Первое произведение бетховена. Краткая биография Бетховена

Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в Бонее , Германия, в семье потомственных музыкантов. Отец, Иоганн Бетховен, был человеком активным, местами вспыльчивым. Работал певцом. Всячески содействовал обучению сына. Мать, Мария-Магдалина Кеверих (в девичестве), дочь шеф-повара курфюрста Иоганна Филиппа фон Вальдердорфа.

Бетховен рано освоил игру на скрипке, клавесине, органе . Первым учителем, помимо домашних уроков отца, был К. Нефе, руководитель придворной капеллы. Кристиан Нефе обучил Бетховена классике: Генделю, Гайдну, Баху, Моцарту.

С 12 лет Бетховен писал свои сочинение . Первое – вариация марша Дресслера. В этом же возрасте начал музыкальную карьеру – получил должность придворного органиста. Талантливого юношу заметили в Вене. Популярный в те время Моцарт предрек большое будущее композитору. Бетховен также брал уроки у известного музыканта.

В 1785 году Бетховен был в распоряжении Макса Франца Второго , а позднее переехал в Вену и снискал популярность у эрцгерцога Рудольфа, графа Кинского и князя Лобковица. Каждый из перечисленных правителей старался как можно чаще приглашать Бетховена музицировать на балах.

В 1814 году – период всеобщий популярности композитора. Основная музыкальная деятельность проходила теперь только в Вене, хотя и более маленькие города время от времени удостаивались чести принять новую звезду музыкального Олимпа Германии.

В этот период прогрессирует ранее выявленная болезнь Бетховена – глухота отнимала возможность зарабатывать на хлеб, творить и наслаждаться жизнью. Концертную деятельность Бетховен не бросал до последнего, а писать музыку продолжил и после победы недуга – надиктовывал свекру ноты.

Произведения Бетховена 18-19 вв.:

  • Соната №8 для фортепиано «Патетическая»
  • Соната №14 «Лунная» для фортепиано;
  • Оратория «Христос на Елеонской горе»;
  • «Крейцерова соната» для скрипки и фортепьяно;
  • «Третья симфония – посвящена Наполену I – «Героическая»;
  • Ода «к радости»;
  • «Девятая симфония»;
  • Опера «Фиделио»;

О творчестве композитора: первый период – становление композитора, — характеризуется работами для органа и широкой публики. Произведения возвышенные, носят героических характер, часто посвящены покровителю или известному общественному деятелю.

Поздний период творчества Бетховена – стройный ряд фортепьянных сонат. Всего их 32 в арсенале композитора. Музыка становится более тяжелой, вероятно, омраченная болезнью композитора, что повлияло на мировосприятие автора. Предсмертное творчество – «Девятая симфония» 1823 года, — отличается от более ранних работ. Она стала странной и болезненной точкой в такой же краткой жизни, как биографии немецкого композитора.

Бетховен о музыке:

  • Музыка – это народная потребность.
  • Музыка – медиатор между духовной жизнью и реальной чувственностью.
  • Нет ничего выше, прекраснее, чем приносить счастье многим людям.
  • Сердце – вот настоящий рычаг всего великого. Что от сердца исходит – к сердцу должно привести.

(Пока оценок нету)

Биография и эпизоды жизни Людвига ван Бетховена. Когда родился и умер Людвиг ван Бетховен, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, фото и видео.

Годы жизни Людвига ван Бетховена:

родился 16 декабря 1770, умер 26 марта 1827

Эпитафия

«В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров».
Из стихотворения Николая Заболоцкого, посвященного Бетховену

Биография

В нем не разглядел таланта собственный отец, а Гайдн считал его слишком мрачным композитором, но когда Бетховен умер - за его гробом шли двадцать тысяч человек. Последние годы жизни композитор был абсолютно глух, но это не помешало ему создать в это время самые гениальные свои произведения. Возможно, Бетховен действительно не ошибался, когда говорил, что творит с божьей помощью.

Людвиг ван Бетховен родился в музыкальной семье. Отец с детства занимался с мальчиком и обучал его игре на различных музыкальных инструментах. Но первое выступление маленького Бетховена прошло без особого успеха, и отец решил, что у того нет таланта, и перепоручил сына другим учителям. Бетховен же, вопреки неутешительным прогнозам отца, уже в 12 лет получил должность помощника органиста при дворе. А когда скончалась его мать, то взял на себя обязанности кормильца и содержал своих младших братьев, работая в оркестре.

