Учебный проект фольклор кладовая мудрости народа. Вопросы, направляющие проект






Организация работы над проектом: 1.Знакомство с научно-популярными, художественными изданиями, интернет- ресурсами по теме проекта. 2. Сбор необходимых материалов для составления опросного листа. 3. Анкетирование учащихся 1 А,5А, 7А, молодых мам. 4. Определение наиболее актуального для школьников направления. 5. Посещение фольклорного ансамбля «Горница». 6. Наблюдение за тем, какую роль играют пословицы и поговорки в современной жизни. 7. Подведение итогов работы над проектом. 8. Оформление брошюры.


Социологический опрос: Что такое устное народное творчество? Какие жанры фольклора Вы знаете? Встречаете ли вы фольклор в повседневной жизни? Может ли быть интересно устное народное творчество Вашим ровесникам? Нужно ли нам изучать фольклор? Исполняют ли фольклорные произведения Ваши родственники, друзья? Возможно ли счастливое детство без народных сказок? Часто ли Вы читаете сказки? Назовите 2-3 сказки. Какие малые жанры фольклора Вам известны? Приведите любой пример колыбельной, считалки и др. жанров. Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама? Возможны ли русские праздники без народных песен? Как вы думаете, нужен ли в современной жизни фольклор?


Глава 1 Детский фольклор Детский фольклор народное творчество для детей разного возрастаот самого их рождения. Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни. Мама пела нам колыбельные песенки, а этожанр фольклора. Мы подрастали, начинал играть, используя песенки, считалки, загадки… Народные песни, сказки, пословицы, загадки радуют нас красотой слова, заражают своим веселым смехом, волнуют глубиной мысли. У молодых родителей очень много дел. Ежедневно приходится совершать массу процедур, гулять, купать, кормить, развивать малыша. Каждый их день со временем становится похож на расписание. Как разнообразить их жизнь?




Глава 3 Но фольклор – это не только сказки для детей и взрослых, это и многочисленные песни. В них отразился весь колорит жизни крестьянина. А русские праздники не мыслимы без народных песен. Песни пели и когда работали в поле, и когда собирались на вечерние посиделки, и когда занимались рукоделием.



Жанна Стахнюк
Проект «Формирование у детей интереса к фольклору»

ВВЕДЕНИЕ

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста, и поэтому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился

из исканий высокой радости детской народной массы.

Это детский фольклор ».

Г. С. Виноградов

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

В последнее годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике , возрождаются лучшие образы педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящих огромные дидактические возможности.

В наше время, когда телеэкраны заполнены иностранными фильмами, дети должны слушать родное русское слово, чтобы с малых лет заполнили русские сказки, потешки, колыбельные, прославляющие отзывчивость, сердечность, бескорыстную помощь тому, кто попал в беду, верность в дружбе и любви. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность.

Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Обращение к своим корням помогает воспитывать в детях духовность, творческое начало. И их знакомство с народными традициями и обычаями происходит через игры, сказки.

Для педагогического процесса источником духовного наследия является народное творчество - фольклор . Из глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы) . Фольклорные богатства : песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это богатства многих и многих прошедших по земле поколений.

Фольклор - словесное искусство народа - народнопоэтическое творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; воздаваемые народом и бытующие в народных массах :

Поэзии - предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос;

Народная музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы;

Театр - драмы, сатирические пьесы, театр кукол;

Танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное

искусство.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении : от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, музыки.

Мы живем в интересное и сложное время , когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, что передавали своим детям и внукам по наследству.

Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта :

«Формирование у детей интереса к народному фольклору ».

Тип проекта :

Игровой, долгосрочный на 2 учебных года (2012-2014 гг.) .

Участники проекта :

Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Форма представления :

Слайдовая презентация.

ЦЕЛЬ :

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах и поэтапно формировать интерес к детскому фольклору , обогащать словарный запас детей .

ЗАДАЧИ :

Для достижения этой цели были поставлены задачи :

Приблизить детей к культуре наших предков через игровую деятельность, способствовать пониманию красоты т ценности русского фольклора , его самобытность.

