Биография фигнер в. н

Вера Фигнер - одна из самых известных революционерок "старой гвардии".

За свою невероятную жизнь женщина успела побывать феминисткой, революционеркой, цареубийцей, заключённой, осуждённой, женой. С юности стояла на позициях радикального гуманизма. Всегда ратовала за свободу и равенство для всех, была абсолютно альтруистичным человеком, готовым пойти на эшафот ради светлых идей.

Вера Фигнер: биография

Родилась седьмого июля (по новому стилю) 1852 года в Казанской Губернии.

Её семья занимала высокое положение в обществе и была довольно зажиточной. Отец работал чиновником в Министерстве Госимущества. Он сделал неплохую карьеру и пользовался уважением во всей губернии. У него было своё поместье, в котором и росла Вера. Помимо неё, в семье было ещё пятеро детей. Начальное образование получала на дому. Отец был человеком довольно прогрессивных взглядов, поэтому Вера Николаевна изучала все основные науки. В одиннадцать лет она поступает в в Казани. Это было стандартное учебное заведение для девочек из богатых семей. Там их обучали различным "женским" премудростям, помимо изучения обычных предметов. Кроме того, в конкретно этом институте огромное место отводилось религии. Девушек воспитывали в духе христианского смирения. Однако чем больше Вера Фигнер изучала теологию, тем становилась более атеистичной. Но при этом она сохранила веру в некоторые библейские добродетели. Именно привитое в детстве чувство альтруизма помогло выковать стальную волю будущей революционерки.

Самостоятельная жизнь

В восемнадцатилетнем возрасте Вера решает выйти замуж. В те времена это был единственный выход для девушек, которые хотели уйти от родительской опеки. В некотором роде брак девушки можно назвать фиктивным. Восемнадцатого октября Вера Фигнер вышла замуж за Алексея Филиппова. Через некоторое время они эмигрируют в Швейцарию. Такой "побег" является следствием феминистических убеждений Фигнер. В Цюрихе она поступает на медицинский факультет местного университета. Там заводит первые знакомства с русскими революционерами.

Знакомство с революционерами

Вера вливается в компанию народников под предводительством Софьи Бардиной. Вместе с другими девушками она обсуждает революционные идеи и роль женщины в современном обществе. Уже тогда были заметны черты её волевого характера. По воспоминаниям разных людей, в студенческие годы Вера Фигнер была очень популярна среди однокурсников. Она умела собирать вокруг себя людей и вселять уверенность в их общем деле. В Цюрихе активно изучает историю развития социалистического и революционного движения в Европе.

Всегда готова!

В семьдесят четвёртом году переезжает в Берн, где поступает в другой университет. Тут знакомится с активистами организации "Народная воля".

Всё больше времени посвящает изучению левых политических течений. Часто общается с Михаилом Бакуниным. Примерно в это время окончательно решает стать на тернистый путь революционерки. По требованию организации Вера Николаевна Фигнер возвращается в Россию. Там она устраивается на работу фельдшером в простой деревне Вязьмино. Переезжает в глушь, чтобы быть ближе к народу и вести революционную агитацию среди масс. Муж не разделяет убеждений Веры, и они разводятся. Работая в селе, Вера видится с другими революционерами. Участвует во всех съездах социалистических партий.

В семьдесят девятом полностью посвящает себя революционной деятельности. Переезжает в Санкт-Петербург для агитации среди местного студенчества и военных. Участвует в подготовке покушения на императора Александра Второго. Народовольцы считали, что именно убийство царя станет тем катализатором, отправной точкой, которая запустит революцию в России. Также имелась связь с польской интеллигенцией, которая стояла на позициях сепаратизма и обещала выступить в случае смерти царя.

Покушение

Различные радикальные группировки неоднократно устраивали покушения на императорскую особу. Александр Второй, несмотря на ряд реформ, среди которых была отмена крепостного права, считался виновником всех бед народа. Для покушения на Александра был выбран его визит в Санкт-Петербург для участия в различных церемониях. "Народная воля" решила взорвать карету императора во время его проезда вдоль Екатерининского канала. Подготовка велась довольно долго. Заблаговременно революционеры купили лавку, из которой прорыли туннель под мост. Туда планировалась заложить бомбу.

Однако во время визита царя его маршрут изменился. Народовольцам пришлось срочно менять план. В итоге два революционера, Гриневицкий и Рысаков, получили на руки самодельные бомбы и заняли места на улице, по которой должен был проехать Александр. Когда императорская карета подъехала, Рысаков метнул бомбу, но ранил только охрану царя. После этого Александр вышел из кареты, чтобы посмотреть на раненых казаков. Именно в этот момент Гриневицкий взорвал свою бомбу, убив себя и царя.

Арест

Вера Фигнер лично не участвовала непосредственно в покушении. Однако она собирала информацию и занималась подготовкой этого террористического акта. После казни лидеров Народной воли Фигнер отбывает в Харьков.

Но в восемьдесят третьем году её находят по наводке одного из внедрённых агентов. Российская революционерка оказывается за решёткой. Начинается громкий судебный процесс. Несмотря на закрытый характер многие представители интеллигенции и зарубежной эмиграции пристально следят за ходом дела. В итоге осенью 1844 года Веру Николаевну приговаривают к смертной казни. Вердикт она приняла с холодным презрением и сказала, что и не думала, будто её жизнь может закончиться по-другому.