Первую славу Бетховену принесли не его собственные сочинения, а виртуозное исполнение. Вскоре стали издаваться и произведения самого Бетховена. Особенно успешным для композитора стал период жизни Бетховена, который он прожил в Вене. Несмотря на то, что композитор отличался довольно резким нравом, высоким самомнением, отказывался преклоняться перед чинами и влиятельными людьми, не признать гений Бетховена было нельзя. И все же у композитора всегда было много друзей - жесткий и самолюбивый на людях, он был очень щедрым и доброжелательным по отношению к своим близким, готовым отдать им последние деньги или помочь в решении проблем.

Но главной страстью Бетховена оставалась музыка. Возможно, поэтому он никогда не женился, так он был увлечен собой и своей возможностью творить. Только болезнь могла помешать ему сочинять, и потому злой иронией кажется тот факт, что гениальный композитор начал терять слух в столь молодом возрасте. Но даже это не останавливало его, а его музыка становилась еще более совершенной и монументальной.

Последние годы жизни Бетховен работал с особым рвением, создавая одно великое произведение за другим. Но болезнь и переживания из-за племянника, которого Бетховен взял на содержание, значительно сократили его век. Смерть Бетховена наступила 26 марта 1827 года. Похороны Бетховена прошли с огромными почестями. Могила Бетховена находится на Центральном кладбище Вены.

Линия жизни

16 декабря 1770 г. Дата рождения Людвига ван Бетховена.
1778 г. Первое публичное выступление Бетховена в Кельне.
1780 г. Начало занятий с органистом и композитором Кристианом Готлобом Нефе.
1782 г. Поступление на должность помощника придворного органиста, публикация первого сочинения юного композитора - вариаций на тему марша Дресслера.
1787 г. Поступление на должность альтиста в оркестре.
1789 г. Посещение лекций в университете.
1792-1802 гг. Венский период в жизни Бетховена - занятия с Гайдном, Сальери, известность Бетховена как виртуозного исполнителя, издание произведений Бетховена.
1796 г. Начало потери слуха.
1801 г. Написание Бетховеном «Лунной сонаты».
1803 г. Написание Бетховеном «Крейцеровой сонаты».
1814 г. Постановка единственной оперы Бетховена «Фиделио».
1824 г. Исполнение Симфонии № 9 Бетховена.
26 марта 1827 г. Дата смерти Бетховена.
29 марта 1827 г. Похороны Бетховена.

Памятные места

1. Дом Бетховена в Бонне, в котором он родился.
2. Дом-музей Бетховена в Бадене, где он жил и работал.
3. Театр Ан дер Вин («Театр на реке Вена»), в котором состоялись премьеры таких произведений Бетховена, как опера «Фиделио», Вторая, Третья, Пятая и Шестая симфонии, скрипичный и Четвертый фортепианный концерты.
4. Памятная доска Бетховену на доме «У золотого единорога» в Праге, где останавливался композитор.
5. Памятник Бетховену в Бухаресте.
6. Памятник Бетховену, Гайдну и Моцарту в Берлине.
7. Центральное кладбище Вены, где похоронен Бетховен.

Эпизоды жизни

Как и Бах, Бетховен был уверен, что в его музыке есть божественное начало. Но если Бах считал, что его талант - заслуга Бога, то Бетховен утверждал, что общается с Богом во время написания музыки. Известно, что он обладал немного заносчивым характером. Однажды один музыкант пожаловался на сложный и неудобный пассаж в произведении Бетховена, на что композитор возмущенно ответил: «Когда я писал это, меня направлял Господь Всемогущий, неужели вы думаете, что я мог думать о вашей маленькой партии, когда Он говорил со мной?»

У Бетховена было много странностей. Например, прежде, чем начать сочинять музыку, Бетховен опускал голову в емкость с ледяной водой, а в моменты, когда в работе наступало затруднение, он начинал лить себе воду на руки. Очень часто он ходил по дому в мокрой одежде, даже не замечая этого и погрузившись в свои размышления. Соседи Бетховена нередко жаловались на льющуюся с потолка воду.

Однажды Бетховен гулял с немецким поэтом Германом Гете, и тот возмущался, что он устал от бесконечных приветствий прохожих. На что Бетховен снисходительно ответил: «Пусть это вас не беспокоит, ваше превосходительство. Возможно, приветствия предназначены мне».

Завет

«Люди сами творят свою судьбу!»


