Что для тебя значит выражение"Любовь к Родине"? Предателей Родины всегда ждёт неизбежная, тяжёлая кара.

Судьба человека зависит только от него самого. Нам приходится выбирать свой путь, а значит, отвечать на вечные вопросы бытия: что главное для меня в жизни? каким человеком я хочу стать? кого хочу видеть рядом? как поступать в той или иной ситуации? При этом перед каждым встает важный вопрос: Какое предательство самое страшное? Я считаю, что самое страшное предательство - это измена родине, своим товарищам и соратникам. Ведь когда человек предает родину, свой дом и своих близких, что от него остается? Кто он после этого? Он становится бессердечным и не чувствует ни милосердия, ни сострадания. Человек, предавший Отчизну, не заслуживает прощения.

Неисполнение долга разрушает не только дружеские и близкие отношения, но и семью.

Для всех родных он навсегда умирает. Такое развитие событий мы видим в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба". Младший сын Тараса – Андрий предает отца, родину, своих товарищей. Для него Отчизну заменила любовь к женщине, которой он не был в силах противостоять. Перейдя на сторону врага, он убивает своих соратников, несмотря на то, что когда-то ел, пил и сражался с ними на одной стороне. Андрий погибает от руки отца, который даже не захотел похоронить тело сына, потому что предатели этого не заслуживают. Таким образом, автор показывает нам то, что предавший человек причиняет боль и страдания близким и родным ему людям и что они не всегда смогут простить ему этот низкий поступок.

Человек, проявивший малодушие и нарушивший верность Отчизне, гибнет духовно, не заслуживая прощения. Это ярко отражено в повести В. Быкова "Сотников". Главные герои постоянно стоят перед выбором: сдаться врагу или продолжать, не отступая от своих принципов. Рыбак постоянно стоял на пороге выбора: спастись или спасать и, как честный и верный родине и товарищам человек, выбрал спасение и помог Сотникову. Даже когда товарищ был ранен, он не бросил друга. Но бойцы попадают в плен, где Рыбак не выдерживает и предает Сотникова. Он решается на предательство, ни перед чем не останавливаясь, и казнит Сотникова. После казни своего товарища Рыбак хочет повеситься, но это ему не удается. Побег, о котором он мечтал, становится чужд. Осознавая всю вину и ответственность за свои действия, Рыбак умирает духовно, ведь никто его не примет и не простит за это злодеяние.

Размышляя на эту тему, я еще раз убедился, что самое страшное предательство - измена своей Родине, своему дому. Человек всегда делает выбор: оставаться верным Отчизне или нарушить верность и быть до конца своих дней предателем. К предательству своего Отечества может прибегнуть только духовно низкий человек, ведь Родина - это наш дом, который мы должны защищать и оберегать, а нарушение верности не несет в себе ничего хорошего, а только делает человека черствым и бездушным.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Лекция 14 Патриотизм и предательство Смысл жизни

