Эротическое словесное описание венеры богини. Мифы и легенды

Добрая и обходительная богиня Венера была символом плодородия, священных союзов и главное - любви. Ее жизнь была полна потрясений и мрачных событий, но это не помешало ей родить прекрасного сына, потомки которого являлись основателями знаменитого города Рима.

Богиня Венера – кто она?

По сказаниям, богиня Венера (в греческой мифологии Афродита) олицетворяла красоту, любовь, плотские желания и плодородие. Присутствовала она на каждом бракосочетании и хранила семейное счастье уже обвенчанных. Она помогала сдерживать обиды и огорчения, учила терпению и дарила множество детей. Считалось что внешняя красота человека – это обращение на него своего взора доброй богини. Помимо этого, Венера - богиня любви, была проводником между миров богов и людей и ее дополнительными предназначениями были:

  1. Поддержка правых римлян в войнах и битвах.
  2. Помощь распутным девушкам для обретения их счастья.
  3. Направление людей на постройку храмов для обращения к богам.

Как выглядит богиня Венера?

Римский народ точно знал, как выглядит Венера, и красоты. Ее облик запечатлен во многих писаниях и архитектурных строениях, были найдены скульптуры с ее очертаниями. Юная красавица с длинными и пышными волосами, бледной кожей и круглым лицом. Ее постоянными спутниками являлись заяц и голубь – символы весны и мира. Самое известное произведение живописи - картина Ботичелли "Рождение Венеры". Великий художник предлагает свое видение богини красоты, любви и плодородия.


Муж богини Венеры

Миролюбивая богиня Венера родила своего единственного сына от покровителя в воинственных делах и звали его Марс. Он был полной противоположностью прекрасной девушки. Внешне возлюбленный Венеры был не очень красив, в отличие от ее остальных поклонников, но это не помешало им создать семью и дать римлянам прекрасного лучника Эрота. Игривая и кокетливая красавица легко усмиряла дикий пыл своего мужа и даже живя с таким предназначением он был ласков и нежен со своей любимой.

Дети Венеры

В ее судьбе был один единственный ребенок Эрот. Он отлично владел стрелами и луком и стал основателем великого города Рима. Поэтому многие народы и считают ее прародительницей населения города. Сын Венеры смог запомниться предкам следующими поступками:

  • плаванием с Трои в Италию;
  • основателем десятков храмов, посвященных имени своей матери;
  • рождением на свет Юлия Цезаря.

Он был добрым и миролюбивым ребенком. Все свое детство и молодость он провел рядом с матерью и им было очень тяжело расстаться, когда мальчик решил уйти к людям. Марс даже ревновал его к любимой, так как он отнимал у него время, которое он мог бы проводить со своей женой. На эту тему существует даже написанная картина, на которой изображена вся семья. Взгляд мужа очень печален там, ведь супруга занималась только ребенком, забывая о своих обязанностях, как жена.

Какие таланты дает богиня Венера?

Римлянам было хорошо известно, какие таланты дает своим дочерям богиня Венера. Каждая девушка метала о ее покровительстве, ведь взамен она могла получить любовь к искусству, артистические способности, умение красиво рисовать. Она могла одарить талантом мягкого управления людьми, красноречия и кокетливости. Считалось, что если покровительница девушки стала Венера, то у нее обязательно будет много поклонников и предложений и союзе.


Богиня любви и красоты Венера – мифы

Миф о рождении богини был самым любимым у жителей Рима, и они с удовольствием рассказывали его своим детям и внукам. Считалось, что богиня появилась на свет из пены морской и была до того хрупка и нежна, что приглянулась океаническим нимфам. Они унесли ее в свои пещеры из коралловых рифов и воспитывали ее там как родную дочь. Когда древнегреческая Венера выросла и научилась заботиться о себе сама, нимфами было принято решение передать ее богам.

Подняв ее на поверхность моря, они поручили ее заботу Зефиру, легкому южному ветру, унести ее на остров Кипр. Там ее и встретили четыре Хоры, дочери Юпитера и богини справедливости. Все, кто видел ее скорее хотели склонить головы перед красотой Венеры и сопроводить ее на Олимп. Ждал ее там собственный трон, и когда он села в него, остальные боги не могли скрыть своего восхищения. Все боги предлагали ей свою руку и сердце, но она отвергала их, желая быть свободной и жить для себя.

