Портал учебной литературы! Культура в постсоветский период.

В постсоветской культуре можно выделить два основных периода. Первый период - это период перестройки, активных реформ и смены общественного строя России. И второй период - современная культура. Рассмотрим основные достижения культуры в каждом их этих периодов.

Перестройка

Характеристика исторических условий.

Перестройка - решительное преодоление застойных процессов и слом механизма торможения, создание эффективного механизма ускорения, опирающегося на творчество масс. В следствие этого процесса, духовная жизнь страны подверглась сильным изменениям в связи с демократизацией и гласностью. Был снят идеологический пресс, отменена цензура, стали открываться архивы. Начался переход к рыночной экономике. Происходит «революция умов», усиливается внутренняя оппозиция, обсуждаются дальнейшие пути развития страны.

Развитие образования и СМИ.

В области образования изменения стали происходить не ранее 1988 года. До этого времени все шло в традициях «эпохи упадка и застоя». Пытаясь исправить существующую ситуацию, государство пошло по двум основным направлениям: уменьшение опеки над образованием и увеличение заработной платы учителям. Но образовательный процесс от этого не улучшился, потому что, несмотря на повышение зарплаты, постоянно возрастал дефицит кадров, кроме того, у молодежи резко понизился интерес к учебе.

Огромную роль в обновлении советского общества сыграли СМИ. Главным практическим достижением перестройки стала перестройка. Выходят различные газеты - «Московская правда», «Куранты»; журналы - «Огонек», «Столица» и др. Меняется характер телевиденья: стали возможны телемосты (Познер и Донахью), на экранах появились зарубежные политологи, историки, экономисты; стали транслироваться съезды народных депутатов. Увеличилось число развлекательных программ: был возрожден КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?». В 1990 году начал работу коммерческий канал «2 x 2» с показом рекламы.

Достижения науки.

Прикладные отрасли получили некоторое развитие, так как повысилась потребность в конкретных технически и экономических разработках. Фундаментальные же науки, которые были всегда гордостью страны, оказались на «голодном пайке». В течение второй половины 80-х годов в СССР практически отсутствовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие, как космонавтика, ядерная физика и другие с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень. В 1990 году вышел Указ Президента СССР «О статусе Академии наук СССР». АН стала самоуправляемой организацией, была освобождена от государственной опеки. В этом же году была вновь создана российская АН. Началось сотрудничество ученых с технологами Германии, США, Франции и др. С 1986 года на орбите Земли начала работать станция «Мир». За многие годы ее работы на станции побывали десятки космонавтов, включая иностранцев.

Литература.

Благодаря усилиям творческой интеллигенции стране были возвращены имена писателей - эмигрантов, впервые в СССР были опубликованы их книги - «Мы» Е. Замятина, «Лето Господне» И. Шмелева, исторические романы М. Алдагнова. Была опубликована статья М. Горького «Несвоевременные мысли». Увидели свет романы - Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Платонова «Котлован». В 1998 году в нашей стране возобновилось издание книг А. Солженицина: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус и др.» Значительно обогатили художественную литературу вышедшие в эти годы произведения: «Белые одежды» А. Дудинцева, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. Необычайно возрос интерес к исторической литературе. Впервые на русском языке были опубликованы мемуары А.Ф. Керенского. В сборник «На чужбине. Эпоха в лицах» вошли воспоминания политических деятелей - М.В. Родзянко, П. Н. Милюкова, генералов А.И. Деникина, П.Н. Враегеля.

Искусство.

Широкая демократизация коснулась театра. Были выпущены остросюжетные спектакли, которые отразили перемены в жизни страны. Это «Стена» в «Современнике», «Серебряная свадьба» во МХАТе, «Статья» в Театре Советской Армии. Но экономический кризис негативно отразился на развитии театра: заметно уменьшилось число зрителей, не хватало денег на достойную оплату труда актеров, на ремонт зданий и приобретение реквизита. В кинематографе также произошли серьезные изменения. Были сняты с полок ранее запрещенные фильмы: «Проверка на дорогах», «Скверный анекдот» и др. Несколько фильмов получили премии международных фестивалей: «Очи черные», «Леди Макбет Мценского уезда» и др. В годы перестройки музыкальное искусство отличалось большим разнообразием: это - классический композитор А. Шнитке, и виолончелист мирового масштаба М. Ростропович, и рокмузыкант Б. Гребенщиков, и запретные барды 70-80-х годов Ю. Визбор, В. Высоцкий. Расцвела эстрада: Пугачева, Вайкуле, Малинин, Газманов и др. Наибольшей популярностью пользовались музыкальные группы - «Кино», «Ласковый май», «ДДТ», «Алиса».

Наряду с некоторыми положительными факторами, которые были достигнуты, прежде всего, за счет ослабления цензуры и контроля за творчеством, в целом происходит резкое падение общекультурного общества. Теряется престиж образования и значимости отечественных специалистов, растет бездуховность, возрастает преступность. Культура все больше попадает под власть коммерции. Академик Д.С. Лихачев назвал такое состояние общества «культурным одичанием».