Биография Людвига ван Бетховена в проекте «Энциклопедия»

Соболезнования

«Гайдн и Моцарт, творцы новой инструментальной музыки, первыми продемонстрировали нам искусство в его небывалом блеске, но вглядывался в него с великой любовью и проникал в его суть один Бетховен».
Эрнст Теодор Амадей Гофман, писатель, композитор, художник

«Истинная причина успеха бетховенской музыки в том, что люди изучают её не в концертных залах, а у себя дома, за роялем…»
Рихард Вагнер, композитор

«Перед именем Бетховена все мы должны склониться в поклоне».
Джузеппе Фортунино Франческо Верди, композитор

Людвиг ван Бетховен является одним из самых знаменитых и талантливых композиторов в истории. Его вместе с Моцартом нередко называют величайшими музыкантами всех времен и народов.

Биография Бетховена интересна тем, что, несмотря на полную глухоту, он сумел написать более 650 гениальных произведений.

В скором времени Людвиг увлекся чтением мировой классики. Наряду с этим, он был в восторге от творчества Генделя, Баха и, конечно же, Моцарта, с которым мальчик мечтал выступить на одной сцене.

В 1787 г. его мечта сбылась. Оказавшись в Вене, он познакомился со своим кумиром. Ему даже удалось сыграть для него некоторые из своих сочинений, услышав которые Моцарт пришел в восторг.

После окончания игры Бетховена, он открыто заявил: «Не отрывайте взора от этого мальчика – однажды о нем заговорит мир». Дальнейшая биография Бетховена показал, что эти слова были пророческими.

Людвигу хотелось еще раз встретиться с великим Моцартом, однако из-за болезни матери, от которой она позже скончается, ему пришлось срочно возвратиться домой.

Смерть матери стала настоящей трагедией для Бетховена. Он впал в уныние и какое-то время вообще не интересовался музыкой. Более того, теперь ему приходилось ухаживать за двумя маленькими братьями и постоянно терпеть пьяные выходки отца.

К тому же он подвергался насмешкам со стороны сверстников, поскольку утверждал, что благодаря своим сочинениям вскоре станет очень богатым.

Вскоре в его биографии началась светлая полоса. В Бонне композитор познакомился с семейством Бройнинг, взявшим его под свое покровительство. Людвиг стал обучать музыке их дочь Лорхен, с которой он поддерживал дружеские отношения и в зрелом возрасте.

Творческая биография

В 1792 г. молодой Бетховен поехал в Вену, где ему удалось найти хороших друзей-меценатов. Он прекрасно понимал, что ему следует усовершенствовать свое мастерство, поэтому решил обратиться за помощью к Йозефу Гайдну.

Однако отношения между ними не заладились, так как Гайдна раздражал крутой нрав Бетховена. После этого Людвиг стал обучаться у Шенка и Альбрехтсбергера. Оказаться в кругу признанных музыкантов ему помог Антонио Сальери.

В это время Бетховен начинает работу над «Одой Радости», которую совершенствует в течение долгих лет. Зрители услышали эту великолепную композицию лишь в 1824 г.

С того момента популярность композитора начинает расти с каждым днем. Бетховен становится одним из самых востребованных композиторов Вены. В 1795 г. он дает дебютный концерт, в котором звучат его произведения.

Гениальная музыка произвела сильное впечатление на публику, которая по достоинству оценила талант Людвига ван Бетховена.

Через 3 года у него обнаружили серьезную болезнь – тиннитус, которая медленно прогрессировала в течение 10 лет. Она и привела музыканта к самой трагической точке его биографии – полной глухоте.

Здесь стоит заметить один интересный факт. Некоторые биографы утверждают, что у Людвига была странная привычка: перед тем, как начать работу, он окунал голову в холодную воду.

Считается, что именно это послужило к прогрессированию болезни и последующей глухоте.

Однако, несмотря на все трудности и неудобства, связанные с недугом, Бетховен не опустил рук. Как будто назло судьбе, ему удалось написать легкую и жизнерадостную «Вторую симфонию».

Осознавая, что он вот-вот окончательно оглохнет, композитор начинает активно работать днем и ночью. Именно в этот период он написал одни из лучших своих произведений.

Бетховен дома за работой

В 1808 г. Бетховен создает знаменитую «Пасторальную симфонию», состоящую из 5 частей.

В 1809 г. ему поступает выгодное предложение о написании музыки к драме «Эгмонт».

Стоит заметить, что композитор отказался от предложенного гонорара, поскольку был ценителем творчества немецкого писателя.

В 1815 г. он окончательно теряет слух, однако отказаться от музыки Бетховен был уже не в состоянии. Неожиданно, он находит прекрасный выход из положения.