БОГИНЯ ВЕНЕРА

Этимология имени Венера неизвестна. Есть предположения, что происходит оно от санскритского vanas - желание или vanita - возлюбленные, а может быть, и от латинского venia - милость богов. Марк Тулий Цицерон (106–43 г. до н.э.) в своем трактате «О природе богов» упоминает, видимо, распространенное тогда толкование имени: «Венера - потому, что приходит ко всему (Venus, quod ad omnes veniat)» [книга 3, абзац 62].
По свидетельству Марка Теренция Варана (116–27 г. до н.э.) культ Венеры существовал в Риме отнюдь не с момента основания государства (753 г до н. э.). Первый известный нам храм Венеры был открыт около Большого цирка (Circus Maximus) в 293 г. до н.э., и, что интересно, построен он был на деньги, собранные от штрафов, наложенных на благородных матрон за их непристойное поведение (правда, лично мне не очевидно, что скрывается за данной формулировкой).
Видимо, становление культа Венеры как покровительницы, а потом и прародительницы римлян произошло на закате республики.
Диктатор Сулла (138 - 78 гг. до н. э.) считал ее своей покровительницей, называл себя Эпафродитом, то есть любимцем Афродиты, в конце жизни принял агномен (четвертое имя) Felix. Изображения Венеры Счастливой (Venus Felix) в изобилии присутствуют на римских монетах времен Суллы, Цезаря и империи.
Юлий Цезарь (100–44 гг. до н.э.) также считал, что своими победами обязан покровительству Венеры. Находясь на вершине славы, ввел почитание Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), основав в 45 до н. э. храм в Риме. Цезарь считал себя прямым потомком Венеры, род Юлиев вёл родословную от Юла, сына легендарного основателя римского государства, троянского героя Энея, матерью которого была сама Венера.

Храм Венеры-Прародительницы


Реконструкция храма Венеры Прародительницы в Риме

Храм Венеры Прародительницы - храм, некогда находившийся на форуме Цезаря в Риме.
Фасад храма был украшен 8 колоннами, до наших дней сохранились лишь три колонны и подиум. Храм был возведён Юлием Цезарем в 46 году до н. э. в знак признательности Венере (лат. Venus Genetrix), также богине домашнего очага и материнства, за то, что она привела Цезаря к победе при Фарсале над Помпеем. В храме находились статуи Цезаря, Клеопатры и Венеры, которая считалась матерью Энея и прародительницей рода Юлиев. Позднее храм был перестроен Домицианом и восстановленТраяном в 113 году.


Храм богинь Венеры и Ромы


Реконструкция храма богинь Венеры и Ромы

Храм богинь Венеры и Ромы (лат. templum Venus et Roma, также назывался templum urbis Romae, templum urbis) - некогда крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима.
Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея, и было возведено на постаменте длиной в 145 м. и шириной в 100 м. Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н.э., на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона.
Храм занимал центральную часть портика: он был построен из двух целл, одна напротив другой, с общей внутренней стеной. Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима - Роме, другая посвящена богине Венере.
После пожара Максенций перестроил интерьер в 307 году н.э.: две апсиды были высечены в задней части целлы, где разместили статуи богинь, боковые стены с порфировыми колоннами обрамляли ниши для статуй. Пол был выложен геометрической мозаикой из цветного мрамора. Восточная целла сохранилась до наших дней лучше всего, так как она долгое время являлась частью церкви Санта-Франческа-Романа.

Венера (от venia - милость богов) - в двух своих аспектах - символ небесной и земной любви.
Олицетворение любви и женской красоты.
Венера связывается и с положительными, и с отрицательными аспектами женского начала - как покровительница и как божество гетер.
В качестве олицетворения любви Венера воплощает и духовную любовь, и физическое влечение.


Рубенс. Венера и Адонис.

Планета Венера во многих мифологиях выступает как символ божества любви (к примеру, аккадская богиня Иштар, римская богиня Венера; в одном из мифов шумерская богиня Инанна говорит о себе: «Я - звезда утреннего восхода»); в астральных представлениях шумеров и аккадцев она занимает особое место «царицы небес», наделенной владычеством над плодородием и любовью.

В Риме Венера первоначально была богиней полей и садов, ее отождествление с греческой богиней (которому не найдено четкого обоснования) послужило причиной того, что божество любви стало ассоциироваться с Великой матерью, в качестве Венеры Генетрии («Порождающая жизнь»).
Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви. В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.

