Что значит А. У

АУЕ расшифровка что значит, и почему ее презирают? Банды малолеток в провинциальных городах под лозунгом АУЕ уже ставят «на счетчик» школы, а ребята постарше занимаются откровенным рэкетом.

Эта аббревиатура означает «арестантский уклад един», либо «арестантское уголовное единство». Еще один вариант расшифровки - "арестантско-уркаганское единство". Где "урки" - это старинное название бандита, вора, мошенника.

В России это сообщество, а вернее, неформальная субкультура, уже натворили немало бед. Суть его достаточно проста – молодежь начинает исповедовать уголовные правила, что-то вроде «жизнь ворам, смерть….», вымогать деньги у своих товарищей, создавать «общаки» с передачей продуктов, сигарет или денег на «пацанам на зону». В общем, банды АУЕ занимаются рэкетом или воровством, обожают своих кумиров из фильма «Бригада», авторитетов и воров в законе. Подзаборный гопник ничем от АУЕ не отличается, разве что более слабой степенью деградации.

Для нормального человека расшифровка АУЕ несколько иная – абсолютно унылый евнух. Именно евнух или скопец – слуга в гареме идиотов. Малолетки из этого сообщества, достигая своей мечты попасть на зону, нередко становятся обычными прислужниками у авторитетов, но это еще в лучшем случае. Частенько из молодых бархатных «бродяг» делают Машек, и они получают те самые прелести арестантского единства, о котором так мечтали.

Деревенский «бродяга» из АУЕ, укравший куртку из школьной раздевалки, и отпинавший слабака, упивается собственным величием. Где-то в глубине души он догадывается, что он чмо и безмозглый лентяй, но уголовная романтика делает свое дело. Впрочем, ощущение вседозволенности длится недолго. Шедший к успеху пацан попадает на самое дно, губит свою жизнь и возможности в самом зародыше. Кто-то всю жизнь проводит в тюрьме, кто-то становится бомжом.

У молодежи

Самое забавное, что верность принципам АУЕ наблюдается и у великовозрастной молодежи. В некоторых городах банды школьников патронируют ребята, которым по 25-30 лет. Как привило, это опустившееся люмпены, которые нередко даже не обладают физической силой, но все-таки сильно досаждают нормальным людям. Они занимаются сбытом краденного, часто заставляют совершать преступления малолеток, зная, что уголовной ответственности тем не грозит.

Виновато в порождении всей этой системы исключительно государство. Во-первых, в России очень низкий уровень жизни – в поселках молодежь дуреет, у нее нет почвы для самовыражения, поэтому и создает банды АУЕ. Работы нет, а гнить, как и их родители в нищете, дети не хотят. Воровство - самый легкий путь к богатству.

Во-вторых, везде кричат про «духовность», но при этом по Первому каналу показывают криминальные фильмы и транслируют концерты памяти Круга. Блатные песни остаются самыми популярными, свободно крутятся в любой маршрутке.

В-третьих, реформа полиции по факту ничего не дала. Есть хорошие полицейские, но остались в органах еще и откровенные отбросы, которые выбивают показания, ругаются матом, берут взятки. У школьника начинает формироваться неправильное мнение, что все «мусора» плохие, а уголовники – хорошие.

В-четвертых, молодежь неправильно мотивируют. В России культ силы закладывается в мозги через новости, патриотические программы и прочие мероприятия. Учитывая внутренний протест, свойственный подросткам, это все трансформируется в силу отрицательную.

А следовало бы мотивировать подростков на труд, успех, учебу, умственное развитие, добрые поступки. Патриотизм - давно должен из военного стать созидательным и добрым.

На блатном жаргоне

Корни у расшифровки АУЕ растут из уголовщины, ведь сам термин является камерным приветствием. Заходит человек в «хату» и изрекает «АУЕ!», то есть, как бы показывает, что он свой, вор, гомосексуалист (именно так называются люди, вступающие в связь с «петухами»), конь в загоне и прочая. Попытки построить уголовное братство вытекают из главного мотива – получше прожить на зоне. Построив иерархическое сообщество уголовников, авторитетам перепадают разные блага, плюс спокойная жизнь и самоуважение. Нередко выгодна такая система и администрации колонии – меньше работать нужно.

Сейчас в России все меньше «черных зон», то есть, где правят уголовники, но на уровне камеры все традиции все-таки сохраняются. Есть и «петухи», и авторитеты, и общак, и опустить человека могут, а то и убить.

Но, как водится, авторитетов на всю зону несколько, а обычных уголовников – много. Поэтому молодой арестант, исповедующий принципы АУЕ, обычно должен исполнять в камере какие-то функции. Например, передавать «малявы» по ниткам у окна камеры, проносить в собственном анусе мобильные телефоны, варить наркозелье паханам и тому подобное.

Так что и на зоне приверженцам АУЕ живется несладко – их часто подставляют, могут обыграть в карты, а нередко, и опустить. Гораздо легче простым мужиком шить фуфайки, чем пытаться играть в игры матерых уголовников.

На номерах

Новое веяние моды – купить номер с буквами АУЕ. Смешнее всего смотрятся такие номера на «девятках» и «четырках» из провинции. Но дорогих машин с номерами АУЕ побаиваются, а БМВ или Мерседес с АУЕ 777 вызывают жуткий трепет у холопов – как же, едет вор в законе. Эта расшифровка даже еще более популярна, чем ВОР.

Если такой номер решает купить матерый уголовник, он, конечно, может упиваться тем, что какая-нибудь «Ока» или кредитная «Приора» будут от него шарахаться в потоке. Можно эффектно постоять с такой машиной у подъезда или казино, перекидывая фенечки.

