Развитие межкультурной коммуникации в образовательном практикуме "моя межкультурная толерантность".

Введение

Глава 1. Основа межкультурной коммуникации

1 Сущность межкультурной коммуникации

2 Задачи и функции межкультурной коммуникации

Глава 2. Связь толерантности и межкультурной коммуникации

1 Анализ толерантности и её необходимость

2 Проблема толерантности и межкультурной коммуникации

Заключение

Список литературы

Введение

Сегодня мы живем в мире, где интенсивно взаимодействуют различные национальные культуры, народы и религии. Этот факт, с одной стороны, требует построения открытых отношений между людьми различных культур. С другой стороны, перед каждым народом стоит задача сохранения национальной, религиозной и культурной идентичности. Однако это желание не должно приобретать формы нетерпимости по отношению к носителям ценностей и религиозных воззрений других национальных культур. Такое положение может возникнуть исключительно из-за непонимания или незнания истории, культурных традиций, религиозных учений других народов. Банальное невежество может стать причиной таких явлений, как расизм, религиозная дискриминация, агрессивный национализм и др.

Знакомство с ценностями отдельных народов и основных конфессий позволит уйти от предрассудков и стереотипов в восприятии других культур, упрочит межнациональный и межконфессиональный мир. Это подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Если мы будем знать, чем живут и чем руководствуются в различных сферах деятельности другие народы, осознаем наличие у нас общих нравственных начал, если будем интересоваться достижениями других национальных культур, то тем самым воспитаем и в самих себе, и в последующих поколениях принципы взаимоуважения, понимания, толерантности.

Ведущая роль в формировании толерантных форм сознания и поведения личности принадлежит институтам образования, которые призваны вносить целенаправленный вклад в процесс социализации человека.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов толерантности и ее связи с межкультурной коммуникацией.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1.Проанализировать сущность межкультурной коммуникации,

2.Рассмотреть задачи и функции межкультурной коммуникации,

.Проанализировать толерантность и ее необходимость,

.Рассмотреть проблему толерантности в межкультурной коммуникации.

Предметом данной работы является толерантность, а объектом ее связь с межкультурной коммуникацией.

Толерантность - терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Толерантность как характеристику коммуникативности и самоидентификации следует отнести к культурному явлению. Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему законодательству. Толерантность в политике можно считать результатом разрешения многих социальных противоречий на всеобщей социальной основе и развития демократии в форме правового государства.

Межкультурная коммуникация - это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, содержательной части, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Основы межкультурной коммуникации

.1 Сущность межкультурной коммуникации

При сравнении различных точек зрения, существующих в специальной литературе по поводу обширности понятия межкультурной коммуникация, легко обнаружить, что разные авторы включают в него явления принципиально разного порядка.

Межкультурная коммуникация представляет собой разновидность сознательного извлечения/сообщения информации в процессе взаимодействия по крайней мере двух субъектов при помощи специально созданных для этого или сложившихся исторически средств коммуникации (знаков и правил их комбинирования).

Каждая национальная культура подразделяется на многие субкультуры - этнические, региональные, возрастные, профессиональные, по интересам и так далее. Коммуникацию между носителями подобных культур можно назвать межсубкультурной. С научной точки зрения она вряд ли отличается от обычной интракультурной - общий национально-культурный багаж оказывается вполне достаточным для достижения взаимопонимания. Это касается лишь т.н. включенных разновидностей коммуникации, а не обсервативных (см. ниже), имеющих место в ситуации, когда кто-либо непосвященный наблюдает общение представителей некоей субкультуры между собой (больной слышит разговор врачей, случайный свидетель - разговор преступников, взрослый читает молодежный журнал о рок-музыке и так далее).

Выделяются несколько типов подобного постижения своей или чужой разновидностей культуры (рис. 1):

Рис. 1 Типы постижения культуры

Все перечисленные варианты межкультурного взаимодействия можно отнести к межкультурной коммуникации.

Задача достижения взаимопонимания является особенно актуальной для народов, между которыми в силу тех или иных причин сложились напряженные взаимоотношения. В недавней истории можно отметить целые периоды, проходившие под знаком этой задачи - например, разрядку 70-х годов, горбачевскую перестройку (одним из элементов которой была, как известно, концепция общеевропейского дома). Справедливости ради следует сказать, что решалась эта задача в основном политиками и дипломатами, а также обслуживавшими их пропагандистскими аппаратами. Вместе с тем были и отдельные попытки общественности подключиться к ее решению - вспомним так называемую народную дипломатию или популярные одно время телемосты.

Официально Россия является полиэтничным, полирелигиозным, поликультурным обществом. Но на практике Русская Православная Церковь имеет большое влияние на общественное мнение и политику. Исторически сложившийся многонациональный состав населения Российской Федерации обязывает пристально изучать, сохранять и развивать все богатство и многообразие культур. Внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений вызвано геополитическим положением России как многонационального государства, в котором проживают представители более ста восьмидесяти национальностей, которые имеют свою историю, обладают уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Как подчеркнул В. В. Путин, «толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на все протяжении своей тысячелетней истории складывалось как многонациональное и многоконфессиональное государство».

Одной из важнейших форм общественного развития в многонациональном обществе является культура межнационального общения.

Межнациональное общение людей реализуется на фоне роста социальной напряженности, разрушения единого культурно- просветительного пространства, экономического кризиса и политической нестабильности в обществе. Все это в свою очередь стимулирует проявление межнациональной конфликтности и приводит к осознанию необходимости культуры межнационального общения как альтернативы межнациональной конфронтации.

Проблемы межнационального культурного общения в настоящее время связаны с межэтническими конфликтами, потоками беженцев и вынужденных переселенцев и в значительной степени обусловлены излишне политизированным общественным сознанием. Снизить влияние данных неблагоприятных факторов можно лишь в том случае, если удастся совместить сохранение и возрождение культур народов субъектов Российской Федерации, составляющих неотъемлемую часть мировой культурной палитры. Современная практика межнационального общения требует иного сознания, создания новых правовых, нравственных и социальных норм, регулирующих отношения, в которые вступают этносы и представители разных национальностей в ходе переустройства модели и структуры общества.

Специфика культурного воспитания состоит в оказании помощи в интеграции в мир культуры. Сегодня от человека все чаще требуется проявлять динамизм, постоянное самосовершенствование, готовность к конструктивному взаимодействию (к работе в команде), способность к выбору, смелость взять ответственность на себя. А главное - это восприятие неудачи не как краха жизни, а как возможности преодоления трудностей и перспективы грядущего успеха. Пустота, которая возникает в умах и душах людей при отсутствии национальной культуры, неизбежно заполняется агрессией, нетерпимостью, социальным и политическим радикализмом.

1.2 Задачи и функции межкультурной коммуникации

Если рассматривать функциональное назначение культуры, то в большинстве гуманитарных наук утвердилась точка зрения, согласно которой к функциям современной межкультурной коммуникации относят следующие (рис. 2):

Рис. 2. Функции современной межкультурной коммуникации

Исторический опыт показывает, что любой народ в процессе развития так или иначе взаимодействует с другими народами. Межнациональное общение представляет собой общественные и личные контакты, взаимосвязи людей разных национальностей, обменивающихся как материальными и духовными ценностями, так и взглядами, чувствами, эмоциями в процессе их общественной деятельности и повседневной жизни.

Межнациональное взаимодействие (его формы, структура, содержание) зависит от того, на какие стадии этнической, национальной идентификации оно приходится. Оно никогда не бывает статичным, оно всегда в развитии, динамике. Как правило, выделяются несколько стадий национальной идентификации:

1.Этническая стадия. Это первоначальный уровень социокультурной эволюции этноса, связанный с осознанием членами социальной группы своей общности, отличий «мы» от «они». Для этой фазы характерно появление этнонима (самоназвания) этноса, играющего важнейшую роль в дальнейшей его трансформации. Также происходит мифологизация этнической архаики (прошлого данной социальной общности), как правило, выражающаяся в поэтизации важнейших этнообразующих признаков - языка, территории, религии, культуры.

2.Определении социокультурного облика. Последующий этап этнической динамики, в рамках которого складываются представления об особенностях национального характера, о его культурном складе. Именно в этот период и появляются стереотипы касательно своего и других этносов. Межнациональное взаимодействие на данном этапе проходит на более ярко выраженном национально-этническом фоне.

3.Стадия накопления национального идеала. Этот уровень характеризуется предельной концентрацией национальной составляющей в обществе. Он связан с появлением национального идеала. Национальный идеал зачастую сопряжен с представлениями о миссионерской значимости той или иной нации. Вырабатывается набор социокультурных ориентиров, признающийся «традиционным» для национальной группы. Как правило, на данном уровне любое противоречие с другими нациями выступает в виде межнационального противостояния.