Предатели предают, прежде всего, себя самих. Плутарх

В истории человечества достаточно примеров предательства и людей, которые совершали подобные действия. Самый известный из них – Иуда, предавший Иисуса за тридцать сребреников. Само имя «Иуда» стало нарицательным и синонимом предательства. Прежде чем вести разговор на эту тему необходимо иметь чёткое представление о том, что такое Родина и что такое «предательство».
Родина – отечество, отчизна, страна, в которой человек родился - исторически принадлежащая данному народу территория, с её природой, населением, особенностями исторического развития языка, культуры, быта и нравов.
Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо. Предательством называют чаще всего оставление друга в беде и государственную измену. Нередко предательством также называют супружескую измену и апостасию - религиозное отступничество. Предательство осуждается повсеместно большинством религий как грех или нарушение табу и порицается морально-нравственными законами общества. Предательство может, как преследовать какую-либо выгоду, так и нет.
Предательство состоит в том, что человек внутренне - в своих сокровенных помыслах, чувствах, решениях, или внешне - на словах или на деле изменяет своему духовному принципу, не имея для того предметных оснований. Предательство – всегда измена, и предатель Родины всегда враг народа, только враг в квадрате, потому, что внешний враг действует в интересах своей Родины и своего народа, а предатель, изменяя Родине, предаёт свой народ, свой РОД, соответственно и самого себя, поэтому нет, и не может быть на свете ничего страшнее этого. Предателей во все времена презирали как друзья, так и враги, потому что нет ничего омерзительней предательства. Предательство не прощается. Совершивший его достоин презрения.
Человек, совершивший предательство, а предательство это всегда действие, а не помыслы, в первую очередь губит свою Сущность - душу, которая деградирует. При этом физическое тело – своего рода «костюм» для Сущности, которая, воплощаясь на Земле, получает возможность развиваться или деградировать. А по какому пути ей идти, выбирает сам человек - правильные действия ведут вверх по пути развития, а неправильные вниз по пути деградации.
Причин предательства существует много, в основном это инстинкт самосохранения: - страх смерти и любовь к жизни. Но главная из мотиваций предательства это любовь и пристрастие к материальным благам - деньгам, вещам и комфорту. Комфорт родит предателей. Продажа собственной души и Родины за тридцать сребреников, явные сделки с сатаной из-за материальных выгод. Бывших предателей не бывает, особенно это касается высокопоставленных предателей, потому что эта категория предателей наносит наибольший вред своей Родине, ввиду их высокого положения в иерархии власти.
В романе «Заговор равнодушных» писателя Бруно Ясенского есть слова: - «Не бойтесь друзей - они могут лишь предать вас; не бойтесь врагов - они могут лишь убить вас; бойтесь равнодушных, они никого не предают и не убивают, но только с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства».
Равнодушным ничего не говорят понятия Родина, патриотизм, семья, верность. Ради сиюминутной мелочной выгоды и своей шкуры, они готовы убить и предать самое святое – и семью, и родных, и близких и святыни. И оправдать собственное равнодушие правом человека жить так, как ему хочется. Но и предательство - предательству рознь.
В настоящий момент во многих, а практически во всех государствах, существует только два класса: - класс чиновников, которых надо содержать и народ – налогоплательщик, который должен содержать чиновников. Чиновники же, как сельские жители считают так: - что нужно баранам - должен решать пастух. Если пастух уснет, то бараны пойдут против ветра. Ветер всегда дует с поля и несет в себе запахи более прекрасные, чем сама трава, потому, что мечта всегда прекраснее реальности. Поэтому, придя на поле, бараны не остановятся, а пойдут дальше. Рано или поздно поле закончится, стихнет и ветер. И бараны или провалятся в пропасть, или умрут с голоду, стоя на месте, или их загрызут волки. Или – о ужас! - их «обратает» и присвоит стадо чужой пастух, если их вовремя не найдет «родной пастух» и быстренько не вернет на «правовое поле». И поэтому чиновники постоянно «бдительно бдят», охраняя свое стадо и свое кресло «пастыря», а чтобы управлять «разномастным» народом, равнодушные к людским бедам, действуют по старому проверенному методу: - «Разделяй и властвуй!»
Поэтому, к сожалению, не только население, но и власти многих стран мира относятся к отдельным своим согражданам, отличающимся от большинства, нетерпимо и предвзято. Если вы требуете от чиновников то, что вам положено по закону или являетесь представителем другой расы, национальности, исповедуете не традиционную для вашей родины религию, политические взгляды, открыто выражаете свою нетрадиционную ориентацию, вы можете ощущать дискомфорт и не находить защиту своей чести и достоинства у властей и власть имущих. В большинстве случаев это выражается в притеснениях, как на бытовом уровне, так и существенным поражением в гражданских правах. Все это может стать причиной для человека покинуть страну проживания и попросить убежища в странах, подписавших принятую ООН в 1951 году Конвенцию о правах беженцев. Страны, члены ООН, подписавшие Конвенцию, принимают всех обратившихся с просьбой об убежище, вплоть до решения вопроса об удовлетворении прошения или отказе им от возможности проживания на своей территории, если просящий убежища не подпадает под определение «беженец». Например, если имеет судимость или проблемы с криминальным законом.
Проблема беженцев стара как мир. Бежали рабы, крепостные, преступники, спасаясь от преследований и невыносимых условий жизни, желая получить убежище, долгожданную свободу и райскую жизнь на новых землях. Это было одним из способов освоения новых земель и создания новых государств. В Средние века в Европе практически повсеместно признавалось право убежища в церквях. Однако оно распространялось только на уголовных преступников.
Впоследствии появилось и понятие политического убежища, которым пользовались диссиденты и революционеры. В международном праве понятие беженцев появляется после Первой мировой войны: - в 1922 году Лига Наций принимает первое соглашение - дополненное соглашениями 1924, 1926 и 1928 гг. о статусе русских и армянских беженцев. Впервые определены права беженцев, они получали проездные документы особого образца - нансеновский паспорт, по имени полярного исследователя и первого верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев Фритьофа Нансена. Впоследствии действие соглашений было распространено на всех беженцев из Турции и нацистской Германии.
В Конвенции ООН от 1951 года четко прописано, что беженцем является человек, в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В народе говорят: - «Рыба ищет, где глубоко, а человек – где хорошо». Если человек не может обеспечить себя и свою семью материально, он уходит туда, где лучше и легче живется. И такой исход от кошмара экономической неустроенности жизни можно понять. Можно понять и беженцев бегущих от ужасов войны – особенно братоубийственной – гражданской.
Конвенция ООН по правам беженцев вызвала бум «индустрии беженства». Народы пришли в движение. В погоне за «легкими хлебами и правами человека», люди из малоразвитых стран побежали в слаборазвитые страны, из слаборазвитых - в развитые, из развитых – в высокоразвитые и т.д. И все бедолаги объясняют свои действия политическими преследованиями, расовыми и религиозными гонениями и прочими «зажиманиями прав человека». И никто не говорит, что люди погнались за легкой жизнью, которая на чужих хлебах никогда не бывает легкой. Наиболее продвинутые «беглецы» уже на родной земле обзаводятся «кейсом» – подборкой документов с повестками на «приход» в ГБ и «видеоматериалами» с душераздирающими записями, как их на многолюдных митингах полисмены дубинками жестоко «лупцуют» и отнимают и крушат плакаты с политическими требованиями, подтверждающие их непростые отношения с проклятой и жестокой властью своей страны.
Не имея образования, не зная язык, обычаи и приличия новой страны проживания, люди устраиваются на любую низко квалифицированную работу: – дворниками, швейцарами, официантами и на прочие «должности поднеси-унеси». Такие беженцы по экономическим соображениям не являются предателями. Они не предают святыни – они бегут от безысходности своего жалкого существования. И ради этого готовы на обман - признать себя жертвами политических репрессий, страдающими за свою веру, расовые отличия, и готовы даже поменять свою традиционную сексуальную ориентацию, чтобы подпасть под определение «беженец» и получить статус для проживания в богатой и благополучной стране.
Они предают только себя, свою душу, ибо живя на чужбине, они продолжают мысленно жить бедами и заботами своей страны, пребывая в постоянной душевной тоске по покинутой родине, ее красотам природы, богам и обычаям, оставленным родным и близким, с которыми родились и выросли. И как истинные патриоты, гордятся своей покинутой родиной, ее героями, историей, культурой, обычаями предков, родными песнями и танцами, любимыми национальными блюдами и напитками, веселыми многолюдными застольями. И на старости лет едут на родину умирать, чтобы упокоиться в родной земле рядом с предками, мистически полагая, что только там их души найдут истинное успокоение. Видно все люди инстинктивно чувствуют открытое еще в древности правило: - «Кто забывает прошлое, тот остается без будущего».
Предателями всегда бывают «духовные пастыри» - высокопоставленные чиновники и работники спецслужб, которые «накосячив в светской жизни с мадамами», или, растратив на собственные нужды государственные средства в своей стране, бегут в другую страну от личных проблем и уголовного наказания. Или, как говорил Петр Первый: - «А где объявиться растрата, чтобы немедленно инквизиция была и экзекуция».
Не имея желания работать в «сфере услуг» по подметанию улиц и мытья полов в гостиницах, и с целью выторговать более жирный кусок и горячую похлебку на чужбине, они продают государственные секреты и предают на страдания и даже на смерть своих родных и близких, сотрудников и коллег по работе, оправдывая это борьбой с ненавистным режимом гнобящим его родину. Они приносят огромный вред своей Родине. Такие люди и есть настоящие предатели в полном смысле этого слова. В народе говорят: - «Если Господь хочет наказать человека, он отнимает у него разум». Поэтому в основе предательства лежит глупость – это и преступление и наказание.
Противостояния никогда не бывает между простыми людьми и народами – они всегда живут мирно и добросердечно между собой. Противостояние бывает между политиками и политическими элитами из-за меркантильных материальных, «шкурных», интересов. Войны развязывают политики, ибо принцип «сначала экономика - потом политика» работал, и всегда будет работать. Они натравливают простых людей друг на друга и приводят к противостоянию между государствами. Неужели кто-то думает, что простой человек, выйдет из хаты, возьмет автомат и пойдет воевать, убивать кого-то? Да ничего подобного! Политики отправляют их в огонь братоубийства ради своих корыстных интересов. Ради благополучия всего населения страны, таких политиков надо останавливать вовремя без воя о демократии и прочих «демократических процедур в виде свободы волеизъявления своей особой позиции».
Политическое противостояние между нациями, народами, государствами и соответственно война между ними есть самая подлая и жестокая глупость, овладевающая людьми практически во все периоды жизни человечества. Истинное лицо политиков наглядно продемонстрировала одна из последних мировых войн - вторая мировая, терзавшая человечество в течение пяти лет. Во время нее главарь фашистов доказывал рядовым немцам: - цивилизованная война – это абсурдное противоречие... бойтесь добрых поступков – старайтесь быть жестоки, безжалостны, хищны и немилосердны! Гражданские лица не должны быть пощажены от ужасов и бедствия войны т.к. войну вызывает не завоеватель, а его жертва! Ибо война есть акт насилия, цель которого принудить противника исполнить нашу волю. Агрессор и не хотел бы обнажать меч, но как быть, если жертва добровольно не отдает того, что хочется иметь завоевателю. Побеждает только тот, кто не боится свершать насилие, и победа тем более обеспечена, если противник избегает насилия.

