Иван Ургант: «Я папа добрый, но нервный…. — Наше ТВ становится все более политизированным

ELLE Когда вы в последний раз дрались? Из-за чего/кого?

И.У. Достаточно давно. Это было за границей, я шел по улице и вдруг увидел, как какая-то женщина очень недобрым взглядом посмотрела в сторону российского посольства.

ELLE Отстояли честь Родины?

И.У. Почему отстоял? Я прыгнул за честь Родины и зарвавшуюся шведскую старуху приструнил.

ELLE Самый большой позор в вашей жизни?

И.У. Ответ на этот вопрос совпадает с ответом на предыдущий. Стыдно было, когда она все это рассказывала в прессе. Надо было прикончить ее.

ELLE Опишите себя в трех словах.

И.У. (пауза).

ELLE Можно глаголами.

И.У. Я сейчас как раз думаю, как избежать глаголов. Веселый карамельный снегопад.

Описать себя в трех словах? Веселый карамельный снегопад

ELLE Спасибо, это будет заголовок: «Иван Ургант - веселый карамельный снегопад». Существуют ли инопланетяне?

И.У. У вас следующий номер целиком посвящен Кирсану Илюмжинову, поэтому задайте ему этот вопрос.

ELLE Блондинки или брюнетки?

И.У. Брюнетки. Или крашеные брюнетки.

ELLE Крашенные в блондинок? Или блондинки, крашенные в брюнеток?

И.У. Сложно. Иногда так сложно докопаться до первоисточника. Перекиси не хватит.

ELLE Над чем вы смеялись в последний раз?

И.У. Ну, наверное… не знаю. Над какой-нибудь книжкой.

ELLE Я сейчас просто заплачу.

И.У. Если вы заплачете, я начну смеяться над вами.

ELLE Чем вы будете заниматься через 30 лет?

И.У. Любым занятием, которое позволит мне еще раз поучаствовать в опросе журнала ELLE.

ELLE Договорились. Я внесу эту встречу в свой календарь. К кому пойдете ночевать, если жена вас выгонит из дома?

И.У. (помощнице) Мы точно даем интервью журналу ELLE?

ELLE Показать документы?

И.У. Нет, не надо. Видел я ваши документы. Так! Куда я пойду ночевать? Я бы никогда не женился на женщине, которая способна выгнать из дома здоровенного детину. Здоровенного пьяного детину.

ELLE Кем вы хотели стать в детстве?

И.У. Химиком. Но не стал. Не хватило химикатов.

На последний ужин я бы заказал что-нибудь внутримышечное. Знаете, кусок бы в горло не полез с ощущением, что завтра - всё

ELLE А какое у вас в детстве было прозвище?

И.У. Турандот.

ELLE Вы встречались с несколькими девушками одновременно?

И.У. Вы имеете в виду, были ли у меня романтические отношения сразу с несколькими девушками? Нет.

ELLE Вы так отвечаете, потому что боитесь, что жена вас выгонит из дома?

И.У. Нет, благодаря этому я и получил прозвище Турандот.

ELLE Как вас можно соблазнить?

И.У. Тут все достаточно традиционно. Раздеться, встать посреди Манежной площади и крикнуть: «Турандот, выходи».

ELLE Милла Йовович , которой вы снимались в фильме «Выкрутасы», сказала, что вы «самый остроумный комедиант своего поколения», «один из тех невероятно прекрасных людей, появление которых подобно солнечному свету». А как бы вы оценили актерские способности Миллы?

ИВАН УРГАНТ То есть вы считаете, что нечего добавить к Миллиной фразе? Хотя, конечно, сложно найти более точное определение. Наверное, это попадание в десятку. Что касается Миллы, могу сказать, что она обладает замечательными качествами, среди которых - невероятная трудоспособность и умение прислушиваться к партнерам на площадке. И она, пожалуй, самый киногеничный человек, которого я видел в жизни. Милла - прекрасный товарищ и друг. А также человек, отдающийся работе полностью и не вспоминающий, что она - представитель замечательной плеяды голливудских киноартистов. Ощущение, что она буквально из Театра на Юго-Западе пришла. Такая простая и веселая девица.

ELLE Милла сказала, что ее любимое русское слово «закуски». Чем вы там на съемках занимались?

И.У. Просто несколько сцен мы снимали во время свадьбы, и стол был уставлен закусками. Но не обычными, а кинематографичными - это когда при помощи химии достигается эффект яркой, блестящей и аппетитной еды. Так что, если вы меня пытаетесь вывести на неожиданное признание, что артистка Йовович снималась пьяной в кинокартине «Выкрутасы», то нет, ничего такого не было!

Чтобы соблазнить меня, нужно раздеться, встать посреди Манежной площади и крикнуть: «Турандот, выходи!»

ELLE Надеюсь, наши следующие вопросы вас не испугают…

И.У. Что за вопросы? Если я не ошибаюсь, вы из журнала ELLE? Для кого вы пишете?

ELLE Для веселых и ироничных людей.

И.У. А как же новинки в области вечернего платья и демисезонного пальто?

ELLE Мы относимся и к жизни, и к моде с юмором. Итак. Что бы вы заказали на ваш последний ужин?

И.У. (долгая пауза) Что-нибудь внутримышечное. Вы знаете, кусок бы в горло не полез с ощущением, что завтра - все.

ELLE В каких ситуациях вы врете?

И.У. Когда руки связаны, кочерга занесена, а код банковской карты все равно не хочется произносить.

ELLE Чего вы больше всего боитесь?

И.У. Ядерного взрыва.

ELLE От него настанет конец света?

И.У. Нет. Журнал ELLE из продажи исчезнет. Это вызовет большие волнения. И пойдет резня. Помните, как тогда, когда вы один выпуск пропустили.

ELLE На каком фильме вы уснули/ушли из зала?

И.У. Это разные вещи. Дело в том, что, когда я засыпаю, я редко выхожу из зала.

ELLE Над чем плакали в последний раз?

И.У. Как обычно, над программой «Жди меня».

Я вру, когда руки связаны, кочерга занесена, а код банковской карты все равно не хочется произносить

ELLE Когда наступит конец света?

ELLE Какое облегчение: значит, наше запланированное интервью все же состоится.

И.У. А я как раз и рассчитываю дать интервью журналу ELLE в 62 года, а потом гори оно все огнем. Как говорил генеральный директор клуба «Дягилев».

Текст: Ольга Исламкина. Фото: Артур Тагиров.

«Вечерний Ургант». Избранное

Программа «Вечерний Ургант», наш ответ американским вечерним live-шоу, впервые вышла в эфир 16 апреля 2012 года, в день рождения ведущего, и с тех пор неизменно входит в топ самых рейтинговых передач отечественного ТВ.

В редакции он появился совсем не в том телевизионном образе весельчака и балагура, который в любое время суток, в любой ситуации и любой компании способен парой ироничных шуток мгновенно поднять настроение всем присутствующим. И это понятно: наша съемка пришлась на еще доснежное зимнее утро, хмурое и не особенно бодрое. Любимец страны, самый востребованный ведущий развлекательных телепрограмм, праздников и корпоративов, лучезарный и искрометный герой экрана, открытый и трогательный Ваня Ургант вышел из машины скорее суровым, под стать погоде, громовержцем двухметрового роста.