Межнациональное взаимодействие проявляется в таких формах, как межнациональные отношение и общение, однако эти понятия неравносильны. Второе имеет более широкое значение. «Межнациональное общение» соответственно является процессом реализации «межнациональных отношений». «Межнациональные отношения» характеризуют содержание, в то время как «межнациональное общение» - форма и способ связи между людьми разных национальностей в процессе их жизнедеятельности.

В основе всякого общения лежит взаимодействие, социальная деятельность субъектов. По форме своего выражения и реализации межнациональное общение, межнациональные контакты могут быть двоякого рода: непосредственные (прямые) и опосредованные (косвенные).

Непосредственное общение предполагает совместную деятельность на одних предприятиях, учреждениях, в одних производственных, учебных, воинских коллективах, в семьях и так далее. Оно подразумевает личные контакты, обмен мыслями и чувствами.

Что касается форм опосредованного общения, то к ним, прежде всего, относятся материальные средства (обмен товарами, видами деятельности, культурными ценностями) и средства массовой информации (пресса, телевидение, радио и другое). Если в процессе непосредственного общения взаимодействуют конкретные представители отдельных наций, то в процессе опосредованного общения взаимодействует и отдельные их представители, и нации в целом как социально этнические общности, испытывающие потребность в межнациональном общении.

Состояние межэтнических отношений, характеризуя социальную ситуацию современных государств и их субъектов, определяет потенциал стабильности на местах и влияет на функционирование всех сфер жизнедеятельности общества. Любое полиэтническое общество характеризуется неоднозначным отношением членов одного этнического сообщества к представителям иных этнических сообществ или групп. Это неизбежно приводит к созданию ситуаций, осложняющих межэтнические отношения.

Культура как сокровищница мирового опыта фиксирует способы жизнедеятельности различных субъектов человеческой истории: от отдельного индивида до этнической группы или общества в целом. Социальные и культурные изменения составляют наибольшую часть человеческой истории, соответственно и группы субъектов человеческой истории, как, например, нации, не являются раз и навсегда сформировавшейся общностью. Эти общности и есть, прежде всего, результат развития и взаимодействия культур, а новые формы культурных различий, как и новые традиции, постоянно возникают из самых разных источников в процессе жизнедеятельности наций. Другими словами, культура в целом и культура межнационального общения в частности не является застывшим образованием, а обладает процессуальным признаком, который характеризуется определенным динамизмом, где величина динамики определяется частотой и глубиной межнациональных отношений.

Глава 2. Связь толерантности и межкультурной коммуникации

2.1 Анализ толерантности и ее необходимость

Анализ научной литературы, словарей и энциклопедий является основанием для вывода о том, что в настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и общепонятном термине.

Понятие толерантности формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности.

В русской лингвистике существуют слова со сходным значением - терпимость и толерантность. Слово «терпимость» или «терпение» (от глагола «терпеть») присутствует практически во всех словарях русского языка. В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению». С.И. Ожегов дает следующее определение: «Умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению». Аналогичным образом характеризуют данное понятие и большинство этимологических словарей. Существительное «терпимость» или глагол «терпеть» содержат в себе основное значение: пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей. Имеющееся во многих европейских языках слово толерантность от латинского tolerantia - терпение.

Таким образом, несмотря на множество значений глагола «терпеть», в определении термина «терпимость» доминировал созерцательный смысл.

Этическое определение (хотя толерантность здесь соотносится с терпимостью), раскрывающее нравственную суть толерантности (терпимости), звучит в словаре по этике: «Терпимость - моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

Сформулированные в различные исторические периоды и в разных школах и направлениях философские определения толерантности и терпимости свидетельствуют не только о различии взглядов на понятие и связанные с ним проблемы, но и подчеркивают их многогранность, вариативность.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции.

Таким образом, толерантность - категория, обеспечивающая не только уважение чужих, но и позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. Данное определение подчеркивает, что толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня.

Следует отметить, что понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этническими общностями, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Возможности реализации межкультурной толерантности в современной России, как и в любом обществе, зависят от ряда факторов теократического, юридического и практического характера.

Речь идет, во-первых, о самом понимании принципа толерантности, его соответствии тем универсальным атрибутам религиозной толерантности, которые признаны мировым сообществом.

Во-вторых, следует говорить об отображении этого теоретического понимания в государственно-правовых документах, его воплощении в законодательных актах, дающих юридические гарантии для последователей различных религий.

Теоретическое понимание межкультурной толерантности, ее трактовка разными социальными и конфессиональными группами россиян в той или иной мере зависит от их религиозных, национальных, политических, патриотических и иных пристрастий. Но преобладающим среди всех слоев населения является убеждение в необходимости установления гуманных и демократических взаимоотношений между представителями разных конфессий, уважительного отношения ко всем верованиям.

Официальные государственные деятели неоднократно заявляли о своем стремлении обеспечить равенство всех культурных объединений перед законом, исключить любые формы дискриминации по религиозным мотивам, создавать условия для всеобщей толерантности, взаимного сотрудничества последователей всех культурных направлений.

Эти устремления нашли отражение и в законодательных актах. Идеи толерантности отображены в Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности» (ч. 2, ст. 19); «…запрещается пропаганда религиозного превосходства» (ч. 2, ст. 29).

Однако законодательное закрепление каких-либо положений не значит их реализации на практике. А потому на практике еще встречаются нарушения и духа, и буквы закона. Ведь при всех кардинальных идеологических, политических и правовых изменениях последнего времени наше общество остается на одном и том же уровне массовой культуры, цивилизованности, с одними и теми же традициями.

Для общественного настроения, разделяемого подавляющей частью населения России, характерно лояльное отношение к людям других верований и убеждений, готовность к терпимости, доброжелательности, сотрудничеству в разных сферах. В отличие от некоторых руководителей большинство верующих не соглашается с идеей исключительности, единственной истинностью той или иной религии и тем более с выступлением против других религий.

Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных культур, была преодолена предубежденность друг против друга на почве религии или национальной принадлежности, утвердились терпимость и конструктивное сотрудничество во имя всеобщего блага.

Наконец, не следует забывать о том, что практически все религии обосновывают толерантность одинаково.

Понятие толерантности приобретает разные значения в зависимости от сферы научной деятельности, в которой этот термин применяется. Но, независимо от точки зрения, толерантность характеризует способность принимать или быть готовым принять те внешние воздействия, которые идут вразрез с внутренним содержанием, предотвращая тем самым конфликтные или опасные ситуации.

2.2 Проблема толерантности в межкультурной коммуникации

Попытки определить сущность толерантного сознания традиционно исходят из признания значимости всего спектра социально-политических, экономических, культурно-ценностных, правовых и прочих доминант. Чаще всего толерантность связывают с формированием правовой и политической культуры, утверждением принципа уважения прав и свобод человека, воспитанием отношений терпимости, уважения культуры и ценностей других народов, формированием активного отрицания насилия, как способа решения конфликтов, расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, а также с воспитанием культуры мира. Однако если выделить в понимании толерантности собственно национальный аспект, то он, главным образом, выражается в определенном отношении представителей различных этнических групп друг к другу.

Связь толерантности и межкультурной коммуникации подразумевает терпимость в отношении различий жизненного уклада, традиций, ценностей, способов поведения представителей других национальных сообществ. При всей простоте этой формулировки именно «терпимость» и является одним из наиболее трудно определяемых понятий. В частности, весьма сложно отличить индифферентно-терпимое, безразличное отношение одних представителей этнических групп к другим от позитивно-терпимого отношения.

Часто этническая неприязнь и отрицание направлены на этнообразующие отличительные признаки того или иного социума, т. е. на те признаки национального целого, которые собственно и отличают его от других обществ. В этом-то и заключается сложность в определении и реализации толерантных принципов межнационального общежития. Чувство близости и родства для представителей одной этнонациональной целостности концентрируется на общих сегментах культуры - обычаях, укладе, социальных поведенческих проявлениях и т.д. Именно единство социокультурного целого в рамках одной этнотерриториальной группы служит основанием для понимания и соучастия членов данной группы в совместном национальном пространстве. Толерантность внутри одного национального коллектива не представляет проблемы - ни на уровне определения, ни в контексте практического воплощения, поскольку представители одного социального пространства разделяют общие архитипические ценностные, поведенческие установки социума. Поэтому «внутренний» принцип толерантности в рамках некоторого этнического целого отсылает к единой истории и пониманию близости кажущихся различными индивидов данного социума.

Утверждение толерантности означает не что иное, как приобщение к общей культуре этноса и, в целом, воплощается в традиционных принципах просвещения. Внутри одного этноса различия уступают место более существенному единству, выражающемуся в социокультурной схожести индивидов этноса. Иначе обстоит дело с определением толерантности в контексте различных друг от друга культур.