Дать конкретные сведения о сезонных предметах, жизни, быте, обрядах, обычаях русского народа;

Воспитать понятие добра и зла, справедливости и жестокости на образах сказок о животных, волшебных сказок, сатирических, бытовых;

Воспитать чувства родного языка на поэзии колыбельных песен, потешек;

-формировать у детей интересов к русскому фольклору , развивать образную речь детей , делать ее богаче;

фольклора

Бережно относиться к своим национальным традициям, песням, обрядам, легендам;

Доставить радость узнавания детского народного фольклора , радость свободного действия и закрепощенности, радость общения детей друг с другом .

ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

Прежде чем знакомить детей с русским народным фольклором , мне пришлось многое узнать, прочесть, изучить заново. На первом этапе мною был накоплен необходимый материал, для дальнейшей работы, и разработан перспективный план на два года, от простого к сложному, выделив первостепенные задачи :

Приблизить детей к культуре наших предков;

Способствовать пониманию красоты и ценности русского фольклора , его самобытность через игровую деятельность;

Научить ребенка пользоваться различными жанрами детского фольклора , чтобы они сопровождали его всю жизнь;

Воспитывать чувство родного языка на поэзии колыбельных песен, пестушек, потешек;

Доставить радость узнавания детского народного фольклора , радость свободного действия и раскрепощенности, радость общения детей друг с другом .

Чтобы успешно справляться со своими задачами, вторим этапом была, проведена работа с семьей : провела анкетирование, родительское собрание, встречи за круглым столом, консультации на фольклорную тему , индивидуальные беседы с родителями других национальностей, развлечения. И после каждой встречи организовывала чаепития с детьми и родителями.

Совместно с родителями оформили в группе уголок русского быта. Интерьер уголка составили подлинные предметы, собрали в отпуске вышивки, наволочки, салфетки т. д. предметы русского быта – использовались, как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором , а также в различных играх.

Так же фольклор не может обходиться без музыки : он невыразителен, не эмоционален, нет в нем яркости. Поэтому поддерживаю тесный контакт с музыкальным руководителем Л. С. Черепневой. Совместно подбираем музыкальный репертуар : танцы, музыкальные игры, народные песни и хороводы. Музыкальный руководитель лучше чувствует, что ближе детям и доступнее. Вместе вводим детей в мир традиций обычаев русского народы, используя различные жанры детского фольклора . В развлечение «А мы с ложками, да с трещотками» познакомили детей с музыкальными инструментами, которые в старину приносили на праздник и веселили ими народ.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Подготовительный этап :

Подбор и изучение методической литературы.

Разработка перспективного плана работы по фольклору на 2012-2014 учебные годы.

Проведение родительских собраний, встреч за круглым столом, индивидуальные беседы.

II. Этап обследования детей и родителей :

Задачи :

Выявить уровень знаний детей .

Совместно с родителями собрать предметы русского быта.

Выявить уровень знаний у родителей. Проведение анкетирования.

III. Этап реализация проекта :

Создание фольклорного уголка в группе .

Провести театрализованное представление для детей разных групп «Заюшкина избушка» .

Подбор консультативного материала для родителей и воспитателей.

IV. Заключительный этап :

Подведение итогов и результатов проделанной работы.

Проведение развлечения совместно с детьми и родителями «Праздник русского самовара» .

Проведения открытого мероприятия для учителей «Путешествие по сказкам» .

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Применение малых фольклорных форм в работе со старшими дошкольниками.

Проведения занятий с использованием дидактического материала по детскому фольклору .

Использование дидактического материала и малых фольклорных форм в организации прогулок, бесед, развлечений, играх.

Работа с родителями по ознакомлению с детским народным фольклором .

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

- фольклорный материал давать без принуждения;

Максимальное внимание уделять детям, которым трудно дается фольклорный материал ;

Постоянно поощрять все усилия и эмоции ребенка на потешку, закличку, небылицу;

Поощрять и само стремление ребенка узнать, что-то новое, выучить, рассказать дома;

Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;

Результаты ребенка сравнивать только с его собственными, а не с результатами других детей .

