Гениальная инженерия. Михаил Казиник знает, чем Бог одаряет гениев

Интервью в журнале ИнфоПоток

Елена Краснова: Прошлым летом я прочла книгу «Тайны гениев», и с тех пор классическая музыка вошла в мою жизнь в качестве постоянной спутницы. Не то чтобы раньше я ее не любила, но как бы немного побаивалась. А книга каким-то волшебным образом развеяла мои страхи. С благодарностью представляю вам автора книги и героя сегодняшнего интервью. Знакомьтесь: Михаил КАЗИННИК

МЕЖДУ ГЕНИЕМ И ЧЕЛОВЕКОМ

- Ваши книги, концерты и лекции оказывают большое влияние на людей. Какова ваша миссия?

Если сказать очень громко, то когда я родился и еще был маленький, я успел застать тот, прежний мир. Я инстинктивно почувствовал, какие удивительные силы развития стоят за ним. Но то, что я наблюдаю в течение последних десятилетий, даёт мне повод думать, что я являюсь свидетелем заката цивилизации. Причем, независимо от того, какая в стране власть – советская или любая другая. Потому что любая власть меньше, чем цивилизация. Власть только сама себя считает себя великой, значительной, могущественной. На самом деле она лишь одна из деталей проявления развития цивилизации.

В XX веке появилось два тоталитарных режима: коммунизм и фашизм. Своим появлением они обозначили начало заката цивилизации. После античного мира, после латинских академий, после великих идей эпохи Возрождения наступает время невиданного страшнейшего спада. Спад начался в конце XX века, и в наши дни идёт, продолжая быстро набирать скорость и стремясь к кульминации.

Мы видим, как разрушительные процессы ведут к деградаци человека, к его уничтожению, к его незначимости. Человека можно в любой момент задавить машиной, зомбировать любыми массовыми и иными системами, обманывать бесконечно. Мудрые древние правители считали, что ради всеобщего блага допускается обманывать некую группу людей только в течение очень короткого промежутка времени. Теперь выясняется, что всё человечество было обманутым на протяжении жизни нескольких поколений. А это первый признак того, что цивилизация гибнет. И мне показалось, что гибель ее искусственна, то есть, кем-то умело срежиссированна. Как будто какая-то параноидальная группа людей получила доступ к невероятным медийным системам, к огромным деньгам. Им показалось, что они могут завоевать абсолютную власть.

А для того, что бы завоевать абсолютную власть, по мнению этих людей, необходимо создать абсолютно технократическое общество. Никакого античного мира, никакой музыки, никакой риторики, никакого искусства быть не должно. Удивительно, но даже социалисты-утописты, и тот же самый Кампанелла в своём «Городе солнца», говорили об одной детали, на которую еще в детстве я обратил внимание. Так вот, и Кампанелла, и Томас Мор говорили, что «Город счастья» возможен, но при одном условии: в него нельзя впускать людей искусства. То есть, стоять на входе и, если человек проявляет творческие склонности – начинает писать какие-то стихи, писать картины и говорить о каких-то философских преобразованиях – то его просто нельзя впускать. И вот это настораживает. О каком счастливом будущем может идти речь, если в этом самом будущем нет места художественному творчеству?! Ведь непременный залог гармоничного человеческого существования – это не что иное, как наличие творческого начала. То, что обозначено, например, Кантом как категорический императив. То обстоятельство, что в человеческой жизни есть вещи, необязательные для непосредственного животного выживания. И если человек создает какую-то картину или симфонию, а другие ей восхищаются, то это не имеет ничего общего со всем остальным миром. Вот это здорово.

Когда я вижу счастливых, гармоничных людей, которые слушают симфонию Брамса и испытывают наслаждение, я понимаю, что все это долгое развитие цивилизации привело к появлению человека, который может вот так, как бы незаинтересованно, то есть, вне зависимости от потребности в еде и в продолжении рода, внимать музыке. Словно высшее человеческое сознание, освобожденное от угрозы поедания хищниками, освобожденное от угрозы немедленной смерти, вдруг понимает, что цель его жизни, жизни его родителей, его прадедов, в том, что бы он так сидел и наслаждался творениями искусства. И понимать это я стал достаточно рано.

Когда при мне начинались эти политические переходы, перестройки, переделки, перезагрузки и все прочее, я понимал, что этому всему ноль цена. Все эти великие абстракции, будь то строительство капитализма, строительство социализма, тысячелетнего рейха – не имеют абсолютно никакого значения для человека, ибо не затрагивают его душу. Потому что в первую очередь строиться должно сознание. Даже великие религии всегда говорили: не храм тела, а храм души. Вот это главное.

Я понял, что мое слово, мое поведение на сцене обладает чем-то большим, чем просто поведение или влияние учителя. Что есть какие-то вещи, которые я даже сам не могу объяснить. Не сочтите за нескромность. Однажды, будучи в совсем юном возрасте, лет пятнадцати – шестнадцати, я пришел в тюрьму и сказал: «Я хочу читать лекции для заключенных». Тюремные начальники сначала засмеялись, но я с ними разговорился, и они мне разрешили.

- В каком городе это было?

Это был Витебск. Я видел, как в течение короткого времени у многих заключенных происходили настолько глубокие личностные преобразования, что даже изменялись черты их лиц. Перетряхивалась вся их система мышления, все, что ранее им казалось очень важным и значимым, подвергалось переоценке. Для человека вдруг оказывалось бессмысленным и нелепым все, чему он поклонялся, его прежние идолы оказывались ложными. И перед ним открывалась истина. Истина эта проста. Великий Кант сумел выразить ее одной фразой: «Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».

Я и сам находился под сильнейшим впечатлением от тех поистине чудесных преображений, которые видел в других людях. И мне захотелось посвятить этому жизнь, играя на скрипке или на рояле.

Но обязательно и прежде всего, попытаться раскрыть человеку глаза на тот невидимый и не слышимый ранее для него мир. И в этом случае может наступить та новая цивилизация, вскормленная всеми достижениями человечеством, и пользуясь этими достижениями, в том числе технократических и техногенных систем, сможет открыть для человека самое важное – из чего состоит вообще смысл человеческой жизни. Вот это и есть подлинно духовное.

- Часто религии и церкви монополизируют заботу о духовном формировании и воспитании.

И это, конечно же, ошибка. Религий много, каждая система имеет свой миф, и множество не столько разрешений, сколько запретов. Запреты касаются боязни всякого мифа, если не дай Бог, он выйдет за пределы этой системы. Большинство войн на Земле были религиозными. И даже Вторая мировая тоже возникла на почве религиозной: тоталитарная идея национал-социализма столкнулась с тоталитарной идеей социализма.

Я была на вашем концерте 13 ноября, и вы один только раз произнесли слово «Бог». Но это было сказано таким образом, что стало совершенно ясно: в основе вашего мировоззрения – глубокая вера. Наверное, именно вера дает гениям силы для их гениальных произведений?

Я глубоко убежден, что Бог не в церкви, не в религии и не в идеологии. Потому что религия и церковь – это всегда идеология. Бог используется различными силами для того, чтобы «править бал» на земле. Одни богом признают Сатану, другие богом признают Христа, третьи – Аллаха, четвертые – Заратустру, пятые – идолопоклонники и т.д. Все они равны перед единым Богом, который смотрит на своих детей и мягко улыбается.

