Принцесса Укока. История находки

В XXI веке ученые раскрыли тайну гибели легендарной алтайской принцессы. О достижениях химии, физики и генетики, которые стирают белые пятна истории, рассказывает «Наука 2.0».

Она умерла 2500 лет назад — загадочная 25-летняя девушка с татуировкой оленя на левом плече. Во всем мире ее знают как алтайскую принцессу. Тайна ее жизни и смерти до сих пор будоражит умы ученых. Почему алтайскую мумию похоронили вдали от семейных курганов? Кем действительно могла быть принцесса Укока? И самое главное — что стало причиной ее смерти?

Республика Алтай

Алтайское плато Укок. Небольшое плоскогорье, расположенное на стыке четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая. В железном веке здесь пасли скот воинственные кочевники — пазырыки. Здесь же под насыпными каменными курганами они хоронили своих близких.

В 1993 году раскопки одинокого кургана на Укоке привели к сенсационному открытию. Курган был уже разграблен и вроде бы бесперспективен. Но группа ученых под руководством археолога из Новосибирска Натальи Полосьмак выбрала именно его. Судьба?

Под разграбленной могилой ученые обнаружили еще одно — нетронутое — погребение. Перекрытие из 11 бревен скрывало деревянный саркофаг, домашнюю утварь и останки шести лошадей, похороненных вместе с хозяином. Как и многие народы, пазырыки верили: смерть — это не конец. А в новом, загробном существовании человеку будет необходимо многое из земной жизни.

Новосибирск, Академгородок

Сделанная до н. э. сбруя и сегодня впечатляет изяществом резных линий. Эта красота дошла до нас благодаря редкой естественной консервации. Вскоре после похорон в погребальный сруб проникли подземные воды. Резкое похолодание превратило их в толщи льда. Вода замерзла и не оттаивала 2500 лет. Вечная мерзлота, как холодильник, спасла пазырыкские находки от губительного воздействия времени. Оставался самый важный вопрос: кого с такими почестями похоронили тысячи лет назад в деревянном саркофаге?

Ледяной саван полностью скрывал фигуру похороненного. Когда археологи осторожно растопили лед, то увидели мумифицированные останки. Забальзамированная девушка лежала на боку, в позе спящего человека. На ней были шерстяная юбка, рубашка из китайского шелка, парик и замысловатый головной убор. Перед пазырыкскими богами неизвестная должна была появиться в своем лучшем одеянии.

Древний мастер изобразил на теле девушки причудливые рисунки: смесь реальных и фантастических животных. Ученые уверены, что пазырыки делали татуировки не только для красоты — они использовали их как паспорт или визитную карточку.

На левой руке алтайской мумии археологи насчитали четыре татуировки. Самая крупная — мифический олень с клювом грифона и рогами козерога. У некоторых народов Азии это фантастическое животное символизировало связь с потусторонними мирами. К сожалению, однозначно расшифровать значение этой татуировки сегодня практически невозможно.

Кем же была девушка с Укока? Почему она умерла в таком молодом возрасте? И, наконец, как выглядела эта загадочная женщина?

Москва, Лаборатория антропологической реконструкции им. М. Герасимова

С 50-х годов прошлого века сотрудники лаборатории создают уникальную портретную галерею, которая в буквальном смысле слова олицетворяет прошлое. Лица давно умерших людей воссоздаются по их черепам. Высота скул, разрез глаз, форма носа и даже ушей — по словам ученых, всю эту информацию хранит череп. Ее нужно только правильно считать.

Реконструкция лица — долгий и кропотливый процесс. Слой за слоем ученые накладывают на костяное основание скульптурный пластилин. Его окончательная толщина и форма рассчитываются с помощью программы черепно-лицевого соответствия.

Это лицо антропологи восстановили в 1995 году. Именно так, по их мнению, выглядела девушка из Укока. Реконструкция не оставляет сомнений: перед нами — представитель европеоидной расы. Это же подтвердили и исследования ДНК алтайской мумии.

Мумию Укока изучают уже больше 20 лет. За это время с ней было проведено множество исследований. Например, удалось полностью восстановить пазырыкский обряд бальзамирования.

Ученые поняли, что забальзамированное тело не сразу было предано земле. От момента смерти до погребения прошло как минимум три месяца. Все это время загадочная женщина продолжала играть особую роль в жизни своего племени — ее, например, сажали в какие-то кресла, что видно по следам на теле.

При этом сложный, трудоемкий обряд бальзамирования — признак неординарного статуса умершей. Почему ее удостоили таких почестей?

Археологи категорически отрицают гипотезу об алтайской принцессе. Ее курган намного меньше величественных захоронений пазырыкской знати. Но главное — он расположен вдали от всех родовых могильников. В древних культурах так поступали с женщинами, род деятельности которых предполагал обет безбрачия. По мнению ученых, она была, возможно, целительницей или шаманом. Вдыхала периодически пары меди и ртути (это установили благодаря химическим анализам), что было связано, скорее всего, с какими-то обрядами.

Вредные испарения, безусловно, вредили здоровью женщины. Но они не могли привести к летальному исходу. Так от чего же умерла алтайская шаманка? Ученые предположили: виновата болезнь. Но какая?

