Вебер карл мария биография. Карл Мария фон Вебер: биография, интересные факты, творчество

Биография

Вебер родился в семье музыканта и театрального антрепренёра, вечно погружённого в различные проекты. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца, в силу чего нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более или менее продолжительное время, был Иоганн Петер Хойшкель, затем по теории - Михаэль Гайдн , брались уроки и у Г. Фоглера . - появились первые произведения Вебера - маленькие фуги. Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене . Более основательно теорию композиции Вебер впоследствии прошёл с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера; одновременно он занимался на фортепиано у Франца Лауски. Первым сценическим опытом Вебера была опера «Die Macht der Liebe und des Weins». Хотя он в ранней молодости и писал много, но первый успех выпал на его оперу «Das Waldmädchen» (1800). Опера 14-летнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге . Впоследствии Вебер переработал эту оперу, которая, под названием «Сильвана», долго держалась на многих оперных германских сценах.

Написав оперу «Peter Schmoll und seine Nachbarn» (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату «Der erste Ton», оперу «Абу Гассан» (1811), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал.

Макс Вебер , его сын написал биографию своего знаменитого отца.

Сочинения

  • «Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828);
  • «Karl Maria von W. Ein Lebensbild», Макса Марии фон В. (1864);
  • «Webergedenkbuch» Кохута (1887);
  • «Reisebriefe von Karl Maria von W. an seine Gattin» (Лейпциг, 1886);
  • «Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von W.» (Берлин, 1871).

Из произведений Вебера, кроме вышеупомянутых, укажем на концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; «Concert-stück», op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; большой концертный дуэт для кларнета и ф-но, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, 2 концерта для кларнета с оркестром, Вариации для кларнета и ф-но, Концертино для кларнета с оркестром; andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, «Aufforderung zum Tanz» («Invitation à la danse») и др.

Оперы

  • «Лесная девушка» (нем. Das Waldmädchen ), 1800 - сохранились отдельные фрагменты
  • «Петер Шмоль и его соседи» (нем. Peter Schmoll und seine Nachbarn ), 1802
  • «Рюбецаль» (нем. Rübezahl ), 1805 - сохранились отдельные фрагменты
  • «Сильвана» (нем. Silvana ), 1810
  • «Абу Гасан» (нем. Abu Hassan ), 1811
  • «Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz ), 1821
  • «Три Пинто» (нем. Die drei Pintos ) - незакончена; завершена Малером в 1888 году.
  • «Эврианта» (нем. Euryanthe ), 1823
  • «Оберон» (нем. Oberon ), 1826

В астрономии

  • В честь главной герони оперы Карла Вебера «Эврианта» назван астероид (527) Эврианта (англ.)
  • В честь героини оперы Карла Вебера «Оберон» назван астероид (528) Реция (англ.) русск. , открытый в 1904 году
  • В честь героини оперы Карла Вебера «Прециоза» назван астероид (529) Прециоза (англ.) русск. , открытый в 1904 году.
  • В честь героинь оперы Карла Вебера «Абу Гасан» названы астероиды (865) Зубаида (англ.) русск. и (866) Фатме (англ.) русск. , открытые в 1917 году.

Библиография

Дрезден. Могила Карла Марии фон Вебера и его семьи

  • Ферман В., Оперный театр, М., 1961;
  • Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962:
  • Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. - Л., 1965;
  • Бялик М. Г. Оперное творчество Вебера в России // Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. - Харьков, 1995. - C. 90 - 103.
  • Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966;
  • Moser H. J.. С. М. von Weber. Leben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955.

Примечания

Ссылки

  • Произведения Вебера на сайте Classical Connect Бесплатная библиотека классической музыки на Classical Connect
  • Краткое содержание (синопсис) оперы «Вольный стрелок» на сайте «100 опер»
  • Карл Мария Вебер: ноты произведений на International Music Score Library Project

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Ойтине
  • Умершие в Лондоне
  • Композиторы Германии
  • Оперные композиторы
  • Романтические композиторы
  • Композиторы по алфавиту
  • Родившиеся в 1786 году
  • Умершие в 1826 году
  • Умершие от туберкулёза
  • Основоположники национального оперного искусства
  • Музыканты по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вебер, Карл Мария фон" в других словарях:

    - (Weber, Carl Maria von) КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР (1786 1826), основоположник немецкой романтической оперы. Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился в Ойтине (Ольденбург, ныне земля Шлезвиг Гольштейн), 18 или 19 ноября 1786. Его отец, барон Франц… … Энциклопедия Кольера

