Франсуа буше описание его картины концерт. Пейзажи Ф

Святое Семейство


Иоанн Креститель


Святой Пётр идёт по воде


Отдых на пути в Египет


Осень


Путти-рыболовы


Купидоны - жнецы


Осень


Путти с мыльными пузырями


Гении искусств


Аллегория живописи


Амуры - аллегория живописи


Аллегория музыки


Музыцирующие путти


Мишень любви


Музыка и танец


Евтерпа


Заговор Амуров


Туалет Венеры


Туалет Венеры


Венера, утешающая Амура


Туалет Венеры

Венера на волне


Венера и Купидон


Венера и Купидон


Триумф Венеры


Венера обезоруживает Купидона


Венера и Вулкан


Марс и Венера, застигнутые Вулканом


Обучение Купидона


Диана после охоты


Диана после купания


Восход солнца


Закат солнца


Кузница Вулкана (Вулкан, показывающий Венере оружие для Энея)


Муза Эрато


Муза Эрато


Похищение Европы


Похищение Европы


Поxищение Европы


Ринальдо и Армида


Аврора и Кефал


Геркулес и Омфала


Леда и лебедь


Обнаруженная купальщица


Пан и Сиринга


Пан и Сиринга

Краткая биография Франсуа Буше

Буше Франсуа (1703—1770), французский живописец и декоратор.

Родился 29 сентября 1703 г. в Париже в семье орнаментщика и торговца эстампами.

Буше — наиболее яркий представитель рококо (стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в.). Он сделал блестящую карьеру, постоянно получал королевские заказы и был дружен с многими любителями искусства. В 1723 г. Буше получил Гран-при Французской академии за картину «Освобождение Иоакима, пленника Навуходоносора».

Любимой моделью художника в это время была Мари Жанн Бюзо, которая вскоре стала его женой. Он продолжил публиковать гравюры («Мольер», 1734—1737 гг.; «Крики Парижа», 1737 г.) и начал получать дорогие заказы. В 1734 г. Буше избрали в академию; это открывает для него долгую официальную карьеру профессора (1737 г.), директора академии и «первого художника короля» (1765 г.).

Художник работает на мануфактуре шпалер в Бовэ и на Королевской мануфактуре гобеленов в Париже, делает декорации для театральных и оперных постановок, разрывается между заказами короля Людовика XV и маркизы де Помпадур, а также своих друзей.

В 1736 г. Буше нарисовал серию «Пасторалей» из 14 частей, а в 1739 г. — «Историю Психеи». Для Королевской мануфактуры гобеленов он создал две серии — «Любовь богов» и «Аминте» (1755—1756 гг.). Гобелен «Китайские дивертисменты» (подарен в 1764 г. Людовиком XV китайскому императору), орнаментальные рисунки для фарфоровых изделий Севрской мануфактуры (1757— 1767 гг.) и многочисленные работы для театра и оперы обеспечили Буше славу самого крупного декоратора своего времени.

После смерти маркизы де Помпадур в 1764 г. художник продолжает выставляться в Салоне, хотя публику начинают больше привлекать Ж. Б. Грёз и О. Фрагонар. Буше стареет, зрение его слабеет, но он продолжает работать. Он совершает путешествие во Фландрию (1766 г.), пишет картины на религиозные сюжеты («Поклонение пастухов», 1764 г., и др.), украшает дворец Марсийи (1769 г.), создаёт многочисленные декорации к оперным спектаклям («Кастор и Поллукс», 1764 г.; «Тесей», 1765 г.; «Сильвия», 1766 г.).

За несколько месяцев до смерти, Буше избрали почётным членом Академии художеств в Петербурге.

Его можно считать основателем целой художественной школы. Художник создал новый канон женской красоты, великолепно подходящий к парижскому обществу того времени («Смуглая одалиска», 1745 г.; «Геркулес и Омфала», 1731— 1734 гг.).

Пейзажи Буше полны очарования и фантазии («Пейзаж в окрестностях Бовэ», 1742 г., и др.). Художник проявил себя как декоратор («Отдых на пути в Египет», 1757 г.) и орнаменталист, которому столь часто подражали в XIX столетии.

Мастер виртуозных рисунков, Буше сделал их более 10 тысяч.

