Проблема причин побед на войне аргументы. ЕГЭ русский язык

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Напишите сочинение по приведенному ниже тексту. Объем не менее 150 слов.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Приведите не менее двух аргументов, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Исходный текст

Шла осада Нотебурга. Так у шведов называлась крепость Орешек. Петр лично принимал участие в сражениях. День за днем русские из сорока орудий обстреливали крепость. Безуспешно.

…Из–за бездорожья обозы отстают от войск, так же как и осадные пушки. Северная война началась в распутицу, в сентябре 1700 года под Нарвой с того, что сразу обнаружилась негодность артиллерии. Порох был скверный. Артиллеристам приходится закладывать полуторный заряд. От этого рвутся пушки, гибнут бомбардиры. Видя подобные беды, капитан артиллерийской роты Гуммерт переходит на сторону шведов. Военные советники, нанятые Петром, плохи, не оправдывают надежд.

При бомбардировке Нотебурга пушки то и дело выходят из строя. Когда солдаты пошли на штурм крепости, они не могли залезть в пролом стены, лестницы оказались слишком коротки.

Еще когда русские окружили крепость, Шереметев, командующий армией, послал коменданту трубача с посланием. Фельдмаршал предлагал шведам сдаться. Положение их безнадежно. Помощи ниоткуда не будет. В ответ шведский комендант Шлиппенбах учтиво и язвительно благодарил за объяснение причин, по которым гарнизон должен сдаться, и просил несколько дней сроку, чтобы получить разрешение от своего начальства.Такой ответ не устраивал Шереметева. Обстрел возобновился. В разных местах крепости начались пожары, черные столбы дыма поднимались в хмурое октябрьское небо.В огне пожаров сгорели все деревянные постройки крепости. Половина русских пушек перекалилась, вышла из строя. Русские пошли на штурм, устремились в пробитые артиллерией бреши. Шведы лили на них смолу, стреляли в упор. Сражались отчаянно. Крепость считалась неприступной, и недаром - стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, так что осаждающим не развернуться.
Штурм продолжался час за часом, тринадцать часов, то и дело обнаруживалась неопытность русских, недостача осадных средств, Петр все видел со своей батареи. Гибли его лучшие гвардейцы. Вновь надвинулось позорище "нарвской конфузии". Гарнизон крепости составлял всего триста шведских солдат, русских было в сто раз больше, и они ничего не могли поделать. Горящая смола защитников крепости лилась сверху, вспыхивали деревянные лестницы. Преображенцы, семеновцы - его любимцы, его надежда - падали у каменных стен, застревали убитые в слишком узких проломах. "Бомбардирский капитан" не мог ничем им помочь, судороги бегали по лицу. Губы дрожали, когда он отдал приказ отступать. И тут произошло небывалое - подполковник Семеновского полка Михаил Голицын ослушался:
- Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий.И Петр не осердился на ослушника, Петр возликовал, появился боевой дух, о коем он мечтал, когда офицер делает то, что нужно делать не для царя, а для победы!Его гвардейцы и преображенцы майора Карпова повторили приступ. Назад пути им не было, они сами столкнули суда в воду и пустили их по течению реки. Теперь им оставалось только взять крепость. В это время, несмотря на обстрел, на остров высадился свежий отряд бомбардир–поручика Меншикова. Они снова и снова бросались врукопашную. Никто и ничто уже не могло остановить штурмующих. Под утро шведы сдались. Петр принял от Шлиппенбаха золотой ключ от крепостных ворот.
Из этих ворот вышли остатки шведского гарнизона. Картина была красочная. Петр в темно–зеленом мундире стоял с огромным золоченым ключом. Шведские солдаты - кто перевязанный, кто хромая, опаленные, грязные, заросшие - тащили четыре чугунные пушки, столько им разрешили взять. Ружья висят дулами вниз. Небритые щеки оттопырены. При изготовке к стрельбе пули клали в рот, обе руки заняты. Знакомый Петру барабанщик шел под знаменем. Барабан его молчал. Шествие замыкали дамы. Они тащили узлы. Последними шагали, опустив головы, шведские офицеры. Санитары везли на повозках раненых.Строй русских солдат во главе с Шереметевым и Петром отдавал честь стойким защитникам крепости. Их осталось всего восемьдесят человек. В знак высшего уважения шведам разрешалось взять с собою личное оружие, офицерам - шпаги.Тут же Петр велел переименовать крепость в Шлиссельбург (Ключ–город), дать ей новый флаг, герб и наградить всех медалями.История приписывает победу двум полководцам - Шереметеву и Репнину - ну и, разумеется, Петру.Победа многому научила и офицеров, и солдат, и самого царя, ему навсегда запомнился миг его слабости.Уже спустя неделю были выбиты медали в честь взятия Нотебурга: изображен был Петр и осада крепости. Даниил александрович Гранин (род. в 1919г.)-русский советский писатель,общественный деятель

Сочинение

Военные годы – это всегда трагедия для государства и живущих в нем людей. Однако в то же время это необычайно героический период, когда каждый может проявить себя. Но что же все-таки помогает людям ковать победу в сложные для страны годы? На этот вопросы пытается ответить Д.А. Гранин, поднимая в своем тексте проблему причин победы на войне. Автор раскрывает проблему на примере истории об осаде Нотербурга. Неслучайно писатель изображает то, в каком страшном и разоренном состоянии находились наши русские солдаты, которые, казалось бы, не могли дать отпор врагу. Но поступки героев свидетельствуют о том, что даже в самой сложной ситуации они способны собраться и преданно прийти в готовность для осуществления штурма крепости. Таким образом, автор хотел показать, что именно такие солдаты вели свою страну к победе. Также Д.А. Гранин рассматривает героизм шведских воинов, которые тоже не хотели сдаваться. Они окончательно сдались только тогда, когда их силы полностью иссякли. Но русские солдаты были еще более храбрыми. Ведь даже когда Петр Великий приказал им сдаваться, то подполковник Семеновского полка сказал, что он «теперь не его, а Божий». Этим автор хотел показать, что причины героизма также восходят к высоким порывам личности и, конечно же, к огромной силе духа.

Автор считает, что победить на войне помогают храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Так, русская армия взяла неприступную крепость Нотербург, потому что в войсках появился боевой дух, каждый делал все, что нужно делать не для царя, а для победы, и никто уже не мог остановить штурмующих. Я полностью разделяю его точку зрения, так как только внутренние чувства воинов и их высокие личностные качества непосредственно влияют на движение к победе.