    - (Weber) (1786 1826), немецкий композитор и дирижёр, музыкальный критик. Основоположник немецкой романтической оперы. 10 опер («Вольный стрелок», 1821; «Эврианта», 1823; «Оберон», 1826), виртуозные концертные пьесы для фортепиано. («Приглашение к… … Энциклопедический словарь

    Вебер (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, ‒ 5.6.1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель. Создатель немецкой романтической оперы. Родился в семье музыканта и театрального антрепренёра. Детство и… … Большая советская энциклопедия

Основоположник романтической оперы, выдающийся немецкий композитор, пианист и дирижер, Карл Мария фон Вебер родился 19 ноября 1786 года в небольшом городке Эутин, в семье опытного музыканта, скрипача и директора театральной труппы. Детство будущего композитора, как гласит биография Карла Марии фон Вебера, прошло в атмосфере театра, вместе с которым многодетная семья постоянно передвигалась по городам Германии. Переезжая с места на место, родители везде нанимали детям новых учителей, обеспечивая отпрыскам достойное образование. Девятый сын Веберов, Карл Мария, был очень слабым и болезненным ребенком, что оставило свой след в формировании его психологического портрета, мальчик был задумчив, замкнут и отрешен от окружающего мира.

Остановившись в Зальцбурге, отец отдал сынишку , под патронатом которого мальчик сочинил пробное музыкальное произведение, кстати, одобренное одной из местных газет. После смерти матери в 1798 году семья перебралась в Мюнхен, а уже в 1804-м юноша написал свою первую оперу «Сила любви и вина», премьера которой возымела немалый зрительский успех. Как свидетельствует биография Вебера, совсем юный, но чрезвычайно талантливый музыкант тут же получил место дирижера в театральном оркестре города Бреслау, подвергнув его кардинальной реформации по своему видению. Самостоятельная жизнь Вебера наполнилась не только восторгом зрителей, но и успехом у женщин, романы с которыми следовали один за другим. Бурная любовная романтика требовала больших расходов, которые тяжелым бременем долгов легли на плечи отца молодого повесы.

Преследуемый кредиторами Карл Мария срочно отправился в турне в качестве пианиста. Случайная встреча с новой покровительницей, некой придворной дамой и герцогиней, определила дальнейшую судьбу композитора. Вебер получил должность музыкального директора в одном из замковых оркестров в верхней Силезии, где за осень-зиму 1806-07 годов написал две замечательные симфонии и концертино для трубы. Во времена наступления Наполеона Карл Мария сделался приватным секретарем старшего сына герцога, активно участвуя в разгульной жизни последнего. Правда, уже в 1810 году композитор был арестован за долги и, после шестнадцатидневного заключения, выдворен из Вюртемберга. Все свои злоключения, падения и взлеты, Карл Мария описал в увлекательной книге «Жизнь музыканта», ознаменовавшей писательское творчество Вебера.

В 1811 году композитор отправился в очередное музыкальное турне, надолго задержавшись в Мюнхене, где он не только плодотворно творил, но и снова погряз в любовных увлечениях. После смерти отца в 1812 году Вебер отправился в Прагу, где возглавил местный театр. Молодой талантливый музыкант получил неограниченные полномочия по составлению оркестра и реальную возможность, наконец-то, избавиться от бремени долгов. К несчастью, именно в это время у композитора проявляются первые симптомы тяжелой легочной болезни, что, однако, не мешает ему напряженно работать и заводить мимолетные романы с театральными кокетками. Только в 1817 году Вебер остепенился, женился на своей давней пассии Каролине Брандт и возглавил немецкую оперу в Дрездене. Правда, с наследниками композитору не повезло: первая дочь прожила всего несколько месяцев, а год спустя, у супруги случился выкидыш.

Благодаря моральной поддержке близких друзей музыкант сумел преодолеть депрессию и дописать свою замечательную оперу «Вольный стрелок», получившую высокую оценку публики, музыкальных критиков и такого маститого композитора как . Дальнейший творческий путь Карла Марии фон Вебера, невзирая на изнуряющую болезнь маэстро, пополнился новыми шедеврами классической музыки, среди которых почетное место занимает опера «Оберон», с триумфом прошедшая на подмостках знаменитого лондонского «Ковент-Гардена». Не стало замечательного композитора 5 июня 1826 года.

Карл Мария фон Вебер вошел в историю музыки как основатель романтической немецкой оперы. В таком качестве память о нем увековечена даже в космосе: в честь персонажей его опер названы астероиды Эврианта, Реция, Прециоза, Фатме и Зубаида. Оперный жанр действительно занимает центральное место в его творчестве, которое, впрочем, не исчерпывается операми. Вебер был не только композитором – он выступал как дирижер и пианист, проявил себя как литератор.

