Обзор русской литературы второй половины 19 века. Художественная литература во второй половине XIX века

1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

А)Н.А.Некрасов В)А.А.Фет

Б)Ф.И.Тютчев Г)А.К.Толстой

А)А.Н.Островский «Гроза» В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

А)аллегория В)антитеза

Б)метафора Г)гипербола

5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество

6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов

7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека» В)самодур

Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой

А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов

9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

В)бесстрастный наблюдатель

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)Преображенский В)Измайловский

Б)Павлоградский Г)Семеновский

11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

А)И.А.Гончаров В)Л.Н.Толстой

Б)А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский

13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

14.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

А)А.С.Пушкин В)Ф.И.Тютчев

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Фет

16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин Г)Лебезятников

17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

А)Н.А.Некрасов В)Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин Г)А.А.Фет

18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин

19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

А)география В)словесность

Б)греческий язык Г)закон Божий

20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А)Пьер Безухов В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев Г)Василий Денисов

21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления Г)испачкался в крови

22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица

В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны

23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

А)Гуров В)Коваленко

Б)Буркин Г)Беликов

Урок № 14

Тема: «Обзор русской литературы 2 половины ХIХ века»

Цели:

Обзор целой литературной и исторической эпохи;

Показать основные направления развития литературы в данный период;

Оценить вклад литературных деятелей эпохи в развитие России;

Учить собирать и систематизировать информацию;

Подбирать материал для сообщений.

Оборудование: презентация по теме, выставка литературы.

Ход урока.

Лекция учителя.

1.Общественно-политическая и культурно-историческая ситуация в России второй половины ХIХ века.

Слайд1.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями истории и культурного развития России во 2 половине Х I Х века. Хочу обратить ваше внимание на эпиграф (слайд 2)– слова Н.Г.Чернышевского, который сказал о роли литературы в этот исторический период так:

« Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальное заведование других направлений умственной деятельности…»

Индивидуальное задание Историческая справка. 1850-егоды.

Особое место в политике России этого периода занимал восточный вопрос.

В 1853 г. Началась война между Россией и Турцией. (слайд 3) Феодально –крепостническая, технически отсталая, с армией, сформированной на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, Россия оказалась не в силах противостоять врагам.

Основные военные действия развернулись непосредственно на ее территории, в Крыму. В октябре 1854 г.ода союзники осадили Севастополь.

Вступление на престол Александра II. (слайд 4)

Новый государь оказался во главе страны, уставшей от кровопролитной войны. В дни его коронации многим была дарована свобода, в том числе и декабристам. Произошло пробуждение общественной мысли. В философии и литературе начались напряженные искания социального идеала, остро встала проблема сплочения нации, ее духовного единства. Особенно активно проявились эти поиски в наиболее влиятельных идейных течениях в русской общественной мысли - славянофильстве и западничестве.

(любящие славян и любящие западные идеи)

Индивидуальное задание. Исторические события 1860-1870-х гг.

1861 – отмена крепостного права. Огромное историческое значение. Было отменено рабство, появились возможности дл я развития рыночных отношений в деревне. Россия стала практически на капиталистический путь развития. (слайд 5)

Рубеж 1860-1970-х годов - возникновение революционного народничества.

(слайд 6)

Слово учителя. Общественная борьба в России отражалась на страницах многочисленных журналов. Журнальная полемика стала яркой страницей историко-литературного процесса в России.

Огромной популярностью пользовалась лондонская газета «Колокол»(1857-1867), которую Герцен А.И. издавал вместе с Огаревым Н.П. Газета критиковала реакционные устремления высших чиновников, правительство и весь государственный строй царской России. Многим «Колокол» помог критически взглянуть на реформы Александра II, расстановку общественно-политических сил в стране. (Уроки русской литературы, Автор – Бикулова И.А., Брянск, 2003) (слайд 7)

Журнал «Современник» (слайд 8)

Талантливый публицист Д.И.Писарев и журнал «Русское слово» (слайд 9)

С «Современником» и «русским словом» полемизировали многие. Известные критики А.Дружинин, В.Боткин, П.Анненков считали, что художественная полноценность произведений не связана с требованиями общественной ситуации. Поэтому они были сторонниками только «чистого искусства». Критики спорили с Чернышевским, Добролюбовым и Писаревым и оценивали не идейную направленность, а художественные особенности произведений. Главными были для них степень талантливости автора и «вечные ценности» - Бог, любовь, красота, милосердие.

