Калмыки традиционные занятия. Народ Калмыкии: культура, традиции и обычаи

"Розой Ветров" в метеорологии называют повторяемость направлений ветра по румбам сторон горизонта. По данным наблюдений за направлением ветра (по флюгеру, анеморумбометру….) с использованием достаточно длинного ряда метеонаблюдений по румбам откладываются отрезки, равные числу случаев данного направления ветра, а затем концы этих отрезков соединяют прямыми линиями (кроме того, рассчитывается число штилей, см, и число случаев неустойчивого "переменного" ветра, см). Кроме того, по направлениям указывается средняя величина скорости ветра. Роза Ветров строится как по месяцам года, так и среднегодовая (как на рис.).

Главная задача Розы Ветров — определить, с какой частотой движется воздушный поток ("Откуда") с какой стороны горизонта и выявить "преобладающее направление ветра" (или "Господствующее").

Данные Розы ветров необходимы многим отраслям хозяйства страны. В Авиации специально располагают Взлётно-посадочную полосу (ВПП) вдоль Господствующего направления ветра (чтобы меньше было случаев "бокового ветра"), при которых взлёт и посадка самолётов затруднены, экологам важно оценивать направление "шлейфа" переноса примесей от загрязняющих промышленных объектов, парковым работникам и лесоводам — для ориентации лесосек и оценки переноса семян и движения лесных пожаров, агрономам — для расчётов траекторий движения сельхозавиации над угодиями с учётом сноса химудобрений, градостроителям — для ориентации основных проспектов по отношению к Господствующему направлению ветра (для южных городов — для улучшения проветривания, для северных — наоборот, уменьшения "продуваемости") и т.д. и т.п. Задач, решаемых с помощью Розы Ветров великое множество! Это говорит о большой пользе для хозяйства страны, приносимой Гидрометслужбой, даже лишь по этому одному "ветровому" параметру атмосферы, не говоря уж о множестве других метеорологических параметров!
По легенде, в шутку метеорологи называют Розу Ветров "Ветренной Розой", поскольку, мол, была будто бы девушка, красавица-наблюдатель на метеостанции, прославившаяся своим "ветреным" характером!

В Москве по данным многолетних наблюдений на метеорологических станциях «ВДНХ», «Балчуг», «Тушино» были построены розы ветров, из которых следует, что ветры северо-западного направления имеют наибольшую повторяемость, до 24, в теплый период года, в холодный период повторяемость снижается до 16.Сказать, что на ЮАО и ЮВАО «летит загрязнение» нельзя, т. к. в западной части города атмосферный воздух менее загрязнен, здесь расположено меньше промышленных предприятий и по рельефу она выше, чем восточная. В последние десять лет основной вклад в загрязнение воздуха вносит автотранспорт, который рассредоточен по всей территории города.

Выброс вредных веществ в атмосферу

Главным загрязнителем воздуха в московском регионе является Москва. Соответственно, территории, непосредственно прилегающие к столице, и загрязнены в наибольшей степени - это Люберецкий и Химкинский районы (суммарный выброс вредных веществ в атмосферу достигает более 1 т/га). Тревогу вызывает ситуация в Каширском, Ленинском, Балашихинском, Воскресенском, Пушкинском, Мытищинском и Красногорском районах.

Выброс окислов азота в атмосферу

Длительное воздействие окислов азота обладает раздражающим и прижигающим действием на дыхательные пути, в результате чего могут развиваться целый ряд хронических заболеваний. Наиболее неблагоприятная ситуация с выбросом окислов азота складывается в Каширском, Люберецком, Балашихинском и Химкинском районах (более 0,1 т/га).

Выброс оксида углерода в атмосферу

Оксид углерода нарушает тканевое дыхание и вызывает заболевания сердца и сосудистой системы, анемии. Критической ситуация с выбросом этого вещества в атмосферу является в Люберецком, Балашихинском и Химкинском, Подольском и Красногорском районах (более 0,1 т/га). В других районах, расположенных рядом с Москвой, ситуация близка к критической.

Выброс сернистого ангидрида в атмосферу

Сернистый ангидрид — бесцветный газ с характерным резким запахом, применяющийся в бумажной и текстильной промышленности, а также для сульфатации овощей и фруктов. Это вещество широко распространено в атмосфере и отсутствует только на окраинах области.

Лесистость

Лесной фонд распределен по территории Московской области неравномерно. В Сергиево-Посадском, Шатурском, Павлово-Посадском, Подольском районе доля площади лесов составляет более 50% территории. На большинстве территории области эта доля составляет от 40 до 50 % площади. На северо-западе и на юге области эта доля составляет от 20 до 40% территории района. В Лотошинском и Серебрянопрудском районе эта доля составляет менее 10%.

1. Скорость и направление ветра.

2. Силы, действующие на ветер. Теоретические виды ветра.

3. Режим ветра в РБ.

1. Скорость и направление ветра

Ветер – горизонтальное движение воздуха относительно земной поверхности.

В атмосфере наблюдаются движения различных масштабов – от десятков до сотен метров (местные ветры) до сотен и тысяч километров (циклоны, антициклоны, пассаты, муссоны). Воздушные течения направлены из областей высокого давления в сторону низкого давления. Отток воздуха идет до тех пор, пока не исчезнет разность давлений.