Значительная часть населения России, потеряв веру в царя и доверие к церкви, сделала своей религией большевизм и совершила революцию. Однако между христианской эсхатологией и большевистской утопией существует серьезное различие, хорошо показанное немецким фило­софом Г. Рормазером: «Фундаментальное отличие утопии,

в том числе и социалистической, от христианской эсхатологии состоит в том, что последняя исторически, политически осуществляется как настоящее, а не как будущее! Христианская эсхатология не содержит в себе никакого другого смысла, кроме идеи о том, как сделать человека способным к восприятию настоящего, в то время как утопическое мышление рисует будущее как результат отрицания настоящего. Утопия реализуется в процессе вызволения человека из настоящего, когда человек теряет свое настоящее. Христианская эсхатология, напротив, выводит человека из овладевшей им безумной веры в будущее, оза­боченной тем, что человек всегда только должен или хочет жить, но никогда не живет. Эта эсхатология ориентирует его на настоящее» 41 . Таким образом, утопия, ориентированная на будущее, дает санкцию на разрушение настоящего. Этим и страшны революции. Цена революции для России и русской культуры весьма высока. Многие творцы культуры вынуждены были покинуть Россию. Российская эмиграция XX в. дала удивительно много мировой культуре и науке. Можно привести немало имен людей, творивших в физике, химии, философии, литературе, биологии, живописи, скульптуре, которые создали целые направления, школы и явили миру великие примеры народного национального гения. Вклад мыслителей русского зарубежья в мировой философский процесс, переводы и издания их трудов на основных языках мира значительно содействовали признанию русской философии как высокоразвитой и самобытной. Они имеют приоритет в постановке целого ряда проблем культурологии, истории философии, философии истории. K ux числу относятся осмысление роли православия в развитии русского народа, анализ национальной специфики культуры России, размышления об основных чертах русской нации в XX в., о «русской идее» и др.

Культурная жизнь в советской России обрела новое измерение. Хотя до начала 30-х гг. существовал относи-


Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

тельный идейный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива. В художественном творчестве раздавались даже призывы сжечь Рафаэля во имя нашего завтра, разрушить музеи, растоптать искусства, цветы. Пышным цветом расцвел социальный утопизм, наблюдался мощный порыв к новым формам жизни во всех ее сферах, выдвигались различные технические, литературные, художественные, архитектурные проекты вплоть до экстравагантных. Например, шла речь о коммунистическом преобразовании всего быта. Планировалось строить такие жилые дома, в которых были бы только небольшие уединенные спальни, а столовые, кухни, детские комнаты становились общими для всех.



Отрицание бессмертия души вело к идее бессмертия тела. Помещение тела Ленина в мавзолей было связано и с надеждой когда-нибудь воскресить его. В подсознании русского народа всегда теплилась надежда на возможность бессмертия тела. Н. Ф. Федоров считал главной проблему «воскрешения отцов». Коммунизм, замахнувшийся на создание царства Божьего на Земле, получил одобрение у народа еще и потому, что поддерживал веру в телесное бессмертие. Смерть ребенка в «Чевенгуре» А. Платонова - главное доказательство того, что коммунизма еще нет. Поколение людей, выросшее в условиях советской мифологии, было потрясено физической смертью Сталина, не отсюда ли такое грандиозное «великое прощание», и не рухнула ли после этой смерти на подсознательном уровне вера в коммунизм?

Большевизм довел до логического конца сформировавшуюся в европейской мысли XVIII-XIX вв. идею активного преобразования, переделки природы. Уже в первые годы советской власти Л. Д. Троцкий заявлял, что, покончив с классовыми врагами, большевики начнут переделывать природу. У Максима Горького в 3-томном собрании

сочинений, вышедшем в 50-е гг., можно найти статью под названием «О борьбе с природой». В других статьях Горький утверждал, что «в Союзе Советов происходит борьба разумно организованной воли трудовых масс против стихийных сил природы и против той «стихийности» в человеке, которая по существу своему есть не что иное, как инстинктивный анархизм личности». Культура, по Горькому, оказывается насилием разума над зоологическими инстинктами людей. Теоретические выкладки реализовывались на практике в послевоенном «великом сталинском плане преобразования природы». После смерти Сталина было прекращено строительство большого числа крупных объектов, среди которых Главный Туркменский канал, канал Волга- Урал, Волго-Каспийский водный путь, заполярная железная дорога Чум-Салехард-Игарка. Последним отголоском тех времен стал печально известный проект переброски на юг части стока северных рек.

В 30-е гг. в развитии культуры наступил новый этап. С относительным плюрализмом было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один-единственный художественный метод - метод социалистического реализма. Утопическим порывам был положен конец. Были восстановлены в правах некоторые элементы национальной культурной традиции. Сложилась национальная модель тоталитаризма. Оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек оказался тотально вов­леченным в общественные структуры, а невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального строя.

Вместе с тем при внешнем сходстве, например, с положением человека в Московском царстве, существовали серьезные отличия. Индустриализация общества придавала ему динамику, стабильность архаического общества была невозможна. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

структуры заставляла человека еще больше дорожить своим социальным статусом. Потребность в единении с другими людьми - естественная потребность человека любой культуры. Даже в индивидуалистической культуре Запада известно явление так называемого эскапизма, т. е. бегства от свободы, отмеченное Э. Фроммом. Другое дело, когда эта потребность становится единственной и доминирующей. Тогда это мощный психологический корень социального утопизма, социальная опора для проектирования идеального общества. Любой подобный проект ведет к тоталитаризму, который в самом широком смысле этого слова - господство всеобщего над индивидуальным, безличного над личным, всех над одним. Естественный ограничитель тоталитаризма - собственность, понимаемая не просто как экономическая категория, а как всеобщая общецивилизационная основа для развития свободы личности.