Исследованием заболеваний древних людей сегодня занимается специальная наука — палеопатология.

Москва, Институт археологии РАН

В 2010 году завернутую в термостойкий материал мумию отправили на томографическое исследование. Однако получить быстрый результат не удалось. Магнитно-резонансный томограф считывает радиоволны. Источником этих сигналов являются атомы водорода, которые в основном содержатся в жидкостях и мягких тканях. Мумифицированные, обезвоженные останки выдавали слабый сигнал, и снимки получились плохого качества. Улучшить это изображение смогли только специальные компьютерные программы, разработанные через несколько лет после исследования.

Эти обработанные томографические снимки — ключ к решению алтайской головоломки. Новейшие графические программы позволили исследователям заглянуть в прошлое. Их подозрения подтвердились: забальзамированное тело хранило следы тяжелого заболевания.

Ученые пришли к выводу: девушку с Укока убил рак молочной железы. Онкологическое заболевание развивалось минимум три года. Болезнь достигла четвертой — конечной — стадии. Это был окончательный диагноз, установленный через 2500 лет.

Тайна смерти девушки с Укока раскрыта. Споры о ее происхождении и социальном статусе продолжаются. Возможно, в будущем и на этот вопрос наука даст окончательный ответ. А значит, это не конец истории.

На этой неделе в Горно-Алтайске состоялся судебный процесс, где рассматривалось требование захоронить мумию женщины, найденную археологами в древнем захоронении на плато Укок в 1993 году. В прессе ее часто называют «алтайской принцессой» или «принцессой Укока», а среди местных жителей распространилось имя Ак-Кадын «Белая Госпожа».

Находка

«Принцесса Укока» принадлежала к представителям пазырыкской археологической культуры, распространенной в VI-III вв. до н. э. на территории Алтая. Ныне археологические находки, относящиеся к данной культуре, делаются в России, Казахстане и Монголии. Первые исследования курганов пазырыкской культуры предпринял еще в 1860-х годах Василий Радлов, а название она получила после того, как археолог Сергей Руденко в 1929 году обнаружил в урочище Пазырык захоронения с богатым погребальным инвентарем. Ныне эти находки хранятся в Эрмитаже.

Археологической сенсацией стали находки, сделанные в 1990-х годах Натальей Полосьмак и Вячеславом Молодиным на высокогорном плато Укок, в южной части Республики Алтай. Как предполагают ученые, пазырыкцы, занимавшиеся кочевым скотоводством, проводили на этом плато зиму и весну. Прежде, чем покинуть место зимовки, они хоронили умерших за это время соплеменников. Многочисленные погребальные курганы, возникшие на плато, и сохранили свидетельства о древнем населении Алтая.

Вероятно, пазырыкцы были хорошо осведомлены о свойствах вечной мерзлоты и использовали их в своем погребальном обряде. Когда они вырывали могилу, она быстро заполнялась грунтовыми водами, которые, застывая, превращались в «ледяную линзу», где сохранялось тело умершего. Возможно, лед выступал в качестве символа смерти в мифологических представлениях пазырыкцев. При этом пазырыкцы перед захоронением подвергали тела мумификации, удаляя внутренние органы, наполняя тело смесью овечьей и растений, а также высушивая его. Разрезы на теле зашивались конским волосом. Подробное описание находок, сделанных на плато, опубликованы в книге Натальи Полосьмак «Всадники Укока».

Наибольшая известность выпала на долю мумии, извлеченной из ледяной линзы в кургане № 1 могильника Ак-Алаха 3. Следует отметить, что в кургане находились два погребения. Верхнее из них было сделано позже в уже существовавшем кургане и принадлежит, вероятно, к кара-кобинской археологической культуре. Оно подверглось разграблению еще в древности. Грабители, прокопав ход в гробницу, даже пытались вытащить за ноги тело погребенного там мужчины. Сделать это им не удалось, но погребальный инвентарь был украден.

Когда археологи разобрали верхнее погребение, они обнаружили под ним неразрушенное перекрытие из бревен. Под бревнами оказался скелет принесенной в жертву лошади (на черепе сохранилось отверстие, пробитое чеканом). Затем постепенно, пока оттаивал лед, освобождались деревянная погребальная колода и помещенные в захоронение предмета. Процесс занял несколько дней. За это время ученые обнаружили деревянные, глиняные и роговые сосуды, блюда-столики, сделанные из цельного куска дерева. На них обнаружились даже остатки погребальной трапезы: крестец барана и крестец жеребенка с воткнутым деревянным ножом. Наконец, когда растаял лед, заполнивший колоду, археологи увидели похороненную в кургане женщину.

