Истинные и ложные ценности в романе. Истинные и мнимые ценности в романе «Мастер и Маргарита» - lionzage

В образе Маргариты раскрывается непобедимая сила женской любви. Именно любовь героини, ради которой она превратилась в ведьму, спасает духовно покалеченного Мастера. Это настоящие чувства, которые не в состоянии убить ни разлука, ни давление со стороны агрессивного социума, ни страх за собственную судьбу.

Истинность этой любви отмечается также в описании того, как эта любовь зародилась, насыщенном совершенно неожиданными и экспрессивными сравнениями. Такая же экспрессия просматривается и во всем поведении и характере Маргариты.

Тем не менее, главным свидетельством безграничной любви Маргариты к Мастеру является моральное начало. Оно проявляется в по-своему героической преданности женщины любимому, ее желании спасти его любой ценой, ее готовностью разделить с ним и жизнь и смерть.

Верность моральному закону, которую сохраняет героиня и в тоталитарном обществе, где уничтожаются все ростки человечности, и в эпицентре «дьяволиады», где ей пришлось сыграть роль королевы грандиозного бала человеческих пороков и грехов всех времен, придает ее духовному портрету возвышенные и трогательные черты, природную женственность и моральную мужественность, сочувствие к тем, кто страдает, и беспощадность к тем, кто пытался уничтожить ее любимого. Маргарита стала одним из приятнейших женских образов в литературе ХХ века.

Образу Мастера отдана самая дорогая для Булгакова, лейтмотивная в его творчестве идея бессмертия настоящего искусства. Также, образ Мастера во многом автобиографический. Главным является то, что булгаковский Мастер изображен как обобщенный образ творца, его сравнивают с Фаустом Гете и Г. Сковородой.

Мастер открыто выражает отвращение к примитивной и бездарной литературной продукции, которую выдают на-гора подпевалы советской власти. А после подачи рукописи на суд арбитров советского красного писательства он становится объектом для уничижительной критики коллег по литературному цеху. Отличает Мастера среди отряда «берлиозов» и его так называемый «непрофессионализм». Однако, главным доказательством истинности искусства Мастера, является то, что написанный им роман доподлинно отображал реалии ершалаимских событий.

Тема истинности романа о трагедии Ершалаима создает простор для множественных параллелей между Мастером и Иешуа. Так же, как Иешуа, Мастер становится носителем вечной истины, так же он посредством этой служения этой истине вступает в конфликт со властью и проходит свой крестный путь.

Впрочем, в отличие от Иешуа, Мастеру не хватает духовных сил выдержать тяжелые испытания. Временный отказ от творчества означает для героя отказ от жизни: он находит приют в психиатрической больнице и верит в собственное сумасшествие. По этой причине после смерти Мастера его душа, которая испытала трагический срыв, попадает не в «Царство света», а в «Царство покоя».

Финал романа, в котором Мастер и Маргарита находят покой только в смерти, подчеркивает мысль о фатальной обреченности носителей вечных ценностей в тоталитарном обществе.

В целом следует отметить, что к концу романа первостепенную важность принимает тенденция, тяготеющая к гармоничной развязке, трагически запутанных узлов в судьбах некоторых персонажей каждого из трех миров.

Едва ли не самое важное проявление указанной тенденции наблюдается в мире Ершалаима, когда с Понтия Пилата снимается его тягостная кара. Это финальное событие имеет всеобъемлющее значение. Важным также является то, что освобождает Пилата от его мук не Воланд и не Иешуа, а сам Мастер, как создатель художественного образа прокуратора, как творец, что утверждал в своем романе наивысшую ценность морального закона, в конце концов, как человек, который в собственной жизни познал горькие плоды отречения истины, и в какой-то мере переживает грех Пилата, как свой собственный… Таким образом сюжет романа «Мастер и Маргарита» движется от тем морального суда и расплаты, к идеям прощения, иллюстрируя, древнюю мудрость, согласно с которой милосердие стоит выше справедливости.