Всемирно известный французский декоратор, гравер и живописец Франсуа Буше родился в столице Франции в сентябре 1703 года. Он пошел по стопам отца, зарабатывавшего на жизнь рисованием узоров для вышивки и гравюр, и уже с малых лет помогал ему в мастерской, проявив талант в изобразительном искусстве. Отец, заметив это, отдал его на обучение к известному граверу Жану Карсу.

Начало самостоятельной жизни позволило Франсуа зарабатывать деньги собственным трудом и заводить полезные связи с высокопоставленными клиентами своего учителя.

Начало карьеры

В 1720 году Буше продожил обучение у известного в то время мастера-монументалиста Лемуана, а с 1722 года постигал искусство оформления гравюр и книг уже с помощью наставлений Жана-Франсуа Кара-старшего.

Первая серьезная работа живописца пришлась на 1722 год, когда ему поручили создать иллюстрации к новому изданию труда Габриэля Даниеля «Французской истории». 1723 год принес художнику награду: картина Франсуа Буше «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима» открыла талант живописца широкой публике.

Итальянские каникулы и триумфальное возвращение

В 1727 году Буше отправляется в Италию для того, чтобы пополнить знания и лучше присмотреться к работам известных мастеров своего дела.

Большое влияние на дальнейшее творчество художника оказали работы Джованни Ланфранко и Пьетро да Кортона. Франсуа Буше, картины которого известны многим поклонникам рококо, синтезировал в работах те или иные традиции и приемы живописи, подбирая наиболее подходящий своему характеру стиль.

Вернувшись в 1731 году из Италии, художник стал кандидатом на получение членства в Королевской академии в отделении Через 3 года, благодаря картине «Ринальдо и Армида», он был окончательно утвержден в качестве члена академии. В этот же период Буше работал на мануфактуре Бове.

30-е и 40-е годы XVIII века принесли живописцу многочисленные официальные заказы на роспись апартаментов в Версале, в частности в апартаментах дофина, малых апартаментах, комнате королевы.

Он же расписал залы Королевской библиотеки. Пользуясь благосклонностью Людовика XV и его фаворитки — маркизы де Помпадур, Буше получил заказ на украшение их резиденций, а также особняков приближенной ко двору знати.

О чем писал Франсуа Буше

Аллегорические и мифологические сцены — одни из любимых тем для Франсуа Буше. отличаются грацией, пикантной занимательностью и некой изюминкой, подчеркивающей главную идею полотна. Также довольно часто живописец избирал для своих полотен сюжеты из деревенской и, в противоположность ей, городской жизни: например ярмарки, народные гулянья, фешенебельную жизнь зажиточных парижан.

Стремление к совершенству и старания, которые Буше вкладывал в свои произведения, позволили ему стать главой мануфактуры Гобеленов в 1755 году. Он творил очень плодотворно: многочисленные гравюры, декорации для спектаклей и опер, роспись вееров, миниатюры, орнаментальные росписи фарфоровых изделий, картины для шпалерных мануфактур королевской семьи и, конечно, известные иллюстрации к книгам Боккаччо, Мольера и Овидия принесли заслуженную славу Франсуа Буше. Картины художника хранятся во многих музеях мира: Лувре, музее Пётит Пале, лионском Музее Изящных искусств, санкт-петербургском Эрмитаже, Национальной Лондонской галерее, мадридском музее Прадо и во многих других.

Особенная манера художника, отличающаяся утонченностью, вычурностью, желанием уйти от действительности, неизменно притягивает к себе внимание посетителей музеев и галерей.

Отлично зная нравы парижской знати, Буше тем не менее пытался скрыть их истинные желания и пороки за лицами обычных сельских пастушек.

Франсуа Буше: картины

В 1765 году Буше стал «первым живописцем короля» и был назначен директором живописи и скульптуры.

Это, пожалуй, самая высокая вершина в карьере, которую мечтали покорить художники того времени.

1770 год подарил художнику еще одну регалию — почетное членство в Петербургской академии художеств.

Картины Франсуа Буше с названиями, которые в полной мере раскрывают их содержание, покоряют чистотой исполнения и особенной манерой, сложившейся еще в ранние годы творчества художника.

