Культура раннего возрождения в италии конспект урока. Культура раннего Возрождения

Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".

План изучения темы:

1. Связь Возрождения и Античности.

2.Гуманизм Возрождения.

3 Особенности культуры раннего Возрождения.

4.Искусство раннего Возрождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Культура раннего Возрождения в Италии.

Цели урока :

Образовательная: ученик сможет раскрыть понятие «культура раннего Возрождения», «гуманисты»; назвать страну, где она зародилась и причины зарождения новой культуры, основных культурных деятелей этого периода; определить основные особенности культуры раннего Возрождения.

Развивающая : продолжить развитие у обучающихся аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Воспитательная: воздействовать на чувства и эмоции ребят через демонстрацию учащимся прекрасных творений человека, работать в группе.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, тексты для работы, карточки с заданиями.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

План изучения темы:

1. Связь Возрождения и Античности.

2.Гуманизм Возрождения.

3 Особенности культуры раннего Возрождения .

4.Искусство раннего Возрождения.

Ход урока :

  1. Организационный момент
  1. Проверка готовности школьников к учебному занятию.
  2. Организация внимания учащихся.

II Тема и постановка цели урока

Как вы понимаете слово «Возрождение»? В чем разница между рождением и возрождением?

Посмотрите еще раз на тему урока. На какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответ.

Демонстрация античных памятников

Что вы можете сказать об эти произведения искусства

(античные, изображен человек, красота, сила, уверенность)

Рассмотрите иллюстрации в учебнике до ….., найдите такие же прекрасные изображения человека? (их нет)

Почему нет? Что происходит? (Римская империя была завоевана варварами и люди забыли античную культуру)

Так о каком Возрождении пойдет речь на уроке? (возрождение античной культуры, когда высоко ценился человек)

Начиная с 14 века, в богатых городах Италии появляются люди, называвшие себя «любителями мудрости», они считали древнегреческую культуру идеалом, когда процветали науки и искусство, а люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары, и воцарилось невежество и жестокость. И вот теперь любители мудрости хотели возродить ее, и поэтому новая эпоха стала называться Возрождением, а период от античности до Возрождения - средними веками. Но интерес к древней культуре не был простым копированием. Создается новая культура!

3. Изучение нового. В чем особенность новой культуры?

1. Поработайте с текстом, сравните представления о мире и человеке в Средние века и в эпоху Возрождения

Текст

Культура раннего Возрождения Италии.

Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божественном мироздании. Свои знания они называли – «познание божественного».

С 14 века новые ученые (они назывались «любители мудрости») стали изучать не только Библию и труды отцов церкви. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа. Главным в сочинениях новых ученых становится интерес к человеку, к земной жизни. Они стали называть себя гуманистами (с лат. humanus – человеческий).

В средние века верующие считали земную жизнь «смрадной», а себя ничтожными и жалкими. Человеческое тело лишь оболочка бессмертной души, его надо стыдиться, прятать от чужих глаз.

Гуманисты же воспевали земное существование, обычную жизнь с ее радостями и тревогами называли прекрасной. Человек- это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога. К чему должен стремиться человек? Гуманисты считали, что человек может и должен добиться величия уже в земной жизни. Как человек может достичь совершенства? Усилием воли и трудом человек может достичь совершенства во всем: в физической силе и красоте, в науках, искусстве, воинском мастерстве и т. д. Господь помогает активным людям. Наградой человеку, как учили гуманисты, было не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков.

В Средние века образцом для подражания являлся святой (бедный, нищий, отказавшийся от имущества и земных соблазнов, заботящего о спасении души). Гуманисты будили интерес современников не к святым, а к реальным людям. Сильными, прекрасными, деятельными, умными людьми восхищаются гуманисты.

В феодальном обществе «благородными », то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Неважно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами и о том, как надо поступать в жизни. Только такой человек может добиться величия и славы.

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность . Росло число грамотных и образованных людей, которые много читали, путешествовали, говорили на нескольких языках, интересовались философией, историей, искусством. Состоятельные люди приглашали ученых, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям.

Беседа по вопросам таблицы

Как стали называть людей, которые считали жизнь и человека прекрасным. (гуманистами).

2.Искусство раннего Возрождения (слово учителя, слайды,задания)

Слайд 1. Основателем гуманизма считается знаменитый поэт Франческо Петрарка, мечтавший о возрождении былой славы Рима. Однажды он увидел в церкви красивую женщину, он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы, так и не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей любимой имя Лау/ра и посвятил ей множество стихов. Он впервые назвал Мадонной земную женщину. Он был увенчан званием лучшего поэта Италии и жил при дворах итальянских правителей.

Работа над отрывком сонета Петрарки (работа в парах)

Тема: любовь. Образ: земная женщина. Основная мысль: любовь - это счастье и страдание.

Слайд 2 . Другим основоположником Возрождения стал ученик Петрарки -Джованни Боккачо. Он написал сборник новел «Декамерон». В «Декамероне» он ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.

Слайд 3. В период Возрождения художники были очень знамениты, их приглашали и Папы, и правители. Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет- индивидуальный или семейный, где изображались не боги, герои и святые, а современники из разных сословий.

Одним из самых замечательных живописцев Раннего Возрождения был флорентиец Сандро Боттичелли. Самые известные картины мастера – «Весна» и «Рождение Венеры», …Мадонны

Задание . Посмотрите на произведения Сандро Боттичелли, какие черты Возрождения мы в них наблюдаем ?

(античный сюжет, безмятежность, изящество. У Мадонны - задумчивое выражение лица с тревожным и нервным волнением, как у обычных людей.

IV. Закрепление изученного на уроке .

Работа в группах (главный в группе распределяет задания, чтобы каждый в группе имел возможность принять участие при ответе) .

Задание 1 .

В «Книге о хороших обычаях», написанной жителем Флоренции в 14 в., дается ряд наставлений современникам:

Кто слишком долго спит-теряет время.

Помни, что время упущенное нельзя вернуть.

Будь тщательным и бережливым во всех своих делах.

Остерегайся лени, как самого дьявола или любого другого врага, если желаешь добиться успеха.

Всегда трудись, чтобы получить выгоду.

2. Какими способами он предлагает ее добиться?