Историки, сами не воевавшие, пишут иначе. В тиши кабинетов нет особых эмоций, кроме одной – оправдать победителя - своего и на чем свет стоит разругать побежденного - чужого. Справедливость отступает перед натиском «квасного» патриотизма и возможностью продажным пером заработать на преданности «хозяину».
Как в каждой войне, будь она холодная или горячая, жертвы имеются с обеих сторон, бывают свои трагедии, бывают свои мученики. Наемники, служащие за плату, перепродаются легко и дешево, и часто, как шпионы, становятся «двойниками» и даже «тройниками». Зато патриоты сознательно идут на любые муки ради своих патриотических убеждений, ради большой и неподкупной любви к Родине. Они и являются самыми большими гуманистами.

Экскурс в историю. Из истории известно: – ишак груженный золотом откроет любые крепостные ворота, а взятка осветит дорогу в кромешном аду. Из глубокой древности идет притча о предательстве и предателях.
В старинные времена кровавый главарь со своим войском подступил к городу и осадил его. Жители, зная, что им не будет пощады, закрыли ворота и, поднявшись на крепостные стены стали защищать свой родной город, и понимая, что помощи ждать неоткуда, решили подороже продать свою жизнь. Враг терпел неудачу и уже готов был снять осаду.
Но нашлись два предатели – ночью они пробрались в стан врага и, будучи приведены к главарю захватчиков, предложили ему свои услуги: – за два мешка золотых монет открыть ворота и впустить врага в город. Главарь нападавших был не дурак, хорошо «блюл» свой интерес – он быстро подсчитал в уме, что в городе его ждет добыча в тысячу раз большая, чем два мешка золота, и он сохранит жизни своих воинов для захвата других городов с богатой добычей и согласился.
В самый горячий момент осады, когда защитники самоотверженно сражались на крепостных стенах, предатели улучшили момент, открыли ворота и впустили воинов врага в город. Город пал – все мужчины были умерщвлены, женщины и дети проданы в рабство, а город полностью разграблен и сожжен.
Главарь сдержал свое слово – впереди было еще много городов, которые ждали его нападения и понимал, что молва о его «великодушии» летит быстрее коней его воинов, и другие предатели будут знать о его «честности и порядочности» и откроют крепостные ворота за «мзду». Главарь при всем своем войске отсчитал два мешка золотых монет, положил их в хурджин, погрузил хурджин на ишака и уздечку вложил в руки предателей.
Понимая, что два мешка золота, которые видели жадные до золота глаза воинов главаря - завидная добыча для нескромных вооруженных грабителей, предатели попросили главаря принять их в свое войско воинами. Главарь посмотрел им прямо в глаза и сказал: - «Вы родились, выросли и жили вместе со своими соплеменниками. Вас связывали с ними родственные, дружеские чувства, общие Боги и обычаи. И все это вы предали за два мешка золота. Я не уверен в вашей преданности – со мной и моими соплеменниками вас не связывают ни Боги, ни родство, ни дружба. Вы предадите меня еще быстрее, чем своих соплеменников. Предателей никто и никогда не любил и не уважал, но их услугами пользуются. Идите своей дорогой. Вам не место среди моих верных воинов».
И предатели остались один на один со своим золотом. В ту же ночь грабители остановили предателей и отобрали и золото и хурджин и ишака, «мотивировав» тем, что золото им не нужно – ведь у них нет ни семей, ни детей, ни родных, ни близких, которым оно могло пойти на пользу – все погибли. А у них, грабителей, есть семьи и золото поможет им вырастить своих детей. Предатели стали возражать, но никого не осталось, кто мог бы придти им на помощь и они остались, ни с чем. Еще хорошо, что предатели остались живы и смогли рассказать и передать потомкам историю о своей злой предательской участи. Так кончают все предатели своего народа и его святынь.
У предателей не бывает ни святынь, ни родственников, ни друзей. Они изгои, отверженные – они предают самих себя. И хоть и улучшают свое материальное положение, морально не могут успокоиться – окружающие отворачиваются от предателей - люди чувствуют внутреннюю гниль предателей и способность их на подлость и предать в любое время.
Предатели всегда любят искать оправдание своего предательства в сложившихся обстоятельствах, в своей способности удачно «схватить за хвост жар птицу удачи» и стараются склонить на путь предательства других людей, чтобы не чувствовать себя одинокими и оправдать себя в глазах людей, что они не одни такие «перевертыши». Но люди инстинктивно чувствуют гниль их душонок и стараются держаться от них подальше. И никакие тяжелые обстоятельства не могут оправдать совершение предательства. Даже прожив долгую и счастливую жизнь, предатели всегда морально ущербны и нет им покоя. Рано или поздно, даже дети предателей, вырастут и упрекнут родителя в моральной нечистоплотности. Предатели всегда ищут, кого предать, чтобы успокоить свою нечистую совесть и оправдать свою подлость. Ведь даже Иуда Искариот не смог выдержать бремя предательства и повесился, тем самым закончив свою бесславную никчемную жизнь.
Есть вещи, которые можно делать и есть вещи, которые делать никогда нельзя. Когда враг угрожает твоему народу и его святыням, ты обязан встать на защиту своих родных и близких. Ибо тогда ты защищаешь не какие-то абстрактные вещи – правительство и всегда продажных правителей и чиновников. Ты защищаешь своих соплеменников: - близких, родных, друзей и детей, которые еще не родились и святыни, без которых не бывает народа. Герои во все времена оставались в памяти народа. Имена предателей всегда предавались забвению, кроме Иуды Искариота, который остался в памяти людей как имя нарицательное. Героев обожествляли и при жизни окружали заботой и вниманием. Их именами люди называют детей, улицы, города, ставят статуи, слагают песни и они продолжают жить в сердцах и делах народов. Особенно почитаемы были герои, которые сознательно жертвовали своими жизнями ради отстаивания идеалов свободы и жизни своих соотечественников.