Постсталинский период отечественной истории характеризуется медленным, постепенным, с зигзагами и отступлениями, восстановлением контактов и связей с мировой культурой, переосмысливается понимание роли личности, общечеловеческих ценностей. Советский пери­од оказал серьезное воздействие на образ мышления народа, его ментальность, типичные черты личности русского человека. Это отметили крупные писатели, «знатоки человеческих душ» М. А. Шолохов и А. И. Солженицын. По свидетельству сына М. А. Шолохова, отец говорил ему, что у дореволюционных людей было иное отношение к жизни: «как к чему-то бесконечно прочному, устойчивому, несоизмеримому с человеческими целями и возмож­ностями... Человек с детства учился стойкости, приучался винить в своих неудачах самого себя, а не жизнь...» 42 А. И. Солженицын отмечает потерю народом таких качеств, как открытость, прямодушие, уживчивость, долготерпение, долговыносливость, непогоня за внешним успехом, готовность к самоосуждению и раскаянию и др. 43

В наше время культура все чаше осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. При этом они вовсе не отгораживаются китайской стеной от других народов и наций, взаимодействуют с ними, обмениваясь культурными ценностями. В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и в свою очередь обогатившую своим воздействием мировую культуру. Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача - выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Для этого есть важная предпосылка - достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Тем не менее решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития.

Эти противоречия постоянно проявляли себя в различных сферах жизни, отражаясь в искусстве, прежде всего в художественной литературе, поисками высокого ценностно-смыслового содержания жизни, что и придало русской культуре несомненное мировое значение. В нашей культуре можно обнаружить немало противоречий, присущих любым другим культурам: между индивидуализмом и коллективизмом, высоким и обыденным, элитарным и народным и т. п. Наряду с ними в русской культуре постоянно присутствовали черты очень глубокого разрыва между природно-языческим началом и высокой православной религиозностью, культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам, тотальной государственностью и безудержной анархией и др. Загадочную антиномичность русской культуры буквально во всем пре-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

красно описал Н. А. Бердяев в работе «Русская идея». Россия, с одной стороны, - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире, а с другой - самая государственная, самая бюрократическая страна в мире. Россия - страна безграничной свободы духа, самая не буржуазная страна в мире, и в то же время - страна, лишенная сознания прав личности, страна купцов, стяжателей, невиданного взяточничества чиновников. Бесконечная любовь к людям, Христова любовь соединяется у русских с жестокостью, рабской покорностью.

Смутное время, которое сейчас переживает отечественная культура, - не новое явление, но всегда наша культура находила те или иные ответы на вызовы времени, продолжая развиваться. Более того, именно в самые трудные периоды отечественной истории рождались самые великие идеи и произведения, возникали новые традиции и ценностные ориентации. Особенности нынешнего «смутного времени» в России заключаются в том, что оно совпадает с глобальным мировым кризисом, и российский кризис - часть всемирного кризиса, который ощущается в России наиболее остро.

Весь мир оказался на перепутье на рубеже XXI в., речь идет о смене самого типа культуры, который сформировался в рамках западной цивилизации в течение нескольких последних веков. Поэтому представляется более чем спорным тезис о якобы имевшем место «выпадении России» после событий 1917 г. из мировой цивилизации и необходимости теперь вернуться в эту цивилизацию. Невозможно «выпасть из цивилизации», находясь на Земле, не улетая, скажем, на Луну или Mapс, к тому же мировая цивилизация - это совокупность цивилизаций разных стран и народов, которые вовсе не шагали в ногу. В ряду этих цивилизаций - и российская, которая и в советский период истории внесла немалый вклад в сокровищницу мировой цивилизации, достаточно упомянуть хотя бы всемирно-историческую роль нашего народа в сокруше-

нии нацизма и фашизма, успехи в освоении космического пространства, в социальных преобразованиях.

Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. В области культуры накопилось немало проблем. В последнее десятилетие открылись новые пласты духовной культуры, скрывавшиеся ранее в не издававшихся художественных и философских произведениях, не исполнявшихся музыкальных произведениях, запрещенных картинах и кинофильмах. На многое стало возможным посмотреть иными глазами. В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п. Действительно, сегодня как бы на равных сосуществуют такие не только не связанные друг с другом, но друг друга взаимоисключающие явления, как вновь обретенные культурные ценности русского зарубежья, заново переосмысленное классическое наследие, ценности официальной советской культуры. Складывается общая картина культурной жизни, характерная для постмодернизма, широко распространенного в мире к концу XX в. Это особый тип мировоззрения, направленный на отказ от всех традиций, установления каких-либо истин, ориентированный на безудержный плюрализм, признание равноценными любых культурных проявлений. Постмодернизм не в состоянии примирить непримиримое, так как не выдвигает для этого плодотворных идей, он лишь совмещает контрасты как исходный материал дальнейшего культурно-исторического творчества.