Понимаете, я, конечно же, верю в Бога. И мой Бог, который внутри меня, со мной совершенно согласен. И с моей иронией по отношению к религии, и с моим юмором, и с моей благодарностью к нему за то, что он мне дал.

Я обычно говорю, что есть два вида веры. Одна – «Господи, верую, и поэтому дай!». Это большинство, это массовая вера: дай дочери мужа, дай квартиру, дай здоровье, дай долголетие и т.д. дай, дай, дай... И второй вид веры, который для меня характерен. Как верила Ахматова, так даже Эйнштейн верил, несмотря на все его иронические высказывания. Верую, поэтому – возьми! Ты все дал, ты дал самое ценное, что есть в жизни – мою жизнь. Это сложнейшее биохимическое вещество и соотношение, которое и есть человеческое тело. И если вдуматься, то ничего равного человеческий мозг не придумал. Как надо соединить все: каждый орган, каждую клеточку!.. Чтобы все это функционировало по 60-70-80-100 лет, а мы к тому же все делаем, что бы они плохо функционировали. Сами свою жизнь губим, всю жизнь курим, пьем, нервничаем, то есть, делаем все, чтобы жизнь свою сократить. И тем не менее, людей все-таки проживают какое-то количество десятилетий с этим организмом, который в принципе мог бы выдержать 3-4 недели. Попробуйте создать такой сложнейший организм! Следовательно, нужно быть благодарным, что Бог запустил все эти «колесики-винтики». То есть дал. Все! Спасибо, Господи. Теперь, пожалуйста, позволь мне заниматься тем, чем мне предназначено заниматься. И я даже не успею лишний раз сказать тебе, какой ты замечательный, потому что мне надо идти к детям и рассказывать о Моцарте, существование музыки которого и есть доказательство твоей благости.

Можно делать, так как делают ортодоксы, кричать: «Бог!». И вот ходите туда, и все время посвящайте молитве, благодарите и просите. Но можно молиться по-другому: «Господи! Какого же Ты нам Моцарта подарил! Господи, смотри, какой ребенок чудесный, только он не наполнен Твоей благодатью. Его надо наполнить. Ты Моцарта создал специально для него, чтобы наполнить его благодатью. Значит, я сейчас соединю музыку с этим ребенком. И ребенок наполнится благодатью». Доказательство бытия Бога в области разума существовать не может. Это совершенно точно доказал Кант. Оно существует в области чувств, в области гармонии, в области равновесия, в области творчества. Поэтому всякая идея подобного рода для меня священна.

Вы придумали для своих радиопередач вот такое название интересное – «Тайные знаки культуры». Но, наверное, не специально же великие зашифровывали в своих произведениях эти «тайные» знаки. И почему вы их понимаете, а другие – не замечают?

Когда-то в детстве, когда я в первый раз из тысячи прочитал «Евгения Онегина», меня затронула тема магического кристалла. Вдруг я понял, что это значит. Когда берешь огромное увеличительное стекло и рассматриваешь текст. Думаешь, что это просто какие-то маленькие черные полоски, а тут просмотрел и увидел вдруг, что там великие мысли зашифрованы. Вот так же и в искусстве. Они зашифрованы не потому, что гении хотели их спрятать, тогда бы это были «скрытые знаки» или «секретные знаки». Поэтому в данный момент разговор не об эзотерике, а вот о чем.

Почему евреев, например, называют «народом книги». Потому что главная задача, которая у них всегда была, это Тора, иди, как христиане говорят, Ветхий Завет. И нужно ведь уметь его читать, так как там есть второй уровень толкования, третий, четвертый... И вот эти странные люди, все, как один, носящие очки, так как они уже глаза «протерли», потому что глаза не рассчитаны на такое количество чтения, ходят они с этими черными книгами, в черных одеяниях... Почему в черных шляпах, почему в черных одеждах? Прежде всего, потому что у них нет времени ни на что больше. А только на одно – нужно докапываться до истины, все время разговаривая с Богом, все время углубляясь в идею: почему это так.

Если бы в христианстве, основанном на Новом Завете, была такая же идея толкования? Наверное, тогда мы нашли бы ответы на многие вопросы. Но поскольку этого нет, Новый Завет говорит: «Верь. Читаешь – и просто верь. Ничего не надо. Только верь». Ни толковать текст, ни вслушиваться, ни углубляться в него не нужно. И получается в результате недопонимание.

Например, есть такой эпизод в Новом Завете, в котором ключевым является только одно слово, и если его растолковать, это помогло бы ответить на многие вопросы. Христос в доме Симона прокаженного. Никто здесь не знает о предстоящей смерти Христа, кроме группы его учеников – пока это тайна. Ученикам же, отведя их накануне в сторону, Христос сказал, что через несколько дней будет Пасха, и Сын человеческий будет перерожден. В тексте подчеркнуто, что в сторону отвел, что вокруг была масса народу, а он отвел под скалу, чтобы никто не услышал, и им только сказал, и только они знали. И вот, представьте себе, вдруг в доме Симона прокаженного, какая-то женщина начинает его, здорового молодого человека тридцати трех лет, в расцвете сил, обмазывать миром. Разбила драгоценный сосуд и умащивает его как мертвеца. Естественно все возмутились: здорового молодого человека готовят к смерти. И вдруг Христос говорит: «Зря вы женщину смущаете, она доброе дело делает. Она уже подготовила меня к погребению». И следующеий эпизод: «И тогда Иуда пошел к первосвященнику».

Я спрашивал у греков, стоит ли это слово в оригинале? Они ответают: «Да, конечно, а как же иначе? У них же договоренность была, и вот Христос сообщил, что он готов. И тогда Иуда пошел за первосвященником». Оказывается, греки это знают?! А мы? А у нас разве не написано «И тогда?». Написано, а в этой книге каждое слово нужно читать точно. Если бы было написано «а в это время Иуда разговаривал с первосвященником» – другое дело, тогда мы понимаем, что Иуда не знал ничего и пошел Христа сдавать на смерть. Но здесь ясно написано, что он был здесь, в доме Симона, видел, что произошло, и когда Христос сказал: «она приготовила меня, я готов к погребению», тогда Иуда и пошел...

Вот для чего нужно углубление в текст, в мысли, в музыку, в поэзию, в литературу – чтобы избежать ложных толкований. Для того чтобы избежать ложных, страшных и беспричинных войн, непонимания и ужасов. Потому что именно непонимание древних текстов, их основных мыслей приводило к братоубийству, к религиозным войнам. Вот почему, на мой взгляд, так важно очень глубоко учиться думать, читать, слышать значение слова, и придавать значение каждому слову, которое сказано.

Это важная мысль, она мне очень близка. Многие невнимательно относятся к словам и думают, что они написаны «просто так», вместо того, чтобы обратить внимание, проявить уважение: если слово написано, то это не случайно, что-то автор хотел этим передать...

Особенно это относится к древним текстам. Ведь тогда пишущих было не так много. Это сегодня каждый может подойти к компьютеру и что-то написать, например, «привет, как дела?». Тогда писали на папирусе, и подготовка к процессу писания была сложнейшим процессом, и писать было надо во имя чего-то. Отсюда ценность древних текстов. В этих текстах двух-, пятитысячелетней давности никогда нет про «печки-лавочки». В них всегда есть что-то бесконечно и безгранично важное. Вот почему мы относимся к этим текстам со священным трепетом. Не потому только, что они старинные, а потому что старинный текст и означал, что текст глубокий и что в нем много измерений.

