Танец как искусство соблазнения. Хакка – выбор современных девушек

Женщина и танец

«В жизни человеческой, – говорил великий Аристотель, – есть ТРИ удовольствия: сон, любовь и танцы.»

Женщина как сгусток энергий, воплощает в танце свою неистовую природу. Это момент истины. Только в это время возможно увидеть ту, самую настоящую, неподдельную, не скрывающую своей сути женщину. Здесь нет масок, теней, шептания голосов. Всё происходящее теряет смысл и материальную весомость. Стремление возвысится над суетой, отречься от всего даже от самой себя уносит её в её грёзы и желания, которые могут осуществиться прямо сейчас, в следующем и следующем движении. Есть только Она и он – Женщина и её танец…

Быть собой, что может быть проще. Старые истины о главном, о той которая живёт в тебе и ждёт своего пробуждения. О её терпении и полном смирении в предвкушении расцвета и полного затмевания всех и всего вокруг себя. Сильная и робкая, страстная и девственная, наивная и мудрая – это всё Она, непостижимая сущность Женщины. Поэты посвящают ей стихи, скульпторы ваяют постаменты, каждый смертный тем или иным образом преклоняется перед образом Женщины.

В древних учениях Женщина – Природа, Мать-Созидательница была вознесена в культ поклонения. Сила и власть женщины облачена в магическую пелену тайн. Энергия четырёх стихий, воплощённой в женщине, делают её неуязвимой, полной созидательной силы, способной творить, материализовывая мечты.

Женщина Огонь – спонтанность, порыв чувств, скрытые страсти, бушующие в каждой женщине, Земля – опора и стабильность, контроль Силы; женщина Воздух – знания и умение общаться, быть гибкой под влиянием жизненных бурь; Вода – сила чувственных переживаний и дар предчувствия и предвидения.

Качества стихий, наделённые самой Природой, присуще женщинам способным говорить на языке танца. Движение и есть внутренний двигатель, вызванное пережитыми эмоциями, доносящее всему миру истинную природу жизненной силы – трансцендентного огня, способного обуздать упорством и настойчивостью поставленной цели.

Движение в танце это не игра – эта самая настоящая прожитая жизнь, пусть только её фрагмент. Соблюдение и созидание высших законов, заключённых в тебе это репетиция твоих шагов, которые приведут тебя к Новой Осознанной Себе.

Шанс не совершать ошибки, не спотыкаться о камни, а плавно передвигаться по жизни, обретя гибкость ума и тела, уготован для каждой, кто хочет обрести забытые знания о самой себе.

Зачем это надо?
Путь познания себя у каждого свой. Кому то легче прикоснуться к своей природе через умственную деятельность, анализ прочитанного и увиденного. Кто то жаждит испытать чувственный опыт широкой гаммы переживаний, а кому то близко проживание опыта в своем теле, через физические возможности качеств личности. Как известно у каждого направления или пути есть своё развитие, расширение. Безусловно нет правильного или не правильного пути развития, главное, что бы он был. Как гласит древняя индийская пословица: – « Все пути ведут к Творцу и у каждого он свой».

Мой путь это познание себя через тело, любовь к себе через тело,понимание и принятие себя через тело .

Радость понимания, что физическое тело это могущественный проводник в восприятии вселенских аспектов бытия, твоя уникальная форма, инструмент сотрудничества и взаимодействия с проявленными и не проявленными формами сознания.

Красота мира, заключённого в нас самих невероятна велика! Человеческое тело уникально. Возможности восприятия телом так же не знает границ. Только наше сознание имеет границы или условности. Физическое тело позволяет прожить и запечатлеть опыт восприятия не только на уровне физиологических процессов - расслабление, напряжение, гормональные выбросы и т.д., а через клеточное восприятие обогатить небывалой гаммой чувственных переживаний, выходящих за рамки привычного восприятия. Вы на уровне физического тела воспринимаете состояния в повышенном градусе! Полагаю, что это как и путь индивидуален в вашем личном восприятии, располагающий к развитию личности.

Мой принцип делиться тем, что пережила сама. Смело отдаю вам то, чем занимаюсь и собираюсь заниматься, так как горизонт ещё далеко!

Почему танец?

Наша жизнь наполнена ритмами и звуками. Всё создано в соответствии с этим законом природы. Наше человеческое существо, так же как и музыкальный инструмент наполнено звуками. Извлечь музыку из инструмента возможно игрой на нём. Если же музыкальный инструмент в руках виртуозного исполнителя оживает и свидетельствуют ту историю,ту мелодию, которая вмещает возможности этого инструмента и исполнителя. То что можно сказать о вас, тех кто сами играя, переживая свою игру, свободны и не ограничены правилами или возможностями? Тело выступает в роли и творения и творца.

