Нескучные музеи для детей. Что предлагают музеи детям? игры, в которые можно поиграть с ребенком в музее

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
— Я поведу тебя в музей! —
Сказала мне сестра.

Зачем мы ведём ребёнка в музей? Первая причина очевидна — чтобы он узнал что-то новое. Увидел то, о чём читал или слышал, разобрался в устройстве и функционировании сложных систем, будь то человеческое тело, движение планет или теория эволюции, и в таком случае мы подразумеваем, прежде всего, естественно-научные музеи.

Для музеев художественных на первый план выходят причины иного рода — мы хотим показать ребёнку богатство и разнообразие культуры и её материальных проявлений, развить его эстетический вкус, возможно, разделить свой опыт встречи с прекрасным, то есть, в конечном счёте, мы обращаемся не только и не столько к разуму ребёнка, сколько к его внутреннему, духовному миру.

Но ребёнок, особенно ребёнок маленький, познаёт окружающий мир главным образом через действие, через игру. Редкий малыш сможет выдержать экскурсию по картинной галерее, где экскурсовод, пусть даже очень увелечённый, рассказывает о датах жизни и художественных направлениях. Или не заскучает в музее-усадьбе, где экспонаты спрятаны за стеклом и огорожены верёвочкой — их не то, что потрогать, внимательно рассматривать-то боязно, такие они ценные и хрупкие. Но ведь если позволить каждому посетителю посидеть на стуле известного писателя или полистать знаменитую рукопись, потрогать античную статую, то от этих экспонатов очень быстро ничего не останется, так нам всегда справедливо объясняли работники музеев, педагоги, родители.

Так как же всё-таки показывать детям художественные произведения? Как заинтересовать, как научить за формой видеть внутреннее содержание предмета, прикоснуться к внутреннему миру автора, раскрывая тем самым собственный, вступать в диалог с прошедшими эпохами и иными культурами? Как говорить с ребёнком о культуре и искусстве?

На этот вопрос пытается дать ответ, и надо сказать, довольно успешно, педагогика искусства.

Одну из своих важнейших задач педагоги видят в том, чтобы сделать музеи доступными и понятными для самых молодых посетителей, разработать такие программы, чтобы музеи были интересны и родителям, и детям.

Ведь несмотря на развитие современных технологий, несмотря на все новые средства распространения информации, музеи остаются важными центрами культурной и образовательной жизни. Помимо собственно материальных ценностей, произведений искусства, свидетельств жизни других народов и эпох, это ещё и особая атмосфера, богатый опыт, способный оказать значительное влияние на формирование личности человека.

Чтобы этот опыт был максимально доступен для детей, чисто познавательные методики, даже специально адаптированные для разных возрастных групп, должны дополняться практическими заданиями, требующими активного участия ребёнка, личностного осмысления экспонатов, проживания различных ситуаций, примерки на себя тех или иных образов или ролей.

Например, Детский музей Дом семейных традиций, педагоги которого разрабатывают свои программы исходя из этих принципов, во время экскурсии по Музею меценатов, предпринимателей и благотворителей предлагают ребёнку не просто осмотреть залы музея, а выбрать среди экспонатов портрет или фотографию женщины, которая могла бы иметь отношение к его семье, которую ему, возможно, хотелось бы видеть своей дальней родственницей, подругой семьи, прабабушкой, оставившей внукам сундучок с ценными и памятными вещицами.

В таком задании нет соревновательности, нет правильных или неправильных ответов. Дети фантазируют, придумывают истории, вспоминают свои семейные привычки, традиции, находят, прежде всего для себя, ответы на важные вопросы: чем для меня может быть интересен другой человек, какие качества мне нравятся в моих близких, как за внешним обликом угадать внутренние черты человека, какие предметы из давних времён мне бы хотелось получить от предшествующих поколений, и многие, многие другие.

Если речь идёт не об уникальных экспонатах и произведениях искусства, а о предметах быта, то большое значение придаётся возможности не только рассмотреть их, но и потрогать, попытаться применить такие предметы на практике. Ребёнок сам, опираясь на свой опыт, интуицию или фантазию пытается догадаться для чего мог использоваться тот или иной экспонат. И предположения, попытки рассуждений здесь не менее важны и интересны, чем правильный ответ.

Для чего нужно это колечко? Серебряное, нарядное. Для браслета узкое. Для кольца широкое. Ребёнку не подойдёт. Покрутили, примерили. Кольцо для салфеток.