Вебер происходил из семейства отнюдь не самого уважаемого (не случайно Леопольд Моцарт был недоволен женитьбой сына на представительнице этого рода) – и отец будущего композитора был вполне «достойным» представителем своей семьи: одаренный, но склонный к авантюрам, он успел побывать и художником, и спекулянтом, и солдатом, и чиновником, и музыкантом в странствующей труппе. Карл был шестым из его выживших детей, и отец, видя способности своих отпрысков, вознамерился сделать из них артистов. Карл с детства отличался слабым здоровьем, но это не мешало ему путешествовать вместе с семейной музыкально-драматической странствующей труппой. Детство его проходило за кулисами различных театров, его игрушками были предметы театрального реквизита.

Вебер-старший, которому не давали покоя лавры семейства Моцартов, заметил музыкальную одаренность своего сына и желал сделать его вундеркиндом. Первым учителем фортепианной игры стал для Карла старший брат Фриц, который постоянно кричал на него и даже бил мальчика, отец был не намного терпеливее, поэтому учеба не была успешной. Но в десятилетнем возрасте у Карла появился настоящий наставник – Петер Хойшкель, а позднее он учился у Михаэля Гайдна (брата великого композитора). Карл проявил композиторский дар, создав шесть фугетт, которые отец поспешил опубликовать.

В двенадцать лет Вебер чуть было не отказался от мысли стать композитором: по настоянию отца он начал писать оперу «Сила любви и вина», однако шкаф, где хранилась неоконченная партитура, сгорел самым таинственным образом (больше ни один предмет мебели в комнате не пострадал). Увидев в этом знак свыше, Карл отказался от композиции и занялся литографией, но любовь к музыке всё же взяла верх, и два года спустя была впервые поставлена его опера «Немая лесная девушка», а год спустя было завершено новое сочинение – «Петер Шмоль и его сосед», поставленная в 1802 г. в Аусбурге.

В последующие годы Вебер учился у Франца Лауски, а также у Георга Йозефа Фоглера. По рекомендации последнего он стал в 1804 г. капельмейстером оперного театра в Бреслау. Он постарался усовершенствовать работу театра: по-новому рассадил оркестр, добиваясь большей слитности звучания, упорядочил систему репетиций, настаивал на включении в репертуар только высокохудожественных произведений. Нововведения Вебера не вызывали понимания ни у артистов, ни у дирекции, ни у публики, привыкшей к легким развлекательным спектаклям.

Деятельность дирижера не мешала сочинять музыку. Вебер создавал песни и многочисленные пьесы для альта, валторны, скрипки и других инструментов, но самым значительным сочинением тех лет стала опера «Рюбецаль», основанная на немецкой сказке (из нее сохранились лишь четыре номера).

В 1806 г. Вебер покинул Бреслау и стал руководителем придворного оркестра принца Евгения Вюртембергского и за время службы успел создать две симфонии. Вскоре оркестр был распущен из-за начала войны, а Вебер по рекомендации принца стал личным секретарем его брата Людвига. Композитору пришлось вести счета, договариваться с купцами и ростовщиками и заниматься другими делами, абсолютно не свойственными ему. «Прочь отсюда… На простор… Поле деятельности художника – весь мир», – говорится в романе «Жизнь художника», над которым он начал работать в 1809 г. В то же время он приступил к сочинению двух опер – «Сильвана» и «Абу Гасан».

Служба при дворе Людвига Вюртембергского закончилась арестом по несправедливому обвинению. В тюрьме Вебер провел всего шестнадцать дней, но именно после этого он ощутил себя по-настоящему зрелым человеком. Как пианист он успешно концертировал в Мангейме, Франкфурте-на-Майне и других городах, создавал концертные пьесы для различных инструментов (особую любовь питал он к фаготу и кларнету), писал статьи и рецензии. Множество концертных поездок он совершил в 1811-1812 гг., но в 1813 г. война заставила его задержаться в Праге, где он несколько лет работал дирижером в оперном театре. Он развернул бурную деятельность – количество премьер, осуществляемых за один год, исчислялось десятками, времени для сочинения музыки оставалось мало. И все же некоторые произведения были написаны именно в те годы – например, сборник песен на стихи Теодора Кёрнера «Меч и лира».

С 1817 г. Вебер жил и работал в Дрездене. Здесь в Королевской драме ставились итальянские оперы и немецкие драмы – вопрос годами даже не ставился, поэтому в распоряжении Вебера оказались не певцы, а поющие актеры, итальянцы же в немецких операх выступали неохотно, да и языковой барьер создавал трудности. Но даже в таких условиях Веберу удавалось ставить оперы немецких композиторов. К дрезденскому периоду относятся две лучшие оперы композитора: в 1821 г. был написан « », а в 1822 – «Эврианта». Наибольший успех выпал на долю «Вольного стрелка».