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :

Развитие творческих способностей детей ;

Обогащение и формирование речи детей ;

- заинтересованность родителей в создании предметно развивающей среды в группе.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

В обучении правильному произношению;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В непосредственно образовательной деятельности;

В беседах;

В наблюдениях

В народных подвижных играх;

В играх на развитие мелкой моторики;

В театрализованной деятельности;

В инсценировках.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ :

Результаты работы показывают, что в ходе знакомства детей с малыми фольклорными формами , через систему разнообразной образовательной деятельности, развлечений, игр, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привели к формированию и развитию образной речи у детей , а также к развитию художественно - коллективных способностей. У детей повысился интерес к русской национальной культуре, у них начал вырабатываться устойчивый интерес к фольклору , дети с удовольствием стали использовать его в своей жизни и деятельности, через заклички, песни, прибаутки, потешки и т. д.

Согласно положительным отзывам от родителей и детей работа , которая проводилась в детском учреждении, проходила на высоком уровне. Такой результат можно увидеть на графике по уровню знаний детей на начало года и конец.

В последующие годы продолжу работу по фольклору . Я считаю, что фольклор даёт положительный заряд детям и зарождает в их душах любовь к народным традициям, любовь к своей Родине.

Народный фольклор оказывает благоприятное воздействие на развитие умственных и творческих способностей, умение обращаться со сверстниками и людьми старшего возраста.

В процессе знакомства детей с детским фольклором обогащаются чувства и речь детей , формируется отношение к окружающему миру, а также происходит всестороннее развитие ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети получают не только удовольствие от использования песен, хороводов, чтения и обыгрывания сказок, потешек, дразнилок, небылиц, но и активно приобщаются к духовной жизни русского народа.

Наши дети, покидая детский сад, твердо знают правила;

Умей говорить языком доброты;

Будь красив делом;

Умей веселиться, но помни : «Дружба и братство - дороже богатства» ;

Люби и цени семью свою; «В семье лад, так не нужен и клад» ;

- цени Отчизну свою : «Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями» .

Хочется вспомнить слова Анри Курсаже :

«Фольклор - лекарство человечества. Если бы они принимали, лишь это лекарство…».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план работы по фольклору (старшая группа) ТАБЛИЦА 1

Сентябрь «Серебряное донце -золотое веретенце» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Самовар, самовар, ложечка…»

Откуда чай пришел. Виды самовара. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Где тепло-там и добро» .

Предметы русского, оформление русской гостиницы , вышивка, вязание, расписание игрушки (дымка, хохлома) . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорный праздник-зимние посиделки

«Где тепло-там и добро» .

Хозяйка горницы рассказывает детям, что такое посиделки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Развлечение : «Ой, коляда, коляда» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Февраль Театрализованное представление «Заюшкина избушка» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март «Здравствуй, веселая масленица» .

Разучивание масленичных песен.

Масленица – кривошейка встретим тебя хорошенько сыром, маслом и блином, и румяным пирогом. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Викторина по сказкам : «В мире сказок» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май «У ворот хоровод» . Игра-развлечение. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Перспективный план работы по фольклору (подготовительная группа) ТАБЛИЦА 2

МЕСЯЦ План работы ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО

Сентябрь «Чудо дерево» - выставка вязаных вещей. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Октябрь «Емелина неделя» . Игры, забавы, байки от имени Емели – день уважения русской смекалки, хитроумию, находчивости, поддевки, дразнилки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Ноябрь «Три лучинки» (с родителями) .

Конкурс «Мамина сказка» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Декабрь Фольклорная игра «Заваленка» . Задача : выявить знание о жанрах детского фольклора . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Январь Вертепные сцены. Добро побеждает зло. Изготовление вертепа. Вертеп – специальный ящик, разделенный на три этажа. Куклы крепятся к стержням, двигаясь по прорезям внутри ящика – домика. Куклы плоскостные. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Февраль Вечерки с родителями. «В старину, бывало, деды…» (делятся педагогическими секретами) . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С.,

муз. руководитель

Март Масленичная неделя.

