Киллер ореховской группировки женился на бывшем следователе. Смотреть что такое "роль" в других словарях

Андрей Тушев работает в Волгоградском молодёжном театре с 2010 года. За это время он проявил себя как разносторонний актёр, профессионал своего дела. Глубокое проникновение в создаваемый образ, искренность и точность подачи материала сделали его любимцем зрителей и принесли признание товарищей по цеху.

В творческом багаже Андрея Тушева — широкий диапазон образов, созданных на сцене Молодёжного театра. Таких, как Гари в спектакле «Gagarin Way», Воин в спектакле «О царе земном и небесном», Коулмен Коннор в спектакле «Тоскливый запад», Сева Полонский в спектакле «Моё загляденье», Назарьев в спектакле «Жизнь в вопросах и восклицаниях», Шустек в спектакле «Прежде чем пропоёт петух», роли в постановках «Песни о главном», «Записки сумасшедшего», «Терроризм», «Крик за сценой».

Особенно ярко проявился талант Андрея Тушева в постановках Волгоградского молодёжного театра последних лет. Его чеховские герои в спектакле «Жизнь в вопросах и восклицаниях» (в этой постановке артист исполняет сразу несколько ролей) трогательны, немного смешны и так знакомы нам своими человеческими слабостями. Им искренне сочувствуешь, сопереживаешь тем нелепостям, которые они сами себе создают. Это те самые чеховские «смешные люди», за образы которых мы так любим творчество Антона Павловича.

Ещё одна роль, ветеринара Шустека в спектакле «Прежде чем пропоёт петух», оказалась знаковой для актера. В великолепном ансамбле из одиннадцати характеров пан Шустек Тушева не затерялся, остался сочным мазком в яркой палитре. Актер не жалеет красок в отрицательных проявлениях своего персонажа. Его Шустек эгоистичен, нервен, зол, горяч, часто несправедлив. Но при этом остается живым человеком со своими чаяниями, срывами и раскаяниями.

Музыкальность и эксцентричные грани своего таланта Тушев проявляет в сказке «Кот в сапогах», где в образах Ганса и Густава прекрасно танцует и поёт, рисуя забавные и так нравящиеся детям типажи. Несомненными удачами явились роли Среднего в абсурдистской пьесе Мрожека «В открытом море» и экспедитора Угарова в спектакле по комедии Вампилова «Провинциальные анекдоты». Столь различные и по стилю, и по характеру персонажи удались актёру с одинаковой точностью. Запомнился зрителям и его Микола из шукшинских «Чудиков», грубоватый, недалекий, но искренний и душевный парень. Особо следует отметить роль Томского в «Пиковой даме». В стильном, инфернальном спектакле, поставленном Адгуром Кове, Тушев, отточено ведет линию повесы, бретёра и прожигателя жизни. В постановке «Кабаре Иллюзия» Андрей проявил недюженные вокальные и пластические способности.

Вместе с Волгоградским молодёжным театром и питерским режиссёром Евгением Зиминым Андрей Тушев открывает знаменитую шекспировскую комедию «Двенадцатая ночь». Нет сомнений, что новая роль, сэра Эндрю Эгьючика, удастся ему с блеском!

Роль

РОЛЬ

1. РОЛЬ , -и; мн. род. -е́й, дат. -ля́м; ж. [франц. rôle]

1. Художественный образ, воплощаемый актёром на сцене, в кинофильме и т.п. Главная р. Эпизодическая р. Распределение ролей. Трагическая, комическая, драматическая р. Играть р. главного героя. Сниматься в комедийных ролях. Женская, мужская р. Дебютировать в роли. Коронная р. (которая удаётся лучше других). Быть на вторых ролях (также: находиться в подчинённом, зависимом положении). Играть, разыгрывать р. кого-л., какую-л. (также: притворяться кем-л., каким-л.). Войти в р. (освоиться с образом или каким-л. положением, манерой поведения). Выдержать р. (не отступить от образа или линии поведения). Выйти из роли (также: отступить от образа, избранной линии поведения). Поменяться ролями с кем-л. (также: оказаться в положении другого). Роли переменились (изменились взаимоотношения людей, соотношение их сил).

2. Совокупность текста одного действующего лица в пьесе. Тетрадь с ролью. Учить р. Списать р. Знать свою р. наизусть.

3. кого. Назначение, функции кого-, чего-л.; род деятельности, проявление себя в качестве кого-л. Взять на себя р. переводчика. Избрать р. арбитра. Отстаивать р. лидера. Сочетать р. руководителя с ролью наставника. Социальные роли индивидуума. Р. науки в развитии животноводства.

4. Мера влияния, значения, степень участия в каком-л. деле, предприятии, событии. Р. Пушкина в формировании русского литературного языка. Сыграть неблаговидную р. в чём-л. Усилить р. государства на международной арене. Ваше признание не играет большой роли.

В ро́ли кого-чего, в зн. предлога. В качестве кого-, чего-л. Выступить в роли просителя. Ролево́й, -а́я, -о́е. (1-3 зн.). Р. текст. Р-ая игра (с распределением ролей между участниками).

2. РОЛЬ , -и; ж. Спец. = Рол (2 зн.). Двести ролей мелованной бумаги.

роль

(франц. rôle), 1) литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощённый актёром в спектакле (фильме). 2) Совокупность текста, произносимого актёром.