Неслучайно русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к теме того, каковы же все-таки причины побед в различных воинах и сражениях. Подтвердить обоснованность своего суждения могу, опираясь на произведение М.А. Шолохова «Судьба человека». Его главный герой, Андрей Соколов, с самого начала войны служил своей родине. Он попадал в огромное количество сложных ситуаций, но всегда выходил из них настоящим победителем. Даже потеряв всю свою семью, он не растерял надежд на счастливое будущее собственной страны. И именно все эти внутренние порывы, мужество, смелость и храбрость, которые он проявлял в разных военных ситуациях, помогли ему пройти через всю войну и стать ее героем. Даже в ситуации, когда фашисты вызвали Соколова для того, чтобы он за их победу, герой отказался от этого. Ведь он был готов умереть за свою страну, но ни в коем случае не желал выпивать за немцев. Его

Храбрость, отвага и способность к самопожертвованию привили в восторг даже само фашистское командование, заставив его восхищаться русским солдатом.

Похожая ситуация рассматривается также в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». В годы сложной войны с французами многие люди вступали в армию. Так, например, Андрей Болконский, который прежде считал Наполеона своим кумиром, впоследствии понял, что на самом деле это жестокий человек, которому нужно отомстить за захват родины. Поэтому он отважно сражался с ним, не боясь отдать свою жизнь на благо победы. Однажды он получил смертельное ранение и через несколько дней скончался от этого, но, тем не менее, его поступки, которые он совершал в сражениях, постепенно приближали всю страну к главной цели. Также армия Тушина активно боролась с Наполеоном, проявляя смелость и мужество. Ее участники не боялись смерти и ран, а просто боролись за независимость от врага. И только с помощью таких героев война с французами была выиграна.

Таким образом, размышления писателя заставляют прийти к выводу о том, что причины победы на войне заключается в необыкновенной храбрости, мужестве и силе воли тех людей, которые готовы отдать свою жизнь для счастливого будущего своего Отечества. И мы, несомненно, должны учиться у этих личностей бесконечной любви к родине и готовности отдавать самого себя за нее.

(1) Шла осада Нотебурга. (2) Так у шведов называлась крепость Орешек. (3) Пётр I лично принимал участие в сражениях.


Сочинение

«На войне все средства хороши», - гласит русская пословица. Сегодня эту фразу часто применяют в повседневной жизни, используя слово «война» в качестве метафоры. Однако изначально смысл этой фразы, скорее всего, вмещал в себя гораздо больше смысла, переживаний и боли, чем сейчас. О каких «средствах» могла идти речь? И что же все-таки помогает победить на войне? Именно этим вопросом задается в данном мне тексте Д.А. Гранин.

Рассказчик рассуждает над проблемой не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в данной теме, создается ощущение, что сам он принимал участие в тех жесточайших боевых сражениях Северной войны. Описывая, как шла осада Нотебурга, автор обращает внимание читателя, как с самого начала все шло под откос: не справлялись военные советники, помощь солдатам не поступала, гибли лучшие гвардейцы. А тем временем Шведы тратили все свои ресурсы на оборону. Акцент всех описываемых действий делается на том, что переломный момент наступил тогда, когда подполковник Семеновского полка ослушался приказа царя и отказался отступать, пробудив в себе настоящий, нужный для победы боевой дух. Этот настрой охватил всех бойцов, они не оставили себе шанса отступить и штурмом заставили шведов сдаться.

Д.А. Гранин считает, что победить на войне помогает храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Русским войскам удалось взять неприступную крепость лишь благодаря тому, что среди солдат появился боевой дух, и каждый действовал сердцем для своей страны и ради победы, а не ради приказа царя.

Мысль автора мне близка, и я тоже считаю, что самым верным, самым действенным средством на войне является проявление боевого характера, силы духа и человеческой храбрости, перед которыми не может устоять ровным делом ничего. В истории нашей страны известно много случаев, когда у бойцов открывалось второе дыхание, и они, не желая слушать приказы вышестоящей власти, действовали по зову собственного сердца, с одной лишь установкой: любыми способами ради своего Отечества добиться поставленной цели.

Примером подобного боевого настроя, совокупности патриотизма, героизма, ответственности перед своей Родиной и любви к ней служит Николай Плужников, герой романа Б. Васильева «В списках не значился». Молодой лейтенант стал последним защитником Брестской крепости, и только благодаря своему характеру и боевому настрою смог устоять до последнего и не отдать врагу то, за что погибло огромное количество бойцов. Николай Плужников, даже будучи совсем один, не чувствовал себя побежденным, в своих руках он ощущал ответственность за всех, кто погиб, защищая крепость. Голодный и изнеможённый, герой ни на мгновение не готов был сдаться, и его, слабого и уже совершенно на себя не похожего, боялись фашисты, ибо этот человек был воплощением русского духа. Таким образом, крепость так и не была отдана врагу, а её оборона стала примером мужества и стойкости советского народа, а также настоящего, непоколебимого русского характера.

Ярким примером служит и главный герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». На своем примере он показывает, что характер и желание победить могут заставить человека совершать немыслимые поступки. Чтобы донести сообщение до десантников, находящихся в тылу, Василий Теркин в одиночку переплывает реку, и это в тот момент, когда отовсюду гремели взрывы и у висков то и дело свистели пули. И хотя сам герой не считал свой поступок героическим, его подвиг внес огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.

Таким образом, истинной причиной победы на каждой из войн было не количество оружия, не степень защищенности войск и не мудрость главнокомандующих. В самые тяжелые моменты сокрушительное действие оказывали русский характер, смелость и сплоченность солдат, мужество и боевой дух армии, готовой потерять свою жизнь ради свободы своего Отечества.

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

Сочинение оценивается по пяти критериям:
1. соответствие теме;
2. аргументация, привлечение литературного материала;

3. композиция;

4. качество речи;
5. грамотность

Первых два критерия - обязательны , и хотя бы одно из 3,4,5.

Победа и поражение


Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом.

Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой , ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показаны понятия «победа» и «поражение» в разных
исторических условиях и жизненных ситуациях.

Возможные темы сочинений:

1. Может ли поражение стать победой?

2.«Величайшая победа - победа над самим собой» (Цицерон).

3.«Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий).

4.«Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).

5. Победа всегда желанна.

6. Каждая маленькая победа над самим собой даёт большую надежду в собственные силы!

7. Тактика победителя - убедить врага в том, что он делает всё правильно.

8. Если ты ненавидишь - значит тебя победили (Конфуций).

9. Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы.

10. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.

11. Все победы начинаются с победы над самим собой.

12. Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение.

13. Нужно и можно ли судить победителей?

14 Одинаковы ли на вкус поражение и победа?

15. Сложно признать поражение, когда так близок к победе?

16. Согласны ли вы с высказыванием «Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла».

17. «Поражение и победа одинаковы на вкус. У поражения - вкус слез. У победы - вкус пота»

Возможные тезисы по теме: «Победа и поражение»

    Победа. Каждому человеку свойственно желание испытать это опьяняющее чувство. Ещё ребёнком мы чувствовали себя победителем, когда получали первые пятёрки. Становясь старше, ощущали радость и удовлетворение от достижения поставленной цели, победы над своими слабостями - ленью, пессимизмом, может, даже равнодушием. Победа придаёт сил, делает человека настойчивее, активнее. Всё вокруг кажется таким прекрасным.

    Победить может каждый. Нужны сила воли, стремление к успеху, желание стать яркой, интересной личностью.

    Конечно, своеобразную победу испытывает и карьерист, получив очередное продвижение по службе, и эгоист, добившийся каких-то благ, принеся боль окружающим. А уж какую «победу» испытывает жадный до денег человек, когда слышит звон монет и шелест купюр! Что ж, каждый сам решает для себя, к чему он стремится, какие цели ставит, поэтому и «победы» могут быть совсем разными.

    Человек живёт среди людей, поэтому мнение окружающих для него не бывает безразличным, как бы ни хотели некоторые это скрыть. Победа, оценённая людьми, приятнее во много раз. Каждый хочет, чтобы его радость раздели окружающие.

    Победа над собой - это становится для некоторых способом выживания. Люди с ограниченными физическими возможностями каждый день совершают усилия над собой, стремятся добиться результатов ценой неимоверных усилий. Они - пример для остальных. Выступления спортсменов на паралимпийских играх поражают тем, как велика воля к победе у этих людей, как сильны они духом, как оптимистичны, несмотря ни на что.

    Цена победы, какова она? Верно ли то, что «победителей не судят»? Над этим тоже можно поразмышлять. Если победа досталась нечестным путём, то грош ей цена. Победа и ложь, жесткость, бессердечность - понятия, исключающие друг друга. Только честная игра, игра по правилам нравственности, порядочности, только такая приносит истинную победу.

    Одержать победу нелегко. Многое необходимо сделать, чтобы добиться её. А если вдруг поражение? Что тогда? Важно понимать, что в жизни много сложностей, преград на пути. Уметь преодолевать их, стремиться к победе даже после поражения - вот что отличает сильную личность. Страшно не упасть, а не встать потом, чтобы достойно идти дальше. Падать и вставать, ошибаться и учиться на своих ошибках, отступать и идти дальше - только так нужно стремиться жить на этой земле. Главное - идти вперёд, к своей цели, и тогда победа обязательно станет наградой.

    Победа народа в годы войны - это признак сплочённости нации, единства людей, имеющих общую судьбу, традиции, историю, единую родину.

    Сколько великих испытаний пришлось испытать нашему народу, с какими только врагами не пришлось бороться. Миллионы людей погибли в годы Великой Отечественной войны, отдав свои жизни за Победу. Её ждали, о ней мечтали, её приближали.

    Что давало силы выстоять? Конечно, любовь. Любовь к родине, близким и любимым людям.

    Первые месяцы войны - череда сплошных поражений. Как тяжело было осознавать, что враг продвигается по родной земле всё дальше, подходит к Москве. Поражения не делали людей беспомощными, растерянными. Наоборот, они сплачивали народ, помогали понять, как важно собрать все силы для отпора врагу.

    А как все вместе радовались первым победам, первому салюту, первым сводкам о разгроме врага! Победа стала единой для всех, каждый внёс в неё свою долю.

    Человек рождён побеждать! Даже сам факт его появления на свет - это уже победа. Нужно стремиться быть победителем, нужным человеком для своей страны, народа, близких и любимых людей.

Цитаты и эпиграфы

Величайшая - победа над самим собой. (Цицерон)

Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. (Хемингуэй Эрнест)

Радость жизни познаётся через победы, правда жизни - через поражения. А.Коваль.

Сознание честно выдержанной борьбы едва ли не выше торжества победы. (Тургенев)

Выигрыш с проигрышем в одних санях ездят. (Русская посл.)

Победа над слабым подобна поражению. (Арабская посл.)

Где согласие - там . (Лат. посл.)

Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой. (Вольфрам)

Не следует начинать сражения или войну, если нет уверенности, что при победе выиграешь больше, чем потеряешь при поражении. (Октавиан Август)

Никакая не принесет столько, сколько может отнять одно поражение. (Гай Юлий Цезарь)

Победа над страхом придаёт нам силы. (В. Гюго)

Никогда не знать поражения означает никогда не вступать в борьбу. (Морихэй Уэсиба)

Ни один победитель не верит в случайность. (Ницше)

Достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна. (Махатма Ганди)

Ничто, кроме проигранной битвы, не может сравниться даже и с половиной печали от битвы выигранной. (Артур Уэлсли)

Отсутствие великодушия у победителя уменьшает наполовину значение и выгоды победы. (Джузеппе Мадзини)

Первый шаг к победе это объективность. (Теткоракс)

Победившие спят слаще побеждённых. (Плутарх)

Мировая литература предлагает множество аргументов победы и поражения :

Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, Николай Ростов);

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание (поступок Раскольникова (убийство Алены Ивановны и Лизаветы) - победа или поражение?);

М. Булгаков "Собачье сердце" (профессор Преображенский - победил природу или проиграл ей?);

С. Алексиевич "У войны - не женское лицо" (цена победы в Великой Отечественной войне - искалеченные жизни, судьбы женщин)

Предлагаю 10 аргументов по теме: «Победа и поражение»

    А.С.Грибоедов «Горе от ума»

    А.С.Пушкин « Евгений Онегин»

    Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

    И.А.Гончаров « Обломов»

    А.Н.Толстой « Пётр Первый»

    Е.Замятин «Мы»

    А.А.Фадеев «Молодая гвардия»

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Знаменитое произведение А.С.Грибоедова « Горе от ума» актуально и в наше время. В нём множество проблем, яркие, запоминающиеся характеры.

Главный герой пьесы - Александр Андреевич Чацкий. Автор показывает его непримиримое столкновение с фамусовским обществом. Чацкий не принимает морали этого высшего света, их идеалы, принципы. Он открыто высказывает это.