Нелегко было читателям разобраться в журнальной полемике и в противоречивых оценках одного и того же произведения.

2.Особенности развития литературы и искусства во второй половине ХIХ века.

В это время именно критический реализм дал блестящие творческие результаты. Реалистические традиции культуры утвердили понятие «золотой век» в русском искусстве и литературе. Галерея художественных образов в творчестве Достоевского и Толстого, Некрасова и Тургенева, в музыке Чайковского м Мусоргского, в полотнах Репина и Перова, Крамского и Сурикова, в Малом театре времен Щепкина и Островского явилось своего рода зеркалом, отразившим своего рода зеркалом, отразившим российскую действительность.

Литература, живопись, музыка, театр «золотого века» целенаправленно утверждали эстетику общественной жизни, порождавшую мир «униженных и оскорбленных» и мир «лишних людей», «типические образы в типических обстоятельствах».Но русское искусство не только отражало окружающий мир, но преображало его. Русское искусство было тесно связано с духовными исканиями в общественной жизни.

(слайд 10)

Золотым веком русской литературы по праву называют 19-тый век. Отечественная литература стремительно прошла серьезный путь, она, озаренная гением А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, блеском таланта целого созвездия крупнейших писателей, выдвинулась в число величайших литератур мира и оказала заметное влияние на художественную культуру всего человечества. Она стала средоточием духовной жизни общества, его совестью, всегда выделялась накалом философских исканий.

Грандиозную панораму жизни России второй половины 19-го века создали выдающиеся произведения: «Обломов» И.А.Гончарова, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, романы И.С.Тургенева,»Что делать?» Н.Г.Чернышевского, «Былое и думы»,А.Н.Герцена, «История одного города» Салтыкова-Щедрина М.Е., «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова,»Война и мир» Л.Н.толстого, рассказы А.П.Чехова, лирика Тютчева Ф.И., Толстого А.К., Фета А.А.

Основным направлением отечественной литературы стал реализм (слайд 11)

Самым актуальным жанром стал роман(слайд 12)

Определение романа.

Широкое распространение получили широкие разновидности жанра: социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический. Роман широко охватывал социальные условия бытия человека, глубоко проникал во внутренний мир персонажа. Именно романы приобрели огромный резонанс не только в России, но и за рубежом. Произведения Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М., Тургенева И.С. почти сразу же переводились на иностранные языки и пользовались большим успехом.

Русская литература второй половины ХIХ века совершила восхождение на высочайший идейно-художественный уровень и достигла такого положения, которое можно определить как вершину мирового искусства.(слайд 13)

Сообщения уч-ся:

«Значение творчества П.И.Чайковского в русской культуре»

«Могучая кучка» - творческое содружество русских композиторов»

«Значение Малого театра в России»

«Значение «Товарищества передвижных художественных выставок в России»

Литература: « Уроки русской литературы. Вторая половина ХIХ века.», Брянск «Курсив», 2003

Индивидуальные задание: сообщения по биографии А.Н.Островского.



1. По какой из 4 схем управления реализована схема управления станка с ЧПУ?

2. Что предшествует разработке алгоритма программы и программному изготовлению шахматных фигур?

3. Что означает перечисленные ниже операторы: %GENER(k)%, %CUTTER(d), %FROM(p,z), %THICK(t)?

4. Почему нужны процедуры обработки основания фигуры и предварительной обработки поверхностей фигуры?

5. Объясните текст программы обработки основания фигуры, предварительной обработки поверхности и чистовой обработки поверхности фигуры?

