Слово, которое меня удивило. Богатырь

I Саратовский региональный тур

Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ

Гуманитарное направление:

Народная культура.

Слово, которое меня удивило. Богатырь.

Исследовательская работа

Растегаева Даниила.

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Возникновение гипотезы: Богатырь – слово заимствованное………….4

Глава II. Исследование языкового материала: Этимология слова Богатырь.

Научные споры о его происхождении………………………………...5

Глава III. Литературная жизнь слова Богатырь…………………………………...7

Глава IV. Богатырская тема в живописи, музыке, скульптуре…………………..9

Заключение…………………………………………………………………………..9

Использованные ресурсы…………………………………………………………..10

Приложение…………………………………………………………………………11

Введение.

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». Так писал. Именно с этого высказывания, представленного на одной из первых страниц школьного учебника, начинается изучение русского языка в 6 классе. Только вряд ли шестиклассники, мои ровесники, готовы понять мудрость этих слов. Может быть, это случится позже. Может быть, для кого-то русский язык так и останется лишь хорошо усвоенными правилами и грамотным письмом.

Но сколько открытий ждет того, кто будет внимателен к слову, проследит его путь в языке, в жизни людей и убедится, что именно язык удивительным образом соединяет, говоря словами, отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое целое. Попытка доказать это была сделана в данной работе. Предметом изучения стало слово. Его знает каждый. Оно олицетворяет мужество и силу. При его упоминании возникает чувство патриотизма и гордости за Отечество, а перед глазами встаёт образ могучего защитника нашей великой Родины. Это слово БОГАТЫРЬ.

Цель проекта - расширить представление о жизни слова в русском языке.

Задачи проекта - провести языковедческое исследование слова;

Проследить его литературную жизнь;

Выяснить, какое место в национальном искусстве занимает

тема богатырства.

Глава I. Возникновение гипотезы:

БОГАТЫРЬ - СЛОВО ЗАИМСТВОВАННОЕ.

Интерес к происхождению слова возник в ходе его морфемного анализа. Этимологический анализ потребовал обращения к толковым словарям. В результате стало ясно: слово БОГАТЫРЬ может иметь заимствованные корни. Гипотеза требовала проверки. «Толковый словарь русского языка» и дает определение: «Богатырь. 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2.Человек очень большой силы, стойкости, отваги». Слово понятно и знакомо по былинам, сказкам. Не одно поколение выросло на мультипликационных фильмах об Илье Муромце, бесстрашно сражающемся за Русь – матушку. Значит, богатырь наш, русский, и слово наше, русское. Именно так считает большинство моих современников, высказавшихся в ходе тематического опроса.

«Что знают о слове БОГАТЫРЬ мои современники?»

(Результаты анкетирования; 69 респондентов)

Вам знакомо слово БОГАТЫРЬ и понятно его значение?

БОГАТЫРЬ – слово а) исконно русское

б) заимствовано из других языков

БОГАТЫРЬ – герой литературных произведений

музыкальных произведений

произведений живописи

скульптурных произведений

кинофильмов

Из 69 опрошенных большинство убеждены, что слово богатырь исконно русское. Оно знакомо многим по фильмам, литературным произведениям, картинам. В меньшей степени респонденты связывают слово «Богатырь» с музыкой, скульптурным искусством.

Глава II. Исследование языкового материала:

Этимология слова БОГАТЫРЬ. Научные споры о его происхождении.

Прежде всего, нас заинтересовала этимология слова. Наши предположения об отнюдь не русском происхождении слова БОГАТЫРЬ подтвердились при работе со словарями.

БОГАТЫРЬ // м. татарск. Человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь . Сказочные богатыри, великаны , побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища. || Богатырями назывались (в твер. и др.) лубочные картинки, разные изображения для народа, cuб. панки. Южн., зап. богатина, богач. Богатырь дивится, чем худак живится? Богатырка, женщина-богатырь. Богатыренок м. мальчик-богатырь; богатыришко(а?) умалит. и унизит., богатырище, богатырчище(‑ща?) увелич. и бранно. Сморчком глядит, а богатырем кашу (щи) уплетает. Горе - богатырь пьян с вина на алтын . Богатырь Аника, сказочный герой; не от Аники ли, при Петре I? Богатырев, принадлежащий богатырю; богатырский, принадлежащий, свойственный богатырям. Богатырство ср. состояние, свойство богатыря. Счастье лучше богатырства. Богатырщина ж. богатырский быт, времена; || сказки и предания о богатырях. Он сказывает богатырщину. Богатырствовать, витяжествовать, искать богатырских похождений и совершать доблестные воинские подвиги.

. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Богатыри (от др.-тюрк. багатур - храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову "Б." соответствовали "храбр", "храбор", "удалец". Слово "Б." встречается в летописях начиная с 13 века. Большая часть образов Б. группируется в былинах о Киеве и князе Владимире Святославиче. («Большая советская энциклопедия»)

БОГАТЫРЬ - герой русских былин и сказок; воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством, смекалкой. Главные персонажи былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри защищали русскую землю от набегов, разорения. («Большой Толковый Словарь»)

Обращает на себя внимание толкование Владимира Ивановича Даля, более раннее, указывающее на татарское происхождение слова. В словарях, изданных позже, такого упоминания нет. Получается, что наши могучие русичи назывались словом заимствованным, да ещё из татарского. Эта гипотеза требовала проверки.

Оказалось, что вокруг слова «богатырь» возникало немало научных споров. Одни ученые считали, что слово принадлежит алтайской языковой семье: багатур, бахадир, багадур, батур, батыр, батор. Другие говорили о санскритском происхождении слова: «bhagadhara» - обладающий счастьем. Следовательно, слово «богатырь» имеет праарийское начало. Языковеды Щепкин и Буслаев прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый».

