Аннотация к произведению что делать. Правила написания аннотации для художественной книги

Урок 21

Класс 8А

Дата

Тема: Развитие речи. Составление аннотации к прочитанной книге

Цель: знакомство с понятием «аннотация» и различными её видами;

Задачи: - формировать умения: анализировать аннотации, определять тему, основную мысль текста, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;

развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать;

воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества.

Оборудование : индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по теме урока (аннотации); карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;

диагностические карточки; выставка книг.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Подготовительный этап.

Целеполагание.

Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать.

К а лендарь, я н варь, и н ей, ш о ссе, с т олица, н а тюрморт, о ц енка, б и ография, р я бина.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища. (Взаимопроверка).

Кто написал без ошибок?

Кто допустил 1-2 ошибки?

Выпишите вторую букву каждого слова, если написали слова без ошибок, из букв получиться понятие, которое мы будем сегодня анализировать.

Какое слово у Вас получилось? (Аннотация)

Определите тему урока.

Запишите название темы в тетрадь

Попробуйте сформулировать цели урока. (Познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно).

III. Работа по теме урока.

1 ) Мотивация необходимости знаний по данной теме.

Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем, когда Вы станете грамотными читателями.

2) Подготовка к восприятию нового материала .

Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг(выставка книг). Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?

Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое.

Предположите, что означает слово «аннотация».

(Аннотация – короткая характеристика книги.)

Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.

Проверьте, есть ли аннотации в твоих учебниках по литературному чтению.

Ка догадались, что это аннотация?

Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.

4) Аналитическое чтение аннотации.

Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?(карточки)

1

ДЕНИС ФОНВИЗИН

Аннотации к книге

«Недоросль» - шедевр русской драматургии, бессмертная комедия, знакомая нам еще со школьных лет. В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество. Крепостное право давно отменено, а вот невежество... «Не хочу учиться, хочу жениться», - заявляет недоросль по имени Митрофанушка, сын помещиков Простаковых. Воспитание превращает подростка в жестокое и ленивое существо. «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..» - скорее не вопрос, а горькое сожаление о судьбе России. И все было бы печально, если бы... не было так смешно!

2

Одиннадцатилетний мальчик-сирота Гарри Поттер живет в семье своей тетки и даже не подозревает, что он - настоящий волшебник. Но однажды прилетает сова с письмом для него, и жизнь Гарри Поттера изменяется навсегда. Он узнает, что зачислен в Школу Чародейства и Волшебства, выясняет правду о загадочной смерти своих родителей, а в результате ему удается раскрыть секрет философского камня.

3

Сказочная повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен об удивительной девочке Пеппи Длинныйчулок, которая обладает исполинской силой. Ей ничего не стоит пронести лошадь и побороть силача с мировым именем. Но главное - Пеппи умеет дружить. Если кто-то нуждается в ее бескорыстном участии, она, не задумываясь, придет на помощь.

Слово учителя:

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации, их также называют описательными или информационными, характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.

Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.

По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.

Общие аннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.

Специализированные аннотации, характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер.

Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа, которые посвящены определенной теме.

Аннотации могут быть и обзорными, то есть содержать обобщенную характеристику двух и более макротекстов, близких по тематике.

Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг на одну и ту же тему, с уточнением трактовки темы в каждом из аннотируемых произведений.

При написании дипломных и диссертационных работ особый интерес представляют справочные аннотации для получения своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники.

Знание правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.

Внимание! Текст аннотации не стандартизирован в отличие от библиографического описания. Аннотация отражает:

Тип и назначение аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник) и задачи, поставленные автором.

Структуру, тему и предмет аннотируемого произведения, основные положения и выводы автора.

Характеристику вспомогательных и иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.

Характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание.

IV . Физминутка для глаз.

6) Составление аннотации к любимой книге.

В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию:

1. Писатель….. рассказывает о ……..

2. Удивительные события происходят в книге………

3. Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.

4. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………

Но вы можете самостоятельно составить план своей анотации.

V. Итог урока

С каким понятием мы сегодня познакомились?

1. Аннотация – это …

а) краткий пересказ содержания;

б) подробное изложение текста.