Задание2.

Во Флоренции в 14-15 вв. торговлю сукном считали благородным занятием, а богатого купца считали «синьором», т. е. обращались к нему, как к дворянину.

Подумайте, чем отличалось новое понимание благородства от рыцарского?

Задание3.

1. Каковы цель и смысл жизни по мнению гуманиста Альберти?

-«Человек рожден на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам».

-«Подобно судну, которому следует не гнить в гавани, а бороздить море, - мы стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели».

-«Хотя накопление богатства не столь славно, как другие важные деяния, не следует, однако, осуждать того, кто посвящает себя делу, которое весьма полезно государству и отдельным семьям».

Задание4.

Ответьте только «да» или «нет» на следующие утверждения:

  1. Эпоха Возрождения началась в 15 веке.
  2. Новая культура огромное внимание уделяла человеку, проявляла интерес к жизни и природе.
  3. Целью жизни гуманисты считали не служение богу, а труд на пользу людям.
  4. Франческо Петрарка был знаменитым художником раннего Возрождения.
  5. Донателло был увенчан званием лучшего поэта Италии и лавровым венком.
  6. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет.

5. Итог

Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?

На какие вопросы вы не получили ответы?

Что не получалось у нас на уроке?

Д.З.

1. В. 2-6, письменно любой на выбор


Культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Отличительные черты эпохи Возрождения - это антропоцентризм, то есть необычайный интерес к человеку как индивидууму и его деятельности. Также сюда относится светский характер культуры. В обществе появляется заинтересованность культурой античности, происходит что-то вроде ее «возрождения». Отсюда, собственно, и появилось название столь важного периода времени. Выдающимися деятелями Ренессанса можно назвать бессмертного Микеланджело, и всегда живого Леонардо да Винчи.

Эпоха Возрождения (кратко основные черты описаны в нашей статье) оставила свой идейный и культурный отпечаток на всех государствах Европы. Но для каждой отдельной страны существуют индивидуальные исторические границы эпохи. А все - из-за неодинакового экономическо-социального развития.

Возникло Возрождение в Италии. Здесь его первые симптомы были заметны в XIII-XIV столетиях. Но твердо эпоха укоренилась только в 20-х годах XV века. В Германии, Франции и других державах Ренессанс возник намного позже. На окончание XV столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения. А уже в следующем веке отмечается кризис идей этой эпохи. В результате случившегося инцидента возникает барокко и маньеризм.

Что собой представляла данная эпоха

Время эпохи Возрождения - это период, когда начинается переход от средневекового к буржуазному. Это именно тот этап истории, когда буржуазно-капиталистические отношения еще не сформировались, а общественно-феодальные устои уже были расшатаны.

В эпоху Ренессанса начинает формироваться нация. В это время власти королей при поддержке обычных горожан удалось побороть мощь феодальных дворян. До этого времени были так называемые объединения, которые назывались государствами исключительно из географических соображений. Теперь же зарождаются крупные монархии, основами которых становятся национальности и исторические судьбы.

Для Возрождения характерно неимоверное развитие торговых отношений между разными странами. В этот период совершаются грандиозные географические открытия. Ренессанс стал тем периодом, когда были заложены азы современных научных теорий. Так, появилось естествознание со своими изобретениями и открытиями. Переломным этапом для описанного процесса является открытие книгопечатания. И именно оно увековечило Возрождение как эпоху.

Другие достижения Ренессанса

Эпоха Возрождения кратко характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания она приобретает те возможности распространения, которых не могла позволить себе раньше. Античные рукописи, которые восстали, словно феникс из пепла, начинают переводиться на разные языки и переиздаваться. Они путешествуют по миру так быстро, как никогда. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности размножать на бумажных носителях самые разнообразные научные достижения и знания.

Возрожденный интерес к античности и изучение этого периода отобразились на религиозных нравах и взглядах. Из уст Калуччо Салутатти, канцлера Флорентийской республики, прозвучало заявление о том, что Священное Писание является ни чем иным как поэзией. В эпоху Возрождения Святая инквизиция достигает пика своей деятельности. Связано это было с тем, что столь глубокое изучение античных работ могло подорвать веру в Иисуса Христа.

Раннее и Высокое Возрождение

Особенности эпохи Возрождения обозначаются двумя периодами существования Ренессанса. Так, всю эпоху ученые делят на Раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Первый период длился 80 лет - с 1420 по 1500 год. На протяжении этого времени искусство еще не совсем избавилось от пережитков прошлого, но уже пыталось совмещать их с элементами, одолженными из классической древности. Только намного позже и очень медленно художники, благодаря влиянию кардинально изменяющихся условий культуры и жизни, отказываются от основ Средневековья и без зазрения совести начинают использовать античное искусство.

Но все это происходило в Италии. В других государствах искусство еще долго было подчиненно готике. Лишь в конце XV века Возрождение наступает в Испании и в государствах, расположенных к северу от Альп. Здесь ранний этап эпохи продолжается вплоть до середины XVI столетия. Но ничего стоящего внимания за этот период произведено не было.

Высокий Ренессанс

Вторая эра Возрождения считается самым грандиозным временем его существования. Высокое Возрождение также продолжалось 80 лет (1500-1580). В этот период столицей искусства становится Рим, а не Флоренция. Все это стало возможным из-за восхождения на престол папы Юлия II. Это был честолюбивый человек. Также он славился своей честностью и предприимчивостью. Именно он привлек к своему двору наилучших итальянских артистов. При Юлии II и его преемниках сооружается огромное количество монументальных ваяний, лепятся непревзойденные скульптуры, пишутся фрески и картины, которые и сегодня считаются шедеврами мировой культуры.

Периоды искусства Возрождения

Идеи эпохи Возрождения были воплощены в искусстве того периода. Но прежде чем говорить о самом искусстве, хотелось бы выделить его главные этапы. Так, отмечают Проторенессанс или вводный период (приблизительно 1260-1320 годы), Дученто (XIII ст.), Треченто (XIV ст.), а также Кватроченто (XV ст.) и Чинквеченто (XVI ст.).