Отличия между представителями различных этносоциальных групп порою превосходят то социокультурное целое, что может стать основой для понимания и сочувствия, сопереживания индивидуумами разных этнических коллективов.

Так или иначе, но сложность в определении толерантного заключается в том, что основой толерантности является коллективное сознание, включающее в себя общее социокультурное пространство, содержащее общность языка, чувство этнической близости.

Американский исследователь С. Стоуффер полагает, что развитие социального и культурного разнообразия повышает необходимость в организации механизмов защиты гражданских свобод для функционирования качественного демократического общества. Примечательно, что Стоуффер в вопросе о развитии толерантности придерживается оптимистичной позиции, утверждая, что уровень толерантности в сфере политики, культуры постоянно возрастает.

Если говорить об изменении уровня толерантности в европейском и американском сознании, Мэндок и Сандерс полагают, что толерантность не приобрела большее значение для массового сознания. В своем исследовании «Толерантность и интолерантность» авторы, опираясь на статистические наблюдения, отмечают, что уровень толерантности в исследуемый период не изменился. Это примечательно, поскольку данный отрезок истории совпадает с окончанием холодной войны и трансформацией мирового порядка из биполярного в однополярный.

Иной подход в отношении понятия толерантности развивает Джозеф Вагнер. Он понимает толерантность не столько в контексте расслаивающегося общества, сколько в становлении и развитии его морально-нравственной сфер. Если Стоуффер и другие исследователи для толкования толерантности используют функциональный подход, то есть как систему норм, необходимых для разумного и гармоничного функционирования общества, то Вагнер наделяет толерантность антропологическими чертами - этическое коллективное сознание на определенном этапе развития порождает систему ценностей социального общежития.

Безусловно, указанные подходы гармонично дополняют друг друга, поскольку, во-первых, осознание необходимости толерантных форм общения может появиться только перед лицом социальных конфликтов и противоречий, которые могут быть следствием дифференциации культур, способов жизни, ценностных шкал различных социальных групп. Во-вторых, сам вопрос о снятии конфликтных ситуаций и противоречий мирными способами, вопрос о гармоничном сосуществовании различных культур в многогранном мире возможен только в рамках развитой и определенной системы этических морально-нравственных норм. Трудно представить, что понятие о необходимости гармоничного сосуществования с соседями может возникнуть в сознании среднестатистического представителя Золотой Орды времен татаро-монгольских нашествий XIII-XIV вв. Толерантность на этом этапе развития истории и сознания не входила в шкалу ценностей как значимая категория. Таким образом, осознанная потребность в толерантности отражает как развитие социальной дифференциации, так и становление морали в обществе.

Один из значимых подходов к проблеме толерантности в контексте мировой глобализации и кризиса демонстрируют члены Римского клуба. Коллективные усилия авторов отражены в нескольких весьма авторитетных исследованиях. Значимой является работа Михайло Мезаровича и Эдуарда Пестеля «Человечество на переломе». Особенности нового мирового порядка в контексте проблемы глобализации отражены в коллективной монографии «Пересматривая международный порядок», редактором которой выступил Ян Тинберген.

Основная позиция представителей Римского клуба связана с констатацией глубокого кризиса в современном состоянии человеческого общества: «Главный принцип членов клуба выражается в исследовании глубокого патологического состояния и несогласованности всего человечества... противоречия, проникающего во все аспекты человеческой жизни». Важнейшим пунктом современного существования мирового сообщества должны быть принципы толерантности. Значимость проблематики, поставленной в рамках исследований Римского клуба, заключается в том, что новый искомый мировой порядок, помимо экономических, институциональных и других составляющих, должен включать и новую идеологию сосуществования, т.е. идеологию толерантности.

Самым главным слагаемым рационального миропорядка является идеология толерантности, выступающая в виде системы норм, определяющей сосуществование различных культур и обществ в едином мировом пространстве.

Таким образом, понимание толерантности в рамках исследований западных авторов связано с поиском новой мировой стратегии существования международного сообщества.

В рамках отечественной социальной философии и социологии существует несколько подходов к определению толерантности. В частности, Л.М. Дробижева определяет толерантность как «готовность принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия». В этом определении межнациональная коммуникация строится на принципе принятия своеобразия и самобытности других культур. В.А. Тишков, известный российский исследователь, дает более простое определение толерантности, как «уважение и невмешательство». Эта простота подкупает своей кажущейся ясностью, однако возникает неопределенность, связанная с тем, что остается непонятно, на чем именно должно основываться уважение представителей различных, зачастую враждебных культур друг к другу.

Таким образом, позиция Тишкова содержит в себе неустранимый просветительский принцип: основа толерантного взаимодействия национальных групп связана с познанием и приобщением противостоящих друг другу культур. При всем том, что эта позиция весьма проста и понятна, она связана с одной сложностью в определении толерантности.

Толерантность в рамках межнациональной коммуникации возможна только там, где есть стремление к ней, к соучастию. Толерантность - это следствие осознанности общей надэтнической, надконфессиональной составляющей индивидов различных социальных групп. Однако если некий этнический социум замкнут на внутренних массовых стереотипах и догмах, не содержит в себе факторов, толкающих его на рационализацию собственной культуры, то такой социум неизбежно будет интолерантен, поскольку замкнут в своих локальных ценностных ориентирах и никак не соотносит их с принципами мирного сосуществования. Толерантность связана с определенным развитием ценностных доминант личности.

Особенность современных противоречий в сфере определения толерантности заключается в том, что международное сообщество одновременно утверждает значимость, самобытность, ценность различных культур и ценность единого мира универсальных общечеловеческих ценностей. Именно в этом и заключается многомерность проблемы толерантности: признавая социокультурную ценность локальных этносоциальных групп, люди зачастую противоречат ценностям общечеловеческим, и наоборот. Такие явления, как авторитаризм и тоталитарность власти, отрицаются в качестве значимых ценностей представителями демократических обществ. Однако именно эти ценности полагаются обязательными составляющими власти в некоторых восточных культурах.

Еще более серьезный вопрос связан с проблемой, что считать общечеловеческими ценностями. В какой-то момент исторического развития социальной мысли общечеловеческим стало европейское, западное. Как известно, просветители понимали развитие культуры строго линейно. Все общества проходят один и тот же путь развития, выражающийся в смене одних и тех же форм социума. Это означало то, что европейская модель развития капиталистического общества обязательна для всех без исключения культур и национальных групп. Это в свою очередь приводило к выводу, что «отсталые» общества неизбежно пойдут по европейскому пути развития, приняв европейские ценности. Данный принцип в истории послужил основанием не только для европеизации стран Азии и Африки, но и к их колонизации и истреблению коренного населения, поскольку европейская культура признавалась более высокой и развитой.

Как известно, современное международное сообщество отвергло просветительский принцип в подходе к развитию культуры, признав безусловную значимость неевропейских ценностей. Интересны в этом плане выводы социальных психологов и этнопсихологов, отраженные в работах Н.М. Лебедевой, О.В. Луневой, Т.Г. Стефаненко, М.Ю. Мартыновой. В частности, общепризнанным считается невозможность развития стран Африки по европейскому сценарию. Следовательно, та модель ценностного развития, которая имела место в эпоху просвещения, ушла в прошлое. Очевидно, что этническая толерантность предполагает нечто общее между различными этническими культурами. Эта общность есть не что иное, как общность пути. Толерантность в этнической коммуникации связана с поиском единой глобальной мировоззренческой позиции, которую бы разделяли представители различных этнических и национальных культур.

Приведенные выше позиции отражают разностороннее понимание этнической толерантности в современном мире. В частности, это выражается в том, что в рамках международного законодательства, с одной стороны, провозглашается принцип наций (этносов) на самоопределение, в том числе и в отношении государственной юрисдикции, но, с другой стороны, утверждается неделимость и неизменность государственных границ. Именно здесь кроется неизбежное противоречие между частным и общим, позволяя отдельным национальным группам самоопределяться, в том числе, и в отношении государственных территорий, и вместе с этим утверждается нерушимость государств в их территориальном status quo.

Таким образом, можно сказать, что принципы этнической толерантности - это принципы уважительного отношения и диалога между различными национальными группами.

Представители различных национальных, конфессиональных сообществ в целом выступают с близкими принципами, основанными на утверждении сближения культур.

Традиционно считается, что в понимании принципов этнической толерантности возможны некоторые модификации. Например, В. Лекторский предлагает уровневое понимание толерантности (рис. 3):

Рис. 3. Уровневое понимание толерантности

Как полагает Кеннет Уэйн, межнациональный диалог будет органичным и конструктивным только в том случае, если он имеет непосредственный, натуральный смысл. Это означает, что толерантность предполагает не только некое гипотетическое и абстрактное уважение к ценностям, установкам и убеждениям (позициям) представителей различных культур, но и уважение к самим носителям ценностей и установок - непосредственно к людям разных социокультурных пространств.