Движения тела как правило задают форму, это разные вида связанных или наоборот несвязанных циклов движений, выстроенные в композицию исполняемые с музыкальным сопровождением. Женщина и танец это отдельная тема. Но именно женщина чувствует близость к танцу так, как срабатывает в ней программы природы. Её физическое тело, тонкости психического восприятия, предназначение как женщины отражено в индивидуальном танце. И танец, как стиль или направление, может быть разный. Изучайте себя через танец и вы поймёте кто вы и что вам нужно!

Татьяна Колядина

Социальные танцы - обалденная вещь. Танцы - в принципе штука шикарная во всех смыслах, но парные танцы - это просто нечто. Ничто другое, на мой взгляд, настолько не отражает отношения мужчины и женщины, как то, что происходит в танце. Отражает, учит, показывает, восстанавливает, расставляет по местам… В танце мужчина ведёт, женщина следует - только тогда это гармонично и красиво по-настоящему. Мужчине важно знать, что он хочет, и телом, без слов и прочего, всего лишь небольшими движениями, показывать женщине, куда он её ведет.

Мужчину танец учит силе и мягкости одновременно: без достаточной силы женщина не почувствует просто, куда ей идти. Неуверенность, сомнения - и танец сбивается с красивого рисунка. Но и несбалансированная сила, грубая, резкая - и танец сделается жестким, и уже перестанет быть танцем. Мужчину танец учит ясности и решительности - в том, куда он сам решил двигаться, и в том, как это показать партнерше. Мужчину танец учит ответственности - он ведет, он главный, и если женщина не идет вправо, значит она не в курсе почему-то, что она должна идти вправо, мужчина не показал, не дал почувствовать. Мужчину танец учит заботе - именно он смотрит за тем, чтобы в его руках женщина не врезалась в стену или другую пару.

Женщину танец учит в первую очередь умению идти за - это и расслабленность, и доверие партнеру, и настройка на него всем телом, и улавливание направления движения по небольшим знакам тела. Женщину в напряжении невозможно танцевать. С женщиной, которая не чувствует партнера совсем, не доверяет ему, контролирует или конкурирует - танец не станцуешь в принципе. Женщину танец учит отключать мозг и доверять телу, чувствовать его, отпускать его, и при этом держать необходимый тонус, чтобы продолжать танцевать красиво, а не повиснуть на мужчине непонятной субстанцией. Женщине танец дает опыт - как это быть ведомой и при этом одновременно «главной», оставаться ценной, ведь мужчина её ведет, чтобы ей было хорошо, чтобы она выглядела красиво, чтобы она чувствовала удовольствие. Да, женщину танец учит получать удовольствие от своего места в паре. Если в жизни никогда не было этого опыта - идти за мужчиной, чувствуя удовольствие, спокойствие, доверие, - то именно в танце, через тело это можно сначала обнаружить, а затем проработать, дав этот опыт телу. А там и остальное со временем подтянется.

И обоих танец учит тому, как быть в паре, как слышать друг друга без слов, чувствовать своё собственное тело, и одновременно партнера, и слышать ритм. И еще - чувствовать своих, подходящих, и не подходящих партнеров. Потому что тело - оно намного мудрее в этом смысле. Танцуя с разными парнерами, чувствуешь, как по-разному мужчины ведут, и как по-разному женщины следуют. Кто-то ведет совсем мягко, но ты его слышишь и движешься так же мягко и в такт, кто-то же настолько мягко, что для тебя это может показаться неуверенностью, и сбивать. Кто-то танцует активно, и ты кружишься эффектно, и чувствуешь крепкие сильные руки, но при этом понимаешь, что в них не забалуешь и не расслабишься. На кого-то настраиваешься быстро и легко, с кем-то нужно больше времени или оказывается вообще сложно танцевать, и все время сбиваешься и теряешь то себя, то его… Люди такие разные, и парный танец обнаруживает эту разность на уровне совпадения-несовпадения тел, и это далеко не всегда оказывается таким же, как мы решили в уме. Танец - это своеобразная прелюдия к отношениям и даже к сексу. Врядли вам будет по-настоящему хорошо в постели с тем (или той), с кем ваше тело никак не найдёт общий ритм. А вот наоборот - возможно. Танцевать может быть чудесно, но отношения могут не сложиться - тут уже мозг играет горяздо большую роль в отношениях, чем в сексе.