РОЛЬ

РОЛЬ (франц. role),
1) литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме).
2) Совокупность текста, произносимого актером.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "роль" в других словарях:

    Роль, роли; мн. роли, ей … Русское словесное ударение

    Толковый словарь Ушакова

    1. РОЛЬ1, роли, мн. и ролей, жен. (франц. rôle, первонач. свиток, список). 1. Персонаж драматического произведения, изображаемый на сцене актером. Играть роль кого нибудь. Главная роль. Маленькая роль. Артист дебютировал в роли Хлестакова.… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? роли, чему? роли, (вижу) что? роль, чем? ролью, о чём? о роли; мн. что? роли, (нет) чего? ролей, чему? ролям, (вижу) что? роли, чем? ролями, о чём? о ролях 1. Ролью называется художественный образ… … Толковый словарь Дмитриева

    роль - (role): Наименование поведенческого набора, связанного с выполнением какой либо работы (ИСО/ТС 17090 1). Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 18308 2008: Информатизация здоровья. Требования к архитектуре электронного учета здоровья 2 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (фр.). 1) часть пьесы, которую должен играть каждый актер. 2) личность изображаемая актером на сцене. 3) действие и назначение человека в свете, обществе или в каком либо деле: он играет в этом деле очень некрасивую роль. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

    См. занятие входить в свою роль, играть выдающуюся роль, играть главную роль, играть первую роль... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. роль амплуа; значение; функция, дело,… … Словарь синонимов

    роль - (в социальной психологии) (от франц. rуle) социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную… … Большая психологическая энциклопедия

    РОЛЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Художественный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актёром. Трагические, комические роли. Р. Гамлета. Играть (исполнять) р. Хлестакова. Играть р. благодетеля. Главная р.… … Толковый словарь Ожегова

    РОЛЬ, роля жен., франц. лицо, личность, представляемая лицедеем, актером, самые речи его, или все, что к сему относится. Он играет роли стариков. Он плохо вытвердил роль. | Вообще, значенье человека в свете, в отношениях к обществу, к делам… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Роль , Эрланд Юсефсон. В 1989 году великий шведский актер Эрланд Юсефсон, герой фильмов Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского, Иштвана Сабо и Лилианы Кавани, играл в бруковской постановке "Вишневого сада" на…

У организмов, размножающихся половым путем, гены родителей перемешиваются в геноме потомства. Это позволяет естественному отбору работать не с целыми геномами, а с отдельными генами, поддерживая удачные варианты и отбраковывая неудачные. Считалось, что у бактерий отбор работает в основном на уровне целых геномов, что намного менее эффективно. Теоретически, горизонтальный обмен генами может отчасти заменить бактериям половое размножение. Однако было неясно, в какой степени это характерно для природных популяций микробов. Изучив две близкородственные популяции морских бактерий, недавно начавших приспосабливаться к разным нишам, американские биологи пришли к выводу, что адаптивная эволюция бактерий идет за счет распространения отдельных генов, а не целых геномов, то есть так же, как у организмов, размножающихся половым путем. Из этого следует, что в ходе адаптации к новым условиям горизонтальный генетический обмен успешно заменяет бактериям половое размножение.

Суть полового процесса, характерного для большинства высших организмов (эукариот), состоит в перемешивании (рекомбинации) генов (точнее, участков ДНК) разных особей. Гены, входящие в состав генома, благодаря регулярной рекомбинации перестают быть намертво связанными друг с другом. Перемешивание генетического материала позволяет естественному отбору работать на уровне отдельных генов, а не целых геномов. Это радикально увеличивает эффективность отбора и способствует быстрой адаптивной (приспособительной) эволюции. Например, если у какой-то особи в одном гене возникла полезная мутация, а в другом - вредная, то благодаря половому процессу первая из этих мутаций получает шанс распространиться в генофонде независимо от второй, а вторая, скорее всего, будет благополучно отбракована отбором независимо от первой (подробнее см. в заметке Опыты на червях доказали, что самцы - вещь полезная , «Элементы», 23.10.2009).

У бесполых организмов, практикующих клональное размножение (например, путем почкования или деления надвое), отбору приходится работать с целыми геномами. При этом судьбы всех полезных и вредных мутаций, возникающих в геноме, оказываются неразрывно связаны друг с другом. Это накладывает серьезные ограничения на адаптивные возможности организмов.

У бактерий нет настоящего полового процесса, как у эукариот, то есть регулярного перемешивания всех участков генома. Однако у них распространен горизонтальный генетический обмен (ГГО; см. Horizontal gene transfer), в ходе которого одни микробы заимствуют фрагменты ДНК у других. Заимствованные гены могут быть либо добавлены к уже имеющимся у бактерии-реципиента, либо (благодаря механизму гомологичной рекомбинации, Homologous recombination) «свой» фрагмент ДНК заменяется похожим «чужим» фрагментом.

Известно, что ГГО играет в эволюции прокариот огромную роль. Однако имеющиеся данные указывают в основном на события, которые можно условно отнести к разряду «макроэволюционных»: это сравнительно редкие случаи удачных переносов между неродственными группами микробов (см. Горизонтальный перенос генов и эволюция). Гораздо легче идентифицировать ген как заимствованный, если он получен от неродственного организма. Такой ген будет сильно отличаться от своих аналогов у ближайших родственников данной бактерии. Случаи горизонтального переноса между близкими штаммами микробов обнаружить труднее. Однако именно такой «близкородственный» ГГО, если он достаточно широко распространен в природе, мог бы отчасти заменить микробам настоящий половой процесс и повысить эффективность их адаптивной эволюции.

