Методика исполнительства на духовых инструментах. Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовом музыкальном инструменте

7. Современная отечественная методика обучения игре на духовых инструментах

Отечественные педагоги–духовики XX века В.М. Блажевич, Б.А. Диков, Г.А. Орвид, Н.И. Платонов С.В. Розанов, А.И. Усов, А.А. Федотов, В.Н. Цыбин сформировали так называемую «психофизиологическую школу игры на духовых инструментах», основным требованием которой являлось сознательное отношение к исполнительскому процессу. Игра на духовых инструментах рассматривалась ими как сложный психофизиологический акт, управляемый высшей нервной деятельностью человека.

Методика обучения игры на духовых инструментах выработала особые художественные требования к исполнителям: «ясность, глубина и отчётливость звука, певучая кантилена, яркая эмоциональность, простота и искренность в выражении чувств».

Музыкальный авангардизм, существовавший с конца XIX века до последней четверти XX столетия, внёс необходимость совершенствовать исполнительские приёмы XIX века, а также дополнить методику обучения игре на духовых инструментах изучением новых, нетрадиционных исполнительских приёмов. К их числу относятся:

1. Перманентное (непрерывное) исполнительское дыхание;

2. Игра аккордами (многозвучие);

3. Frullato на медных духовых инструментах;

4. Так назывемая «игра в квадратах»;

5. Четвертьтоновая альтерация;

6. Губная осцилляция;

7. Язычковое pizzicato на кларнете и саксофоне (slap-stick);

8. Хлопок ладонью по мундштуку медного духового инструмента;

9. Стук пальцем по клапану или корпусу инструмента;

10. Игра с недостающей деталью инструмента;

и многое другое.

В послевоенный период значительно повысился уровень исполнительского мастерства отечественных духовиков. Их достижения на Всемирных конкурсах и фестивалях – яркие страницы в истории мировой исполнительской культуры.

Исполнители на духовых инструментах стали чаще выступать в концертах с сольными программами и в ансамблях.

15 лучших исполнителей-духовиков получили звание «народный артист РФ». Исполнительская манера этих музыкантов, зафиксированная в грамзаписях, выделяется глубоким постижением авторского замысла, яркой художественной индивидуальностью, простотой и искренностью в выражении чувств.

Этим успехам способствовали крупные достижения в области преподавания игры на духовых инструментах и методики. В XX веке было опубликовано много новой, интересной методической литературы, издано четыре сборника статей и очерков «Методика обучения игре на духовых инструментах» (один под редакцией Е.В. Назайкинского и три под редакцией Ю.А. Усова), появились в продаже и в библиотеках другие сборники, учебники и пособия. Книга А.А. Федотова «Методика обучения игре на духовых инструментах», изданная в 1975 году, оказала и продолжает оказывать по сей день положительное влияние на воспитание музыкантов разных поколений.


8. Нерешенные проблемы в методике обучения игре на духовых инструментах.

В современной методике обучения игре на духовых инструментах много нерешённых проблем:

1) Методика обучения игре на духовых инструментах плохо увязана с достижениями педагогической науки и музыкальной психологии;

2) Современная методика обучения игре на духовых инструментах рекомендует студентам развивать музыкальное мышление. Между тем, музыкальное мышление, как творческий процесс, не исследовано на теоретическом уровне и в настоящее время находится в стадии изучения. Педагогические рекомендации преподавателей–духовиков по этому вопросу чаще всего не опираются на науку, а основаны лишь на личном опыте;

3) Отбирая учащихся для занятий в классах духовых инструментов, экзаменаторы выявляют физические данные ребёнка, а также задатки музыкального слуха и музыкального ритма. Метод обнаружения перечисленных музыкальных задатков весьма не совершенен. Иногда в отборочном конкурсе побеждает не самый способный ребёнок, а тот, кто уже знаком с процедурой экзамена и заранее знает, что его ждёт на такого рода соревнованиях;

4) В современной методике обучения игре на духовых инструментах наиболее рациональным типом исполнительского дыхания объявлен грудобрюшной тип дыхания, а грудной тип дыхания «подвергнут анафеме». Между тем, исполнительская практика последних лет показала, что музыканту-духовику можно и нужно использовать все известные типы дыхания;

5) В учебных заведениях страны мало девушек обучается игре на медных духовых инструментах. Недостаточно разработана методика постановки исполнительского дыхания женщин, играющих на валторнах, трубах, тромбонах. В оркестровых коллективах почти не видно женщин, играющих на этих инструментах. Между тем, в США существует множество женских духовых оркестров, чьи выступления неизменно вызывают интерес у публики;

6) В некоторых консерваториях страны не ведётся обучение студентов-духовиков редакторской работе, их не учат самостоятельно сочинять каденции к исполняемым сочинениям, не учат делать переложения для своего инструмента;

7) В наше время многие отечественные духовики стремятся превзойти друг друга в быстроте исполнения любых сочинений, имеющих указания «allegro», «allegretto», «vivo», «presto» и т. п. Такая тенденция неизбежно ведёт к искажению авторского замысла, к бессодержательной, «усреднённой» игре, к потере индивидуального тембра. Между тем, приведённые термины вовсе не означают «presto possibile» – играть предельно быстро. Иногда беглость пальцев и демонстрация staccato служит ширмой, за которой музыкант пытается скрыть ущербность исполнительской культуры и слабое владение всем комплексом исполнительской техники. Привычку некоторых молодых кларнетистов играть быструю музыку как можно быстрее отмечают также А.П. Баранцев и В.Я. Колин.

Профессор Российской академии музыки им. Гнесиных А.А. Федотов, беседуя со студентами Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, справедливо подметил, что многие кларнетисты пользуются «опёртым дыханием» лишь во время игры cantilena, и «забывают» о нём, играя быструю музыку.

8) Некоторые молодые исполнители на духовых инструментах предпочитают пользоваться такими нотными изданиями, где приведено наибольшее число редакторских украшений и отступлений. Принцип один – чем их больше, тем лучше! Иногда такая практика служит попыткой скрыть с помощью внешних эффектов отсутствие глубокой мысли и недостаток исполнительской культуры.

9) Характеризуя состояние современной отечественной методики обучения игре на духовых инструментах, авторы методических пособий перечисляют главным образом достижения и редко упоминают недостатки.


Список литературы:

1. Античная музыкальная эстетика. – М.: Музыка, 1960.

2. Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. – М.: Институт общего среднего образования РАО, 2000.

3. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия по Франции и Италии. – М., 1961.

4. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. Изд. 2. – М.: Музыка, 1973.

5. Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте // Дирижёрское исполнительство. – М.: Музыка, 1975.

6. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. – Л.: Музыка, 1973.

7. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения. – М.: Музыка, 1966.

8. Усов Ю. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути дальнейшего её совершенствования // Проблемы музыкальной педагогики (ответственный редактор М.А. Смирнов). – М.: Московская госуд. консерватория, 1981.

9. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. – Изд. – 2. – М.: Музыка, 1986.

10. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. – Изд. 2. – М.: Музыка, 1989.





Третьим). Полученные результаты, в целом, позволяют сделать вывод о том, что личностное развитие подростков связано с развитием интеллекта и когнитивных структур. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Настоящее диссертационное исследование посвящено экспериментальному изучению старших подростков музыкальных школ и проведено в контексте направления когнитивной психологии, разрабатываемого Н.И. Чуприковой и ее коллегами...

... »16. В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но, будучи обогащенной известным опытом...

Системой народного образования в Новом Уренгое; – проанализировать структуру системы образования в городе, взаимодействие его различных звеньев; – установить уровень развития народного образования в городе Новый Уренгой на рубеже XX – XXI в.в. В тоже время некоторые вопросы, связанные с темой исследования, в работе только поставлены, но детально не рассматриваются. По нашему мнению, ...

Элементарного образования проходило в рамках религиозных догматов (римско-католических или протестантских). Клерикализм являлся существенным тормозом, который, как пишет, например, французский историк педагогики Ш. Летурно, "парализовывал школу". В школах не было и намека на физическое воспитание. На детей постоянно сыпались удары. Секли всех без исключения. Из дневника воспитателя малолетнего...

Трояновский Борис Юрьевич
Должность: педагог по классу флейта,блок-флейта.
Учебное заведение: ГБОУДОД им.Александрова.
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка.(эссе.)
Тема: "Влияние и польза игры на флейте и других духовых инструментах на дыхательную систему человека".
Дата публикации: 25.03.2016
Раздел: дополнительное образование

Влияние и польза

игры на флейте и других

духовых инструментах

на дыхательную систему человека.
Музыкальное образование – одно из непременных условий всесторонне развитой личности, ПОЭТОМУ МНОГИЕ родители мечтают отдать своего ребенка в музыкальную школу. В канун нового учебного года родители активно записывают своих чад в разнообразные студии и школы. Выбор музыкального инструмента, на котором ваш ребенок будет учиться играть, очень важен. От правильно принятого решения зависит многое. И влияние музыкальных занятий на здоровье ребенка, и его успехи в обучении, и его будущая карьера. Выбирая инструмент, не стоит следовать духу моды. Если в данный момент времени модно играть на баяне, вовсе не обязательно эта мода сохранится десяток лет, пока малыш вырастет. Выбирайте инструменты более универсальные. Сначала стоит поговорить с малышом, предложить ему послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать, как на нихиграют музыканты. Ребенок, возможно, проявит интерес к чему-то определенному. Но чтобы убедиться в правильности выбора, одного желания недостаточно. Следует оценить, как тот или иной музыкальный инструмент может сказаться на здоровье
вашего ребенка. К примеру, нет ничего лучше для развития дыхания, чем занятия на духовых инструментах. Детям, страдающим астмой, особенно рекомендованы занятия на духовых музыкальных инструментах (флейта, гобой, кларнет, саксофон), а для детей трёх-четырёх лет – блок-флейта. Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, которая помогает бороться с симптомами астмы и аллергии, а порой даже излечивает их! Духовые музыкальные инструменты - семейство музыкальных инструментов, у которых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова «дух»- в значении «воздух»). Звук извлекается с помощью вдувания в инструмент воздушной струи. Духовые инструменты - инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, народных коллективах, в коллективах авангардных направлений современной музыки. В музыкальных школах - целое «созвездие» инструментов, на которых с большим удовольствием учатся играть дети. Все эти инструменты прекрасно звучат в школьном духовом оркестре. Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают систему дыхания. Настоятельно рекомендуются медиками в комплексной терапии бронхиальной астмы и хронических бронхитов. Обучаясь на духовых инструментах, мальчики могут получить специальность для службы в армии. Ребят ждут и студенческие оркестры, организованные в ВУЗах страны. Сразу заметим, что для игры на духовых инструментах существуют возрастные ограничения. Например, обучаться игре на саксофоне рекомендуют с 10-11 лет – к этому возрасту ребенок
достигает необходимого физического развития. Однако, учитывая акселерацию, планку «духовиков» постепенно понижают. С 5 лет уже можно учиться играть, например, на блок-флейте или окарине. Многие родители приводят своих детей в школу именно для улучшения здоровья. Были случаи, когда ученики игрой на флейте и гобое лечились от астмы. У тех, кто систематически, ежедневно занимался, самочувствие значительно улучшалось. Да и детям учиться играть было значительно интереснее, чем надувать воздушные шарики, как советуют врачи. То, что «трубить» действительно очень полезно, подтверждает и врач-пульмонолог, кандидат медицинских наук Лариса Ярощук: «При игре на флейте или другом духовом инструменте (гобое, саксофоне), создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких. Однако перед тем, как записать ребенка в музыкальную школу, следует учесть и противопоказания. Нельзя играть на духовых инструментах при эмфиземе (патологическом увеличении объема легких), повышенном внутричерепном давлении, кистах в легких и на некоторых стадиях туберкулеза. Нужно быть осторожными и при врожденных пороках сердца: таким детям противопоказана «тяжелая артиллерия» оркестра, например, тромбоны или тубы, так как эти инструменты требуют немалой физической нагрузки». Если у Вашего ребенка проблемы с дыханием, астма, то нет ничего лучше духового отделения – флейта, саксофон, труба, валторна. Тут вашему ребенку поначалу предложат начать учиться на деревянной или пластиковой блок-флейте. Этот этап един для всех духовых инструментов. Здесь постигаются азы нотной грамоты, мелодии и, что самое главное, развивается дыхание! Знаю многие
случаи, когда болезнь отступала под упорством и трудолюбием ребенка через пару-тройку лет занятий. Астма - это заболевание трахеобронхиального дерева, которое характеризуется бронхиальной гиперреактивностью и последующей обструкцией воздушного потока вследствие воздействия какого-либо раздражителя. Таким раздражителем могут быть экзогенные аллергены, вирусная респираторная инфекция, физическое перенапряжение, холодный воздух, табачный дым и другие вещества, загрязняющие воздух. При этом обструкция воздушных путей носит динамичный характер и улучшается либо спонтанно, либо в результате лечения. Ещё пример. Лечение астмы по-австралийски. Люди, страдающие бронхиальной астмой, знают, что приступ удушья может застать в самый неподходящий момент. В подобных ситуациях, главное – иметь с собой компактный баллончик- аэрозоль, иначе последствия могут быть самыми печальными. На случай отсутствия лекарства существуют специальные дыхательные упражнения, способные облегчить страдания больного. А недавно австралийские ученые открыли новый способ лечения астмы -игрой на духовых музыкальных инструментах. Так, в частности, приступы удушья проходят, если больной играет на диджериду – музыкальном духовом инструменте австралийских аборигенов. Исследование, проведенное сотрудниками Университета Южного Квинсленда -- Австралия, показало, что регулярные занятия на диджериду облегчают дыхание астматиков и улучшают состояние их здоровья в целом. В ходе эксперимента десять мальчиков-аборигенов на протяжении шести месяцев еженедельно посещали уроки игры на диджериду. По окончании выяснилось, что их респираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому
способствовало глубокое и перманентное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из упомянутого инструмента. Диджериду изготавливается из куска ствола эвкалипта длиной до трех метров, сердцевина которого выедена термитами. Мундштук может быть обработан черным пчелиным воском. Инструменты обычно расписывается и украшается изображениями тотемов племени.
Игра на духовых инструментах уменьшает риск развития