Очень интересен опыт, когда может быть задействовано сразу несколько каналов восприятия. Например, некий предмет прячется в мешочек и сначала его надо ощупать через ткань.

Что это? Вытянутое, рельефное, скорее всего железное, если постучать даже через мешочек, звук точно не деревянный. Железо? Стекло?

Следующий этап, ощупываем без мешочка, но с закрытыми глазами. Точно металл, гладкий, но резной.
Смотрим. Похоже на столовый прибор, серебряный. Очень затейливой формы. Оказывается, держатель для окорока.

Особенно большое значение имеет возможность сделать что-то своими руками, что-то материальное, связанное с темой экскурсии или музея, то, что можно потом взять с собой.

Это совершенно иной, очень важный для ребёнка уровень осмысления ситуации. Сделать что-то самому.

Если мы изучаем историю письма, мы сами берём перо, макаем в чернильницу, пишем чернилами в альбом, который потом забираем домой. Рассматриваем картины импрессионистов — пробуем рисовать мелкими раздельными мазками, уделяя внимание тончайшим оттенкам цвета. Едем на экскурсию в Барселону — собираем маленькую мозаику из разноцветных кусочков в духе Гауди. Такой опыт отложится в памяти совершенно иначе, чем любая лекция, картинка или, например, образовательный фильм.

Подводя итог хочется сказать, что поход в музей для ребёнка может стать полезным, интересным и приятным занятием. Есть музеи и педагоги, которые с удовольствием помогут нам превратить экскурсию в яркое и запоминающееся событие, но даже если таких педагогов рядом не оказалось, мы можем взять дело в свои руки — посмотреть на мир глазами ребёнка, заинтересоваться тем, что интересно ему, говорить с ним его языком — языком игры, действия, движения и фантазии.

Читайте в о том, как музеи меняются вслед за своими посетителями.

Некоторые родители, возможно, спросят: зачем вообще ходить в музеи? Прежде всего – ради удовольствия. Очарование природы, красота человеческого тела, застывшие на холсте чувства, игра света и тени… Однако замечать эту красоту, увы, умеют не все. Быть может, все дело в интенсивном ритме жизни. Но куда вероятнее, что равнодушных к искусству людей в детстве просто не научили понимать живопись или скульптуру. А обучиться этому в зрелом возрасте удается далеко не всем. Поэтому важно заняться «музейным образованием» ребенка вовремя.

Когда начинать водить ребенка в музей?

Наиболее благоприятный возраст для приобщения детей к искусству – это 4–5 лет. Раньше вести ребенка в музей классической живописи нет смысла. Ребенку в возрасте активного исследователя (от 1 до 3 лет), когда ему надо все потрогать, везде залезть, вряд ли подойдет для этих целей Третьяковская галерея, Русский музей, Лувр и иже с ними. С 4 лет наступает период сюжетно-ролевых игр – и тогда дети в принципе готовы к восприятию музеев.

Речь сейчас не идет о глубоком знании стилей и направлений. Главное, чтобы малышу нравилось простое созерцание и через картину ребенок пытался постичь красоту окружающего мира. Как ему в этом помочь?

Как рассказывать ребенку об искусстве? Помогут полезные книжки

Возможно, вы не являетесь большим знатоком живописи. В этом нет ничего страшного. И если вы не знаете, что и как рассказать ребенку об искусстве, с какими картинами познакомить в первую очередь, вам на помощь придут книги. Сейчас в реальных и виртуальных книжных магазинах можно отыскать немало хороших изданий о живописи для детей, которые станут удобным подспорьем родителям. Кстати, чтение таких книг и рассматривание качественных репродукций здорово поднимет культурный уровень не только ребенка, но и мамы с папой.

Всем известно, что малыши лучше всего запоминают информацию в стихах. Для этой цели идеально подойдут «Прогулки по Третьяковской галерее» Андрея Усачева. Прочитайте стихи об известных картинах ребенку два-три раза, и вот он уже будет цитировать их на память.

А заодно и картины ребенок запомнит, и имена художников.

В стихотворной форме несложно освоить и жанры живописи. Можно воспользоваться старой песенкой на стихи Александра Кушнера из мультфильма «Пластилиновая ворона». В ней очень весело и понятно для ребенка рассказывается об основных жанрах живописи.

Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется пейзаж.

А вот куплет про натюрморт:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это натюрморт.

И о портрете тоже есть:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина
Называется портрет.