Она лежала на правом боку головой на север. Ноги погребенной были слегка согнуты в коленях, кисти рук сложены на животе. Дно колоды было покрыто подстилкой из темного войлока, а под головой женщины располагалась особая подушечка. Наталья Полосьмак подробно описывает одежду погребенной: «На женщине была желтоватая шелковая рубаха с рукавами, закрывающими кисти рук. Поясной одеждой служила длинная шерстяная юбка, сшитая из трех поперечно расположенных полотнищ (из двух красных и одного белого). Юбка держалась на теле с помощью пришитого к ней толстого, витого из шерстяных ниток длинного красного пояса с кистями. На ноги были надеты длинные, до паха, войлочные чулки с пришитыми поверх следиками-подошвами, выкроенными из красной ткани. По верхнему краю чулки украшала полоса узорчатой войлочной аппликации». Интересной находкой стало и каменное блюдце с семенами кориандра, находившееся в колоде. Семена были обуглены и, видимо, использовались в качестве благовония.

Реконструкция захоронения женщины из первого кургана Ак-Алаха-3

У погребенной женщины имелось бронзовое зеркало в футляре из красного и белого войлока, бусы, бронзовые подвески, серьги из золотой проволоки. На шее было надето украшение в виде подвешенной деревянной пластины, к которой были прикреплены восемь покрытых золотой фольгой фигурок лежащих барсов с крыльями. Высокая прическа имела свои украшения из дерева, обтянутого золотой фольгой, они имелись и на головном уборе, где изображали птиц и оленя. Помимо скелета коня, лежавшего над погребением, в могиле внизу оказались останки еще пяти коней с упряжью.

Посмертная судьба женщины из кургана

Найденная мумия, как и другие находки, сделанные в курганах Ак-Алаха, были перевезены в Новосибирск, в музей Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. За прошедшие годы ученые провели ряд исследований, позволивших узнать много нового о пазырыкцах и в том числе о женщине из первого кургана Ак-Алаха-3. Как показало исследование с применением магнитно-резонанской томографии, она умерла в возрасте около 25 лет от рака груди, а в детстве страдала остеомиелитом. За несколько месяцев до смерти она получила серьезные травмы головы, правого плеча и правого тазобедренного сустава (возможно, упав с лошади). В тот момент она, находясь на последней стадии рака уже с трудом передвигалась, а последние месяцы провела, не вставая с постели. Были описаны имевшиеся на ее теле татуировки.

Татуировки с тела женщины

Также были проведены первые палеогенетические исследования пазырыкских мумий (в ходе одного из них оказалось, что мумия из кургана Ак-Алаха-1, которую изначально сочли женщиной, оказалась юношей. Это не та самая «принцесса Укока», как сочли некоторые журналисты, а женщина (то есть мужчина) из другого погребения).

Одновременно с этим находки с плато Укок получили широкую известность. Они стали одним из самых ярких археологических открытий 1990-х годов, о них много писала пресса. Именно благодаря журналистам женщина из Ак-Алаха-3 стала называться «принцессой Укока» и «алтайской принцессой», хотя ее погребение, не смотря на довольно богатый инвентарь, все-таки не является царским.

Но известность древних находок и особенно погребения из Ак-Алаха-2 привела к неожиданным для археологов последствиям. Среди жителей республики Алтай сложился культ найденной в кургане женщины. Ее начали считать прародительницей алтайского народа, великой шаманкой. Она получила имя «Ак-Кадын» — «Белая госпожа», также ее отождествляли с Очи-Бала – героиней алтайского эпоса. Современные алтайские шаманы стали сообщать, что Ак-Кадын являлась им в видениях. На алтайских национальных праздниках часто можно увидеть девушек, костюмы и прически которых воспроизводят реконструированный учеными облик этой женщины. За прошедшие два с лишним десятилетия почитание Ак-Кадын распространилось среди алтайцев очень широко.

В некоторых случаях религиозные представления, связанные с «принцессой Укока» носят следы влияния современных эзотерических учений (употребления терминов «астрал» и пр.). Вот характерный текст, взятый из социальных сетей: «Так называемая Алтайская принцесса была одной из жриц Матери Мира. Когда ее извлекали из могилы, произошел сейсмический толчок, взявшийся не известно откуда. Ни начала, ни продолжения ему не было. И это могло быть объяснено только тем, что просто открылись врата подземного мира, ибо Ак-Кадын охраняла от проникновения подземного огня в мир земной. Она не давала выходить в земное пространство тварям низшего астрала, питающимся страхом людей и разрушающим гармонию существования. Места курганов выбирались не случайно. Они служили замками, закрывающими врата вредоносных энергий. Даже радон не мог выходить, закрытый древними магическими построениями. Сеть курганов была размещена на местах, наиболее предрасположенных к землетрясениям и ураганам. Разрушение курганов, осквернение алтарей великих храмов древности позволили подземному огню беспрепятственно выходить наружу. Дверь в преисподнюю, которую закрывала Ак-Кадын, до сих пор остается открытой. Негативная энергия, хлынувшая наружу из низших миров, спровоцировала не только природные катаклизмы, землетрясения и цунами, но и человеческие конфликты, катализаторами которых стали тюркские народы.

Разрушение великих магнитов происходит рукою человеческой. Те, кто закладывал священные магниты, не предполагали, что волны яростного атеизма захлестнут мышление людское и что будет явлено полное незнание оккультных законов и махровое заблуждение».