апноэ сна.
В исследовании приняли участие 129 человек. 64 добровольца играли на духовых музыкальных инструментах, а остальные - нет. Специалисты проверили функцию легких участников. Также добровольцы заполнили опросник, предназначенный для оценки риска развития апноэ сна, пишет The Times of India. Легкие у людей, игравших на духовых инструментах, работали не лучше, чем у тех, кто на таких инструментах не играл. Однако, согласно результатам опросника, риск развития апноэ сна у участников, которые играли на духовых инструментах, оказался ниже примерно на 1 балл. Ученые объясняют данный факт тем, что у людей, играющих на духовых инструментах, вероятно, повышен мышечный тонус в верхних дыхательных путях. Так, по словам исследователей, игра на духовых инструментах - хороший способ профилактики апноэ сна в группах риска. У занятий музыкой есть и другие плюсы. Например, они развивают области мозга, связанные с восприятием речи.
Польза от занятий музыкой.
Как известно, различным областям человеческого мозга присуща разная специализация. Мозг человека функционально разделен на два полушария, соединенных т.н. "мозолистым телом", то есть,
своеобразным "информационным мостом", соединяющим части мозга. Замечено, что у людей, интенсивно занимающихся музыкой, данный "мост" гипертрофируется, другими словами- увеличивается При занятии музыкой, мозолистое тело увеличивается в размере примерно на 25 %. (Увеличивается количество нейронов, помогающих информации циркулировать в пределах мозга). Мозолистое тело координирует работу обоих полушарий нашего мозга. Оно отвечает за скорость обмена информацией между ними. Ученые уверены, что игра на музыкальных инструментах приносит радость ребенку и стимулирует развитие. Ребёнок становится умнее, развивается образное мышление. И он может затем работать в разных областях человеческих знаний. Таким образом, игра на духовых инструментах благотворно влияет на дыхательную систему и гармонизирует общее состояние человека. Список литературы: 1. Рязанов С. «Школа игры на кларнете», изд-во «Москва», 1978г., 247 с. 2. Усов Ю. А. «Методика обучения игре на трубе», изд-во «Москва», 1982г., 354с. 3. Галыгина Дарья Александровна.

Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовом музыкальном инструменте.

Вы только представьте себе: играет пианист, скрипач, гитарист, органист – в процессе игры участвуют руки, ноги и собственно ум, его мыслительная деятельность. А что происходит с духовиком? Музыка, которую он исполняет, буквально живет в нем, в его чреве и это не преувеличение.

Работает практически весь организм: легкие, диафрагма, мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, голосовые связки, язык, губы, мышцы губного аппарата (так называемый АМБУШЮР) и наконец руки и ноги, солируя духовики играют стоя. Может возникнуть вопрос, не наносит ли вред игра на духовом инструменте здоровью исполнителя? В редких случаях да! Может быть нанесен ущерб здоровью. Уточним, какие же это случаи. В основном, это касается профессиональных исполнителей.

1.Неправильное дыхание может вызвать тяжелое заболевание – энфизему легких, оно характеризуется растяжением легочных альвеол и неспособностью их вернуться в исходное состояние.

2.Есть у духовиков и профессиональное заболевание, оно может развиться от сильного напряжения во время игры, но влияют и индивидуальные предрасположенности каждого человека.

Итак сделаем вывод: - на преподавателя ложится большая ответственность за здоровье обучающихся детей.

Обратимся к истории: до 80-х годов XX века духовиков начинали обучать лишь с 10-11 летнего возраста, по причине того, что у детей раннего возраста еще не до конца сформированные легкие. В 80-е годы появилась и повсеместно распространилась Блокфлейта , - легкий и очень доступный духовой инструмент. Стало возможным обучать детей с более раннего возраста, то есть с 6 – 7 лет с последующим переходом на оркестровый духовой инструмент. Блокфлейта полюбилась за простоту и легкость звукообразования и небольшой расход воздуха, но эта легкость для духовика может стать и минусом.

И опять встает ребром вопрос о правильности формирования грудо-брюшного дыхания, безопасного для здоровья исполнителя и дающего красивый звук инструмента. Очень много различных способов постановки дыхания в арсенале преподавателей: это и вдох в позиции наклона, и вдох лежа с книгами на животе, и напряжение мышц брюшного пресса, аналогичное напряжению в момент подъема тяжелого предмета. Внешние признаки правильного дыхания это неподвижность плеч и расширение в области пояса в момент вдоха. Вдох необходимо брать быстро, коротко, а выдох сделать длинным и ровным.

В момент вдоха организм человека получает кислород, играя на духовом инструменте, человек получает большую порцию кислорода, что благоприятно для здоровья, правда у начинающих духовиков, в связи с избытком кислорода, возникает легкое головокружение.

Постепенно организм привыкает, и голова больше не кружится.

Благоприятное воздействие исполнительское дыхание оказывает на детей, больных бронхиальной астмой и часто болеющих простудными заболеваниями верхних дыхательных путей. Сейчас это уже признанный факт, врачи сами рекомендуют таким детям занятия на духовом инструменте.

Исследование, проведенное сотрудниками Университета Австралии, показало, что регулярное занятие на диджериду (духовой народный инструмент) облегчает дыхание астматиков и улучшает состояние их здоровья в целом. Этому способствует глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звука из инструмента.

