Метафоры о жизни. Маркировка вопросов и заданий

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
(Данте. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского)

Дорога является универсальной метафорой жизненного пути человека. На своих консультациях я много раз сталкивался с тем, что люди спонтанно начинают описывать свой текущий или прошедший жизненный этап как некую дорогу. И часто эта метафора оказывается точнее многих слов. Такую метафору удобно использовать как способ понимания жизненного пути человека. И иногда я предлагаю своим клиентам представить основные этапы своей жизни в виде различных дорог. Это можно делать как в воображении, так и через специальные карточки. Такой взгляд часто помогает увидеть какие-то общие закономерности и тенденции. Нередко это открывает массу возможностей для понимания текущей проблемы. Особенно это может быть полезно в ситуациях, когда человек ощущает потерянность и дезориентацию, — он не знает, куда двигаться дальше. Это важный вопрос, один из главных в жизни, и для ответа на него нередко нужно заглянуть в прошлое: а куда человек шёл до этого? Где он уже был? Насколько он удовлетворён пройденным путём?

В этой статье я хотел бы дать беглый обзор символического значения дороги.

В самом общем смысле дорога связывает различные точки в пространстве. На сегодняшний день, археологи самые первые дороги датируют четвёртым тысячелетием до нашей эры и связывают их появление с развитием колёсного и вьючного (то есть использующего ресурсы людей и животных) транспорта. Посмотрите на одну из сохранившихся дорог инков в Мачу-Пикчу (территория современного Перу):

Видно, что эта дорога для своего времени была очень качественной. До строительства подобных дорог должны были существовать и более просто обустроенные пути между различными селениями. То есть дороги сопровождают человечество многие тысячи лет. А всё что сопровождает жизни всех людей в течение многих тысяч лет, постепенно становится чем-то глубоко внутренним для каждого человека, Карл Юнг такие образы назвал архетипическими. И образ дороги – это тоже архетип, то есть та тема, с которой сталкиваются все люди длительное время. Тогда дорога с одной стороны может быть связью между разными пунктами, а с другой – отражать глубоко внутренние переживания.

Для жителя некого древнего селения пойти по дороге означало покинуть своё родное селение и отправиться в другое. Отсюда одно из основных символических значений дороги – дорога это граница между своим и чужим миром. А граница – это то, что и соединяет и разъединяет одновременно.

Человеческая жизнь, тот путь, по которому мы идём – это тоже некая граница (пространство, территория) между своим и чужим миром. Говоря о двух мирах, мы можем подумать о пути от рождения до смерти. И почти во всех религиозных традициях рассматривается путешествие души к загробной жизни.

В рамках своей жизни человек имеет возможность проделать ещё одно «путешествие» от своего мира до мира другого. Это процесс отделения от своих родителей, другими словами, это процесс взросления. Современное общество предлагает всё больше возможностей для увеличения продолжительности детства. Возможно, это реакция на современный этап развития общества – общество потребления. Может поэтому в современном мире утратили свою силу обряды перехода (инициации), которые существовали во всех культурах. В самом общем виде эти обряды предполагали, что подрастающий член племени в назначенное время должен покинуть своё племя и некоторое время, находясь в этом «ином мире», он должен был пройти через ряд испытаний, также старейшины племени знакомили его с мифологией своего племени. Важной составляющей этих обрядов инициации было символическое столкновение со смертью. В процессе этого обряда посвящения происходили большие перемены во внутренней жизни человека, для него инициация являлась тем путём, который переводит его из детства во взрослую жизнь. Поэтому по завершении инициации человек возвращался в своё селение уже совсем другим, взрослым и готовым к созданию своей собственной семьи. Поэтому обряды инициации хорошо отражают ещё одно важное символическое значение дороги, — это символ трансформации, преодоления, реализации и освобождения. Сюда уходит корнями известный афоризм «вернувшись из путешествия ты никогда уже не будешь прежним».

В культуре многих народов можно обнаружить общий универсальный мифологический сюжет, в котором некий герой, чаще самый обычный человек, начинает своё путешествие и в процессе этого путешествия он сталкивается с различными испытаниями и чудесным образом преобразует свои внутренние качества и взгляды на мир. Его жизнь становится более осознанной. Джозеф Кэмпбелл назвал такую мифологему «путешествием героя». Этот сюжет встречается во многих мифах самых разных народов, например, в серии сюжетов о Будде. Но этот сюжет встречается не только в мифах и сказках, но и в творчестве современных авторов. Его можно проследить в сюжетах фильмов «Звёздные войны», «Хоббит», «Гарри Поттер», «Король лев» и во многих других. В этих сюжетах мы сталкиваемся с символикой дороги как жизненного пути, символа трансформации, становления, дороги как метафоры поиска своего места в жизни. С точки зрения Джозефа Кэмпбелла, этот иной мир, где оказывается герой, соответствует бессознательному. В этом смысле, как только герой преодолевает первый порог, он вступает на территорию своего собственного бессознательного и начинает в этом мире находить союзников, что-то преобразовывать, что-то преодолевать, с кем-то сражаться, что-то находить. С этой точки зрения, для героя, который прошёл свой путь, его собственное бессознательное становится более изученным. При удачном прохождении, он становится властелином двух миров. И здесь мы подходим к символике дороги как пути к себе, пути самопознания. Поэтому во многих сказках герой отправляется в путь-дорогу.