А потом, когда ребенок в музее будет уже неплохо ориентироваться в жанрах, можно будет при виде любой картины играть с мамой и папой в веселую игру «Кто первый определит жанр?» Особенно интересно, если мама или папа «случайно» неправильно ответит и даст возможность малышу исправить ошибку. Неужели после этого можно утверждать, что художественный музей – это скучно для ребенка?

Но вернемся к книгам. Нельзя обойти вниманием книгу известного искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» – там рассказывается, как воспринимают картины дети разного возраста, и на что обращать их внимание.

Время от времени отправляйтесь с малышом в «компьютерный музей»: просто садитесь с ним у монитора и просматривайте репродукции. Есть множество сайтов об искусстве для детей с тематическими подборками картин. Например, можно посмотреть полотна о конкретном времени года, о детях или о праздниках… И просто поговорите об этих картинах по душам.

Ребенок в музее: первый опыт

Итак, к посещению музея ребенок готов морально. Пусть ваша экскурсия станет настоящим праздником для маленького любознательного человечка. Чтобы именно так и было, воспользуйтесь простыми правилами.

Основной принцип – только положительные эмоции! Ребенку в музее должно быть интересно и понятно то, о чем идет речь. Поэтому дошкольнику не подходят стандартные музейные экскурсии. На какое-то время мама или папа должны стать гидом для своего малыша.

Это факт
Разговор о правилах поведения в музее необходим. Не давите на ребенка всяческими «нельзя», а спокойно скажите, что в таком красивом здании и вести себя нужно красиво. Договоритесь, что малыш ничего не будет трогать. Объясните, что это придумано для того, чтобы экспонаты сохранились как можно дольше.

Не нужно превращать каждое посещение ребенком музея в ритуал, чтобы это не связывалось у ребенка с какими-то особенными действиями и обязанностями. Один раз сообщите малышу о прогулке заранее, может, даже подготовьтесь к ней, посмотрев репродукции картин. Другой раз загляните с ребенком в музей или на выставку совершенно неожиданно. Просто, гуляя по городу, скажите: «А давай-ка зайдем, посмотрим ту картину, которая понравилась тебе в прошлый раз?» Или: «Ух, ты! Смотри: новая выставка «Наш город в картинах художников»! Давай посмотрим!»

Ребенок в музее: показывайте доступные пониманию сюжеты

Для поддержания интереса ребенка в музее обращайте внимание на понятные ему сюжеты. Самые маленькие «искусствоведы» с удовольствием будут рассматривать курочку или коровку, сельский домик или речку с мостиком («как у бабушки в деревне»), фрукты и овощи на столе, море, лес, играющих детей и многое другое, с чем они сталкиваются в повседневности.

Конечно, не все сюжеты будут интересны малышу. Вряд ли он станет долго смотреть на многочисленные портреты королевских семей средневековья. Хотя что-то из этого ему тоже можно показать: любопытно ведь, как выглядели короли и королевы, о которых написано в сказках…

Четырехлетнему ребенку уже можно показать и исторические картины, и бытовые сценки, и картины на библейские, мифологические темы. Рассматривание картины – это же как путешествие на машине времени! Здесь застыли реальные картинки из прошлого, и можно увидеть, как выглядели города, как одевались люди, чем занимались…

Пять лет – лучший возраст, чтобы начать знакомить ребенка с мифами Древней Греции. Ребятишкам не только интересны хитросплетения мифологических сюжетов. Они еще и прекрасно запоминают всю родословную богов и героев. А потом радуются, если видят их в музее и сами узнают сюжет на картине. То же самое можно сказать и о библейской тематике. Но сначала, если вы еще этого не сделали, прочитайте малышу детскую Библию. Картина не произведет на ребенка должного впечатления, если он не будет понимать, что на ней происходит. Дома можно закрепить полученные знания: посмотреть мультфильм или фильм по «теме», найти на географической карте нужную страну, полистать детскую энциклопедию.

4 игры, в которые можно поиграть с ребенком в музее

Чтобы малыш не заскучал, поиграйте с ним в полезные игры в музее. Они потренируют его мышление, речь, воображение.

1. Запоминалки

Предложите ребенку рассмотреть картину, а потом отвернуться. Пусть теперь он попробует по памяти ответить на ваши вопросы. Например: «Сколько яблок лежит на столе?» или «Какого цвета платье у девочки?» Затем поменяйтесь ролями.