***
Я попала на вечеринку бачаты и сальсы, хотя сама не умею танцевать их. Месяца 4 назад была на мастер-классе, где показали базовый шаг - вот и вся моя учёба. Но тем не менее я танцевала сегодня около 3 часов с совершенно разными партнерами, их было около 10 где-то. Кто-то танцует совсем круто, кто-то сам в процессе обучения. Но так как ведёт партнер, моя задача была именно следовать за ним. И вот тут я могла наблюдать за собой - не зная танца, становится очень очевидно, насколько я способна чувствовать и следовать. Способна. Большинство мне сказали, что я совсем не похожа на новичка, что меня довольно легко вести, будто я умею уже танцевать. Мне было приятно это слушать, очень. Потому как это не был комплимент про то, что я хорошо танцую (далеко мне еще до этого, ох) - это было про то, что я настроена на мужчину, что я чувствительна, что я стала намного гибче. Это не были простые базовые движения, некоторые меня закручивали в очень замысловатые позы, и иногда я совсем не знала, что мне нужно делать руками, и я говорила вот тогда: «аааа, я же совсем новичок, я не умею танцевать бачату». А мужчины мне отвечали: «умеешь, ты хорошо танцуешь, для новичка тем более, расслабься и продолжай топать ножками в такт» и подсказывали некоторые моменты, я старалась словить и запомнить, и кажется, к концу вечера танцевала уже явно лучше. Но важным было то, что с самого начала я отдавалась танцу, отдавалась в руки мужчине, и кайфовала. Просто кайфовала от движений тела, от музыки, от сильных мужских рук, от того, что меня кружат и как меня кружат… Ах, как же я обожаю, когда мужчина меня кружит. Во всех смыслах.

В общем, если у вас в отношениях М-Ж всё сложно с темами доверия, конкуренции, контакта да и не только - идите на парные танцы. Обязательно. И телу хорошо и полезно, и самооценку погреет и поднимет со временем, и для отношений очень много ценного опыта даст.


Я поверил бы только в то божество,
которое умело бы танцевать!
Ницше

Женщина танцует так, как любит.

Создавая женщину, бог наделил ее редкостным даром – танцевать, отдаваясь танцу,
как любви, обнажая чувства, рождаемые музыкой.
Женщина танцует, повинуясь извечному инстинкту.
Ее танец – жизнь, неповторимость и своенравие судьбы, женский каприз и огонь желания.
Ее танец – любовь, горячая и страстная, тихая и нежная, мятежная и жизнеутверждающая.
Кто сравнится с танцующей женщиной? Только еще одна женщина, которая танцует.
Женщина – любовь – танец. Вечное триединство, драма и притяжение…

Танцующая женщина – мелодия, которую она слышит душой, и передает пластикой движений.
Танцующая женщина – песня, повествующая о страсти и отчаянии, о безумстве и нежности.
Танцующая женщина – ода любви и надежде, ветру и солнцу, рассвету и закату.
Танцующая женщина – скульптура, каждое мгновение меняющаяся и вовеки неповторимая.

Танцующая женщина – стихия, единственная, неистовство которой притягивает.
Танцующая женщина – особый язык, на котором женщина говорит с мужчиной.
Танцующая женщина – Богиня, сошедшая с небес ради единственного Мужчины – любимого.

Мужчина не все знал о любимой женщине, пока не увидел ее танцующей.
Ранние зимние сумерки занавесили окна. Мужчина зажег традиционные свечи, и субботний вечер начался.
Как было давно заведено, они проводили его вдвоем, дома. На маленьком столике у дивана стояла изящная тарелка с пирожными, приготовленными накануне женщиной, вино, тонкие бокалы и конфеты. С краю – хризантемы в хрустальной вазе.
Расслабившись, двое слушали музыку, изредка перебрасываясь фразами...

Вдруг женщина, влекомая мелодией Фрэнка Дюваля, поднялась, сделала несколько танцевальных движений, словно пробуя музыку.
Затем так же неожиданно и вдохновенно творила свой танец, посвященный одному-единственному мужчине. И тот почувствовал, что вот-вот загорится, вспыхнув костром, и тысячи невидимых искр вознесутся к небу.

Движенья ее рук, ее тела завораживали, как дрожащее пламя свечи. И также притягивали взгляд, как далекий огонек в ночной тьме.
“It Was Love”, женский и мужской голос, то соло, то соединяясь вместе, тревожили душу, музыка навевала движения танца. Музыка… Голос… Слова… Все это воплощала танцующая женщина.
Одна мелодия сменяла другую, а она танцевала без устали: в этот час ее жизнью был только танец.
“A Thousand Kisses Deep” пел Леонард Коэн, хрипловато, проникновенно.
Похожие чувства овладели каждым, сближая и сбивая дыхание. Мужчина вздохнул, раз и еще раз.


