Слепой американский чернокожий певец рэй чарльз. Рэй Чарльз: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать

Ольга Киселева принадлежит к новому поколению российских художников, которые, активно работая в России и за рубежом, участвуя в крупных международных выставках, сумели войти в элиту международного современного искусства.

В последние годы работы Ольги Киселевой были в представлены в Парижском Музее современного искусства , в Музее современного искусства Рейна София в Мадриде, в Центре Помпиду , в Музее современного искусства KIASMA в Хельсинки, в Музее современного искусства МОМА в Лос Аджелесе, в Музее современного Гуггенхайм в Бильбао, в Музее Machida в Токио, в ГЦСИ в Москве, в Русском Музее в Петербурге, а также на многих международных выставках и биеннале.

Ольга Киселева преподает современное искусство в Сорбонне , где он руководит Институтом Науки и Искусства. Главный редактор научного журнала Plastik Art&Science, Ольга Киселева выпустила несколько книг, главные из которых - «CrossWorlds» (2008) и «Cyberart» (1998), вышли на трех языках.

Ссылки

  • CrossWorlds , Ольга Киселева , Элизабет Лейбовичи, Archibooks, Париж, Франция, 2008
  • Ольга Киселева , Виктор Мизиано , Isthme, Париж, Франция, 2007
  • Where are you ? , Onestarpress, Париж, Франция, 2006
  • Ольга Киселева: просвет между Востоком и Западом , Лариса Соловьева, ГЦСИ , Moсква, Россия, 2004
  • Про Полюс , Аркадий Ипполитов , Институт Про Aрте, С.Петербург, Россия, 2002
  • Не тот это город... , Александр Боровский , Государственный Русский Музей , С.Петербург, Россия, 2001
  • Где ты? , Константин Бохоров, Стивен Райт, ГЦСИ , Moсква, Россия, 2001
  • Communication – identification , Лев Манович, DAC, Париж, Франция, 1998
  • Cyberart , Ольга Киселева , l"Harmattan, Париж, Франция, 1998

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ольга Киселева" в других словарях:

    Киселева, Ольга Игоревна Ольга Игоревна Киселёва (р. 1965, Санкт Петербург) современный русский художник, профессор Университета Сорбонна, основатель Международного Института Науки и Искусства. Биография Ольга Киселёва принадлежит к новому… … Википедия

    - (р. 28 сентября 1974, Куйбышев, ныне Самара), российская спортсменка (синхронное плавание (см. СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ)), заслуженный мастер спорта. Окончила факультет журналистики МГУ. Выступала вместе с О. А. Брусникиной (см. БРУСНИКИНА Ольга… … Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Киселёва. Ольга Игоревна Киселёва (р. 1965, Ленинград) современный русский художник, профессор Университета Сорбонна, основатель Международного Института Науки и Искусства.… … Википедия

Киселева Ольга

60 лет, г. Москва, разведена

  • Диагноз: Острый миелобластный лейкоз
  • Цель сбора: Покупка препарата Сорафениб (Нексавар) 11 уп.

Собрано: 1 201 448 руб.*

Необходимо: 1 430 000 руб.


2019

Благодаря вашей помощи мы вместе с Ольгой Александровной продолжаем бороться за ее жизнь. Чтобы жить дальше, Ольга Александровна должна принимать по упаковке Нексавара ежемесячно, отмена препарата может спровоцировать рецидив заболевания и гибель мамы и бабушки.

Каждая упаковка стоит около 130 000 рублей, что, конечно, очень серьезная сумма для Ольги Александровны и ее близких. И без вашей помощи им не справиться!

2018

В 2018 году мы решили продолжить сбор средств на закупку Нексавара для Ольги Александровны Киселевой.

В 2017 год вы собрали 523 тысячи рублей. Спасибо вам огромное за то, что помогаете и не бросаете в беде Ольгу Александровну! За прошедший год Фонд закупил 8 упаковок этого жизненно необходимого препарата.

Расходы Фонда по закупке препарата в 2017 году составили 951 тысячу рублей. Это значительно больше, чем нам удалось собрать для этих целей, но мы не можем бросить Ольгу Александровну в этой сложной жизненной ситуации, поэтому продолжаем оплачивать расходы в том числе и за счет поступлений, которые направляются на уставную деятельность фонда.

2017

В темноте концертного зала Крокус многие зрители думают, наверное, что певец Николай Носков на сцене поет про них.

Я навеки останусь видимо
В этих списках пропавших без вести
На фронтах той войны невидимой
Одаренности с бесполезностью

Эта песня, как цыганское гаданье — подходит примерно всем. Потому она и хит. Примерно все останутся в метафорических списках пропавших без вести на фронтах невидимой войны. Люди в темном зале кивают в такт музыке. Каждый пропадет без вести по-своему. Но одну женщину я знаю. Ее зовут Ольга Киселева. Она не молодая, но красивая и нарядная, потому что серьезно относится к концертам. Часто посещает их в последнее время. Концерты Надежды Бабкиной, концерты Александра Градского и самые любимые концерты — Николая Носкова.

В тех обстоятельствах, в которых оказалась Ольга Александровна, концерты начинаешь ценить. Она второй раз болеет раком крови. Первый раз семь лет назад вылечилась. А теперь — нет. Чтобы вылечить Ольгу Александровну, ей следовало бы сделать трансплантацию костного мозга. Но не нашлось донора. Ни в российском регистре, ни в международных регистрах. Не нашлось и всё. Нету.

Ольга Александровна живет на поддерживающем препарате Нексавар. Пока принимает препарат — живет. Почти обычной жизнью. Почти как здоровый человек, разве что с головокружениями. Перестанет принимать Нексавар — перестанет жить. Препарат стоит 150 тысяч рублей в месяц. Государство не оплачивает его. Обязательная медицинская страховка не покрывает. Несколько месяцев Ольга Александровна и ее взрослые дети покупали препарат за свой счет. Но больше не на что. Кончится месяц и кончится Нексавар.

Эти несколько месяцев на Нексаваре были жизнью. Ольга Александровна занималась хозяйством. Правда обнаружила, что помыть окна уже не может — слишком кружится голова, если только встать на табуретку. Гуляла с девятилетним внуком, правда обнаружила, что гулять еще может, а кататься на велосипеде уже не может — слишком голова кружится, побочный эффект Нексавара.

Иногда звонил сын: «Мама, покупать тебе билеты на концерт Носкова в Крокусе?» И Ольга Александровна с радостью соглашалась, потому что сходить на концерт Носкова — это жизнь. Она сидит в темном зале и кивает головой в такт музыке, а певец на сцене поет:

Я навеки даю обязательство
Что не стану добычей ворона
Есть особое обстоятельство
Я люблю тебя. Это здорово.

Ольге Александровне кажется, что это про нее.

Фонд борьбы с лейкемией собирает деньги Ольге Александровне на Нексавар. Сколько соберет, столько она и поживет еще, погуляет с внуком, позанимается по хозяйству, послушает Николая Носкова.

В 2016 году мы собирали Ольге Александровне на поиск и активацию донора из зарубежного регистра. С вашей помощью нам удалось собрать 942 882,98 рублей. К сожалению, полностью совместимого донора так и не нашли для Ольги Александровны, а делать трансплантацию от частично совместимого неродственного донора было крайне рискованно из-за высокого риска летальных осложнений для пациента. Поэтому поиск решили остановить.

С мая 2016 года Ольге Александровне проводится непрерывная пожизненная поддерживающая терапия препаратом сорафениб (Нексавар). На собранные с вашей помощью средства Фонд закупил 7 упаковок жизненно необходимого препарата на сумму 854 000,00 рублей.

Сейчас мы вновь открываем сбор средств для Ольги Киселевой чтобы она смогла продолжить поддерживающее лечение препаратом Нексавар. На 2017 год ей необходимо 11 упаковок.

2016

Ольге Киселевой 58 лет. У нее миелобластный лейкоз, такой, что не лечится без трансплантации костного мозга. А поиск донора в европейском регистре стоит полтора миллиона по теперешнему курсу евро. И ее случай — самый трудный для благотворительных сборов. Потому что помогают детям и одиноким старикам. А почти шестидесятилетней женщине кто поможет? И я даже не очень верю в успех этого текста, в то, что кто-то откликнется. Я просто хочу рассказать вам историю про то что, бывает, снаряд дважды падает в одну и ту же воронку.

Это ведь довольно обычное дело — когда у немолодой женщины рак. Так ведь часто бывает, и так будет с каждым из нас, кто не успеет раньше умереть от чего-нибудь другого. Молоденькая доктор делает серьезное лицо, смотрит в бумажки и говорит — лейкоз. Тридцатилетняя дочь, живущая с матерью и воспитывающая внука, всплескивает руками и старается сдержать слезы. Внук чует, что с бабушкой что-то неладное, но ему ничего не объясняют, а ведут в спортивную секцию, как ни в чем не бывало, и он только видит, что у мамы глаза на мокром месте, а бабушка собирает вещи. И может быть, он спрашивает:

— А долго бабушка будет в больнице?

И еще дочь звонит сыну, то есть брату своему, который едет в это время в Сапсане из Петербурга в Москву и говорит:

— У мамы рак.

А поезд едет быстро, и связь все время пропадает, и тридцатишестилетний мужчина не может расслышать подробностей. Он понимает только, что у мамы рак, и это обстоятельство на несколько последующих лет радикально изменит его жизнь. Во-первых, мама перестает вдруг быть старушкой, по номеру которой надо каждый вечер из сыновней почтительности сделать телефонный звонок, и к которой надо раз в месяц привезти внуков на выходные. Становится вдруг тем, чем была тридцать лет назад — человеком, которого каждую секунду теряешь и страшно потерять. А во-вторых, все твои планы отменяются. Ты не поедешь с семьей в отпуск, который вы с женою так тщательно планировали. Потому что маме на лекарства и нельзя оставить маму так надолго. Ты не получишь повышения на работе, на которое рассчитывал, потому что не сможешь ничего делать сверхурочно и нравиться шефу и даже в рабочее время шеф будет то и дело заставать тебя разговаривающим по служебному телефону про какой-нибудь Гливек или в служебном компьютере ты будешь искать для мамы ночную сиделку. И вообще у тебя в следующие несколько лет не будет деловитого и оптимистичного выражения на лице.

И у самой пациентки (у Ольги нашей) тоже жизнь меняется до неузнаваемости. Никаких больше бабушкиных забот типа отвести внука в садик или спечь на праздник пирог. А везут на каталке, делают пункции, устанавливают катетер в подключичную вену, слабость, тошнота, еле-еле волочешь ноги по больничному коридору и катишь рядом с собой стойку с капельницей. И это не неделю полежать в больнице, а полгода. И потом еще год амбулаторно. И еще год пункций. И поддерживающие лекарства…

И за три года, пока мама лечится от рака, семья выпотрошена. Потрачены все сбережения. У всех, у кого можно было попросить помощи — уже попросили. Израсходованы все душевные силы. Но слава богу ремиссия. Поживет еще мама. Не помрет в пятьдесят пять лет. Повозится с внуками. Попечет пироги…

Так вот, Ольга Киселева в пятьдесят пять лет вылечилась от лейкоза. Потом была короткая передышка для всей ее семьи, а в пятьдесят восемь лет она заболела другим лейокозом. Она говорит мне:

— Знаете, самое ужасное ощущение, что все это дежавю какое-то. Что все это уже со мной было.

Молоденькая доктор делала серьезное лицо. Дочка всплескивала руками. Дочка звонила сыну в то время как тот ехал Сапсаном из Петербурга в Москву. Брали пункцию. Ставили катетер в подключичную вену. Стойку капельницы катала уже с собой даже в уборную…

Я расспрашивал доктора подробно. Этот второй Ольгин лейкоз ни в коем случае не является продолжением первого. Тот был промиелоцитарный, а этот миелобластный. Этот второй — не рецидив первого. Современная наука не видит между двумя Ольгиными лейкозами никакой связи. Это две разные болезни, случившиеся с нею с перерывом в пять лет.

Ту первую они победили. К началу второй семья вымотана и морально, и материально. Но никуда не денешься — надо все с начала.

* Для уменьшения нагрузки на сервер данные по поступившим средствам обновляются один раз в сутки.
** Если средств на конретного больного собирается больше, чем требуется, мы направляем их на лечение другого нуждающегося.

Рэй Чарльз (полное настоящее имя Рэймонд Чарльз Робинсон) – это выдающийся музыкант, ставший настоящей легендой для всех ценителей блюза, джаза и музыки в стиле соул. Его композиции пленят и завораживают, его потрясающий голос невозможно забыть.

Именно поэтому наш сегодняшний герой уже много лет подряд остается эталоном для многих-многих музыкантов нашей планеты, а также звездой номер один для всех ценителей качественной музыки.

Ранние годы, детство и семья Рэя Чарльза

Рэй Чарльз появился на свет 23 сентября 1930 года в городе Олбани, расположенном в центральной части штата Джорджия. Его семья была очень бедна, а потому с самых ранних лет великий музыкант привык к безденежью и постоянным лишениям. Отец Рэя – Бэйли Робинсон – оставил семью, бросив своих двоих сыновей на попечение их матери и бабушки. После этого незадачливый отец практически не принимал участия в жизни своих детей, появляясь в их доме от силы раз в год.

В пять лет в жизни маленького Рэя Чарльза случилось еще одно тяжелое потрясение. Во время купания в лохани утонул его младший брат Джордж. Ребенок умирал прямо на глазах будущего музыканта. Пятилетний Рэй пытался помочь брату, однако вытянуть его из глубокой кадки так и не сумел.

Данное событие настолько потрясло нашего сегодняшнего героя, что уже совсем скоро он начал испытывать проблемы со зрением. К семи годам Рэй Чарльз полностью ослеп. Впоследствии версия о психологическом характере слепоты музыканта была самой популярной среди всех его поклонников.

Однако много лет спустя американские врачи, проводившие обследование музыканта, выдвинули версию о том, что потеря зрения случилась в результате глаукомы.

Возвращаясь к теме детства выдающегося мастера, отметим, что на этом потрясения в жизни музыканта отнюдь не закончились. Уже в 1945-м году певец потерял мать, оставшись, таким образом, на попечении престарелой бабушки.

Возможно, именно череда жизненных ударов заложила основы знаменитого музыкального стиля Рэя Чарльза. Ведь в его музыке всегда было много тоски и совсем мало радости…

Музыкальная карьера певца Рэя Чарльза

Проявлять интерес к музыкальным занятиям наш сегодняшний герой начал еще в раннем возрасте. Во время обучения в специализированной школе в городе Сент-Огустин талантливый парень не только быстро освоил азбуку Брайля, но и научился прекрасно играть на тромбоне, саксофоне, пианино, органе и некоторых других инструментах.

Рэй Чарльз. Одна из самых популярных песен.

Именно с этого момента началось его страстное увлечение музыкой. Ведь ничего другого в его жизни, по сути, и не было.

В семнадцать лет наш сегодняшний герой переехал в большой и оживленный Сиэтл, который в те времена считался американской столицей инструментальной музыки. Здесь такие направления как соул, блюз и джаз были особенно популярны. А потому Рэй Чарльз выбрал для продолжения своей музыкальной карьеры именно штат Вашингтон.

В Сиэтле наш сегодняшний герой основал свой первый музыкальный ансамбль и уже вскоре он стал довольно-таки популярен на севере США. Известный исполнитель Лоуэлл Фулсон предложил ему поработать вместе. Впоследствии с предложениями о долгосрочном сотрудничестве на Рэя Чарльза стали выходить также представители известных звукозаписывающих компаний.

Таким образом, в 1949-м году наш сегодняшний герой записал свой первый полномасштабный хит «Confession Blues», который очень скоро стал звучать даже на федеральных радиостанциях Америки. С этого момента Рэй Чарльз стал часто гастролировать по различным городам США, давая небольшие концерты и записывая выступления для центрального телевидения.

Рэй Чарльз - Confession Blues

В 1953-м году талантливый чернокожий певец записал синглы «It Should Have Been Me» и «Mess around», которые три года спустя легли в основу его первого сольного альбома – «The Great Ray Charles».

На протяжении всей своей карьеры наш сегодняшний герой выпустил более ста (!) альбомов, а также официальных записей концертных выступлений. География его гастрольных туров протянулась от США до Японии и от Германии до России. Многие из его композиций – такие как «Hit The Road Jack», «You Are My Sunshine», «Unchain My Heart» - стали бессмертными хитами. Именно поэтому влияние Рэя Чарльза на мировую музыку очень сложно переоценить. Как отмечают признанные деятели сцены, именно музыка Рэя Чарльза заложила основы таких направлений как современный джаз, блюз и даже рок и R&B.

Среди наград Рэя Чарльза – есть своя собственная звезда на Алее Славы, а также 17 премий Грэмми, Орден искусств и литературы, награда National Medal of Arts и некоторые другие награды. В настоящее время имя великого музыканта значится одновременно в Зале Славы Рок-н-Ролла и в Зале Славы Джаза. Именем Рэя Чарльза названо несколько улиц в США и даже целое почтовое отделение.

Последние годы жизни Рэя Чарльза

В последние годы своей жизни артист сильно болел. В 2002-м году у него начали проявляться симптомы характерные для рака печени. В какой-то момент великий музыкант потерял возможность ходить. Говорить ему удавалось с огромным трудом. Однако, даже несмотря на это, до последних дней своей жизни Рэя Чарльз регулярно работал в студии, записывая новые мелодии и исполняя клавишные партии для свежих композиций.


Десятого июня 2004-го года выдающийся мастер музыки умер в своем доме в городе Беверли-Хиллс. Спустя два месяца после его кончины в США был официально выпущен его последний альбом «Genius Loves Company». На прощальном концерте песни музыканта исполняли Би Би Кинг, Элтон Джон, Ван Моррисон и многие другие выдающиеся музыканты, считавшие себя друзьями и последователями Рэя Чарльза.

Личная жизнь Рэя Чарльза

Несмотря на то, что музыкант был женат всего два раза, в его жизни было множество любовниц. Так, доподлинно известно, что матерями его двенадцати детей (!) являются девять (!) разных женщин. Незадолго до смерти наш сегодняшний герой дал каждому из них по одному миллиону долларов в качестве последнего подарка.

Последние годы своей жизни музыкант провел с женщиной по имени Норма Пинелла

23 сентября 1930 года родился Рэй Чарльз (Ray Charles Robinson) – американский певец, музыкант, композитор, один из известнейших в мире исполнителей музыки соул, кантри, джаз и ритм-энд-блюз. Фрэнк Синатра называл его «единственным настоящим гением в шоу­бизнесе», а певец Билли Джоэл заявил: «Это может прозвучать кощунственно, но я считаю, что Рэй Чарльз был важнее, чем . … Кто, черт возьми, когда-либо смешивал вместе столько стилей, да так, чтобы это заработало?!»

На самом деле его звали Рэй Чарльз Робинсон. Сократить имя посоветовал один из продюсеров фирмы Swingtime Records, увидевший в парне восходящую звезду. На то время фамилия «Робинсон» на звездном Олимпе Соединенных Штатов была прочно занята боксером-чемпионом Рэем Робинсоном (Ray «Sugar» Robinson), и, чтобы избежать путаницы, было решено создать сценическое имя «Рэй Чарльз». Впрочем, голос, талант и страсть к музыке, которой был одержим Рэй, вознесли бы его к вершинам славы под любым именем.

В роду Робинсонов музыкантов, а тем более известных не было. Родители Рэя (родился в городе Олбани, штат Джорджия) слыли самыми бедными жителями черной общины крошечного поселка Гринвилль во Флориде, куда семья вскоре переехала. «Мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных… ниже нас – только земля», – вспоминал Чарльз. Мальчишке было 5 лет, когда младший брат Джордж на его глазах начал тонуть в лохани с водой (их мать подрабатывала прачкой). Как ни старался Рэй, спасти брата не смог – тот был для него слишком тяжел. Эта сцена потом преследовала музыканта всю жизнь. Спустя год Рэй вдруг начал терять зрение, а к 7 годам ослеп совершенно. Спасли мальчика мама, которую он боготворил… и музыка. Арета Робинсон была сильной женщиной – не причитала, а действовала: зная, что сын вот­вот ослепнет, научила его самым необходимым для незрячего навыкам, пока Рэй еще видел. И отправила в интернат для глухих и слепых детей. Так что читать слова и ноты он учился одновременно – по системе Брайля. Здесь же парень освоил кучу инструментов – трубу, кларнет, орган, саксофон и пианино. К последнему, правда, Рэй пристрастился гораздо раньше: еще трехлетним мальчуганом он без конца бегал в соседнюю аптеку, хозяин которой играл на пианино, и пытался имитировать буги­вуги.

Забегая вперед, скажу, что причина слепоты Рэя Чарльза так до конца и не была установлена: один из предполагаемых диагнозов – глаукома. Поговаривали, что много лет спустя, в 1980­е гг., став состоятельным человеком, музыкант подавал анонимное объявление о поиске донора, готового пожертвовать ему один глаз. Впрочем, операция так никогда и не состоялась – врачи сочли ее бессмысленным риском. Сам Рэй довольно иронично относился к собственной слепоте: всегда брился перед зеркалом, носил солнцезащитные очки, снимался в кино, водил автомобиль, даже пилотировал аэроплан! А вот автографы не давал никогда – ведь певец не мог видеть, что именно ему подсовывают на подпись (!); да и с журналистами общался крайне неохотно. Когда однажды Рэю задали вопрос, не чувствует ли он себя несчастным из­за слепоты, музыкант удивился: «Почему? Когда ты слеп, то, возможно, теряешь примерно 1/99 того, что дает тебе жизнь. Я знаю, очень важно видеть своих детей или любоваться красотой луны. Ладно, один процент долой. Но ведь из­за этого моя жизнь не остановится, не так ли?» Друзья Рэя утверждали, что никогда не встречали более независимого человека, чем этот слепой музыкант.

С детства читая ноты пальцами и играя на слух, Чарльз настолько натренировал память, что без труда сочинял аранжировки, даже не прикоснувшись к инструменту. Своими учителями в музыке почитал Фредерика Шопена, Яна Сибелиуса, Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Арта Тэйтума и Арти Шоу.

Еще в годы учебы Рэй слыл первым музыкантом школы, где не раз выступал с сольными концертами и в составе группы «The Florida Playboys». К 17 годам, потеряв обоих родителей, парень решил попытать счастья в большом городе: положив в карман накопленные $600, Рэй отправился на другой конец континента – в Сиэтл.

Ray Charles 2 Рэй Чарльз: темнота, обращенная в светСначала вместе с гитаристом Госсади Макги основал группу «MacSon Trio», а спустя некоторое время стал записываться. Его первый хит «Confession Blues» (1949) и популярная песня «Baby, Let Me Hold Your Hand» (1951) были записаны на Swingtime Records. Затем Чарльз заключил контракт с фирмой грамзаписи Atlantic: здесь у него появилось гораздо больше творческой свободы и опытные продюсеры – Ахмед Эртегюн и Джерри Векслер. Именно под их руководством Рэй Чарльз начал движение от талантливого имитатора стилей известных музыкантов до обретения своей творческой индивидуальности. Сингл «Mess Around» (1953 г.), разошедшаяся миллионным тиражом пластинка с композицией «The Things That I Used To Do» (записанная вместе с блюзменом Гитар Слимом) и, наконец, считающийся первой записью в стиле соул и вышедший на первую строку хит­парада сингл «I Got a Woman» (1955 г.) стали вехами на пути будущей легенды музыки XX cтолетия. Работая в эти годы в основном с госпелами, со светскими текстами и блюзовыми балладами, Рэй Чарльз создает новый сплав, электризуя неторопливые меланхоличные ритмы религиозных гимнов энергичными разрядами ритм­энд­блюза. «Черный» рок­н­ролл многим обязан этому музыканту, сумевшему увлечь традиционной африканской музыкой огромную аудиторию белых слушателей.

Говорят, что «What`d I Say» – знаковую песню стиля соул, вобравшего в себя рок, r&b, джаз и кантри, Рэй сочинил во время одного из выступлений: надо было заполнить время, которое он был обязан отыграть по контракту. Трудно сказать, скольких музыкантов, певцов и композиторов «What`d I Say» потом «завела», вызвав к жизни новые произведения. Впоследствии именно это непостижимое чутье и умение Рэя проникнуть в суть любого стиля, невероятная свобода, с которой он смешивал и сплавлял стили и жанры, игнорируя их границы, обусловили его творческое кредо.

Чарльз двигался теперь в новых направлениях: записывал песни с участием крупных симфонических оркестров, известных джазовых музыкантов; обратился к стилю кантри и, записав альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», достиг невороятного по тем временам для чернокожего музыканта – вошел в «оборот» этого типично «белого» стиля музыки. Переход в ABC Records не только вознес Рэя в категорию одного из самых высокооплачиваемых музыкантов мира того времени, но и существенно расширил творческую свободу и возможности. Сюрприз! Вместо того, что удариться в новаторские эксперименты, музыкант принялся записывать песни в стиле поп, близкие к мейнстриму. Биг­бэнды, струнные квартеты, большие хоры на подпевке – новые аранжировки Рэя Чарльза резко отличались от камерных произведений времен Atlantic. Переехав в самый крупный особняк на Беверли­Хиллз, музыкант теперь периодически записывает и так называемые «поп­ и джаз­стандарты»: «Cry», «Over the Rainbow», «Cry me a river», «Makin" Whoopy» и другие. В то же время выходят и его хиты «Unchain My Heart», «You Are My Sunshine». «Hit The Road Jack».

Однако символом периода ABC все же стала другая песня. «Georgia On My Mind» (композиция бродвейского классика Ходжи Кармайкла, изначально посвященная девушке по имени Джорджия) 24 апреля 1979 г. была объявлена гимном штата Джорджия, и Рэй Чарльз исполнил ее в здании законодательного собрания штата. За 19 лет до этого события музыкант отменил свой концерт в штате – в знак протеста против расовой сегрегации (по тогдашним законам чернокожие и белые зрители во время его концерта должны были сидеть отдельно). Многие годы Чарльз выступал против расизма, поддерживал и финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга.

В отличие от стремительно идущей вверх музыкальной карьеры, личная жизнь Рэя была весьма турбулентной. Наркотики он попробовал в 17 лет. С тех пор – вплоть до ареста за хранение героина и марихуаны в 1965 г. в Бостоне – музыкант носил «эту мартышку на моей спине» (так он называл свою зависимость от зелья). Рэй прошел курс лечения в лос­анджелесской клинике – и это спасло его от реального срока в тюрьме, который заменили на год условно. К наркотикам он больше никогда не вернулся, заменив их «Коктейлем Рэя Чарльза» – крепким кофе с сахаром и джином. «Иногда я чувствовал себя ужасно, но как только выходил на сцену и группа начинала играть, не знаю почему, но это было как аспирин – тебе больно, ты его принимаешь и больше не чувствуешь боли», – вспоминал Рэй.

С женщинами отношения также были непростыми. Два официальных брака и 12 детей от 9 женщин – короткая, но емкая статистика. Кстати, каждому из своих детей музыкант завещал 1 млн. долларов.

«Фрэнк Синатра, а до него Бинг Кросби были мастерами слова. Рэй Чарльз же – мастер звуков». А легенда рок­н­ролла Билли Джоэл называет Чарльза «обладателем самого уникального голоса в поп­музыке... Он взял визг, крик, рычание, стоны и сделал из них музыку».

Проекты, концерты, выступления по всему миру, запись новых альбомов – Рэй продолжал работу до самой смерти, наступившей от рака печени в 2004 году. Тысячи поклонников прощались с музыкантом в церкви, под сводами которой звучала «Over the Rainbow» – песня, выбранная самим Рэем Чарльзом.

А спустя два месяца вышел его последний альбом – «Genius Loves Company», в который вошли песни, исполняемые совместно с многими выдающимися музыкантами. В 2005­м – еще один альбом – «Genius&Friends», в 2006­м – «Ray Sings, Basie Swings» и т. д. Рэй Чарльз – «пионер, который смел барьеры между светскими и духовными стилями, между белой и черной поп­музыкой»; певец, награжденный 17 премиями «Грэмми» и официальным званием «Сокровище Лос­Анджелеса»; музыкант, чья звезда установлена на голливудском бульваре Славы, а бронзовые бюсты – во всех залах Славы (рок­н­ролльном, джазовом, блюзовом и кантри), продолжает главное дело своей жизни – правда, из иных миров.

Его музыка касалась каждого. Американский дирижер и трубач Квинси Джонс назвал ее «болью, преображенной в радость, темнотой, обращенной в свет». Сам Рэй Чарльз сказал просто:

«Музыка была на свете очень давно и будет после меня. Я просто старался оставить свой след, сделать в музыке что­то хорошее».


Stevie Wonder входит в число самых известных вокалистов в мире, он стоял у истоков современного ритм-н-блюза и соула. Стиви Уандера регулярно называют гением, потому что при вокальном диапазоне в четыре октавы и очень сложной вокальной технике он еще и виртуозно играет на рояле, любых синтезаторах, ударной установке, кларнете и губной гармонике. Уандер 25 раз получил «Грэмми», а также попал в «Зал славы композиторов» и «Зал славы рок-н-ролла».

Стиви Уандер родился в 1950 году в небольшом городе Сагино (штат Мичиган) в бедной многодетной семье, родители развелись, когда мальчику было 4 года, и мать забрала его с другими детьми в Детройт. Стиви потерял зрение еще в младенчестве, к этому привела ретинопатия – заболевание, часто наблюдающееся у недоношенных детей. Слепой мальчик практически все время проводил дома – мать боялась, что его будут обижать другие дети. Она учила Стиви читать и приносила ему разные музыкальные инструменты, а также водила петь в церковный хор. Уандер очень любил слушать Ray Charles, который тоже потерял зрение в раннем детстве.

В 11 лет Стиви Уандера привели на прослушивание к руководителю звукозаписывающей компании Motown, которого поразила незаурядная музыкальность мальчика. Результатом этой встречи стал первый контракт певца, за которым в 1962 году последовала запись двух альбомов, впрочем, не имевших особого успеха.

В 13 лет у Стиви вышел первый настоящий хит под названием «Fingertips (Pt. 2)», в котором мальчик не только пел, но и играл на губной гармонике и бонгах. Песня попала на первую строчку ритм-н-блюз- и поп-чартов США, а имя Стиви Уандера стало закрепляться в головах слушателей. Вскоре проявляется и композиторский талант – он начинает писать песни для других музыкантов с лейбла Motown, в том числе, хит «Tears of a Clown» для группы The Miracles.

Беседа с Мартином Лютером Кингом стала тем событием, которое полностью изменило судьбу Стиви Уандера – он начал интересоваться политикой и перестал довольствоваться ролью хорошо продающегося музыканта в руках руководства лейбла. На следующее утро после вечеринки в честь совершеннолетия Уандера на столе главы Motown оказалось письмо с сообщением о расторжении всех контрактов. 21-летний исполнитель покинул компанию с 1 миллионом долларов в рамках старого договора, в то время как Motown заработали на нем не менее 30 миллионов долларов.

В Motown быстро поняли, что потеряли свою главную звезду, и в 1972 году со Стиви Уандером был заключен новый контракт – уже на его условиях, теперь исполнитель сам руководил творческим процессом и получал права на все песни. В том же году певец выпускает альбом «Music Of My Mind», который стал концептуальным для соул-музыки и открыл «классический период» в творчестве Уандера.

В 1973 году вышел альбом «Innervisions», художественный уровень которого был просто феноменальным, причем популярность пластинки росла с каждым годом – в 2003 году она оказалась на 23 месте в составленном журналом «Rolling Stone» списке «500 величайших альбомов всех времен». Уандер не только написал и спел все песни для «Innervisions», но и отыграл на большинстве музыкальных инструментов.

В конце 1970-х годов популярность Стиви Уандера начала падать, он продолжал много работать, но альбомы становились заметно слабее. В 1987 году исполнитель прекратил концертную деятельность и начал экспериментировать с созданием саундтреков. В 1995 году рэпер Coolio сделал знаменитый кавер на песню Уандера «Pastime Paradise», что дало певцу сил для нового творческого рывка. После серии синглов он выпустил в 2005 году альбом «A Time to Love», а в 2007 году после 20-летнего перерыва провел успешное турне. В 2010 году на фестивале «Гластонбери» в Англии его пришли послушать 140 000 человек.

После 2005 года новых альбомов у Стиви Уандера не выходило, хотя он продолжает активно участвовать в музыкальных фестивалях и заниматься благотворительной и миротворческой деятельностью.