Алтайцы выступают с требованиями вернуть Ак-Кадын на место захоронения, в курган на плато Укок. Нарушением покоя великой шаманки объясняли все неприятности последних лет, случавшиеся на Алтае, например, землетрясения 2003 и 2013 годов. По требованию населения республики Алтай, в 2012 году мумия была перевезена из Новосибирска в Национальный музей в Горно-Алтайске. Но алтайские активисты по-прежнему считают, что тело следует похоронить. Сейчас начался очередной этап спора, когда действие происходит в суде. Истцом выступил Акай Кине – общественный деятель, представитель телесов (теленгитов) – одного из тюркоязычных народов, объединяемых под общим названием «алтайцы». Ответчиками стали министерства культуры России и Республики Алтай, Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и Национальный музей имени Анохина в Горно-Алтайске.

Обычно в спорах между учеными и представителями алтайской общественности по поводу «алтайской принцессы» активнее всего обсуждается тема ее национальной принадлежности. По мнению верующих, Ак-Кадын – праматерь алтайцев. Ученые утверждают, что представители пазырыкской культуры были связаны с индо-иранскими кочевыми народами (в частности, предшественницей пазырыкской культуры считают афанасьевскую археологическую культуру). Также признают, что у пазырыкцев присутствовал в какой-то степени самодийский этнический компонент, что подтверждают исследования митохондриальной ДНК, показавшие общность пазырыцев с селькупами. Этногенез же алтайцев связан с появившимися в регионе позднее древнетюрскими народами: уйгурами, кыпчаками, енисейскими киргизами – жителями существовавших в VI – XIII веках древнетюрских государств. Те верующие алтайцы, которые склонны спорить с учеными на их поле, в ответ указывают, что в этногенезе их народа приняли участие также и дотюрские жители Алтая, в том числе и пазырыкцы ассимилированные позднее тюрками.

Современное распространение методов генетики для установления этнической истории, к сожалению, привело к некоторому возврату к представлению об этносе как сущности, связанно исключительно с кровным родством и генеалогическим происхождением. При этом часто забывается о культурной основе этноса. А культурную преемственность между тюркоязычными алтайцами и пазырыкцами доказать трудно. До обнаружения «принцессы Укока» они не использовали ее характерного костюма и украшений, не удается найти и других весомых параллелей между результатами археологических раскопок и материальной культурой алтайских народов.

Но все это соображения, которые представляют лишь одну сторону вопроса. Религиозные представления сами по себе не нуждаются в научном подтверждении. Они – дело веры. Если община верующих считает какой-то предмет древним и сакральным, а какой-то текст – боговдохновенным, то они такими являются, что бы не говорили археологи или филологи. В гипотетической ситуации, когда представители христианской церкви, признающей почитания мощей, будут требовать передачи им мощей святого, хранящихся в музее, их иск будет иметь шансы на успех вне зависимости от того, подлинные ли это мощи или нет. Суд может прислушаться к их требованиям. Но может признать более убедительными и аргументы ученых. В данном случае так и произошло. Горно-Алтайский городской суд в иске отказал. Но после процесса Акай Кине сказал, что продолжит добиваться захоронения мумии. Так что история на этом явно не окончена.

Другие споры

Споры между учеными и общественностью по поводу археологических находок, как захоронений, так и артефактов, случались неоднократно. Наиболее близким аналогом можно счесть «Красавицу из Крорайны» или «Красавицу из Лоуланя» — мумию возрастом около 3800 лет. Лоулань – занесенный песком оазис в пустыне Такла-Макан на северо-западе Китая, Кроран – его уйгурское название. Где-то до V века или чуть дольше там существовало княжество, памятники которого сейчас изучают археологи. Они среди их находок наиболее известным мумии, относящиеся к периоду XVIII века до н. э. – II века н.э. В литературе они известны как «таримские мумии», и большинство исследователей согласны в том, что они принадлежат носителям ныне исчезнувших тохарских языков.

Красавица из Лоуланя и реконструкция ее внешности

Красавица из Лоуланя – одна из этих мумий. Она хранится в музее Синьцзян-Уйгурского автономного района в городе Урумчи. Среди уйгуров распространилась версия о том, что Красавица из Лоуланя была праматерью уйгурского народа, так что теперь ее реконструированные портреты можно увидеть на уйгурских плакатах. Правда, вроде бы пока не было выступлений с требованиями ее перезахоронить. Китайские власти легко могут счесть подобные требования проявлением уйгурского сепаратизма, к которому относятся строго.

Много споров вокруг захоронений возникает в Америке, где представители коренного населения считают похороненных своими предками, независимо от возраста погребения, полагая, что выставлять останки в музее – проявление неуважения к мертвым. Во многих случаях это оказывается оправданным актом, который помогает хотя бы отчасти исправить последствия многочисленных несправедливостей, сделанных властями и европейскими поселенцами в адрес коренных народов в прошлом. Например, были в США возвращены своим племенам и захоронены по принятым обычаям многочисленные останки индейцев убитых в столкновениях с белыми. Однако к таким случаям исцеления исторической травмы вряд ли можно отнести споры за судьбу останков эпохи палеолита.