Понедельник – «Встреча» .

Вторник – «Заигрыш» .

Среда – «Лакомка» .

Четверг – «Широкий четверг» , «Разгуляй четвертак» .

Пятница – «Тещины вечерки» .

Суббота – «Золовкины посиделки» .

Воскресенье – «Прощеный день» , «Целовальник» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

Апрель Заучивание поговорок о месяце апреле.

Развлечение :

«Месяц апрель – всему году ключ» .

«Если март с водой, то апрель с травой» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Май Открытое занятие для учителей : «Путешествие по сказкам» . Стахнюк Ж. Ф., воспитатель

Черепнева Л. С. ,

муз. руководитель

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

1. Аникин «Русский фольклор » . Москва,1995.

2. Л. В. Былеева «Русские народные игры» .

3. В. Гнатюк «Колядки и щедровки» .Львов,1990.

4.«Дитячий фольклор » . Киев, 1986.

5. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» . Москва, «Просвещение» ,1990.

6. «Зимние песни. Колядки и щедровки» . Минск,1975.

7. М. Забелин «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия» . Москва,1995.

8. Г. Науменко «Чудесный короб» . Москва, Детская литература,1989.

9. И. М. Снегирев «Русские народные праздники и суеверные обряды» .

10. «Игры» , журнал «Народное творчество» ,№9, 1991.

11. И. П. Сахаров «Сказания русского народа» .№8 Б. К. Р.

12. Т. Ю. Камаева. Детские музыкальные праздники. Лайда, 1994.

13. М. Булатов «Тридцать три пирога» игры, считалки, докучные сказки, загадки. Москва,1988.

14. С. И Пушкина «Сценарий народных праздников» . Москва,1998.

15. «Дошкольное воспитание» Журнал,1990, №2 русская народная мудрость; №4 фольклор ; №10 потешки.

16. «Педсовет» .№5,2001;№7.2000.

Актуальность

Русский народный фольклор - это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, деликатностью по отношению к человеку.

Фольклор - источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народным творчеством прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.

В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. Одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.

Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство с народной культурой: обычаями, традициями, праздниками, народными художественными промыслами, русским фольклором.

Задачи проекта:

1.Знакомство с предметами русской старины, воспитывающие в детях чувство красоты, любознательность. Это поможет детям понять, что они часть великого русского народа.

2. Знакомство детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.)

3. Приобщение детей к общечеловеческим, нравственным ценностям: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность.

4. Приобщение детей к народной культуре через народные праздники и традиции.

5. Расширение словаря детей, использование в речи названий предметов русского быта, одежды, обуви.

6. Развитие связной речи детей посредством диалогов, составлении описательных рассказов о народных игрушках, различных сюжетов.

7. Знакомство детей с народными играми, хороводами, народными песнями.

8. Ознакомление с народной декоративной росписью.

9. Развивать и совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

10. Развивать творческую самостоятельность. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Для проведения образовательной деятельности оборудовано помещение в виде русской избы, в которой собраны предметы старины: крестьянская одежда, предметы мебели, посуды, орудия труда. Это помогает детям лучше почувствовать культуру русского народа и больше узнать о ней.

Описание планируемых результатов.

Ребенок знает или имеет представление:

Фольклорных жанрах: потешки, песенки, считалки, сказки, присказки. Уметь исполнять их;

Предметах русской избы, их назначении;

Традициях русского народа;

Русских народных праздниках;

Народных игрушках.

Ребенок умеет:

Исполнять народные песенки, потешки;

Принимать участие в праздновании русских народных праздников, которые проводятся в детском саду;

Изготавливать простейшие народные игрушки.

Перспективное планирование образовательной деятельности

Тема занятий

Цель занятий

Сентябрь

«Милости просим гости дорогие»

« Хлеб всему голова»

Первое посещение детьми избы и знакомство с ее хозяйкой

Расширять знания детей л изготовлении хлеба, познакомить со старинными орудиями труда - серп; знакомство с пословицами и поговорками о хлебе.

