Презентация по чтению на тему:"Богатырь - герой русских былин".

В Руслане и Людмиле» интересно изображены эпизоды битв, описание поля, покрытого мертвыми костями, богатырской головы. Ради любви мужчины способны на все, что угодно. Вот и наш Руслан» - богатырь ездит; ищет свою супругу по свету. Руслан - типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих печенегов, живо напоминает подвиг Ильи Муромца:

  • ...В одно мгновенье бранный луг
  • Покрыт холмами тел кровавых,
  • Живых, раздавленных, безглавых...

Кроме сказочно-былинного содержания поэмы, новостью был и самый ее язык - свободный, простой, близкий простому народному языку. Такой, например, разговор Руслана с головой:

  • ...Чего ты хочешь от меня?
  • Нахмурясь, голова вскричала,
  • Вот гостя мне судьба послала!
  • Послушай, убирайся прочь!
  • Я спать хочу, теперь уж ночь,
  • Прощай! Но витязь знаменитый,
  • Услыша грубые слова,
  • Воскликнул с важностью сердитой:
  • Молчи, пустая голова!
  • Слыхал я истину бывало:
  • Хоть лоб широк, да мозгу мало!
  • Я еду, еду, не свищу,
  • А как наеду, не спущу!...

Последняя фраза, напоминающая народные присловья, настолько соответствует законам народной речи, что она перешла из поэмы Пушкина в народную поэзию. В народной драме «О храбром воине Анике», записанной через сорок лет после Руслана и Людмилы», Аника говорит своему противнику:

  • А я хочу с тобою биться,
  • На вострой сабле расходиться
  • И на меч-кладенец и на вострое копье
  • Ну расходись...
  • Вот я еду, не свищу,
  • Ну наеду - не спущу...

Пушкинская поэма изобилует такого рода народными выражениями. Вот, например, как обращается Руслан к Черномору:

  • ...Лети хоть до ночной звезды,
  • А быть тебе без бороды!...
  • Теперь ты наш; ага, дрожишь!
  • Знай наших...»

В зависимости от обстоятельств иногда и автор сам прибегает к простой речи: ...Бояре, задремав от меду, С поклоном убрались домой...» Или еще: ...И в снег с размаха рокового Колдун упал - да там и сел...». По замыслу поэта Руслан и Людмила» - героическая поэма, подводящая итоги патриотических настроений 1812 года. В образе Руслана, хотя еще не совсем полно, намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость. Победа Руслана над Черномором изображается как торжество русской силы».

Смирись, покорствуй русской силе!»

восклицает Руслан во время боя.

  • ...Но ты велишь, но ты любила
  • Рассказы прежние мои,
  • Преданья славы и любви...

Преданья славы и любви» - вот основной предмет поэмы по собственному определению Пушкина. Он имел полное право сказать, что взял свою сказку», как он называл Руслана и Людмилу», из того сказочного мира, где русский дух», где Русью пахнет».

  • Там русский дух...
  • Там Русью пахнет!
  • И я там был, и мед я пил;
  • У моря видел дуб зеленый;
  • Под ним сидел и кот ученый,
  • Свои мне сказки говорил.
  • Одну я помню; сказку эту
  • Теперь поведаю я свету...

Эта сказка совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.

Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир. Все были очарованы, увлечены мощными звуками этой неслыханной ранее поэзии» - так говорил о значении Пушкина в русской литературе Н.А.Добролюбов. На протяжении всей своей творческой жизни поэт не раз обращал пристальный взгляд на события собственной жизни и окружающего мира. Результатами этих наблюдений явились замечательные педагогические находки и открытия. Пушкин не изобретает ничего нового, а лишь еще и еще раз обращает внимание на те или иные аспекты поведения, поступки; на правах старшего дает полезные и умные советы, отвечает на многие волнующие нас вопросы.

За два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в «литературное наследие» по определению Ю.М.Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим

У лукоморья дуб зеленый;…
И тридцать ВИТЯЗЕЙ прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;…
Там русской дух... там Русью пахнет!
А.С. Пушкин. Руслан и Людмила

Арабский дипломат Ахмед ибн Фадлан в 922 г. побывал в Волжской Булгарии, по результатам своей поездки он написал книгу «Записка», в которой изложил некоторые сведения о руссах. «Он (Ибн-Фадлан) сказал: к порядкам (обычаям) царя русов (относится) то, что вместе с ним в его замке (дворце) находятся четыреста мужей из (числа) БОГАТЫРЕЙ, его сподвижников».

Термины «богатырь» и «витязь» сходны по-своему содержанию, оба указывают на физически сильного, рослого, храброго воина, удачливого в военных делах и в совершенстве владевшим воинским искусством, однако есть и некоторые расхождения. Деятельность богатыря в былинах имела патриотический характер - защитник народа от врагов и фантастических чудовищ, витязь же, как бы разрядом пониже – просто сильный и умелый воин. Эпос идеализирует богатырей (хотя летописи отмечают их только как физически сильных воинов), гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжелую походку, оглушительный голос т.д.

