Культуры в 18 веке. Изобразительное искусство: особенности развития

В конце 18 века процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Главным центром научной деятельности была Академия наук. В целях развития высшего образования в России, 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование Севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов. И.И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И. Фонвизиным (комедии «Бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций. культура россия научный юлианский

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В. Растрелли в Петербурге и Д.В. Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д. Кваренги, Н.А. Львов и Ч. Камерон. В Москве в стиле классицизма строили В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского). М. Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко.

Замечательные творения создают скульпторы Ф.И. Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

В эпоху Петра I ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами.

Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.

Екатерина II, считая себя " просвещенным монархом", задумала создать «новую породу людей». Основываясь на идеях французских просветителей, в те времена считали, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком.

Проектом было создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к 18-20 годам.

Итоги развития русской культуры в 18 веке.

  • Культура России развивалась под влиянием петровской реформации и идей Просвещения, в эту эпоху носила светский характер.
  • Культурное развитие достигло высокого уровня.
  • Культура России отличалась демократизмом и гуманизмом.
  • В эту эпоху были заложены основы современной системы просвещения.

Достигли наука, просвещение, издательское дело, было открыто множество учебных заведений и библиотек. Созданы выдающиеся произведения культуры в архитектуре, скульптуре, живописи, театре, литературе и пр. Множество деятелей науки и культуры прославили Россию во всем мире.

Для России, как и для западноевропейских стран, XVIII в. явил-ся веком Просвещения. Культура высших слоёв российского об-щества, светская в своей основе, значительно отличалась от традиционной культуры крестьян и обывателей городов. Однако непроходимой пропасти между ними не было. Произведения лите-ратуры, творения живописи, скульптуры и архитектуры станови-лись общенародным достоянием. Просвещённая часть общества все более и более проникалась идеей улучшения жизни всего рос-сийского народа.

Основные события и периоды культуры 18 века в России:

  • до 1725 года — см. Культура при Петре I .
  • 1762 — создание «Комиссии о каменном строении».
  • 1764 — открытие Института благородных девиц и Воспитатель-ного дома.
  • 1769 — начало издания журналов «Всякая всячина» и др.
  • 1782 — открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
  • 1783 — открытие Российской академии 1786 — открытие народных училищ.
  • 1795 — открытие первой Публичной библиотеки.

Искусство 18 века в России по периодам

Искусство 18 века в России по отраслям

  • Живопись 18 века в России . Материал с сайта

Русская литература 18 века

Влияние идей Просвещения, народных восстаний и, наконец, Французской революции привело к тому, что многие поэты и пи-сатели второй половины XVIII столетия стали посвящать свои произведения злободневным общественным проблемам. В русской литературе 18 века можно отме-тить три имени — Г. Р. Державин , Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев .

Музыка 18 века

Среди музыкантов времени правления Екатерины II особенно выделялся Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Он родился на Украине. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капел-ле в Петербурге. Десять лет прожил в Италии, где совершенство-вался в музыкальном искусстве. Здесь же были поставлены его первые оперы. В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. Его со-чинения, поднесённые императрице Екатерине II, произвели сен-сацию. Бортнянский был удостоен звания композитора Придвор-ной капеллы и пожалован денежной наградой, а в 1796 г. назначен директором Придворной певческой капеллы. Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духов-ных композиций.

  • Крестьянская жизнь (см.

В правление Петра I происходила коренная ломка старых традиций. Царь страстно желал сблизить российскую культуру с западной. Так, в 1700 г. была введена европейская система счёта лет, и новый год отныне наступал с 1 января, было также приказано сбривать бороды и носить немецкое или венгерское платье. Постоянными стали ассамблеи, т.е. развлекательные вечера у знатных особ, причем там нужно было появляться с жёнами и дочерьми, чего раньше не позволялось. Однако большинство этих преобразований коснулись лишь высших слоёв, подавляющая же часть населения жила по-старому.

Просвещение

Реформы и войны требовали подготовки качественных кадров, поэтому Пётр I уделял большое внимание образованию. Были организованы военные и «цифирные» школы, Медицинское училище. Упор в обучении делался на точные науки. Чтобы пробудить тягу к знаниям, Пётр I основал Кунсткамеру – первый российский музей. Также по идее царя, но уже после его смерти была открыта Академия наук.
В течение18 столетия (особенно во второй половине) усиливался сословный характер образования, и появлялись новые учебные заведения: Московский университет (1755), Смольный пансион благородных девиц (1764), народные училища и другие.

Литература.

В 1702 году была впервые напечатана газета «Ведомости». Для нужд школы в 1703 г. вышел знаменитый учебник Л. Магницкого «Арифметика». В 1721 году Ф. Прокопович написал «Духовный регламент», чтобы обосновать реформы Петра I в церковной сфере.
По-настоящему расцвет литературы наступает в екатерининское царствование. В это время развиваются три направления: классицизм (А. Радищев, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, Г. Державин и А. Сумароков), сентиментализм (Н. Карамзин) и художественно-реалистическое (Д. Фонвизин). Сама императрица издавала юмористический журнал «Всякая всячина». Видным публицистом был Н. Новиков.

Архитектура.

В 18 веке преобладающим был стиль барокко. В нём творили: Д. Трезини (Петропавловский собор) и Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец). Однако в конце столетия барокко сменяется классицизмом, представленном такими шедеврами, как дом Пашкова в Москве (В. Баженов) и здание Сената (М. Казаков).

Живопись, скульптура, театр

Основным жанром живописи на протяжении 18 века был портрет. Выдающиеся художники того времени: Ф. Рокотов, И. Никитин, А. Матвеев, Д. Левицкий и В. Боровиковский. Зарождается пейзаж, бытовой и исторический жанры.
В скульптуре следует особо отметить К. Растрелли, Э. Фальконе, Ф. Шубина и М. Козловского.
Первый государственный общедоступный театр начинает свою работу в 1756 г. Его руководителем был купец и актёр Ф. Волков.