В наше время многие заболевания человечества молодеют, в том числе и психические, наверное, виной тому напряженный ритм жизни, обширный поток информации, магнитные и электрические поля, создаваемые бытовой электротехникой и нашим «спутником» становиться стресс. Музыкант исполнитель имеет возможность «разрядиться», то есть «выплеснуть» накопившееся эмоции или душевное напряжение в исполнение музыкального произведения.

Другим еще более важным аспектом, зачастую незамеченным, является РАБОТА ДУШИ музыканта исполнителя. Наверное, только музыкальное искусство и театр заставляют душу так работать: страдать и радоваться. И переживать это заново с каждым следующим исполнением. Для формирования всесторонне развитой личности необходима работа по всем направлениям: для тренировки ума – математика, для укрепления физического здоровья занятия спортом, но в разумных пределах, без травм.

Чтобы стать музыкантом профессионалом одних природных данных недостаточно, необходимо крепкое физическое и психологическое здоровье, но происходит и обратный процесс. Стремление к цели, увлеченность занятиями, стремление к успеху мобилизует, скрытые на первый взгляд, ресурсы организма, делает жизнь интересной. Дети, готовящиеся к конкурсам, концертам реже болеют простудными заболеваниями. Успешные выступления на конкурсах укрепляют самооценку детей среди своих ровесников и это очень ценно. Дети испытывают удовлетворение, скажем от «покорения вершины», таким образом, укрепляется нервная система, появляется уверенность в своих силах, прививается трудолюбие, здоровое честолюбие, здоровая конкуренция, а это уже твердая жизненная позиция, необходимая во взрослой жизни.

В нашей вселенной существует единый ритм – время, кратное четырем ударам сердца. (8, 12, 16, 20.) В мире все процессы связаны между собой, нужно только знать эти связи. В настоящее время появились новые отрасли, направления научных исследований, изучающие взаимосвязь физических явлений с процессами, протекающими в организме человека

Музыка способна лечить – это уже многократно доказано учеными-медиками всего мира. Музыка – основа гармоничного развития личности. Только она способна вызывать в человеке такой широкий диапазон чувств. И наш организм, как правило, благодарно принимает музыкальные подарки: нормализуется дыхание, пульс, давление, температура, снимается мышечное напряжение. А главное музыка стимулирует выработку гормонов, ответственных за эмоциональное состояние человека, в том числе тех, которые связаны с ощущением вдохновения и душевного покоя. Музыкальная мелодия представляет собой особое сочетание звуковых волн, входящих в резонанс с каждой клеткой нашего тела. Причем это происходит не только с теми, кого природа наградила музыкальным слухом, человеческий организм устроен так, что он воспринимает звуковые волны внутренними органами, кожей и даже скелетом.

Прорвать замкнутый круг хронических болей успешно пытается музыкальная терапия. Многочисленные исследования подтверждают, что гармонические звуки поразительным образом помогают обеспечить больному минуты счастья и значительно снижают дозы обезболивающих средств. То, что практиковалось в течении тысячелетий у многих народов и что умело использовал Давид, играя на арфе перед царем Саулом, - обезболивающее влияние ритма – сейчас быстро обретает популярность для лечения боли. Через полгода занятий музыкальной терапией, например, игрой на блокфлейте, или другом музыкальном инструменте, состояние больных значительно улучшается.

Наш позвоночник живо откликается на каждый звук. И когда гудит барабан или колокол, или звучит медный голос гонга, позвоночник подстраивается под звук, ловит информацию, а вибрации говорят ему о правильном устройстве как всего мироздания, так и нашего дома – тела.

Список используемой литературы

1. Н.Ярошенко «Неразгаданные тайны человечества» 2004г.

2. Журнал «Музыкальная жизнь» №4 2007г.

3. С.Левин «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры». 1983г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маркелова Нина Геннадьевна

преподаватель духовых инструментов высшей квалификационной категории

МБОУДОД «ДШИ №6»

Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовом музыкальном инструменте.

Вы только представьте себе: играет пианист, скрипач, гитарист, органист – в процессе игры участвуют руки, ноги и собственно ум, его мыслительная деятельность. А что происходит с духовиком? Музыка, которую он исполняет, буквально живет в нем, в его чреве и это не преувеличение.

Работает практически весь организм: легкие, диафрагма, мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, голосовые связки, язык, губы, мышцы губного аппарата (так называемый АМБУШЮР) и наконец руки и ноги, солируя духовики играют стоя. Может возникнуть вопрос, не наносит ли вред игра на духовом инструменте здоровью исполнителя? В редких случаях да! Может быть нанесен ущерб здоровью. Уточним, какие же это случаи. В основном, это касается профессиональных исполнителей.

1.Неправильное дыхание может вызвать тяжелое заболевание – энфизему легких, оно характеризуется растяжением легочных альвеол и неспособностью их вернуться в исходное состояние.

2.Есть у духовиков и профессиональное заболевание, оно может развиться от сильного напряжения во время игры, но влияют и индивидуальные предрасположенности каждого человека.

Итак сделаем вывод: - на преподавателя ложится большая ответственность за здоровье обучающихся детей.

Обратимся к истории: до 80-х годов XX века духовиков начинали обучать лишь с 10-11 летнего возраста, по причине того, что у детей раннего возраста еще не до конца сформированные легкие. В 80-е годы появилась и повсеместно распространилась Блокфлейта , - легкий и очень доступный духовой инструмент. Стало возможным обучать детей с более раннего возраста, то есть с 6 – 7 лет с последующим переходом на оркестровый духовой инструмент. Блокфлейта полюбилась за простоту и легкость звукообразования и небольшой расход воздуха, но эта легкость для духовика может стать и минусом.

И опять встает ребром вопрос о правильности формирования грудо-брюшного дыхания, безопасного для здоровья исполнителя и дающего красивый звук инструмента. Очень много различных способов постановки дыхания в арсенале преподавателей: это и вдох в позиции наклона, и вдох лежа с книгами на животе, и напряжение мышц брюшного пресса, аналогичное напряжению в момент подъема тяжелого предмета. Внешние признаки правильного дыхания это неподвижность плеч и расширение в области пояса в момент вдоха. Вдох необходимо брать быстро, коротко, а выдох сделать длинным и ровным.

В момент вдоха организм человека получает кислород, играя на духовом инструменте, человек получает большую порцию кислорода, что благоприятно для здоровья, правда у начинающих духовиков, в связи с избытком кислорода, возникает легкое головокружение.

Постепенно организм привыкает, и голова больше не кружится.

Благоприятное воздействие исполнительское дыхание оказывает на детей, больных бронхиальной астмой и часто болеющих простудными заболеваниями верхних дыхательных путей. Сейчас это уже признанный факт, врачи сами рекомендуют таким детям занятия на духовом инструменте.