Говоря о дороге, мы сталкиваемся с экзистенциальной темой. Та дорога, по которой мы идём, часто предлагает нам выбор, куда пойти дальше. И от того, какой путь мы выберем, будет зависеть то, какими мы станем. В этом плане каждый раз в ситуации выбора мы сталкиваемся перед выбором между разными вариантами нашего Я, потенциальными вариантами Я. А когда мы выберем и пройдём путь, мы переведём эту потенциальность в реальность. Какое-то из этих потенциальных Я станет реальным, а остальные Я останутся нереализованными. И здесь мы сталкиваемся с темой не только свободы (по какой дороге пойти?), но и ответственности. Ответственности перед собой (по какой дороге пойду, таким и стану), но и ответственности социальной (решая пойти по какой-то дороге я её делаю более натоптанной, и другим будет легче по ней тоже пойти). С этой позиции дорога является хорошей метафорой для обозначения основных экзистенциальных данностей бытия: осознание конечности (дорога нашей жизни когда-то кончится), отсутствие смысла (нам не говорят, в чём смысл той или иной дороги, мы сами придаём смысл тому, какой путь выбираем), свобода (мы можем выбрать любую дорогу или проложить свою собственную), ответственность (решая пойти по одной дороге, в этот момент мы не можем пойти по другой; делая выбор в пользу одной, мы отказываемся от другой), экзистенциальное одиночество (раз мы формируемся в процессе нашего пути, то для того, чтобы кто-то мог меня понять полностью, он должен пройти в точности мой путь так, как это сделал я. То есть он должен прожить жизнь так, как прожил её я, а это невозможно. В этом плане мы можем быть поняты другим только до определённой степени).

Получается, что дорога своей символикой отправляет нас к вопросам нашего бытия. И тогда этот образ может помогать нам в поиске ответов как на жизненно важные вопросы, так и в ориентации, как мы дальше хотим развиваться. Общение с психологом через образ дороги может быть удивительно плодотворным для работы с темой психологического взросления, преодоления кризисных периодов, для работы с экзистенциальными темами, для моделирования своего будущего.

Статью написал психолог Роман Левыкин (Запись на консультацию:
)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте.

Метафора жизни

Рассказ Василия

Как я вижу свою жизнь? У меня достаточно сложная метафора…

Это было в Синтоне, на тренинге «Успешный человек». Рассказ Василия по записи воспроизвожу дословно.

Мне представляется лес на рассвете, склон большого-большого холма. Я стою на вершине и чувствую, что рядом со мной стоят десятки и десятки людей. Часть из них мне видна, но это предрассветный час, поэтому в тумане либо в ночи остальные скрываются. Перед собой я вижу, как склон уходит далеко вдаль, он покрыт лесом, и впереди далеко-далеко до самого горизонта уходит поросшая лесом равнина. Потихоньку, где-то вдали, начинает сквозь туман брезжить рассвет, медленно светает, и я уже могу разглядеть, что только часть людей остается на месте, как и я. Остальная часть, как на какое-то массовое шествие, прет вниз по холму, натыкаясь в этом тумане на деревья, спотыкаясь о коряги, натыкаясь на сучки, и кто стоя, кто на четвереньках, кто как, кто просто катится, – они идут вниз, особо не сознавая, куда они идут. Те люди, которые стоят на месте вместе со мной, они стараются понять хоть какой-то маршрут, и когда наконец светлеет, когда деревья из черно-белых приобретают цвет и зеленеют, уже можно разглядеть, что там, внизу, на равнине лежит и клубится плотный туман, в который ныряют спускающиеся люди. Но это не обычный туман, который рассеется днем, а что-то такое, напоминающее химическое оружие – в высоту человеческого роста, что-то очень белое и плотное, и понятно, что если ты входишь в него, то поплутаешь-поплутаешь и там тебе конец настанет. Нам, стоящим наверху, видно, что в этом тумане пропадают все, и чтобы помочь людям найти дорогу в обход этого тумана, мы все вместе начинаем движение вниз. И пока мы спускаемся по этому огромному склону, впервые выглядывает восходящее солнце, навстречу нам луч солнца пересекает всю эту равнину и освобождает прямой путь от этого тумана…

Из книги Ангелы страшатся автора Бейтсон Грегори

XVII. ИТАК, ЗАЧЕМ НУЖНА МЕТАФОРА? (МКБ) Эта книга заставила меня избегать вечеров с коктейлями, таких социальных мероприятий, когда дружелюбные незнакомцы, узнав, что я провожу время весной за работой над книгой, спрашивали бы меня о ее содержании. Сначала я бы рассказала им о

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Глава 1 СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. СТУПЕНИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 1. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ Как было сказано выше, жизнь в физическом теле есть определенный /рок, как бы определенное задание, которое нужно выполнить. Если человек

Из книги Зеркало отношений автора Джидду Кришнамурти

Если существует беспорядок в моей жизни в отношении секса, то и остальная часть моей жизни находится в беспорядке. Так что я должен спрашивать, не как привести одну часть в порядок, а почему разломал жизнь в такое множество различных фрагментов… Собеседник: Много

Из книги За что сидел я в американских тюрьмах?! (Обращение к президенту Казахстана и казахской общественности) автора Естеков Алмас

Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр Алексеевич

МЕТАФОРА МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенесение) - перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. При всем многообразии теорий М. можно условно разделить на три группы в зависимости от