2. Какие сведения может содержать аннотация?

б) иллюстрации к произведению;

в) краткое содержание;

г) перечень всех героев произведения;

д) тема книги.

VI. Рефлексия.

Что Вам понравилось на уроке?

Что оказалось трудным?

VII. Домашнее задание.

Написать

Вопросом задаются многие, ведь так называемое "саммари" ("описание" с английского) может понадобиться как к статье, так и к программе или к какому-либо проекту. В зависимости от деталей к аннотации могут предъявляться особые требования. Их-то мы и рассмотрим.

Что такое аннотация

Как уже было сказано чуть выше, аннотация - это описание. Это слово произошло от латинского аналога, обозначающего "замечание". Вот почему еще одной дефиницией аннотации считается краткая характеристика.

Как написать аннотацию

Итак, вы уже сделали какую-то письменную работу. Теперь ее нужно грамотно оформить. Как написать к работе аннотацию? Сейчас вы поймете, что это совершенно не является проблемой. Главное, придерживаться основных правил и следующих советов:

  • включайте характеристику основной темы;
  • пишите кратко и по существу;
  • выделяйте главное;
  • расскажите суть работы, не вдаваясь в ключевые подробности;
  • заинтригуйте.

Что нужно знать перед тем, как написать аннотацию

Как человека встречают по одежке, так и научную статью встречают по аннотации. Ее задача - показать, что автор умеет систематизировать и анализировать информацию, а также кратко, слаженно и понятно ее излагать. Как написать аннотацию к статье так, чтобы работа выглядела как можно более презентабельно?

  • В данной статье аргументируется...
  • Статья знакомит с исследованием...
  • Особое внимание акцентируется на...
  • Выделяются и описываются характерные особенности...
  • Актуальность данной статьи в том...
  • Автор прослеживает становление...
  • Предоставлено обоснование того...
  • Изложены взгляды на...

Важно в аннотации подчеркнуть, в чем состоит новаторство работы, чем она выделяется среди других, почему с ней стоит ознакомиться.

Примеры

Рассмотрим пример, как написать аннотацию к статье (работа содержит проекты космических лифтов):

"Данная работа является анализом последних достижений в области космической аэротехники. Систематизированы возможные проекты разработок космических лифтов. На основании этих данных приведены достоинства и недостатки каждой из моделей".

Аннотация к экономической статье:

"Статья знакомит с исследованием в области госфинансирования и госзакупок. Предложена реорганизация данного процесса. Выводы сделаны на основе анализа финансирования системы образования и здравоохранения таких государств, как США, Британия и Корея. Проведено сравнение экономических реформ Российской Федерации и указанных стран. Особое внимание уделено взаимосвязи между экономическими процессами в России и ее менталитетом".

К проекту

На самом деле, то, как написать аннотацию к проекту, не слишком отличается от того, как сочинить саммари к научной статье. В обоих случаях обязательным условием является новаторство. Значит, в аннотации, прежде всего, должно быть указано, что нового привнес автор своей работой. Различие же состоит в том, что аннотация к проекту обычно масштабнее и объемнее, чем к статье.

Аннотации пишется в том же стиле, каким выполнялась работа. В ней должно быть четко и сухо изложена вся информация. Для проекта это означает следующее:

  • указать тему;
  • суть проекта - цель его написания;
  • какие проблемы анализирует, на чем акцентирует внимание;
  • каковы результаты проведенного исследования/анализа;
  • выводы, исходя из проделанной работы.

Пример

Так как проекты могут быть совершенно разными, аннотации к ним тоже могут весьма отличаться. Для того чтобы знать, как правильно написать аннотацию, лучше рассмотреть парочку примеров.

Пример для экономического проекта:

  • Задача проекта: формирование экспериментального продукта, позволяющего увеличить степень состоятельности жителей района.
  • Представить новое банковское обслуживание с учетом спроса и внедрения технологических процессов.

Проблематика проекта:

  • Профессиональная деятельность в финансовой сфере.
  • Анализ данных и практика предоставления услуг банком в качестве базы для приобретения опыта
  • Обобщение и формирование подведенных итогов в отчетной форме.
  • Собрать и классифицировать типы услуг банка для жителей.
  • Исходя из проведенного анкетирования, сделать выводы по поводу необходимости банковского обслуживания в том или ином регионе.
  • Выявить недостатки настоящего подхода.

