Бунин Павел Львович1927.

Известному художнику-графику Павлу Львовичу Бунину 23 ноября исполняется 75 лет. Безусловно, к этой дате будет приурочена очередная выставка его работ - у него было уже больше пятидесяти персональных выставокв Москве, Петербурге, Вене, Париже, Берлине, Лондоне, Тель-Авиве... Вышла из печати его книга "Не славы ради...". Это воспоминания,эссе о писателях, художниках, путевые заметки, переводы староанглийских поэтов...

Павел Львович, как вы выбираете, какую книгу иллюстрировать? Почему Пушкин, Киплинг, Омар Хайям? Почему Шекспир, Лермонтов?
- Беру, что нравится, чем увлекся.
- А бывают заказы от издательств, от каких-либо организаций?
- А я их не принимаю.
- Тогда вам трудно живется. Надо ведь, чтобы издательство заинтересовалось тем, что вы предлагаете.
- Заинтересовываются. В последние годы три альбома вышли - от Пушкина до античных поэтов. Та же книга "Не славы ради..." А насчет того, что трудно живется... Вот в юности бедствовал страшно, голодал, ходил в обносках. Дамские босоножки на ногах, газеты накручены... Мама, бабушка голодали. После смерти деда у нас отобрали родительский дом в Москве на Вятской улице, мы оказались в хибаре на Масловке, как говорится, без удобств. Правда, бывало и хуже: в этом доме была комната, где жили пять или шесть человек. Они у себя построили нары и спали по очереди. Было просто чудовищно.
- А кем был ваш дед?
- Григорий Васильевич был крупным инженером-химиком, изобретателем. Будучи еще студентом в Германии, в Гейдельберге, хорошим музыкантом, он на Вагнеровском фестивале в Байройте познакомился со своей будущей женой, моей бабушкой Ольгой Николаевной, курсисткой-бесприданницей.
- У вас в книге, кажется, сказано, что графикой вы занялись потому, что краски были дороги и на них не было денег.
- Так оно и было. Вспомнил! Все-таки один издательский заказ я выполнил! В начале 50-х совсем прижало. Говорю товарищу: пойдем грабить пожилых женщин. Он видит, что я дошел до ручки, и только спросил: почему пожилых? Потому, говорю, что на старушек рука не подымется, а с молодыми я не справлюсь. Ложись спать, говорит, а утром наденешь мой костюм - и в поход, еще раз по издательствам, может, повезет. В одном месте, вижу, сидит верзила с очень характерной внешностью. Ну, думаю, скажу начистоту. Говорю: мне срочно, прямо сейчас нужно заработать десять тысяч рублей. Почему десять, спрашивает. Пять мне и пять тебе, отвечаю. Задумался. "А с фотографий умеешь рисовать?" - "Да с чего угодно". Высыпал на стол два десятка снимков. Надо, мол, заставки сделать, выходит книга "КПСС превращает пустыню в цветущий край". Помню, она заканчивалась словами "Там, где Сталин, там победа". Вышла в продажу как раз в день смерти Сталина. А когда я шел в очереди к его гробу, в витрине книжного магазина на углу Кузнецкого Моста увидел эту книгу: шагающий экскаватор на обложке. Больше заказов не было.
- У вас в книге воспоминания о Чуковском. Вы дружили? Как познакомились?
- Лет в четырнадцать-пятнадцать мне попался томик Оскара Уайльда с эссе Корнея Ивановича. Написано было с молодым кокетством, блеском и искренностью. Эссе было прямо-таки ослепительное. Сделал несколько картинок к Уайльду и явился к нему на квартиру на Тверскую - тогда улицу Горького. Корней Иванович - легендарная личность. Это не только "Мойдодыр" и "Муха-Цокотуха", "Айболит" и "Тараканище", это великолепные критические статьи и книги, удивительные переводы, это большой колоритный человек."Тогда ему было лет шестьдесят. Мы поговорили. И мне показалось, что он недоволен. Я тогда быстро смылся. "Ну что же вы убегаете?" - удивился он. "Я не смел надеяться, - говорю, - не рассчитывал, что у вас найдется на меня время". "А у вас найдется?" - это он мне. Так был задан тон в наших отношениях. И почти тридцать лет я часто бывал у него. Он работал, а я брал книги из его библиотеки, садился или ложился на пол рядом и читал. Мы много говорили, часто по-английски. У него самого была уникальная память, и ему нравилось, что я могу по памяти цитировать целые страницы прозы, стихов. У нас было много точек соприкосновения - тот же Уайльд, Киплинг, вообще Англия, он был великий англоман. Потом он часто выручал меня, давая взаймы деньги, и довольно большие. Я как-то умудрялся все долги ему отдавать. Однажды он сказал, посмеиваясь: "Тут что-то не так. Вот З. (назвал известного писателя и переводчика) построил на мои деньги себе дачу и ни копейки не думает отдавать. Не то что вы. Учитесь... "
- Судя по многим воспоминаниям, в том числе по вашим, Чуковский в жизни все время играл какую-то роль.
- Корней играл много ролей. Когда я его узнал, это был очень усталый человек, который себя взбадривал той или иной ролью. У него, кстати, был нормальный голос, как у меня или у вас, а не тот, наигранный, хорошо знакомый людям старшего поколения по бесчисленным детским радиопередачам - "Здравствуйте, дорогие мои!.." Как сказал Уайльд, маски прирастают. Но во мне Чуковский напоролся на человека, который с детства тоже играл - этакого наивного ребенка, с тоненьким фальшивым голоском, робкого, застенчивого. Он меня сразу раскусил, мгновенно. Заметил, что я раза два посмотрел на себя в зеркало. И, как ни странно, это тоже нас сблизило.