1. Основные тенденции развития русской литературы второй половины XIX века. 2

2. Любовная лирика Н. А. Некрасова («Панаевский цикл») 5

3. Социально-психологические корни и нравственная сущность обломовщины (по роману И.А. Гончарова «Обломов»). 8

4. Тема русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова. 11

5. Значение главы «Сон Обломова» в реализации идейного замысла романа И. А. Гончарова «Обломов». 12

7. Испытание Обломова любовью как решающая проверка его жизнеспособности. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Пшеницына. 14

8. Теория Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 15

9. Смысл противопоставления Штольца Обломову. Идейная и художественная уязвимость Штольца (по роману И. А. Гончарова «Обломов») 17

10. Тема наказания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 19

11. Реализм Гончарова и реализм Гоголя. Обломов и Манилов в романах «Обломов» и «Мертвые души». 26

12. Петербург в изображении Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание») 30

13. Сложность отношения И. А. Гончарова к Обломову. Споры о романе «Обломов» в критике 1860-х годов. 32

14. Роль Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 33

15. Творческая история пьесы «Гроза» А. Н. Островского. Тема, идея, основной конфликт. 35

16. Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 38

17. Этапы жизни и творчества А. Н. Островского. 41

18. Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 46

19. А. Н. Островский – создатель самобытной русской драмы и русского национального театра. 48

20. Своеобразие художественной манеры Достоевского "преступление и наказание ". 49

21. Жанрово-композиционное своеобразие пьесы А. Н. Островского «Гроза». 52

22. Проблематика и поэтика романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». 54

23. Быт и нравы «темного царства» в пьесе А.Н. Островского «Гроза». 58

24. Актуальность творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина в наши дни. 60

25. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как роман идейных споров. 62

26. Социальная сатира в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина. 64

27. Базаров и Базаровщина. Любовь к Одинцовой как опровержение базаровского нигилизма. 66

28. Характер и трагическая судьба русского человека в творчестве Н.С. Лескова (на материале романа «Очарованный странник». 67

29. Базаров, его взгляды и духовный мир в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». 69

30. «Мысль народная» и способы ее раскрытия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 70

31. Споры критиков о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». 73

31. Споры о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. 74

32. История великой жизни Л.Н. Толстого. 76

35. Богатство чувств в любовной лирике Ф. И. Тютчева, ее художественное своеобразие. 80

36. Диалектика характеров в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», Андрей Болконский. 84

38.Тема природы в поэзии А.А. Фета. 85

41. Своеобразие творческой позиции А. А. Фета (Фет – поэт «чистого искусства») 87

46. Любимая героиня Л.Н. Толстого. 89

48.Диалектика характеров в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», Пьер Безухов. 91

49. Тема родины и народа в поэзии Н.А. Некрасова. 92

Основные тенденции развития русской литературы второй половины XIX века

К середине XIX столетия в русской литературе закончился процесс развития основных принципов изображения действительности, утвердился реализм. И литература XIX в. становится движущей реальной силой во всей русской художественной культуре. Русскую культуру этого периода назвали впоследствии

«золотым веком» искусства. Основоположником русского реализма был объявлен Пушкин (это общеустановленный факт). Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности.

В 40-е возникло направление, обозначенное как «натуральная школа». Творчество Гоголя в большей степени определило содержание и направление «натуральной школы». Гоголь явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия. Недаром один из писателей произнес знаменитую фразу: «Мы

все вышли из гоголевской «Шинели». «Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе. Новое направление предлагало темы, которые до этого не были признаны важными. Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий. К «натуральной школе» примыкали в той или иной степени Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др. Нужен был свой сборник, включающий произведения «натуральников», и в 1845 г. вышли две части сборника «Физиология Петербурга». С 1847 г. бывший пушкинский журнал «Современник» становится «рупором» нового направления.

Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности. Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию. Главным в этом методе, как утверждают теоретики реализма, является типизация. Об этом точно сказал Л. Н. Толстой: «Задача художника... извлечь из действительности типичное... собрать идеи, факты, противоречия в динамический образ. Человек, скажем, за свой рабочий день говорит одну фразу, характерную для его сущности, другую он скажет через неделю, а третью через год. Вы заставляете его говорить в концентрированной обстановке. Это вымысел, но такой, в котором жизнь более реальна, чем сама жизнь».

Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.

«Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, атолько беспристрастным свидетелем... Мое дело только в том, чтобы быть талантливым, то есть уметь отличать важные показания от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком», - писал А. П. Чехов Суворину. «Объективный взгляд на мир редок, художник всегда субъективен». У каждого свой принцип отбора фактов действительности, обязательно раскрывающий субъективный взгляд художника. У каждого художника своя мера.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, и главным вопросом, получившим широкое освещение, был вопрос об отношениях человека и общества. В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности. Главным вопросом, волновавшим всю мыслящую интеллигенцию, был вопрос: «По какому пути пойдет Россия?» Он разделил всех на два лагеря: славянофилов и западников. Различия между ними были в определении главного направления, по которому должна идти Россия:

1) по западному, ориентируясь на жизненный опыт цивилизованного Запада, или

2) по славянскому, обращаясь в первую очередь к национальным особенностям славян.

Были и различия религиозного характера между славянофилами и западниками. Славянофилы предлагали все земное соизмерять с небесным, временное - с вечным. Только при взгляде оттуда (с точки зрения Божественной реальности) можно оценить все, что обретается здесь (на Земле). Западники же полагали, что земное счастье зависит от просвещенного разума. Но они были едины в одном: они ненавидели крепостное право и боролись за освобождение крестьян от него.

Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Конст. Аксаков, Самарин. Основы славянофильского учения заложили Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский, позже их называли старшими слаянофилами. Первый, кто бросил бомбу в общественное сознание, был Петр Яковлевич Чаадаев, написавший «Философическое письмо», историческая роль России была определена как учебная для отдаленных потомков: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли...» Хомяков и Киреевский дали достойный ответ Чаадаеву, доказав уникальность опыта российского народа. Киреевский считал, что православие - это подлинная христианская религия в неискаженном виде, в отличие от католицизма и протестантизма, формирует отношения между людьми на бескорыстной основе. Младшие славянофилы еще более категорично заявляли об избранности русского народа, «носящего Христа в душе своей, для которого не порвалась нить, связывающая земное с небесным...». Они идеализировали крестьянскую общину, так как народа, надо признать, они не знали.

Западники: Чаадаев, Белинский, Герцен, Станкевич. Они полагали, что именно западноевропейский путь должен привести Россию к равенству перед законом, установлению свобод, в том числе и свободы слова, - другими словами, к победе либерализма (liberalis - свободный). 1840-50 гг. прошли под знаком борьбы западников и славянофилов. Борьба велась повсюду: в журналах, в литературных салонах, на публичных лекциях. Споры были жаркими, борьба - жестокой: друзья становились врагами.

В 1860-80 гг. XIX в. более резко определились два лагеря: демократов и либералов. Демократы призывали к революционным преобразованиям, а либералы - к постепенным, экономическим. В центре борьбы двух лагерей - отмена крепостного права.

Демократы: Герцен, Некрасов, Добролюбов, Чернышевский, Писарев и др. Либералы: Тургенев, Гончаров, Дружинин, Фет, Тютчев, Лесков, Достоевский, Писемский и др.

Жаркая полемика разгоралась на страницах журналов обоих направлений. Журналы того времени - арена общественно-политической борьбы.

2. Любовная лирика Н. А. Некрасова («Панаевский цикл»)

Любовные стихотворения Некрасова представляют собою одно из замечательных достижений русской лирики XIX века. Изображение жизни сердца Некрасовым-поэтом основывалось не столько на лично пережитом, не столько на восприятии и трансформации литературной традиции, сколько было результа­том осмысления, верного понимания того, что могло быть у мно­гих.

«Прозе в любви» с ее постоянными размолв­ками и ссорами, с ее взаимным мучительством, с ее нечастыми радостями и суждено было занять значительное место в любов­ной лирике Некрасова, что естественно и закономерно, ибо одной из характернейших особенностей его творческого метода являлось стремление изображать ту часть правды жизни, которая опреде­ляется понятием «проза жизни»», - подводил в свое время итоги многолетним наблюдениям один из ста­рейших некрасоведов В. Е. Евгеньев-Максимов.

Вся противоречивость чувств, сложность и глубина отношений между мужчиной и женщиной выразилась в некрасовском “лирическом романе”, посвященном Авдотье Яковлевне Панаевой, красота которой, “ее умное кокетство не могли не произвести на Некрасова сильного впечатления, и зародившееся чувство вскоре перешло в безнадежную страсть”.