До сих пор неясно, играет ли ГГО между близкородственными микробами существенную роль в микроэволюционных изменениях, то есть в рутинной, повседневной адаптации бактерий к меняющимся условиям среды. Преобладает точка зрения, что отбор у бактерий всё-таки в основном клональный, действующий на уровне целых геномов. Именно такая ситуация воспроизводится, например, в долгосрочном эволюционном эксперименте Ричарда Ленски, где в пробирках эволюционируют бактерии, лишенные генов, необходимых для ГГО (см.: В долгосрочном эволюционном эксперименте выявлен отбор на «эволюционную перспективность» , «Элементы», 25.03.2011).

Биологи из Массачусетского технологического института (MIT) попытались прояснить вопрос о микроэволюционной роли ГГО на примере двух популяций морских планктонных бактерий Vibrio cyclitrophicus . Ранее авторы показали, что эти две популяции, обозначаемые буквами L и S, разделились недавно и в настоящее время находятся в процессе адаптации к разным экологическим нишам. Это видно по их приуроченности, соответственно, к крупным (L) и мелким (S) частицам, отфильтрованным из морской воды, и по результатам генетического анализа (см.: Hunt et al., 2008. , PDF, 529 Кб). По-видимому, эти две популяции приспосабливаются к жизни на разных представителях зоо- или фитопланктона.

Авторы решили выяснить, какой из двух процессов преобладает на начальных этапах экологической дифференциации - отбор отдельных генов с удачными мутациями, которые распространяются за счет ГГО, или клональный отбор, поддерживающий или отбраковывающий целые геномы. Различить эти две ситуации можно, сравнив внутри- и межпопуляционный генетический полиморфизм (вариабельность) изучаемых популяций.

Если преобладает отбор на уровне генов, две популяции должны четко отличаться друг от друга по небольшому числу генов - тех, от которых зависят экологические свойства популяций. При этом различающиеся участки генома должны иметь пониженный уровень внутрипопуляционного полиморфизма хотя бы в одной из двух популяций. Ведь на каждый такой участок действовал отбор, который поддерживал какой-то один вариант этого участка, вытесняя из генофонда другие его варианты. Напротив, те участки генома, которые у двух популяций сходны, должны быть более полиморфными, причем наборы генетических вариантов (аллелей) могут быть одинаковыми в двух популяциях (потому что отбор, связанный с приспособлением к новой нише, на них не действовал, и они могли сохранить исходный полиморфизм, накопленный предковой популяцией).

Если же в процессе расхождения популяций преобладал клональный отбор, то и уровень полиморфизма, и генетические различия между популяциями должны быть распределены по геному более равномерно.

Авторы отсеквенировали полные геномы тринадцати бактерий из популяции L и семи особей из популяции S. Анализ прочтенных геномов подтвердил первую версию: в недавней эволюции двух бактериальных популяций явно преобладал отбор на уровне отдельных генов, что было бы невозможно без интенсивного ГГО между близкородственными микробами.

Обнаружено 725 диморфных нуклеотидных позиций, в которых у всех микробов из популяции L всегда стоит какой-то один нуклеотид, а у всех микробов из популяции S - другой. Авторы назвали эти 725 позиций «экоснипами» (ecoSNPs), поскольку именно они, скорее всего, отвечают за приспособление к различающимся условиям жизни. Это видно и по функциям генов, к которым они приурочены. Экоснипы не рассеяны по геному хаотически, а сгруппированы в 11 относительно компактных кластеров. В пределах каждого из этих кластеров хотя бы у одной из двух популяций наблюдается пониженный уровень генетического полиморфизма, что свидетельствует о недавнем действии положительного отбора.

Все прочие снипы (полиморфные нуклеотидные позиции), в числе 28 744 штук, равномерно рассеяны по геному и демонстрируют сходный характер полиморфизма в обеих популяциях. Например, в какой-то позиции нуклеотид Ц может стоять у шести, а нуклеотид Г - у семи бактерий из популяции L, тогда как в популяции S нуклеотид Ц обнаружен у трех бактерий, а Г - у четырех.

Обнаруженная картина распределения нуклеотидных различий полностью соответствует предположению о том, что в ходе приспособления к различающимся условиям отбор в сочетании с ГГО (и гомологичной рекомбинацией) способствовал распространению отдельных участков ДНК с удачными мутациями, а не целых геномов, причем в остальных участках генома сохранялся исходный полиморфизм, имевшийся у предковой популяции.

Что касается гомологичной рекомбинации, то есть замены «своей» версии гена на «чужую» (заимствованную), то этот процесс характерен для так называемой центральной, или базовой (core) части генома, которая очень похожа у всех 20 изученных бактерий. В другой же, «пластичной» (flexible) части генома, в которой наборы генов и их последовательности могут сильно различаться, по-видимому, преобладали вставки чужих генов вдобавок к уже имеющимся (иногда компенсируемые утратой каких-нибудь других участков ДНК).

