, 2010, 2015), Санкт-Петербург (2006), Польша (1965), Италия (1966), Чехословакия (1975), Финляндия (1984), Германия (1987), Испания (1992) и другие.
1988 г. удостоен звания Народный художник СССР.
1995 г. - действительный член Российской академии художеств.
В 2007 году были открыты постоянные экспозиции картин Оссовского: «Мир и Отчизна» - Художественный музей, Кировоград, «Псковские мотивы» - Псковский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, «Пушкин и земля Псковская» - Пушкинский заповедник «Михайловское».
В 2012 году художник осуществил уникальный замысел к 1150-летию со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска - «Росписи Изборской Палаты».
В 2013 году мастер создал «Русскую Палату», - росписи одного из залов Егорьевского историко-художественного музея.

Пётр Павлович Оссовский (18 мая 1925, с. Малая Виска, Кировоградская область, Украинская ССР - 1 августа 2015, Псков) - советский и российский живописец.

Академик РАХ (1995; член-корреспондент 1988). Народный художник СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1985). Член Союза художников СССР с 1956 года, лауреат Международной премии им. Шолохова (2006).

Биография

В 1944 году окончил Московскую среднюю художественную школу.

В 1944-1950 гг. обучался в Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова (мастерская народного художника СССР, профессора С. В. Герасимова).

С 1954 года участник выставок.

В 1956 году принят в Союз художников СССР.

В 1961 году совершает творческую поездку на Кубу и в Мексику.

В 1979 году был награждён Золотой медалью Итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты».

Похоронен в Изборске (Псковская обл.) на Труворовом городище.

Произведения живописца находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях России и стран СНГ, а также в частных и государственных коллекциях Германии, Болгарии, Польши, Чехии, Англии, Словакии, Италии, Испании, Финляндии, Японии, США, Египта, Израиля, Венесуэлы.

Творчество

Особую роль в формировании Оссовского как художника сыграл живописец и талантливый педагог С. В. Герасимов, в мастерской которого занимался Оссовский. Не одно поколение молодых художников было поощрено Герасимовым в стремлении изображать жизнь без прикрас, фальшивого блеска и слащавой сентиментальности. «Земля и люди на ней живущие» - так Оссовский определил основную направленность своих творческих поисков. Характерная особенность творческого метода Оссовского - работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал. Серийность позволяла художнику «высказаться», донести свою мысль о связи поколений, о преемственности ценных духовных, моральных качеств народа.

Всю свою жизнь художник создавал одно эпическое повествование, посвященное знаменательным датам в истории России, её героическим и трагическим страницам, русским людям и родной земле, которую он открыл для себя на древней Псковщине, напоённой глубокой истинной красотой и суровым былинным величием.

Основные произведения

  • «В районном центре» (1956)
  • «На городской окраине» (1957)
  • «Велосипедист» (1959)
  • «Три поколения» (1960)
  • «Салют Победы» (1985)
  • Серия «Куба» и «Мексика»(1961)
  • Цикл «На земле древнего Пскова»
  • Цикл «Баллада о России»
  • Цикл «Болгарские новеллы»
  • Цикл «Московский Кремль» (Госпремия СССР):
    • «Золотой Кремлёвский холм»
    • «Века проходят над Кремлем»
    • «Солнце над Красной площадью»
    • «Дворцовая площадь»
  • Серия «Славянские портреты» (1978)
  • Серия «Люди Сибири»
  • Триптих «Пушкинская элегия»
  • Триптих «Баллада о революции»
  • Триптих «Подвижники старого обряда»
  • Триптих «Страсти по вере»
  • Триптих «Моя Родина - степная Эллада»
  • Триптих «Памятник поэту»
  • Триптих «Мексика» (1961)
  • Триптих «Белые храмы Пскова» (1987)
  • Триптих «Августовские грозы» (2005)
  • Триптих «История Красной державы» (2006)
  • «Радужный триптих» (2006)
  • Триптих «Аввакум» (2013)
  • Полиптих «Матери» (2006)
  • Полиптих «Грозы ушедшего века»
  • Цикл «Рубежи жизни Родины» (1970-е гг.);