2. Рассказывалки

Возле картины с интересным сюжетом задержитесь подольше. Вместе с ребенком подробно опишите ее: что изображено, что за персонажи, что делают, во что одеты, о чем разговаривают и т.д. Попробуйте составить рассказ.

3. Эмоции

Обращайте внимание ребенка на те эмоции, которые выражают герои картины. Пусть маленький искусствовед постарается определить: герои – какие они? Может, радостные, веселые, счастливые, задумчивые, грустные, обиженные?

4. Фантазирование

Развитию воображения способствует абстрактная живопись. Подобные картины вызывают у детей любопытство. Непонятное зеленое пятно может показаться малышу лягушонком, а желтый мазок – Луной. Отыщите на выставке такую «непонятную» картину и спросите ребенка: «Что ты здесь видишь?» Возможно, вы будете удивлены его ответом...

Выход есть!

Важно почувствовать тот момент, когда малыш начал уставать, и сразу же уйти. Так вы поддержите интерес ребенка на достаточно высоком уровне. И в следующий раз он охотно согласится прийти в этот или другой музей снова, чтобы увидеть что-то уже знакомое или совершенно новое и необычное.

Возьмите за правило всякий раз после посещения музея покупать на выходе открытки с репродукциями картин: ребятишки очень любят всевозможные сувениры. К тому же открытки станут отличной «шпаргалкой» для вас и малыша. Их можно вешать на стены в детской, использовать как закладки. Или просто коллекционировать, хранить в коробочке. И доставать время от времени, чтобы пересмотреть и вспомнить те самые картины, которые произвели на вас самое большое впечатление. Перебирая открытки, ребенок быстро запомнит и художников, и названия картин. Для него покупка открыток может стать своеобразным ритуалом и повысит интерес к походам в музей.

Главное, чтобы ребенок понял, что искусство – это вовсе не скучно! И если он под впечатлением от увиденного захочет создать свой собственный «шедевр» – прекрасно! Пусть рисует «копии» с понравившихся картин, пусть творит что-то свое, развивается, умнеет, становится лучше… Ведь именно в этом и заключается основная роль искусства.

Организация работы по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта «Дети в музее». Способы реализации проекта.

Педагогические функции музея:

  • Образовательные :
  • Развивающие :
  • активация мышления;
  • развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
  • обогащение словарного запаса;
  • Воспитательные :
  • формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
  • становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
  • Просветительские :
  • формирование умений, навыков;
  • формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации

Тематика:

Фольклорные праздники. Театрализованные экскурсии в музее

«Новый год на старый лад, или как в старину Новый год на Руси встречали». Традиции встречи Нового года на Руси. Новогодний бал в дворянской гостиной, колядование в крестьянской избе, веселье у новогодней елки с детьми старшего возраста.
«Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Знакомство с русскими народными традициями проводов зимы и встречи весны. Игры, песни, загадки, блины. Участие детей среднего и старшего возраста в старинных масленичных обрядах.
«Зеленые святки. Троица». О народных традициях проводов весны и встречи лета на Руси. Игры, гадания, фольклор с детьми подготовительной группы.
«Осенние праздники на Руси»
Знакомство со старинными обрядами, связанными с уборкой урожая, осенние ярмарочные и другие развлечения с детьми среднего и старшего возраста.
Использование новвоведений на занятиях и в организации воспитательно-образовательного процесса, например таких, как: театрализованное занятие, занятие-путешествие, сюжетно-ролевая игра-занятие, консультации, взаимообучения,аукционы, презентации, гостиная, проекты,занятия-фантазии, концерты, игры.

Формы работы музея:

Выставки:

  • Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
  • Музейно-исторические. Цель: знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
  • Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
  • Художественные. Цель: познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно- прикладными ремёслами.
  • Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
  • Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой – либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.
  • Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.
Экскурсионная работа с детьми ведётся со 2младшей группы.

Актуальность:

Реализация целевых образовательных стандартов.

– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
– Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Цели:

  • привлечение внимания родителей к музеям;
  • создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
  • обогащение развивающей среды группы, ДОУ;
  • использование новых форм работы с детьми и их родителями.

Задачи:

  • формирование у дошкольников представления о музее
  • приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
  • выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
  • вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

Цель работы с родителями: Познакомить родителей с интересными музеями и экспозициями для совместного посещения их с ребенком.

