Вторая стадия развития коллектива. Основные стадии развития коллектива

Развитие коллектива – сложный процесс.А.С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти.

Для педагога, психолога представляют интерес обозначенные А.С. Макаренко этапы развития детского коллектива. На первом этапе главную роль играет воспитатель, идет процесс создания социальной и психологической общности. На втором этапе появляется актив, выражающий мнение коллектива, возникает коллективное единство. Задача педагога – воспользоваться этим единством. Здесь часто возникают противоречия между коллективом и личностью. На третьем этапе достигается высокая требовательность членов коллектива друг к другу и к самим себе. Преобладают нравственные требования. Педагог влияет на личность воспитанников через коллектив, опосредованно. На этом этапе воспитание переходит в самовоспитание.

Интересно описывает процесс развития коллектива как восхождение к вершине А.Н. Лутошкин, выделяя, этапы его формирования и сплочения. Он предлагает приемы руководства и стиля общения на каждой ступени.

«Песчаная россыпь» – у самого подножия. На расстоянии одного перехода – «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Далее дорога круче и приводит к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный, к вершине – «Горящий факел». В книге «Эмоциональные потенциалы коллектива» ученый дает подробную их характеристику. «Песчаная россыпь» описывается как группа, существующая формально, не приносящая радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. Нет того, чтобы что-то «сцепляло, соединяло« людей. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к «рыхлости», «рассыпчатости» группы.

На уровне «Песчаная россыпь» предпочтителен стиль руководства «Разящие стрелы» /настаивающий, требующий, приказывающий/.

В группе, находящейся на ступени «Мягкая глина» заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Дети редко по своей инициативе приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом. Хорошего организатора пока нет.

Стиль «Разящих стрел» может еще преобладать в группе на этом уровне, но все активнее вводятся «бумеранговые приемы» – это стиль советующий, консультирующий и требующий.

Группа «Мерцающий маяк» отличается индивидуальностью, но найти во всем общий язык, проявить настойчивость ей бывает трудно. В ней преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В группе есть на кого опереться. Авторитетны организаторы, актив. Однако проявляется активность всплесками, но не у всех.



Эффективным на этой стадии развития коллектива является сочетание стилей «Возвращающийся бумеранг» и «Разящие стрелы». Как вспомогательные можно использовать воспитательные способы воздействия типа «Снующий челнок» и «Плывущий плот»: быть уступчивым, при необходимости идти на компромисс.

«Алый парус» – символ устремленности вперед, не успокоенности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один – за всех, все – за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью взаимной требовательностью. У большинства членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигает неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Хотя группа сплочена, но не всегда она готова идти наперекор бурям и ненастьям, не всегда признает свои ошибки.

Стиль руководства коллективом – «Возвращающийся бумеранг». В основе взаимопонимания организатора и группы взаимное доверие.

«Горящий факел» – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Это коллектив, где бескорыстно приходят на помощь, делают все на пользу и радость людям.

В основе руководства коллективом на этой стадии является самоуправление, опора на группу в целом .

Процесс развития коллектива непрерывен. Но он не может рассматриваться как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг высокого уровня. Но прежде чем ставить цель и конкретные задачи перед классом на какой-то период, надо точно определить его «местонахождение» на пути к коллективу.



Три стадии развития коллектива выделяет отечественный психолог А.В. Петровский, характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах и вхождение личности в социум: адаптация личности в коллективе – активное усвоение личностью норм и овладение формами и средствами деятельности; индивидуализация – порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в персонализации; интеграция личности в коллективе – группа принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектив. В этот период личность имеет возможность наиболее проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив. Эти три фазы переживает любая личность при вхождении в новые коллективы. Коллектив проявляет позитивную роль, если ребенок успешно проходит все этапы. Задача педагога – создавать условия для благоприятной адаптации, индивидуализации, интеграции в нем каждой личности.

