В чем заключается новаторство островского. В чём состоит драматургическое новаторство А

Новаторская черта О. - обширные экспозиции в его пьесах . Не является исключением и «Гроза».

Кроме того, Островский одним из первых в русской драматургии вводит в свои произведения пейзаж, что отражается в живописных декорациях. В «Грозе» это замечательные виды волжских просторов.

Еще одна новаторская черта – широкое использование произведений фольклора. Народные песни поют Кулигин, Кудряш, Варвара.

Таким образом, в пьесах Островского особое значение приобретает «фон» (пейзажный, фольклорный), на котором развивается основное действие.

Одна из существенных черт такого «фона» – присутствие на сцене ряда персонажей, которые, не участвуя в основной интриге, очень важны для понимания общего смысла произведения. В «Грозе» это Дикой, Кулигин, Шапкин, Феклуша, полусумасшедшая барыня, другие лица.

И драма, и трагедия вырастают у Островского из повседневности, из той атмосферы, в которой постоянно живут герои. Произведения Островского нередко называют «пьесами жизни».

Экспозиция в «Грозе» занимает целых два действия – первое и второе. Перед зрителем открывается широкая картина нравов города Калинова; на сцену выходят все основные персонажи пьесы; в монологах и диалогах раскрываются существенные стороны их характеров.

В основе сюжета «Грозы» лежит любовная интрига. Е ё экспозиция также содержится в начале пьесы. Сначала Борис, обращаясь к зрителю, рассказывает о своем чувстве к Катерине. Немного позже Катерина признается Варваре, что любит Бориса.

Внезапный отъезд Тихона в Москву приближает завязку . Катерина, предчувствуя, что не сможет одна справиться со страстью, умоляет Тихона остаться или взять ее с собой. Тихон остается равнодушным к её мольбам. Мало того, он оскорбляет Катерину, откровенно высказывая ей своё желание отдохнуть не только от опеки матери, но и от присутствия жены.

Показательно, что завязка в «Грозе» происходит лишь в конце второго действия. Это известная сцена с ключом. В душе Катерины борются два чувства – страсть к Борису и сознание греховности этой страсти. В конце концов Катерина берет ключ у Варвары: страсть побеждает.

В сцене в овраге в третьем действии наиболее полно выявляется стихия народной жизни, столь дорогая Островскому. Кудряш и Варвара поют народные песни. Перед зрителем открывается поэтическая сторона патриархального мира.

Кульминация пьесы – сцена признания Катерины в четвертом действии. Этой сцене предшествуют раскаты грома, обличения полусумасшедшей барыни. По совету Варвары Катерина пытается молиться, но тут перед ней открывается изображение геенны огненной. В ужасе героиня признается мужу и свекрови в содеянном грехе.



Страсть, однако, ее не отпускает, и реального выхода из ситуации Катерина не видит.

Трагической развязке пьесы – самоубийству Катерины – предшествуют несколько сцен, открывающих всю глубину отчаяния героини.

Назовем прежде всего монолог Катерины во втором явлении пятого действия, где героиня, оставшись одна, зовет своего возлюбленного, надеясь на его поддержку: «Нет, нигде нет! Что-то он теперь, бедный, делает?..» Борис оказывается не в состоянии помочь Катерине. По существу, он бросает ее в беде, о чём свидетельствует последняя их встреча.

Последний монолог Катерины («Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу, всё равно…»), из которого мы узнаем о роковом решении героини, поражает своей безысходностью: «Всё равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя!»

Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние Катерина не смогла. От людей, окружавших ее, героиня не получила столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения. В своём же бунтующем сердце Катерина не нашла сил для смирения перед волей Божией.

В результате погубить душу оказалось для Катерины легче, чем продолжать жить в «темном царстве».

Итак, мы видим, что в жанровой специфике, в характере конфликта и в особенностях сценического действия пьесы проявилось новаторство Островского. Драматургу удалось соединить в одном произведении драматический и трагический конфликты, совместить широкую картину нравов с напряженным действием.

Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А. Н. Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра, начатое Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. Роль Островского, первостепенного писателя, корифея национально-самобытной драматургии, была признана всей прогрессивной общественностью еще при его жизни. Гончаров писал: “Островский бесспорно самый крупный талант в современной литературе!”
Новаторство Островского сказалось не только в том, что он круто повернул драматургию и театр к жизни, к ее актуальным социально-нравственным проблемам, но и в том, что он писал свои пьесы во имя народа и для народа. И народ благодарно принял его драматургию.
Руководствуясь пламенно-патриотическими намерениями, Островский писал в дирекцию императорских театров многочисленные докладные записки, в которых предлагал конкретные меры преобразования театра, превращения его в школу общественных нравов. Этими записками пренебрегали, им не давали ходу. Но Островский, не жалея никаких сил, продолжал отстаивать свои идеи.
Театральные принципы великого драматурга были осуществлены и продолжены в системе К. С. Станиславского, они получили свое дальнейшее развитие в российском театре.
Великое творческое наследие Островского, оказавшее огромное влияние на развитие отечественной драматургии и сцены, на драматическое и сценическое искусство вообще, сохраняет и еще долго будет сохранять значение замечательного, ничем не заменимого учебника жизни, доставляя читателям и зрителям истинное эстетическое наслаждение. Его пьесы, входя в число мировых литературно-художественных ценностей, все чаще и чаще привлекают внимание зарубежных издательств и театров.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. А. Н. Островский родился в Моск­ве, в Замоскворечье, которое се­годня является одним из цент­ральных районов города, а в XIX в. считалось чуть ли не окраиной. В небольших одно – или двухэтаж­ных домах жили преимущественно мещане, купцы (не из самых состоятельных), Read More ......
  2. В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества. Богатый купец Самсон Силыч Большов занял у других купцов крупную сумму денег и, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве. А все свое имущество он Read More ......
  3. В начале весны 1932 года в редакцию журнала,Молодая гвардия, принесли рукопись молодого, неизвестного автора-романа,Как закалялась сталь,. В романе чувствовалась сила и правда жизни. Автором рукописи был Н. Островский. Поверженный жестокой, неизлечимой болезнью он начал писать свой роман из чувства глубокой Read More ......
  4. А. Н. Островский – поистине московский драматург. Современники называли его “Колумбом Замоскворечья”, да и сам он писал: “Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам Read More ......
  5. Творческий путь А. Островского охватывает период 40-80-х гг., который совпал со сломом двух эпох, сопровождавшимся обострением противоречий общественной жизни, столкновением разных мировоззренческих систем, болезненным отмиранием старых порядков и стремительным распространением новых умонастроений. Все это нашло отражение в драматургии Островского, стремившегося Read More ......
  6. В творчестве Островского 70-80-х годов важное место занимает тема “горячего сердца”. Неустанно разоблачая “темное царство” даже в новом облике европеизированных буржуа, драматург утверждал в своих произведениях высокие нравственные принципы, искал в русской жизни силы, которые хотя бы в моральном отношении Read More ......
  7. Островский создавал свои пьесы в сознательном противоборстве с выдуманным миром охранительно-романтичной мелодрамы и плоским зубоскальством натуралистического псевдореалистического водевиля. Его пьесы коренным образом обновили театральный репертуар, внесли в него демократическое начало и круто повернули артистов к актуальным проблемам действительности, к реализму. Read More ......
  8. Рассуждая о “стреноживающей человека” силе “косности, онемелости”, А. Островский отмечал: “Я не без основания назвал эту силу замоскворецкой: там, за Москва-рекой, ее царство, там ее трон. Она-то загоняет человека в каменный дом и запирает за ним железные ворота, она одевает Read More ......
Новаторство А. Н. Островского

ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА XIX ВЕКА.

Литературная критика и журнальная полемика

В 60-е годы XIX века, в период подъема общественной мысли, большую роль приобретает периодическая печать. Ведущими журналами были:

«Современник» (Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский. Н.А. Добролюбов);

«Русское слово» (Д.И. Писарев);

«Отечественные записки (А.А. Краевский);

«Библиотека для чтения» (А.В. Дружинин);

«Время», «Эпоха» (Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов).

Во второй половине XIX века прочное место в русской литературе занимает литературная критика. Много талантливых критиков собрал вокруг себя журнал «Современник». На страницах журналов появляется много критических статей, ведётся полемика оп важнейшим проблемам общественной и литературной жизни, активно обсуждаются почти все произведения русской классической литературы.

Большие споры вызывает концепция «чистого искусства», которая утверждала искусство ради себя самого, независимо от политики, общественных проблем и воспитательных задач (А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.В. Дружинин).

Большой вклад в развитие русской литературной критики внесли В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, И.А. гончаров.

