В каких фильмах гайдая снимался г вицин. Актёры, наиболее часто снимавшиеся у Гайдая

Вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что Народный артист СССР Георгий Вицин – это актер с большой буквы. Вицина можно назвать актером «без возраста» – он мог в 30 лет сыграть старого деда, а в 50 – задорного юношу. Несмотря на то, что большинству зрителей он знаком своими комедийными ролями – Труса в комедиях Гайдая и Хмыря «Джентльменах удачи», Вицин прекрасно справлялся с драматическими образами.

Детство Георгия Вицина

По официальным данным, которые сегодня можно встретить в некоторых документах, местом рождения Георгия Вицина является Петроград. Однако по другим сведениям, которые теперь принято считать более достоверными, родным городом советского актера является городок Териоки, сегодня носящий название Зеленогорск (Ленинградская область).


Определенные неточности связаны и с датой рождения актера. Так, принято считать, Вицин родился не в 1918, а в 1917-м году. Изменения в официальные метрики были внесены по настоянию его матери, которая пошла на такой шаг, чтобы отправить сына в хорошую оздоровительную лесную школу, в которую мальчик не проходил по возрасту.


Когда Георгию было всего восемь месяцев, его родители переехали в Москву, и вся дальнейшая судьба актера была связана именно с этим городом.

Начало карьеры

Окончив общеобразовательную школу, актер поступил в училище Малого театра, в котором, однако, проучился недолго и был отчислен с забавной формулировкой «за легкомысленное отношение к учебе». Правда, этот жизненный эпизод Георгия не смутил и лишь упрочил в нем желание стать профессиональным актером. На следующий год после отчисления Вицин подал документы в три театральные студии, в каждую из которых его приняли.

«Песня самогонщиков»: Вицин, Моргунов, Никулин

Выбирая из трех вариантов, Георгий отдал предпочтение престижному Московскому театральному училищу им. Е. Вахтангова, однако год спустя по невыясненным обстоятельствам перевелся в студию МХАТ-2.

Здесь актер уже проучился до самого конца. Получив диплом в 1936 году, Георгий Вицин поступил на работу в театр-студию Н.П. Хмелёва (впоследствии его переименовали в театр им. М. Ермоловой).

На подмостках этого театра Вицин в общей сложности проработал тридцать три года, подарив зрителям множество ярких сценических образов, например, в спектаклях «Как вам это понравится» и «Ночь ошибок».

Актерская карьера Георгия Вицина

Первой работой Георгия Вицина в кино стала эпизодическая роль железнодорожника в фильме «Здравствуй, Москва!» (1945). Однако по-настоящему отметиться в кино актер смог несколько позднее. Так, в 1951-м Георгий Вицин удивительно точно перевоплотился в Николая Гоголя в биографической драме Григория Козинцева «Белинский». Его работа оказалась настолько яркой и удачной, что год спустя актер вновь предстал перед зрителями в образе украинского классика в ленте «Композитор Глинка».


С 1954 по 1961 годы актер отметился во многих примечательных картинах. В его творческой биографии появились такие фильмы, как «Максим Перепелица» с Леонидом Быковым, «Двенадцатая ночь» Яна Фрида, «Дон Кихот» Григория Козинцева, а также кинолента «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в которой Вицин снова сыграл Гоголя. Режиссеры часто давали Вицину небольшие, можно даже сказать, проходные роли, но он всегда умел добавить в любой образ свою изюминку. Но, конечно, всесоюзную славу Георгию Михайловичу принесли комедии Леонида Гайдая и созданный актером образ Труса, который Вицин впервые воплотил в киноновелле «Пёс Барбос и необычный кросс». Их трио с Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым После этого Вицин возвращался к этой роли еще три раза. Так, картины «Самогонщики», «Операция „Ы“», «Кавказская пленница» стали подлинным апогеем его карьеры. Эти роли запомнились зрителю, но сложно сказать, что после них карьера Вицина резко пошла на спад.

В его судьбе было еще много замечательных ролей. Наиболее известными и любимыми зрителями стали ленты «Женитьба Бальзаминова», «Джентльмены удачи», «Старая, старая сказка».

За свою жизнь великий советский актер отметился почти в ста картинах. Кроме того, известность и популярность Вицину принесли и многочисленные роли в театре. Помимо всего перечисленного Георгий Михайлович работал также над озвучиванием многих иностранных картин и советских мультфильмов. На данном поприще он также достиг немалых успехов, подарив свой голос бессчетному множеству экранных персонажей.

Многолетняя работа в театре и кино принесла Вицину звание Заслуженного, а затем и Народного артиста РСФСР. В 1990-м Георгий Михайлович был удостоен звания Народного артиста СССР.

К 100-летию Георгия Вицина

Георгий Вицин за кадром

Как отмечают друзья актера, Георгий Вицин всю жизнь был страстно увлечен изобразительным искусством. Он прекрасно рисовал карикатуры, а также добился определенных успехов в живописи, скульптуре и графике.

В начале девяностых Вицин много гастролировал по России, выступая с известными монологами и разыгрывая с другими персонажами легендарной троицы различные отрывки из фильмов Гайдая. Однако столь плотный рабочий график никогда не приносил актеру каких-то ощутимых дивидендов.

Отдав свою просторную квартиру единственной дочери Наташе, Вицин перебрался в обычную «хрущевку», которую покидал достаточно редко. В последние годы жизни Георгий Михайлович жил как отшельник, выходя из дома лишь для того, чтобы немного прогуляться и покормить голубей. Несмотря на скромные условия жизни, от помощи друзей и знакомых он всегда отказывался. Единственным человеком, который всегда находился рядом с постаревшим и больным актером, была его супруга Тамара Фёдоровна.