  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
  • «Мастер и Маргарита» - особенности жанра и структуры романа
  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»

Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

I. Вступление

Один из главных пороков современной цивилизации со­стоит, по мысли Толстого, в широком распространении лож­ных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отли­чить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два кри­терия: истинное исходит из глубины души человека и выража­ется просто, без позы и «игры на публику». Ложное же, наоборот, порождено низменной стороной человеческой нату­ры и всегда ориентировано на внешний эффект.

П. Главная часть

1. Ложное величие. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», - писал Толстой. Ложное величие олице­творяет в романе Наполеон. В нем нет ни того, ни другого, ни третьего. Толстой показывает, что Наполеон посылает людей на смерть из-за мелких и во многом эгоистических целей. По­ведение Наполеона в высшей степени неестественно, каждый жест и каждое слово его рассчитано на эффект. В романе На­полеону противопоставлен Кутузов, чьими действиями руко­водит любовь к родине и любовь к русскому солдату. В его действиях нет игры и позы, наоборот, Толстой даже подчер­кивает внешнюю непривлекательность полководца. Но имен­но Кутузов как выразитель души всего русского народа слу­жит примером истинного величия.

2. Ложный героизм. Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, еще не настоящий ге­роизм. Так происходит, например, с князем Андреем в первом томе романа во время Аустерлицкого сражения. Истинный же героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а об общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны Такой героизм проявляют на войне прежде всего простые лю­ди - солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и др. Именно вместе с ними становится способным на подлинный героизм и князь Андрей во время Бородинского сражения.

3. Ложный патриотизм. Его проявляет в романе значитель­ная часть аристократии, начиная от самого царя и кончая Элен Безуховой. Стремление выставить свой патриотизм напоказ (штраф за произнесенное французское слово в великосветском салоне, ура-патриотические «афишки» и высокопарные клятвы Ростопчина и т.п.) противопоставляется истинному, непоказно­му патриотизму прежде всего русского народа: солдат и опол­ченцев, купца Ферапонтова, сжегшего свою лавку, чтобы не доставалась французам, партизан, жителей Москвы и других городов и деревень, оставлявших армии Наполеона «выжжен­ную землю», и т.п. Истинным патриотизмом отличаются и лучшие представители дворянства, единые с народом: Кутузов, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и др.

4. Ложная любовь. Настоящая любовь, по Толстому, должна возникать из чувства духовной близости между людь­ми. Истинно любящий человек думает не столько о себе, сколько о любимом или любимой. Любовь только тогда оп­равдана в глазах Толстого, когда она выражает духовное единение. Такая любовь показана Толстым в основном в эпилоге на примере супружеских пар Николай Ростов - княжна Ма­рья и Пьер Безухов - Наташа. Но в романе показана и любовь как ложное и эгоистическое чувство. Так, любовь Пьера к Элен - это всего лишь чувственное влечение. То же можно сказать и о внезапной страсти Наташи к Анатолю. Несколько более сложный случай - любовь князя Андрея к Наташе. Ка­залось бы Андрей Болконский любит вполне искренне, но де­ло в том, что в этой любви он видит в основном самого себя: сначала возможность собственного духовного воскресения, а потом - оскорбление, нанесенное его чести. С точки зрения Толстого, истинная любовь и индивидуализм несовместимы.