Триптих «Баллада о Революции» (1986 г.); Полиптих «История Красной Державы» (2006 г.); Псковская Трилогия («Рыбаки» (1966-1975 гг.), «Сыновья» (1969-1975 гг.), «Кузнецы» (1967-1975 гг.)); Триптих «Озаренные светом Победы» (1980 г.); Серия «Виды Московского Кремля» (1980-е гг.); Триптих «Озерные Грозы»; Полиптих «Грозы ушедшего века» (2015 г.).

В 2012 году к 1150-летию со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска, художник осуществил уникальный замысел - «Росписи Изборской Палаты - Русской словестности и православной веры», являющиеся живописным памятником могучим духовным твердыням, на которых всегда стояла Россия.

В 2013 году, продолжая и развивая тему целостности и единства идеи и исполнения, мастер создал «Русскую Палату», - росписи одного из залов Егорьевского историко-художественного музея.

Персональные выставки

  • Москва (1964, 1978, 1983, 1985, 1996, 2010, 2015)
  • Санкт-Петербург (2006)
  • Польша (1965)
  • Италия (1966)
  • Чехословакия (1975)
  • Финляндия (1984)
  • Германия (1987)
  • Испания (1992) и многие другие

Награды

  • Народный художник СССР (18.08.1989)
  • Народный художник РСФСР (1975)
  • Заслуженный художник РСФСР (1970)
  • Золотая медаль итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты» (1979)
  • Государственная премия СССР (1985) - за цикл картин «Московский Кремль» (1979-1985)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2012)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005)
  • Орден Дружбы (1995)
  • Орден «Знак Почёта» (1968)
  • Орден Кирилл и Мефодий I степени (1978, Болгария)
  • Серебряная медаль АХ СССР за серию работ о Кубе (1963)
  • Золотая медаль Российской академии художеств (за персональную выставку к 70-летию со дня рождения) (1997)
  • Орден «За служение искусству» (2012, Российская академия художеств)
  • Международная премия им. М. А. Шолохова (2006)

Оссовский Пётр Павлович (18.05.1925) 2В

Живописец. Один из родоначальников «сурового стиля» в отечественном искусстве 1960-х. Для его картин характерны укрупненность форм, скупость деталей, сдержанность цветовых характеристик.

Народный художник СССР (1989) и РСФСР (1975), заслуженный художник РСФСР (1970). Действительный член Российской Академии художеств (1995), член-корреспондент Академии художеств СССР. Государственная премия СССР (1985) за цикл картин о Московском Кремле (1979-1985): «Золотой Кремлевский холм», «Века проходят над Кремлем», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь». Серебряная медаль Академии художеств СССР (1963) за серию работ «Куба» (1960-1961). Золотая медаль итальянской Академии искусств (1979) за серию «Славянские портреты» (1975-1978).
Золотая медаль PAX (1997) за выставку произведений в залах PAX (1996).

1-й секретарь правления СХ РСФСР (1971-1976), секретарь правления СХ СССР (1984-1991). Почетный член Словацкого союза художников (1976).

Родился в с.Малая Виска Кировоградской области Украины, жил в Москве, похоронен в Пскове. Окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова (1950), где учился в мастерской С.В.Герасимова у Н.Х.Максимова, Д.К.Мочальского, С.Н.Костина, И.И.Чекмазова, В.В.Фаворской. Член Союза художников СССР. С 1954 участник выставок. Участник Всесоюзной художественной выставки «СССР - наша Родина» к 50-летию образования СССР в Москве (1972).

В статье-рецензии на выставку «Советская Россия-1» (1960) искусствоведом А.А.Каменским был введён термин «суровый стиль» применительно к работе П.П.Оссовского «Три поколения», вызвавшей много противоречивых откликов. Художники сурового стиля обратились к жизни простого человека и противостояли в своем творчестве официозному искусст-ву.