Предпосылки современной социо-культурной ситуации выявились несколько десятилетий назад. Широкое внедрение достижений науки и техники в сферу производства и быта существенным образом изменило формы функционирования культуры. Широкое распространение

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

бытовой радиотехники повлекло за собой коренные изменения в формах производства, распределения и потребления духовных ценностей. «Кассетная культура» стала бес­цензурной, ибо отбор, тиражирование и потребление осуществляется посредством свободного волеизъявления людей. Сейчас создается особый тип так называемой «домашней» культуры, составными элементами которого являются, помимо книг, видеокассеты, видеомагнитофон, радио, телевизор, персональный компьютер. Формируется как бы «банк мировой культуры» в «памяти квартиры». Наряду с положительными чертами налицо и тенденция возрастающей духовной изоляции индивида. Коренным образом меняется система социализации общества в целом, существенно сокращается сфера межличностных отношений.

К концу XX в. Россия вновь оказалась перед выбором пути. Сегодня культура, как и вся страна, вступила в межвременье, таящее в себе разные перспективы.

Материальная база культуры находится в состоянии глубокого кризиса. Разрушающиеся и горящие библиотеки, недостаток театральных и концертных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и распространение ценностей народной, классической культуры, резко контрастируют с тем взрывом интереса к культурным ценностям, который характерен для многих стран. Сложная проблема, которая не может не волновать многих - взаимодействие культуры и рынка. Происходит коммерциализация культуры, при которой так называемые «некоммерческие» художественные произведения остаются незамеченными, страдает возможность освоения классического наследия. При огромном культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями, происходит духовное обнищание народа. Массовое бескультурье - одна из главных причин многих бед в экономике, экологических катастроф. На почве бездуховности растут преступность и насилие, происходит упадок морали. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

Вступление России в рынок привело ко многим непредвиденным и неожиданным для духовной культуры последствиям. Оказались не у дел многие из представителей старой культуры, не сумевшие адаптироваться к новым условиям. Утверждение свободы слова лишило литературу и другие виды искусства того важного достоинства, которое они имели прежде, - высказать правду, совершенствуя эзопов язык для того, чтобы обойти цензуру. Особенно пострадала литература, которая долго занимала ведущее место в системе отечественной культуры и к которой теперь значительно снизился интерес. К тому же скорость общественных перемен была такой, что их нелегко было сразу же осознать. Если к созданию произведений культуры подходят как к бизнесу, приносящему прибыль, как к обычному рядовому товару, то преобладает не стремление к совершенству, высоким духовным идеалам, а к тому, чтобы при минимальных затратах получить максимальную выгоду. Культура теперь вынуждена ориентироваться не на человека духовного, а на человека экономического, потакая самым низменным его страстям и вкусам и низводя его до уровня животного. Формируется своеобразная «рыночная личность», характеризуя которую один из крупнейших философов XX в. Э. Фромм писал, что «человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить спо­собность продаваться» 44 . Определение путей дальнейшего культурного развития стало предметом острых дискуссий в обществе, ибо государство перестало диктовать культуре свои требования, исчезли централизованная система управления и единая культурная политика. Одна из точек зрения заключается в том, что государство не должно вмешиваться в дела культуры, так как это чревато установлением его нового диктата над культурой, а культура сама найдет средства для своего выживания. Более обоснованной представляется другая точка зрения, суть

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

которой состоит в том, что, обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного стро­ительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Государство должно осознавать, что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации.

Кризис духовности вызывает сильный психический дискомфорт у многих людей, так как серьезно поврежден механизм идентификации со сверхличными ценностями. Без этого механизма не существует ни одна культура, а в современной России все сверхличные ценности стали сомнительными. Несмотря на противоречивые характеристики отечественной культуры, общество не может допустить отрыва от своего культурного достояния, так как это неминуемо означает его самоубийство. Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям, ибо импульс к созидательным переменам исходит от ценностей, являющихся культурными категориями. Только интегрированная и крепкая национальная культура может сравнительно легко приспособить к своим ценностям новые цели, освоить новые образцы поведения.

Процесс культурных заимствований не так прост, как может показаться на первый взгляд. Одни заимствуемые формы легко вписываются в контекст заимствующей культуры, другие - вписываются с большим трудом, а третьи - вовсе отторгаются. Дело в том, что заимствования должны осуществляться в формах, совместимых с ценностями заимствующей культуры. В культуре нельзя следовать мировым стандартам. Каждое общество формирует своеобразную систему ценностей. Известный ученый К. Леви-Стросс писал об этом следующим образом: «... Оригинальность каждой из культур заключается прежде

всего в ее собственном способе решения проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинаковой в разных культурах, и потому современная этиология все сильнее стремится понять истоки этого таинственного выбора» 45 .

К сожалению, современная Россия вновь проходит через радикальные перемены, сопровождаемые тенденциями к разрушению или отказу от многих позитивных достижений прошлого. Все это делается ради скорейшего внедрения рыночной экономики, которая якобы все расставит по своим местам. Между тем при серьезном изучении истории других стран, в том числе и самых «рыночных», оказывается, что не рынок создавал в них новые ценности и образцы поведения, а национальная культура этих стран осваивала рынок, создавала как моральные оправдания «рыночного поведения», так и ограничения этого поведения культурными запретами.