Завершение проекта:

  • В качестве результатов проекта исследовательская группа представляет отчет о проделанной работе с указанием итогов и выводов.
  • Каждый из членов команды демонстрирует собственные соображения по поводу банковского обслуживания, согласуя их с лидером группы.

Пример аннотации к курсовому проекту:

"Целью курсового проектирования было, прежде всего, составление программы, удобной для пользования ею простым обывателем.

Программа составлялась согласно требованиям, изложенным в задании курсового проектирования, пожеланиям преподавателя и логическим выводам по применению этой программы последующим пользователем.

Не менее важной целью курсового проектирования была отшлифовка навыков студента как будущего программиста на языке С++, развитие его понимания требований и пожеланий потенциальных заказчиков, умение мыслить логически и работать в обозначенные сроки.

При решении представленной задачи был использован пакет программ BorlandC++Builder6Full .

Поэтапно была разработана каждая из частей программы:

  • ввод необходимых строковых переменных в соответствующие поля;
  • описание работы кнопок редактирования, перевода, выхода и добавления нового слова;
  • обозначение условий для вывода перевода введенного слова, указание полей, куда выводится перевод;
  • кроме того, программа привязана к двум текстовым файлам, содержащим список английских и русских слов в соответствующем порядке, существует возможность расширения списков с помощью этой же программы.

В пакете программ BorlandC++Builder6Full была разработана форма диалогового окна, определена цель каждой из кнопок и окон ввода/вывода на этой форме.

В результате была составлена программа, которая переводит введенное пользователем слово или выдает сообщение о том, что такого слова нет в базе. Пользователь имеет право добавить его сам или не добавлять (по выбору). В разработке программы учтены возможные случаи ввода более одного слова в разном порядке".

К программе

Под программой в данном случае понимается образовательный план, то есть рабочая программа к дисциплине. Из этого возникает вопрос: как написать аннотацию к программе?

Она должна содержать:

  • нормативные документы, согласно которым она составлена;
  • цель учебной дисциплины, и сколько часов на нее выделено;
  • распределение по темам или список основных разделов;
  • каким образом проводится аттестация, как часто, в какое время.

Важный момент: составитель такой аннотации не указывается. Также необходимо разграничивать понятия и краткого содержания. Первое больше по объему.

Выводы

В статье рассмотрено, как написать аннотацию к статье, проекту и программе. Составляя любое описание, следует помнить о том, что означает аннотация. По существу, она является ответом на вопрос, что представляет собой тот документ, к которому она писалась. А значит, в ней нет места пустым рассуждениям "не по делу", а есть только сухое и краткое изложение фактов.

Со школьной скамьи мы сталкиваемся с термином «аннотация», но многие люди, даже в зрелом возрасте, так и не знают точного значения этого слова. Так что такое аннотация?

Аннотация - это краткое содержание основного смысла источника (книги, журнала, статьи). Основная задача аннотации - описать материал, указать на его достоинства и особенности. Благодаря аннотации, можно сразу понять, о чём пойдёт речь в книге или статье.

Виды аннотации

Каждый читатель, взяв в руки книгу и прочитав описание, с первой страницы может определить, какая она - научная или художественная. Всё это благодаря аннотации.

По сути и функциям аннотации делят на справочные и рекомендательные:

  • Справочная или информативная (описательная). Эта аннотация описывает главную тему текста, сообщает информацию, но не даёт конкретной оценки.
  • Рекомендательная. Такая аннотация даёт оценку первоисточника для определённой категории людей, конкретного возраста и других особенностей читателя.

По потребительскому назначению аннотации делятся на общие и специализированные.

Существуют обзорные аннотации, которые содержат в себе общее описание нескольких источников. Так же есть библиографические и издательские аннотации.

Библиографическая и издательская аннотации

Библиографическая аннотация находится на обороте титульной страницы книги. Она содержит сведения о назначении, жанре произведения, и времени создания. Эта аннотация содержит библиографические сведения и имеет большую ценность для сотрудников библиотеки (излагает необходимые сведения о книге и упрощает поиск). Её оформляют по всем правилам ГОСТа во время издания книги.