Много ездил по стране, выезжал за рубеж. Итогом поездок стали циклы «На земле древнего Пскова», «Баллада о России», «Куба», «Мексика», «Болгарские новеллы».

Персональные выставки: в Москве (1964, 1978, 1983, 1985, 1996), Санкт-Петербурге (2006), Польше (1965), Италии (1966), Чехии (1975), Словакии (1975), Финляндии (1984), Украине (1986), Германии (1987), Испании (1992).

Основные работы: «Розовое облако» (1974), «Наковальня и васильки» (1974), «Жаркий день» (1974), «Сыновья» (1968-1975), «Народные мастера - кузнецы Петр Ефимов и Кирилл Васильев» (1967-1975), «Псковский Кремль» (1975), живописный цикл «Болгарские новеллы» (1978-1981), «Мать и отец» (1988), «Дорога к храму» (1989), триптих «Августовские грозы» («Золотой луг солнца», «Ожидание грозы», «Радуга») (1991-1992); «Тучи над озером» (1992), «Лучи небесные» (1993), «Белое солнце весны» (1993).
Работы нахо-дятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва), в коллекциях более 60 музеев и картинных галерей бывшего СССР, в частных и государственных коллекциях Германии, Болгарии, Польши, Чехии, Англии, Словакии, Италии, Испании, Финляндии, Японии, США, Египта, Израиля и Венесуэлы.

24 октября на аукционе «Совком» будет продаваться небольшой пейзаж Петра Оссовского - единственного представителя «сурового стиля» в десятке ныне живущих художников - авторов самых дорогих работ, проданных на российских аукционах

Пока моя рука способна держать кисть и перо,
они будут активно говорить о том,
что меня волнует и что я хочу поведать людям.

Петр Оссовский

Он не любитель публичности, его интервью можно пересчитать по пальцам, все свободное время он отдает работе в мастерской.

Художники «сурового стиля» отказались от идеализированных и даже дидактических образов, созданных предыдущим поколением советских живописцев, - молодых интересовали их современники. Они стремились увидеть сами и показать другим возвышенное, романтическое и даже поэтическое начало в жизни и труде тех, кто жил и трудился рядом с ними. Молодые художники писали лица рабочих, крестьян, рыбаков, строителей, геологов - и наделяли их образы знаковыми (и оттого монументальными) чертами своего времени.


Для достижения такого эффекта, представители «сурового стиля» стремились максимально упростить и обобщить формы, сделать лаконичным силуэт, упрощалась и уплощалась также и композиция, выстраиваемая зачастую по законам коллажа - когда в пространстве одной работы некоторые элементы картины существуют как бы отдельно, даже со своей собственной перспективой, и потом как бы собираются художником на единой плоскости. Таким образом, композиция зачастую имеет вертикальное построение - планы (передний, средний и фон) строятся не в перспективе, а друг над другом. Упрощается и цветовая гамма: «суровостильцы» сторонники скорее графичных линейных ритмов, чем игры оттенков и полутонов, чаще используют лаконичные, ясные и выразительные цвета и цветовые акценты.

Сегодня оценки и трактовки «сурового стиля» сильно расходятся: одни исследователи противопоставляют его реалистическому, плакатному искусству сталинской эпохи; другие - видят в нем логическое продолжение советского реализма; третьи, например художник Борис Орлов , полагают, что «в реальности “суровый стиль” был сверху противопоставлен родившемуся в начале шестидесятых годов андеграунду».

Неоспоримо одно: художники «сурового стиля» смогли привнести в отечественное реалистическое фигуративное искусство новую эстетику, почерпнутую ими как в образах средневековых фресок, росписях Раннего Возрождения, так и в работах русской реалистической школы живописи, первой волны русского авангарда и современных им западных художников.