Естественно, последовательность границ столетий не совсем совпадают с конкретными этапами культурного развития. Проторенессанс отмечается окончанием XIII столетия, Ранний Ренессанс заканчивается в 1490 годах, а Высокое Возрождение иссякает еще до начала 1530 годов. Только в Венеции он продолжает свое существование еще до конца XVI столетия.

Литература Ренессанса

Литература эпохи Возрождения - это такие бессмертные имена, как Шекспир, Ронсар, Петрарка, Дю Белле и другие. Именно в период Ренессанса поэты продемонстрировали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого. Самой развитой была литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии.

На английскую литературу большое влияние оказала поэзия Италии и классические произведения. Томас Уэйатт вводит форму сонета, которая довольно быстро набирает популярность. Также внимания удостаивается и сонет, созданный графом Сурреем. История литературы Англии много в чем схожа с литературой Франции, хотя их внешнее сходство минимально.

Немецкая литература эпохи Возрождения известна тем, что в этот период появились шванки. Это интересные и веселые рассказы, которые сначала создавались в форме стихов, а позже - в прозе. В них шла речь о быте, о буднях обычных людей. Все это подавалось в легком, шутливом и непринужденном стиле.

Литература Франции, Испании и Италии

Французская литература Ренессанса отмечается новыми веяниями. Маргарита Наваррская стала покровительницей идей реформации и гуманизма. Во Франции на первый план начало выходить народное и городское творчество.

Эпоха Возрождения (кратко с ней можно ознакомиться в нашей статье) в Испании делится на несколько периодов: раннее Возрождение, высокий Ренессанс и барокко. На протяжении всей эпохи в стране отмечается повышенное внимание к культуре и науке. В Испании развивается публицистика, появляется книгопечатание. У некоторых писателей переплетаются религиозные мотивы и светские

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура раннего Возрождения в Италии»

Цели: - выяснить причины подъёма культуры в Италии в XIV веке;

Обеспечить усвоение нового понятия « культура Возрождения»

Познакомиться с гуманистами и их взглядами;

Развивать умение работать с учебником и находить нужную информацию;

Развивать умение рассуждать, высказываться, делать умозаключения.

Воспитывать интерес к изучению культуры других народов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знают хронологические рамки эпохи раннего Возрождения, объясняют значение понятий гуманизм, Возрождение, проводят оценку исторической личности, высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества; знают, что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения.

Метапредметные:

Познавательные : структурируют и анализируют учебный материал, выделяют в нём существенное и несущественное, используют знаково-символические средства для систематизации материала.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности, осознают значимость литературного наследия Средних веков и раннего Возрождения, проявляют интерес к шедеврам мировой художественной культуры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование : компьютер, презентация, тесты, задания на карточках.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Тестирование по теме: « Средневековая литература и искусство »

1. Как назывались поэты-певцы, которые проявились в Провансе в XI веке?

А) трубадуры

Б) трубачи

В) сочиняльщики

2. Что не воспевали в своих стихах поэты-певцы?

А) справедливую и богатую жизнь

Б) образ идеального рыцаря

В) служение Прекрасной даме, Мадонне

3. Как назывались рыцарские поэты, которые появились в Северной Франции. Италии. Испании, Германии?

А) трубадуры

Б) песняры

В) труверы

4. В средневековых романах отражались:

А) древние легенды и поверья

Б) взгляды древних мыслителей

В) легенды о короле Артуре, беззаветная любовь и судьба Тристана Изольды

5. Любимым жанром городской литературы был

А) поэмы

Б) рассказы в стихах и басни на бытовые темы

В) оды

6. Самым великим поэтом Средневековья был:

А) Франциск Виньонн

Б) Вергилий

В) Данте Алигьери

А) Рим и встречу с папой

Б) загробное царство

В) на небеса и разговор с Богом

8. Романский стиль характеризовался:

А) массивные здания с гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором

Б) низкие здания с большим количеством полукруглых окон

В) лёгкие здания с большим количеством просторных и высоких зданий

9. Художники средневековья стремились:

А) прославить красоту человеческого тела

Б) раскрыть богатый мир человеческой души, мысли, чувств.

В) писать портреты святых

10. Главной фигурой декора в храме, в монастырской келье, в спальне мирян было изображение:

А) Девы Марии

Б) любого святого

В) распятие Иисуса Христа

11. Средневековая живопись была представлена:

А) витражами и книжными миниатюрами

Б) фресками и мозаиками

В) картинами

Критерии оценки :

Менее 5 – «2»

От 5 до 7 – «3»

От 8 до 10 – «4»

11 – «5»

Вот мы проверили с вами, как вы усвоили изученную на прошлом уроке тему

3. Сообщение темы и целей урока .

«Творенье может пережить творца: Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца».
М. Буанаротти

Начиная с XIV века культура Италии получает новый импульс в своём развитии. Этот период называют культурой Возрождения, как вы думаете, почему?

Чем могло быть вызвано появление новой культуры? Об этом мы и будем с вами говорить сегодня на уроке.

Запишите тему урока в тетрадь.

Какие цели мы для себя поставим сегодня на уроке при изучение данной темы?

(сл. 2) Изучать новый материал мы будем по такому плану:

    « Любители мудрости» и возрождение античного наследия.

    Новое учение о человеке.

    Воспитание нового человека.

    Первые гуманисты.

    Искусство раннего Возрождения.

Задание на урок:

(сл. 3 ) - Мне бы очень хотелось, чтобы на протяжении нашего урока вы подумали вот над каким вопросом: « Почему именно Италия стала родиной появления новой эпохи – эпохи Возрождения»

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

Как уже говорили, в середине XIV века в Италии зарождает­ся новая культура - культура Возрождения, которая распространится затем по всей Запад­ной Европе. Эпоха Возрождения, когда развива­лась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.

Как вы думаете, почему возникла эта культура? Какие причины способствовали её появлению? (ответы детей) (сл. 4)

Давайте обобщим ваши предположения и запишем в тетради причины появления эпохи Возрождения:

1) Расцвет итальянских городов

2) Развитие торговли и ремесла

3) Развитие в городах образования

4) Стремление горожан узнать больше

1 . «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. (сл. 5)

Переходим к изучению первого вопроса.

Какие цели вы для себя поставите?