Издательская аннотация является обыкновенной рекламой и находится на задней обложке. Её задача - заинтриговать потенциального читателя, что бы он приобрёл книгу. Но в первую очередь, это описание должно заинтересовать издателя. Ведь только от него зависит, выйдет издание в печать или нет.

Правила написания аннотации для художественной книги

Так, что такое аннотация и как её написать? В издательском деле, слово «аннотация» приравнивается к рекламе. Ведь цель издательской аннотации - продать книгу. Если она написана правильно, читатель обязательно захочет приобрести издание.

При написании аннотации в первую очередь следует отталкиваться от того, на какую целевую аудиторию рассчитана книга. Если издание рассчитано на людей без литературных изысков, то предложения, составляющие аннотацию, должны быть краткими. Читателю нужно пообещать, что при прочтении книги он получит простое удовольствие, которое ему не хватает в обычной жизни - смех, слёзы, страх.


Если книга рассчитана на людей с изысканным вкусом, то акцент следует делать на эстетическом удовольствии от прочтения произведения и подачи качественной информации.

  • Где происходят описываемые действия.
  • Кто является главным героем происходящего.
  • Отличительные черты героя.
  • Сюжет (очень кратко, аннотация не должна быть объёмной).
  • Заключение.
  • Интересная информация об авторе.

Основные принципы написания интересной аннотации

Аннотация должна быть написана по принципу рекламного текста - кратко, ярко, впечатляюще. Ведь то, что означает слово аннотация, в данном случае, является рекламой книги. Основные качества текста, которые привлекают читателей:

  • Лёгкость . Текст аннотации должен отвечать на главный вопрос: О чём данная книга? Как бы ни хотелось расписать всё красочно и подробно, этого не стоит делать. Чем проще - тем лучше.
  • Внезапность . В описании должен быть намёк на что-то неожиданное: оригинальная идея, загадочная фраза, смелая шутка. Ведь если аннотация книги будет совпадать с той информацией, которой читатель уже владеет, он может проигнорировать этот экземпляр. Но если взгляд выхватит что-то неожиданное, то он точно захочет приобрести издание.
  • Конкретика . В аннотации должны быть затронуты конкретные действия, эмоции, проблемы. Даже если в книге упомянуто абстрактные темы, описать их следует более приземлено.
  • Убедительность . Если в описании книги будут вставлены подробности, о которых может знать только специалист, читатель воспримет издание как достойное внимания.
  • Эмоциональность . Опишите одного героя книги, а не несколько персонажей. Людям свойственно симпатизировать конкретному человеку.
  • История . Аннотацию следует писать, как очень маленький рассказ. Описать крошечную историю, с элементами неожиданности, взрывом эмоций и в которую хочется верить.

Если написать аннотацию, соответствующую всем критериям, получится очень интересная история, о которой захочется узнать более подробно.

Аннотация научной работы

Если в художественной литературе аннотация является рекламой книги, то, что значит аннотация в научной работе?

Написание аннотации к научной работе является показателем не только грамотного оформления, но и признаком того, что автор умеет систематизировать информацию.

Аннотация к научной работе выполняет следующие действия:

  • Позволяет ознакомиться с основным содержанием работы.
  • Помогает понять, есть ли смысл полностью изучать статью.
  • Позволяет найти нужную информацию в поисковых системах.

В аннотацию включены характеристики основной темы (исследования), задачи и результаты научной работы. В описании сказано, что нового несёт данная статья и чем она отличается от подобных работ. Правильно составленная аннотация, облегчит работу редактора и позволит быстрее напечатать и выпустить материал.


После аннотации составляются основные ключевые слова статьи, которые способствуют поисковой системе определить тему статьи.

В аннотации содержится не только суть статьи, но и результаты проведённых исследований, поэтому написать её может только автор, в отличие от описания к художественной литературе. Существует несколько правил, для правильного написания аннотации:

  • При написании использовать научный язык, но понятный для широкого круга людей.
  • Все характеристики излагать кратко и чётко.
  • Не отступать от требований, которые предъявляются к данным видам работ (содержание, объём).