«Октябрь пахнет капустой»

«Страх силу отнимает»

Повторить характерные признаки осени, познакомить с народными праздниками Покров, Сергиев день.

Познакомить со сказкой «Бабушка, внучка да курочка»; объяснить слово «страх»; познакомить с пословицами на данную тему.

«Гончарные мастеровые»

«Дикие животные»

Знакомство с глиняной посудой: кувшин, плошка, миска; с помощью иллюстраций познакомить с особенностью гончарного промысла.

Рассказывание сказки «Лиса и рак»; разучивание песенки-потешки о лисе.

«Здравствуй зимушка - зима!».

« С Новым годом со всем родом!»

«Хороший город Городец»

«Коляда - отворяй ворота».

Беседа о характерных особенностях зимы с использованием народных примет, пословиц, разучивание заклички «Ты мороз…»

Знакомство с традициями празднования Нового года.

Знакомство с Городецкой росписью

Знакомство в рождественскими праздниками и колядками.

«Гуляй, да присматривайся»

«Ой ты, Масленица!»

Знакомство с характерными признаками февраля, рассказывание сказки «Мороз, Солнце и Ветер»

Знакомство с русским народным праздником, обрядовыми песнями.

«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»

«Весна, весна, поди сюда!».

Беседа о маме, изготовление подарков; знакомство с пословицами и поговорками

Пение закличек о весне; закрепить приметы этого времени года.

«Шутку шутить - людей смешить».

«Красная горка»

Знакомство с потешным фольклором; отгадывание загадок о весне

Акиндина Анна Сергеевна

Предмет, класс

Литературное образование, 2 класс

Краткая аннотация проекта

В проекте на основе обзора, анализа, систематизации информации учащиеся 2 класса знакомятся с понятием фольклора, с малыми жанрами фольклора, их особенностями, историей происхождения, видами и возможностями их написания. В ходе проекта учащиеся попробуют сами написать изученные малые жанры фольклора, представят изученную информацию в виде буклета, презентации, творческого альбома и др. По завершению проекта ученики выступят на итоговой конференции перед родителями и другими учениками школы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

В чем мудрость народа?

Проблемные вопросы

  1. В чем особенности пословиц и поговорок?
  2. О чем говорит загадка?
  3. Какие жанры фольклора могут рассмешить? В чем их особенность?
  4. О чем поет народ?

Учебные вопросы

1.1. Каковы основные изобразительно-выразительные средства пословиц и поговорок?

1.2. Как отличить пословицу от поговорки?

1.3. Как используются пословицы, поговорки, скороговорки в речи?

1.4. Каковы художественные особенности этих жанров?

2.1. Когда и как возникла загадка?

2.2. Какие существуют виды загадок?

2.3. Где прячется разгадка в загадке?

2.4. Как сочинить загадку?

3.1. Что такое потешка?

3.2. В чем особенности небылиц? Как они создавались?

3.3. Когда рассказывают прибаутки?

3.4. Как самим создать потешку, прибаутку или небылицу?

4.1. В чем своеобразие народных и лирических песен?

4.2. Какие существуют известные русские народные песни?

4.3. В чем жанровые особенности частушек?

4.4. Какова композиция хороводных и плясовых песен?

Визитная карточка проекта

Структура учебного проекта

План проекта

Перед началом работы над проектом: Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и об основных характеристиках проекта, получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов и фотографий детей – буклет для родителей.

Этап I. Подготовительный этап

  1. Постановка целей проекта, формирование групп, планирование работы группы (25.02.2011г.)

Этап II. Промежуточный этап (4 недели = внеурочное время)

  1. Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам)
  2. Организация и проведение необходимых экспериментальных исследований
  3. Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного
  4. Сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований
  5. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях)
  6. Оценивание и корректировка планов работы в группах, изделия из мрамора заполнение листов продвижения по проекту учителем и учениками, самооценивание и взаимное оценивание в бланках оценивания
  7. Рефлексия

Этап III. Защита проекта

  1. Представление результатов работы групп (апрель 2011г.)