А его женщина, сбросив туфли, продолжала скользить в танце. Ее босые изящные ступни, казалось, не чувствовали колючего ворса ковра, легко следуя за мелодией. Взмах рук на мгновенье превращал ее по-девичьи тонкую фигурку в живую скульптуру. Прикрыв глаза, она пребывала на верху блаженства, и ее ощущения передавались жестами загадочного танца, который она дарила мужчине.

В этот вечер ему, изведавшему жизнь, неожиданно открылась еще одна женская тайна: только в истинной, искренней и раскованной в выражении чувств Женщине пробуждается божий дар – способность одержимо творить, танцуя соло.
Страстный танец, рожденный на грани сознания и неосознанности, дивный и прекрасный, как сама женщина.
Увы, он неповторим. Гармония, единственно точное сочетание движений рук и тела – навсегда остались в этих минутах, никогда больше она не станцует так.
Нельзя повторить свои ощущения...
Но вновь сотворить божественный танец, порожденный стихией чувств, – это, несомненно, даровано женщине!
И ныне, и прежде, и во веки грядущих веков…


К концу колдовской пляски мужчина осознал, что своим вдохновением танцующая богиня «обязана» ему: лишь счастливая Женщина может так беззаветно, исступленно отдаться танцу, воплощая в нем откровения женской судьбы и оставляя сокровенной тайну женской сути.
Она, того не ведая, стала для мужчины воплощением юности, невинности и чистоты, трепетного целомудрия и зреющей страсти.
Она танцевала, уйдя в себя, слившись с мелодией, и эти мгновения превратили ее в чудное видение, влекущее мужчину.

Танцующая женщина околдовала его, став полюсом притяжения.
Она была чувственным выражением мелодии, и сама – мелодия, трепетная и грустная, страстная и манящая, чарующая, зажигательная и томная.

Глядя на нее, он испытывал наслаждение и муку. Его завораживала улыбка, блуждающая по ее лицу, ставшему юным и прекрасным. Он наслаждался неуловимо меняющейся позой, вторящей жестам женских рук. Взор его блаженствовал, восторженно следя за каждым неповторимым изгибом стройного тела.

Движения женщины были плавны, как колеблющееся пламя свечи, и столь же притягательны, как ночной огонь.


Казалось, сказка волшебным образом изменила саму комнату, и она жила в этой сказке, придуманной ею для мужчины.
Ее танец манил за собой, словно лунная дорожка к далекому горизонту, где, как кажется, соединяются море и небо, две стихии, неудержимо влекущие друг друга.
Ее танец обещал утреннюю свежесть и зной пустыни, ласковый прибой и июньскую грозу, трепет листвы и радужные брызги фонтана.
Ее танец пробуждал в Мужчине любовь и восхищение, дрожь и восторг, немоту и страсть.


– Только женщина может освободить мужчину от усталости, раздражения, злобы и душевных шлаков... – Фраза, где-то прочтенная, вспомнилась сама собой, соответствуя состоянию, в котором пребывал мужчина.
Бессознательно он поднялся с дивана и приблизился к ней. Женщина - колдунья, не прикасаясь, уводила его за собой, все дальше из этой комнаты, обещая Жизнь, бесконечный полет к небесам и вечный рай на земле. Мужчина покорно следовал за ней в зовущее Зазеркалье, видя перед собой только танцующую женщину, любимую и желанную, женщину, данную ему Богом.


Увлеченный танцем, он ощущал, как вибрирует в нем единственная струна – чувство неизъяснимой благодарности женщине. Чувства плескались в нем, как родниковая вода в «ковшике» ладоней, множество капель, собранных вместе.
И только одна-единственная мысль осенила его:
– Женщина танцует – какое чудо света? Возможно, самое желанное!


Сотворить чудо – очаровать любимого.
Сотворить чудо – околдовать мужчину.
Сотворить чудо – много ли нужно женщине, если любимые глаза обращены на нее.

Если тебе сейчас грустно, одиноко, обидно, вспомни о Танцующей Женщине!
В судьбе каждого она была, есть или будет...
Имеющий глаза да увидит!

Julya logvinovf

Художник - Mark Spain

МУЗЫКА: Lara Fabian - Tango Pour Claude

Женщины в танце чаще привлекают мужчин, чем наоборот. Так какие же движения в женском танце особенно привлекательны..?

Британские психологи из Нортумбрийского университета в Ньюкасле с помощью компьютерной визуализации выяснили, какие движения свидетельствуют о том, что женщина хорошо танцует .