Правильно составленная аннотация к тексту, является гарантией того, что читатель обязательно захочет ознакомиться с первоисточником, будь то научное издание или художественная литература.

Соискатели ученой степени, аспиранты и многие студенты знают, что научная статья должна сопровождаться аннотацией. Но далеко не все знают, как именно написать аннотацию к статье. В начале учебы это вполне объяснимо, но даже солидные ученые зачастую не придают большого значения аннотациям. Они сотрудничают с редакторами и копирайтерами, которые отлично знают, как пишется аннотация к статье, и берут на себя все технические тонкости. А молодые авторы пытаются написать аннотацию к статье самостоятельно, допуская много ошибок. Ошибки эти достаточно типичны, но они препятствуют продвижению статьи, ее одобрению научным сообществом и даже развитию карьеры перспективного специалиста.

Однако, насколько несправедливым это ни покажется, толковая статья может оказаться недооцененной из-за неправильной аннотации. Чтобы не получать свой текст на доработку, не тратить драгоценное время и нервы на мартышкин труд, лучше раз и навсегда выяснить, как правильно пишется аннотация к статье, запомнить и/или сохранить примеры аннотаций. Шаблоны аннотации к статье достаточно просты и лаконичны, но пользоваться ими нужно грамотно, чтобы не множить бессодержательные и безликие фразы, не раскрывающие сути вашей работы. Это касается написания аннотации к статье как на русском, так и на английском языке.

Что такое аннотация? Что пишут в аннотации к статье?
Аннотация – это сочетание краткого содержания и объективной характеристики текста. Аннотациями сопровождаются тексты разного стиля и жанра: книги (монографии и сборники), статьи, рукописи и публикации. Аннотации нужны читателям, редакторам, составителям, рецензентам и самим авторам, чтобы получить представление о предстоящем чтении, помочь в выборе, классифицировать и не потерять статью среди других на похожие темы. На первый взгляд, аннотацию легко перепутать с резюме, но между ними есть принципиальная разница. Аннотация всегда располагается перед началом текста, даже если содержит некоторые выводы. Есть и другие характерные особенности аннотации:

  • Главная цель аннотации – передать тему и основную мысль статьи, ее важнейшие тезисы и отличия от других статей аналогичной тематики. Аннотация должна продемонстрировать особенности статьи с точки зрения ее назначения и содержания, новизну, актуальность и уникальность, при этом не цитируя и пересказывая текст.
  • Аннотация выполняет поисково-информационную функцию: отражает релевантность статьи заданной теме. Это особенно важно в современном научном мире, где поиск информации осуществляется автоматическими компьютерными системами по заданным алгоритмам.
  • Объем аннотации небольшой, как правило, он не превышает 500 печатных знаков (включая пробелы и знаки препинания). Это оптимальный объем для не затянутой передачи сути статьи, поэтому он рекомендован к использованию согласно ГОСТ 7.9-95 СИБИД (для русскоязычных статей) и принят во всем мире.
  • Аннотация помещается перед статьей или в самом ее начале – это общее правило для всех научных журналах, отечественных и зарубежных. Аннотация к статье на русском языке озаглавливается буквально: «Аннотация». Аннотация к статье на английском языке подается под заголовком «Abstract».
  • Аннотация обязана быть объективной. Увлеченность автора темой статьи – это хорошо для процесса работы, но неприемлемо в формате аннотации. Лаконичность и формулировки по существу – достоинства хорошей аннотации к статье. Субъективное мнение разрешается выражать только авторитетным рецензентам, но никак не автору публикации.
Соблюдение этих формальных требований позволяет написать аннотацию к статье правильно, но форма не должна подавить содержание. Создавая аннотацию к статье, старайтесь как минимум заинтересовать, а как максимум – убедить реципиентов в важности вашей работы. Хороша аннотация – это своего рода «реклама» статьи, ее анонс и тизер, но крайне сдержанный и интеллигентный, рассчитанный на соответствующую аудиторию.