Представления римлян о происхождении Венеры описывает Цицерон:
«Венера первая была рождена богиней День от Неба. Ее храм мы видели в Элиде. Вторая - родилась от морской пены, от нее и Меркурия, говорят, родился Купидон второй. Третья, родившаяся от Юпитера и Дионы, вышла замуж за Вулкана. Но от нее и Марса родился, говорят, Антэрос. Четвертая - была зачата Сирией от Кипра и зовется Астартой. Она была женой Адонису».
Цицерон «О природе богов», книга 3, абзац 59.

Как у всех крупных божеств, у Венеры есть множество эпитетов, часть из них повторяют эпитеты Афродиты, часть связана с географией или с посвящением храма. Кроме уже упоминавшихся Венеры Счастливой (Venus Felix) и Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), приведу еще три.
Венера Очистительница (Venus Cloacina) - посвящена примирению римлян и сабинян. Согласно легенде, римляне похитили во время одного из празднеств сабинянок, чтобы взять себе в жены. Сабиняни начали войну, но женщины, привязавшиеся уже к своим римским мужьям, добились примирения сторон.
Венера Лысая (Venus Calva). Самое распространенное объяснение: эпитет появился в память о римских женщинах, пожертвовавших свои волосы на то, чтобы сделать тетивы для луков и канаты для катапульт во время осады Рима.
Венера Победительница (Venus Victrix) - аналог вооруженной Афродиты, культа, сформированного греками под влиянием восточных культур, где богиня Иштар являлась и богиней войны. Сулла и Цезарь считали, что именно Венера принесла им победу. В неоклассическом искусстве этот эпитет часто употребляется в значении «Венера - покорительница людских сердец», например, скульптура Антонио Кановы Venus Victrix (портрет Полины Бонапарт).

Благодаря распространенности культа Венеры в римском государстве, до нас дошло много римских статуй богини, многие из которых, как принято считать, повторяют в общих чертах скульптуру Афродиты Книдской Праксителя.
В период ренессанса образ Венеры вновь стал чрезвычайно популярен, объясняется это тем, что Венера представляла собой классический сюжет, для которого нагота была естественным состоянием. Со временем Венера стала нарицательным названием любого художественного изображения обнаженной женщины.
Венера - мать Амура и любовной страсти.
Венера изображается прекрасной молодой женщиной в венке и с цветами в руках.

"Амур развязывает пояс Венеры".

Любовной власти Венеры подчинены боги и люди. Ей неподвластны только богини-девы: Афина, Артемида и Веста (богиня домашнего очага). Венера покровительствует любящим и преследует тех, кто отвергает любовь.

Во многих мифах Венера воспевалась как богиня плодородия, дарующая жизнь растительному и животному миру. Ей посвящались роза, яблоко, дельфин, голубь.

Существует несколько легенд о рождении Венеры. Наиболее распространенная называет Венеру дочерью Зевса и океаниды Дионы. Другая рассказывает, что богиня происходит от Урана и родилась из морской пены. Из-за того что мифология связывает Венеру с морем, во многих областях Древней Греции, особенно на островах, ее почитали покровительницей мореплавания и называли «морской» или «успокаивающей море». Главными центрами культа богини были острова Кипр и Кифера, возле которых Венера вышла из морской пены. Отсюда часто встречающиеся прозвища Киприда и Киферея.

По оценке замечательного художника и выдающегося искусствоведа А.Н. Бенуа , из трёх произведений Д. Рейнолдса в коллекции Эрмитажа картина "Амур развязывает пояс Венеры" "самая изящная". Действительно, эта работа президента Королевской академии искусств привлекает своей интимностью и лиричностью. Богиня красоты и любви Венера кокетливо закрывает рукой лицо от нескромных взглядов. Амур, шаловливый малыш, тянет за концы голубого шёлкового пояса, внимательно наблюдая за матерью.
Классицизм Рейнолдса здесь выступает во всём своём своеобразии. Художник переосмысливает наследие античной культуры не через непосредственное изучение антиков, а через опыт великих мастеров прошлого, особенно фламандцев и Рембрандта. Рейнолдс решающее значение придавал колориту, считая, что прежде всего цвет, а именно тёплая цветовая гамма, создаёт эмоциональный строй произведения. Холодные же цвета (в данном случае голубые ленты) используются для усиления теплых тонов или контраста с ними. Возможно, что прототипом для образа Венеры послужила известная красавица Эмма Гамильтон.


Афродита в философии

Ужаленный купидон ("Cupid Stung by a Bee" by Benjamin West, 1802)

В поэме Парменида Афродита выступает как мать Эроса.