Смерть Георгия Вицинам и все, что было после

Актера не стало 22 октября 2001-го года. Георгий Вицин умер в одной из московских клиник из-за хронических заболеваний сердца и печени. Могила легендарного комика находится на Ваганьковском кладбище в Москве. После смерти актера в его честь был установлен памятник в одном из парков родного ему Зеленогорска. Скульптура изображает его в роли Михайло Бальзаминова.

Народный артист СССР, актёр Георгий Вицин известен, наверное, каждому российскому кинозрителю. Его самым популярным образом на экране стал Трус из четырёх комедий Леонида Гайдая, начиная с фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» и заканчивая незабываемой «Кавказской пленницей». Кроме этого, Вицин снялся в более чем ста пятидесяти кинопроектах, чаще всего – в комических ролях, не считая озвучивания мультипликационных фильмов и дублирования зарубежных, радиоспектаклей и театральных ролей. Он был великолепным комическим актёром и таким запомнился публике навсегда. Причиной смерти Георгия Вицина стала болезнь сердца.

Он родился в 1917 году, в финском городе Териоки, который теперь стал территорией Санкт-Петербурга. В младенческом возрасте его перевезли с семьёй в Москву, где мать, работавшая билетёром в Колонном зале Дома союзов, часто брала мальчика с собой. С 12 лет Георгий стал играть в школьных спектаклях, чаще — отрицательных героев. В 1933 году он окончил московскую семилетнюю школу №26 и поступил в Театральное училище при Малом театре, но был отчислен «за легкомысленное отношение к учебному процессу». В 1934 году Вицин возобновил учёбу в театральном училище при Театре имени Вахтангова, в 1935 перешёл в Театральную студию МХАТ. Актёрскую деятельность молодой Георгий Вицин начинал с Театра-студии под руководством Хмелёва, затем, с 1936 по 1969 год работал на сцене Московского драматического театра имени Ермоловой.

Кинодебютом актёра, по его признанию, была роль в фильме Юткевича «Здравствуй, Москва!» в 1945 году, а не эпизод в фильме Эзенштейна «Иван Грозный», как считали его биографы. Уже в спортивной комедии «Запасной игрок» 1954 года, в роли Васи Веснушкина, Вицин обратил на себя внимание зрителей, а кроме того, у него были серьёзные роли Гоголя в драмах «Композитор Глинка» и «Белинский». В театре ему пророчили карьеру драматического актёра, а Григорий Козинцев пригласил на пробы для фильма «Гамлет». Всё изменила случайность: съёмки у Леонида Гайдая прошли раньше и Георгия Михайловича взяли на роль Труса. После этого он специализировался только на комических ролях, которые, временами многие находили почти гениальными.

В частной жизни Георгий Вицин был совсем не таким человеком, каких играл на экране. Он никогда не пил и не курил, а был вегетарианцем. Серьёзно занимался йогой и выглядел гораздо моложе своих лет: 17-летнего Веснушкина он сыграл в 37-летнем возрасте, а 25-летнего Бальзаминова – в 45 лет. В 19 лет у него были необыкновенные романтичные отношения с актрисой Диной Тополёвой, 35-летней красавицей, которая бросила мужа-режиссёра ради их любви. Талантливый художник, Вицин однажды создал её скульптурный портрет. Позже, будучи мужем племянницы знаменитого селекционера Мичурина — театрального костюмера Тамары Фёдоровны, Вицин помогал своей бывшей возлюбленной чем мог: ходил за покупками, доставал лекарства.

Вицин резко отрицательно относился к своей известности и говорил: «Если слава подкрадывается, прячься!» Он был бесконфликтным и приятным в общении человеком, но оставался закрытым даже для коллег. И о его болезни сердца в театре узнали только тогда, когда с ним на сцене случился сердечный приступ. К году своей смерти – 2001-му, когда ему исполнилось 84 года, Георгий Михаилович стал жаловаться на печень. Он всегда мало ел и любил орехи, которыми кормил своих домашних попугаев. Актёр расстраивался, когда кто-то предлагал ему помощь: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают».

Он подкармливал бродячих животных в своём дворе и его всегда встречала возле подъезда целая свора собак. Собаки и птицы, которым он тоже регулярно выносил хлебные крошки, сопровождали его гроб до кладбища. После смерти этого замечательного актёра, в народе появились нелепые слухи о том, почему умер Георгий Вицин: говорили, что он умер с голода. Это было неправдой, потому что дочь Георгия Михайловича — Наталья никогда не бросала своего отца. Он сам переехал в старую «хрущёвку» в Староконюшенном переулке, оставив Наталье 3-комнатную квартиру в центре столицы, и жил скромно, старательно избегя чужого внимания и любопытства.

Он похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

2469 Просмотров

Эта любовная история в 1936 году потрясла всю театральную Москву. Молодой актёр Вицин влюбился не в кого-нибудь, а в актрису Дину Тополеву — жену народного артиста СССР Николая Хмелёва , худрука студии, которая позже преобразовалась в Театр им. Ермоловой. Ему было 19 лет, ей — 35, но она ответила ему взаимностью и ушла от мужа. Вместе они прожили почти 20 лет, но официально так и не расписались.

Казалось бы, после такого предательства театральной карьере актёра должен был наступить конец. Однако Хмелёв простил жену и своего ученика Вицина и по-прежнему давал ему новые роли. Кстати, когда актёр уже был женат, а актриса осталась одна и сильно болела, Георгий Михайлович ухаживал за ней. Приносил продукты, покупал лекарства, оплачивал сиделок. Мало того, в то время законная супруга Тамара Фёдоровна во всём поддерживала мужа.