Я помню сцену в фильме о Чайковском, когда совсем маленький ещё мальчик чувствует, что он весь охвачен и говорит об этом: «музыка везде» и даже заболевает от избытка чувств. Когда вы поняли, что любите музыку?

Пожалуй, с самого начала, по упоминаниям моих родителей. Вы говорите про Чайковского, да? Про маленького мальчика, очень нервного. Я хочу сразу подчеркнуть это – что же дается гениям всегда? Не только творческая возможность, но невероятная чуткая ранимая нервная система. Ведь гений – это всегда жертва. Жертва неврастении, жертва обостренного восприятия несправедливости. Кожа гения совершенно обнажена, у него нет защиты. И вдруг этот гений в своем деле оказывается беспощадным воином. Он пойдет до конца, чего бы ему это не стоило. То есть, он абсолютно незащищен ото всего остального мира, он защищается только своим творчеством. И не только Чайковский, но и все эти гении все время обнаруживают уже в детстве колоссальную ранимость и незащищенность.

Но вы задали вопрос обо мне. И не дай бог создать впечатление у читателя, что я причисляю себя к гениям. Может быть, что-то мне удалось в моей жизни близкое, но мне, прежде всего, наверное, дана возможность общаться с ними на глубоком уровне через магический кристалл. Может быть, лучше их понимать. То есть они со мной действительно разговаривают, доверяют мне некоторые свои тайны, секреты, которыми я, с их позволения, делюсь с людьми. «Всем внешним я буду говорить сказками, а вам, внутренним, – сказал Он своим апостолам, – буду говорить как есть».

Папа и мама говорят, что когда в младенчестве я начинал уж очень плакать, у папы было два способа успокоить меня: или играть на мандолине, или играть на скрипке. В то же мгновение я переставал плакать, начинал таращить глазенки... Как только начинала играть музыка, переставало существовать все остальное.

Помните, вы меня спросили, верю ли я в эпоху Возрождения? А я сказал, что если она еще не наступила, то это просто значит, что мы не достигли дна. А если мы достигнем дна, то это значит, что падать дальше некуда и у нас должен сработать коллективный инстинкт самосохранения нации, ее культурного потенциала.

- Что же тогда дно, если сейчас ещё не дно?

Я не знаю. Видимо, может быть еще хуже.

- Не дай Бог. Я думаю, что мы все-таки сейчас оттолкнемся и пойдем вверх.

Я тоже так думаю. Потому что я приезжаю в Москву уже три года подряд. Первый раз – никакого эффекта. Просто люди в зале прослушали – и все. Второй раз – минимальный эффект. А вот сейчас, в третий раз, как будто количество перешло в качество. Сейчас мне начали звонить директора гимназий, школ. Я уже провел встречи, которые оказались для них знаковыми. В одной школе внутри все перевернулось, гимназия гудит, дети обращаются ко взрослым с упреком: «А почему нам этого раньше не сказали?» Но учтите, что и сопротивление, если начать все делать всерьез, будет на самом серьезном уровне. Ведь сколько диссертаций защищено, сколько методических центров, министерств образования, и у каждого областного центра свои методисты, которые стоят на страже за свое не на жизнь, а насмерть.

- Вам повезло, вы родились в музыкальной семье. Мама тоже музыкант?

Нет. Совсем не музыкальной.

- Как же?! Папа играл и на мандолине, и на скрипке.

Играл любительски. Сейчас не обязательно папе играть на мандолине, кругом есть записи. Ребенка с детства можно симфоническими оркестрами услаждать. Сейчас все есть.

- Так нужно иметь на это побуждение!

Значит, будем говорить, что мне повезло не в том, что папа играл, а в том, что папа и мама, у которых лучшие годы пришлись на войну, каким-то образом в те далекие 50-ые прошлого века понимали интуитивно, что музыка – это очень важно. И поэтому самым главным событием для меня маленького было, когда я каждый вечер подряд слушал симфонический оркестр. Все деньги, которых было очень мало, тратились на то, чтобы летом, в июле, поехать в Юрмалу (на музыкальный фестиваль. Ред.). И чтобы Мишенька слушал Стравинского, Растроповича и так далее... Я до сих пор не понимаю, неужели мне это все одному доставалось. Главное, что мне повезло, что родители были близки к тому предыдущему поколению, которое именовалось интеллигенцией. У дедушки с маминой стороны, и у родителей с папиной стороны, несмотря на провинциальность происхождения, была колоссальная тяга к искусству. Мой дедушка в возрасте 80 лет мне на память читал монологи Короля Лира.

Я собиралась задать вопрос, как приобщать детей к искусству. Но вы на него уже ответили, и у вас даже есть диск для беременных мам...

Называется «Для мамы, которая ждет ребенка и для ребенка, которого ждет Мир». Но не только это. Сейчас, уступая многочисленным просьбам и в конечном итоге считая, что наступило время, я буквально через два дня начну записывать с Борисом Тихомировым, замечательным музыкантом, энтузиастом, диск для детей от 3-х до 5 лет. Это будет попытка заставить ребенка услышать простейшую мелодию.

Есть такой сборник, называется «Для детей, которые начинают играть на скрипке». И в нем первая песенка «Петушок», которая состоит всего из четырех нот. Так вот этот «Петушок» будет сыгран с аккомпанементом. Петушок может попадать в разные состояния, он может любить, тогда это сыграется на другой струне. Он может расплакаться – будет другой инструмент. Этот петушок может только родиться и в первый раз запищать. Может быть задиристый петух и т.д., а потом будут всякие всевозможные вариации на тему, когда петушок поедет в такую-то другую страну, и там окажется совсем другая музыка, там он окажется в сказке.

Я хочу сказать, что можно один диск построить на одной песенке. Можете представить какое это чудо, когда ребенок слышит все эти вариации. Петушок меняется каждые несколько секунд, а ребенок все время слышит смену мысли, атмосферы и ситуации. Вот такой замысел первого диска.

Потом будет песенка вторая. В детских сборниках она подана под авторством Моцарта по антирелигиозным советским соображениям. Это мелодия о Вифлеемской звезде. Ее поют все протестанты. Моцарт просто любил эту мелодию, и как все другие, использовал ее и написал на нее вариацию. И я дам ее маленьким детям. Как маленькая звездочка каждый раз блестит по-другому. Я буду детям давать все время знакомые и понятные образы. Буду обращаться к их родителям. Пусть укладывая ребенка спать, они включают диск, и он заснет под колыбельную, которую споет ему петушок.

Параллельно выйдет этот же диск для детей, которые начинают играть на скрипке. То есть у них уже есть путеводитель.

Что бы вы посоветовали взрослым людям, которые до сих пор были вне музыки, но в какой-то момент у них вдруг появилось желание понять и полюбить музыку? С чего начинать, что слушать?

Вы знаете, я ведь уже посоветовал. Мы выпустили 64 фильма. Эффект, как я знаю, есть. Несмотря на то, что телецентр показывал их глубокой ночью, многим удалось записать эти фильмы.

- Фильмы можно купить?

Продаются 24 части – 12 на одном диске, 12 на другом. Первые 12 фильмов это эффект Баха, эффект Шуберта и т.д., вторая часть это космос – космос Брамса, космос Рахманинова... Там есть фильм «Моцарт и Сальери».

На том же концерте вы упомянули, что в музыке Баха есть все, кроме чувственности. Можно об этом немножко подробнее? Что вы понимаете под этим словом, и кто тогда чувственный композитор?