Этническая толерантность определяется в рамках уважительного диалога и взаимодействия различных этнических групп. Принцип этнического толерантного диалога предполагает множество позиций, установок, ценностных параметров, которые считаются равноправными. Для современного состояния понимания толерантности характерен отказ от монополизации истины, присуще стремление к провозглашению открытости, готовности к компромиссу. Это означает вариативность и ситуативность различных форм этнической коммуникации.

Заключение

В жизни каждого человека возникают ситуации взаимной агрессии, непримиримости и последующего разочарования из-за того, что проблема, вызвавшая агрессивное противостояние, не только не разрешается, но обостряется. При этом, как правило, возникает понимание неэффективности такого поведения. Конструктивное решение указанных проблем возможно посредством проявления участниками конфликтной ситуации толерантности.

Толерантность включает в себя определенное знание-представление об объекте отношения. В случае межкультурной коммуникации это знание о другом народе, особенности восприятия и представления о нем. Знание о другом народе обусловливает наше эмоциональное отношение к нему. Знание и обусловленное им эмоциональное отношение, в свою очередь, определяют поведение по отношению к этому народу, характер «обращения» с ним. Под влиянием эмоций люди становятся тенденциозными, предвзятыми, необъективными. Совершенный под влиянием минутного настроения поступок может повлечь создание определенной модели ролевых отношений с ним и стать причиной возникшего стойкого отношения к нему и столь же стойкого определенного суждения об этом народе.

Современная Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна (более 180 национальностей, более 70 религиозных направлений). Естественно, что представители всех народов и верований постоянно взаимодействуют между собой. Поэтому формирование межкультурной толерантности - один из факторов, влияющих на безопасность страны, ее целостность.

Трудности обеспечения межкультурной толерантности в современной России обусловлены рядом обстоятельств. Это, прежде всего, негативные исторические традиции, ведь вопросы свободы совести нередко решались в стране в угоду политическим интересам государства или каких-либо партий.

Сложный многоконфессиональный и полиэтнический состав населения порождает необходимость регулярных усилий по поддержанию взвешенных взаимоотношений между разными культурами, конфессиями, между традиционными религиями и новыми, в том числе эзотерическими, религиозными образованиями.

этнический толерантность межкультурный коммуникация

Список литературы

1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент: учеб. пособие. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008.

Арцыбашев И.Г. О некоторых аспектах проблемы определения толерантности / И.Г. Арцыбашев // Известия Уральского государственного университета. − №54, − вып. 4, − 2007.

Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление. - Р-н/Д.-Пятигорск: СКАГС, 2002.

Бавин П.С. Социальная география ксенофобии и толерантности / П. С. Бавин // Полис: Политические исследования. − №6, − 2006.

Винокурова Л.И. Толерантность: за и против / Л. И. Винокурова, Я. И. Доду // Гуманитарные исследования. − №2, − 2007.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 2004.

Гришаева Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов по спец.: "Теория и методика преподавания иностр. яз. и культур", "Перевод и переводоведение", "Теория и практика межкультур. коммуникации" направл. "Лингвистика и межкультур. коммуникация" / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. Высшее профессиональное образование. Языкознание (Учебное пособие) - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.

Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учеб. для вузов, по спец. "Межкульт. коммуникация" / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; ред. А.П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Гулиев М.А. Некоторые исторические сведения политической толерантности / М.А. Гулиев, Р.Х. Ганиева, И.А. Гулиев // Гуманитарные и социально-экономические науки. − №3, − 2007.

Даль В. Терпеть // Толковый словарь русского языка, 1998.

Денисовский Г.М., Козырева П.М. Политическая толерантность в реформируемом российском обществе второй половины 90-х гг. - М., 2002.

Жумаева Л.А. Толерантность и межкультурные коммуникации - ключ к миру / Л.А. Жумаева // Культура: управление, экономика, право. − №3, − 2007.

Здравомыслов А.Г., Цуциев А.А. Этничность и этническое насилие // Социологический журнал, − №3, − 2003.

Зиновьев И.В. Н.С. Трубецкой о межкультурном диалоге и проблема толерантности / И.В. Зиновьев // Философские науки. − №5, − 2006.

Золотухин В.М. Толерантность. - Кемерово, 2001.

Ильинская С.Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. − М.: ПРАКСИС, 2009.

Красиков А.А., Токарева Е.С. Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения. − М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2006.; Межкультурная коммуникация: межвуз. сб. науч. тр. / Перм. гос. ун-т. - Пермь: ПГУ, 2004.

Круглова Н.В. Толерантность и идентичность: ситуация в современной России / Н.В. Круглова // Вестник Санкт-Петербургского университета. − Вып. 2, − 2008.

Межкультурная коммуникация на рубеже веков: материалы конф. / Перм. гос. техн. ун-т (ПГТУ). - Пермь: ПГТУ, 2000.

Нестерова Н.В. Многообразие подходов к пониманию толерантности / Н. В. Нестерова // Прикладная психология и психоанализ. − №4, − 2006.

Пермякова Т.М. Межкультурная коммуникация (социально-психологический аспект): учеб. пособие / Т. М. Пермякова; Перм. гос. ун-т. - Пермь: ПГУ, 2001.

Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. Загл. корешка: Теория межкультурной коммуникации. - М.: Высш. шк., 2005.

Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. Учебное пособие. − М.: ЭКСМО, 2007. #"justify">. Садохин А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации / А.П. Садохин // Общественные науки и современность. − №3, − 2008.

Садохин А.П. Компетентность или компетенция в межкультурной коммуникации / А.П. Садохин // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. − №3, − 2007.

Садохин А.П. "Свой - Чужой" в межкультурной коммуникации: подходы к изучению проблемы / А. П. Садохин // Вопросы культурологии. − №3, − 2007.

Селезнёва Е.В., Бондаренко Н.В. Развитие толерантности государственных служащих. − М.: РАГС, 2008.

Скороходов В.П. Диалог культур в эпоху глобализации / В.П. Скороходов // Традиционная культура. − №1, − 2006.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - М.: СЛОВО / SLOVO, 2000.

Толерантность: теорет. подходы и методики обучения основам толерант. поведения: [сб. метод. материалов / авт.-сост.: Жданов Д.Н., Камакаева Л.И., Миков П.В. и др.; под ред. д.и.н. А.Б. Суслова, Д.П. Поносова]. - Пермь: Изд. И. Максарова: Центр гражд. образования и прав человека, 2006.

Толерантность как образ жизни современного человека / Департ. внутр. политики, Адм. губернатора Перм. края, Адм. Ленин. р-на, Перм. гос. ун-т; [сост.: О. К. Яковлева]. - Пермь: [б. и.], 2007. На обл. загл.: Я и другой. Толерантность как образ жизни современного человека.

34. Толерантность // Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890-1907 Толерантность и поликультурное общество. - М., 2003.

35. Толерантность как культурная универсалия. - Харьков, 1996.

Тягунов Ф.Ф., Толпыкин В.Е. или Бондырева С.К. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: теория и практика. Сб. науч. - 2-е изд. − М.: МПСИ, НПО МОДЭК, 2002.

Федюнина С.М. Межкультурная коммуникация как социокультурный феномен / С.М. Федюнина // Вестник Саратовского государственного технического университета. − №1, − 2006.

Уолцер М. О терпимости / пер. И. Мюрнберг; ред. М.А. Абрамов. - М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000.

Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий / Ю. Хабермас; пер. с нем. А. А. Зотова // Социологические исследования. − №1, − 2006.

Чан Ли. К проблемам теории и практики межкультурной коммуникации / Чан Ли // Аспирант и соискатель. − №2, − 2006.

Шалин В.В. Толерантность. - Р-н/Д., 2000.

Я и другой. Толерантность как образ жизни современного человека / Администрация Ленин. р-на; [сост.: О. К. Яковлева - к.ф.н., доц. каф. социологии и политологии Перм. гос. ун-та]. - Пермь: [б. и.], 2007.

Янкина Н.В. Межкультурная толерантность как компонент межкультурной коммуникации / Н.В. Янкина // Вестник Оренбургского государственного университета. - Т. 1, − №1, − 2006.

44. British English Dictionary & Thesaurus - Cambridge Dictionary Online. tolerance noun (ACCEPTANCE). #"justify">. «Declaration of principles on tolerancе». Paris, France: UNESCO. Adopted by the General Conference of UNESCO on 16 November, 1995. Декларация принципов толерантности, утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

46. Charter of the United Nations and Statute of the International Court of Justice. New York, NY: United Nations, Department of Public Information. January, 1999. Page 2. Преамбула Устава Организации Объединенных Наций <#"justify">#"justify">47. Follow-up report on the United Nations Year for Tolerance. − New York, NY: United Nations General Assembly. Resolution A/51/201. − 1996.