В нем нет ни пресловутой звездности, ни нарочитого желания «зажечь», обаять и рассмешить. Он вежлив, корректен и очень внимателен к словам - тем, что произносят его собеседники, и еще более - к тем, что каждый раз, отвечая, тщательно выбирает он сам. Шутки в сторону - на самом деле Иван Ургант в жизни способен разговаривать прямо, просто, серьезно. Почти не смущаясь - разве совсем чуть-чуть - собственной искренности, в разговоре непрерывно размышляя, проверяя и слушая себя. Может быть, в этом внимании, в этом внутреннем слухе и есть залог настоящего остроумия, такого желанного для всех и такого редкого дара острого слова?

«ПОШЛОСТЬ - ЭТО ПОПЫТКА ВЫДАТЬ ЧТО-ТО НЕНАСТОЯЩЕЕ ЗА НАСТОЯЩЕЕ. ДЛЯ МЕНЯ ОНА СТОИТ РЯДОМ СО СЛОВОМ «НЕПРАВДА».

Psychologies: Вы работаете в рискованном жанре, где грань между остроумием и пошлостью очень тонка. Что такое, по-вашему, пошлость и как вам удается ее избегать?

Сложно сказать... Эти критерии где-то внутри. Мне кажется, одно из проявлений пошлости - слишком серьезно об этом говорить. Скажем, бранное слово в общественном месте и в присутствии детей - это не пошлость, а просто грубость и невоспитанность. По-моему, пошлость в другом - в попытке выдать что-то ненастоящее за настоящее. В моем внутреннем словаре это слово стоит рядом со словом «неправда». Когда люди говорят неправду, особенно когда высокие, пронзительные мысли и чувства подменяются, вот это и есть, на мой взгляд, пошлость. Я не люблю и когда зашкаливает искренность. Это тоже может быть проявлением пошлости. Есть люди, которые разрывают грудную клетку, достают сердце и протягивают его зрителям, - и понимаешь, что ничего выше этого быть не может. А другой делает все то же, но, кроме ощущения невероятной бессмысленности и неискренности, это ничего не вызывает.

Иными словами, важна мера?

И. У.: Важно прислушиваться к себе, быть с собой в гармонии или хотя бы в согласии. Но я не могу сказать, что доверяю себе во всем. Я скорее человек сомневающийся, недоверчивый, ругающий себя.

Ваша дорога к успеху гладкой не была. Как вы справляетесь с ситуациями сложными, неприятными?

И. У.: Конечно, были моменты, когда мне требовалась поддержка... (Подбирает слова.) Когда измотанная юношеская душа страдала, например, от неразделенной любви или… от неразделенной еды, зарплаты! По-моему, лучший выход - отвлекаться от такого в каком-то деле. А самое плохое - когда замыкаешься в себе. Мир сужается до размеров той беды или проблемы, которая ввергает тебя в уныние, в замкнутое пространство собственных переживаний. И тут главное - напомнить себе, что выход рядом. Надо постараться. Стоит только сделать некоторое усилие над собой, и все будет совсем по-другому. Хотя в такой ситуации часто про это забываешь. Или сам себя не слышишь.

Вам не приходила мысль искать какие-то ответы в психотерапии?

И. У.: В нашей нелегкой действительности психотерапевтами являются наши близкие. А подчас и неблизкие люди. Такой степени доверия между людьми я не встречал ни в Западной Европе, ни в Северной Америке. Мы способны изливать душу постороннему человеку даже вне зависимости от того, хочет он этого или нет. Чаще всего такое происходит - как это было и в моей жизни - не от желания, чтобы тебя услышали, а чтобы просто выговориться. И действительно становится легче. К сожалению, не всегда рядом находятся люди, которые могут дать хороший совет. Отсюда колоссальное количество изданий с фотографиями женщин и мужчин, которые с радостью протянут руку... где уже лежит хрустальный шар, людям, которые нуждаются в том, чтобы перед кем-то выговориться. Лично я не пойду к какой-нибудь святой целительнице Аксинье. Вероятно, оттого, что в Бога верю… Лучше как-нибудь своими силами. Надо стараться.

И. У.: Достаточно рано. Мама воспитывала меня самостоятельным ребенком. Я уже с шести лет ходил один - сначала в детский сад, потом в школу. Меня оставляли сидеть с младшими сестрами, но я не воспринимал это как повинность. Мама много времени уделяла нашему воспитанию и не перекладывала все бремя ответственности на мои хрупкие плечи.

«МАКСИМАЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ БЫВАЕТ ЛИШЬ У БЕЗУМЦЕВ. МНЕ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОГО-ТО. И ЧТОБЫ ЭТОТ КТО-ТО ЗАВИСЕЛ ОТ МЕНЯ».

За что вы сегодня ей благодарны больше всего?

И. У.: За терпение. Я бы вот себя давно убил, а мама выдержала это непростое испытание - видеть рядом с собой громкого, злобного и наглого усатого мальчика в течение долгого времени. У меня терпения гораздо меньше. Я это точно знаю: мама сохранила уникальный документ - дневник, который она вела, пока я был маленький - с полугода лет до пяти. Такой краткий дневник, который поместился в две тетрадки. Когда мне исполнилось лет 18, мама мне их показала. Читать это было очень трогательно. Это та самая пронзительная трогательность, которой не коснулась никакая пошлость. Потому что мама писала в дневнике только то, что она чувствовала. А потом... Важно - это когда тебе предоставляют возможность принимать решения. Когда чувствуешь себя человеком, от которого что-то зависит. Я ощутил это очень рано, лет с восьми-девяти. Правда, не всегда мне хотелось такой свободы. Скорее хотелось быть ребенком, который просто окружен заботой и лишен необходимости самостоятельно что-то решать. Я много таких детей видел вокруг себя. А мне такую возможность мама не давала. Она настаивала, чтобы какие-то проблемы, неловкие ситуации, в какие попадают обычно все дети, я преодолевал сам. В чем-то она помогала, что-то советовала, но никогда не настаивала и не заставляла.

Сегодня вы тоже родитель. Чего вы больше всего желаете для своей дочери?

И. У.: Я не буду здесь оригинален. Чтобы моя дочь как можно скорее стала самостоятельным человеком и чтобы ей в жизни как можно меньше требовалась помощь окружающих. Чтобы у нее были силы ни от кого не зависеть. От родителей в том числе. Чтобы она была добрым человеком. И умным человеком.

Зависимость от чего-то для вас вообще неприемлема?

И. У.: Все мы в разной степени от чего-то зависим. Максимальная свобода - у безумцев. И не всем такая свобода нужна. Нет, мне хочется быть зависимым от кого-то. И чтобы этот кто-то зависел от меня.

Когда вы поняли, какую семью хотите создать для себя?

И. У.: В детстве у меня не было четкого ощущения семьи. Родители расстались, когда были слишком юны, а мне и год тогда едва исполнился. Поскольку лет до 13 я даже не представлял, как явился на свет, то мама и папа для меня воедино не связывались. Зато у меня были дедушка, бабушка, еще одна бабушка и прабабушка. Я мог поехать туда и сюда, в то время как мои приятели жили в своих квартирах с папой и мамой. И все. Мне это даже нравилось - быть в чем-то не таким, как все. Не вообще другим, а чуть-чуть. Наверное, желание выделяться стало для меня и двигателем в профессии, и в том, как моя жизнь устроена на данный момент.

«ЧУВСТВО ЮМОРА - ЭТО НЕ КОГДА ШУТИШЬ САМ, А КОГДА ТЫ СМЕЕШЬСЯ. И НАДО СТАРАТЬСЯ ЭТО В СЕБЕ КАК-ТО РАЗВИВАТЬ. ЭТО ПОМОГАЕТ!»

Но вы довольно рано захотели создать свою семью - традиционную, «как у всех»: один дом, муж, жена, ребенок…

И. У.: Знаете, я достаточно рано понял, что люблю детей. И что хочу иметь свой дом.