Однако позже суд заменил казнь на пожизненную каторгу. Находясь в тяжёлых условиях заточения, Фигнер писала стихи и даже продолжала политическую деятельность. Вышла на связь со многими заключенными и устраивала забастовки. В девятьсот четвёртом году ей несколько изменяют наказание и отправляют в ссылку. После революции 1905 года царский режим стал с опаской относиться к революционерам, которые могли принять образ мучеников. Поэтому Вере разрешают выехать за границу на лечение.

Вторая эмиграция

Выехав в Париж, Фигнер продолжает вести общественную деятельность. Лично создаёт комитет помощи политзаключенным. Путешествует по Европе, собирая деньги для помощи российским жертвам режима.

Нередко пишет в иностранных газетах статьи и заметки о жизни на родине, стараясь привлечь внимание общественности к этой проблеме. В пятнадцатом году в Европе бушует Первая мировая. Вера Николаевна решает вернуться в Россию. На границе её задерживают и вновь отправляют в ссылку. Однако через время ей разрешают жить в столице после поручительства её брата.

Смена ветра

После начала Февральской революции участвует в нескольких манифестациях. Однако активного участия не принимает. Всё больше времени уделяет проблемам бывших политзаключённых.

Составляет списки ссыльных и каторжников, чтобы затем передать Временному правительству. Ратует за равноправие женщин и требует возможности избираться в Учредительное собрание.

Октябрьскую революцию Вера Николаевна также не поддержала. После установления советской власти держалась вдали от политики. Революционерка прожила долгую жизнь. На дни рождения и юбилеи власти устраивали мероприятия в её честь. Несмотря на ее отстранённость от политики все в партии знали, кто такая Вера Фигнер. Мемуары революционерки несколько раз переиздавались. Умерла Вера Николаевна пятнадцатого июня 1942 года.

Николай Николаевич (9 (21) II 1857, Мамадыш Казанской губ. - 13 (26) XII 1918, Киев) - рус. певец (лирико-драм. тенор). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1878), служил во флоте, в 1881 вышел в отставку в чине лейтенанта. В 1879 недолго занимался в Петерб. консерватории у В. М. Самуся; брал также уроки пения у И. П. Прянишникова и Ж. Эверарди (жены К. Эверарди). Совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти, Э. де Роксаса и др. педагогов. В 1882 дебютировал в Неаполе (в операх Гуно "Филемон и Бавкида" и "Фауст"). В 1882-87 с успехом гастролировал в странах Зап. Европы и Юж. Америки. В 1887 дебютировал в партиях Радамеса; Фауста; Рауля: ("Гугеноты") на сцене Мариинского т-ра в Петербурге, где он работал до сезона 1903/04. Затем выступал на частных оперных сценах в разных городах России, в моск. Большом т-ре, в собств. антрепризах (Ниж. Новгород, Тбилиси), а также в концертах. В 1907 вернулся в Мариинский т-р, где в том же году состоялся его прощальный бенефис (пел партию Ромео в опере "Ромео и Джульетта" Гуно). В 1910-15 солист, худ. рук. и директор оперной труппы Петерб. нар. дома (под его рук. поставлены оперы "Борис Годунов", "Снегурочка", "Князь Игорь"). Стремясь к высокой постановочной культуре спектакля, к слаженности сценич. ансамбля, привлёк к работе в труппе известного реж. А. А. Санина. В 1915 оставил сцену, занялся педагогич. деятельностью. В 1917 поселился на Украине, в 1918 преподавал в Киевской консерватории (вёл оперный класс). Творчество Ф. - яркая страница в истории рус. оперного т-ра. Его голос не отличался красотой и силой (был несколько суховатого тембра), однако благодаря великолепной вок. школе Ф. был первоклассным певцом. Он в совершенстве владел иск-вом бельканто: широким, свободным дыханием, превосходным mezzo voce, филировкой, тончайшими градациями звука от легкого piano до мощного forte, кантиленой. Он умел формировать и разнообразить тембры, придавать голосу то мягкость и нежность, то суровость и мужество. Его пение отличали точность интонации, гибкость я изящество фразировки, отчётливая дикция. Ф. уделял большое внимание не только вок. стороне партии, но и её сценич. воплощению. Экспрессивность, яркий темперамент сочетались в его исполнении с художеств. тактом. Стремясь к правдивому раскрытию образов, Ф., однако, не был свободен от оперных штампов. Певец не достигал полного перевоплощения, он подчёркивал лишь преобладающую черту создаваемого образа.
Ф. был первым исполнителем мн. партий в рус. операх, в т. ч. Германа (1890, разучивал партию под рук. П. И. Чайковского), Водемона (1892), Владимира Дубровского (1895). Долгое время был лучшим Ленским (до созданного Л. В. Собиновым классич. образа Ленского). Среди др. партий - Синодал, Самозванец, Иоанн Лейденский, Фра-Дьяволо, Хозе, Вертер, Альфред, Герцог, Лоэнгрин. Дж. Верди высоко оценил исполнение Ф. роли Отелло. Чайковский посвятил ему цикл романсов ор. 73. Ф. перевёл на рус. яз. либретто ряда иностр. опер.