Исследование, проведенное сотрудниками Университета Австралии, показало, что регулярное занятие на диджериду (духовой народный инструмент) облегчает дыхание астматиков и улучшает состояние их здоровья в целом. Этому способствует глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звука из инструмента.

В наше время многие заболевания человечества молодеют, в том числе и психические, наверное, виной тому напряженный ритм жизни, обширный поток информации, магнитные и электрические поля, создаваемые бытовой электротехникой и нашим «спутником» становиться стресс. Музыкант исполнитель имеет возможность «разрядиться», то есть «выплеснуть» накопившееся эмоции или душевное напряжение в исполнение музыкального произведения.

Другим еще более важным аспектом, зачастую незамеченным, является РАБОТА ДУШИ музыканта исполнителя. Наверное, только музыкальное искусство и театр заставляют душу так работать: страдать и радоваться. И переживать это заново с каждым следующим исполнением. Для формирования всесторонне развитой личности необходима работа по всем направлениям: для тренировки ума – математика, для укрепления физического здоровья занятия спортом, но в разумных пределах, без травм.

Чтобы стать музыкантом профессионалом одних природных данных недостаточно, необходимо крепкое физическое и психологическое здоровье, но происходит и обратный процесс. Стремление к цели, увлеченность занятиями, стремление к успеху мобилизует, скрытые на первый взгляд, ресурсы организма, делает жизнь интересной. Дети, готовящиеся к конкурсам, концертам реже болеют простудными заболеваниями. Успешные выступления на конкурсах укрепляют самооценку детей среди своих ровесников и это очень ценно. Дети испытывают удовлетворение, скажем от «покорения вершины», таким образом, укрепляется нервная система, появляется уверенность в своих силах, прививается трудолюбие, здоровое честолюбие, здоровая конкуренция, а это уже твердая жизненная позиция, необходимая во взрослой жизни.

В нашей вселенной существует единый ритм – время, кратное четырем ударам сердца. (8, 12, 16, 20.) В мире все процессы связаны между собой, нужно только знать эти связи. В настоящее время появились новые отрасли, направления научных исследований, изучающие взаимосвязь физических явлений с процессами, протекающими в организме человека

Музыка способна лечить – это уже многократно доказано учеными-медиками всего мира. Музыка – основа гармоничного развития личности. Только она способна вызывать в человеке такой широкий диапазон чувств. И наш организм, как правило, благодарно принимает музыкальные подарки: нормализуется дыхание, пульс, давление, температура, снимается мышечное напряжение. А главное музыка стимулирует выработку гормонов, ответственных за эмоциональное состояние человека, в том числе тех, которые связаны с ощущением вдохновения и душевного покоя. Музыкальная мелодия представляет собой особое сочетание звуковых волн, входящих в резонанс с каждой клеткой нашего тела. Причем это происходит не только с теми, кого природа наградила музыкальным слухом, человеческий организм устроен так, что он воспринимает звуковые волны внутренними органами, кожей и даже скелетом.

Прорвать замкнутый круг хронических болей успешно пытается музыкальная терапия. Многочисленные исследования подтверждают, что гармонические звуки поразительным образом помогают обеспечить больному минуты счастья и значительно снижают дозы обезболивающих средств. То, что практиковалось в течении тысячелетий у многих народов и что умело использовал Давид, играя на арфе перед царем Саулом, - обезболивающее влияние ритма – сейчас быстро обретает популярность для лечения боли. Через полгода занятий музыкальной терапией, например, игрой на блокфлейте, или другом музыкальном инструменте, состояние больных значительно улучшается.

Наш позвоночник живо откликается на каждый звук. И когда гудит барабан или колокол, или звучит медный голос гонга, позвоночник подстраивается под звук, ловит информацию, а вибрации говорят ему о правильном устройстве как всего мироздания, так и нашего дома – тела.

Список используемой литературы

1. Н.Ярошенко «Неразгаданные тайны человечества» 2004г.

2. Журнал «Музыкальная жизнь» №4 2007г.

3. С.Левин «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры». 1983г.



25.07.2007, 19:35

25.07.2007, 19:50

Вычитала недавно, что игра на духовых инструментах вредно сказывается на здоровьи. Правда ли это?
.

Не у детей-у взрослых,обычно за 50.Влияет на давление.

Пиколистка

26.07.2007, 00:51

а детям наоборот полезно!! некоторые даже специально отдают детей учиться на духовые, если у них астма или хронический танзилит.

26.07.2007, 07:16

Девица у меня достаточно взрослая. Поступила в консерваторию. До вчерашнего дня не слышала негативных отзывов об игре на духовых, общаюсь с духовиками всю жизнь и чем они страдают в плане здоровья, так это алкоголизмом. А вот вчера вычитала, что глубокое дыханье - удар по организму. Хотелось бы выслушать мнения специалистов по этому вопросу.

26.07.2007, 08:00

Вычитала, что глубокое дыханье - удар по организму. Хотелось бы выслушать мнения специалистов по этому вопросу.

Не стоит даже читать такие вещи, не то чтобы придавать им значение! Это глупость! Не бывает глубокого дыхания у духовиков.
Слушайте педагога.
Дыхание должно быть правильным. Этому учат с первых минут освоения инструмента.

26.07.2007, 08:05

Обычно за 50.Влияет на давление.

В этом возрасте алкоголь только влияет на давление:beer:

Где кнопка редактирования???

26.07.2007, 10:01

Не бывает глубокого дыхания у духовиков.

Погорячился малость.:oops: Можете не так понять...
Я имел ввиду в бытовом представлении.
Чтобы тут не тратить много слов, полезнее полистать любую литературу по йоге. Три типа дыхания там расписаны.

26.07.2007, 10:36

26.07.2007, 12:27

Я не о том немного. Есть дыхание по Стрельниковой, по Бутейко, какое-то там глубокое дыханье, ВЛГД. Какое именно используется при игре на духовых инструментах я не знаю. Но почему-то бытует мнение, что именно глубокое дыханье разрушительно действует на организм.

Тогда надо было эти фамилии указать еще в первом посте.
1. Это оздоровительные методики. Их постигают только в лечебных заведениях и под строгим контролем врача!
И они могут быть вредными только, если учиться так дышать самостоятельно, либо есть протипоказания - поэтому и бытует мнение. Мне добавить более нечего. Впрочем, наберите эти два слова в Яндексе. Ваши сомнения исчезнут.
При игре на духовых никакое из них не используются.
Вам не стоит беспокоиться.