Несколько примеров настоящего патриотизма.

Пример 1. Осенью 1776 года командующий вооруженными силами американских повстанцев генерал Вашингтон, осуществлявший непосредственное руководство разведывательной деятельностью, принял и лично проинструктировал молодого офицера Натана Хейли, отправлявшегося со специальным заданием в город Нью-Йорк, занятый английскими войсками. Под видом странствующего учителя Хейли проник в расположение противника и собрал необходимые сведения. На обратном пути он был задержан и арестован, найденные у него записи не оставляли сомнений о цели его пребывания на острове Лонг-Айленд. Хейли отверг предложение спасти жизнь ценой измены и был повешен. Он стал национальным героем США. На территории штаб-квартиры Центрального разведывательного управления ему воздвигнут памятник.

Пример 2. Во время второй мировой войны в августе 1941 года при попытке выйти из окружения советский генерал Карбышев был тяжело контужен в бою и в бессознательном состоянии захвачен в плен фашистами. Содержался в немецких концентрационных лагерях: Замосць, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек, Аушвиц, Заксенхаузен и Маутхаузен. Неоднократно от администрации лагерей получал предложения сотрудничать. Всегда отвечал твердым отказом. Несмотря на свой возраст, был одним из активных руководителей лагерного движения сопротивления. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых - около 500 человек, был после зверских пыток облит водой на морозе и погиб. Тело Д. М. Карбышева было сожжено в печах Маутхаузена. Образ генерала Карбышева стал символом несгибаемой воли и стойкости.
Из воспоминаний чудом оставшегося в живых майора канадской армии Седдон Де-Сент-Клера: - Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее белье и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замерзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев.

Пример 3. Террористы захватили и угнали самолет с заложниками: - детьми, женщинами, стариками. Совершив посадку в аэропорту другого государства, террористы потребовали выкуп, выдвинули политические требования и в случае невыполнения требований, пригрозили по очереди – по одному, убивать заложников.
В народе нашлись патриоты-храбрецы – они вооружились, сели в самолет и полетели в неведомый путь – спасать своих соотечественников. Не зная ни местности, ни всех обстоятельств содержания заложников, они шли на верную смерть. Но это не остановило храбрецов. В кромешной тьме они сели в аэропорту, вошли в здание, где содержались заложники, перебили террористов, погрузили детей, женщин, стариков в самолет и вывезли их из плена. Соотечественники встретили их как героев, хотя храбрецы так не считали – они просто выполнили свой долг перед своим народом. И считали, что каждый на их месте поступил бы также. Просто это почетная миссия досталась им за то, что они были лучше всех подготовлены к ней. Радость освобождения соотечественников омрачалась большим горем – террористы успели убить нескольких заложников и Командир отряда спасателей погиб в бою. Его имя – Йонатан Нетаньяху.
По прибытии в родную страну, воины-освободители не пошли к своим семьям – первым делом они пошли в храм и попросили прощения у Бога, за то, что не смогли спасти всех соплеменников и не смогли в бою защитить жизнь своему Командиру. И считали это своим самым большим грехом перед Богом.
Семью погибшего Командира – детей и жену, благодарные сограждане взяли на свое содержание, окружили заботой, и они ни в чем не нуждались. Только их счастье омрачалось тем, что рядом нет любимого отца и мужа. Соплеменники не должны забывать своих Героев. А их близкие, потеряв родных, не должны ни в чем нуждаться, чтобы дети героев, вырастая, знали, что защищая свой народ, их подвиги будут помнить благодарные потомки. И будут знать, что родные и близкие Героев не будут забыты, и не будут влачить жалкое существование всеми забытые и заброшенные.
Командира похоронили с воинскими почестями. И теперь на его могилу приходят дети и им рассказывают, как Командир отдал свою жизнь за свою родину и свой народ. И дети мечтают быстрее вырасти и быть такими же гордыми и храбрыми как Командир.
Народ, выросший на геройских примерах, есть сам герой и среди него не найдется предателей способных предать свои святыни за тридцать серебряников. Такой народ никогда не погибнет и не исчезнет с лица земли.

Арт Ангелуа

Рецензии

Прекрасный и познавательный текст, очень современный.70 лет Победы. Мало, кто вспоминает, что полтора миллиона граждан СССР воевали на стороне Гитлера, Что армия украинских полицаев состояла из более 50-ти тысяч предателей народа, что множество предателей ушли от возмездия, что их потомки, этих предателей, живут среди нас, они -то и не хотят ни люстраций, ни оглашения фамилий, они -то и шельмуют правду. Им это выгодно, выгодна Победа без поражений и без упреков. А такого не бывает. Но постепенно, правда открывается. уже знают, что Хатынь сожгли украинцы, что предателями были не только чеченцы и крымские татары, но и русские в большом количестве, что среди евреев не было предателей, и они воевали не на ташкентском фронте, что героев среди них было не меньше, чем у любого народа СССР.
такие мысли возникли от прочтения. Спасибо.
владимир

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Культура.РФ

Уже 6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, являющееся условием допуска к сдаче ЕГЭ. За 3 часа 55 минут им придется написать сочинение-рассуждение по одной из пяти тем, соответствующих тематическим направлениям, объявленным в сентябре 2017-го. Сегодня мы подробно разберем, как подготовиться к возможной теме по первому направлению - «Верность и измена».

