Значение слова менуэт. Что такое менуэт

Человечество танцует с незапамятных времен. Непременным атрибутом любого празднества в древности были танцы с простыми, незатейливыми движениями. У некоторых народов они даже становились частью религиозного культа.

По прошествии веков усложнилась социальная жизнь общества, а с ней и культура танца. Теперь незамысловатые хороводы слыли уделом простого народа, в то время как аристократия все больше начинала ценить сложный этикет придворных балов.

Что такое менуэт?

Это придворный танец, корнями уходящий в народный фольклор. История его теряется в глубине веков. Известно, что французские крестьяне провинции Пуату танцевали его задолго до того, как молодой Людовик XIV ввел моду на менуэт при своем дворе.

Случилось это на одном из балов, когда король, весьма любивший участвовать в разных театрализованных постановках, выступил в роли крестьянина из Пуату. Тогда-то он впервые исполнил медленный танец - бранль - под мелодию народной песни. Чуть позже этот танец назвали "менуэт", то есть "маленький", имея ввиду мелкие шаги, придававшие танцу необыкновенное изящество и грациозность.

Франция к XVII веку уже завоевала репутацию законодательницы моды, в том числе и в сфере танцев. Придворные балеты в правление Людовика XIV приобретают едва ли не политическое значение. Поэтому стоило новому танцу стать популярным в Париже, как вскоре его танцевали на придворных балах по всей Европе. В царствование Петра Великого французский менуэт пришел и в Россию.

Галантный танец

Нельзя сказать, что, появившись в середине XVII века, уже как танец аристократии, менуэт никогда не изменялся. Напротив. Вначале его танцевала всего лишь одна пара, в то время как остальным присутствующим на придворном балу отводилась роль зрителей.

Танцующая пара медленно двигалась нарочито маленькими шагами, выполняя в основном церемонные реверансы и торжественные поклоны. Когда одна пара заканчивала танец, ее сменяла другая. Такая форма исполнения просуществовала до конца XVII века. Затем изменился не только характер танца.

Менуэт теперь стали исполнять в несколько ускоренном темпе, в нем появились новые, более сложные и вычурные "па", а сам танец впитал в себя дух галантного XVIII века, с его тягой к кокетству и жеманности. Но, кроме того, он стал включать и большее число одновременно танцующих пар.

От успеха до забвения

Менуэт - танец, техникой которого было нелегко овладеть. Поэтому, как только он вошел в моду, учителя танцев стали предлагать свои услуги французским придворным. Первым из них был Франсуа Робер Марсель, работавший в Парижской опере и бывший членом Королевской Академии танца.

Торжественная манера исполнения со строго выдержанными позами требовала от танцующих соблюдения плавного рисунка закругленных линий. Овладение этим искусством приобрело большое значение в среде европейской аристократии начала XVIII века. Говорили даже, что тот, кто хорошо умеет танцевать менуэт, и все остальное делает хорошо.

В годы Французской революции менуэт - танец аристократии - утратил свое значение. Ему на смену пришли более простые в исполнении. Тем не менее нельзя сказать, что менуэт был полностью забыт. Он продолжал оставаться бальным танцем и в XIX в., хотя многие современники уже считали его пережитком приторно-церемонных нравов прошлого столетия.

Менуэт в музыке

Но менуэт - это не только танец. Второе значение этого слова относится к музыкальному произведению, собственно, к музыке, написанной для танца. Позже, в XIX веке, художественно обработанные менуэты становятся частью отдельных музыкальных произведений, например опер.

Старинный менуэт состоял из двух частей. Первая писалась двухголосно, вторая - в той же тональности либо тональностью ниже - трехголосно. После второй части следовало повторение первой.

Нередко менуэт заканчивался короткой кодой - заключительным повторением его главной темы. Первые менуэты исполняли на клавесинах, затем к ним прибавились струнные инструменты и флейта.

Композиторы, писавшие менуэты

Музыку к ранним менуэтам писал Люлли Ж. Б. - придворный композитор Людовика XIV. Он сочинял оперы и балеты, в которых любил участвовать сам король, куда вводил и менуэт. Это было классическое музыкальное произведение из двух частей. В такой же манере писали Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо.

По мере усложнения формы, менуэт становится музыкальным произведением из трех частей. Примером тому служат сюиты Себастьяна Баха и Георга Генделя. Когда же в европейском искусстве на смену барокко пришла эпоха классицизма, итальянские композиторы стали заканчивать менуэтом оперные увертюры.

Любил это музыкальное произведение и Вольфганг Моцарт, причем он не только сочинял музыку, но и умел превосходно танцевать сложный танец. Один из самых известных его менуэтов написан для оперы «Дон Жуан». В исполнении оркестра он звучит необычайно торжественно.

Гайдн Йозеф - другой австрийский композитор XVIII в. - тоже любил сочинять менуэты. Подобно Моцарту, третью часть своих симфоний, а иногда и сонаты, он писал в форме менуэта.

Когда проходит мода

Менуэт как бальный танец и отдельное инструментальное произведение оставался популярным сравнительно долго. В творческом наследии М. Глинки, Л. Бетховена, А. Глазунова, К. Дебюсси, А. Рубинштейна и других композиторов XIX века он встречается достаточно часто.

Но все меняется. Галантный танец давно стал частью прошлого. Однако нельзя сказать, что сегодня он забыт совершенно, ведь менуэт - это не только танец. Его форма присутствует в современном балете и музыкальных произведениях.

Исторический обзор

Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии. На протяжении XVIII века, с развитием галантного стиля и в целом эпохи Барокко, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров, в модном духе «Les Troquers» - или легкомысленных изменников). На сцене, в оперно-балетных спектаклях Рамо, менуэт развился до виртуозной формы, приобрёл жанровую характерность, сюжетную конкретность и даже появилось несколько его разновидностей.

В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй - трёхголосно. За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого. Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро. Музыка первых «композиторских» менуэтов принадлежит Жану Батисту Люлли. При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем. Преподавателем менуэта в то время был Франсуа-Робер Марсель, член Французской Королевской академии танца, специально уволившийся из театра Парижской оперы, чтобы преподавать этот стремительно вошедший в моду танец.

Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт постепенно перешёл в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов XIX века.

Менуэт в творчестве композиторов

В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной, клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо, Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах, Гендель), иногда - даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноимённом миноре. Второй менуэт чаще всего назывался трио.

В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка и ранних симфониях Гайдна, у которого менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии. Моцарт внёс в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации. Бетховен в своих поздних симфониях заменил менуэт на скерцо. Позднее, в XIX веке менуэты писали Чайковский, Глазунов, Дебюсси, Сати и другие композиторы.

Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн. В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта.

9. Танцы XVIII века

В этой и следующей главах речь пойдёт о некоторых танцах, которые часто встречаются в классической музыке. Каждый из этих танцев имеет свои характерные черты, и мы научимся их узнавать. Ведь их можно услышать не только в танцах. Часто композиторы используют характер того или иного танца для создания музыкальных образов в сочинениях, которые совсем не связаны с танцевальностью. Иногда композиторы даже называют такие пьесы «танцевальными» именами. Например, великий польский композитор Фридерик Шопен написал 58 мазурок . Но это не танцы. Это наблюдения, переживания композитора, «странички» его «лирического дневника». Главная тема I части Четвёртой симфонии Чайковского звучит очень драматично, напряжённо, она передаёт очень сильные и тревожные чувства. И в то же время в ней слышатся черты вальса . В самом конце XIX века Эдвард Григ пишет пьесу под названием Менуэт . Этот танец, уже давно забытый, использован здесь, чтобы передать чувство воспоминания о чём-то очень далёком. У этой пьесы есть и подзаголовок: «Минувшие дни».

Получается, что танцы стали элементами музыкального языка. И для того, чтобы лучше понимать всё то, что говорит нам музыка, мы должны лучше узнать некоторые танцы и научиться их различать.

Менуэт

Менуэт — трёхдольный танец умеренного темпа. Это танец французского происхождения. Мода на менуэт возникла в XVII веке и просуществовала очень долго — до начала XIX века. В начале XVIII века менуэт появился и в России, при дворе Петра I. Придворный менуэт был очень сложным, замысловатым танцем. В XVIII веке он даже считался «школой хороших манер».

Для музыки менуэта характерен изящный мелодический рисунок, отражающий пластику танца: поклоны, плавные приседания.

Пример 101
И.С.Бах. МЕНУЭТ из Французской сюиты ми мажор

Обратите внимание на то, как в конце каждой из маленьких двутактовых фраз музыка «приостанавливается», чтобы «поклониться» или «присесть».

Очень много менуэтов написал Моцарт. Он, между прочим, хорошо танцевал этот сложный танец. Первые свои менуэты он написал в восемь лет, тогда же он научился и танцевать этот танец. Уже в первых детских менуэтах Моцарта чувствуется необыкновенная пластичность, с которой он передавал в музыке движения танца.

Пример 102

Allegretto

Пример 103


Йозеф Гайдн

И у другого великого австрийского композитора XVIII века — Гайдна — тоже немало менуэтов. Когда в самом начале мы говорили о мелодиях и кульминациях, самым первым примером как раз была мелодия одного из менуэтов Гайдна (можете взглянуть). Теперь мы познакомимся с этим менуэтом в его фактурной и гармонической «одежде». Это менуэт-шутка (Гайдн вообще очень любил шутить, и не только в музыке). Уже знакомые нам «завитушки» мелодии напоминают о великосветских напудренных париках. И в то же время в тяжеловатых аккордах аккомпанемента слышится притоптывание крестьянских деревянных башмаков. Под эту музыку можно представить себе, как слуги, потешаясь, передразнивают своих господ.

Пример 104

Moderato

И ещё одна шутка, которую Гайдн назвал Менуэт быка.

Пример 105

Grave [Тяжело]

Тяжеловесные октавы в мелодии, забавные скачки из регистра в регистр создают остроумный портрет неуклюжего быка, пытающегося танцевать менуэт.

В XVIII веке менуэт получает распространение не только как танец, но и как инструментальная пьеса. В симфониях Гайдна и Моцарта одна из частей (третья) всегда пишется в форме и характере менуэта. Менуэты часто встречаются и в сонатах этих композиторов.

Гавот

Как и менуэт, гавот происходит из Франции. Это танец чётного (двух- или четырёхдольного ) размера, умеренного или умеренно быстрого темпа. Он не так долго, как менуэт, просуществовал в качестве бального танца, но остался в музыке как одна из любимых инструментальных пьес.

Для гавота характерен широкий двухдольный затакт . Музыка отличается изяществом и чёткостью ритма. По характеру гавот может быть нежным, лирическим, как Гавот ре минор французского композитора XVII века Жана Батиста Люлли , а может быть изящно-игривым, как Гавот из ми мажорной Французской сюиты И.С.Баха.

Пример 106
Ж.Б.Люлли. ГАВОТ ре минор

Moderato

Пример 107
И.С.Бах. ГАВОТ ми мажор

Allegretto

В XIX веке гавоты изредка появляются в балетах — в основном как стилизация старинной музыки.

А в ХХ веке в творчестве Прокофьева произошло возрождение этого жанра. Прокофьевские гавоты звучат смело, необычно, и в то же время в них точно выдерживается форма и характер этого танца.

Наиболее известен гавот из Первой (Классической) симфонии Прокофьева.

Пример 108

Non troppo allegro

Несмотря на традиционную структуру старинного танца с его характерным затактом, слышно, что это не стилизация ушедшей эпохи, а музыка ХХ века. Во-первых, такие диковинные юмористические скачки не могли появиться в мелодии придворного танца XVIII века. Правда, что-то похожее мы видели у Гайдна в Менуэте быка. И это родство не случайно. Прокофьев говорил о своей Первой симфонии, что он писал её, «как написал бы Гайдн, живи он в наше время». Ярче всего это «наше время» проявляется в гармонии прокофьевского гавота. Послушайте, что за аккорды звучат сразу после затакта: ре мажор, до мажор, си мажор. Такая вереница разных (и при этом далёких) тональностей не могла встретиться у Гайдна, при всей его изобретательности. Такое тональное «озорство», далёкое от «правил хорошего тона» — примета музыки ХХ века. Композитор не копирует старинную эпоху, а смотрит на неё с доброй и озорной улыбкой.

Бурре

Ещё один французский танец, который часто встречается в сюитах XVIII века — бурре . Его название можно перевести с французского как «танец неожиданных прыжков». Как и гавот, это двух- или четырёхдольный танец. От гавота он отличается чуть более подвижным темпом и типом затакта . Затакт у бурре всегда в одну четверть .

В Бурре из Английской сюиты ля минор Бах подчёркивает плавное, но стремительное, безостановочное движение. Партия второго голоса монотонна и похожа на аккомпанемент в гомофонно-гармоническом складе.

Пример 109

Это может показаться необычным для Баха, который писал полифоническую музыку. Но если прислушаемся, то обнаружим, что партия левой руки — не просто аккомпанемент. В этом бегущем голосе спрятана ещё одна мелодия. Её интонационный изгиб слышен на фоне повторяющихся нот. Такой приём часто встречается у Баха и называется скрытой полифонией .

Вот эта мелодия:

Пример 109а

Сыновья Баха тоже стали известными композиторами. Они начинали сочинять в детстве, под руководством отца. И конечно, Бах обучил сыновей всем «хитростям» полифонии. А это непростая наука. Вильгельм Фридеман Бах , старший сын великого композитора, уже в ранней юности владел полифоническими приёмами свободно и непринуждённо. Послушайте, как естественно и просто звучит канон в его юношеском си-минорном бурре.

Пример 110

Сарабанда

Об этом танце мы уже говорили в связи с более ранними сюитами. В XVIII веке сарабанда почти исчезла как танец, но приобрела большое значение как музыкальная пьеса, как музыкальный образ.

Мы с вами знаем, что танцевальная музыка связана с движением, и поэтому чёткий ритм для неё важнее, чем глубина внутренних переживаний. Но мы знаем также, что танцевальная сюита XVIII века вышла за рамки собственно танцевальной музыки. И.С.Бах, Г.Ф.Гендель и менее известные их современники писали такие сюиты уже не для танцев, а для концертного исполнения или домашнего музицирования. Они стремились вложить в свои сюиты более глубокое, более серьёзное музыкальное содержание. И медленная, печальная сарабанда больше всего подходила для создания маленькой музыкальной драмы. Окружённая весёлыми танцами, она часто становилась кульминацией всей сюиты, придавала всему произведению особую выразительность и глубину.

Сарабанда в сюитах XVIII века вообще мало похожа на танец. Очень медленный темп, обилие украшений «затуманивают» чёткость ритмического рисунка, на первое место выступает выразительность интонаций . Музыка заставляет внимательно вслушиваться в эти интонации, главным становится не движение, а музыкальное переживание.

Пример 111
И.С.Бах. САРАБАНДА из Французской сюиты си минор

Пример 112
И.С.Бах. САРАБАНДА из Английской сюиты соль минор

Иногда композиторы не «растворяли», а, наоборот, подчёркивали характерный ритмический рисунок сарабанды. В медленном темпе, в аккордовом складе это тоже производит драматическое впечатление.

Пример 113
Г.Ф.Гендель. САРАБАНДА С ВАРИАЦИЯМИ

Вспомним, что когда-то в Испании сарабанда звучала на погребальных церемониях. Ритм сарабанды стал носителем драматических и трагических образов и в более поздней музыке — XIX и ХХ веков. В этом ритме звучит трагическое вступление к увертюре Бетховена «Эгмонт» (1810) .

Пример 114

Sostenuto [Сдержанно]

Ритм, близкий сарабанде, появляется в трагическом финале Шестой симфонии Чайковского (1893) .

Пример 115

Adagio lamentoso [Медленно, печально]

В финале Пятнадцатой симфонии Шостаковича (1971) есть большой скорбный эпизод, который проходит на фоне ритма сарабанды, запрятанного глубоко в басах.

Пример 116

Полонез

Полонез — трёхдольный танец польского происхождения. Известен ещё с XVI века как воинственный танец польских рыцарей («великий пеший танец», как его тогда называли). В те далёкие времена он был четырёхдольным, как торжественный марш. Это был мужской танец. Позже он становится парным, трёхдольным. Как европейский бальный танец известен с XVIII века. Полонез был торжественным, парадным танцем-шествием. В XVIII-XIX веках полонезом часто открывались балы.

Для музыки полонеза характерна особая ритмическая фигура: восьмая и две шестнадцатых на первой доле.

Часто эта фигура появляется в мелодии и почти всегда составляет фактурную формулу аккомпанемента.

Эта ритмическая фигура часто встречается и в маршах. Как и для марша, для полонеза характерен пунктирный ритм . Во втором действии оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Глинка изображает бал во дворце воинственного польского короля Сигизмунда. Открывается бал полонезом, в котором композитор использует обе характерные ритмические фигуры. Этими фигурами и фанфарной интонацией вступления он подчёркивает сходство полонеза с маршем.

Пример 117

Moderato

С XVIII века полонез существовал не только как танец, но и как инструментальная пьеса. Полонезы для клавесина встречаются у Баха и Генделя, а также у сыновей И. С. Баха — Вильгельма Фридемана и Филиппа Эммануила . И. С. Бах включил полонез в Шестую Французскую сюиту .

Пример 118
И.С.Бах. ПОЛОНЕЗ из Французской сюиты ми мажор

Пример 119
Ф.Э.Бах. ПОЛОНЕЗ

В 1791 году в Петербурге на празднествах в честь взятия А. В. Суворовым турецкой крепости Измаил впервые прозвучал полонез Осипа Антоновича Козловского «Гром победы, раздавайся». Козловский, офицер русской армии, по национальности поляк, — автор 50 полонезов . Полонез «Гром победы, раздавайся» исполнялся оркестром и хором , слова для хора написал замечательный русский поэт Гавриил Романович Державин .

Пример 120

Maestoso [Торжественно]

Партия хора, конечно, пишется на отдельной строчке (или даже на нескольких), но в этом примере она «засунута» в средний голос. А мелкие ноты наверху — это нарядные оркестровые украшения, придающие музыке парадность и блеск. Их играют высокие инструменты — флейты и скрипки.

Примечание: в звуковом примере дана оркестровая версия.

Среди полонезов Козловского есть не только торжественные, парадные, но и лирические, и драматические произведения. Они сохраняют жанровые черты полонеза, но это уже не танцы, а концертные пьесы .

В XIX веке полонез всё чаще появляется как инструментальная миниатюра, не предназначенная для танца. Около 20 «полонезов не для танца» написал польский дипломат и композитор-любитель, ученик Козловского, Михал Клеофас Огиньский . Его ля-минорный лирический Полонез для фортепиано получил мировую известность.

Поначалу это, скорее, не полонез, а «воспоминание о полонезе». В напевной, выразительной грустной мелодии первого раздела нет танцевальной чёткости полонеза, лишь характерная ритмическая фигурка во втором такте напоминает об этом жанре. Вообще эта мелодия удивительна по широте дыхания, необыкновенной напевности.

Пример 121

Moderato

Черты торжественного, героического полонеза внезапно появляются в среднем разделе.

Пример 122

Высшими достижениями в этом жанре по праву считаются полонезы Шопена. Его 16 фортепианных полонезов , написанных с 1817 по 1846 год, представляют собой развёрнутые музыкальные поэмы-картины героического, драматического, лирического содержания. Полонезы Шопена навеяны героической, драматичной историей Польши. В старших классах вы познакомитесь подробнее с творчеством Шопена, с печальной историей его жизни и его родины. А пока вслушаемся в эти звуки — то победно-фанфарные, как в начале Полонеза ля мажор, то берущие за душу своими пронзительно-грустными мелодиями, как в среднем разделе Полонеза-фантазии.

итак, что же вы узнали?

  • Какие особенности у менуэта и как они отражены в музыке этого танца? Какими средствами выразительности шутит Гайдн в своих менуэтах? В каких крупных музыкальных жанрах использовались менуэты в XVIII веке?
  • Какой характер у гавота? По каким ритмическим особенностям можно сразу узнать гавот? Что такое стилизация? Почему гавот Прокофьева нельзя назвать стилизацией? Что необычного в этом гавоте?
  • В чём сходство и в чём различие гавота и бурре? Какие особенности у бурре из Английской сюиты ля минор И.С.Баха и бурре В.Ф.Баха?
  • Какое значение имела сарабанда в сюитах XVIII века? Как используется жанр сарабанды в музыке XIX-XX веков? Приведите примеры.
  • Расскажите о происхождении полонеза, его характере и ритмических особенностях. У каких композиторов XVIII века есть полонезы? Кто автор первых русских полонезов? Какие полонезы писал Огиньский? В чём особенность его полонеза ля минор?
  • Какой композитор достиг в жанре полонеза наивысших достижений? Что представляют собой его полонезы?
  • В каких операх встречаются полонезы? Назовите авторов этих опер и расскажите, что происходит в это время на сцене.


Отточенные десятилетиями танцевальные па менуэта демонстрируют галантность кавалеров и очарование дам. Ведь менуэт – это танец, достойный королей.

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas – маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.


Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора – король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта – в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.

Менуэт - это танец королей. Именно так его характеризовали в минувшие века, и ничего не изменилось в наши дни. В современном мире о существовании такого танца знают лишь истинные ценители искусства, а от широкой публики, увы, он безвозвратно ушел. Менуэт - танец, который состоит из медленных движений, маленьких шажков, красивых па и реверансов. И для того чтобы окунуться в прошлое и узнать, как именно отдыхали на балах наши предки, мы более детально изучим историю и все особенности менуэта.

Зарождение жанра

Родными местами менуэта считается историческая область Там он существовал наряду с прочими которые, однако, исполнялись и в аристократических кругах. Суть его тогда заключалась лишь в том, что пары двигались грациозно, выполняя поочередно мелкие шажочки. Конечно же, такое действо всегда сопровождалось соответствующей медленной музыкой. Даже в то время еще народный французский менуэт уже исполнялся с определенным размером - ¾. Многие композиторы специально для этого танца писали произведения или просто импровизировали на торжественных приемах и балах.

Становление танца в широких народных массах

В начале 17 столетия об этом удивительном явлении народного творчества узнал Людовик XIV. Именно он официально провозгласил на всю страну, что менуэт - танец. Это была новость, которая моментально расползлась по всем городам, и при каждом аристократическом дворе начали исполнять менуэт приближенные к королю особы, графы, бароны и прочие обладатели высоких титулов. Учитывая тот факт, что в 17-18 веках во всей Европе и даже в России была мода на все французское, этот новый жанр быстренько завоевал лидирующие позиции при всех знатных дворах.

Менуэт был в фаворе у то есть в Петербурге и в Москве, его исполняли в Польше, в Великобритании. Популярность танца не спадала до середины 19 века, пока на смену медленным па не пришли более энергичные ритмы и резкие движения.

Исторический образ танца

На заре своего существования менуэт состоял из крайне простых, но очень грациозных движений. Исполнители выполняли реверансы, протяжные па; они двигались по залу, то приближаясь друг к другу, то удаляясь. Таким образом создавалось впечатление, что менуэт - это не танец, а лишь приглашение, очень галантное, кокетливое и вежливое. Примечательным было то, что исполняла его всегда только одна пара. То есть гости по очереди танцевали менуэт - сначала самые знатные особы, потом все остальные.

После того как танец стал широко распространен во Франции и за ее пределами, его движения усложнились. Важно было с максимальной точностью выполнять шаги в сторону и вперед, выстраивая таким образом фигуры. Также произошла еще одна важная метаморфоза. С 17 века менуэт - танец, который исполняется всеми гостями сразу. Первыми шествовали короли, за ними следовали дофины со спутницами, а потом и остальные титулованные гости. Все исполнители во время танца выстраивались в определенные фигуры. Чаще всего это были буквы «Z» или «S».

Эпоха барокко

В этот период менуэт терпит значительные трансформации. Ускоряется его темп, становится более подвижным и нестандартным ритм. Если ранее танец исполнялся строго на ¾, то теперь к этому размеру добавилась вариация - 6/8. В менуэт - это танец, который исполняется одновременно большей частью гостей. При этом все их движения должны быть наполнены не только кокетством, но и жеманством, хитростью, харизмой. Для того чтобы подчеркнуть такой «легкомысленный» характер танца, люди менялись партнерами. Важно также выделить, что в годы популярности появились первые классические музыкальные сопровождения для этого танца. Они делились на три части и коду. Первая была двухголосной, вторая - трехголосной, в третьей части повторялись мотивы из первой. Кода была маленькой и обязательно исполнялась в мажоре.

Особенности изучения танца

Поразительно, но при всей кажущейся простоте исполнения менуэта предварительно его изучали годами. Детей с малых лет учили правильно двигаться, развивали их пластичность, грацию. Каждый переход, каждый шаг репетировался с максимальной точностью, ведь любое движение в таком танце должно было быть легким, будто бы импровизация, и в то же время четким, уверенным, совпадающим со всеми остальными. Справедливости ради стоит выделить, что менуэт - это танец, который сложен в первую очередь для мужчин. Им необходимо было снимать шляпу, потом, как бы одним движением, заманивать даму к танцу, затем, не прерывая того же «дыхания», надевать ее обратно на голову.

Как писали мировые классики

Менуэт в музыке - это не просто сопровождение для танца, которое имеет определенный ритм и темп. Это отдельный жанр, который существует наряду с сонатой или прелюдией. Изначально он существовал как отдельная форма и исполнялся на клавесине или клавикорде. Позже он стал обязательной частью инструментальной сюиты. Когда популярность стал набирать такой жанр, как опера, менуэт стал частью увертюры. В 18 веке из менуэтов уже начали составлять целые сюиты. Первый номер обязательно писался в мажоре, а за ним следовал танец в миноре.

Нередко этот танец чередовали с другими, где лады также варьировались. Среди композиторов, которые писали музыку в этом жанре, стоит назвать И. С. Баха. Наряду с ним творили Гендель, Ж.-Б. Люлли и прочие композиторы эпохи рококо. Позже за написание менуэтов взялись творцы эпохи романтизма. Это были Бетховен (в своих нотах он называет менуэт «скерцо»), Глюк, Моцарт, Сати, Дебюсси. Описываемый жанр встречается и в творчестве отечественных композиторов: Чайковского, Глинки, Рубинштейна и др.