Роман "Мастер и Маргарита", написанный известнейшим русским писателем М.А.Булгаковым, является поистине одним из самых мистических произведений 20 века. На протяжении многих веков людей мучили вечные вопросы о любви и ненависти, о добре и зле, о свете и тьме, о правде и лжи. И Булгаков смог ясно и четко выразить свои мысли по этой непростой теме. Теме человеческих ценностей.
Он описывает общество, в котором нет моральных ценностей, а есть только деньги и опьяняющая власть. И людей, испытывающих зависть и страх перед теми, кто выше и стремящихся различными путями добиться своей личной выгоды, невзирая ни на что. Булгаков, описывая муки Маргариты на балу у сатаны, даёт нам понять, что только сильная личность может противостоять ложным, мнимым ценностям во имя высшей цели.
Говоря о ценностях, нельзя не упомянуть библейскую составляющую романа. Здесь не рассматривается вечная борьба добра и зла, но освещается немаловажная проблема совести, морального выбора. И главный герой тут - Понтий Пилат, пытающийся сделать правильный выбор: казнить ни в чём не повинного Иешуа или сохранить свою власть и могущество. Конечно, страх потерять власть сильнее страха убийства человека, поэтому его выбор однозначен - казни состояться. Таким образом, Пилат потерял себя как личность, а расплата ему - вечные угрызения совести. Подобное наказание терпят и некоторые москвичи в процессе «наблюдений» Воланда.
Воланд и его свита раскрывают суть московского общества, указывая на их пороки. Первым пороком была ложь конферансье, из-за которой ему открутили голову, и зрителей из зала, когда дело дошло до пикантных вопросов. Второй порок - жадность, выявился благодаря денежному дождю над зрителями и открытому дамскому магазину с бесплатным обменом вещей. Эти два великих греха опустили московское общество на дно. Но осталась в нём и светлая составляющая - любовь. Всепрощающая, взаимная, светлая любовь. То самое чувство, способное воскресить даже самую гнилую и самую чёрствую душу. Так Воланд, услуга за услугу конечно (ведь он дьявол), исполняет желание Маргариты - вернуть любимого Мастера к ней - и обеспечивает им побег из гнилого города в безмятежную и уютную жизнь.
Это первое произведение, где справедливость восстанавливают темные силы, что, собственно, и поразило меня. В нём нет привычного образа вездесущего Бога - только сатана в лице Воланда, устанавливающий равновесие в падшем мире.
Роман «Мастер и Маргарита» не только обращает наше внимание на мнимые ценности: деньги, имущество (дядя Берлиоза поехал в Москву из алчности, узнав про квартиру), предательство, личную выгоду (критики газеты, которые говорили о произведении Мастера), но также демонстрирует настоящие ценности: любовь, веру, свободу и дружбу.

Универсальная природа как на Земле, так и в космосе, проявляет себя в двух аспектах, один из которых мы называем высшей природой, соответствующий Божественной истине, другой её аспект мы называем низшей природой, который на поверхности кажется противостоящим Божественному. Если высшая природа воплощает в себя идею абсолютного знания и всеобщего единства, то низшая природа под покровом неведения стремится к максимальному всеобщему разделению. Высшая природа - это в основном царство богов или дэвов, а в низшей природе правят бал асуры, имеющие свою иерархию сил. Для богов или дэвов (В индийской ведической культурной традиции дэвы - это боги, в авестийской же традиции, дэвами называются асуры. Автор придерживается ведической терминологии - прим. ред.) характерно восприятие и осознание реальности мира изнутри, в то же время асуры воспринимают реальность мира только с его внешней стороны. Отсюда, дэвы осознают суть событий в их единстве и смысл, и цель всего происходящего в мире; асуры же, отделенные пеленой неведения от истинной сути всего сущего во вселенной и от её цели, способны воспринимать и манипулировать только материальными ценностями этого мира. Для них недоступно постижение истинной цели, так как это возможно только при восприятии реальности мира в его неразрывном единстве, от которого они отделены неведением. В связи с этим они для его познания и овладения им, используют разделение. Дэвов и асуров можно сравнить с людьми, имеющими нормальное и близорукое зрение. Рассматривая картину, дэвы видят её всю целиком, а асуры могут её рассматривать по частям и, поэтому, вся картина для них недоступна. Они подобны трём слепым, изучающим слона, каждый из которых при этом воспринимает только его часть. После такого рода восприятия, по результатам своих исследований, они могли бы высказывать свои мнения, каждое из которых было только частью знаний, но не всем знанием. Отсюда следует вывод, что люди, являющиеся проводниками и исполнителями асурической воли не могут знать истинной цели всего сущего во Вселенной и, конечно же, на Земле. Не зная истинной цели, они подменяют её различными планами, выполнение которых становится их целью.