Как писать аннотацию к статье? Оформление аннотации
Осознание того факта, что успех и принятие научной статьи во многом зависят от качества аннотации, не должно вас пугать и/или тем более мешать объективно оценивать работу. Приступая к созданию аннотации к статье, руководствуйтесь такими правилами:

  1. Чтобы верно сформулировать главную мысль статьи для аннотации, задайте себе вопрос: «О чем я хочу сказать читателям? Какую нужную и полезную информацию мне нужно донести до аудитории?». Выделите только принципиально важные сведения, основные положения, и без сожалений оставляйте «за кадром» все остальное, менее выразительное. Тот, кто заинтересуется статьей по аннотации, прочитает текст полностью, но именно яркая, цепляющая аннотация побудит его к этому.
  2. Хорошо представляйте себе читательскую аудиторию, включая редакторов и рецензентов. Старайтесь писать так, как понятно и привычно именно этим реципиентам. Придерживайтесь научно-делового стиля текста, используйте пассивные речевые конструкции («прослеживается идея», «раскрывается проблема» и т.п.). Но не злоупотребляйте узконаправленными терминами, чтобы аннотация легко воспринималась даже на слух и была понятна, в том числе, даже не специалисту в вашем вопросе.
  3. Аннотация объемом около 450-500 печатных знаков (но не больше 600 печатных знаков) должна уместиться в 4-6 предложений, информационно емких и не повторяющих друг друга по смыслу. Ключевые слова для поиска статьи желательно располагать во втором и/или третьем предложении аннотации. Ключевые слова аннотации должны конкретизировать тему и область изучения статьи.
  4. Поместите аннотацию в начале статьи, но после ее заголовка, имен авторов и перечня ключевых слов статьи. В теле аннотации обойдитесь без цитирования и списков, используйте обобщающие формулировки без подробностей. Завершите аннотацию своими (автора) контактными данными, которые могут понадобиться редакционному коллективу, рецензентам и другим заинтересованным лицам. Информацию для связи не обязательно, но желательно уместить в общие 500 знаков аннотации.
  5. В аннотации к статье откажитесь от пустых фраз, не несущих осмысленного содержания. Экономьте свое и читателей время, лучше сообщите нечто оригинальное о статье и работе над ней, укажите важные фактические материалы, наглядно иллюстрирующие текст, результаты труда и некоторые выводы. Если статья получила практическое применение, не забудьте упомянуть об этом.
Тем не менее, в оформлении аннотации к статье применяются устойчивые выражения и стандартные речевые конструкции, которые встречаются повсеместно, но продолжают использоваться. Это своего рода «костыли» для авторов и читателей, помогающие первым направить свою мысль в нужное русло, а вторым – быстро найти заключительные выводы. Не стоит отказываться от стандартизированных фраз полностью, но ваших силах выбрать наиболее разумные из них. Например: «Статья посвящена исследованию...»; «Особое внимание уделяется...»; «Основное содержание исследования заключается в…»; «Оригинальный авторский взгляд будет интересен специалистам в области...» и т.п.

Пример аннотации. Образец аннотации к статье
Для лучшего понимания задачи прочтите эту аннотацию к статье. Не используйте ее как шаблон в собственной работе, или хотя бы заменяйте стереотипные формулировки другими, более подходящими по смыслу именно в вашем случае:

«Статья посвящена анализу научной и творческой деятельности историка Д. И. Яворницкого в 1902-1918 гг. во время его работы в качестве заведующего Екатеринославским историческим музеем. В статье уделяется внимание малоизвестным, но важным для развития науки и понимания исторических процессов, фактам из жизни и работы Яворницкого, раскрываются особенности социальных и политических реалий указанного периода. Автор демонстрирует глубокое знание материала и оригинальный взгляд на роль академика Д. И. Яворницкого в народном образовании, музейном искусстве, литературном творчестве и культурном наследии».


Как видите, в этой аннотации нет цитат, лишних определений и сложных терминов. Аннотация кратко и по сути передает основное содержание научной работы и дает представление об авторском подходе.