Еще одним подтверждением интенсивного ГГО между близкородственными микробами является то обстоятельство, что филогенетические (эволюционные) деревья, построенные для 20 изученных бактерий, оказываются разными в зависимости от того, какие фрагменты генома используются для их построения. Анализируя эти деревья, а также используя другие методы сравнительной геномики, авторы обнаружили свидетельства многочисленных недавних переносов генетического материала внутри каждой из двух популяций. В частности, удалось показать быстрое распространение целой хромосомы в популяции S. У Vibrio cyclitrophicus геном состоит из двух хромосом, обозначаемых цифрами I и II. Один из вариантов хромосомы II недавно распространился под действием отбора в популяции S (он обнаружен у 5 из 7 бактерий). Хромосома II распространялась независимо от хромосомы I, а это значит, что бактерии запросто могут обмениваться целыми хромосомами, а не только их фрагментами.

Еще один важный вывод состоит в том, что генетический обмен между популяциями в последнее время происходит редко по сравнению с обменом внутри популяций. В прошлом, когда популяции еще не окончательно разошлись по экологическим нишам, межпопуляционный обмен происходил чаще.

Полученные результаты говорят о необходимости пересмотра некоторых устоявшихся представлений об эволюции прокариот.

Во-первых, исследование показало, что на генетическом уровне микроэволюционные процессы у «бесполых» прокариот и эукариот, размножающихся половым путем, различаются не так уж сильно. В обоих случаях отбор идет в основном на уровне отдельных фрагментов ДНК, а не целых геномов.

Во-вторых, стало ясно, что генетический обмен между близкородственными микробами (представителями одной и той же популяции) идет очень активно, обеспечивая интенсивную рекомбинацию и, фактически, выполняя ту же функцию, что и половой процесс у высших организмов. При этом важную роль играет гомологичная рекомбинация, благодаря которой заимствованные гены не столько добавляются к уже имеющимся, сколько заменяют собой свои «старые версии», присутствующие в геноме реципиента. Кроме того, показана возможность обмена целыми хромосомами, а не только небольшими фрагментами ДНК.

В-третьих, повышенная частота внутрипопуляционного ГГО по сравнению с межпопуляционным говорит о том, что у бактерий, приспосабливающихся к разным экологическим нишам, формируется частичная репродуктивная изоляция - совсем как у высших организмов в процессе симпатрического видообразования. Эта изоляция, по-видимому, основана не только на том, что микробы с разными адаптациями живут в разных местах и поэтому редко встречаются, но и на том, что по мере накопления нуклеотидных различий снижается вероятность гомологичной рекомбинации. По-видимому, прокариот все-таки нельзя считать «единым гиперполиморфным видом» (как предлагали некоторые теоретики, исходившие из предположения, что микробы обмениваются генами с кем попало, независимо от степени родства). У прокариот, как и у высших организмов, могут существовать частично изолированные друг от друга популяционные генофонды. Что же касается многочисленных известных нам случаев ГГО между неродственными группами микробов, то они, возможно, представляют собой лишь вершину айсберга - легко обнаруживаемый и имеющий порой очень важные эволюционные последствия, но все-таки относительно редкий побочный эффект способности микробов регулярно обмениваться генами со своей ближайшей родней.

Пусть есть пользователи информационной системы. Авторизованным пользователям позволено строить свои модели в этой ИС. Неавторизованные могут только смотреть, как другие строят эти модели, но сами не могут этого делать.
Вопрос: сколько ролей в ИС?

Пусть есть две кучи песка, сваленные рядом.
Вопрос: Это одна куча, или по-прежнему две кучи, но теперь сваленные рядом?

Пусть есть должность директора школы №123. Сидоров занимает эту должность после Иванова.
Вопрос: это два разных директора, или один директор?

Сегодня Иванов играет роль княжны Мэри.
Вопрос: завтра, когда он будет играть роль с тем же названием, это будет та же роль, или другая?
Вопрос: Сидоров, который сегодня играет роль с тем же названием, играет ту же роль, или другую?

Есть часовой механизм, исполняющий роль часового привода в часах на городской башне. Пусть он сломался и его заменили на другой часовой механизм.
Вопрос: часовой привод теперь другой, или это тот же часовой привод, но с другим часовым механизмом?

На все эти вопросы (и подобные им) можно ответить одинаково – каждый решает для себя сам, как ему удобно, исходя из контекста. Это, обычно, никого не напрягает, потому что не нужно строить модели. Мне же как аналитику приходиться быть постоянно начеку. Надо понять, как клиент видит предметную область, чтобы корректно построить модель. Сегодня я хочу продемонстрировать вам последовательность рассуждений, которую я при этом делаю.

Объяснение решения

Пусть есть директор школы №123 Сидоров. Вопрос: это та же роль, что и директор школы №123 Иванов? Для начала надо понять, для кого строится информационная система?

Пусть она строится для сбора статистической отчетности по зп директоров школ. Для этой отчетности все директора безликие. Нет никакой разницы Иванов или Сидоров занимают должность, но важно различать директоров разных школ. Понятно, что с этой точки зрения роль директора школы – одна.

Теперь допустим, что ИС строится для анализа эффективности работы различных директоров школ. В такой ИС будет важно будет различать Иванова в качестве директора и Сидорова в качестве директора. С этой точки зрения роли директоров будут разные.

Для того, чтобы понять, как перейти от первого представления ко второму, надо понимать, что такое роль. Об этом я писал подробно в статье Моделирование объектов учета . Напомню тезисно. Роль – это некий 4-х мерный объем пространства-времени, занимаемый в разное время разными людьми, а точнее их темпоральными частями. Это значит, что роль может быть представлена в виде конструкции, состоящей из темпоральных частей людей, каждая из которых характеризуется датой начала и датой завершения своего участия. Сама же роль – не множество этих темпоральных частей, а склейка всех этих частей.