2. Реализм – основной художественный метод русской литературы второй половины XIX века

К середине XIX века в русской литературе утвердился реализм, его основоположником стал А.С. Пушкин.

Основная особенность реализма - повышенное внимание к социальной стороне действительности. Главным в этом методе является типизация. Задача писателя – извлечь из действительности типичное, изобразить типичный образ героя.

Реализм во второй половине XIX века получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности. Главный вопрос критического реализма – это вопрос об отношениях человека и общества. В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? Вот главные вопросы литературы второй половины XIX века.


ЛЕКЦИЯ № 8.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ – СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО

ДРАМА «ГРОЗА»

А.Н. Островский внёс огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством и своеобразием.

Островский вывел на сцену нового героя – купца, показал мир купеческой семьи, спрятанный за высокими заборами от чужих любопытных глаз.

Особенности стиля А.Н. Островского :

§ говорящие имена и фамилии;

§ своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);



§ фольклорные моменты;

§ значимость первой реплики героя;

§ «подготовленное появление», т.е. главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

§ своеобразие речи героев.

Островский был невероятно трудоспособен, он написал 48 произведений, в которых действуют 547 героев.

Современные театры постоянно обращаются к пьесам Островского. Поднятые им социально-нравственные проблемы остаются актуальными и по сей день.

2. «Гроза» - самое решительное произведение

Русский драматург.

А.Н. Островский вырос в Замоскворечье - в купеческой среде... Позже он поступил на юридический факультет Московского университета, но из-за конфликта с одним профессоров курса не закончил.

С 1843 по 1951 годы А.Н. Островский служил в московских судах, где, благодаря специфике этих учреждений, наблюдал множество конфликтов... Практически все биографы драматурга отмечают, что обилие жизненных примеров, встреченных ими как в Замоскворечье, так и в судах, существенно помогло ему при создании (а не «выдумывании из головы») пьес…

Начиная с 1853 года и на протяжении более чем 30 лет, драматург ежегодно писал новую пьесу. Многие из них были впервые поставлены в московском Малом театре.

Самооценка: «Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого есть - какая-нибудь задача. Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов; для драматического искусства покровительственным учреждением должен бы быть императорский театр, но он своего назначения давно не исполняет, и у русского драматического искусства один только я. Я - всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врождённым способностям я стал во главе сценического искусства».

Островский А.Н., Автобиографическая заметка / Полное собрание сочинений в 12-ти томах, Том 12, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1952 г., с. 246.

«Островский фактически основал отечественный театр, наполнил волковскую форму неисчерпаемым содержанием, которое задало высокую народную ноту всему нашему сценическому искусству. С его легкой руки задолго до Станиславского на подмостках появились герои, проводившие сверхзадачу: она состояла отнюдь не в том, чтобы показать жизнь как она есть, чем главным образом и занимались драматурги кроткого дарования, а в том, чтобы указать, что есть жизнь, человек, а что - прямое надругательство над жизнью и человеком. В этом смысле пьесы Островского совершенно затмили российские варианты пошлостей Пиксерекура и Коцебу, а также беззубо-сатирические и бестолково-демократические опусы современников. Наконец, к прямо-таки громадной заслуге Александра Николаевича Островского перед отечественной драматургией следует отнести создание качественно нового образа - образа сложного, противоречивого, угловатого человека, то есть собственно человека. Русский драматический герой был прежде либо одномерен - уж если дурак, то по всем статьям дурак, либо состоял из двух уравновешенных половин, например: проходимец, но шутник и вообще славный малый; или тиран, но в силу служебного положения; или же взяточник, но борзыми щенками. И только в пьесах Островского появляются фигуры, которые действуют, подчиняясь не условиям игры, а условиям жизни в её художественном преломлении, как, скажем, Сергей Сергеевич Паратов из «Бесприданницы». Паратов-аристократ, Паратов-хитрец, Паратов-бретёр, Паратов-негодяй, Паратов - несчастный человек, Паратов-жертва…»

Пьецух В.А., Таланты и поклонники / Циклы. Рассказы, М., «Культура», 1991 г., с. 185.

«Островский под влиянием критических статей Добролюбова стал смотреть на себя, как на изобличителя купеческого «тёмного царства». В первых своих вещах он был более объективным художником, склоняясь и к народническим симпатиям («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и в особенности драма «Не так живи, как хочется»). А позднее - в целом ряде комедий - он только смеялся над своими купцами и купчихами и редко забирал глубже. Вот почему он совсем не захватил новейшего развития нашего буржуазного мира, когда именно в Москве купеческий класс стал играть и более видную общественную роль.