Литература: Двадцать пять лет славы в опере, сост. Фигнерист, СПБ, 1907, "Русская музыкальная газета", 1912, No 1 (посв. Ф.); Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера, Л.-М., 1940; Левик С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М., 1955, 1962; Фигнер М., Брат и сестра, "Театр", 1964, No 1; H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. 1873-1889, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904, Л., 1974.

А. П. Григорьева.


Смотреть значение Фигнер Н.Н. в других словарях

Фигнер Вера Николаевна — (25 июня 1852, Мамадышский уезд Казанской губернии, – 15 июня 1942, Москва). Из дворян. В 1871 занималась в Казанском университете. В 1872-75 обучалась в Цюрихском и Бернском университетах,........
Политический словарь

Фигнер — Медея Ивановна (1859-1952) - российская певица (драматическоесопрано), по происхождению итальянка. Жена Н. Н. а. Пела вМариинском театре (1887-1912). Первая исполнительница партий........
Большой энциклопедический словарь

Фигнер — 1
Советская историческая энциклопедия

Фигнер Александр Самойлович — Фигнер (Александр Самойлович, 1787 - 1813) - известный партизан. Воспитывался во 2-м кадетском корпусе; в 1805 г. назначен в войска Англо-русской экспедиции в Средиземном море.........
Исторический словарь

Фигнер Вера Николаевна — Фигнер (Вера Николаевна) - русская политическая деятельница. Родилась в 1852 году в дворянском семействе в Казанской губернии; окончила курс казанского института для........
Исторический словарь

Фигнер Медея Ивановна — - его жена, Медея Ивановна (прежняя фамилия - Мей) - также известная певица-сопрано; родилась в 1860 г., музыкальное образование получила в Италии. Поет на Императорской сцене........
Исторический словарь

Фигнер Николай Николаевич — Фигнер (Николай Николаевич) - известный русский певец-тенор; родился в 1857 г., воспитывался в морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта,........
Исторический словарь

Фигнер, Александр Самойлович — - знаменитый партизан Отечественной войны, потомок древней немецкой фамилии, выехавшей в Россию при Петре I, род. в 1787 г., умер 1 октября 1813 г. Дед Ф., барон Фигнер фон Рутмерсбах,........

Фигнер, К. И. — сенатор; † в мае 1880
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Медея Ивановна — (урожд. Амадея Мей Джоваиде; сцен. псевд. Мей) - арт. оперы (меццо-сопрано, затем драм. сопрано), камерная певица. Засл.........
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Николай Николаевич — - известный русский певец-тенор; род. в 1857 г.; воспитывался в Морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта, Ф. учился в петербургской,........
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Николай Самойлович — ротмистр Мариупол. гусарского полка, партизан; р. 1787, † 1812
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Самуил Самуилович — ст. сов., псковский вице-губернат., 1809-1811
Большая биографическая энциклопедия

Фигнер, Фридрих — медик в русской службе с 1749 г., значился служащим 1794
Большая биографическая энциклопедия

ВЕРА НИКОЛАЕВНА (1852-1942) - русская общественная деятельница, революционерка-народница, член Исполнительного комитета «Народной воли», писательница.

Родилась 25 июня (7 июля) 1852 в с.Христофоровка Тетюшинского у. Казанской губ в дворянской семье, получила домашнее образование. «Как отец, так и мать были люди очень энергичные, деятельные и работоспособные; крепкие физически, они отличались и волевым темпераментом. В этом отношении они передали нам хорошее наследие», - писала она о себе. Помимо нее, в семье было шестеро детей. Три сестры - Вера, Лидия и Евгения - стали революционерками. Младшая Ольга пошла за мужем в ссылку, в Сибирь, и даже занималась там культурно-просветительной работой. Брат Николай стал певцом, а Петр, - известным горным инженером.

В 1863-1869 Вера училась в закрытом женском учебном заведении - казанском Родионовском институте благородных девиц, уделявшем особое внимание религиозному воспитанию учащихся. Однако она стала в этом институте убежденной атеисткой, и из Евангелия вынесла «некоторые принципы», такие, как «отдача себя всецело раз избранной цели» и «другие высшие моральные ценности», которые она впоследствии увязала именно с революционной работой.

В 1870 поступила в Казанский университет, где прослушала курс лекций известного анатома П.Ф.Лесгафта. В том же году вышла замуж за судебного следователя А.В.Филиппова, чтобы вместе с ним выехать в Швейцарию и завершить там медицинское образование (фиктивный брак был для раннего русского феминизма типичным способом «бегства» от родителей и выбора своего жизненного пути).

В 1872 поступила на медицинский факультет Цюрихского университета. Ее революционный путь определила встреча с народницей Софьей Бардиной и сложившимся вокруг нее кружком русских студенток (так называемых «фричей», от англ. free - свободный). С 1873 Фигнер вместе с ними изучала политэкономию, историю социалистических учений и революционного развития в Европе. В 1874, перейдя на учебу в Бернский университет, познакомилась с П.Л.Лавровым и М.А.Бакуниным, после чего кружок «фричей» превратился в ядро «Всероссийской социально-революционной организации».

В 1875 решилась (по требованию коллег по организации), возвратиться в Россию даже не завершив образования. Там сдала экзамены на звание фельдшерицы и развелась с мужем, не разделявшим ее революционных взглядов. «И с 24 лет моя жизнь связана исключительно с судьбами русской революционной партии», - писала она позже.

