Перемены в русской художественной культуре 18 века. Русская культура XVIII в

В 18 веке происходит "европеизация" русской культуры - процесс приобщения русской культуры к европейской. Проникновение западных влияний в Россию началось в 17 веке. В Москве существовала немецкая слобода. В русской торговле и промышленности было много англичан и голландцев. Однако это были только первые симптомы новой тенденции в развитии русской культуры. В полной мере она проявляет себя в 18 веке. Знакомство России с европейской культурой происходило несколькими пулями: приглашались на работу в Россию иностранные мастера, приобретались произведения европейского искусства, посылались за границу русские мастера как пенсионеры, т.е. за государственный счет. С середины 18 века начинается соответствующее общеевропейскому развитие русской культуры. Отныне все новые культурные движения и художественные направления приходят с Запада и укореняются на русской почве (барокко, рококо, классицизм, романтизм и др.) Вторая тенденция в развитии русской культуры 18 века - это "обмирщение" культуры, проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Этот процесс охватил все сферы культуры (образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад). Причем на западе к этому времени уже сформировались новые формы жизни, светская культура. Поэтому России пришлось за 50 лет во всех сферах пройти этот путь развития, который на западе длился 2 - 3 столетия. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 - 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

Оценка русской культуры 18 века неоднозначна. Славянофилы критиковали ее за копирование и подражательность, за отрыв от древнерусских традиций. Они говорили о неограниченности духовной жизни эпохи. Западники считали, что заимствовали европейского опыта было необходимо, чтобы преодолеть отсталость России. По их мнению, западный опыт был переработан и укоренился на русской почве. В западноевропейской культуре есть немало утверждений, отрицающих какую бы то ни было самобытность русской культуры.

Заключение

В ходе написания реферата я выполнил поставленные цели и пришел к изложенным ниже выводам.

С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

18 век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.

В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.

Культура России XVIII века имеет ряд особенностей: ускорились темпы культурного развития; ведущим стало светское направление в искусстве; накопленные знания стали превращаться в науку; новый характер стали носить связи русской культуры с зарубежной.

Просвещение и наука. В 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигационных наук, из старших классов которой в 1715 году в Петербурге была создана Морская академия. Вслед за ней были открыты артиллерийская, инженерная, медицинская, горная и другие школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. В 1714 году в губерниях были открыты 42 цифирные школы. Произошел переход к арабским цифрам, на новый шрифт перешла и появившаяся 2 января 1703 года первая русская печатная газета «Ведомости». В 1731 году был открыт Шляхетский (дворянский) корпус. Были открыты другие учебные заведения (Смольный институт, Академия художеств). В 1755 году в Москве по инициативе М. В. Ломоносова был открыт университет.

Важным результатом деятельности Петра I стало создание Академии наук (1725 год). Велись большие картографические работы, развивались географические знания (В. Беринг, К. Крашенинников, С. Челюскин, Д и X. Лаптевы, И. Кириллов).

Было положено начало русской исторической науке (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, М. М. Щербатов).

В области точных наук, техники были достигнуты значительные успехи, связанные с именами Л. Эйлера, Д. Бернулли, И. Ползуно-ва, И. Кулибина и др. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. В. Ломоносов (1711-1765), который своими энциклопедическими знаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень.

Литература. В центре общественно-политической мысли со второй половины XVIII века была критика крепостничества (А. Н. Радищев, Н. И. Новиков). Русская литература XVIII века представлена именами М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Г. Д. Державина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина и др.

Архитектура. Новое развитие в XVIII веке получила архитектура. В первой половине века господствующим стилем был барокко (от итальянского - вычурный), крупнейшим мастером которого был Б. Б. Растрелли. Во второй половине XVIII века на смену барокко пришел классицизм (И. Е. Старов, В. И. Баженов, Д. Кваренги, A. Ф. Кокоринов, А. Ринальди и др.)- Развивается скульптура (Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, Э. М. Фальконе).

Живопись. В живописи происходит переход к светскому искусству. Выдающимися портретистами первой половины XVIII века были А. Матвеев и И. Никитин, во второй половине века свои произведения создавали Ф. Рокотов, Д. Левицкий, B. Боровиковский и др.