Эти стихи, навеянные отношениями с Панаевой, образуют как бы единый лирический дневник, запе­чатлевший все оттенки чувств поэта или, лучше сказать, лириче­ского героя. Сила этих стихов - в реалистической конкретности переживания, в стремлении правдиво и точно передать сложный процесс душевной жизни, отталкиваясь от традиционной ханже­ской морали. Отсюда - напряженный драматизм этой бурной ли­рической исповеди, свежесть и выразительность поэтической речи, свободное использование богатых возможностей прозаизирован­ного стиха. Существенно новым была именно прозаиза­ция - полное смещение главной установки стиховой речи - прин­ципиальная возможность вхождения в нее любых чужих голосов.

Особенности «панаевского» цикла - непосредствен­ность, даже резкость выражения чувства, подчеркнутая откры­тость признаний, мольба о прощении; и за всем этим - ощуще­ние подлинности любовной драмы, в основе которой - вера в силу чувства, уважение к человеческому достоинству женщины:

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

Н. А. Некрасов в своем “лирическом романе” дал своеобразную формулу, которую охотно приняли при разговоре о его лирике,- “проза любви”. Но было бы неверно рассматривать “прозу любви” некрасовских стихотворений только как сферу ссор и дрязг. Некрасов вступал здесь в необычайно богатую и сложную область противоречивых человеческих чувств и отношений, в бесконечно более психологически сложную и высокую область постижения челове­ческого духа.

Лирическая героиня Некрасова выписана более, чем облада­тельница определенного характера: она - личность, знающая вол­нения, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым, умеющая сама найти выход из горест­ных обстоятельств.

Но не только столкновение двух совершенно отличных друг от друга личностных миров делает “неизбежной” развязку стремительно развивающего­ся “любовного романа”, финал предначертан и определен самой сложностью, противоречивостью человеческой натуры, совмещающей в себе доброе и злое, темное и светлое, любовь и ненависть.

Таким образом, своеобразие лирики Некрасова заключается в том, что в ней как бы разрушается лирическая замкнутость, преодолевается лирический эгоцентризм. И любовные стихи Некрасова открыты для героини, для неё . Она входит в стихотворение со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира.

Интимная лирика Некрасова раскрывает внутреннюю, психологическую сложность и противоречивость чувства поэта. Это прежде всего глубокое переживание одновременно и радости и страданий любви.

«Исключительное своеобразие любовных стихотворений Некрасова в том, что никто другой не говорил так охотно о прозе в любви, как Некрасов. На отношения между мужчиной и женщиной он смотрел, не поэтизируя их, и в любви мало видел идеального», - писал И. Н. Розанов.

“Сюжет” “любовного ро­мана” достиг своего финала, своей трагической развязки. Но разлука двух лю­бящих людей не разрешила той сложной амбивалентной психологической си­туации, в которую были поставлены герои. “Роковой поединок”, любовь-борьба, напряженный диалог-спор не завершены; противоречия непреодолимы, как непреодолима и жажда веры в любовь как основу основ мироздания:

Мы разошлись на полпути,

Мы разлучились до разлуки

И думали: не будет муки

В последнем роковом "прости".

Но даже плакать нету силы.

Пиши - прошу я одного...

Мне эти письма будут милы

И святы, как цветы с могилы -

С могилы сердца моего!

Лирический роман” Н. А. Некрасова необычайно глубоко отразили нараставшее ощущение кризисности современного жизнеустройства, глубокие изменения в сфере самосознания личности, реакцию мысля­щего человека на ускорившийся процесс демократизации русского общества. И любовь в “панаевском” цикле Некрасова высту­пает в ином качестве, она уже не может служить нравственной “нормой” От этого эгоцентрического чувства, желания самоутверждения в сфере любви никогда окончательно не мог освободиться лирический герой “панаевского” цикла. Ему не было дано достичь той свобо­ды духа, той самоотверженности в любви.

В “любовном романе” Н.А. Некрасова ощутимо нарастают интенции сурового и безжалостного саморазоблачения, глубокого сознания своей вины перед любимой женщиной, которая органично несла в себе, храни­ла, отстаивала, защищала метафизическую, созидательную, истинную сущность любви. Лирический герой проникается сознанием абсолютной ценности любви и красоты, женского подвига самоотречения.

Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателей, которые отважились взглянуть в творческий мир поэтов и писателей. Благодаря ей народ в свою очередь мог бороться за собственную свободу, ликвидировать террор и нищету. Историческое значение литературы просто огромно, ибо русские писатели старались для нее, создавая великолепные произведения, признающиеся с годами, веками шедеврами художественного творчества. Отличительная черта русской литературы второй половины 19 века – это, прежде всего, изощренный язык, необычные образы, превосходное сочетание неких слов, глубокие переживания и страдания героев, трудности, проблемы, которые, ставясь в том или ином произведении, обязательно решались, находились ответы.

Говоря о таком периоде, невозможно не упомянуть великого творца, преобразившего русскую литературу – Ивана Сергеевича Тургенева. Это мастер художественного слова, это чувствительный к обычным деталям человек, внимательный, образованный, а главное талантливый. Всем известен он своим творчеством: и «Рудин», и «Накануне», и «Отцы и дети», и др. Во всех собственных повестях и романах Тургенев смог выносить на бумагу тревожные свои мысли и волнующие голову вопросы, которые актуальны и популярны и по сей день. Без великолепного деятеля литература не была бы наполнена столь яркими и поражающими воображение произведениями!

Не меньшее значение в литературу внес и Чернышевский со своим романом «Что делать?». Повествует он об общественном движении, о борьбе за свободу. Произведение призывало неоднократно к революционным действиям. Несомненно, были и те, кто не мог принять роман как нечто познавательное и выдающееся, однако период разрухи, коренного перелома удалось увидеть всем читателям в произведении. И за это большое спасибо Чернышевскому.

Как можно забыть об Иване Александровиче Гончарове! Именно ему получилось показать людям разложение крепостного права! В арсенале у него лишь три произведения: всем знакомый «Обломов», популярная «Обыкновенная история», захватывающий «Обрыв», - однако столь немногим писатель вдохнул в литературу нечто новое, нарисовав живые образы чиновников, помещиков. С помощью творчества Гончарова люди открывают для себя атмосферу того времени, сталкиваются с трудностями, которые представить без книг довольно-таки сложно.

В этот период литература впустила к себя в ряды крупнейшего творческого деятеля, влияние которого на умы людей просто огромно, - Федора Михайловича Достоевского! Человек, что столкнулся с множеством преград и трагедий в жизни. Все тяготы собственной жизни изложил он в своих произведениях. Отчаянием и безысходностью полны «Бедные люди», поражение и сострадание появляются в душах читателей, когда перед глазами появляется книга «Братья Карамазовы», волнением наполнены «Записки из мертвого дома», а роман «Преступление и наказание» пугает и страшит воображение. Настолько живо и тревожно выявились на страницах книг образы, что создал Достоевский!

Обличал взяточников, нечестных людей, ненавидел либералов, лицемеров, тщеславных индивидуумов. Вызывали неприязнь у него те, кто собирал народ для собственных нужд. Человеком, который не смел терпеть подобное, был Салтыков-Щедрин – чудесный писатель, автор рассказов, что западают в самую душу. Все эмоции по поводу того периода времени отразились в его произведениях: непревзойденные «Господа Головлевы», таинственная и странная «История города Глупова». Салтыков-Щедрин собственным творчеством пытался донести всем читателям, что зажиточных людей, ханжей слишком много на планете. Они были, есть и будут. Только оставлять такой факт в стороне нельзя. Важно знакомиться с великими рассказами, повестями, анализировать, размышлять над прочитанным. Тогда и умы социумов просветлятся, жизнь станет проще.

А как же Некрасов? Николая Алексеевича забыть ни в коем случае нельзя! Почему? Это певец русского обездоленного народа, что собственными песнями, стихами успокаивал сердца людей, помогал в трудную минуту. Его творчество спасало от переживаний и стресса, потому как писал Некрасов о тяжкой судьбе народа в целом, внося в то или иное стихотворение близкое к самой душе! Кому не знать его великие стихотворения: «Кому на Руси жить хорошо», что вызвало полное доверие народа к непревзойденному писателю! А «Русские женщины» до сих пор читая, появляются слезы на глазах…