- И еще, наверное, то, что вы читали совсем не те книжки, что дети 30-40-х годов? Многие ли шли, к примеру, у Киплинга дальше "Маугли" и "Рикки-Тикки-Тави"?
- Как заметил Уинстон Черчилль, воспитание начинается с разглядывания корешков книг в библиотеке деда. Очень важно книгу прочитать вовремя. У нас, несмотря на все жизненные перипетии, сохранялось десятка два книг "золотой библиотеки" - это великолепные тома в зеленых и красных переплетах, густо украшенных золотом, вольфовское издание. А в книгах - гравюры. Читать, смотреть - упоение. Так что в детстве, юности моими кумирами были вовсе не Павлик Морозов и не Тимур с его командой. Вовремя прочитанная книга - это еще и иммунитет против пошлости, безвкусицы, засорения языка. Когда я у кого-то из современных авторов прочитал "хлобысть по сопатке", то просто не понял, о чем речь.
- Вы были странно эрудированным подростком. Многие ли в таком возрасте зачитывались тем же Киплингом да еще цитировали его в оригинале?
- Часто я чувствовал себя белой вороной. И старался все больше отмалчиваться. С детства запомнил чудовищные стихи: "Нас окружают повсюду враги. /Красная армия, страну береги". Каково, а? Я старался не забывать, что "повсюду" враги. Не везде и не всегда спасало. Когда учился в Суриковском институте, на меня написали донос: "Отмалчивается. Не общается с коллективом". Отчислили из вуза. Потом восстановили. Потом на другом курсе снова отчислили. Восстановили... Я понимаю, что им было непросто это делать, ярлык не прилепишь. У меня по марксизму-ленинизму всегда "отлично" было: я такую цитату умел вспомнить!
- А как вы языки выучили?
- Сам. По книгам. С бабушкой говорил по-немецки. С Чуковским иногда - по-английски. Бабушка с дедушкой порой переговаривались по-немецки о моем воспитании. Выучил - сперва, чтобы их подслушивать.
- Семидесятые годы. Вы - известный художник. Уже имеете определенное имя, зарабатываете неплохие деньги - бедность позади, купили большую квартиру, добились, чтобы вам выделили мастерскую. И вдруг все бросаете и уезжаете из страны! Почему?
- Умер Чуковский, к которому я был очень привязан. Умерла бабушка, с которой мы вместе, вдвоем пережили столько трудных лет... Знаете, мое благополучие опоздало лет на тридцать. Я почувствовал, что остался один. Пропал интерес к успеху - для кого? "Успех ограничен временем", - сказал Наполеон, и он был прав. На Руси выражались нисколько не хуже: дорого яичко... Захотелось глотнуть свежего воздуха - во времена товарища Л. И. Брежнева его становилось все меньше. Конечно, страшно было прыгнуть в неизвестность, горько оставить привычное: улицы, друзей, книги, знакомые с детства пейзажи. Но Чехов сказал знакомой курсистке (цитирую по памяти): "Не бойтесь бултыхнуться в жизнь - если вы чего-то стоите, она вас вынесет, и по крайней мере, вы узнаете себя".
- Узнали?
- Девять лет по многим европейским странам ездил. Тридцать моих выставок в разных городах прошли - Вена, Базель, Берлин... Увидел, хоть и в солидном возрасте, Грецию, Италию, Швейцарию, Англию, Францию (а ведь в Европе это мог себе позволить любой мальчишка). Стал гражданином Австрии.
- Как это?
- Сижу в компании довольно крупных австрийских чиновников. Они называют деятелей истории своей страны - я рисую. Кайзер Максимилиан? А который? Первый или второй? Они были поражены: мало кто помнит, что их было два. Рисую кайзера в ослепительных латах вместе с Дюрером. Один из господ: "Хорошо, у меня есть почтовая марка, где Максимилиан тоже изображен вместе с Дюрером". Мне он мог бы этого не говорить, мы явно оба вспомнили одну и ту же картину. На следующий день приглашаю новых своих друзей на открытие моей выставки. "Пауль, видишь ли, ты нам очень понравился, но понимаешь ли, если бы ты нашел какого-нибудь специалиста и он дал рекомендацию..." Через какое-то время сижу на улице Вены с альбомом, рисую. Идет господин с очень интеллигентным лицом, прошу попозировать. Оказалось, директор знаменитого музея "Альбертина" профессор Вальтер Кошацки. Рисую его, показываю другие свои рисунки. И прохожу с ним в музей, тут же получаю требуемую бумагу "...В интересах нашей Республики этот мастер..." И сейчас при общении с нашими чиновниками часто вспоминаю этот эпизод. Кто я был для этих австрийцев, почему они приняли такое участие в моей судьбе?
- Насколько я знаю, вы быстро настроились вернуться на Родину?
- Сразу, в первые же часы моей заграничной жизни. Как писал Киплинг:
Мы сердцем своим в колыбели,
В стране, где затратили труд,
Надежду, и веру, и гордость -
Все в почву вложили мы тут.
Мое место, мой дом здесь. Вернулся я в первые годы перестройки. Вдруг однажды - телефонный звонок: "Павел... (отчество не расслышал). Вы не хотите проехать на Камчатку?" Я от неожиданности даже сел.
"Ну, думаю, как КГБ работает - не успел вернуться в Москву..." Дальше слово за слово, и выяснилось, что ошиблись номером: нужен Павел Григорьевич Бунич, известный экономист, член-корреспондент Академии наук, его приглашали почитать лекции по экономике, перспективам развития страны.
- Больше тысячи рисунков к Пушкину. Шекспир, Лермонтов, Шарль де Костер, Данте, Омар Хайям, Киплинг, Гете... Кто дальше, Павел Львович?
- Пока не скажу. Еще не вечер.