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация в мире, рост религиозного фундаментализма и воинствующего национализма создают предпосылки, затрудняющие утверждение отношений, основанных на принципах демократии, плюрализма и толерантности.

И здесь возникает потребность в консенсусе, который предполагает направленность на понимание того, что удовлетворение собственных интересов возможно лишь только при учете интересов другого.

Это означает, что взаимодействие различных культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь понимания и согласованности путем диалога и сотрудничества.

Быстро изменяется мир, а новое развитие общества в нынешних рыночных условиях ставит свои проблемы перед образованием, нами учителями. Мы живем в мире, который представляет собой непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом.

В этом общении большинство людей в отношении к другим людям, в поведении, в образе жизни руководствуются ценностями и нормами своей культуры, и редко задумываются о том, что поведение представителей других культур определяется иными ценностями и нормами.

Каждая культура отражает лишь часть опыта, накопленного человечеством.

При общении с представителями других культур необходимо иметь представление об их традиционных особенностях, не следует спешить с умозаключениями и оценками, когда другие люди делают что-то странное, а постараться понять их культуру.

Это возможно только через формирование межкультурной толерантности, компетентности, в которой переплетаются открытость, терпимость, способность позволять другому существовать рядом с тобой.

«Толерантность» имеет широкий спектр трактовок и интерпретаций.

В разных культурах ее понимание не однозначно. В современном мире «толерантность» рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание норм поведения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, признания прав другого человека. Она является необходимым компонентом жизненной позиции зрелой индивидуальности, имеющей свои ценности и интересы.

Психолого-педагогические исследования доказали, что развитие личности происходит в ее собственной деятельности, с перевода школьника с позиции объекта обучения в позицию субъекта самоуправления.

В плоскости сегодняшних требований современного образования должен быть ученик, развитие его личности, содействие его успешной социализации.

Наиболее важными личностными качествами, характеризующими зрелость личности, на развитие которых мы обращаем внимание являются:

  • сформированность адекватной самооценки, которая позволяет ребенку оценить свои сильные и слабые стороны;
  • сформированность волевой сферы обучения, обеспечивающей управление своим поведением.

Каждый из нас способен отличать хорошее поведение от дурного. Это качество развивается в процессе практического общения людей. Толерантность формируется в процессе межкультурного общения, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим людям, их традициям, ценностям.

Поведение людей, принадлежащих к различным культурам, поддается изучению и прогнозированию. Для этого требуется специальная подготовка к межкультурной коммуникации. Огромное значение имеют методы активного вовлечения учащихся в различные ситуации межкультурного общения, одним из которых является образовательный практикум по формированию межкультурной толерантности.

В гимназии № 2 создана учебная программа образовательного практикума по формированию межкультурной толерантности, разработанного мною совместно с психологом гимназии Дацко Н.Б. Занятия проводятся один раз в неделю, всего 34 часа в год. Специфика практикума состоит в том, что данная программа реализуется с помощью различных методов: лекции, дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, психотренинги. Основные методы и формы обучения определяются требованиями возрастных особенностей учащихся, развитием и саморазвитием личности.

Приглашая подростков на занятия, мы ставим их в ситуацию личностного риска что является толчком, стимулятором саморазвития и помогает конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы внутреннего развития.

В ходе реализации программы образовательного практикума мы решаем задачи:

1. Дать подростку знания межкультурной толерантности, научить его получать эти знания самостоятельно.

2. Дать информацию о мире профессий.

3. Помочь ученику стать более адаптированным к окружающей действительности.

4. Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития.

5. Способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.

6. Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, при необходимости внести коррективы.

7. Изучить совместно со школьным психологом склонности и способности через простое наблюдение, анкетирование, тестирование, информировать о полученных результатах детей и их родителей.

8. Проводить с психологом консультации, которые помогут выработать ребенку правильную самооценку. В итоге дифференцировать учащихся по их склонностям.

В результате усвоения практикума «Моя межкультурная толерантность» учащиеся должны:

  • осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
  • уметь дать ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании будут получены; какие ценности будут использованы для усвоения полученных знаний.

Структура учебных занятий представляет собой последовательный цикл отдельных занятий, которые логически связаны между собой темой, целями и задачами практикума.

В процессе работы установлено, что оптимальное количество участников практикума не должно превышать 18 человек, так как в группах с такой численностью создаются наиболее благоприятные условия для групповой работы, каждому участнику представляется возможность проявить свои способности, знания, умения и навыки, активно участвовать в заданиях, упражнениях, дискуссиях.

Занятие 1.

Что такое межкультурная толерантность?

Цели проведения:

  • Формирование понятия «межкультурной толерантности», форм и способов ее проявления в современных условиях, практические последствия.
  • Возможность каждому участнику сформулировать определение межкультурной толерантности.
  • Показать возможности ее проявления.
  • Констатация актуальности темы практикума, ее практическое значение.

1.1. Вступительное слово руководителя о целях практикума, вопросах его проведения и правилах поведения на занятиях.

Особая ответственность руководителя заключается в том, чтобы с самого начала работы заложить основы поведения каждого члена группы путем уважительного отношения к каждому участнику и его мнению

1.2. Знакомство участников практикума.

Знакомство проходит в форме представления друг другу, каждый из них называет имя соседа, описывает характер и дает психологический портрет.

Главным моментом для участников является запоминание имен, это создает непринужденную обстановку для всей работы.

Если в высказывании членов группы заметил какие либо различия в высказывании, то он останавливается на этих аспектах, указывает мнение каждого участника по этим вопросам.

В заключении повторяется процедура представления: вначале руководитель представляется сам, а затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя и так далее. В конце ознакомительного этапа проводится упражнение «Зеркало».

Цель проведения этого упражнения – способствовать вовлечению группы в совместную деятельность, создать атмосферу взаимной ответственности, помочь лучше узнать друг друга. Участники разбиваются на пары, в каждой паре один игрок - № 1, второй игрок - № 2.

По команде руководителя вторые номера обращаются в зеркало. Это превращение требует от них определенного изменения поведения и выполнения определенных обязанностей.

№ 1 – это человек перед зеркалом. Он выполняет простые физические упражнения в спокойном темпе. № 2 вместе с № 1 пытаются максимально точно пристроиться друг к другу, войти в суть действия, понять эмоциональный настрой. Пары работают пять – семь минут.

Руководитель переходит от пары к паре, контролирует ход упражнения. Затем номера меняются ролями.

В конце упражнения каждый участник должен сказать, кем было проще быть в этом упражнении, удалось ли ему почувствовать своего партнера.

Рефлексивный момент занятия.

Необходимо добиваться, чтобы каждый участник сформулировал свое мнение.

Занятия 2.

Моя межкультурная толерантность.

Вступление – разминка.

«Знаете ли Вы этого человека?». Каждому участнику дается по одной разной фотографии. В течение 10-15 минут необходимо дать ответ на поставленные вопросы, которые позволяют составить характеристику изображенного человека, затем результаты ставятся на обсуждение. При составлении характеристики изображенного человека постарайтесь определить его фамилию, имя, отчество, возраст, национальность, профессию, семейное положение.

Важно также ответить на следующие вопросы, как он (она) проводит свободное время, как называется его любимая книга, фильм.

Обсуждая результаты, мы рассматриваем следующие вопросы:

  1. Какие трудности вызвало выполнение этого задания?
  2. Что конкретно повлияло на формирование Вашего мнения?
  3. Какие факторы указали на имя, происхождение человека, изображенного на фотографии.
  4. Насколько верными оказались Ваши выводы о культурной принадлежности человека, сделанные на основании его внешности?

Цель данного занятия - определить степень межкультурной компетентности каждого участника, развить у них способность к самоанализу.

После этого руководитель предлагает участникам проделать следующую работу: раздает бланки с таблицами, состоящими из двух частей: мои лучшие черты и способности; мои достижения.

Это упражнение является решением одной из главных проблем: умение взглянуть на себя и свою культуру другими глазами.

Упражнение «Какое слово здесь пропущено?».

Участникам дается листок бумаги с выражениями, в которых пропущено одно слово, и им предлагается заполнить пробелы:

  1. Упрям, как __________________________________.
  2. Горячие _____________________________________ парни.
  3. __________________________________________ дело тонкое.
  4. Чисто _____________________________________юмор.
  5. ________________не читатель, ___________________писатель.
  6. Какой _____________________________не любит быстрой езды?