Понятие склейки надо объяснить подробно. Так же как и понятие разделения. Если мы возьмем четыре ножки и столешницу, то, соединив их вместе, получим стол. Глядя на то место, которое занимает стол, мы можем переключать свое внимание, в разное время видя то 4 ножки и столешницу, то стол целиком. Склейка - это такой процесс восприятия, благодаря которому мы можем многое представить как целое. Разделение - это такой процесс восприятия, благодаря которому мы можем целое представить как многое. Наше сознание способно как разделять, так и склеивать. Но не всегда мы осознаем эти процессы.

Представьте себе, что у вас несколько кучек песка. Вы их соединили вместе и получили одну кучу. Точно также происходит склейка темпоральных частей. Вы берете их и склеиваете. Из множества небольших темпоральных частей вы получаете одну темпоральную часть большего размера. Таким образом, для получения роли директора школы №123 нужно склеить темпоральные части: роль директора школы №123, исполняемую Ивановым с ролью директора школы №123, исполняемой Сидоровым.

Если можно соединять кучи песка, то можно одну кучу делить на части. По аналогии можно роль делить на части. Пусть есть роль директора школы, исполняемая Сидоровым. Представим ее в виде множества ролей, каждая из которых – это ежедневное исполнение Сидоровым роли директора с 8-00, когда он приходит на работу, до 17-00, когда он уходит. Можно сказать, что роль директора школы, исполняемая Сидоровым, - это склейка всех ежедневных ролей Сидорова.

Пусть есть множество ежедневных ролей, исполняемых Сидоровым. Как мы видим, эти роли можно склеить и получить одну большую роль. Их можно сложить стопкой и посмотреть, что в них есть общего – создать типовую ежедневную роль. Можно сделать статистический анализ этих ежедневных ролей. При этом важно понимать то, с какими объектами мы работаем, и какие атрибуты при этом используются. Если стоит вопрос о длительности работы Сидорова в роли директора, то речь идет о склейке ежедневных ролей в одну большую роль, и эта длительность является свойством этой роли. Если стоит вопрос о том, когда ОБЫЧНО Сидоров приходит на работу, то речь идет о типовой ежедневной роли Сидорова, и это время является свойством типовой ежедневной роли. Если стоит вопрос о том, во сколько В СРЕДНЕМ Сидоров приходит на работу, то речь идет о множестве ежедневных ролей и это время является свойством множества ежедневных ролей. Поэтому, если мы хотим корректно передать в ИС эти свойства, нам надо создать в ИС все перечисленные мной объекты: ежедневные роли, склеенную большую роль, типовую роль, множество ролей. При этом надо помнить, что множество в ИС - это отдельный объект со своими атрибутами, а не просто куча ролей.

Можно склеить и роли всех директоров всех школ, при этом получить такую огромную роль – директор школы, исполнять которую будут разные люди в одно и то же время в разных местах. Поэтому роль – не обязательно исполняется одним человеком в одно время. Роль может быть исполнена разными людьми одновременно в разных местах. При этом не надо путать эту огромную роль с типовой ролью директора школы! Такая путаница встречается довольно часто. Кроме того, часто за роль выдают типовую роль.

Надеюсь, теперь ответ ясен: сколько угодно. Можно назвать ролью участие пользователя в каждой сессии. Можно склеить все сессии, относящиеся к одной учетной записи, и для этой склейки определить роль, можно склеить все сессии авторизованных пользователей и для этой склейки определить роль. Можно склеить все сессии и для этой склейки определить роль – это будет склейка авторизованных и неавторизованных пользователей. А можно склеить сессии работ в данной программе с сессиями работ в других программах. И т.д. и как угодно. Вопрос целесообразности. Все зависит от целей нашего учета: построенная модель должна удовлетворять целям нашей работы.

Природа ролей и физических объектов

После нашего разговора остается впечатление, что роль – это нечто эфемерное – склейки, порезки. Но по факту роль имеет ту же природу, что любой другой физический объект. То, что мы получаем роль, разрезая пространство-время, или склеивая его, не делает роль чем-то отличным от любого другого физического объекта. Представьте себе мир, в котором люди знают о переселение душ из одного тела в другое. При этом они не просто это знают, у них паспорта заведены на души, а не на тела. Они часто говорят – я в роли Иванова отлично отдохнул, или я в роли Сидорова плохо поработал над своей кармой. И то, что вы видите как объект, они воспринимают как роль.

Физические объекты также можно склеивать и резать, чтобы получать новые объекты. Например, дощечка плюс дощечка получается скамейка. Или стол можно разрезать на столешницу и ножки. Или материю в Солнечной системе можно разделить на газово-пылевое облако, оставшееся после взрыва сверхновой и на планетную систему, которая возникла позже из этого облака.

В итоге вы сможете понять, что все вокруг нас – не более чем результат нашей интерпретации реального и непостижимого мира. А то, что наше сознание различает мир физический как реальность и мир ролей – как воображаемый нами, - не более чем эгоцентризм, подобный антропоцентризму системы Птолемея.