Любовь: аппетитные женщин

Георгий Вицин. Кадр из фильма «Земля Санникова», 1973 год.

«Со своей официальной супругой Вицин тоже встретился в Театре им. Ермоловой, — рассказывает директор Музея трёх актёров Владимир Цукерман . — Тамара Мичурина, племянница знаменитого селекционера, работала там бутафором. По рассказам самой Тамары Фёдоровны, их знакомство состоялось на Пасху. Она пришла в реквизитор-скую, куда народ принёс куличи и пасху. И в кабинет вошёл Вицин с крашеным яйцом в руке. „Девочки, я пришёл похристосоваться“, — сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза... и начали встречаться».

«Как он красиво ухаживал за будущей супругой! — вспоминал сценарист гайдаевских комедий Яков Костюковский . — Тамара была женщиной аппетитной. Вицину всегда нравились такие, он говорил: «Полная женщина привлекательнее тоненькой худышки, напоминающей карандашик».

Привычки: третьим не буду!

Вицин семь раз сыграл Труса. Потом был Хмырь в «Джентльменах удачи», пьяница из комедии «Не может быть». Менялись сценарии, а образ оставался прежним — этакий простачок-выпивоха. Зрители думали, что в жизни он тоже пьяница, к нему всегда приставали забулдыги и предлагали: «Третьим будешь?» Он отвечал: «Нет, я могу быть только четвёртым и такова концепция».

Пока до пьяниц доходили слова актёра, он успевал уйти. Вицин вообще не употреблял спиртного. На съёмках «Кавказской пленницы» из-за этого возникли проблемы. По сценарию Вицину надо было залпом выпить кружку пива, а он наотрез отказался. Предлагает: «Налейте шиповник». Снимают первый дубль, второй... Выпил уже пять кружек, как кто-то заметил: «Не пойдёт! Пены нет!»

Никулин предложил подложить в кружку вату, но Вицин не выдержал: «Да в меня не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!» «Как желаете, — вмешался режиссёр Леонид Гайдай . — А снять ещё один дубль придётся. Причём с настоящим пивом». И трезвеннику Вицину пришлось через силу осушить кружку.

Юрий Никулин и Георгий Вицин. Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 год.

Карьера: потенциал драматического актёра

В паспорте и на могиле Вицина написана дата рождения 23 апреля 1917 года. На самом деле он родился в 1918 году, а лишний год прибавил себе, чтобы побыст-рее поступить в театральный. Официальное место рождения актёра город Петроград (Санкт-Петербург) — тоже выдумка. Он появился на свет в Финляндии в селении Териоки, которое потом отошло к СССР. Но разве народный артист великой страны мог родиться за границей?! Конечно нет! Поэтому биографию подправили.

В фильмографии актёра тоже есть неточности. Первой его ролью в кино называется опричник в картине Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Но Георгий Михайлович говорил, что в глаза не видел Эйзенштейна, а первый раз на экране появился в роли железнодорожника в фильме Сергея Юткевича «Здравствуй, Москва». Это был 1945 год. Позже Григорий Козинцев снял его в роли Гоголя и собирался снимать в «Гамлете». Вообще поначалу Вицину прочили карьеру драматического актёра, но в 1961 году вышла короткометражка Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», и его киносудьба изменилась. Он стал Трусом, а Гамлета сыграл Смоктуновский.

Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Георгий Вицин. Кадр из фильма «Пес Барбос и необычный кросс», 1961 год

Жизнь: сердобольный бессребреник

Георгий Вицин мог иметь всё: машины, дачи, деньги. Но страсти к богатству у него не было. «Он был бессребреником, — говорит Владимир Цукерман . — Старался жить скромно. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом».

В конце жизни Вицин выступал с юмористическими концертами, а на гонорары покупал еду для бродячих собак. Однажды подобрал полуживую бездомную овчарку, выходил и назвал Мальчиком. Пёс любил спать на своём хозяине. Когда Вицину звонили с киностудии, супруга отвечала: «Он не может подойти. На нём спит Мальчик. Бедная собака так настрадалась... Пусть теперь отдохнёт».

Репродукция кадра из кинофильма «Месть». Георгий Вицин в роли Федора Федоровича Дегтярева, Юрий Леонидов (слева) в роли Молодого городового и Никифор Колофидин в роли Старого городового. Режиссер Ирина Поплавская. 1960 год.

Факты

Савелий Краморов, Георгий Вицин и Евгений Леонов в фильме «Джентельмены удачи». 1971 год.

Георгий Вицин сыграл более ста ролей в кино. Зрители полюбили его за Труса, а ему больше других нравилась роль сэра Эндрю в «Двенадцатой ночи» (1955 год) режиссёра Яна Фрида . «В Англии вышла статья, очень приятная для меня, где было написано, что я точно ухватил английское чувство юмора, — говорил актёр в одном из интервью. — Но Би-би-си почему-то назвала меня „Выпин“. Возможно, телекомпания предсказала мои будущие „пьяные“ кинороли?»

В юности Вицин часто исполнял роли стариков, а в зрелом возрасте — юношей. В фильме «Максим Перепелица» он играл деда Мусия, который по сценарию был на 30 лет его старше. А в 38 лет снялся в «Запасном игроке», где исполнил роль 18-летнего Васи Веснушкина. Молодого, 28-летнего, оболтуса в «Женитьбе Бальзаминова» Георгий Михайлович тоже сыграл уже в зрелом возрасте — в 48 лет. Сценарий был написан под него, но фильм начали снимать спустя десять лет. Естественно, за это время актёр постарел. «Я сам себя загримировал, — рассказывал Вицин. — Где сеточку из краски нарисовал, где веснушки сделал, чтобы морщин не было. Придумал паричок, нос подтянул. Шпатлёвку смешал с красной краской, чтобы лицо «похудело». Режиссёр посмотрел на мои художества и сказал: «Буду снимать!» Из-за столь сложного грима сам Вицин называл картину «Женитьбой Бальзамированного».