Танец - универсальный тип поведения, свойственный всем культурам. Напрямую для выживания и размножения он не важен, однако ученые полагают, что он возник как форма брачного поведения : танец сообщает потенциальным партнерам информацию друг о друге.

Британские психологи предположили, что если танец привлекает потенциальных партнеров, то можно выяснить, какие его движения особенно привлекательны. Они сфокусировались на женском танце, так как предыдущие исследования показали, что женщины в танце чаще привлекают мужчин, чем наоборот, и что мужчины, наблюдая за танцующими женщинами, уделяют больше внимания именно привлекательным танцоршам.

В эксперименте приняли участие 39 гетеросексуальных женщин в возрасте от 18 до 30 лет (средний возраст участниц 21,5 года). Ни одна из участниц не была профессиональным танцором и не испытывала проблем со здоровьем, которые могли бы повлиять на движения. Для регистрации движений на основные части тела и суставы участниц ученые прикрепили светоотражающие метки. Танцевальные па записывались системой захвата движения, которая реагирует на перемещение меток.

Поскольку танец - это движения под музыку, ученые предположили, что движения лучших танцорок будут более точно попадать в ритм музыки. Участницы не получали никаких инструкций, как они должны танцевать. Девушки двигались под барабанный ритм в течение 30 секунд. С помощью полученных данных об их движениях были построены 39 анимированных персонажей, лишенных внешних различий (рост, ширина бедер и т.д.).

Далее ученые провели опрос среди 57 мужчин и 143 женщин . Им было предложено по шкале от 1 до 7 (где 1 - самая низкая оценка) оценить по пять анимированных танцев без звука длительностью 15 секунд. Для оценки выбрали пять категорий: асимметричные движения рук, асимметричные движения бедер («восьмерка»), покачивание бедрами, амплитуда движения рук и бедер.

По итогам опроса ученые выявили самые привлекательные движения. Наивысшие оценки получили сильное раскачивание бедер, асимметричное движение бедер и умеренные асимметричные движения рук.

И мужчины, и женщины сочли более привлекательными танцорш с достаточно широкой амплитудой движения рук и покачиванием бедер, а также тех, кто умел двигать бедрами асимметрично (выписывать «восьмерки»). Причем два основных оцениваемых параметра - движение бедер и асимметричные движения рук - у высоко оцененных женщин имели средние величины, то есть их движения были не слишком зажатые, но и не слишком размашистые. Напротив, те женщины, чьи движения имели низкую или чересчур широкую амплитуду движений, были оценены низко.

Не велика вероятность, что вас пригласят на светский бал, намного больше шансов оказаться в клубе или на вечеринке друзей в другой демократичной обстановке.

Умение танцевать пригодится везде. Овладев техникой, вы будете чувствовать себя уверенно, повысите самооценку, улучшите осанку и фигуру, изменитесь внутренне, ощутив ни с чем не сравнимое удовольствие. Узнайте, какие современные танцы для девушек наиболее популярны и где научиться модным танцевальным движениям.

Танец как полезное хобби

Владение своим телом в танце дано практически всем людям, но многим реализовать себя мешает излишняя скромность. Если вы стесняетесь в компаниях и отказываете мужчинам, приглашающим потанцевать, перестройте себя внутренне. Особо скромным девушкам можно попробовать научиться танцевать современные танцы дома, включив любимую музыку и импровизируя перед зеркалом.

Это хобби подходит для женщин всех возрастов, с любым весом и типом телосложения. Не стоит стесняться, если у вас нестандартная фигура, пышные бедра, большая грудь или выступающий животик.

Танцевать полезно не только для настроения и красоты, но и для здоровья . Благодаря танцевальным движениям усиливается кровоток, улучшается работа легких, укрепляется сердце. После регулярных занятий улучшается осанка, нормализуется координация движений и работа вестибулярного аппарата.

Для каждой девушки и женщины есть подходящий вид современного танца, в котором легко превратить недостатки в достоинства. Регулярно танцуя, девушки становятся более женственными, меняется походка, движения мимика. Хореография учит искусству соблазнения и кокетству, игривости и уверенному взгляду. В то же время, танцовщицы умеют держать расстояние и никогда не бывают игрушками в руках мужчины.

Где научиться танцевать быстро и красиво

Есть два пути научиться танцевать – самостоятельно и под руководством преподавателя. Первый вариант идеально подойдет тем, кто когда-то обучался хореографии, а теперь лишь хочет освоить новый стиль. Второй гарантирует успех всем.

Домашнее обучение и его особенности

Для самостоятельного обучения девушкам можно использовать видео-уроки по современным танцам, читать книги по хореографии, смотреть фильмы, изучать теорию в журналах.