В XIV веке в богатых го­родах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости ». Они преклоня­лись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда про­цветали науки и искусство, люди были доблест­ными и муд-рыми. А потом, думали они, при­шли варвары (готы), и воцарились невежество и жесто-кость. Варвары забыли прекрасную ла­тынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с хри­стианской верой.

(сл. 6) Свое время «любители мудро­сти» назвали эпохой Возрождения.

- Запишем определение :

Возрождение или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков.

(сл. 7) Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени.

А как вы думаете, почему людей называли « Любителями мудрости»?

Что они должны были изучать, чтобы их так стали называть?

(изучали латинский и греческий языки, разыскивали антич­ные статуи и рукописи, переписывали и изуча­ли произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и день­ги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.)

Как вы думаете, люди каких профессий могли попасть в число « любителей мудрости»? (Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адво­кат и чиновник)

Собравшись вместе, они увлечен­но обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.
- «Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории.

Как вы думаете, они были правы? Почему вы так считаете?

(Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, го­тические соборы, философия Фомы Аквинского не менее прекрасны, чем книги Гомера, хра­мы Акрополя и философия греков) .

Можем ли мы сказать, что античное искусство было хуже, чем новая?

(Они не луч­ше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести - античность
- Мы с вами выяснили, кто такие « люди мудрости», а теперь познакомимся с новым учением о человеке.

2) самостоятельная работа по учебнику:

Стр. 229-230

Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с новым учение о человеке, а потом я задам вам несколько вопросов, чтобы проверить, как внимательно вы читала этот материал.

Давайте проверим, как вы поняли прочитанный материал.

Каково второе название « любителей мудрости» ? (гуманисты)

(сл. 8) – запишем определение

Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;

Каким было отношение гуманистов к человеку? (они считали, что человек – это лучшее и главное творение Бога).

Каким способом человек может достичь звёзд и победить судьбу? (усилием воли и трудом)

Что послужит человеку наградой за его старание, труды и упорство? (слава современников)

Какой человек был идеалом для гуманистов? (« универсальный человек», который достиг совершенства во всём)
3) рассказ учителя :
3. Воспитание нового чело­века .

Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозя­ином своей судьбы. Господь пре­доставляет людям выбор и по­мощь, и только от человека за­висит, возвысится ли он до су­щества почти божественного или упадет ниже скотов.
- Природные способности по­добны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух.
- Давайте вспомним, кого в феодальном обществе считали « благородным»?
(у кого были знатные предки.)

Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Не­важно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой че­ловек может добиться величия и славы.

Если бы вы сейчас оказались в Средних веках, то вас бы можно было назвать гуманными?
4. Первые гуманисты .

(сл. 9) Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Пет­рарку (1304-1374). Против воли отца Петрар­ка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консерва­тивных и более практичных родителей.
-( сл. 10) Однажды Петрарка увидел в церкви моло­дую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил ей множество стихов, которые стали одной из вер­шин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чувства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.
- Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не аб­солютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказать­ся от свободы размышлять и от собственного мнения.
- За годы жизни в Воклюзе Петрарка приоб­рел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Евро­па.

(сл. 11) Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные госуда­ри Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торже­ственной церемонии в Риме Петрарка был увен­чан лавровым венком и титулом короля поэтов.

(сл. 12) Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313- 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо - «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.
- Благодаря Петрарке, Боккаччо и их после­дователям авторитет гуманистов необыкновен­но возрос. Знатоков античной словесности при­глашали читать лекции в университеты, назна­чали на высокие должности в управлении горо­дов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.
- В XV веке центрами культуры раннего Воз­рождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов рас­пространялись в другие страны Европы.
5. Искусство раннего Возрождения .

(сл. 13) Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения про­никнуты идеалами гуманизма.
- Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распростране­ние получает живописный и скульптурный портрет - ин­дивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из раз­ных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.
- Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объе­ма . Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.
- (сл. 14) Самый замечательный живописец раннего Возрождения - флорентиец Сандро Боттичел­ли (1445-1510).

(сл. 15-16) Самые известные картины мастера - «Весна» и «Рождение Венеры», ко­торые исполнены наивной безмятежности, пле­няют нежностью и изяществом.
(сл. 17 ) Менялась архитектура итальянских горо­дов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы - палаццо, за­городные виллы, купеческие особняки, универ­ситеты, госпитали. Эти строения комфортабель­ны, созданы для удобства человека.
В эпоху Возрождения художники и архитек­торы стали пользоваться огромным уважением.
Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, коро­ли и правители городов Италии.

5. Подведём итог урока .

Вспомните, какие цели вы поставили перед собой в начале урока. Вы их достигли?

Давайте проверим, как вы усвоили новый материал.

Игра «Да-нет»

1. В середине XIV века зарождается новая культура – культура Возрождения.

2. Её родиной считается Греция.

3. Появились люди, которые стали называть себя « любители мудрости»

4. «Любители мудрости « считали античность « тёмным провалом», а средневековье – «золотым веком»

5. В период возрождения появляется новое учение о человеке – гуманизм.

6. Гуманисты утверждали, что человек не является хозяином своей судьбы.

7. Первым гуманистом считают итальянского поэта Франчёско Петрарку.

8. Он написал знаменитое произведение « Декамерон»

9. Самым прославленным художником эпохи Возрождения является Сандро Боттиччели.

6. Выставление оценок

(прокомментировать)

    Рефлексия.

Был ли урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?

На какие вопросы вы не получили ответы?

Что не получалось у нас на уроке?

8. Домашнее задание:

Параграф29, заполнить таблицу «Культура Раннего Возрождения».

Предпосылки Возрождения. В Италии в XIV-XV вв. бурно развивались города, расцветала промышленность, возникала капиталистическая мануфактура. Многие города были крупными торговыми центрами, связывавшими Италию со странами Европы и Востока. В городах находились банки, которые вели кредитные операции международного значения. Именно потому, что ранне-капиталистические отношения раньше всего зародились в Италии, в этой стране начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения.

Для ранней буржуазии и широкого круга пополанов были неприемлемы средневековый идеал аскетизма, идея греховности человека, представления о пассивной покорности судьбе. В этой социальной среде формировались новые идеи и ценности, насыщавшие культуру и придававшие ей светский, гуманистический характер.