В 1825 г. Вебер начал работать над оперой «Оберон» по заказу театра «Ковент-Гарден». Работа над нею неоднократно прерывалась из-за обострения заболевания легких, и все же в 1826 г. опера была завершена. Наряду с созданием оперы Вебер по условиям договора должен был дирижировать несколькими спектаклями и концертами. Он понимал, что при его состоянии здоровья поездка в Лондон станет сущим самоубийством, но он думал об интересах семьи: «Поеду я или не поеду, я в этом году умру, – говорил он. – Однако если я поеду, мои дети будут иметь пищу, когда их отец умрет».

Премьера «Оберона» в Лондоне прошла с большим успехом. Возвратиться на родину композитор не успел – он скончался и был похоронен в Англии. В 1844 г. стараниями Рихарда Вагнера прах композитора был перевезен в Дрезден, на церемонии захоронения звучал траурный марш, который Вагнер сочинил на мотивы из оперы «Эврианта».

Все права защищены. Копирование запрещено.

Детство

Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт (Тюрингия). Он был старшим ребёнком из семи детей. Его отцом был Макс Вебер Старший, видный государственный служащий и член Национал-либеральной партии, а матерью - Элена (урождённая Фалленштейн), в роду которой были французские эмигранты гугеноты. В 1868 году родился его брат Альфред, который позднее также стал известным социологом и экономистом. В 1869 году семья Веберов переехала в Шарлоттенбург (пригород Берлина). В возрасте четырёх лет Макс Вебер переболел менингитом. В 13 лет он уже читал труды философов Артура Шопенгауэра, Бенедикта Спинозы, Иммануила Канта, а также литературных авторов, таких как Иоганн Вольфганг Гёте.

Образование

В 1882 году окончил гимназию в Шарлоттенбурге и поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета. После года службы в армии он перевёлся в Берлинский университет. Одновременно с учёбой он работал младшим адвокатом. В 1886 году Вебер сдал экзамен на секретаря адвоката, что аналогично экзамену в ассоциации адвокатов в британских и американских правовых системах. В течении второй половины 1880-х годов Вебер продолжал изучать юриспруденцию и историю. Он получил степень доктора юридических наук в 1889 году, написав диссертацию по истории права «История торговых компаний в средние века». Его научным руководителем был Левин Гольдшмидт, авторитетный учёный в области торгового права. Два года спустя Вебер закончил свою хабилитацию «Значимость аграрной истории Рима для государства и частного права», работая с Августом Мейтценом. После этого он получил должность приват-доцента в университете Берлина, где читал лекции и консультировал правительство.

Работа

В период между защитой докторской диссертации и хабилитацией Вебер заинтересовался социальной политикой. В 1888 году он вступил в Союз социальной политики, новую профессиональную ассоциацию немецких экономистов, связанных с исторической школой, которые видели роль экономики прежде всего в поиске решений социальных проблем, и которые осуществляли широкомасштабные статистические исследования экономических проблем. В 1890 году ассоциация разработала исследовательскую программу для изучения «Польского вопроса», или Остфлюхта: приток польских фермерских рабочих в восточную Германию, в то время как местные рабочие уезжали в быстро развивающиеся индустриальные города. Вебер руководил этим исследованием и написал большую часть окончательного отчёта, вызвавшего значительное и споры, и положившего начало известности Вебера как социолога. С 1893 по 1899 годы Вебер был членом Пангерманского союза, организации, которая выступала против притока польских рабочих.

В 1893 году женился на своей троюродной сестре Марианне Шнитгер, будущем борце за права женщин.

В 1894-1896 годах - профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 года - в Гейдельбергском, с 1919 года - в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Венском университете. В 1919 году - советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

Основные теоретические работы Вебера: «Биржа и её значение», «История хозяйства», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма».

Последние годы

Научная деятельность

На формирование философских воззрений Макса Вебера оказали влияние в первую очередь разработанная Вильгельмом Дильтеем концепция «понимания» и принцип разделения наук на науки о природе (номотетические, направленные на изучение закономерностей) и науки о духе (идиографические, направленные на изучение уникальных явлений), разработанный баденской школой неокантианства (Риккерт и Виндельбанд).

Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, социология музыки, экономическая социология, теория капитализма.

Понимающая социология. Теория социального действия

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

Все научные категории - только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие - атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

  1. осмысленный характер;
  2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Результат понимания по Веберу - гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

  1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
  2. ценностно-рациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
  3. традиционное - определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
  4. аффективное - определяется эмоциями;

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Метод социологии

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором - речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений и определённых форм социального порядка. Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом.