* ЭСБЕ считает, что: «Само слово "богатырь" является в первый раз в книге Серницкого (найти не удалось), изданной без обозначения места в 1585 г. п. з. "Descriptio veteris et novae Poloniae cum divisione ejusdem veteri et nova" (Описание старой и новой Польши, с разделением старого и нового), где говорится: "Rossi... de heroibus suis, quos Bohatiros id est semideos vocant, aliis persuadere conantur"» (Росси... из его героев, которых Bohatiros, что называется полубогами, другие пытаются убедить).

Термин «богатырь» фиксируется под 1136 г. в Никоновской летописи (закончена ок. 1560 г.): «Ивана Данилова богатыря славного убиша»; здесь же «мужей сильных и храбрых». Таким образом, категория богатырь - высшая, а витязь попадает под определение - муж сильный и храбрый. Необходимость выделения образов богатырей-героев и храбрых воинов связана с военно-политической обстановкой в послемонгольский период – период объединения русских земель вокруг Московского княжества при Иване III и Василии III.

1) Существующая этимология

А) Википедия

Витязь - древнерусский воин, богатырь. «По одной этимологии, немецкого языковеда Фасмера, слово «витязь» происходит от древненорвежского «vikingr»(викинг). В славянских языках скандинавский суффикс «-ing» переходил в «-езь» («князь», «колодезь», «пенязь» и т. д.), так что восточные славяне произносили слово «vikingr» как «витязь». Выдвигались различные гипотезы об происхождении нерегулярного интервокального -t- из *-k-.

По другой этимологии, польско-чешско-лужицкие исследователи А. Брюкнер, К. Махек и Х. Шустер-Шевц по хронологическим и фонетическим причинам считают слово исконно-славянским. Последний исследователь выводит слово, как древнее обозначение «конного воина», из слав. *vitь «добыча, трофей», ст.-слав. възвить «польза, выгода, прибыль, барыш»».

Разве можно к этой «этимологии» относиться серьёзно, а ведь укоряют «дилетантов» за подобное истолкование.

Б) Викисловарь

Корень – нет. Значение: трад.-поэт. храбрый, доблестный воин.

Этимология по Максу Фасмеру

«Происходит от праслав. *vitezь, от кот. в числе прочего произошли: укр. витязь, др.-русск. витязь, болг. витез, сербохорв. витез, сербск.-церк.-слав. витяѕ|?|ь, словенск. vitez, чешск. vitez, словацк. vitaz, польск. zwyciezyc «победить», в.-луж. wicaz «герой», «крестьянин, арендатор». Следует также обратить внимание на ср.-в.-нем. Witseze «rustici» (с XI в.) и ср.-лат. withasii «вид наследного воинского сословия всадников у гломачей в Мейсении». Др.-прусск. witing (с 1299 г.) «служилое дворянство» предположительно заимств. из польск. Слав. *vitezь, несомненно, заимств. из герм. *viking-, др.-исл. vikingr. Стар. *vicezь могло дать в результате диссимиляции *vitezь (ср. ц в церковь, цата и др.). Англос. viking известно начиная с VIII в.; засвидетельствовано также фриз. witsing. Труднее определить путь заимствования.

Сканд. этимология не объясняет распространения слова в сербохорв., а также -dzь при наличии варяг, колбяг, буряг. Указывают на тождество англос. Wicingas с эрулами, которые предпринимали набеги начиная с III в. и лишь в VI в. были оттеснены датчанами. Наряду с этим возможно предположение, что слав. слово было распространено лангобардами или варнами. Герм. слово связано с др.-сакс. wik «жилье», др.-в.-нем. wich - то же. Согласно Бьёркману, местом его первого появления был Litus Saxonum «Саксонский берег». Оно древнее эпохи викингов в собственном смысле слова. Рум. viteaz заимств. из слав., но не из укр. ввиду i (на месте у). Неубедительно объяснение слав. vit|ezjr| из др.-исл. hvitingr «светловолосый, знатный», которое сближается с англос. Witland «западная Самбия». Оно не учитывает распространения слова в в.-луж., сербохорв. и в Мекленбурге; ср. фам. Vitense».

2) Применение термина в русском языке

А) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М. 1975
Витязь (витезь). Воин из дружины князя, охраны короля. «Латына бестудие въземше от худыхъ римлянъ, а не от витязЪи» Пересл. Лет. «кои ранен спереди, тому честь велию даваше и витязем его учиняше», Пов. о Дракуле, 1490 г. || Отважный воин, богатырь. Храбрый витез(ь). Бова. XVII в.

Б) Национальный корпус русского языка

Термин «витязь» применялся в русской литературе XIX-XX вв., в 1812 году достиг максимального значения, затем резкое падение почти до минимума в 1828 году, с этого периода небольшой рост, очевидно связанный с литературной деятельностью Пушкина, Лермонтова и др. до 1835 года. С 1847 года и по настоящее время употребляется в литературе редко.