Театр. В 1750 году в Ярославле по инициативе купца Ф. Г. Волкова был создан первый русский профессиональный театр. Были созданы различные крепостные театры, наиболее известен театр графа Н. П. Шереметева.

Основные исторические даты

Царствование Петра I

Первый Азовский поход

Второй Азовский поход, начало создания российского флота

«Великое посольство» России в Европе

Северная война

Основание Санкт-Петербурга

Полтавская битва

Провозглашение России империей

Введение Табели о рангах

Учреждение Академии наук

Царствование Екатерины I

Царствование Петра II

Царствование Анны Иоанновны

Русско-турецкая война

Царствование Иоанна Антоновича

Царствование Елизаветы Петровны

Царствование Петра III

Семилетняя война

Манифест о вольности дворянству

Царствование Екатерины II

Русско-турецкая война

Крестьянская война

под руководством Е. Пугачева

Присоединение Крыма к России

Русско-турецкая война

Царствование Павла I


Введение……………………………………………………………...2.

Глава 1. Учебные заведения…………………………………………4.

Глава 2. Литература………………………………………………….6.

Глава 3. Архитектура……………………………………………….13.

Глава 4. Скульптура………………………………………………...17.

Глава 5. Живопись………………………………………………….19.

Глава 6. Театр и музыка………………………………...………….24.

Заключение………………………………………..………………...26.

Литература…………………………………………………………..27.

Введение

На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Само слово “культура” происходит от латинского слова "colere", что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин "agriculture" или искусство земледелия. Но в XVIII в. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово "Kultur" также означало высокий уровень цивилизации.

Актуальность проблемы, выбранной мною темы, заключается в том, что в сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Но до сих пор для нас культура не стала нормой жизни.

Применительно к современному времени, можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.

Цели моего реферата очень просты. Во-первых, показать насколько в XVIII в. изменилась наша страна, какие успехи в развитии она совершила всего за один век, и какую роль в этом играет Запад. Во-вторых, показать переход от религиозной культуры к светской. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. Развитие культуры - органическая составная часть истории общества. Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конкретно-исторических формах.

XVIII в. был знаменателен для России заметными переменами в социально-экономической сфере и значительными достижениями в области искусства. В архитектуре, в скульптуре, в живописи и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. XVIII в. в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.

Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. При Петре I в культуру и быт активно проникают западные веяния. Это приводит к плодотворному синтезу. Основным художественным направлением в эпоху Петра был классицизм, который продолжал характеризовать культурный процесс до середины XVIII в. Его идейной основой была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из “среднего” класса.

Наряду с сентиментализмом (а чаще в сочетании с ним) все больше выявляются реалистические тенденции русской культуры, условно называемые “просветительским реализмом”. Они с наибольшей активностью и последовательностью выражали протест против феодальной идеологии.

Задачами реферата являются изучение стремительного развития культуры в XVIII в. и влияния Запада.

Глава 1.Учебные заведения.

В новой культуре появилась тенденция к демократизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области образования. Создается система светских школ. На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Социальный состав учащихся к этому времени в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича “Первое учение отрокам”, “Арифметика” Л. Ф. Магницкого и “Грамматика” М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы - общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это - наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских, принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Второй тип школ в России XVIII в. - это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили, главным образом, офицеров для армии и флота. В них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы - частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т.д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды “общественного призрения” - больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.

Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты - Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г. Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова. Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету “Московские ведомости”, имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.

Выдающиеся открытия в области физики, химии, астрономии совершил Ломоносов. Е. Р. Дашкова, глава Академии наук, много сделала для организации исследований. И. П. Кулибин создал семафорный телеграф, винтовой лифт, 300-метровый одноарочный мост, И. И. Ползунов - первый в мире паровой двигатель. М. М. Щербатов написал «Историю Российскую...» в 7-ми томах.

Глава 2. Литература.

Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями. Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует народу на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные формы.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими войсками. Народ видит в Пугачеве народного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев - богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших.

Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее созданные песни о Разине, о “добрых молодцах, вольных людях”.

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества - былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т.д. Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие представление о воле: “воля господину, а неволя холопу”, “воля неволи не хочет”, “в поле-воля”.