Чтобы «слышать» музыку, Бетховен использует деревянную трость. Один ее конец он зажимает в зубах, а вторым касается передней панели инструмента.

Благодаря вибрации, он чувствовал игру инструмента, что сильно ободряло и радовало его. Композитор продолжает писать произведения, которые становятся классикой еще при его жизни.

Достоверно известно, что Людвиг никогда не любил чиновников. После того, как он оглох, его общение с друзьями имело вид переписки. В так называемых «разговорных тетрадях» они вели различные диалоги.

Музыкант Шиндлер имел 3 таких тетради, однако он вынужден был их сжечь, так как там было много выпадов и резких слов по отношению к действующей власти.

Биографы рассказывают, что однажды, гуляя с Иогангом Гёте по чешскому городу Теплице, они повстречали императора Франца в окружении большой толпы придворных.


Инцидент в Теплице

Гёте отошел в сторону и почтительно раскланялся, в полном соответствии с принятыми тогда обычаями.

Бетховен же и не подумал сворачивать со своего пути. Он прошел сквозь толпившуюся вокруг монарха свиту, едва притронувшись к своей шляпе.

По этому случаю была даже написана картина, которую вы можете видеть выше.

Личная жизнь

В биографии Бетховена было немало трагедий, связанных с женщинами. Несмотря на колоссальные достижения на музыкальном поприще, в кругу элиты его по-прежнему считали простолюдином. Из-за этого он не мог сделать предложение девушке из высшего сословия.

В 1801 г. Людвиг влюбляется в графиню Жюли Гвиччиарди. Но девушка не отвечает ему взаимностью и в скором времени выходит замуж за другого.

Неразделенная любовь стала настоящим ударом для Бетховена. Свои чувства он выразил в «Лунной сонате», которую сегодня исполняют во всем мире.

Следующим увлечением Бетховена становится овдовевшая графиня Жозефина Брунсвик, ответившая на ухаживания талантливого композитора. Однако родственники Жозефины напомнили ей о том, что простолюдин ей не пара, в результате чего она прекратила с ним общение.

Пережив вторую любовную драму, композитор делает предложение Терезе Мальфатти и вновь получает отказ. После этого он пишет гениальную сонату «К Элизе».


Самый известный портрет Бетховена

Перечисленные события биографии настолько сильно повлияли на Бетховена, что он решил до конца жизни оставаться холостяком.

В 1815 г. умирает его брат, оставив после себя сына Карла. Обстоятельства складываются таким образом, что именно Бетховену приходится стать для мальчика опекуном.

В скором времени выяснилось, что племянник имеет слабость к алкоголю. Как ни пытался Бетховен привить Карлу любовь к музыке и искоренить влечение к выпивке, у него ничего не получилось.

Дело дошло до того, что однажды юноша захотел покончить жизнь самоубийством, но к счастью осуществить задуманное ему не удалось. В конечном счете, композитор отправил племянника на службу в армию.

Смерть

В 1826 г. Бетховен заболел воспалением легких, а вскоре его стали мучить еще и боли в желудке. Из-за неправильного лечения, болезнь все больше прогрессировала.

Людвиг был настолько слаб, что не мог даже ходить. Из-за этого он полгода пролежал в кровати с сильными болями.

26 марта 1827 г. Людвиг ван Бетховен умер. Вскрытие показало, что у него полностью разложилась печень.

Проститься с Бетховеном пришло около 20 000 человек, что в очередной раз доказывало всенародную к нему любовь. Похороны состоялись на Вэрингском кладбище.

Несколько интересных фактов из биографии Бетховена

  • Бетховен был первым музыкантом, которому городской совет назначил денежное пособие.
  • В 21 веке популярен миф о том, что композиции «Музыка ангелов» и «Мелодия слез дождя» написаны Бетховеном. На самом деле они никакого отношения к великому композитору не имеют.
  • Бетховен очень высоко ценил дружбу и всегда помогал бедным, хотя сам жил в постоянной нужде.
  • Мог одновременно работать над 5 произведениями.
  • В 1809, когда бомбардировал город, Бетховен переживал, что от взрывов снарядов потеряет слух. Поэтому он прятался в подвале дома и закрывал уши подушками.
  • В 1845 в Боне открыли первый памятник, посвященный композитору.
  • В основу песни «Битлз» «Because» положена «Лунная соната», проигранная в обратном порядке.
  • Гимном Евросоюза назначена «Ода к Радости» Бетховена.
  • Бетховен умер от отравления организма свинцом из-за врачебной ошибки.