Характер культуры Возрождения. Термин «Возрождение» (франц. - «Ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к античной культуре с ее радостным восприятием окружающего мира и гармоническим сочетанием умственных и физических способностей человека. Отсюда попытка воскресить ушедшую культуру, достойную вечного подражания. Деятели Возрождения старались в своих трудах возродить стиль латинских писателей «золотого века» римской литературы, особенно Цицерона. С этим было связано возрождение классической латыни, которая подвергалась искажениям и варваризации в период средневековья. Гуманисты разыскивали старинные рукописи античных писателей. Так были найдены сочинения Цицерона, Тита Ливия и др. Появился интерес к греческой литературе и греческому языку. Леонардо Бруни (1374-1444), канцлер Флорентийской республики, перевел на латинский язык сочинения греческих писателей и философов - Платона, Аристотеля, Плутарха и др. В это время во Флоренцию из Византии было вывезено много греческих рукописей. Джованни Боккаччо был первым итальянским гуманистом, который мог читать Гомера по-гречески.

Но культура Возрождения не простое копирование античности. Гуманисты перерабатывали и творчески усваивали античное наследие. Итальянская культура Возрождения создала свой самобытный стиль.

Советская историография рассматривает культуру Возрождения как раннебуржуазную культуру, возникшую на почве складывавшегося в недрах феодальной формации нового, капиталистического уклада. В создании этой культуры принимали участие широкие общественные круги-от зарождающейся буржуазии до передовой части дворянства. Все это придало ей широкий общечеловеческий характер. Сама зарождавшаяся буржуазия была тогда передовым классом, поэтому в борьбе с феодальным мировоззрением она выступала в качестве представителя «...всего остального общества... не какого-либо отдельного класса, а всего страждущего человечества»". Мировоззрение деятелей новой культуры, которое выражалось в их философских, политических, научных и литературных взглядах, обычно обозначают термином «гуманизм» (от humanus - «человеческий»). Деятели Возрождения ставили в центре внимания человека, а не божество. Человека рассматривали теперь как кузнеца своего счастья, творца всех ценностей, идущего вперед наперекор судьбе и добивающегося успеха силой своего разума, твердостью духа, активностью, оптимизмом. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой, он стоит в центре мироздания, считали гуманисты. Представителям новой идеологии была чужда идея греховности человека, в частности его тела; наоборот, становится признанной гармония человеческой души и тела.

Гуманисты не выступали против религии. Но они подвергали резкой критике и осмеянию пороки и невежество духовенства. Богу они отводили роль творца, приведшего мир в движение, но не вмешивающегося в жизнь людей. Отказ от церковно-рели-гиозного и аскетического мировоззрения, критика католического духовенства расшатывали основы религиозной морали и этики;

гуманистическая культура была культурой светской. Один из гуманистов-Лоренцо Валла (1407-1457) в своем трактате «О подложности Константинова дара» опроверг легенду о том, что император Константин передал папе светскую власть в Риме и на всем западе империи. Он доказал, что грамота была сфабрикована в папской канцелярии в VIII в. Это подрывало теократические притязания папы.

Одной из важнейших черт новой идеологии был индивидуализм. Гуманисты утверждали, что не родовитость, не знатное происхождение, а личные качества отдельного Человека, его ум, ловкость, смелость, предприимчивость и энергия обеспечивают успех в жизни. В трактате «О благородстве» Поджо Браччо-лини пишет: «Благородство есть как бы сияние, исходящее из добродетели; оно придает блеск своим обладателям, какого происхождения они бы ни были... Слава и благородство измеряются не чужими, а собственными заслугами...»

I Данте Алигьери. В этом новом великом интеллектуальном [движении принимала участие плеяда выдающихся поэтов, писате-

Цяей, ученых и деятелей различных областей искусства. Крупней-шей фигурой, стоявшей на грани средневековья и времени гуманизма, был флорентиец Данте Алигьери (1265-1321). Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, отразила мировоззрение переходного периода от средних веков

|; к Возрождению. «Божественная комедия» была написана на итальянском языке (тосканское наречие) и представляла собой энциклопедию знаний средневековья. В ней выпукло отражена жизнь современной Данте Флоренции.

Данте обладал исключительной силой изображения, и его поэма, особенно ее первая часть (ад), производит потрясающее впечатление. Поэт спускается в ад и проходит все его девять кругов, руководимый Вергилием, которого Данте называет своим учителем, хотя он и язычник. В аду Данте наблюдает мучения грешников. В первом круге нет мучений - там философы и ученые древности; они язычники и в рай попасть не могут, но они и не заслуживают наказания. Во втором круге мучаются те, кто изведал преступную любовь, но Данте сочувствует им. В третьем круге мучения купцов и ростовщиков; в четвертый круг Данте, как истинный католик, поместил еретиков; в девятый - предателей Брута, Кассия, Иуду. Для клириков, купивших за деньги свои должности, в том числе и для пап, уготованы огненные ямы.

Политические страсти кипят в аду так же, как и на улицах Флоренции. Данте дал правдивое и глубокое изображение человеческих судеб, переживаний и стремлений. Потрясающее впечатление производит рассказ о политическом противнике Данте гибеллине Фаринато дельи Уберти, который спас Флоренцию от разрушения, и хотя Данте поместил его в ад, но тем не менее изобразил его и в аду гордым, сильным и мужественным человеком. Героем Данте является страдающий от адских мук Улисс (Одиссей), всегда стремившийся к «новизне и истине».

Данте написал трактат «О монархии», где он ратовал за объединение Италии, которая должна была стать центром возрожденной Римской империи.

Франческо Петрарка. Первым гуманистом Италии был Петрарка (1304-1374). Он родился в г. Ареццо (Средняя Италия), в молодости жил некоторое время в Авиньоне, где занимался в полном уединении поэтическим творчеством, потом переехал в Италию. Вместе с Боккаччо Петрарка был создателем итальянского литературного языка. На этом языке он написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Лауре, в которых звучит глубокое и прекрасное чувство к любимой женщине. Сонеты Петрарки не потеряли своего значения и в наши дни.