В 1876 стала участницей «хождения в народ», вела пропаганду среди крестьян в селе Студенцы, Самарской губернии, в 1878 году - 10 месяцев в селе Вязьмино, Саратовской губернии, где работала фельдшером. Формально она не входила в организацию «Земля и воля», но возглавляла созданный ею автономный кружок «сепаратистов» (Александр Иванчин-Писарев, Юрий Богданович, Александр Соловьев и др.), который разделял платформу землевольцев и сотрудничал с ними. В 1879 участвовала в Воронежском съезде землевольцев.

После распада «Земли и воли» вошла в организацию «Народная воля», вела агитацию среди студентов и военных в Петербурге и Кронштадте, вошла в Исполнительный комитет организации, готовивший террористические акты.

Умная, элегантная интеллектуалка, Фигнер в трудных ситуациях проявляла железную волю (она утверждала, что ее любимый литературный герой - тургеневский Рахметов). Многие в ее окружении полагали, что она зависима от людей, подобных А.И.Желябову, отмечая при этом ее самоотверженность.

Фигнер лично участвовала в подготовке покушений на Александра II в Одессе (1880) и Петербурге (1881). При этом она считала, что «террор никогда сам по себе не был целью партии, но был средством обороны, самозащиты, считался могучим орудием агитации и употреблялся лишь постольку, поскольку имелось в виду достижение целей организационных».

После убийства Александра II I марта 1881 и разгрома «Народной воли» она смогла скрыться, оказавшись единственным не арестованным полицией членом организации.

Выехав в Одессу, участвовала (вместе со Степаном Халтуриным) в покушении на военного прокурора Стрельникова. Весной 1882 в Харькове была выдана полиции С.П.Дегаевым, ее приятелем, оказавшимся провокатором, арестована и предана суду. Александр III, узнав об ее аресте, воскликнул: «Наконец-то эта ужасная женщина арестована!» Она представляла опасность, поскольку обладала незаурядным организационным и ораторским талантом. «Гибкий и блестящий ум ее в соединении с красивой внешностью, чисто женская способность очаровывать людей с первого взгляда, с первого слова, уменье незаметно приводить их к признанию своей идеи - все это производило такое впечатление, что не раз один час разговора с ней встряхивал человека и выводил его на другую дорогу», - отмечал один из ее современников. «Захватывала она своей цельностью, сквозившею в каждом ее слове, в каждом ее жесте: для нее не было колебаний и сомнений. Не было, однако, в ней и той аскетической суровости, которая часто бывает свойственна людям этого типа», - говорил соратник Фигнер по борьбе, литературный критик Н.К.Михайловский. «Все студентки были от нее без ума», утверждал В.К.Плеве, директор департамента полиции и будущий министр внутренних дел.
В сентябре 1884 по «Процессу 14-ти» Фигнер была приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни. 9 дней она ожидала исполнения приговора, но казнь была заменена бессрочной каторгой.

Проведя 20 лет в одиночном заключения в Шлиссельбургской крепости, Фигнер не пала духом. Она заставляла себя ежедневно делать физические упражнения, вышагивала по камере из угла в угол до 10 верст в день. После этого она садилась за книги. «Если я писательница, - отметила она позже, - то меня сделал ею Шлиссельбург». В тюрьме она начала писать стихи. Пыталась установить связь с политическими заключенными в крепости (в частности, с Н.М.Морозовым и др.), организовывать коллективные протесты против тяжелых условий содержания.

В 1904 была направлена в ссылку - вначале в Нёноксу Архангельской губ., затем - в Казанскую губ., оттуда - в Нижний Новгород. В 1906 получила разрешение выехать за границу для лечения. В 1907 вступила в партию эсеров, после разоблачения Е.Ф.Азефа вышла из партии.

В 1910 была инициатором создания «Парижского комитета помощи политкаторжанам», сблизилась в ходе его организации с Е.П.Пешковой. Комитет ставил целью организовать общественное мнение на Западе на защиту политических заключенных в России и одновременно оказать им материальную помощь. Для этого он вел работу в Англии, Бельгии, Голландии, Швейцарии. Денежные взносы поступали из Гамбурга и Бухареста, Неаполя и Чикаго.

В Париже Фигнер была написана брошюра Русские тюрьмы, переведенная впоследствии на многие языки мира и оказавшая влияние на формирование европейского общественного мнения в отношении политической власти в России. Сама Фигнер, неплохо освоившая английский и французский языки, постоянно выступала на митингах, в частных домах, на студенческих собраниях. Ее рассказы о политическом застенке в Шлиссельбурге, преследованиях в России противников власти, трагическом положении политических заключенных вызывали живое сочувствие.

Опубликовала ряд злободневных статей на политические темы в зарубежных журналах. Стиль ее статей вызвал одобрение И.А.Бунина, который утверждал: («Вот у кого нужно учиться писать!». В 1915 при возвращении в Россию на границе была арестована, судима и сослана под надзор полиции в Нижний Новгород.

В 1916 году Фигнер впервые встретилась публично с русской молодежью. Это случилось в Харькове, куда она приехала на лекции своего давнего товарища по организации, Н.М.Морозова. На первой же лекции, куда Вера пришла инкогнито, публика узнала ее и устроила восторженные овации.