Ни одно из этих мнений, однако, не должно быть принято: монгольское слово (совр. монг. баатар) может быть действительно заимствовано из санскрита, и тем не менее русское слово не коренное, но тоже заимствовано; санскритскому слову соответствовало бы коренное русское «богодар», а никоим образом не «богатырь». От слова «богат-» не может происходить «богатырь», так как нет суффикса - ырь. Против исконности слов «богатырь» говорит и то обстоятельство, что его нет в других славянских языках, за исключением польского (bohater), который заимствовал его из русского, что доказывается присутствием звука h и твёрдого r на конце слова. Другие объяснения имеют исторический характер. Халанский думает («Великорусские былины»), что первоначальная форма слова была «багатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода » и титула, ставившегося при собственных именах в значении теперешнего «господин»; на это указывал в своих работах и языковед Буслаев. Однако носители русского языка воспринимали слово «богатырь» как русское. Наверное, потому, что он, богатырь, Русь православную защищал! Сознание формировалось и под влиянием фольклора.

Глава III. Литературная жизнь слова БОГАТЫРЬ.

В малых жанрах устного народного творчества слово БОГАТЫРЬ встречается редко. Отметим такие пословицы и поговорки, как

Богатырь умрёт, имя его останется;

Богатыря узнаешь на поле брани;

Славна богатырями земля русская;

Каждый сам себе богатырь.

Безусловно, богатырь – герой былинный. Но сколько же всего богатырей в былинном эпосе? Обращение к книге «Русский эпос» позволило выяснить, что первый сборник былин Кирши Данилова появился в середине 18 века, затем последовало серьезное изучение текстов. Собиратель былин записал 200 самостоятельных текстов, а знаток русских былин, историк - славист, этнограф сделал 247 записей! Какие же богатыри упоминаются в них?

Вольга и Микула, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Эти имена знакомы каждому. В «Сказании о киевских богатырях» (XVII век) упоминаются 7 богатырей. О 12-ти говорит сказитель Чупров. Другой сказитель называет число 30. Но учёные считают, что и 30 – не предел. Только самых главных (пишет один из исследователей) более 50-ти.

Интересный материал можно найти в книге В. Калугина «Герои русского

эпоса. Очерки о русском фольклоре». Однажды, в 1901 году, сказительница

Федосья Емельяновна Чуркина взялась «собирать на заставе» всех богатырей:

…Кабы триццеть - то было богатырей со богатырём:

Атаманом-то – стар - казак Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Подутоманьём Самсон да Колыбанович,

Да Добрыня-то Микитич жил во писарях,

Да Олеша-то Попович жил во поварах,

Да и Мишка Торопанишко жил во конюхах,

Да и жил тут Василей сын Буслаевич,

Да и жил тут Васинька Игнатьевич,

Да и жил тут Дюк да сын Степанович,

Да и жил тут Пермя да сын Васильевич,

Да и жил Родивон да Превысокие,

Да и жил тут Микита да Преширокие,

Да и жил тут Потанюшка Хроминькой

«Сказка мертвой царевне и семи богатырях» , «Богатырь» (1886 г.) М. Салтыкова – Щедрина, «Кавказский пленник», «Вольга - богатырь: Стихи - сказка» , «Бородино» . Мы можем встретить слово «богатырь» и в современной литературе (С. Маршак «Дрозд-богатырь» 1968г., Кир Булычёв «Недостойный богатырь» 1970 г.)

Глава IV. Богатырская тема в живописи, музыке, скульптуре.

Работая со словом БОГАТЫРЬ, мы понимали, проект вышел за рамки лингвистического. Интересно было выяснить, как богатырская тема представлена в живописи, музыке, скульптуре.

Бесспорно, особую роль в разработке темы богатырства в русской живописи сыграл известный художник, создавший целый цикл картин о богатырях: «Богатырь» (1878), «Витязь на распутье» (1878), «Богатыри» (1881-1898), «Богатыри на конях» (1896), «Богатыри на конях» (1896), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913-1918), «Илья Муромец» (1914).Свою знаменитую картину «Богатыри» он писал почти двадцать лет.

Всемирно известны работы (декоративное панно «Богатырь» (1898), («Илья Муромец и Соловей - разбойник»), («Святогор - богатырь» (1942), «Микула Селянинович»).

В музыкальном искусстве известно имя композитора, который написал симфонию «Богатырская». А в Муроме есть памятник Илье Муромцу. Славный богатырь и доныне защищает родную землю.

Работа над лингвистическим проектом позволила собрать богатый иллюстративный материал (См. Приложение).

Заключение.

В заключение хочется сказать: у слова БОГАТЫРЬ долгая и интересная жизнь. Оно прошло через века, но сохранило себя и историческую память в себе. Его любили и русичи, наши далекие предки, его любим и мы, живущие в XXI веке. Хочется надеяться, что данное исследование поможет приобщить моих современников к памяти о своих героях, к духовным ценностям нашего народа.

В ходе работы над проектом собран материал, который может быть использован при подготовке к урокам русского языка и литературы и будет интересен всем, кто увлекается языком и его историей.

Использованные ресурсы.

1. Калугин русского эпоса: Очерки о русском фольклоре. – М.: Современник, 1983.

2. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / , и др.; М.: Просвещение, 2009.

3. Селиванов эпос.- М.: Высш. шк., 1988.

4. Сайт http://ru. wikipedia. org

5. Поисковая система http://*****

Приложение.

«Богатыри» (1881-1898)

«Илья Муромец» (1914)

https://pandia.ru/text/78/082/images/image003_60.jpg" alt="300px-Zmei_Gorinich_(colour_fixed).jpg" width="390" height="246">

«Микула Селянинович»

«Святогор-богатырь» (1942)

И. Билибин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Декоративное панно «Богатырь» (1898)

Памятник Илье Муромцу в городе Муроме. Клыков.