«Протестантская этика и дух капитализма»

В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему с социологией религии, в частности протестантизма. Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга. Это то, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом на мирском служении и идеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию и возникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения в быту и хозяйственной жизни. Минимизация догматики и ритуала, рационализация жизни в протестантизме по Веберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками и древнегреческими учёными и идущим к кульминации в современном капиталистическом мире. Этот процесс связан с освобождением человека от магических суеверий, автономизацию индивида, верой в научный прогресс и рациональное познание.

Вместе с тем, необходимо отметить крайнюю осторожность самого Вебера в этом вопросе, который подчёркивал, что «мы ни в коей степени не склонны защищать столь нелепый доктринерский тезис, будто „капиталистический дух“ (в том смысле, в котором мы временно употребляем это понятие) мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон реформации, будто капитализм как хозяйственная система является продуктом реформации».

Социология власти

В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):

  1. рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;
  2. традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;
  3. харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность. или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.

В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебисцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой - сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разграничения полномочий.

Труды Вебера оказали существеннейшее влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня.

Карл Мария фон Вебер

В феврале 1815 года граф Карл фон Брюль, директор Берлинского королевского театра, представляя Карла Марию фон Вебера прусскому канцлеру Карлу Августу князю Гарденбургу в качестве дирижера Берлинской оперы, дал ему следующую рекомендацию: этот человек выделяется не только как блестящий «страстный композитор, он обладает в полном объеме обширными познаниями в области искусства, поэзии и литературы, и этим отличается от большинства музыкантов». Лучше и нельзя охарактеризовать многочисленные дарования Вебера.

Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился 18 ноября 1786 года в Эутине. Он был девятым ребенком из десяти детей от двух браков отца. Отец - Франц Антон фон Вебер, без сомнения, имел музыкальные способности. Он начал свою карьеру лейтенантом, но даже на поле боя таскал с собой скрипку.

С ранних лет Карл привыкал к постоянной кочевой жизни. С самого детства он рос болезненным, слабым мальчиком. Начал ходить только в четырехлетнем возрасте. Из-за физических недостатков он был более задумчив и замкнут, чем его сверстники. Он научился, по его словам, «жить в собственном мире, в мире фантазий, и находить в нем для себя занятие и счастье».

Его отец давно лелеял мечту сделать хотя бы одного своего ребенка выдающимся музыкантом. Пример Моцарта не давал ему покоя.

Таким образом, уже с ранних лет Карл начал заниматься музыкой с отцом и со своим сводным братом Фридолином. Ирония судьбы, но однажды Фридолин в отчаянии воскликнул: «Карл, ты, кажется можешь, стать кем угодно, но музыкантом не станешь никогда».

Карла Марию отдали в ученики молодому капельмейстеру и композитору Иоганну Петеру Гейшкелю. С той поры обучение быстро продвигалось. Через год семья отправилась в Зальцбург, и Карл стал учеником Михаэля Гайдна. Тогда же он сочинил свое первое произведение, которое опубликовал его отец, и получил положительный отзыв в одной из газет.

В 1798 году умерла мать Заботу о Карле взяла на себя сестра отца Аделаида. Из Австрии Веберы перебрались в Мюнхен. Здесь юноша стал брать уроки пения у Иоганна Евангелиста Валлисхаузеца и обучаться композиции у местного органиста Иоганна Непомука Калхёра.

Здесь же в Мюнхене Карл написал свою первую комическую оперу «Сила любви и вина». К сожалению, она впоследствии была утеряна.

Однако беспокойный характер отца не позволял семейству Веберов задерживаться надолго на одном месте. В 1799 году они приезжают в саксонский город Фрайбург. Через год в ноябре здесь состоялась премьера первой юношеской оперы «Лесная девушка». В ноябре 1801 года отец и сын прибыли в Зальцбург. Карл снова стал заниматься у Михаэля Гайдна. Вскоре Вебер написал уже третью оперу - «Петер Шмоль и его соседи». Однако премьера оперы в Аугсбурге не состоялась, и Карл Мария вместе с отцом отправился в концертное турне. Уже тогда благодаря своим тонким и длинным пальцам юноша достиг такой техники, которая в ту пору была доступна единицам.

Попытка отдать Карла в обучение к Йозефу Гайдну тем не менее потерпела неудачу из-за отказа маэстро. Поэтому юноша продолжил обучение у Георга Йозефа Фоглера. Аббат Фоглер поддерживал в юном даровании интерес к народной песне и музыке, прежде всего к популярным в то время восточным мотивам, что и нашло отражение позднее в произведении Вебера «Абу Гасан».