Если вам понравилась краткая биография Бетховена – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии выдающихся людей вообще и в частности, – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

(1770-1827) немецкий композитор, пианист, дирижер

Людвиг Ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошел по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым.

Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.

Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Можно сказать, что Бетховен был многим обязан той благоприятной обстановке, которая сложилась при дворе курфюрста Кельна Франца Максимилиана. Людвиг прошел хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты - К. Нефе, И. Гайдн, И. Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.

В 1787 году Людвиг Ван Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в Австрию. Ее столица - Вена - славилась великими музыкальными традициями. Там жил Моцарт , учиться у которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!»

Но Людвиг Бетховен не смог долго задержаться в Вене из-за болезни матери. Правда, после ее смерти он вновь приехал туда, на этот раз по приглашению другого композитора - Гайдна.

Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живет в Вене. Вскоре он приобрел славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.

Время пребывания в австрийской столице было весьма плодотворным для начинающего композитора. За первое десятилетие пребывания там он создал 2 симфонии, 6 квартетов, 17 фортепианных сонат и другие сочинения.

Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжелый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжелый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжелые переживания и огромную любовь к жизни и музыке, Людвиг Ван Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.

Его мировоззрение определили идеи Великой французской революции 1789 года. Поэтому главными в его творчестве становятся темы жизни и смерти, братства и равенства людей, героический подвиг во имя свободы. Эти темы впервые прозвучали в его хоровой песне «Свободный человек», написанной под впечатлением революционных событий.

Творчество Бетховена явилось переходным этапом от канонической музыки Баха и Генделя, в которой еще сильны были догматические рамки церковной музыки, к музыке нового времени. Поэтому современники приняли не все сочинения Людвига Бетховена. Некоторых пугал накал страстей, мощь передаваемых эмоций, глубина философской проблематики. Другие говорили о сложности исполнения.

Людвиг Бетховен был не только величайшим композитором, но и замечательным пианистом. Поэтому столь выразительны его сонаты, которые современники называли «инструментальными драмами». В музыке иногда видят песни без слов. На первом месте стоит «Аппассионата». Бетховен ввел здесь особую форму, основанную на повторении мелодических циклов. Тем самым усиливалась основная мысль произведения и нарастал драматизм передаваемых разнообразных чувств.

В знаменитой «Лунной сонате», с наибольшей полнотой раскрылась личная драма Бетховена, из-за невозможности брака с графиней Юлией Гвиччиарди, которую композитор глубоко и страстно любил.

В Третьей симфонии Бетховен продолжил поиски иных выразительных средств. Здесь он вводит новую для своего творчества тему жизни и смерти. Драматическая основа повествования отнюдь не означала появления пессимистических настроений, а, напротив, звала к решительному изменению действительности. Поэтому данная симфония больше известна под названием «Героическая». Ей присущи масштабность форм, богатство и скульптурная рельефность образов, выразительность и ясность музыкального языка, насыщенного волевыми ритмами и героическими мелодиями.

Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжелыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством. Симфония была впервые исполнена 7 мая 1824 года. Ее основная идея - единение миллионов. Об этом говорится и в хоровом финале этого гениального произведения на текст оды Ф. Шиллера «К радости».

По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Только в XX веке русские композиторы Д. Шостакович и А. Шнитке смогли достичь высот творческого духа Бетховена.

Почти одновременно с Девятой симфонией композитор создает «Торжественную мессу», где также проводит идею мира и братства человечества. Вместе с тем он выходит за рамки традиционного музыкального сопровождения торжественной службы, вводит мысль о необходимости конкретного воплощения единения всех людей. Монументальность, тщательная проработанность вокальных и инструментальных партий сделали это произведение новаторским.

Людвиг ВанБетховен написал всего одну оперу - «Фиделио» (1805). В этой героической опере монументальные сцены чередуются с бытовыми, нередко комедийными, зарисовками. Любовная история стала основой для передачи глубоких чувств и в то же время явилась откликом на революционные события своего времени.

В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.

Брамс, Мендельсон и Вагнер восхищались Бетховеном и считали его своим учителем.

Биография

Дом, где родился композитор

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне . Точная дата рождения не установлена, предположительно это 16 декабря, известна лишь дата крещения - 17-ого декабря 1770 года в Бонне в католической церкви Св. Ремигия. Его отец Иоганн (Johann van Beethoven , 1740-1792) был певцом, тенором , в придворной капелле , мать Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (Maria Magdalena Keverich , 1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвига (1712-1773) служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом , затем капельмейстером . Он был родом из Мехелена в Южных Нидерландах , отсюда и приставка «ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке . В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе , другой - на скрипке.