Мой друг Эмиль Сокольский (emil_sokolskij), приезжая в Москву, всегда навещает меня. И всегда дарит мне интересные книги, за что я ему очень благодарна. В последний свой приезд среди прочих книг он мне подарил книгу "Три берега" - сборник стихотворений трех поэтов: Александра Говоркова, Кирилла Ковальджи, Юлия Хоменко. Москва, РИФ "РОЙ", 1999 г.
Прочитав (не единожды) эту книгу, я заглянула в выходные данные и обнаружила: художник Павел Бунин.
Павел Бунин - это тот самый художник, который жил в комнате в доме № 8 на Тверском бульваре, в той самой комнате, в которой я жила, пока мы не переехали из этой коммуналки. Я писала о нем в ЖЖ.

* * *
Потомок классика, художник,
Пакует бережно треножник.
На всем печать постылой прозы:
Продажа книг, продажа бронзы
И боль до глубины души,
В глазах - сомненья и вопросы.
Но сборы кончены. Спеши
В аэропорт. Оставь другому
Свои сомненья в паре фраз.
В последний раз идя из дома,
Ключ поверни в последний раз.
Какие страхи в душу лезли!
Забудь про них, про эти дни.
В уютном самолетном кресле
Назад откинься и вздохни.
Прощай, художник. Навсегда.
Да обойдет тебя беда.
Не думай ни о чем, лети!..
А здесь, как дети взаперти,
В тиши оставленной квартиры,
Ненужные тебе теперь,
Тобой забытые картины
Глядят на запертую дверь.
Они исчезнут в смуте дней,
Их зов последний оборвется...
Но он к тебе не раз вернется
И станет ближе и родней.
27. 10. 78.

* * *
Тверской бульвар меня переживет.
Когда я родилась, он был на месте.
И этот серый дом восьмиэтажный -
Он тоже был, когда я родилась.
В том доме мыши есть и домовые,
На лестничных пролетах - витражи,
И длинные глухие коридоры,
И половиц неповторимый скрип.
В том доме коммунальные квартиры,
Вплотную заселенные жильцами,
А также заселенные тенями
Здесь обитавших некогда людей.
В той комнате, где раньше я жила,
Теперь живет художник-недотепа.
Он спит за занавескою, в углу,
А в центре возвышается подрамник.
Художник спит, его тревожат сны.
А тень моя, скользнув на подоконник,
Глядит то за окно, то на картины,
И сторожит полотна от мышей.
"Все это вздор", - вы скажете. Но как
Вы объясните, что когда художник
Проснется и возьмется за работу,
Мои черты проступят на холсте?
12. 01. 78.

Сама не знаю, почему я не назвала его фамилию. Это был художник Павел Бунин. Кстати, у меня в тетрадке написано "Потомок Бунина, художник...". И стихотворение это посвящено П. Б. - Павлу Бунину. Когда я нашла его имя в книге "Три берега", мне захотелось с ним встретиться, повспоминать...
Залезла в Интернет и обнаружила, что он ушел от нас в 2008 году.
С помощью Эмиля Сокольского я получила отклик от Павла Бунина. Отклик из своей молодости...