Эмпедокл неоднократно называет Афродитой свою космическую силу. Афродита создает эйдосы вещей.
Павсаний в своей речи в диалоге Платона «Пир» излагает теорию двух Афродит: «всенародной», или «пошлой», и «небесной». Вопрос о том, в какой степени речь Павсания отражает воззрения самого Платона, спорен. Однако упоминание о небесной и всенародной Афродитах содержится и в речи Сократа в «Пире» Ксенофонта, что показывает наличие этой концепции у самого Сократа.


Венера — римская богиня любви и красоты, эквивалентная греческой Афродите. Она играла значительную роль в древнеримских религиозных фестивалях и мифах.

Венера являлась символом любви и сексуального желания. Так шведский ученый Г. Саломан высказал предположение, что Венера была воплощением сладострастия, богиней, сводившей кого-то с пути истинного. Хотя ее и считают, в первую очередь, богиней любви, красоты, женской нравственности и целомудрия, некоторые авторы указывают, что Венера, как и Афродита в древнем Риме была все же олицетворением "свободной любви", страстной сексуальности. Ведь не зря ее сравнивают именно с греческой Афродитой (даже ставят равенство) - великой распутницей. Бесчисленные любовные связи Афродиты с богами, такими, как Адонис или Арес, вошли в легенду. Даже будучи замужем за Гефестом, Афродита постоянно изменяла хромоногому супругу. А Гомеровский эпос вообще наполнен множеством любовных историй и похождений Афродиты.

А причем тогда пояс? Возможно ответ кроется в описании богини.

Немецкий искусствовед Г. Мюллер так писал о Венере: « Она самая красивая из всех богинь, вечно юная и пленительная. Ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви. И даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают ». В Эрмитаже так же находится знаменитое произведение Д.Рейнолдса - картина "Амур развязывает пояс Венеры". Богиня любви кокетливо закрывает рукой лицо от нескромных взглядов Амура, шаловливо тянущего за концы шелкого пояса.

Первое упоминание о поясе верности встречается в « Одиссее » Гомера. В этой поэме бог - покровитель кузнечного мастерства Гефест выковал пояс верности для Венеры, чтобы спасти ее от распутства. В античном мире пояса верности были сделаны, как правило, из плотной кожи и украшены узорами. Но цель была другая - женщины носили пояса для привлечения внимания мужчин, дело в том, что в Греции пояс верности носили только проститутки. Ключ от пояса находился в руках владельца борделя, не желавшего, чтобы монеты проходили мимо его кошелька. В Риме рабов-проституток, облачали в специальные устройства, чтобы никто не смог завладеть "самым желанным". После оплаты услуг, владелец проституток снимал ремни на оговоренное время.

Богиня римская Любви и Красоты








Анекдот: .

Пояс Венеры

1. Пояс Венеры, в виде одной непрерывной линии - повышенное любопытство и чувствительность. Эмоционально отзывчивый человек.


Пояс Венеры
— это полуокружность между линией сердца и пальцами, соединяющая промежутки между указательным и средним пальцами с одной стороны, и безымянным и мизинцем - с другой.
Она же - дорога Лилит, кольцо Венеры, линия Плутона, линия Миража.

Наличие этой линии часто осложняет жизнь, так как свидетельствует о чувственности и эмоциональности натуры. Все происходящее воспринимается такими людьми более острее, более эмоциональнее, что очень усложняет жизнь. А вот знаменитый хиромант Десбаролль считал, что пояс Венеры, на обеих руках, - признак чрезмерной раздражительности, а порой и крайней истеричности.

В некоторых книгах пишут, что пояс Венеры не говорит о чрезмерной сексуальности или беспорядочности любовных связей. Эти авторы и правы и нет. Все дело в том, что пояса, очень часто, находятся не на руках « половых гигантов » или « похотливых жеребцов », составляющих свой список любовниц, а на руках обходительных, изысканных, иногда и несколько неуверенных в своих силах людей. Таким людям важнее качество, а не количество, поэтому говорить о беспорядочности связей тут не приходится. А вот о сексуальности можно и поспорить, так как такие люди очень страстные и не прочь поэкспериментировать в сексе.

А если, в общем: пояс Венеры, как правило, отражает степень восприимчивости, говорит о богатом воображении и творческих способностях, о любви к роскоши и чувственным излишествам. Такие люди часто живут своими идеалистическими мечтами, воспоминаниями и иллюзиями, а не реальностью. Пояс Венеры часто встречается у людей творчества.

Это часто: актеры, сценаристы, любители эзотерики, художники, исследователи, писатели, музыканты, ученые, изобретатели.