Наука и техника.

После создания Академии наук она становится организующим центром, где трудились видные российские учёные, в том числе М. В. Ломоносов. Кроме того, там работали иностранные историки Г. Миллер и Г. Байер. Среди российских представителей этой же науки также было немало талантливых: В. Татищев, М. Щербатов, Н. Новиков.
Огромных достижений в правление Екатерины II добилась техническая мысль. Лифт, арочный мост через Неву, «самобеглая коляска», оптический телеграф и прожектор - лишь часть проектов и изобретений И. Кулибина. Также важно создание первой паровой машины в России механиком-самоучкой И. Ползуновым.

Итак, открытие «окна в Европу» дало мощный толчок для развития культуры России в 18 веке. Именно в это время искусство окончательно освобождается от влияния церкви, появляются его новые формы и во много раз увеличивается культурное наследие нашей страны.
если что это с интернета,я сразу предупреждаю

2. Русская культура XVIII века

Культура России в XVIII в. развивалась под влиянием изменений, которые происходили в социально-экономической и политической жизни страны. Развитие экономики и абсолютизм предопределили развитие русской культуры как культуры светской. В немалой степени этому способствовало падение духовной диктатуры церкви, так как абсолютизм лишил ее экономического и политического могущества и, подчинив своей власти, превратил церковь в часть государственного аппарата. Изменения, происходившие в XVIII в. в культуре, коснулись прежде всего культуры господствующего сословия – дворянства. В XVIII в. в культуре резко проявлялся ее сословный характер. С одной стороны, культура дворянства и некоторых социальных групп типа купечества, чиновничества, а с другой стороны, культура широких слоев населения, в первую очередь крестьянства, сохранявшая традиционные формы и элементы культуры в хозяйственно-бытовой, духовно-эстетической (фольклор), обычно-правовой сферах.

Историю русской культуры XVIII в. обычно делят на два периода: конец XVII – первая четверть XVIII в. (становление новой культуры) и середина – вторая половина XVIII в. – развитие и расцвет светской дворянской культуры и народной, носившей в основе своей традиционный характер.

Первый этап в развитии культуры носит на себе отпечаток петровских преобразований. В России идет становление светской, европейской культуры. В это время была создана идеология, определявшая воспитательно-назидательную роль искусства в обществе. Система искусств развивалась в двух направлениях: совершенствование найденных ранее средств художественной выразительности, а также поиск и создание новых жанров. В это время идет процесс развития светского просвещения, формируется идеология абсолютистского государства, создается архитектурный ансамбль Петербурга, развивается портретная живопись, музыка, театр. Знания превращаются в науку, действует Академия наук и университет при ней. В Москве создается университет, где обучение сочеталось с развитием научных исследований и распространением научных знаний. Барокко уступает место классицизму.

На втором этапе развития культуры происходит расцвет художественного творчества, классицизма в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи. Создается Петербургская композиторская школа. Развивается светское просвещение, которое приобретает сословный характер.

Создание и развитие Российского государства требовало все большего числа образованных людей. В начале XVIII в. в провинции создаются начальные школы: в 46 епархиальных школах готовили священников, в 42 цифирных – мелких чиновников, в гарнизонных школах обучали солдатских детей. Получение образования стало обязательным для дворянства.

В 1701 г. в Москве появляются две школы нового типа: Пушкарская (артиллерийская) и Навигацкая. В Навигацкой школе готовили не только специалистов морского дела, но и инженеров, геодезистов, учителей для цифирных школ, архитекторов и гражданских чиновников. С 1715 г. она стала подготовительным классом для созданной в Петербурге Морской академии. В России в 1707 г. была открыта медицинская школа. Были созданы и функционировали инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. Обучение иностранным языкам велось в гимназии пастора Глюка. Огромное значение для подготовки специалистов имела посылка молодых дворян за границу.

Развитие светского образования поставило вопрос о создании новых учебников. В 1701 г. вышел в свет букварь Поликарпова. В 1703 г. появился учебник арифметики Л. Ф. Магницкого. Вместо буквенных цифр в ней были введены арабские цифры. Магницкий и Фарварсон подготовили к изданию таблицу логарифмов А. Влакка. В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Для печатания учебников, научных изданий, законодательных актов в городах создавались типографии. В 1722 г. вышло руководство по механике Скорнякова-Писарева. Всего за время правления Петра I было издано 610 наименований книг. Развитие книгопечатания способствовало развитию книготорговли и библиотечного дела. В 1714 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека, ставшая основой для библиотеки Академии наук.

С 1731 г. стали создаваться закрытые дворянские учебные заведения, в частности Сухопутный шляхетский кадетский корпусвоенно-учебное заведение для дворян. Корпус готовил офицеров для армии и чиновников для работы в гражданских ведомствах. Там изучались как военные дисциплины, так и география, юриспруденция, иностранные языки. В 1752 г. был создан Морской корпус. Позднее были созданы Артиллерийский и Инженерный корпуса. В 1759 г. был открыт Пажеский корпус. Эти корпусам правительство оказывало особое покровительство.

Во второй половине XVIII в. усилия самодержавия были направлены на создание «новой породы людей». Проводником этой политики был талантливый педагог И. И. Бецкой. Он разработал «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Оно было утверждено императрицей. «Новая порода людей» должна была воспитываться изолированно от семьи и общества с 5 или 6 лет в закрытых сословных учебных заведениях интернатского типа. В них учащиеся должны были получить определенную сумму знаний, положенных представителю того или иного сословия, четко усвоить свои права и обязанности согласно сословной принадлежности, а главное, должны были быть «отвращены от всякого рода продерзостей». Достигалось это старанием «вселить в юношество страх Божий». Оторванные от семьи и общества до 18-20-летнего возраста учащиеся этих учебных заведений готовились к занятиям, соответствовавшим их сословной принадлежности. Дворянина ждала офицерская или государственная служба. «Новый человек», прошедший обучение в воспитательном доме, должен был заниматься ремеслами и другими видами деятельности, предписанными его сословию. По образованию и воспитанию он отличался от дворян.