БУНИН, ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ (1927, Москва - 2008)

Русский художник-иллюстратор, мемуарист, поэт-переводчик. Член Союза художников России.
Внучатый племянник и воспитанник знаменитого хирурга Спасокукоцкого – прототипа главного героя романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого».
Учился в Художественном институте имени Сурикова (Москва), откуда был исключён в период борьбы с космополитизмом.
В 1978 эмигрировал, жил в Австрии, Греции, Италии, Германии, Франции, Англии, Израиле. В 1987, на волне перестройки, вернулся в Москву.
По собственному признанию художника, определяющим фактором становления его личности были книги. Иллюстрации Бунина «магнетичны» – это всегда сотворчество с писателем, проникновение в глубины его замыслов. Некоторые тексты (стихотворения английских поэтов от сэра Уолтера Рейли до Редьярда Киплинга) Бунин сам перевёл на русский язык. Написал воспоминания о К.И. Чуковском, с которым был дружен ещё подростком.
Состоялось 60 персональных выставок художника – в Москве, Вене, Париже, Пятигорске, Базеле, Кембридже, на Сахалине.
2008-08-08 +

Музеи, Библиотеки & Архивы

  • 1. Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725 - 1998) // Российская национальная библиотека (СПб.) // www.nlr.ru
  • 2. Предметный каталог // Электронные каталоги // Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ, Москва) // www.katalog.shpl.ru
  • 3. Предметный каталог // Рубрикатор каталога «Каталог с 1996 года» // Государственная публичная историческая библиотека России (Москва) // www.katalog.shpl.ru
  • 4. Художественная выставка «Святогорская галерея» из фондов Пушкинского Заповедника, посвящённая 174-ой годовщине со дня гибели поэта и 100-летнему юбилею первого музея в Михаловском (2011 год) // Государственный музей А.С. Пушкина «Михайловское» // pushkin.ellink.ru
  • 5. Пушкин в рисунках Павла Бунина. Выставка в Российской государственной библиотеке по искусству (Москва) 4 - 30 июня 1999 года // www.liart.ru
  • 6. Произведения А.С. Пушкина в работах художников-графиков П. Бунина, Э. Насибулина, Р. Яхнина // Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Псковская губерния). Выставка. 2005 // www.amr-museum.ru

Aукционы & Галереи

  • 7. Бунин П.Л. Графика, 1970-х. Работы происходят из семьи художника М.А. Скобелева // Гелос, аукцион, 21 июнь 2012, лоты №№ 395, 396 // www.gelos.ru