В работе по введению родителей в музейную культуру и повышения их интереса к посещению музеев использовались следующие мероприятия:

  • Оформление тематического уголка на тему: «Музеи Москвы для детей» для ознакомления родителей с интересными музеями и экспозициями для совместного посещения их с ребенком.
  • Беседа на тему «Какие бывают музеи» способствует ознакомлению родителей с разными профилями музеев.
  • Открытое занятие для родителей в детском саду на культурологическую тему и его анализ с позиции «что доступно и интересно ребенку» в процессе обсуждения произведений искусства поможет сориентироваться родителям в дальнейшем выборе экспозиции.
  • Знакомство родителей с содержанием программы по ознакомлению дошкольников с музеем.
  • Роль родителей в общении и совместной деятельности с ребенком после экскурсии.

1 направление работы: совместная деятельность родителей и детей под руководством воспитателя.

2 направление работы: выполнение родителями заданий воспитателя связанных с предварительной и последующей работой по посещению музеев.

3 направление работы: Собственная деятельность родителей по организации досуговой деятельности связанной с посещением музеев.

В результате, родители:

  1. Знакомятся с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
  2. Знакомятся с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
  3. Расширяется сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.

Что мы хотим получить: Организация совместной досуговой деятельности родителей и детей под руководством воспитателя, базирующейся на посещении детьми музеев.

Задачи:

  1. Способствовать возникновению у родителей активного желания включаться в работу воспитателя с детьми по посещению музеев.
  2. Формировать у родителей умение самостоятельно организовывать содержательное общение с детьми в досуговой деятельности связанной с посещением музеев.
  3. Содействовать воспитанию устойчивого и осмысленного интереса у детей и родителей к музеям и их посещению как к интересной форме семейного досуга.

После проведения завершающего этапа можно предположить, что родители и дети с интересом и желанием будут использовать посещение музеев города как интересную форму досуга. У них наладиться содержательное общение и тесный контакт, а следовательно их взаимоотношения улучшатся.

Организация работы по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта «Дети в музее».

Способы реализации проекта.

Воспитатель

Алексеева Г.А

Февраль 2014г.

Педсовет

Тема: «Взаимодействие

физической культуры с другими образовательными областями»

Воспитатель по ФИЗО

Ахмедова Р.Г.

Февраль 2014г.


Дети и музеи.

Верите вы или нет, но музей - то место, куда можно пойти и с маленькими детьми! И не стоит бояться и думать, что музеи и дети несовместимы. А если вы хотите с нежного возраста прививать вашему малышу чувство прекрасного, то такие походы очень даже рекомендуются! И в этой статье мы рассмотрим, как правильно организовать посещение музеев с детьми, важные аспекты проведения такой культурной программы для вашего ребенка.


Многим родителям кажется, что дети в дошкольном возрасте не запомнят поход в музей, картины, их авторов. Тогда какой же смысл похода в музей? Здесь важно понимать, что маленькие дети усваивают информацию не совсем так, как взрослые. Это касается и восприятия картин. Дети видят их образно, постигают эмоционально, а самые понравившиеся картины пропускают глубоко через себя. Также некоторые родители боятся, что их чаду будет сложно соблюдать правила поведения в музее для детей. Но всё в ваших руках! Если внимательно отнестись к подготовке этого мероприятия и соблюдать общие рекомендации, то поход в музей можно превратить в увлекательное путешествие, приятное и полезное!

Мой неудачный детский опыт.


Я хорошо помню один из моих первых детских опытов посещения музея, Третьяковской галереи. Туда привезли выставку Марка Шагала. И, как водится, многочисленная интеллигенция, жаждущая искусства, выстроилась в очередь. Среди них были и мои родители. А я была еще очень маленькой, не старше 7-8 лет. Мы стояли 2 часа в этой унылой очереди. Я замерзла и устала. Когда мы туда попали, как вы понимаете, мне уже совсем не хотелось ничего смотреть.
Наверное, я еще долго вспоминала этот поход в музей с ужасом. К счастью, этот опыт не отбил у меня любовь к искусству на всю жизнь. И сейчас я с огромным удовольствием посещаю выставки в различных музеях и галереях, а с особой любовью - Третьяковскую галерею. Теперь-то я знаю, чего точно нельзя делать, точнее что делать нужно, чтобы посещение музеев детьми вызвало лишь радостные эмоции, оставив приятные воспоминания! И я хочу, чтобы ваши дети тоже ходили в музеи с интересом и восторгом!