В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе . Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром » Баха и произведениями Генделя , а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха , Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь , изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался :

Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи.

Среди любимых писателей Бетховена - древнегреческие авторы Гомер и Плутарх , английский драматург Шекспир , немецкие поэты Гёте и Шиллер .

В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок ».

Он всех заставит говорить о себе!

Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года . Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта.

Проездом из Англии в Бонне остановился Гайдн. Он с одобрением отзывался о композиторских опытах Бетховена. Юноша решает ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного композитора, так как, вернувшись из Англии, Гайдн становится ещё известнее. Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн.

Первые десять лет в Вене

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену :

Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта - это всегда он сам.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза . Его игра поразила слушателей.

Бетховен в 30 лет

Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль , далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 «Патетической» (название дано самим композитором), № 13 и № 14 . Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («в духе фантазии»). Сонату № 14 поэт Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к финалу, оно закрепилось за всем произведением.

Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.

Бетховен отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил : «Таким свиньям я играть не буду! ». И никакие извинения и уговоры не помогли.

В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского. Лихновский очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущённый композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же - только один! »

Однако, несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат :

Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея », Первая и Вторая симфонии .

Тереза Брунсвик, верный друг и ученица Бетховена

В 1796 году Бетховен начинает терять слух . У него развивается тинит - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству :

Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.

В Хайлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической .

В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.

Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжёг их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточённые выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями».

Поздние годы (1802-1815)

Когда Бетховену было 34 года, Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном ».

В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена » .

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио ». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году , когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине .

Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех… »

Последние годы

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора .

В Австрии, после поражения Наполеона, был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство пресекало любые «свободные мысли». Многочисленные тайные агенты проникали во все слои общества. В разговорных тетрадях Бетховена то и дело встречаются предупреждения: «Тише! Осторожно, здесь шпион! » И, вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте! »

Могила Бетховена на центральном кладбище Вены, Австрия

Однако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини , просматривает сборник песен Шуберта , знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок » и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем.

После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.

Похороны Бетховена

Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного.

Учитель

Бетховен начал давать уроки музыки ещё в Бонне. Его боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался самым преданным другом композитора. Брейнинг помог Бетховену в переделке либретто «Фиделио». В Вене ученицей Бетховена стала юная графиня Джульетта Гвиччарди . Джульетта была родственницей Брунсвиков, в семье которых композитор бывал особенно часто. Бетховен увлёкся своей ученицей и даже думал о женитьбе. Лето 1801 года он провёл в Венгрии, в имении Брунсвиков. По одной из гипотез, именно там была сочинена «Лунная соната » . Композитор посвятил её Джульетте. Однако Джульетта предпочла ему графа Галленберга , посчитав именно его талантливым композитором. О сочинениях графа критики писали, что в них можно точно указать, из какого произведения Моцарта или Керубини заимствована та или другая мелодия. Ученицей Бетховена была и Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальной одарённостью - прекрасно играла на рояле, пела и даже дирижировала.

Познакомившись с известным швейцарским педагогом Песталоцци , она решила посвятить себя воспитанию детей. В Венгрии Тереза открыла благотворительные детские сады для детей бедняков. До самой смерти (Тереза умерла в 1861 году в преклонном возрасте) она осталась верна избранному делу. Бетховена связывала с Терезой длительная дружба. После смерти композитора было найдено большое письмо, которое получило название «Письмо к бессмертной возлюбленной». Адресат письма неизвестен, но некоторые исследователи считают «бессмертной возлюбленной» Терезу Брунсвик.

Ученицей Бетховена была и Доротея Эртман, одна из лучших пианисток Германии. Один из современников так отзывался о ней :

Высокая, статная фигура и прекрасное, полное одушевления лицо, вызвали во мне… напряжённое ожидание, и все-таки я был потрясён, как никогда, её исполнением бетховенской сонаты. Я ещё никогда не встречал соединения такой силы с проникновенной нежностью - даже у величайших виртуозов.

Эртман славилась исполнением бетховенских произведений. Композитор посвятил ей Сонату № 28. Узнав, что у Доротеи умер ребёнок, Бетховен долго играл ей.