В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков “Плач холопов”, который выразительными сравнениями раскрывает “свирепство” бар и подневольное положение крепостных. Трудная жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской “Повести пахринской деревни Камкина”. То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные документы. В “Глухом паспорте” автор с горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхождения - в пародийной челобитной к богу и в “Горестном сказании”. Народная сатира проникает и в лубочные листы - такова картинка “Бык не захотел быть быком”, где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости.

Основные мотивы устной народной драмы - резкое обличение царя-злодея (драма “Царь Максимилиан”), насмешка слуги над разорившимся дворянином (“Мнимый барин”), призывы к расправе над дворянами (“Лодка”). Этот жанр устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые противоречия того времени.

В литературе первая половина XVIII в. была временем расцвета повести («истории»). Широко известной стала «История о российском матросе Василии Кориотском», в которой отразилась идеология и реальная жизнь той поры. Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности его рода.

Рассматриваемый период занимает важное место в процессе становления нового литературного языка, чему во многом способствовало введение гражданской азбуки. Однако для литературы характерна большая языковая пестрота, так как продолжал использоваться церковнославянский язык.

  1. Культура 18 века России (2)

    Реферат >> История

    Огромных успехов. Общая оценка русской культуры 18 века О значении сдвигов, происшедших в русской культуре , говорит тот факт... своей ценности вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские композиторы, исполнители, оперные артисты...

  2. Русская культура и революция (2)

    Реферат >> История

    В этой оценке. События периода русских революций ХХ века привели русскую культуру в совершенно новые условия... с азербайджанцами, продолжавшиеся в 1905-1906 годах. 18 февраля был опубликован царский манифест...

  3. Русский портрет XVIII века

    Реферат >> Культура и искусство

    Пейзажа, исторического и бытового жанров. С начала 18 века от довольно примитивного изображения человеческого... / Т.В. Ильина. – М., 2000. Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века

XVIII век в истории нашего государства ознаменован многими значимыми историческими событиями: получение доступа к Чёрному морю, "окно в Европу", укрепление авторитета страны на международной арене.
Значительные изменения претерпела духовная сфера. Отличительная особенность культуры данного периода - её светский характер. Теперь церковь уже не определяет её характер и направления, как то было веком ранее. Таким образом, всё большее значение приобретает научное знание, а не религиозное учение.
Укрепление взаимоотношений Российского государства со странами Европы способствовало распространению в стране вольнодумной мысли. Главные её темы - обличение пороков самодержавия и критика крепостнического строя. Первым русским революционером принято считать А. Н. Радищева.
Исторически принято подразделять культуру XVIII века на два периода:
конец XVIII - первая четверть век XVIII а (становление новой культуры, в которой разум господствует над верой, а наука над религией, которая обличает недостатки самодержавия и крепостничества),
вторая четверть - конец XVIII века (складывание культуры сословной: дворянство всё более пытается походить на лордов и баронов Европы, устраивая пышные балы с музыкой и танцами, буквально, задыхаясь в роскоши; крестьяне же до сих пор живут в своём, глубоко религиозном, мире, работая с утра до ночи).

Светская школа

Большая роль в создании светской школы, возникшей как замена духовной, принадлежит Петру I. В начале века в начала свою работу московская Школа математических и навигацких наук, основана Морская академия в Петербурге. Позднее были открыты Инженерная, Артиллерийская, Медицинская и многие другие школы. Учились в них дети дворян.
Помимо этого, было открыто ещё множество учебных заведений: Шляхетский дворянский корпус, Академия художеств, Московский университет, Смольный институт благородных девиц. Однако, в практически всех из них учились только представителей дворянского сословия.
В 1708 году было сделано важное открытие: переход к новому, более простому, гражданскому шрифту и арабским цифрам, сто значительно упростило образовательный процесс.

Общественная мысль и литература

Центральной темой общественной мысли данного периода является крестьянский вопрос. С его критикой выступал упомянутый выше А. Н. Радищев. Широко известна также по этому вопросу полемика императрицы Екатерины Великой с Новиковым Н. И.
Среди наиболее известных литераторов данного периода: Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов. Отдельно следует выделить знаменитого М. В. Ломоносова, прославившегося не только в литературе, но и во многих областях науки.
Классицизм со своим культом разума и сентиментализм с культом чувственности господствовали в литературных течениях XVIII века.