Однако более важным было обучение дирижированию. Это позволило Карлу в 1804 году возглавить оркестр в театре города Бреслау. Не достигший еще и восемнадцатилетнего возраста, дирижер по-новому рассадил оркестрантов, вмешивался в постановки, ввел для разучивания новых партий отдельные репетиции ансамбля, а также генеральные репетиции. Реформы Вебера были приняты неоднозначно даже публикой.

Здесь у Карла было много романов в театре, между прочим, и с примадонной Дитцель. Красивая жизнь требовала все больше средств, и юноша влез в долги.

Долги сына побудили его отца заняться поиском источника для пропитания, и он стал пробовать себя в гравюре на меди. К сожалению, это стало источником несчастья. В один из вечеров, озябнув, Карл отхлебнул из винной бутылки, не подозревая, что отец хранит там азотную кислоту. Его спас друг Вильгельм Бернер, срочно вызвавший врача. Смертельного исхода удалось избежать, но юноша навсегда потерял свой красивый голос.

Его отсутствием воспользовались противники, которые быстро ликвидировали все его реформы. Без денег, преследуемый кредиторами, молодой пианист отправился в турне. Здесь ему повезло. Фрейлина Брелонде, придворная дама герцогини Вюртембергской, способствовала его представлению Евгению Фридриху фон Вюртемберг-Эльс. Карл Мария занял место музыкального директора в замке Карлсруэ, построенном в лесах верхней Силезии. Теперь у него появилось немало времени для сочинительства. Двадцатилетний композитор за осень 1806 и зиму 1807 года написал концертино для трубы, а также две симфонии.

Но наступление наполеоновской армии спутало все карты. Вскоре Карл должен был занять место приват-секретаря герцога Людвига, одного из трех сыновей Евгения. Служба эта с самого начала оказалась для Вебера непростой. Испытывающий финансовые трудности герцог не раз делал Карла козлом отпущения.

Три года разгульной жизни, когда Карл Мария частенько участвовал в пирушках своего хозяина, завершились весьма неожиданно. В 1810 году в Штутгарт приехал отец Карла и привез с собой новые и немалые долги. Кончилось же все это тем, что, пытаясь выкрутиться и из своих и из долгов отца, композитор угодил за решетку, правда, всего на шестнадцать дней. 26 февраля 1810 года Карл вместе со своим отцом был выдворен за пределы Вюртемберга, но с него взяли обещание вернуть долги.

Это событие имело большое значение для Карла. В своем дневнике он запишет: «Родился заново».

За короткое время Вебер побывал сначала в Мангейме, затем Гейдельберге и, наконец, переселился в Дармдштадт. Здесь Карл увлекся писательской деятельностью. Его самым большим достижением стал роман «Жизнь музыканта», в которой он весело и блестяще описал духовную жизнь композитора во время сочинения музыки. Книга во многом носила автобиографический характер.

16 сентября 1810 года во Франкфурте состоялась премьера его оперы «Сильвана». Насладиться триумфом композитору помешал сенсационный полет на воздушном шаре мадам Бланшар над Франкфуртом, затмивший все прочие события. Заглавную партию в опере пела молодая певица Каролина Брандт, которая затем стала его женой Вдохновленный успехом и признанием, Карл Мария уже поздней осенью приступил к композиции «Абу Гасан». Он завершил самое крупное на тот период свое инструментальное произведение С-Диг опус 11.

В феврале 1811 года композитор отправился в концертное турне. 14 марта оно завершилось в Мюнхене. Там Карл задержался, культурная среда баварского города ему пришлась по вкусу. Уже 5 апреля Генрих Йозеф Берман исполнил наскоро сочиненное специально для него кончертино для кларнета. «Весь оркестр сошел с ума и хочет от меня концертов», - писал Вебер. Даже король Баварии Макс Иосиф заказал два концерта для кларнета и концерта.

До других сочинений дело, увы, не дошло, потому что другие увлечения занимали Вебера, и главным образом любовные.

В январе 1812 года, будучи в городе Готе, Карл Мария почувствовал сильные боли в груди. С того времени началась схватка Вебера со смертельной болезнью.

В апреле в Берлине Вебера настигло печальное известие - на 78 году скончался его отец. Теперь он остался совсем один. Однако пребывание в Берлине пошло ему на пользу. Наряду с занятиями с мужскими хорами, исправлением и переработкой оперы «Сильвана», он еще писал клавирную музыку. С большой сонатой С-Диг он ступил на новую почву. Родился новый способ виртуозной игры, повлиявший на музыкальное искусство всего XIX века. То же самое относится и к его второму клавирному концерту.