В социальной психологии рассматриваются такие этапы развития группы (коллектива): диффузия (конгломерат) – просто собранные вместе люди; ассоциация – произошло начальное объединение, есть подчинение, управление, лидеры, отношения определяются ценностями и целями общей деятельности, но преобладают эмоции; автономия – группа достаточно сплочена, но противопоставляет себя другим группам: большее сплочение часто определяется большим противопоставлением (на этом этапе группа может превратиться в корпорацию или лжеколлектив, где деятельность антиобщественна); коллектив – межличностные отношения определяются ценностями, целями, содержанием деятельности, значимой для детей в коллективе, для общества.

Главное в становлении и развитии коллектива – это умелое руководство им. Правила руководства детским коллективом: не подавлять, а направлять инициативу детей; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление; опираться на учителей, работающих с этим коллективом детей; не формализовать отношения с детьми; создавать общее мнение коллектива о деятельности коллектива; контроль должен совершенствовать деятельность коллектива; создавать добрые отношения между ребятами, учитывать многоуровневую систему межличностных отношений в коллективе, активно вмешиваться в систему стихийно складывающихся отношений; создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус; возвести в абсолют ответственность ребенка за порученную работу; придерживаться единых педагогических требований, осуществлять контроль за выполнением законов и требований коллектива; постоянно заботиться об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения; систематически оценивать деятельность каждого члена коллектива.

При руководстве детским коллективом важно учитывать возраст. В начальных классах решающее воздействие на детей имеет учитель. На подростков большое влияние оказывает среда, мнение одноклассников.

Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основывается на следующих принципах: творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества; учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии; управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности; комфортность положения ребенка в коллективе сверстников. Необходимо, чтобы все члены были вовлечены в коллективную деятельность. При этом важно, чтобы интересы коллектива и личности совпадали. Педагогу нужно помнить также, что, прежде всего от его мастерства зависит то, как сложатся взаимоотношения между воспитанниками в коллективе и насколько благотворно они скажутся на их личностном становлении.

Коллектив непрерывно меняется, т.к. меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. Процесс развития коллектива педагогически управляемый. Управлять коллективом – значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания с учетом стадии развития. Управление включает сбор информации о коллективе и школьниках, организацию адекватных воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Коллектив художественной самодеятельности в своём развитии проходит сложный путь. Этот путь обусловлен характером деятельности и общения руководителя с участниками.

Первая стадия . Началом коллектива является принятие участниками его целœей и задач, охватывающих как собственно внутриколлективные действия, так и будущие художественные встречи со зрителями (слушателями). Ведущей в коллективе становится художественно-педагогическая деятельность, как бы элементарна она ни была на первых порах. С самого начала перед коллективом выдвигаются вопросы планирования деятельности, определœения роли каждого участника, объединœение усилий каждого.

Важно, чтобы в процессе развития коллектива участники его осознали, что от их активности и инициативы зависит выполнение намеченных целœей и задач, а педагог, как ответственное лицо обладающее художественной квалификацией и педагогической подготовкой, направлял бы деятельность и общение участников, подводил их к пониманию роли коллектива как добровольного объединœения людей, совместно решающих идейно-нравственные и художественно-эстетические задачи.

Чрезвычайно важный момент жизни коллектива - ϶ᴛᴏ возникновение и оформление актива. Актив не должен назначаться руководителœем, ибо нередко при формировании его он учитывает, прежде всœего аккуратное посœещение участником занятий, безоговорочное принятие всœех его требований и т.д. Но дело не только в данном. Участники должны сами (конечно, с помощью педагога) создавать актив. Актив - ϶ᴛᴏ полномочные представители коллектива, которые практически показали, что они наиболее полно выражающие устремления коллектива, способные организовать внутриколективную и художественно-пропагандическую деятельность.

Таким образом, первая стадия развития коллектива характеризуется основными признаками:

1. большинство его участников добровольно принимают на себя художественно-педагогические цели и задачи коллектива;

2. функционирует актив, являющийся носителœем внутриколлективных и внеколективных общественно ценных устремлений;

3. Складываются обшеколективные ценности, когда участники испытывают чувство удовлетворения от успехов своих товарищей и коллектива в целом и огорчаются от их неуспехов.