1.1. Скорость ветра

Ветер характеризуется вектором скорости. Скорость ветра можно измерять в различных единицах: в метрах в секунду (м/с), километрах в час (км/ч), узлах (морских милях в час), баллах. Различают сглаженную скорость ветра (за некоторый промежуток времени) и мгновенную.

У земли скорость средняя скорость ветра обычно составляет 5–10 м/с и редко превышает 12–15 м/с. В тропических ураганах она достигает до 60–65 м/с, в порывах – до 100 м/с; в смерчах и тромбах – 100 м/с и более. Максимальная измеренная скорость 87 м/с (Земля Адели, Антарктида).

Скорость ветра на большинстве метеостанций измеряют анемометры с вращающимися чашками, изобретенные в 1846 г. Кроме чашечных или крыльчатых анемометров оценить скорость ветра можно при помощи доски Вильда. Один из первых анемометров был изобретен в 1450 году итальянцем Леоном Альберти. Это был рычажный анемометр: ветер отталкивал шар или пластину в приборе, смещая их вдоль криволинейной шкалы с делениями. Чем сильнее ветер, тем сильнее смещался шар. Приборы для измерения скорости ветра устанавливаются на высоте 10–12 м.

1.2. Направление ветра

Направление ветра в метеорологии – направление, откуда он дует. Его можно указать, назвав точку горизонта, откуда дует ветер (т.е. румб) либо угол, который образует горизонтальный вектор скорости ветра с меридианом (т.е. азимут).

Направление ветра в высоких слоях атмосферы указывается в градусах, а в приземных – в румбах горизонта (рисунок 54). При наблюдениях направление ветра определяют по 16 румбам, но при обработке обычно результаты наблюдений сводят к 8 румбам.

Рисунок 54 – Румбы горизонта

Основные румбы (8): север, северо-восток, восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад. Промежуточные румбы (8): северо-северо-восток, восток-северо-восток, восток-юго-восток, юго-юго-восток, юго-юго-запад, запад-юго-запад, северо-северо-запад.

Международные названия румбов: север – N – норд; восток – Е – ост; юг – S – зюйд; запад – W – вест.

В некоторых местах ветры носят собственные имена по стороне, откуда они дуют. Пример: русский ветер – ветер из центральных областей Европейской России, на севере Европейской России – это южный ветер, в Сибири – западный, в Румынии – северо-восточный. В Прикаспии северный ветер называют Иван, а южный – Магомет.

Направление ветра определяется при помощи флюгера 1 (от голл.vleugel – крыло) – одного из старейших метеоприборов. Флюгер состоит из флюгарки и креста румбов. На метеостанциях часто устанавливают флюгер Вильда 2 . Состоит он из металлического флажка, вращающегося вокруг вертикальной оси над крестом румбов, и доски Вильда. В анемографах применяется колесо Салейрона – 2 мельнички, закрепленные на подвижной оси, и стрелка, указывающая направление ветра.

Так же как и для скорости, различают мгновенное и сглаженное направление ветра. Мгновенные направления ветра значительно колеблются около некоторого среднего (сглаженного) направления, которое определяется при наблюдениях по флюгеру. Однако и сглаженное направление ветра в каждом месте Земли непрерывно меняется, в различных местах в одно и то же время оно также различно. В одних местах ветры различных направлений имеют за длительное время почти равную повторяемость, в других – хорошо выраженное преобладание одних направлений ветра над другими в течение всего сезона или года. Это зависит от условий общей циркуляции атмосферы и отчасти от местных топографических условий.

При климатологической обработке наблюдений за ветром можно для каждого данного пункта построить диаграмму, представляющую собой распределение повторяемости направлений ветра по основным румбам, в виде так называемой розы ветров (рисунок 55).

Рисунок 55 – Повторяемость направления ветра в г. Бресте, % (роза ветров)

От начала полярных координат откладываются направления по румбам горизонта(8 или 16) отрезками, длины которых пропорциональны повторяемости ветров данного направления. Концы отрезков можно соединить ломаной линией. Повторяемость штилей указывается числом в центре диаграммы (в начале координат). Если от центра диаграммы отложить отрезки, пропорциональные средней скорости ветра, то получим розу средних скоростей ветра. При построении розы ветров можно учесть одновременно 2 параметра (перемножив повторяемость направлений ветра и среднюю скорость ветра по каждому направлению). Такая диаграмма будет отражать количество воздуха, переносимого ветрами разного направления.

Для представления на климатических картах направление ветра обобщают разными способами:

    можно нанести на карту в разных местах розы ветров;

    можно определить равнодействующую всех скоростей ветра (рассматриваемых как векторы) в данном месте за тот или иной календарный месяц в течение многолетнего периода и затем взять направление этой равнодействующей в качестве среднего направления ветра;

    наносят преобладающее направление ветра. Для этого определяется квадрат с наибольшей повторяемостью, средняя линия квадрата и есть преобладающее направление.

Ветры представляют собой горизонтальное, иногда порывистое движение воздуха. Они зависят от давления, перемещаются туда, где оно ниже. Наблюдая за таким явлением, специалисты могут составить розу ветров на короткое и длительное время вперед, выявить циклы и повторения. По ним впоследствии ориентируются как мореплаватели, так и

Западные ветры играют важную роль. Они преимущественно перемещают тропический воздух в умеренные широты. Благодаря этому температура на данных территориях нормализуется, становится приемлемой для сельского хозяйства и благоприятной для жизни человека.