Результаты выносятся на обсуждение. В ходе его отвечают на следующие вопросы:

  • Часто ли употребляются данные выражения в разговорной речи?
  • Какая оценка представителей других культур в них содержится?
  • Приходилось ли Вам общаться с представителями упомянутых культур?
  • Знаете ли Вы подобные выражения у других народов?

В результате этого упражнения развитие межкультурной компетенции происходит в двух направлениях: расширение знаний о своей культуре и о другой культуре.

Прирост межкультурной компетенции происходит путем сопоставления знаний о своей культуре и о другой культуре в межиндивидуальном общении.

Рефлексивный компонент

Заключительная часть данного занятия проводится в виде упражнения «Какой Я?».

Цель этого упражнения дать возможность каждому участнику осознать себя и увидеть, насколько соответствует «Я – образ» тому, каким видят его окружающие. Каждый из них делит чистый лист бумаги на четыре равные части. В первой части участник дает пять ответов на вопрос: «Какой Я?», во второй части – пять ответов на вопрос: «Какой Я в глазах близкого человека?», в третьей части каждый записывает ответы на вопрос: какой «Я в глазах моего соседа слева?». Затем участники сворачивают листы так, чтобы ответов не было видно, и передают соседу слева.

Следовательно, каждый участник получает лист от соседа справа. На оставшейся части листа он должен дать ему пять характеристик. Листы собираются и из них по очереди зачитываются характеристики последнего столбика, группа должна угадать о ком идет речь.

После этого идет обсуждение о согласии группы с этим портретом. Затем все листы возвращаются участникам, они сами сравнивают наборы ответов, анализируя совпадения и различия.

Проводимые нами практические занятия представляют собой сбалансированную систему дидактических приемов и заданий, основывающуюся на идее приобретения соответствующего опыта для межкультурной коммуникации.

Основную задачу для повышения эффективности практикума мы видим в постоянном совершенствовании его программы и механизме реализации, поиске оптимальных условий его проведения, а так же в разработке новых подходов, дающих хороший результат, так как в ходе практических занятий участники практикума воздействуют и влияют друг на друга, при этом ускоряют или тормозят приобретение этого опыта.

И каждый раз возникает необходимость новых решений для достижения поставленных целей практикума. Предлагаемая программа практикума может рассматриваться как базовая, но она может быть доработана и усовершенствована в соответствии с новыми целями и задачами, которые возникают каждый раз в новом цикле реализации образовательного практикума.

Попытки определить сущность толерантного сознания традиционно исходят из признания значимости всего спектра социально-политических, экономических, культурно-ценностных, правовых и прочих доминант. Чаще всего толерантность связывают с формированием правовой и политической культуры, утверждением принципа уважения прав и свобод человека, воспитанием отношений терпимости, уважения культуры и ценностей других народов, формированием активного отрицания насилия, как способа решения конфликтов, расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, а также с воспитанием культуры мира. Однако если выделить в понимании толерантности собственно национальный аспект, то он, главным образом, выражается в определенном отношении представителей различных этнических групп друг к другу.

Связь толерантности и межкультурной коммуникации подразумевает терпимость в отношении различий жизненного уклада, традиций, ценностей, способов поведения представителей других национальных сообществ. При всей простоте этой формулировки именно «терпимость» и является одним из наиболее трудно определяемых понятий. В частности, весьма сложно отличить индифферентно-терпимое, безразличное отношение одних представителей этнических групп к другим от позитивно-терпимого отношения.

Часто этническая неприязнь и отрицание направлены на этнообразующие отличительные признаки того или иного социума, т. е. на те признаки национального целого, которые собственно и отличают его от других обществ. В этом-то и заключается сложность в определении и реализации толерантных принципов межнационального общежития. Чувство близости и родства для представителей одной этнонациональной целостности концентрируется на общих сегментах культуры - обычаях, укладе, социальных поведенческих проявлениях и т.д. Именно единство социокультурного целого в рамках одной этнотерриториальной группы служит основанием для понимания и соучастия членов данной группы в совместном национальном пространстве. Толерантность внутри одного национального коллектива не представляет проблемы - ни на уровне определения, ни в контексте практического воплощения, поскольку представители одного социального пространства разделяют общие архитипические ценностные, поведенческие установки социума. Поэтому «внутренний» принцип толерантности в рамках некоторого этнического целого отсылает к единой истории и пониманию близости кажущихся различными индивидов данного социума Селезнёва Е. В., Бондаренко Н. В. Развитие толерантности государственных служащих. М., 2008- с.18.

Утверждение толерантности означает не что иное, как приобщение к общей культуре этноса и, в целом, воплощается в традиционных принципах просвещения. Внутри одного этноса различия уступают место более существенному единству, выражающемуся в социокультурной схожести индивидов этноса. Иначе обстоит дело с определением толерантности в контексте различных друг от друга культур.

Отличия между представителями различных этносоциальных групп порою превосходят то социокультурное целое, что может стать основой для понимания и сочувствия, сопереживания индивидуумами разных этнических коллективов.

Так или иначе, но сложность в определении толерантного заключается в том, что основой толерантности является коллективное сознание, включающее в себя общее социокультурное пространство, содержащее общность языка, чувство этнической близости.

Американский исследователь С. Стоуффер полагает, что развитие социального и культурного разнообразия повышает необходимость в организации механизмов защиты гражданских свобод для функционирования качественного демократического общества. Примечательно, что Стоуффер в вопросе о развитии толерантности придерживается оптимистичной позиции, утверждая, что уровень толерантности в сфере политики, культуры постоянно возрастает Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002- с.76.

Если говорить об изменении уровня толерантности в европейском и американском сознании, Мэндок и Сандерс полагают, что толерантность не приобрела большее значение для массового сознания. В своем исследовании «Толерантность и интолерантность» авторы, опираясь на статистические наблюдения, отмечают, что уровень толерантности в исследуемый период не изменился. Это примечательно, поскольку данный отрезок истории совпадает с окончанием холодной войны и трансформацией мирового порядка из биполярного в однополярный.

Иной подход в отношении понятия толерантности развивает Джозеф Вагнер. Он понимает толерантность не столько в контексте расслаивающегося общества, сколько в становлении и развитии его морально-нравственной сфер. Если Стоуффер и другие исследователи для толкования толерантности используют функциональный подход, то есть как систему норм, необходимых для разумного и гармоничного функционирования общества, то Вагнер наделяет толерантность антропологическими чертами - этическое коллективное сознание на определенном этапе развития порождает систему ценностей социального общежития.

Безусловно, указанные подходы гармонично дополняют друг друга, поскольку, во-первых, осознание необходимости толерантных форм общения может появиться только перед лицом социальных конфликтов и противоречий, которые могут быть следствием дифференциации культур, способов жизни, ценностных шкал различных социальных групп. Во-вторых, сам вопрос о снятии конфликтных ситуаций и противоречий мирными способами, вопрос о гармоничном сосуществовании различных культур в многогранном мире возможен только в рамках развитой и определенной системы этических морально-нравственных норм. Трудно представить, что понятие о необходимости гармоничного сосуществования с соседями может возникнуть в сознании среднестатистического представителя Золотой Орды времен татаро-монгольских нашествий XIII-XIV вв. Толерантность на этом этапе развития истории и сознания не входила в шкалу ценностей как значимая категория. Таким образом, осознанная потребность в толерантности отражает как развитие социальной дифференциации, так и становление морали в обществе.

Один из значимых подходов к проблеме толерантности в контексте мировой глобализации и кризиса демонстрируют члены Римского клуба. Коллективные усилия авторов отражены в нескольких весьма авторитетных исследованиях. Значимой является работа Михайло Мезаровича и Эдуарда Пестеля «Человечество на переломе». Особенности нового мирового порядка в контексте проблемы глобализации отражены в коллективной монографии «Пересматривая международный порядок», редактором которой выступил Ян Тинберген Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002- с.43.

Основная позиция представителей Римского клуба связана с констатацией глубокого кризиса в современном состоянии человеческого общества: «Главный принцип членов клуба выражается в исследовании глубокого патологического состояния и несогласованности всего человечества... противоречия, проникающего во все аспекты человеческой жизни». Важнейшим пунктом современного существования мирового сообщества должны быть принципы толерантности. Значимость проблематики, поставленной в рамках исследований Римского клуба, заключается в том, что новый искомый мировой порядок, помимо экономических, институциональных и других составляющих, должен включать и новую идеологию сосуществования, т.е. идеологию толерантности.

Самым главным слагаемым рационального миропорядка является идеология толерантности, выступающая в виде системы норм, определяющей сосуществование различных культур и обществ в едином мировом пространстве.

Таким образом, понимание толерантности в рамках исследований западных авторов связано с поиском новой мировой стратегии существования международного сообщества.