  • Первое важное правило: поход в музей не должен быть утомительным для ребенка. Выбирайте время дня, удобное для малыша, чтобы он не был уставшим или сонным. Лучше всего ходить в музей в первой половине дня.
  • Кроме того, старайтесь ходить в музеи в будний день. В рабочие дни народу всегда меньше, и вы будете гораздо свободнее чувствовать себя в залах музея.

  • Любое культурное мероприятие - это серьезная нагрузка для ребенка. А посещение музеев детьми - тем более. Поэтому для первого раза лучше отвести на осмотр произведений искусства не более 30-40 минут. Не нужно стараться охватить всё - это нереально, да и просто не нужно. Если ребенка увлекут всего 3 картины, это уже прекрасно! Лучше простоять 10 минут перед одной картиной, чем носиться час по музею и смотреть по верхам. Оставьте другие картины для следующего раза.
  • В поисках знакомых картин в выставочных залах, возможно, ребенка привлекут и какие-то другие. Попробуйте придумать по этой картине какой-то рассказ для ребенка, пофантазировать вместе. В целом, следуйте интересам ребенка. В разном возрасте детей увлекают разные темы: сказочные, человеческие, философские, природные, о животных и т.д.
  • А в конце вашей экскурсии обязательно загляните в музейную лавку. Не стоит уходить из музея без подарка.

Правила поведения в музее для детей

Музей - то место, где необходимо строго соблюдать правила поведения, что обычно тяжело для маленьких детей. Им всегда хочется побегать и потрогать всё руками. И, к сожалению, работники музея часто очень резко одергивают детей и их родителей. Чтобы этого избежать и не испортить себе настроение, постарайтесь проговорить эти правила заранее, но не в скучном назидательном тоне.

Например, можно взывать к чувствам ребенка, попросить его «пожалеть» картины. Можно сказать, что им очень много лет, многие из них пережили войны, пожары, другие катаклизмы, и они очень хрупкие, их надо беречь, чтобы не нанести вред. Тогда другие люди смогут еще долго на них любоваться. Поэтому не стоит трогать их руками, касаться, фотографировать со вспышкой (от этого выцветает краска).

Зато, если малыш будет добросовестно соблюдать правила поведения в музее для детей, то «юному любителю искусства» можно пообещать награду в конце вашего похода. Это может быть какая-то вещь или игра из этого же музея. Сейчас в музейных лавках продают большое количество интересных развивающих игр по картинам: лото, мемори, пазлы. Подарок будет не только приятным воспоминанием о посещении музеев детьми. Он позволит вам дальше возвращаться к этим картинам, играть и прививать любовь к ним.

Подготовка к походу в музей: как заинтересовать ребенка.

Теперь о самом сложном. Какие выставки посещать с ребенком? Какие картины выбрать? И как заинтересовать ребенка? Давайте рассмотрим эти вопросы. Прежде всего, без предварительной подготовки тут не обойтись. Если вы еще ни разу не рассматривали дома вместе картины, не обсуждали их, то ребенку будет сложно воспринимать картины в музее. Интерес нужно сначала подогреть, заложить фундамент, фоновые знания. Возможно, на это уйдет не одна неделя.

Посещение музеев с детьми: наш поход в Третьяковку.

Расскажу о нашем опыте. Первый раз моя дочка была в Третьяковской галерее в 3,5 года. А нашим первым «путеводителем» стала книга «Прогулки по Третьяковской галерее» с Андреем Усачевым. Книга прекрасно оформлена: на развороте с одной стороны репродукция, с другой - стихотворение к этой картине. Стихи очень разные: короткие и длинные, живые и динамичные, есть глубокие и философские. Мы читали эту книгу почти с пеленок, так как мне самой она очень нравилась. И возвращались к ней вновь и вновь. Поэтому свой первый выход в Третьяковку мы построили именно на основе этой книги. Мы просто ходили и искали наши знакомые и любимые картины. А дочка искренне радовалась, когда замечала «Всадниц» Брюллова, «Царевну Лебедь» Врубеля, «Тройку» Перова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, и, конечно же, самую любимую - «Дети, бегущие от грозы» Маковского. Потом она неоднократно спрашивала, когда мы пойдем в Третьяковку еще раз. Следующий наш поход состоялся недавно, когда ей было уже 5 лет, вместе с участниками нашей творческой мастерской «Капельки искусства» . О нем читайте в скором времени.

Экскурсии для детей: да или нет?