Среди наиболее известных произведений живописца стоит выделить такие работы, как «Пигмалион и Галатея», «Любовное письмо», «Юпитер и Каллисто», «Похищение Европы», «Триумф Венеры», «Геркулес и Омфала».

Великий творец умер в мае 1770 года в возрасте 67 лет. Память о Буше Франсуа, гравюры и миниатюры которого вдохновили не одно поколение начинающих художников, оставили заметный след в истории изобразительного искусства XVIII века, будет еще долго жить в сердцах ценителей его таланта.

Francois Boucher

Один из ярчайших представителей жанра рококо, великий французский живописец, декоратор, гравёр.

Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.

Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.

В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства - с высокопоставленными клиентами своего наставника.

В 1722 году Франсуа Буше было поручено иллюстрировать новое издание “Французской истории” Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году живописец получил академическую премию за картину “Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима”. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто.

В 1727 он отправился на свой счет в Рим, где усерднее всего изучал Альбано и Пьетро да Кортоне, с которым нередко его впоследствии сравнивали, и срисовал целое собрание голов с Траяновой колонны (изданное Гютеном). Современные критики находили, что картины, написанные Буше, по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится может быть к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы их исчезли.

24 ноября 1731 года Б. был принят в академию, а в 1732 написал “Венеру, заказывающую Вулкану вооружение для Энея”.

Настоящее признание пришло к Буше в 1737 году, когда его картины впервые появились в Салоне. В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. Несколько раньше, в 1734 году, началось его сотрудничество с Королевской мануфактурой гобеленов. К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое - две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца, и сын, ставший, как и отец, художником).

Более того - он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Примечательна, к примеру, история его взаимоотношений с графом Карлом Густавом Тессином, шведским посланником в Париже. Их заочное знакомство состоялось приблизительно в 1737 году, когда граф, находившийся в то время еще в Швеции, попытался заказать художнику картину через своего парижского агента. Агент не замедлил с ответом: «Я виделся с мсье Буше… Но когда объявил ему о предлагаемой цене, он даже не захотел со мной разговаривать. В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Это очень занятой молодой человек, он работает при дворе короля и считает себя одним из самых знаменитых живописцев современности. Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших».

В конце 1740-х годов покровительницей Буше стала мадам Помпадур, любовница короля Людовика XV. Она брала у художника уроки рисования - по крайней мере, такова была официальная версия. И платила за эти уроки немалые деньги. В салонах же говорили, что между мадам Помпадур и живописцем существуют отнюдь не только дружеские отношения. Благодаря связям любовницы короля, Буше смог получить очень выгодные заказы от главного управляющего королевскими имениями - в том числе, на декоративные росписи в Версале.

Будучи страстной поклонницей театра, мадам Помпадур приказала построить для себя в Версале небольшой театр. Для него Буше (к тому времени - уже опытный театральный художник) создавал декорации и костюмы. А вскоре всемогущая мадам нашла для него новую работу - делать эскизы для сервизов и фарфоровых фигурок, производившихся на фабрике в Севре. Именно во второй половине XVIII века этот маленький городок неподалеку от Парижа стал знаменит своим фарфором. Надо думать, труды Буше сыграли здесь немалую роль.

После революции 1789 года творчество художника, «запачкавшего» себя близостью к королевскому двору, было предано забвению. Вплоть до середины XIX столетия о Франсуа Буше не вспоминали иначе как с презрительной усмешкой. Но с появлением многотомного труда братьев Гонкур «Искусство XVIII века» отношение к «первому придворному живописцу» переменилось, и он вновь занял подобающее ему место среди мастеров живописи XVIII столетия.

Б уше и рококо

Р ококо

Rocaille

Cтиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Франсуа Буше был типичным представителем легкого, праздничного, повышенно декоративного искусства рококо. На его живопись оказало влияние творчество Антуана Ватто, но легкая грусть, сквозящая в его картинах, Буше была чужда. Можно сказать, что Ватто дал рококо дух, а Буше – плоть. Полотна мастера – сплошная чувственность, но на французский манер: когда любовь способна принять форму красивой игры.