В 1764 и 1770 гг. по проекту Бецкого в Москве и Петербурге были созданы Воспитательные дома для подкидышей и «несчастнорожденных» младенцев. В 1764 г. для молодых дворянок был открыт Смольный институт благородных девиц в Петербурге. В 1765 г. там было создано отделение для мещанских девиц. В 1772 г. было открыто коммерческое училище для детей купцов и мещан, так называемый Демидовский лицей. В 1779 г. был открыт Екатерининский институт для девочек из семей мещан и купцов. Были преобразованы кадетские корпуса.

В 1744 г. цифирные школы были слиты с гарнизонными и стали называться школами грамоты. Во второй половине XVIII в. духовное образование можно было получить в епархиальных училищах, духовных семинариях и академиях.

В 1782–1786 гг. в России была проведена школьная реформа, положившая начало созданию общеобразовательной школы с едиными учебными планами и единой методикой обучения. В стране были созданы в губерниях главные, а в уездах малые народные училища. В малых училищах, которые давали элементарные знания по чтению, письму, арифметике, чистописанию и катехизису, учащиеся обучались два года. В главных училищах было четырехклассное образование. Там преподавали начальные дисциплины, а также русский язык, арифметику, историю, географию, естествознание, архитектуру, физику и механику. В концу XVIII в. было создано 400 народных училищ.

Кроме государственных школ, частные лица по своей инициативе в Москве, Петербурге, Твери, Туле и других городах создавали училища для бедных детей и сирот. В 1779 г. по инициативе Н. И. Новикова при Московском университете было открыто первое педагогическое учебное заведение – учительская семинария. В конце XVIII в. в России действовали три медицинских училища. Кроме них, медицинское образование давали в Медико-хирургической академии и на медицинском факультете Московского университета.

В XVIII в. в России начинает развиваться университетское образование. В 1724 г. Петром I был подписан указ о создании Академии наук. В ее структуре были предусмотрены гимназия и университет. В академическом университете должны были готовить кадры будущих ученых, и занятия там должны были вести члены Академии. Однако академические гимназия и университет до 1758 г., когда руководство учебной и научной частью Академии было поручено М. В. Ломоносову, влачили довольно жалкое существование из-за недостаточной материальной базы, организационной неразберихи, неудачного подбора преподавателей. М. В. Ломоносову удалось поднять преподавание на более высокий уровень, обучение стали вести на русском языке. В число преподавателей вошли лучшие студенты университета. Однако академический университет был далек от того, чтобы стать цитаделью просвещения и науки в России.

В 50?е годы М. В. Ломоносов сосредотачивает свои усилия на организации в Москве университета, который должен был стать центром образования и науки. В 1755 г. при содействии виднейшего елизаветинского вельможи И. И. Шувалова был открыт Московский университет. Он же стал первым его куратором. Но главная идея создания и организации университета принадлежала М. В. Ломоносову. Им был разработан проект его организации. Московский университет был бессословным светским учебным заведением. В отличие от западноевропейских университетов, в нем не было факультета богословия, а преподавание велось на русском языке, а не на латыни. В Московском университете было три факультета: философский с отделениями словесным и физико-математическим, юридический и медицинский. Для подготовки кадров студенчества при университете была создана гимназия с двумя отделениями – для дворян и разночинцев.

Московский университет с самого основания стал центром образования, науки и распространения научных знаний. Здесь читались публичные лекции и устраивались научные диспуты, широко издавалась научная и учебная литература. Во второй половине XVIII в. Московский университет стал крупнейшим центром науки и просвещения России, где работали выдающиеся профессора Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий и др.

С Московским университетом связано создание в 1757 г. Академии художеств, выросшей из художественных классов университетской гимназии. Студенческий театр Московского университета положил начало профессиональному театру в Москве. В 1756 г. в Московском университете стала издаваться газета «Московские ведомости», а затем и журналы. В 70?е годы возникло первое литературное общество. Московский университет становился также и центром развития национальной культуры.

Открытие в 1725 г. Петербургской Академии наук стало важным этапом в развитии российской науки в XVIII столетии. В Петровскую эпоху развитие науки и техники обуславливалось практическими потребностями государства. Поэтому большие успехи были достигнуты в поисках полезных ископаемых, изучении недр, картографии. Совершались экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, Среднюю Азию В. Атласовым, И. Евреиновым, Д. Г. Мессершмидтом, И. Унковским и др. Составлялись карты Камчатки. С. Ремезов на рубеже XVII–XVIII вв. начал составлять «Чертежную книгу Сибири». Эта работа была продолжена И. К. Кирилловым, который начал составлять «Атлас Всероссийской империи». Его первый том вышел в 1732 г. В январе 1725 г. Петр I подписал указ об отправке Камчатской морской экспедиции В. И. Беринга и А. Л. Чирикова, которая продолжалась с 1725 по 1730 г.

Большие успехи были достигнуты в области механики, создания станков, механизмов. В этой области известны такие имена, как М. В. Сидоров, Я. Батищев, А. Нартов, И. И. Сердюков. В петровские времена было положено начало собирания научных коллекций. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание «раритетов» которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Военно-морского, Артиллерийского.

В 1720 г. Петр I издал указ о собирании по монастырям древних рукописей, хронографов, летописцев и степенных книг. Стали создаваться исторические труды Ф. Поликарпова, «Марсова книга», «Рассуждения о причинах Свейской войны» П. П. Шафирова, «Ядро российской истории» А. И. Манкиева и др.