Информация & Информация

  • 8. Великая французская революция в графике Павла Бунина // www.vive-liberta.narod.ru
  • 9. Павел Бунин. Из воспоминаний о К.И. Чуковском // Дружба народов. Вып. 9. Москва. 1997
  • 10. Казарин Ю. Павел Бунин: «Мое благополучие опоздало лет на тридцать» // Труд. Вып. 206. Москва. 18.11.2002
  • 11. Говорков А.В. Вечера на Сущёвском. Или почему Бунин не иллюстрирует Бунина // www.ijp.ru
  • 12. Кончин Е. Неудержим поток импровизаций // Культура. Вып. 50 (7357). М., 11 - 18.12.2002
  • 13. Корнеева И. Павел Бунин: «Художнику лучше держаться от власти подальше» // Вечерняя Москва. Вып. 70 (22647). Москва. 15.04.1999
  • 14. Произведения А.С. Пушкина в работах художников-графиков. Выставка в Михайловском (Пушкинский заповедник). С 26 января по 26 февраля 2005 года // www.museum.ru
  • 15. Александр Говорков. Воспоминания Павла Бунина // Информпространство - антология живого слова. Вып.2. Москва - Иерусалим, 2009 // www.informprostranstvo.ru
  • 16. Могила Павла Бунина (1927 - 2008) // www.moscow-tombs.narod.ru
  • 17. Наталья Дардыкина. Он узнаёт любовников счастливых. (Арап Петра Великого) [О художнике Павле Бунине и его времени] // Московский комсомолец. 03 ноября 1998
  • 18. Наталия Моржина. Бунин, который всё-таки вернулся (…В 77-м [Павел Бунин] эмигрировал. Его никто нигде не ждал…) // Новая газета. 14.09.1998 // www.sarhive.ru
  • 19. Стародубец Анатолий. Бунин ещё нарисует Бунина // Труд. Вып.ххх. М., 15 ноября 2002
  • 20. Валентин Курбатов (автор). Пушкин. Тайная свобода. [Павел Бунин - пушкинский иллюстратор] // Вольный лист. Вып.8. 16 апреля 2012 // www.litbook.ru
  • 21. Е. Калинникова. Английский альбом Павла Бунина // Независимая газета, 22 ноября 1997 // www.multiarhiv.ru
  • 22. Павел Багряк - коллективный псевдоним, под которым выступали с 1966 писатели и журналисты Валерий Аграновский, Дмитрий Биленкин, Ярослав Голованов, ВладимирГубарев, Виктор Комаров и художник Павел Бунин // www.03pressa.ru
  • 23. Е. Плахова. Омар и Павел (…а я [Плахова] подозревала Павла Бунина в том, что в своём творчестве он всегда следовал за своим великим учителем, Александром Сергеевичем Пушкиным… [!!!]) // Московская правда. 13 октября 1998 // www.pressarchive.ru
  • 1. [Выставка, посвящённая 100-летию гибели А.С. Пушкина. М., Исторический музей, 1937. Источник: Н. Моржина]
  • 2. Бунин П.П. . Иллюстрации к Бёрнсу. 1955. Б., кар., тушь. 20х14 // Л.В. Розенталь, Б.Я. Сатановская (сост.). Живопись и графика московских художников. Каталог выставки. М., Московский Союз советских художников, 1956, с.47
  • 3. Выставка работ художника П.Л. Бунина. Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина. [М.], Всесоюзный музей А.С. Пушкина, тир. 1 100 экз.,
  • 5. Б. Полевой (предисл.), П. Бунин (худ.). За власть Советов. [СССР. 1917 - 1967]. М., Издательство агенства печати «Новости», тир. 75 000 экз., 3 р. 6 к., 1967 (рус., англ., нем., фр.)
  • 6. М. Брагин (автор), П. Бунин (художник). В грозную пору. 1812 год. [Для младшего школьного возраста]. М., Малыш, тираж 150 000 экз., 1 р. 63 к., 1969
  • 7. Николай Рыленков (автор), Павел Бунин (художник). На старой смоленской дороге. Историческая повесть. М., Московский рабочий, тир. 65 000 экз., 92 к., 1969
  • 8. М. Брагин (автор), П. Бунин (художник). В грозную пору. 1812 год. [Для младшего школьного возраста]. М., Малыш, тираж 150 000 экз., 1 р. 63 к., 1970
  • 9. И.Г. Габриельянц (авт. ст.). Выставка работ художника Павла Бунина. [Буклет]. Пятигорск, Музей «Домик Лермонтова», тип. им. Анджиевского, [тир. 300 экз.], 1970
  • 10. М. Брагин (автор), П. Бунин (художник). В грозную пору. 1812 год. [Для младшего школьного возраста]. М., Малыш, тираж 150 000 экз., 1 р. 78 к., 1972
  • 11. Врубель И.Н., Муленкова В.Ф. (составители). А.С. Пушкин в русской и советской иллюстрации. Каталог-справочник. Т.1. Москва. Книга. 1987
  • 12. Омар Хайям. Рубаи. Художник Бунин П. Москва. Орбита. 1990
  • 13. Амаль (сост.), Бунин П.Л. (худ.). Омар Хайям. Рубаи. М. Орбита. 1990
  • 14. Павел Бунин. И скажи ей, что она твоя любовь. Перевод [стихов], воспоминания, статьи. М., Смоленск; Всероссийское бюро пропаганды художественной литературы, Смоленский филиал; тир. 1 000 экз., 1993
  • 15. З. Шахбазян. Павел Бунин: изобразительная пушкиниана // Российская провинция. М., Вып.3, 1995, с.121 - 123
  • 16. П.Л. Бунин (художник). Гениальный сын России. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. [Альбом]. М., Славянский диалог, 1998
  • 17. Два гения (Zwei Genien). 200-летию А.С. Пушкина и 250-летию И.-В. Гёте посвящается. [Отрывки из произведений]. М., Славянский диалог, 1999 (Рис.: Павел Бунин) (рус., нем.)
  • 18. Омар Хайям (автор), Павел Бунин (художник). Как чуден милой лик. Рубаи. М., Эксмо-Пресс, тир. 10 500 экз., 1999
  • 19. Бельский А.Г. (предисл.). Сквозь годы, сквозь столетия. Шедевры мировой литературы в творчестве П. Бунина. [Альбом]. М., Славянский диалог, 2000
  • 20. О.Э. Вольценбург, Т.Н. Горина, П.М. Сысоева, А.А. Фёдоров-Давыдов (редакционная коллегия). Художники народов СССР XI - XX вв. Биобиблиографический словарь. Т.2. СПб., Академический проект, 2002, с.111
  • 21. Луконин С. Свой свет // Литературная газета. Вып. 41 (5896). Москва. 09 - 15.10.2002
  • 22. Бунин П.Л. Не славы ради… Сборник воспоминаний, заметок, эссе, переводов. М., Орбита-М, 1 000 экз., 2002
  • 23. Бунин П.Л., Бельский А.Г. Переломные эпохи истории. Альбом. М., Витэкс, 2004
  • 24. М.Ю. Лермонтов: поэт и судьба. [Поэмы, повести, драмы]. М., У Никитских ворот, 1 000 экз., 2005 (Рис.: Павел Бунин, Рук. проекта: Альберт Бельский)
  • 25. Соавтор классиков // Литературная газета. Вып. 9 (6161). Москва. 05.03.2008
  • 26. Ганс Христиан Андерсен. Сказки [для младшего школьного возраста]. М., Оникс, Библиотека младшего школьника (БМШ) (серия), 7 000 экз., 2008 (Илл.: П. Бунин, Пер. с дат.: А. Ганзен)
  • 27. Александр Пушкин. Стихи и сказки [для младшего школьного возраста]. М., Оникс, Библиотека младшего школьника (БМШ) (серия), 7 000 экз., 2008 (Илл.: П. Бунин)
  • 28. Швыдкой М., Курникова Н. (вст. статьи). Елецкая Е., Заволокина А. и др. (статьи). Памяти коллекционера Александра Заволокина. Русская графика 1900 - 1930-х годов из собрания Александра и Александры Заволокиных. Каталог выставки. М., Петроний, 2010
  • 29. Сидоров А.А. (автор вст. ст.). Бунин П. Сквозь годы, сквозь столетия... Шедевры мировой литературы в творчестве Павла Бунина. [Альбом]. М., Орбита-М, 2 000 экз., 2010

В школе у меня была любимая книжка " В грозную пору", которая прежде всего поражала
стремительным чёрным контуром... и полётом всего рисунка... Уже потом пришел интерес к тексту и захотелось прочесть.