* Александрия (1400-1500)

«На всякий же день мастеры его оружие коваху в цело оружие по 4 ста витязь. …
И сия рекъ въскоре отпусти ихъ и листъ отписа к Дарию, писан сице: "Александръ витязь, македонский царь, сынъ Филипа царя, матери царицы Алимъпияды, Дарию, царю перскому!».

* Ф. И. Буслаев. Русский богатырский эпос (1887): «Где бы следовало сказать богатырь, мы читаем то кмет (в «Слове о полку Игореве»), то витязь (в летоп.)».

В) Словарь Владимира Даля

ВИТЯЗЬ м. храбрый и удатливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, богатырь.
Витязной ветер, волжск. сильный, очень свежий (вытяжной?).

«Витязь, (от древненемецкого Witing). В различных славянских языках оно обозначает победителя, смельчака, рыцаря, богатыря и особенно часто повторяется в русских народных сказках, где всегда обозначает доброго и храброго молодца».

3) Обобщение и вывод

* Очевидно, что приведенная выше этимология термина «витязь» носит гадательный характер и не отвечает действительности – образу смелого и доблестного воина. Слово применяется в литературе с XV века исключительно в светских исторических произведениях.

* Словарь русского языка XI-XVII в. увязывает термин «витязь» с популярным в XV-XVIII вв. рыцарским романом о Бове-королевиче (в России со 2 пол. XVI в.). В еврейской литературе на идиш также известен этот роман под названием «Бове Бух», 1507 г.: «Возникли и жанры, не имевшие аналога в литературе на древнееврейском языке, - исторические песни и стихотворные романы, в т.ч. роман о Бове из Антоны (1507), вариант общеевропейского рыцарского романа Бевис Хэмптонский (в русском переложении - Бова Королевич), итальянскую версию которого вольно переложил на идиш Элияху Бахур Левита». Левита, Илия - грамматик, масорет и поэт (1468 г., Германия - 1549 г., Венеция), его перевод «Бове Бух» был очень популярен еврейских общинах, в т.ч. и в Польше (отмечено в источниках).

Очевидно, что термин «витязь» сформировался не на «поле брани», а в среде средневековых писателей, переводчиков и переписчиков рыцарских романов – популярное чтение в среде грамотных людей того времени. Скорее всего, термин является составным (искусственным), содержит характеристику сильного, смелого, храброго и доблестного воина. Соответственно нам необходимо искать указанные значения в библейских образах и терминологии иврита; т.к. сознание средневекового человека было религиозным.

4) Терминология иврита и библейский образ

В годы Второй мировой войны психологи выяснили, что только один солдат из четверых в бою действует активно, активность и пассивность во время боевых действий, по мнению психологов, зависит от врожденных психических качеств людей. Утрата боеспособности (психотравмы) во время боевых действий выводят из строя сотни тысяч солдат. В современных массовых армиях созданы и работают специальные системы профессионально-психологического отбора, которые помогают распределить солдат по военным специальностям в зависимости от их психических качеств.

* Втор. 20: 1-8: «Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, … 8. И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце».

Итак, в библейский период учитывали сопротивляемость солдата (его устойчивость) к гиперстрессовым состояниям, в психической организации человека выделяли определенные качества – боязлив (робость, опасается принимать волевые решения), малодушен (слабость характера, трусость, недостаток силы воли). Термин «витязь» необходимо должен характеризовать воина именно на устойчивость к стрессу во время боя, т.е. витязь – обладатель СИЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, способен вынести все ужасы и тяготы войны, повести за собой воинов и выполнить боевую задачу.

А) Терминология
Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни – ВИТЯЗЬ (ВИТЕЗЬ) = ВИТ+ЯЗЬ; у нас моментально проявляется один из корней иврита АЗ сильный, могучий, крепкий, следовательно, следующий корень иврита должен указывать на характер.

ВИТ = прочитан наоборот (как в иврите) – ТИВ качество, свойство характера, отношение, характер, сущность (поздний, талмудический термин).

ВИТ+ЯЗЬ = ВИТ – ивр. ТИВ качество, свойство характера, отношение, характер, сущность + АЗ сильный, могучий, крепкий.

Воин с сильным характером (структура постоянных психических свойств, определяющих поведение личности).

Б) Библейский образ

* Бытие 39:3: «Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества (АЗ)».

* Исаия 25:3: «Посему будут прославлять Тебя народы сильные (АЗ); города страшных племен будут бояться Тебя».

* Числа 13: 28: «но народ, живущий на земле той, силен (АЗ), и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых (великаны) мы видели там».

Таким образом, мы ответили на все вопросы философии составного термина «витязь» - кто это, какими характеристиками обладает, для чего предназначен, когда впервые упоминается и при каких исторических условиях, какова связь образа с графикой и фонетикой, что послужило основанием (образ) и какой метод использовался при формировании понятия? Слово «витязь» однозначно принадлежит к библейскому образному миру и терминологии иврита.