Академия наук в Петербурге была торжественно открыта 27 декабря 1725 г. Уже через два десятка лет она заняла видное место среди других академий мира. В это время в ней работали крупные ученые: математики Л. Эйлер, Д. Вернул ли, астроном Ж. Делиль, физики Г. Рихман, Ф. Эпинус. В 1745 г. членом Петербургской академии стал М. В. Ломоносов, поистине выдающаяся фигура в российской науке. Им были сформулированы атомно-молекулярные представления о строении вещества, сохранении материи и движения, мысли о кинетической природе тепла, проведены исследования атмосферного электричества, выдвинута теория цветообразования, идеи об изменении во времени земной поверхности. В естественных науках Ломоносов был новатором, во многом смело опровергая мнения признанных в его время авторитетов. Работая над корпускулярной теорией, он выступил против идеалистических построений Лейбница и Вольфа, а открыв закон сохранения материи и движения, заявил, что «славного Роберта Бойля мнение ложно». Число таких примеров можно умножить.

В области естественных наук работы Ломоносова отличались новизной, глубиной исследования, последовательностью в проведении материалистических принципов. Материалистические идеи и теории Ломоносова, значительные не только для России, но и для Западной Европы, позволяли ему достичь выдающихся успехов в решении важнейших научных проблем.

Научные работы Ломоносова способствовали развитию металлургии и горного дела, мануфактурного производства, обороны страны, мореплавания, сельского хозяйства. Другое дело, что в условиях господства крепостнических отношений его открытия не находили должного применения, а часто просто замалчивались.

Своими работами в области стихотворства и русского языка Ломоносов оказал «услугу Отечеству». Создавая новое стихосложение, он не отказывался от того истинно поэтического, что было в художественной литературе древней и средневековой Руси. Действительно, в духовной поэзии он выбирал общечеловеческие, эмоционально-психологические мотивы и использовал их в своих стихах. Ломоносов создавал новый литературный язык путем синтеза живого русского и книжного церковнославянского языков, понимая их как стилистические категории общего литературного языка.

Ломоносов использовал также опыт античных авторов (Горация, Вергилия), немецких стихотворцев. Использовав отечественный и иностранный опыт стихосложения, он создал истинно национальную форму стиха, соответствующую «благогласию языка нашего». Ломоносов отдавал предпочтение торжественной оде. Идейной сутью его поэзии был пафос становления русской нации, борьба за русскую культуру, а основной темой – тема России. Для творчества Ломоносова характерна государственно-гражданская направленность. В его одах, как правило, ставились высокие государственные проблемы, и писались они торжественным ораторским стилем.

Многое сделал М. В. Ломоносов для развития русского языка. Ученый создал грамматику, которая принесла ему всеобщую славу. Ломоносов рассуждал о взаимоотношении языка, материального мира и человеческого сознания, о роли и месте человеческого слова в жизни общества. Эти рассуждения, безусловно, придавали его грамматике большую научную ценность. Ломоносов написал только одну ее часть, не успев создать вторую – синтаксис. В «Риторике» он разработал теорию литературной прозы и стихосложения. «Русская грамматика» и «Риторика» Ломоносова имели огромное значение, так как открывали «общему уму стези на познание», т. е. способствовали облегчению общения русских людей между собой, развитию и распространению просвещения, науки, культуры.

Из стен Академии вышли многие крупные ученые. Первые места среди них по праву занимают многие ученики М. В. Ломоносова: математик и астроном С. Я. Румовский, основоположник русской минералогической школы В. М. Севергин, натуралист и этнограф И. И. Лепехин, философ Н. Н. Поповский и др.

Приоритетным направлением в работе Академии было изучение географии и природы страны. Здесь следует отметить работы ботаника С. Г. Гмелина («Флора Сибири»), натуралиста СП. Крашенинникова («Описание земли Камчатки»), документальные материалы по Сибири историка Г. Ф. Миллера («Портфели Миллера»).

Богатой на открытия оказалась вторая Камчатская экспедиция во главе с Витусом Берингом (1733–1743). В ходе ее были открыты берега северо-западной Америки, пролив, названный в честь Беринга, описаны северные берега Сибири. На контурную карту были нанесены Курильские острова и Северная Япония.

В середине и во второй половине XVIII в. исторические знания превращаются в науку, и создается ряд крупных исторических трудов, которые базируются на рационалистической философии и критике исторических источников. Во многом этому способствовала «История Российская» (4 части) В. Н. Татищева, где он довел изложение российской истории до конца XVI в. Во второй половине XVIII в. историей плодотворно занимались М. В. Ломоносов, который в противовес норманистским построениям Г. Миллера и 3. Байера в своей «Древней Российской истории…» писал об автохтонном происхождении славян, южном славянском происхождении этнонима Русь. М. М. Щербатов создал доведенную до 1613 г. «Историю Российскую от древнейших времен», содержавшую много неточностей хронологического и географического характера.

Генерал-майор И. Н. Болтин написал «Примечания на историю древния и нынешния России Г. Леклерка». Леклерк, французский медик, десять лет жил в России, а возвратившись на родину, написал сочинение, в котором с просветительских позиций подверг критике самодержавно-крепостническую действительность России. В его сочинении было немало вымыслов и выпадов по отношению к России и русскому народу, идущих от незнания истории страны. Болтин подверг подробному разбору сочинения Леклерка, «чтобы уличить и устыдить наглого ее сочинителя».

Распространению исторических знаний способствовали публикации документов и исторических сочинений. Огромную роль в этом сыграл Н. И. Новиков, издававший «Древнюю Российскую Вивлиофику». Второе ее издание содержало 20 томов, где публиковались разные исторические источники. В работах В. В. Крестинина и П. И. Рычкова началось развитие исторического краеведения.

Успешно развивались в России медицина (труды о чуме Д. С. Самойловича), агрономия. Большой вклад в ее развитие внесли труды А. Т. Болотова.

Вторая половина XVIII в. отмечена большими успехами в развитии техники. Механик-самоучка И. П. Кулибин усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, изобрел «зеркальный фонарь» – прототип прожектора, семафорный телеграф, лифт, новый часовой механизм и пролет одноарочного моста через Неву длиной в 298 м. И. И. Ползунов создал проект парового двигателя и в 1765 г. построил первую паросиловую установку для заводских нужд. Она использовалась два месяца, а потом была заброшена. Все эти и другие изобретения не получили широкого применения в России, где господствовало крепостничество, обрекавшее промышленность на сохранение технико-экономической отсталости из-за дешевизны крепостного труда.