Вторая стадия . На этой стадии развития в коллективе усложняются цели и задачи и деятельность по их выполнению. В результате формирования подобных ценностей и мотивов на большую инициативность и самостоятельность участников. Среди наиболее передовой и сознательной части коллектива – чаще всœего актива осознаётся крайне важно сть совершенствования художественно-исполнительской деятельности. Возникает стремление больше внимания уделять учебно-воспитательной работе, посœещению концертов и спектаклей, выставок, музеев, лекториев по вопросам культуры и искусства, занятий в университетах и школах культуры и т.п.

На второй стадии элементы самоорганизации выступают более отчётливо. Актив коллектива нередко организует посœещения и обсуждения концертных программ, кинофильмов, спектаклей, музейных и выставочных экспозиций, проводит образовательные занятия в коллективе (беседы, диспуты и т.п.) по вопросам общественно-политической жизни страны, культуры и искусства. В случае если на первой стадии эти формы работы с участниками преимущественно организуются педагогом, то на второй они приобретают черты самоорганизации участников.

Меняется и художественно-творческая атмосфера в коллективе. Усилия всœех сосредотачиваются на учебно-творческой деятельности, предполагающей серьёзную подготовительную работу, творческую самоотдачу, выполнение множества поручений и установления более сложной взаимоответственности и взаимозависимости. На второй стадии главным мотивом становится овладение исполнительским мастерством, а для некоторых – серьёзными знаниями в области культуры и искусства.

Взаимоотношения в коллективе на второй стадии всœе в большей степени начинают носить черты художественно-творческого сотрудничества. Складывается и успешно осуществляется взаимопомощь участников, имеющих различную подготовку и опыт в овладении выразительными средствами, приёмами идейно-образного постижения произведения. Взаимоответственность и взаимоподдержка в процессах учебно-художественной и исполнительской деятельности являются важными ценностями коллектива.

Итак, для второй стадии развития коллектива характерны следующие моменты:

1. усложняется и дифференцируется внутри и внеколлективная деятельность, предполагающая осуществление художественно-педагогических и художественно-пропагандических целœей и задач в их единстве;

2. общение педагога с участниками и участников между собой приобретают устойчивый характер;

3. обогащаются прямые и опосредованные связи и отношения, которые складываются и поддерживаются преимущественно на базе учебно-воспитательной и художественно-исполнительской деятельности, возникают черты художественно-творческого сотрудничества единомышленников;

4. развиваются различного рода формы самоорганизации, саморуководства и самоуправления

5. формируется общественное мнение с устойчивыми требованиями, предъявляемыми к внутриколлективной и исполнительской деятельности, к поступкам участников.

6. улучшается организационная структура: большее развитие получают микрогруппы, складывающиеся для выполнения различных поручений (выпуск газеты, организация вечера отдыха, подготовка отдельного произведения, поездка на выступление), деятельность которых цементируется активом и педагогом;

Третья стадия. На базе накопленного опыты коллектив поднимается на более высокую степень своего развития. Качественно иным становится понимание взаимосвязей учебно-воспитательной и исполнительской деятельности: возрастают потребности быть образованными, воспитанными и развитыми людьми не только в художественном, но в нравственном и эстетическом отношениях. На этой стадии участник ставят перед собой и всœем коллективом более сложные художественно-творческие задачи.

Повышается творческий потенциал коллектива: большее значение, чем на предыдущих стадиях, приобретают творческий поиск, общее и художественное развитие участников, предполагающие их образованность, воспитанность, богатство чувств.

На этой базе формируется интерес к самообучению, самообразованию и самовоспитанию. Больше, чем в прошлом, возрастает мера самостоятельности, причём не только в потреблении и репродуцировании ранее сложившихся образцов культуры и искусства, но и в глубоком осмыслении и интерпретации их.

Мотивы успеха в выступлении перед зрителями (слушателями) для большинства членов приобретает большую наполненность; ценным становится коллектив как пропагандист лучших художественных достижений, на которых он воспитывает зрителœей и слушателœей. На более высоком идейно-художественном уровне коллектив участвует в систематической работе с клубными посœетителями. Это находит своё выражение в организации и проведении регулярных тематических встреч со зрителями (слушателями) с последующим обсуждением художественных произведений.