В 1990 году в США был принят федеральный закон о защите индейских захоронений и репатриации (Native American Graves Protection and Repatriation Act, NAGPRA). Согласно закону, не только человеческие останки, но и произведения культуры, принадлежавшие индейцам и обнаруженные в ходе раскопок, должны быть потом возвращены соответствующим племенам. Ученым отводится довольно небольшой срок на исследование находок.

С этим законом связано долгое дело о Кенневикском человеке – скелете возрастом более девяти тысяч лет, который был найден в штате Вашингтон в 1996 году. Сразу несколько индейских народов заявили, что являются потомками этого человека и имеют право захоронить его по своему обычаю. В 2004 году суд счел, что ни один из этих народов не может представить весомые доказательства своей родственной связи с Кенневикским человеком.

Реконструкция облика Кенневикского человека

Однако летом 2015 года в Nature было опубликовано палеогенетическое исследование , авторы которого установили, что Кенневикский человек принадлежал Y-хромосомной гаплогруппе Q-M3, которая характерна для коренного населения Северной и Южной Америки (а также для эвенов). Михтохондриальная гаплогруппа X2a тоже показало его родство с индейскими народами. С одной стороны это позволило уточнить представления ученых о заселении Америки (в частности, дало еще один довод против солютрейской гипотезы), с другой – дало представителям современных коренных народов новые основания для борьбы за останки. Видимо, скоро следует ожидать нового процесса, на котором представители племен имеют все шансы победить.

Законы Германии подходят к проблеме возвращения и перезахоронения останков строже. В городе Радебойл, недалеко от Дрездена, есть музей, посвященный творчеству писателя Карла Мая, автора популярных приключенческих романов об индейцах. В музее хранятся 19 индейских скальпов, подаренных актером Патти Франком, долго путешествовавшим по США вместе с участниками шоу Баффало Билла. Известно, что, например, один из скальпов Франк купил в 1904 году в индейском поселке у одного из потомков одного из вождей племени дакота по имени Быстрый Орел. По словам продавца, Быстрый Орел добыл этот скальп на войне с индейцами оджибве. Франк отдал за этот скальп бутылку виски, бутылку абрикосового бренди и сто долларов.

Индейские скальпы в Музее Карла Мая

В 2014 году совет оджибве из Мичигана обратился в музей с просьбой вернуть скальп. Но куратор музея отказал, сообщив, что музейная коллекция представляет собой часть истории, причем правдиво отражает судьбу индейцев. Музей, действуя согласно принятым в Германии законам, согласен вернуть скальп лишь тем, чье непосредственное родство с обладателем скальпа будет подтверждено. То есть в данном случае гаплогруппы, говорящей об индейском происхождении, будет недостаточно, нужно доказательства родства конкретных людей. Однако оджибве и другие организации коренных американцев намерены продолжать борьбу с администрацией музея.

В 2006 году представитель неодруидской религиозной группы Пол Дэвис обратился к администрации Музея Александра Кейллера (Alexander Keiller Museum) в Эйвбери, что в графстве Уилтшир, с требованием перезахоронить хранящиеся в музее человеческие останки неолитического времени.

Скелет трехлетнего ребенка эпохи неолита в Музее Александра Кейллера

Национальный фонд Великобритании, в ведении которого находится музей, в требовании отказал, но позволил современным друидам провести ритуал прямо в музее. Но даже это решение вызвало критику со стороны ученых, которые считали, что вряд ли людям неолита бы понравился ритуал нынешних друидов. В одном из писем, присланных в журнал British Archaeology, говорилось: «Мы крайне мало знаем о религиозных верованиях этих людей, но единственное, что мы знаем, единственное, что нам известно, это то, что они хотели, чтобы их помнили. Их курганы и памятники показывают это. Их семьи давно ушли, взяв всю память с собой, и мы археологи, принося их обратно в мир, оказываемся, пожалуй, ближайшими их родственниками. Мы заботимся о них, проводя нашу жизнь в попытках превратить эти кости обратно в людей … Чем больше мы знаем, тем лучше мы можем помнить их. А перезахоронение останков губит людей и бросает их в небытие. Это в лучшем случае ошибка, а в худшем жестокость».

Каждый курган – это дверь в прошлое, которая может отправить нас в увлекательное путешествие к неизведанному. Но каждая ли дверь должна быть открыта? Вот вопрос не только этический, но и вопрос безопасности, иной раз – безопасности целого края. Как одно археологическое исследование может обернуться катастрофой и где лежит граница между наукой и мистикой? Об этом и многом другом – в нашей статье.

Плато Укок: святилище на пяти горах

Знаменитый природный парк Укок – это, в общем-то, типичный природный парк, который расположен в республике Алтай. Природа здесь действительно требует бережного подхода, потому что сохранить такое земное чудо необходимо. Здесь водится множество видов животных, птиц и растений, занесенных в Красную книгу. Парк разделен на зоны, лишь одна из которых имеет разрешение на допуск туристов, остальные предназначены для хозяйственной и научной деятельности, и то – в пределах разумного. И эта деятельность не прекращается, потому что даже нынешняя живая природа плато изучена не до конца.