Наука и техника

Большое значение в развитии науки имело открытие в 1725 году Академии наук.
В это время были открыты на Урале залежи руды и месторождения нефти. Большая работа была сделана в исследовании восточных и северных районов страны (С. Челюскин, братья Лаптевы) . В следствии этого был издан первый российский атлас. Его автором стал И. К. Кириллов.
Начинает развиваться и историческая мысль. Знаменитые историки того времени: В. Н. Татищев, М. Ю. Ломоносов, И. Н. Болтин, М. М. Щербатов. Сюда же можно отнести и уже упоминавшегося выше Н. М. Карамзина, который трудился ещё и на литературном поприще.

Архитектура

Для зданий, сконструированных в XVIII веке характерны пышность, вычурность, блеск и великолепие. В этом и состоит суть барокко, преобладающего архитектурного стиля того времени. Строятся Каменный и Кузнецкий мосты, Суконный, а также Монетный дворы. По проекту В. В. Растрелли, знаменитого архитектора того времени, были возведены: Андреевская церковь, Зимний дворец, Смольный монастырь, Мариинский дворец.

Вторая половина века - господство классицизма в архитектуре с его симметричностью и строгим соблюдением форм. Примеры классических архитектурных памятников: Мраморный дворец, Академия художеств, Троицкий собор и др.

Живопись и скульптура

XVIII век - время, когда такой вид искусства, как скульптура, приобретает своё значение. Скульптуры украшали гостиные дворян, сады, парки. Знамениты следующие работы того времени: бюст А. В. Суворова, выполненный М. И. Козловским, памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, Медный всадник Э. М. Фальконе.
Ведущим жанром живописи того времени стал портрет, который показывал не только внешность человека, но и его душевные страдания. На этом поприще трудились такие художники, как А. П. Антропьев, Д. Г. Левицкий, И. П. Аргунов.
Таким образом, практически все направления культурной жизни России XVIII века активно развиваются, пытаясь догнать в этом отношении Европу. Однако, практически все изменения и нововведения данного периода касались только одного сословия, дворянства, которое, к тому же, само пытается обособится от остального мира, создавая балы, приёмы, ассамблеи, куда приглашались только представители привилегированного сословия.
Однако важной особенностью данного периода является осознание тяжёлого, порой даже нищенствующего положения крестьянства. Эта тенденция найдёт ещё более яркое отражение в общественной мысли следующего века.

XVIII век - новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями - прежде всего вызреванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. В рассматриваемый период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры; наблюдается значительное расширение культурных контактов со странами Европы. Существенным качеством новой культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были в сфере культуры. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью всех петровских реформ была европеизация русской культуры. Вместе с тем целый ряд культурных нововведений диктовался практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных структур.

Речь идет о реформе системы образования, подготовке большего числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в здании Сухаревой башни открылась Навигацкая школа (математических и навигацких наук). За Навигацкой школой (в 1715 г. преобразована в Морскую академию) появились Артиллерийская (1701) и Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707). При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В петровское время были открыты также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: цифирных - для подготовки местных чиновников; епархиальных - готовящих священнослужителей; гарнизонных - для обучения солдатских детей.

Развитие светского образования вызвало появление новых учебников. Самый знаменитый - "Арифметика, сиречь наука числительная" Леонтия Магницкого, вышедшая в 1703 г. Полстолетия обучались по ней математике российские школяры. В 1708 г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах. В годы правления Петра I было напечатано свыше 600 названий книг. Развитие книгопечатания привело к возникновению организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека, заложившая основу для библиотеки Академии наук. С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости".


Практические потребности государства диктовали необходимость развития науки и техники. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки - гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Были предприняты экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. В 1725 г. Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.И. Чернигова (эта экспедиция состоялась уже после смерти Петра I).