В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Красивейшая олимпийская богиня Диана предстала на полотне французского художника прелестнейшей чаровницей, отдыхающей после своих охотничьих забав на берегу ручья. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Его не интересует мифология как таковая, он лишь пользуется ею как удобным предлогом для изображения обнаженного женского тела, юного и прекрасного. Его Диана – нежное создание, привыкшее к неге и заботе, она живет лишь для того, чтобы дарить усладу жадным взглядам.

К артины Франсуа Буше (произведения)

О тдыхающая девушка

Картина принадлежит к числу известнейших картин в собрании «Старой пинакотеки». Это одна из лучших работ Франсуа Буше, который, будучи придворным живописцем Людовика XV, изобразил богатую сладостями и утехами жизнь той эпохи.

Фигура юной девушки изображена в очень необычной и сложной позе. Спинка софы неудобно высока для такого положения тела и ноги, так вожделенно утопающие в подушках, не в состоянии служить опорой изогнутому телу. Буше мастерски решил эту проблему и очень занимательно представил движение и немногочисленные предметы на картине.

Софа, занавесь и стена - нежно оливкового цвета и различаются только материалом; дорогое тёмно-розовое шёлковое покрывало, придающее глубину картине; светло-голубая шёлковая лента, вплетённая в волосы девушки и вьющаяся у неё в руках. Светло-голубой и розовый являются основными цветами рококо.

Т УАЛЕТ

1742 год, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Д иана после купания

(1742 Париж, Лувр)

Т уалет Венеры

«Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей - фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля.

На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами, и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. Амуры не столько наряжают эту очаровательную кокетку, сколько играют с ее волосами и украшениями. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Буше сделал это сознательно: он не стремился подражать природе, объясняя это тем, что и природа несовершенна.

О далиска

1745. Музей Лувр, Париж.

Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара. Картина Буше – своего рода квинтэссенция фривольных излишеств середины XVIII века, а сам он – один из наиболее последовательных представителей стиля рококо. В юности Буше испытал сильное влияние творчества Антуана Ватто, многие картины которого гравировал, а в 1740-е годы добился покровительства мадам де Помпадур.

Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. Буше был одним из самых модных художников-декораторов в Париже, а его очаровательно кокетливые картины на мифологоческие сюжеты, изображавшие нимф и богинь, должны были угождать вкусам тех представителей высшего парижского общества, чьи элегантные особняки он украшал. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной».

П рекрасная кухарка

1735 Париж, Музей Коньяк-Же

М одистка
П ан и Сиринга

Сиринга (Сиринкс), в греческой мифологии наяда, почитавшая Артемиду и потому строго хранившая свою девственность. Пан, охваченный любовной страстью, преследовал нимфу Сирингу. Сиринга бежала от преследовавшего ее Пана до реки Ладон, где она попросила помощи у своих сестер-нимф и у речного божества. Поэтому и была превращена божеством реки Ладон в тростник при прикосновении к Сиринге бога полей и пастбищ Пана. Пан вырезал из тростника пастушескую свирель-сирингу.

Сиринга - у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. Сиринга делалась следующим образом. Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму. Существовала свирель Сиринга и из одного стебля: в таком случае на ней играли так же, как играют на современных флейтах, а именно через боковые отверстия. Сиринга была родоначальницей современного органа.

М адам де Помпадур

(1756. Старая Пинакотека, Мюнхен)

Франсуа Буше никогда не был мастером портретной живописи. Из почти тысячи написанных им картин портретов наберётся едва ли полтора десятка.

«Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных. С книгой в руках она полулежит на кушетке в своем будуаре, и можно не сомневаться, что и подробности её туалета, от сорта кружев до жемчугов на запястье, и детали интерьера – это самое изысканное и самое модное, что только могло существовать в тот исторический момент. А такие туфельки на каблуке без задника, как на картине, ввела в моду именно госпожа де Помпадур. Кстати, она же, столкнувшись в Версале с удушающей ароматической композицией из пота, мочи и пыли, ввела в обычай часто мыться – до этого дамы предпочитали заглушать запах тела пронзительным ароматом духов. И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). О мадам говорили, что «она благоухает розами». Не в состоянии передать благоухание, Буше украсил розами её платье и бросил пару роз на паркет у ног Помпадур.

Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой внутренней жизни. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью, и не особо им льстит. А если и льстит, то не грубо: госпожу де Помпадур Буше изображает уверенной и спокойной, без тени дешевого заигрывания со зрителем. Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели.

Ф онтан любви

1748-й, год написания «Фонтана любви», – это как раз тот год, когда Буше начал работать для мадам де Помпадур.

Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. Еще недавно ваши предки украшали сцены парадными портретами и торжественными полотнами с героями античности. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Вы ведь в курсе, что нынче в моде? То, что раньше считалось низким и недостойным. Пастухи и пастушки! К тому же кому теперь интересны парадные залы? Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. Вот насколько всё переменилось! Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая.

Источник – интернет.

Франсуа Буше (1703-1770), французский живописец, гравер, декоратор, “первый живописец короля”, один из самых ярких мастеров стиля рококо, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Первым наставником Буше был его отец Никола Буше, скромный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки. Затем Буше некоторое время был учеником Франсуа Лемуана, после чего поступил в обучение к граверу Жану-Франсуа Карсу, у которого занимался составлением виньеток, гербов и эмблем для франкмасонских дипломов. В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание “Французской истории” Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году Буше получил академическую премию за картину “Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима”. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто. В 1727 Франсуа Буше отправился за свой счет в Рим, где усердно изучал творчество живописцев Франческо Альбани и Пьетро да Кортона, с последним художника в дальнейшем часто сравнивали. Современные критики 18 века находили, что картины, написанные Франсуа Буше по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится, может быть, к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы этих картин не сохранились. 24 ноября 1731 года Франсуа Буше был принят в академию, где написал мифологическую картину “Венера и Вулкан с оружием для Энея”. В 1734 Буше был удостоен звания академика за картину “Ринальдо и Армида”, и в том же году художник украсил комнату королевы в Версальском дворце аллегорическими фигурами Сострадания, Изобилия, Верности и Благоразумия. В 1755-1765-х годах Буше руководил Королевской мануфактурой гобеленов в Париже, с 1765 Франсуа Буше стал директором Королевской академии живописи и скульптуры.

Сороковые годы XVIII века - период расцвета во французском искусстве стиля рококо, отразившего аристократические идеалы дворянского общества.

Купание Дианы, 1742 Рождение Венеры, 1740

Музей Лувр, Париж Национальный музей, Стокгольм

Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Буше в начале творческого пути испытал влияние Антуана Ватто (гравировал картины художника), в дальнейшем писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными, жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идиллические пейзажи, выдержанные в мягких серебристо-зеленых тонах.

Пейзаж в окрестностях Бовэ Мельница в Шаратоне

Одним из любимых жанров живописи рококо были пасторальные мотивы, сюжеты которых художники находили прежде всего в античной мифологии.

Талантливый декоратор Франсуа Буше, был создателем искусства бездумно-праздничного, основанного не столько на наблюдении жизни, сколько на импровизации. “Первый художник” короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги, исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Кокетливые Венера и нимфы, беспечно-шаловливые амуры, пасторальные персонажи, предающиеся утехам любви,- герои его нарядных картин. Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми и жемчужными переходами теней и полутонов, пикантные лица, грациозные движения, часто впадая в манерность. Франсуа Буше строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев.

Связывая композиции с решением интерьеров рококо, художник предпочитал светлый колорит, строившийся на розово-красных, белых и нежно-голубых тонах. Не лишенный наблюдательности, о чем говорят его рисунки и жанровые картины, Буше не стремился к правдивости образов, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных.

Туалет Венеры, 1751

Ко времени расцвета творчества Буше относится “Туалет Венеры” (Санкт-Петербург, Эрмитаж), композиция, проникнутая волнообразным ритмом, в ней царят жизнерадостность и безмятежность. “Пастушеская сцена” (Санкт-Петербург, Эрмитаж) дает представление о пасторалях Буше, занимательных и игривых, исполненных иронии.

Пастушеская сцена начало, 1730-х

Лирические черты дарования Буше проявились в его декоративных пейзажах с мотивом сельской природы, с интимными уголками у полуразрушенных мельниц и хижин. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки.

Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (“Геркулес и Омфала”, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства.

В более поздних работах (“Купание Дианы”, 1742, Лувр, Париж; портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление “фарфоровости” фигур.