или Откуда берутся ветры

Циркуляция атмосферы осуществляется из-за того, что отдельные участки земной поверхности нагреваются неравномерно. Начинается этот процесс на экваторе. В зоне располагаются Так как перепада температур почти не наблюдается, то и ветры фактически отсутствуют. В области тропиков они дуют параллельно экватору, затем, ближе к умеренным широтам, постепенно меняют свое направление.

Отклонение от экватора, естественно, различается. В Северном полушарии образуются пассаты, которые дуют вправо. В Южном - влево. Направления западных ветров ближе к умеренным широтам расходятся в разные стороны, как и северо-восточных.

Эта схема может нарушаться из-за неравномерного нагрева водной и земной поверхностей. Когда море и берег контактируют, появляются ветры, дующие вне законов циркуляции атмосферы. Это крупные потоки, которые меняют свое направление в зависимости от сезона. Они называются муссонами и несут влагу на материки.

Умеренные широты

Западные ветры являются почти единственными воздушными потоками в умеренных широтах. Это уникальная схема, которая может похвастаться своей идеальностью. Дело в том, что в умеренных широтах встречаются теплые и холодные воздушные массы. Первые появляются в тропиках, вторые - на территориях полярных областей. Из-за их контакта появляются циклоны и антициклоны. Они несут воздух на восток с запада.

В умеренных широтах располагается пояс с пониженным атмосферным давлением. Поэтому приходят сюда, причем они довольно-таки сильные. У таких ветров есть своя особенность (как у пассатов). Они имеют средний угол отклонения. Обусловлено это вращением планеты (эффект Кориолиса).

Явление также называют западным переносом. Дело в том, что половина воздушных масс образуется на севере, другая их часть - на востоке. Но все они дуют в одном западном направлении. Их аналогом в Южном полушарии можно назвать пассаты, но между ними есть разница. Она заключается в том, что части планеты нагреваются солнцем не одинаково, поэтому и отличается.

Преобладающие ветры

Они появляются потому, что есть разница в атмосферном давлении, а также из-за разницы в температурах. На планете имеются территории, где оба параметра являются постоянными и одинаковыми. Поэтому появились господствующие ветры. Их также называют преобладающими (или преимущественными). Они имеются почти на всей планете.

Преобладающие северные или западные ветры двигаются в конкретном направлении. Они создают циркуляцию, или вращение атмосферы.

В Восточную Европу и Азию они несут морской воздух с Атлантики, иногда - осадки. В Южном ветер образуется над поверхностью воды в океане, затем несется на сушу с большой скоростью.

Муссоны

Говоря о том, какой ветер западный, нельзя упускать из вида муссоны. Они образуются в Северном полушарии на восточных побережьях. Западные ветры с умеренных широт постепенно начинают ослабевать, после того, как удаляются вглубь океана. Но на замену им приходят муссонные циркуляции. Они представляют собой потоки воздуха, которые резко меняют свое направление при смене зимы летом, и наоборот. Этим они кардинально отличаются от господствующих ветров, которые не имеют смены вектора движения.

Муссоны образуются из-за разности нагрева суши и морей. Зимний северо-западный ветер дует с холодных берегов Азии и Канады. Его направление - теплый океан, который никогда не замерзает. Есть и летний, юго-восточный ветер. Он берет свое начало в океане и перемещается на нагретую сушу. По факту, зимой западный ветер, который появился в тропиках, затем переместился в умеренные широты, становится муссоном. Часть экваториального воздуха уносится посредством природных потоков почти до самых полюсов.

Роль западных ветров

Роль розы ветров переоценить невозможно. И каждый из господствующих потоков отличается своим вкладом в жизнь человека и природы:

  1. Западные ветры, как и пассаты, помогают судам с парусами (а их достаточно много) пересекать океаны или двигаться туда, куда нужно.
  2. Потоки воздуха увеличиваются около побережий, поэтому способствуют образованию теплых течений. Из-за этого осуществляется обмен водами во всех океанах. Если этого не будет происходить, то образуется застой. Фактически вся водная флора и фауна погибнет, а вслед за ней - и человечество.

Напоследок надо отметить, что любой западный ветер принимает непосредственное участие в глобальной циркуляции атмосферы.

Заключение

Таким образом, преобладают западные ветры над поверхностью воды во всем Мировом океане. Но передвигаются они и по суше. Поскольку они обеспечивают Мировой океан течением и передвижением воды, переоценить их значение и роль в природе очень сложно. Можно назвать такие ветры главенствующими. Без них не будет циркуляции атмосферы и круговорота воды.