Широкий размах приобрели геологические изыскания. Велись поиски железных руд на Урале и в Сибири, каменного угля, нефтяных месторождений в западных и восточных районах страны. Известны имена русских изобретателей петровской эпохи: А. Нартов, Я. Батищев, Е. Никонов и др. Андрей Константинович Нартов (1693-1756), "личный токарь" Петра I, был выдающимся механиком своего времени. Он усовершенствовал станки монетного дела, улучшил технику сверления пушечных стволов, проектировал устройство для подъема и установки Царь-колокола в Московском Кремле. Из всех его изобретений особенно выделяются токарные станки.

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению доставлять в Кунсткамеру все, что "зело старо и необыкновенно". В Кунсткамере можно было увидеть скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки и многое другое. Основу собрания Кунсткамеры составила анатомическая коллекция, привезенная Петром I из Голландии. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу 1724 г) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра, построенные знаменитым итальянским архитектором Доменино Трезини . Выдвигаются и отечественные зодчие: М.Г. Земцов (здание Двенадцати Коллегий), И.К. Коробов (Адмиралтейство), И.П. Зарудный (Сухарева и Меньшикова башня в Москве).

Начало XVIII века - время постепенного утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи. В отличие от парсун XVII в. портреты начала XVIII столетия окончательно освободились от канона; художники стремятся передать индивидуальные черты, внутренний мир героев. Выдающимися портретистами того времени были Иван Никитич Никитин ( 1690 - 1742), который неоднократно писал портреты Петра I, иАндрей Матвеев (1701-1739).

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций. Поскольку в православной России традиционно не развивалась скульптура, то статуи для дворцово-парковых ансамблей закупали за границей, в основном в Италии.

Первая четверть XVIII века стала временем превращения театра в общедоступное зрелище с воспитательными, а не развлекательными задачами. Первый в стране общедоступный театр был открыт в Москве на Красной Площади в 1702 г. В сооруженной "комедийной хоромине" немецкие актеры разыгрывали пьесы иноземных авторов. Позднее возник театр, где ставились спектакли на современные темы, прославлялись победы российского оружия в Северной войне.

В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге "Юности честное зерцало".

Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.

Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. В законе расписывался детальный распорядок проведения ассамблей. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.

В результате реформ первой четверти XVIII века в культуре России произошли большие изменения. Они коснулись не только науки, системы образования, искусства, но и духовных ценностей и внешнего облика представителей привилегированного сословия. Однако преобразования практически не затронули крестьян и низшие слои города. Более того, петровская "европеизация" положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Многие исследователи говорят о культурном конфликте как следствии петровских реформ. Непонимание, противостояние двух культур - важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII - ХIХ веках.

Фундамент заложенной Петром I светской системы образования и науки продолжал укрепляться при его преемниках, хотя и не с такой интенсивностью. Накопление знаний и растущие потребности государства в квалифицированных специалистах ставили новые более сложные задачи в области образования. В 1731 г. был учрежден Сухопутный шляхетский кадетский корпус - сословное военно-учебное заведение закрытого типа. Корпус готовил не только будущих офицеров российской армии, но и гражданских чиновников; помимо военных дисциплин в программу были включены иностранные языки, география, юриспруденция. В дальнейшем были образованы Морской, Артиллерийский, Инженерный корпуса. Иначе говоря, формируется система сословного дворянского образования (при Петре I дворяне могли обучаться вместе с выходцами из других сословий).

В Петербургской Академии наук существовало два учебных заведения - гимназия и университет. Но скудная материальная база, неудачный подбор преподавателей из иностранцев, не владевших русским языком, самовластие и нечистоплотность в финансовых вопросах И. Шумахера, одного из руководителей Академии наук отрицательно сказывались на качестве преподавания и подготовки учащихся. Борьбу с "шумахерщиной", по выражению Ломоносова, вели многие деятели науки, в том числе и великий русский ученый. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) возглавил в 40-50-х годах XVIII века борьбу за улучшение учебной деятельности Академии наук и за создание первого русского университета в Москве.

Открывшийся в 1755 г. Московский университет имел три факультета: философский, включавший физико-математическое и словесное отделения, медицинский и юридический. Характерно отсутствие в структуре университета богословского факультета, традиционного для европейских учебных заведений такого типа. Таким образом, возникновение светского образования и светских школ в России увенчалось созданием светского высшего учебного заведения.

В Московском университете воплотилась идея Ломоносова о преемственности связи различных ступеней образования: при университете создавались две гимназии, одна - для дворянских детей, другая - для детей из других сословий. Московский университет с самого начала выступал и в роли распространителя научных знаний: в нем проводились общедоступные лекции, устраивались публичные диспуты, издавалась научная и учебная литература.

Попытки реформирования системы образования были предприняты во второй половине XVIII века. Екатерина II, считая себя " просвещенным монархом", задумала создать "новую породу людей". Осуществление этой задачи было поручено И.И. Бецкому . В 1764 г. императрица утвердила разработанное Бецким "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". Основываясь на идеях французских просветителей, Бецкой полагал, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком. Поэтому его проект предусматривал создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к 18-20 годам. Строго соблюдался сословный принцип. Для дворянских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса, "училища для благородных девиц". Для разночинцев - училище при Академии художеств, воспитательные дома во всех губерниях. Об образовании и воспитании крестьянских детей не было сказано ничего.

Задуманное создание "породы новых людей", несомненно, было утопией и поэтому не могло быть реализовано. Однако в соответствии с проектом в России был открыт ряд учебных заведений: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище; преобразованы кадетские корпуса. Открытием общества двухсот благородных девиц в Петербурге (1764) было положено начало женскому образованию в России.

Екатерина II, продолжающая верить в силу воспитания, осуществила еще одну реформу в образовании. В 1782-1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были "народные училища" - главные в губернских городах и малые в уездах. Первые являлись четырехклассной школой, где помимо начальных дисциплин преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания. В конце XVIII века в России насчитывалось 288 народных училищ, в которых обучались 22 тыс. человек.

Таким образом, в XVIII веке был сделан огромный шаг вперед по сравнению с предшествующим периодом - создана система светских учебных заведений. Однако следует констатировать, что большинство народа (прежде всего крестьянство) продолжало оставаться вне стен школ, училищ, университетов.

Для развития русской науки ключевое значение имело открытие в 1725 г. Академии наук. По своему статусу Петербургская Академия наук была близка Парижской и Берлинской академиям, пользовавшимися государственной поддержкой, однако зависимость научного учреждения от государственной власти в России была более тесной, чем на Западе. Петербургская Академия фактически подчинялась Сенату и страдала от бюрократического вмешательства в ее внутренние дела. Так, почти безграничным влиянием в течение 35 лет пользовался советник Канцелярии и библиотекарь Академии И.Д. Шумахер, чинивший немало препятствий в работе М.В. Ломоносову и другим ученым. В то же время Академия на средства, выделяемые из государственного бюджета, была неплохо технически оснащена. В ней имелись Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека.

В Академии наук сосредоточились крупные научные силы: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, астроном Ж. Делиль, физики Г. Рихман и Ф. Эпинус. Долгие годы здесь работал гениальный Леонард Эйлер (1707-1783), который приехал в Россию в 1727 г. Только в изданиях Петербургской Академии он напечатал свыше 460 книг (а всего им было создано 800 книг, учебников, статей). Его научные интересы были широки: техника и теория машин, логика, конструкция оптических линз, расчеты движения небесных светил и многое другое. Но почти 40% его работ посвящено арифметике, алгебре и математическому анализу. Роль Эйлера в истории русской науки велика. Он поддерживал Ломоносова в его борьбе с "неприятелями наук российских". На его трудах воспитывалось не одно поколение русских математиков.

С Академией наук связана деятельность великого ученого-энциклопедиста XVIII века М.В. Ломоносова. Нет, наверное, области тогдашней науки, которой бы не занимался Ломоносов. По словам А.С. Пушкина, "Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".

Ломоносов проводил исследования в различных областях физики. Он изучал жидкое, твердое и газообразное состояния тел; проводил опыты по электричеству и выдвинул ряд гипотез о природе электрического заряда в облаках. Наблюдая в 1761 г. прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов открыл атмосферу на Венере. Ученый экспериментально доказал один из основных законов природы - закон сохранения материи и движения. Он решительно отвергал распространенное тогда мнение о существовании особого вещества - теплорода, ему была ясна кинетическая природа тепла, и он вплотную подошел к понятию абсолютного нуля.