Стихи про пояс Венеры на руке:

Богиня римская Любви и Красоты

Сойдя с небес, вложила мягко в руку-
Возвышенность фантазий и мечты,
Бегущих от Юпитера...по кругу.

Сей пояс - признак тонкости души,
Чувствительность повышенных желаний,
От сильной страсти в линию сплелись
Волшебный мир и яркость его граней…

Cобой являет нам дыхание любви
И непокорно сердце от экстаза бьется,
Ты этот пояс тайно жаждешь обрести,
Отнюдь не каждому сей дар дается…

Анекдот: Изменяла ли Ева Адаму? Трудно ответить, но почему тогда ученые утверждают, что человек произошел от обезьяны .

Венера (у греков Афродита) - "пеннорожденная", в римской и греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.
Благодаря восточному происхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородия Астартой, египетской Исидой и ассирийской Иштар.
Несмотря на то что служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетеры называли ее "своей богиней"), с течением веков архаическая богиня из сексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смогла занять почетное место на Олимпе. Факт ее возможного происхождения из крови Урана был забыт.

Венера, Купидон и куропатка (Тициан, ок. 1550 г)

Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста - самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.
Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.
Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.
Многочисленные святилища богини находились во многих областях Греции - в Коринфе, Мессении, на Кипре и Сицилии. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.

"Рождение Венеры". 1482-1486. Сандро Боттичелли

Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви.
В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. Некоторые ученые имя богини переводили как "милость богов".
После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян. На распространение культа Венеры в Риме немалое влияние оказал построенный в ее честь Сицилийский храм.
Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до н. э., когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье, и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.
Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная, в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы для того, чтобы сплести из них канаты.
В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы.

Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] 293 г. до н. э. был построен самый первый известный храм Венеры, и 18 августа стал праздноваться фестиваль Vinalia Rustica. 23 апреля[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] 215 г. до н. э. на Капитолии был построен храм Венеры в ознаменование поражения в битве у Тразименского озера во второй Пунической войне .

В русской традиции принято использовать греческое имя богини любви - Афродита , пришедшее через Византию, в то время как подавляющее большинство западноевропейских художников, писателей и критиков придерживаются варианта Венера . Обобщенно два этих варианта можно рассматривать как синонимы.

В честь богини названа вторая внутренняя планета Солнечной системы Венера .

Венера в искусстве

Венера в живописи

  • Рождение Венеры . Боттичелли . 1485-86. Флоренция, Уффици
  • Венера Урбинская . Тициан . О.1536. Флоренция, Уффици
  • Спящая Венера . Джорджоне . 1508-10. Дрезден
  • Марс и Венера. Паоло Веронезе . 1580-е гг. Турин , галерея Сабауда
  • Венера с зеркалом . Веласкес . 1657. Лондон , Национальная галерея
  • Рождение Венеры . Адольф Бугро . 1879. Париж , Музей Орсе .
  • Марс и Венера играют в шахматы . Падованино . 1530-40. Landesmuseum für Kunst und Kulturgeschichte Augusteum, Ольденбург .

В кино

  • 1961 - Похищение сабинянок (Il Ratto delle sabine) - худ. фильм, режиссёр - Ришар Поттье, Венеру играет Розанна Скьяффино.

См. также

Напишите отзыв о статье "Венера (мифология)"

Литература

  • Венера (мифология) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Венера (мифология)