Огромную роль в организации научно-исследовательской работы сыграла княгиня Е. Р. Дашкова, назначенная в 1783 г. директором Петербургской Академии наук. Этот пост она занимала двенадцать лет. За это время было приведено в порядок хозяйство академии, ее учебные заведения, активнее стала издательская деятельность. Были созданы два периодических издания – литературно-художественный и исторический журнал «Собеседник любителей российского слова» и «Новые ежемесячные сочинения», популяризировавшие научные знания. В том же 1783 г. Е. Р. Дашкова возглавила Российскую академию, ставшую центром изучения русского языка, упорядочения его грамматики, стилистики и произношения. Был подготовлен 6-томный «Словарь Российской академии», где содержалось объяснение 43 тыс. слов русского языка.

XVIII столетие было отмечено бурным развитием общественно-политической мысли. Представители общественной мысли первой половины века В. Татищев, Д. Кантемир, И. Посошков, Ф. Прокопович – были непримиримы к обскурантизму, косности, патриархальщине, ратовали за широкое распространение науки и просвещения, всемерное развитие промышленности и торговли, выступали против всего, что мешало развитию России, оформлению абсолютистского государства. Они свято верили, что прогресс России – результат деятельности самодержавного монарха, а потому доказывали, «сколь монархическое правление государству нашему прочих полезнее».

Во второй половине XVIII в. в общественно-политической мысли России выделяются два направления – консервативное и просветительское.

Идеологи консервативного направления Екатерина II, М. М. Щербатов, Н. И. Панин, М. М. Херасков, А. П. Сумароков и др. признавали незыблемость самодержавия и крепостного права, сословное деление общества, говорили о необходимости сохранения господствующего положения дворянства, укрепления его прав и привилегий. В то же время, понимая, что необходимо изменить формы внутренней политики самодержавия, представители консервативного направления считали возможными уступки другим сословиям, если они не затрагивали основ существующего строя. Они стремились лишь подновить существующий строй, очистив его от деспотизма и «азиатчины».

Просветительство – антифеодальная, буржуазная по сути идеология – возникло в 60?е годы XVIII в., когда самодержавие и крепостное право становились препятствием на пути прогрессивного развития страны, когда все больше обострялись социальные противоречия, когда крестьянские выступления достигли в России невиданного размаха и наряду с экономическими вопросами на передний план выдвигались вопросы социальные, в первую очередь вопрос взаимоотношений помещиков с крестьянами. Носителями антифеодальных, буржуазных идей в России выступали представители передового дворянства и зарождавшейся разночинной интеллигенции. Экономически слабая, политически бесправная, тесно связанная с самодержавием и зависимая от него, зарождавшаяся русская буржуазия не была и не могла стать носителем антифеодальных идей.

Идеологами русского просветительства, у истоков которого стоял великий М. В. Ломоносов, были Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, А. Я. Поленов, Я. П. Козельский, И. А. Третьяков, Д. С. Аничков, П. С. Батурин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов, радищевцы – И. П. Пнин, И. М. Борн, В. В. Попугаев, А. Х. Востокова, В. В. Пассек, С. А. Тучков.

В развитии просветительства второй половины XVIII в. можно выделить два этапа. В 60–70?е годы страна еще не созрела для буржуазных преобразований, не было широкого общественного движения, и речь шла об ограничении, смягчении, ликвидации только наиболее вопиющих проявлений крепостничества. Просветители резко критиковали различные стороны феодально-крепостнической системы, возлагали надежды на всесилие просвещения и деятельность просвещенного монарха. Но эта критика подготовила идейное отрицание всей феодальной системы уже в 80–90?е годы. Эти годы ознаменовались для России дальнейшим углублением разложения феодально-крепостнической системы, обострением социальных противоречий. Феодальный строй потрясли революции в Америке и во Франции. И именно в этот период Радищев разрабатывает цельный политический идеал просветительства на основе анализа всей общественной системы тогдашней России. В 80–90?е годы он выдвигает в «Путешествии из Петербурга в Москву» идею народной революции как средства уничтожения самодержавия.

Но в конце XVIII в. революционный путь борьбы с абсолютизмом просветителями был отвергнут. Немалую роль сыграли в этом крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева и революция во Франции 1789–1794 гг. Русское общество было ими напугано и расценило как «кровавые бунты». Радищевцы продолжали думать о положении крестьян, крепостном праве, обосновывали мирные пути его ликвидации, критиковали социальные устои, политические учреждения, но уже без революционных выводов.

В XVIII в. бурно развивалась русская литература. Расцвет ее пришелся на вторую половину века, когда культура стала отражать черты поднимающейся нации. В первой четверти столетия литература в основном служила средством пропаганды правительственной деятельности. Главным содержанием культурного процесса середины и второй половины XVIII в. было становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти.

Для русского классицизма как литературного направления были характерны пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции, резкая обличительная струя, защита идеи неразрывности интересов дворянства и монархии.

Во второй половине XVIII в. была создана новая художественная литература с развитой системой жанров: одой, басней, элегией, трагедией, комедией, повестью, романом. Известным литератором был А. П. Сумароков (9 трагедий, в том числе «Хорев», «Дмитрий самозванец», и 12 комедий). Оставили след в театральной драматургии Я. Б. Княжнин (драматическое произведение «Вадим Новгородский», либретто к операм «Несчастье от кареты», драма «Арфей») и В. А. Капнист (комедии «Ябеда», «Ода на рабство»). Г. Р. Державин писал стихотворения и оды («Вельможа», «Фелица», «На взятие Измаила», «На взятие Варшавы», «Водопад», «Желание»). Талант А. Н. Радищева раскрылся в «Путешествии из Петербурга в Москву» и оде «Вольность».