Цветова Елена

Научно-исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 г.ПАВЛОВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Кто он, настоящий богатырь

ГУМАНИТАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РНПК

СЕКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Работу выполнила

Цветова Елена Вячеславовна,

ученица 9Б класса, 15 лет.

Научный руководитель

учитель русского языка и

Литературы МБОУ СОШ №7

Морозова Лидия Николаевна

г. Павлово, 2014

1. Введение_____________________________________________________стр.2

2. Основная часть_______________________________________________стр.4

  • Былина и ее герои ____________________________________________стр.4
  • Образы богатырей в творчестве А. С. Пушкина._________________стр.5
  • Богатырская тема в произведении М. Ю. Лермонтова.____________стр.6
  • Богатырские образы в произведении Н.В. Гоголя.______________стр.7
  • Образы богатырей в литературе о Великой Отечественной войне.____________________________________________________стр.9
  • Образы богатырей в Российской мультипликации.______________стр.10
  • Кого вы считаете настоящими богатырями?____________________стр.12
  • Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны?_____________________________стр.13
  • Итоги анкетирования._____________________________________стр.13

3. Заключение _________________________________________________стр.15

4. Литература _________________________________________________стр.16

5. Приложения_________________________________________________стр.17

Введение.

«Все начинается с детства…» - привычная для нас крылатая фраза. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то сказки и былины, факты и события. Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры богатства, которые возбуждают в нас чувство национальной гордости. Таким богатством являются и былины – особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания, главными героями которых являются богатыри. Да, с давних времён прославлялась сила и смелость богатырская. Много написано произведений о подвигах и сражениях мастерами слова в последующие эпохи. Художники на своих полотнах старались передать образы защитников родины. Телевидение, как наиболее распространенный в настоящее время вид искусства, также влияет на формирование чувства патриотизма у молодого зрителя.

Так что мы видим с экранов телевизоров? Значительно ли отличается увиденное от произведений других видов искусств? Как трансформировался образ защитника-богатыря? Именно на эти вопросы я попыталась ответить в своей работе.

Объектом моего исследования стали тексты былин и художественной литературы последующих эпох, мультипликационные фильмы о богатырях XXI века.

Гипотеза: допустим, что разные произведения, относящиеся к различным видам искусства и созданные в разное время, влияют на формирование образа богатыря по-разному.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить образы богатырей, созданные писателями и мультипликаторами, сопоставить эти образы, определить их сходства и различия, выявить отношение к данным образам у людей нескольких поколений.

Актуальность этой темы однозначно велика, так как от того, насколько сформировано патриотическое чувство у молодого поколения, напрямую будет зависеть состояние нашего общества. Так что задача воспитания детей с позитивными гражданскими ценностями – это насущный вопрос.

В теоретической части работы я рассмотрела образы главных героев-богатырей, созданные в былинах и произведениях художественной литературы XIX-XX веков, а так же в мультипликационных фильмах начала XXI века.

В практической части описан ряд исследований, проведенных мной: чем отличаются богатыри художественной литературы от образов, созданных мультипликаторами, чему учат нас былины, каким представляют богатыря мои ровесники, можно ли отнести к богатырям героев Великой Отечественной войны.

В ходе работы мной использовался комплекс методов исследования: изучение теоретических источников, текстов произведений, сравнительный метод, социологический опрос сверстников, анкетирование учащихся и педагогов школы, обобщение полученных знаний.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы могут быть использованы на уроках литературы, МХК и ИЗО при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.

О новизне темы можно поспорить. Я не берусь утверждать, что тема моей работы нова и никто до меня ее не разрабатывал. Но неоспоримо одно: необходимо формировать образ героя-защитника своего государства, воспитывать чувство уважения к русским воинам, желание им подражать.

Основная часть.

Былина и ее герои.

У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией. Русский народный эпос – былины . Эти эпические песни, сложенные в Древней Руси, отражают историческую древность, относящуюся главным образом к XI-XVI векам. Раньше они назывались старинами, старинушками, старинками. Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым. Своё название былина получила от слова «быль», указывающего на то, что былины повествуют о событиях далёкого прошлого. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Героями былин являются богатыри.

А кто такие богатыри? В одном из словарей читаю: БОГАТЫРЬ (м. татарск.) - человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.

Самый популярный и любимый русский богатырь – Илья Муромец. В нем выделяются черты героя из простого народа, это особенно заметно в социальных конфликтах, которые можно заметить в былине «Илья в ссоре с Владимиром», в начале былины «Илья Муромец и Калин-царь». Былин, где упоминается Илья Муромец, в русском фольклоре чрезвычайно много. Расположенные в определенной последовательности, они поэтически воссоздают полную «биографию» богатыря: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Святогор», «Илья и Соловей Разбойник» и т.д. Все они воспевают могучего, мудрого, бескорыстного устроителя и хранителя земли русской, руководствовавшегося в своих действиях только народными интересами.