Девушка лишь скупо улыбнулась и опять отвернулась к окошку... Она была очень красивой, но это была жестокая, холодная красота. Застывшее в её лучистых, голубых глазах нетерпеливое и, в то же время, скучающее выражение, как нельзя лучше показывало, насколько ей хотелось как можно быстрее закончить этот затянувшийся разговор.
Экипаж остановился около красивого большого дома, и она, наконец, облегчённо вздохнула.
– Прощайте, Аксель! – легко выпорхнув наружу, по-светски холодно произнесла она. – И разрешите мне напоследок дать вам хороший совет – перестаньте быть романтиком, вы уже не ребёнок более!..
Экипаж тронулся. Молодой человек по имени Аксель неотрывно смотрел на дорогу и грустно сам себе прошептал:
– Весёлая моя «маргаритка», что же стало с тобою?.. Неужели же это всё, что от нас, повзрослев, остаётся?!..
Видение исчезло и появилось другое... Это был всё тот же самый юноша по имени Аксель, но вокруг него жила уже совершенно другая, потрясающая по своей красоте «реальность», которая больше походила на какую-то ненастоящую, неправдоподобную мечту...
Тысячи свечей головокружительно сверкали в огромных зеркалах какого-то сказочного зала. Видимо, это был чей-то очень богатый дворец, возможно даже королевский... Невероятное множество «в пух и в прах» разодетых гостей стояли, сидели и гуляли в этом чудесном зале, ослепительно друг другу улыбаясь и, время от времени, как один, оглядываясь на тяжёлую, золочёную дверь, чего-то ожидая. Где-то тихо играла музыка, прелестные дамы, одна красивее другой, порхали, как разноцветные бабочки под восхищёнными взглядами так же сногсшибательно разодетых мужчин. Всё кругом сверкало, искрилось, сияло отблесками самых разных драгоценных камней, мягко шуршали шелка, кокетливо покачивались огромные замысловатые парики, усыпанные сказочными цветами...
Аксель стоял, прислонившись к мраморной колонне и отсутствующим взглядом наблюдал всю эту блестящую, яркую толпу, оставаясь совершенно равнодушным ко всем её прелестям, и чувствовалось, что, так же, как и все остальные, он чего-то ждал.
Наконец-то всё вокруг пришло в движение, и вся эта великолепно разодетая толпа, как по мановению волшебной палочки, разделилась на две части, образуя ровно посередине очень широкий, «бальный» проход. А по этому проходу медленно двигалась совершенно потрясающая женщина... Вернее, двигалась пара, но мужчина рядом с ней был таким простодушным и невзрачным, что, несмотря на его великолепную одежду, весь его облик просто стушёвывался рядом с его потрясающей партнёршей.
Красавица дама была похожа на весну – её голубое платье было сплошь вышито причудливыми райскими птицами и изумительными, серебристо-розовыми цветами, а целые гирлянды настоящих живых цветов хрупким розовым облачком покоились на её шелковистых, замысловато уложенных, пепельных волосах. Множество ниток нежного жемчуга обвивали её длинную шею, и буквально светились, оттенённые необычайной белизной её изумительной кожи. Огромные сверкающие голубые глаза приветливо смотрели на окружающих её людей. Она счастливо улыбалась и была потрясающе красивой....

АФРОДИТА (ВЕНЕРА)

Богиня любви, как свидетельствует ее имя (Рожденная из пены), появилась обнаженной из морской пены; в раковине она добралась до берега. Правда, высказывались и другие версии ее рождения. Уточнялось, что пена была не простая, а возникшая в результате того, что Крон, оскопив Урана, забросил его гениталии в море.

Ее появление в Греции со стороны моря - одно из свидетельств того, что эта богиня заморского происхождения. У нее есть другое имя - Киприда, указывающее на то, что ее высоко чтили на этом острове.

Согласно мифам, она относится к числу древнейших богов. Во всяком случае она старше Зевса и олимпийцев. Появление Афродиты привнесло в древний довольно мрачный мир любовь и красоту. По одной из поздних версий, она - дочь Зевса и океаниды Дионы, однако в таком случае придется признать, что до этого на земле не было подлинной любви, а только, как теперь говорят, секс.

Хотя она вышла на сушу, по мифам, на островах Кифера и Кипр, образ ее заимствован, как считают специалисты, у ближневосточных племен (финикийская Астарта и более древние богини: египетская Исида и ассирийская Иштар). Однако подобные заимствования мало что объясняют по сути дела. Ведь и прекрасную Европу Зевс вывез из Малой Азии, но это еще не означает, будто европейская культура заимствована оттуда. С развитием цивилизации греки стали преклоняться перед женской красотой и боготворить любовь; это и было той «пеной», из которой возник образ прекрасной любвеобильной богини.

2,6 тысячелетия назад греческий лирик Мимнерм (родившийся, кстати сказать, в Малой Азии) писал: «Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость. Я бы хотел умереть, раз перестанут манить тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе».

А через пятьсот лет, уже в Риме, поэт-философ Тит Лукреций Кар свою поэму «О природе вещей» начал с прославления Венеры (Афродиты), ибо любовь вдохновляет людей:

Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада,

О благая Венера

Под небом скользящих созвездий

Жизнью ты наполняешь и все судоносное море

И плодородные земли, тобою все сущие твари

Жить начинают и свет, родившиеся, солнечный видят…

Всюду внедряя любовь упоительно-сладкую в сердце,

Ты возбуждаешь у всех к продолжению рода желанье

Ибо одна ты в руках своих держишь кормило природы,

И ничего без тебя на божественный свет не родится.