Если б он к 80-м годам захотел давать нам картины этой самой буржуазии, он мог бы это делать. […]

Быть может, из наших первоклассных писателей Островский оставался самым ярким, исключительным бытовиком по своему душевному складу, хотя он и был университетского образования, начитан по русской истории и выучился даже на старости лет настолько по-испански, что переводил пьески Сервантеса ».

Боборыкин П.Д., Воспоминания в 2-х томах, Том 1, М, «Художественная литература», 1965 г., с. 295-296.

«Редкий случай: Островский выступает с публичной речью. Она подготовлена им тщательно, написана, он читает по бумаге. Здесь его убеждения, важные мысли, которые он счёл достойными для обнародования - а стало быть, просеянные им сквозь жёсткое сито. Ни слова о гении, о даре, о чуде - об уме, только об уме. «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть... (...) ...поэт даёт и самые формулы мыслей и чувств. Богатые результаты совершеннейшей умственной лаборатории делаются общим достоянием... (...) Пушкиным восхищаются и умнеют... (...) Наша литература обязана ему своим умственным ростом... (...) ...нам остаётся только желать, чтобы Россия производила поболее талантов, пожелать русскому уму поболее развития и простора...»

Островский проводит разделение между умом творческим и умом обыкновенным: творческий ум открывает и предлагает истины, обыкновенный ум усваивает, «и то не вдруг». Стало быть, творческий ум и есть синоним таланта и гения, по Островскому. (Отличительный признак творческого ума - предлагать истины. Значит, Щедрин , предлагающий истины, - творческий ум - талант, и дальнейшее дробление анализа творческих и художественных способностей человека Островский как бы полагает уже излишним.)

Творческий ум Островского выражался не только в творчестве и в умном-разумном отношении к собственной жизни - умны и метки его обычные житейские суждения, даже заметки для себя. Мне, к примеру, очень нравится одно суждение Островского относительно «искусства для искусства»: «Процессы обобщения и отвлечения не сразу даются мозгу: они должны быть подготовлены. Обобщения, представляемые искусством, легче воспринимаются и постигаются и, практикуя ум, подготовляют его к научным открытиям. (...) Чем искусство выше, отрешённее, общее, тем оно более практикует мозг. Таким образом, «искусство для искусства», при всей своей видимой бесполезности, приносит огромную пользу развитию нации».

Подобного суждения я нигде не встречала более ни в веке XIX, ни позже. «Искусство для искусства» обычно защищают с помощью понятий о свободе творческой воли, о праве художника на самовыражение, о недопустимости утилитарных критериев в оценке произведений искусства. Что оно «практикует мозг нации» (тоже удивительное понятие!) и, стало быть, полезно, - не припомню такого мнения и не берусь его опровергать: оно похоже на истину. Заметьте, Островский пишет для себя, для «собственного употребления», но как упруго, афористично, с пушкинской отчётливостью и точностью; видимо, изучал его критический стиль внимательно. (Зря недоумевал П. Боборыкин насчёт того, будто неясно, под какими эстетическими влияниями развился драматург. Пушкинское влияние очевидно.)».

Москвина Т.В. , В спорах о России: А.Н. Островский: статьи, исследования, СПб, «Лимбус Пресс»,2010 г., с. 24-25.

1. Летописец жизни.

2. «Свои люди - сочтемся».

3. Великий художественный мир гения.

Традиции и новаторство в пьесах А. Н. Островского очень интересны. За свою долгую литературную Островский написал около 50 пьес. Большинство из них «корнями» уходили в тот мир, где проходило его детство, мир, который непременно у каждого свой. Мир Островского был необычен и порой современному читателю его нелегко понять. С тех пор, как Александр Николаевич начал помнить себя, его окружала сонная, закисшая, со своими правилами и распорядками жизнь.

«Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, запасались на год рыбой, медом и капустой. Здесь степенно беседовали о своих плутнях за стаканом "пунштика" бородатые купцы, здесь их молодые жены и дочери выглядывали на улицу из-за коленкоровых занавесок, мечтая о "галантерейных" кавалерах... Здесь люди добродетельные пили чай с изюмом, экономя дорогой сахар... Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко спали на пуховиках в послеобеденную пору, ужинали "туго-натуго", рано ложились спать. Здесь одни презирали моду "из принципа", другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напомаженные» - писал В. Лакшин.