Судьба художника...

Оригинал взят у horoshkovaok в НЕ СЛАВЫ РАДИ... или РУБАИ П.Л.Бунина

Павел Бунин НЕ СЛАВЫ РАДИ... http://www.ozon.ru/context/detail/id/3491654/
ID 3491654
Авторский сборник
Издательство: Орбита-М ISBN 5-85210-204-0; 2002 г.
352 стр. Формат 60x90/16 (145х217 мм) Тираж 1000 экз. Твердый переплет
Книга П.Бунина - это плод многолетней творческой жизни. Энциклопедические знания П.Бунина, его постоянная, неуемная страсть к познанию выплеснулась на страницы сборника в виде воспоминаний и заметок, эссе и переводов поэтов-классиков зарубежной литературы. В этой книге автор-художник предстает перед читателем как тонкий знаток человеческих душ, исторических фактов и гениев, чьи произведения он иллюстрировал и иллюстрирует до настоящего времени.
Среди них Пушкин и Гете, Лермонтов и Киплинг, Шекспир и Данте и многие другие.

Игорь Михайлов "ГРАНИ БРИЛЬЯНТА" ПАВЛА БУНИНА
Выступление художника-графика Павла Бунина в ЦДЛ уместилось аккурат между Всероссийским совещанием "Регионы России: читающие дети - читающая нация" и вечером памяти отца и сына Тарковских и произошло в самый разгар рабочего дня. Однако поклонники известного художника и переводчика, влекомые к своему кумиру под своды Малого зала к 15 часам, упорно называли мероприятие "вечер". И в самом деле это слово как нельзя лучше характеризует творческую манеру художника: резкий, но трепетный росчерк черной линии, которая, четко обозначая контур, словно бы делит мир на два световых оттенка: белый и черный, день и ночь. Но все же художник предпочитает сумерки, где лукавый монах украдкой целует свою жертву, венецианская гондола плещется в своем зыбком отражении, а Петр, исполненный торжественности на грани безумия, бросает взгляд на творение своего гения.
Кстати, с этим лукавым монахом на одной из выставок произошла очень забавная ситуация. Остановив свое внимание на эскизе, тогдашний министр культуры произнес: "Протестантский монах за продажей индульгенции". Павел Бунин, чья эрудиция повергает не знакомых с ним людей в шок, потом печально сетовал: страна, где министр культуры не знает того, что у протестантов нет индульгенций и монахов, представляет собой весьма печальное зрелище.
Вечер Павла Бунина был приурочен к выходу в свет его новой книги "Не славы ради..." (издательство "Орбита"-М), в которой нашли свое отражение, по выражению одной из восторженных поклонниц художника, "грани брильянта его таланта". И эта грань - эссеистика, где Павел Бунин в своих размышлениях о прошлом возвращает "утраченное время" с легкостью участника событий, свидетелем которых он был или не был.
Выступавшие, а таковых оказалось немало, отмечали эту особенность манеры Павла Бунина - знать о великих деятелях литературы, искусства, тиранах и фаворитах мира сего едва ли не больше, чем знали о себе они сами.
- Вам это не очень надоело? - обратился в финале вечера к зрителям сам маэстро.
- Нет!
- Врете небось...
Ответом Бунину послужили слова поклонников его таланта, в числе которых выделялись читатели, издатели и другие: "праздник духа", "спасибо за то, что мы с вами знакомы", "деспотичен, как и каждый творец", "разговаривать с ним никакого здоровья не хватит" и т. д.
Павел Бунин в долгу не остался и по окончании мероприятия раздавал автографы и подписывал свои книги. Не славы ради...
Московская правда, 04.06.2002