В декабре 1916 благодаря ее брату Николаю, солисту Императорских театров, она получила разрешение жить в Петрограде.

Февральскую революцию 1917 встретила в качестве председателя Комитета помощи освобожденным каторжанам и ссыльным. В марте 1917 участвовала в манифестации солдат и работниц, требовавших равноправия женщин. На приеме, устроенным председателем Временного правительства князем Г.Е Львовым потребовала предоставления женщинам избирательных прав на выборах в Учредительное Собрание. В апреле 1917 была избрана почётным членом Всероссийского съезда учителей, членом ИК Всероссийского совета крестьянских депутатов, на II съезде Трудовой группы призывала к объединению народнических групп в одну партию. В мае на Всероссийском съезде представителей Советов Партии конституционных демократов была выбрана ее почетным членом, вошла в Исполком этой партии.

18 июня 1917 подписала Воззвание старых революционеров ко всем гражданам России за продолжение войны «до победного конца». В июне 1917 от партии кадетов была избрана кандидатом в члены Учредительного Собрания. Считала, что большевики «необузданностью и неосуществимыми приманками темных масс постыдно продают родину немцам, а свободу - реакции», что «Россия раздавлена несчастной войной». Была членом так называемого Предпарламента. Октябрьскую революцию 1917 не приняла, роспуск большевиками Учредительного собрания восприняла как «унижение заветной мечты многих поколений».

С апреля 1918 вместе с А.М.Горьким возглавляла общество «Культура и Свобода», созданное в память о Февральской революции. В связи с болезнью уехала в деревню в Севский у.Орловской губ.

В марте 1920 вернулась в Москву, чтобы посвятить себя литературной деятельности. Сохраняя в памяти потомков наследство революционеров, написала двухтомный Запечатленный труд об истории русского революционного движения. Книга, написанная глубоко правдиво, просто и сдержанно, оказывала большое воздействие, ее полное драматизма содержание, связанное единым стилем и настроением, мастерство художника, оживляющего картины прошлого и людей, одухотворенность, высокие моральные установки автора книги выдвинули Запечатленный труд в число выдающихся историко-литературных произведений. Не случайно, что эта книга была переведена на многие европейские языки, как и написанные Фигнер биографии ее друзей-революционеров.

В середине 1920-х Фигнер приняла участие в создании Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, а также в организации его деятельности (в 1928 имело не менее 50 филиалов в разных городах), равно как деятельности множества других общественных организаций (около 15).
Героическое прошлое этой отважной революционерки, твердость и ясность ее принципиальных суждений, честность и последовательность в отстаивании взглядов создавало Фигнер громадный моральный авторитет. В 1922 ее 70-летие было отмечено торжественным заседанием в Музее Революции в Москве. В 1926 специальным постановлением Совета Народных Комиссаров, подписанным В.В.Куйбышевым, Фигнер в числе восьми других «участников цареубийства 1 марта 1881 года» была назначена пожизненная пенсия. Эти события заставили Фигнер решиться в числе группы «старых революционеров» обратиться к советскому правительству с требованием прекратить политические репрессии (1927), но ее голос не был услышан.

В день 80-летия (1932) ее приветствовали ветераны революционного движения, а сообщения о чествованиях были помещены в центральных газетах. Писатель В.В.Вересаев назвал ее «великолепный экземпляром сокола в человеческом образе». Тогда же было издано полное собрание ее сочинений в семи томах - рассказ об ужасах жизни в «царских застенках» как раз в то время, когда новая власть создавала новые тюрьмы и карательный аппарат для новых оппозиционеров.

Фигнер так и не стала членом Коммунистической партии, хотя люди обычно воспринимали ее как коммунистку. Они просили ее о поддержке в годы репрессий, она писала обращения к властям, тщетно пытаясь спасти от гибели людей, обращалась за поддержкой к М.И.Калинину, Ем. Ярославскому. Тяжелым ударом для нее самой было постепенное забвение памяти народовольцев в конце 1930-х.

Знаменитый русский оперный певец (тенор). Родной брат В. Н. Фигнер, потомок по боковой линии партизана Отечественной войны 1812 года А.С. Фигнера.


Николай Николаевич Фигнер родился в маленьком имении своего отца, лесничего. В детстве Фигнер провалил переходные экзамены в гимназии, после чего был отдан в Морской кадетский корпус в Петербурге, в 1878 году стал морским офицером (участвовал в кругосветном путешествии) и, не помышлял о сцене. Если бы не «семейные неисправности» (так Фигнер называл свою женитьбу на бонне-итальянке, что было запрещено в офицерском сословии), возможно, он не стал бы артистом.

Оставив службу в чине лейтенанта, Фигнер учился в Петербургской консерватории (у И. П. Прянишникова, Ж. Эверарди), но был изгнан; начинающего артиста уверяли в том, что у него отсутствует талант вокалиста. Пользуясь субсидиями разных лиц, Фигнер дважды бывал в Италии, где учился Неаполитанской консерватории у Франческо Ламперти , которого вместе с семьёй спас во время пожара в театре, и у некоего хормейстера Де Рокаса.