Вы сами знаете, насколько разными бывают экскурсоводы. Иные способны зажечь пламенную искру, а другие вызывают лишь скуку и уныние. В любом случае, рассказы по картинам должны быть живые, с элементами загадок, рассуждений, поисков ответов на вопросы. Не стоит перегружать ребенка информацией о художнике и дате создания. Это совсем неважно до определенного возраста.

Я постаралась максимально подробно рассказать обо всех тонкостях и деталях посещения музеев детьми. Надеюсь, что ваши походы в музей доставят вам и вашему ребенку много радости, а советы выше помогут избежать возможных ошибок и трудностей. Желаю вам с детьми приятного и вдохновляющего знакомства с миром искусства!

Александра Трошина

Любовь Сергеевна
Проект «Музей и дети»

Уже не первый год в нашем детском саду приоритетной задачей является проектная деятельность .

И вот совсем недавно была предложена заведующей работа над новым проектом «музей и дети » .

Включение музеев в образовательно воспитательный процесс – дело не такое простое. Ведь погружение ребенка в пространство культуры начинается с познания самых обыкновенных предметов. Только на первый взгляд кажется, что это простой и очевидный процесс. На самом деле понять их внутренний смысл подчас непросто даже взрослому. И все же маленький человек, обладающий пытливым умом, большим любопытством, не утративший способности удивляться обыденному, в неведомый мир пускается с восторгом. Но это только начало. Далее этот мир расширяется, углубляется, а с ним снежным комом наращиваются и усложняются различные смыслы, в которых закодированы разнообразные элементы культуры. И здесь на пути познания окружающей действительности и освоения языка культуры на помощь приходит Его Величество Музей . И тут ребенка подстерегает опасность. И поэтому рядом должен оказаться грамотный проводник, который доверительно и бережно провел бы его в загадочный мир иных культур. И не менее важно, чтобы отважного путешественника в мир прошлого сопровождали сказки, загадки, мифы, легенды. Без этого странствие в страну знаний скучно и неинтересно.

Ребенок должен понять : что такое музей ? зачем люди создают эти уникальные сокровищницы памяти? Как следует вести себя в музее ? (Вопросы отнюдь не праздные, как может показаться на первый взгляд. Даже взрослые не всегда находят на них ответы, о чем и свидетельствует их «немузейное » поведение в стенах этого сакрального учреждения.) Ответы на вопросы, которые ставили перед собой философы, мыслители разных эпох, можно представить в игровой форме. (В этом плане интерес представляет исследование Н. Ф. Федорова «Музей , его смысл и назначение» .) В ходе игры- «путешествия» следует познакомить детей с понятиями «время» , «памятник» , «красота» .

Вся подготовительная работа должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы ребенок с нетерпением ждал этой встречи. Успех ее будет зависеть от того, в какой степени оправдаются ожидания, не сменит ли их досадное разочарование. Именно поэтому первая встреча с музеем особо ответственна .

Неслучайно почти все музейно -образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста начинаются занятием «Здравствуй, музей

Один из самых музейных городов мира- Москва. Здесь практически каждый музей может стать заветной дверью в мир культуры, истории, природы. Однако в каждом случае выбор должен иметь свое логическое обоснование.

Когда проводился в детском саду проект «классическая музыка» , мы посетили музей имени Бахрушина , еще тогда первым этапов стала обсуждение и выбор направления средств и формы работы, а теперь мы решили взять за основу знакомства с русским изобразительным искусством изучение творчества великого живописца-сказочника В. М. Васнецова,так как его творчество по содержанию наиболее близко детям. Основным персонажами его полотен являются знакомые детям с раннего детства герои русских сказок : «Снегурочка» , «Спящая красавица» , «Иван царевич и серый волк» и многие другие. А сказки в свою очередь - наиболее понятный и любимый детьми жанр, часть русской национальной культуры. Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению сопереживать. Русские сказки несут в себе то тепло,которого порой так не хватает детям. А поэтика и мелодика языка пробуждают глубинные чувства, рождают эмоциональный, душевный отклик.

Мы определили пути решения проблемы :

1)повышение собственного культурного уровня путем самообразования (изучение жизни и творчества В. М. Васнецова) ;

2)организация работы с детьми;

3)взаимодействие с родителями в решении данной задачи.