Петрарка резко отрицательно относился к римской курии, называя ее «средоточием невежества»: «Поток скорбей, обитель злобы дикой, храм ересей и школа заблуждений». Его, как и Данте, тревожила мысль о раздробленности Италии, из-за чего она подвергалась насилиям со стороны могущественных соседей. Скорбь о бедственном положении его прекрасной родины звучит в канцоне «Италия моя».

Как философ, мыслитель, Петрарка противопоставлял средневековой схоластике науку о человеке, о познании его внутреннего мира. Выше всего он ценил личные качества человека независимо от его происхождения. У всех людей, по его словам, кровь одинакового красного цвета. Но этому первому гуманисту еще были свойственны душевные смятения, разлад между традиционной и новой системой воззрения. Петрарка при жизни достиг величайшего признания и славы. Римский сенат увенчал его лавровым венком; Венецианский сенат признал его величайшим поэтом своего времени.

Джованни Боккаччо. Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375), убежденный республиканец, жизнерадостная, эмоциональная натура. Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сборнике 100 новелл, написанных на итальянском языке, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных перегородок. Красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью. Сюжеты своих новелл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни Флоренции. Боккаччо высмеивал и даже клеймил пороки католического духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие.

Церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов, за острую сатиру. Его сочинения были включены в «список запрещенных книг». Боккаччо принадлежит сочинение «О славных женщинах» и «Жизнеописание Данте». Произведения Бок-366

каччо отражают демократическую, народную струю в раннем итальянском Возрождении. Творчество Петрарки и Боккаччо получило широкое признание не только в Италии, переводы их произведений появлялись во всех странах Западной Европы.

Большой интерес вызывала у деятелей гуманизма история, и в частности история своего народа. Они дали новую периодизацию истории. Флавио Бьондо (XV в.) написал большую работу:

«История от упадка Римской империи», где дал периодизацию всемирной истории: античность, средние века, новое время. Много внимания гуманисты Флоренции уделяли истории своего города, его возвышению и превращению в республику. Леонардо Бруни написал «Историю Флоренции» в 12 книгах. Движущей силой исторического процесса он считал самого человека.

Гуманисты придавали истории большое воспитательное значение. Вот что писал о значении истории итальянский гуманист Марсилио Фичино: «...посредством изучения истории то, что само по себе смертно, становится бессмертным, то, что отсутствует, становится явным».

Этические учения итальянских гуманистов. Основные принципы этических учений итальянских гуманистов XV в. тесно связаны с новым пониманием науки не только как воплощения знаний, но как средства воспитания человеческой личности. Это относилось с их точки зрения только к гуманитарным наукам: риторике, философии, особенно этике, истории, литературе.

Колюччо Салютати (гуманист и канцлер Флорентийской республики) (1331-1406) призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значение свободы воли.

С именем другого канцлера Флоренции - Леонардо Бруни связана теория «гражданского гуманизма». В своих работах он утверждал, что демократия и свобода - естественная форма человеческой общности (имея в виду пополанскую демократию). Служение обществу, родине, республике он считал важнейшим нравственным долгом человека и утверждал, что высшее счастье - это деятельность на благо того общества, в котором человек живет. Леонардо Бруни был ярким выразителем идей гражданского гуманизма, но, помимо этого, он был теоретиком гуманистической педагогики, сторонником женского образования, пропагандистом античной философии.

Педагогические идеи гуманистов развил в своих трудах Верд-жерио. Он подчеркивал большую воспитательную роль истории и философии, а также грамматики, поэтики, музыки, арифметики и геометрии, естествознания, медицины, права и теологии. Цель воспитания - создание человека, разносторонне образованного, творчески активного и добродетельного.

Искусство Раннего Возрождения. Искусство Раннего итальянского Возрождения было представлено новой живописью, скульптурой и архитектурой.

Первыми крупнейшими мастерами живописи были Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428) -флорентийские художники. Они писали на церковно-религиозные сюжеты (фресковая живопись-роспись стен внутри храмов), но придавали своим изображениям реалистические черты. Джотто был первым художником, освободившим итальянскую живопись от влияния византийской иконописи. На фресках Джотто предстают живые люди, двигающиеся, жестикулирующие, то радостные, то печальные. Фрески Мазаччо знаменуют дальнейшее развитие живописи нового типа. Он применил открытые в XV в. законы перспективы, что позволило делать изображаемые фигуры объемными и помещать их в трехмерном пространстве.

Крупным скульптором этого периода был Донателло (1386- 1466). Он основательно изучал классические античные образцы скульптуры, стараясь понять принципы их творения. Ему принадлежат скульптуры портретного типа (он был художником-портретистом), такие, как конная статуя кондотьера Гаттемалаты; реалистической фигурой является статуя Давида, убившего Голиафа, причем в статуе впервые представлено обнаженное тело.

Крупнейшим архитектором Раннего Возрождения был Брунел-лески (1377-1445). Сочетая элементы древнеримской архитектуры с романской и готической традицией, он создал свой самостоятельный архитектурный стиль. При помощи точных расчетов Брунеллески разрешил трудную задачу возведения купола на знаменитом соборе Флоренции (Марии дель Фьоре). Его архитектурным сооружениям присущи легкость, гармония и соразмерность частей (капелла Пацци во Флоренции). Брунеллески строил не только храмы и капеллы, но и здания гражданского назначения, такие, как воспитательный дом во Флоренции, поражающий своим изяществом и гармонией; палаццо Питти - новый тип дворца вместо замков средневековья. Брунеллески также, подобно другим архитекторам, строил укрепления и плотины. Аль-берти, другой крупный архитектор Возрождения, написал «Десять книг об архитектуре», где изложил научную теорию новой архитектуры, созданной им под влиянием изучения античных памятников. В другой своей работе - «О живописи» он сформулировал теорию искусства живописи, также опираясь на наследие античных художников.

Гуманистическое движение и его центры. В XV в. гуманистическое движение распространилось по всей Италии. Главным центром его оставалась Флоренция, но, кроме Флоренции, кружки гуманистов появились в Риме, Неаполе, Венеции и Милане. Правители Флоренции украшали свой город прекрасными зданиями, в библиотеках они собирали редкие книги и рукописи. Наибольшим блеском отличалось правление Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Он собирал в «Садах Медичи» картины, статуи, книги; привлекал к своему двору писателей, поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, ученых. Гуманисты были в Италии в большом почете, их приглашали папы, магистраты и государи итальянских городов-государств на работу в качестве канцлеров, секретарей, посланников, давали заказы на картины, статуи. Большой славой пользовались гуманисты-писатели. Недаром Боккаччо говорил: «Не имена великих полководцев дают славу писателям, наоборот, имена королей переходят к потомству только благодаря писателям».