В Нижнем Поволжье на территории Республики Калмыкия проживает единственный в Европе монголоязычный народ - калмыки. Земли, населенные калмыками, задолго до их появления в этих местах были известны на Руси как Половецкая степь. С начала XVII века, после прихода сюда калмыков, эту территорию стали называть Калмыцкой степью. Замкнутая между долинами рек Дона, Волги, Кумы и северо-западным побережьем Каспийского моря, Калмыцкая степь делится по рельефу на три части: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность и Кумо-Манычскую впадину. Прикаспийская низменность издавна известна отсутствием пресной воды, пересыхающими летом солеными озерами и почти не покрывающимися зимой снегом Черными землями. Здесь калмыки пасли зимой свой скот. Ергенинская возвышенность имеет плодородные земли и луга, заливаемые паводковыми водами, богатые рыбой пресные озера, возникшие в руслах древних рек (Сарпа, Цаца, Ханата, Цаган-нур). В этих районах и в северном Ставрополье в 30-е годы XIX века возникли первые калмыцкие земледельческие хозяйства. Кумо-Манычская впадина славится солеными озерами (Маныч-Гудило, Яшалтинское), длинными лиманами и обилием камыша, который калмыки издавна использовали как строительный материал.
Климат резко континентальный. Весь год дуют сильные ветры. Особенно страшны для животных, растений и человека летние суховеи. Лето в Калмыкии продолжительное и жаркое. Температура порою поднимается до 44° С. Зима холодная, морозы доходят до -40° С, малоснежная, а часто - совсем бесснежная. Осадков мало: 200-300 миллиметров в год.
Ландшафт Калмыкии - переходный от степного к полупустынному. Соответствует ему и растительный покров. Хотя биологи насчитывают в здешних степях 900 видов растений, подавляющее большинство из них относится к числу степных трав: мятлик, овсяница, ковыль, лебеда, полынь (17 видов), горец, молочай, тысячелистник, дикий лук и другие. Деревья и кустарники растут только в поймах рек, балках, оврагах: дуб черешчатый, тополь, вяз, ива белая, ольха. Недостаток естественных лесов компенсируется искусственными лесонасаждениями, например, созданием зеленого кольца вокруг столицы республики Элисты. Животный мир обычен для степной зоны: мыши, суслики, тушканчики, кроты, зайцы. Водятся и хищники - волки, лисы, хорьки. Гордость калмыцкой степи - реликтовая антилопа сайгак. В камышовых зарослях Каспийского побережья и озер можно встретить кабана, водоплавающую птицу.
Одна из самых важных проблем Калмыкии - нехватка воды. Даже в столице республики с ней бывают перебои. Но особенно страдает от этого калмыцкая степь, где от безводья исчезает трава, где нечем напоить и накормить скот.
Однако имеющиеся проекты орошения степи пока неудачны. Они экономически невыгодны, наносят вред экологии всего Нижнего Поволжья. Примером такого непродуманного проекта служит канал Волга-Чограй. Начало его строительства привело к гибели большого количества пастбищных земель. В связи с этим Калмыкия в 1988 году была объявлена зоной экологического бедствия. Весной 1989 года по требованию общественности республики строительство канала было прекращено. Министерство экологии РК разработало программу по экологическому оздоровлению республики, главная цель которой - борьба с опустыниванием земель.
История калмыцкого народа начиналась в Азии. Его предки - западно-монгольские племена и народности - назывались ойратами. В начале XIII века предводитель монголов Чингисхан, объединив под своей властью значительное число народностей, проживавших в Центральной Азии, образовал громадную монгольскую империю. В ее состав вошли и ойраты.
Ойраты участвовали в завоевательных походах Чингисхана и его потомков в Китай и Корею, в Среднюю и Переднюю Азию, на Кавказ и на Русь. Именно в то время в их составе были организованы войсковые подразделения с наследственной передачей обязанностей и привилегий, которые со временем превратились в этнические группы. Названия этих групп сохранились у калмыков до сегодняшнего дня: торгоуты - так называлась охрана, стража ставки монгольских ханов; хошеуты - так называлась передовая часть войска, его авангард; хойты - задняя часть войска, его арьергард; дербеты - конница, построенная в каре, и другие. С конца XIV века ослабленная внутренними раздорами Монгольская империя стала распадаться и терять одну за другой завоеванные земли. Первыми отказались подчиняться власти Великого кагана Монголии ойратские ханы.
В конце XVI - начале XVII века, благодаря активной деятельности тибетских миссионеров, ойраты наряду с другими монголами приняли новую религию - буддизм взамен старой -шаманизма. Однако даже новая религия ничего уже не могла изменить - раскол в среде монгольских народов и войны между ними не прекращались. Теснимые врагами со всех сторон, раздираемые собственными феодальными междоусобицами, ойратские князья не раз задумывались о необходимости поисков новых свободных земель, где можно было бы спокойно жить и пасти свои стада.
Наиболее подходящими для этого казались обширные пространства юга России. С начала XVII века правители ойратов стали одно за другим отправлять посольства к русским царям с просьбой принять их в подданство. Переговоры увенчались успехом. С 1608 по 1657 годы группы ойратов несколькими волнами одна за другой постепенно переселились в Россию, принесли присягу на верность русским царям.
Степные пространства в низовьях Волги и Яика (теперь река Урал), напоминавшие родные степи Западной Монголии и Джунгарии, пришлись ойратам по душе, и они обосновались на той территории, которую их потомки занимают и поныне.