Из книги Закон синархии автора Шмаков Владимир

Из книги Восстание масс (сборник) автора Ортега-и-Гассет Хосе

Табу и метафора Метафора - это, вероятно, наиболее богатая из тех потенциальных возможностей, которыми располагает человек. Ее действенность граничит с чудотворством и представляется орудием творения, которое Бог забыл внутри одного из созданий, когда творил его, -

Из книги Душа человека автора Франк Семен

I. Так называемая «непротяженность» душевной жизни и ее подлинный смысл: неизмеримость душевной жизни Наметив область душевной жизни и уяснив ее отношение к области сознания, попытаемся теперь вглядеться в душевную жизнь и определить основные черты, присущие этой

Из книги Чувства и вещи автора Богат Евгений

IV. Волевая сторона душевной жизни: общий динамизм душевной жизни Но мы еще ничего не говорили о третьей стороне душевной жизни, об области волевой, в которой часто и не без основания усматривают само существо или наиболее характерную и центральную сторону душевной жизни.

Из книги Введение в изучение буддийской философии автора Пятигорский Александр Моисеевич

IV. Духовная жизнь, как единство жизни и знания Творчески-объективное значение личности, как единства духовной жизни Здесь, в лице этих элементарных, общедоступных и для эмпирической психологии все же столь непостижимых явлений так называемого «вчувствования», лежит,

Из книги Мозг и религиозный опыт автора Берснев Павел

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Метафорой чего служит метафора огня? Поначалу кажется, что нет ничего проще. Ведь Будда уже ответил на этот вопрос словами «Всё в огне, о монахи». Но уже следующий вопрос «что же это всё, что горит?» ставит нас перед весьма сложной онтологической проблемой: имеет ли слово

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Современная метафора мозга - компьютер В настоящее время, наверное, самая распространенная модель и научная метафора мозга - компьютер.Известно, что для работы компьютера необходимы две составляющие - аппаратное обеспечение (процессор, монитор, клавиатура, дисководы

Из книги Как жить человеку на планете Земля? автора Тор Вик

Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной Человек – мера всех вещей Протагор Данную главу нам необходимо начать со слов американского физика австрийского происхождения Фритьофа

Из книги автора

Метафора (M?taphore) Стилистическая фигура. Неявное сравнение, использование одного слова вместо другого на основе некоторых аналогий или сходства между сравниваемыми предметами. Число метафор поистине бесконечно, но мы приведем лишь несколько примеров. Так, Гомер говорит о

Из книги автора

Собрание 7. О смысле жизни через Любовь человека (Франция. Лазурный берег, Ницца) (еще одна попытка трактовки смысла жизни) Сияющее солнечное утро. Авенида дез Англез. Серебряное море. Пустынный майский пляж. Одинокий йог, сплетенный в некий экзотический цветок. Вдали из-за

Метафора нашей жизни

В 2012 в мою жизнь пришли ассоциативно-метафорические карты (далее МАК). Пришли, остались и, похоже, уходить не собираются)))

И, начиная с этой статьи, я буду делиться с Вами своими знаниями в работе с этим красивым, волшебным, игровым, и при этом настолько глубоко проникающим в подсознание инструментом, что переоценить его нужность и полезность в работе с людьми невозможно.

И начать мне хотелось бы с прояснений некоторых понятий, связанных непосредственно с метафорическими картами.

В этой статье я расскажу о том, что такое метафора и какова ее роль в нашей жизни.

Почему важно понимать, что такое метафора, почему она является очень важным элементом нашей жизни и каков смысл метафор?

Если мы научимся это понимать, мы научимся за тем, что мы проговариваем или нам проговоривают другие, видеть то состояние, в котором находимся мы или человек, с которым мы общаемся.

Часто за ставшими привычными выражениями скрываются:

— «судьба человека»,

— то, как он живет, чем он «дышит»,

— то, как он взаимодействует с внешним миром,

— то, как он выстраивает свои отношения в семье, на работе, с друзьями и пр.,

— и многое другое.

Поэтому, поняв смысл метафорического языка, на котором человек общается с миром, мы поймем его потребности, его невысказанную обычными словами боль и радость. А поняв это, мы сможем говорить с человеком на его языке, и тогда у нас будет возможность достучаться до его внутреннего и помочь ему решить его жизненно важные вопросы.

А если Вы научитесь прислушиваться к себе любимому и осмысливать метафоры, которые Вы используете в своем языке, поверьте, вы узнаете очень много нового о мире, в котором Вы живете и, который, как Вам казалось, Вы знаете от А до Я.

Итак…

Метафора (от др. греч. μεταφορά - «перенос») – «иносказание» (Михельсон, 1994) - «слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение одного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака» (Википедия)

Другими словами:

Метафоры — это образы, с помощью которых можно выражать мысли более наглядно и сильно короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет или явление, мы можем его сравнить с уже известным предметом или явлением. И мы делаем это постоянно, регулярно, по большей части, неосознанно.

Например, выражения, к которым мы уже давно привыкли, которые перестали для нас быть чем-то необыкновенным:

ледяные руки, ледяное сердце, серебряные волосы, глаз-алмаз, железные нервы, деликатный вопрос, бойкий спор, любопытный вопрос, мудрое решение, горы своротить, струны души, любовь угасла, банк лопнул, хождение доллара, падение доллара.

Просто прочтите сейчас эти слова и представьте, как звучало бы их объяснение на «нормальном» языке. Трудно себе представить, как у доллара вырастают ноги, и он начинает ими ходить. Смешно. Но нам ведь абсолютно понятно, что такое «хождение доллара».