Следовательно, коллектив становится фактором систематического художественно-эстетического воспитания и развития слушателœей.

Важным средством развития коллектива становятся его традиции, которые начинают складываться на второй стадии, а на третьей приобретают для большинства участников значение внутренних регуляторов коллективной жизни.

Разнообразная учебно-воспитательная, художественно-творческая и художественно-пропагандическая деятельность коллектива насыщенная к дальнейшему обогащению взаимоотношений педагога с участниками и участников между собой. В случае если на первой стадии взаимоотношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества только складываются, а на второй приобретают более определœенные черты, то на третьей они становятся устойчивой традицией. Дальнейшее развитие и обогащение взаимоотношений обусловлено художественно-творческими задачами более повышенной сложности, предполагающими дальнейшую дифференсацию усилий каждого при одновременной их интерпретации.

Уже на второй стадии среди участников начинают выделяться те, кто под руководством педагога выполняют функции ассистентов-помощников. На третьей стадии расширяется ʼʼпедагогическаяʼʼ роль коллектива: многие участники становятся педагогами и воспитателями по отношению к вновь вступившим или занимающимися на подготовительной ступени. Ведь недаром говорится: ʼʼхочешь воспитать человека, поставь его в положение воспитателяʼʼ.

В коллективе вырабатывается система критериев оценки и самооценки на базе боле высоких общественно-познавательных, нравственных, эстетических и художественных требований, которые только складываются на первой ступени, получают поддержку у актива и некоторых членов на второй и становятся, нормой для большинства участников на третьей стадии.

Следовательно, коллектив на третьей стадии органически сочетает в себе художественно-творческие устремления и общественно-пропагандическую деятельность при разнообразии внутриколлективных взаимоотношений, развивающихся с учётом высоких требований, предъявляемых каждым участником, группой и коллективом в целом. При этом участникам приходится преодолевать различного рода трудности: собственные недостатки, отсутствие достаточной материальной базы, моральной поддержки и т.п. Более того, нередко коллективы выдерживают ʼʼпробу на прочностьʼʼ (при различных конфликтах, уходе прежнего и приходе нового руководителя), сохраняя свои традиции и стиль деятельности.

Специфика педагогического руководства состоит в решении общих учебно-воспитательных и исполнительских задач при индивидуальном подходе к каждому. От педагога требуется высокая профессиональная квалификация, чтобы в процессе дальнейшего продвижения коллектива выстроить путь развития каждого участника, учитывая его предшествующий опыт, способности, знания, умения и навыки.

Следовательно, для третьей стадии развития коллектива характерны следующие черты:

1. цели и задачи коллектива приобрели глубокий общественно ценностный смысл и содержание;

2. на этой базе происходит дальнейшее развитие учебно-воспитательной и художественно-творческой деятельности, для которой характерно возрастание творчески поисковой самостоятельности и идейно-нравственной и эстетической зрелости участников;

3. взаимоотношения в коллективе наполняются новым содержанием, приобретают роль регуляторов поведения, деятельности и общения в коллективе;

4. качественно более содержательными и идейно устремлёнными становятся связи с другими коллективами ʼʼсвоегоʼʼ клуба, а также с трудовыми и учебными коллективами, жителями микрорайона;

5. у подавляющего большинства участников формируются потребности к самообучению, самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, как важным чертам личности, создающим импульсы для дальнейшего совершенствования внутри и внеколлективной деятельности.

Каждой стадии развития коллектива, как мы видим, присуща совокупность признаков, вместе характеризующих её своеобразие. Конечно последующая стадия развивается на основное предыдущей, как бы выбирает и преобразует ранее сложившиеся черты.