В русской литературе второй половины XVIII в. начинает оформляться художественно-реалистическое направление. Здесь крупный след оставил Д. И. Фонвизин – автор комедий «Бригадир» и «Недоросль», хотя по форме они были схожи с сочинениями классицизма.

«Бригадир» был написан в 1769 г., когда еще свежи были воспоминания о дебатах в Уложенной комиссии, где дворяне, отстаивая свои права и привилегии, ссылались на свое благородное происхождение и заслуги перед Отечеством. Фонвизин в комедии показал, что представляло собой «благородное» российское дворянство. Он подверг осмеянию типичную российскую действительность. Правда, видя главную причину бедствий России в неправильном воспитании, Фонвизин еще не связывал ее в тот период с существующим самодержавным строем.

Это драматург сделал в комедии «Недоросль», написанной в 1782 г. В этом произведении поставлены три проблемы: крепостное право, воспитание дворянина, верного служебному долгу, и форма власти. У Фонвизина они находятся в неразрывной связи. Обличая в образах Простаковой и Скотинина помещичий произвол, он показал, что крепостное право развращает и уродует помещиков, превращает их в невежественных людей, думающих только о личной выгоде, забывших о чести и долге перед Отечеством. Крепостное право губительно действует и на крестьян, делая из них рабов не только по положению, но и по сознанию (Еремеевна). Среда невежд, ханжей, тунеядцев порождает себе подобных.

В «Недоросле» Фонвизин высмеял методы воспитания, бытовавшие в большинстве поместий провинциальных дворян. В домашние учителя приглашали малообразованных, невежественных людей. Несведущие в науках, бескультурные родители, чтобы не отстать от моды, нанимали иностранцев, которые до этого никогда воспитанием не занимались. И таких учителей было превеликое множество. Словами Простаковой Фонвизин высказал истинное отношение многих провинциальных дворян к образованию. «Без наук люди живут и жили, – говорит она Стародуму. – Покойный батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Вот главная ценность для дворянина, а «ученье вздор».

Фонвизин не только смеется над познаниями Митрофана и его нежеланием учиться, но и с негодованием показывает его суть – суть крепостника, готового «за людей приниматься», готового на любое предательство ради собственной выгоды. «Вот злонравия достойные плоды», – восклицает Стародум, глядя на Митрофана.

Результатом обострения социальных противоречий в стране был кризис классицизма, начавшийся в 70?е годы XVIII в. В конце века начинает развиваться стиль сентиментализма, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»).

В XVIII в. мощно развивалась архитектура. В петровское время новые принципы архитектуры нашли свое полное воплощение в строительстве Санкт-Петербурга. Это прежде всего предварительный план застройки города, выработка особого стиля регулярной планировки, городских ансамблей с системой улиц, кварталов, площадей. В 1703 г. создается так называемая Канцелярия от строений. В 1714 г. Петр I запретил каменное строительство по всей стране, кроме Петербурга, чтобы все мастера, оставшись без работы, стекались в столицу и быстрее ее достроили.

Сначала Санкт-Петербург застраивали только иностранные мастера, но в 20?е годы стали привлекаться и русские архитекторы. План регулярной застройки города был разработан французским архитектором Жаном Батистом Леблоном. Особый вклад в строительство города внес итальянский архитектор Д. Трезини: он построил собор Петропавловской крепости, Кунсткамеру, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра. Русский мастер М. Г. Земцов создал ансамбль Александро-Невской лавры, М. О. Аничков – дворец на Фонтанке (Аничков дворец), И. К. Коробов построил Адмиралтейство, П. М. Еропкин создал проект застройки Адмиралтейского острова между Невой и Мойкой и застройки района Новая Голландия.

Московская архитектура была связана с именами архитекторов М. И. Чоглокова и Н. П. Зарудного. Чоглоков построил Сретенские ворота Земляного города, Сухареву башню, Монетный двор и здание Главной аптеки. Зарудный построил Меншикову башню.

В 40–50?е годы XVIII в. господствующим стилем стало барокко (в переводе с итальянского «вычурный»). Для барочных построек характерна монументальность, которая сочеталась с пышностью, блеском, великолепием, что достигалось изогнутостью линий фасада, обилием колонн, декоративных лепных украшений, скульптур. Его ярким представителем был Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли. Он построил дворец Бирона в Митаве, большой дворец Петергофа, Зимний дворец, Большой дворец в Царском Селе и Смольный монастырь. В Москве мастером барокко являлся Д. В. Ухтомский (колокольня Новодевичьего монастыря и Красные ворота).

В 60?е годы на смену барокко приходит классицизм. Для него были характерны ясность и четкость форм, их простота, но в то же время классические постройки монументальны, утверждали мощь и силу дворянского государства. Классицизм обращался к архитектурным образцам Древней Греции и Рима, опираясь на симметрию в планировке, четкость вертикальных и горизонтальных линий, выделение в здании его главных частей. В Петербурге творили такие архитекторы, как А. Ф. Кокоринов (Академия художеств), Жан-Батист Ваен-Деламот (Малый Эрмитаж и дворец Чернышова на Мойке), А. Ринальди (Мраморный дворец), Дж. Кваренги (Академия наук, Александровский дворец в Царском Селе, дворец Юсуповых на Фонтанке), шотландец Ч. Камерон (Павловский дворец, Камеронова галерея в Царском Селе), Н. А. Львов (Главпочтамт, Приоратский дворец в Гатчине), И. Е. Старов (Троицкий собор Александро-Невской лавры и Таврический дворец).

В Москве выдающимися мастерами классицизма были В. И. Баженов и М. ?. Казаков. Баженов – основоположник классицизма в России. Он был новатором в архитектуре, мыслил сооружение в связи с окружающим его ландшафтом и городской средой. Казакова отличало умение рационально разместить здание. Главный корпус находился в глубине двора, а на улицу выходили арки ворот, флигели, ажурные ограды. Во внешнем облике зданий Казаков стремился к простоте и лаконичности форм. Гладкие стены дополнялись четко графически проработанными деталями. М. Ф. Казаков построил Петровский дворец в Лефортове, Сенат в Кремле, Университет, который в 1812 г. после пожара был перестроен Д. Жилярди, Голицынскую больницу, дом князей Долгоруких, Колонный зал Дома Союзов. Выдающимися работами Баженова стали дом Пашкова и усадьба Царицыно.