Когда говоришь о Бахе, то действительно понимаешь, что это что-то невероятное и на Земле случилась какая-то несправедливая вещь. 300 лет назад на Земле появился гений, который уже все предвосхитил, что было и что будет после него. И это настолько сильно, неожиданно и грандиозно, что по мере прохождения веков, мы все больше начинаем понимать, кем же был Бах. Становится даже мистически страшно. Откуда этот человек, откуда он все это знал? Понимал ли он сам себя, понимал ли, что он гений? С другой стороны, возникает другой вопрос. Почему же его дети – воспитанные, сформированные, любимые, обученные им – не понимали, кто такой папа? Гениальный папа, который вырастил четверых детей, ставших великими композиторами. Не просто случайно хорошими, а великими.

И тут возникает вопрос – почему Баха забыли? Некоторые из коллег скажут, что его не забыли, его исполняют. Я говорю, что да. Кто-то играл, и он был доступен нескольким музыкантам, которые профессионально интересовались музыкой прошлого. Так Моцарт его поиграл и был потрясен, Бетховен его поиграл и два года писал музыку а ля Бах. А когда у детей Баха спрашивали про папу, они отвечали, что он был хорошим органистом и никудышным композитором, и называли его хорошим парнем. И возникает вопрос, что за заговор такой против покойного папы? Неуважение? Месть папе за то, что он давал им затрещины, или что-то другое? Первая мысль у меня была, и которую я озвучил в первом фильме «Эффект Баха», что дети делали это сознательно. Они поняли, что дальше за папой ничего нет, и папу нужно забыть, чтобы пустить музыку по другому пути, потому что папу продолжить невозможно. Он – океан. В него все втекло и ничего не вытекает.

Потом я подумал, что это слишком мелко. Я демонизирую детей, хотя в этом что-то есть. Но потом я стал думать, чего же не хватало баховской музыке? Почему после Баха закончилась династия церковных композиторов и органистов? Почему церковь отделилась от композиторов, а композиторы от церкви, причем мгновенно?

- Именно после Баха?

Да, после Баха. Дети Баха еще немножко служили церкви, но больше служили государству, губернаторам, палатам, сенаторам. Прежде всего, их должны были оценить не священники, а слушатели, уже не прихожане, а светские слушатели. И произошло это буквально в течение одного поколения. Потому что расстояние между Бахом и Гайдном, детским классиком, совсем небольшое. И возникает вопрос, почему и Гайдн, и Моцарт, и Бетховен, а за ним Шуберт, Шопен и дальше, и дальше, как сговорились? Даже песен про бога нет. Даже, когда Шуберт пишет «Аве Мария», он пишет латинский католический текст, но на стихи практически Вальтера Скотта. «Аве Мария» это поклонение женщине.

А Христос сказал, что глядевший на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Но музыка не могла пойти по пути отсутствия вожделения, отсутствия страсти, она должна была постепенно вырваться из этих рамок. Нельзя петь все время о том, как больно идти на Голгофу. Можно воспеть и глаза женщины, воспеть страсть, желание приласкать эту женщину и т.д. И вот практически после Баха произошел поворот – музыка пришла к воспеванию эроса, аффекта. Она оставалась полной этики, она оставалась совершенно гармоничной. Но Бог стал строителем, Бог стал рабочим, влюбленным в этот мир, который он строил, влюбленный во всех отношениях.

Вы знаете, во время встречи со студентами Международной Школы в Питере, мы несколько часов провели в Эрмитаже. Причем я задумал показать всего несколько картин. В том числе я подвел их к картине Симоне Мартини, гениального художника XIII века. Алтарь был из двух створок. Первая створка «Благовещение. Гавриил» находится в Вашингтонской Национальной картинной галерее, а вторая – в Эрмитаже и на ней изображена Дева Мария. Она рыжеволосая. Как Маргарита, как ведьма. У нее удивительные глаза. Она вроде бы благочестивая, но вместе с тем вы присмотритесь, и увидите, как она безумно, дьявольски хороша. На ней платочек, сквозь который пробиваются рыжие волосы, колени у ней раздвинуты. И это видно, и под хитоном цветная ткань. И эта золотая ткань в виде золотого дождя. А вы помните Данаю? Легенду о том, как Зевс в виде золотого дождя проник в башню к Данае и оплодотворил ее?

Я уверен, что Симоне Мартини связал момент Благовещения с моментом зачатия Данаи. Он был очень просвещенным человеком, он был другом Петрарки. А Петрарка – это эпоха Возрождения. Мы долго смотрели и не верили своим глазам, это было просто потрясение. Потому что не было необходимости в этой цветной рубашечке под хитоном, в этом треугольничке. Когда ноги раздвинуты, и вы видите кусочек золотого дождя. Это феноменально. Просто посмотрите на эту работу, и вам все станет понятно. Так вот, в искусство всегда внутрь проникала эта античная идея – поклонение эросу. И даже сам Сократ встретился с великой весталкой, которая научила его эросу, как великой идее. И сын повитухи Сократ говорил, что у него с мамой одна профессия – она принимает роды у женщин, а он принимает роды у мужчин. Что он имел в виду? А он имел в виду эрос как великое духовное начало. А это значит, что две души через эрос, через проникновение в мысли друг друга, продвигают мыслительный процесс человечества дальше.

- Какие замечательные слова! Мне тоже в процессе размышления нужен собеседник. Тогда я могу дальше пройти.

Вы знаете, что говорит Юрий Либерман? Он говорит хорошую и простую вещь – все что в тебе, абсолютно неинтересно. Интересно только то, что между тобой и другим человеком. Важно то, что между нами. То же самое, когда мы строим мост. Сам факт строительства моста непонятен – стоит ли, нужен ли? Куда по нему ехать – вот вопрос, то есть, что с чем соединяет этот мост. Если он соединяет человека и концертный зал, где звучит Моцарт, или с картинной галереей, где висит Симоне Мартини, тогда понятна функция моста. Или другая функция – побыстрей приехать на работу, заехать в магазин, купить еды, чтобы восстановить организм и опять работать. Так вот, мы должны понять, что в конце каждого моста, конечной целью каждой души в своем общении души с душой является эстетическая цель. И если этой эстетической цели нет, то всякое движение бессмысленно.

Спасибо, Михаил Семенович, за этот интересный разговор.

(февраль 2012г.)


– Михаил Семёнович, меня поразила ваша биография. 15-летним юношей вы стали читать лекции. О чём в столь нежном возрасте можно было поведать миру?

– Самое главное не о чём, а как? Мне очень хотелось заразить слушателей любовью к музыке. Для этого нужно быть увлечённым, эмоциональным, уметь владеть голосом. Невозможно читать лекцию об искусстве. Искусство не предмет. Только творческий, нестандартный подход может заинтересовать аудиторию. Это я понял, ещё учась в школе.

– После окончания Белорусской государственной консерватории ваша карьера, кажется, складывалась, удачно. Что подвигло вас к эмиграции?

– Я не эмигрант. У меня два гражданства: белорусское и шведское. Я приезжаю в Минск, захожу в свою квартиру, в которой осталась часть моих книг, встречаюсь с друзьями. Я много времени провожу в Москве, Петербурге, в Прибалтике. Для меня нет границ. Шведское гражданство даёт мне возможность беспрепятственно выступать в Америке, Канаде, Англии и других странах, не подвергаясь унизительным визовым процедурам.