Особое своеобразие приобретают эти стадии исходя из типа и вида коллектива, от особенностей возраста͵ профессии, образования, места жительства и ряда других черт участников. Одно дело, в случае если мы рассматривает стадии коллектива состоящего из детей младшего возраста͵ а другое – из людей зрелого возраста. В одном случае коллектив включает участников с высоким уровнем общего образования и профессиональной квалификации, в другом – с высшим образованием и высокой квалификацией. Свои особенности имеют однородные по полу (мужские и женские) коллективы, смешанного состава (по полу, возрасту и т.п.). Конечно, есть различия и в развитии, к примеру, скромного кружка начального типа или народного театра, вокального ансамбля, хоровой студии. Невзирая на это, рассмотренные нами признаки стадий развития коллектива художественной самодеятельности являются общими для всœех типов и видов.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА" 2017, 2018.

Любая группа людей со стороны напоминает живой организм. Она способна расти, развиваться и даже переживать нечто похожее на социальную смерть. Это явление встречается практически везде: на производстве, в школе или университете. Мы решили разобраться, как проходят основные этапы формирования коллектива.

Этапы развития коллектива

  1. Притирка. Все участники группы знакомятся друг с другом, демонстрируя при этом только лучшие свои качества. Коллектив на этой стадии создаёт видимость слаженной и дружной атмосферы, хотя на самом деле истинные чувства скрыты и не демонстрируются. На этой стадии развития трудового коллектива лишь очень поверхностно обсуждаются цели и методы сотрудничества. Люди мало знают своих коллег, поэтому коллективная работа практически отсутствует.
  2. Изменение начального положения. Межличностные недовольства в группе накаляют обстановку и она начинает распадаться на группировки, микро группы. Это время борьбы за лидерство, причём как за лидерство во всём коллективе, так и за неформальное лидерство в его микро группах.
  3. Результат. После того как формирование и развитие коллектива достигло своего пика и каждый его член занял отведённое ему место наступает период плодотворной работы. Так происходит, потому что группа имеет в своём распоряжении знания и ресурсы для более налаженного трудового процесса.
  4. Эффективность. Здесь акцент делается на правильное использование временных ресурсов и точное выполнение задач и целей. На проблемы группа смотрит объективным взглядом и в состоянии решить их творческим путём.
  5. Мастерство. В коллективе прошедшем все предыдущие этапы развития, связи между его членами значительно крепнут. Людей оценивают и принимают согласно их положительным чертам и достоинствам, а не по промахам и недостаткам. Личностные разногласия устраняются в сжатые сроки.
  6. Старение. Согласно законам развития коллектива наработанное годами мастерство в определённой сфере ещё позволяет ему «держаться на плаву», но более активные конкуренты уже значительно превышают его уровень результативности. Новые методы роботы и изменившаяся обстановка вокруг кокой-либо сферы деятельности дают о себе знать.
  7. Крушение. Коллектив как таковой прекращает своё существование. Иногда группа, может развалиться даже по причине ухода или смерти своего лидера.

Условия развития коллектива

Для того чтобы коллектив прошел все это этапы в своём развитии ему необходимо создавать условия.

Факторы развития коллектива

Теперь вы знаете, через что приходиться пройти группе для того чтобы стать действительно профессиональным коллективом. Данные знания вы можете применять как будучи руководителем, так и при устройстве на новое место роботы.

Все люди, живущие на нашей планете, объединены между собой в разнообразные многочисленные устойчивые и не очень общности. Их называют группами. Подобные общности бывают различными, а именно: социальными, малыми и большими, формальными и неформальными, условными и реальными, трудовыми и учебными, и т. д. Кроме того, выделяют группы низкого и высокого уровня развития.

Для первых из них характерно отсутствие сплоченности, четкого разделения лидеров и личных взаимоотношений. Группу высокого уровня развития принято называть коллективом. Эта общность обладает теми свойствами, которые отсутствуют в формировании на низком уровне его развития.

Понятие коллектива

Путь, который проходит группа низкого уровня до самой верхней ступеньки своего развития, индивидуален. Но в конечном итоге такая общность оказывает значительное воздействие на личность.

Признаки коллектива

Группа людей достигает своего высокого уровня развития, если есть:
- общая цель;
- совместная деятельность;
- взаимозависимые отношения ответственности;
- общее руководство, которым может быть либо один из наиболее авторитетных членов, либо органы управления.