Доротея Эртман, немецкая пианистка, одна из лучших исполнительниц произведений Бетховена

В конце 1801 года в Вену приехал Фердинанд Рис . Фердинанд был сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же сочинял. Однажды Бетховен сыграл ему только что законченное адажио . Музыка так понравилась юноше, что он запомнил её наизусть. Зайдя к князю Лихновскому, Рис сыграл пьесу. Князь выучил начало и, придя к композитору, сказал, что хочет сыграть ему своё сочинение. Бетховен, мало церемонившийся с князьями, категорически отказался слушать. Но Лихновский все-таки заиграл. Бетховен сразу догадался о проделке Риса и страшно рассердился. Он запретил ученику слушать свои новые сочинения и действительно никогда больше ему ничего не играл. Однажды Рис сыграл свой марш, выдав его за бетховенский. Слушатели пришли в восторг. Оказавшийся тут же композитор не стал разоблачать ученика. Он лишь сказал ему :

Видите, милый Рис, каковы эти большие знатоки. Дай им только имя их любимца, и больше им ничего не нужно!

Однажды Рису довелось услышать новое создание Бетховена. Как-то на прогулке они заблудились и вернулись домой к вечеру. По пути Бетховен рычал бурную мелодию. Придя домой, он сразу сел за инструмент и, увлечённый, совсем забыл о присутствии ученика. Так родился финал «Аппассионаты».

В одно время с Рисом у Бетховена начал заниматься и Карл Черни . Карл был, пожалуй, единственным ребёнком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный чешский педагог Венцель Черни. Когда Карл впервые попал в квартиру Бетховена, где, как всегда, царил беспорядок, и увидел человека с тёмным небритым лицом, в жилете из грубой шерстяной ткани, то принял его за Робинзона Крузо .

Бетховен за работой дома

Черни прозанимался у Бетховена пять лет, после чего композитор выдал ему документ , в котором отмечал «исключительные успехи ученика и его достойную удивления музыкальную память» . Память у Черни действительно была поразительной: он знал наизусть все фортепианные сочинения учителя.

Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Среди его учеников был Теодор Лешетицкий , которого можно назвать одним из основателей русской фортепианной школы. С 1858 года Лешетицкий жил в Петербурге, а с 1862 по 1878 год преподавал в только что открытой консерватории. Здесь у него учились А. Н. Есипова , впоследствии профессор той же консерватории, В. И. Сафонов , профессор и директор Московской консерватории, С. М. Майкапар .

В 1822 году к Черни пришли отец с мальчиком, приехавшие из венгерского местечка Доборьян. Мальчик не имел понятия ни о правильной посадке, ни об аппликатуре, но опытный педагог сразу понял, что перед ним необыкновенный, одарённый, может быть, гениальный ребёнок. Звали мальчика Ференц Лист . Лист прозанимался у Черни полтора года. Успехи его были столь велики, что учитель разрешил ему выступать перед публикой. На концерте присутствовал Бетховен. Он угадал одарённость мальчика и поцеловал его. Лист всю жизнь хранил память об этом поцелуе.

Не Рис, не Черни, а Лист унаследовал бетховенскую манеру игры. Подобно Бетховену, Лист трактует рояль как оркестр. Во время гастролей по Европе он пропагандировал творчество Бетховена, исполняя не только его фортепианные произведения, но и симфонии, которые он адаптировал для рояля. В те времена музыка Бетховена, особенно симфоническая, была ещё неизвестна широкой аудитории. В 1839 году Лист приехал в Бонн. Здесь уже несколько лет собирались поставить памятник композитору, но дело продвигалось медленно.

Лист восполнил недостающую сумму выручкой от своих концертов. Только благодаря этим усилиям памятник композитору был поставлен.