Елена Плахова РАДИ НАС, ЛЮБИМЫХ
Наконец-то он взялся за перо... Впрочем, он ведь никогда и не расставался с ним: вечно что-нибудь чертит, рисует. Кстати, "пером" может служить и обыкновенная спичка, обмокнутая в черную тушь. Ну, а уж тогда, когда есть хорошая бумага, начинается настоящее "размышление над книгой": художник Павел Львович Бунин, один из лучших иллюстраторов мировой и русской классики, творит. Творит свой особый, по-античному мудрый, лукавый, огромный мир, где каждому есть свое место, почет и уважение, где каждая деталь - будь то особый проницательный вороний глаз или дрожащее перо на шляпе Дон Жуана "играет", где сияет незакатное солнце, "наше все", Пушкин, где томится в тюрьме Оскар Уайльд, где с подружкой попивает вино Омар Хайям, ну а прекрасный Фауст рассуждает о смысле жизни с усталым пуделем...
"Не славы ради" (издательство "Орбита-М" - так назвал маэстро Бунин свою новую книгу эссеистики, очертистики... Впрочем, жанр для этого блестящего повествования, похоже, еще не изобрели. Нельзя ведь вогнать в рамки гениального рассказчика, переводчика, энциклопедиста, художника, каким, несомненно, является Бунин. Города и страны, в которых довелось жить и творить, чьи музеи хранят работы Павла Бунина, проходят перед глазами читателя. Это особый, горячий мир. Это великая культура. Благодаря уникальной памяти маэстро и, подозреваю, его резвому воображению, это путешествие во времени и пространстве принесет читателю великолепную возможность от души отведать духовных ценностей, легко и красиво освоить то, что щедро предлагает из своей кладовой души Павел Бунин. А это, поверьте, драгоценный дар. Огромное количество персональных выставок - у нас в стране и за рубежом прошло за творческую жизнь (а она продолжается, и дай Бог ей благоденствия и долголетия!) у художника. На некоторых из них удалось побывать. Меня всегда поражало, что творчество Бунина всегда притягивало к себе, как магнит, все новых и новых почитателей. Притягивает и поклонников его изящного слова. И у вас есть возможность встать в их ряды. Да, пожалуй, и остаться в них. Как говорит Бунин: "Большое счастье - вовремя прочитать книгу". Убедитесь в этом сами!
09.07.2002, Московская правда

Omar Khajjam: Rubaijat / ОМАР ХАЙЯМ. РУБАИ http://www.ozon.ru/context/detail/id/3491661/
ID 3491661 Издание с параллельным текстом на немецком языке.
Авторский сборник Иллюстратор Павел Бунин Переводчик Павел Бунин
Издательство: Орбита-М ISBN 5-85210-239-3; 2006 г.
160 стр. Формат: 12,5 см х 17,5 см. Твердый переплет
Начало известности и славе персидского поэта и философа XI-XII вв, на Западе положил в 1859 г. англичанин Эдвард Фицджеральд, опубликовавший 75 рубаи Омара Хайяма в очень свободном переводе. Немецкий востоковед Фридрих Розен, живший на Востоке в начале XX века, вспоминал, как в Персии бесконечно длинны пути караванов и как он, раскачиваясь в седле верблюда, искал соответствие строкам Омара Хайама, пока найденный перевод на немецкий не удовлетворял его представлениям. Его переводы рубаи на немецкий язык напечатаны в этой книге.
Русский художник Павел Бунин тоже долго вживался в мир рубаи, чтобы воплотить идеи персидского мудреца, не только в иллюстрациях, но и в переводах с немецкого языка.

Елена Плахова ЗДЕСЬ НА ЗЕМЛЕ СВОЙ ЖРЕБИЙ Я НЕСУ
Художник и книга Лучший российский художник книги стал переводчиком. "Дела твои чудны...". Впрочем, переводчиком он был всегда, да только так, для себя, камерно. Но вот решился представить свои стихотворные переводы на склоне лет.
Павел Бунин в издательстве "Орбита-М" выпустил книгу переводов Омара Хайяма, по-настоящему авторскую, как в старые времена, когда художники- иллюстраторы могли строить книги, как говаривала известнейшая художница Татьяна Маврина, "по бревнышку, по кирпичику, от фундамента до венца... от фронтисписа до буквицы". "Рубаи" Омара Хайяма - рукотворение Павла Бунина, ибо все переводы снабжены выполненными пером и черной тушью, легчайшими, иногда - в одной непрерывной дивной линии, иллюстрациями к стихам поэта-классика всемирной литературы. Бесспорно, самыми известными произведениями Хайяма по праву считаются рубаи. Ведь вот как: короткие изречения в форме эпиграмм, состоящие из четырех строк, три из которых рифмованные, а предпоследняя, начинающая новую мысль, нет, трогают душу и сейчас, хотя между нами и ими - почти тысяча лет. Вечны темы: любовь, красота, краткость земной жизни, миг счастья, наслаждения... А еще вино. Вино и желанная любимая - суть образы, запрещенные Кораном. Ересь, с точки зрения религии - и блистательная поэзия, прошедшая сквозь века. Их всего 1500, дошедших до нас рубаи. В книге Бунина, конечно, значительно меньше. Но интересно то, что художника, всегда любившего творчество Хайяма и много рисовавшего на его темы, заставило взяться за перевод не желание поспорить с нашими знаменитыми мастерами-поэтами, много и успешно переводившими древнего классика. Нет, Павел Бунин руководствовался несколько иным: таким образом он решил донести до нас искусство немецкого переводчика-востоковеда Фридриха Родена. Переводы Бунина - не переложение на русский уже известных произведений, а перевод - и какой! - с немецкого рубаи Хайяма. Да, перед нами Омар Хайям, прошедший через призму сознания немецкого поэта и ученого, предпринявшего в двадцатые годы прошлого века полное приключений путешествие по Персии в поисках следов легендарного мастера. И - Омар Хайям, которого принял всем сердцем россиянин Павел Бунин, художник, полиглот, искусствовед и блистательный эссеист. Принял - и сделал перевод с немецкого, который достойно и очень органично выглядит среди других переводов персидского классика, сделанных нашими мастерами изящного слова. Еще одно доказательство того, что Павел Бунин - человек поистине возрожденческого масштаба, и его талант неисчерпаем, а интересы, слава Богу, простираются в глубь и в ширь литературы, поэзии, слова и стиха. Как хорошо, что у нашей современной книги есть Павел Бунин. Быть может, будущее подарит еще не одну встречу с его искусством художника, переводчика, поэта и прозаика. Впрочем, в любом качестве - мастера.
Московская правда, 08/09/2006