В коллективе присутствуют различные типы отношений:
- личные, основу которых составляют симпатия, антипатия и привязанность;
- деловые, необходимые для совместного решения поставленных задач.

Школьный коллектив

В школьный коллектив входят следующие элементы:
- первичные (классы);
- временные (кружки, спортивные секции);
- формальные (орган самоуправления школы, ученический комитет);
- неформальные.

Средства воспитания

Формирование личности ученика в школьном коллективе происходит посредством:
- учебной работы;
- внеклассных мероприятий;
- трудовой деятельности;
- культурно-просветительной и общественно-социальной работы.

Для того чтобы сформировать здоровый школьный коллектив, необходимо:
- воспитать ученический актив, помогающий педагогу и положительно влияющий на всех своих одноклассников;
- правильно организовать спортивно-оздоровительную, просветительскую, трудовую и учебную деятельность;
- четко сформулировать педагогические требования.

Этапы становления коллектива

Великий педагог А. С. Макаренко сформулировал основной закон, по которому должна жить общность воспитанников. Его основной принцип состоит в движении. Это форма жизни коллектива. Остановка всегда означает его смерть.

Основными принципами коллектива, по мнению великого педагога, являются зависимость и гласность, а также перспектива. Немаловажную роль при этом играют и параллельные действия всех его членов.

Также Макаренко выявил стадии развития коллектива. Они состоят из четырех этапов, первым из которых является становление. Оно происходит в период формирования класса, кружка или группы в коллектив или социально-психологическую общность, где отношения между учениками определяются их целями, задачами и характером совместной деятельности. При этом основным организатором является педагог, выдвигающий к детям определенные требования.

На второй усиливается влияние актива. Это учащиеся, которые не только выполняют требования педагога, но и предъявляют их к остальным одноклассникам. На этом этапе развития коллектив выступает как целостная система, в которой уже развиты и начинают работать механизмы саморегуляции и самоорганизации. При этом данная общность является инструментом целенаправленного воспитания положительных человеческих качеств.

На третьей стадии развития коллектива по Макаренко происходит расцвет. Общность доходит до такого этапа своего развития, когда требования ее членов к себе становятся более высокими, чем к своему окружению. Все это свидетельствует о достижении высокого уровня воспитанности, а также устойчивости суждений и взглядов учащихся.

Находясь в подобном коллективе, у личности есть все предпосылки в формировании ее нравственности и целостности. Основной признак такой общности на данной ступеньке развития состоит в наличии общего опыта и одинаковой оценке тех или иных событий.

Четвертая стадия развития группы представляет собой движение. На данном этапе школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования. При этом основной потребностью детей становится соблюдение нравственных норм. На данном этапе процесс воспитания плавно переходит в самовоспитание.

Все стадии развития коллектива по Макаренко не имеют четких границ. Каждый из последующих этапов добавляется к предыдущему, а не сменяет его.

Описывая свою теорию стадий развития коллектива, великий педагог уделял большое внимание созданным его членами традициям. Это устойчивые формы жизни общности, помогающие вырабатывать линию поведения, а также украшающие и развивающие школьную жизнь.

По утверждениям Макаренко, сплотить и увлечь коллектив способна цель, которая может быть близкой, средней и далекой. Опорой первой из них является личная заинтересованность. Средняя цель определяется по сложности и времени, а далекая является наиболее социально значимой. Подобная система перспектив должна пронизывать весь коллектив. Только в таком случае его развитие будет протекать естественным образом.

Рассматривая стадии развития детского воспитательного коллектива, Макаренко выдвинул также и принцип параллельных действий. Что он означает? На той или иной стадии развития коллектива каждый из его членов оказывается под одновременным воздействием воспитателя и своих товарищей. Порой наказание провинившихся может быть чересчур суровым. Именно поэтому данный принцип Макаренко советов использовать с осторожностью.

Согласно теории известного педагога, для полностью сформированного коллектива характерны следующие черты:
- постоянная бодрость;
- дружеское единение всех членов;
- чувство собственного достоинства;
- мотивация к упорядоченному действию;
- ощущение защищенности;
- эмоциональная сдержанность.