Вицин очень серьёзно занимался йогой. Стоял на голове, принимал позу лотоса, не ел мяса, регулярно медитировал. Кстати, к йоге его приобщил Савелий Крамаров , с которым они познакомились на «Джентльменах удачи». Актёры тогда подружились: оба в кино играли дурачков, а в жизни были интеллигентными, начитанными людьми. Когда Крамаров уезжал в Америку, все свои ксерокопии (йога тогда была запрещена) он передал Вицину.

Однажды Вицина узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Вицин, я его брат», — стал обманывать людей актёр. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперёд!»

Георгий Вицин в фильме «Женитьба Бальзаминова», 1964 год Фото: Кадр из фильма

Талантливый советский актер Георгий Вицин знаком практически каждому, а его персонажи пользовались огромным успехом и заслужили всенародную любовь. Актер старался не пользоваться своей знаменитостью и вел тихую скромную жизнь, о которой нам с вами расскажет этот пост.

Георгий Вицин родился в Петрограде 23 апреля 1918 года. Но на самом деле вместо 1917-го был указан 1918-й, чтобы болезненного мальчика отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.


Вицин всю жизнь не любил экзамены, причем в любом виде. В классе он частенько прятался за чужие спины. В итоге, решил побороть застенчивость и закомплексованность и двинулся прямо навстречу опасности - в артисты.


После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу».

На следующий год выбрал вахтанговскую «Щуку». Через год ушел оттуда и нашел себя в театральном училище при Втором МХАТе, куда и был зачислен по окончании учебы.


Настоящая кинокарьера началась в 1951 году сразу с серьезной роли - Николай Васильевич Гоголь в фильме Козинцева «Белинский».


Вицин был так убедителен, что уже через пару месяцев получил приглашение опять на роль Гоголя - в фильм Григория Александрова «Композитор Глинка».

Георгий Вицин снимался в разных жанрах, но широкую известность Георгию Вицину принесли роли в комедиях. Первой такой ролью стал обаятельный футболист в фильме Семена Тимошенко «Запасный игрок» в 1954 году.


Вицин всегда выглядел очень молодо, поэтому часто играл героев гораздо моложе себя по возрасту. Роль скромного Кости Канарейкина Вицин исполнил уже будучи в возрасте за тридцать.


В 37 лет он сыграл восемнадцатилетнего Васю в «Запасном игроке».


В 46 лет блестяще исполнил роль 25-летнего Миши Бальзаминова.


Но были и обратные превращения: в 38 лет он сыграл деда Мусия в фильме «Максим Перепелица».


Перед съемками «Запасного игрока» целый месяц актер ежедневно тренировался на стадионе, чтобы сбросить вес. А на репетиции боксерского поединка Вицин так вошел в образ, что всерьез атаковал Павла Кадочникова.

Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Он не курил, из-за того, что в восемь лет затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил отвращение к табаку.


И не пил, после того, как однажды в Новый год решил выпить и понял - если наутро хочется удавиться, лучше не пить.

Но в роли пьяницы был очень убедительным, хотя в реальной жизни вообще не употреблял спиртного, правильно питался, увлекался дыхательной гимнастикой. Иногда - прямо на съемочной площадке.


Вицин очень серьезно занимался йогой. Стоял на голове, принимал позу лотоса, не ел мяса, регулярно медитировал.


А к йоге его приобщил Савелий Крамаров, с которым они подружились на «Джентльменах удачи». Оба в кино играли дурачков, а в жизни были интеллигентными, образованными людьми.


Когда Крамаров уезжал в Америку, все свои ксерокопии по йоге (тогда была запрещена) он отдал Вицину.


Коллеги по цеху по-разному воспринимали образ жизни Вицина. Например, Нонна Мордюкова, после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!».


Вообще поначалу Вицину предрекали карьеру драматического актера, но в 1961 году вышла короткометражка Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», изменившая направление всей его кинокарьеры. Так он стал Трусом, а Гамлета сыграл Смоктуновский.


После выхода «Самогонщиков» со всей страны стали слать письма мешками требуя от Гайдая снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого.

Кульминационным моментом для троицы стала «Кавказская пленница» - лидер проката в отечественном кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей.


Именно на съемках «Кавказской пленницы» Вицина еле уговорили выпить кружку пива. Сначала он наотрез отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». Один дубль, второй, третий… Так выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!»


Никулин предложил положить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!»


Несмотря на образ Труса, Вицин был удивительно смелым человеком. Например, на съемках фильма «Она вас любит» была запланирована сцена со львом, причем зверь должен был быть на безопасном расстоянии и за решеткой.


Но в какой-то момент что-то пошло не так, и хищник вплотную подошел к актеру. В шоке были все. Но только не Вицин. «Не бойтесь, - сказал он, - львы смелых людей не трогают». И погладил животное…


В это сложно поверить, но в реальной жизни Трус, Балбес и Бывалый не дружили.


Вицин даже позволял себе нелестные высказывания в адрес коллег. Моргунов и Никулин тоже не упускали возможности его поддеть. Но все это было за кадром.


Вицин семь раз сыграл Труса. Потом был Хмырь в «Джентльменах удачи», пьяница из комедии «Не может быть». Менялись сценарии, а образ оставался прежним - простачок-выпивоха.