Асурические силы, пораженные слепотой неведения, не в состоянии осознать непреодолимый поток Божественной эволюции, в котором они только исполнители Божественной воли, а немногие из них, которым дана возможность осознания этого потока, пытаются противостоять ему. Но как те, так и другие не знают, что любые их действия санкционированы Божественным для его собственных целей, которые им знать во всей полноте, не дано.

Есть одна очень важная особенность влияний и взаимодействий всего сущего во Вселенной - они происходят по созвучию. И следствием этой особенности является трансформация человеческой личности, когда она в чем-либо созвучна силам универсальной природы.

Человек, в отличие от асуров и дэвов, содержит в себе все бесконечные возможности Вселенной и те из них, которые созвучны вибрациям асуров, при их влиянии не только раскрываются, но и разрастаются, оттесняя все остальные человеческие качества. В то же время, человек не может что-либо изменить в асуре, имеющего только те возможности, которые направлены на раскрытие в человеке всего низкого, деструктивного. Отсюда, внешний проявленный мир - это поле низшей природы, на котором раскрываются возможности, имеющие низкие деструктивные вибрации. Это раскрытие необходимо для того, чтобы отделить «пшеницу от плевел», а для людей, идущих духовным путём - осознание своих несовершенств с целью их трансформации.

Человек принадлежит универсальной природе, соответственно он так же разделен на два полюса - один из которых находится под влиянием высшей природы, другой - низшей. И если первый обращён к Божественной истине и находится под влиянием Божественных сил, то второй, к которому относится внешняя часть человеческого существа, обращён к ценностям проявленного мира и находится во власти асуров. Это асур пытался соблазнить Иисуса Христа, когда говорил ему что даст власть над всеми царствами земными, если он, падши поклониться ему. Это о нём Иисус Христос сказал обличающим его: «Ваш бог дьявол». Разве не исполняют волю асура люди, стремящиеся к власти и богатству? Не через них ли он удовлетворяет свою страсть к безраздельной власти и поклонения ему, и не они ли вполне сознательно подготавливают человечество к приходу зверя (антихриста), развращая религии и растлевая человеческие души? В настоящее время повсюду распространяется символ его имени - «666» (Апок. 13, 18.). эти люди не только подготавливают человечество к приходу зверя, создавая ту атмосферу, которая созвучна ему, но везде размещая символы его имени, они как бы приглашают его поторопиться со своим приходом. Примером может быть штрих-код. Далее я беру цитату из книги С. В. Вальцева - «Закат человечества»: Штрих-код - номер как номер, если бы не одно НО. В каждом штрих-коде зашифровано число 666. А значит, любой товар, а теперь и наши документы помечены знаком Антихриста. Действительно ли это так? Каждому знакома белая этикетка на упаковке с чёрными полосками и цифрами под ними…

Изобрели этот способ записи чисел в XIX веке в США. Штрих-код говорит о стране производителе, качестве, наименовании, иногда стоимости продукта. Современный штрих-код - это компьютерный тип счисления, где каждой цифре соответствуют разные по толщине линии.

Любой человек может убедиться, что в каждом штрих-коде в начале, в середине и в конце имеются тонкие близлежащие параллельные линии, которые несколько длиннее всех остальных. Называются они «параллелями безопасности». Правда, эти линии не подписаны никакими цифрами, но они графически тождественны только одной цифре - шесть. Получается, что абсолютно любой штрих-код включает в себя три шестёрки. Многие специалисты, работающие с вычислительной техникой, уверяют нас: «использование знака цифры 6 в качестве разделительной линии не имело никакой необходимости».

Таким образом, «князь мира сего» и исполнители его воли строят на Земле свой рай, который, конечно же, будет соответствовать их основной сути. Для примера, лягушка, если бы это было для неё возможно, построила бы на Земле свой болотный рай. А что творят в современном мире исполнители воли асуров, очень хорошо показал в своем фильме «Кин-дза-дза» режиссёр Данелия Георгий Николаевич.