Дебютировал в Неаполе в 1882 году в опере «Филемон и Бавкида» Гуно, в спектакле, поставленном в частном кругу. Затем в открытом спектакле молодой артист успешно исполняет партию Фауста в одноименной опере Ш. Гуно. Так в 1882 году начался пятилетний зарубежный период артистической карьеры Фигнера. В 1883 году пел с успехом в Милане в опере «Фра-Дьяволо». Сначала он выступает в театрах Италии, как крупных, так и незначительных, затем поёт в Мадриде, Бухаресте и многих других городах. Он выступает на тех же подмостках, где поют корифеи.

В 1887 году Фигнер впервые выступил в Петербурге, на сцене Императорской русской оперы. В 1887 - 1907 солист Императорских театров.

В 1895 году Фигнер получил звание Солиста Его Величества.

После октября 1917 года Н. Н. Фигнер оказался на Украине, где преподавал пение вплоть до своей кончины.

Семья

Из его семьи вышли ещё несколько известных деятелей. Среди предков артиста (по боковой линии)- герой Отечественной войны 1812 года А. С. Фигнер (1786-1813), чьи подвиги и некоторые личностные черты отразились в эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Сестра Николая - Вера Фигнер - русская революционерка. В 1883 году она была осуждена на пожизненное заключение в Шлиссельбурге. Лишь через двадцать лет певцу удалось добиться её освобождения. Еще три сестры артиста, также связанные с народовольческим движением, провели долгие годы в сибирской ссылке.

Вторая жена, Медея Фигнер (прежняя фамилия - Мэй), - знаменитое русское сопрано, по происхождению - итальянка. В Италии знаменитая чета - Николай Николаевич и Медея Фигнер - имела виллу, которую часто посещали начинающий Л. Собинов, А. Вяльцева, композиторы Пуччини, Дж. Верди.

У Фигнера был ребёнок от первого брака и четыре - от второго.

Творчество

В 1887-1903 и в 1907 году пел в Мариинском театре.

Первый исполнитель партий Германа («Пиковая дама») и Водемона («Иоланта») в операх П. И. Чайковского.

Артистическим талантом Фигнера восхищался П. И. Чайковский, посвятивший ему шесть романсов, опус 73. Фигнер первый из русских оперных певцов соединил драматическое, сценическое и вокальное в единую систему оперного действия. Именно так оценивали музыковеды творчество Фигнера в сопроводительной статье к пластинке-гиганту фирмы «Мелодия», изданной в конце 70-х годов прошлого века. По словам выдающегося дирижёра Николая Малько Фигнер был эпохой, школой, реформистом и, может быть, революционером. Лучшие годы сценической жизни певца предварили и подготовили почву для реалистического искусства Ф. И. Шаляпина, И. В. Ершова и их современников. Особенно выразительно драматическое искусство Фигнера проявилось в партии Германа в «Пиковой даме», которую П.Чайковский написал специально для Николая Николаевича. Пётр Ильич надписал Николаю Николаевичу клавир «Пиковой дамы»: «Виновнику существования этой оперы от благодарного автора».

Известный юрист А. Кони, много позже в своих мемуарах признавал, что был уверен в гениальности Фигнера, показавшим очень правдоподобную картину сумасшествия Германа с навязчивыми идеями. С 1890 по 1900 год в русских театрах, по признанию современников, Фигнера в партии Германа никто не мог превзойти.

Как утверждает ЭСБЕ, «не обладая выдающимся по красоте голосом, Фигнер одарён большим талантом передавать исполняемое».

Русский певец, антрепренер, вокальный педагог. Муж певицы М. И. Фигнер. Искусство этого певца сыграло важную роль в развитии всего отечественного оперного театра, в формировании того типа певца-актера, который стал примечательной фигурой русской оперной школы.

Когда-то Собинов, обращаясь к Фигнеру, писал: «Под чарами твоего таланта трепетали даже холодные, зачерствелые сердца. Эти минуты высокого подъема и красоты не забудет, кто хоть раз слышал тебя».

А вот мнение замечательного музыканта А. Пазовского: «Обладая отнюдь не замечательным по красоте тембра характерным тенором, Фигнер тем не менее умел волновать, порою даже потрясать своим пением самую разнообразную аудиторию, в том числе наиболее взыскательную в вопросах вокально-сценического искусства».

Николай Николаевич Фигнер родился в городе Мамадыше Казанской губернии 21 февраля 1857 года. Сначала он учился в казанской гимназии. Но, не дав ему закончить там курса, родители отдали его в петербургский Морской кадетский корпус, куда он поступил 11 сентября 1874 года. Оттуда через четыре года Николай был выпущен гардемарином.

Зачисленный во флотский экипаж, Фигнер был назначен в плавание на корвете «Аскольд», на котором совершил кругосветное путешествие. В 1879 году Николая произвели в мичманы, а 9 февраля 1881 года его уволили по болезни со службы с чином лейтенанта.

Его морская карьера неожиданно прервалась при обстоятельствах не совсем обычных. Николай влюбился в бонну-итальянку, служившую в семье его знакомых. Вопреки правилам военного ведомства Фигнер решил незамедлительно жениться без разрешения начальства. Николай тайно увез Луизу и обвенчался с ней.

Начался новый, решительно не подготовленный предыдущей жизнью этап в биографии Фигнера. Он решает стать певцом. Отправляется в Петербургскую консерваторию. На консерваторской пробе известный баритон и преподаватель пения И.П. Прянишников берет Фигнера к себе в класс.