Я глупостей не чтец,
А пуще образцовых.…

Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?

Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле.…

Дома новы, но предрассудки стары…

Финал произведения,на первый взгляд, трагичен для героя: он покидает это общество, не понятый в нём, отвергнутый любимой девушкой, буквально бежит из Москвы: «Карету мне, карету !». Так кто же Чацкий: победитель или побеждённый? Что на его стороне: победа или поражение? Попробуем понять это.

Герой внёс такой переполох в это общество, в котором всё так расписано по дням, по часам, где все живут по порядку, установленному ещё их предками, общество, в котором так важно мнение « княгини Марьи Алексеевны ». Разве это не победа? Доказать, что ты - личность, имеющая свою точку зрения на всё, что ты не согласен с этими законами, высказать открыто свои взгляды об образовании, о службе, о порядках в Москве - это настоящая победа. Нравственная. Не случайно так испугались героя, прозвав его сумасшедшим. А кто же ещё может так возражать в их кругу, как не сумасшедший?

Да, тяжело осознавать Чацкому, что здесь его не поняли. Ведь дом Фамусова ему дорог, здесь прошли его юношеские годы, здесь он впервые полюбил, сюда мчался после долгой разлуки. Но приспосабливаться он не будет никогда. У него другая дорога- дорога чести, служения Отечеству. Он не принимает фальшивых чувств и эмоций. И в этом он победитель.

А.С.Пушкин « Евгений Онегин»

Евгений Онегин - герой романа А..С.Пушкина- противоречивая личность, не нашедшая себя в этом обществе. Не случайно в литературе таких героев называют «лишними людьми».

Одной из центральных сцен произведения является дуэль Онегина с Владимиром Ленским¸ молодым поэтом -романтиком, страстно влюблённым в Ольгу Ларину. Вызвать противника на дуэль, отстоять свою честь – это было принято в дворянском обществе. Кажется, что и Ленский, и Онегин пытаются отстоять свою правду. Однако результат дуэли ужасен - гибель молодого Ленского. Ему всего 18 лет, жизнь его была впереди.

Паду ли я, стрелой пронзенный,
Иль мимо пролетит она,
Всё благо: бдения и сна
Приходит час определенный;
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход!

Смерть человека, которого ты называл другом, - это разве победа Онегина? Нет, это проявление слабости, эгоизма Онегина, нежелания переступить через обиду. Не случайно этот поединок изменил жизнь героя. Он стал странствовать по свету. Его душа не смогла найти успокоения.

Так победа может стать одновременно и поражением. Важно то, какова цена победы, да и нужна ли она вообще,если в итоге- смерть другого.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Печорин, герой романа М.Ю.Лермонтова, вызывает противоречивые чувства у читателей. Так, в его поведении с женщинами практически все сходятся водном- герой проявляет здесь свой эгоизм, а иногда просто бездушие. Печорин словно играет судьбами женщин, которые любят его. («Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.») Вспомним Белу. Она была лишена героем всего - родного дома, близких. Ничего не осталось у неё¸ кроме любви героя. Бэла полюбила Печорина, искренне, всей душой. Однако он, добившись её всеми возможными средствами – и обманом, и бесчестным поступком,- вскоре стал охладевать к ней. («Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.») В том, что Бэла погибла, во многом виноват и Печорин. Он не дал ей той любви, того счастья, внимания и заботы, которой она заслуживает. Да, он победил, Бэла стала его. Но разве это победа?Нет это поражение, так как любимая женщина не стала счастливой.

Сам Печорин способен осуждать себя за свои поступки. Но ничего изменить в себе не может и не хочет: « Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало…», «Я иногда себя презираю…»

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

Произведение «Мёртвые души» до сих пор интересно и актуально. Не случайно по нему ставятся спектакли, создаются многосерийные художественные фильмы. В поэме (именно такой жанр указал сам автор) переплетаются философские, социальные, нравственные проблемы и темы. Тема победы и поражения тоже нашла своё место в нём.

Главный герой поэмы - Павел Иванович Чичиков.Он чётко следовал наставлению своего отца: « Береги и копи копейку…Всё перешибёшь на свете копейкой». С детства он начал копить её, эту копейку, провёл не одну тёмную операцию. В городе NN он решился на грандиозное по своим масштабам и почти фантастическое предприятие- выкупить по «Ревизским сказкам» мёртвых крестьян, а затем продать их, словно они живые.

Для этого необходимо быть незаметным и в то же время интересным каждому, с кем он общался. И Чичиков преуспел в этом: «….умел польстить каждому», «вошел боком», «садился наискось», «отвечал наклонением головы», «клал в нос гвоздичку», «подносил табакерку, на дне которой фиалки».

Сам же при этом старался не очень выделяться (« не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так чтобы слишком молод»)

Павел Иванович Чичиков в конце произведения - настоящий победитель. Он сумел обманным путём нажить себе целое состояние и уехал безнаказанно. Кажется, что герой чётко следует своей цели, идёт по намеченному пути. Но что ждёт этого героя в будущем, если главной целью жизни выбрал накопительство? Не уготована ли и ему судьба Плюшкина, душа которого оказалась полностью во власти денег? Всё может быть. Но в том, что с каждой приобретённой «мёртвой душой» он сам нравственно падает - это несомненно. А это и есть поражение, ведь человеческие чувства в нём оказались подавлены приобретательством, лицемерием, ложью, эгоизмом. И хотя Н.В.Гоголь подчёркивает, что такие, как Чичиков - «страшная и подлая сила», не им принадлежит будущее, всё же не они – хозяева жизни. Как актуально звучат слова писателя, обращённые к молодёжи: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

И.А.Гончаров « Обломов»

Победа над самим собой, над своими слабостями и недостатками. Она многого стоит, если человек доходит до конца, до той цели, которую поставил.Не таков Илья Обломов, герой романа И.А.Гончарова. Лень празднует победу над своим хозяином. Она так крепко сидит в нём, что кажется, ничто не способно заставить героя встать со своего дивана, элементарно написать письмо в своё имение, узнать, как там дела.И всё же герой попытался сделать попытку преодолеть себя, своё нежелание что-то предпринимать в этой жизни. Благодаря Ольге, любви к ней, он стал преображаться: наконец –то встал с дивана, стал читать, много гулял, мечтал, беседовал с героиней. Однако вскоре он отказался от этой затеи. Внешне сам герой оправдывает своё поведение тем, что он не сможет ей дать того, чего она заслуживает. Но, скорее всего, это очередные отговорки. Лень снова заволокла его, вернула на любимый диван .(« …В любви нет покоя, и она движется всё куда-то вперёд, вперёд…») Не случайно «обломов» стало нарицательным словом, обозначающим человека ленивого, ничего не желающего делать, ни к чему не стремящегося.(Слова Штольца: « Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить.»)