Цветова Елена

Научно-исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 г.ПАВЛОВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Кто он, настоящий богатырь?»

ГУМАНИТАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РНПК

СЕКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Работу выполнила

Цветова Елена Вячеславовна,

ученица 9Б класса, 15 лет.

Научный руководитель

учитель русского языка и

Литературы МБОУ СОШ №7

Морозова Лидия Николаевна

г. Павлово, 2014

1. Введение_____________________________________________________стр.2

2. Основная часть_______________________________________________стр.4

  • Былина и ее герои ____________________________________________стр.4
  • Образы богатырей в творчестве А. С. Пушкина._________________стр.5
  • Богатырская тема в произведении М. Ю. Лермонтова.____________стр.6
  • Богатырские образы в произведении Н.В. Гоголя.______________стр.7
  • Образы богатырей в литературе о Великой Отечественной войне.____________________________________________________стр.9
  • Образы богатырей в Российской мультипликации.______________стр.10
  • Кого вы считаете настоящими богатырями?____________________стр.12
  • Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны?_____________________________стр.13
  • Итоги анкетирования._____________________________________стр.13

3. Заключение _________________________________________________стр.15

4. Литература _________________________________________________стр.16

5. Приложения_________________________________________________стр.17

Введение.

«Все начинается с детства…» - привычная для нас крылатая фраза. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то сказки и былины, факты и события. Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры богатства, которые возбуждают в нас чувство национальной гордости. Таким богатством являются и былины – особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания, главными героями которых являются богатыри. Да, с давних времён прославлялась сила и смелость богатырская. Много написано произведений о подвигах и сражениях мастерами слова в последующие эпохи. Художники на своих полотнах старались передать образы защитников родины. Телевидение, как наиболее распространенный в настоящее время вид искусства, также влияет на формирование чувства патриотизма у молодого зрителя.

Так что мы видим с экранов телевизоров? Значительно ли отличается увиденное от произведений других видов искусств? Как трансформировался образ защитника-богатыря? Именно на эти вопросы я попыталась ответить в своей работе.

Объектом моего исследования стали тексты былин и художественной литературы последующих эпох, мультипликационные фильмы о богатырях XXI века.

Гипотеза: допустим, что разные произведения, относящиеся к различным видам искусства и созданные в разное время, влияют на формирование образа богатыря по-разному.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить образы богатырей, созданные писателями и мультипликаторами, сопоставить эти образы, определить их сходства и различия, выявить отношение к данным образам у людей нескольких поколений.

Актуальность этой темы однозначно велика, так как от того, насколько сформировано патриотическое чувство у молодого поколения, напрямую будет зависеть состояние нашего общества. Так что задача воспитания детей с позитивными гражданскими ценностями – это насущный вопрос.

В теоретической части работы я рассмотрела образы главных героев-богатырей, созданные в былинах и произведениях художественной литературы XIX-XX веков, а так же в мультипликационных фильмах начала XXI века.

В практической части описан ряд исследований, проведенных мной: чем отличаются богатыри художественной литературы от образов, созданных мультипликаторами, чему учат нас былины, каким представляют богатыря мои ровесники, можно ли отнести к богатырям героев Великой Отечественной войны.

В ходе работы мной использовался комплекс методов исследования: изучение теоретических источников, текстов произведений, сравнительный метод, социологический опрос сверстников, анкетирование учащихся и педагогов школы, обобщение полученных знаний.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы могут быть использованы на уроках литературы, МХК и ИЗО при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.

О новизне темы можно поспорить. Я не берусь утверждать, что тема моей работы нова и никто до меня ее не разрабатывал. Но неоспоримо одно: необходимо формировать образ героя-защитника своего государства, воспитывать чувство уважения к русским воинам, желание им подражать.

Основная часть.

Былина и ее герои.

У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией. Русский народный эпос – былины . Эти эпические песни, сложенные в Древней Руси, отражают историческую древность, относящуюся главным образом к XI-XVI векам. Раньше они назывались старинами, старинушками, старинками. Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым. Своё название былина получила от слова «быль», указывающего на то, что былины повествуют о событиях далёкого прошлого. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Героями былин являются богатыри.

А кто такие богатыри? В одном из словарей читаю: БОГАТЫРЬ (м. татарск.) - человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.

Самый популярный и любимый русский богатырь – Илья Муромец. В нем выделяются черты героя из простого народа, это особенно заметно в социальных конфликтах, которые можно заметить в былине «Илья в ссоре с Владимиром», в начале былины «Илья Муромец и Калин-царь». Былин, где упоминается Илья Муромец, в русском фольклоре чрезвычайно много. Расположенные в определенной последовательности, они поэтически воссоздают полную «биографию» богатыря: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Святогор», «Илья и Соловей Разбойник» и т.д. Все они воспевают могучего, мудрого, бескорыстного устроителя и хранителя земли русской, руководствовавшегося в своих действиях только народными интересами.

Добрыня Никитич - второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу; иногда и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня - самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Алёша Попович - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович - сын ростовского попа Леонтия. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость.

Былины, посвященные Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей. Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи: уважение к старшим, к патриархальным традициям жизни и быта крестьян, бескорыстие при выполнении долга.

Образы богатырей в творчестве А. С. Пушкина.

Также силу и нравственный мир богатырей воспевает в своих произведениях знаменитый писатель и поэт А.С. Пушкин. Он показывает своих богатырей стойкими, мужественными, готовыми на всё не только ради родной земли – матушки, но и любви к женщине.

Именно таким выступает для нас Руслан из поэмы «Руслан и Людмила». Он выдержал все испытания судьбы, прошёл огромные расстояния и все-таки дошёл к своей возлюбленной.