Портрет маркизы де Помпадур, 1756

Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Творческий кризис Буше отражает деградацию стиля рококо, вызванную общим упадком аристократической культуры. Буше скончался 30 мая 1770 года.

Самый талантливый ученик Буше художник Жан Оноре Фрагонар унаследовал от мастера рококо изящество в трактовке фигур и сюжета картины, смелость колорита и свободу композиции. Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Однако, слава Буше вскоре после его смерти совершенно упала под влиянием реакции классицизма. Франсуа Буше стали обвинять в развращении юношества, и лучшие из картин художника не находили покупателей. В настоящее время эти несправедливые обвинения потеряли свое значение, современная критика отводит Франсуа Буше почетное место среди художников французской школы живописи 18 столетия.

Родился Франсуа 29.09.1703 года в . Талантом художника сын был обязан отцу. Тот немного добился в жизни, но, подобно большинству родителей, постарался дать отпрыску хорошее образование и научить азам собственного ремесла. Уже семнадцатилетним юношей Буше поступил на работу в граверную мастерскую, где стал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Будучи человеком общительным, он легко завязывал полезные знакомства и «обрастал» связями, многие из которых так пригождаются на жизненном пути. Подобно многим талантливым молодым художникам, победителям в конкурсе на Римскую премию, которую присуждала Королевская академия живописи и ваяния, Буше посетил Италию. Несомненно, что колыбель античности повлияла на становление его творческой индивидуальности. По возвращении его карьера пошла в гору.

Вскоре воспоследовала и удачная женитьба. С супруги художник писал многих «нимф» на своих полотнах. Для достижения славы Буше не брезговал ничем и был мастером на все руки: работал для оперы, помогая в создании декораций для спектаклей; разрабатывал эскизы театральных костюмов; клеил обои; мастерил кареты; сотрудничал с фабрикой королевских гобеленов. В результате очень скоро он стал человеком весьма состоятельным и уже мог позволить себе относиться к заказам избирательно. Покровительницей Буше являлась сама мадам Помпадур – фаворитка короля . Возможно, связь между ними была не только на уровне дружеских отношений, ибо семейная жизнь самого Буше была далека от идиллии, даже, несмотря на то, что в браке родилось трое детей.

Благодаря Помпадур Буше получал самые выгодные заказы, помогал в оформлении придворного театра, сотрудничал с Севрской фарфорной мануфактурой, даже получил персональную мастерскую в Лувре. Последней чести удостаивались очень немногие художники. Вершиной его карьеры стало звание первого придворного художника и должность директора Королевской академии (1761г). Рвавшиеся к власти и подготовившие почву для их прихода к власти просветители яростно обличали Буше как носителя всевозможных пороков, как человека без совести и чести. Отчасти они были правы, но в эмоциональном запале, конечно, «перегибали палку». Франсуа Буше был избран почетным членом Петербургской академии художеств. Умер художник 30.05.1770г. После смерти, творчество Буше надолго постарались предать забвению. Потребовалось время для его «реабилитации».

Творчество Франсуа Буше

Расцвет художественного таланта Буше пришелся на эпоху рококо. Стиль этот был придворным, обслуживающим незатейливые вкусы французского королевского двора. В моду вошли предметы прикладного искусства – изящные безделушки, фарфоровые статуэтки, шкатулки, пуфики, вазы, табакерки. Искусство лишилось глубины. «После нас – хоть потоп» - эти королевские слова очень точно характеризуют сам дух эпохи. В живописи начинают преобладать фривольные эротические сюжеты, встречается много обнаженной женской натуры. В творчестве самого Буше то и дело мелькают нимфы и Венеры. И названия работ говорят сами за себя – «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы». Впрочем, Буше и не собирался вкладывать в свои картины глубокого морального смысла и нагружать их интеллектуально. Он много и охотно работал на заказ, делал это быстро и качественно. С этого и жил, и был постоянно востребован. Он умел радоваться красоте жизни и призывал к этому других. Стиль рококо был его родной стихией, здесь он чувствовал себя, как рыба в воде – естественно и органично. Декоративность, изящная интимность, атмосфера будуара, пастельные тона – таковы основные черты художественного стиля Франсуа Буше.