Елена Плахова МАСТЕРА. ОМАР И ПАВЕЛ.
"Я предполагала, что художник Павел Львович Бунин втайне страстолюбец. Наяву же он предпочитает красоту внутреннюю - внешней, восхищается скорее прекрасным образом, нежели обликом, и поклоняется Слову. Оно будит его воображение, творчество, питает работоспособность. Словно вампир, он упивается красотой созвучий, смысла, фразы, а насытившись, выдает на-гора великое множество произведений. И, надо думать, нереальный мир, созданный гением великих мастеров, гораздо реальнее для него, чем то, что окружает художника в действительности. Особенно в такой, каковой является для нас сегодняшняя Россия. И еще я подозревала, что только неистребимая любовь "к отеческим гробам", романтика и привели Павла Бунина 12 лет назад в перестроечную страну. Он, преуспевающий западный маэстро, который в свое время с немалыми трудностями уехал из Советского Союза, буквально прилетел на родину, где, по его представлениям, наконец-то создалась обстановка подлинного творчества и подъема духа. И многим может показаться, что чувство художника не обмануло. Вряд ли кто-то из художников книги может похвастаться такой востребованностью, как Павел Львович Бунин, недавно справивший свое 70-летие. Его постоянно ждут в нескольких московских газетах, где он сотрудничает практически со дня своего возвращения. Буквально каждый год художник устраивает свои персональные выставки в лучших залах столицы. На эти вернисажи любят приходить зрители, ибо там звучит прекрасная музыка, умные люди вслух делятся своими впечатлениями от работ маэстро. Ну и, конечно, сам маэстро постоянно удивляет и восхищает публику: "Он неистощим!..".
Но Павел Львович никогда не сознается, что эти рисунки, например, новые. "Как, - спрашивает он, - вы не видели их? Ах, да, вы же не были на моей юбилейной выставке в "Альбертине", а они были выставлены там!". Да, это надо признать: самые торжественные и красивые выставки устраивала и устраивает художнику знаменитая венская "Альбертина", один из лучших художественных музеев Европы. Ну а сейчас, выпустив великолепного Омара Хайяма в своем оформлении - по-хорошему удивило издательство "Эксмо-пресс", явив миру великолепный зеленый томик любовной лирики великого поэта в прелестном оформлении Павла Бунина. http://www.ozon.ru/context/detail/id/7113497/
Известно, что рубаи - четверостишия Омара Хайяма нельзя спутать ни с какими иными образцами - пусть и столь же прекрасными - других представителей этого жанра: у них особый узор. И, представьте себе, так же узнаваем, обладает особым узором и наш художник. Сам-то он, конечно, не признается, а я подозревала Павла Бунина в том, что в своем творчестве он всегда следовал за своим великим учителем, Александром Сергеевичем Пушкиным. Тот был, право же, великим рисовальщиком и так же, как и в стихах, в легком, изящном рисунке пером и тушью обошел, облетел на повороте, опередил свое время. Сродни манера нашего маэстро и творчеству художников "Группы 13", которые в далекие тридцатые годы так опередили время, что едва не поплатились за это своими жизнями. Советская живописная школа, конечно, любила эксперименты, но старалась держать этих экспериментаторов в узде.
Павел Бунин вдохновенно творит в конце ХХ века. И это, что само по себе замечательно, отчетливо поняли в издательстве "Эксмо-пресс". Свои рубаи великий перс писал на полях научных трудов. (Совсем как Пушкин рисовал на полях своих рукописей.) Так же и Павел Бунин оформил лирические песни Омара Хайяма, как бы на полях этих вечных стихов. Легко, изящно, порой в одно касание чудной непрерывной линией, порой более подробно, но также как бы торопливо, набрасывая штрихи, концентрируя внимание читателя на одной - но какой великолепной, "говорящей", детали. Бунин на то и современный мастер, что ясно сознает: нашему читателю на рубеже веков недосуг разглядывать прекрасные рисунки в книге. Но, конечно, такую книгу лирики купит человек душевно тонкий, способный оценить полет мысли, изящество формы, достоинство письма. Вот для такого читателя и работает Павел Бунин.
Урна с прахом в 17 колумбарии Донского кладбища.