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

  1. 1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ ГБОУ СОШ пос. Чёрновский государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Чёрновский муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Кораблик»» 443538, Россия, Самарская область, Волжский район, п.Черновский, ул.Коммунистическая, д.1, тел/факс: (846) 999-73-47, E-mail: [email protected] Педагогический продукт на тему: «Фольклор - источник народной культуры в музыкальном воспитании дошкольника» Автор: Чамзинская Елена Васильевна музыкальный руководитель ГБОУ СОШ п. Черновский « Детский сад «Кораблик»» 2014г. С О Д Е Р Ж А Н И Е:
  2. 2. 1. Анализ ситуации. 2. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта. 3. Выявление проблемы. 4. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей. 5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта. 6. Рабочий план реализации проекта. 7. Конкретно ожидаемые результаты и механизм оценки результатов. 8. Дальнейшее развитие проекта. 9. Список используемых источников. 1.АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой
  3. 3. культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Фольклор - кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть. Сейчас остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора. 2.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ЦЕЛЕВОГО ПРОЕКТА. «Времена теперь другие, как и игры, и дела. далеко ушла Россия от страны, какой была, но преданья старины забывать мы не должны. слава русской старине! Слава нашей стороне!» В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного
  4. 4. творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках. Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку. Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив. 3 .ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым. Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.
  5. 5. Хотелось, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку. Мы - взрослые еще помним русские народные игры, мы в них играли в детстве, и наша задача - передать эти игры детям. Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора: 1. Народная песня. 2. Народная хореография. 3. Народные игры. 4. Народные музыкальные инструменты. 4. ПЕРЕЧЕНЬ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ. Цель - приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества. Гипотеза: Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения. Задачи: -развивать предпосылки ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного,) мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию
  6. 6. самостоятельной, творческой деятельности детей (изобразительной,конструктивно-модельной, музыкальной и др.) - объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств инициативности, самостоятельности ребенка. 5. СТРАТЕГИЯ, МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый. I этап - отбор участников проекта, подбор методической, справочной литературы по методу проекта. Отбор участников будет проводиться на основе желания самих педагогов и воспитанников в реализацию предлагаемого проекта и по результатам собеседования. II этап - реализационный Форма работы Наименование мероприятий Ответственные Сроки проведения Курс обучающих семинаров По теме ст. воспитатель, муз. руководитель сентябрь - октябрь Организация методического объединения в ДОУ «Фольклор в жизни детей» ст.воспитатель, муз.руководитель октябрь
  7. 7. Консультации «Народные традиции в семьях воспитанников» воспитатели Октябрь «Создание пространственной среды в группе» ст. воспитатель муз.руководитель Ноябрь «Участие родителей в проектной деятельности» ст.воспитатель, воспитатели групп Декабрь Семинары практикумы «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста» ст. воспитатель Октябрь «Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов» ст. воспитатель, воспитатели, специалисты Октябрь «Разработка перспективного тематического планирования» ст. воспитатель, воспитатели,муз.р у-ководитель Ноябрь «Разработка групповых проектов» ст.воспитатель, воспитатели Декабрь - январь Презентация проекта Воспитатели Февраль - март Знакомство с опытом работы других педагогических коллективов Посещение открытых просмотров, семинаров в других ДОУ Ст.воспитатель,му з.руководитель, специалист РЦ В течение года Тренинг «Участие педагога в проектной деятельности» ст. воспитатель муз.руководитель Март Педсовет «Защита авторского проекта» ст. воспитатель, воспитатели,муз.р уководитель Апрель Конференция «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» Заведующая, ст. воспитатель Май