Отправляясь в начале следующего года в новое турне, Карл с тоской вспоминал: «Все мне кажется сном: что я уехал из Берлина и оставил все, что мне стало дорогим и близким».

Но турне Вебера неожиданно прервалось едва начавшись. Только Карл прибыл в Прагу, как его огорошили предложением возглавить местный театр. После недолгих колебаний Вебер согласился. Ему представлялась редкая возможность реализовать свои музыкальные идеи, поскольку от директора театра Либиха он получил неограниченные полномочия для составления оркестра. С другой стороны, у него появился реальный шанс избавиться от своих долгов.

К несчастью, вскоре Карл тяжело заболел, да так, что долгое время не выходил из квартиры. Немного поправившись, он погрузился в работу. Его рабочий день длился с шести утра и до полуночи.

Но пражский кризис не ограничился только болезнью и напряженной работой. Композитор не мог противостоять попыткам сближения кокетливых театральных дам. «Это мое несчастье, что в моей груди бьется вечно молодое сердце», - иногда жаловался он.

После новых приступов болезни Вебер уезжает на курортное лечение и из Бад Либвердна часто пишет Каролине Брандт, ставшей его ангелом-хранителем. После многочисленных ссор влюбленные, наконец, обрели взаимное согласие.

Освобождение Берлина после лейпцигского поражения Наполеона неожиданно пробудило в композиторе патриотические чувства. Он сочиняет музыку к «Дикой охоте Лютцова» и «Песне меча» из сборника стихов Теодора Кернера «Лира и меч».

Однако вскоре он впал в депрессию, вызванную не только новыми приступами болезни, но и серьезными разногласиями с Брандт. Вебер склоняется к тому, чтобы покинуть Прагу, и лишь тяжелая болезнь директора театра Либиха задержала его в Чехии.

19 ноября 181б года в жизни композитора произошло большое событие - он объявил о своей помолвке с Каролиной Брандт. Воодушевленный, он за короткий срок пишет две сонаты для фортепьяно, большой концертный дуэт для кларета и фортепьяно и несколько песен.

В конце 1817 года Вебер вступает в должность музыкального директора немецкой оперы в Дрездене. Наконец-то он остепенился и не только стал вести оседлый образ жизни, но и навсегда покончил со своими все более изнурительными любовными связями. 4 ноября 1817 года он женился на Каролине Брандт.

В Дрездене Вебер написал свое лучшее произведение - оперу «Вольный стрелок». Впервые он упомянул об этой опере в письме тогда еще невесте Каролине: «Сюжет подходящий, жуткий и интересный». Однако 1818 год уже заканчивался, а работа над «Вольным стрелком» почти не начиналась, что и неудивительно, ведь он имел 19 заказов от своего работодателя - короля.

Каролина ждала ребенка и была на последнем месяце беременности не совсем здорова. После долгих мучений она родила девочку, а Карл едва успевал выполнять заказы. Едва он закончил мессу ко дню чествования королевской четы, как поступил новый заказ - оперу на тему сказок «Тысячи и одной ночи».

В середине марта Вебер слег, а через месяц умерла его дочь. Каролина пыталась скрыть от мужа несчастье.

Вскоре она и сама тяжело заболела. Тем не менее, Каролина поправилась гораздо быстрее мужа, который впал в настолько глубокую депрессию, что не мог писать музыку. Удивительно, но лето получилось продуктивным. В июле и августе Вебер много сочинял. Только вот работа над «Вольным стрелком» никак не продвигалась вперед. Новый, 1820 год снова начался несчастьем - у Каролины случился выкидыш. Благодаря друзьям композитор сумел преодолеть кризис и с 22 февраля приступил к завершению «Вольного стрелка». 3 мая Вебер смог гордо заявить: «Увертюра „Невесты охотника“ завершена, а вместе с ней и вся опера. Честь и хвала Господу».

Премьера оперы состоялась 18 июня 1821 года в Берлине. Ее ждал триумфальный успех. Бетховен с восхищением сказал о композиторе: «В общем мягкий человек, я от него этого никак не ожидал! Теперь Вебер должен писать оперы, только оперы, одну за другой».

Между тем здоровье Вебера ухудшалось. Впервые у него пошла кровь горлом.

В 1823 году композитор завершил работу над новой оперой «Эврианта». Его беспокоил невысокий уровень либретто. Премьера оперы, тем не менее, в целом прошла успешно. Зал восторженно принял новую работу Вебера. Но успех «Вольного стрелка» повторить не удалось.

Болезнь стремительно прогрессирует. Композитора преследует непрекращающийся изнурительный кашель. В невыносимых условиях он находит силы для работы над оперой «Оберон».