Зритель думал, что в жизни он тоже пьяница, и к нему всегда приставали забулдыги и предлагали: «Третьим будешь?» На что Вицин отвечал: «Нет, я могу быть только четвертым и такова концепция».


Вицин озвучил множество мультфильмов.К озвучиванию он подходил не менее ответственно, чем к актерской игре. Его голосом говорит домовенок Кузя, снеговик-почтовик, множество зайцев из самых разных мультфильмов и даже Кот в сапогах.


Не обладая самой эффектной внешностью, Вицин увел жену у главного режиссера театра. Эта любовная история потрясла всю театральную Москву.

Молодой актер Вицин влюбился в актрису Дину Тополеву - жену народного артиста СССР Николая Хмелева.


Ему было 19 лет, ей - 35, но она ответила ему взаимностью и ушла от мужа. Вместе они прожили почти 20 лет, хотя официально так и не расписались. Однако Хмелев (на фото) простил жену и своего ученика и по-прежнему давал им новые роли.


Когда актер уже был женат, а актриса осталась одна и сильно болела, Георгий Михайлович ухаживал за ней. Приносил продукты, покупал лекарства, оплачивал сиделок. Мало того, в то время законная супруга Тамара Федоровна во всем поддерживала мужа.

Свою официальную жену Вицин тоже встретил в театре. Тамара Мичурина, работала там бутафором. Их знакомство состоялось на Пасху, когда в комнату, где находилась Тамара с коллегами, вошел Вицин с крашеным яйцом в руке. «Девочки, я пришел похристосоваться», - сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза… и начали встречаться.


Вицину нравились женщины “в теле”, он говорил: «Полная женщина привлекательнее тоненькой худышки, напоминающей карандашик».


Георгий Вицин не испытывал страсти к богатству. Старался жить скромно. Прятался от назойливой публики в своей квартире или уединялся на природе с мольбертом. А рисовал он замечательно. На фото его шарж на Юрия Никулина.

Талант унаследовала его единственная дочь Наталья, ставшая художницей.


В конце жизни он выступал с юмористическими концертами, а на вырученные деньги покупал еду для бродячих собак.


Однажды подобрал полуживую бездомную овчарку, выходил и назвал Мальчиком. Пес любил спать на своем хозяине. А когда Вицину звонили, супруга отвечала: «Он не может подойти. На нем спит Мальчик. Бедная собака так настрадалась… Пусть теперь отдохнет».


Георгий Вицин сыграл более ста ролей в кино. Народ полюбил его за Труса, а ему больше всех нравилась роль сэра Эндрю в «Двенадцатой ночи».


«В Англии вышла статья, очень приятная для меня, где было написано, что я точно ухватил английское чувство юмора,» - говорил актер в одном из интервью.


Однажды его узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Вицин, я его брат», - пытался вывернуться Вицин. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!»


Отдав свою большую квартиру в центре Москвы дочери Наталье, Вицин перебрался в «хрущевку» в Староконюшенном переулке.

Георгий Вицин скончался 22 октября 2001 года (по другим источникам - 23 октября) в одной из московских больниц. Причиной смерти актера стали хронические заболевания печени и сердца.


Похоронен актер в Москве, на Ваганьковском кладбище. На прощание с артистом приехали его вдова и дочь, несколько родственников и соседи. Собрать средства на памятник и ограду могилы не удавалось несколько лет.

ВИЦИН ГЕОРГИЙ

ВИЦИН ГЕОРГИЙ (актер театра, кино: «Композитор Глинка» (1952), «Запасной игрок» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Максим Перепелица» (1956), «Жених с того света» (1957), «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), «Самогонщики» (1962), «Деловые люди» (1963), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Женитьба Бальзаминова» (оба – 1965), «Кавказская пленница» (1967), «Старая, старая сказка» (1968), «Опекун», «Джентльмены удачи», «12 стульев» (все – 1971), «Тень» (1972), «Неисправимый лгун» (1974), «Не может быть!» (1975), «За спичками» (1980), «Опасно для жизни» (1985) и др.; скончался 22 октября 2001 года на 84-м году жизни).

Из знаменитой троицы Трус–Балбес–Бывалый Вицин ушел из жизни последним: первым был Юрий Никулин (21 августа 1997 года), вторым – Евгений Моргунов (25 июня 1999 года). И прожил Вицин дольше своих товарищей – 83 года (Никулин – 75, Моргунов – 72).

Вицин давно был неизлечимо болен, однако благодаря тому, что многие годы вел здоровый образ жизни (занимался йогой) он редко обращался за помощью к врачам. И периодически участвовал в сборных концертах, поскольку его мизерной пенсии явно не хватало на полноценную жизнь (Вицин жил с женой, которая из-за болезни не работала, и дочерью-художницей, зарплата которой тоже была небольшой).

16 сентября Вицин согласился участвовать в очередном концерте, который проходил в столичном Театре киноактера. Организаторы позвонили Вицину буквально за два часа до начала представления и попросили заменить захворавшего артиста. И Вицин, который в тот день сам чувствовал себя неважно, согласился, поставив всего лишь одно условие – выступить первым. Но это не спасло. Сразу после выступления ему стало плохо с сердцем. Была немедленно вызвана «Скорая», которая отвезла Вицина в 19-ю городскую больницу. Его поместили в реанимационное отделение. Но уже на следующий день артисту стало лучше и его перевели в двухместную палату кардиологического отделения. Там за ним приглядывала его дочь Наташа. О. Алексеева в газете «Жизнь» писала:

«Георгий Михайлович категорически запретил супруге оставлять без присмотра своего любимого пса Мальчика. А попросить посидеть с собакой кого-нибудь из знакомых Тамара Федоровна не решается. Не хочет, чтобы те видели, в каких условиях живет народный артист России, сыгравший больше сотни ролей в кино. Картина и впрямь удручающая. В крохотном коридоре – книги и миска с едой для Мальчика. В комнате – старенький черно-белый телевизор и опять множество книг. Душ уже полгода не работает, на кухне нет холодной воды.