Таким образом, мы видим, что А.С.Пушкин воспевает в своём творчестве истинный героизм богатыря, который измеряется не силой мышц, а силой сердца. Эта тема перекликается с темой былин о богатырях в народном творчестве, так как подвиги совершались былинными богатырями и по зову сердца.

Богатырская тема в произведении М. Ю. Лермонтова.

Богатырский дух воспевается в творчестве М.Ю. Лермонтова. Например, в стихотворении «Бородино» изображён главный герой отечественной войны – народ. В этом стихотворении богатырский дух раскрывается на войне. Воспоминания старого солдата, волнующие его душу, о тех днях говорят, о русском боевом и настойчивом духе:

« …Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы! »

в этих стоках хорошо описаны вспоминания старого солдата о его погибших товарищах и сложной судьбе.

«…Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел….»

по этому отрывку можно сказать, насколько тяжёлым был бой для русского солдат.


«…Вот смерклось.

Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…»

эти же строки, дают понять силу и храбрость русского духа, способность людей на самопожертвования ради свободы и русской земли.

Итак, мы видим, что стихотворение «Бородино» перекликается данной тематикой с устным народным творчеством. В стихотворении М.Ю.Лермонтова особое внимание уделяется теме духовного роста народе.

Богатырские образы в произведении Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь также наделяет своих героев в произведении «Тарас Бульба » богатырской силой духа.

Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Он представляет перед читателем как личность незаурядная, и в то же время он частица своего народа – запорожских казаков. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия.

Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.

Идея пламенного патриотизма, несгибаемого мужества, неодолимости «русского товарищества » пронизывает всё повествование.

Образы богатырей в литературе о Великой Отечественной войне.

Эту же тему продолжают писатели и поэты ХХ века. Они доказывают своими произведениями, что богатырский дух присущ всегда нашему народу, во все времена.

Одним из писателей, обратившихся к теме русского духа, был и А. Т. Твардовский. Опираясь на личный опыт, он показал в поэме « Василий Тёркин» героизм русских солдат. Стержнем поэмы является образ главного героя – рядового Василия Тёркина. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата:

Тёркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда,

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и каждом взводе…

Образ Тёркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрывается нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность совершить подвиг в любой момент.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжелый ратный труд – и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслоняясь от смерти чёрной только собственной спиной…». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат.

В образе Тёркина Твардовский показывает лучшие качества русского характера – смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать – земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше,

И желанней сердцу нет…

Именно в защите Родины, жизни на земле видит поэт предназначение своего героя, воина-богатыря – простого русского солдата.

65 лет отделяют нас от Великой Победы над фашизмом. Истинные герои, которых мы будем помнить – наши ветераны. А разве они не являются богатырями земли русской? Богатырями, отстоявшими великую Русь?

Образы богатырей в Российской мультипликации.

Давно назрел вопрос о создании отечественных мультфильмов для юного зрителя на тему героического прошлого нашей страны. И вот свершилось: первыми полнометражными анимационными лентами нового времени можно назвать мультфильмы о русских богатырях: «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»(2006), « Илья Муромец и Соловей-Разбойник » (2007), « Три богатыря и Шамаханская царица » (2010) , « Три богатыря на дальних берегах » (2012), « Три богатыря и Юлий Цезарь » (2014).

Создание художественных произведений для детей на основе народных былин - задача достойная. И на первый взгляд кажется, что новые картины продолжают старые традиции советского анимационного кино и даже идут вперед: с первых кадров на экране мелькают золотые маковки церквей, появляются краснощекие девицы в сарафанах, звучит былинный стих про непобедимую Русь-матушку. Вроде бы можно звать детей и смотреть семейное кино, уютно устроившись в кресле, но, как водится в сказке, не тут-то было...

Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами. Таким образом «идеальный образ» разрушается и на стыке двух несовместимых вещей, возникает комический эффект. Богатырь становится «смешным».

Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса - символ мужской силы. У него во всем обнаруживается явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами. В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, «хотел как лучше, а получилось...».

Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон "мультипликационного" богатыря: "Я понятно объясняю?", "Упал - отжался". Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет на дальней заставе. У него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет «любой каприз». Вспомните, в былинах женщине отводится скромное место - она лишь верная спутница богатыря.

В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие «богатыри» многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой - образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, "ментами", "братками", которые удивительным образом похожи на "новых русских богатырей".

Тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба-яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже светлейший князь Владимир. Из-за своей алчности эти «герои» попадают в нелепейшие ситуации, но быстро просят прощения - и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям».

Посмотрев мультфильмы, задаёшься вопросом: а могут ли такие «богатыри» воспитать чувство патриотизма, быть идеалом защитника земли русской?

К сожалению, кино сегодня из всех видов искусств является самым доступным. Особенно в провинции, где до театров и музеев не доберешься, а книги современная молодежь читать не любит. В этой ситуации псевдонациональные мультфильмы воздействуют на сознание огромного количества детей, превращая их в потенциальных зрителей разных юморин, которым судьба страны совершенно безразлична.

Кого вы считаете настоящими богатырями?

Именно с таким вопросом я обратилась к своим друзьям в социальной сети «В контакте». Для выбора предложила образы, созданные В.М.Васнецовым и мультипликаторами студии «Мельница». (Приложение №1) Ответы приятно удивили: 100% опрашиваемых выбрали образы, созданные художником В.М.Васнецовым.

Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны?

Такой вопрос тоже был представлен в открытом голосовании на странице «В контакте» (Приложение №2). Большинство проголосовавших согласны со мной в том, что герои войны, как и богатыри, являются защитниками своей земли.

Итоги анкетирования.

В ходе исследования мной было проведено анкетирование детей младшего школьного возраста, одноклассников, родителей и учителей школы. Я пыталась понять, есть ли отличия в понимании образа богатыря у людей разных возрастов.(Приложение №3)

  1. (Приложение№2)

Большинство детей младшего возраста считают, что это герой кинофильмов.