Важно не пренебрегать рекомендациями виртуального хореографа, а четко им следовать. Еще важнее – найти хорошие курсы и материалы для самостоятельного обучения. Лучше выбрать несколько, а уже потом отсеять лишние, разобравшись в нюансах.

Для начала, конечно, можно обойтись без костюма, но костюм помогает настроиться на нужный лад и сразу приучает к движениям с учетом одежды. Обязательно нужна подходящая музыка, выбрать которую помогут обучающие уроки и описание танца.

Начинающим лучше выбирать направления, в которых допускается импровизация . Как правило, это «выходцы» из уличных стилей, они не требуют особой подготовки, костюмов и партнера. Овладев техникой свободных танцевальных стилей, вы будете уверенно чувствовать себя на танцполе.

Сложнее освоить классические стили, в которых требуется выучить положение тела, головы, рук, основные позиции и шаги. Такие направления требуют занятий с преподавателем на дому или в школе.

Обучение в школах и студиях

Если вы привыкли ко всему относиться серьезно и хотите быть не только участницей, но и центральным звеном танцпола, то лучше записаться в школу современного танца.

Преимущества обучения в студии:

  1. Опытные преподаватели, в хороших школах – профессиональные хореографы.
  2. Не нужно думать, где найти партнера или команду для парных и групповых танцев.
  3. Профессиональный танцевальный зал с зеркалами, нужная музыка.
  4. Особая атмосфера и новые друзья со схожими интересами.
  5. Для девушек – возможность найти себе пару не только для вальса, но и на всю жизнь.

Чтобы разобраться, какие услуги оказывают такие школы, мы позвонили в студию Fashion Dance , работающую в Москве, и задали несколько вопросов.

Каким танцевальным направлениям вы можете обучить новичка?

У нас очень много направлений, начиная от вальса и танго, включая бальные и современные, модные латиноамериканские и восточные танцы, и заканчивая гоу-гоу и эротическими стилями для особых случаев.

И что, вы можете научить танцевать любую девушку?

Для каждого клиента мы находим наиболее подходящий для него стиль, учитывая личные данные и пожелания. Нет людей, которые не умеют танцевать, это дано человеку природой, главное – правильно раскрыться.

А с какими пожеланиями к вам приходят чаще всего?

Самое популярное направление у юношей и молоденьких девушек – современные танцы, женщины постарше хотят освоить танец живота, а дамы, у которых появилось свободное время на пенсии, тянутся к вальсу.

Глобальная проблема современной молодежи – свадьба. Специально для молодоженов мы открыли курс предсвадебной подготовки , в рамках которого ставим танец жениха и невесты, отца и дочери, друзей и подружек.

А что нужно для начала обучения и сколько это стоит?

Для начала нужно прийти к нам и выказать свои пожелания. Мы помогаем сориентироваться в названиях и стилях, совместно подбираем группу и преподавателя. Далее все индивидуально, в том числе и цены. У нас очень много скидочных программ. Лучше заходите на сайт школы танцев Fashion Dance , а если непонятно, звоните, с радостью все расскажем!

Виды современных танцев для начинающих

Начинающим проще всего освоить стили современного танца, в которых нет четких правил хореографии. Небольшие огрехи здесь практически не заметны, их принимают за импровизацию и личные изюминки девушки.

Свободный танец – выбор фантазерок

Свободный, он же ритмопластический или пластический танец, появился в начале прошлого века. Основа этого танцевального стиля – балет, разбавленный свободными движениями из обычной жизни. Главная суть этого направления – раскрепощение, энергия, взаимодействие с окружающей средой.

В свободных танцах под современную музыку приветствуется импровизация, спонтанность, творчество. Пожалуй, это лучший выбор для начинающих, так как нет строгих правил хореографии и техники, но есть возможность самовыражения.

Свободные танцы девушки могут исполнять как в одиночку, так и в паре с мужчиной. Отсутствие строгих рамок – гарантия того, что вы не будете выглядеть плохо танцующей, ведь каждый может придумать свои движения.

Модерн как выбор свободных

Модерн возник на фоне отрицания традиционных балетных техник. Его кредо – отказ от канонов и условностей, воплощение новой хореографии . Модерн пришел к современным девушкам из двадцатого века. Одной из основоположниц направления была Айседора Дункан. Еще одна танцовщица, способствовавшая развитию и популярности стиля – Мэри Вигман, отказавшаяся от традиционных красивых движений в пользу непривычных и даже шокирующих.

Модерн танцуют босиком, его главный хореограф – природа. Технику нельзя назвать сложной, основная составляющая успеха – эмоциональность танцовщицы. Чувственность в каждом движении – гарантия собственного удовольствия и восторга окружающих.