– Это не то что несправедливо, это бесчеловечно, – со слезами на глазах говорит Тамара Федоровна. – Великий актер, народный любимец, а живет в такой разрухе. Но Георгий Михайлович все мужественно переносит, ни к кому за помощью не обращается. И меня ругает, если я начинаю заводить об этом речь. Я иногда думаю: может, письмо в правительство, в Союз кинематографистов написать? Но Георгий Михайлович запрещает, говорит: всем сейчас тяжело, и он не имеет права требовать к себе особого внимания…»

Врачи 19-й больницы сняли у Вицина острый приступ стенокардии и подлечили сердце. Затем дочь забрала артиста домой. Но спустя пару дней ему снова стало плохо – сразил приступ стенокардии. 10 октября Вицина поместили в более комфортабельную клинику – в больницу №2 при Минздраве России. Он лежал в двухместной палате, где один день пребывания обходится в 600 рублей. Но все расходы взял на себя Никита Михалков как председатель СК РФ. Как уверял читателей «Жизни» заведующий урологическим отделением Игорь Балаклейцев: «Проблем с лекарствами у нас нет. Даем Георгию Михайловичу все, что требуется. В основном обезболивающие и успокоительные. Георгий Михайлович – очень мужественный человек, всячески скрывает свои страдания. И даже пытается шутить. Но от его шуток наворачиваются слезы… Он стесняется своей беспомощности и не зовет санитарок, когда нужно перевернуться или поднять упавшее на пол одеяло… Говорит: „Сам, сам…“ – а потом извиняющимся голосом просит: „Подайте, пожалуйста. Одеяло какое-то у вас слишком тяжелое…“ Мы очень расстраиваемся, что Георгий Михайлович почти ничего не ест. И, если честно, он очень плох…

Знаем, что после публикации в «Жизни» люди звонили и в Союз кинематографистов. Только с тамошними чиновниками они говорили совсем по-другому. Спрашивали, как те могли допустить, что Вицин живет в нищете? Почему не помогли с лекарствами и не устроили в хорошую клинику? На том конце провода отвечали, что по мере возможности постараются помочь.

Наконец-то Георгий Михайлович Вицин находится в хороших условиях. Достойных великого актера».

Говорят, уже когда Вицин поступил во 2-ю больницу, у врачей не было никаких иллюзий – шансов у актера нет. Да он и сам это прекрасно понимал. Очень часто повторял медперсоналу одну фразу: «Во всех стреляют, только меня никак не убьют». В четверг, 18 октября, Вицину стало хуже. Он перестал самостоятельно есть, не мог сесть на кровати, с трудом разговаривал. В пятницу актер потерял сознание. В выходные он на несколько минут очнулся, но потом снова впал в забытье.

22 октября состояние Вицина стало крайне тяжелым, и врачи позвонили его дочери Наташе. Та немедленно приехала и в течение нескольких часов неотлучно находилась при отце. Но тот так и не пришел в сознание. В 16.30 великий артист Георгий Вицин скончался.

Говорят, его любимый пес Мальчик все дни, пока актер находился в больнице, сильно по нему тосковал. Даже во сне чутко прислушивался к шорохам на лестничной площадке и каждый раз вскакивал, если слышал посторонний шум. А когда его выводили гулять, он не резвился, как прежде, а грустно бродил по двору. Увы, но своего хозяина Мальчик так и не дождался.

25 октября в Доме кино состоялось прощание с Г. Вициным. На него пришли тысячи людей. Вот как описывали происходящее центральные СМИ.

С. Плешакова («Московский комсомолец): «Огромное фойе Дома кино не вмещало всех желавших проститься с великим артистом. Около гроба в бесконечном горе застыли дочь Георгия Михайловича Наталья и другие близкие люди (жена Тамара Федоровна настолько плохо себя чувствовала, что не смогла присутствовать на траурной церемонии). Рядом в благоговейном молчании замерли корифеи отечественного кино Никита Михалков, Александр Ширвиндт, Александр Митта, поп-певец Сергей Крылов, строители с оранжевыми касками в руках, трогательные старушки. Наталья Варлей не смогла сдержать слезы и беспомощно уткнулась в плечо Владимира Этуша. Недалеко от гроба стояли две клетки с почтовыми голубями. Братья-голубятники Сергей и Юрий Григорьевы сказали, что их разыскали родные Вицина и попросили привезти птиц, которых актер так любил при жизни, чтобы они проводили его в последний путь.

Когда гроб стали выносить из Дома кино, 12 голубей выпустили, толпа охнула, люди заплакали…»

А. Маянцева («Комсомольская правда»): «У Ваганьковского кладбища цветочницы со словами „Какого человека хоронят!“ прячут в карман ценник „20 рублей“ и отдают за пятерку кровавые гвоздики.