Подростки ответили, что это герой былин и произведений живописи, но большее количество знает о богатырях из мультфильмов.

Взрослые же знают о величественных подвигах богатырей из литературных произведений. Также слово «БОГАТЫРЬ» знакомо им по фильмам, картинам. В меньшей степени, понятие «БОГАТЫРЬ» связывают с музыкой, скульптурным искусством.

  • Дети представляют богатырей могучими, умным, храбрым
  • Подростки считают богатырей смелыми, мудрыми, сильными
  • Взрослые люди склонны к тому, что богатыри сильные, смекалистые, добрые.

Ответы таковы:

  • Для детей -герои мультфильмов, сильных людей;
  • Для подростков- супер-герои, герои мультипликаций, герои войны;
  • Для взрослых – люди, совершившие подвиг, спортсмены, защитники Отечества.

Заключение

По результатам социологических опросов и анкетирования можно сказать, что у молодого поколения сформировалось правильное понятие о богатыре- защитнике своего Отечества, несмотря на то, что это поколение наиболее подвержено влиянию телевидения. Ему также свойственно чувство любви и привязанности к своей культуре, своему народу, гордости за историю и силу Руси, уважение к русским воинам, желание им подражать.

В ходе написания учебно-исследовательской работы я познакомилась со значением терминов «былина» и «богатырь», проследила трансформацию образа богатыря в литературе от былин до произведений о Великой Отечественной войне, рассмотрела трактовку этого образа в современном виде искусства-мультипликации.

Для этого мной был использован комплекс методов: изучение теоретических источников и произведений художественной литературы, сравнительный метод, социологический опрос сверстников, анкетирование учащихся и педагогов школы, обобщение полученных знаний.

Мною была определена практическая значимость работы, которая заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы могут быть использованы на уроках литературы и МХК при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.

Я предполагаю, что продолжу свои исследования, предметом которых станут полотна русских художников, обращавшихся в своем творчестве к богатырской теме.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3 Анкетирование.

Вопрос №1 Закончи фразу: «Богатырь-это герой …»?

Вопрос №2 Каким вы представляете богатыря? (назовите три прилагательных к ним)

Вопрос №3 Кого из современников вы бы назвали богатырём?

У лукоморья дуб зеленый;…
И тридцать ВИТЯЗЕЙ прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;…
Там русской дух... там Русью пахнет!
А.С. Пушкин. Руслан и Людмила

Арабский дипломат Ахмед ибн Фадлан в 922 г. побывал в Волжской Булгарии, по результатам своей поездки он написал книгу «Записка», в которой изложил некоторые сведения о руссах. «Он (Ибн-Фадлан) сказал: к порядкам (обычаям) царя русов (относится) то, что вместе с ним в его замке (дворце) находятся четыреста мужей из (числа) БОГАТЫРЕЙ, его сподвижников».

Термины «богатырь» и «витязь» сходны по-своему содержанию, оба указывают на физически сильного, рослого, храброго воина, удачливого в военных делах и в совершенстве владевшим воинским искусством, однако есть и некоторые расхождения. Деятельность богатыря в былинах имела патриотический характер - защитник народа от врагов и фантастических чудовищ, витязь же, как бы разрядом пониже – просто сильный и умелый воин. Эпос идеализирует богатырей (хотя летописи отмечают их только как физически сильных воинов), гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжелую походку, оглушительный голос т.д.

* ЭСБЕ считает, что: «Само слово "богатырь" является в первый раз в книге Серницкого (найти не удалось), изданной без обозначения места в 1585 г. п. з. "Descriptio veteris et novae Poloniae cum divisione ejusdem veteri et nova" (Описание старой и новой Польши, с разделением старого и нового), где говорится: "Rossi... de heroibus suis, quos Bohatiros id est semideos vocant, aliis persuadere conantur"» (Росси... из его героев, которых Bohatiros, что называется полубогами, другие пытаются убедить).

Термин «богатырь» фиксируется под 1136 г. в Никоновской летописи (закончена ок. 1560 г.): «Ивана Данилова богатыря славного убиша»; здесь же «мужей сильных и храбрых». Таким образом, категория богатырь - высшая, а витязь попадает под определение - муж сильный и храбрый. Необходимость выделения образов богатырей-героев и храбрых воинов связана с военно-политической обстановкой в послемонгольский период – период объединения русских земель вокруг Московского княжества при Иване III и Василии III.

1) Существующая этимология

А) Википедия

Витязь - древнерусский воин, богатырь. «По одной этимологии, немецкого языковеда Фасмера, слово «витязь» происходит от древненорвежского «vikingr»(викинг). В славянских языках скандинавский суффикс «-ing» переходил в «-езь» («князь», «колодезь», «пенязь» и т. д.), так что восточные славяне произносили слово «vikingr» как «витязь». Выдвигались различные гипотезы об происхождении нерегулярного интервокального -t- из *-k-.

По другой этимологии, польско-чешско-лужицкие исследователи А. Брюкнер, К. Махек и Х. Шустер-Шевц по хронологическим и фонетическим причинам считают слово исконно-славянским. Последний исследователь выводит слово, как древнее обозначение «конного воина», из слав. *vitь «добыча, трофей», ст.-слав. възвить «польза, выгода, прибыль, барыш»».

Разве можно к этой «этимологии» относиться серьёзно, а ведь укоряют «дилетантов» за подобное истолкование.

Б) Викисловарь

Корень – нет. Значение: трад.-поэт. храбрый, доблестный воин.

