Владимир Васильев: «Мне тесно в рамках одной профессии. "Культовая персона"

Сегодня солист Большого и Михайловского театров Иван Владимирович Васильев, несмотря на свою молодость, известен во всем мире. Что ни день, то новое достижение, и все благодаря трудолюбию и целеустремленности. Тем не менее, 2015-й был для него по-настоящему знаковым. Он женился на своей партнерше по сцене, невероятно красивой балерине Марии Виноградовой, а также дебютировал в качестве хореографа, поставив свой первый спектакль "Балет №1" зале "Барвиха Luxury Village". В данной статье мы вам расскажем о раннем периоде жизни, о становлении в качестве артиста балета и о том, каким человеком является вне сцены талантливый танцовщик и уже хореограф Иван Васильев.

Биография

Будущая звезда Большого и петербургского Михайловского театров родился в селе Тавричанка (Приморский край), в семье, которая не имела никакого отношения к искусству. Его отец, Владимир Викторович Васильев, кстати, полная тезка известного премьера Большого театра 60-70 гг., был военным офицером, а мама нигде не работала, оставаясь его верной спутницей, которая всюду, из одной республики в другую, из воинской части в часть, следовала за ним, вела хозяйство и занималась воспитанием их сыновей. Когда Ване было 4 года, семья переехала в Украину, Днепропетровск. Вскоре после этого мама решила отдать старшего сына в детский народный ансамбль. Ваня был еще совсем мал, но ему так понравилось в танцевальном зале, и он стал там такое вытворять, что руководитель ансамбля заинтересовался музыкальным и пластичным крохой, и решил сделать для него исключение, приняв вместе со старшим братом в группу.

Знакомство с балетом

Так сложилось в жизни танцора, что где бы Иван Васильев ни учился, он всюду оказывался на парочку лет моложе своих одноклассников. В 7-летнем возрасте мальчик с мамой впервые попал на балет. На протяжении всего спектакля он не проронил ни слова и только его восторженно блестящие глазки лучше всяких слов говорили о том, что творится в его душе. Из театра он уходил всецело влюбленный в этот вид высокого искусства. Дома он стал просить родителей отправить его в балетную школу. Для военного было нелегко свыкнуться с мыслью, что его сын желает связать свою жизнь с таким “не мужским “ занятием. Однако мама сумела убедить отца, что их сын, наверное, рожден именно для этого, и отец сдался. Вскоре в списке поступивших в первый класс Днепропетровской хореографической школы числился Иван Васильев. Балет с этого момента стал неотъемлемой частью его жизни. Мальчик особо не выделялся своими физическими данными, наоборот, некоторым хореографам казалось, что с таким типом фигуры, совсем не стройными и недлинными ногами (главным “инструментом” танцовщика) он не сможет достичь больших высот в этом виде танцевального искусства, однако время показало, что они ошибались. А пока мальчик всех удивлял свой работоспособностью, невероятной энергетикой и целеустремленностью.

Образование

Далее судьба занесла семью будущего солиста лучших театров страны в Республику Беларусь, и здесь Иван Владимирович Васильев поступает в Белорусский государственный хореографический колледж, где начинает заниматься классическим балетом под руководством заслуженного деятеля РБ балетмейстера А. Коляденко. Кстати, несмотря на юный возраст (12 лет) Ваню приняли сразу на 3-ий курс, поскольку на вступительном экзамене он стал выполнять такие сложные элементы, которым в колледже начинали обучать только к концу второго курса. Вскоре его отправили на конкурс, где он исполнил вариации, которые входили в программу танцоров старшего возраста и этим, естественно, удивил членов жюри.

Внешние данные

Танцор рассказывает, что некоторые педагоги не желали видеть очевидное и не верили, что из него выйдет что-то путное, исходя из его физических параметров. Они даже не могли предположить, что столько всего нового привнесет Иван Васильев. Балет, рост для которого имеет большое значение, довольно консервативное искусство. Рост Ивана, конечно же, был далеко не высоким, и хореографы сомневались, сможет ли он красиво смотреться на сцене, да и ноги были коротковаты, и как говорили некоторые учителя, выдавали его плебейские корни. Но, как видите, они ошиблись. Иван Васильев доказал, что для достижения высот в карьере танцовщика внешность - не самое главное, хотя юноша до изнеможения работал над своим телом, в результате тренировок он, слово скульптор, изваял из него нечто совершенное. Его торсом невозможно не залюбоваться, он достоин восхищения, похожий на повернутый вершиной к талии равнобедренный треугольник.

В Москву

Еще не окончив училища, Иван Васильев, балет в жизни которого в тот период играл самую важную роль, проходил стажировку в Белорусском Большом театре и исполнял сольные партии в постановках «Дон Кихот» и «Корсар». Однако все его помыслы были связаны с Москвой - именно здесь он видел себя в будущем. И вот, получив диплом, он взял билет на поезд и на свой страх и риск отправился в столицу страны, которую считал своей родиной. Его, конечно же, отговаривали, однако в Москве, что ни говори, ценится истинный талант.

Премьер главного театра страны

В 2006 г. талантливый танцовщик был принят в Большой театр, где дебютировал в спектакле “Дон Кихот" в роли Базиля. Через 4 года он уже стал премьером труппы балета, причем минуя звание ведущего солиста, что происходило крайне редко. Здесь он исполнял главные партии в легендарных спектаклях: “Жизель”, «Спартак», “Щелкунчик”, «Дон Кихот», «Петрушка». Его руководителем-хореографом был Юрий Владимиров. До того как стать премьером, Иван Васильев успешно принял участие в великолепном проекте международного уровня «Короли танца» (2009 г.). Здесь он танцевал на одной сцене с такими известными танцовщиками, как Дэвид Холберг, Хосе Мануэль Карреньо, Хоакин Де Лус, ну и соотечественниками - Николаем Цискаридзе, Денисом Матвиенко и др.

Иван Васильев: Михайловский театр

Не секрет, что быть премьером Большого театра - заветная мечта всех балетных танцоров, вершина карьеры. И представьте, каким было удивление всех посвященных, когда они узнали о том, что Иван Васильев и Наталья Осипова (его партнерша по многим спектаклям и его подруга) отказались репетировать “Дон Кихота” и решили уехать в Санкт-Петербург, причем не в Мариинский, а Михайловский театр. Конечно, это прозвучало как гром среди ясного неба. Дирекция Большого была в недоумении. Вот такую странную информацию содержит профессиональная биография. Иван Васильев позже объяснил свое решение тем, что ему нужен был новый стимул, новая жесткая мотивация. Однако Большой не пожелал полностью расстаться со своим любимчиком, и он сегодня является для театра “guest star - "приглашенной звездой". Кстати, в том же качестве он выступает в «Ла Скала», в Римском оперном театре, Баварском балете, в Мариинском и Новосибирском театрах оперы и балета, а также регулярно выходит на сцену Американского театра балета. Он сумел поднять до невероятного уровня Михайловский театр. Здесь он является исполнителем ведущих партий в балетных постановках "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Баядерка", "Жизель", "Пламя Парижа", "Корсар", "Лебединое озеро", "Лауренсия", "Привал кавалерии", "Сильфида", "Тщетная предосторожность" и др. Иван Васильев, безусловно, сумел достичь самой вершины в карьере танцора. Он входит в число самых высокооплачиваемых артистов балета во всем мире. Разве это не все, к чему он стремился?

Хореограф

Нет. И. Васильев рассказывает, что уже в 12-летнем возрасте, анализируя работу своих хореографов, и в душе не соглашаясь с ними, он мечтал о том, что придет время, и он сам сможет сделать собственную постановку. В 2015 году в конце весны ему удалось осуществить свою мечту. Его дебютным спектаклем стал «Балет № 1», где он использовал невероятные трюки и элементы, словно желая показать, куда могут дойти возможности человеческого тела, как в сольных, так и дуэтных партиях. Премьера состоялась на сцене зала "Барвиха Luxury Village" и имела невероятный успех. Главное, что сам балетмейстер был доволен собой, и он сообщил, что это только начало, впереди всех ждут новые невероятные постановки.

Иван Васильев: личная жизнь

После того как Васильев приехал в Москву и устроился в Большом театре, у него завязались отношения с коллегой, Натальей Осиповой. В тандеме с ней они в течение 4-х лет шли к званию премьера и примы главного театра страны. После этого все знакомые ждали, что пара узаконит свои отношения и сыграет грандиозную свадьбу, однако вдруг она распалась, а вскоре Ивана стали замечать в компании другой балерины Большого театра, Марии Виноградовой. Они танцевали в дуэте в балете «Спартак». После этого молодые встали встречаться и после репетиций, причем на первое свидание И. Васильев пригласил свою девушку в Большой театр, но не на балет, а на оперу. Наверное, им забавно было оказаться хотя и в знакомой обстановке, но не на родной сцене, а перед ней, в зрительском зале.

Свадьба

Свое предложение руки и сердца Ваня сделал Марии в очень романтической обстановке. Он усеял всю комнату лепестками роз и украсил ее воздушными шарами. Он встал на одно колено, словно средневековый рыцарь, и протянул возлюбленной коробочку с невероятно дорогим кольцом. Оказалось, это была дизайнерская работа известного ювелирного бренда “Графф”, которая обошлась артисту в 50.000 долларов. Ну какая девушка могла устоять перед таким признанием? Мария, естественно, дала свое согласие, и они стали готовиться к свадьбе, которая состоялась летом 2015 года. Церемония бракосочетания была очень красивой, а молодые выглядели более чем счастливыми. Ровно через год после этого у Марии и Ивана родился первенец - дочь Анна.

Владимир Васильев стал в отечественном балете поистине человеком-эпохой. Между тем, начало жизни будущего танцовщика, казалось бы, не предвещало балетной карьеры.

Будущий знаменитый танцовщик появился на свет в 1940 году в Москве. Родители его не были связаны с искусством вообще и с балетом в частности: отец был шофёром, мать – начальником сбыта. Семья была счастливой, несмотря на идеологические различия (отец был убежденным атеистом, а мать – православной христианкой). Раннее детство Владимира пришлось на тяжёлые годы войны – отец мальчика был на фронте, мать в три смены работала на заводе.

В детстве у Владимира было много друзей, и один из них пригласил его в хореографический кружок в Доме пионеров, где занимался сам. Преподаватель Е. Р. Россе разглядела его талант, и семилетний Владимир начал обучаться искусству танца. В кружке он довольно быстро стал лучшим учеником – настолько, что другие ребята разучивали движения на его примере. В 1948 году детский хореографический ансамбль выступал на сцене Большого театра, Владимир участвовал в исполнении украинского и русского танцев – и именно тогда он в полной мере осознал своё желание связать жизнь с балетом.

В 1949 году Владимир Васильев поступил в Московское хореографическое училище, где тоже становится одним из лучших. Уже в студенческие годы проявляются те качества, которые впоследствии будут отличительными чертами танцовщика: экспрессия, лёгкость прыжка, сила и мужественность танца, актёрские данные. Обучается он у Михаила Габовича, который характеризовал своего ученика следующим образом: «Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом». Ещё более определённо высказалась о нём Т. Ткаченко после его выступления в балете «Франческа да Римини», где юноша убедительно раскрыл глубоко трагичный образ старого мужа героини: «Мы присутствуем при рождении гения!»

В 1958 году, завершив учебу, Владимир Васильев становится артистом Большого театра. Он выступает в характерных образах в оперных хореографических сценах – цыганский танец в «Русалке» А. Даргомыжского, лезгинка в «Демоне» Н. Рубинштейна. Исполнение им роли Пана в «Вальпургиевой ночи» в «Фаусте» Ш. Гуно привлекло к нему внимание , и с нею он исполнил свою первую классическую партию в Большом театре – солист в балете « ».

Поистине триумфальным оказалось выступление Владимира Васильева в балете « » в 1959 году в постановке . Балетмейстер доверил ему главную роль – Данилы. Этот успех открыл для молодого танцовщика путь к различным центральным партиям: Принц в « », Батыр в «Шурале», Фрондосо в « », заглавные роли в балетах «Паганини» и « » и другие.

Для некоторых партий Владимир Васильев стал первым исполнителем: солист в «Танцевальной сюите» А. Варламова на музыку , Лукаш в балете О. Тарасовой и А. Лапаури музыку М. Скорульского «Лесная песнь», Иванушка в « » Р. Щедрина в постановке А. Радунского. Танцовщик участвовал в первом исполнении двух хореографических редакций балета А. Хачатуряна « »: в постановке он исполнил роль раба, а в постановке – заглавную партию. Принимал он участие в первом исполнении и других балетов в постановке : главная роль в « », принц Дезире в «Спящей красавице», в одноимённом балете на музыку , Сергей в «Ангаре» на музыку А. Эшпая. Он был первым танцовщиком, исполнившим в СССР роль Ромео в балете М. Бежара на музыку Г. Берлиоза « ». Ценил танцовщика и другой балетмейстер – К. Голейзовский, создавший для него миниатюру «Нарцисс» и партию Меджнуна в балете «Лейли и Меджнун» на музыку С. Баласаняна.

Выдающийся отечественный танцовщик назвал В. Васильева «гениальным исключением из правил», имея в виду его исключительную способность к перевоплощению. Он был одинаково убедителен в образе лиричного Щелкунчика-принца, героического Спартака, страстного Базиля в « ». Балетмейстер Ф. Лопухов, сопоставляя балетные образы с оперными голосами, говорил, что В. Васильев – это «и тенор, и баритон, и бас». Выступления В. Васильева за рубежом были так же успешны, как на родине: его называли «богом танца» во Франции, он удостоился звания почетного гражданина американского города Тусона и Буэнос-Айреса. Его талант оценил такой известный итальянский режиссер, как Франко Дзефирелли – в его фильме-опере « » В. Васильев поставил и исполнил испанский танец.

Ещё в студенческие годы возникло чувство между Владимиром Васильевым и балериной . В 1961 году они стали супругами, и стала для танцовщика не только женой, но и постоянной партнёршей, которую он называл своей музой.И. С. Баха «Даруй нам мир», в которой сочетаются элементы оратории, балета и драматического действа.

Балет – главная, но не единственная область творчества Владимира Васильева: он занимается живописью и пишет стихи.

Музыкальные Сезоны

Хореограф Владимир Васильев всегда отличался свежим взглядом даже на классические произведения и неповторимой работоспособностью.

Сам Васильев также снимается в фильмах-балетах. Его можно увидеть в цветном телевизионном балете "Трапеция", телебалетах "Спартак", "Жиголо и Жиголетта".

Работа балетмейстером

Когда Васильев понял, что его карьера на сцене подходит к концу, он не пожелал оставлять балет. Для этого в 1982 году он получает диплом государственного института театрального искусства (ГИТИС) на балетмейстерском отделении.

Тогда же он начинает сам преподавать в этом вузе, делится со студентами секретами своего мастерства. Педагогом балетмейстер Васильев работает до 1995 года. При этом на протяжении целых десяти лет руководит кафедрой хореографии. В 1989 году получает звание профессора.

Во главе Большого театра

До 1995 года Владимир Васильев балетмейстером был первоклассным. Поставил не один балет, который до сих пор с успехом идет на сцене Большого театра.

В 1995 году в его карьере наступает новый этап. Он получает пост художественного руководителя Большого театра, который параллельно совмещает с должностью директора этого учреждения культуры. На этом посту он проработал на протяжении пяти лет. Большой театр с Владимиром Васильевым сегодня ассоциируется у многих отечественных и зарубежных зрителей.

Во главе Большого театра он запомнился не только появлением новых постановок, но и тем, что в 1999 году основал балетную школу Большого театра в далеком городе Жоинвилле, расположенном в Бразилии.

В последние годы имя Владимира Васильева, балетмейстера, все реже встречается в средствах массовой информации. В центре общественного внимания он оказался в 2003 году, когда в голландской столице Амстердаме вошел в состав жюри престижного конкурса "Евровидение для молодых танцоров".

В 2014 году Васильев на время снова вернулся на сцену. В мини-балете "Первый бал Наташи Ростовой" он исполнил роль Ильи Андреевича, отца героини. Это произведение было продемонстрировано зрителям в рамках зимних Олимпийских игр, которые проходили на территории России, в Сочи.

Личная жизнь

Был женат только один раз Владимир Викторович Васильев. Личная жизнь артиста - яркий пример крепкой и беззаветной любви. Его избранницей стала Екатерина Максимова. Она была балериной, на протяжении многих лет они вместе выходили на сцену Большого театра.

Екатерина Максимова и Владимир Васильева были не только супругами, но и коллегами, друзьями и партнерами. Правда, в жизни, целиком посвященной творчеству, пришлось чем-то жертвовать. Детей у супружеской пары так и не было.

Несмотря на это, Екатерина Максимова и Владимир Васильев прожили долгую и счастливую совместную жизнь, полную радостей и разочарований. Но главное - они все время были вместе.

В 2009 году Максимова скончалась. Ей было 70 лет. С тех пор Васильев живет один. По его собственным словам, он лишился частички своей души и постоянно скорбит о возлюбленной. Все последние постановки, над которыми он работает, герой нашей статьи неизменно посвящает памяти любимой женщины.

Общественная деятельность

Васильев известен не только своей карьерой на сцене, но и общественной деятельностью. К тому же Владимир Васильев награды получал и от советской, и от российской власти. Везде его ценили и берегли.

Одно из первых значимых достижений - звание Заслуженного артиста РСФСР, полученное в 1964 году. Также у Васильева была премия Ленинского комсомола, Ленинская премия, орден Ленина. С 1973 года Владимир Васильев - Народный артист.

В 1981 году он получил орден Дружбы народов, спустя еще пять лет орден Трудового Красного Знамени. Уже в 2000 году президент России Владимир Путин вручил ему орден "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени с формулировкой за неоценимый вклад в развитие российского искусства хореографии. В 2008 году Васильев получил этот же орден и третьей степени. На этот раз за многолетнюю яркую общественную и творческую деятельность.

Много у Васильева и зарубежных наград. Во Франции он стал обладателем ордена "За заслуги", в Бразилии ордена Риу-Бранку, в Италии ордена Звезды Италии, в Японии - ордена Восходящего солнца.

Множество заслуг у Васильева и в педагогической сфере. Он почетный профессор МГУ, член Международной академии творчества, а также академии российского искусства. До сих пор является заместителем руководителя исполнительного комитета отечественного центра Международного совета танца при ЮНЕСКО. Входит в состав жюри независимой творческой премии "Триумф". На протяжении практически двух десятков лет руководит фондом памяти балерины Галины Улановой.

Большое значение в творческом мире имеет конкурс артистов балета "Арабеск". Васильев пять лет возглавлял жюри конкурса, а с 1996 году стал его художественным руководителем. Это открытый конкурс артистов балета, который ежегодно проводится в Перми.

Васильев вместе с супругой приложили много усилий, чтобы этот конкурс стал известным и знаменитым на весь мир.

В 2008 году состоялось знаковое событие. Оно совпало с пятидесятилетним юбилеем творческой деятельности легендарной супружеской пары. Поэтому конкурс был посвящен именно им. Он стал бенефисом Васильева и Максимовой.

В год своего семидесятилетия Васильев на конкурсе "Арабеск" станцевал в паре с Дарьей Хохловой, а также выступил в качестве постановщика-хореографа миниатюры "Баллада", поставленной на музыку Фредерика Шопена.

Сейчас Васильеву 77 лет. Несмотря на возраст, он продолжает вести активную творческую и общественную деятельность.

Друзья и знакомые о Васильеве

С теплотой и восхищением о Васильеве отзываются все, кто его знал и с ним работал. Или хотя бы видел на сцене. Балетмейстер Большого театра Игорь Моисеев вспоминает, что выступление Васильева - это поэзия, порыв духа. Он артист, обладающий феноменальной техникой, музыку и балет он просто подчиняет себе.

Театральный режиссер и народный артист РСФСР Борис Львов-Анохин утверждает, что герой нашей статьи имеет редкий на сегодняшний день дар сценического и пластического перевоплощения. Он олицетворяет собой русский балет.

Одна из его самых больших удач, по мнению Львова-Анохина, партия Щелкунчика в одноименной постановке.

Народный артист СССР Владимир Васильев - о том, как совместить живопись и балет, станцевать Шукшина и привить хореографам любовь к чтению.

В этом году балетмейстер и хореограф Владимир Васильев отмечает 60-летие творческой деятельности.

Кроме сцены в его жизни есть и еще одна страсть - живопись. К юбилейной дате в Доме Гоголя открылась выставка его картин «Сказки об Италии», а в Пермской художественной галерее на днях открывается экспозиция «Танцующая кисть».

О том, как совмещать занятия разными видами искусства, не оглядываться на былые заслуги и любить родину, народный артист СССР рассказал «Известиям».

Владимир Викторович, вы достигли в балете всех возможных высот. А теперь занялись живописью. Как вы думаете, к ней относятся так же требовательно, как и к выступлениям?

Наверное… Не знаю… Главное, я сам отношусь к собственной живописи требовательно. Мне нравится сам процесс работы, а после - у меня огромное количество претензий к себе. Это нормальная, совершенно естественная оценка. Мне кажется, только дилетанты восхищаются плодами своего творчества. У них обычно всё - прекрасно.

Возьмите Шаляпина. У него была постоянная неудовлетворенность, стремление завтра сделать лучше, чем сегодня. И так до бесконечности. Федор Иванович, кстати, был необыкновенно талантлив: лепил очень неплохо, рисовал.

- Вы занялись рисованием, потому что хотели везде поспеть, во всем себя проявить?

Просто мне всегда было тесно в рамках одной профессии! Это не для того, чтобы показать: «Я и это могу, и то мне по плечу». Нет. Мне хватает творчества, но мне всё интересно. Когда я начинал рисовать, делал это раза два в год. Всё время занимала основная профессия. Сейчас я рисую постоянно, каждый день. И это меня наполняет радостью творчества.

- Чем пишете?

В основном акварелью, потому что ее легче брать с собой в поездки. Когда я еду куда-нибудь, обязательно прихватываю краски. Они со мной были и в Италии, и в Бразилии, и на Енисее, и на Волге. Еще пишу маслом, но это только на Рыжевке в Костромской области. Там работается как нигде - только я и природа, и ничто не мешает нашему слиянию.

- А о том, чтобы добиться признания крупных музеев, вы не думали?


Владимир Васильев. Фото – М. Панфилович

Нет. Но мне приятно, когда художники и искусствоведы говорят, что я могу назвать себя профессиональным художником, когда пишут рецензии, спрашивают, продаю ли я свои картины. Наверное, время пришло и для этого. Тем более сейчас.

- Пенсии народного артиста СССР не хватает?

Да. Думаю, я не один, кто бы так ответил. Но я пока, слава богу, могу работать.

В последние годы вы уделяете много внимания молодым хореографам. С ними вы поставили спектакль по рассказам Шукшина. Разве можно станцевать Шукшина?

Можно. И Шукшина, и Платонова, и других великих. Я решил собрать наших отечественных современных хореографов и дать им возможность попробовать себя в особом проекте.

В рамках разных фестивалей, там, где есть к тому интерес, мы организуем творческие мастерские, которые обязательно связаны с литературой. В них наши современные хореографы ставят мини-балеты на тему творчества того или иного писателя.

Так мы сделали первый спектакль в Воронеже по произведениям Платонова. Литературоведы недоумевали: «Как же можно делать балет по Платонову?» А после спектакля один из литературных критиков сказал мне, что, пожалуй, ничего лучше на сцене по Платонову не видел.

- Вы не ведете их проторенной тропой. Ставите сложные задачи.

Да, это непросто. Современные хореографы обычно делают бессюжетные постановки. Я хочу показать им, как можно работать с сюжетом, с драматургией спектакля. Поэтому в моей мастерской они должны опираться на литературу и предпочтительнее - на серьезную музыку.

Не секрет, что сейчас молодежь мало читает. И этих знаний, этой основы им часто не хватает. Таким образом, для создания своих миниатюр им приходится больше читать.

У нас уже состоялось несколько мастерских - помимо платоновской еще по Астафьеву (на Азиатско-Тихоокеанском фестивале в Красноярске), по Шукшину (на Шукшинском фестивале в Барнауле), по Гоголю (на открытии конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой).

А в этом месяце откроется юбилейный, пятнадцатый по счету «Арабеск». И там тоже будет мастерская - по Толстому, к 190-летию со дня его рождения. Счастье, что ее будет снимать и даже показывать в режиме онлайн на своем сайте телеканал «Культура». И мы сможем показать открытие конкурса большему числу зрителей.

Не могу сказать, что мастерская - это какие-то уроки Владимира Васильева. Скорее я стараюсь делиться с молодежью своим опытом и тем ценным наследием, которое сам получил от своих великих учителей и предшественников.

- Почему бы вам не давать уроки в училище Большого театра?

В Московскую академию балета я пока приглашений не получал, но много уже сделал для Школы Большого театра в Бразилии. Я с удовольствием приезжаю и работаю там, где меня любят и ждут. Десять лет я руководил в ГИТИСе отделением хореографии. И был счастлив там.

Сейчас задача номер один в хореографии - увлечь человека эмоционально, заставить его сочувствовать героям на сцене. А для этого надо многое знать во всех областях искусства.

Меня потрясла информация, что вы получили звание народного артиста СССР после того, как Парижская академия танца присудила вам премию Вацлава Нижинского, назвав вас «Лучшим танцовщиком мира». Это действительно сыграло роль?

В Советском Союзе признание Запада если и имело какое-то значение, то не до такой степени, чтобы по этой причине «народного» давали. У нас звание не за это присуждали. Нужно было не один год серьезно доказывать, что ты этого звания достоин. И оно действительно было высшим и имело огромный вес.

- Что же могло подстегнуть чиновников?

Подстегнуло то, что у меня были главные роли и премьеры в Большом театре. Я к тому времени «Спартака» уже станцевал.

- Еще бы после «Спартака» не дать «народного»!

За него я получил Ленинскую премию. А к определению «Лучший танцовщик» я отношусь философски. В чем лучший? В этой партии, может быть, лучший, а в той - кто-то другой.

- Некоторые не стесняются с телеэкрана говорить, что они лучшие.

По-настоящему великие мастера, с которыми мне посчастливилось встречаться или работать, слово «я» произносили крайне редко. И это только добавляло им величия и достоинства. Впрочем, времена нынче иные: реклама и мелькание на экране - важное средство продвижения.

- Сам о себе не напомнишь - никто не вспомнит.

Может быть, сейчас это важно молодым - не знаю. Но время всё расставляет по своим местам. Оно - главный и, в общем-то, единственный судья. Хотя всё когда-нибудь забудется. Вот недавно исполнилось 20 лет со дня ухода из жизни Галины Улановой. Кто-то по телевидению или радио вспомнил об этом? А величин, подобных ей, в мире не так много.

В 2020 году вам исполнится 80 лет. Говорят, вы решили отметить юбилей постановкой Реквиема на сцене оперного театра в Казани.

У меня давным-давно была идея поставить Реквием Моцарта. С этим произведением уже была связана моя работа - «О, Моцарт, Моцарт» с Евгением Колобовым. Музыка эта гениальна, использовать ее - думаю, мечта любого хореографа. Обсуждения такие были, но пока окончательно концепция не сформирована.


Владимир Васильев. Фото – М. Панфилович

- Суеверны?

Нет. Когда-то мне хотелось сделать спектакль о художнике, прожившем большую жизнь и двигающемся к своему финалу. И лучшего музыкального ряда, чем Моцарт, для этого не найти. А сейчас передо мной уже совершенно иные картины. Посмотрим. Но, конечно, я бы хотел, чтобы мое творчество и дальше было связано с Татарским академическим театром оперы и балета.

- С чего началась ваша работа с казанским театром?

Еще 30 лет назад у меня появилась задумка поставить на большой сцене спектакль на Мессу Си минор Баха. Это грандиозное произведение, не сравнимое, на мой взгляд, ни с чем другим в музыке. Никогда и нигде оно не ставилось.

Но я хотел это сделать, чтобы получилось нечто зрелищное. Мечтал о Ватикане. Именно на площади Святого Петра хотел показать его, собрать международный состав исполнителей. Но в конце 1980-х это сделать было сложно. Все говорили: «Да, идея замечательная!» - но дальше дело не шло.

Шли годы, а идея не давала мне покоя. Большой театр или Мариинка очень подошли бы. У них и труппа огромная, и сцена, и возможности. Я хотел, чтобы на сцене одновременно находились и хор, и кордебалет, и певцы, и оркестр. Но я понимал, что вряд ли это там получится.

И вдруг случайно в разговоре с директором оперного театра в Казани Рауфалем Мухаметзяновым я поделился с ним своей мечтой. И он сразу предложил поставить Мессу Баха у них. Мне это не приходило в голову. Но когда я послушал хор театра - понял, что Бог посылает мне подарок в виде этой труппы.

- Почему русский балет так ценится в мире?

Да потому что за ним прекрасная школа и традиции. Оказывало и оказывает влияние на Запад именно русское искусство, русская широта, русская взыскательность и к самому себе, и к тому, что ты делаешь. Мне непонятно, почему у нас так преклоняются перед западным.

Шаляпин гордился тем, что он русский и что несет свет своего искусства именно из России. Обратите внимание: он гордился не собой, а тем, что получил на своей родине. В мемуарах Шаляпин писал, что его душа наполнялась радостью, когда он слышал хорошего певца, который оказывался русским по происхождению.

Вы говорите о русской балетной школе. Но все знают, какими жертвами дается успех. Можно ли добиться результата без муштры, без того, чтобы тебя били по ногам, критиковали? Может, лучше, когда тебя хвалят?

Кому как. К кому-то, наверное, можно подходить по всей строгости, а к другим - только по-хорошему. Я вспоминаю первые два года в школе. Мне было очень легко. Дети только учились читать, а я в первом классе почти всего Дюма прочел, а в 10 лет уже добрался до «Войны и мира». Меня никто не заставлял. Мне самому это было нужно. Так же было и в балете, и во всем другом, чем бы я ни занимался.

Владимир Васильев родился 18 апреля 1940 года в городе Москва. По окончании Московского хореографического училища в 1958 году, Володя был принят в балетную труппу Большого театра. Уже в годы учебы он поражал виртуозной техникой исполнения и несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На сцене Большого он дебютировал в балете «Каменный цветок» Ю.Григоровича в 1959 году.

Вскоре Васильев, завоевав любовь и признание зрителей и критики, стал одним из ведущих солистов балетной труппы этого театра более чем на 30 лет. Он станцевал главные партии современного и классического репертуара в балетах: «Золушка», «Страницы жизни», «Дон Кихот», «Паганини», «Жизель», «Ромео и Джульетта» и других. Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Он был первым исполнителем сольной партии в «Танцевальной сюите», в балете Р.Щедрина «Конек-Горбунок», в «Спартаке» А.Хачатуряна, в «Лесной песне» Г.Жуковского, в «Петрушке» И.Стравинского… Также Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом у таких постановщиков, как Р.Пети, М.Бежара, Л.Мясина.

Он создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Кроме Екатерины Максимовой – постоянной партнерши и жены Васильева, которую он всегда называл своей Музой, – с ним танцевали такие знаменитые балерины, как Г.Уланова (она на многие годы станет другом, педагогом и репетитором Васильева), М.Плисецкая, О.Лепешинская, Р.Стручкова, Н.Бессмертнова, И.Колпакова, А.Алонсо, Х.Мендес, Л.Кози, К.Фраччи и другие. Находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев уже тогда ощутил потребность в более полной реализации своего творческого потенциала – тягу к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» в 1971 году. В качестве хореографа, Васильев также поставил: «Эти чарующие звуки...», «Макбет», «Фрагменты одной биографии», «Анюта», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро» и другие.

Постановки Васильева восторженно принимала публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняли центральные партии. В настоящее время балеты в его постановке идут не только на сцене Большого театра, но и во многих других театрах России и мира. Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства – он снимался как драматический актер в художественных фильмах, в оригинальных телебалетах, где выступал не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Большой интерес вызывает у Васильева и педагогическая деятельность.

В 1982 году он окончил хореографический факультет ГИТИСа и с этого же года начал там преподавать, являлся заведующим кафедрой хореографии (1985-1995), а в 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.

В 1995-2000 годах Васильев был Художественным руководителем-директором Большого театра. В настоящее время Владимир Викторович активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, готовит новые спектакли и роли. Возглавляя Фонд Г.Улановой, Васильев ставит и проводит ежегодные гала-концерты «Галине Улановой посвящается».

Васильев – Народный артист СССР, лауреат различных российских и международных премий, награжден орденами и медалями. Он почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства и т.д. Творчеству Васильева посвящены фильмы и книги. Свободное время Владимир Викторович в основном посвящает живописи. Основная тема полотен Васильева – пейзажи, в которых он старается передать красоту русской природы (состоялось шесть персональных выставок его работ). Еще он пишет стихи, его перу принадлежит поэтический сборник «Цепочка дней».