Анализ состояния современной отечественной культуры выявляет отсутствие или слабость устойчивых культурных форм, воспроизводящих общественную систему, надежной связности элементов культуры во времени и пространстве. По нашему мнению, довольно точная ха­рактеристика современного состояния России содержится в следующих словах философа В. Е. Кемерова: «Россия существует как неопределенная совокупность социальных групп, региональных образований, субкультур, объединенных общим пространством, но слабо связанных временем социального воспроизводства, продуктивной деятельностью, представлениями о перспективах и т. д. Современность всех этих образований остается проблемой » 46 . Крах тоталитарного режима быстро обнажил недоопределенность, непро­явленность многих форм нашей жизни, что было свойственно русской культуре и раньше и что некоторые отечественные мыслители определяли как «недостаток средней области культуры».

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Н. О. Лосский указывал, что «недостаток внимания к средней области культуры, какие бы оправдывающие обстоятельства мы ни находили, есть все же отрицательная сторона русской жизни» 47 . Отсюда чрезвычайно большой диапазон добра и зла, с одной стороны, - колоссальные достижения, а другой - потрясающие разрушения и катаклизмы. Наша культура вполне может дать ответ на вызовы современного мира. Но для этого надо перейти к таким форма ее самосознания, которые перестали бы воспроизводить одни и те же механизмы непримиримой борьбы, жесткой конфронтационности, отсутствия «середины». Надо непременно уйти от мышления, ориентирующегося на максимализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки.

Наряду с тенденциями противостояния и непримиримой бескомпромиссной борьбы в российском обществе идут интенсивные поиски центристских принципов, которые способны нейтрализовать разрушительные тенденции. Уход от радикализма может быть достигнут путем создания устойчивой системы общественного самоуправления и формирования срединной культуры, гарантирующей участие различных социальных, этнических и конфессиональных общностей. Для нормального существования общества необходима многообразная самоорганизующаяся культурная среда. Эта среда включает в себя социально-культурные объекты, связанные с созданием и распространением культурных ценностей, таких как научные, учебные, художественные заведения, организации и т. д. Однако важнее всего - отношения людей, условия их повседневной жизни, духовно-нравственная атмосфера. Процесс формирования культурной среды - основа культурного обновления, без такой среды нельзя преодолеть действие социальных и психологических механизмов, разделяющих общество. Академик Д. С. Лихачев считал, что сохранение культурной среды является не менее существенной задачей,

чем сохранение окружающей природы. Культурная среда так же необходима для духовной, нравственной жизни, как и природа необходима человеку для его биологической жизни 48 . Культура - явление целостное и органическое. Нам необходимо усвоить, что она искусственно не конструируется и не трансформируется, подобные эксперименты ведут только к ее повреждению и разрушению. С большим трудом в сознании многих людей, в том числе и ученых, утверждается идея специфичности и многообразия развития разных культур, каждая из которых по-своему встраивается в общемировой цивилизационный процесс, опи­раясь на свои глубинные духовно-нравственные архетипы, которые не могут быть распределены по рангам на прогрессивные и реакционные. Известный отечественный философ Ю. М. Бородай считает, что «... там, где земная жизнь людей складывалась более или менее сносно, она строилась не на умозрительных домыслах и расчетах, но на святынях, т. е. на нравственных императивах, «предрассудках», если угодно, своеобразных у каждого из народов, что и делает их неповторимыми соборными личностями, общественными индивидуальностями. Человеческий мир многоцветен и интересен именно потому, что основу культуры каждого из народов составляют свои культовые святыни, не подлежащие никакому логическому обоснованию и не переводимые адекватно на язык культуры иной » 49 . Однако «это вовсе не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт» 50 . В мире существуют различные культуры, но они не могут быть «лучше», «хуже», «правильными», «неправильными». Ошибкой является стремление их «исправить», «улучшить», «цивилизовать» по какому-то образцу, идеализировать какую-то модель. Подлинные общечеловеческие ценности могут возникнуть только в диалоге всех земных обществ и цивилизаций. Весьма современно звучат слова Ф. М. Достоевского: «Пусть кто-нибудь из теоретиков укажет нам тот

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

общечеловеческий идеал, который выработать из себя должна всякая личность. Целое человечество еще не выработало такого идеала... А если тот общечеловеческий идеал, который у них есть, выработан одним только Западом, то можно ли назвать его настолько совершенным, что решительно всякий другой народ должен отказаться от попыток привнести что-нибудь от себя в дело выработки совершенного человеческого идеала и ограничиться только пассивным усвоением себе идеала по западным книжкам» 51 .

Литература

1. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 320.

2. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. С.-Пб., 1994. С.8.

3. Флиер А. Я. Культура как смысл истории // Общ. науки и современность. 1999. № 6. С. 153- 154.

4. Кондаков И. В. Культура России. М., 1999. С. 21.

5. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

6. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1999. С. 205.

7. Левкиевская Е. Е. Низшая мифология славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996. С. 175.

8. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 4 т. М., 1992. С. 45; Андреев Д. Роза мира. М., 1992. С. 130; Введение христианства на Руси. М., 1987. С. 264.

9. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985. С. 34.

10. Толстой Н. И. Религиозные верования древних славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996. С. 148.

11. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995. С. 171.

12. Ключевский В. О. Курс русской истории // Соч.: В 9 т. М., 1987-1990. Т. 2. С. 65-66.

13. Лихачев Д. С. Земля родная. М., 1983. С. 158-159. 532

14. Экономцев И. Православие. Византия. Россия М 1992 С. 170-172.

15. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991.

16. Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год
тысячелетия крещения Руси. М., 1991. С. 58.

17. Трубецкой Н. С. О туранском элементе в русской культуре // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. С. 72.

18. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995. С. 197.

19. Лосский Н. О. Характер русского народа. М., 1990. Кн. 1. С. 42.

20. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. С. 47.

21. Размышления о России и русских. М., 1994. С. 319.

22. Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 51.

23. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Нов. мир. 1988. № 9. С. 234.

24. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 258.

25. Гачев Г. Российская ментальность // Вопр. филос., 1994. № 1. С. 27.

26. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 7-8.

27. Успенский Б. А. Царь и Бог // Избр. труды. Т. 1. М., 1994. С. 123.

28. Аверинцев С. С. Византия и Русь... // Новый мир. 1988. № 3. С. 207.

29. Пушкин А. С. Полн. соб. соч.: В 10 т. 2-е изд. М., 1958. Т. 8. С. 66-67.

30. Цит. по: Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. М., 1975. С. 118.

31. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 26-27.

32. Spengler О. Der Untergang des Abendlandes. Bd. 2. Mnc 1922. S. 235. 533

34. Ор. cit. S. 235-236.

35. Ор. cit. S. 623.

36. Ор. cit. S. 238.

37. Ор. cit. S. 236-237.

38. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 213.

39. Хоружий С. С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопр. филос., 1994, № 11.

40. Кондаков И. В. Культура России. М., 1999. С. 224-239.

41. Рормазер Г. К вопросу о будущем России // Россия и Германия: Опыт философского диалога, М., 1993. С. 22-23.

42. Шолохов М. М. Разговор с отцом // Дон. 1991. № 5. С. 159- 160.

43. Солженицын А. И. Русский вопрос к концу XX века // Нов. мир. 1994. № 7.

44. Фромм Э. Человек для себя, иметь или быть? Минск, 1997. С. 345.

45. Цит. по: Знание - сила. 1992, № 1. С. 19.

46. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., 1996. С. 215.

47. Лосский Н. О. Характер русского народа. М., 1990. Кн. 2. С. 55.

48. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры // Культурология: Науч.-образ, вестн. 1996. № 1.

49. Бородай Ю. М. Эротика-смерть-табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996. С. 380-381.

50. Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 1992. С. 200.

51. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 30 т. Л., Т. 20, С. 6-7.

Предисловие................................................................... 3

Глава 1. Культура, цивилизация, история................... 8

Глава 2. Первобытные корни мировых цивилизаций.... 33

Глава 3. Цивилизационные миры традиционных обществ Востока... 70

Глава 4. Арабо-исламский мир.................................. 141

Глава 5. У истоков европейской цивилизации: античный мир... 174

Глава 6. Цивилизации средневекового Запада........ 244

Глава 7. Культурный облик Возрождения и Реформации........... 277

Глава 8. Новое время: оформление европейской культуры и цивилизации.. 330

Глава 9. Судьбы культуры и цивилизации в XX веке …..401

Глава 10. Современные лики культуры..................... 427

Глава 11. Культура и цивилизационные процессы в России......... 469

Учебное пособие

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры

(мировых цивилизаций)

Ответственный редактор И. Жиляков

Обложка В. Кириченко

Редактор С.Дударенок

Корректоры: О. Милованова, Н. Передистый

Сдано в набор 21.06.2002. Подписано в печать 10.08.2002.

Формат 84x108 1/32. Бумага тип № 2.

Гарнитура Newton. Печать высокая.

Усл. печ. л. 28,56. Тираж 5000 экз.

Заказ № 418.

Издательство «Феникс» 344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга» 344019, г. Ростов-на-Дону, ул.

Советская, 57.

Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.

Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da ) || [email protected] ||

Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова.

Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 году, и приход к власти Б.Н.Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись М. Л.Ростроповия, Г.Вишневская, писатели А.Солженицын и Т.Войнович, художник Э.Неизвестный... Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.

В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тысяч. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия - только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 году - меньше 1 млн.

«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла передовых рубежей.

Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи, процесс литья стали, магнитная сварка, искусственна почка, ткано, отражающая излучение, холодные катоды для получения ионов и др.

Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90 годы появилось более 10 тыс., частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым.

Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.

Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.

Глоссарий:

Культура России в ее становлении и развитии - аспект исторической динамики русской культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время.

Культура России в современной культуре - актуалистический и прог-ностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре. 2. Место культуры России в мировой культуре. Культура России входит в славяно-византийский культурно-исторический тип, основанный на православии.

Мировая культура - общее название всех культурно исторических типов и традиций человечества.

Вопросы для контроля: 1.Что роднит большевистский идеал культурного преобразования России с традиционными ориентациями национального сознания?

Почему возникла необходимость либерализации политики партии в области культуры вт. пол. XX в.?

Как развивались взаимоотношения власти и творческой интеллигенции?

    Художественная культура постсоветской России.

Постсоветская культура: этапы становления. Политический и экономический кризис в постсоветской России. Массовая дезориентация общества, синдром утраты идентичности, взрыв индивидуализма. Изменение взаимоотношений культуры и власти: исчезновение единой культурной политики. Стагнация и упадок художественной культуры, потеря самобытности. Поиск новых культурных моделей: феномен кэмта и трэша. Постмодернизм в постсоветской России. Деидеологизированность и плюрализм творчества. Полистилистичность, вестернизация, коммерциализация, криминализация культуры и искусства. Художественные объединения постсоветской России. Персоналии деятелей отдельных видов искусства, представляющих различные в идеологическом и художественно-эстетическом отношении группы.