Комментарий ФИПИ

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте .

Словарная работа

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:

ВЕРНОСТЬ - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности.

ИЗМЕНА - нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на сторону врага.

Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.

Синонимы:

Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость.

Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.

Кому или чему можно остаться верным или изменить?

  • Родине:

Родине, малой родине, родной земле;

воинскому долгу, присяге

  • Любви:

любимому человеку; супругу/-ге

  • Дружбе:

другу, товарищам, близким

  • Убеждениям:

самому себе,

убеждениям, принципам,

своему слову

  • Вере:

христианским заповедям

Верность и измена - противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.

С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие.

Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств. Верность слову, честь, ответственность - качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека. Предательство веры и нарушение Божьих заповедей - путь к гибели как нравственной, так и физической.

Измена - одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает. Пример этому можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни».

Описанные в произведении события разворачиваются в глухой сибирской деревне зимой на 1945 год. Андрей Гуськов, прошедший всю войну, не прятавшийся за спины товарищей, а сражавшийся, «как все, - не лучше, не хуже», после ранения оказывается в госпитале. Чем ближе конец войны, тем сильнее он боится погибнуть, и отчаяннее тянет его в родную деревню: «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома». Ведомый страхом, обидой и злостью, Гуськов, выйдя из госпиталя, вместо того чтобы ехать на фронт, дезертирует.

Изменив родине, Гуськов понимает, что «судьба его свернула в тупик» и после этого жизнь его уже никогда не будет прежней, теперь он предатель, изменник родины. Потеряв почву под ногами, Гуськов, сам не зная зачем, совершает еще одно предательство - изменяет жене Настене со случайной знакомой. Распутин изображает крайнюю потерянность героя, опустошенного и утратившего уважение к себе: «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя», что-то «скребло, надрывая душу», «это отношение к себе обложило его надолго».

Тайком Андрей Гуськов возвращается в родную деревню. Он боится показаться на глаза родителям и открывает свою страшную тайну только жене Настене, которая принимает его и, становясь соучастницей его лжи, помогает дезертиру и предателю. Совестливая Настена мучается виной мужа, корит себя за то, что обманывает свекра и свекровь, ворует из дома еду и припасы для мужа, тайком бегает к нему в лес. Она не имеет права предать Андрея, отказаться от него и готова разделить судьбу мужа: «Она любила его, жалея и жалела любя - эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настена поделать не могла. Она осуждала Андрея, особенно сейчас, когда кончилась война и когда казалось, что и он бы остался жив-невредим, как все те, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступала: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказываться от него… или идти вместе с ним до конца хоть на плаху».

Распутин показывает, как измена и предательство меняют человека, на примере Гуськова. За время житья в лесном зимовье он не только внешне изменился до неузнаваемости: зарос густой бородой, осунулся, но и внутренне потерял человеческий облик. Андрей научился выть по-волчьи, да так, что сам хозяин тайги отступал: «Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг». Герой издалека совсем по-звериному следит за коровой с теленком и потом крайне жестоко его убивает. Порой Гуськова обуревает «безудержное, лютое желание поджечь мельницу» или еще как-то навредить людям. Из всех чувств у него остался только страх за собственную жизнь, животный инстинкт самосохранения.

По мнению Распутина, измена и предательство губительны для человека.

Гуськов, дезертировавший, предавший родину и свой народ, превращается в зверя, полностью утрачивая человеческий облик. Однако из-за его предательства гибнет не только он сам, но и Настена: «Все чаще Настене представлялось, что ее с силой затягивает в какую-то узкую горловину и будет затягивать до тех пор, пока можно дышать, а затем, придавленную, задыхающуюся, полуживую, в последний момент куда-то вынесет. Вот заглянуть в эту новую жизнь ей не удавалось, для нее она была так же темна, так же сокрыта, как замогильный покой». У изменника нет будущего, утверждает автор, трусость и предательство не забываются и прощаются, с ними невозможно жить. Именно поэтому в финале повести гибнет Настена, становясь вечным укором своему мужу: живи и помни.


Афоризмы и высказывания известных людей:

  • Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
  • В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (В. Высоцкий)
  • Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
  • Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Публий Корнелий Тацит)
  • Долг каждого - любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
  • Основа любви, первейшее её условие - вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)
  • Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
  • Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)
  • Верность - заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельма)
  • Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (У. Шекспир)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • Можно ли научиться верности или это врожденное качество?
  • Может ли верность являться критерием любви?
  • Можно ли назвать измену предательством по отношению к самому себе?
  • Что может толкнуть человека на измену?
  • Как измена может повлиять на отношения людей?
  • Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
  • Можно ли простить предательство?
  • Насколько важна верность своему слову?

Если человека воспитывают на литературных героях (родившихся до того момента, когда писатели поддались процессу дегероизации), предательство Родины он совершить не сможет даже физически, поскольку вырастает слишком высоко запрещающий порог - табу. Именно таким здоровым отношением к патриотическим ценностям насыщены рассказы и повести Аркадия Гайдара, и это донесено настолько точно и проникает так глубоко, что "плохишом" быть ни один ребёнок не хотел. Там, где имеет место предательство Родины, не было достаточного патриотического воспитания. И даже география таких мест вычисляется довольно легко.

Мазепа

Самое первое по-настоящему крупное предательство Родины случилось в день, который выбран сейчас праздником народного единства - 4 ноября. В 1708 году свою страну и государя Петра Первого предал Понадеялся на победу Карла Двенадцатого, шведского короля, но просчитался.

За измену присяге его казнили гражданским способом: лишили наград и титулов, которые ранее были пожалованы ему государем. И наградили новой милостью: получил Мазепа от Петра Первого изготовленный в единственном экземпляре "орден Иуды", орден самого первого и самого предательского из предателей.

Сущность изменника

Через сто двадцать лет это историческое предательство Родины не только не было забыто, оно было увековечено в художественной литературе. Александром Сергеевичем Пушкиным была написана изумительная поэма - "Полтава". Поэт передумал называть волшебные стихи именем предателя - злобного, аморального, мстительного, бесчестного, лицемерного, не останавливающегося ни перед чем для достижения каких-либо жизненных благ.