Плато Укок дает ученым множество информации о формировании земного рельефа, климатических условий на протяжении тысяч лет, ледниках и многом другом. Словом, здесь есть на что посмотреть, но для народов, живущих здесь много лет назад, это место имело, пожалуй, куда более важное значение. Во-первых, само плато Укок носит название, которое переводится как ”конец всего”, То есть плато фактически было тем ”краем земли”, в который верили ещё до того, как стало общеизвестно, что Земля имеет форму шара.

За плато начинался мир духов, поэтому кричать там или, более того, мусорить и совершать другие антиобщественные поступки было просто немыслимой идеей (но можно было собирать там травы или пасти скот, ловить рыбу – на плато расположены озёра). Здесь жили десятки разных народов, которых вполне устраивали местные условия жизни, а учёные, добравшись сюда, обнаружили массу предметов быта, рассказавшие о том, кто здесь жил и чем занимался, причём благодаря холодному климату эти вещи сохранились почти что безупречно.

Одним из самых ценных объектов, находящихся на Укоке, являются скифские курганы, которые представляют огромный интерес для археологов, историков, антропологов, хотя их изучение сейчас ”заморожено”. Почему?

Курган Алтайской принцессы

Итак, курганов на плато Укок было найдено немало, и каждый из них представляет собой прекрасный объект для изучения, тем более, что захоронения на этих территориях проводились в течение нескольких эпох (как правило, выбирая место для кладбища, люди придерживаются его веками). Получить допуск к ним не так просто, и хотя несколько лет назад истек мораторий на раскопки в этих местах, археологам здесь, мягко говоря, не рады. Причём не рады все, от простых алтайцев до представителей местных властей, которые формально не запрещают проводить раскопки на плато Укок, но и без прямых запретов делают их практически невозможными.


Реконструкция внешности принцессы

Истоки такой неприязни идут из истории, связанной с мумией Алтайской принцессы. Одним из первых раскопанных курганов был курган Ак-Алаха, где покоилась девушка, впоследствии названная Алтайской принцессой. Была она молода (ученые оценили её возраст на момент смерти в 25 лет, а захоронению исполнилось более 25 веков, плюс-минус два), богата, хотя, как настаивают исследователи, и не являлась принцессой в буквальном смысле слова и даже не принадлежала к высшим слоям общества. Ее похоронили в хорошей шелковой и шерстяной одежде, на руках девушки были татуировки, в том числе в виде грифона, сакрального символа этих мест.

Забавно, но ещё Геродот писал о жителях здешних мест, как о ”грифах, стерегущих золото”, что одними переводилось как поэтическая метафора, а вот другие построили на этом легенду, согласно которой скифы в буквальном смысле слова могли обращаться в хищных птиц, атакующих врага.

Вместе с принцессой Укока были захоронены 6 коней, а также многочисленные украшения, что свидетельствовало о высоком достатке семьи погребенной. Ее могила была закована природой в толщу льда, поэтому практически все детали и само тело прекрасно сохранились, благодаря чему удалось восстановить внешность девушки. Сейчас Алтайскую принцессу относят к пызырыкской культуре, хотя многие признаки указывают на ее уникальность и невозможность отнести тело к какой-либо народности со стопроцентной уверенностью.

Нельзя сказать, чтобы именно ученые первыми потревожили ее покой – начатые в 1993 году раскопки показали, что в курган пытались залезть, и, возможно, неоднократно, очень-давно. Хотя принцесса Укока стала не первой мумией, которая была вывезена с плато для дальнейшего изучения, именно ее ”пробуждение” повлекло за собой массу странных историй, которые стали основой для разбирательств на государственном уровне…


Колода, в которой была погребена мумия принцессы Алтая

Последствия раскопок

Итак, учёные были рады находке – такое встречается чуть ли не раз в сто лет: богатое захоронение, не разграбленное мародерами; мумия, которую можно тщательно исследовать и сделать множество анализов, результаты которых обязательно скажут новое слово в науке. Однако, когда об этой находке узнали местные жители, они совсем не обрадовались. Более того, они утверждали, что место захоронения Алтайской принцессы было хорошо известно большинству живущих в этом районе Алтая, но никто и помыслить не смел о том, чтобы попытаться проникнуть в курган. А сама Алтайская принцесса, пусть в буквальном смысле слова принцессой и не являющаяся, была покровительницей этих мест, и ее транспортировка в другое место добра не обещает.


Наскальные рисунки

Итак, мумию извлекает в 1993 году экспедиция Натальи Полосьмак. В этом же году на Алтае происходит сильнейшее землетрясение, которое не приводит к таким жертвам, как, например, японское землетрясение 2012 года, но приводит округу в панику. Люди начинают говорить о том, что это плата за нарушенный покой принцессы, и, более того, это только начало.

Затем в этой же области случился падеж скота – казалось бы, печально, но ничего удивительного, однако и это было отнесено на счет раскопок. С тех пор так и повелось – любую беду считать последствиями извлечения принцессы, которую они называли прародительницей Кыдым. Вернуть ее на родную землю требовали так упорно, что – редкость в нашем государстве – гласу народа все-таки уступили, и условно принцессу Укока вернули, разместив в одном из местных музеев, где специально была создана пристройка с особыми климатическими условиями, которые позволяет мумии сохраниться еще долго.