Однако сначала Прянишников, затем знаменитый педагог К. Эверарди дали ему понять, что у него нет вокальных данных, и посоветовали отказаться от этой затеи. Фигнер, очевидно, был другого мнения о своем даровании.

За короткие недели учебы Фигнер приходит, однако, к определенному заключению. «Мне нужны время, воля и работа!» - говорит он себе. Воспользовавшись предложенной ему материальной поддержкой, он вместе с Луизой, которая уже ждала ребенка, уезжает в Италию. В Милане Фигнер надеялся найти признание у прославленных вокальных педагогов.

"Добравшись до Христофоровой галереи в Милане - этой певческой биржи, - Фигнер попадает в лапы какого-то шарлатана из «профессоров пения», и тот быстро оставляет его не только без денег, но и без голоса, - пишет Левик. - О его горестном положении узнает какой-то заштатный хормейстер - грек Дерокзас - и протягивает ему руку помощи. Он берет его на полное иждивение и в шесть месяцев приготовляет к сцене. В 1882 году Н.Н. Фигнер дебютирует в Неаполе.

Начиная карьеру на Западе, Н.Н. Фигнер, как прозорливый и умный человек, ко всему внимательно приглядывается. Он еще молод, но уже достаточно зрел для того, чтобы понять, что на пути одного сладкоголосого пения у него даже в Италии может оказаться гораздо больше шипов, чем роз. Логика творческого мышления, реализм исполнения - вот те вехи, на которые он ориентируется. Он прежде всего начинает вырабатывать в себе чувство художественной меры и определять границы того, что называется хорошим вкусом.

Фигнер отмечает, что итальянские оперные певцы в массе своей почти не владеют речитативом, а если владеют, то не придают ему должного значения. Они ждут арии или фразы с высокой нотой, с концовкой, удобной для филирования или всяческих звуковых замираний, с эффектной вокальной позицией или каскадом соблазнительных по тесситуре звуков, но они явно выключаются из действия, когда поют их партнеры. Они равнодушны к ансамблям, то есть к местам, по существу, выражающим кульминацию той или иной сцены, и поют их почти всегда полным голосом, главным образом для того, чтобы их было слышно. Фигнер вовремя понял, что эти особенности отнюдь еще не свидетельствуют о достоинствах певца, что они нередко вредны для общего художественного впечатления и часто идут вразрез с намерениями композитора. Перед его глазами стоят и лучшие русские певцы его времени, и созданные ими прекрасные образы Сусанина, Руслана, Олоферна.

И первое, что отличает Фигнера с начальных его шагов, - это необычная для того времени на итальянской сцене подача речитативов. Ни одного слова без максимального внимания к музыкальной линии, ни одной ноты вне связи со словом… Вторая особенность фигнеровского пения - верный расчет света и тени, сочного тона и приглушенного полутона, ярчайших контрастов.

Как бы предвосхищая гениальную звуковую «экономику» Шаляпина, Фигнер умел держать слушателей под обаянием чеканно произнесенного слова. Минимум общей звучности, минимум каждого звука в отдельности - ровно столько, сколько необходимо, чтобы певец был одинаково хорошо слышен во всех уголках зала и чтобы до слушателя доходили тембровые краски".

Не прошло и полугода, как Фигнер с успехом дебютировал в Неаполе в опере Гуно «Филемон и Бавкида», а через несколько дней - в «Фаусте». Его сразу заметили. Им заинтересовались. Начались гастроли по разным городам Италии. Вот только один из восторженных откликов итальянской прессы. Газета «Ривиста» (Феррара) в 1883 году писала: «Тенор Фигнер, хотя и не обладает голосом большого диапазона, привлекает богатством фразировки, безупречной интонацией, изяществом исполнения и больше всего красотой высоких нот, которые звучат у него чисто и энергично, без малейшего усилия. В арии „Привет тебе, приют священный“, в отрывке, в котором он превосходен, артист дает грудное „до“ такое чистое и звонкое, что вызывает самые бурные аплодисменты. В трио вызова, в любовном дуэте и в трио финальном также были удачные моменты. Однако, поскольку средства его хотя и не безграничны, но все же предоставляют ему эту возможность, - желательно, чтобы таким же чувством и таким же подъемом были насыщены и другие моменты, в частности пролог, который требовал интерпретации более горячей и убедительной. Певец еще молод. Но благодаря уму и прекрасным качествам, которыми щедро одарен, он сможет - при условии тщательно подобранного репертуара - далеко продвинуться на своем пути».

После гастролей по Италии Фигнер выступает в Испании, совершает турне по Южной Америке. Его имя очень быстро стало широко известным. После Южной Америки следуют выступления в Англии. Так Фигнер в течение пяти лет (1882-1887) становится одной из заметных величин в европейском оперном театре того времени.

В 1887 году его уже приглашают в Мариинский театр, и на невиданно выгодных условиях. Тогда высший оклад артиста Мариинского театра составлял 12 тыс. рублей в год. Контракт, заключенный с четою Фигнер с самого начала, предусматривал оплату 500 рублей за спектакль при минимальной норме 80 выступлений за сезон, то есть составлял сумму 40 тыс. рублей в год!