Обломов рассуждал над смыслом жизни, понимал, что так жить нельзя, но ничего не предпринимал, чтобы изменить всё: «Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь,день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь прошла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра»

Не получилось у Обломова победить самого себя. Однако и поражение его не так уж и расстроило. В конце романа мы видим героя в тихом семейном кругу, его любят, о нём заботятся, как когда-то в детстве. Это идеал его жизни, вот его он добился. Тоже, впрочем, одержав «победу», ведь жизнь его стала таковой, какой он хочет её видеть. Но почему же в его глазах всегда какая-то грусть? Может, по несбывшимся надеждам?

Л.Н.Толстой « Севастопольские рассказы»

«Севастопольские рассказы»- произведение молодого писателя, принесшее Л.Н.Толстому известность. Офицер, сам участник Крымской войны, автор реалистично описал ужасы войны, горе людей, боль, страдания раненых. (» Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда «.)

В центре повествования - оборона, а потом и сдача Севастополя туркам. Весь город, наряду с солдатами, защищался, все - от мала до велика - внесли свой вклад в оборону. Однако силы были слишком неравны. Город пришлось сдать. Внешне - это поражение. Однако, если всмотреться в лица защитников, солдат, в то, сколько в них ненависти к врагу, несгибаемой воли к победе, то можно сделать вывод, что город сдан, но люди не смирились со своим поражением, они ещё вернут свой горд, победа обязательно будет впереди.(« Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам.») Поражение не всегда конец чего-то. Это может быть началом новой, будущей победы. Оно подготовит эту победу, потому что люди, набравшись опыта, учтя ошибки, сделают всё, чтобы победить.

А.Н.Толстой « Пётр Первый»

Исторический роман А.Н.Толстого «Пётр Первый», посвящённый далёкой петровской эпохе, завораживает читателей и сегодня. С интересом читаются страницы, в которых автор показывает, как мужал молодой царь, как он преодолевал препятствия, учился на своих ошибках и добивался побед.

Больше место занимает описание азовских походов Петра Первого 1695-1696 годов. Неудача первого похода не сломила молодого Петра.(… Конфузия – урок добрый… Славы не ищем… И еще десять раз разобьют, потом уж мы одолеем).
Он начал строить флот, укреплять армию, и итогом стала величайшая победа над турками - овладение крепостью Азов. Это была первая победа юного царя, человека активного, жизнелюбивого, стремящегося многое сделать
(«Ни зверь, ни один человек, наверно, с такой жадностью не хотел жить, как Петр… «)
Это пример правителя, который добивается поставленной цели, укрепляет мощь и международный авторитет страны. Поражение становится для него толчком для дальнейшего развития. В итоге- победа!

Е.Замятин «Мы»

Роман «Мы», написанный Е.Замятиным, является антиутопией. Этим автор хотел подчеркнуть, что события, изображённые в нём, не такие уж и фантастические, что при складывающемся тоталитарном режиме может произойти нечто похожее, а главное - человек полностью потеряет своё «я», даже имени у него не будет- только номер.

Таковы главные герои произведения: он- Д 503 и она- И-330

Герой стал винтиком огромного механизма Единого Государства, в котором всё чётко регламентировано.Он полностью подчинён законам государства, где все счастливы.

Иная героиня И-330, именно она показала герою «неразумный» мир живой природы, мир, который отгорожен от жителей государства Зелёной Стеной.

Происходит борьба между тем, что положено и что запрещено. Как поступить? Герой испытывает чувства, ранее ему неизведанные. Он идёт за возлюбленной. Однако в итоге система одержала победу над ним, герой, часть этой системы, произносит: «Я уверен, что мы победим. Потому что разум должен победить». Герой вновь спокоен, он, прошедший операцию, обретший вновь спокойствие, невозмутимо смотрит на то, как гибнет под газовым колоколом его женщина.

А героиня И-330 , хотя и погибла, но осталась непобеждённой. Она сделал всё, что смогла, для жизни, в которой каждый сам решает, что ему делать, кого любить, как жить.

Победа и поражение. Они часто так рядом на пути человека. И какой выбор сделает человек- к победе или поражению- зависит и от него тоже, несмотря на то, в каком обществе он живёт. Стать единым народом, но сохранить своё «я»- это один из мотивов произведения Е.Замятина.

А.А.Фадеев «Молодая гвардия»

Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин и многие другие - молодые люди, почти ещё подростки, которые только что закончили школу. В

в период Великой Отечественной войны, в Краснодоне, который был оккупирован немцами, они создают свою подпольную организацию «Молодая гвардия». Описанию их подвига посвящён известный роман А.Фадеева.

Герои показаны автором с любовью и нежностью. Читатель видит, как они мечтают, любят, дружат, радуются жизни, несмотря ни на что (Несмотря на всё, что происходило вокруг и на всём белом свете, юноша и девушка объяснялись в любви …они объяснялись в любви, как объясняются только в юности, то есть говорили решительно обо всём, кроме любви. ) Рискуя жизнью, они расклеивают листовки, сжигают комендатуру немцев, где хранятся списки людей, которых должны были отправить в Германию. Юношеский задор, отвага свойственны им. (Как ни тяжела и ни страшна война, какие бы жестокие потери и страдания ни несла она людям, юность с её здоровьем и радостью жизни, с её наивным добрым эгоизмом, любовью и мечтами о будущем не хочет и не умеет за общей опасностью и страданием видеть опасность и страдание для себя, пока они не нагрянут и не нарушат её счастливой походки.)

Однако организация была выдана предателем. Все её члены погибли. Но даже перед лицом смерти никто их них не стал предателем, не выдал своих товарищей. Смерть - это всегда поражение, а стойкость духа – победа. Герои живы в сердцах людей, на родине им поставлен памятник, создан музей. Подвигу молодогвардейцев посвящён роман.

Б.Л.Васильев « А зори здесь тихие»

Великая Отечественная война - славная и в то же время трагическая страница в истории России. Сколько миллионов жизней унесла она! Сколько людей стало героями, защищая Родину!

У войны не женское лицо - это лейтмотив повести Б.Васильева «А здесь тихие». Женщина, чьё природное предназначение давать жизнь, быть хранительницей семейного очага, олицетворять нежность, любовь, - надевает солдатские сапоги, форму, берёт в руки оружие и идёт убивать. Что может быть страшнее?