Немалую роль в формировании этой новой эстетики сыграло искусство Рокуэлла Кента. В 1958 и 1960 годах в Москве с аншлагом прошли две его персональные выставки, по окончании которых Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина получил в дар от автора около тысячи произведений. Новый, незнакомый художественный язык Кента стал для молодых, только что завершивших академическое образование художников глотком северного воздуха - холодного, свежего и чистого. Глотком, если угодно, «мужского» искусства - прямого, без намеков и полутонов, сдержанного и безусловно правдивого. Свое дело, быть может, сделала и повальная увлеченность советских мальчишек Джеком Лондоном - и оказалось, что так можно писать не только книги, но и картины, - словом, молодые Кента поняли и поверили ему. Художник стал настолько популярен, что в середине 1960-х годов и после на русский язык были переведены несколько автобиографических книг Кента: «Это я, Господи!», «В диком краю («Дневник мирных приключений на Аляске»)», «Гренландский дневник», «Саламина» и др.

Образование, знакомство с тем, что делали художники других эпох и культур, подготовило в художниках «сурового стиля» хорошую почву для собственного опыта. В 1961 году Оссовский отправился в свою первую длительную зарубежную творческую поездку - в Мексику и на Кубу, и там «почувствовал, что нашел свой собственный стиль». Потом были неоднократные поездки по Европе - в Италию, Чехию, Словакию и Болгарию. В этот период его интересовало всё - природа, города, архитектура, люди, главное - люди. К началу 1970-х все большее место в его творчестве начал занимать пейзаж: «Территория моего творчества - от берегов Байкала до вод Карибского моря».


В 1966 Пётр Оссовский впервые приехал в Псков, и с этого времени Псков и Изборск стали тем источником не только вдохновения, но и сил и самого существования, к которому художника тянуло неудержимо и у которого он в конце концов обрел себя. «Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры», - говорит об этом художник.

Вдохновленный русской стариной, он обратился к историческим, культурным корням, и вскоре нашел сюжет, который разрабатывает с середины 1970-х до наших дней, не повторяясь и не уставая, - это исторические, культовые монументальные архитектурные сооружения (кремли, соборы, церкви) на фоне вечности (незыблемой небесной тверди) - спокойные и статичные на контрастном фоне напряженного неба.

Оссовский настолько увлечен Псковом, что в 1975 году он организовал там свою юбилейную, к 50-летию со дня рождения, выставку «На земле древнего Пскова». Эта выставка стала первой из многих в его многолетней творческой деятельности в Пскове и на псковской земле.

Работы Оссовского последних десятилетий - это работы православного художника, наполненные отсылками к событиям из истории Древней Руси. Пожалуй, только сдержанный, лапидарный колорит, почти графичные силуэты его храмов на фоне неба и строгая северная природа его пейзажей выдают в нем художника «сурового стиля».

Искусство Оссовского было высоко оценено официальными художественными институциями. В 1979 году Оссовский награжден Золотой медалью итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты», а в 1985 году он получил Государственную премию СССР за цикл картин о Московском Кремле (1978–1985): «Золотой Кремлевский холм», «Века проходят над Кремлем», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь». В 1988 году Петру Оссовскому присуждено звание «Народный художник СССР», тогда же он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1997 году он был удостоен Золотой медали Российской академии художеств за выставку произведений, показанных в ее залах годом ранее.


22 февраля 2013 года Пётр Оссовский был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. «Я верю, - сказал художник, принимая награду, - что у русского реализма есть будущее, ибо народ наш не может жить без искусства духовного, делающего жизнь человека богаче и ярче, наполненного чувствами и мыслями, возвышающими его самого и его воистину великую землю».

Один из самых ярких представителей «сурового стиля», мастер пейзажа, «музейный» художник, он и сегодня остается в центре внимания публики.

Работы П. Оссовского ценятся и на арт-рынке. Его картины можно встретить как на стенах галерей, так и в каталогах около десятка аукционных домов. В нашем