Очень много в нашем языке существует метафор-клише — общепринятых метафор, переносный смысл которых уже не ощущается.

Ножка стула, спинка кровати, лист бумаги, стрелка часов, докторская колбаса и т.п.

Все давно привыкли к таким выражениям, которые тоже являются метафорами:

рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике.

или

лес рук, носок ботинка, пустить корни, концы с концами сводить, пойти как по маслу.

Метафоричными являются связи животное - человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:

баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.

Когда мы применяем к человеку название животного, мы совершенно четко понимаем, о чем это))) Т.е. зная, какими свойствами обладает животное, мы переносим их на человека, и всем сразу становится понятным, что мы имеем ввиду, называя кого-то сорокой, а кого-то ослом))))

Мы уже совершенно бессознательно используем в качестве метафор сложных житейских ситуаций сюжеты древнегреческих мифов, которые прочно вошли в европейские языки:

ахиллесова пята (символ точечной уязвимости),

прокрустово ложе (символ непомерных требований, в которые человека искусственно втискивают),

троянский конь (символ обмана, подлой атаки, замаскированной под дар),

яблоко раздора (причина для острой конкуренции),

сизифов труд (труд монотонный, безостановочный и бессмысленный),

танталовы муки (когда то, в чем ты нуждаешься, на расстоянии вытянутой руки, но взять не получается).

Наша жизнь пронизана метафорами. Они являются ее неотъемлемой частью. Без метафоры, практически, невозможно представить нашу речь. Она станет скудной, скучной и непомерно длинной. Мы запутаемся в определениях и описаниях.

И, если мы говорим о «Метафоре жизни» – то можно представить себе, что это такие заархивированные, сжатые папки, где хранятся наши представления о мире.

И, конечно, очень важным является то, какими метафорами Вы пользуетесь, когда описываете какие-то события вашей жизни, свои состояния, свои отношения, свое видение происходящего внутри вас и во внешнем мире.

Другими словами: каково сложившееся у Нас образное представление нашей жизни, что и в каком виде у нас сохранено на уровне подсознания — такова «метафора Нашей жизни». И именно она отвечает за то, в каком мире мы живем, какую реальность мы для себя творим.

Наша жизнь-это метафора, которая не только отражает жизнь, но и творит её.

Часто метафоры, которые сотню лет назад имели один смысл, сегодня имеют абсолютно другой, часто противоположный. И об этом тоже нужно знать. Мы употребляем сегодня слова и выражения, который кардинально изменили свое значение в сравнении с первоначальным и на этом строим свою сегодняшнюю метафору.

Приведу пример, который нашла в интернете, и он как нельзя лучше помогает понять сказанное.

Но иногда все-таки имеет смысл выражать свои мысли обычным языком, потому что в некоторых случаях применение метафорического языка может привести к нежелательным последствиям, как в следующем примере:

Для понимания того, о чем я сегодня говорила предлагаю Вам выполнить три очень простых упражнения. Советую делиться Вашими ответами в комментариях. Тогда Вы наглядно увидите, насколько по-разному мы видим мир.

Упражнение 1.

Придумайте по 5 слов, которые бы наиболее точно описали состояние, которое в ВАС вызывают эти картины

Упражнение 2 .

Напишите по 5 слов, которые бы наиболее точно описали мир, в котором живут изображенные на картинках женщины.

СЕДЬМОЙ КЛАСС

(70/105 часов)

СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ

Виды деятельности:
а) чтение
Чтение литературных произведений, включенных в программу.
Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
Чтение по ролям фрагментов драматических произведений.
Внеклассное чтение.
Чтение справочной литературы.
б) анализ
Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении.
Выявление сюжетных линий в произведении.
Различение сюжетных и бессюжетных лирических стихотворений.
Определение типа конфликта в произведении.
Общая характеристика сюжета и объяснение его связи с проблематикой произведения.
Выявление экспозиции, завязки, кульминации и развязки.
Анализ эпизода и объяснение его места в сюжете произведения.
Различение эпических, лирических, драматических произведений.
Выявление признаков отдельных жанров (трагедии, комедии, новеллы) в литературном произведении.
Наблюдения над особенностями построения сюжета в эпических произведениях.
Общая характеристика проблематики произведения (историческая, социальная, нравственная, философская).
в) развитие устной и письменной речи
Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о значении данного эпизода в сюжете произведения.
Устный и письменный ответ на вопрос об историческом (или биографическом) протособытии и его художественном воплощении в произведении.
Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики образов двух персонажей.
Сочинение-анализ эпизода литературного произведения с использованием цитат.
Сочинение о событии, изображенном в литературном произведении.
Отзыв о самостоятельно прочитанном остросюжетном произведении (с использованием элементов выборочного изложения и цитирования).
Отзыв о театральной постановке или кинематографической версии драматического произведения.
Термины:
Сюжет.
Лирический сюжет.
«Вечные» сюжеты, «бродячие» сюжеты.
Художественный конфликт.
Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы».
Элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Сюжетная линия.
Эпизод.
Пейзаж.
Интерьер.
Образ события.
Протособытие.
Комическое.
Трагическое.
Драматические жанры (трагедия, комедия).
Эпические жанры (роман, повесть, новелла, поучение).
Лироэпические жанры (поэма).
Проповедь. Исповедь.
Тропы (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет).
Фигуры (сравнение, параллелизм, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос).
Фантастика. Фэнтези.
Композиция.
Повествователь.
Проблематика произведения (социальная, нравственная, философская).
Романтизм.
Пафос произведения.
Сатира.
Стилизация. Пародия.
Эзопов язык.
Стихотворение в прозе.
Белый стих.

«СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ»
(вводный урок)
Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа художественного изображения события. Протособытие и сюжет. Реальные и фантастические сюжеты. «Вечные» сюжеты и «бродячие» сюжеты. Эпизоды (или сцены) как фрагменты общей картины жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Воссоздание в сюжете жизненных противоречий, устойчиво конфликтного состояния мира.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Поучение» Владимира Мономаха.
Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучения». События и размышления о жизни как отражение жизненной позиции правителя и человека. Конфликт Мономаха с братьями. Хроника дружинных походов. Письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения». Публицистический пафос произведения. Особенности языка.
Теория литературы. Красноречие. Жанр поучения. Композиция. Исповедь. Проповедь. Автобиография. Публицистика.
Развитие речи. Составление комментария к отдельным фрагментам «Поучения» Владимира Мономаха. Обсуждение жизненной ситуации, определяющей мысли и настроения героя. Сочинение-стилизация в форме поучения, наставления.
Древнерусский быт и уклад жизни. Древнерусская иконопись.
Внеклассное чтение. «Завещание Ярослава Мудрого сыновьям» (из «Повести временных лет»). «О правлении и смерти Мономаха» (из «Ипатьевской летописи»). Н. И. Костомаров. «Владимир Всеволодович» (жизнеописание).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

М. СЕРВАНТЕС

Слово о писателе.
Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и реальной действительности.
Теория литературы. «Вечный» сюжет. «Вечный» образ. Эпизод. Антитеза. Проблематика произведения. Пародия.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе «вечных» противоречий жизни.
Связь с другими видами искусства. Образы Дон Кихота, Санчо Пансы и Дульсинеи в изобразительном искусстве, музыке, кинематографе.
Внеклассное чтение. М. Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». А. С. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный...»

У. ШЕКСПИР

Слово о писателе.
Трагедия «Ромео и Джульетта» .
«Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт. Понятие о трагическом. Смысл начальных строк трагедии. Тема судьбы, трагической предопределенности. Судьба влюбленных в жестоком мире. Трагическая ошибка. Образы Ромео и Джульетты как «вечные» образы. Смысл финала трагедии.
Теория литературы. Трагическое. Трагедия. Конфликт. «Вечный» сюжет. Завязка. Кульминация. Развязка.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы об особенностях завязки, кульминации и развязки в трагедии. Выставка иллюстраций к трагедии, костюмов и декораций к отдельным сценам.
Связь с другими видами искусства. Сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» в живописи, музыке, кинематографе.
Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Двенадцатая ночь, или Что угодно».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Д. И. ФОНВИЗИН

Слово о писателе.
Комедия «Недоросль» .
История создания комедии. Понятие о комическом. Сатирическая направленность комедии. Социальная и нравственная проблематика. Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых. Основные стадии развития конфликта. Проблемы воспитания, образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.
Теория литературы. Комическое. Комедия. Сатира. Конфликт. Экспозиция. Завязка. Кульминация. Развязка. «Говорящие» фамилии. Речевая характеристика. Диалог. Монолог.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Речевая характеристика одного из действующих лиц комедии. Отзыв о театральной постановке. Сочинение об особенностях конфликта комедии и его реализации в сюжете.
Связь с другими видами искусства. Театральные постановки комедии.
Внеклассное чтение. Д. И. Фонвизин. «Бригадир». «Всеобщая придворная грамматика» (фрагменты).

«ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)
Обобщение сведений о конфликте (на материале ранее изученных произведений). Конфликт социальный, семейный, личный. Конфликт внешний и внутренний. Реализация конфликта в сюжете. Основные стадии развития конфликта. Участники конфликта. Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы». Примерный план характеристики конфликта. Подготовка к сочинению об особенностях конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» или самостоятельно прочитанном произведении.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

А. С. ПУШКИН

Слово о поэте.
Стихотворения «Туча», «Узник», «Анчар» .
Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной традиции. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей. Роль антитезы в композиции. Символические образы. Особенности ритмики, метрики и строфики стихотворений.
Повесть «Станционный смотритель» .
Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. Обращение к библейской истории о блудном сыне. Комическое и трагическое в произведении. Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя. Смысл финального эпизода. Гуманистическое звучание произведения.
Теория литературы. Антитеза. Параллелизм. Ритм. Стихотворный размер. Строфа. «Вечный» сюжет. Тема «маленького человека». Интерьер.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Краткая характеристика сюжета повести и выделение основных эпизодов. Письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике произведения и о мотивах обращения писателя к библейской истории.
Связь с другими видами искусства.
Внеклассное чтение. «Притча о блудном сыне» (Евангелие от Луки. 15, 11-32). А. С. Пушкин. «Метель».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Слово о поэте.
Стихотворения «Три пальмы», «Тучи» .
Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы, мотивы и образы в стихотворениях. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения. Событие в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образ дисгармоничного мира и образ лирического героя, утратившего душевную гармонию. Образы-символы в стихотворениях.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» .
Своеобразие сюжета поэмы, его историческая основа. Картины русского быта. Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне...». Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича и средства их создания. Проблема героического характера. Эпизод поединка как кульминация сюжета. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». Сопоставление зачина и концовки поэмы. Суд Божий, суд царя и мирской суд в поэме. Фольклорные источники и развитие традиций устного народного творчества в поэме.
Теория литературы. Лирический сюжет. Параллелизм. Эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Историческая основа литературного сюжета. Герой. Конфликт. Эпизод. Кульминация сюжета. Фольклорные традиции в литературном произведении. Стилизация. Белый стих.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений и фрагмента поэмы наизусть. Письменный ответ на вопрос о своеобразном завершении кульминационного эпизода в поэме.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Боярин Орша». А. К. Толстой. «Князь Серебряный».

«ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТА И ЕГО СВЯЗИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)
Обобщение сведений о сюжете как организующем начале в эпических, драматических и лироэпических произведениях. Своеобразие лирического сюжета. Традиционные и нетрадиционные сюжетные модели. «Вечные» и «бродячие» сюжеты. Проблематика произведения (философская, социальная, нравственная) и ее воплощение в сюжете. Примерный план характеристики сюжета литературного произведения. Подготовка к устным сообщениям об особенностях сюжета в одном из ранее изученных или самостоятельно прочитанных произведений.

Н. В. ГОГОЛЬ

Слово о писателе.
Повесть «Тарас Бульба» .
Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни. Изображение героического характера, сильных, мужественных защитников Отечества. Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характера. Смысл финала повести.
Теория литературы. Эпос. Герой. Повесть. Сюжет. Конфликт. Пейзаж.
Развитие речи. Выделение основных эпизодов в сюжетных линиях Остапа и Андрия. Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести. Устный пересказ одного из эпизодов повести и краткая его характеристика. Подбор цитат к устному рассказу о картине жизни, нарисованной в произведении.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к повести. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

«АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)
Обобщение знаний об эпизоде как элементе сюжета. Закрепление навыка выделения основных эпизодов в произведении, выбора заглавия к ним. Примерный план анализа эпизода эпического произведения. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного из кульминационных эпизодов в ранее изученном произведении.

И. С. ТУРГЕНЕВ

Слово о писателе.
Рассказы «Бирюк», «Лес и степь» .
Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной живописи. Сочетание эпического и лирического начал в произведениях.
Теория литературы. Рассказ. Очерк. Лирическая проза. Пейзаж.
Развитие речи. Подготовка сообщения о писателе и об истории создания цикла «Записки охотника» с использованием справочной литературы. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе из цикла «Записки охотника».
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Живые мощи».

Ф. И. ТЮТЧЕВ

Слово о поэте.
Стихотворения «Фонтан», «Еще земли печален вид...», «Неохотно и несмело...» .
Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в лирических произведениях.
Теория литературы. Сюжет. Параллелизм.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подготовка вопросов для обсуждения философской проблематики стихотворений поэта о природе.
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Декабрьское утро».

Слово о поэте.
Стихотворения «Кот поет, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...», «Вечер» .
Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги...».
Теория литературы. Сюжет. Параллелизм. Баллада.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Сочинение о взаимодействии жизни природы и жизни человека на основе личных наблюдений и с использованием примеров из художественной литературы.
Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...»

«ПЕЙЗАЖ В ЭПИЧЕСКОМ И ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)
Обобщение знаний о функциях пейзажа в литературе. Пейзаж как неотъемлемая часть национального образа мира. Сюжетно-композиционная роль пейзажа. Разнообразие картин природы в эпических и лирических произведениях. Символическое значение природных образов. Средства создания пейзажных картин. Примерный план анализа литературного пейзажа (на материале ранее изученных эпических и лирических произведений). Подготовка к написанию сочинения по анализу пейзажа в одном из произведений.

Н. А. НЕКРАСОВ

Слово о поэте.
Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская...» .
Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ русской крестьянки. Тема нелегкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях.
Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») .
Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Художественная функция диалога в поэме. Социальная и нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения. Особенности строфики и ритмики.
Теория литературы. Поэма. Лирический сюжет. Эпический сюжет. Фольклорные традиции. Строфа. Стихотворный размер.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов наизусть. Подготовка сообщений об исторической основе поэмы и о судьбах отдельных декабристов, сосланных в Сибирь, с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня М. Н. Волконская»).

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Слово о писателе.
Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» .
Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений народа и власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы ее выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка.
Теория литературы. Фантастика. Гротеск. Эзопов язык. Сатира.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала одной из сказок. Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о его значении в сюжете произведения. Подготовка сообщений о гротеске в литературе и других видах искусства.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к сказкам писателя.
Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик ».

А. П. ЧЕХОВ

Слово о писателе.
Рассказ «Смерть чиновника» .
Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции. Прием повтора. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказе. Смысл финала.
Теория литературы. Художественная деталь. «Говорящая» фамилия.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказа. Сообщение о комических ситуациях на основе жизненного и читательского опыта.
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Маска».

«ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»

(практикум)
Обобщение сведений о трагическом и комическом. Трагический конфликт в эпических, лирических и драматических произведениях (на материале ранее изученного). Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Сочетание трагического и комического в литературном произведении как отражение противоречивой картины жизни. Подготовка сообщений о формах проявления комического (сатира, юмор, ирония, остроумие, каламбур, пародирование) в отдельных эпизодах драматических произведений (на материале классного и внеклассного чтения).