К культуре постсоветской России относится культура эпоха Перестройки и современной России. Пусть во время Перестройки еще существовал СССР, но жизнь советских людей с 1985 года намного изменилась. Эпоха Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. Одним из первых лозунгов новой эпохи была «гласность», т.е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений, установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались тайком «на кухнях». Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.

Шел стремительный процесс восстановления тех страниц истории страны, которые замалчивались в советское время.

«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому кругу советских читателей литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них («Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и распространялись ограниченным числом.

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицына («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»), Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»), М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова («Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»), А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. На театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров (Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывали произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских репрессий. Далеко не все из них были литературными шедеврами, но они пользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что «открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше умалчивалось.

Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда» (от англ. «подполье», оппозиция официальной/массовой культуре): группы «Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т.д.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы перестройки. Один из наиболее значительных произведений советской литературы был оценен современниками роман Ч. Айтматова «Плаха», для которого, как и для большинства произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью. Заметным явлением в литературе перестроечной поры, своеобразным бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата», в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» и Д. А. Гранина «Зубр». Послевоенным «детдомовским» детям, ставшим случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Все эти произведения вызвали большой общественный резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.

Немногое из созданного в ту переломную эпоху прошло проверку временем. В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия»). Вновь популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории, становится плакат.

В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет появляется ряд замечательных фильмов: «Покаяние» Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя» С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего». Кроме серьезных, глубоких фильмов снималось много весьма слабых картин, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес. Такие фильмы были рассчитаны на скандальную популярность, их образная система строилась на контрасте с традиционным советским кинематографом, в котором принято было избегать излишнего натурализма, постельных сцен и прочих вульгарных приемов. Такие фильмы в просторечии получили название «чернухи» («Маленькая Вера» реж. В. Пичул).

Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», в «Литературной газете». Особенно большой любовью читателей в те времена пользовался еженедельник «Аргументы и факты».

Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд». Несмотря на то, что шли эти передачи в неудобное для большинства зрителей время (поздно вечером), они пользовались очень большой популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего обсуждения. Журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические катастрофы и пр. Ведущие программ были не похожи на традиционных советских дикторов: раскованны, современны, умны (В. Листьев, В. Любимов, В. Молчанов и др.).

Отличительная особенность культуры современной России – в ее многоликости, многообразии проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни. Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявляется в литературе. Среди наиболее значительных течений в ней следует отметить постмодернизм. Классиками европейского постмодернизма являются Хорхе-Луис Борхес, Умберто Эко, Джоан Фаулз. Характерной чертой концепции постмодернизма считается «цитатность». Материалом для творческого осмысления в постмодернистском произведении становятся не столько реальные события жизни, сколько впечатления от ранее прочитанных автором книг, увиденных фильмов, услышанной музыки. Восприятие произведения часто превращается для вдумчивого читателя в решение своеобразного ребуса – откуда что взято. Это своеобразная игра. Развивая какой-либо сюжетный ход, автор одновременно как бы намекает на какой-нибудь широко известный литературный или кинематографический образ или штамп. Например, роман Пелевина В. «Чапаев и Пустота» во многом построен на аллюзиях с популярными в советское время анекдотами о Чапаеве и фильмом братьев Васильевых, хотя речь в книге идет совсем о другом. Ничего общего у пелевинского Чапаева с реальным героем гражданской войны нет, но в нем угадываются намеки и отсылки к образу, созданному на экране актером Бабочкиным. Цитатность характерна и для других популярных произведений Пелевина «GenerationП», «Амон Ра», «Жизнь насекомых» и др.

Изменение художественных вкусов выразилось еще и в том, что в «возвращенной» (т.е. написанное еще в советское время, но не вышедшей тогда по цензурным соображениям в свет) литературе современного читателя больше интересуют уже не гражданственно-публицистические романы об эпохе сталинизма, как было десять лет назад, а постмодернистские по духу произведения с элементами «цитатной» игры: «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева, «Пушкинский дом» Андрея Битова и др.

С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполонила художественно-развлекательная литература самого различного качества: детективы, фантастика, т.н. женские романы. Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В. Доценко («Бешеный»), Ф. Незнанский («Марш Турецкого»), А. Маринина (серия романов о следователе А. Каменской), позже к ним присоединились П. Дашкова, Д. Донцова (Дарья Васильева, Евлампия Романова, Виола Тараканова, Иван Подушкин) и Т. Устинова. На смену научной фантастике, популярной в 60-80-е гг. приходит фантастика в стиле «фентази», родоначальником которой в мировой литературе был англ. писатель Дж. Толкиен. Русское фентази представлено произведениями М. Семеновой («Волкодав») и Н. Перумова (Алмазный меч, деревянный меч» и пр.). Если в научной фантастике вымысел имеет, как правило, технический характер (авторы условно допускают, что существует машина времени, что возможны межзвездные перелеты и т.д.), то фентази исходит из допущения реальности сказочных по сути явлений (герои пользуются магией, борются со злыми магами, общаются с драконами, эльфами, гномами и т.п.). Наиболее близкая аналогия фентази – литературная сказка, но «сказка для взрослых».

Постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы. Его проявления можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке. Постмодернистом может считаться популярный (скорее даже модный) художник Никас Софронов, пишущий свои картины на старых иконных досках (тоже своеобразные «цитаты»).

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и несколько скандальной популярностью пользуются работы московского скульптора Зураба Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего много споров среди горожан и однозначно негативное отношение художественных критиков.

В новом российском кинематографе наиболее заметным является творчество актера и режиссера Н. С. Михалкова. Фильм «Утомленные солнцем» был удостоен «Оскара» - награды американской киноакадемии. Действие фильма происходит в 30-х гг. Главный герой – комдив Котов, в образе которого воплощен типаж человека-символа сталинской эпохи: он прославленный военачальник гражданской войны, его именем называют пионерские отряды, его портрет известен каждому. Любовная линия неожиданно оказывается связанной с темой репрессий – внешне благополучная жизнь всесильного комдива, имеющего прямую телефонную связь с самим Сталиным, рассыпается в прах. Ностальгия по величию, благородству и красоте ушедшей императорской России пронизывает картину «Сибирский цирюльник», снятую в 1998 г. (в гл. ролях – Олег Меньшиков и Джулия Ормонд).

Огромную популярность у молодежи получили фильмы Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2». Центральный персонаж обоих фильмов Данила Багров, молодой человек, прошедший чеченскую войну, являет собой странное соединение наивности и жизненной умудренности; в нем уживаются доброта, благородство и страшная жестокость, позволяющая ему в поисках «правды» совершенно не задумываясь пускать в ход оружие. В фильмах звучит музыка популярных групп и исполнителей, взятая «прямо из жизни»: «Наутилус», Земфира и пр. Неоднозначными фильмами можно назвать и другие молодежные «хиты» «Бригада» и «Бумер».

Заметно меняется в последнее десятилетие XXвека телевидение. Появились новые независимые от государства каналы (НТВ, ТВ-6 1993 г.). Телевидение превратилось в мощнейшее оружие политической борьбы, что предопределило рост профессионального уровня программ, и в то же время привело к снижению доверия к нему как к источнику информации. Острая социально-политическая проблематика уже не вызывает былого интереса. Зрители отдают предпочтение программам, в которых освещаются вопросы частной, семейной, личной жизни. Возникло много новых телепрограмм соответствующей направленности: «Моя семья», «Пока все дома», «Я сама», «Про это». Много эфирного времени занимают развлекательные передачи: «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером?» и др. Особняком стоят интеллектуальные и познавательные программы «Что? Где? Когда?», «Умницы и умники», «Клуб путешественников», «В мире животных», «Подводная одиссея команды Кусто» и пр. Появились новые проекты реалити-шоу «За стеклом», «Дом», «Фабрика звезд».

Процессы демократизации, начавшиеся во второй половине 80-х гг., способствовали проявлению плюрализма в культурных процессах и явлениях. Но в начале XXIв. отечественная культура находится в кризисном состоянии. Разрушение социалистического общественно-политического уклада и резкая смена ценностных ориентации, вступление России в рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели российское общество и российскую культуру к системному кризису, к девальвации образования, духовных ценностей и культуры в целом, к разрушению материальной базы и инфраструктуры сферы культуры, к ориентации учреждений культуры не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Экспансия западной, прежде всего американской, культуры разрушает основу национального самосознания, формирует «рыночного человека-потребителя», готового быть тем, на что имеется спрос. Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры на селе и в городах, научных учреждений, падение спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост численности безграмотных детей - все это признаки кризиса отечественной культуры.

Преодоление кризиса культуры, реализация потенциала материальной и духовной культуры для возрождения Отечества возможны в том случае, если будет действовать единая государственная политика, направленная на приоритетное развитие отечественной культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и классификация видов культуры. Особенности материальной культуры как предмета изучения науки культурологии. Элементы духовной культуры: мораль, религия, наука и право. Влияние технических средств коммуникации на процесс и культуру общения людей.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2011

    Исторические предпосылки формирования культуры России. Влияние церковного раскола на культуру Московского царства. Смысл и методы петровских преобразований. Золотой и серебряный век. Достижения советского периода. Современная социокультурная ситуация.

    реферат , добавлен 15.02.2010

    Общая характеристика и важнейшие особенности культуры России XVIII века. Главные черты русской культуры XIX – начала ХХ веков: "золотой" и "серебряный" век. Существенные достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Понятие культурологии. Содержание. Структура. Науки, составляющие основу культурологи и ее взаимосвязь с другими науками. Закономерности развития культуры. Культурная жизнь в стране в середине 60-х до перестройки. Культура в России конца ХХ века.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2008

    Влияние национальной культуры на организационную культуру публичной службы. Влияние культуры на организационное поведение в России. Сравнительные характеристики американской, японской и арабской деловых культур: образцы поведения, стремление к гармонии.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2014

    История развития культуры Великобритании, современное состояние и особенности. Отличительные черты культуры Англии в эпоху абсолютизма, зарождение национального самосознания. Политические причины английской революции, ее влияние на культуру государства.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Культура периода петровских реформ. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века, включающие развитие общественной мысли, философии, литературы и художественной культуры и ее влияние на современную культуру. Исторический портрет Новикова Н.И.