Русские официальные документы того времени называли калмыками появившийся на юге России народ, восприняв это слово от тюркских народов, которые так обозначали всех ойратов, не принявших ислама и оставшихся буддистами (на тюркских языках слово «калмак» означало остаток). Но только в конце XVIII века бывшие ойраты стали сами называть себя калмыками, а свою новую родину - Калмыкией.
С середины XVII века судьба Калмыкии тесно связана с историей России. Кочевья калмыков играли роль заслона на южных рубежах России, защищая ее от внезапных нападений войск турецкого султана и крымского хана. Калмыцкая конница славилась своей быстротой, легкостью, прекрасными боевыми качествами. Она участвовала почти во всех войнах, которые вела Россия. Ее заслуги были неоднократно отмечены особыми царскими указами и подарками русских царей. В 1722 году Петр I наградил калмыцкого хана Аюку почетной золотой саблей. Калмыцкие ханы и тайши постепенно принимались в дворянское сословие России и приобретали все его льготы. А рядовые скотоводы-калмыки разорялись, пополняя собой ряды народных бунтарей, и участвовали в народных восстаниях.
Судьба Калмыкии в составе России оказалась непростой. В течение первых ста с небольшим лет на ее территории существовало Калмыцкое ханство, управлявшееся ханом. В середине XVIII века возникла острая экономическая и политическая кризисная ситуация, вызвавшая у его правителей желание выйти из русского подданства и вернуться назад в Западную Монголию, что и было сделано в 1771 году. Значительная часть рядовых калмыков была уведена их феодалами обманом. Всего пределы России покинули около 125 тысяч человек, из которых около 100 тысяч не дошли до места: убиты в военных стычках, взяты в плен, замерзли в снегах, умерли от голода и ран. Эти события положили конец Калмыцкому ханству, его территория была включена в Астраханскую губернию и отныне подчинялась канцелярии астраханского губернатора.
Со второй половины XIX века Калмыкия стала постепенно втягиваться в орбиту капиталистических отношений. В 1892 году, на 31 год позднее, чем в остальной России, в Калмыкии было отменено крепостное право. Разорившиеся кочевники-скотоводы стали уходить в поисках работы на рыбные промыслы Волги и Каспия и на соляные разработки Прикаспийской низменности. Многие из них стали оседлыми, поселились вдоль дорог в Калмыцкой степи и в Ставропольской губернии. Калмыцкие поселки чередовались с поселениями русских и украинских крестьян, которые, начиная с XVIII века, сначала стихийно, а затем с одобрения правительства колонизовали этот край. В среде калмыцких поселенцев быстро началось расслоение. Выделилась прослойка состоятельных калмыков, занявшаяся товарным скотоводческим хозяйством, в то время как основная масса их бедных собратьев шла в батраки либо к ним, либо к соседям - русским и украинским земледельцам.
После революции 1917 года Декретом Совнаркома от 2 ноября 1920 года Калмыкия вошла в состав РСФСР как Автономная область калмыцкого народа, а в 1935 году была преобразована в автономную республику. В годы Великой Отечественной войны по ложному обвинению в пособничестве немецким оккупантам автономная республика была упразднена (1944 год) и калмыцкое население депортировано в районы Сибири и Средней Азии. Это были самые трагические страницы в истории калмыцкого народа, которые привели к гибели трети его населения, печально отразились на судьбе калмыцкого языка и культуры. 9 января 1957 года автономия Калмыкии как области была восстановлена, а в 1958 году она снова стала полноправной автономной республикой бывшего СССР. Однако не один десяток лет нужно, чтобы затянулись раны народа, многие потери него культуре вообще невосполнимы. В 1990 году Калмыцкая АССР провозгласила государственный суверенитет, а в 1992 году изменила свое название. Теперь она называется Республика Калмыкия.
Природно-климатические условия Калмыцкой степи являются оптимальными для ведения кочевого скотоводческого хозяйства. Жившие на этих землях 2000 лет назад сарматы и калмыки в XVIII - XIX веках вели близкое по типу хозяйство. Поэтому хозяйственная специфика Калмыкии основана на скотоводстве, прежде кочевом и полукочевом, ныне пастбищно-стойловом, которое сочетается в восточных районах с рыбными промыслами, а на западе - с земледелием. Сложившееся за 300 с лишним лет сочетание этих трех отраслей хозяйства определило своеобразие материальной культуры калмыков. В традиционном представлении калмык - это вольный, не знающий устали кочевник, передвигающийся со своим стадом из одного конца необъятной степи в другой. Однако такими кочевниками калмыки не были никогда. Кочевое скотоводческое хозяйство - это результат высоко специализированного приспособления к местным географическим и экономическим условиям. В прошлом веке калмыки разводили коней, овец, верблюдов. Сейчас основное поголовье - овцы, козы, крупный рогатый скот. Особенно ценится «калмыцкая красная» порода коров, известная своим «мраморным» мясом. В медицине очень ценится кумыс, получаемый из молока лошадей низкорослой калмыцкой породы. В дополнение к традиционному скотоводству в последние десятилетия появилось промышленное звероводство: разводят ондатру, норку, чернобурых и серебристых лис.
Хотя калмыки и славятся как потомственные кочевники, известно, что их предки еще на своей прародине - в Западной Монголии - занимались рыболовством, имели для этого специальные снасти и очень детальные термины для их обозначения. Переселившись на Волгу, они занялись рыбной ловлей и здесь. На рубеже XIX - XX веков значительная часть калмыков (торгоутов и хошеутов), живших непосредственно на берегах Волги, работала и сейчас работает на рыбных промыслах.