«ЖАНР НОВЕЛЛЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)
П. Мериме
«Маттео Фальконе».
Э. А. По
«Низвержение в Мальстрем».
О. Генри
«Дары волхвов».
Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия и строгость построения. Новелла и рассказ как малые эпические жанры.
Теория литературы. Новелла. Рассказ. Сюжет.
Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанной новелле с изложением и анализом кульминационного эпизода.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

И. А. БУНИН

Слово о писателе.
Рассказ «Подснежник» .
Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе, праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Символический смысл названия.
Теория литературы. Антитеза. Повтор. Символ.
Развитие речи. Подготовка устного сообщения о биографии писателя и его жизни в эмиграции. Письменный ответ на вопрос о смысле названия рассказа.
Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Лапти».

А. И. КУПРИН

Слово о писателе.
Рассказ «Куст сирени» .
Особенности сюжета рассказа. Неожиданно возникший конфликт и остроумное его разрешение. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция.
Теория литературы. Конфликт. Ирония.
Развитие речи. Устный ответ на вопрос о формах проявления комического в рассказе.
Внеклассное чтение. А. И. Куприн. «Храбрые беглецы».

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Слово о поэте.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» .
Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. Жизнеподобие и фантастика в произведении. Лирический герой и средства создания его образа. Смысл основной метафоры произведения. Особая функция необычного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка. Словотворчество Маяковского.
Теория литературы. Реальное и фантастическое в сюжете. Метафора. Гипербола. Ритм. Словотворчество.
Связь с другими видами искусства. Рисунки В. В. Маяковского.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление фактов биографии поэта и художественной картины. Обсуждение вопроса о роли гиперболы в искусстве и в разных ситуациях общения.

А. А. АХМАТОВА

Слово о поэте.
Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком - я открою...» .
Историческая и биографическая основа стихотворений. События военного времени в восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные традиции. Особенности языка, строфики и ритмики.
Теория литературы. Тема. Фольклорная традиция. Трехсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Подготовка сообщения о военной теме в лирике поэта.
Внеклассное чтение. А. А. Ахматова. «Прошло пять лет, - и залечила раны...»

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Слово о поэте.
Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...», «В этой роще березовой...», «Гроза идет» .
Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта.
Теория литературы. Лирический сюжет. Проблематика.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Письменный ответ на вопрос о философской проблематике стихотворения.
Внеклассное чтение. Н. А. Заболоцкий. «Журавли».

«ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
(практикум)
Обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах. Выявление в поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет и др.) и фигур (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос и др.) и объяснение их художественной функции. Анализ особенностей языка художественного произведения (на материале лирического стихотворения).

М. А. ШОЛОХОВ

Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека» .
Изображение трагедии народа в военные годы. Судьба народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. Андрей Соколов как цельный характер. События в биографии героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. Особенности композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин весенней природы.
Теория литературы. Характер. Тип. Герой-рассказчик. Повествователь. «Рассказ в рассказе».
Развитие речи. Подготовка устных сообщений об участниках Великой Отечественной войны (на основе справочной литературы или семейных архивов). Сочинение о биографии литературного героя. Выразительное чтение фрагмента рассказа.

В. М. ШУКШИН

Слово о писателе.
Рассказы «Срезал», «Чудик» .
Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога.
Теория литературы. Жанр рассказа. Рассказчик. Внешний и внутренний конфликт.
Развитие речи. Развернутые аргументированные ответы на вопросы о роли события в жизни героя. Выразительное чтение диалогов.
Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. «Микроскоп».

«РЕЦЕНЗИЯ
НА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПОСТАНОВКУ»

(практикум)
Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. Чтение фрагментов из рецензий на известные учащимся литературные произведения, театральные постановки (или кинофильмы). Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
«СЮЖЕТ В ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(обзор)
Э. А. По
«Убийство на улице Морг».
А. К. Дойл
«Знак четырех».
Г. К. Честертон
«Лиловый парик».
Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра. Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке. Галерея ярких типов сыщиков (Шерлок Холмс, пастор Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ и др.).
Теория литературы. Сюжет. Сюжетная линия. Детектив. Тип.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.

«СЮЖЕТ В ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(обзор)
Р. Брэдбери
«И грянул гром».
Р. Шекли
«Билет на планету Транай».
А. Кларк
«Остров дельфинов».
Дж. Р. Толкин
«Хоббит, или Туда и обратно».
Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира», возможной действительности в произведениях научной фантастики. Традиции прогностической и социально-философской фантастики. Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. Сюжет как цепь испытаний.
Теория литературы. Сюжет. Фантастика. Фэнтези. Романтизм.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу. Взаимные рекомендации книг для чтения. Презентация новых изданий произведений фантастической литературы.

Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать Козлов Николай Иванович

Метафора жизни

Метафора жизни

Рассказ Василия

Как я вижу свою жизнь? У меня достаточно сложная метафора…

Это было в Синтоне, на тренинге «Успешный человек». Рассказ Василия по записи воспроизвожу дословно.