Табын-Богдо-Ола – священная гора

Но и таким решением довольны не все – местные шаманы утверждают, что принцесса Алтая начала говорить и что она может проснуться по-настоящему, если не вернуть ее в тот же курган. Более того, говорят, что она ”живая женщина, которая спит”, позволяя нам самим додумать, что будет, если она проснется. Но здесь уже протестуют ученые – невозможно обеспечить телу сохранность в прежних условиях, да и остальные курганы со временем будут разрушены, если не принять меры. Однако создается впечатление, что на этом история курганов Укока еще не завершена…


Несмотря на весь мистический флер, который окружает историю Алтайской принцессы, всегда находятся люди, которые считают, что это полная ерунда и берутся на своем примере доказать это, войдя в контакт с каким-нибудь сакральным местом, а есть другие, кто верит в подобные истории и хотел бы что-то выгадать из них для себя. Есть и те, кому вообще все равно, лишь бы можно было шашлычка на красивой полянке зажарить. В любом случае, чрезмерный туристический интерес может серьезно навредить хрупкой системе плато Укок, поэтому, как мы говорили выше, доступ к нему строго ограничен, попасть туда можно только с заранее оговоренной экскурсией.

Некоторые участки плато (например, Золотые парки Алтая, представляющие леса, сохранившие редчайших представителей растительного и животного мира на планете) являются всемирным наследием ЮНЕСКО. Справедливости ради следует отметить, что это место и само способно себя охранять, поскольку пробраться туда не так уж легко – местность вокруг довольно обильно заболочена, нередки камнепады и другие препятствия, ограничивающие приток праздных любопытствующих.

Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская

Как только весть о находке и предстоящем вскрытии ледяной линзы погребальной камеры достигла зарубежных археологов, экспедиция тут же пополнилась специалистами из Цюриха, археологами из Бельгийского королевского музея, аспирантом из Гарварда, студенткой из Японии и конечно корреспондентом National Geographic и находка Мумия Алтайской принцессы стала интернациональной.
Интересная находка
Можно даже не сомневаться, что ученые – это любопытные люди, и их попросту разрывало это чувство. Почти неделя была потрачена для того, чтобы ледяная глыба растаяла. На нее было вылито множество горячей воды. А по окончанию работы ученые обрадовались, обнаружив удивительную находку. Перед взором исследователей вначале предстали останки коней в количестве шести голов, запряженных воедино. На одной из подушек был вышит прыгающий лев. Не поспорить с тем, что эта находка является одной из самых значимых за последнее время.

Если верить мифам Древнего Китая , то там говорится о том, что коней называли «цилинь», что в переводе означало «небесные». Народ считал, что именно они способны совершить обряд вознесения человечества к большим высотам. Далее была оттаяна погребальная камера, состоявшая из лиственных пород древесины. Внутри нее черной войлочной тканью был обшит пол, на котором стояли несколько сосудов, являющиеся обязательным атрибутом церемонии погребения. Около стена находилась большая колода из дерева, на которой располагалась крышка, вбитая гвоздями из бронзы. Заглянув вовнутрь, ученые обнаружили лед. Именно в «гробах» такого типа были похоронены исключительно люди знатного рода.

Вскрытие покажет
После открытия колоды сразу становится понятно, что там располагаются кости молодой девушки. Она была укрыта одеялом из меха, которое было украшено фольгой из драгоценного металла. На теле юной особы была большая рубашка, сшитая целиком из дорогой ткани, а пояс был из кистей малины. Ноги украшали длинные сапоги из войлочной ткани, которые были разрисованы «растительным» узором. Алтайская мумия перед смертью носила на шее деревянную гривну, покрытую, конечно же, золотом. Недалеко от останков было обнаружено зеркало, изготовленное целиком из бронзы, а также различная посуда и драгоценности. Внутри девушки были всевозможные травы, а на голове виднелся парик, состоящий из конских волос.

Конечно, спустя большое количество времени кожи почти не осталось. Но только левая рука дала ученым надежду – на ней обнаружены остатки кожного покрова, немного покрытого татуировками. Как выяснится позже, мумия при жизни была обладательницей нескольких наколок в виде животных.

Можно даже не сомневаться, что такая интересная находка ученых смогла вызвать бурный интерес общественности. Мумия была названа «Алтайской принцессой », хотя исследователи не давали какого-то точного ответа, касающегося принадлежности богатому роду. Скорее всего при жизни девушка была целительницей. Таким особам было необходимым прожить всю жизнь одной, без мужа и детей. Но, как свидетельствуют раскопки, точного ответа на то, кем была девушка при жизни, нет.

Как сообщают местные старожилы, девушка была легендой. Ее звали Кыдын. Она была прародительницей, следовательно, ее тело не рекомендовалось ни в коем случае беспокоить.

Серьезная авария
Пришел приказ – всех ученых-исследователей срочно собрать в Новосибирске . Но, к сожалению, долететь до места назначения им не удалось. Все дело в том, что самолет, где были и исследователи, и мумия, должен был экстренно сесть. Этого сделать не получилось, и он разбился. К сожалению, все члены экипажа погибли, а мумия осталось невредимой.