Электро – молодежное направление

Электро – одно из самых популярных направлений в списке современных танцев для девушек, доступное для начинающих. По сути, это уличный танец, родившийся в середине прошлого века под клубную музыку. Электро танцуют больше руками, чем телом, поэтому он идеально подойдет начинающим танцорам и людям со слабой физической подготовкой.

Разделяют два направления:

  1. Milky Way – спокойные движения, чем-то похожие на игру актера на сцене. Каждый выход танцовщицы – маленький спектакль с началом и финалом. Начинать учиться танцевать электро лучше с этого вида, далее переходя на более сложное направление.
  2. Electro – активные движения, плавно переходящие друг в друга на высокой скорости. Главное здесь – чувствовать музыку и понимать, о чем поют в песне, чтобы движения не противоречили смыслу.

Тектоник – динамика и энергетика

Тектоник – еще одно современное направление танца для девушек и парней. Тектоник объединяет танцевальные элементы техно, хип-хопа, поппинга, локинга. Истинные поклонники придерживаются определенного стиля в одежде – узкие джинсы, обтягивающие футболки, кроссовки баскетбольного вида. Их отличают футуристические прически с элементами готики.

Однако строгих требований нет, танцевать тектоник можно в любой одежде и с любой прической. Позволительна не только облегающая, но и свободная одежда – балахоны, шорты, топы. Наиболее подходит для движений обувь на плоской подошве .

Принято выделять две группы тектоника – тяжелую и мягкую. В каждую группу входит несколько видов танца. Самостоятельно научиться танцевальным элементам сложно, лучше делать это в группе или с преподавателем.

Брейк-данс – любимец пластичных

Брейк-данс – танец для современных девушек, владеющих акробатикой, зародившийся в семидесятых годах прошлого века. Широкие массы брейк-данс буквально накрыл волной в 1984 году после выхода фильма Beat Street. Его стали танцевать на дискотеках, в клубах и даже на школьных вечерах.

Брейк подразделяют на две большие группы – нижний и верхний:

  • Верхний брейк схож с популярным дискотечным танцем. Для него характерны резкие сцепляющие движения рук, ног и всего тела. В группу верхнего брейка входит много стилистических направлений.
  • Нижний брейк-данс более сложен и наполнен акробатическими трюками. Его танцуют на полу, нужна физическая подготовка и сила, чтобы удерживать тело. Этот вид современного танца больше подходит парням, чем девушкам.

Одежда для брейка нужна максимально комфортная и удобная. Девушки – би-герл, танцуют брейк-данс в красивой спортивной одежде известных брендов, чтобы выглядеть стильно и привлекательно. С короткой стрижкой нет проблем, а вот обладательницам длинных волос нужно позаботиться, чтобы волосы не мешали движениям.

Хип-Хоп – озорной и ритмичный

Хип-Хоп зародился в среде рабочего класса Нью-Йорка в середине семидесятых. Уже через несколько лет он стал частью молодежной культуры во многих странах. В конце девяностых Хип-Хоп оказался полноправной составляющей музыкальной индустрии. В наши дни это направление выделают в модную субкультуру, это популярный стиль, ставший для некоторых стилем жизни.

Хип-Хоп танцуют под ритмичную музыку, включая рэп. Ритм, как правило, задают ди-джеи, а танцорам и танцовщикам нужно успевать слышать музыку и продумывать движения под нее.

Контемп – полет души

Контемп удачно сочетает несколько танцевальных направлений. Он привлекает девушек простотой движений и возможностью импровизировать. Основатели контемпа, в числе которых была Айседора Дункан, сделали все, чтобы этот танец могли освоить все желающие.

Обучение контемпу нужно начинать с подготовки мышц, суставов и связок. Суть – чередование напряженных мышц с резким расслаблением. Контемп построен на контрасте падений и подъемов, характеризующих противоречие и баланс. Танцевать лучше босиком, чтобы ничто не мешало свободе.

Хакка – выбор современных девушек

Хакка появился в восьмидесятых годах двадцатого века, благодаря музыкальному направлению хардкор. Энергичные движения этого современного танца с характерным названием диктуют басовые удары тяжелого рока. Это один из самых эмоциональных танцевальных стилей, требующий от девушек выносливости и спортивной подготовки.

Во время тренировки можно даже похудеть, так как тратится много энергии и сжигаются калории. Хакка укрепляет мышцы ног, подкачивает бедра и делает более подтянутой и стройной нижнюю часть тела.