Обряды огня

Огонь считается у калмыков великим божеством. Вот почему с огнем связано множество традиций, обычаев и поверий. Самый распространенный обычай - при открывании бутылки водки первые несколько капель брызгают на огонь. Таким образом, собравшиеся за столом люди благодарят милостивых богов.

В далекие времена, когда калмыцкий народ еще вел кочевой образ жизни, прежде чем устанавливать кибитку, люди обрабатывали выбранное место огнем. Обряд очищения огнем жив и по сей день, по традиции калмыки, въезжая на новое место проживания, проносят по комнатам чашу с огнем.

Очень старинный обычай - "кормление огня", обычно проходит в месяц мыши (октябрь). В течение тридцати дней полагалось кидать в огонь кусочки овечьего жира или масла. В этот месяц не принято было играть свадьбы, так как этот месяц - праздник божества огня и люди не должны были равняться с ним или мешать ему своим шумом. Кроме того, в каждом месяце есть три святых дня - Мацг (восьмой, пятнадцатый и тридцатый день лунного календаря), когда в домах по обычаю зажигают зул (лампадки), окуривают дом благовониями. Это тоже считается поклонением огню. На праздники. Зул и Цаган Сар это обязательный обряд.

Невеста, войдя в дом своего мужа, прежде всего, совершает семикратное поклонение огню.

После похорон возле дома традиционно разводят огонь. Люди, возвращающиеся с кладбища, должны обязательно вымыть руки и очиститься огнем. Кроме того, после грязной, нечистой работы также не лишним будет пройти обряд очищения огнем. И даже народным средством против некоторых болячек (герпес на губах) является прижигание и окуривание. То, что калмыки весьма почтительно и уважительно относятся к огню, видно и из того, что горящее пламя ни в коем случае не заливают водой. Более того, это считается большим грехом. Очаг, костер тушат, засыпая песком или землей.

Страшным проклятием считались слова: "Пусть твой очаг зальет водой". С высоты сегодняшних дней эти обычаи и поверья кажутся наивными и устаревшими. Но не стоит забывать, что они живут вместе с народом великое множество лет, передаются из поколения в поколение. Именно так устанавливается связь времен и поколений, именно так нужно сохранить уникальность и неповторимость нации.

Обряд очищения огнем.

В старину калмыкам-кочевникам приходилось часто переезжать с места на место: в поисках пресной воды, хороших и богатых пастбищ. И порой с насиженного места уезжали в связи с неблагоприятными событиями, болезнями, неурожаем, падежом скота и др. В любом случае, покидая прежнее местожительство, степняки проводили обряд очищения огнем, чтобы все плохое осталось на старом месте, а не отправилось вслед за ними. Обычно эта процедура представляла собой разожженные по обе стороны дороги костры, в которые для усиления действия бросали соль. Между огнями проводили скот, лошадей с телегами, верблюдов вьюками, туда же шли и люди. Калмыки искренне полагали, что таким "разом они очистятся от всей скверны, накопленной за время, проживания на старом месте. Кстати, переезжая с места на место, людям не полагалось оставлять после себя мусор. Поэтому ветошь, рухлядь, ненужные вещи тщательно прибирались, закапывались, сжигались. На земле не должно было остаться даже следов человеческого присутствия. После всех процедур калмыки обязательно молились приютившей их когда-то земле, прощались с ней, благодарили ее за все благо: "Пусть плохое останется здесь, а огонь пусть все очистит", - говорили старики.


Время переезда, а также новое местожительство до поры до времени никому не открывали. Калмыки так поступали потому, что верили: только в этом случае все сборы, отъезд, дорога будут спокойными, без проволочек. Быстро разбиралась кибитка, собирался скарб, навьючивался на верблюдов. Примечательно, что никому ничего не раздавалось, все должно было быть тщательно упаковано. На новом месте, прежде чем приступить собственно расположению, предварительно освящали новое место все тем же очистительным огнем. И так до следующего переезда

Жертвоприношение огню

Один из древнейших обычаев - жертвоприношение огню. Смысл этого обряда весьма глубок и серьезен, а потому совершают его в определенное время, по значительному поводу. Традиционно в жертвоприношении принимают участие исключительно мужчины. Естественно, люди, совершающие этот обряд, должны быть верующими, а также хорошо осведомленными обо всех тонкостях религиозной процедуры. Женщинам, как правило, не полагается участвовать в обряде. Итак, в каких случаях калмыки совершают жертвоприношение огню?

1. После проводов невесты. Проводив невесту, родственники приступают к совершению обряда жертвоприношения огню. Для этого используется овца, которую привезла женихова сторона. Для чего же это, собственно, делается? Конечно же, родня желает ей счастья, чтобы в новой семье девушку ждали любовь и уважение новых родственников, чтобы у нее всегда было множество еды, одежды, а с мужем были лад и взаимопонимание до самой старости. Выглядит это следующим образом: разжигают огонь, куда бросают кусочки бараньего жира, и при этом произносят молитву. А забивать барана должен представитель жениха, причем руководствуясь калмыцкими обычаями и традициями. Кроме того, этот человек должен был отличаться умелостью и сноровкой, потому что ему еще нужно было догнать свадебный поезд и прибыть в дом жениха вместе со всеми. Никто не должен был отставать и потеряться по дороге домой. Калмыки свято верили, что и жизнь тогда молодых будет такой же: без потерь, размолвок и расставаний.

2. После похорон умершего человека, на поминках. На седьмой или сорок девятый день родственники совершают обряд для того, чтобы путь усопшего в мир иной был гладким и благополучным, а новое перерождение было скорым.

3. Во время большой молитвы поклонения земле "Һазр тəклhн". Этот обряд совершают главным образом летом, когда не спадает сильная жара, а из-за отсутствия дождя высыхает земля. В таких случаях страдают и человек, и скотина. Пожилые люди искренне верят, что жертвоприношение огню поможет умилостивить стихию, и она сжалится над своими детьми.

4. Для выздоровления больного родственники могут провести этот обряд. С незапамятных времен калмыки излечивали тяжелобольного человека при помощи этого древнего обряда: поклонение земле, воде, небу, огню, предкам. Все это в совокупности призвано помочь страждущему.