И последний, кого убрать из памяти нельзя – это выдающийся Антон Павлович Чехов, творческие способности которого находят свое место ближе к концу девятнадцатого века! Именно ему принадлежат известные каждому читателю слова: «Краткость – сестра таланта». Писатель преобразил период того времени тем, что создавал уникальные произведения, что коротки по своему содержанию. Точность, изображение каждой детали, быстрое попадание в атмосферу происходящего – всё это умел Чехов. Ему с легкость удавалось за считанные слова перенести читателя в определенный рассказ, не забыв историю прежнего. Что показывал Антон Павлович в собственных произведениях? Вырисовывал он пошлость человека, явно осмеивая ее, показывал узкий кругозор индивидуумов, типичные образы, что сочетают в себе отрицательные качества. Все эти образы есть в его рассказах: «Хамелеон», «Учитель словесности» и другие. Перечислять можно долго, но ознакомиться лучше самим!

Таким образом, литература сего периода славится большим количеством писателей, что являлись великими творцами, внесшими необыкновенный вклад в развитие творческого направления! Не стоит забывать то, чему посвятили всю собственную жизнь великие люди!

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Быкова Волчья стая

    Василь Быков известный отечественный писатель, который не боялся писать про войну, а так же про тот холод и грязь, потери и слезы. Прошедший Великую Отечественную Войну Быков смог донести до читателя всю боль

  • Партизанская война в романе Война и мир 10 класс сочинение

    Во время войны, люди которые просто не могли сидеть, сложа руки, начали партизанскую войну против армии Наполеона.

19 век – знаменательный век в русской литературе. Он дал миру такие великие имена, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой… Литература этого времени четко делится на два периода: первая половина 19 века и вторая половина 19 века. Художественные произведения этих периодов отличаются идейным пафосом, проблематикой, художественными приемами, настроением.

А.Н. Островский по праву считается реформатором, привнесшим много нового в русскую драматургию. Новаторство его сказалось в том, что он круто повернул русский театр к жизни и к ее актуальным социально-нравственным проблемам. Островский первым обратился к жизни русского купечества, обрисовал быт и нравы этого огромного слоя российского общества, показал, какие проблемы существуют в нем.

Кроме того, именно Островский стал «разработчиком» психологической драмы, показывающий внутренний мир героев, волнения их души. Пьесы этого драматурга наполнены символикой. Все эти черты найдут продолжение в пьесах Чехова и драматургов 20 века.

И.С. Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Этот писатель известен прежде всего как автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Кроме того, он является создателем стихов в прозе, полных лиризма и глубоких раздумий над жизнью, и других прозаических произведений.

Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени».

Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий, и Тургенев - тому подтверждение.

Все творчество Ф.М. Достоевского - это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского - это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского – это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это – мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди.

Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру.

Мир Достоевского – это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф.М. Достоевского называют «великим русским гуманистом».

Изображение духовного роста человека, «диалектики души» - самое, пожалуй, характерное в творчестве Л.Н. Толстого. Эта художественная особенность прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир, человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера.

Герои Толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Интуитивная душевная чуткость Наташи, благородство Пьера, аналитический ум и моральная красота князя Андрея, тонкая душа княжны Марьи - все это объединяет героев «Войны и мира», несмотря на индивидуальность каждого характера. Можно сказать, что всех лучших героев Толстого объединяет богатство душевного мира и стремление к счастью.

Все произведения А.П. Чехова не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» - это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства - главное в его произведениях. Одни герои писателя стремятся вырваться из этого «заколдованного круга» (три сестры из одноименной пьесы), другие покорно погружаются в эту трясину, постепенно усыпляя свою душу (док тор Старцев из «Ионыча», например).

Произведения Чехова сложны и очень тонки. В них несколько смысловых пластов, раскрыть которые может только внимательный и знающий читатель. Все произведения этого русского писателя наполнены множеством символов, позволяющих раскрыть всю их глубину.

Таким образом, русская литература второй половины 19 века очень разнообразна и ярка. Каждый писатель того времени – это настоящая величина не только русской, но и мировой литературы. Несмотря на все различия, всех этих художников объединяет любовь к родине, стремление улучшить жизнь русских людей. Кроме того, все писатели пользовались классическими традициями, создавая на их основе что-то свое, новое, ставшее, в свою очередь, тоже классикой.