В рамках отечественной социальной философии и социологии существует несколько подходов к определению толерантности. В частности, Л.М. Дробижева определяет толерантность как «готовность принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия». В этом определении межнациональная коммуникация строится на принципе принятия своеобразия и самобытности других культур. В.А. Тишков, известный российский исследователь, дает более простое определение толерантности, как «уважение и невмешательство». Эта простота подкупает своей кажущейся ясностью, однако возникает неопределенность, связанная с тем, что остается непонятно, на чем именно должно основываться уважение представителей различных, зачастую враждебных культур друг к другу.

Таким образом, позиция Тишкова содержит в себе неустранимый просветительский принцип: основа толерантного взаимодействия национальных групп связана с познанием и приобщением противостоящих друг другу культур. При всем том, что эта позиция весьма проста и понятна, она связана с одной сложностью в определении толерантности Толерантность в межкультурном диалоге/ отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М., 2005.- с.78.

Толерантность в рамках межнациональной коммуникации возможна только там, где есть стремление к ней, к соучастию. Толерантность - это следствие осознанности общей надэтнической, надконфессиональной составляющей индивидов различных социальных групп. Однако если некий этнический социум замкнут на внутренних массовых стереотипах и догмах, не содержит в себе факторов, толкающих его на рационализацию собственной культуры, то такой социум неизбежно будет интолерантен, поскольку замкнут в своих локальных ценностных ориентирах и никак не соотносит их с принципами мирного сосуществования. Толерантность связана с определенным развитием ценностных доминант личности.

Особенность современных противоречий в сфере определения толерантности заключается в том, что международное сообщество одновременно утверждает значимость, самобытность, ценность различных культур и ценность единого мира универсальных общечеловеческих ценностей. Именно в этом и заключается многомерность проблемы толерантности: признавая социокультурную ценность локальных этносоциальных групп, люди зачастую противоречат ценностям общечеловеческим, и наоборот. Такие явления, как авторитаризм и тоталитарность власти, отрицаются в качестве значимых ценностей представителями демократических обществ. Однако именно эти ценности полагаются обязательными составляющими власти в некоторых восточных культурах.

Еще более серьезный вопрос связан с проблемой, что считать общечеловеческими ценностями. В какой-то момент исторического развития социальной мысли общечеловеческим стало европейское, западное. Как известно, просветители понимали развитие культуры строго линейно. Все общества проходят один и тот же путь развития, выражающийся в смене одних и тех же форм социума. Это означало то, что европейская модель развития капиталистического общества обязательна для всех без исключения культур и национальных групп. Это в свою очередь приводило к выводу, что «отсталые» общества неизбежно пойдут по европейскому пути развития, приняв европейские ценности. Данный принцип в истории послужил основанием не только для европеизации стран Азии и Африки, но и к их колонизации и истреблению коренного населения, поскольку европейская культура признавалась более высокой и развитой.

Как известно, современное международное сообщество отвергло просветительский принцип в подходе к развитию культуры, признав безусловную значимость неевропейских ценностей. Интересны в этом плане выводы социальных психологов и этнопсихологов, отраженные в работах Н.М. Лебедевой, О.В. Луневой, Т.Г. Стефаненко, М.Ю. Мартыновой. В частности, общепризнанным считается невозможность развития стран Африки по европейскому сценарию. Следовательно, та модель ценностного развития, которая имела место в эпоху просвещения, ушла в прошлое. Очевидно, что этническая толерантность предполагает нечто общее между различными этническими культурами. Эта общность есть не что иное, как общность пути. Толерантность в этнической коммуникации связана с поиском единой глобальной мировоззренческой позиции, которую бы разделяли представители различных этнических и национальных культур Толерантность в межкультурном диалоге/ отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М., 2005.- с.64.

Приведенные выше позиции отражают разностороннее понимание этнической толерантности в современном мире. В частности, это выражается в том, что в рамках международного законодательства, с одной стороны, провозглашается принцип наций (этносов) на самоопределение, в том числе и в отношении государственной юрисдикции, но, с другой стороны, утверждается неделимость и неизменность государственных границ. Именно здесь кроется неизбежное противоречие между частным и общим, позволяя отдельным национальным группам самоопределяться, в том числе, и в отношении государственных территорий, и вместе с этим утверждается нерушимость государств в их территориальном status quo.

Таким образом, можно сказать, что принципы этнической толерантности - это принципы уважительного отношения и диалога между различными национальными группами.

Представители различных национальных, конфессиональных сообществ в целом выступают с близкими принципами, основанными на утверждении сближения культур.

Традиционно считается, что в понимании принципов этнической толерантности возможны некоторые модификации. Например, В. Лекторский предлагает уровневое понимание толерантности (рис. 3):

Рис. 3. Уровневое понимание толерантности Ильинская С. Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. М., 2007- с.44

Как полагает Кеннет Уэйн, межнациональный диалог будет органичным и конструктивным только в том случае, если он имеет непосредственный, натуральный смысл. Это означает, что толерантность предполагает не только некое гипотетическое и абстрактное уважение к ценностям, установкам и убеждениям (позициям) представителей различных культур, но и уважение к самим носителям ценностей и установок - непосредственно к людям разных социокультурных пространств Антонян Ю. М., Давитадзе М. Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. М., 2004- с.31.

Этническая толерантность определяется в рамках уважительного диалога и взаимодействия различных этнических групп. Принцип этнического толерантного диалога предполагает множество позиций, установок, ценностных параметров, которые считаются равноправными. Для современного состояния понимания толерантности характерен отказ от монополизации истины, присуще стремление к провозглашению открытости, готовности к компромиссу. Это означает вариативность и ситуативность различных форм этнической коммуникации.

Читайте также:
  1. III этап: Формирование либеральной и социалистической оппозиций в Германии. Проблема национального объединения в политической жизни 30-40 гг.
  2. Буковинська" дискусія: учасники, проблематика, наслідки.
  3. Антропогенные воздействия на атмосферу Земли и глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, озоновые дыры, проблема кислотных осадков).
  4. Аудитория и СМИ. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
  5. Блок 16 вопрос Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы. Особенности работы с подростками с девиантным поведением.
  6. Бродяжничество и беспризорность детей как социально-политическая и социально-педагогическая проблема. Социально-педагогическая работа с беспризорными и безнадзорными детьми.
  7. В1. Ограниченность рес. и проблема выбора в экономике. Производств. возможности общества и их границы.

Феномен толерантности в условиях современного межкультурного взаимодействия

Специфика существования человека как социального существа связана с тем, что его формирование и дальнейший процесс функционирования возможен только в процесс совместного проживания, в итоге которого происходит процесс социализации. Особенностью социального уклада жизни людей является необходимость их взаимного сосуществования, которое реализуется в различных сферах повседневного взаимодействия: политической, экономической, правовой, религиозной, этнонациональной, художественной и др. Разнообразие этих сфер тесно связано и с конкретными условиями развития и существования человека на каждом из исторических этапов, что характеризуется особенностями занимаемой экологической ниши, социокультурного уклада, способов жизнедеятельности, социально–политических и экономических условий и т.д.

В силу социокультурных и индивидуальных особенностей, вследствие своеобразия условий жизни люди по–разному видят и слышат, у них разные ценности, жизненные установки и системы верований, что может провоцировать напряженность и конфликтность при взаимодействии. Но специфика социально–исторического развития людей такова, что они стремятся к целостности и взаимопониманию своего существования в процессе коммуникации. И тут особую важность приобретает определение и поиск того феномена, который объединяет людей в рамках единого социокультурного пространства. Основой для конструктивного взаимодействия может выступать идея толерантности как необходимое условие бесконфликтного сосуществования. Решение проблемы толерантности нужно искать в конкретных видах социализации людей, в их специфике, вырастающей из этнонациональных, социокультурных и субкультурных традиций.

В последнее время в современной научной среде проблеме толерантности уделяется достаточно много внимания. Проводятся конференции, издаются монографии, научные публикации, организовываются специальные программы, так или иначе затрагивающие феномен толерантности. Феномен толерантности – одна из актуальнейших тем современности, привлекающая внимание ученых из разных областей знания, как в социо–гуманитарных науках – этнической, кросс–культурной и политической психологии, социологии, философии, культурной антропологии, так и в естественных, в том числе в генетике, биологии, медицине.



Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия имеет для современного общества особую актуальность. Это обусловлено тем, что современный мир, стремительно осваивая многоуровневое пространство межкультурных отношений, актуализирует потребность в изучении этнонациональных особенностей поведения и навыков эффективной межкультурной коммуникации субъектов, составляющих единое социокультурное пространство. Проблема толерантности привлекает к себе пристальное внимание исследователей в связи с современным процессом глобализации, так как он представляет собой идеальную модель относительной универсализации этнокультур единого региона. Разработка данной проблемы имеет существенное значение для более глубокого понимания современной ситуации в условиях взаимодействия на глобальном и региональном уровнях.