Именно таким этот человек и был, поскольку предательская сущность как будто съедает все добрые и положительные душевные качества. Пушкин это, конечно же, знал. Написана поэма про худшего человека на земле, но такими красивыми стихами, что идея, принесённая поэтом в молодые сердца, проникает так глубоко, что уже никогда не покидает их.

Швабрин

Тема предательства Родины поэмой "Полтава" не была исчерпана, Пушкин ещё неоднократно возвращался к ней. Не менее интересно, а главное - проникновенно и доходчиво описан другой исторический случай. Это крестьянское восстание Емельяна Пугачёва, где схлестнулись две силы, каждая из которых считала себя правой. И здесь особо важное место занимает верность присяге, потому что если в душе человека нет такой верности, там всегда совьёт гнездо предательство Родины. Аргументы этому постулату у Пушкина самые весомые. Кто не берёг честь смолоду во всём, на каждом шагу своей жизни, тот словно под гору на самое дно катится, а именно там, на самом дне - ниже некуда - и лежит этот грех.

Данте Алигьери в "Божественной комедии" точно определил местонахождение предателей в аду: они вмерзают в озеро Коцит, а глубже этого места нет в потустороннем мире, снизу уже не постучат. Итак, у Пушкина в повести "Капитанская дочка" совершает предательство Родины Швабрин. Аргументы он приводит такие: крепость укреплена ненадлежаще, штурма не выдержит, а зачем умирать напрасно? Проще в войско Пугачёва вступить. Пусть придётся пресмыкаться дворянину перед беглым простым казаком, зато - жизнь! Однако Пушкин даёт читателю понять, что вовсе не жизнь впереди у Алексея Швабрина. Нет и не будет предателю ничего, кроме потому что справедливость - есть.

Андрий

Исключительно художественно раскрыл тему предательства современник Пушкина, написавший превосходную повесть о Запорожской Сечи - "Тарас Бульба", - до сегодняшнего дня вдохновляющую современный отечественный и зарубежный кинематограф. Николаю Васильевичу Гоголю удалось подвести такие аргументы под предательство, что современная молодёжь, не получающая достаточного патриотического воспитания, делает на этом художественном материале совершенно неправильный вывод.

Предательство Родины или потеря любимой женщины - что перевесит? Младший сын предводителя казачьего Андрий выбрал первое ради прекрасной панночки из враждебнрого города. "Ты - моя Отчизна!" - сказал он. И всех предал, всё продал, себя погубил за эту любовь. Зато Тарас Бульба предательство Родины даже сыну простить не мог. Он был верен и себе, и Отчизне. Он Андрия породил, он его и убил.

Мальчиши-Плохиши

О сказке, написанной Аркадием Гайдаром, уже было немного сказано. Она не из тех сказок, которые - ложь, в ней, несмотря на мультяшность, абсолютные истины звучат. И не намёком, а набатом. Потому что и сегодня размножившиеся "плохиши" предали страну буржуинам. За бочку конфитюра, за корзину сникерсов.

Предательство Родины примеры сегодня имеет многочисленные. Чего стоят покаянные слова юного плохиша из Нового Уренгоя в сегодняшнем Бундестаге: "так называемый" сталинградский котёл, "невинные" оккупанты, пришедшие Волгу и уничтожившие полмира.

Предательство сегодня

Если бы юноши читали художественные произведения, написанные очевидцами: Константином Воробьёвым ("Это мы, Господи!"), Николаем Дворцовым ("Волны бьются о скалы"), Виктором Некрасовым ("В окопах Сталинграда"), и этот список продолжать можно и продолжать, знали бы юноши больше о "невыносимых условиях плена", и сегодняшнего позора наша Родина не переживала бы никогда.

Это выступление самая широкая общественность страны классифицировала как предательство. И если бы только одно это выступление! Моральные нормы вывернулись наизнанку, по словам российских педагогов, назрела необходимость вернуть в школьную программу хотя бы "Молодую гвардию" Александра Фадеева. По Солженицыну не получается воспитать патриотов своей страны.

Краснодонские предатели

Старшее поколение всё о героях романа знает почти наизусть. Теперь, после открытия архивов, стало известно, что писатель психику своего читателя сильно пожалел и всей правды не написал. Действительно, она ужасна. И ещё одно: среди молодогвардейцев на самом деле ни одного предателя не было.

Родине совершили только их истязатели, полицаи, страшно замучившие краснодонских подростков, которые не щадя собственной жизни защищали и очищали свою землю от захватчиков. Фадеев их изобразил настолько выпукло и ярко, что впоследствии, уже после кинофильма, люди смотрели в лицо артистам, их игравшим, с ненавистью.

Необходимость воспитания

Страдания, выпавшие на долю молодогвардейцев, даже описанные Фадеевым, просто нечеловеческие. На самом деле было гораздо хуже, такое не сможет передать ни плёнка, ни бумага. И вот эту литературу теперь совсем не читают российские подростки! Потому и возрождается нацизм, а по Украине бродят факельные фашистские шествия с лозунгами про Бандеру-героя.

Неофашистам от четырнадцати до двадцати лет книгу эту нужно читать вслух, при сопротивлении - даже насильно, а потом фильм Герасимова заставить посмотреть, а потом с документами из архивов ознакомить, с фотографиями и медицинскими освидетельствованиями мёртвых, но вечно живых молодых краснодонцев. Необходимо сделать так, чтобы молодёжь умела различать понятия: верность Родине и предательство.

"Ромашка"

Каждому мальчишке (да и девчонке) нужно обязательно читать увлекательнейший роман Вениамина Каверина "Два капитана". В этой книге есть всё: беззаветнейшая дружба, чистейшая любовь, целеустремлённость на пути к подвигу и исключительное по своей подлости предательство - Родины, дружбы, любви и всего самого святого на свете. Михаил Ромашов - один из героев книги. И если Саня Григорьев всю жизнь шёл из детства к подвигу, то Миша Ромашов и детства - к предательству.

Виден весь путь, ежедневно убивающий в человеке всё человеческое. Начиналось с детских доносов на почве зависти. Закончилось практически прямым убийством, когда Ромашка оставляет своего друга раненого умирать на снегу, забрав у него всё, даже оружие. Вот оно - предательство Родины. Аргументов из литературы лучших и не сыщешь. У предателей совесть не спит, она умерла. Это Саня Григорьев будет раздумывать, не сыграли ли роль личные причины, когда сдавал предателя, совершившего воинскую измену, властям. Так, на контрасте, читатели лучше почувствуют, где правда, а где ложь, как нужно поступать, а как нельзя, кому сочувствовать, а кого ненавидеть.

Рыбак

В повести Василя Быкова "Сотников" рассказывается о предательстве другого рода. Преступник по фамилии Рыбак винит в нём обстоятельства, даже своего раненого товарища-солдата, которого не только предал, но сам и повесил. Только себя он не винит, хотя о содеянном и сожалеет. Здесь писатель показывает, как легко невооружённому патриотическим воспитанием, а потому с подлой слабиной в душе человеку разобраться в самом себе, адекватно оценить свои поступки.

Сотникова, которому достались самые страшные пытки и который никого из партизан и местных не выдал, предатель Рыбак в своих мыслях называет честолюбивым: ишь, мол, геройствует. Рыбаку и невдомёк, что самым низким поступком из всех испокон века считается именно предательство. Это судьба у него так неожиданно повернулась, что придётся послужить Германии. Чёткого представления о моральных и нравственных принципах у Рыбака нет. Что это, если не недостаток воспитания?

Крыжнёв

Этот рассказ Михаила Шолохова - в сокровищнице мировой литературы. "Судьба человека" - это судьбы многих и многих, показанные необыкновенно широко. Рассказ этот о людях, переживших огромное горе, страшные лишения, войну, концентрационный лагерь, потерю всех близких, но оставшихся людьми светлой души, глубоко сочувствующей и призванной помогать. Но и этот рассказ был бы недостаточно полным, если бы не было в нём темы предательства.

Ради сохранения собственной жизни предатель Крыжнёв уже приготовился выдать и командира, и своих друзей. Но верность Родине не могут хранить только предатели. Истинный солдат Андрей Соколов убивает эту мерзкую тварь и даже жалости не испытывает, только одно омерзение, будто змею задушил. Рассказ написан в 1956 году. Война закончилась одиннадцать лет назад, но писатель всегда чувствует ответственность перед соотечественниками и следующими их поколениями, именно поэтому вечные темы подвига и предательства поднимаются снова и снова.

Предателей не реабилитировать!

Много интересного о написал ещё один Воробьёв - Владимир Никифорович, генерал-майор в отставке. Он, несмотря на возраст и нездоровье, считает необходимым вновь и вновь поднимать эту тему, поскольку она именно сегодня является наиболее актуальной.

И действительно: сейчас изменники, предавшие свою Родину, считаются борцами против коммунизма и сталинизма, более того - поборниками свободы и справедливости. Им даже ставят памятники! Маннергейм, Власов, Деникин, Колчак - враги своей Родины, которые предали её. Решительный протест генерал-майора вполне понятен.

Сортировка предателей

Писатель во всей красе показывает эту недобитую, бежавшую за рубежи белоэмигрантскую часть населения, офицеров, помещиков, капиталистов, которые Гитлера встретили с непередаваемым энтузиазмом. С помощью немецких штыков решили вернуться на территорию преданной ими Родины.

Особо он останавливается на описании многочисленных предателей упомянутых выше географических территорий (Прибалтики, Кавказа, немцев с Поволжья), а также русских белогвардейцев из Словении, Хорватии, Сербии, которые служили не только в вермахте, но и в Абвере, и в СД, и в СС.

Выводы

Никто не станет спорить, что предательство существовало во все времена. И предателями становились чаще всего те люди, которые были чем-то на родине обижены. Например, спартанский Эфиальт, отвергнутый, предал товарищей в Фермопилах. Далее список так или иначе пополняется: предал Христа Иуда, а Цезаря - Брут, Петра Первого - Мазепа, и так далее. Их имена обычно оставались в истории навсегда.

Но Великой Отечественной войне довелось узнать другого рода предателей - особенных и разнообразных. И числом их поболе. Тем не менее тема эта довольно успешно развивалась в литературе, помогая определиться с мировоззрением практически каждому поколению. Сейчас всё стало иначе, итоги войн пересматриваются, приоритеты сдвигаются. Необходимы немедленные решительные действия в этом направлении. Ибо народ, состоящий из предателей, неизбежно потеряет собственную страну. А всё к тому идёт, к сожалению. Следующее поколение потеряется уже вместе со страной.


«Меня предал мой любимый ученик, моя надежда, мое будущее, предал в самую трудную минуту, когда я так рассчитывал на его помощь». «Меня предал лучший друг, подчиненный, муж и т. п.» Такие или примерно такие высказывания мне довольно часто приходилось выслушивать от пациентов или клиентов, которые обычно при этом находились в депрессивном состоянии. Довольно часто они повторяли: «Как дальше жить? Кому же можно верить?» Конечно, я их утешал и, как мог, лечил. Все налаживалось, но через какой-то период они опять становились жертвами предательства. Я внутренне возмущался их «глупостью» и опять продолжал помогать.

Но только тогда, когда и меня предали, я оценил высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга». И я решил до конца разобраться в этом явлении, попробовать разработать меры по профилактике предательства, выяснить особенности поведения, когда тебя уже предали, выяснить, не предавал ли ты кого-нибудь сам, описать психологический портрет предателя. Материал у меня уже накопился.

Кто предает? «Преданные» люди: любимчики (ученики, сотрудники, подчиненные и т. п.), и все те в кого вы вложили и душу, и материальные средства. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяние, тем сильнее предательство.

Распространено предательство повсеместно. На лекциях по психологии предательства я попросил поднять руки тех, кого предавали. Подняли руки почти все (а мои слушатели - это больные неврозами и психосоматическими заболеваниями). Практически каждый испытал на себе предательство. Предавали то дети, то родители, то друг, то любимый ученик.

Так что же такое предательство?

Предательство - это преднамеренное причинение вреда (материального, морального или физического) доверившемуся тебе человеку или группе людей.

Предательство следует отличать от отступничества. Отступничество - это отказ от общения с прежде близким тебе человеком или группой людей. Вспомним, Петр трижды отрекался от Христа, но тем не менее пользуется уважением до сих пор. Иуда предал Христа только один раз, и этот поступок является эталоном предательства.

Подробно предательство описывается в «Божественной комедии» Данте. В девятом круге в четырех рвах мучаются предатели. В первом рву, который он назвал по имени Каина, убившего своего брата Авеля, отбывают наказание предатели родных, во втором рву - предатели родины и единомышленников, в третьем - предатели сотрапезников, в четвертом - предатели Учителей. Именно в этом рву находятся Иуда, Брут и Кассий.