Этимология по Максу Фасмеру

«Происходит от праслав. *vitezь, от кот. в числе прочего произошли: укр. витязь, др.-русск. витязь, болг. витез, сербохорв. витез, сербск.-церк.-слав. витяѕ|?|ь, словенск. vitez, чешск. vitez, словацк. vitaz, польск. zwyciezyc «победить», в.-луж. wicaz «герой», «крестьянин, арендатор». Следует также обратить внимание на ср.-в.-нем. Witseze «rustici» (с XI в.) и ср.-лат. withasii «вид наследного воинского сословия всадников у гломачей в Мейсении». Др.-прусск. witing (с 1299 г.) «служилое дворянство» предположительно заимств. из польск. Слав. *vitezь, несомненно, заимств. из герм. *viking-, др.-исл. vikingr. Стар. *vicezь могло дать в результате диссимиляции *vitezь (ср. ц в церковь, цата и др.). Англос. viking известно начиная с VIII в.; засвидетельствовано также фриз. witsing. Труднее определить путь заимствования.

Сканд. этимология не объясняет распространения слова в сербохорв., а также -dzь при наличии варяг, колбяг, буряг. Указывают на тождество англос. Wicingas с эрулами, которые предпринимали набеги начиная с III в. и лишь в VI в. были оттеснены датчанами. Наряду с этим возможно предположение, что слав. слово было распространено лангобардами или варнами. Герм. слово связано с др.-сакс. wik «жилье», др.-в.-нем. wich - то же. Согласно Бьёркману, местом его первого появления был Litus Saxonum «Саксонский берег». Оно древнее эпохи викингов в собственном смысле слова. Рум. viteaz заимств. из слав., но не из укр. ввиду i (на месте у). Неубедительно объяснение слав. vit|ezjr| из др.-исл. hvitingr «светловолосый, знатный», которое сближается с англос. Witland «западная Самбия». Оно не учитывает распространения слова в в.-луж., сербохорв. и в Мекленбурге; ср. фам. Vitense».

2) Применение термина в русском языке

А) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М. 1975
Витязь (витезь). Воин из дружины князя, охраны короля. «Латына бестудие въземше от худыхъ римлянъ, а не от витязЪи» Пересл. Лет. «кои ранен спереди, тому честь велию даваше и витязем его учиняше», Пов. о Дракуле, 1490 г. || Отважный воин, богатырь. Храбрый витез(ь). Бова. XVII в.

Б) Национальный корпус русского языка

Термин «витязь» применялся в русской литературе XIX-XX вв., в 1812 году достиг максимального значения, затем резкое падение почти до минимума в 1828 году, с этого периода небольшой рост, очевидно связанный с литературной деятельностью Пушкина, Лермонтова и др. до 1835 года. С 1847 года и по настоящее время употребляется в литературе редко.

* Александрия (1400-1500)

«На всякий же день мастеры его оружие коваху в цело оружие по 4 ста витязь. …
И сия рекъ въскоре отпусти ихъ и листъ отписа к Дарию, писан сице: "Александръ витязь, македонский царь, сынъ Филипа царя, матери царицы Алимъпияды, Дарию, царю перскому!».

* Ф. И. Буслаев. Русский богатырский эпос (1887): «Где бы следовало сказать богатырь, мы читаем то кмет (в «Слове о полку Игореве»), то витязь (в летоп.)».

В) Словарь Владимира Даля

ВИТЯЗЬ м. храбрый и удатливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, богатырь.
Витязной ветер, волжск. сильный, очень свежий (вытяжной?).

«Витязь, (от древненемецкого Witing). В различных славянских языках оно обозначает победителя, смельчака, рыцаря, богатыря и особенно часто повторяется в русских народных сказках, где всегда обозначает доброго и храброго молодца».

3) Обобщение и вывод

* Очевидно, что приведенная выше этимология термина «витязь» носит гадательный характер и не отвечает действительности – образу смелого и доблестного воина. Слово применяется в литературе с XV века исключительно в светских исторических произведениях.

* Словарь русского языка XI-XVII в. увязывает термин «витязь» с популярным в XV-XVIII вв. рыцарским романом о Бове-королевиче (в России со 2 пол. XVI в.). В еврейской литературе на идиш также известен этот роман под названием «Бове Бух», 1507 г.: «Возникли и жанры, не имевшие аналога в литературе на древнееврейском языке, - исторические песни и стихотворные романы, в т.ч. роман о Бове из Антоны (1507), вариант общеевропейского рыцарского романа Бевис Хэмптонский (в русском переложении - Бова Королевич), итальянскую версию которого вольно переложил на идиш Элияху Бахур Левита». Левита, Илия - грамматик, масорет и поэт (1468 г., Германия - 1549 г., Венеция), его перевод «Бове Бух» был очень популярен еврейских общинах, в т.ч. и в Польше (отмечено в источниках).

Очевидно, что термин «витязь» сформировался не на «поле брани», а в среде средневековых писателей, переводчиков и переписчиков рыцарских романов – популярное чтение в среде грамотных людей того времени. Скорее всего, термин является составным (искусственным), содержит характеристику сильного, смелого, храброго и доблестного воина. Соответственно нам необходимо искать указанные значения в библейских образах и терминологии иврита; т.к. сознание средневекового человека было религиозным.

4) Терминология иврита и библейский образ

В годы Второй мировой войны психологи выяснили, что только один солдат из четверых в бою действует активно, активность и пассивность во время боевых действий, по мнению психологов, зависит от врожденных психических качеств людей. Утрата боеспособности (психотравмы) во время боевых действий выводят из строя сотни тысяч солдат. В современных массовых армиях созданы и работают специальные системы профессионально-психологического отбора, которые помогают распределить солдат по военным специальностям в зависимости от их психических качеств.

* Втор. 20: 1-8: «Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, … 8. И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце».