Но счастье длится недолго – брички с номерами АУЕ останавливают почти на всех постах, ищут в них наркоту, каждый деревенский сержант будет пытаться самоутвердиться перед коллегами, повертев на жезле авторитета. Если такой номер купил обычный человек, то его могут остановить и настоящие уголовники, попросив кинуть пару тысяч в общак.

Ну и, соответственно, у нормального человека, который на свою машину заработал, а не наворовал, к номерам АУЕ возникает презрение. Еще больше ненавидят эту гопоту люди, которые от нее пострадали. Поэтому нередко на такую машину могут кинуть ночью кирпич, а то и спалить.

Выводы

Когда государство задумается над тем, что значит АУЕ, какие последствия может принести это течение, может оказаться слишком поздно. Сейчас пока банды АУЕ винят в избиениях, вымогательствах, воровстве.

Через несколько лет, если не примут меры, люди услышат об убийствах АУЕ, кроме того, банды школьников подрастут, и при усугубляющемся кризисе, превратятся в криминальные бригады. Мы получим ровно те 90-е, от которых так старались избавиться все это время.

Учитывая, что власти вряд ли будут принимать меры, поднимать шум следует волонтерам. Высмеивать «опасных поциков», беседовать с ними, предавать огласке их преступления. В школах борьба с АУЕ должна вестись на предварительном уровне, на стадии слухов и разговоров, пока это сообщество еще не стало реальным, иначе потом будет поздно.

Субкультура АУЕ в считанные годы распространилась почти по всей территории страны, массово внедряясь в школы, интернаты и ПТУ. Основной контингент – дети в возрасте от 10 до 17 лет, т.е. самая беззащитная часть населения, и главное – та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее.

Кто стоит за АУЕ?

За этим явлением стоят бандиты из лихих 1990-х, в юности отсидевшие сроки на малолетке (зона для несовершеннолетних), будучи буграми, т.е. бригадирами зоны, отряда, отделения - ставленниками администрации. Часто бугры издеваются над несовершеннолетними заключенными, как морально, так и физически. У бугров есть свои председатели, их прозвище - рог. Любой рог или богор, стоит ему подняться на взросляк (т.е. достигнув совершеннолетия, перейти отбывать наказание во взрослую колонию), имеет риск быть опущенным либо убитым, так как он не просто занимал «сучью» должность, но и издевался над другими. А для того чтобы не было бунта против их власти, многие бугры специально стремятся навязать на малолетке свою идеологию, якобы основанную на воровских понятиях. Постепенно такая «своя» субкультура прикрылась аббревиатурой АУЕ, распространив свое влияние и на воле. Молодежь начинает жить по уголовным правилам, под лозунгом «Жизнь ворам - смерть ментам», вымогает деньги у своих товарищей, создаёт общаки для передачи продуктов, сигарет или денег «пацанам на зону» - на малолетку. Многие подростки не понимают, что, помогая этой субкультуре на свободе, они помогают, по сути, «сукам», нарушающим воровской закон. На взрослой зоне приверженцам АУЕ живется несладко – их часто используют, подставляют, могут, мухлюя, обыграть в карты, а нередко и опустить. Малолетки из этого сообщества, на зоне часто становятся обычными прислужниками авторитетов, но это еще в лучшем случае. Бывает, что из молодых бархатных бродяг делают Машек, и они получают те самые прелести арестантского единства, о котором так мечтали. Деревенский бродяга из АУЕ, укравший куртку из школьной раздевалки и попинавший слабака, упивается собственным величием. Но для настоящих взрослых арестантов и бродяг, придерживающихся воровского закона, он – «чмо и безмозглый лентяй».

У несидевшей молодежи

Самое забавное, что верность принципам АУЕ наблюдается и у великовозрастной молодежи. В некоторых городах банды школьников патронируют люди, которым по 25-30 лет. Как привило, это опустившееся люмпены, которые нередко даже не обладают физической силой, но все-таки активно досаждают обыкновенным гражданам. Они занимаются сбытом краденого, заставляют совершать преступления малолеток, зная, что им уголовная ответственность не грозит.

Детские деньги в общак

В некоторых школах члены молодёжной группировки, не стесняясь, собирают ежемесячные подати со своих одноклассников и других учеников. На их языке это называется «грев на зону» – деньги переводятся криминальным авторитетам, отбывающим наказание в тюрьмах. Об этом знают все – от родителей школьников до администрации учебных заведений, однако помешать такому положению дел никто не может. Правоохранительные органы тоже бессильны, а иногда едва ли не становятся жертвами сами. Как, например, в Челябинске, когда подростки устроили беспорядки, и с криками «АУЕ» набросились на полицейских. В небольших населённых пунктах Дальнего Востока штат полицейских участков обычно очень маленький, и противостоять разъяренной толпе подростков без применения оружия он не в силах.

До судов «подвиги» малолетних уголовников тоже доходят крайне редко, так как мало кто осмеливается писать заявления на них. Для школьника выступить против АУЕ (то есть дать любые показания в суде) – значит пойти против всех своих друзей и одноклассников, стать презираемым изгоем в их обществе. В некоторых случаях на помощь детям приходят их родители.

Криминальная субкультура

Чтобы примкнуть к этой субкультуре, не нужно никуда записываться или где-то регистрироваться – достаточно просто заявить о своей симпатии к ее законам (фактически тюремные законы на молодёжный лад). А вот покинуть движение уже нельзя. Как говорят сами представители АУЕ, «тюрьма не отпускает». Попробуешь дать задний ход – тут же начнутся проблемы, вплоть до низложения на низшую ступень криминальной иерархии.