1 апреля в лондонском «Ковент-Гардене» состоялась премьера «Оберона». Это был беспримерный триумф Карла Марии фон Вебера. Публика даже вынудила его выйти на сцену - событие, которое до тех пор не случалось в английской столице.

Он умер в Лондоне 5 июня 1826 года. Посмертная маска точно передает черты лица Вебера в каком-то неземном просветлении, как будто он с последним вздохом увидел рай.

Из книги 100 великих архитекторов автора Самин Дмитрий

ОГЮСТ МОНФЕРРАН (1786-1858) Монферран – выдающийся архитектор первой половины 19-го столетия. Как справедливо замечают некоторые исследователи, даже если бы он ничего не построил, кроме собора и Александровской колонны, имя его вошло бы в золотой фонд мирового зодчества.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЕ) автора БСЭ

Из книги 100 великих дипломатов автора Мусский Игорь Анатольевич

ФРИДРИХ II ВЕЛИКИЙ (1712–1786) Прусский король из династии Гогенцоллернов, крупный полководец и дипломат. В результате его завоевательной политики (Силезские войны 1740–1742 и 1744–1745, участия в Семилетней войне 1756–1763, в 1-м разделе Польше в 1772 году) территория Пруссии почти

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ ОРЛОВ (1786–1861) Князь, русский военный и государственный деятель, дипломат. Принимал участие в подписании Адрианопольского договора (1829), Ункяр-Искелесийского договора (1833). Шеф жандармов (1844–1856). Первый уполномоченный России на Парижском конгрессе (1856).

Из книги 100 великих авантюристов автора Муромов Игорь

Карл Мария Вебер (1786-1826 гг.) композитор, дирижер, музыкальный критик Остроумие далеко не то, что ум. Ум отличается изобретательностью, остроумие же только находчивостью.Цивилизованная дикость – самая худшая из всех дикостей.То, что не стоит прочтения более одного раза,

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Карл Юлиус Вебер (1767-1832 гг.) писатель и критик Книга, которая не стоит того, чтобы ее читать дважды, не стоит и того, чтобы читать ее и один раз.Любил ли когда-нибудь хоть один деспот науку? Разве может вор любить ночные фонари?Музыка – истинная всеобщая человеческая

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Стефан Занович (1752–1786) Албанский авантюрист. Самозванец. Выдавал себя за императора Петра III, албанского принца. Пользуясь рекомендательным письмом из Венеции, выманил у голландских банкиров более 300 тысяч гульденов, что едва не привело к войне. Стефан Занович родился в

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Карл Вебер и Каролина Брандт 16 сентября 1810 года во Франкфурте состоялась премьера оперы «Сильвана». Её автором был 24-летний композитор Карл Вебер. Действие оперы развёртывается в двух враждующих семьях. Главная героиня - похищенная девушка Сильвана.Вебер сам нашёл

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Принц Карл-Фридрих Саксен-Веймарский и Великая княжна Мария Павловна 22 июля 1804 годаУ императора Павла I было пятеро дочерей. «Много девок, всех замуж не выдадут», - с недовольством писала Екатерина Великая после рождения очередной внучки. Однако выдали замуж все-таки

Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир

Карл Мария фон Вебер Знаменитый немецкий композитор, дирижер, пианист и общественный деятель, способствовавший поднятию уровня музыкальной жизни в Германии и росту авторитета и значения национального искусства, Карл Мария фон Вебер родился 18 декабря 1786 года в

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920) - немецкий социолог, философ и историк конца 19 - начала 20 вв. Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892), профессор национальной экономии во Фрейбурге (с 1894) и Гейдельберге (с 1896). Почетный профессор

Из книги автора

1786 г. Гальвани В 1786 году, 26 апреля, Луиджи Гальвани при помощи лягушечьей лапки и проволоки обнаруживает приближение

Из книги автора

ВЕБЕР, Карл Мария фон (Weber, Carl Maria von, 1786–1826), немецкий композитор 33 Приглашение к танцу. Назв. муз. произведения («Auforderung zum Tanz»,

Из книги автора

ВЕБЕР, Карл Юлиус (Weber, Karl Julius, 1767–1832), немецкий сатирик 34 Пиво – это жидкий хлеб. «Германия, или Письма немца, путешествующего по Германии» (1826), т. 1 ? Gefl. Worte,

Из книги автора

«Свадьба Фигаро» (1786) опера по комедии П. Бомарше, муз. В. А. Моцарта, либр. Лоренецо Да Понте, рус. текст П. И. Чайковского (1878) 879 Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный, <…> Не пора ли мужчиною стать! // Non piu andarai, farfallone amoroso <…> (ит.). Д. 1, сцена 8, ария Фигаро В тексте либр.: «Не