Пять девушек - Женя Комелькова, Рита Осянина, Галина Четвертак, Соня Гурвич, Лиза Бричкина- погибли на войне с фашистами. У каждого были свои мечты, каждая хотела любви, да и просто жизни .(« …все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня.»)
Но всё это отняла у них война
.(«Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.»)
По -разному гибнут героини. Так, Женя Комелькова совершает истинный подвиг, уводя немцев от товарищей, а Галя Четвертак- просто испугавшись немцев, в ужасе кричит и бежит от них. Но мы понимаем каждую из них. Война - страшное дело, и то, что они пошли на фронт, добровольно, зная, что их может ожидать смерть, это уже подвиг этих молоденьких, хрупких, нежных девушек.

Да, девушки погибли, оборвалась жизнь пятерых людей - это, конечно, поражение. Не случайно Васьков, этот закалённый в боях мужчина, плачет, не случайно его ужасное, переполненное ненавистью лицо вызывает ужас у фашистов. Он, один, взял в плен несколько человек! Но всё же это и победа- победа нравственного духа советских людей, их непоколебимой веры, их стойкости и героизма. А сын Риты Осяниной, который стал офицером,– это продолжение жизни. А если жизнь продолжается- это уже победа – победа над смертью!

Примеры сочинений:

1 Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой.

Что такое победа? Почему важнее всего в жизни одержать победу над самим собой? Именно над этими вопросами заставляет задуматься высказывание Эразма Роттердамского: «Ничего нет отважнее, чем победа над сами собой». Я считаю, что победа – это всегда успех в борьбе с чем-нибудь за что-нибудь. Победить самого себя – значит побороть себя, свои страхи и сомнения, преодолеть лень и неуверенность, которые мешают в достижении какой-либо цели. Внутренняя борьба всегда сложнее, ведь человек должен признаться перед самим собой в своих ошибках, а также в том, что причиной неудач является только он сам. А это дается человеку не легко, так как легче обвинить кого-нибудь другого, нежели себя. Люди часто в этой войне проигрывают, потому что не хватает им силы воли и смелости. Именно поэтому победа над самим собой считается самой отважной. О важности победы в борьбе над своими пороками и страхами рассуждали многие писатели. Например, в своем романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров показывает нам героя, неспособного преодолеть свою лень, которая стала причиной его бессмысленной жизни. Илья Ильич Обломов ведет сонный и неподвижный образ жизни. Читая роман, в данном герое мы видим черты, характерные и нам самим, а именно: лень. И вот, когда Илья Ильич встречает Ольгу Ильинскую, в какой-то момент нам кажется, что он наконец избавится от этого порока. Мы отмечаем перемены, произошедшие с ним. Обломов встает со своего дивана, ходит на свидания, посещает театры, начинает интересоваться проблемами запущенного имения, но, к сожалению, перемены оказались недолговременными. В борьбе с самим собой, со своей ленью, Илья Ильич Обломов проигрывает. Я считаю, что лень – это порок большинства людей. Прочитав роман, я сделала вывод, что не будь мы ленивыми, многие из нас достигли бы высоких вершин. Каждому из нас нужно бороться с ленью, победа над ней станет большим шагом к будущему успеху. Другой пример, подтверждающий слова Эразма Роттердамского о важности победы над самим собой, можно увидеть в произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников в начале романа одержим идеей. По его теории все люди делятся на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие». Первые – это люди, способные переступить моральные законы, сильные личности, а вторые – слабые и безвольные люди. Чтобы проверить правильность своей теории, а также для подтверждения того, что он является «сверхчеловеком», Раскольников идет на жестокое убийство, после которой вся его жизнь превращается в ад. Оказалось, что он никакой не Наполеон. Герой разочарован в сом себе, ведь убить-то он смог, а «переступить-то не переступил». Осознание ошибочности его бесчеловечной теории приходит через долгое время, и тогда он наконец понимает, что «сверхчеловеком» быть не хочет. Так, поражение Раскольникова перед его теорией, оказалось его победой над самим собой. Герой в борьбе со злом, охватившим его разум, одерживает победу. Раскольников сохранил в себе человека, встал на трудный путь покаяния, который приведет его к очищению. Таким образом, любой успех в борьбе с самим собой, со своими неверными суждениями, пороками и страхами – это самая необходимая и важная победа. Она делает нас лучше, заставляет двигаться вперед и самосовершенствоваться.

2. Победа всегда желанна

Победа всегда желанна. Мы ждём победы с раннего детства, играя в разные игры. Во что бы то ни стало нам необходимо победить. И тот, кто побеждает, чувствует себя королём положения. А кто-то – проигравший, потому что не так быстро бегает или просто фишки выпали не те. Так ли уж необходима победа? Кого можно считать победителем? Всегда ли победа является показателем подлинного превосходства.

В комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» в центре конфликта – противостояние старого и нового. Дворянское общество, воспитанное на идеалах прошлого, остановилось в своём развитии, привыкшие получать всё без особого труда, по праву рождения, Раневская и Гаев беспомощны перед необходимостью действия. Они парализованы, не могут принять решения, сдвинуться с места. Их мир рушится, летит в тартарары, а они строят радужные прожекты, затевают никому не нужный праздник в доме в день торгов имения с аукциона. И тут появляется Лопахин – бывший крепостной, а ныне – хозяин вишнёвого сада. Победа опьянила его. Сначала он пытается скрыть радость, но вскоре торжество переполняет его и, уже не стесняясь, он хохочет и буквально кричит:

Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется...
Конечно, рабство его деда и отца, возможно, оправдывают его поведение, но перед лицом, по его словам, любимой Раневской это выглядит, как минимум, бестактно. И тут его уже трудно остановить, как настоящий хозяин жизни, победитель он требует:

Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!
Может быть, с точки зрения прогресса победа Лопахина – это шаг вперёд, но как-то грустно становится после таких побед. Сад вырубают, не дожидаясь отъезда бывших хозяев, Фирса забывают в заколоченном доме… Есть ли утро у такой пьесы?