– Не буду перечислять все ваши профессии, но объясните, что означает столь необычная должность, как эксперт Нобелевского концерта?

– Для нобелевских лауреатов, которые прибывают в Стокгольм, за день до награждения устраивают вечерний концерт. Меня пригласили в качестве ведущего, я говорю о музыке, которая сейчас прозвучит. Играет Королевский оркестр, виолончелист Йо-Йо Ма (Yo-Yo Ма) и другие исполнители. Нобелевские лауреаты рассказывают о том, как классическая музыка повлияла на их жизнь. Оказалось, что ещё в детстве почти все они слушали великую музыку, в которой заключена гармония мира, тайны мироздания. В музыке скрыты все формулы научных знаний, все тайные коды открытий будущего. Концерт показывают по телевидению, а в титрах написано «Музыкальный эксперт Михаил Казиник».

– Вы ведь не разделяете мнение о том, что классическая музыка элитарна, скучна и непонятна?

– Разумеется, нет!

– Но тогда почему она не становится достоянием большого количества слушателей?

– Отвечу кратко. Всё подлинное, к сожалению, не является достоянием большинства. Многие довольствуются подделками. Я неоднократно говорил и писал на эту тему. Рейтинг любой передачи российского телевидения прямо пропорционален количеству глупости в этой передаче.

– О поп-музыке я вообще боюсь вас спрашивать, мне известно ваше отрицательное к ней отношение. Но как получилось, что ваш ученик Салем Аль Факир (Salem Al Fakir) бросил скрипку и стал популярным шведским певцом?

– Он был талантливым скрипачом, и я даже готовил его к конкурсу Чайковского. Однажды он пришёл ко мне и спросил: «Михаил, признайся честно, правда ли, что даже хороший скрипач не заработает много денег?». Я честно признался, что действительно не заработает. Салем сказал, что у него хороший голос, друзья пообещали раскрутить его и сделать популярным певцом. На том мы и расстались. А через пару лет он действительно стал знаменитым певцом, примерно таким, как Киркоров для России. Королём соул. Но вот прошло некоторое время, и его популярность стала падать. Так случается со многими поп-звёздами, особенно в Швеции. По-моему, у него всё хорошо, но уже нет того восхищения и толп обезумевших фанатов. В интервью шведской газете я сказал: «Мне жаль, что Швеция приобрела очередного поп-певца, но лишилась выдающегося скрипача, который мог прославить её». На меня обиделись, но это действительно так.

– Как вы относитесь к современной обработке классической музыки? Впечатляет ли вас игра известной скрипачки Ванессы Мэй (Vanessa Mae)?

– Плохо отношусь. Я считаю, что классическая музыка существует в тех акустических моментах, свечениях, глубоких состояниях и идеях, в которых она написана гениями. Я не имею ничего против человека, который послушает Вивальди в оригинале, а затем в исполнении Ванессы Мэй. Но если его знакомство с музыкой начнётся с Ванессы Мэй, то потом он не сможет воспринять Вивальди в исполнении оркестра или какого-то выдающегося скрипача. Мне хочется, чтобы человек, как сказано у Булгакова в «Мастере и Маргарите», имел осетрину первой свежести. Ведь свежесть бывает только первой, она же и последняя. Второй – не бывает. Так и Ванесса Мэй, Вивальди в её исполнении – «осетрина второй свежести». Вивальди, этот гениальный венецианец, чувствовал в своей музыке воздух, свечение солнца, но не микрофонный голос скрипки.

– Расскажите, пожалуйста, о проекте создания 56 фильмов, посвящённых мировой музыкальной культуре. Были ли они показаны по российскому телевидению?

– В первых 12 сериях, которые, кстати, закупило и шведское телевидение, я рассказывал об эффекте Баха, Моцарта, Шуберта и других композиторов. Фильмы показали в вечерние время, и их могли посмотреть многие зрители. В России фильмы показали в час ночи, а когда люди стали жаловаться, перенесли на три часа ночи. Но многие успели их записать, и они сейчас доступны в интернете. Над проектом работал известный российский кинодокументалист Игорь Шадхан совместно с женой режиссёром Натальей Кугашовой. Съёмки проходили в Швеции, у меня на даче в горах, на озере, в церкви с органом, в других очень красивых местах. Сначала сняли 12 серий, потом нам заказали ещё, и мы сняли 56 серий. Но восемь из них остались не смонтированными, не хватило денег. Фильмы пользуются большой популярностью. Их показывают в школах, в университетах, в разных городах, всюду, где понимают важность эстетического образования.

– Ваши книги «Тайны гениев» и «Тайны гениев-2» имели огромный успех. Удалось ли вам разгадать тайны великих людей, или хотя бы приблизиться к их разгадке?

– Часть тайн разгадана, часть ещё нет, а некоторые никогда не удастся раскрыть. Но моя книга рассказывает и о том, как стать гениальным слушателем, читателем, зрителем. Если есть гениальное творчество, то должно быть и гениальное восприятие. Иначе гений, творец останется на необитаемом острове. Моя задача сформировать такое восприятие. Как человеку, далёкому от музыки, почувствовать величие Баха или Бетховена? Как научить людей восхищаться великими творениями искусства? В книге «Буравчик в стране Света» я попытался найти путь к сердцам детей. Рассказать об удивительном мире культуры, о тайнах великих книг, музыки, живописи.

– Ваши выступления со скрипачом-виртуозом Андреем Чистяковым пользуются большой популярностью. Как вы познакомились, и не планируете ли приехать вместе на гастроли в Германию?

– Сначала нужно получить приглашение от организаторов гастролей, а потом начинать что-то планировать (улыбается). А с Андреем мы познакомились в Ницце. Я был на его концерте, он играл цыганскую музыку. Его мастерство поразило меня. Мы проговорили всю ночь. Оказалось, что Андрей окончил Московскую консерваторию, аспирантуру, учился у замечательного педагога Эдуарда Грача, последнего из могикан, кто не уехал и остался в России. Я называю Андрея Чистякова полистилистом. Он может исполнять классику и джаз, музыку цыганскую и клезмерскую. Ему подвластен любой стиль, любая эпоха. Андрей может играть даже японскую музыку, и в этот момент кажется, что он похож на японца. Его выступления напоминают шоу, а импровизация и виртуозное владение скрипкой покоряют слушателей. Я очень люблю выступать с ним.

– В Челябинске вы создали школу нового типа «Семь ключей». В чём её отличие от традиционной российской школы?

– Обычная школа формирует клиповое сознание. В ней отсутствует главное – комплексный подход. Учитель географии рассказывает о Португалии, следующий урок истории посвящён французской революции. А какая между ними связь? В результате ученик забывает и о Португалии, и о французской революции. В моей школе всё взаимосвязано, а уроки построены на ассоциативном мышлении. Возьмём урок под названием «Яблоко». В нём участвуют все педагоги, дети легко запоминают весь необходимый материал и учатся широко мыслить. У учеников развивается любознательность, проявляются таланты и способности, они с радостью познают мир.

– Нужно ли учить детей музыке, ведь только единицы из них станут музыкантами?