В то же время, хакку легко освоить начинающим, в нем немного базовых элементов, а все остальное – импровизация, вписывающаяся в рамки стиля.

Go-Go – для звезд дискотек

Go-Go зародился в середине шестидесятых прошлого века, изначально он был одним из способов развлечения посетителей в увеселительных заведениях, на фестивалях, в клубах, на дискотеках. В Россию Go-Go пришел только в девяностые, его активно использовали не только в клубах и на дискотеках, но и для привлечения внимания к каким-либо общественным мероприятиям.

Не нужно считать Go-Go чем-то непристойным, танцующая женщина всегда остается недоступной . На заре зарождения Go-Go танцовщиц даже подвешивали в клетках, чтобы у мужчин даже мысли не возникало о возможности приближения.

Умение танцевать Go-Go необходимо уверенным в себе девушкам, обожающим привлекать внимание и быть в центре событий. Go-Go пригодится в клубе или на дискотеке, он научит улавливать ритм, владеть свои теплом, играть и импровизировать.

Лучшие танцевальные направления для женщин

Для женщин, которые смотрят на танец, как на хобби и одну из возможностей самореализации, есть много современных направлений. Исходить нужно из имеющихся навыков и начальной физической подготовки. Постепенно планку можно поднимать, переходя к более сложным стилям.

Восточные и индийские танцы для начинающих

Восточный шарм никогда не выйдет из моды, ведь дух Востока никого не оставляет равнодушным. Все исключительно женские, они игривые и легкие. Современные виды идеально подходят для девушек и женщин, которых нельзя отнести к худышкам – пышные формы и даже выступающий животик приветствуются. Уже через несколько занятий пышечки забывают о своих комплексах и подают их как свои достоинства.

Наиболее популярны три направления :

  • египетское – для него характерна скромность, более закрытые одежды;
  • арабское – одну из главных ролей играют волосы, игра распущенных волос – элемент танца;
  • турецкое – откровенные наряды, контакт со зрителем, танцы на столе.

Танец живота – самый любимый восточный танец, яркий, эффектный, сказочный. Ему можно научиться самостоятельно, но лучше посетить хотя бы несколько занятий в школе. Для танца живота важен костюм, украшения, макияж. С начала двадцать первого века танец живота вышел из подполья и даже вошел в структуру Общероссийской Танцевальной Организации.

Манящие индийские мелодии заставляют пуститься в пляс даже тех, кто никогда не учился танцевать. В основе индийской хореографии лежит Натья – танцевально-музыкальный стиль, рожденный из теории Бхараты Муни «Натья-шастре». Важны не только движения, огромную роль здесь играет мимика, игра глазами, внутренняя энергия. Эти навыки не помешают в жизни.

Список популярных парных танцев

Парные танцы, как бальные, так и современные, помогают девушкам быстрее находить общий язык с мужчинами, учат быть в паре, доминировать и подчиняться, в зависимости от ситуации. Для стеснительных девушек и женщин это лучший способ избавиться от излишней скромности и неловкости от прикосновений мужчины.

Самые популярные современные парные танцы:

  • Вальс – медленный , который не теряет популярности и постоянно развивается. Умение танцевать вальс – признак хорошего тона.
  • Танго – старинный аргентинский танец, который все равно называют современным. Сегодня танго подразделяют на много видов: аргентинское, уругвайское, бальное, финское и другие.
  • Бальбоа – очень тесный контакт с партнером, тела должны тесно прижиматься друг к другу, чтобы не было никакого просвета. Движений не так много, поэтому этот современный танец замечательно подходит для начинающих.
  • Рок-н-ролл – ритмичный парный танец с раскованными движениями. Рок-н-ролл требует акробатических навыков и долгих тренировок, лучше тренироваться с одним партнером, так как требуется много поддержек при быстром темпе.
  • Фламенко – яркий коктейль марокканских, испанских и цыганских мотивов, полный импровизации и загадочности.
  • Пасодобль – танцевальный стиль, в котором угадывается испанская коррида. Мужчина играет тореро, а девушка - плащ или мулет в руках матадора.
  • Румба – драматический танец любви под ритмы африканских барабанов, наложенных на ритмы клавэ. Современную рубму подразделяют на бальную, кубинскую, африканскую и цыганскую.

Выбирая танец, ориентируйтесь на начальную подготовку, осанку, выносливость, работу вестибулярного аппарата. Это не значит, что придется связывать себя рамками, просто начинать нужно с малого. Возможно, сначала потребуется заняться или , а уже потом переходить к танцевальным упражнениям.

Список и описания современных танцев подготовлены при участии школы Fashion Dance. Специально для интернет-журнала «Женские увлечения».