В рассказе Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» в центре внимания находится судьба молодого человека, посмевшего полюбить женщину не своего круга. Г.С.Ж. давно и преданно любит княгиню Веру. Его подарок – гранатовый браслет – сразу привлёк внимание женщины, потому что камни вдруг загорелись как «прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера». Неравные отношения всегда чреваты серьёзными последствиями. Тревожные предчувствия не обманули княгиню. Необходимость во что бы то ни стало поставить на место зарвавшегося негодяя возникает не столько у мужа, сколько у брата Веры. Появившись перед лицом Желткова, представители высшего света априори ведут себя, как победители. Поведение Желткова укрепляет их в своей уверенности: «его дрожащие руки забегали, теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо». Бедный телеграфист раздавлен, растерян, чувствует себя виноватым. Но только Николай Николаевич вспоминает власти, к которым хотели обратиться защитники чести жены и сестры, как Желтков внезапно меняется. Над ним, над его чувствами никто не властен, кроме предмета обожания. Никакие власти не в силах запретить любить женщину. А пострадать ради любви, отдать за неё жизнь – вот истинная победа великого чувства, которое посчастливилось испытать Г.С.Ж. Он уходит молча и уверенно. Его письмо Вере – гимн великому чувству, торжествующая песнь Любви! Его смерть – его победа над ничтожными предрассудками жалких вельмож, чувствующих себя хозяевами жизни.

Победа, как выясняется, бывает опаснее и отвратительней поражения, если она попирает вечные ценности, искажает нравственные основы жизни.

3 . Величайшая - победа над самим собой.

Победу и поражение в течение жизни переживает каждый человек. Внутренняя борьба человека с самим собой может приводить человека к победе или поражению. Порой он даже сам не может понять сразу - победа это или поражение. Но величайшая - победа над самим собой.

Чтобы ответить на вопрос: "Что означает самоубийство Катерины - ее победу или поражение?", необходимо понять обстоятельства ее жизни, мотивы ее поступков, понять сложность и противоречивость её натуры и своеобразие ее характера.

Катерина - натура нравственная. Она росла и воспитывалась в мещанской семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя все самое лучшее, что мог дать патриархальный уклад жизни. Она обладает чувством собственного достоинства, чувством прекрасного, ей свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве. Н. А. Добролюбов отмечал образ Катерины именно в цельности ее характера, в способности везде и всегда быть самой собой, ни в чем и никогда не изменять самой себе.

Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это была жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства. Жизнь Катерины круто переменилась, и события приобрели трагический характер, но этого могло и не случится, если бы не деспотичный характер ее свекрови - Марфы Кабановой, которая счита-ет основой "педагогики" - страх. Ее жизненная философия - пугать и держать в повиновении страхом. Она ревнует сына к Молодой жене и считает, что тот недостаточно строг с Катериной. Она боится, что ее младшая дочь Варвара может "заразиться" таким дурным примером, и как бы ее будущий муж не упрекнул потом тещу в недостаточной строгости при воспитании дочери. Смиренная внешне Катерина становится для Марфы Кабановой олицетворением скрытой опасности, которую она чувствует интуитивно. Вот и стремится Кабаниха подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит ее "как ржа железо". Но Катерина, наделенная душевной мягкостью, трепетностью, способна в отдельных случаях проявить и твердость, и волевую решительность - она не желает мириться с таким положением. "Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - говорит она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!" Она испытывает потребность свободно любить и потому вступает в борьбу не только с миром "темного царства", но и с собственными убеждениями, с собственной натурой, неспособной ко лжи и обману. Обостренное чувство справедливости заставляет ее сомневаться в правильности своих поступков, и проснувшееся чувство любви к Борису она воспринимает как страшный грех, потому что, полюбив, она нарушила те нравственные установления, которые считала святыми.

Но и поступиться своей любовью тоже не может, ведь именно любовь дает ей столь необходимое ощущение свободы. Катерина вынуждена скрывать свои свидания, но жить обманом для нее невыносимо. Поэтому она хочет освободиться от них своим публичным покаянием, но только еще больше осложняет и без того тягостное свое существование. Покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но как же жить ей дальше, если даже после того, как в грехе перед всеми раскаялась, не стало легче. Вернуться к мужу и свекрови невозможно: там все чужое. Тихон не решится открыто осуждать тиранию матери, Борис - человек безвольный, он не придет на помощь, а продолжать жить в доме Кабановых безнравственно. Раньше ее хоть попрекать не могли, она могла чувствовать свою правоту перед этими людьми, а теперь она перед ними виновата. Ей остается только покориться. Но не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться с "жалким прозябанием", которое ей уготовано "в обмен на ее живую душу". Н. А. Добролюбов писал, что характер Катерины "исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны". Жить в мире "затаенной, тихо вздыхающей скорби... тюремного, гробового безмолвия...", где "нет простора и свободы для живой мысли, для задушевного слова, для благородного дела; тяжкий самодурный запрет наложен на громкую, открытую, широкую деятельность" для нее нет никакой возможности. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей законно, "при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет...".

Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом. "...Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли иначе нельзя... Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!.." - говорит Н.А.Добролюбов. И потому трагический финал драмы - самоубийство Катерины - не поражение, а утверждение силы свободного человека, - это протест против кабановских понятий о нравственности, "провозглашенный под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина", это "страшный вызов самодурной силе". И в этом смысле самоубийство Катерины - ее победа.

4. П оражение - это не только проигрыш, но и признание этого проигрыша.

На мой взгляд, победа - это успех чего-либо, а поражение - это не только проигрыш в чем-либо, но и признание этого проигрыша. Докажем на примерах известного всем писателя Николая Васильевича Гоголя из повести "Тарас и Бульба".

Во-первых, я считаю, что младший сын, предал свою родину и честь казачью, ради любви. Это и победа, и поражение, победа в том, что он защищал свою любовь, а поражение в том, что предательство, которое он совершил: пошел против отца, родины - не простительно.

Во-вторых, Тарас Бульба, совершив свой поступок: убив сына, наверное, больше всего это поражение. Хоть даже и война, но убить, а потом жить с этим всю жизнь, мучаясь, но по-другому было нельзя, так как война, к сожалению, не жалеет.

Таким образом, подведу итоги, в данном повести Гоголя рассказывается об обычной жизни, которая может случиться с кем-то, но надо помнить то, что признавая свои ошибки нужно сразу и не только, когда это доказано фактом, а в своей сущности, но для этого надо иметь совесть.

5. Может ли победа стать поражением?

Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», - делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:
«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, - никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей».
И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек - змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, - никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии - победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:
…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.
Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.

Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо откинуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Вот такая жизнь. И побеждая кого-то, стоит подумать, а победа ли это!

6 Тема сочинения: Бывают ли победители в любви?