Опущенные, к слову, тоже ведь часть АУЕ, просто они находятся в самом низу иерархической лестницы. Выходит, что в отличие от любых других известных субкультур АУЕ – крайне хваткая и агрессивная, хватающая своими щупальцами всё, до чего может дотянуться. При таком раскладе надо полагать, что многие подростки причисляют себя к АУЕ не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях просто ради личной безопасности.

Даже далеко не все бывшие заключенные поддерживают АУЕ. Многие из них считают, что у этих малолеток совсем нет ничего святого. Понимают они только силу, да и то по-своему. «Количество» и «качество», например, для них практически слова-синонимы. Если они могут забить толпой здорового сильного мужчину и отнять у него кошелёк, то они это сделают, ибо это «по понятиям».

Западло работать

О классическом трудоустройстве члены АУЕ даже не думают. Ведь «работать – западло». Можно только воровать, заниматься грабежами или, на худой конец, мошенничеством. Учиться, получать высшее образование или просто читать книги в их понимании – тоже «западло». Члены АУЕ верят только в тот опыт, который они рано или поздно получат в тюрьме. А в том, что такой этап в их жизни наступит, они даже не сомневаются.

Собирая грев на зону, малолетние уголовники говорят примерно так: сегодня мы греем тюрьму подачками, завтра эти подачки будут собирать для нас. Подводя итог, можно констатировать, что страна столкнулось с новой, ужасно извращённой тюремной идеологией, оказавшейся куда страшней своего оригинала. Она каким-то поразительным образом сумела пробраться в народ, захватить умы миллионов подростков по всей России. И всё это – в считанные годы.

На автомобильных номерах

Новое веяние моды – купить номер с буквами АУЕ. Если такой номер решает купить матерый уголовник, он, конечно, может упиваться тем, что какая-нибудь «Ока» или кредитная «Приора» будут от него шарахаться в потоке. Но счастье длится недолго: брички с номерами АУЕ останавливают почти на всех постах, ищут в них наркотики; каждый деревенский сержант захочет самоутвердиться перед коллегами, повертев на жезле авторитета. Если такой номер покупает обычный человек, то его могут тормознуть и настоящие бандиты, предлагая кинуть пару тысяч в общак. У нормального же авторитета, придерживающегося воровских традиций, к номерам АУЕ возникает презрение. Поэтому нередко на такую машину могут кинуть ночью кирпич, а то и спалить, поскольку её владелец расценивается как самозванец.


Подростки в криминальной среде. Что такое АУЕ? Движение «АУЕ» разрастается по России.

В последнее время все чаще в российских СМИ начали освещать движение АУЕ. Можно расшифровать, как «Арестанское уркаганское единство», или «Арестанский уклад един». Есть два значения этого определения. Первое из них, это принцип существования в тюрьме. Один из важнейших принципов заключается в том, что все неизбежные в замкнутом существовании конфликты должны разрешаться мирным способом. Без драк и поножовщины. Сокамерники обязаны понимать, что их объединила в этом месте общая беда, и никто из них не попал в тюрьму по своему желанию. И все, оказавшиеся под одной крышей и понимающие, что значит АУЕ, обязаны относиться друг к другу по-товарищески.

Второе определение о котором мы будем говорить, это молодежное неформальное движение, участники которого придерживаются уголовных понятий, поддерживают и признают авторитетов преступного мира, насильственно навязывают свое мнение сверстникам, проецируя на взаимоотношения с окружающими тюремные поведенческие схемы. Вы можете найти множество видеоматериалов про молодежь, которая пропагандирует свое движение. Особенно ярко это выражается в Забайкалье. В одном из видеоматериалов есть целый сюжет, в котором забайкальские подростки трясут деньги со школьников, неважно, будь это первоклассник, или старшеклассник. При этом с тех, у кого родители полицейские, спрашивают больше. Если подростки услышат отказ от школьников, сначала они поговорят с ними нормально. Если нормальной реакции не будет, подростки начнут ставить школьников на проценты, не исключено и физическое давление. Бытует мнение, что собранные деньги они относят свои авторитетам в тюрьму.

{МОДУЛЬ=222&style=margin:20px;float:left;}

Известно, что движение уже распространено в Чите, Татарстане, Иркутске, республике Марий-Эл (что кстати близко к Кировской области), Ставропольском крае, Ленинградской области, из нескольких районах Подмосковья и Москвы.

N.B. На настоящий момент, по некоторым признакам- это второе по опасности молодёжное движение после печально известных "Клубов самоубийц" , которые властью были достаточно быстро локализованы и загнаны в глубокое подполье. Теперь АУЕ вырывается на первое место. (прим. "Виртуального Кореновска")

Путину доложили о зверствах молодежной криминальной группировки АУЕ в регионах РФ


Президенту РФ Владимиру Путину доложили о криминальной группировке АУЕ, которая действует в регионах РФ, в том числе и в Бурятии. О распространении субкультуры среди школьников президенту рассказала секретарь совета по развитию гражданского общества и правам человека Яна Лантратова на очередном заседании совета, которое прошло 8 декабря в Москве. По словам Яны Лантратовой, АУЕ представляет угрозу национальной безопасности, сообщает ИА UlanMedia со ссылкой на сайт Кремля.

"Я являюсь ответственным секретарем Совета и работаю в Совете от Всероссийской общественной организации "Союз добровольцев России", которая представлена в 77 регионах нашей страны. Выполняя Ваше поручение об организации недель общественного контроля в субъектах Российской Федерации, мы выявили комплексные проблемы в сфере защиты прав детей и подростков, которые требуют серьезного государственного межведомственного вмешательства… Это криминальная субкультура АУЕ – "арестанско-уркаганское единство" или "арестанский уклад един". Что это такое? Это в тюрьме сидит человек и у него есть свои смотрящие на воле, и они связываются, в том числе, с детьми и подростками в социальных учреждениях и устанавливают свои порядки, и детей, и подростков заставляют сдавать на так называемый общак для зоны, а если ребенок не может сдать деньги или не может украсть и совершить какое-то преступление, он переходит в разряд "опущенных": у него отдельная парта, отдельная посуда, над ним можно издеваться…", - отметила Яна Лантратова.

По ее словам, криминальная субкультура АУЕ распространяется и в обычных школах.

"И страшно то, что мы видим некую тенденцию: ребенок совершает преступления и правонарушения, после этого он попадает в детскую колонию или спецшколу, где он заражается вот этой криминальной субкультурой. После этого, отбывая свой срок, он возвращается обратно, например, в детский дом-интернат, становится там смотрящим и насаждает эту криминальную субкультуру среди всех остальных детей.

А по новому закону об образовании дети из детских домов и интернатов ходят вместе с обычными детьми в обычные школы. И мы видим, как эта криминальная субкультура, или другими словами ее можно назвать молодежная политика криминального мира, попадает в обычные школы", - сказала секретарь совета по развитию гражданского общества и правам человека.

По словам Яны Лантратовой, в последнее время к ней обращается больше количество родителей.

"Они приносят свои обращения о том, что их дети из благополучных семей выходят утром в школу и попадают на специальные явочные квартиры, где уже находятся алкоголь и наркотики, и они обязаны вписаться, называется "вписки", в эту криминальную субкультуру, чтобы не стать "опущенными", и оплатить алкоголь и наркотики собственным телом. Я хочу здесь отметить, что это дети 11-ти, 12-ти, 13-ти, 14-ти лет. Это очень страшно", - сказала она.

Секретарь также отметила, что это проблема национальной безопасности, и ее нужно решать комплексно.

"Даже ничего не буду комментировать. Давайте ваши предложения, программу. Проработаем, и обязательно будем и помогать вам, и вместе с вами работать", - сказал Владимир Путин.

Напомним, что Бурятия также находится под влиянием субкультуры АУЕ. Факт его существования подтверждают жители республики. По словам депутата городского совета Улан-Удэ Анатолия Белоусова учащиеся школ и специальных учебных заведений запуганы молодыми рэкетирами. Однако, по сообщению пресс-службы МВД по Бурятии, на территории республики данная преступная молодежная группировка не действует.

В СПЧ рассказали о молодежной группировке АУЕ, которая в 18 регионах РФ требует от детей сдавать "деньги на общак для зоны"


Неформальное молодежное криминализованное движение АУЕ, название которого расшифровывается как "Арестантское уркаганское единство" (также встречается трактовка - "Арестантский уклад един"), держит под контролем детей в 18 регионах России. Об этом рассказала "Известиям" ответственный секретарь Совета по правам человека России, глава Союза добровольцев России Яна Лантратова.

Отметим, что заявление Лантратовой было сделано "Известиям" в тот момент, когда ее кандидатура рассматривается в качестве претендента на пост детского омбудсмена. На место Павла Астахова, уходящего с этого поста, помимо Лантратовой, рассматриваются еще две кандидатуры, предложенные Советом по правам человека. Это общественный деятель Елена Тополева-Солдунова и "доктор Лиза" Елизавета Глинка. Последняя, по словам главы Совета Михаила Федотова, готова отказаться от гражданства США, если ее назначат на эту должность.

Что касается самого заявления Лантратовой, то АУЕ пропагандирует "идеологию воров в законе и тюремные понятия" и, возможно, связано с осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы. По ее словам, проблему обнаружила рабочая группа, созданная на базе СПЧ, куда вошли представители МВД, прокуратуры, Следственного комитета, Минобразования, Минтруда, в конце 2015 года. "Выяснилось, что многие детские учреждения, в том числе и Забайкальского края, находятся под влиянием криминальной субкультуры под названием АУЕ - арестантско-уркаганское единство", - рассказала Лантратова.

"Это когда на зоне сидит человек, у него есть телефон и он может поставить своих "смотрящих", устанавливающих свои порядки. В том числе и в детских домах. И детей заставляют сдавать деньги на общак для зоны. А если они не сдают, то переходят в разряд "опущенных", над ними издеваются, у них отдельная посуда, столы. Мы узнали, что рядом находится многопрофильный лицей, в котором за полгода пять детей совершили самоубийства. Историю тихонечко замяли - сказали, что никакого отношения эти самоубийства к АУЕ не имеют. Хотя сами сотрудники нам сказали, что все взаимосвязано", - сообщила секретарь СПЧ.

"Когда мы стали с этим разбираться, выяснилось, что АУЕ действует еще в 17 регионах, среди них - Бурятия, Челябинская, Ульяновская, Тверская область, Ставропольский край, Московская область и другие регионы России", - уточнила Лантратова.

В социальной сети "ВКонтакте" существует более десятка групп, в названиях которых содержится аббревиатура "АУЕ" (участники движения предпочитают расшифровывать ее как "Арестантский уклад един"). На момент написания заметки самые многочисленные - "АУЕ Шпана" (порядка 103 тысяч участников), "Криминальная группа. Бродяги. ABC7 BLACKBORZ АУЕ" (около 70 тысяч участников) и другие. Группы переполнены постами типа "Лучше потерять годы в поисках достойной жены, чем потерять годы в неудачном браке", "Как бы мент не блатовал, миром правит криминал" и тому подобными.

Преобладающие темы - культ матери ("Легко обидеть мать, она обиду не заметит, и только может вам сказать: "Не простудись, сынок, сегодня ветер"), блатная романтика, пафосные "философские" рассуждения о жизни. В наиболее популярных группах размещается реклама, например, в "Криминальной группе. Бродяги" предлагается заказать с 50-процентной скидкой "часы, как у Путина".

"Уркаганское единство" иногда попадало в поле зрения СМИ

Информация об АУЕ доносилась до СМИ очень фрагментарно. Аббревиатура фигурирует в уголовной хронике как минимум с 2010 года. Когда в сентябре 2010 года в Белореченской воспитательной колонии в Краснодарском крае произошли беспорядки, они были спровоцированы выкриком "АУЕ". Об этом сообщил старший помощник руководителя по связям со СМИ следственного управления СКП РФ по Краснодарскому краю Иван Сенгеров.

Понятие АУЕ встречалось и раньше, но оно обозначало воровское братство внутри колоний, не имевшее столь сильного влияния на детей за пределами зоны.

В читинских СМИ упоминания об АУЕ как молодежной субкультуре появились в 2014 году. В октябре 2014 года прокуратура Забайкалья сообщала, что в Чите и районах края действуют устойчивые группировки молодых людей в возрасте 14-18 лет, как правило, из неблагополучных семей. "В отдельных профессиональных училищах, общеобразовательных школах, интернатах в районах края подобными группами насаждается уголовное мировоззрение, совершаются вымогательства с учащихся денег, якобы для формирования так называемого "общака" и его передачи в пенитенциарные учреждения (всего в регионе действует 11 исправительных колоний)", - рассказали в прокуратуре (цитата по сайту "Забмедиа.Ру").

Как отметил начальник по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи краевой прокуратуры Евгений Синельников, АУЕ "активно пропагандирует свои ценности, понятия и модели поведения как в реальной жизни, так и на просторах интернета".

В феврале 2013 года беспорядки произошли в профессиональном училище N6 Читы, но с деятельностью АУЕ их связали позже. В 2015 году этот случай вспомнили на рабочей встрече сотрудников Управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) и начальника Управления профессионального образования и молодежной политики Министерства образования Забайкальского края Антона Тутова в Читинской исправительной колонии строго режима (ИК-5). Как сообщил сайт "Вести-Чита", участники встречи признали, что "ситуация, сложившаяся в Забайкальском крае, вышла из-под контроля": "Низкий уровень социального благополучия, криминальная субкультура способствуют одурманиванию молодежи воровской романтикой, втягиванию молодых людей и подростков в совершение преступлений. Многие из них, в том числе воспитанники детских домов, придерживаются так называемых воровских понятий и пополняют ряды преступников".

В мае 2013 года в Бурятии в селе Малый Куналей в Бичурском районе трое воспитанников детского дома забросали камнями полицейских. Местную телекомпанию "Тивиком", попытавшуюся выяснить, почему дети целились в представителей власти, не пустили в детский дом.

СПЧ занялось проблемой в конце 2015 года после того, как стало известно о двух инцидентах с участием АУЕ в Забайкалье. В городе Хилок Забайкальского края более 20 воспитанников местного интерната разгромили полицейский участок, а в поселке городского типа Новопавловка в соседнем районе родители учинили расправу над малолетними преступниками, терроризировавшими местную школу N17.

Глава СПЧ Владимир Федотов в январе 2016 года обратился в Совет безопасности, Генпрокуратуру и Следственный комитет с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся в Забайкалье.

В Забайкалье АУЕ объявило "настоящую войну": "У них нет ни мозгов, ни тормозов"

В феврале 2016 года об АУЕ писала газета The Moscow Times, корреспондент которой Оливер Керрол посетил Новопавловку. Перевод этого материала опубликован на сайте "Такие дела".

В школе N17 господствуют блатные понятия, все основано на положении, порядке и подчинении. Понятия четко разграничивают, кого и когда можно грабить, а кого - нет. Они подразумевают, что каждый обязан обеспечивать чаем, сигаретами и налом ("гревом") тех, кто оказался за решеткой. Любое сотрудничество с полицией или участие в судебном процессе исключено. Понятия устанавливают в криминальном мире строжайшую иерархию и предписывают жестоко наказывать тех, кто был осужден за ограбление стариков или изнасилование. По школе ходит книга "Как стать вором в законе".

С журналистами школьники общаются неохотно, те, кто постарше, вообще отказываются от общения. Подростки в группах АУЕ "ВКонтакте" на вопросы журналиста, пытавшегося разведать побольше о субкультуре, давали ответы, самыми приличными из которых были: "агент", "лось", "лохам рассказывай про это" и "АУЕ! жизнь ворам". Один из подростков посоветовал "не совать нос, куда не просят". Он предупредил, что "никто ничего не скажет". "Не нами это заведено, но нами будет чтиться! А ты прислушайся, будет лучше", - сказал 17-летний сторонник АУЕ Дмитрий.

Город, по наблюдениям корреспондента газеты, наполнен блатной романтикой. Почти все подростки в городе знают про АУЕ, понятия и "грев". Одни признавались, что вносят вклад в общак или сдают продукты для "грева", другие утверждали, что только знакомы с теми, кто так поступает.

"У нас настоящая война, эти дети и их родители нас терроризируют", - сообщила жительница Новопавловки. По ее словам, более 40% молодежи в поселке состоит в АУЕ: "У них нет ни мозгов, ни тормозов. Но на самом деле они и сами узники. В поселке для них ничего нет, кроме безнадеги. А уголовники, в общем-то, искренне расположены к детям. А дети чувствуют, кому они нужны".

Учеников школы АУЕ обложили данью: с каждого школьника причиталось от 100 до 250 рублей в месяц в зависимости от состоятельности родителей. Детей заставляли давать клятву, что они никому не расскажут, и прошло больше года, прежде чем об этом узнали взрослые. Дань собирали у входа в столовую. Те, кто мог, делали денежный или продуктовый взнос; остальных ставили на счетчик. С одного из детей за просроченный платеж сорвали куртку в мороз минус 40.

Вице-премьер краевого правительства Сергей Чабан заявил, что местные власти в курсе проблемы. "Мы же не страусы, чтобы утыкаться головой в песок. Проблема есть, не отрицаем. Мы же видим, чем исписаны все стены". Однако, по его словам, репортажи о повсеместном распространении АУЕ далеки от истины. Сам он проблему описал так: "Имеют место отдельные эпизоды вербовки молодежи среди криминалитета".

Между тем о похожих инцидентах сообщали региональные СМИ. Как писало в апреле издание Байкал-Daily, в Бурятии в апреле 2015 года в улан-удэнской школе старшие ученики терроризировали учеников младших классов, требуя с них "грева" для зоны. Одного из детей затравили угрозами и издевательствами до такой степени, что он хотел повеситься.

"Блатным миром" в Бурятии и Забайкалье руководит авторитет Тахи, Новопавловкой управляет Моментик

О нападении подростков на отдел полиции в городе Хилок в марте 2016 года федеральный канал "Россия 24" показал спецрепортаж "Забайкальская каморра". В Хилке подростки из школы-интерната, пытаясь вызволить своего пьяного товарища из отделения полиции, кидали в участок камни, оторвали вывеску и били ею по полицейской машине.

Корреспондент Алексей Симахин назвал движение АУЕ "забайкальской каморрой" по аналогии с неаполитанской мафией (сamorra), которая славится своей социальной работой с молодежью.

При этом пресс-секретарь УМВД России по Забайкальскому краю Лариса Иванова объяснила, что движения АУЕ нет, "потому что нет лидера, нет организатора, нет какой-то финансовой поддержки, никакого устава".

Жители городка с населением около 10 тысяч человек признавали, что местной шпаной кто-то руководит, но на вопросы отвечать отказывались. Владимир Кантемир, главный редактор читинской газеты "Вечорка", которая пишет об АУЕ, рассказал, что "блатным миром" в Бурятии и Забайкалье руководит авторитет Георгий Углава по прозвищу Тахи.

Грузин Георгий Углава, по данным сайта "Прайм-Крайм", родился в 1961 году в Кутаиси. Впервые был осужден в 1984 году в Ленинграде на три года и шесть месяцев по статьям, в 1987 году в 25-летнем возрасте "коронован" в Кутаиси ворами в законе. В начале 2016 года по уголовному делу, впервые возбужденному в Забайкалье по части 4 статье 210 УК РФ (организация преступного сообщества лицом, имеющим высшее положение в преступной иерархии), задержано свыше 90 человек, им вменяют совершение свыше 800 преступлений. "Сам Углава был задержан 1 февраля прошлого года в Москве, он обвиняется в вымогательстве", - сообщается на сайте "Криминальные авторитеты".

В поселке Новопавловка, как выяснил телеканал, местным бизнесом заправляет уголовный авторитет Алексей Ланичев, известный под кличками Мементо и Моментик. Как сообщается в мартовском номере "Вечорки", на лбу у авторитета выколота латинская надпись Memento mori ("помни о смерти"). Именно он собирал дань со школьников.

"По сути, весь поселок работает на одного человека. Лично я его один раз видела, но обращаться не приходилось. Думаю, что к нему, а не в полицию или к председателю идут по всем вопросам, начиная от установки забора и заканчивая "темами, которые надо разрулить". Беспризорных под себя подгреб и организовал их похлеще, чем школа и непутевые родственники, вместе взятые. Те, кто вчера без дела по дворам шатались, сегодня под его началом", - рассказала журналистам местная жительница, просившая не называть ее имя. Она сообщила, что Моментик начал строить церковь, но прибавила: "Правда, не думаю, что зачтется ему - за общаковские-то деньги".

Местные жители взбунтовались против такого положения дел и устроили самосуд над школьниками, работавшими на Моментика. Когда обычные дети, или "мажоры", как их называют в селе, отказались отдавать дань в "общак", в конфликт ввязался Ланичев, и выяснилось, что школьники собирают "грев" не по собственной инициативе. "Ланичев этот, не раз сидевший, всех неблагополучных ребят организовал", - считают жители поселка.

Ланичева в поселке называют "вторым председателем". Официальный глава поселения Алексей Кабаков заявил "России 24", что в крае "есть населенные пункты, где криминогенная ситуация намного тяжелее".

АУЕ. Подростки и представители закона в Челябинске.


Подростки и представители закона в Челябинске.
Толпа скандирует "АУЕ" - "Арестанское уркаганское единство".

Подростки с криками "АУЕ", напали на полицейских в Челябинске


Из аннотации:

Подростки разрисовали несколько патрульных автомобилей.
В Челябинске на фестивале красок Холи молодые люди атаковали полицейский автомобиль. Как сообщает издание URA.RU, инцидент произошел 27 мая.
Подростки разрисовали несколько патрульных автомобилей. Очевидцы сняли на видео момент нападения на сотрудников правоохранительных органов. Разъяренные участники фестиваля выкрикивали лозунг так называемых сторонников "АУЕ" ("Арестантский уклад един", или "Арестантское уркаганское единство") – движения, втягивающего в криминальную субкультуру сотни тысяч детей по всей России.
Дети также наносили ногами удары по автомобилю полицейских, лобовое стекло которого облили желтой краской. Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Челябинской области, факты попадания краски на ведомственный автомобиль действительно имели место, но массовых беспорядков допущено не было.

Самое интересное, что еще в прошлом декабре проблема АУЕ вылезла даже на федеральные каналы.

Проблема, которую в четверг на заседании президентского Совета по правам человека подняла правозащитница Яна Лантратова, стала настоящим шоком. Владимир Путин, выслушав ее, даже не стал ничего комментировать. Просто сказал: «давайте ваши предложения, и будем вместе работать». По словам Лантратовой, в ходе проверок выяснилось, что огромное число детей вовлечено в криминальную субкультуру.
Люди с зоны входят в контакт с детьми из социальных учреждений, выбирают так называемых смотрящих и через них насаждают свои порядки. Например, заставляют сдавать деньги на общак. Эта идеология проникла и в обычные школы. Речь идет, подчеркнула Лантратова, о детях от 11 до 14 лет.

Это чтобы не было вопросов на тему "Что за внезапное АУЕ". Уже давно не внезапное.

Это была своеобразная иллюстрация к свежему заявлению кандидата в президенты РАН академика Сергеева.

Главной потерей нашей страны в послесоветское время стала утечка мозгов. Суммарный интеллект нации сильно упал.
Кто-то уехал, кто-то ушел в менее требовательные к знаниям области, нет прежней должной подпитки интеллекта из образовательной системы. И если мы не начнем снова наращивать этот интеллект, то так и останемся придатком в мировом распределении средств производства и благ. Академия наук должна стать главной консолидирующей силой в стране для разворота вектора в сторону возрастания суммарного интеллекта нации. Это основная стратегическая задача.


Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.
У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?

Куда впадает Волга?

Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?

Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.

Чувства вместо умов

Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны ощущения.

Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача - перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.

Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи - на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!»

Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии - разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас - вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами - они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё - глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.

В принципе, не так, чтобы многое с тех пор поменялось. Поколения 90х подросли не только на Украине, что и порождает текущую проблему "бунтующей молодежи", которая лишь недавно была официально признана, но это уже скорее борьба с последствиями. Инерционный характер проблем с образованием, не подразумевает быстрой отдачи от вносимых в систему изменений, а проблемы есть уже сейчас.

Путин обещал помочь в решении проблем детей, попавших в криминальную среду


МОСКВА, РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин пообещал поддержать инициативу Всероссийской общественной организации "Союз добровольцев России" по поводу создания межведомственной рабочей группы, которая будет разрабатывать программу постинтернатного сопровождения подростков и детей, попавших в криминальную среду.

Ответственный секретарь СПЧ Яна Лантранова, которая также представляет Всероссийскую общественную организацию "Союз добровольцев России", в своем докладе на заседании Совета по развитию гражданского общества в четверг рассказала, что в ходе недель общественного контроля в субъектах Российской Федерации, организация выявила многочисленные нарушения и проблемы в сфере защиты прав детей и подростков, требующие серьезного государственного межведомственного вмешательства.

"За время нашей работы мы добились возбуждения уголовных дел в отношении насилия над детьми в 14 регионах России. Но, объезжая учреждения, мы вскрыли еще одну уникальную тему, которая требует немедленного решения. Это криминальная субкультура АУЕ - Арестантский уклад един", - доложила Лантранова.

По ее словам, главари этой структуры, которые находятся в местах заключения, связываются с детьми и подростками в социальных учреждениях, вымогая у них деньги и угрозами заставляя совершать преступления. Она подчеркнула, что криминальная структура имеет широкое распространение в интернете посредством групп в социальных сетях, а ее жертвами становятся дети от 11 до 14 лет.

Лантранова назвала действия этой группировки "проблемой национальной безопасности", которую необходимо решать комплексно, "во взаимодействии со всеми компетентными силовыми структурами, и в четком алгоритме, чтобы разработать и концепцию, и программу постинтернатного сопровождения". Она попросила президента подписать поручение о создании межведомственной рабочей группы, "которая вместе с представителями всех правоохранительных органов и правозащитниками более плотно изучит эту проблему".

Президент Путин пообещал помочь активистам и волонтерам в решении этого вопроса.

"Давайте ваше предложение, программу. Проработаем и обязательно будем помогать вам и вместе с вами работать", - подчеркнул президент.

N.B. Это "движение" в Кореновске не так популярно, как в других регионах, но соответствующий лексикон у отдельных молодёжных личностей уже проскальзывает. На это стоит обратить внимание...

11 Если мы заглянем вглубь веков и попробуем узнать, как жили и как общались между собой арестанты того времени, то сможем понять, что именно в Российской Империи берёт начало воровской жаргон . Впрочем, этот особый язык создавался осознанно, дело в том, что заключённые хотели, чтобы их разговоры не могли понять надзиратели.
Однако простой человек, ни разу не топтавший зону, не в состоянии ощутить и представить в каких условиях содержаться граждане преступившие закон и о чём они говорят между собой. Даже если бы такой гипотетический человек вдруг случайно подслушал разговор нескольких сидельцев, то вряд ли бы он смог бы понять даже треть произнесённых фраз. Прочтите расшифровку других жаргонизмов и сокращений, например что значит Лю Тя , как понять ЧСВ , что такое ХХХ , что означает ХЗ и т. п. Добавьте наш сайт сайт к себе в закладки, чтобы всегда иметь возможность расшифровать тот или иной жаргонизм или сленговое словечко.