Теперь уже ученые из Новосибирска продолжили изучать останки девушки. Проведя анализы было выяснено, что раса мумии — европеоидная. Через несколько лет ажиотаж вокруг останков все никак не мог утихнуть. Алтайские старожилы и шаманы всяческими способами пытались доказать, что лучшим решением будет доставка мумии на родину, на Алтай .

Сладкая «загробная» месть
Коренные народы Алтая всегда пытались бороться с археологами, объясняя это тем, что при раскопках может восстать огромное проклятие, способное убить все живое на планете. Якобы людьми был потревожен покой высших сил. Любая культура мира гласит о том, что не нужно раскапывать могилы, так как наказан будет не только тот, кто это делает, но и другой, кто не противостоит действиям.

Конечно же, археологи пытаются с улыбкой относиться к шаманам, так как считают, что никаких проклятий не существует и им ничего не угрожает. История гласит, что были такие ситуации, когда мертвые мстили живым людям. Самый известный публичный случай произошел с кораблем «Титаник ». Именно на нем в его роковой день мумию принцессы Амен-Ра транспортировали в Соединенные Штаты Америки. Что стало с кораблем – знает каждый.

Пролистав исторические документы можно узнать, что известный фараон Египта Тутанхамон убил более двадцати человек после смерти, так как именно они стали нарушать его покой на том свете. Еще один случай – мумия Ледяного человека, которая была найдена в Альпах. Она смогла отправить на тот свет шесть человек, решивших посягнуться на нее.

Конечно, найденные останки принцессы тоже начали мстить человечеству. Известен тот факт, что после того, как была вскрыта могила, на Алтай навалилась целая волна всевозможных происшествий и катастроф.

Одна из самых знаменитых катастроф – землетрясение, состоявшееся в 2003 году. Даже после него происходили какие-то толчки, которые бывали по пять раз в сутки. После этого были сильные дожди, затапливающие улицы и разрушающие дома. После таких катастроф не каждая человеческая психика сможет вытерпеть, следовательно, было много суицидов. Местные старожилы говорили о том, что такие серьезные бедствия именно из-за раскопок исследователей. Властями была предпринята попытка убедить людей, что это не так. Геологи, сейсмологи и другие различные ученые участвовали в телевизионных передачах, пытаясь доказать, что никакого проклятия не существует. Но такие доводы были совершенно неубедительны шаманам Алтая.

Коренные народы чтят свои традиции, поэтому все силы бросили на то, чтобы вернуть мумию обратно. Они до сих пор еще язычники. Ими была составлена петиция, которую подписали более пяти тысяч человек. Главная цель – возвращение правительницы в родные края, ведь именно она охраняла покой всего народа. Все исследователи и ученые считают, что место этой мумии исключительно в музее. Они уверены, что останки древней девушки несут большую ценность для истории.

Принцесса Укока

Специалисты предполагают, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

История находки

Фотография мумии принцессы Укока

Народы, обитавшие в Горном Алтае, были известны уже во второй половине VI века до н. э. о них писал Геродот и назвал их «стерегущие золото грифы» . Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая». Начало изучению «замерзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры.

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

Местоположение

Мумия хранится в Национальном музее имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск) в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

Общественное мнение

Этот факт вызывал недовольство определенной части алтайского народа. С их точки зрения «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы» показанный по ОРТ, характеризуется как далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи .

См. также

Ссылки

  • «Вечерний Новосибирск » об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «Новости Алтайского края » Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «Новости Алтайского края » Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • Телефильм НТВ из серии «Таинственная Россия». «Горный Алтай. Врата в Шамбалу». Эфир состоялся в субботу, 10.09.2011
  • «Новости Алтайского края » Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно - Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Принцесса Укока" в других словарях:

    Долина реки Калг … Википедия

    Десять самых значительных археологических находок в мире - Розеттский камень (Rosetta stone) памятник эпиграфической культуры (196 год до н.э.). Представляет собой камень (гранодиорит) с указом египетского царя Птолемея V, написанным египетскими иероглифами, демотическим письмом (одна из форм египетского … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Археологические раскопки на территории кремля в Угличе … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. мумия (значения). М … Википедия

    Таримские мумии мумифицированные тела европеоидов, сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла Макан близ Лоуланя, Турфана и в некоторых других областях Таримской впадины. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло… … Википедия

    Наталья Викторовна Полосьмак Дата рождения: 12 сентября 1956(1956 09 12) (56 лет) Место рождения: Хабаровск Страна … Википедия

    Таримские мумии мумифицированные тела европеоидов XVIII в. до н. э. II в. н. э., сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла Макан близ Лоуланя, Турфана и в некоторых других областях Таримской впадины, в Синьцзян… … Википедия

    Мумия египетского фараона из музея в Каире Мумия сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой… … Википедия

    Полосьмак, Наталья Викторовна Наталья Викторовна Полосьмак Дата рождения: 12 сентября 1956(1956 09 12) … Википедия