Мне представляется лес на рассвете, склон большого-большого холма. Я стою на вершине и чувствую, что рядом со мной стоят десятки и десятки людей. Часть из них мне видна, но это предрассветный час, поэтому в тумане либо в ночи остальные скрываются. Перед собой я вижу, как склон уходит далеко вдаль, он покрыт лесом, и впереди далеко-далеко до самого горизонта уходит поросшая лесом равнина. Потихоньку, где-то вдали, начинает сквозь туман брезжить рассвет, медленно светает, и я уже могу разглядеть, что только часть людей остается на месте, как и я. Остальная часть, как на какое-то массовое шествие, прет вниз по холму, натыкаясь в этом тумане на деревья, спотыкаясь о коряги, натыкаясь на сучки, и, кто стоя, кто на четвереньках, кто как, кто просто катится, – они идут вниз, особо не сознавая, куда они идут. Те люди, которые стоят на месте вместе со мной, – они стараются понять хоть какой-то маршрут, и когда наконец светлеет, когда деревья из черно-белых приобретают цвет и зеленеют, уже можно разглядеть, что там, внизу, на равнине лежит и клубится плотный туман, в который ныряют спускающиеся люди. Но это не обычный туман, который рассеется днем, а что-то такое, напоминающее химическое оружие – в высоту человеческого роста, что-то очень белое и плотное, и понятно, что если ты входишь в него, то поплутаешь-поплутаешь и там тебе конец настанет. Нам, стоящим наверху, видно, что в этом тумане пропадают все, и чтобы помочь людям найти дорогу в обход этого тумана, мы все вместе начинаем движение вниз. И пока мы спускаемся по этому огромному склону, впервые выглядывает восходящее солнце, навстречу нам луч солнца пересекает всю эту равнину и освобождает прямой путь от этого тумана…

Из книги Гипноз XXI века автора Беккио Жан

МЕТАФОРА Метафоры – очень важная часть нашей работы. «Когда покупаешь дом, осматриваешь балки, когда выбираешь женщину, смотришь на ее мать». Это и метафора, и аналогия. Может быть, мы ее используем несколько позже, когда будем говорить о том, как наш мозг обрабатывает

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Глава 16 Терапевтическая метафора Обсуждение методов переводы клиента из текущего состояния в желательное было бы неполным без разговора о терапевтической метафоре. Это особая техника рассказывания историй, которая обеспечивает такое бессознательное и сознательное

Из книги Стратегическая семейная терапия автора Маданес Клаудио

Система как метафора Система взаимодействия, возникшая между супругами на основе симптома, носителем которого стал один из них, может быть рассмотрена как аналогия той жизненно важной борьбы, которую супружеская пара не в состоянии привести к благополучному разрешению.

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Метафора Коммуникации людей построены по принципу аналогии. Их сообщениям может быть приписано то или иное значение только в контексте других сообщений. Аналогическое послание обычно имеет скрытый второй план, который отличается от эксплицитно выраженного и, кроме

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Метафора, или Перенос по сходству Там речь гудит, как печь. Красна и горяча. Левитанский Лингвистический комментарий Теоретически, метафора - перенос значения по сходству. У чайника не бывает, конечно, носа. Но некоторое сходство с частью человеческого лица - по

Из книги Монстры и волшебные палочки.Такой вещи как гипноз не существует? автора Хеллер Стивен

Компьютерная метафора В XVII веке часы и автоматы были всеобщей метафорой для понимания Вселенной и, по аналогии, человеческого ума. Эти машины были доступной и хорошо понятной моделью деятельности психики. В наши дни механистическая модель и соответствующий ей

Из книги Терапевтические метафоры автора Гордон Дэвид

Бессознательное /сознательное/ метафора. В то время как раздельные левое полушарие/сознательное и правое полушарие/бессознательное могут существовать, а могут и не существовать, я считаю это полезной метафорой для моей работы с гипнозом. Когда я вовлечен в так

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Раздел 1 Метафора, "Метафора" Эксплицитно или имплицитно метафоры используются во всех терапевтических подходах и системах. Примером может служить использование Фрейдом сексуальной символики в качестве инструмента для понимания сновидений, фантазий и "бессознательных"

Из книги Пикап. Эффективные практики съема автора Скляр Саша

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Метафора на создание доверия Жила когда-то скрипка, старинная и благородная. Она очень красиво звучала, и играть вместе с ней одну музыку хотели многие другие инструменты. Она многим отказывала, но с некоторыми соглашалась. Прежде чем ответить, она оценивала другой

Из книги Мозг рассказывает [Что делает нас людьми] автора Рамачандран Вилейанур С.

Метафора дерева В индивидуальной и групповой психотерапии, в тренинговых программах мы используем метафору дерева для работы со сценариями жизни человека.Сценарный анализ мы проводим как индивидуально, так и в терапевтических или тренинговых группах. Обычно до этого

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Из книги Монстры и волшебные палочки автора Хеллер Стивен

Игра как метафора Можно привести ещё множество интереснейших примеров игр с буквенными (графемными и фонемными) и словесными множествами - скажем, поиски закономерности в последовательности слов, букв, рисунков. Во всех случаях анализируются структура и характерные

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ /СОЗНАТЕЛЬНОЕ/ МЕТАФОРА В то время как раздельные левое полушарие/сознательное и правое полушарие/бессознательное могут существовать, а могут и не существовать, я считаю это полезной метафорой для моей работы с гипнозом. Когда я вовлечен в так называемую

Из книги Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия автора Мусийчук Марина Владимировна

Что есть метафора? О, братья и сестры по духу, мы – создатели трансформации в те священные моменты, которые проводим вместе друг с другом. О, позвольте нам рассказывать наши истории, чтобы вести самих себя вперед. Позвольте почувствовать, как наши сердца открываются

Из книги автора

2.8. Метафора Что наша жизнь? Комедия страстей, а наши радости антракты в ней. В. Шекспир Метафора как прием остроумия является продуктом речевой и материальной культуры. Вместе с тем метафора является средством ее формирования, так как ее генезис восходит к когнитивной