Добрыня Никитич - второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу; иногда и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня - самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Алёша Попович - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович - сын ростовского попа Леонтия. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость.

Былины, посвященные Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей. Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи: уважение к старшим, к патриархальным традициям жизни и быта крестьян, бескорыстие при выполнении долга.

Образы богатырей в творчестве А. С. Пушкина.

Также силу и нравственный мир богатырей воспевает в своих произведениях знаменитый писатель и поэт А.С. Пушкин. Он показывает своих богатырей стойкими, мужественными, готовыми на всё не только ради родной земли – матушки, но и любви к женщине.

Именно таким выступает для нас Руслан из поэмы «Руслан и Людмила». Он выдержал все испытания судьбы, прошёл огромные расстояния и все-таки дошёл к своей возлюбленной.

Таким образом, мы видим, что А.С.Пушкин воспевает в своём творчестве истинный героизм богатыря, который измеряется не силой мышц, а силой сердца. Эта тема перекликается с темой былин о богатырях в народном творчестве, так как подвиги совершались былинными богатырями и по зову сердца.

Богатырская тема в произведении М. Ю. Лермонтова.

Богатырский дух воспевается в творчестве М.Ю. Лермонтова. Например, в стихотворении «Бородино» изображён главный герой отечественной войны – народ. В этом стихотворении богатырский дух раскрывается на войне. Воспоминания старого солдата, волнующие его душу, о тех днях говорят, о русском боевом и настойчивом духе:

« …Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы! »

в этих стоках хорошо описаны вспоминания старого солдата о его погибших товарищах и сложной судьбе.

«…Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел….»

по этому отрывку можно сказать, насколько тяжёлым был бой для русского солдат.


«…Вот смерклось.

Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…»

эти же строки, дают понять силу и храбрость русского духа, способность людей на самопожертвования ради свободы и русской земли.

Итак, мы видим, что стихотворение «Бородино» перекликается данной тематикой с устным народным творчеством. В стихотворении М.Ю.Лермонтова особое внимание уделяется теме духовного роста народе.

Богатырские образы в произведении Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь также наделяет своих героев в произведении «Тарас Бульба » богатырской силой духа.

Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Он представляет перед читателем как личность незаурядная, и в то же время он частица своего народа – запорожских казаков. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия.

Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.

Идея пламенного патриотизма, несгибаемого мужества, неодолимости «русского товарищества » пронизывает всё повествование.

Образы богатырей в литературе о Великой Отечественной войне.

Эту же тему продолжают писатели и поэты ХХ века. Они доказывают своими произведениями, что богатырский дух присущ всегда нашему народу, во все времена.

Одним из писателей, обратившихся к теме русского духа, был и А. Т. Твардовский. Опираясь на личный опыт, он показал в поэме « Василий Тёркин» героизм русских солдат. Стержнем поэмы является образ главного героя – рядового Василия Тёркина. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата:

Тёркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда,

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и каждом взводе…

Образ Тёркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрывается нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность совершить подвиг в любой момент.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжелый ратный труд – и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслоняясь от смерти чёрной только собственной спиной…». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат.

В образе Тёркина Твардовский показывает лучшие качества русского характера – смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать – земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше,

И желанней сердцу нет…

Именно в защите Родины, жизни на земле видит поэт предназначение своего героя, воина-богатыря – простого русского солдата.

65 лет отделяют нас от Великой Победы над фашизмом. Истинные герои, которых мы будем помнить – наши ветераны. А разве они не являются богатырями земли русской? Богатырями, отстоявшими великую Русь?

Образы богатырей в Российской мультипликации.

Давно назрел вопрос о создании отечественных мультфильмов для юного зрителя на тему героического прошлого нашей страны. И вот свершилось: первыми полнометражными анимационными лентами нового времени можно назвать мультфильмы о русских богатырях: «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»(2006), « Илья Муромец и Соловей-Разбойник » (2007), « Три богатыря и Шамаханская царица » (2010) , « Три богатыря на дальних берегах » (2012), « Три богатыря и Юлий Цезарь » (2014).

Создание художественных произведений для детей на основе народных былин - задача достойная. И на первый взгляд кажется, что новые картины продолжают старые традиции советского анимационного кино и даже идут вперед: с первых кадров на экране мелькают золотые маковки церквей, появляются краснощекие девицы в сарафанах, звучит былинный стих про непобедимую Русь-матушку. Вроде бы можно звать детей и смотреть семейное кино, уютно устроившись в кресле, но, как водится в сказке, не тут-то было...

Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами. Таким образом «идеальный образ» разрушается и на стыке двух несовместимых вещей, возникает комический эффект. Богатырь становится «смешным».

Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса - символ мужской силы. У него во всем обнаруживается явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами. В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, «хотел как лучше, а получилось...».

Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон "мультипликационного" богатыря: "Я понятно объясняю?", "Упал - отжался". Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет на дальней заставе. У него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет «любой каприз». Вспомните, в былинах женщине отводится скромное место - она лишь верная спутница богатыря.

В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие «богатыри» многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой - образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, "ментами", "братками", которые удивительным образом похожи на "новых русских богатырей".

Тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба-яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже светлейший князь Владимир. Из-за своей алчности эти «герои» попадают в нелепейшие ситуации, но быстро просят прощения - и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям».

Посмотрев мультфильмы, задаёшься вопросом: а могут ли такие «богатыри» воспитать чувство патриотизма, быть идеалом защитника земли русской?

К сожалению, кино сегодня из всех видов искусств является самым доступным. Особенно в провинции, где до театров и музеев не доберешься, а книги современная молодежь читать не любит. В этой ситуации псевдонациональные мультфильмы воздействуют на сознание огромного количества детей, превращая их в потенциальных зрителей разных юморин, которым судьба страны совершенно безразлична.

Кого вы считаете настоящими богатырями?

Именно с таким вопросом я обратилась к своим друзьям в социальной сети «В контакте». Для выбора предложила образы, созданные В.М.Васнецовым и мультипликаторами студии «Мельница». (Приложение №1) Ответы приятно удивили: 100% опрашиваемых выбрали образы, созданные художником В.М.Васнецовым.

Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны?

Такой вопрос тоже был представлен в открытом голосовании на странице «В контакте» (Приложение №2). Большинство проголосовавших согласны со мной в том, что герои войны, как и богатыри, являются защитниками своей земли.

Итоги анкетирования.

В ходе исследования мной было проведено анкетирование детей младшего школьного возраста, одноклассников, родителей и учителей школы. Я пыталась понять, есть ли отличия в понимании образа богатыря у людей разных возрастов.(Приложение №3)

  1. (Приложение№2)

Большинство детей младшего возраста считают, что это герой кинофильмов.

Подростки ответили, что это герой былин и произведений живописи, но большее количество знает о богатырях из мультфильмов.

Взрослые же знают о величественных подвигах богатырей из литературных произведений. Также слово «БОГАТЫРЬ» знакомо им по фильмам, картинам. В меньшей степени, понятие «БОГАТЫРЬ» связывают с музыкой, скульптурным искусством.

  • Дети представляют богатырей могучими, умным, храбрым
  • Подростки считают богатырей смелыми, мудрыми, сильными
  • Взрослые люди склонны к тому, что богатыри сильные, смекалистые, добрые.

Ответы таковы:

  • Для детей -герои мультфильмов, сильных людей;
  • Для подростков- супер-герои, герои мультипликаций, герои войны;
  • Для взрослых – люди, совершившие подвиг, спортсмены, защитники Отечества.

Заключение

По результатам социологических опросов и анкетирования можно сказать, что у молодого поколения сформировалось правильное понятие о богатыре- защитнике своего Отечества, несмотря на то, что это поколение наиболее подвержено влиянию телевидения. Ему также свойственно чувство любви и привязанности к своей культуре, своему народу, гордости за историю и силу Руси, уважение к русским воинам, желание им подражать.

В ходе написания учебно-исследовательской работы я познакомилась со значением терминов «былина» и «богатырь», проследила трансформацию образа богатыря в литературе от былин до произведений о Великой Отечественной войне, рассмотрела трактовку этого образа в современном виде искусства-мультипликации.

Для этого мной был использован комплекс методов: изучение теоретических источников и произведений художественной литературы, сравнительный метод, социологический опрос сверстников, анкетирование учащихся и педагогов школы, обобщение полученных знаний.

Мною была определена практическая значимость работы, которая заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы могут быть использованы на уроках литературы и МХК при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.

Я предполагаю, что продолжу свои исследования, предметом которых станут полотна русских художников, обращавшихся в своем творчестве к богатырской теме.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3 Анкетирование.

Вопрос №1 Закончи фразу: «Богатырь-это герой …»?

Вопрос №2 Каким вы представляете богатыря? (назовите три прилагательных к ним)

Вопрос №3 Кого из современников вы бы назвали богатырём?

Буквально за пару дней До, мне во время дискуссии, с участием достопочтенного и уважаемого мною лично камрадом "Корсар5912", настоящего его имени, к сожалению, не знаю (в его регистрации - Николай), для заполнения паузы-раздумья, мне в личку была накинута вот эта фраза:

А нас бы рабыни родили.

Никогда ранее я НЕ встречался с Этими строчками, знаю это точно, ибо запомнил бы их, примерно, конечно, но запомнил бы смысл, а тут строчки есть, а в памяти - пусто, девственно чисто. Нет никаких ассоциаций, и всё тут, но строки то есть, рефлексия по ним есть, а воспоминаний нет.....меня зацепило речёное, дюже зацепило....и расположение части в общем тексте под номером 42...не меньше поразила, не часто встречаются мне такие объемы, тем более стихотворые....