В живописи уже в первой половине XVIII в. выделились два жанра – портрет и гравюра. Мастерами портрета были A. M. Матвеев (автопортрет с женой) и И. Н. Никитин (картины «Петр I на смертном ложе», «Напольный гетман», портрет канцлера Г. И. Головкина). Гравюра была связана с творчеством А. Ф. Зубова (панорама Санкт-Петербурга) и А. Н. Ростовцева (цикл гравюр о Северной войне). В портретной живописи Матвеев и Никитин заложили ее основную черту, характерную для русского портрета XVIII в, – внимание к внутреннему миру героев, их индивидуальности, богатству внутреннего мира человека.

Во второй половине XVIII в. в живописи выделяются три жанра – исторический, бытовой, портретный (портрет парадный, парный, камерный).

Исторический и мифологический жанр представлен произведениями А. П. Лосенко («Чудесный улов рыбы», «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой», «Авраам приносит в жертву своего сына Исаака») и Г. И. Угрюмова («Испытание силы Яна Усмаря», «Взятие Казани», «Призвание Михаила Федоровича на царство»). Все они выполнены в стиле классицизма. Для полотен художников-классицистов характерны отвлеченный характер образов, условность колорита, подражание позам античных образцов.

В бытовом жанре выделяются работы М. Шибанова («Крестьянский обед», «Сговор»), акварели И. А. Ерменева («Поющие слепцы», «Нищие»). М. Шибанов – крепостной художник князя Г. А. Потемкина. Он писал картины из крестьянской жизни, условия которой хорошо знал. В картине «Крестьянский обед» показан эпизод жизни крестьянской семьи: усталые лица, натруженные руки, скудная еда. В «Сговоре» отображена праздничная сторона быта крестьян. Нарядно одеты жених с невестой, все присутствующие. Лица светятся радостью в ожидании предстоящего торжества.

В портретном жанре талантливо работали А. П. Антропов («Атаман Краснощекое», портрет A. M. Измайловой), И. П. Аргунов – крепостной графа Шереметева (автопортрет, парный к нему женский портрет, «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»), Ф. С. Рокотов («Неизвестный в треуголке», «Неизвестная в розовом платье», портрет А. П. Струйской), Д. Г. Левицкий (портрет А. Ф. Кокоринова, портрет Д. Дидро, цикл женских портретов «Смолянки» – выпускниц Смольного института), В. А. Боровиковский («Портрет Лизиньки и Дашиньки», портрет Екатерины II, портрет М. И. Лопухиной). Антропов работал в старой манере, его портреты чем-то напоминали парсуну. Ему был близок по манере живописи Аргунов. Рокотова отличала филигранная техника. Левицкий в портретах выражал многогранность человеческой натуры, а Боровиковский сильнее выявлял ее интимные стороны.

Процесс обмирщения искусства дал толчок развитию скульптуры. Они стали частью садово-парковых ансамблей, триумфальных арок. Интерес к человеческой личности определил создание скульптурных портретов, первые из которых появились в 40?е г. Известным скульптором из мастеров барокко был Бартоломео Растрелли. Ему принадлежат бронзовый бюст, а также конная статуя Петра I, скульптура императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявились две тенденции: повышение художественного уровня и углубление реалистического образа. Это было характерно и для скульптуры. В это время скульптура выступает в трех формах: рельеф, статуя и портретный бюст. Особо известен был Ф. И. Шубин, земляк М. В. Ломоносова, создавший портреты A. M. Голицына, П. А. Румянцева-Задунайского и М. В. Ломоносова, статую «Екатерина-законодательница». М. И. Козловский прославил себя скульптурами «Спящий амур», «Поликрат», «Самсон, раздирающий пасть льва», памятником Суворову на Марсовом поле. Э. Фальконе в стиле классицизма создал памятник Петру I, известный как «Медный всадник».

В музыке первой половины XVIII в. распространяются французские и итальянские придворные оперы. В 1738 г. в Петербурге была открыта первая балетная школа. В 40–50?е годы начинается развитие русской оперы. Е. Н. Фомин создал оперу «Мельник-колдун, обманщик и сват», «Ямщики на подставе», М. Метинский написал оперу «Санкт-Петербургский гостиный двор».

В 70?е годы появляется камерная музыка. А. Н. Верстовский был автором оперы «Аскольдова могила», концерта «Не отвержи меня во имя радости», И. Е. Хандошкин создал ряд скрипичных концертов, Д. С. Бортнянский создал оперы «Празднество сеньора» и «Сокол» и был автором концертов для церковного хора, кантат и ораторий на стихи Г. Р. Державина, М. М. Хераскова, исполняемые до сих пор.

Первый русский профессиональный театр был создан царским указом в 1756 г. на базе театра, возникшего в Ярославле в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова. Широкое распространение во второй половине века получают любительские театры при Московском университете, Академии художеств, Шляхетском корпусе и Московском воспитательном доме. В 1765 г. была попытка создать бесплатный публичный театр для народа, где играли бы актеры-любители.

В 70?е годы возникают частные профессиональные театры. С 1759 по 1779 г. действовал Российский театр. В 1783 г. был открыт Каменный театр в Москве, впоследствии на его базе был создан Малый театр под руководством Николая Книппера. Широкое распространение получили крепостные театры в поместьях. Только в Москве их было 18. Самые известные – театр Шереметевых в Останкине, где блистала крепостная актриса П. Ковалева-Жемчугова, и театр Юсупова в Архангельском, где выступала балерина Т. Шлыкова-Гранатова.