К тому времени Луиза была покинута Фигнером в Италии, там же осталась и его дочь. В гастрольных скитаниях он встретился с молодой итальянской певицей Медеей Мей. С ней Фигнер и вернулся в Петербург. Вскоре Медея стала его женой. Супружеская пара образовала поистине идеальный вокальный дуэт, долгие годы украшавший столичную оперную сцену.

В апреле 1887 года он впервые вышел на сцену Мариинского театра в партии Радамеса и с этого момента до 1904 года оставался ведущим солистом труппы, ее опорой и гордостью.

Вероятно, чтобы увековечить имя этого певца, хватило бы и того, что именно он был первым исполнителем партий Германа в «Пиковой даме». Так известный юрист А.Ф. Кони писал: "Н.Н. Фигнер в роли Германа сделал удивительные вещи. Он понял и представил Германа как целую клиническую картину душевного расстройства… Когда я увидел Н.Н. Фигнера, я был поражен. Я поразился, до какой степени он верно и глубоко изобразил безумие… и как оно у него развивалось. Если бы я был профессиональным психиатром, я сказал бы слушателям: «Идите, посмотрите Н.Н. Фигнера. Он вам покажет картину развития безумия, которой вы никогда не встретите и не найдете!.. Как Н.Н. Фигнер все это играл! Когда мы смотрели налицо Николая Николаевича, на устремленный в одну точку взгляд и на полное безразличие к окружающим, за него становилось страшно… Кто видел Н.Н. Фигнера в роли Германа, тот мог по этапам проследить на его игре безумие. Тут сказалось его великое творчество. Я не был знаком в то время с Николаем Николаевичем, но потом имел честь с ним встречаться. Я спросил его: „Скажите, Николай Николаевич, где вы изучали сумасшествие? Читали книги или видели?“ - „Нет, не читал и не изучал, просто мне кажется, что это должно быть так“. Вот это интуиция…»

Конечно, не только в роли Германа проявилось его замечательное актерское дарование. Столь же захватывающе правдивым был и его Канио в «Паяцах». И в этой роли певец умело передавал целую гамму чувств, достигая на коротком отрезке одного акта огромного драматического нарастания, завершавшегося трагической развязкой. Сильнейшее впечатление оставлял артист в роли Хозе («Кармен»), где все в его игре было продуманно, внутренне оправданно и вместе с тем озарено страстью.

Музыкальный критик В. Коломийцев писал в конце 1907 года, когда Фигнер уже завершил свои выступления:

"За свое двадцатилетнее пребывание в Петербурге он спел очень много партий. Успех не изменял ему нигде, но особенно подходил к его артистической индивидуальности тот именно репертуар «плаща и шпаги», о котором я говорил выше. Это был герой сильных и эффектных, хотя и оперно-условных страстей. Типично русские и немецкие оперы в большинстве случаев удавались ему меньше. Вообще, если быть справедливым и беспристрастным, то следует сказать, что разнообразных сценических типов Фигнер не создавал (в том смысле, как создает их, например, Шаляпин): почти всегда и во всем он оставался самим собой, то есть все тем же изящным, нервным и страстным первым тенором. Даже грим его почти не менялся - менялись только костюмы, соответственно сгущались или ослаблялись краски, оттенялись те или другие подробности. Но, повторяю, личные, весьма яркие качества этого артиста очень шли к лучшим партиям его репертуара; к тому же не следует забывать, что сами эти специфически теноровые партии, по существу, своему, весьма однородны.

В операх Глинки Фигнер, если не ошибаюсь, не появлялся ни разу. Не пел он и Вагнера, если не считать малоудачной попытки изобразить Лоэнгрина. В русских операх бесспорно великолепен он был в образе Дубровского в опере Направника и особенно Германа в «Пиковой даме» Чайковского. А затем это был несравненный Альфред, Фауст (в «Мефистофеле»), Радамес, Хозе, Фра-Дьяволо.

Но в чем Фигнер оставлял поистине неизгладимое впечатление, так это в партиях Рауля в «Гугенотах» Мейербера и Отелло в опере Верди. В этих двух операх он много раз доставлял нам громадное, редкое наслаждение".

Фигнер покинул сцену в расцвете своего таланта. Большинство слушателей считали, что причиной этого стал развод с женой в 1904 году. Причем виновата в разрыве была Медея. Фигнеру оказалось невозможно выступать вместе с ней на одной сцене…

В 1907 году состоялся прощальный бенефис Фигнера, покидавшего оперную сцену. «Русская музыкальная газета» в этой связи писала: «Его звезда взошла как-то внезапно и сразу же ослепила и публику, и дирекцию, и, еще более того, высшее общество, благоволение коего подняло артистический престиж Фигнера на высоту, до тех пор неизведанную русскими оперными певцами… Фигнер ошеломил. Он пришел к нам если не с выдающимся голосом, то с удивительной манерой приспособить партию к своим вокальным средствам и еще более удивительной вокальной и драматической игрой».

Но и завершив карьеру певца, Фигнер остался в русской опере. Он стал организатором и руководителем нескольких трупп в Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, вел активную и разностороннюю общественную деятельность, выступал в общедоступных концертах, был организатором конкурса на создание оперных произведений. Наиболее заметный след в культурной жизни оставила его деятельность на посту руководителя оперной труппы петербургского Народного дома, где проявились и незаурядные режиссерские способности Фигнера.