Радости нет без тебя никакой и прелести в мире.

Будь же пособницей мне при создании этой поэмы…

Считается, что в ее власти усмирять диких зверей и что она всегда окружена цветами, словно весной. Она игрива, кокетлива, легкомысленна. Муж ее, самый уродливый из богов, зато искусный мастер Гефест, постоянно занят в своей кузнице. Это позволяет Афродите одарить своей любовью некоторых богов и людей. Она обладала волшебным поясом, который делал каждого влюбленным в его хозяйку.

Наиболее долгая связь была у нее со вспыльчивым, буйным, драчливым и нередко пьяным богом войны Аресом. Они встречались так долго, что у них было трое детей.

Гефест, узнав об изменах жены, смастерил тонкую и прочную металлическую сеть, которую незаметно прикрепил к подножью кровати, опустив с потолка. После этого он, простившись с женой, отбыл на остров Лемнос в свою кузницу. Афродита, призвав Ареса, возлегла с ним на ложе любви. Предаваясь страсти, они поздно заметили, что попали в прочную сеть Гефеста Так они и лежали обнаженные, когда изобретательный муж вернулся, взяв в свидетели своего супружеского бесчестия богов Они вынуждены были - не без интереса к прелестям Афродиты - констатировать прелюбодеяние. Аполлон подтолкнул Гермеса и заметил с усмешкой: «Мне кажется, ты бы и сам не прочь оказаться на месте Ареса». Гермес не возражал, и оба рассмеялись.

Однако дело приняло нешуточный оборот. Гефест потребовал от приемного отца Афродиты, Зевса, возврата всех богатых свадебных даров. Однако Зевс рассердился и заявил, что Гефест сглупил, выставив напоказ неверность жены. И хотя семейный конфликт был улажен, у Афродиты появились новые страстные поклонники: Гермес и Посейдон. От первого у нее родился Гермафродит, в которого влюбилась нимфа Салмакида и, не добившись взаимности, упросила богов слить ее с прекрасным юношей; так появилось первое двуполое существо. От Посейдона же у Афродиты, по некоторым сведениям, было двое детей.

Вот слова А. А. Тахо-Годи: «Богиня сохраняет милый нрав даже в самые неприятные минуты, например, когда она застигнута мужем и другими богами на любовном свидании с Аресом. Кокетство не покидает Афродиту и тогда, когда, раненная Диомедом, она плачет, уткнувшись в колени своей милой матери Дионы. Поистине, как говорит Гера, богиня Афродита покоряет людей и богов силой любви и влекущей прелестью».

Любовные приключения Афродиты многочисленны, и детей у нее немало. Возможно, многие из них были «присочинены» сравнительно поздно, для того чтобы умалить авторитет этой богини. Дело в том, что ее почитали прежде всего на островах и в Малой Азии; не случайно в Троянской войне она вместе с Аполлоном, Аресом, Артемидой выступает против ахейцев на стороне троянцев.

Есть предположение, что сеть, в которую она угодила с Аресом, была в более древних мифах ее атрибутом как богини, связанной с морем. Ее позор, в таком случае, был своеобразной местью греков, снижением величия ее образа. Как отметил А. Ф. Лосев, Афродита считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей. Столь унизительное положение великий философ Платон определил «Афродите Пандемос» (Всенародной), доступной каждому, отличая «Афродиту Уранию» (Небесную), доступную немногим; именно она возвышает душу влюбленных, вдохновляет поэтов и мыслителей.

В римской мифологии Венера была сначала богиней садов и плодов. В связи с почитанием героя Энея, сына Анхиса и Афродиты, качества последней перешли к Венере. Ее культ достиг апогея около двух тысячелетий назад, когда ее считали богиней удачи и победы такие знаменитые римляне, как Сулла, Помпеи и Цезарь. С распространением в Римской империи восточных культов, Венеру стали отождествлять с богинями Исидой, Астартой. Мифологический круг замкнулся.

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора

Афродита Вначале Хаос был и облекал светила; Пространства и века без меры мчались в нем; Потом большой груди обильным молоком Земля, благая мать, титанов напоила. Титаны пали. Стикс их принял, как могила. И никогда весна под неумолчный гром Не зажигала солнц сияющим

Из книги Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция автора Немировский Александр Иосифович

Афродита и Адонис Удивительна история любви богини к прекрасному смертному юноше Адонису . Греки считали его то сыном нимфы Алфесибеи от героя с финикийским именем Феникс, то производили от ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны, то от кипрского царя Кинира и его

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.17.3. Красавица Кримхильда и Афродита, богиня красоты В отличие от суровой Брюнхильды, королева Кримхильда (и её «двойник» Флоригунда, см. выше) характеризуется германо-скандинавским эпосом как исключительная красавица, без каких-либо воинственных, боевых черт.

Из книги Новая Хронология Египта - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

4.4.8. Венера в основном гороскопе рис.4.39Изображения Венеры в основном гороскопе на различных зодиаках представлены на рис.4.39. Каждая из клеток рисунка соответствует одному зодиаку, условное обозначение которого проставлено в кружке. Если кружок закрашен серым, то Венера

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

2. Венера В первую очередь необходимо упомянуть истинную богиню любви, по крайней мере согласно популярным представлениям, то есть Венеру – богиню, которая приобрела большую известность после того, как Вергилий написал «Энеиду», включив в этот национальный эпос многие

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Богиня любви: скифская Лакшми - Лада - Афродита Имя скифской Афродиты Урании (небесной богини любви) надо читать как АРТИМПАСА. При таком прочтении в нем выступает корень «арт», «артем» - тот же самый, что в имени греческой богини АРТЕМИДЫ. Но… Артемида ведь не Афродита?

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

5.15. Венера во Льве Далее в Апокалипсисе сказано: «КТО ПОБЕЖДАЕТ… ДАМ ЕМУ ЗВЕЗДУ УТРЕННЮЮ» (Ап.2:26–28). Утренней звездой, как хорошо известно, в средние века называли ВЕНЕРУ. А из зодиакальных созвездий «самым побеждающим» является, конечно, созвездие ЛЬВА. То, что

Из книги Загадка Фестского диска и змеепоклонники автора Кучиньский Мачей

ВЕНЕРА Этот цикл длится 584 дня. В течение 236 дней Венера является людям как Утренняя Звезда, потом исчезает на 90 дней; снова возникает на 250 дней, но уже как Звезда Вечерняя, а затем в течение 8 дней вообще не видна на небе. Эти «исчезновения» планеты древние объясняли ее

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Венера Книдская и Венера Милосская Когда мы произносим имя «Афродита-Венера», перед нами сразу же встает воспетый в древнегреческих мифах образ «прекрасновенчанной» богини, «улыбколюбивой» девы с «ресницами гнутыми»… Вот она, рожденная из морской пены, выходит на

Из книги Клеопатра. Последняя царица Египта автора Вейгалл Артур

Глава 10 Афродита Можно почти не сомневаться в том, что в сложившейся ситуации Антоний очень хотел заключить прочный союз с Клеопатрой, потому что ему для осуществления его замыслов был нужен как раз такой союзник. Отношения Антония с Октавианом были напряженные, а

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5.2.2. ВЕНЕРА Но если обнаженный мужчина – Солнце, то какую планету изображает стоящая рядом обнаженная женщина, обращенная к нему? Ответ в общем-то ясен. Скорее всего, это Венера. Женщина обнажена, причесывается, прихорашивается, см. рис. 1.75. Венера, она же Афродита, является

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

ГЛАВА III ВЕНЕРА Венера Продолжительность года была точно известна во втором и третьем тысячелетии, сознательное пренебрежение четвертью дня каждый год, что составляло потерю двадцати пяти дней за столетне, было скорее всего намеренным отклонением от точности,

Из книги Религия эллинизма автора Зелинский Фаддей Францевич

Глава V. Адонис и Афродита § 20 В предыдущих главах мы изучили вклады Анатолии и Египта в религию эллинизма. Переходя теперь к третьей греко-восточной области, к Сирии, мы должны прежде всего заметить, что ее роль, как оплодотворительницы античной религии, почти вся еще

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

6. Мадонна и Венера. (Параллели) Одна дама на парижском конгрессе феминисток разразилась следующей живописной фразой: «Мать! мать! - говорят нам, и ставят перед нами как идеал рафаэлевский образ мадонны с младенцем на руках, но для меня ничуть не ниже Венера Милосская,

Из книги Древние зодиаки Египта и Европы. Датировки 2003–2004 годов [Новая хронология Египта, часть 2] автора Носовский Глеб Владимирович

4.2.6.2. Венера Но если обнаженный мужчина – это Солнце, то какую планету изображает стоящая обнаженная женщина, обращенная к нему и находящаяся рядом с ним? Ответ ясен. Скорее всего, это – Венера. Женщина обнажена, причесывается, прихорашивается, рис. 4.81. Венера, она же