"Һал тəəлhн" - особый обряд: жертвоприношение совершается только бараном. В огонь бросают кусочки жира и три вида костей брызгают водку, чтобы пламя вспыхнуло, и посыпались искры. Важный момент: манипуляции производятся правой рукой, три раза. Все действо сопровождается большим молебном.

Обряд жертвоприношения огню сложный и не каждому под силу. И раньше в целом хотоне его могли совершать единицы. Со слов эту церемонию во всех нюансах совершить невозможно, понять его и прочувствовать можно только наблюдая за действиями знатока. Сегодня их почти не осталось, нет очага в квартире, не каждый день покупается баран, но если очень надо совершить этот обряд, то сделайте его дома, взмолившись, три раза бросая в огонь кусочки бараньего жира. Совершать его надо правой рукой.

Жертвоприношение.

Один из важнейших калмыцких обрядов, доживший благополучно до наших дней, - это обряд подношения богам. Существует множество тонкостей, нюансов, правил и значений. В каждом доме в идеале для того существует специальная чаша.

Традиционное приношение (дееҗ) делается ежедневно исключительно свежим утренним чаем. В другое время суток совершение обряда допускается только в особенных случаях: кто-то отправляется в дальнюю дорогу или в дом пришли важные гости. Дееҗ ни в коем случае не оставляют на ночь, обычно чай дают выпить самым младшим членам семьи. Особым почитанием у калмыков пользуется еда из овечьих внутренностей (дотр). Поэтому, прежде чем приступить к еде, делали приношение, состоящее из кусочков сердца, печени, почек, толстой и тонкой кишок. Потом дееҗ раздавали детям. Кроме того, калмыки традиционно раз в год возят в хурул специальное приношения (масло, чай, сладости), чтобы помянуть своих предков. Одним словом, дееҗ - это не просто пища, а возможность уважить богов-хранителей дома и семьи. Из принесенного гостями подарка - обычно это боорцг, конфеты, печенье - обязательно немного откладывается для дееҗ.

А также когда хозяйка провожает гостей и собирает заветный подарок, небольшая часть (дееҗ) оставляется в доме. Это будет означать, что дом и семья никогда не останутся без покровительств богов, никогда не оскудеет и не опустеет чаша с едой. Кстати, обычаи ходить в гости и принимать их дома: у калмыков не принято посещать людей с пустыми руками, а также отправлять гостей налегке.

Еще один обычай, связанный с приношением, который должны обязательно знать молодые люди. С первого заработка нужно обязательно сделать приношение: обычно покупают конфеты, печенье для угощения старших, которые, в свою очередь, желают молодому человеку удачи и успехов в дальнейшей работе.

В торжественные, праздничные дни вообще не садятся за стол, прежде чем не отдадут дань традиции. Вот, например, свадебные приношения состоят из бутылки водки, конфет, печений, боорцг-целвг (круглые лепешки). Затем съестное либо относят в хурул, либо раздают пожилым людям. Особое свадебное приношение - сваренная овечья голова: ее верхнюю часть приносят в дом невесты, а нижняя часть с языком остается в доме жениха.

Главные калмыцкие праздники Зул и Цаhан Сар сопровождаются своими подношениями, обычно состоящими из җомба и боорцг, обязательно устанавливаемые перед бурханом (божницей). Примечательно, что калмыцкий чай выпивается в тот же день, а боорцг съедаются не раньше чем через три дня и только членами семьи. "Цагансаровские" боорцг отличаются от обычных особой формой: круглые лепешки, символизирующие Солнце, в виде овечьей головы, скрученные в виде вожжей, шарики (хорха боорцг).

Праздничные приношения обязательно сопровождаются особыми благопожеланиями (йөрəл). Их произносит самый уважаемый человек, старший в роду, глава семьи. В этом случае есть свои правила. Молодой мужчина вносит в комнату на подносе свежесваренное мясо становится лицом к гостям. Старший произносит традиционный йөрəл:

Да будем мы всегда делать приношения,
И еда будет свежая и горячая.
Пусть всегда мы будем сыты,
И пусть всегда мы будем радостны, довольны.
Да будут всегда счастье и мир на родной земле!

Этот йөрəл посвящен гостям, всем живущим на земле. Затем держащего поднос с мясом молодого мужчину поворачивают, и произносится такой йөрəл:

Пусть дух горячей еды дойдет до тех,
Кто ушел в мир иной.
Пусть они порадуются вместе с нами.
Пусть они покоятся с миром, без обиды на нас,

А нам, их потомкам, пожелают счастья и долгих лет жизни!

Эти мудрые обычаи, дошедшие до нас сквозь глубину веков, помогали калмыцкому народу во все времена. Во многом благодаря тому, что наши старики свято чтили традиции, наш народ выжил в тяжелые, смутные годы, при этом сохранив свою самобытность и менталитет.

Сбрызгивание (Цацл цацлhн)

Необычный обычай "Сбрызгивание" («Цацл цацлhн») существует у калмыков с незапамятных времен. Любое торжество, прием гостей или просто праздничное мероприятие не обходятся без этого интересного обряда. Например, открывая бутылку с вином, водкой, первые капли посвящаются огню (брызгают на огонь) или небесам (брызгают на потолок, некоторые предпочитают правый угол). Как уже неоднократно упоминалось, калмыки традиционно почитали огонь за божество, которое нужно обязательно умилостивить, хотя бы таким образом. Брызгая на огонь, нужно обязательно произнести:

Цог хəəрхн" (Божественный огонь, будь милостив!).