Объяснение того, как появляются объекты в нашем сознании я сделал в статье

Известный радиоведущий и рок-критик из Канады в интервью KazanFirst

Евгений Бычков

Фарид Каримов - Казань

Радиоведущего и рок-критика Евгения Бычкова знают и любят уже несколько поколений русскоязычных меломанов. Его увлекательные и «позитивно заряженные» радиопередачи, посвященные классике рок-н-ролла и блюза, пользуются неизменной популярностью среди слушателей всего мира, в том числе среди тех, в силу возраста не застал золотую эпоху рока 60-70-х годов XX века.

Бычков «заболел» рок-н-роллом еще в 70-х годах, как и большинство людей его поколения, услышав пластинки Beatles. С тех пор музыка остается главным увлечением и смыслом его жизни. В 90-е годы он вел на независимой казахстанской радиостанции «Радио Макс» множество передач, приобщавших слушателей к хорошей музыке. То, насколько профессионально и интересно они были сделаны, вспоминают до сих пор и приводят в пример начинающим ведущим.

С 1997 года Евгений Бычков с семьей проживает в Канаде, где по-прежнему занимается любимым делом: преподает игру на фортепиано в Mississauga School Of Music и ведет ток-шоу на русской радиостанции Торонто RadioPlus и готовит три (!) еженедельные передачи для казахстанской радиостанции «Тенгри FM»: «Битлз Форева!», «Блюз по пятницам» и «Две жизни спустя». К счастью, благодаря интернету, их теперь может послушать любой.

Расписывать достоинства его передач я не буду. В конце концов, лучше один раз услышать… Но, если вы действительно любите качественную зарубежную музыку, то передачи Бычкова это именно то, что вам нужно.

Я думаю, что русский рок, особенно, в 80-х и первой половине 90-х годов, оказал огромное влияние на нашу культуру. Для нас он значил так же много, как и зарубежный рок для английской молодежи в 50-60-х годах. Что касается передач, то в данный момент я не вижу в этом смысла, так как не хочу делать «вторичный продукт». О русском роке и так выходит достаточно много интересных книг, телевизионных и радиопрограмм и т.д., вряд ли я смогу добавить к этому что-то принципиально новое.

Кстати, в свое время благодаря дружбе с музыкальным критиком Артемием Троицким и режиссером Рашидом Нугмановым (именно он снял культовый фильм «Игла» с Виктором Цоем– KazanFirst ), мне удалось познакомиться и пообщаться практически со всеми титанами русского рока: Виктором Цоем, Александром Башлачевым, Константином Кинчевым, Борисом Гребенщиковым, Андреем Макаревичем, Вячеславом Бутусовым, Юрием Шевчуком, Алексеем Романовым, Майком Науменко. Троицкого я вообще считаю своим главным учителем и в жизни, и в профессии. Мы с ним знакомы еще с конца 70-х годов. Артемий невероятно талантливый, яркий и деятельный человек. Дай бог ему здоровья.

Все наши рокеры тогда были на пике творческой формы и, что самое главное, еще не успели «забронзоветь», что делало общение с ними особенно интересным и запоминающимся. Разве что Андрей Макаревич выделялся на общем фоне своей закрытостью и демонстративным дистанцированием от собеседника. Я глубоко сожалею, что так и не смог поговорить с ним по душам… Зато я довольно близко подружился с Борей Гребенщиковым, которого и по сей день считаю одним из талантливейших поэтов и музыкантов своего поколения. Недавно я послушал его новый альбом «Соль», и был просто шокирован мощью и глубиной этой пластинки. Совершенно согласен с Троицким, который написал, что эта лучшая работа БГ за последние 40 лет.

Запомнилось, конечно, общение с Витей Цоем в период его съемок в фильме «Игла». В те времена он и Рашид Нугманов регулярно заходили ко мне в гости в Алма-Ате, и мы вместе смотрели вестерны Серджио Леоне (у меня уже тогда был видеопроигрыватель дома). Его внезапная, нелепая смерть по-прежнему остается для меня крайне болезненной темой. Сколько всего он еще мог бы успеть, если бы не эта дурацкая поездка. Даже говорить об этом тяжело.

Он не предчувствовал свою смерть. Наоборот был полон всевозможных планов и идей. Радовался жизни и своему успеху. Они с Рашидом уже вовсю обдумывали свой следующий совместный фильм. Просто зная наперед, что случилось, теперь легко домысливать и придумывать то, чего не было. Вот с Александром Башлачевым другой случай. Он действительно в последние годы пребывал в глубокой депрессии, и страдал от творческого кризиса (за последние 1,5 года, как известно, не написал ни одной песни). И все равно невозможно осознать, насколько же хреново ему было, если в расцвете лет решился на этот отчаянный шаг (Александр Башлачев выбросился из окна 8-этажного дома в возрасте 28 лет– KazanFirst ). СашБаш был преувеличения абсолютным гением, человеком не от мира сего. Помню я, как был поражен, когда увидел его после выступления в Алма-Ате. Все пальцы были разбиты в кровь, с такой бешенной самоотдачей он играл. Уже потом я узнал, что он так же выкладывался практически на каждом своем концерте. Я счастлив, что мне довелось пообщаться с этим уникальным человеком. Очень жаль, что он ушел из жизни так рано.

­ -Я с удовольствием вспоминаю 70-е годы. Конечно, всякое бывало, но что касается музыки, нам действительно крупно повезло. Вряд ли нынешняя молодежь может представить себе, какой кайф мы испытывали, когда в первый раз слышали новые пластинки Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin…

Когда-то мой приятель остроумно заметил: «мы успели к рок-застолью», и это было действительно так. Конечно, пластинки в те годы было не так-то просто достать, да и стоили они недешево, но радость от их прослушивания ни шла ни в какое сравнение с затраченными нами усилиями и финансами. Для нас музыка была не просто увлечением, мы фактически жили ею. И некоторые, как я, например, так и остались заядлыми меломанами и «шестидесятниками» по духу.

Очень сложный вопрос - почему в наши дни рок-н-ролл практически полностью утратил свое значение, которое имел в 60-70-е. Я думаю, что, во-первых, на Западе постепенно сгладились социальные противоречия, которые служили питательной средой для рок-н-ролла. Во-вторых, с ростом популярности неизбежно произошла и коммерциализация рок-музыки, которая, в конечном счете, привела к существенному снижению ее творческого потенциала, в–третьих, с появлением компьютеров и всевозможных гаджетов у людей появилось больше способов для самореализации и альтернативного самовыражения. Фактически в наши дни интернет играет ту же роль, что и раньше рок-н-ролл. Хотя и не несет в себе, увы, никакого творческого заряда.

Впрочем, куда больше меня занимает вопрос, что все-таки повлияло на такой беспрецедентный, я бы сказал революционный, взлет рок-музыки в 60-е годы, когда одновременно появилось сотни групп и артистов, чьи альбомы до сих пор распродаются огромными тиражами? Ни до, ни после музыка никогда не имела такого значения и не оказывала такого влияния на людей. Может быть, дело в уникальном смещении «черного» и «белого» стилей, может быть в особой атмосфере того времени. Не знаю. Но, то, что в основе культурной революции на Западе во второй половине двадцатого века лежал рок-н-ролл, не подлежит сомнению. Жаль только, что сейчас ситуация изменилась, и на рок концерты теперь ходят в основном далеко не молодые люди. Как тут не вспомнить фразу Джона Леннона: «Я мечтаю дожить до времени, когда каждый пенсионер будет играть на гитаре». Так оно, в общем-то, и случилось. К сожалению.

Почему я переехал в Канаду? Здесь целый комплекс причин, и все они, так или иначе, повлияли на мое решение остаться с семьей в Канаде. Одна из основных причин - желание обеспечить своим детям стабильную и безопасную жизнь, которую в 90-х годах в Казахстане я просто не мог гарантировать. Во-вторых, в те годы, признаюсь честно, я очень устал от окружающего меня вранья и лицемерия, и захотел, наконец, пожить иначе, в полный рост. Впрочем, политику я затрагивать не хотел бы…

В своих передачах я копаю не так уж глубоко. Вот в многосерийном цикле «Девятый Архипелаг», если вы я его слушали, я действительно старался «объять необъятное», и рассказать о героях цикла максимально подробно и оригинально, откапывая по-настоящему редкие и эксклюзивные материалы. Формат «Битлз Форева!», «Блюз по пятницам» и «Две жизни спустя», увы, этого не позволяет (не хочетсяслишком «грузить» слушателя). Однако я доволен и тем, что есть. И не испытываю никакой усталости от своих передач. К тому же радиожурналистикой я занимаюсь давно, с 80-х годов, и достаточно комфортно чувствую себя в этой профессии.

Кстати, некоторые мои передачи, например, «Блюз по пятницам», были созданы еще в 90-х годах, и имели успех в Алма-Ате. Через несколько лет после того, как я окончательно перебрался в Канаду, представители казахстанской радиостанции «Тенгри FM» предложили мне снова войти в «знакомую колею», и я, конечно же, согласился. Здорово, что теперь, благодаря интернету, эти программы могут потенциально услышать все желающие.

Конечно, здорово слушатьвиниловые пластинки. В данном вопросе я не перфекционист. Но чтобы они звучали «по-настоящему» нужна дорогостоящая и высококачественная аппаратура, а также наличие достаточного количества свободного времени. Ни того, ни другого у меня, увы, нет. К тому же, если музыка действительно хорошая, то необходимый эффект она произведет независимо от аппаратуры и аудио-формата. В юности мы слушали любимые альбомы в жутком качестве, на десятки раз перезаписанных пластинках и кассетах, но даже этого не замечали. Музыка брала музыкой, а не чем-то другим. Если песня правильная, то она и на старом кассетном магнитофоне будет звучать замечательно. Хотя, что касается пластинок, мне всегда очень нравилось их оформление, которое порой даже превосходило по своей ценности и художественным достоинствам сам альбом. Поэтому коллекционеров винила я в какой-то степени понимаю.

Рок — н — ролл мертв!

ОТВЕТИТЬ

«а я еще нет!»

Евгения Тишко

ОТВЕТИТЬ

не совсем понял, что хотел сказать Евгений сравнив рок и интернет….

ОТВЕТИТЬ

Хорошее интервью! Интересно было узнать о таком увлечённом музыкой человеке! Спасибо автору!

ОТВЕТИТЬ

Спасибо за знакомство с талантливым человеком! Буду слушать его эфиры с благодарностью!

ОТВЕТИТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


В этом году начнут бороться с заилеванием водоема, будут вывозиться донные отложения, поэтому власти просят местных жителей потерпеть неприятный запах сероводорода. Потом свежий воздух вернётся, обещают они

Ильнур Ярхамов - Казань

404 млн рублей в течение трёх лет будет выделено на восстановление или, по-другому, на экореабилитацию Адмиралтейского пруда (это старое русло реки Казанка). Основные работы пройдут в следующем году, тогда же ожидается поступление львиной доли финансирования - 360 млн из федерального и регионального бюджетов. Об этом накануне сообщил 1-й замминистра экологии РТ Рустем Камалов на круглом столе в Общественной палате РТ.

В 2016 году Главное инвестиционно-строительное управление РТ (ГИСУ) начнёт «частично изымать» донные отложения пруда и расчищать прибрежную территорию. Власти рассчитывают со временем превратить это место в туристический центр.

Несмотря на это, на пруд продолжают пагубно влиять промышленные предприятия.


ГИСУ летом 2015 года разместило на портале госзакупок тендер стоимостью 17 млн рублей на разработку соответствующей концепции очистки Адмиралтейского пруда и оценки его состояния. В документах отмечается, что вода здесь сильно загрязнена , состояние пруда угрожает живым организмам и здоровью человека.

«Воды пруда Адмиралтейский отнесены к 5 классу качества воды - экстремально грязные. Регулярно отмечаются превышения ПДК. Донные наносы, сформированные в прежние годы, когда в пруд сбрасывались неочищенные промышленные, бытовые, хозфекальные воды, депонировали [накапливали и хранили] широкую группу тяжелых металлов и нефтепродуктов в количествах, многократно превышающих фоновое содержание, и проявляют острую и хроническую токсичность», - отмечается в документе

«Из 16 предприятий, в том числе промышленных, у нас на учете только два предприятия, которые отчитываются. Это “Водоканал” и “Казанский вертолетный завод”», - сетовала Ирина Мустакимова , и.о. начальника отдела водных ресурсов РТ Нижне-Волжского бассейного водного управления. Впрочем, на озере отмечают «незначительное снижение» сброса сточных вод.

Как стало известно KazanFirst (полный список предприятий-загрязнителей есть в распоряжении редакции), за два года к 21 июня был составлен 41 протокол об административном правонарушении на Адмиралтейском водоёме. Например, 29 февраля 2014 года городской «Водоканал» сбросил в пруд «хозяйственно-фекальные сточные воды». Также в пруд ливнёвые воды городской канализации сбрасывал МУП «Городское благоустройство».

Камалов заявил KazanFirst, что в ближайшее время будет подготовлен черный список загрязнителей пруда. Он будет придан широкой огласке, чтобы вызвать общественное порицание.

«Проект экореабилитации не учитывает проблемы, связанные с поступлением грунтовых вод с шламовых отвалов Порохового завода (отходы продукта, составляющие пылевые и мелочные части при промывке руды - KazanFirst )», - заявил Ирек Зигантдинов , представитель внештатного помощника президента РТ Наталии Фишман . По его словам, из-за этого вода в пруду сейчас сильно окисляется.

Проблема шламовых грунтовых вод Порохового завода длится уже давно, заявляет член-корреспондент АН РТ и эксперт Общественной палаты Венера Латыпова . По её словам, экспертам до сих пор не удалось найти официального подтверждения, что отвалы принадлежат заводу. «[Представители завода] нам утверждают, что у них никакого шлама нет, но мы же видим в воде сильное окисление», - сетует ученый. Она отмечает, что экспертам закрыт доступ к территориям, где предположительно хранится шлам: «туда не допускают никого».

Так как проект в основном финансируется за счет Федерального агентства водных ресурсов РФ, то для реализации экореабилитации всё должно быть официально и строго подтверждено, говорит Латыпова. Поэтому проблема «неофициального» шламового загрязнения Пороховым заводом выпадает из проекта.

«Пороховой завод существует несколько столетий, еще при царях начался. Там оправдываются, что раньше, при империи, при СССР, было другое юридическое лицо, а сейчас - другое, поэтому документов нет и никто не виноват», - поясняет исполнитель инженерных изысканий на водоёме Олег Никитин .

Проект экореабилитации и функция пруда для города

По словам Латыповой, Адмиралтейский пруд выполняет очень важную гидродинамическую функцию для города. Около 24% накопленной воды - это грунтовые воды. Без пруда эти воды хлынули были на улицы Кировского района, случился бы потоп. Она отмечает, что 3 года назад было подсчитано, что экологический ущерб пруду составляет 1,4 млрд рублей. Но в случае, если пруд не сможет больше в себя принять грунтовые воды, ущерб городу составит уже 80 млрд рублей.

По словам Камалова, сейчас из пруда необходимо убрать донные отложения. Скорость заилевания водоёма одна из самых высоких в Татарстане - 20 см в год. Средняя глубина пруда составляет 0,5 м. Поэтому необходимо будет извлечь около 150 000 тонн ила.

Латыпова сообщила о результатах исследований дна. Оказывается, значительная доля загрязнений была нанесена в первые годы образования пруда. А он был создан в 1957 году, когда было перекрыто основное устье реки Казанка. Тогда предприятия сливали сточные воды без всякой фильтрации. Роспотребнадзор установил, что 40% ила опасно и не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, говорит ученый.

А людям что делать? Бежать из города ра время ваших работ? Итак невозможно жить рядом с прудом из-за его запаха. А тут ещё

ОТВЕТИТЬ

Круто, на рыбалку пойду

ОТВЕТИТЬ

Скорее бы…