Конечно, я не мог пройти мимо, прочесть и забыть..... и не попросить, но попросил, при первой возможности, если это возможно, прислать мне Это произведение - полностью.

Вот оно - принимайте, без моих правок, именно так, как оно мне пришло, здесь только форматирование под требование Нашего КОНТа:

Съезжаются гости на праздничный пир

Встречают их князь и княгиня,

Для ристарей храбрых устроен турнир,

Чтоб славить Перуново имя.

Так звались ристалища витязи встарь,

Со временем сменится слово,

И рыцарем станет старинный ристарь,

Не крали мы званья чужого.

Померятся воинской сметкой бойцы

И крепостью рук и проворством,

Пред ликом Перуна они все равны,

Нет чести в хвальбе благородством.

Отважным ристалище славу даёт,

А трусам не место на поле,

И мчатся могучие кони вперед,

К победе, по собственной воле.

Ударили копья в червлены щиты,

Как гром среди ясного неба,

И тем, кто в седле удержаться смогли,

В бою достаётся победа.

Сверкают и свищут тупые мечи,

И мнутся стальные кольчуги.

И в щепки разбиты с оковкой щиты,

И шёлковы рвутся подпруги.

Забава не бой, все свои, нет врагов,

И мир после боя заключат,

И место найдётся для всех за столом,

И честь все в награду получат.

Венчают достойных дубовым венком,

От предков в Руси так ведётся,

Кто вышел на поле с копьём и мечом,

Тот рыцарем храбрым зовётся.

Столы накрывают, закусок не счесть,

Есть пиво, и брага, и вина,

И меды стоялые, крепкие здесь,

Зажарила туров дружина.

Чурило Пленкович, Боян, Еруслан,

Добрыня, Горыня, Полянин

И витязь Роланд из неведомых стран

Пьют вина и мёды из братин.

Вдруг топот раздался, дворец задрожал,

Как будто идут великаны,

И радостно конь богатырский заржал,

И вновь зазвенели стаканы.

Князь встал, загорелись тревогой глаза,

Взошёл богатырь небывалый,

Изрублена, в пятнах кровавых броня,

К столам он подходит устало.

Все смолкли, с тревогою ждут новостей,

С кем в битве гигант задержался?

Но молча взглянул богатырь на гостей

И ропот в хоромах поднялся.

Князь молвил: - Поведай же нам, Святогор,

Где был ты и с кем там сражался?

Ковш квасу гость выпил и губы утёр,

Спешил на ристалище я с Рубежей,

Но дым хат горящих увидел,

Наехал неведомый враг на людей,

Таких харь я сроду не видел.

Ну, я, ясно дело, заехал в сельцо,

Три сотни ужасных уродов

Втоптал мимоходом и в пыль, и в жнивьё,

Чтоб не было снова поджогов.

И встретился в поле я с главным врагом,

С такими еще не встречался,

Сидел без стремян, без седла он верхом

И чудным оружием дрался.

Махал, без удержу, коротким копьём,

Меч там, где перо полагалось,

Но я-то не сразу смикитил о том

И мне не на шутку досталось.

Он мне надоел, суетливой вознёй,

Его по макушке «поздравил»,

К седлу привязал и скоренько живьём,

На княжье подворье доставил.

От хохота княжеский вздрогнул дворец,

Народ посмотреть весь поднялся,

Кто этот несчастный, безумный глупец?

Кто с Храбрым Егорием дрался?

Висел у седла здоровенный,

Глаза словно узкие щели,

Огромные скулы, растянутый рот,

Хвостами косички висели.

И начал визжать он, калеча слова:

Моя хан вас смертью накажет,

Немедленно, вы, опускайте меня

Или всех казнить вас прикажет.

Князь кончил смеяться и слезы утёр:

Ну, брат, Святогор, позабавил,

Но надо узнать, кто же он этот вор,

Которого к нам ты доставил.

Откуда он взялся, и как он посмел

К нам с наглым разбоем явиться?

Нарочно, наверное, хан захотел,

Такого красавца лишиться?

Ты кто? Отвечай, иль получишь плетей,

У нас ведь разбой не в почёте.

Откуда пришли? - говори без затей,

И как себя сами зовёте?

В степи на востоке живёт мой народ,

Зовём мы себя господами

Кто нам не покорен, тот страшно умрёт,

А к вам мы явились врагами.

Нас тысячи тысяч в бескрайней степи,

Развеем мы вас, как солому,

Рабами для нас вы на свет рождены,

Забудете скоро свободу.

Отнимем у вас мы и жён и детей,

И землю мы эту присвоим,

Которую нынче зовёте своей,

И наши кибитки построим.

Князь рёк: - Не визжи, я услышал тебя.

Не слишком ли много хотите?

Немало к нам лезло такого зверья,

Вы шкуры свои сохраните.