Мы, воспитанные в определенных традициях («раньше думай о Родине, а потом о себе»), можем недоумевать по поводу того, что предательство сотрапезника наказывается более сурово, чем предательство родных, родины и единомышленников.

Правда, нас учили предавать. Ведь идеалом для пионеров был Павлик Морозов. Слава Богу, что сейчас из Уголовного кодекса исключены статьи об обязанности доносить на кровных родственников! А на какую ступень возводили тех, кто предавал своих Учителей, вспомним пресловутую сессию ВАСХ-НИЛ, отстаивающую «учение» Лысенко, и сессию АМН СССР «защитившую» И.П. Павлова!

Но почему же все-таки предательство сотрапезников наказывается строже, чем предательство родных и родины? Здесь-то и проявляется гениальность Данте. Гений отражает всегда то, что соответствует Законам жизни, а не писаным законам. Законы же обязательны для всех и не знают исключений. Так каковы же эти Законы в плане отношений между людьми?

Раньше появился сотрапезник, который был в то же время товарищем по охоте, сотрудником, или родина? И кто ближе человеку: сотрудник, с которым он общается каждый день, или брат, который может быть, и живет в совсем другом месте? Конечно, сотрапезник, сотрудник. Что значит для нас еда? Еда - это жизнь! Поэтому сотрапезник - это человек, помогающий нам выжить. И если я сделаю подлость человеку, у которого я ел, то я автоматически становлюсь предателем.



Поэтому я для себя сделал правилом не сидеть за столом с человеком, с которым нахожусь в конфронтации. И наоборот, если случилось так, что я у кого-то в гостях, то я против него уже никогда не выступаю. При неопределившихся отношениях с человеком я сажусь с ним за стол, чтобы потом не стать предателем.

Прав был Данте, что предательство родных считал самым легким. Да и в народе говорят, что не та мать, что родила, а та, что воспитала и выкормила. И трижды прав Данте, что наиболее высокую кару определил предателям Учителя, ибо Человеком становятся благодаря Учителю. И если у тебя разногласия с Учителем - уйди от него, но не выступай против.

Мои научные работы связаны с проблемой судьбы. Один из основных моментов здесь - треугольник судьбы, описанный Карпманом. Если человек попал в сценарий, то жизнь его идет по этому треугольнику, где его роли меняются. Каковы же эти роли? Это роли Преследователя, Избавителя и Жертвы.

Ко мне на прием пациент или клиент приходит в роли Жертвы. Возврат к счастливой жизни может наступить только в том случае, если он научится строить равноправные отношения с людьми. Тогда он избежит роли Преследователя и Избавителя, что с психологической точки зрения одно и то же - общение со знаком превосходства над партнером. Если начальник преследует подчиненного, то последний, если наберет силу, станет преследовать начальника, который из Преследователя превратится в Жертву.

Судьба Избавителя аналогична. Если родители в процессе воспитания избавляют своих детей от трудностей, то последние будут сидеть у них на шее, и родители станут Жертвами. Из этих рассуждений вытекает правило:

Не преследуй и не избавляй, и тогда тебя никто не предаст, и ты никого не предашь.

Многие терпят издевательства над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет.

Данте глубоко подметил, что «едва предательство душа свершила… вселяется тотчас ей в тело бес, и в нем остается, доколе срок для плоти не угас». Кроме того, ни один предатель не осознает, что он предатель.

Обычно предатель объясняет свой поступок интересами дела. Дескать, он выступает против Учителя не из желания причинить ему вред, а потому, что идеи его уже устарели, его деятельность является тормозом для дела и т. п. Предатель, для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности, «доколе срок для плоти не угас».

Несколько слов о личности предателя

Предатели бывают активные и пассивные. Роднит их то, что у них нет своего дела, они живут за счет творческих личностей. Кто бы знал об Иуде, если бы не было Иисуса Христа? Таким образом, предатель всегда вторичен.

Итак, не хочешь стать жертвой предательства, не заводи преданных людей, приобрети иммунитет к восхищению. Не избавляй, но и не преследуй. А как самому не стать предателем? Ведь предательство бывает осознанным и неосознанным. Но расплата в обоих случаях одинакова. Ведь когда Иуда осознал, что он предатель, он удавился.

Предательство партнера по общению обычно начинается с сомнений. «Сомнение предательству равно», - гласит восточная мудрость.

Я знаю одного руководителя, который никогда не берет к себе на работу сотрудников, которые в нем сомневаются. И это абсолютно правильная позиция. Ведь если я сомневаюсь в человеке, то, следовательно, вижу или предполагаю у него наличие таких черт, которые меня не устраивают. И какая разница, есть ли они в самом деле или нет, я-то веду с ним себя так, как будто они в нем есть, это постоянный источник ненужных тревог и волнений. Не лучше ли сразу отказаться от общения?

Я своим слушателям всегда говорю примерно следующее: «Если вы сомневаетесь, ходить ко мне на лекции или не ходить, то не ходите. Если в другом месте вам будет хорошо, я буду рад за вас. Но если там вам будет плохо, ваша душа будет со мной. А потом она приведет и тело». В свете вышесказанного ясно, что если при принятии жизненно важных решений возникают сомнения, то лучше отказаться от намерения (например, строить семью с данным человеком).

Но если уже общение началось, то доверять надо безраздельно и без сомнений. Следование этому правилу привело к тому, что сейчас у меня врагов в ближайшем окружении нет. Мне могут возразить, что я заблуждаюсь. Что ж, может быть! Но это лучше, чем не иметь врагов, но думать, что они есть.

Ведь если я живу с чувством, что у меня нет врагов, то плохо мне бывает только в тот момент, когда мне делают пакость, а если я сомневаюсь в своих друзьях, мне плохо всегда.

Я даже научился использовать свою доверчивость. Начиная какие-либо дела с новым партнером, я безраздельно ему доверяю. Тем самым на недобросовестного человека я произвожу впечатление простачка, и он меня обманывает. Но ведь первое дело всегда незначительное!

Так у меня образовалась «картотека» людей надежных и ненадежных. А это уже неплохой капитал! Кроме того, появляется возможность сотрудничать с надежными людьми, в которых я уверен. И если что-то не получается, то я знаю, что все дело в обстоятельствах, В общем, как говорил Расул Гамзатов, «не вини коня, вини дорогу».