Итак, в библейский период учитывали сопротивляемость солдата (его устойчивость) к гиперстрессовым состояниям, в психической организации человека выделяли определенные качества – боязлив (робость, опасается принимать волевые решения), малодушен (слабость характера, трусость, недостаток силы воли). Термин «витязь» необходимо должен характеризовать воина именно на устойчивость к стрессу во время боя, т.е. витязь – обладатель СИЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, способен вынести все ужасы и тяготы войны, повести за собой воинов и выполнить боевую задачу.

А) Терминология
Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни – ВИТЯЗЬ (ВИТЕЗЬ) = ВИТ+ЯЗЬ; у нас моментально проявляется один из корней иврита АЗ сильный, могучий, крепкий, следовательно, следующий корень иврита должен указывать на характер.

ВИТ = прочитан наоборот (как в иврите) – ТИВ качество, свойство характера, отношение, характер, сущность (поздний, талмудический термин).

ВИТ+ЯЗЬ = ВИТ – ивр. ТИВ качество, свойство характера, отношение, характер, сущность + АЗ сильный, могучий, крепкий.

Воин с сильным характером (структура постоянных психических свойств, определяющих поведение личности).

Б) Библейский образ

* Бытие 39:3: «Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества (АЗ)».

* Исаия 25:3: «Посему будут прославлять Тебя народы сильные (АЗ); города страшных племен будут бояться Тебя».

* Числа 13: 28: «но народ, живущий на земле той, силен (АЗ), и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых (великаны) мы видели там».

Таким образом, мы ответили на все вопросы философии составного термина «витязь» - кто это, какими характеристиками обладает, для чего предназначен, когда впервые упоминается и при каких исторических условиях, какова связь образа с графикой и фонетикой, что послужило основанием (образ) и какой метод использовался при формировании понятия? Слово «витязь» однозначно принадлежит к библейскому образному миру и терминологии иврита.

В Руслане и Людмиле» интересно изображены эпизоды битв, описание поля, покрытого мертвыми костями, богатырской головы. Ради любви мужчины способны на все, что угодно. Вот и наш Руслан» - богатырь ездит; ищет свою супругу по свету. Руслан - типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих печенегов, живо напоминает подвиг Ильи Муромца:

  • ...В одно мгновенье бранный луг
  • Покрыт холмами тел кровавых,
  • Живых, раздавленных, безглавых...

Кроме сказочно-былинного содержания поэмы, новостью был и самый ее язык - свободный, простой, близкий простому народному языку. Такой, например, разговор Руслана с головой:

  • ...Чего ты хочешь от меня?
  • Нахмурясь, голова вскричала,
  • Вот гостя мне судьба послала!
  • Послушай, убирайся прочь!
  • Я спать хочу, теперь уж ночь,
  • Прощай! Но витязь знаменитый,
  • Услыша грубые слова,
  • Воскликнул с важностью сердитой:
  • Молчи, пустая голова!
  • Слыхал я истину бывало:
  • Хоть лоб широк, да мозгу мало!
  • Я еду, еду, не свищу,
  • А как наеду, не спущу!...

Последняя фраза, напоминающая народные присловья, настолько соответствует законам народной речи, что она перешла из поэмы Пушкина в народную поэзию. В народной драме «О храбром воине Анике», записанной через сорок лет после Руслана и Людмилы», Аника говорит своему противнику:

  • А я хочу с тобою биться,
  • На вострой сабле расходиться
  • И на меч-кладенец и на вострое копье
  • Ну расходись...
  • Вот я еду, не свищу,
  • Ну наеду - не спущу...

Пушкинская поэма изобилует такого рода народными выражениями. Вот, например, как обращается Руслан к Черномору:

  • ...Лети хоть до ночной звезды,
  • А быть тебе без бороды!...
  • Теперь ты наш; ага, дрожишь!
  • Знай наших...»

В зависимости от обстоятельств иногда и автор сам прибегает к простой речи: ...Бояре, задремав от меду, С поклоном убрались домой...» Или еще: ...И в снег с размаха рокового Колдун упал - да там и сел...». По замыслу поэта Руслан и Людмила» - героическая поэма, подводящая итоги патриотических настроений 1812 года. В образе Руслана, хотя еще не совсем полно, намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость. Победа Руслана над Черномором изображается как торжество русской силы».

Смирись, покорствуй русской силе!»

восклицает Руслан во время боя.

  • ...Но ты велишь, но ты любила
  • Рассказы прежние мои,
  • Преданья славы и любви...

Преданья славы и любви» - вот основной предмет поэмы по собственному определению Пушкина. Он имел полное право сказать, что взял свою сказку», как он называл Руслана и Людмилу», из того сказочного мира, где русский дух», где Русью пахнет».

  • Там русский дух...
  • Там Русью пахнет!
  • И я там был, и мед я пил;
  • У моря видел дуб зеленый;
  • Под ним сидел и кот ученый,
  • Свои мне сказки говорил.
  • Одну я помню; сказку эту
  • Теперь поведаю я свету...

Эта сказка совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.

Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир. Все были очарованы, увлечены мощными звуками этой неслыханной ранее поэзии» - так говорил о значении Пушкина в русской литературе Н.А.Добролюбов. На протяжении всей своей творческой жизни поэт не раз обращал пристальный взгляд на события собственной жизни и окружающего мира. Результатами этих наблюдений явились замечательные педагогические находки и открытия. Пушкин не изобретает ничего нового, а лишь еще и еще раз обращает внимание на те или иные аспекты поведения, поступки; на правах старшего дает полезные и умные советы, отвечает на многие волнующие нас вопросы.

За два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в «литературное наследие» по определению Ю.М.Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим

Цели:

  • создать условия для работы над понятием «Кто такие богатыри?» при работе с художественным текстом;
  • продолжить работу по развитию способности полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • продолжить работу по воспитанию нравственных и эстетических чувств, патриотизма и гордости за своё Отечество.