– Если родители не любят своих детей, то нужно сделать всё, чтобы не учить их музыке (грустно улыбается). Но если они хотят, чтобы ребёнок стал, например, математиком, то нужно начинать с музыки. Сядьте вечером рядом со своим ребёнком, обнимите его, зажгите свечи и послушайте вместе пять минут музыку Моцарта. Потом постепенно увеличивайте время. И пусть в вашем доме зазвучит музыка Шумана, Шопена, Брамса и других композиторов. Ребёнок получит необычайную энергетическую подпитку и навсегда запомнит эти вечера. Всё должно происходить естественно, и тогда не будет возникать вопрос, как заставить ребёнка заниматься музыкой. Помните, что музыка ещё и лечит. Не надо сразу принимать анальгин, послушайте музыку композиторов-романтиков – и боль пройдёт.

– Если сравнивать советское и российское музыкальное образование с западным, то какому из них вы отдаёте предпочтение?

– В советском музыкальном образовании было много положительного, но строилось оно на принуждении. Программа обучения составлялась заранее, на экзаменах играли строго определённые музыкальные произведения. В западной школе больше свободы, если ученик хочет играть Yesterday, то педагог не может заставить его играть что-то другое. В любом случае ребёнок должен полюбить педагога, иначе трудно достигнуть желаемого результата и на Западе, и в России.

– Вы очень тепло отзываетесь о городе вашего детства Витебске. Нравится ли вам современный Витебск?

– В Витебске восстановили Старый город, костёл, многие церкви, в какой-то степени удалось вернуть его первоначальный облик. Тот облик, который так любили Шагал и Репин. Витебск – город Малевича и Добужинского, Пэна и Фалька, Лажечникова, Соллертинского, Лагина и многих других выдающихся личностей. История Витебска уникальна, и жаль, что в нём проходит только «Славянский базар», но не проводятся фестивали классической музыки.

– В Швеции был снят документальный фильм «Казиник, Бог и дьявол». А можно ли быть Богом и дьяволом в одном лице?

– Речь идёт не о лице. В шведском языке намного меньше знаков препинания, чем в русском. И если написано Казиник, запятая, Бог и дьявол, то любому шведу ясно, что не Казиник Бог и дьявол, а что это божественное и дьявольское в музыке. Полное название фильма «Казиник, Бог и дьявол, или Огненная душа в Швеции». У шведов есть такое понятие «огненная душа», и человек, обладающий ею, может сделать больше, чем все правительства вместе взятые. Фильм, который снял шведский режиссёр П. Мейер, был удостоен второй премии на Стокгольмском международном фестивале документального кино. В фильме показано, как я, объехав всю Швецию, пытаюсь достучаться до сердец детей и стариков, рабочих и фермеров, настраивая людей на восприятие классической музыки. К сожалению, П. Майер умер, и все права остались у его вдовы. Договориться с ней о показе фильма не удалось.

– Ваше самое большое достоинство и недостаток?

– Основной недостаток – излишняя категоричность в суждениях, одержимость. А может быть, она и является самым большим моим достоинством (смеётся)?

– Считаете ли вы себя счастливым человеком?

– Да. Мне удалось реализовать свои мечты. Когда я выступаю со сцены, люди улыбаются, плачут, радуются. От них исходит любовь. Я получаю массу писем со словами благодарности. Мне повезло с семьёй. Жена великолепно разбирается в музыке. Сын скрипач, он выступает вместе со мной. Внук художник, играет на кларнете и фортепиано. Внучка играет на флейте и фортепиано. У нас нет проблемы отцов и детей, вероятно, потому, что вся наша жизнь проникнута музыкой. И мы находимся на одном уровне, на линии вечности.

Вижу это в Интернете, там же форумы: с каждым днем все больше становится тех, кто узнает о Михаиле Семеновиче Казинике и включается в число его активных слушателей и читателей. В основном, слушателей, конечно, потому что Михаил Семенович Казиник, по крайней мере, два раза в неделю - в радиоэфире. В среду, в 19.00 (повтор - в субботу, в 15.30), - на канале классической музыки «Орфей», передача называется «Музыка, которая вернулась». А в воскресенье, с 11.10 до 12.00, - на куда более массовом радио «Серебряный дождь». Эта передача называется «Тайные знаки культуры».

Вот представьте: в 11.10, в воскресенье, надо угадать несколько минут звучащей музыки. Ответы слушатели посылают в виде смс или на сайт радио «Серебряный дождь».

Нет, нет, не то.., - перебирает ответы Казиник, и вдруг его ликующее: - Верно! Умница! Концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига!

И звучит чудный этот концерт. Те, кто его хорошо знает, наслаждаются прекрасной записью, а те, кто слышит впервые, СЛЫШИТ! Значит, не зря пройдет для него почти что час воскресного времени.

Любовь к классической музыке - не вопрос вкуса, а вопрос бытия, - сказал как-то Михаил Семенович. И дальше: Человек - единственное создание Творца, у которого сознание определяет бытие.

Это я вспомнила потому, что кто-нибудь из читателей, вероятно, уже подумал: а причем здесь «Православная страница»? Да ведь Богом нам дана жизнь, и прожить ее надо как драгоценность, дорожа тем прекрасным, что создано человечеством.

А как Казиник говорит об одном из произведений Алемдара Караманова, композитора трудной судьбы, которого уже нет в живых:

Тысячи рук, воздетых к небу, взывают к Господу.

И собственно о вере:

Господи, верую - дай. А надо: Господи, верую - возьми.

От Казиника узнала, почему внука прославленного мастера смычковых инструментов Андреа Гварнери - Джузеппе Гварнери, тоже мастера, звали Дель Джезу. Да потому, что Gesù - по-итальянски «Иисус». И мастер всегда ставил на своем новом инструменте крест.

Музыка - это питание мозга, - говорит Казиник. - Музыка - это доказательство бытия Бога.

А ведь всего несколько лет назад он, неведомый мне тогда музыкант, музыковед, рассказал, как в детстве удивлялся финалу известной басни Ивана Андреевича Крылова «Ларчик»: «…А Ларчик просто открывался». То есть, принесен от мастера Ларец. Искали-искали секрет: как его открыть? И так пробовали, и эдак. «…А Ларчик просто открывался».

Да как же именно «просто»? Как? Почему Крылов не назвал способ? - сердился юный Михаил Казиник.

И только став взрослым догадался, о чем не задумывалась, признаться, я. В финальной фразе известного русского баснописца все делают упор на слово «просто». А надо - на «открывался». То есть, всего лишь открыть крышку. Чего никто не сделал.

Меня это поразило. Вот уж метафора какая: да откройте крышку Ларца! Сколько же людей сегодня, к сожалению, не догадываются об этом или открывают совсем другие крышки, глупые и ненужные, пожирающие время, саму жизнь!

Сразу же посмотрела в Интернете, кто такой Михаил Казиник? Оказывается, он даже эксперт Нобелевского концерта, то есть готовит и ведет концерт, который следует после награждения лауреатов Нобелевской премии. Один из концертов начинался тем, что Казиник спрашивал каждого лауреата, когда тот стал слушать классическую музыку? Оказывается все - в раннем детстве, и большинство с раннего детства училось играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Казиник говорит:

Баха нельзя продолжить, вернее, можно, его продолжил Эйнштейн: E=mc2.

А в одной своей статье написал так: «Культура в переводе с латыни означает "возделывание", и когда Христос говорит "не хлебом единым", это и означает, что сельскохозяйственная КУЛЬТУРА есть вспомогательное для культуры Духовной. Ведь существуют два понятия культуры в древнем мире: первая (хлеб) необходима для второй - главной (ДУХ)».