Каким вы его видите в будущем?

И. У.:

Я не люблю строить далекие планы. Мне странно представлять себя обвязанным пледом, сидящим у камина... не в состоянии двинуться. И внуков, которые играют моими ногами, отдельно стоящими рядом! Такого я себе не представляю. Но семья, дом - это, конечно, большой дом. Причем и в прямом смысле большой. Потому что я первую половину своей жизни прожил очень тесно. Единственное, что было большим в нашей квартире, - высота потолков. Да. Семья - это когда с детьми, с любящей и преданной женой. И с некоторым... разумным количеством аккуратных, чистоплотных, хорошо вымытых домашних животных ... которые точно знают, где находится их туалет. Очень важное условие! Это обязательно небольшое число преданных тебе друзей. И большое количество приятелей и знакомых. Которые приходят в гости и имеют возможность за большим круглым столом, обязательно под абажуром, в перерывах между вкусно приготовленными твоими руками блюдами обсуждать судьбы России…

Как точно вы это описываете!

И. У.: Как человек, который только вчера повесил абажур над круглым столом.

Остальное - талант, здоровье, молодость, успех, деньги - у вас уже есть. Вас это радует?

И. У.: Я боюсь частых размышлений о том, что у меня есть, а чего нет. Потому что многих вещей мне когда-то не хватало... Знаете, очень важно, чтобы все в жизни появлялось вовремя. То есть тогда, когда тебе нужно именно это. Мне грех жаловаться на то, что есть в моей жизни. Но я стараюсь не думать об этом часто. Вдруг раз - и все это окажется неправдой! Я хорошо помню, как мне не хватало денег, - очень острое ощущение.

Что бы вы стали делать, если бы завтра у вас их не стало?

И. У.: Я буду искать все возможные способы, чтобы они хоть в какой-то мере, но опять появлялись в моей семье. Это составляющая комфорта, благополучия. Деньги нужны, чтобы о них не думать. Потому что, пока денег не было, я все время о них думал. Ждал: когда же они у меня появятся? Не то чтобы мечты какие-то хотелось реализовать - все было на уровне потребностей. А сейчас я понимаю, что от моих заработков зависит благополучие моей семьи, моих детей, родственников… Тут не до фантазий в стиле «оказаться бы мне на острове да под пальмой»!

То есть все, что вы делаете за деньги, делаете с удовольствием?

И. У.: Да, только степень удовольствия разная. Но пока еще не было такого, чтобы я что-то делал за деньги с явным неудовольствием. За исключением работы грузчиком в 11-м классе. Сегодня я отказываюсь от массы предложений. Но в том, от чего не отказываюсь, я стараюсь участвовать не только как исполнитель, но и как соавтор. Стараюсь, чтобы мне самому просмотр готового продукта хоть пару раз доставил радость. Или по крайней мере не вызвал чувства отторжения и горечи во рту.

Известно, что юмор мы часто используем как защиту от разных жизненных сложностей...

И. У.: Именно! Более того, я настаиваю: юмор и легкость, ирония и смех - это самая лучшая защита и лекарство. Не от всего защитишься иронией, но... надо стараться! Это помогает. Я сочувствую тем, кто не любит смеяться, не любит, когда шутят. Чувство юмора - это ведь не когда шутишь сам, а когда ты смеешься. И это надо стараться в себе как-то развивать. Вот посидите раза четыре с каменным лицом на концертах Жванецкого. Глядишь, на пятый начнете улыбаться - хотя бы в знакомых местах!

И. У.: Конечно! Я бы сказал, человеку любой профессии, а публичной особенно, нужно подтверждение того, что он делает что-то правильное. По крайней мере идет в верном направлении. И делает то, что приносит радость и удовольствие не только ему, но и еще кому-то.

Вам этой душевной отдачи - чувства благодарности и любви в ответ на вашу работу - хватает?

И. У.: Знаете, несколько раз в жизни мне говорили слова, которых я, на мой взгляд, до сих пор не заслуживаю. И мне это было очень приятно. Говорили люди, которых я уважаю и профессионализм которых у меня не вызывает никаких сомнений. Мне кажется, в этих словах есть некий аванс, хотелось бы им соответствовать.

В этом месяце тема нашего «Досье» -

И. У.: Ничего не меняется, не должно меняться! Мужчина сегодня и женщина сегодня - те же, что и вчера. Нельзя отсутствие мужских качеств списывать, скажем, на невероятное развитие каких-то технологий или пластической хирургии. Настоящих мужчин всегда было немного, мне кажется.

Чего же им не хватает?

И. У.: Степени искренности, честности - вот чего не хватает. Многие мужчины в наше время стали не только выглядеть и одеваться как женщины, но и вести себя подчас не по-мужски. Знаете, чтобы проверить, насколько храбрые мужчины живут в стране, совершенно не обязательно ввязываться в третью мировую войну. Мужчине не обязательно разбивать о свою голову кирпич или чинить на кухне водопроводный кран. Но в том, как он относится к женщине, детям, к своей семье, родителям, - в этом и проявляется мужчина. Идеального героя создал режиссер Владимир Меньшов в картине «Москва слезам не верит», а исполнил Алексей Баталов. В нашей стране это образ на все времена. Хотя, по-моему, таких людей не бывает. Интеллигентных мужчин, которые работают слесарями и следят за чистотой обуви. Готовы связать судьбу с женщиной с ребенком и при этом могут, если нужно, уйти в запой от чувств... перед этим пожарив шашлыки и защитив юного возлюбленного девушки от хулиганов. Таких нет! Но мне кажется, если каждый из нас будет хотя бы что-то одно из этого списка делать, то уже неплохо. (Вкрадчиво.) Например, уходить в запой.

Вы-то, похоже, ведете здоровый образ жизни...

И. У.: (С некоторой досадой.) Я не могу этого комментировать, потому что и пью, и курю, и ругаюсь матом. Но так незаметно, что у всех возникает ощущение, что я этого не делаю. Я считаю, что странно... и не стоит этого делать в раннем возрасте и в чрезмерных объемах. Но есть люди, которые так изысканно выпивают и так аппетитно курят, что немедленно хочется сделать то же самое! А виртуозное употребление матерных выражений порой окрашивает нашу жизнь в неповторимые тона. Теперь все это поместите в пространство накрытого круглого стола под абажуром - и вы поймете, о чем я говорю.

То есть вы стараетесь жить с аппетитом?

И. У.: Я пытаюсь в себе это культивировать - получать от жизни удовольствие. Не в излишествах дело. Можно получать удовольствие и в однокомнатной или коммунальной квартире. Выкурить на кухне сигарету без фильтра, запив ее дешевым красным вином, - но так, что и ты получишь удовольствие, и окружающие тебя... молдавские рабочие тоже!

Вы как-то сказали: надо стараться всегда быть готовым к тому, что подбросит тебе судьба. Чего бы вам хотелось, чтобы она еще подбросила?

И. У.: Зная, что службы, ответственные за то, что подбрасывает нам судьба, регулярно читают журнал Psychologies, я хотел бы обратиться к ним напрямую. Удивите меня! Я очень люблю приятные сюрпризы.

Личное дело

  • 1978 16 апреля родился в Ленинграде, в семье актера театра и кино Андрея Урганта и актрисы Театра комедии Валерии Киселевой. Родители вскоре расстались, Иван остался с матерью, позже у Валерии Ивановны в ее новом браке родились еще две дочери.
  • 1994 Поступает на актерский факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства; два года спустя женится на студентке Университета культуры Карине, их брак продлится полгода.
  • 1998 Дебют в кино - в картине «Жестокое время» Максима Пежемского.
  • 1999 Ведущий «Петербургского курьера» на Пятом канале и диджей на Superradio (Санкт-Петербург).
  • 2000 Выпустил альбом собственных песен (продюсер Максим Леонидов).
  • 2001-2002 Ведущий телепрограммы «Бодрое утро» на «MTV Россия», знакомится с журналисткой Татьяной Геворкян, их отношения продлятся около трех лет.
  • 2003 Ведущий шоу «Народный артист» на телеканале «Россия» (в паре с Феклой Толстой).
  • 2004 Ведущий телеигры «Пирамида» на канале «Россия».
  • 2005 «Большая премьера» на Первом канале, роль в фильме Александра Стриженова «От 180 и выше».
  • 2006 Ведет «Смак» на Первом канале; начинает встречаться с Натальей Кикнадзе, бывшей одноклассницей.
  • 2007 Роль в картине «Он, она и я» Константина Худякова; соведущий в программах «Стенка на стенку» и «Цирк со звездами» на Первом канале; лауреат национальной телепремии ТЭФИ.
  • 2008 Соведущий в программах «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон» на Первом канале; документальный фильм «Одноэтажная Америка» на Первом канале (соведущий в паре с Владимиром Познером); роль в фильме Ивана Дыховичного «Европа–Азия» (премьера - февраль 2010-го). 15 мая у Ивана и Натальи родилась дочь Нина.
  • 2009 Участие в съемках фильма «Одноэтажная Франция» (вместе с Владимиром Познером).
  • 2010 Репетирует роль Василькова в спектакле Романа Козака «Бешеные деньги» (Театр им. Пушкина).

Как же мы устали от шуток Урганта в интервью.

Большая проблема всех интервью Ивана Урганта – их невозможно смотреть. Потому что везде и на всех площадках Иван шутит. Даже в YouTube где-то есть диалог с Ольгой Шелест, которое озаглавили «Ургант попытался дать серьезное интервью, но все равно шутил».

Если герой на любой вопрос отвечает несерьезно, то это уход от ответа и вообще-то его отсутствие. Но если посмотреть на юмор Ивана как на его естественную реакцию, то все становится на свои места – Ургант так и живет, так и существует. В интервью Басте он честно признался, что любит шутить – давайте разглядим в шутках ответ, а не уход от него.

На GazLive получилось даже ужаснее, чем могло бы быть. Иван расслабленно пришел на интервью к знакомому ему человеку. В ситуацию, в которой был сотни раз – поболтать в кадре как гость. И, похоже, был настроен на какую-то откровенность, прикрытую кучей острот.


Но Баста прикончил интервью на вопросе про переломный момент. И даже не уточнением про ТЭФИ у Бермана с Жандаревым, а предложением придумать этот момент, “чтобы разорвать сердца наших зрителей». Посмотрите на 19:25 и поймайте взгляд Урганта – он только что закончил личную историю, а ведущий требует от него травить анекдоты.

Конечно, рэпер получил какую-то ужасную байку про загоревшееся окно в Кремле. На нее наложили трогательную музыку и потом даже вынесли в описание в твиттере, чтобы люди покликали.


Разумеется, это формат, в котором не нужна искренность. У вопросов здесь нет связи, один не вытекает из другого. И не может быть иначе, если их присылают зрители.

Это сделано для интернета и для цитируемости. Смонтировано, чтобы люди раздирали выпуск на фрагменты, а журналисты нарвали оттуда слов для новостей и заголовков (почему, кстати, для этого не прописывают тайм-коды?). И все равно использовать гостя исключительно в качестве его образа – дико. Это то же самое, что звать на передачу Безрукова и общаться с ним как с Высоцким.

На этой же неделе на «Дожде» был Андрей Малахов, который в 80-минутном интервью раза три повторил: «Я не люблю, когда в интервью получается такой «Караван историй». У любой передачи должен быть повод». И потом слегка бессовестно напомнил ведущим о рекламе своего моноспектакля. Лучше бы Иван Ургант что-то пропиарил в этом выпуске, потому что его грустная судьба – это приходить в такие программы и давать залп из шуток, ведь ничего другого от него не ждут.


Поэтому Урганта и не будет во «вДуде», как того иногда требуют в комментах у Юрия. Иван пришел к Басте и увидел, что его хотят только в образе весельчака – так себе мотивация приходить к кому-то еще – и к Дудю в том числе.

Иван точно знал про Юру еще до миллионов просмотров , чуть не взял его на работу в «Вечерний Ургант» и позвал гостем, когда про нового крутого интервьюера говорили абсолютно все.

Так что у Дудя наверняка имелись варианты, чтобы пригласить телеведущего, но после GazLive непонятно, зачем это делать. Внутри будут обязательные вопросы о Путине, на которые Иван не отвечает, и о деньгах, про которые Иван не говорит – и какой тогда смысл? Конечно, Ургант спрячется в раковину из шуток и выдаст что-то похожее на интервью с Бастой. Легче позвать Большого Русского Босса – у него хотя бы понятно, где заканчивается образ и начинается обычный человек.

Имидж уже сыграл против конферансье с Первого – теперь даже если Ургант захочет высказаться, все равно аудитория погогочет с аллюзий про Исаака Бабеля в его речи. Иван сам себя загнал в такую ситуацию. Даже второе интервью Познеру (после абсолютно юмористического первого в 2009-м) вышло тухлым – у Ивана не получается не шутить. К этому нужно, но пока нельзя привыкнуть.

Превратить Урганта из шута хотя бы в грустного клоуна у Басты не вышло. Да и не было такой задачи.

Разговаривать с Иваном очень просто. Или, наоборот, очень непросто. Он живет в ритме шутки и шутит даже тогда, когда этого вроде бы и не надо. В свой день рождения шоумен поделился с Woman"s Day мыслями об искусстве шутить.

Иван Ургант

Дубль первый

Когда я готовился к интервью…

Вот это очень приятно! Многие этого не делают… И я в их числе. Ведь я последние два года тоже все время беру интервью.

Ну, у вас маленькие интервью…

А никто не знает, плюс это или минус. Ведь у меня только 10–12 минут! И только я успокаиваюсь, только гость успокаивается, как интервью уже закончилось. Так что плюс интервью, которое берете вы, – то, что мы договорились потратить на него два дня, и мы их потратим.

Да, я как раз бутербродов на два дня и взял…

С первого раза, как видите, серьезного разговора не получилось. Но я не унывал и пошел на второй круг.

Дубль второй

Когда я готовился к интервью, то поинтересовался у своей дочери, что бы она хотела у Ивана Урганта спросить. Она задумалась на секунду и спросила: «А кто это?»

Иван, если бы вам понадобилось объяснить ребенку, кто вы, что бы вы сказали?

Ну, это зависит от того, что мне от ребенка этого нужно… Если от вашего ребенка мне нужно немногое, а именно чтобы вы разрешали ей смотреть телевизор после 11 вечера, то для остальных детей я – добрый полуночный волшебник. Я добрый, ну не отнять этого у меня. В эфире – чаще всего поздно, около полуночи… А поскольку ваша дочь, да и я сам до сих пор не понимаю, как работает телевизор, то он для меня представляет некое волшебство. Поэтому и я – волшебник.

А вы себя самого считаете взрослым?

Зависит от света и от угла, под которым висит зеркало… И от количества одежды на мне.

И все-таки вы повзрослели уже?

Это тоже все по-разному… Дело в том, что среди моих близких друзей очень много тех, кто старше меня. Я вообще практически все время был всегда младшим в компании. Даже в «Прожекторперисхилтоне» моложе всех был. И вдруг оказалось, что в передаче «Вечерний Ургант» я уже не самый молодой… Да я на самом деле не задумывался об этом.

Я немного другое имел в виду. Внутреннее ощущение взрослости появилось уже?

Нет-нет… Слушайте, я в видеоигры играю с таким же упоением, как если бы мне было 12 лет. Но люди ко мне в последнее время все чаще обращаются по имени-отчеству. Сначала я думал, что они издеваются, а потом понял: нет, не издеваются.

А вам это приятно?

Нет. Мне важнее, чтобы люди говорили мне «вы», чем по имени-отчеству обращались. Более того, вот мы с моим коллегой Сашей Цекало, когда на сцене находились, всегда говорили друг другу «вы». И в этом есть некий элемент игры.

А сантехнику, который к вам домой придет, тоже будете говорить «вы»?

Ну естественно! Как и любому другому незнакомому человеку. Независимо от того, сколько этому человеку лет.

Другой человек

Иван Ургант

Я посмотрел ваш спектакль «Бешеные деньги». У вас там серьезная роль, вы, что меня удивило и восхитило, там именно актер Иван Ургант, а не шоумен, который вдруг вышел на сцену… Почему спектакль так быстро прекратил существование?

Мне показалось, что пора его покидать... Это замечательный период жизни, когда меня пригласили в Театр имени Пушкина. Мне же все время предлагают в театрах играть огромное количество антреприз, без особых претензий к качеству, главное – чтобы имя было на афише. А мне же хотелось уж если прийти в театр, то именно в репертуарный, с хорошей пьесой, хорошим режиссером. И я такое предложение получил от Романа Козака и с удовольствием играл с Верой Алентовой, Виктором Вержбицким… Там же играл и Коля Фоменко, с которым мы подружились.

Иван, вас не расстраивает, что в качестве серьезного и хорошего драматического актера вас успело увидеть ничтожно мало зрителей?

Ну послушайте, я не поставил крест ни на театре, ни на кино. Роли могут появиться. Просто сейчас у меня слишком большая занятость на телевидении.

По сцене и аплодисментам не скучаете?

Ну у меня же и здесь в программе есть сцена…

Это же не то.

Но и здесь – зритель, который приходит получить удовольствие… Понимаете, в последних спектаклях я стал чувствовать некую рутинность. И я этого ощущения испугался. Потом, спектакль надо играть час­то, чтобы быть постоянно в тонусе актерском, а у меня из-за работы часто не получалось играть в театре.

Рутина? В театре? А здесь, в «Вечернем Урганте», неужели нет рутины?

Каждый день одно и то же!

Одно и то же здесь, в гримерке, а на площадке каждый день все разное: гости разные, музыка разная, события разные! Я люблю свою работу, потому что есть возможность увидеться с людьми, с которыми хочется познакомиться. Например, с актерами сериала «Оттепель»…

А вы, кстати, действительно посмотрели все 12 серий?

Да. С огромным удовольствием. И вот я только вчера их посмотрел, а уже сегодня у меня есть возможность поговорить со всеми актерами в моей программе. Они, наверное, смотрели на меня как на человека со странностями, потому что они для меня были все еще героями фильма, который произвел на меня впечатление… Благодаря передаче я познакомился с таким количеством людей.

Познакомиться не значит подружиться…

Конечно, за полчаса нельзя подружиться так, чтобы не разлей вода. Но я узнаю многих гостей совершенно с другой стороны. Вот Рома Билык, лидер группы «Звери», он вовсе не такой, каким мы привыкли его видеть на сцене. Совершенно не­ожиданно открылся на программе Юрий Антонов, который вдруг начал смешно рассказывать какие-то истории.

А вы вообще с людьми легко сходитесь?

Стараюсь, чтобы люди, которые приходят ко мне на программу, чувствовали здесь себя уютно и удобно. Самая лучшая проверка - это если гости хотят прийти еще раз.

Иван, а что такое дружба?

…Ну, когда два человека дружат… Я, наверное, по-другому и не могу ответить.

Хорошо, а что такое дружить?

Дружба – это когда ты уверен в человеке, когда уверен, что человек в ущерб себе, без всякой выгоды для себя может тебе помочь. Может принять участие в твоей жизни, а ты – в его.

Вы человек компанейский?

Конечно! Я душа и другие органы компании… Я люблю застолье, посиделки гораздо больше, чем ночные клубы, рестораны и дискотеки. Я люб­лю общение. Это то, чего мне всегда не хватает.

Иван, вы постоянно на съемках, постоянно с кем-то разговариваете, кого-то узнаете… Неужели вам этого мало?

Ну разное же общение бывает! Не всегда я могу рассказать в студии то, что я рассказываю за столом.

Министр с юмором

Иван Ургант

На минутку вернемся к вашему герою в спектак­ле. Он очень боится показаться кому-либо смешным. Вы, видимо, полная ему в этом противоположность ?

Если ты не боишься быть смешным, море тебе по колено. Самоирония – это защита. Попробуйте обидеть человека, который вместе с вами над собой смеется. Не получится. И я очень ценю это качество в людях.

А вам приходится таким образом защищаться?

От кого? От чего?

От всего того, что происходит в жизни. Надо легче относиться к себе, к тому, что происходит вокруг, как бы страшно оно ни было. И как бы тяжело ни было. Считаю, что в нашей стране огромному количеству людей не хватает чувства юмора. Особенно законодательной и исполнительной власти.

А зачем оно им?

Как зачем? Если бы оно у них было, то легче бы жизнь у них была. А значит, и у нас.

Вы вообще политикой интересуетесь?

Постольку поскольку. К нам в программу несколько раз приходили политики: Анатолий Чубайс, Сергей Лавров.

Насколько с ними сложнее общаться?

Слушайте, мне очень понравилось. Прекрасно пообщались с Сергеем Лавровым. С ним приятно общаться, потому что он – человек с юмором.

И снова вы, характеризуя кого-то, говорите «человек с юмором»… Неужели это самое главное качество, за которое вы цените людей?

Нет-нет, просто считаю, что когда у человека есть чувство юмора, это уже говорит о наличии интеллекта. С такими людьми интереснее. Ну вот простой пример. Когда мы у минист­ра иностранных дел спросили, был ли у него момент, когда он после подписания очередного важного для нашего государства документа выходил на улицу, распускал узел на галстуке, садился в открытую машину и ехал по трассе и теплый швейцарский ветер играл его волосами... И он в ответ рассмеялся так весело, что я понял, что ему понравилось.

Строгий начальник

Иван Ургант

Мы вас знаем как веселого шутника и хохмача. А как вы с начальством разговариваете?

С плохо скрываемым подобострастием, но не отказываю себе в удовольствии ввернуть какую-нибудь шуточку.

За что вам может предъявить претензии Константин Эрнст, вызвав на ковер?

Бывает… Ну, например, приходит артист и поет слишком грустную композицию, бывает, что не получается разговорить гостя. Бывает, шутки несмешные.

А часто вы после эфира придумываете шутку гораздо лучше той, что была в эфире?

В 98 процентах случаев.

Лестничное мышление?

Я даже не знал такого определения. Всегда такое бывает. И я сам себе говорю: ну как же так! Ну почему же! А потом утешаю себя, мол, хорошо, хоть потом придумал хорошую шутку.

Юмор в программе – это все ваше или штата авторов?

Конечно, есть штат авторов. Я бы один давно треснул уже. Нет, мы сидим, придумываем что-то. Больше всего мне нравится сидеть с нашими ребятами и над чем-то смеяться, и не важно, пойдет потом это в программу или нет. Вы знаете, мне очень нравится приходить на работу. У нас здесь такой коллектив хороший сложился.

Тем не менее вы для этих людей начальник, ведущий, продюсер. У вас есть свой кабинет?

С трудом представляю вас сидящим за большим рабочим столом.

Я редко там бываю. В основном он пустует. Изредка совещания там проводим.

Подчиненные к вам серьезно относятся?

Ну, серьезно до какой-то степени. У нас легкие взаимоотношения. Не заставляю людей заходить в кабинет с поклоном, зажигать свечи у моих ног. Мне хочется, чтобы люди чувствовали свою ответственность, это – главное.

А у вас самого ответственность большая?

Средняя. Я пока только учусь быть ответственным.

«Средняя» – это не определение. Не понимаю, что это значит.

Ну я могу опоздать, но, к счастью, не могу не прийти.

Начальник Иван Ургант за рулем, например, сам ездит?

Иван, мы с вами разговор начали с театра, им и закончим. Ваша самая первая роль – роль стражника № 12 в «Макбете». Если бы вам сейчас вдруг предложили вновь его сыграть, вы бы его каким сделали?

Вам врать не буду. Как мне приятно, что та самая бомба, которую мы заложили, когда писали мою биографию для сайта…

Этого не было?

Нет, конечно, я играл стражника, но номера у него никакого не было. Номер мы придумали просто так. Каким бы я его сыграл? Да я не играл его тогда… Недавно прочитал книгу Эдуарда Кочергина, главного художника БДТ, и понял, насколько я, свинота, относился без должного уважения к тому заданию. Я просто выходил на сцену, что-то там делал и издалека смотрел на Алису Бруновну Фрейндлих, которая, к счастью, меня не замечала, и поэтому никакого негативного влияния моя игра на ее исполнение не оказывала.

Ее у вас в гостях не было?

Это одно из моих желаний – пригласить сюда ее и Олега Басилашвили. Знаете, как-то его дочь Ксения Басилашвили написала, что город Петербург не может отопить квартиру, где живет Олег Валерианович… А поскольку он не только великий актер, но и очень скромный человек, он не может прийти и, ударив кулаком по столу, сказать: «Я – Басилашвили, что вы тут себе поз­воляете?!» И в такие моменты становится стыдно.

Что вы хотите? У нас у президента ржавая вода из крана идет…

Да! И поэтому наша с вами цель – помочь Олегу Басилашвили и президенту.

А вы сами скромный человек? Вы можете прийти и, ударив кулаком по столу, заявить: «Я – Иван Ургант»?

Нет. Я пока так не делал и, надеюсь, никогда не сделаю.

О родственниках

Светлана Бондарчук:

В тот день, когда мне предстояло интервью с Иваном Ургантом, я завтракала с моей сестрой Ларисой. Надо сказать, что для нее авторитетных людей в принципе очень немного, а уж таких, которыми бы она восхищалась, и вовсе не припомнить. И вот она на полном серьезе, узнав о том, что я буду встречаться с Иваном, говорит: "Попроси его, пожалуйста, добавить меня на Facebook. Я ему там дружбу предложила, пусть он меня зафрендит". Это удивительно, конечно, было слышать, но, в общем, совершенно логично. Я не припомню о нем ни одного дурного мнения, ни одного слова критики. Ургант - искрометный, талантливый, умный и очень искренний. А какими еще должны быть образцы для подражания и те, с кем хочется общаться и дружить?

Иван, а на Facebook реально ты?

Иван Ургант:

Это я. Все аккаунты на ivanurgant.com реальные. Но успеваю я пользоваться только Twitter. Так что все мои записи из Twitter просто дублируются на Facebook, а там надо кого-то френдить...

Светлана:

Так, Лариса Бекетова - моя родная сестра. Пожалуйста, добавь ее, она очень хочет быть твоим другом.

Иван:

Хорошо. Я дам указания соответствующим структурам. Значит, все-таки какой-то успех существует среди родственников. Мы, если честно, этого и добивались.

Светлана:

Так и есть. По крайней мере, моя жизнь в какой-то степени посвящена этому. В детстве у меня было столько комплексов!

Иван:

А у меня комплексов не было. Единственный комплекс, который был в моем детстве, - это комплекс дыхательной гимнастики по Стрельниковой, который моя мама практиковала, а я, к сожалению, не оправдал ее надежд. У меня мама вообще ведет очень здоровый образ жизни. Она совершенно нетипичная актриса. Практически не пользуется косметикой, и в этом я - в нее. Она совершенно не употребляет алкоголь и не курит. Здесь наши дороги разошлись.

Светлана:

Ты же тоже не куришь.

Иван:

Очень редко. Иногда позволяю себе в компании, за бокалом хорошего вина... Чтобы казаться значительнее.

Светлана:

И чтобы понравиться девочкам.

Иван:

Да, чтобы понравиться девочкам и мальчикам, с которыми я пью вино. Кстати, если мама - нетипичная актриса, то бабушка... вот если бывает воплощение актрисы - то это она.

Светлана:

А кто тебе ближе по духу?

Иван:

Ты сейчас поставила на кон многие вещи. С одной стороны - бабушкину недвижимость, с другой стороны - мамино сердце. Поэтому скажу так: я не могу делить. Мои родственники все разные.

Светлана:

И тем не менее, ведь есть у вас какие-то общие, семейные традиции?

Иван:

У нас была традиция собираться на Пасху у бабушки. Хотя мой самый любимый праздник - Новый год.

Светлана:

У меня тоже. А ты в детстве верил в Деда Мороза? Я вот не верила. Я понимала, что подарки под елкой от родителей.

Иван:

Как можно верить в Деда Мороза, если на елке во Дворце пионеров его играет твой дедушка? И это редкий случай, когда старославянский персонаж из средней полосы России говорил голосом ближневосточного мудреца. Потому что Деда Мороза с фамилией Милиндер надо еще поискать. Дедушка у меня был необычайно красивый, остроумный, с усами, очень высокого роста. Но я все равно самый высокий в семье. Это, кстати, очень неплохо, быть высоким.

Светлана:

Для актеров плохо. Ты никогда не замечал, что все большие актеры - Том Круз, Джонни Депп, они же все малышки, все очень маленького роста.

Иван:

Что уж говорить про Аль Пачино и Роберта Де Ниро. Они бы могли сейчас зайти под этот стол и стояли бы там как на автобусной остановке. А мне рост всегда помогал. Я, например, на физкультуре первый стоял, правда, от этого было двойственное ощущение. У нас в спортивном классе были ребята, занимающиеся спортивной гимнастикой, мальчики по метр десять ростом. И вот мы подходили к турнику - и тут все начиналось. Я, мелко дрожа, подтягивался полтора-два раза, а они 45-46 раз.

О знакомстве

Светлана:

А ты помнишь, когда мы с тобой в первый раз именно по работе столкнулись?

Иван:

Я прекрасно это помню, Свет. Совсем недавно вспоминал. Я вел какой-то праздник в ресторане, а ты подошла со своим мужем, и вы сказали: "Ваня, а проведи Новый год в ресторане Vаниль".

Светлана:

Иван:

И я помню искрящиеся глаза твоего супруга, его мягкие теплые руки, которые пожимали мои холодные и влажные. И я помню тебя, как вы крикнули: "Э-ге-гей!", и это уже был Новый год в ресторане Vаниль...

Светлана:

Да, я тогда сказала Феде: "Вот этот парень с Муз-ТВ, он лучший вообще".

Иван:

Да, да, помню твой голос: "Федя, Федя, давай этого долговязого забронируй-ка на 31-е!". И мы встретились потом там, и я подумал, что наконец-то стал частью этой компании, которую я видел еще маленьким мальчиком по черно-белому телевизору.

Светлана:

Приятно, что ты помнишь. Хотя удивительно: у тебя столько информации в жизни.

Иван:

У меня информации много, я ее раскладываю аккуратно по полочкам в моей голове, и она там лежит. Да, кстати, на Муз-ТВ я никогда не работал.

Светлана:

Ой, на MTV, я их путаю. Я же натуральная блондинка.

Иван:

Ну, перестань. У меня дочь натуральная блондинка. А ее мать и я - натуральные брюнеты.

Светлана:

А у меня ведь, кстати, тоже родители брюнеты.

Иван:

В нашей ситуации это можно объяснить экологией. Хотя в детстве я был блондином. Но я как-то быстро потемнел. А дочь не темнеет. У меня есть товарищ Саид, он яркий представитель народов Кавказа. И у него дочь блондинка. Однажды они с ней гуляли, вдруг пошел сильный дождь, он взял ее на руки и побежал. А дочь пронзительно закричала: "Помогите!" И только тот факт, что он быстро бегал, помог ему спастись. А вообще все в детстве были блондинами. Вот так, Света, мы все и живем. А живем, кстати, неплохо. Конечно, не сыр в масле, но вполне неплохо.

Светлана:

Не сыр в масле, потому что много работы. Я вообще не понимаю, честно говоря, когда ты живешь, откуда у тебя время на семью, на меня вот нашлось.

Иван:

Да не так все это страшно, как кажется. Я думаю, мы все уже заражены скоростью передвижения мысли, денег, работы и людей в нашем мегаполисе.


Об агрессии и открытости

Светлана:

Мне кажется, очень агрессивная в Интернете публика в целом.

Иван:

Это потому, что человек чувствует, что его за слова, которые он может написать, не ударят старым тапком по сусалам...

Светлана:

А ты можешь человеку, который тебе не симпатичен, сказать это в лицо?

Иван:

Это зависит от того, занимает ли этот человек руководящую должность в московском правительстве.

Светлана:

То есть Собянину не скажешь.

Иван:

Вообще, чтобы понять, насколько симпатичен человек, мне нужно узнать его побольше. Мне лично очень не хватает в крупных политических деятелях нашей страны открытости. Я считаю, не надо президенту 31 декабря выходить под елку к Кремлевской стене.

Светлана:

Тебе было бы интересно увидеть, как семья президента готовится к празднику?

Иван:

Я вообще очень хочу посмотреть на президентскую кухню. Причем во всех смыслах.

Светлана:

Мне тоже очень интересно. Притом, что я абсолютно нелюбопытный человек.

Иван:

А я очень любопытный человек - раз, два - я очень люблю кухню, как место в доме. Я готовлю не очень часто, но люблю посуду, все эти штуки. И я очень хочу посмотреть, например, какая кухня у президента. Хочу увидеть его в рубашке с закатанными рукавами. И с бокалом вина в руках. И совсем без галстука. И громко над чем-нибудь смеющимся. Причем искренне. Но тут мы все похожи. Самая большая опасность для публичных людей, причем неважно, чем именно они занимаются: политикой, телевидением или кино, заключается в том, что в какой-то момент они начинают бояться быть неловкими, смешными, странными. А мне как раз кажется, что человеку, который не боится быть смешным, вообще ничего не страшно. Новый год - прекрасный повод перестать бояться. Я вообще этот праздник невероятно люблю.


О новогодних традициях и подарках

Светлана:

У вас с Наташей есть какие-то традиции, связанные с Новым годом?

Иван:

Мы стараемся его встречать дома. А еще у нас есть традиция "подтягивать" - слово из ленинградской жизни 80-х годов, из моего детства, когда папа звонил и говорил кому-то: "Так, девочки, мы едем в "Дом актера", подтягивайтесь туда!" Это замечательное слово.

Светлана:

Слово "подтягивайтесь", кстати, московское. Это "поребрик" и "булка" - ваши.

Иван:

Спасибо, что ты еще раз ткнула меня лицом в Малую Невку! Так вот, мне очень нравится, когда подъезжают друзья 1, 2 января. И я очень люблю выбирать подарки, невероятно. Я считаю, что надо дарить то, что хотел бы получить сам. Подарки должны быть хорошими, неформальными.

Светлана:

А ты их под елку складываешь, как принято? У нас вот под елку все это складируется.

Иван:

Тут, Света, есть проблема. Кладешь под елку, пишешь кому, человек плохо видит, не разглядел, перепутал, взял не свой подарок, открыл, обрадовался. Пришел другой человек, увидел, что его подарок уже застегивает на спине какой-то сальный тип. Началась драка, схватили серебряные вилки, под это дело унесли сахарницу. Подарок нужно вручать прямо в руки. И есть важное очень правило: если тебе кто-то дарит подарок, открой его прямо сейчас.

Светлана:

А какой самый приятный подарок ты можешь подарить на Новый год? Собачку можешь? Я собачку подобрала тут недавно, дворняжку. Страшная...

Иван:

Это самое главное. В вашей семье обязательно должен быть кто-то страшный. У вас такая концентрация ярких внешних данных в семье, что вам нужно иметь что-то отталкивающее, чтобы оттенять вас.

Светлана:

Ее зовут Ева. Мне все говорят: "А почему она Ева, это же мальчик?" У нее просто борода растет.

Иван:

А почему у Евы не может расти борода? Может, Ветхий завет врет?.. Вообще дарить собак - это все равно что дарить детей. Допустим, кто-то хочет детей, но при этом не хочет участвовать в процессе зачатия, вынашивания и последующей реабилитации... И вот такому человеку, который не может собраться, решиться, ты - раз! - и даришь. Потому что у тебя, наоборот, переизбыток. Отдаешь, допустим, этого 15-летнего усатого мальчика. Меня отец дарил в детстве много раз на Новый год.

Светлана:

Иван:

Да что там бабушке!

Светлана:

А меня дарили бабушке на Новый год, и я там праздновала. И у меня такой кайф был, я думала: "Ну все, вот сегодня всю ночь я не буду спать!" И ровно в 12.02 меня вырубало.

Иван:

А я сова. С детства. Я могу очень долго не спать. И мне очень тяжело всегда вставать рано. У меня всегда синяки под глазами.

Светлана:

Да нет синяков.

Иван:

У меня нет синяков, потому что мне только что мудрый гример замазал их. В принципе у меня с детства синяки, но что поделаешь, такое строение. Я себе делал и инъекции всевозможные, и осветляющие маски, пересаживал глаза другого человека, ничего не помогало. Ничего.

Светлана:

Ваня, ты чудесно выглядишь. Иногда мне кажется, что ты чуть-чуть поправляешься.

Иван:

Спасибо тебе огромное. Смотри, как ты тонко! Ты знаешь, что я не могу ответить тебе подобной фразой. Не могу, ты же не поправляешься. А я поправляюсь. Но только иногда, причем по той причине, что жру, как экскаватор. Как твоя собака Ева, которую ты подобрала.


О животных и образах

Светлана:

Ева, кстати, немного ест. А вот Батя ест много.

Иван:

Батя ест много?

Светлана:

Лабрадор. Вот ты похож на лабрадора.

Иван:

Я похож на лабрадора. Это у нас сейчас такая рубрика "Кто из известных людей похож на известных животных"? То есть я на собаку тебе кажусь похожим?

Светлана:

Да, сто процентов.

Иван Ургант:

Сто процентов я собака?

Светлана:

А что такого?

Иван:

Да нет, просто мне всегда казалось, что я больше похож на лань, на косулю.

Светлана:

На бегемотика.

Иван:

На бегемотика. Спасибо, Света! Вот ты сама отмеряешь количество минут, оставшееся до конца интервью... Вообще, если честно, я считаю, что похож на кота.

Светлана:

Смотри вообще, сколько образов! <...>


О кино и телевидении

Светлана:

<...> Ваня, а тебе интересно в кино сейчас сниматься?

Иван:

По-разному. Я не очень люблю сниматься в кино, меня сам процесс не особенно увлекает. Он муторный, долгий, унылый...

Светлана:

И результат неизвестен.

Иван:

Да, а телевидение быстрее, и оно гораздо более интерактивно: ты снялся, и тут же все это увидели. Это мне очень нравится. Но в человеческой памяти остается больше кино.

Светлана:

А режиссура тебя не интересует?

Иван:

Очень. Но что-то должно произойти, чтобы я нашел время, отказался от чего-то, хотя бы попробовал этому поучиться... Может быть, кино делать или в театре что-то.

Светлана:

Мне кажется, ты к этому придешь.

Иван:

И мне кажется.


О театре и неожиданностях

Светлана:

Какой любимый театр у тебя в Москве, куда ты ходишь? Ты был в Большом сейчас, после реставрации?

Иван:

А я и до реставрации не был. Я вообще там не был.

Светлана:

Ты шутишь? То есть ты не любишь балет и оперу.

Иван:

Люблю. Просто так получается, что не хожу. Я и в Мариинском не так много раз был. Последний раз я был на балете на юбилейном вечере Майи Михайловны Плисецкой в городе Париже.

Светлана:

Интересно.

Иван:

Интересно другое. Я спускаюсь вниз в гостинице, и стоят Майя Плисецкая и Родион Щедрин, поворачиваются ко мне и говорят: "Ой, здравствуйте!" И вот таких случаев у меня было три, когда люди вообще не должны были знать, кто я такой.

Светлана:

И ты понял, наверное, в эту секунду, что жизнь удалась?

Иван:

Да ничего подобного! Они меня знают в силу какого-то идиотского стечения обстоятельств. Ну откуда, ну зачем им меня знать?

Светлана:

Потому что у тебя стопроцентная узнаваемость. Потому что ты крутой парень. А кто еще тебя удивил?

Иван:

Игорь Леонидович Кириллов ко мне подошел однажды на премии "ТЭФИ". Я вообще прямо не знал, куда руки-то девать. Полные бутербродов и бесплатного алкоголя. Он подошел и вдруг стал говорить какие-то такие теплые слова, мне так стало неловко. В общем, я застеснялся, обнял его и заплакал.

Светлана:

А третий?

Иван:

Третий у меня был случай с Михаилом Михайловичем Жванецким. Он человек сдержанный, он просто похвалил шутку. И в общем-то меня совершенно этим потряс, было чрезвычайно лестно. Есть еще несколько человек, которых я так люблю невероятно, что не могу даже выразить. Например, Александр Анатольевич Ширвиндт. Даже если бы он мне плевал в рожу каждый раз при встрече, все равно я бы просто вытирался и подходил к нему еще. А еще я обожаю Галину Борисовну Волчек. И совершенно особняком стоят мои взаимоотношения с Владимиром Владимировичем Познером, с которым мы не то что дружим, а просто стали родными людьми.

Светлана:

Тебе с ним легко?

Иван:

Да что мне с ним, на это наплевать. Ему со мной несложно! Пошли мы тут в ресторан отмечать День благодарения. И как две бутылки-то - раз!- винца красненького...

Светлана:

Под индейку?

Иван:

Какую индейку? Под, как говорится, мясо. Хоп! А потом еще. И... в общем, я могу сказать, что Владимир Владимирович вообще какой-то уникальный. Он большой оригинал.

Светлана:

А я никогда с ним не общалась.

Иван:

А мы сидели позавчера, он после третьей говорит: "Может, Светке позвоним? Не, как-то неудобняк! Одиннадцать вечера, мы пьяные... Не будем".

Светлана:

А я как раз была в это время на "Спящей красавице"... Ваня, вот тебе надо обязательно взять детей и пойти с ними в Большой на "Щелкунчика", например.

Иван:

Я театр очень люблю. И вообще не могу говорить про театр, как про что-то, что можно полюбить, разлюбить... Потому что я родился в театре и первые 12 лет жил в нем. Я не так часто хожу в театры по причине того, что начинаю скучать, тосковать... Но есть прекрасные спектакли. Я посмотрел недавно "Враги: История любви" в "Современнике". А потом "Дом" Гришковца в МХТ. Там играет еще один большой оригинал - Игорь Золотовицкий, который вернул мою веру в театральные капустники. А еще я был на феноменальном вечере, посвященном Дню театра, и я так не смеялся очень давно. Хотя так, как я смеялся в Тбилиси, я не смеялся никогда в жизни. Три раза мне физически было плохо от смеха. Потому что когда в одной комнате собираются Михаил Ширвиндт, Игорь Золотовицкий, Николай Фоменко, Александр Олейников, Денис Евстигнеев, Игорь Толстунов и еще человек десять, то говорить просто не представляется возможным, только смеяться.

Светлана:

А что это было?

Иван:

Да в Тбилиси съездили отдохнуть компанией.

О грузинском языке и песнях

Светлана:

Слушай, а твоя Наташа, она же грузинка. У вас грузинский язык сохраняется в семье?

Иван:

Не настолько, насколько в других семьях, но... Я могу сказать, что мне нравятся песни на грузинском языке, особенно, когда поют женщины.

Светлана:

Тебе хотелось бы, чтобы ваши детки хотя бы немного...

Иван:

Пели на грузинском языке? Мне бы хотелось, чтобы им этого захотелось. По крайней мере, я какие-то вещи умею говорить по-грузински: "Еще чачи", "Не могли бы вы отнести меня в номер", "Это сделал не я".


О планах на Новый год

Светлана:

"Это сделал не я" - очень важная фраза. Особенно для Нового года. Так какие у тебя планы на сам праздник?

Иван:

Любящие и любимые - дети, жена, друзья, гости... Большое количество легкой необременительной еды. Это очень важно: легкой, но большое количество.

Светлана:

Всякие там салаты "Оливье"...

Иван:

Одно из самых легких блюд - салат "Оливье". Среднее, в меру, количество неплохого алкоголя. Обязательно музыка, обязательно снег, будьте любезны, и чтоб не очень холодно, обязательно смех, обязательно сон, обязательно...

Светлана:

А каникулы у тебя будут?

Иван:

Да, но, если честно, в этом году каникулы будут короче из-за работы, которая предстоит в связи с появлением новой программы.

Светлана:

Наташе тебя, наверное, мало?

Иван:

Конечно мало. И мне мало Наташи, и семьи, но надо же работать, что поделать.

Светлана:

А ты можешь в какой-то момент сказать себе: "Стоп!"

Иван:

Очень редко. Потому что мы все боимся, что все тут же закончится. Этот страх не покидает тех, кто активно работает. Мы думаем, что может произойти что-то, и все пойдет иначе. Но надо, чтобы тогда нам уже было на это наплевать.

Светлана:

Да, и можно уехать на большие каникулы.

Иван:

И можно уехать куда угодно. А потом вернуться и сделать что-нибудь еще. Потому что главное - не замерзать и не стоять на одном месте.

Источник Светлана Бондарчук/HELLO!

Фото Владимир Широков/HELLO!

Фото Григорий Шелухин/HELLO!