Из книги Древнерусская литература. Литература XVIII века автора Пруцков Н И

Русская литература XVIII века

Из книги История России автора Иванушкина В В

15. Русская культура XVIII в В XVIII в. развитие русской культуры было обусловлено коренными социально-экономическими реформами Петра I.В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней университет и гимназия. В 1755 г. И. И. Шувалов и М. В. Ломоносов основали Московский

автора Николаев Игорь Михайлович

Русская культура в первой половине XVIII в. Процесс обмирщения культуры, начавшийся в предыдущем столетии, в течение первой половины XVIII в. приводит к преобладанию светского начала, разрыву с традициями изоляционизма, характерными для предшествующего времени. Решающее

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Русская культура во второй половине XVIII в. Бо?льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

39. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление.Создается система общего и специального образования, открывается Академия наук (1725), Московский университет (1755), возникают

Из книги Геноцид карпаторусских москвофилов – замолчанная трагедия ХХ века автора Ваврик Василий Романович

Русская культура в Галиции - двадцатые годы двадцатого века Продолжают литературную деятельность и борьбу москвофилы: Дмитрий Андреевич Марков (1864–1938) - знаменитый публицист автор работ - «Австрия и Россия» (1910), «Россия и украинская идея в Австрии» (1910).Иероним Луцык

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

25. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку Просвещения» Петровские реформы означали мощный прорыв в культурной жизни. Стала формироваться культура в современном понимании этого термина.1. Преобладающей тенденцией становится усиление западного влияния.

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

Глава 22. Русская кавалерия во второй половине XVIII века Петр I Великий поставил свою кавалерию на весьма эффективное основание, однако, тем не менее, и впоследствии делались разнообразные улучшения, чтобы продолжать соответствовать идеям времени.Во времена Елизаветы

автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 24 Русская культура первой половины XVIII в. ПЛАН1. Общая характеристика.1.1. Социально-исторические условия.1.2. Основные тенденции развития.1.3. Периодизация.2. Общественная мысль.2.1. Петровские преобразования в оценке общественной мысли.2.2. Понятия «общего добра» и

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 29 Русская культура 60-90-х гг. XVIII в. ПЛАН1. Общая характеристика.1.1. Социально-исторические условия: Влияние идей Просвещения. – Рост международного авторитета России.2. Общественная мысль.2.1. Идеи Просвещения в России: Сторонники умеренного Просвещения. Екатерина

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

ЛЕКЦИЯ № 10. Русская культура серебряного века 1. Общая характеристика культуры серебряного века Русская культура конца XIX – начала XX вв. получила название серебряного века (термин Н. А. Бердяева). В этот период произошла встреча двух разных культурных потоков: с одной

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

Глава X. Русская культура XIX века и ее мировое

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 28. Художественная культура конца XVIII – начала XX века Литература на рубеже XVIII–XIX вв.Литературное творчество всегда теснейшим образом связано с жизнью. Литература помогала и помогает людям лучше понимать суть событий, в гуще которых они находятся, даже если в

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 3. 1870-1890 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Из книги Последний император Николай Романов. 1894–1917 гг. автора Коллектив авторов

Русская культура начала 20 века Конец 19 – начало 20 века принято называть «серебряным веком» русской культуры, потому что в это время произошел ее яркий рассвет. В литературе, науке, искусстве появлялись новые имена и яркие таланты, соревновались разные направления и

В XVIII в. русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась, приобретала светский характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Основные направления в литературе.

1. В литературе XVIII в. торжествовало направление классицизма, ориентировавшееся на античные художественные образцы и гражданские добродетели. Его ярчайшими представителями были М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Г. Державин, А. Кантемир, Д. Фонвизин и др.

2. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза» Н. Карамзина).

Архитектура

Строительство новой столицы – Петербурга – по плану в соответствии с целостным градостроительным замыслом и западными образцами стало новым этапом в становлении русской архитектуры. Лицо молодой столицы определили постройки Д. Трезини (здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор). В середине века наступает мода на барокко, классиком которого считается Б. Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и др.), создатель зданий блистательных и пышных. Увлечение античным искусством второй половины XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном, математически точном, благородном классицизме. Его вершиной стали постройки Ч. Камерона, В. Баженова, М. Казакова.

Живопись и скульптура

С классицизмом связывают и выдающиеся достижения скульптуры, такие как «Медный всадник» Э.М. Фаль-коне, памятник Суворову М. Козловского, памятник Минину и Пожарскому И. Мартоса. Любимым жанром русских живописцев XVIII в. становится портрет. В этом жанре работали И. Никитин, И. Аргунов, Д.Левицкий, Ф. Рокотов, В. Боровиковский. Развитие получила как историческая (А. Лосенко), так и пейзажная (С. Щедрин) живопись. В 1757 г. по инициативе И.И. Шувалова была образована Академия художеств.

Театр

В 1756 г. в Петербурге открылся первый профессиональный театр. Его основой стала театральная труппа Ф. Волкова, созданная в 1750 г. в Ярославле. Самым известным композитором России XVIII в. был Д. Бортнянский.

Образование и наука

В XVIII в. в России получает развитие система светского образования. Первой была открыта школа «мате-матицких и навигацких» наук в Москве (1701 г.). Позже были образованы инженерные, медицинские, горные, кораблестроительные школы, а также «цифирные школы» начального обучения. В 1724 г. Петр I подписал указ об учреждении Петербургской академии наук.

В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Московский университет.

В 1783 г. была создана Российская академия наук. Ее первым президентом стала графиня Е.Р. Воронцова-Дашкова.

Значительны достижения российской науки, представленной именами М. Ломоносова (физика, химия, минералогия, геология, металлургия, филология, история), Л. Эйлера (математика), С. Крашенинникова (география), А. Болотова (агрономия и почвоведение), В. Татищева, И. Болтина (история), Я. Козельского и С. Десницкого (правоведение) и др. Выдающимися изобретателями были А. Нартов (токарный станок), И. Ползунов (первая в мире паровая машина), И.П. Кулибин (оптические приборы, проект одно-арочного моста через Неву).