Эпоха Возрождения - это знаковый период в истории человечества. Это время изменения сознания людей, переход от средневекового господства божественного культа к стремлению возродить античные идеалы, сделать акцент на развитии человека как личности. Это период необычайного подъема живописи. Эта эпоха подарила нам таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, и других великих художников. До сих пор люди со всего мира приезжают в галереи, чтобы увидеть картины этих выдающихся мастеров. Происходит и подъем в науке, который связан с именами Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Живопись и наука эпохи Возрождения

Основные идеи эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, обращение к античности) нашли свое выражении в искусстве Возрождения (Ренессанса).

Великие географические открытия расширили представления европейцев о мире. Появилось доказательство шарообразности Земли, знания других культур. Это время характеризуется ростом городов, развитием мануфактур. Все это способствовало развитию науки.

События

Конец XIII-XIV вв. - Проторенессанс

XV в. - Ранний Ренессанс

Конец XV - начало XVI в. - Высокий Ренессанс

Середина - вторая половина XVI в. - Поздний Ренессанс

Черты

изобразительного искусства эпохи Возрождения:

Построение объемной композиции (трехмерность)
. применение линейной перспективы
. натурализм, подражание природе. Интерес к анатомии человека
. изменение статуса художника. Художник перестает быть анонимным ремесленником
. живописная картина вытесняет икону. Происходит обращение к внешним предметам, видимым физическим зрением (в отличие от иконы, для который первостепенный является невидимый, «прикровенный» смысл)
. появляются светские жанры, в частности, портрет
. появляется круглая (отделившаяся от стены и предназначенная для обозрения со всех сторон) и обнаженная скульптура

науки Возрождения:

Развитие наук о человеке
. развитие математики и естественных наук
. переход от чистого умозрения к опыту
. связь с практикой (развитие навигации, картографии, различных технологий)

Участники

Леонардо да Винчи :

Сандро Боттичелли:

Микеланджело Буанарроти:

Рафаэль Санти :

Питер Брейгель :

Альбрехт Дюрер :

Лукас Кранах Старший:

Заключение

Культура Ренессанса, первоначально сформировавшаяся в Италии, в XVI в. распространилась по всей Европе. Переход к Ренессансу означал новую эстетику, новый взгляд на искусство, науку и самого человека. Идеи Ренессанса оказали влияние на всю европейскую культуру Нового времени.

На данном уроке речь пойдет о живописи и науке эпохи Возрождения.

Фундаментом эпохи Возрождения был гуманизм . Это идейное течение выдвигало на первый план человека. Антропоцентризм (идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий)противопоставлялся теоцентризму (философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) Средневековья. Центром эпохи Возрождения была Италия .

В развитии итальянского изобразительного искусства эпохи Возрождения выделяют несколько этапов :

Проторенессанс (конец XIII-XIV вв.)

Раннее Возрождение (XV век)

Высокое Возрождение (конец XV - первая треть XVI вв.)

Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века)

Первые художники, предвестники эпохи Возрождения, появились в Италии в конце XIII века. При создании художественных полотен традиционной религиозной тематики они стали использовать новые художественные приемы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это резко отличало их от предыдущей иконографической традиции, которая характеризовалась условностями в изображении. Для обозначения их творчества принято использовать термин - проторенессанс .

Джотто ди Бондоне - художник и архитектор эпохи Ренессанса. Среди ранних работ Джотто следует отметить фрески Верхней церкви Сан-Франческо, которые создавались между 1290-1299 гг. Так как фрески создавались группой мастеров, то достоверные работы Джотто определить крайне сложно. Некоторые исследователи вообще отрицают его авторство. Около 1310 года расписывалась нижняя церковь, в росписи которой также принимал участие Джотто. В период с 1304 по 1306 гг. Джотто создал свое самое главное произведение - роспись капеллы дель Арена в Падуе (рис. 1). Расположенные в три яруса росписи рассказывают в хронологическом порядке о жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических сюжетов, простота ситуаций, пластическая выразительность жестов и светлый колорит делают росписи шедевром проторенессансной живописи Италии.

Рис. 1. Джотто ди Бондоне - роспись капеллы дель Арена в Падуе ()

Расцвет живописи эпохи Возрождения приходится на первую четверть XVI века. Этот период называется Высокое Возрождение . Главной темой живописи эпохи Возрождения стал человек. Также живопись этой эпохи характеризуется стремлением к натуралистическому изображению оригинала, интересу к анатомии человека, появлению изображения обнаженных натур, а также появлением и распространением светских жанров: пейзажа, бытовой живописи и портрета. Даже в религиозном искусстве живописная картина вытесняет икону.

Величайшим гением Возрождения был Леонардо да Винчи (рис. 2) (1452-1519), знаток анатомии и физики, конструктор и архитектор, скульптор и художник, музыкант и литератор. Он стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитой личности. Он составил проекты подводной лодки, летательного аппарата и парашюта. Среди художественных произведений Леонардо да Винчи наибольшую известность приобрел портрет «Мона Лиза» или «Джоконда» (рис. 3). Этот портрет является одним из лучших образцов портретного жанра эпохи Высокого Возрождения. По сей день картина находится в Лувре (Париж, Франция). Также известность получил «Витрувианский человек» (рис. 4), рисунок Леонардо да Винчи. Кроме живописных произведений, сохранилось несколько грандиозных фресок мастера. Изображение «Тайной вечери» (рис. 5) украсило стену одного из миланских монастырей. Эта картина изображает легенду, согласно которой незадолго до смерти Иисус собрал своих учеников и сказал им: «Один из вас предаст меня». На картине изображены ученики, пораженные этими словами. Гнев, отчаяние, испуг и недоверие на их лицах. Только Иисус спокоен и печален.