Тема любви волнует людей с давних времен. Во многих художественных произведениях писатели рассуждают о том, что такое истинная любовь, о её месте в жизни людей. В некоторых книгах можно найти мысль о том, что это чувство носит соревновательный характер. Но так ли это? И бывают ли вообще победители и проигравшие в любви? Размышляя об этом, я не могу не вспомнить повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет».
В этом произведении можно встретить большое количество любовных линий между персонажами, что может сбить с толку. Однако главной среди них является связь между чиновником Желтковым и княгиней Верой Николаевной Шейной. Куприн описывает эту любовь как безответную, но страстную. В то же время, чувства Желткова не имеют пошлого характера, хоть он и влюблен в замужнюю женщину. Его любовь чиста и светла, для него она расширяется до размеров целого мира, становится самой жизнью. Чиновнику ничего не жалко для своей любимой: он дарит ей свою самую ценную вещь – гранатовый браслет своей прабабки.

Однако после визита Василия Львовича Шейна, мужа княгини, и Николая Николаевича, брата княгини, Желтков понимает, что он не сможет больше быть в мире Веры Николаевны, даже на расстоянии. По сути, чиновник лишается единственного смысла своего существования, и поэтому он решает пожертвовать своей жизнью ради счастья и спокойствия любимой женщины. Но его смерть не становится напрасной, ведь она влияет на чувства княгини.

В начале повести Вера Николаевна «находится в сладкой дремоте». Она живет размеренной жизнью и не подозревает, что её чувства к мужу не являются настоящей любовью. Автор даже указывает, что их отношения уже давно перетекли в состояние истинной дружбы. Пробуждение Веры наступает с появлением гранатового браслета с письмом ее воздыхателя, которое вносит в ее жизнь ожидание и волнение. Полное избавление от дремоты происходит после смерти Желткова. Вера Николаевна, видя выражение лица уже мертвого чиновника, думает о том, что он великий страдалец, какими были Пушкин и Наполеон. Она осознает, что мимо нее прошла исключительная любовь, какую ждут все женщины и мало кто из мужчин может дать.

В этой повести Александр Иванович Куприн хочет донести мысль, что в любви не может быть победителей или проигравших. Это неземное чувство, которое духовно поднимает человека, это трагедия и великая тайна.

И в заключение мне хотелось бы сказать, что, по моему мнению, любовь – это понятие, ничем не связанное с материальным миром. Это возвышенное чувство, от которого далеки понятия победы и поражения, ведь немногим удается постичь его.

7. Самая главная победа-это победа над самим собой

Какая бывает победа? И что это вообще такое? Многие, услышав это слово, сразу подумают о каком-то великом сражении или даже войне. Но ведь есть и другая победа, и она на мой взгляд наиболее важна. Это победа человека над самим собой. Это победа над собственными слабостями, ленью или какими-то другими большими или маленькими препятствиями.
Для кого-то просто встать с кровати -это уже великое достижение. Но ведь жизнь настолько не предсказуема, что иногда может произойти какое-то страшное происшествие в результате которого человек может стать инвалидом. Узнав о такой ужасной новости, каждый отреагирует абсолютно по-разному. Кто-то сломается, потеряет смысл жизни и не захочет жить дальше. Но есть и те, которые несмотря даже на самые ужасные последствия, продолжают жить и становятся в сто раз счастливее обычных, здоровых людей. Я всегда восхищаюсь такими людьми. Для меня это по-настоящему сильные люди.

Примером такого человека является герой повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант".Еще с рождения Петр был слеп. Внешний мир был чужд для него и все, что ему было о нем известно так это то, каковы некоторые предметы на ощупь. Жизнь обделила его зрением, но зато наделила невероятным талантов к музыке. С детства он жил в любви и заботе, поэтому чувствовал себя защищенным дома. Однако покинув его, он понял, что совершенно ничего не знает об этом мире. Он считал меня чужим в нем.Все это очень тяготило его, Петр не знал, что ему делать. В нем стала зарождаться,присущая многим инвалидам, злоба и эгоизм. Но он преодолел все страдания, он отказался от эгоистического права обездоленного судьбой человека. И несмотря на свой недуг, он стал знаменитым в Киеве музыкантом и просто счастливым человеком. Для меня действительно настоящая победа не только над обстоятельствами, но и над самим собой.

В романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников также совершает победу над собой, только в другом плане. Его явка с повинной тоже является значительной победой. Он совершил ужасное преступление, убив старуху процентщицу, чтобы доказать свою теорию. Родион мог сбежать, оправдываться, чтобы избежать наказания, но он не стал этого делать.

В заключение хочется сказать, что победа над самим собой действительно самая трудная из всех побед. И чтобы ее достичь нужно потратить очень много сил.

8.

Тема сочинения: Подлинное поражение исходит не от врага, а от самого себя

Жизнь человека состоит из его побед и поражений. Победа, конечно, радует человека, а поражение -огорчает. Но стоит задуматься, не бывает ли человек сам виновен в своем поражении?
Раздумывая над этим вопросом, я вспоминаю повесть Куприна “Поединок”. Главный герой произведения, Ромашов Григорий Алексеевич, носит тяжелые резиновые калоши в полторы четверти глубиной, облепленные доверху густой, как тесто, черной грязью, и шинель, обрезанную по колени, с висящей внизу бахромой, с засоленными и растянутыми петлями. Он немного неуклюж и скован в действиях. Глядя на себя со стороны, он чувствует неуверенность, тем самым толкая себя на поражения.

Рассуждая над образом Ромашова, можно сказать, что он неудачник. Но несмотря на это, особую симпатию вызывает его отзывчивость. Так он заступается за татарина, перед полковником, удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, доведенного до отчаяния издевательствами и побоями. Также человечность Ромашова проявляется и в случае с Бек - Агамаловым, когда герой, рискуя своей жизнью, защищает от него множество людей. Однако его любовь к Александре Петровне Николаевой приводит его к самому главному поражению его жизни. Ослепленный любовью к Шурочке, он не замечает, что она всего лишь хочет вырваться из армейской среды. Финалом любовной трагедии Ромашова является ночное появление у него в квартире Шурочки, когда она приходит предложить условия дуэли с её мужем и ценой жизни Ромашова купить свое благополучное будущее. Григорий догадывается об этом, однако из-за сильной любви к этой женщине, он соглашается на все условия дуэли. И в конце повествования погибает, обманутый Шурочкой.

Обобщая сказанное, можно сказать, что подпоручик Ромашов, также, как и многие люди, сам виновник своего поражения.