Нельзя, не поймав, и гуся ощипать,

Мы, русичи, битв не боимся,

Отпустим тебя мы войска собирать.

И, коль не сбежите, сразимся.

Дружина к походу готова всегда,

И к рыцарям князь обратился:

Другая забава нам, братья, нужна,

Враг под руку сам подкатился.

Походным порядком сомкнулись полки,

Доспехи, на солнце сверкают,

Под знаменем витязи с песней пошли

И кони под ними играют.

Шли предки за землю свою воевать,

За бабьи не прятались спины,

За землю родную до смерти стоять

Обязанность наша, мужчины.

Кочевники в поле кишат саранчой

И машут кривыми мечами,

Стальною стеною шёл витязей строй,

И поле покрылось телами.

Но тучами стрелы свистят по степи,

Враги и сильны и свирепы,

Усталые руки не держат мечи,

И как далеко до победы.

Один против трёх, нелегко воевать,

И жажда томит, и усталость,

Непросто под княжеским стягом стоять,

И мало надежды осталось.

И громко к Перуну воззвал Святогор:

Дай силы нам, Молниерукий,

Не выдать Отчизну врагу на разор,

Остались там дети и внуки.

Поддержку Перуна душой ощутив,

В атаку рванулась дружина,

Усталость и раны, на время забыв,

Сметая врага, как лавина.

Стальные доспехи в крови и в пыли,

Щиты, как ежи, под стрелами,

От русичей в бегство пустились враги,

Знать счастье военное с нами.

Военное счастье - не жребий пустой,

Оплачено кровью и потом,

И много бойцов не вернётся домой,

От тяжкой кровавой работы.

Победа - спасенье от тысячи бед,

В бою Святогор отличился,

Рассеян был враг, аж на тысячу лет,

Пока Чингиз-хан не родился.

Не будь безрассудных отважных бойцов,

Что в бой против орд выходили,

И не было б дедов у нас и отцов,

А нас бы рабыни родили.

Но рыцарских дел миновали века,

Тех рыцарей нет и в помине,

Без них же любая Держава слаба,

Как в древности, так же и ныне.

В кургане с дружиною спит Святогор,

В доспехах, с мечом, с булавою,

Бессмертный, надёжный России дозор,

Готовый к последнему бою.

С Уважением, Друзья. Повторюсь, Это НЕ моё произведение, но я не мог не представить его Вам.

ЗЫ А тебе, дружище Корсар5912, если увидишь эти строчки - огромная благодарность от меня лично. Как видишь смысловые исходники и....и умело изложенные, и тем самым - вложенные в сознание Мысли, взаправду НЕ горят!, но живут, уже своей...жизнью - Сподвигая и Верша....Благодарю от Души своей, коллега.

Богатырь-воин

богатырь-воин, богатыря-воина


Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. - М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .

Смотреть что такое "богатырь-воин" в других словарях:

    Муж., татар. человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища. | Богатырями назывались (в твер … Толковый словарь Даля

    БОГАТЫРЬ - Герой русского былинного эпоса (см. былина*), воин, отличающийся необычайной силой, мужественный, храбрый и справедливый защитник русской земли от врагов. Слово богатырь заимствовано из тюркских языков, в которых оно имело значение ‘храбрый воин’ … Лингвострановедческий словарь

    Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881 1898. Богатыри и витязи художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные анонимными… … Википедия

    Я; м. 1. Герой русских былин и сказок; воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством, смекалкой. ● Главные персонажи былин Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри защищали русскую землю от набегов, разорения. 2.… … Энциклопедический словарь

    богатырь - я/, м. 1) Герой русских былин, совершающий ратные подвиги, былинный витязь. И храбрый сонм богатырей с дружиной верною князей готовится к кровавой битве (Пушкин). 2) перен. Человек большого роста и крепкого сложения. Он настоящий богатырь.… … Популярный словарь русского языка

    богатырь - я/; м. см. тж. богатырский 1) Герой русских былин и сказок; воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством, смекалкой. Главные персонажи былин Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри защищали русскую землю от… … Словарь многих выражений

    богатырь - БОГАТЫРЬ1, я, м Перен. О человеке большого роста и крепкого телосложения, отличающемся большой физической силой; Син.: геркулес. Директор института был настоящий богатырь мужик крепкий и под два метра ростом. БОГАТЫРЬ2, я, м Мифологическое… … Толковый словарь русских существительных

    I м. 1. Герой русских былин и сказок. 2. Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью; защитник Родины. II м. 1. Рослый, крепкого сложения, сильный человек. 2. перен. разг. Незаурядный, выдающийся в какой либо области человек. Толковый … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Лубок. «Сильный и храбрый богатырь Аника воин» Ани … Википедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Варяг. Богатырь , Александр Мазин. Время легенд. Время героев. Великий князь Владимир Святославович. Креститель. Государь. Кесарь. Равных ему не было и не будет и тысячу лет спустя. И многие сотни лет после его кончины народ…