На пороге XXI века проблема толерантности приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей цивилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов. Поэтому на сегодняшний день весьма актуальным является:



1) теоретическое осмысление толерантности как многофакторного и многогранного явления;

2) анализ теоретических исследований в связи с изучением повседневного мира людей;

3) формирование толерантного сознания у людей, объединенных в рамках социокультурной общности.

Основным понятием нашего исследования является «толерантность», поэтому необходимо обратиться к его этимологии для прояснения сущности этого неоднозначного феномена. Исходя из существующих лингвистических переводов понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Так, с латинского «tolerantia», английского – «tolerance, toleration»; немецком – «toleranz»; французкого – «tolerance» обозначает как терпение.

Толерантность хотя и отождествляется с понятием «терпение», мы рассматриваем его как терпимость особого типа, которая имеет более яркую активную направленность. Поэтому в нашем понимании толерантность – не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости для взаимопонимания между этносами, социальными группами, с целью позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, этнической, религиозной или социальной среды. Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости – основные компоненты понятия «толерантность».

Поэтому толерантность мы будем понимать как осознанно уважительную терпимость и искреннюю способность человека мириться с кем–либо, чем–либо, а также снисходительно относиться к кому–либо или чему–либо. Понимание толерантности как специфической психологической установки, ориентирующейся в процессе взаимодействия людей на уважительное восприятие иной этнической или религиозной самобытности, других культур, обычаев и образа жизни, показывает ее как высшую нравственную ценность. Связанная с процессом коммуникации, направленным на внутреннее самостоятельное психологическое преодоление или ослабление нетерпимости и неприятия отличающегося от своего (т.е. не похожего, иного) на уровне собственного менталитета, связанная с ослаблением реакции на какой–либо неблагоприятный фактор в межрелигиозных, межнациональных и, в целом, межличностных отношениях и стремлению к мирному сосуществованию и взаимопониманию, толерантность является необходимым условием сосуществования людей на различных уровнях жизнедеятельности.

Для определения специфики толерантности нам необходимо переосмыслить сам этот феномен во–первых, как тип отношений; во–вторых, как специфическая особенность человека; в–третьих, как форма саморефлексии.

1. Толерантность как тип отношений.

Рассматривая толерантность как тип отношений нам, прежде всего, необходимо отметить, что толерантность – это сложный и редкий феномен сосуществования людей по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается, а различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности. Поэтому для того, чтобы человеку комфортно существовать, необходимо формировать у него стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Способность человека, сообщества людей, государства слышать и уважать мнение других проявляется в стремлении к взаимопониманию и мирному сосуществованию, что предполагает установление толерантности как формы отношений.

2. Толерантность как специфическая особенность человека.

В связи с тем, что психология человека функционирует по общечеловеческим универсальным механизмам, во всей своей многоаспектности она будет иметь те сферы проявления, где социотипическое поведение той или иной группы людей найдет свою психологическую зону совпадения. Эта зона совпадения (этнотипические стили поведения, коммуникации, ценностно–смысловая сфера) будет основой толерантности в процессе взаимодействия и единства общечеловеческих ценностей в многообразии межкультурных различий.

Толерантность является особым типом культурной ориентации, при котором ценности, связанные с высшими потребностями человека, являются доминирующими. Толерантность, формируемая воспитанием и образованием, спецификой менталитета, в конечном итоге подчиняет все частные и узкокорыстные цели высшим надындивидуальным, общечеловеческим ориентирам. Поэтому не вызывает сомнения, что терпимость, взаимоуважение, понимание, формируемые воспитанием и образованием, должны стать универсальными ценностями. Разнообразие и богатство мнений и позиций, вариативность решений и развития, многообразие культурных традиций – сущностные характеристики отношений современности.

Чтобы гарантировать толерантность в качестве принципа совместной жизни и взаимоуважения между представителями взаимодействия следует ее признавать как основной долг и как собственную потребность, посредством установления ее как позиции сосуществования.

3. Толерантность как форма саморефлексии.

Мы становимся или учимся быть толерантными, постепенно осознавая необходимость саморефлексии и самопознания. Современная социокультурная коммуникация направлена сегодня на то, чтобы спровоцировать нас быть активными, думать, понимать, разгадывать семантические загадки, а посредством постижения субъективного мира другого, находить себя. Для этого рассмотрим саму суть феномена толерантности в рамках феноменологического анализа повседневности, т.е. современного понимания толерантности в рамках феноменологии, посредством описания явлений в том виде, как они проявляются в воображении человека, в его сознании.

Структурирование этнических форм взаимодействия определяется не только ментальностью этноса, но и жизненным миром – повседневностью – и изучение ее, с одной стороны, уводит в сферу либо образа жизни, либо не осознаваемых коммуникативных взаимодействий. Понимание происходящих процессов межэтнического взаимодействия в современном мире связано с необходимостью более глубокого анализа механизмов сохранения и функционирования этноса и характеристики специфической формы взаимодействия между этногруппами, которое, с одной стороны, направлено на формирование внутренней самоизоляции, а с другой – расширению контактов во вне.

Толерантность – это способность к диалогу, которая достигается в процессе познания мира и себя, что возможно лишь при наличии Другого. Таким образом, диалог является необходимым условием развития, как интеллектуального (без способности, прежде всего, воспринимать, вбирая в себя единицы социального опыта, невозможным было бы развитие мышления человека), так и личностного, духовно–культурного, связанного с самой спецификой существования человека.

Именно в процессе взаимодействия людей обнаруживается смысл, процесс и механизм диалога как результат отражения предмета в «другом», либо только в функционировании происходит становление смысла, феноменизация явления. М.Бахтин, обращаясь к феноменологическому анализу феномена диалога, пытается показать способ взаимоотношений миров «Я» и «Другого». Философ утверждает, что «Другой» значителен не потому, что он такой же как «Я», но потому, что он другой. Этот «Другой» обогащает в итоге бытие. В диалоге двух субъектов, цель которого – не соединиться, так как между субъектами остается пространство, где могут совершаться различные метаморфозы. Данную напряженную дистанционность невозможно преодолеть, да и этого не надо, так как это пространство мысли, которое, отделяя нас от другого субъекта, позволяет каждому, не становясь другим, выйти из своих прежних рубежей. Быть другим – это привилегия и «Я», и «Другого». «Я» – нечто другое, чем «ты», значит, мы оба находимся в привилегированном положении.

В процессе взаимодействия важно учитывать тот факт, что каждый человек смотрит на мир через призму своих установок, которую формирует мировоззрение, язык, контекст культуры, определенная парадигма и т.д., и от которой невозможно освободиться. Попытка смотреть одновременно с нескольких позиций похожа на попытку наблюдать предмет сразу из нескольких точек, однако, реально возможна и необходима в данный момент только одна точка зрения. Так как невозможно освободиться от своей призмы или перейти полностью в ситуацию «Другого», возникает необходимость диалога. Таким образом, в процессе диалога культур не предусматривается возможность полной идентификации, но предполагается возможность сближения культур. Приближаясь к «Другому», наблюдая и пытаясь его понять, важно всегда помнить высшее предназначение мирной культуры взаимодействия, благодаря которой и опираясь на которую совершается понимание и диалог, без чего невозможно установление культуры толерантности, задача которой понять, принять, а не раствориться в «другом».

Толерантность как осознанная установка на принятие «Другого» через обратное допущение такого же отношения, позволяет сохранить относительную стабильность в обществе, объединяющем различные этнические культуры. Так в процессе межличностного взаимодействия толерантность исходит из признания «Другого» как свободной и равноправной личности, способной формировать свои собственные убеждения, жить в соответствии с ними самостоятельно или совместно с единомышленниками, исходя из того, что это право не причиняет вреда и остальным. При этом она (толерантность) выступает не как самоцель, а как условие сосуществования.

Толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая технология взаимодействия людей, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание интересов, убеждение различных сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Толерантность проявляется в праве всех индивидов быть различными, а также в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию различных мировых культур, готовности к сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Поэтому формирование у человека толерантных установок через обучение его к конструктивному диалогу, способам ведения переговоров, умению слушать и уважительно относиться к другой точке зрения – проблема современного общества.

Культура толерантности представляет собой неотъемлемую часть общей культуры личности. В соответствии с декларацией принципов толерантности, которая была принята ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность рассматривается как ценность и социальная норма гражданского общества. В Декларации подчеркивается, что конструктивное взаимодействие людей и социальных групп с разными ценностями может быть достигнуто на основе формирования установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, выработки навыков позитивного межкультурного взаимодействия.

Таким образом, понятие «толерантность» по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто «терпимое отношение». Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в «оси координат» XXI века. Людям, живущим в эпоху стирания нравственных, этнических, религиозных и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество.