Кукольный театр. История Петрушки

История этой куклы уходит корнями в начало XVII века. Хотя у нее много прообразов в народных театрах Италии, Франции, Германии, Турции. Театр Петрушки пользовался огромной популярностью, сначала у простых людей, а затем и у более обеспеченных слоев населения.

История театра

Народный театр Петрушки является одним из старейших в России. Точно установлено, что он существовал еще в самом начале XVII века на Руси. Подтверждение этого факта можно найти в Соборе Святой Софии в Киеве, где на фреске изображен кукольник, который поднимает занавес.

Также об этом свидетельствуют записи в путевом дневнике ученого, дипломата и путешественника Адама Олеария (Эльшлегера), который переиздавался неоднократно. Он был в России два раза: в 1633-1634 годах - в качестве секретаря немецкого посольства, в 1635-1639 годах - как научный исследователь.

Олеарий подробно описывал кукольный театр Петрушки, дополняя свой рассказ иллюстрацией, позже выполненной гравером по просьбе автора. Характер и тип кукольных представлений, который изобразил Адам Олеарий, говорит о том, что эти выступления были прообразом театра Петрушки XIX века.

Описание театра

Театр Петрушки представлял собой ширму, которая состояла из рам, скрепленных специальными скобами, затянутыми тканью, чаще всего ситцем. Эта конструкция крепилась вокруг тела кукольника. После того как ее поднимали над головой, образовывалось некое подобие сцены, на которой и происходили представления.

В спектакле театра кукол Петрушки в XVII веке участвовал гусляр либо гудочник, который поддерживал диалоги с куклой и со зрителями. Музыкант зазывал публику на выступление и собирал плату по его окончании.

Кукольником Петрушки на Руси мог быть только мужчина. Когда он «водил» куклу и озвучивал ее, актер вставлял себе в гортань свисток (пищик). Это делало голос персонажа звонким и громким, что было необходимо на ярмарочных выступлениях, где присутствовало большое количество людей. Одновременно с этим из-за пищика речь была не всегда разборчивой, в таких случаях на помощь приходил аккомпаниатор, который все и объяснял зрителю.

История куклы

Петрушка представляет собой перчаточную куклу, которую кукольник надевает на руку и управляет ею при помощи пальцев. Этот персонаж одет в рубаху красного цвета, холщовые штаны и заостренный колпак с кисточкой на конце. В словаре В. И. Даля Петрушка позиционируется как балаганная кукла, потешник, русский шут, остряк в красном кафтане и колпаке.

Внешность у него совсем не славянская, хотя он и был главным персонажем русского народного театра Петрушки. У куклы сильно увеличенные руки и голова, которые вырезались из дерева, обработанного специальным составом для его затемнения.

Петрушка имеет гипертрофированные черты лица, огромные миндалевидные глаза с глазными яблоками белого цвета и черной радужной оболочкой. Большой, длинный нос с горбинкой и широко раскрытый рот, который некоторые принимают за улыбку, однако на самом деле это злобный оскал. Свою внешность Петрушка получил от куклы Пульчинеллы, итальянского комедийного персонажа.

Происхождение имени

Как эта кукла получила имя Петрушка, доподлинно неизвестно. Существует версия, что знаменитый комедийный персонаж назван благодаря своему тезке, Пьетро Мирро (Педрилло или Петруха-Фарнос). Это был придворный шут русской царицы Анны Иоанновны. В подтверждение этой версии говорят тексты и лубочные изображения (потешные листы,) идентичные сюжетам театра Петрушки.

Также существует гипотеза, что свое имя Петрушка получил от известных актеров-кукольников, живших в начале XVIII века, это Петр Иванов и Петр Якубовский. Вполне возможно, что куклу назвали в честь одного из этих потешников, представления которых были наиболее популярны в то время.

Есть мнение, что Петрушку назвали из-за схожести его профиля и звонкого, крикливого голоса с петухом. В поддержку этой версии говорит то, что в России петухов называют Петя, Петруша.

Свое имя кукольный персонаж получил в «Петровский век», когда император Петр I, по одному из выражений, не пером, а дубиной подписывал свои рескрипты, а в свободное время пьянствовал и дурачился под именем Петрушки Михайлова во «всепьянейших соборах».

Сценарии выступлений

Существовало несколько сценариев в театре Петрушки. Основные сюжеты - это покупка лошади и поездка на ней, обучение солдатскому делу, подготовка свадьбы, сценка с жандармом либо квартальным, с собакой или смертью. Практически в каждой сцене показывалась схватка Петрушки с другим персонажем, в которой он неизменно одерживал победу.

Обычно выступление начиналось с того, что Петрушка хочет приобрести лошадь, а аккомпаниатор зовет продавца-цыгана. Главный герой долго осматривает коня, а затем начинает длительный торг с цыганом, в результате которого за попытку обмана избивает последнего палкой по спине.

После этого Петрушка садится на лошадь, но она сбрасывает его и убегает. Он остается лежать на земле, дожидаясь доктора, который появляется позже. С врачом также происходит конфликт, и все заканчивается дракой с использованием дубины. Позже идет стычка с жандармом или квартальным, в которой Петрушка также побеждает их при помощи палки. А заканчивалось все его встречей с собакой либо со смертью, после чего он погибал.

Популярность героев театра Петрушки

Все герои, участвовавшие в представлении, периодически менялись. Неизменным был лишь Петрушка, которого также называли Петр Петрович Самоваров, Ванька Рататуй или Петр Иванович Укусов. Комедия с его участием была очень популярна и широко распространена в России. Любовь простого народа к главному персонажу выступлений объяснялась по-разному. Одни утверждали, что причина заключалась в злободневности сатиры, а другие говорили о доступности, простоте и понятности выступлений.

В ежемесячном журнале «Дневник писателя» в 1876 году Ф. М. Достоевский написал рассказ на тему кукольного театра Петрушки. В нем он описывает представление, которое происходило в петербургском доме художников. Отцы и их дети стояли толпой и наблюдали за неизменно народной комедией, и в действительности это выступление было самым веселым на всем этом празднике. Автор задается вопросами: почему вам так смешно из-за Петрушки, так весело, когда вы смотрите на него? Отчего все радуются - и старики, и дети?

Родственники Петрушки

Некоторые историки считают, что у Петрушки существуют так называемые родственники в театральном кукольном мире других стран. Это, например, Пульчинелла - персонаж, считающийся прародителем Петрушки, так как он появился в XVI веке. Во Франции это Полишинель - герой народного театра, горбун, веселый забияка и насмешник. В Англии это Панч, которого описывают как горбуна с заостренным крючкообразным носом и в колпаке. Он плут, драчун, весельчак и гуляка.

В Турции прообразом театра Петрушки был теневой театр, главным героем которого была кукла по имени Карагез (по-турецки - черноглазый). Он также обладал веселым, задиристым характером. Часто в сценках представлений выражалось недовольство народа существующей властью.

В Германии собратом Петрушки была кукла Кашперле (Каспер), который также участвовал в комических постановках на ярмарках и гуляниях. Каспер по складу характера был простым веселым балагуром, шутившим на злободневные темы.

Театр Петрушки в XIX веке

Спустя время этот персонаж перестал существовать только как уличный артист. Кукольников и аккомпаниаторов начинают все чаще приглашать в дома господ, где сценки, в которых участвует Петрушка, утрачивают свою остроту и злободневность. Он прекращает убивать и колотить своих партнеров по сцене, а лишь ругает и прогоняет их.

В конце XVIII - начале XIX века в театре происходят перемены. На смену таким музыкальным инструментам, как гусли и гудок, приходят скрипка и шарманка. Последняя находит особенно широкое распространение. По сути, она была первым механическим музыкальным инструментом и пришлась по нраву публике. Она не требовала особых навыков игры и поэтому постепенно вытеснила гусли, скрипку и гудок.

Также в XIX веке изменяется и устройство самой ширмы, теперь она представляет собой две жерди, на которых растянута грубая ткань, чаще всего, крашенина, имеющая синий цвет. Из-за этой конструкции кукольник и показывал свой спектакль.

От острослова - к герою детских праздников

Речь Петрушки меняется с простонародной на более приемлемую для господских домов, а «петрушечник» является уже не уличным, а салонным актером. Саму сцену украшают красивыми пышными драпировками, а участвующие в представлении одеваются в атласные одежды с блестящей мишурой, что делает выступление парадным, торжественным.

Петрушка из злобного острослова со скабрезными шуточками превращается в по-доброму веселого персонажа детских праздников и утренников. Более того, через некоторое время он из перчаточной куклы перерождается в марионеточную, как и его зарубежные родственники Пульчинелла, Полишинель, Панч и Карагез. Все чаще можно встретить выступление именно Петрушки-марионетки, а не перчаточной куклы.

Петрушка в ХХ веке

В советское время появляется новый персонаж - товарищ Петрушка, при этом он сходит со сцены и превращается в героя рассказов и литературных пьес. Теперь не существует того старого театра Петрушки, в котором многое было допустимо. В ХХ веке утрачивается фривольность сюжетной линии, события, разворачивающиеся в пьесах и рассказах, направлены на агитацию за соблюдение гигиены, овладение грамотой и сбор вторичного сырья.

От первоначального Петрушки остается лишь его склонность к обличительству. Он указывает, выявляет и предает осуждению пьяниц и бездельников, растолковывает читателям элементарные нормы порядочности и приличного поведения в обществе.

Внешний вид куклы также претерпевает трансформацию. Так, красная рубаха, в которую ранее был одет Петрушка, превращается в гимнастерку либо косоворотку, а вместо заостренного колпака на его голове появляется фуражка, буденовка или кепка. Даже его длинный нос с горбинкой укорачивается и становится изначально курносым, а в дальнейшем и вовсе самым обыкновенным.

Петрушка в современности

История театра Петрушки в наше время изучается учеными и театроведами. И сегодня этот персонаж не изжил себя. Так, например, Петрушка стал героем одноименного балета, который часто отождествляют со своеобразной эмблемой Русских балетных сезонов.

Он явился настоящей ключевой фигурой для творчества композитора И. Ф. Стравинского, написавшего прекрасную музыку к балету, для основателя классической русской балетной школы М. М. Фокина, который и создал эту постановку, а также для танцовщика В. Нижинского, который исполнял главные партии в этом балете.

Петрушка так и остался в образе непримиримого борца с несправедливостью и отрицательными характеристиками человека. Высмеивая все это, он старается изменить его в лучшую сторону.


Изначально куклы на представлениях «разыгрывали» сказочные сюжеты, главными героями которых были боги, позже популярными стали библейские сюжеты.

В средние века у каждого артиста-скомороха был свой «ручной» герой - насмешник-скалозуб, отпускающий скабрёзные и злые остроты в адрес властьимущих. Какой спрос с куклы?

Хозяева-скоморохи, бродячие актёры облачали шутников в соответствующий их титулу и сану красный колпак и давали своим шутам звучные, яркие имена. Первый итальянский Петрушка назывался Пульчинелла, что означает «петушок».

Итальянский Пульчинелла

Французского собрата Петрушки именовали Полишинель

В Германии Каспер или Гансвурст

Забавный англичанин мистер Панч


В Турции - Карагёз, в Испании - Дон Кристобаль. Русский Петрушка - румяный балагур, участник ярмарочных сценок, персонаж русских народных кукольных представлений, перчаточная кукла в красной рубахе, холщовых штанах и колпаке с кисточкой.

Николай Алексеевич Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так описал «Комедию с Петрушкою»:

Комедию с Петрушкою,

С козою с барабанщицей

И не с простой шарманкою,

А с настоящей музыкой

Смотрели тут они.

Комедия не мудрая,

Однако и не глупая,

Хожалому квартальному

Не в бровь, а прямо в глаз!

Петрушке в красном колпачке, с большим носом, пронзительным голосом более трех веков русские кукольники отдавали предпочтение неспроста. Шуты всегда считались на Руси особой кастой, которой позволялось сказать правду, облачая её в остроумную и искрометную шутку.

ПЕТРУШКА, «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.И. Даль).

Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Первое письменное упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. Наиболее известной куклой того времени был Петрушка. Впервые его увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это произошло почти 400 лет назад! В 1730 году в газете "Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре и его главном герое.

Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актёр таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.

Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и перчаточных кукол-петрушек (в России «водили» Петрушку только мужчины). Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он, то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов. Дело в том, что Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента - пищика или «говорка». Понять принцип его действия может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая то ли писк, то ли "кукарекание". Так вот пищик устроен точно также, только вместо травинки - полоска ткани, а вместо ладоней - металлические пластинки. Петрушечник прижимает пищик языком к верхнему небу, при выдохе ткань колеблется (как голосовые связки), вот вам и звук! До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Петром Ивановичем Укусовым», «Самоваровым», «Ванькой Ра-та-ту-ем».

Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он — насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ — их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «...была создана фигура... известная всем народам... Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам-жо остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов — именно он преодолеет всё и всех».

С наступлением XX века «Комедия о Петрушке» начинает быстро разрушаться. Причиной тому был жёсткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Положение Петрушки ещё более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей. Чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники всё чаще начинают играть свою комедию перед «благовоспитанной» детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние ёлки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком. Теперь он размахивал дубинкой и просто разгонял своих врагов, разговаривал вежливо. Исчезла простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар, и млад. Традиция народного театра кукол в XX веке была прервана.

Это любопытно

Прототипом ярмарочной куклы Петрушки является настоящее историческое лицо - любимый шут Анны Иоанновны, русской императрицы с 1730 по 1740 годы. Звали того шута Пьетро-Мира Педрилло, был он сыном итальянского скульптора. Педрилло приехал в Петербург ко двору императрицы в качестве музыканта, исполняющего роли буффа и играющего на скрипке. В самом начале своей карьеры у него произошел инцидент с придворными. Граф Бирон, фаворит императрицы, предложил молодому музыканту попробовать себя в качестве придворного шута.

Пьетро Педрилло с такой звучной фамилией, природным остроумием и блестящим умом, смог сделать головокружительную карьеру при дворе Анны Иоанновны. Он был её постоянным карточным партнером, щедро ею награжден и обласкан. Из России шут уезжал весьма состоятельным человеком после смерти императрицы. Его дворцовые клички были разнообразны - «Адамка», «Антонио», «Петрушка». Именно последним именем и был назван кукольный балагур всех ярмарок и балаганов того времени. Так итальянский придворный шут стал «отцом» русской куклы, навсегда оставшейся частью национального колорита.

Да и внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка — не человек, а некий персонаж из другого мира).

Вот что вспоминает о Петрушке в своей книге «Жизнь художника» (Воспоминания, том 2) Александр Бенуа: «На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки.

Помню во всяком случае Петрушку на даче, когда мы еще жили в Кавалерских домах. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова - всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку, которую он клал себе за щеку (тот же звук удается воспроизвести, если зажать себе пальцем обе ноздри). Быстро расставляются ситцевые пестрые ширмы, «музыкант» кладет свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад... И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами....

Петрушка ухаживает за ужасно уродливой Акулиной Петровной, он делает ей предложение, она соглашается и оба совершают род свадебной прогулки, крепко взявшись под ручку. Но является соперник - это бравый усатый городовой, и Акулина видимо дает ему предпочтение. Петрушка в ярости бьет блюстителя порядка, за что попадает в солдаты. Но солдатское учение и дисциплина не даются ему, он продолжает бесчинствовать и, о ужас, убивает своего унтера. Тут является неожиданная интермедия. Ни с того, ни с сего выныривают два, в яркие костюмы разодетых, черномазых арапа. У каждого в руках по палке, которую они ловко подбрасывают вверх, перекидывают друг другу и, наконец, звонко ею же колошматят друг друга по деревянным башкам. Интермедия кончилась. Снова на ширме Петрушка. Он стал еще вертлявее, еще подвижнее, он вступает в дерзкие препирательства с шарманщиком, визжит, хихикает, но сразу наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мохнатый комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается. Гнусаво он спрашивает музыканта, что это такое, музыкант отвечает: «это барашек». Петрушка в восторге, гладит «ученого, моченого» барашка и садится на него верхом. "Барашек" покорно делает со своим седоком два, три тура по борту ширмы, но затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам чёрт. Рогатый, весь обросший черными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чёрт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Еще раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает «жуткая» тишина...»

Перчаточные куклы и марионетки имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра - Сказание о богах.

Так как изображать богов решались не все актеры, оказалось проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. "Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса. С приходом христианства кукольные мистерии разыгрывались даже в храмах. Фигурку Богоматери в этих представлениях называли Марионетт, или "маленькая Мария", оттого и пошло слово "марионетка". Последним остатком этого религиозного театра были рождественские представления, с которыми кукловоды-"вертепники" ходили по русским деревням.

Как и живые актеры, куклы быстро перешли от религиозных тем к житейским. Для этого перчаточные куклы с их грубоватыми, резкими движениями подходили куда лучше утонченных марионеток. В Древнем Риме толпа развлекалась скабрезными шутками куклы Моккуса. В средние века разнообразные гистрионы и скоморохи всегда носили с собой кукол, отпуская их устами рискованные остроты в адрес власть имущих. А в случае чего говорили: "Это ведь не я, а кукла". И их оправдывали -- настолько крепка была вера в свое, отдельное бытие кукол. Все кукольные герои были веселы, задорны и носили красные шутовские колпаки, отчего первого из них итальянцы прозвали Пульчинелла ("петушок"). От него пошли французский Полишинель, английский Панч ("пинок"), голландский Пиккельхерринг ("копченая селедка"). Да и русский Петрушка, или полностью Петр Петрович Уксусов,-- не от петуха ли?"

"ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).

Галина Морозова

Конспект комплексного занятия на тему «Веселый Петрушка »

Составила и провела : Морозова Галина Викторовна

Место проведения занятия : МДОУ детский сад комбинированного вида №25 «Теремок» города Волжска Республики Марий Эл

Предмет : Изобразительная деятельность в детском саду - художественное конструирование в технике оригами , декоративное рисование.

Возраст детей : подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.

Алгоритм продолжительности занятия по времени :

1 занятие - 40 минут .

Организационный момент – 2 минуты.

Презентация «Петрушки разных стран » - 3 минуты.

Дидактическая игра «Подбери заплатку» - 3 минуты.

Рассматривание пооперационной карты складывания игрушки «Петрушки » способом оригами - 2 минуты.

Пальчиковая гимнастика «Колпачок» - 1 минута.

Складывание поделки - игрушки Петрушки - 10 минут .

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки » - 2 минуты.

Декоративной украшение костюма Петрушки – 15 минут .

Анализ работ – 2 минуты.

Материалы к занятию :

Дидактический материал : технологии ТСО компьютерная мультимедийная презентация на тему «Петрушки разных стран и народов» - 12 слайдов, пооперационная карта поэтапного складывания игрушки Петрушки .

Раздаточный материал : Дидактическая игра «Подбери заплатку» , квадратные листы бумаги 15х15 или 20х20, заготовки вырезанные из бумаги - розовых ладошек и париков – коричневые, рыжие, черные, желтые, коробки для работ по оригами, клей карандаш, фломастеры, ножницы.

Методы и приемы использованные на занятии :

Информационно– рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

В занятие включены : организационный момент, художественное слово, загадка, презентация «Петрушки разных стран » , дидактическая игра, пальчиковая игра, физкультурная минутка, анализ детских работ, сюрпризный момент.

Цель : Познакомить детей с русской театральной перчаточной игрушкой Петрушкой , обогатить знания детей, знакомя с петрушками разных стран и народов.

Задачи :

Обучающие задачи :

Учить складывать новую поделку в технике оригами, складывая квадрат в разных направлениях, используя при работе знакомые базовые формы – треугольник и воздушный змей, четко выполняя инструкции педагога;

Закрепить навыки декоративного украшения готовой поделки разнообразными узорами и марийскими национальными орнаментами, использовать сочетание ярких, красочных цветов для создания выразительного образа игрушки.

Развивающие задачи :

Развивать конструктивное мышление , глазомер, фантазию, воображение.

Воспитательные задачи :

Воспитывать аккуратность, стремление помогать товорищу.

Словарь :

Существительные : Петрушка , скоморох, шут, театр, кукловод, перчаточные куклы, одежда, узоры.

Прилагательные : красивый, озорной, смешной, веселый , нарядная, разноцветная, пестрая, декоративные, растительные.

Глаголы : играет, веселит , шутит, смешит, выступает.

Предварительная работа :

Чтение сказок, игры в разнообразные виды театра, разучивание дразнилок, скороговорок, пословиц.

Пословицы

Что скоморошья жена, всегда весела .

Смех – что волынку надул, поиграл да и кинул.

Весел как вешний жаворонок.

Радует, как скоморох на своем гудке.

Скоморох как веник, по избе пляшет.

Отгадывание загадок :

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка ,

А зовут его… Петрушка

Начинаю представленье, зрителям на удивленье,

Громче вы меня зовите, погремушками гремите,

Я веселый , озорной, кто подскажет кто такой… Петрушка

Он в лавры громко бьет,

На праздник всех зовет.

Веселая игрушка , наш добрый другПетрушка

Долго праздника мы ждали, все – то думали, гадали,

Кого бы в гости пригласить, малых деток веселить… Петрушку

Едет парень в красной шапке на серебряной лошадке,

Золотой уздой звенит, во все стороны глядит,

Плеточкою машет, под ним лошадка пляшет… Петрушка

В нем кукольный спектакль играют, в фойе есть для детей буфет.

Но только в зале есть не надо, ни шоколада, ни конфет. Кукольный театр

Беседа «Кто народ веселил » - скоморохи, шуты, петрушки

Энциклопедическая информация об объекте : Петрушка это кукла , которую надевают на руку, он герой русского народного кукольного театра. Родина Петрушки - Россия . Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей, он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Наиболее распространённый у нас вид кукольного театра - это театр петрушек или просто кукольный театр. Петрушка , по имени которого называются куклы, хвастливый, развязный весельчак , с длинным носом, с дубинкой в руках, смелый и веселый забияка , который не прочь подраться. Он грозит палкой, задирается, над всеми насмехается, корчит рожи и прыгает. Он одет в красную рубаху, на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками. Его громкий клич когда-то разносился по дворам, ярмаркам и площадям. А сегодня Петрушку можно встретить на сцене кукольного театра. Сценой в театре петрушек служит ширма . Кукловоды, спрятанные за ширму, управляют куклами и говорят за них. Театр петрушек имеет свою историю , лет за 300 до Октябрьской революции бродячие петрушечники ходили по городам и сёлам, пронзительным голосом собирали около ширмы толпы народа, приглашая посмотреть их незатейливое представление. Репертуар театра петрушек не отличался разнообразием, в различных вариантах показывалась одна и та же комедия о том, как Петрушку брали в солдаты , как он притворялся больным, как он покупал у цыгана лошадь и как он женился. Но в основной текст кукольники вставляли реплики и небольшие интермедии на злободневные темы, остро и едко высмеивали местные власти, царское правительство, полицию и духовенство. Простые приёмы театра петрушек , живая, выразительная игра маленьких актёров, несложные сценки, проникнутые народным юмором, всё вместе взятое представляло весёлое, близкое и понятное широким массам зрелище. Куклы умели посмешить и позабавить народ, посочувствовать горестям людей, порадоваться их удачам. Театр петрушек приобрёл большой успех и скоро стал излюбленным народным увеселением , без которого не проходила ни одна ярмарка, ни один праздник.

Театральные куклы марионетки

Клоун и лошадка прожили долгую театральную и музейную жизнь. Они были сделаны в прошлом веке неизвестными талантливыми мастерами и вместе с другими куклами театра Петрушки «выступали» на народных гуляниях в Москве. В начале 1920 – х годов театр марионеток был приобретен музеем игрушки. Сегодня это ценнейшие его экспонаты. Каждая кукла в театре Петрушки – характерный традиционный образ. Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. На протяжении нескольких столетий Петрушка , в красном колпаке, в красной рубахе, оставался любимым героем русских людей. Сюжет спектакля был всегда одним и тем же, но со временем в представлении появлялись новые герои, новые шутки, новые анекдоты. Сюжет представления прост. На сцене несколько кукол : лошадь, Петрушка и Цыган .

Всего у кукольников было более двадцати сцен, и в каждой непременно играл Петрушка – он же Пётр Иванович Уксусов, он же Пётр Петрович , Самоваров, Ваня, Ванька Рататуй, Ванька Ру-тю-тю, Иван Иванович Гуляка - «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В. Даль)

Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и появлялся Петрушка в шутовском комзольчике и в высоком колпаке с кисточкой. Он размахивал руками, кланялся во все стороны, пронзительно верещал, бил в медную тарелку, плясал, балагурил с публикой. В одних сценах Петрушка встречался с невестой Матреной Ивановной, в других обучался солдатскому делу, сражался с чертом или смертью, под одобрительный гомон толпы колотил дубинкой квартального или барина. Обязательным спутником Петрушки был конь . «Не конь, а диво : бежит – дрожит, а упадет, так и не встанет. По ветру без хомута гони в два кнута, летит как стрела и не оглянется. На гору побежит – заплачет, а с горы бежит – скачет, а завязнет в грязи, так оттуда уже сам вези. Отменная лошадь!» - для таких перевоплощений приспособил мастер театрального конька. Игрушка подвижна, ее ножки тщательно вырезаны. Эти живые бегущие ножки с черными копытцами, свободно подвешены к туловищу на проволочках, отвечают малейшему перемещению фигурки. Их движение разнообразно в игре. В ловких руках кукольника лошадка с помощью ниток преображаются. Она то - летает с лихим наездником Петрушкой , то танцует, позванивая колокольчиками и помахивая хвостиком, то садится или ложится, то брыкается, сбросив седока, то медленно плетется, устав веселить публику . Лошадь декоративна, красива. Белая в серых яблоках, украшенная нарядной попоной с золотой бахромой, крутолобая с торчащими кожаными ушками, она близка по образу строю фольклорным сказочным коням.

Ход занятия

Педагог :

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Что ж давайте по порядку загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему занятия назовёт .

Загадка : Наряд его пестрый, колпак острый,

Шутки смех, веселят всех !

Он – веселая игрушка , а зовут его…

Дети : Петрушка .

Из – за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка

(все действия и текст за Петрушку говорит педагог , меняя интонацию своего голоса).

Петрушка : Здравствуйте ребятишки,

Курносые девчушки, задорные мальчишки.

Я Петрушка весельчак – это знает , всяк!

С вами буду я играть и заниматься помогать!

Не один я к вам пришел, а друзей с собой привел.

Петрушек из разных стран .

Хотите с нами познакомится?

Ответы детей

Петрушка : В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах. Много у меня друзей в разных странах, все они разных национальностей, у каждого свое имя и свой красивый наряд.

Хотите с ними познакомиться?

Ответы детей

Петрушка : Давайте знакомиться?

Я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.

Педагог : Ребята, посмотрите, каков Петрушка ! В красной рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра.

Нравится вам такой веселый герой ?

Ответы детей

Детям через проектор показывается компьютерная мультимедийная презентация «Петрушки разных стран и народов» , педагог комментирует слайды за игрушку - Петрушку

Текст слайдов :

Петрушка : «Сначала на свет появился Полишинель. Живет он во Франции. Ему семьсот лет!»

А затем родился - Гиньоль. Его так полюбили, что даже в городе Лионе поставили памятник. Он совсем молоденький - ему двести лет.

Кашпарек, ему более триста лет. Но и сегодня он принимает участие во многих спектаклях чехословацкого кукольного театра.

Пульчинелла родился в солнечной Италии. Он любит шутку и хорошую песню. Он всегда в маске.

Каспеле из Германии, ему много лет, его можно было встретить на ярмарках и площадях, а сейчас на сцене театра.

Герой народных кукольных представлений Палван - Качал, выступает в Иране и других странах Востока.

Англичанин Панч, хитер, проказлив, смел, много смеется.

Храбрый витязь Ласло живет в Венгрии, он готов в любую минуту вступить в бой за правду и справедливость.

И в Марийской Республике у меня есть друг юный Петрушка . Марийские детские писатели Маргарита Фадеева и Анатолий Смирнов написали большую книгу «Приключения Петрушки и его друзей » .

Педагог демонстрирует детям книгу.

В этой книге Петрушка еще совсем юный , но уже очень храбрый - настоящий герой сказки. Издана книга была в 1961 году и сразу понравилась юным читателям, в этом 2011году у нее золотой юбилей 50 лет как ее написали и издали.

1 слайд Презентация «Петрушки разных стран и народов»

2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11слайд 12слайд

Петрушка :

Ребята, понравились вам мои друзья?

Много у меня «родственников» в разных странах?

А вы заметили, какие разные и красивые у всех Петрушек костюмы , разноцветные?

Ответы детей

Петрушка : – крутится, показывая свой костюм, ох – ах, да у меня беда, пока я с вами тут прыгал да играл, где то костюмчик свой порвал, помогите вы друзья, найдите заплатку для моего наряда, а я посмотрю умеете ли вы составлять красивые узоры.

Проводится дидактическая игра «Подбери заплатку»

Цель игры : Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, воображение.

Материал : Карточки размером А-4 с шестью секторами, в каждом секторе свой рисунок в котором есть место пробела в виде геометрической фигуры, геометрические фигуры с узорами.

Ход игры : На столах перед каждым ребенком лежит карточка, дети должны разложить недостающие фигуры «лоскутки» в карточку подбирая их по форме, цвету и узору, если правильно вставить геометрическую фигуру которая украшена подходящим узором в карточку, то узоры совпадают с основным, и получается правильный орнамент.

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

Дети выполняют задание

Петрушка : Какие вы мастера? Лихо составили все узоры. За такую работу, вознаграждение требуется, а у меня всегда новые идеи готовы. Научу кА я вас игрушку - Петрушку складывать .

Хотите научиться?

Ответы детей

Петрушка : Тогда посмотрите пооперационную карту, как это надо делать.

Что, сможете смастерить таких Петрушек , ручки то у вас умелые или так себе?

Педагог : Умелые, умелые, еще какие умелые. Сейчас мы тебе своими умелыми пальчиками игру покажем про твой колпачок.

Пальчиковая игра «Колпак»

Сшит колпак, - руки над головой «колпаки»

Да не по – колпаковски – руки опускают в низ.

Надо колпак перекалповать – вращение кистей от себя и к себе.

Да перевыколпаковывать - вращение кистей от себя и к себе.

Петрушка : интересную игру вы знаете, а теперь друзья за работу.

Педагог показывает пооперационную карту и комментирует детям последовательного складывания игрушки

Последовательность изготовления Петрушки

1. Сложим базовую форму «воздушный змей» , согнем квадрат по диагонали, получим фигуру треугольник, развернем его и обе боковые стороны согнем к середине.

2. Перевернем заготовку на обратную сторону, и согнем обе стороны к центру.

3. Получившиеся треугольники расправим вверх, и отогнем полученную заготовку назад посередине получившихся треугольников.

4. Вырежем треугольник, и просунем острый угол, будущего колпачка в отрезанный треугольник.

5. Внизу острый угол надрежем по центру – это будущие ботинки петрушки .

6. Приклеим круглую головку, парик и руки.

Когда работы готовы, наклеивают заготовленные ладошки из бумаги и парики.

Петрушка : Мы сами все веселые и веселим всех вокруг , а вы чего сидите, быстро дружно все встаем играть с вами мы начнем.

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки »

Мы веселые Петрушки ,

Мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу даже, языки покажем.

Оттопырим ушки, колпак на макушке,

Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.

Шире рот откроем «А» , рожицы состроим.

Как скажу я слово «Три» , все с гримасою замри - дети читают стихотворение и обыгрывают его, выполняя все указанные в нем движения.

Петрушка напоминает детям про свой красивый наряд

Петрушка : Ребята, вы не забыли какие красивые у нас костюмы, пестрые, яркие штаны из двух половинок разного цвета, одна может быть с цветочным рисунком, другая в полоску, клеточку, а рубахи какие нарядные, колпак на голове надо закрасить одним цветом. Вы уж постарайтесь, украсьте костюм разными узорами, ой чуть не забыл и на лице у нас всегда улыбка, мы весельчаки , и глазки наши горят искорками, а еще у нас колпачок с кисточкой.

Педагог выставляет на доске элементы декоративных узоров.

Дети разукрашивают костюмы Петрушкам .

Педагог : предлагает детям собирать все игрушки фигурки Петрушек вместе и проводит анализ занятия используя игровое упражнение «Найди своего Петрушку » , спрашивает, по каким признакам дети узнали своих петрушек .

А что особенного у твоего Петрушки , как ты его узнал?

Если кто из детей затрудняется описать свою игрушку педагог помогает ему : у твоего Петрушки самый - расписной наряд, разноцветная рубаха, пестрый колпак, полосатые штаны, озорной вон как хитро прищурил глазки, веселый у него красивая улыбка, красочный, удивительный.

Петрушка : Дети, вы молодцы какие замечательные друзья появились у меня и в вашем детском саду, мне нравятся ваши Петрушки .

Дети и педагог : Спасибо тебе Петрушка , ты такой веселый всех нас развеселил и позабавил , интересную игрушку складывать научил, чаще приходи к нам в гости, мы тебе всегда рады.

Петрушка : Спасибо и вам ребята, а сейчас вы все закройте глаза а я поглажу по головке того чей Петрушка мне понравился больше всех, только чур не подсматривать.

Петрушка гладит всех детей по голове.

А сейчас откройте все глазки, занятие окончено , на прощанье я дарю вам вкусную конфету, которая называется «Петрушка » .


































Иванов Вячеслав

Скачать:

Предварительный просмотр:

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Тюкалинского муниципального района Омской области

«Дом детского творчества»

XLVII

Межрегиональная научно-практическая конференция

школьников и учащейся молодежи

Тема: «Народный кукольный герой Петрушка»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: литературное творчество, 5-8 классы

Выполнил:

воспитанник

МОБУ ДОД «Дом детского

Творчества»

Иванов Вячеслав Сергеевич

Научный руководитель:

МОБУ ДОД «Дом детского

Творчества»

Мигунова Елена Александровна

Омск - 2015

Введение с. 3

I. Подготовительная часть

  1. Театр кукол с. 4-5
  2. Виды кукол с. 6
  3. Как возникли куклы-актеры с. 7
  4. Народный кукольный герой Петрушка с. 8-10

II. Практическая часть

  1. Репертуар Петрушки с. 11-12
  2. Мой репертуар с. 13

III. Заключение с. 14

IV. Список используемой литературы и интернет ресурсов с. 15

V. Приложение с. 16-21

Введение

Взрослые люди часто вспоминают, какое неизгладимое впечатление производил на них театр в детстве.

Очень часто первым театром каждого ребенка становится театр кукол. Там, где игрушки оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на нас - детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство дает реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Многообразие форм представлений определяется различием видов кукол, так перчаточная кукла «Петрушка» доставляет огромную радость и не только зрителям, но и самому актеру, который ведет ее. Именно эта кукла заинтересовала меня, что и является актуальностью моего проекта. Так как Петрушка является народным героем, то я назвал свой проект: «Народный кукольный герой Петрушка».

Цель: создать коллекцию театральных миниатюр для младших зрителей, используя народную куклу Петрушку.

Задачи:

Изучить необходимую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;

Подобрать репертуар для постановок;

Провести ряд репетиций и выступить перед зрителями.

Объект: кукла Петрушка

Предмет : художественный образ Петрушки.

Гипотеза: думаю, что Петрушка является удивительно интересным персонажем.

  1. Подготовительная часть
  1. Театр кукол

Что же такое театр кукол?

В энциклопедическом словаре записано: «театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объемные и плоские), приводимые в движение актерами–кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда в театре кукол действующим лицом становится условный предмет (цветок, шарик), изображающий живое существо и также приводимый в движение актерами-кукловодами…». [Театральная энциклопедия: 6т. – М.]

Сила театральной куклы в том, что она неживая. Если человек на сцене сядет на стул, начнет зевать или моргать, зрители могут этого не заметить. Если то же самое сделает кукла, зрительный зал разразится смехом, потому что в этот момент кукла высмеивает людей, не умеющих себя вести. Значит, кукла помогает людям лучше познать себя, посмотреть на себя как бы со стороны. Кукла – это обобщенный образ живого существа: человека, оленя, голубя. Оживление куклы, превращение ее из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям и маленьким и взрослым чудом. Куклы могут вызвать смех и слезы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Благодаря сказочности в кукольном театре можно создавать такие спектакли, какие нельзя поставить в других театрах.

Кукольный театр существовал уже в древнем Египте, Греции, Риме. Во время торжественных праздников шли спектакли с участием кукол. «Спектакль» располагался на колесницах. К зрителям подъезжала телега с актерами. Держа кукол в руках, они играли первую сцену и ехали дальше, следующая колесница продолжала действие.

В древнем Риме устраивали шествия с гигантскими механическими куклами. Такие куклы наводили на зрителей страх или потешали их.

Необычным и единственным в мире является вьетнамский театр кукол на воде. В таком театре актеры управляют куклами, находясь под водой и дыша через специальные тростниковые трубочки.

  1. Виды кукол

На первый взгляд все куклы кажутся одинаковыми, но все они различны. Главное различие - в их устройстве.

Простейшими являются перчаточные куклы. Это известный всем Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, на три пальца. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень – гапит, к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла самая распространенная в кукольном театре.

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла – марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера – вага (подвижный крестообразный держатель). В ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В кукольном театре используются также куклы механические. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты.

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это куклы мимы.

Теневая кукла – плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который и является сценой теневого театра.

1.3. Как возникли куклы – актеры

Петрушка, Полишинель, Панч, Пульчинелла – это герои народных кукольных представлений, которые были очень распространены в 15 – 16 веках в разных странах.

Родоначальником героев народного театра кукол в Европе является Пульчинелла.

Пульчинелла – итальянец, кукла в черной маске. Снять маску Пульчинелла не может, потому что она не из материи и не из бумаги – просто часть его рожицы закрашена черной краской. Смотреть на Пульчинеллу и весело, и страшно – черная маска придает ему что-то загадочное.

Полишинель – герой французского народного театра. в начале своей жизни он был «ниточной» куклой, управлялся двенадцатью нитками. К подошвам ног Полишинеля был приделан свинец, для устойчивости. Он мог ходить и танцевать, а однажды он даже выступал во дворце, перед королем.

Однако со временем устройство Полишинеля претерпело изменения: нитки убрали, сшили ему кафтан, в который можно было вставлять пальцы правой руки – он стал перчаточной куклой.

Панч – добродушный толстяк, герой английского театра. Он всегда весел. Хозяин Панча, весельчак Джон, был бродячим актером. Он не ходил пешком, а ездил в фургоне, в котором помещались и люди, и куклы, и стол, и стулья.

Петрушка – неунывающий человечек забавлял народ на ярмарках, в балаганах или просто на улице.

Актеры-кукольники никогда не изображают своих персонажей смелыми, бесстрашными. Очень часто кукольные человечки бывают наделены житейскими недостатками, даже пороками.

1.4. Народный кукольный герой – Петрушка

Петрушка – герой русского народного театра кукол, пользовался популярностью и у взрослых, и у малышей. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка - это кукла-перчатка. «Петрушка», прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке.

В эпоху Петра I в городах России перед большими праздниками устраивались ярмарки (ярмонки). На ярмарки стекались народные увеселители. Они возводили трактиры, карусели, качели, цирковые и театральные балаганы, позднее – эстрады. Ярмарочная площадь стала местом различных массовых развлечений и забав.

Особой популярностью на ярмарках и народных гуляньях пользовались петрушечные представления. Они являлись формой городского зрелищного фольклора.

Я спросил у своих бабушек и дедушек: видели они или слышали от своих бабушек о ярмарочных представлениях? Кто из моих сверстников знает кто такой Петрушка? (Приложение 1) Бабушки и дедушки рассказывали, что такие ярмарочные представления проходили часто и на площади обязательно был кукольный театр. А мои сверстники знают, что Петрушка это герой кукольного театра, но мало знают о его репертуаре и внешнем виде.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него большие руки и голова, она обработана специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными, огромный нос, горб или два горба – спереди и сзади, выступающий подбородок, дурацкий колпак на голове и т.п.

Петрушка был одет в красную сорочку или красный кафтан, брюки заправлены в лаковые сапожки. Иногда его наряжали по стилю арлекина (одежда из цветных лоскутков) или клоуна (воротник с бубенчиками и пр.).

Голос у Петрушки серебряный и называется пищик. Чтобы получился такой голос, надо взять серебряный гривенник, расплющить молотком в тоненькую-тоненькую пластинку. Пластинку сгибают пополам, так что в ней остается маленькая щелка, а внутрь закладывается кусочек материи. Актер – петрушечник закладывал его в рот, туда, где начинается язык, и начинал говорить. Его голос проходил через серебряную пластинку, полоска материи в ней дрожала, и от этого получался сильный, пронзительный звук. Это и есть голос Петрушки. Или, как сообщал один из корреспондентов П.Н. Тиханова, это – «маленький снаряд, состоящий из двух костяных пластинок, внутри которых укреплена узкая полоска полотняной тонкой ленточки».

Однажды с голосом Петрушки случилась необычная история. Это было до революции. После одного из представлений голос пропал. Актер-кукольник обнаружив пропажу, расстроился, ведь без голоса Петрушки спектакль терял свою оригинальность и прелесть.

Расстроенный актер шел по Измайловскому парку в Москве, и вдруг услышал Петрушкин голос. Оказалось, на дереве сидел мальчик и пищал голосом Петрушки. Актер-кукольник понял, кто стащил серебряный пищик, а потом удивился, зачем мальчик на дерево влез и пищит. Оказалось, что в глубине парка рабочие собрались на митинг, а мальчика дозорным оставили. При появлении посторонних он должен был пищать.

Актер-кукольник был такой же бедный, как и рабочие, сочувствовал им и поэтому подарил мальчику пищик.

До XIX века Петрушка не имел постоянного имени, его чаще всего называли: «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». А нынешнее имя Петрушка получил из одной бытовой сценки с городовым, где тот требовал от него паспорт, на что наш герой отвечал: «Да, есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!». Так просто он и получил свое нынешнее имя Петрушка, как производное от имени Пётр.

Петрушка является младшим родственником итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецкого Гансвурста, испанского Дона Кристобаля и других, - притом, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века.

Для передвижного фольклорного театра специально изготавливались легкая ширма, куклы, миниатюрные кулисы и занавес. Петрушка бегал по сцене, его жесты и движения создавали видимость живого человека. Так Петрушка радовал русский народ.

II. Практическая часть

2.1. Репертуар Петрушки.

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

По распространенной, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористических и исторических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку с помощью кулаков и палки Петрушки с тем или иным персонажем. Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. "Какой же ты доктор, - кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!" Появлялся квартальный. - "Ты зачем убил доктора?" Он отвечал: "Затем, что плохо свою науку знает". После допроса Петрушка бьет дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и волокла за кулису, а Петрушка кричал: - "Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!" Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку Петрушкина свадьба. Петрушке приводили невесту, он осматривал ее так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравилась, ждать свадьбы он не хотел и начинал упрашивать ее "пожертвовать собой". Со сцены, где невеста "жертвует собой", женщины уходили и уводили с собой детей. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.

Петрушка побеждал всех противников, кроме Смерти. В заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Но Петрушка использовался в балаганном театре и одно и, то, же представление показывалось в разных местах. Значит Петрушка для одних зрителей «умирал», а для других «воскресал».

В начале XX века Петрушки стали показывать представления на детских праздниках, новогодних елках. Сценки стали изменяться.

  1. Мой репертуар.

Для создания репертуара Петрушки я основывался на репертуар народного героя, изучив соответствующую литературу. Но мои сценки я хочу показывать для детей детского сада, поэтому я должен учитывать возрастные особенности. В библиотеке я нашел очень старую книгу, в которой рассказывается о том, как простейшим способом устроить театр Петрушки и дается разнообразный репертуар [Г. В. Генов Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968. с. 76 -94]. Изучив эту книгу, я и составил репертуар для моего Петрушки. (Приложение 2)

III. Заключение

Данный проект помог мне узнать о кукольном герое Петрушке больше, чем я знал раньше. Представления с участием Петрушки не знает себе равных среди других кукольных театров. Петрушка являлся главным героем кукольного театра прошлого века. В современном мире мои сверстники мало знают о таком замечательном кукольном герое как Петрушка. Изучив его репертуар я, основываясь на него смог, составить репертуар для своего Петрушки. Это и было целью моего проекта. Провел несколько выступлений в детских садах нашего города. Дети встретили моего Петрушку с радостью, весело смеялись и, не стесняясь, общались с ним.

В результате я пришел к следующим выводам:

Петрушка является самым удивительным ярким кукольным персонажем, который может быть и смешным и грустным и мудрым, борец за справедливость.

Петрушка является первым из истоков современного кукольного театра и сыграл большую роль в его развитии, хотя он и не является русской куклой.

Он перенял характер и внешность у своих старших иностранных братьев. Актер-кукольник, который ведет Петрушку на ширме, сам становится Петрушкой. Думаю, что моя гипотеза полностью подтвердилась. Петрушка действительно является удивительно интересным персонажем.

Работа над репертуаром моего Петрушки будет продолжаться.

IV. Список используемой литературы и интернет источников

1. Г. В. Генов Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.154 с. С илл.

2. Л. А. Сиверцева Школьный театр кукол: Из опыта работы. – Мн.: Нар. асвета, 1988. – 95 с.: ил.

3. http://сайт

4. http://www.myshared.ru/slide/404621/

5. http://elena-kuzmina.ru/kto-on-petrushka.html

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Петрушка_(персонаж)

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/

V. Приложение.

Приложение 1.

Кто такой Петрушка?

__________________________________________________________

Какой у него характер?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Во что он одет?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

В каких представлениях участвовал Петрушка?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Итог опроса.

Приложение 2.

Номер 1 «Загадки для ребяток»

Принес я вам загадки.

Кто отгадал – руку поднимите

И отгадку говорите.

Трудно будет – подскажу

И кое - что еще покажу.

Согласны вы, ребятки,

Черненькие, беленькие и рыженькие.

Ха-ха-ха!

Ну, начнем с самой простой,

Загадки веселой такой:

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (замок)

(если нужно Петрушка подсказывает)

Где в нем дверь и где окно?

Домик маленький, а жильцов полно. (коробок со спичками)

Круглый, гладкий и пузатый,

Больно бьют его ребята. (мяч)

Кто всегда ходит, да с места не сходит? (часы)

Без головы, а в шляпке;

Одна нога, и та без сапога. (гвоздь)

Новая вещь, а вся в дырках. (дуршлаг)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

Между двух светил я в серединке один. (нос)

Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом пройдет, там заметку кладет. (карандаш)

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)

Концовка:

Молодцы, ребятки!

Все загадки отгадали,

Загадки мудреные,

А ребята смышленые.

В другой день я к вам приду

Новые загадки принесу.

А сейчас спасибо за внимание,

До свидания! До свидания!

Номер 2 «Где обедал воробей»

Миниатюра по сказке С. Я. Маршака «Где обедал воробей». На ширме декорации клеток с животными зоопарка, закрыты занавесом. Петрушка на заднем фоне.

Петрушка.

Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Ждали меня? Сегодня мы будем беседовать о животных. Любите животных? А кто из вас был в зоопарке?

Кто знает стихотворение «Где обедал воробей»?

Так, скажите, где обедал воробей?

Ха-ха-ха! Правильно, в зоопарке у зверей.

Давайте сходим вместе в зоопарк и побываем у зверей, у которых обедал воробей. У какого зверя был воробей первым?

Правильно, у льва. Ха-ха-ха! (открывается занавес, где в клетке сидит лев)

Что у него было на обед? Конечно мясо. Львы питаются только мясом.

У кого воробей еще подкрепился? У лисы. Ха-ха-ха! Лисичку вы хорошо знаете по сказкам.

Что потом захотел воробей? Да, он захотел пить. У кого он попил? У моржа попил водицы. Ха-ха-ха! Какие вы молодцы. Радуете меня!

(Петрушка показывает картинку слона) Вы узнали кто это?

Слон огромный. Ест он много.

А что он ест? Сено, овес, хлеб, сахар и многое другое. А что у него ел воробей? Да, он ел морковку. Ха-ха-ха! Какие молодцы!

У кого воробей поел отрубей? Да, у носорога.

А какое любимое занятие у носорога? Он любит купаться. А вы любите купаться? Как здорово летом в теплой чистой воде искупаться! Ха-ха-ха!

А у кого воробей побывал на пиру? Да, у хвостатых кенгуру. А у кого был праздничный обед? У медведя, правильно!

К кому попал воробей, кто чуть его не проглотил?

А что крокодил его проглотил? Нет, воробей улетел. Ха-ха-ха!

Вот мы и посетили зоопарк, посмотрели на животных и вспомнили веселое стихотворение. Наш зоопарк закрывается (занавес закрывается). До свидания!

Номер 3 «Что такое!»

(Действие на ширме)

Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Я весельчак, люблю детей и взрослых.

Показывать для них концерты

Просто увлекательно! Просто замечательно!

(достает зеркало и смотрится в него)

О, что такое? Что такое? Мне срочно нужно привести себя в порядок!

Сейчас все увидят меня такого.

Ой, мне срочно нужно оно. Ну, это…, такое…

Что такое, что такое? Забыл. И-и-и!

(Прячется за кулису, выходит исполнитель с Петрушкой на руке)

Петрушка. Что делать? Что делать?

Исполнитель. Погоди, Петрушка. Что случилось? Рассказывай.

Петрушка. Понимаете, я никак не могу вспомнить…

Исполнитель. А что тебе нужно?

Петрушка. Мне нужен предмет, ну, такой…

Исполнитель. Может быть тебе нужен стакан?

Петрушка. Нет. Это для здоровья…

Исполнитель. Молоко? Морковь?

Петрушка. Нет, этот предмет цветной, гладкий…

Исполнитель. Может быть это духи?

Петрушка. Нет, это к рукам липнет…

Исполнитель. Клей?

Петрушка. Нет, это нужно для того, чтобы я чистый был и красивый.

Исполнитель. Мочалка?

Петрушка. Оно всем известно… Оно помогает от микробов избавляться.

Исполнитель. Так это вода!

Петрушка. И-и-и! Вы смеетесь надо мной.

Исполнитель. Ты не обижайся, Петрушка. Я давно догадался, но мне хочется, чтобы ты сам вспомнил.

Петрушка. Им трут и лицо и руки, а потом пена получается. Вспомнил! Им умываются… Это мыло!

Ну, пойдем. Я тебе дам мыло.

(Поклон)

Номер 4 «Скороговорки»

Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Сегодня я приготовил вам скороговорки. Этот герой скороговорок встречается часто. А вот как его зовут, вы догадаетесь сами.

Как у горки, на горе, на пригорке жили тридцать три … (Егорки)

Правильно, ребята. Значит, скороговорки будут о Егорке.

Из-за леса, из-за гор к ним приехал дед Егор.

Шел Егор по шоссе к Саше в шашки играть.

Шел Егор через двор, нес Егор топор.

Съел Егор-молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Гога гнал гусей под гору, гнал Егор гусей на гору.

Фу, устал даже. Всех скороговорок про Егорок не перевыскороговоришь.

А кто из вас знает скороговорку? Ты мальчик. Как тебя зовут? …. сейчас скажет нам скороговорку. Слушаем. (ребенок говорит)

Ха-ха-ха! Здорово! Молодец! За это получай конфету.

А кто еще знает скороговорки? Не отставайте, в соревнование вступайте.

(дети говорят скороговорки)

А теперь давайте вместе решим, кто лучше всех скороговорил. По вашим аплодисментам узнаем победителя. (Определяют победителя)

Всегда победителям надо вручать награду.

Спасибо за внимание. До свидания! До свидания! Скороговорки учите, а потом мне их говорите.