Развитие теории Макаренко

Характеристика стадий развития коллектива рассматривалась и в трудах Сухомлинского. Этот педагог, работая много лет учителем и директором школы, на основе собственного опыта сформулировал совокупность принципов, благодаря которым формируется высокоорганизованная группа учеников. Среди них:
- единство воспитанников;
- инициатива;
- самодеятельность;
- богатство отношений между учениками и педагогом;
- гармония интересов;
- руководящая роль педагога и т. д.

Стадии развития коллектива рассматривают в своих трудах А. Т. Куракин, Л. И. Новиков и др. Причем к этому вопросу у них имеется совершенно другой подход. Данные авторы считают, что на стадии развития ученического коллектива сплотить детей могут не только требования. Помогают в этом и другие средства.

В последнее время существует отчетливая тенденция понимать под коллективом группу, члены которой обладают высоким уровнем развития. При этом подобная общность должна отличаться интегративной деятельностью, сплоченностью и единой направленностью. Самым существенным качеством группы, по мнению современных авторов, является уровень Именно эта черта и является основной предпосылкой для создания группы-коллектива. Каковы основные этапы ее формирования?

На первой стадии развития группы-коллектива возникает конгломерат. Эта общность складывается из ранее незнакомых друг с другом детей, которых собрали в одно время на одном пространстве. Взаимоотношения ребят на данной стадии, как правило, ситуативны и поверхностны. Если подобной группе присвоить название, то произойдет ее номинализация. В том случае, если члены подобного коллектива не примут поставленных перед ними условий и целей, то перехода от конгломерата так и не произойдет. Подобные случаи нередки в школьной практике.

Если начальное объединение все же произошло, то коллектив принял статус первичного. При этом группа переходит в ассоциацию, где цель для каждого из ее членов проектируется заданием. На данном уровне закладываются первые кирпичики в формировании коллектива. При совместной жизнедеятельности группа переходит на более высокий уровень организации, меняя межличностные отношения.

При наличии благоприятных условий происходит изменение стадии развития детского коллектива. На следующей ступени образовывается группа-кооперация. Такая общность отличается успешной и реально действующей структурой организации. Также в этом случае имеется высокий уровень группового сотрудничества и подготовленности. Все отношения между членами группы-кооперации носят деловой характер и направлены на достижение поставленной цели.

Концепция Лутошкина

По мнению данного автора, существуют следующие стадии развития ученического коллектива:
1. Первый этап - номинальная группа. Эта общность существует формально и обладает совместной деятельностью и временем. Если подобное наблюдается в школе, то такой коллектив называют недружным классом.
2. Второй этап - группа-ассоциация. Она возникает при наличии одинаковых целей у всех ее членов.
3. На третьей стадии развития коллектива по Лутошкину возникает группа-кооперация. Для нее характерно единство целей, высокая сплоченность и единый подход к решению поставленных задач.
4. Четвертый этап - создание группы-автономии. Данную общность отличает внутреннее единство, развитый самоконтроль и высокая подготовленность к решению задачи.
5. Пятый этап характерен возникновением группы-коллектива. Это высшая стадия развития общности, все члены которой связаны единой целью, а также деятельностью на пути ее достижения. Кроме того, в такой группе можно наблюдать морально-психологическое единство, высокую подготовленность и совершенную организационную структуру.

Рассмотрим характеристики всех описанных А. Н. Лутошкиным стадий.

Номинальная группа

На этой стадии развития воспитательного коллектива его можно назвать «песчаной россыпью». Сравнение это не случайно. На первый взгляд песчинки собраны вместе. Однако каждая из них находится сама по себе. Любое дуновение ветра может разнести песчинки в разные стороны. Так они и останутся, пока не найдется тот, кто сгребет их в одну кучку. Такое же явление происходит и в человеческой общности, когда те или иные группы специально организовываются или возникают по воле обстоятельств. С одной стороны все вместе. Но с другой - каждый из членов такой группы находится сам по себе. Такая «песчаная россыпь» не приносит удовлетворения и радости.