Были выбраны и средства :

1)художественное слово (ознакомление с русскими народными и авторскими сказками) ;

2)живопись (ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, с картинами на сюжеты известных детям сказок);

3)музыка (включение в жизнь ребенка музыкальных произведений, связанных с тематикой русских сказок, и живописных полотен В. М. Васнецова).

Наиболее приемлемыми формами работы мы посчитали такие, как :

1)занятия по ознакомлению с окружающим;

2)занятия по ознакомлению с творчеством художника;

3)экскурсии в музеи ;

4)занятия по изобразительной и музыкальной деятельности, дающие возможность закрепить и расширить представления детей по изучаемой теме;

5)организация индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время;

6)проведение совместных с родителями занятий-викторин, смотров-конкурсов.

На наш взгляд, лишь использование разнообразных методов и приемов в органичном их сочетании позволило нам работать наиболее продуктивно.

Богатую и полную информацию получили из пособий и книг : «Виктор Васнецов» Л. Иовлевой, «Сказка о сказочнике» Г. Ветровой, «Музей и дети » Л. Пантелеевой.

Надо заметить, что к тому времени уже стали складываться более тесные контакты у нас с родителями. Мы убедились в том, что многие семьи являются нашими надежными партнерами, заинтересованными в развитии духовности, нравственности собственных детей.

Организуя совместную экскурсию, мы «убивали нескольких зайцев» : с одной стороны, совершенствовали духовное начало родителей, с другой - повышали их активность в развитии детей.

Трогательные отзывы об экскурсии оставили родители наших воспитанников : «Это здорово,что есть такая возможность выезда родителей, детей и сотрудников в художественные музеи , в частности Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства».Мы получили истинное удовольствие от общения с произведениями искусства и друг с другом. Мы почувствовали, что, благодаря содержательному, эмоциональному и творческому погружению детей в мир сказки, картин, нам удалось приобщить их к истокам народности, духовности, постепенно раскрывать в наших детях эмоциональную отзывчивость, чуткость, восприимчивость к художественным произведениям, взращивать ростки доброты».

После экскурсии мы отметили, что дети с большим интересом и пониманием слушали литературные произведения, рассматривали репродукции, что отношения между детьми и родителями стали более тесными.

Понимая, что только в тесной связи с родителями, с сотрудниками Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства можно эффективно решать задачи нравственного воспитания старших дошкольников, мы поставили перед собой цель – разработать систему занятий, подгрупповой работы с детьми и родителями, методические работы с педагогами.

Казалось проблема роли музейно -образовательной деятельности в социализации ребенка, вовлечения родителей в сферу музейного влияния достаточно проработана. Но нет! Обратившись к педагогическому наследию. Отечества, мы нашли «интересные, важные и значимые для современности идеи» . В статье «Педагогическое значение детского домашнего музея » , опубликованной в 1866 г. в журнале «Детский сад» , читаем :

- «Кто имел случай наблюдать детей,не стесненных взрослыми во время их прогулки, тот, вероятно, заметил их страсть к рассматриванию и собиранию предметов…Дети подбирают…все , что возбуждает их внимание».

-«Милые родители, если бы вы знали, какую экономию вы бы могли сделать в покупках игрушек и от скольких неприятных минут вы бы избавили себя, если бы вы позволили детям собирать…».

-«Дайте вашему ребенку несколько коробок, место, куда их ставить, позволяйте ему…подбирать и собирать…и вы убедитесь, что он реже будет приставать к вам с жалобами, что ему скучно, и с требованием, чтобы вы купили ему игрушку».

-«Мало-помалу у ребенка составится целый музей вещей…Зимой , когда он обречен на затворническую жизнь, он не раз станет раскладывать и обозревать свои сокровища, с любовью он будет вспоминать место и время, где…они были найдены».

-«Заложив подобный музей , ребенок не только заполнит приятные часы своего досуга, но…он приучится к порядку, опрятности и бережливости; эти качества редко находятся в детях, но ими до известной степени никак не следует пренебрегать».

Строки эти написаны более 140 лет назад. Сколько в них глубины мысли, какое педагогическое предвидение в вопросах воспитания малыша, как современны и своевременны для нас, сегодняшних педагогов, эти советы!

В настоящее время 26 семей, дети которых посещают нашу группу, имеют домашние музеи . Тематика их разнообразна «Мы родом из столицы» . Мини- музей колокольчиков у Эммы Паршиной. Мы увидели коллекцию камешков, которую собрали члены семьи Вари Ермиловой, собранные члены семьи во время отдыха на берегах рек, морей.