Любимые Вициным «арбатские старушки» и старики в выгоревших и куцых шарфиках сбились в кружок и бережно разворачивают из платочков и пакетиков реликвии – пожелтевшие газетные вырезки, фотографии, открытки. Из рук в руки передают трамвайный билет, на котором Вицин когда-то поставил закорючку. Потом кошелек с этим билетом и 30 рублей у хозяйки стырят кладбищенские воришки…

Кто-то из фотографов пытается узнать, как потом родственникам продать фотографии. «Снимают многие, да только я профессионал», – наседает на представителей мэрии хапуга. «А ну вали отсюда, папарацци, пока аппаратуру не разбили», – шипит на фотографа кто-то из мужиков…

Отец Вячеслав читает молитву, говорит тихие добрые слова. Толпа рыдает, а одна журналистка выглядывает из-за плеча батюшки, пытаясь найти выгодный ракурс для фотографии. «Мыльница» падает из озябших рук, ее кто-то ловит на лету в десяти сантиметрах от гроба. За коллегу становится стыдно… Что за сволочная у нас профессия!..

Первую горсть земли бросает в могилу дочь Наташа, следом родные и близкие. Потом – все остальные. Народ идет нескончаемым потоком. Такое ощущение, что могилу засыплют руками и могильщики останутся не у дел. Наташа стоит в стороне: ей досаждают журналисты. Да… конечно… спасибо… извините… потом…» – шепчет девушка белыми губами.

Сказав последнее «прости» родной могиле, семья бредет к выходу.

Кладбищенские нищие и юродивые просят у них «копеечку на помин Гриши». Державшаяся до последнего момента дочь заходится в рыданиях…»

Спустя год после смерти Г. Вицина его могилу пришли навестить директор музея трех актеров (Вицин–Никулин–Моргунов) Владимир Цукерман и журналистка «Комсомольской правды» Татьяна Путилова. И были неприятно удивлены тем, что на могиле нет ни памятника, ни ограды. В итоге 23 октября 2002 года в «КП» появилась заметка под названием «Забытый Вицин». Приведу из нее несколько отрывков:

«Могилка одного из самых популярных актеров, укрытая целлофаном, теряется среди богатых монументов. Деревянный крест, фотография. И свежий букет цветов…

– Когда его хоронили год назад, то все, начиная с Михалкова, говорили много громких слов, давали обещания. И вот… – вздыхает Владимир Цукерман… – Люди уходят, о них забывают.

Смерть Вицина подкосила здоровье его жены Тамары Федоровны. На поминках она упала, сломала шейку бедра. И до сих пор находится в тяжелом состоянии.

Иногда помощь приходит от Гильдии актеров России. Но и у самой организации не самое лучшее финансовое положение…

За то время, что мы были на кладбище, никто не пришел к могиле».

Как ни странно, но эта заметка абсолютно никак не повлияла на ситуацию. Никто из власть имущих даже пальцем о палец не ударил, чтобы помочь семье великого артиста поставить на могиле достойный памятник. Поэтому 23 апреля 2003 года, в день 86-летия актера, «Комсомолка» вновь забила в колокола. Новая заметка называлась также – «Забытый Вицин» (автор – Евгений Черных). В ней дочь артиста Наталья Вицина признавалась: «Я хотела сделать памятник папе по своему проекту, он же увлекался скульптурой, был моим первым учителем. Но когда назвали цену, я была ошарашена. Таких денег у меня просто нет. И на ограду тоже нет. И вообще…»

В Союзе кинематографистов России журналисту сообщили, что у них есть 16 тысяч рублей от денег, собранных на похороны Вицина. Но этих денег на достойный памятник замечательному артисту явно не хватает. Это заявление удивило автора публикации. Ведь год назад «Комсомолка» печатала счет на памятник Вицину, но сколько туда пришло денег, так и осталось тайной. Не знала об этом даже дочь Вицина. По этому поводу Е. Черных писал:

«Но сколько же можно ходить с шапкой по кругу? Есть же конкретное ведомство, по которому проходит покойный Вицин. Кинематограф называется. Когда-то Ленин называл его важнейшим из искусств.

Судя по бурной деятельности, он таковым и остается. Недавно вручали национальную кинопремию «Золотой орел». Потом фестиваль международный грянул в Ханты-Мансийске. «Дух огня». Народ ломанулся в Сибирь, прослышав про неслыханные банкеты с осетрами, подарки царские, развлечения. Из самого Парижу выписали в тундру высокого блондина Пьера Ришара на пару с эротичной Анжеликой, то бишь Мишель Мерсье.

Аккурат в пятницу (18 апреля. – Ф. Р. ) «Нику» вручали. Еще одну национальную кинопремию. Тоже торжественно, пафосно. А потеплеет, народ киношный к Черному морю потянется. На международный фестиваль «Кинотавр». Опять гулянья до утра. А там событие года – Московский международный фестиваль, «Киношок» и масса фестивалей калибром помельче. Не жизнь, сплошное цветное кино. Кажется, фильмов меньше снимают в России, чем проводят фестивалей. И где деньги берут?

Пусть будет больше праздников, фестивалей, премьер. Кто же против. Только вот за всеми этими торжествами да банкетами не забыть бы одинокую могилку прекрасного актера Георгия Вицина. Не слетайте разок-другой в Канн, Лос-Анджелес, уважаемые киноначальники, не попируйте лишний раз, не обмойте «Орла», «Нику», «Овна». Вот и деньги на памятник, на лечение вдовы…»

Эта публикация имела положительную реакцию. Только не со стороны киночиновников. 26 апреля «Комсомолка» опубликовала ответ губернатора Московской области Бориса Громова, который заявил следующее: «Большое спасибо, „Комсомолка“! Я потрясен. Правительство области готово поместить вдову актера в нашу клинику в одноместную палату. Проведем обследование, лечение. Поможем семье материально, поставим памятник артисту».