Рис. 2. Автопортрет Леонардо да Винчи ()

Рис. 3. Леонардо да Винчи - Мона Лиза (Джоконда) ()

Рис. 4. Леонардо да Винчи - Витрувианский человек, Галерея Академии, Венеция ()

Рис. 5. Леонардо да Винчи - Тайная вечеря ()

Микеланджело Буонарроти - младший современник Леонардо, художник, скульптор, военный инженер и поэт. Гениальным творением Микеланджело как художника является роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане (рис. 6) с изображением библейских сцен. Она создавалась с 1508 по 1512 год. На площади в 600 кв. м. художник, стоя на лесах, изобразил сотни человеческих фигур, исполненных драматизмом. Основной раздел цикла составляют девять сцен из книги «Бытия» - первой книги Библии. Картины разделены на 3 группы. Тема первой группы изображений - создание Богом Земли и Небес, второй - создание Адама и Евы, грехопадение, изгнание из рая, третей - страдания, выпавшие на долю человечества через историю Ноя. Последовательность эпизодов расположена таким образом, чтобы зритель, войдя в капеллу, начал рассматривать сцены от алтарной стены. Спустя много лет Микеланджело вернулся к росписи Сикстинской капеллы, создав грандиозную фреску «Страшный суд» (рис. 7).

Рис. 6. Микеланджело Буонарроти - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане ()

Рис. 7. Микеланджело Буонарроти - Страшный суд ()

Рафаэль Санти - великий итальянский художник и архитектор эпохи Высокого Возрождения, современник Леонардо. Рафаэль выполнял различные работы. По приказу папы римского расписывал в Ватикане покои и залы для торжественного приема, проектировал в Риме Собор Святого Петра , занимался украшением интерьеров церквей и дворцов вельмож. Особое место в его живописи занимают женские образы . Сикстинская мадонна (рис. 8) - была написана Рафаэлем в 1512-1513 гг. для алтаря церкви монастыря Святого Сикста. Картина была создана по заказу папы римского Юлия II в честь победы над французами, которые вторглись в Италию. На картине изображена мадонна с младенцем, в окружении папы Сикста II и Святой Варвары, а также двух ангелочков внизу. Фигуры образуют треугольник, а раздвинутые занавесы лишь подчеркивают геометрическое построение композиции. Мастерство художника заключается и в том, что задний фон, который при первом рассмотрении кажется облаками, при более внимательном рассмотрении оказывается головами ангелов. В настоящее время эта картина находится в Дрезденской галерее в Германии.

Рис. 8. Рафаэль Санти - Сикстинская мадонна ()

Северное Возрождение - это термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в Северной Европе или по всей Европе за пределами Италии. В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежит живописи. В отличие от Италии живопись Северного Возрождения долго сохраняла традиции готического искусства, меньше внимания уделяла античному наследию и изучению анатомии человека. Среди выдающихся немецкий живописцев Северного Возрождения - Лукас Кранах Старший , его известной работой является портрет Мартина Лютера (рис. 9). Также к выдающимся немецким художникам этой эпохи относится Альбрехт Дюрер . Разносторонний живописец и величайший мастер гравюры, он изучал перспективу и каноны человеческого тела, стремясь постичь законы красоты. Наиболее известны его гравюры из серии «Апокалипсис».

Рис. 9. Лукас Кранах Старший - Портрет Мартина Лютера ()

Также эпоха Возрождения затронула искусство Нидерландов, Испании и Франции .

Великие географические открытия расширили границы изведанных земель, доказали гипотезу о шарообразной форме нашей планеты, дали новые знания о других культурах. Рост городов, развитие мануфактурного производства, усиление торговых связей между странами требовали развития точных наук. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии .

Великий польский астроном (рис. 10) предложил гелиоцентрическую систему мира - представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Он наблюдал в течение 30 лет за небесными светилами и пришел к выводу, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси . Его гелиоцентрическая система сменила прежнюю - геоцентрическую - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды.

Рис. 10. Николай Коперник ()

Это была эпоха борьбы разума и религиозных догм. Последователем Коперника был Джордано Бруно . Он, по решению суда инквизиции, был сожжен на костре. Та же участь чуть не постигла Галилео Галилея , однако суд инквизиции сумел заставить его отречься от своих научных взглядов.

Немецкий астроном Иоганн Кеплер сформулировал закон движения планет по орбитам. Каждая планета Солнечной системы движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Каждая планета Солнечной системы движется в плоскости, проходящей через центр Солнца.

В это время в математике происходит выделение тригонометрии и аналитической геометрии . Благодаря работам и трудам Андреаса Везалия, основоположника научной анатомии Уильяма Гарвея, основоположника эмбриологии и физиологии Мигеля Сервета вперед шагнули медицина и анатомия.

Рубеж XVI - XVII вв. называют началом естественнонаучной революции .

Список литературы

  1. Баренбойм П., Шиян С. Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи. - М.: Слово, 2006.
  2. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.
  3. Волынский А.Л. Жизнь Леонардо да Винчи. - М.: Алгоритм, 1997.
  4. Гребеников Е.А. Николай Коперник. - М.: «Наука» , 1982.
  5. Искусство раннего Возрождения. - М.: Искусство, 1980.
  6. История искусства: Ренессанс. - М.: АСТ, 2003.
  7. Махов А. Рафаэль. Молодая гвардия. 2011. (Жизнь замечательных людей)
  8. Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый (1452-1519): Опыт психологической биографии / Пер. с фр. - М.: КомКнига, 2007.
  9. Туртефири А. Джотто: Сокровищница мировых шедевров / Пер. с ит. Д. Кизиловой. - М.: БММ, 2011.
  10. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. М.: «Просвещение», 2012.
  11. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  1. Fb.ru ().
  2. Studfiles.ru ().
  3. Grandars.ru ().
  4. Chuchotezvous.ru ().

Домашнее задание

  1. Перечислите основные черты эпохи Возрождения, проявившиеся в живописи.
  2. На какие периоды делится эпоха Возрождения?
  3. Каких известных художников эпохи Возрождения вы знаете? Какие картины были ими написаны? Видели ли вы какие-нибудь из этих картин раньше?
  4. Расскажите о развитии науки в эпоху Возрождения.