2. Духовики "дышат" диафрагмой, когда играют. Этому учат в музыкальных заведениях. Вот и все.

26.07.2007, 13:20

Вычитала недавно, что игра на духовых инструментах вредно сказывается на здоровьи. Правда ли это?
Дочь играет на кларнете. Естественно, что этот вопрос меня заинтересовал и обеспокоил.
Тот,кто это написал,явно не имеет отношения к игре на дух. инструментах. Если дыхание поставлено неправильно,то игра конечно противопоказана,но ведь речь не идет о самообучении? Если уж " игра на духовых вредно сказывается на здоровье",тогда и пение тоже???:evil:
Полный бред!!Несогласна!!!:makedon:При астме -даже рекомендую (на гобое!!!:solution:).

26.07.2007, 13:56

Спасибо:)

20.10.2007, 19:49

Духовые если и влияют на здоровье, то только:solution:ПОЛОЖИТЕЛЬНО!!!

20.10.2007, 20:30

Не у детей-у взрослых,обычно за 50.Влияет на давление.
А затем-эмфизема лёгких и сердечная недостаточность. У певцов тоже самое, если вовремя (по возрасту) не закончить петь.

20.10.2007, 21:24

В этом возрасте алкоголь только влияет на давление:beer:
Алкоголь - как профессиональное заболевание духовиков?
-------
А насчёт здоровья - ну вот руки могут отказать от чрезмерного усердия....
А так в принципе, как мне сказали, "если не применять книги по йоге к игре на духовых" - то всё нормально будет.:angel:

20.10.2007, 23:08

Лучше всего от астмы и других проблем с дыханием помогает флейта и только флейта. Никакой не гобой. На гобое с астмой как раз-то играть и не надо. У них до конца фразы воздух никогда не кончается, а надо опять брать дыхание. В легких постоянно остается отработанный воздух, а это приводит к кислородному голоданию. Дефицит кислорода порождает огромное число нарушений обмена веществ. В крови остается лишний холестерин, который оседает на поврежденных стенках сосудов. Снижается иммунитет, чаще возникают инфекционные заболевания. Растет масса тела, накапливаются жировые отложения.
Конечно, заниматься следует только с опытным преподавателем.

22.10.2007, 08:09

В легких постоянно остается отработанный воздух, .... /quote]
Вы это нарочно или специально???
А если дудеть с 12 лет до 70-ти, 24 часа в сутки, курить, выпивать (по праздникам), какова теория будет?:silly:

Вы это нарочно или специально???
А если дудеть с 12 лет до 70-ти, 24 часа в сутки, курить, выпивать (по праздникам), какова теория будет?

Да я сам такой же - с 8 утра до 45 лет и ничего. Но на флейте, господа, на флейте…
А вы гобоист? А Каролина врач.
А если серьёзно… Как игра влияет на здоровье - по-моему, положительно, тут и обсуждать по большому счёту нечего.
А вот как состояние здоровья может повлиять на игру… Кажется эта тема более интересная. Но кто решится об этом говорить.

26.12.2007, 01:04

Я не о том немного. Есть дыхание по Стрельниковой, по Бутейко, какое-то там глубокое дыханье, ВЛГД. Какое именно используется при игре на духовых инструментах я не знаю. Но почему-то бытует мнение, что именно глубокое дыханье разрушительно действует на организм.Есть один "умник", который рекомендует во время пения дышать по Бутейко. Даже специально потуже утянуться. Тоже ярый противник глубокого дыхания. Спросила его лично - возможно ли на таком дыхании играть на духовом инструменте. Ответил "да", ни секунды не колеблясь... На своем опыте: никому не советую. И не слушайте разных советчиков-"просветленцев". А на то, что вредно, мол, для здоровья - плюйте с высокой башни. Ходить по загазованным улицам куда вреднее.

28.12.2007, 08:32

А вот как состояние здоровья может повлиять на игру… Кажется эта тема более интересная. Но кто решится об этом говорить
Кстати - почему не решится? Непонятно скорее - зачем? Впрочем, если чувство юмора не подведет - разговор и правда может получиться... забавный. Иначе выйдет беседа бабушек на лавочке. (Эх, вспоминается мне одна такая компания божьих одуванчиков... Ну, эти-то играли разве что на нервах домочадцев... и соседей, когда всей шайкой обсуждали свои хвори. Такими мощными голосами, что слышно было каждое слово, на последнем этаже и на другой стороне двора:lol:).

28.12.2007, 22:24

28.12.2007, 23:01

Почему? Дышать же можно. Значит и играть можно. Более того, наш вдох (и выдох) правильный и полезный.

29.12.2007, 04:46

А с ангиной/фарингитом/бронхитом наверное точно нельзя заниматься, да?
Не знаю. У меня не получается. С ангиной так просто жизнь немила, какие уж тут занятия, да и температура может подскочить. А с трахеитом-бронхитом я нормально дышать не могу, задыхаюсь, в глазах темнеет и т.п. :-(

29.12.2007, 10:06

Ну, если совсем плохо, то наверное не надо. Однако недавно мне пришлось выступать простуженным на двух концертах (причём одном весьма солидном). Ничего, сыграл. Главное во время игры не раскашляться.

29.12.2007, 16:13

Главное во время игры не раскашлятся.

:lol:Или не чихнуть:lol:

29.12.2007, 17:29

:lol:Или не чихнуть:lol:

Было дело: простуженный играю, беру дыхание- и вдруг взял с таким хрипом, что сам испугался. По лицам слушающих понял - они тоже испугались:silly:

29.12.2007, 19:28

Я Вас понимаю...:silly:

Человечек

30.12.2007, 19:52

А с ангиной/фарингитом/бронхитом наверное точно нельзя заниматься, да?

Мне это запрещают - на последнем уроке (перед кучей рождественских выступлений) перед каникулами меня учительница даже попугала - ни за что больная не занимайся, какой концерт не был бы впереди! Мол, одна певица твоего возраста, уже почти поправившись, стала заниматься, и теперь лежит в больнице (я не очень поняла, что с ней).

Слава богу, я не разболелась, зато из нашего квинтета слегли кларнет, гобой и фагот, так что много выступлений пришлось к сожалению отложить. Играла только дуэты и сольные.

03.01.2008, 01:33

Мне как-то втройне "повезло": умудрилась накануне концерта простудиться, температура 38. Решила погреться кофейком в кафе... Почему-то когда кофе дрянной - он всегда запредельно горячий. Допить его было невозможно, а вот язык обжечь успела. А потом, переходя через перекопанную улицу, подвернула ногу... Это было уже верхом "удовольствия". :silly: И ничего, сыграла неплохо. У меня даже температура спала.
А еще заметила, что у меня голова перестает болеть, если хоть немного поиграю.