Здесь же была помещен и ответ кинопродюсера Марка Рудинштейна. Цитирую: «Молодцы, что написали правду. Надо исправлять ошибку. Готов финансировать памятник».

Между тем памятник на могиле Г. Вицина появился в марте 2004 года. Однако более чем скромный: это гранитная стела с нарисованным крестом, надписью «Георгий Вицин» и датами жизни и смерти актера. Газета «Жизнь» по этому поводу даже поместила на своих страницах материал под названием «Вицину поставили сиротский памятник». Позволю себе с этим не согласиться. В этом памятнике есть свой символизм. Ведь в актерской среде о Георгии Михайловиче всю жизнь бытовало мнение как о человеке очень скромном и беспафосном. И памятник на его могиле очень точно отражает суть его характера.

Из книги Наши поэты: Георгий Иванов. Ирина Одоевцева. Памяти Георгия Иванова автора Адамович Георгий Викторович

I. ГЕОРГИЙ ИВАНОВ «Новый журнал», 1958, №52Есть люди с литературным дарованием, - иногда огромным, а то и сравнительно незначительным, - которые пишут статьи, романы, рассказы, между прочим, пишут и стихи. Георгий Иванов родился для стихов, пришел в мир, чтобы писать стихи, как

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ВИЦИН ГЕОРГИЙ ВИЦИН ГЕОРГИЙ (актер театра, кино: «Композитор Глинка» (1952), «Запасной игрок» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «Максим Перепелица» (1956), «Жених с того света» (1957), «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), «Самогонщики» (1962), «Деловые люди» (1963), «Операция „Ы“ и другие

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят автора Раззаков Федор

Георгий ВИЦИН Г. Вицин (по В. Далю, «вица» - это такая трава, «витая») родился 23 апреля 1917 года в Петрограде, затем семья переехала в Москву. Его мать работала билетершей в Колонном зале Дома союзов и частенько, когда сын подрос, брала его с собой на работу. Там маленький

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Георгий ВИЦИН По свидетельству многих очевидцев, в молодые годы Вицин был сексуально неотразим. В артистической богеме тех лет ходили разговоры о том, как он увел жену, Дину Тополеву, у знаменитого мхатовца Николая Хмелева, чем поверг того в сильное уныние. Правда,

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

БУРКОВ Георгий БУРКОВ Георгий (актер театра, кино: «Зося» (1967; Семенов), «Зигзаг удачи» (1969; фотограф Петя), «Старики-разбойники» (1971; следователь прокуратуры Федор Федорович Федяев), «Печки-лавочки» (1973; вор в поезде Виктор Александрович), «Калина красная» (1974; вор Губошлеп),

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

ВИЦИН Георгий ВИЦИН Георгий (актер театра, кино: «Композитор Глинка» (1952; Николай Васильевич Гоголь), «Белинский» (1953; Николай Васильевич Гоголь), «Запасной игрок» (1954; главная роль – Вася Веснушкин), «Двенадцатая ночь» (1955; сэр Эндрю), «Максим Перепелица» (1956; дед Мусий),

Из книги Есть только миг автора Анофриев Олег

24 октября – Георгий ВИЦИН Этого выдающегося актера большинство людей воспринимали как комика, хотя на самом деле ему были подвластны разные жанры. Однако, играя в кино и театре героев веселых и активных, в обычной жизни он, скорее, был созерцателем, избегающим всяческих

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

Георгий Вицин Как много всякого разного было в жизни вместе с Гошей. Хотите – ругайте, хотите – нет, но по-другому я его называть не могу.Фильмы, в которых мы снимались, концерты, гастроли и многое, многое, многое – полжизни!Милый, невозмутимый в любых обстоятельствах Гоша.

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

Георгий Бурков Георгий Иванович Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми. В 1952 году он поступил на юридический факультет Пермского университета, однако проучился в нём всего два года и бросил. Параллельно с учёбой стал посещать театральную студию при Доме офицеров. Студия

Из книги Самый добрый клоун: Юрий Никулин и другие… автора Раззаков Федор

ГЕОРГИЙ Охвачена жарким и светлым пожаром Забуду ль о прошлом, о темном, о старом? О звоне серебряных колец кольчуги, О князе, о храбром забуду ли, други! Всегда в горделивом и нежном восторге Я имя твое повторяю - Георгий! На фоне Российских алеющих зарев - Мой храбрый

Из книги Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего) автора Симуков Алексей Дмитриевич

Смелый «Трус» (Георгий Вицин) Г. Вицин (по В. Далю, «вица» – это такая трава, «витая») родился в Териоках, в Финляндии (она тогда входила в Российскую империю) 18 апреля 1917 года. По другим данным, его датой рождения является 23 апреля 1918 года, однако из семейных преданий

Из книги Величайшие актеры России и СССР автора Макаров Андрей

Отец Георгий Чтобы я появился на свет 30 марта 1904 года, необходима была, естественно, встреча моей матери с моим отцом. Само по себе это событие крупного исторического значения не имело, но так получилось, что венчал эту пару отец Георгий Гапон, знакомый отца - личность,

Из книги Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

11. Георгий Вицин Знаменитый советский комик родился в 1917 году в Финляндии, на территории, которая была тогда частью Российской империи. Образование получил в училище при театре им. Вахтангова. Свою актерскую карьеру начал с театральных подмостков, причем как

Из книги автора

Из книги автора

Георгий ГРЕЧКО С кассетой все было очень просто: перед полетом мы выбирали музыку и, конечно, заказали песни Высоцкого. А когда вернулись на землю, то коробку я вернул Владимиру - там еще был вкладыш с его фотографией… И еще в космосе на этом вкладыше мы написали: «Спасибо