Причины смерти

В кинематографе

  • О судьбе композитора сняты фильмы «Племянник Бетховена» (режиссёр Пол Моррисси) и «Бессмертная возлюбленная » (в главной роли Гэри Олдмен). В первом он представлен как латентный гомосексуал , ревнующий ко всем собственного племянника Карла; во втором разрабатывается идея, что отношение композитора к Карлу было обусловлено тайной любовью Бетховена к его матери.
  • Главный герой культового фильма «Заводной апельсин » Алекс очень любит слушать музыку Бетховена, поэтому фильм насыщен ею.
  • В фильме «Запомните меня такой» снятом в 1987 году на Мосфильме Павлом Чухраем звучит музыка Бетховена.
  • Фильм-комедия «Бетховен » не имеет ничего общего с композитором, кроме того, что в его честь назвали собаку.
  • В фильме «Героическая симфония» Бетховена сыграл Ян Харт .
  • В советско-германском фильме «Бетховен. Дни жизни» Бетховена сыграл Донатас Банионис .
  • В фильме «Знaмение » главный герой любил слушать музыку Бетховена, а в конце фильма, когда начинался конец света, все погибали под вторую часть Седьмой симфонии Бетховена.
  • В фильме «Переписывая Бетховена » рассказывается о последнем годе жизни композитора (в главной роли Эд Харрис).
  • Художественный 2-серийный фильм «Жизнь Бетховена» (СССР, 1978, режиссёр Б. Галантер) основан на сохранившихся воспоминаниях о композиторе его близких друзей.
  • Фильм «Лекция 21» (Италия, 2008), дебют в кино итальянского писателя и музыковеда Алессандро Барикко, посвящён «Девятой симфонии».
  • В фильме «Эквилибриум » (США, 2002 год, режиссёр Курт Уиммер) главный герой Престон обнаруживает несметное количество грампластинок. Одну из них он решает прослушать. В фильме звучит фрагмент девятой симфонии Людвига Ван Бетховена.
  • В фильме «Солист » (США, Франция, Великобритания режиссёр Джо Райт) Сюжет основан на реальной истории жизни музыканта Натаниеля Айерса. Карьера молодого виртуоза-виолончелиста Айерса прерывается, когда он заболевает шизофренией. Многие годы спустя о бездомном музыканте узнаёт журналист Los Angeles Times , результатом их общения становится серия статей. Айерс просто бредит Бетховеном, он постоянно исполняет его симфонии на улице.

В неакадемической музыке

  • В песне The Moon из альбома Tarot испанской пауэр-метал -группы Dark Moor присутствуют значительные фрагменты из «Лунной сонаты» (I часть) и Пятой симфонии (I и IV части).
  • В 2000 году нео-классик металл -коллектив Trans-Siberian Orchestra выпустил рок-оперу Beethoven’s Last Night, посвящённую последней ночи композитора.
  • В композиции Les Litanies De Satan с альбома Bloody Lunatic Asylum (англ. ) итальянского готик -блэк-метал -коллектива Theatres des Vampires в качестве аккомпанемента к стихам Шарля Бодлера использована Соната № 14.
  • «Beethoven Was Deaf» («Бетховен был глух») - так назвал свой концертный альбом Morrissey, певец из Великобритании.

В популярной культуре

Вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них - слепые, трое - глухие, один - умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Посоветуете ли Вы ей сделать аборт?

Если Вы посоветовали сделать аборт - Вы только что убили Людвига ван Бетховена.

Родители Бетховена поженились в 1767 году . В 1769 году родился их первый сын, Людвиг Мария, который умер через 6 дней, что было довольно обычным для того времени. Не сохранилось данных о том, был ли он слепым, глухим, умственно отсталым и т. п. В 1770 году родился Людвиг ван Бетховен. В 1774 году родился третий сын, Каспар Карл ван Бетховен, скончавшийся в 1815 году от туберкулёза лёгких. Ни слепым, ни глухим, ни умственно отсталым он не был. В 1776 году родился четвёртый сын, Николаус Иоганн, обладавший завидным здоровьем и скончавшийся в 1848 году. В 1779 году родилась дочь Анна Мария Франциска, она умерла через четыре дня. Про неё также не сохранилось данных о том, была ли она слепой, глухой, умственно отсталой и т. п. В 1781 году родился Франц Георг, который умер через два года. В 1786 году родилась Мария Маргарита, она умерла через год. В том же году мать Людвига умирает от туберкулёза, распространённой в то время болезни. Оснований предполагать, что она страдала венерическими заболеваниями, нет. Отец, Иоганн ван Бетховен, скончался в 1792 году .

Случай в Теплице

Музыкальные фрагменты

Концерт 4-1
Помощь по воспроизведению

См. также

Примечания

Литература

  • Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчество.
  • Корганов В. Д. Бетховен. Биографический этюд. - М .: Алгоритм, 1997. (djvu-книга на www.libclassicmusic.ru)
  • Борис Кремнев. Бетховен ЖЗЛ
  • Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: В 2-х т. - М .: Московская консерватория, 2009.
  • Альфред Аменда. Аппассионата. Роман из жизни Людвига ван Бетховена.

Ссылки

  • Все концерты и сонаты для фортепиано Бетховена в исполнении мастеров
  • Piano Sonatas n. 22, 27 MP3 Creative Commons Recording