03.01.2008, 16:45

А еще заметила, что у меня голова перестает болеть, если хоть немного поиграю.
Гипервентиляция головы? :silly.

РЕФЕРАТ

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО

ДЫХАНИЯ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Содержание

    Исполнительское дыхание.

    Техника исполнительского дыхания.

    Дыхание и фразировка.

    Специфика исполнительского дыхания.

    Развитие дыхания.

1. Исполнительское дыхание

Исполнительская и педагогическая практика показывает, что исполнители с неправильно поставленным дыханием не могут добиться высокого уровня исполнительского мастерства. Постановка исполнительского дыхания должна занимать важнейшее место в практике обучения игре па духовых инструментах. Специфика игры на духовых инструментах требует от исполнителя не только свободного владения своим дыханием, но и правильного взаимодействия дыхания с работой губ, языка, слуха и других компонентой, бел чего невозможно решение художественного исполнения задач. Важным моментом начального обучения игре па духовых инструментах является необходимость научиться правильному, рациональному исполнительскому дыханию. Кроме злого, учащийся должен иметь ясное представление о работе всех дыхательных органов. С этой целью учащемуся рекомендуется хорошо усвоить некоторые анатомо-физиологические основы дыхания. В дыхании человека принимает участие сложная система органов, которые можно разделить па три группы:

1. воздушные пути - от ротового и носового отверстий до голосовых связок; нижнее - дыхательное горло. Эта общая часть дыхательного аппарата служит для сообщения легких с высшей атмосферой.

    Легкие - состоят из многочисленных топких пузырьков, густо оплетенных кровеносными сосудами и обладающих большой эластичностью. Легкие с воздушными путями образно сравнивать с густо разросшимся деревом, имеющим внутри пустые ствол и ветви. Ствол соответствует дыхательному горлу, крупные ветки – бронхам, а листва – легочным пузырькам. Движение легких заключается в расширении их при вдохе и в сжатии при выдохе, в том и другом случае легкие пассивно следуют за движением стенок грудной клетки.

    Костно - мышечная система грудной клетки ребра и дыхательная мускулатура, к которой в первую очередь относится диафрагма, а также наружные и внутренние межреберные мышцы. Диафрагме принадлежит активная роль в механизме дыхания. Только после того, как учащийся ознакомятся с дыханием на основе анатомии и физиологии его можно познакомить с типами дыхания, применяемыми на практике исполнительства на духовых инструментах.

Учащемуся необходимо знать, что существует три типа дыхания:

- грудной (реберное);

- брюшной (диафрагмальное);

смешанное (грудобрюшное).

Грудной тип дыхания характеризуется применением грудной клетки, сокращением межреберной мускулатуры. Активность диафрагмы незначительна. Характерная черта грудного дыхания - при вдохе поднимаются плечи.

Брюшной тип дыхания характеризуется активностью диафрагмы и нижних ребер. При вдохе диафрагма активно опускается вниз, что дает возможность увеличить объем грудной клетки в вертикальном направлении. Отличительными чертами грудного дыхания является легкость и свобода вдоха при небольшом объеме легочного воздуха.

Смешанный тип дыхания в основном отличается тем, что исполнитель по своему желанию может различным образом изменить деятельность дыхательных мышц грудной клетки. Этот тип дыхания является наиболее рациональным, он позволяет играющему свободно регулировать быстроту и силу дыхания, подчинив его художественному замыслу произведения.

От правильного владения дыханием зависит чистота интонации, устойчивость и выразительность звука, поэтому необходимо серьезное освоение правильного владения дыханием с самого начала обучения игре на духовых инструментах. Все, о чем мы говорили, касалось анатомо-физиологической стороны дыхания. Теперь коснемся вопроса постановки дыхания в период первоначального обучения. Исполнительское дыхание выглядит следующим образом. Диафрагма, сокращаясь, активно давит на внутренности и опускается ниже. Нижние и средние ребра поднимаются значительно больше, чем при спокойном вдохе, верхняя же часть живота вытягивается не только спереди, но и с боков, в то время как нижняя часть его несколько поднимается или втягивается. Расширение грудной клетки происходит как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. При самом глубоком вдохе слегка поднимаются и ключицы, но не путем поднятия верхней части грудной клетки, которая при любом вдохе остается в покое, а вследствие полного ее расширения. Так осуществляется вдох с максимальным заполнением легких воздухом. При задержании воздуха в легких происходит как бы равновесие вдыхательных мышц и их антагонистов - выдыхательных, чем и объясняется чувство меры. А затем этот внутреннее равновесие мышц нарушается, и воздух при ощущении потоком поступает в полость рта. Выдыхание производится постепенным сокращением всех мышц брюшного пресса, после завершения, которого действием межреберных мышц опускаются средние и нижние ребра. Диафрагма же, все время, опираясь на внутренности и постепенно расслабляясь, принимает естественное куполообразное положение. Таким образом должны производиться вдох и выдох при игре на духовых инструментах.

Среди певцов существует поговорка, выражающая глубокую истину: «Искусство пения - есть школа дыхания». Эти слова вполне могут быть применены к играющим на духовых инструментах.

2. Техника исполнительского дыхания.

Вопрос о правильном дыхании в значительной степени сводится к умению играющего использовать, свойственную дыханию гибкость, способность дыхания видоизменяться, в зависимости от требований исполнителя музыки.

Основная трудность исполнительского дыхания заключается в необходимости объединить два момента - быстрый, короткий вдох и продолжительный, равномерный выдох. Ребра грудной клетки не одинаково подвижны и эластичны. Наибольшей подвижностью и свободой движения обладает нижняя половина груди, наименьшей -верхняя. Чем короче время, предоставленное исключительно для произведения вдоха, тем меньше участие в нем должны принимать верхние, наименее подвижные ребра. Вдох в этом случае будет проходить при активном участии нижней половины груди и диафрагмы. И наоборот, чем значительнее время, отведенное для вдоха и чем больше потребность в продолжительности выдоха, тем большее участие в дыхании смогут принимать верхние отделы груди.

Следовательно, дыхание при игре не остается неизменным, оно постоянно видоизменяется по глубине. При исполнении коротких музыкальных фраз происходит менее глубокое, быстрое дыхание. Продолжительные музыкальные фразы - глубокое дыхание.

Скорость вдоха при игре всегда должна соответствовать тому времени, которое отводится для смены дыхания, чем меньше пауза – тем быстрее будет происходить вдох.