  8. 8. III этап - итоговый, включает в себя подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение опыта работы. 6. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1.Кадровое обеспечение программы: Административно-координационная - Обеспечение общего контроля и руководства. - Руководство деятельностью коллектива. - Анализ ситуации и внесение корректив. Консультативная. Научно-методическая. - Координация реализации программы. - Проведение консультаций, семинаров. - Подготовка и издание методических рекомендаций. - Аналитическая деятельность. Система работы музыкального руководителя с воспитанниками представлена по следующим направлениям: На занятиях – индивидуальная дифференцированная работа Кружковая работа Проведение мероприятий в рамках тематических недель Мероприятия в группах с приглашением родителей Участие в конкурсе «Русь моя» Календарные праздники и развлечения на уровне детского сада и поселка Участие в творческих конкурсах разного уровня
  9. 9. Учебно-тематический план № Тема Цель 1 Детский музыкальный фольклор: (6 часов) -Потешки, приговорки, заклички -Колыбельные -Прибаутки, дразнилки, частушки Потешки,приговорки, заклички. Цель- показать жанровое разнообразие (обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела). Их использование в повседневной жизни. Раскрытие возможностей детского голоса: силы голоса, его звонкости, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении (умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении). Колыбельные Цель-предназначение данных произведений. Постижение народно- попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного, напевного пения Прибаутки, дразнилки, частушки Цель - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания, голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и испол- нительским возможностям детей. 2 Народная песня:/10 часов/ -Календарная -Лирическая -Свадебная Календарная Цель- песня как средство общения челове- ка с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года» тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение
  10. 10. мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах. Лирическая; Цель - видеть жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно-мужественные). Развивать умение у детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания.Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские крас- ки.Следить за правильным четким произношением слов. Учить конт- ролировать слухом качество пения. Свадебная Цель- видеть особенности поэтического изложения и мелодики. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании песни. 3 Игровой фольклор/6 часов/ Цель- его основная функция (задачи, связь частей, концовка) связь частей. Отработка навыков пения. Передача образа, характера в пении. Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой
  11. 11. образ. 4 Хороводы /8 часов/ Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода». Виды хороводов: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально- игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода. 5 Игра на детских музыкальных инструментах/6 часов/ Цель-знакомство с народными инструментами. Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способам звука-извлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки. Всего за год обучения: 36 часов
  12. 12. 7.КОНКРЕТНО ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ Весь материал детям преподносился в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и, как следствие, более запоминающимися. Планирование работы осуществляется на основе народного календаря. Итог этой работы – проведение народных праздников. Вот некоторые названия развлечений, досугов и праздников, которые проводились и проводятся у нас в саду: «Рябинкины именины», «Капустные вечорки», «Осенины», «Посиделки», «Екатерина-саночница», «Варварины морозы», «Колядки», «Золотые вечера», «Радуйтесь люди – новый год к вам будет!», «Масленица», «Сороки», «Благовещенье - птиц на волю отпущенье», «Ярмарка», «Праздник берёзки» и др. Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы традиционного быта,насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками, детскими поделками. Мы его назвали мини-музей «Русская изба». Критерии оценки качества выполнения проекта -уровень развития вокальных навыков и творческих способностей де тейтейстаршего дошкольного возраста; -уровень проведения открытых мероприятий; -использование игрового и наглядного материала в работе с детьми. Оценка результатов: -Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям: педагоги, дети, родители; -Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться на семинаре при помощи анкет;
  13. 13. -Оценка качества практической деятельности будет оцениваться руководителями проекта при непосредственном посещении групп; -Оценка познавательной активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними во время проектной деятельности и проведению занятий, праздников, развлечений, через беседы с воспитателями и родителями; -По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта. 8.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1. Абрамский. « Русские народные песни» - М., Советский композитор,2007г 2. Е.Барыбин. « Свадьба будет» - М., Музыка, 2010г. 3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры».- С - П., Детство-Пресс, 2004. 4. М.Медведева « А мы просо сеяли.» - М., Музыка, 2012г 5. Т.Ю.Камаева. « Детские музыкальные праздники.» - М.,Лайда,2009г 6. А.Ф.Некрылова.Круглый год: « Русский земледельческий календарь». 2013-14г