Когда Шри Ауробиндо сказал, что надо жить изнутри, он имел в виду, что человек в своей деятельности в этом мире должен опираться на своё сердце. Осознавать мир изнутри - это способ восприятия реальности Вселенной богами или дэвами. Жить изнутри, - это значит, не быть привязанным к этому проявленному миру, живущему по асурическим принципам, ведущим человечество к деградации, и в то же время, использовать реальность этого мира для восхождения сознания. Для человека, живущего изнутри, не требуются какие-либо моральные правила или законы, потому что жить изнутри - это значит, быть в высшей гармонии со всем миром

Сознание человека имеет два полюса - один из них обращён во внешний мир, другой - во внутренний. И если во внешнем мире царствует низшая природа, то во внутреннем - высшая. Асурические силы не заинтересованы в том, чтобы человек воспринимал изнутри мир внешних ценностей, так как в таком случае он уходит из-под их влияния.

Только те ценности этого мира могут быть истинными, которые созвучны божественной истине. Те же, которые звучат в диссонанс с ней - это ценности ложные. Возможно еще и другое определение: истинные ценности не привязывают человека к ценностям материального мира и не делают его зависимым от них. И есть ещё одна важная особенность - движение в сторону истинных ценностей всегда требуют волевых усилий, в то же время ложные ценности сами по себе заманчивы и от человека не требуется каких бы то ни было усилий, чтобы двигаться в их направлении, требуется только молчаливое согласие, которым они тут же воспользуются и сделают его зависимым от себя, и соответственно, в последствии трансформируют его мировоззрение. При этом происходит своеобразная психическая кастрация человека, после которой он перестаёт замечать всё, что созвучно Божественной истине, а в сердце его стихает голос совести. Теперь человек не будет искать высокой гармонии в своих взаимодействиях с миром, и его вполне устроит или гармония чувственная или же гармония ментальная, опирающаяся на эго и внешние законы и правила.

Истинные и ложные ценности имеют своё различие только внутри человека, во внешнем же мире они неразличимы. Во внешнем мире - это только грани одной и той же реальности. Поэтому, если человек живёт умом своим, поддерживаемым телом желаний, то для него ложные ценности будут истинными, а истинные - ложными. Среди ложных ценностей особое место занимает фетишизм. Фетиш - это то, что является предметом безусловного признания, слепого поклонения (Словарь иностранных слов Л. П. Крысин изд. Эксмо 2008 год). К фетишу относятся очень многие грани реальности этого мира, которые могут носить для человека, как созидательный, так и разрушительный характер. Это связано с тем что фетиш суживает сознание человека и этим самым не позволяет ему воспринимать реальность такой, какова она есть в действительности. Например, на социальном плане для нас является авторитетным социальное положение человека, хотя это положение является только маской, замещающей истинное лицо этого человека. Но мы некритичны, потому что фетиш вызывает у нас безусловное признание социального статуса человека и соответствующие этому статусу его психологические особенности. Мы совершенно некритично относимся к так называемому священному писанию. Мы верим, что оно священно даже тогда, когда в нём утверждается ложь, агрессия, предательство и многие другие низкие стороны человеческой психологии. Слепая вера опасна тем, что человек не видит реальность такой, какова она есть в действительности. Различные высказывания авторитетных для нас лиц, даже если эти лица неприятны для нас, могут в значительной мере изменить наше отношение к реальности, о которой высказываются эти авторитетные лица. А чего стоят различные праздничные даты, которые действуют на человека как спусковой крючок. И мы сами толком не понимаем, почему нам в назначенный праздничный день празднично. Нам покажут фейерверк и мы приходим в праздничное настроение. Мы придаём истинное смысловое значение слову «демократия», хотя это слово уже давно является только маской, за которой царят беззакония и ложь. Если внимательно присмотреться ко всему, что окружает человека, то легко обнаружить, что люди живут среди символов, во многом символичной жизни, среди которой фетиш занимает почётное место.