Быстрый короткий вдох должен производиться без ущерба для длительности звуков, причем исполнитель не должен для облегчения дыхания пропускать отдельные звуки, как это нередко делается.

Еще большие требования предъявляются к исполнителям при выполнении второй фазы дыхания - выдоха. Очень важно, чтобы выдох происходил очень ровной струей, плавно, без толчков. Кроме того, он должен обладать большой гибкостью, то есть способностью к различной интенсивности или скорости. Без этого нельзя обеспечить правильное выполнение различных динамических оттенков. Выдох музыканта должен происходить с таким расчетом, чтобы в легких оставалась небольшая часть воздуха. Практически это сводится к умению играющего создать «опору» дыхания или умению при выдохе удерживать грудную клетку в возможно более приподнятом (вдыхательном) положении. В методической литературе этот прием хорошо изложен профессором С.Розановым: «Очень важно, чтобы играющий уяснил, что чем тверже удерживается грудь и верхние ребра во время выдоха, чем медленнее диафрагма и мышцы приходят в свое первоначальное положение, тем равномернее выходит воздух из легких, что очень важно при игре на духовых инструментах».

3. Дыхание и фразировка.

В исполнительской практике музыкантов сплошь и рядом встречаются случаи, когда играющий, не имея возможности сыграть на одном дыхании продолжительную музыкальную фразу, вынужден где-то сменить дыхание. В практике это определяется внутренним чутьем музыканта, его природной чуткостью к музыкальной фразировке, так как и в методической литературе подробных указаний на этот счет, обычно, не дается.

Одним из важнейших условий хорошей фразировки при игре на духовых инструментах, является полное подчинение дыхания особенностям исполняемых произведений. Играющий должен уметь правильно определять границы заключенных (в смысловом отношении) построений, то есть уметь определять цезуру. Установление цезуры можно сравнивать с расстановкой соответствующих знаков препинания в словесной речи. Пользуясь подобной аналогией, мы можем сказать, что разрывать единое музыкальное целое так же недопустимо, как недопустимо при чтении или в разговорной речи прерывать начатую мысль на полуслове.

Для играющего на духовом инструменте умение правильно установить цезуру возможно еще в том отношении, что цезуры определяют моменты очередного вдоха. В соответствии с этим могут быть сформулированы следующие наиболее общие закономерности смены дыхания в момент игры:

    в целях соблюдения единства музыкального целого, дыхание следует менять во время пауз, так как они являются наиболее отчетливым выражением цезуру;

    при исполнении музыки, имеющей большое количество пауз, дыхание ни в коем случае не следует менять на каждой паузе, ибо частая смена дыхания приведет к быстрому утомлению музыканта;

При отсутствии пауз для смены дыхания можно использовать продолжительные звуки, так, например, если после продолжительного звука следует один или несколько коротких звуков, то дыхание следует брать после длинного (продолжительного) звука;

- кроме пауз и продолжительных звуков основанием для смены
дыхания является повторение музыкального материала.

Если ярко выраженные признаки цезуры отсутствуют (что может иногда встречаться при непрерывном мелодическом движении), то основанием для установки цезуры и смены дыхания может служить:

    смена гармонических функций;

    резкая смена динамики;

    смена регистров.

При смене дыхания во время игры нужно иметь в виду, что любое музыкальное построение обычно заканчивается аккордовым звуком. Поэтому не следует делать очередной вдох на неаккордовых звуках в момент задержания:

    перед проходящим звуком или после него;

    перед вспомогательным звуке

    в момент подъема.

Кроме того, для сохранения большей выразительности исполнения, не рекомендуется брать дыхание после вводного тона.

Во всех этих элементах правильное дыхание исполнителя играет существенную роль, способствуя большей выразительности музыкального исполнения.

Отсюда следует, что для музыканта-духовика большое значение имеет технически правильное исполнительское дыхание.

4. Специфика исполнительского дыхания.

Исполнительское дыхание духовика существенно отличается от физиологического. Вот суть их основных различий:

- физиологическое дыхание непроизвольно, а исполнительское дыхание не только совершается произвольно, но и требует от музыканта подлинно виртуозного управления;

- объем исполнительского дыхания значительно превосходит объем физиологического - если при физиологическом вдохе человек вдыхает в среднем 500 куб.см воздуха, то во время игры на духовом инструменте очень часто используют всю жизненную емкость своих легких (3500 куб.см).;

- в отличие от физиологического исполнительское дыхание не ритмично, обе его фазы (вдох и выдох) совершаются вынужденно, произвольно, в зависимости от характера и построения исполняемых музыкальных фраз. В спокойном физиологическом дыхании продолжительность вдоха и выдоха почти равны, а в исполнительском дыхании ассиметричность вдоха и выдоха, как правило, проявляется в гораздо большей степени;

- физиологический вдох осуществляется, обычно, через нос, а во время игры на духовом инструменте вдох производится главным образом через рот;

- физиологический выдох носит пассивный характер и осуществляется бесконтрольно, а исполнительский же осуществляется «на опоре» и расходуется экономно.

Таким образом в отличие от физиологического исполнительское дыхание связано с большим расходом физических сил.

5. Развитие дыхания.

Практика игры на духовых инструментах показывает, что овладение навыками дыхания немыслимо без длительной и систематической тренировки дыхательного аппарата, которая должна начинаться с первых моментов обучения. Овладение навыками дыхания должно быть связано с уяснением элементов правильной постановки, так как неправильное положение некоторых частей тела нередко оказывает существенное влияние на свободу дыхания.

Развитие и тренировка дыхательного аппарата музыканта должны производиться двумя способами - без игры на инструменте и в процессе игры.

В основе первого способа лежат общефизические упражнения (развитие мускулатуры, бег и т.д.). Второй способ тренировки заключается в игре специальных упражнений на инструменте. Это основной вид тренировки дыхательного аппарата, поскольку в процессе игры наиболее естественно развиваются сила, гибкость и координация дыхательных мышц.

Указанные упражнения способствуют развитию дыхания, а также укреплению губного аппарата и достижению хорошего и ровного звучания.

С п исо к используе м ой литератур ы.

    Б. Диков «О дыхании при игре на духовых инструментах»

Москва 1962г

    А. Федотов «О дыхании н а дух о вы х и н струментах»

Москва 1975г

3. С. Болотин «Основы техники дыхания»

Издательство «Музыка» 1980 г

4. Ю. Должиков «О технике дыхания на духовых инструментах»

Москва 1983г.

5. Ю.Усов. «Вопросы музыкальной педагогики»

вып. 10. Москва 1991 г.

6. И. Пушечников «Особенности дыхания при игре на гобое»

Москва 1991г.