Островский не просто писатель, он самый настоящий летописец этой жизни. Правда, подобное бытописание скоро переросло в нечто большее. За лицами возникали типажи, за яркими лубочными картинками - социальные явления. Творчество Островского - наследие реализма Гоголя. Рассмотреть его творчество мне бы хотелось на примере пьесы «Свои люди - сочтемся».

«Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» - так говорил Островский о главном герое, Болылове.

Он упивается своей властью, презирает чьи-либо права и закон, насмехается над чужой мыслью и чувством. Чувствуя власть над людьми, он наслаждается, ощущает себя всесильным.

Большов - тот еще обманщик, но при этом искренне негодует, узнав о том, что другие попали в неудобную ситуацию, были обмануты, обанкротились. Он осуждает их с нравственной точки зрения: ведь на купечество наводиться «мараль» (слово «мораль» в устах героев Островского звучит в значении «марать», «запачкать»). Большов - лицемер, и это лицемерие в первую очередь относиться к нему самому. Он лицемерит самому себе. Подобные люди не только могут, но и готовы вывернуть наизнанку такие понятия, как «честь», «совесть». «Уж вы ищите такого человека, чтобы он совесть знал», - говорит, к примеру, пройдоха-стряпчий Рисположенский, подыскивая вместе с Вольтовым компаньона для мошеннической проделки.

Но почему же он предстает перед нами искренним и правым? Как ни странно, но Большов верит в моральные законы и правила, он признает их. Но только не для себя. Его мораль действует лишь в одну сторону. И в этой морали он находит выгоду для себя.

Большов лишен нравственного воспитания, духовной культуры. Он никогда не смог бы поставить себя на место другого человека, применить к себе те же моральные требования, с которыми он подходит к другим людям. Самсон Силыч греется в лучах своего всевластия - весь дом буквально дрожит от страха при его появлении. Весь мир Большова делится на своих, которыми нужно управлять, и чужих, которых можно обманывать.

Самсон Силыч готов обмануть всех кругом, но неожиданно проявляет доверие к Подхалюзину и проигрывает все. Большова подводит именно то, что, казалось бы, является источником его силы - его самодурная спесь, тупая уверенность в авторитете силы и страха для «своих», в чье число он включает и Подхалюзина.

Фигура Большова не просто смешна, она трагикомична. Большов не приемлет чужих советов ни под каким видом, для него самое главное, чтобы никто и ни в чем не перечил ему. И Подхалюзин умело пользуется этой слабостью.

«Островский как бы разворачивает тему самодурства во времени, следя за диковинными человеческими метаморфозами. Под пером драматурга самодурство выступает не только как плод дикости, невежества, по и как вымещаемое подневольным человеком прежнее его ничтожество», - говорит В. Лакшин.

Новаторство в пьесссе А. Н. Островского заключается в том, что он открывает читателю и зрителю комический эффект «мещанской культуры»: снов и примет, особых обрядов знакомства и ухаживания - со своими правилами и разговорами о том, что вам «лучше нравиться - зима или лето» или «что лучше - мужчина или женщина».

В произведениях Островского никогда не устареют огромное простодушие и нравственная честность. В них мы видим целый пласт истории, из них узнаем, как жили до нас. Автор воспевает высокие нравственные идеалы, и это прекрасно. Именно это делает его произведения чистыми и монолитными, как драгоценный камень.

«Самое трудное искусство, - говорит нам В. Лакшин, - видеть мир, каков он есть, и этим искусством владел великий русский драматург... Очевидный для него драматизм жизни, драматизм социальных обстоятельств и человеческих страстей он облек в конфликтную форму драмы».

Действительно, у каждого из нас нет нужды сомневаться в гениальности Островского. И самое главное, на мой взгляд, в его творчестве то, что мы - читатели и зрители - по-настоящему искренне относимся к его героям. Презираем «самодуров», смеемся над «мудрецами», купцами, скучающими с «большого капиталу»...

Пьесы Островского задевают и трогают нас. Перечитывая их, мы видим, что свести все произведения к единой формуле невозможно: так огромен и многолик его художественный мир. Традиции и новаторство в пьесах А. Н. Островского умело сочетаются, будучи выработанными его предшественниками и новаторские идеи, привнесенные им в отечественную драматургию.