Сначала на воровской жаргон государству было попросту наплевать с высокой колокольни. Ну есть у заключённых, какой-то сленг , ну и что? Однако со временем было принято решение заняться этим вопросом более серьёзно, ведь этот тайный язык знают миллионы людей, а это уже не шутки. Поэтому через некоторое время стали издаваться специальные переводчики и составляться особая литература. Правда такие книги, как-правило предназначались не для всех.

Что же вы прикажете делать гражданину, который вдруг воспылал желанием найти ответы на нужные ему вопросы? Если например он хочет узнать значение какой-нибудь аббревиатуры, тогда у него только один выход, включить компьютер и отправиться на поиски непонятного слова в интернет. Данная небольшая публикация, как раз и предназначена для того, чтобы вы смогли растолковать акроним АУЕ. Причём вы узнаете не только тот смысл, который вкладывают в него сидельцы, но и все популярные значения этого сокращения.

Давайте сначала поговорим о значении АУЕ , для людей, которые сидели, сидят или только собираются отправиться на зону, как бы это странно не звучало.

АУЕ для заключённых означает - "Арестантский уклад един".


Что значит Мастевый?

Данный акроним, как вы и сами догадались, появился исключительно в среде людей отбывающих заключение. Расшифровка АУЕ не представляет особой сложности. В арестантской среде АУЕ означает, что их всех скрепляет и объединяет между собой одна идеология, даже можно сказать особая воровская религия. Она заключается в том, что для всех заключённых должны быть одни и те же условия, то есть все без исключения равны перед внутренними тюремными законами.

В Древнем Риме словом AUE люди приветствовали друг друга. Латинское слово AUE переводится на русский язык, как "Здравствуй ". Историки предполагают, что аббревиатура АУЕ могла быть заимствована из языка древних римлян. Ведь именно эту аббревиатуру арестанты используют, чтобы приветствовать друг друга. Отсюда можно сделать вывод, что помимо тюремной идеологии акроним АУЕ является заменой слову "Привет ".

А.У.Е. Жизнь Ворам!

Мира и Благополучия Дому Нащему Общему.

Уважаемые, Арестанты, как и полагается, ставим Вас в курс, что А.У.Е. аббревиатура. Расшифровывается: Арестантско Уркаганское Единство. Арестантский Уклад Един. Армян Уехал в Ереван - шутка. Очень сложное и интересное явление. Движение. Мне человеку далёкому от преступного мира и тюремной культуры повезло оказаться на Волоколамском централе. "Зона" Довлатова, произведения Варлама Шаламова и даже стихотворение Бродского "Я входил вместо дикого зверя в клетку" очень помогли, но в жизни всё оказалось иначе. Не так ужасно. Итак, представьте, что вы оказались в тюрьме. Как правило всё происходит очень быстро и у родных нет времени, чтобы обеспечить вас самым необходимым. А главное вам очень страшно, ведь кругом злые зеки. На КПЗ, в автозаке (камаз в котором вас отвезут из КПЗ в СИЗО). Каждый арестант кажется вам опасным и недоброжелательным, тем более полицейские. Но вдруг вы чувствуете как вас окружают, можно сказать, родительской заботой. Поначалу это вызывает недоверие и заставляет испытывать ещё больший страх, но постепенно вы понимаете, что люди в трудной ситауции часто проявляют свои лучшие качества, проявляют себя с лучшей стороны. Вы не останетесь голодным, вам подарят вещи которые вам необходимы. Никто не тронет вас пальцем. Наоборот с вами будут общаться, доводить до вас правила и обычаи. Всё расскажут и покажут. Научат. Конечно, многое зависит от тебя самого. Но первое время к вам будут относиться очень снисходительно. Всё что лежит на столе, в тюрьме стол почему-то называют дубком. Так вот все что на дубке можно брать не спрашивая. Сигареты, чай. Мне подарили полотенце, тапочки, сумку для вещей, браслет сплетёный из тоненьких ниток, который можно распустить и получить 16 метров нитки для межкамерной связи. АУЕ это в сущности способ выживания в тюрьме. Единство, благодаря которому в таких условиях можно жить. Это очень большое и сложное явление. Поговаривают, что сейчас АУЕ уже не тот. Что АУЕ уже нет. Но в первый же день на тюрьме нам в карантинную хату(камеру) загнали(прислали по межкамерной связи) кипятильник, чай, рандолики(конфеты), дорогу(верёвку сплетёную из простыней) Одним словом - мы не остались без внимания - шесть человек оказавшихся впервые в СИЗО. Потом и мне самому довелось помогать новичкам. АУЕ это большое общее дело, которое спасает от нужды, от страданий, от сумасшествия. Да над этим можно смеяться, там много самоиронии, но всё же - АУЕ! А.У.Е. Братцы! На этом стоп, пожелав Нам Всем Крепкого Здоровья и Скорейшего Освобождения.

P.S. Обнял, заплакал.

С Искренним Арестантским Уважением и Братским Теплом, Светофор.

Мне рассказывали, что зверей хватает там. Но и человечности много. Чтобы не сойти с ума, отбывая свой срок. Более того, человек отсидевший там,сказал, лучше отсидеть, чем отслужить))) отношение в тюрьме было лучше, может совпадение, не знаю.