Как написать аннотацию к статье на английском языке?
Сотрудничество с зарубежными научными учреждениями и публикации в англоязычных изданиях требуют сопровождения статей англоязычными аннотациями. Аннотация на английском языке адресована читателям, не владеющим русским языком, поэтому должна быть максимально грамотной и адекватной тексту статьи. Написать аннотацию на английском правильно не так сложно, как кажется на первый взгляд:

  1. Требования к содержанию и оформлению аннотации на английском и русском языках не отличаются. Потому, если у вас уже готова добротная аннотация на русском, можно перевести и отредактировать ее, а не писать заново.
  2. Перевод аннотации на иностранный язык желательно доверить профессиональному переводчику, специализирующемуся на текстах научной стилистики в рамках вашей специальности. Это также может быть ученый, хорошо владеющий английским языком.
  3. Если у вас нет возможности обратиться к переводчику, попробуйте воспользоваться программой для автоматического перевода текстов. Выбирайте качественную программу, позволяющую настраивать стиль текста и выбирать уровень сложности перевода. После автоматического подстрочного перевода непременно вычитайте полученный текст и внесите правки.
  4. Никогда не используйте и/или не отправляйте рецензентам (читателям, в редакцию и т.п.) неотредактированный, «сырой» вариант аннотации после автоматического переводчика. Найдите возможность показать аннотацию носителям языка и узнать, насколько текст удобочитаем и понятен.
  5. Аннотация к статье на английском языке, как и на русском, содержит некоторое количество стандартных опорных фраз. Используйте их для облегчения своей работы: «The article is about…»; «Much attention is given to…»; «The article gives a detailed analysis of…»; «The article is important because…» и т.д.
Как видите, написать аннотацию к статье не так уж просто, но вполне возможно, если подойти к этой задаче обдуманно и не лениться. Написание статьи не освобождает автора от необходимости знакомить читателей со своей работой, продолжать развитие темы и контактировать с другими специалистами, прямо или косвенно заинтересованными в сотрудничестве. Поэтому мы надеемся, что вам удастся написать по-настоящему информативную аннотацию к статье и получить позитивную обратную связь от аудитории. Удачи и успехов в работе!

Тема: Что такое аннотация и как её составить.

Цель: знакомство с понятием «аннотация» и различными её видами;

Задачи: - формировать умения: анализировать аннотации, определять тему, основную мысль текста, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;

– развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и обобщать;

– воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества.

Оборудование : индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по теме урока (аннотации); карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;

Диагностические карточки; выставка книг.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Подготовительный этап.

Целеполагание.

Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать.

К а лендарь, я н варь, и н ей, ш о ссе, с т олица, н а тюрморт, о ц енка, б и ография, р я бина.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища. (Взаимопроверка).

Кто написал без ошибок?

Кто допустил 1-2 ошибки?

Выпишите вторую букву каждого слова, если написали слова без ошибок, из букв получиться понятие, которое мы будем сегодня анализировать.

Какое слово у Вас получилось? (Аннотация)

Проверим. (Слайд № 1)

Определите тему урока.

Запишите название темы в тетрадь (Слайд № 2)

Попробуйте сформулировать цели урока. (Познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно).(Слайд № 3)

III. Работа по теме урока.

1 ) Мотивация необходимости знаний по данной теме.

Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем, когда Вы станете грамотными читателями.

2) Подготовка к восприятию нового материала .

Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг(выставка книг). Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?

Предположите, что означает слово «аннотация».

Что Вам в этом поможет? (Толковый словарь).

Найдите это определение и запишите его в тетрадь.

3) Знакомство с понятием «аннотация».

Прочитайте определение, которое Вы нашли. (Аннотация – короткая характеристика книги.) (Слайд № 4)

Она как бы спрашивает: «Ты любишь читать о чем?

Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.

Проверьте, есть ли аннотации в твоих учебниках по литературному чтению и окружающему миру? (работа в парах)

Ка догадались, что это аннотация?

Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести. Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая тебе интересна.

4) Аналитическое чтение аннотации.

Давайте прочитаем аннотации на знакомые Вам произведения. Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?(карточки)

№1

Маленькая девочка нездорова: она равнодушна к жизни. Отец и мать готовы исполнить любой ее каприз, но беда в том, что у девочки нет капризов... Но однажды она захотела... слона. Может ли ее желание исполнится? Об этом знает только родительское сердце.

Вы догадались, к какой книге написана эта аннотация? («Слон»)

5) Сопоставительный анализ аннотаций.

Давайте сравним одно и то же произведение и найдём отличие. (карточка)

№2

А . В книге рассказывается о братьях Чуке и Геке, которые отправились из Москвы в тайгу, где работал их отец.

Б. Позавидуешь этим проказникам Чуку и Геку. Они отправились из Москвы в далёкий путь, в тайгу, к Синим горам, где работал их отец. Какой интересной

Была эта поездка!

Что вы прочитали? (аннотацию)

Докажите, что это аннотация.

О каком произведении идёт речь в этих аннотациях? («Чук и Гек»)

В чем отличие аннотации под буквой А от аннотации под буквой Б?

Как он это сделал? (Включил в аннотацию собственную оценку произведения)

Итак, что такое аннотация? Где находится аннотация?

Евдокия Васильевна предлагает нам познакомиться с аннотациями к разным книгам. (учебник,с73)

Вы помните произведения Виктора Драгунского? Какие?

Упр. 27.

Прочитай аннотацию к сборнику Виктора Драгунского «Денискины рассказы».

«В книгу вошли весёлые рассказы для детей».

Подходит ли эта аннотация к сборнику «Денискины рассказы?» Почему Вы так считаете?

Виктор Драгунский действительно писал весёлые рассказы для детей? Докажи.

Это пример очень короткой аннотации.

Выскажите предположения, а как же сделать аннотацию более подробной?

Узнаем, правы ли мы были. Воспользуйся советами Летучей Мыши. (с.74) (Можно внести в аннотацию уточнения: перечислить рассказы, которые вошли в сборник; назвать имена главных героев и указать, что они школьники). (Слайд № 5)

Дополни короткую аннотацию к сборнику рассказов Виктора Драгунского. Пользуйся советами Летучей Мыши. (В книгу вошли веселые рассказы для детей: «Сверху вниз, наискосок», «Друг детства» «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах» и другие. Герои этих рассказов – два друга, школьники Мишка и Дениска.)

IV. Физминутка для глаз. (слайд № 6)

6) Составление аннотации по книгам (групповая работа). Игра «В библиотеке».

Ваша задача составить аннотацию на книгу и разыграть сценку «В библиотеке».

Один из Вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге.

В помощь Вам несколько предложений, который могут входить в Вашу аннотацию: (Слайд № 7)

1. Писатель….. рассказывает о ……..

2. Удивительные события происходят в книге………

3. Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.

4. Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………

Но вы можете самостоятельно составить план своего выступления.

Я выбрала те произведения, которые вам всем знакомы, так как совсем недавно мы их изучали на уроках литературного чтения.

1 группа - П.Ершов «Конек -Горбунок»

2 группа – Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

3 группа – Русская сказка «Крошечка - Хаврошечка».

После выступления каждая группа должна дать оценку выступлениям своих товарищей.

Вспомните, как правильно оценить выступления. (оценивая выступления своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны этого выступления. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.)

Оценку выступления можно давать по плану:

1. Соответствует ли доклад заданной теме? Определи главную мысль этого сообщения.

2. Что ты узнал нового из выступления своего товарища?

7)Работа в группах.

8) Прослушивание диалогов .

Итак, один из Вас – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать книгу. Библиотекарь должен рассказать о книге, т.е. дать аннотацию к этой книге. Не забудьте о правилах этикета!

V. Итог урока

С каким понятием мы сегодня познакомились?

С помощью теста я проверю, как вы усвоили эту тему.

Ваша задача, отметить в тесте номера правильных ответов.

ТЕСТ

1. Аннотация – это …

У) краткий пересказ содержания;

Б) подробное изложение текста.

2. Какие сведения может содержать аннотация?

Т) иллюстрации к произведению;

А) краткое содержание;

Г) перечень всех героев произведения;

!) тема книги.

Назовите буквы правильных ответов (УРА!) (Слайд № 7)

VI. Рефлексия.

Что Вам понравилось на уроке?

Что оказалось трудным?

VII. Домашнее задание.

Дома Вы прочитаете в учебнике (с.75 упр.29) аннотацию к знаменитой книге Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» и дополните её. Чтобы дополнить аннотацию, Вам нужно будет выяснить, как называются все три повести о Малыше и Карлсоне, и указать в аннотации эти названия.