…Осенью я лежала в больнице и вынуждена была слышать невозможные разговоры по мобильным телефонам соседок по палате о жизни так называемых «звезд». Прямо как о своих самых дорогих родственниках говорили. Мне вспомнились слова Казиника: «Страна, в которой поп-звезды под собственные фонограммы "танцуют" жен новорусских спонсоров, получая за один танец сумму, которая могла бы принести сотням тысяч детей музыку Моцарта, не сможет существовать».

Я вернулась из больницы, после очень тяжелой операции, включила компьютер, на сайте радио «Орфей» открыла передачи Михаила Семеновича Казиника, они там хранятся:

http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/program21/ И погрузилась в СВОЙ мир, лежала и исцелялась не только после операции, но и после тех бесстыдных «мобильных» разговоров, невольной слушательницей которых вынуждена была пребывать столько дней.

Какая роскошь - все это! Вот Казиник утверждает: прелюдия французского композитора Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» - вовсе не свидетельство того, что Дебюсси - импрессионист в музыке, как принято считать.

Это же портрет! - рассуждает Казиник. И доказывает, что Дебюсси - музыкальный символист.

Или популярно объясняет, из чего складывается соната: есть главная тема и темы побочные. Кто, например, главный персонаж в сказке про Красную Шапочку? Бабушка, конечно, потому что если нет Бабушки, то Красной Шапочке не к кому идти.

Вот это да!

А недавно он вместе с пианистом Андреем Шибко в целом цикле передач разобрал все 24 прелюдии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Такое увлекательное и веселое занятие, хотя ведь даже среди части музыкантов бытует мнение, что эти прелюдии совсем неинтересны.

С Казиником очень уютно и надежно, и когда в конце своей воскресной радиопрограммы на «Серебряном дожде» он повторяет: «Я обнимаю вас музыкой!» и просит отметиться на глобусе, который крутится на его персональном сайте, я всегда это делаю. Lipetsk повторяется несколько раз. Значит, не одна в нашем городе слушаю. И мне радостно.

Найдите Казиника в Интернете. Хотя если у Вас есть возможность слушать радио в диапазоне УКВ, то отыщите «Орфей» на частоте 70,07 Мгц. Липецк - один из немногих городов России, который, к счастью, принимает «Орфей». Когда несколько лет назад я рассказала об этом настоятелю нашего храма преподобного Сергия Радонежского отцу Сергию, то добавила: и в этом смысле Господь нас увидел.

Батюшка тепло рассмеялся.

Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.


Михаил Семенович Казиник


Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. - 2012. - № 1. - С. 6-7.

Зримые образы звука

Если взглянуть «за ноты» и посмотреть «просто» на жизнь Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана или Шопена, то сам собой возникает интерес: «Почему Господь уготовил каждому из них настолько сложные испытания?». На этот вопрос Михаил Казиник давно нашёл ответ в собственной теории «Поцелуев-ударов»:

- Бог целует и напутствует гения словами: «Иди на Землю, где у тебя будет огромная работа, потому что я поставил перед тобой очень сложную задачу». Но когда решение этой задачи по каким-то причинам не получается, тогда Бог «ударяет» гения страхами и болезнями, - говорит Михаил Семенович и перечисляет эти «удары». - Глухота у Бетховена, невозможность дышать у Шопена, фобия смерти у Моцарта, шизофрения у Шумана или одиночество безденежье и непонимание у Шуберта. Получается, что гению с его энергетикой нужно дать из чего выбираться. Бетховен глохнет, и чем хуже он слышал, тем лучше писал. Свою гениальную музыку он написал, будучи абсолютно глухим. Как хорошо определил Пушкин: «И внял я неба содроганье и горний ангелов полёт». Бетховен услышал зримые образы звука, и это стало величайшим открытием Бога и самого композитора. Поэтому гению всегда нужны две вещи: талант, гениальность и удар для мобилизации всех сил.

Лечебный музыкальный момент

Концерты Михаила Казиника - это не лекция с музыкальными иллюстрациями, а настоящий актёрский спектакль-воображение.

Наставляя Моцарта, Всевышний как будто шепчет ему: «Ты пойдёшь в мир, и будешь писать самые прекрасные мелодии. Ты будешь не композитором, а символом абсолютной гениальности, спасительным эффектом», - фантазирует просветитель. - Но я тебя не только поцелую, но и ударю - ты будешь очень больным и можешь умереть в любую секунду. Ты будешь вымаливать у меня каждый новый день жизни, словно говоря: «Господи, не забирай, я очень люблю жизнь, смотри, что я написал! Но я смогу написать ещё лучше, ещё прекрасней». И вся жизнь Моцарта - это свет с время от времени попадающимися «птицами смерти».

- А Шуберт - первый романтик и эксперимент Бога, - продолжает фантазировать Михаил Казиник. - Создатель сказал ему: «Твою музыку никто не будет слушать кроме узкого круга друзей, и ты умрешь в нищете». Но благодаря тому, что Шуберт не думал о кассе и гонорарах, он написал божественную музыку. Шопена Бог поцеловал так, как мало кого целовали: «Ты будешь гением рояля, ты будешь символом пианизма и создашь великие мелодии. Но при этом тебе будет трудно дышать». Шопен страдал от неоперабельных полипов, дышал ртом, а в 19 лет у него случился первый приступ туберкулёза. Жорж Санд раскрыла тайну Шопена: «Когда Фредерик играл, то не кашлял».

Вслед за цитатой возлюбленной композитора Казиник сразу переходит на строчки из Пастернака «Опять Шопен не ищет выгод»: «Рождать рыданья, но не плакать, Не умирать, не умирать…».

Как музыка сражается за право дышать! - восклицает Казиник. - Когда Шопен играл, то дышал полной грудью, и это объяснимо только с точки зрения высших сил. Но это лишний раз доказывает невиданные возможности гения человека и его творчества. И в этом состоит лечебный момент великой музыки.

Куда девается любовь?

На взгляд Михаила Казиника, в фортепианной музыке самым сложным для исполнения композитором является отнюдь не Ференц Лист, а Роберт Шуман.

Он хотел быть величайшим пианистом, придумал специальное приспособление для связок, но порвал их, - интригует музыкант, играющий на скрипке и фортепиано, а впечатлительные дамы в зале ахают. - После 22 лет он не играл на рояле и писал немыслимо сложную музыку, которую играла его жена Клара Жозефина Вик, великая пианистка. Однако Шуман даже не знал, что он пишет музыку, которую почти невозможно сыграть…

Причём рассказ о супруге Шумана даёт Казинику сигнал «переключения» на Брамса.

Молодым человеком Брамс познакомился с Шуманом и Кларой. Брамс влюбился платонически, но когда Шуман умер, а Клара стала свободной, то Брамс как рак попятился назад, - не осуждает, а всего лишь констатирует музыковед, приводя слова «двух сторон». - «Иоганнес, я жду не дождусь, когда мы снова увидимся!» - «Клара, мы должны быть разумными», - ответил ей Брамс. Одно дело романтически любить женщину, а другое - жениться на вдове с шестью детьми.

Нет, о Брамсе я лучше не буду говорить! - отрезает Михаил Семёнович уже не со сцены, а в интервью. - Если заведусь, то вспомню кучу несчастий, обрушившихся на этого композитора, прожившего всю жизнь с чувством вины, и этот комплекс у Брамса развился из-за любви к Кларе: «Как он мог стать мужем вдовы Шумана и взять на себя воспитание её детей? Пусть это будет не Брамс, а кто-то другой, ненормальный». И куда только любовь делась…

Особенные «подарки» и конец счастья

В русской музыке XIX века сюжеты в жизни композиторов ничуть не отличались от их именитых европейских коллег.