Капли, конечно же, должны быть небольшими, иначе так и до пожара недалеко. Поводов совершить обряд «Цацл цацлhн» у калмыков великое множество: обязательно по праздникам Зул и Цаhан Сар. Вообще, этот обычай нужно обязательно совершать хотя бы один раз в год, как и приношение «дееҗ», молитвы.

Приезд дорогих гостей, конечно же, не обходится без угощения. За столом обязательно открывается бутылка горячительного. В этих случаях «цацл цацлhн» делается дважды. Хозяин дома, угощая гостей горячим свежесваренным чаем, первые капли посвящает огню. А затем, начав собственно застолье, разговоры, общение, открывают бутылку, привезенную гостем, и вновь первыми каплями угощают огонь. На свадьбах, открывая привезенную жениховой стороной еду, обязательно ставят дееж (подношение), а из бутылки первые капли брызгают в огонь.

Обряд "Цацл" совершает мужчина, причем делается это исключительно правой рукой. Женщине этот обряд делать не полагается. Если в доме нет хозяина, то «цацл цацлhн» вполне может произвести его сын или старший из родственников.

С недавних пор, когда калмыки стали праздновать свои дни рождения, на торжествах по этому поводу также можно совершать обряд "Цацл". Другими словами, поводов совершать этот обряд предостаточно, старики всегда говорили о том, что для того, чтобы делать "цацл", нужно не терять голову. Ведь вино и водка - пища опасная. Недаром одна из популярных калмыцких поговорок гласит: "Водка портит все, кроме посуды". Многим стоит призадуматься над смыслом этой народной мудрости и стараться держать себя в узде. Обряд "Цацл цацлhн" не призывает к тому, чтобы, раз открыли бутылочку, ее надо обязательно допить. Этот обряд далеко не ежедневный, и совершать его нужно только по значительным событиям.

Например, посещение родной земли, совершение большого молебна Водным, предкам, дому, потомкам. Когда люди несут подношения: конфеты, печенье, масло, молоко, мясо, водку и т.д., в этом случае обязательно совершается «цацл цацлhн» - первые капли спиртного нужно посвятить богам. Делается это таким образом: первые капли брызгают вверх на восток, следующие капли - к домам, если они есть, или на то место, где они раньше стояли, земле. Остатки же с молитвами и благопожеланиями выпивают люди.

Предки калмыков совершали «цацл» и в тех случаях, когда возвращаюсь издалека: останавливались еще в степи, на границе родного хотона, открывали бутылку и приносили небольшое приношение в виде первых капель напитка. Человек, таким образом, благодарил богов, что вернулся на родную землю в полном здравии. Считалось, что предки, ушедшие в мир иной, угощаются вместе с ним и радуются благополучному возвращению своего дитя.

Есть и другие важные события, коих в жизни любого человека очень много: например, вырос сын и уходит служить в армию или уезжает на учебу и т.д. Тогда, по традиции, калмыки освящают дорогу, желают удачи. Свершают и обряд "Цацл цацлhн", старшее поколение искренне верит, что нехитрая мудрость предков поможет молодым в дальнейшей жизни.

Провожая гостей в дорогу, также совершают "Цацл", говоря при этом: "Пусть бог огня сбережет вас в благополучии", чаще всего добавляют: "Пусть задуманное свершится, работа спорится, пусть радость не покидает вас, и не забывайте дорогу к этому дому!" После чего из бутылки всем наливают понемногу, запивают чаем и отправляются в путь дорогу.

Без "Цацл" не обходятся свадебные обряды. Выезжая за невестой, "отправляются в путь только после обряда "Цацл цацлhн". Но в разных местах этот обряд совершается по-разному: кто-то брызгает на огонь, кто-то - вверх, кто-то - через плечо, кто-то - в правый угол. Трудно указать, какой способ из них самый верный. Наверное, допустимы все, ведь в таком виде обряд дошел из глубины веков, значит именно так поступали предки. Важный нюанс: "Цацл" совершается только водкой; вином этот обряд не совершают.

Родственники по отцу, причем это касается только мужчин, между собой считаются одной крови, одного огня, одного очага. Девочки, женщины к этому кругу не относятся, ведь когда девица выйдет замуж, она будет принадлежать к другому роду, семье мужа. Но если у девушки нет отца и матери, то выдают замуж ее дядья, братья, т.е. родственники по отцу, так называемые люди одного "Цацл" (одного огня, очага). И привезенную сватами водку брызгают в доме дяди, брата и т.д. Это допустимо. Нельзя выдавать девушку замуж из дома родственников по матери, так как это люди не одного рода, а потому обряд "Цацл" у них производить нельзя. Так что, если сирота собиралась замуж, она должна была, во что бы то ни стало, найти хоть дальнего родственника по отцу, чтобы из его дома ее увез свадебный поезд.

Конечно, обряд "Цацл цацлhн" связан, прежде всего, с употреблением водки. Но это совершенно не означает, что он призывает к пьянству, что в корне неверно, кто именно так понимает этот народный обычай. Смысл обряда в том, что калмыки традиционно почитают землю, огонь, небеса, предков. Последние, в свою очередь, всегда хранили своих детей, особенно в самые трудные для них времена.

Подготовил У.Б. Четыров – учитель истории и обществознания

МКОУ «Хартолгинская СОШ»