Группа-ассоциация

Эта стадия развития коллектива носит название «Мягкая глина». Такое название данному этапу дано не случайно. Мягкая глина является материалом, легко поддающимся воздействию. Взяв его в руки, можно лепить все, что угодно. Хороший мастер может сделать из глины красивый сосуд или любое другое прекрасное изделие. Но без приложения усилий материал навсегда останется просто куском почвы.

Так же и в детском объединении. Здесь роль мастера может играть формальный лидер, классный руководитель или просто авторитетный школьник. Да, не все идет гладко. У коллектива не хватает опыта взаимопомощи и взаимодействия. Однако на этой стадии уже заметны усилия, направленные на сплочение сообщества.

Группа-кооперация

Эта ступень развития коллектива носит название «мерцающий маяк». На данной стадии коллектив сравнивается со штормовым морем. Находящемуся среди бушующих волн опытному моряку мерцающий огонь маяка позволяет выбрать правильный путь и приносит уверенность. Здесь только нужно быть внимательным и не потерять спасительный луч из виду.

Коллектив, формирующийся в группе, также подает каждому своему члену сигналы выбора правильного пути и всегда готов протянуть руку помощи. В такой общности возникает желание трудиться и помогать друг другу. Роль маяка в ней играет актив.

Группа-автономия

Следующая ступень развития коллектива носит название «алый парус». Эта стадия устремленности вперед, дружеской верности и неуспокоенности. В таком коллективе действуют и живут по принципу мушкетеров «один за всех и все за одного». На данной ступени развития коллектива заинтересованность и дружеское участие идут параллельно со взаимной требовательностью и принципиальностью. Актив такой группы - это надежные и знающие организаторы, а также верные товарищи. Они всегда помогут, как делом, так и советом.

Группа-коллектив

Итак, все основные стадии развития коллектива пройдены, и он поднимается на пятую ступень, носящую название «горящий факел». Недаром данный этап ассоциируется с живым пламенем. Оно означает единую волю, тесную дружбу, деловое сотрудничество и отличное взаимопонимание. На этой стадии формируется настоящий коллектив, который никогда не замкнется в узких границах своего сплоченного и дружного объединения. Входящие в него люди не останутся равнодушными к проблемам других групп, освещая их путь, как легендарный Данко, своим пылающим сердцем.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко [ 2000]. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. Существует несколько подходов к вычленению стадий формирования детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А. С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три стадии.

Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. На первоначальной стадии развития цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы образуются довольно интенсивно: порой лишь на основе симпатии, но чаще на основе общности интересов. В центре - дети, характеризующиеся привлекательными для всех занятиями. В последнем случае микрогруппы носят неустойчивый характер и, если не появилось другого мотива их объединения, распадаются на первой стадии развития коллектива. В классе в этот период обычно значительное количество изолированных школьников. Эта стадия характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще всего не являются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохранившиеся оказываются связанными с актуальными для жизни класса вопросами. Первая часть считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. К завершению второй стадии уже складывается четкая структура деловых отношений, эмоционально-психологических. Стабилизируется состав дружескихмикрогрупп. Изменение в их составе сводится, как правило, к введению в группу или выделения из нее одного - двух человек, однако полностью они обычно не распадаются [ 2000]. Конфликты на этой стадии связаны в основном с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения отдельных членов коллектива. В этот период класс уже способен разрешать возникающие в нем конфликты самостоятельно. К завершению второй стадии развития коллектива еще существуют «изолированные» учащиеся, но число их обычно не превышает одного-двух, резко увеличивается количество взаимных выборов.

Третья и последующая стадиихарактеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Для данной стадии развития коллектива характерной чертой становится деятельность на пользу другим людям, то есть осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю организацию жизни коллектива. Дружеские микрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми. Все группы в большей или меньшей степени приобретают коллективистскую направленность; конфликты в коллективе единичны, и школьники в основном способны сами преодолевать их, исходя из интересов не только коллектива, но и отдельной личности. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня, поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую стадию развития коллектива [ 2003]. На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.