Это просто ужас, какие им были ниспосланы испытания, - сокрушается наш гость. - У Мусоргского была серьезная физиологическая проблема, которая в те времена не поддавалась лечению. Вот, пожалуйста, «подарок» от Бога. Или особенность Чайковского. Уникальнейший тончайший человек с «подарком», который в России не приветствовался и который он сам не приветствовал: «Что мне делать, чтобы быть нормальным?». Этот «подарок» сделал его неврастеником, но убери эту особенность, и тогда останется неясной «природа» музыки Чайковского. И как такое возможно, что, не написав ни одного романса на любовную лирику Пушкина, он сразу пишет «Евгения Онегина» и «Пиковую даму»?! Многие до Чайковского брались за них, но ни у кого ничего не получалось. Поэтому вся история искусства - это история поцелуя-удара.

Кстати сказать, у Казиника она подтверждается и в жизни благополучных художников.

- Феликс Мендельсон - счастливчик, у которого было всё, кроме проблем, - восторженно начинает Михаил Семёнович и постепенно «сгущает тучи». - Он родился в семье банкира, дружил с Гёте. У него была чудесная жена, прекрасные дети и вдруг Мендельсон безумно, по сумасшедшему влюбился в певицу Дженни Линд. И после этого, композитор, которого называли Мессией XIX столетия, бац, и умер в расцвете лет…

Тайные знаки культуры

Все эти эпизоды из жизни художников мы привели нарочито. Как ни парадоксально, но у большинства людей заинтересованность в искусстве рождается через «сериальное мыло».

Причина, мешающая прийти к настоящему искусству, заключается в том, что многие люди воспринимают все явления культуры на первом уровне: кто женился, кто развёлся, кто у кого родился и т.д., - говорит Михаил Казиник. - Переход на второй уровень восприятия - это высочайшее счастье. Третий уровень и вовсе грандиозно. Человеку надо понять, что в каждом звуке музыки Баха, Моцарта, Чайковского или Шостаковича заложены тайные знаки культуры. И тот, кто их узнает, то открывает для себя подлинный мир и понимание того, какое это счастье прожить на Земле в этом мире.

Думаю, что человек, который умеет воспринимать великое искусство, слушает великую музыку, смотрит на великие полотна, немножко играет на музыкальных инструментах, поёт, пишет картины, и есть самый настоящий счастливчик. Не гений, а просто замечательный человек, который берёт от искусства его глубины и может распознать его тайны. Он понимает Бетховена, наслаждается Моцартом, влюбляется в Баха, читает мольеровского «Тартюфа», раскрывая для себя эту книгу жизни, как и «Божественную комедию» Данте. Он часто перечитывает «Фауста» Гёте и всякий раз смеётся в удивлении, когда смотрит вокруг: «Господи, какие же все они идиоты! Здесь же всё про них сказано!». И тогда человеку вдруг становится легко, красиво и хорошо. Тогда неважны подробности биографий: кто женился, кто развёлся, и у кого какая недвижимость.

Самая главная мечта

Темп и насыщенность жизни Михаила Казиника метко характеризуется музыкальным термином «Быстро, с огнём».

Гении свою душу выплевывали кровью, жертвовали всем и сами становились жертвами. Как говорил Эйнштейн: «Бог изощрён, но не злонамерен». Это гениальная фраза, равная по величию знаменитой эйнштейновской формуле Е=mc2. И я считаю высшей справедливостью открывать этих гениев людям, напоминать о них. Помните, как у Метерлинка в «Синей птице»: когда об ушедших вспоминают, они оживают. В моей голове это засело очень чётко с раннего детства, - признаётся Михаил Семёнович и произносит ключевые слова. - Поэтому я призываю своих слушателей: «Скажите лишний раз - Людвиг ван Бетховен» или «Мой любимый Фредерик Шопен!», или «Мой Роберт Шуман, благодарю тебя за то, что сегодня я слушаю твою музыку и получаю наслаждение». Наверное, в этом и состоит моя самая главная мечта, чтобы люди иногда вспоминали о великих художниках. Поэтому я и гоняю по всему миру…

«Когда звучит скрипка,кажется,что никогда не умрёшь.
Небо становится выше, один звук, - и все границы расступаются».
Э.-М.Ремарк http://vk.com/club89345680

МАЭСТРО КАЗИНИК НА СКРИПКЕ С ТАТЬЯНОЙ В СКРИПКЕ
(Когда на скрипке играют боги)

Ремарк не шутил, и это я понял спустя две недели после события, случившегося в хрустальном зале РЦНК в Праге 22 марта, о чём речь в репортаже журналистки и актрисы Вероники Воронцовой: «Творческий вечер Михаила Казиника «Прага – перекресток культур» в РЦНК в Праге» http://www.youtube.com/watch?v=j3aTJdz_7C8

Опоздав и не ожидая ничего сверхестественного, я вначале увидел со скрипкой и с приличной длины смычком, а потом и услышал главное действующее лицо творческого вечера Михаила Казиника. Маэстро в сопровождении пианистки и другого скрипача сыграли, забыл что, из классики.

Впервые в жизни, я услышал, как поёт скрипка. Сразу я даже не сообразил, что со мной происходит. Мой не музыкальный слух завалило куда-то в левую сторону. Да так мощно, что целиком отрезало от моего восприятия двух музыкантов. Я слышал и видел только летящего по волнам музыкального потока человека, висящего подбородком на скрипке и с веслом смычка в правой руке. Трудно вообразить, но в моём восприятии всё происходило именно так. Когда я это пишу, то вспоминаю что-то отдалённо похожее на рассказанное великим Гоголем о летающей на метле Солохе. Но, чтобы подбородком на скрипке и всего только со смычком, а не на каком-то веничке... Для меня это мистика за бортом фантазии. Это как раз то, когда «остановился поражённый божьим чудом созерцатель... и мчится вся вдохновенная богом!.. » А созерцатель при сём не соображает, как ему самому к этому действу приспособиться.

Всё остальное тоже было интересным, в том числе разговор и показ изобретения Александра Шонерта по технике и эзотерике извлечения стакатто из скрипки.

Но вторым, после полёта маэстро Казиника со смычком на скрипке, было для меня знакомство с его супругой Татьяной. Её восхищённое отношение к мужу при присутствовавшем в зале их сыне Борисе (род. 1975) невольно заставило меня задуматься, не находилась ли внутри корпуса скрипки, между его деками и обечайками, сама Татьяна, тем паче, в зале я её не видел.

Скрипачей со скрипками в мире очень много. Но каждый ли из них летает под небесами на скрипке, в салоне которой находится любимая и любящая Татьяна? Обаятельная и вечно молодая женщина первого, второго, третьего... миллионного... вдоха, который возрождается, когда ты видишь, слышишь и чувствуешь её всегда, рядом, над собой, в себе...

Кто такой маэстро Казиник, можно без ухищрений найти в Интернете, ибо я сказал главное из того, что увидел тогда своими глазами.

ИгВаС.
7.4.2017.

P.S.
А это ещё мои любимые из музыкального мира: «Высшие силы знают, куда гнать Историю...» http://maxpark.com/community/1920/content/5677651