Оборудование:

  • отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
  • портрет А.С. Пушкина
  • выставка книг русских былин.
  • фрагмент из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
  • картина В.М.Васнецова «Богатыри»
  • мультимедийный проектор
  • Презентация (иллюстрации к теме урока).
  • выставка рисунков детей на тему «Как я представляю себе русского богатыря».

Задачи урока:

  • развивать умение работать над историческим понятием;
  • воспитывать чувство патриотизма,
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Тип урока: работа с художественным текстом

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер, синквейн, использование “тонких” и “толстых” вопросов, эссе.

На доске: высказывание о героях-богатырях

Богатырское наше правило:
Надо другу в беде помочь,
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь.

Н. Добронравов

Богатырская сила

То не грозное небо хмурится
Не сверкают в степи клинки
Это батюшки Ильи Муромца вышли биться ученики
За победу их ветры молятся
Ждут их тернии и венцы
Разгулялися добры молодцы
Распотешились молодцы
Эх да надобно жить красиво

Богатырское наше правило надо другу в беде помочь
Отстоять в борьбе дело правое
Силой силушку превозмочь

Эх да надобно жить красиво
Эх да надо нам жить раздольно
Богатырская наша сила сила духа и сила воли

Эх да надобно жить красиво
Эх да надо нам жить раздольно
Богатырская наша сила сила духа и сила воли

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова

Звучит музыка М.И.Глинки.

Предлагается синквейн без первой строчки

1. ___________
2. Герой былин
3. Мужественный воин
4. Защитник родной земли
5. Витязь

Вулкан. Красный, горячий. Извергается, пылает, спасаются. Страх, катастрофа, гибель, опасность. Ад.

– Определите первое слово синквейна? (Богатырь)
– Сегодня мы поговорим о богатырях.
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили?
– А есть ли они сейчас?

– Сегодня мы поговорим о богатырях.
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили?
– А есть ли они сейчас?
– Богатырь – герой русских былин, воин, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.
– Как сейчас понимается это слово?
– Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, сильный, смелый.
– Каких русских богатырей вы знаете?

– Подумайте, чем они могли заниматься? (Охраняли русскую землю.)
– Вспомните, что вы ещё о них знаете?
– Как одеты они, на чём и с чем шли на битву? (Доспехи: латы, кольчуга, меч, боевые кони, одежда…)
– Обратите внимание на картину В.М. Васнецова «Три богатыря».
– Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, кто такие богатыри)
– Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» .
– Как вы думаете, о чём может быть это произведение? (Фиксирую на доске ответы учащихся) (О сражении, о подвиге витязя Руслана.)
– Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему именно этот
отрывок из поэмы А.С. Пушкина взят на уроке.

Читает текст учитель, используя приём технологии КМЧЧП, – «чтение с остановками». Дети делают пометки на полях: + – 0

– Что вы представляли, слушая стихи?
– Кто такой Руслан? Как автор относится к своему герою?
– Попробуйте описать Руслана самостоятельно.
– Как вы думаете, чем закончилось сражение? Победой киевлян.
– Кто сыграл самую главную роль в этой победе? Витязь Руслан.

Первая часть. «Дремало поле боевое»

  • чтение первых 2-х строчек: Определите, когда будут происходить события?(Утром).
  • после 3-4 строчек: Как вы понимаете в бездейственном покое? (Ничего не происходило.)
  • после 5-7 строчек: Найдите в отрывке слова, которыми автор рисует пробуждение боевого поля? (Воспрянул. Внезапный.) Подберите синонимы. Ожил, быстро поднялся. Неожиданный.

2 часть. «Внезапный крик сражений грянул»

  • После 8-9 строчки: Почему киевляне растерялись? (Услышали внезапный крик.)

3 часть «Наш витязь пал на басурмана»

– Как вы думаете, что такое латы? (Металлические доспехи для защиты воина от ударов.)

Найдите в 3 фрагменте сравнения

  • Блистая в латах, как в огне.
  • Как божий гром, наш витязь.

– Я думаю, что сравнения нужны для более яркого описания событий, предметов, героев.
– Как автор относится к своему герою? (Он восхищён подвигом Руслана, его смелостью, мужеством).
– Попробуйте определить своё отношение к герою.

Ответы детей:

– Настоящий герой, сильная личность, победитель, мужественный витязь, храбрый воин.
– Наш витязь пал на басурмана.
– Он обрушил свой меч на головы врагов неожиданно и стремительно.
– Вы заметили как меняется темп, интонация от части к части? (Темп ускоряется.)

II. Стадия рефлексии

– Сделайте вывод о том, кого считали богатырями на Руси.
– Чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы.
– Скажите, как вы думаете чем они занимались?
– Охраняли родные рубежи от нападения врагов.
– Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»? (Момент боя, где витязь Руслан одерживает победу над басурманами.)
– Так кто же сам Руслан? (Богатырь, чудесный воин.)
– Хочется ли вам больше узнать о богатырях?

Задание: cоставьте синквейн – свое понимание слова «богатырь».

У детей получилось так:

1. Богатырь.
2. Храбрый, сильный.
3. Побеждает, сражается, бьётся.
4. Чудесный воин на коне.
5. Витязь.

(Муленко Виолетта.)

Домашнее задание:

Написать пять предложений на тему: « Кого в наше время можно назвать «богатырём»?

Отрывки из работ учащихся:

«… Мне очень бы хотелось, чтобы и в наши дни были такие герои-воины, на которых всегда можно было положиться.» (Евдокимова Настя.)
«… Когда я вырасту, то стану военным, потому что, я считаю, что богатырями в наше время можно назвать только военнослужащих». (Торох Даниил.)
«… А я считаю богатырями всех мужчин, у которых есть чувство долга перед Родиной, детьми, родителями». (Амелин Александр.)