Метод обучения нотной грамоте детей дошкольного возраста. Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества

Если вы хотите выучить ноты самостоятельно или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты. Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки. И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.

В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.

0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках

Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.

Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.

Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!

Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.

1 этап – проговаривание названий нот вслух

Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой.

Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий.

Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице.

Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно!

Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка села на такси!
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до –
Кошка села на метро!

2 этап – лесенка на фортепиано

Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.

Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.

Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек. Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать .

3 этап – запись нот на нотном стане

Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами.

Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать:

А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;

Б) в промежутках между линейками, над и под ними;

В) подряд – на линейках и между ними без пропусков;

Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними.

Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принципвысокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки).

4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце

На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.

Есть два способа рисования скрипичного ключа:

  1. начинать со второй линейки и заканчивать крючком;
  2. начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке.

Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.

Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.

Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:

  1. Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить.
  2. Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО). Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать.
  1. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся на линейках (ДО, МИ, СОЛЬ и СИ). «До, ми, соль, си – на линеечках сидят» – есть такая попевка-считалочка.
  2. Назвать и записать ноты первой октавы, которые пишутся между линейками (РЕ, ФА, ЛЯ, ДО).

Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.

5 этап – работа с «музыкальной азбукой»

Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.

6 этап – развитие навыка чтения нот

Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.

Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно. Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца. Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.

Примеры для чтения нот

7 этап – закрепление знаний

Одним из способов закрепления выученных нот могут стать разнообразные письменные и творческие задания. Хорошая подборка увлекательных заданий для разучивания и запоминания нот первой и второй октавы содержится в рабочей тетради по сольфеджио для 1 класса Г. Калининой. Рекомендуем вам приобрести эту тетрадочку и пользоваться ей в будущем, так как с помощью этого пособия в живой и увлекательной форме (ребусы, загадки и т.д.) можно проработать многие важные вещи.

Подборка заданий из рабочей тетради Г. Калининой

Тот, кто не поленился и проработал все этапы, обернитесь назад к прошлому. Теперь вы можете увидеть плоды своей работы. Получилось ли научить нотам своего ребенка? Трудно ли это было? Думаем, что это было увлекательно и интересно. Пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях!

Описание материала : Одним из ключевых приемов, которым можно заинтересовать, захватить, заставить проникнуть в тему беседы любую аудиторию, как взрослую, так и детскую, является история, сказка, притча. Захватить внимание детей, вызвать интерес к теме беседы легче всего с помощью сказки. Тогда дети, проникнув в «сказочную страну», сидят, затаив дыхание, и слушают.

Наша, совместно с дочерью Ксенией сочиненная сказка, поможет освоить малышам 6-8 лет нотную грамоту, да и просто подружиться с музыкой и ее волшебными звуками.

Цель: Актуализация знаний детей по теме «Ноты»

Задачи: Вызвать у детей интерес к теме. Помочь освоить нотную грамоту.

Помочь понять, что мелодия состоит из отдельных нот. Учить выделять из мелодии отдельные звуки. Познакомить с понятиями «высокие и низкие голоса», учить определять на слух высокие и низкие звуки.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Учить «чувствовать» музыку, определять и передавать характер музыки в двигательных импровизациях или с помощью картинок-образов зверей и птиц.

Закреплять полученные ранее знания.

Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, музыкальные и двигательные импровизации, знакомство с нотным станом и написанием нот на линеечках.

Итак……

В одной сказочной нотной стране жили-были ноты. У каждой нотки было свое имя. Нотки, как и дети, были нотки мальчики, которые очень любили лазать по лесенкам, как и все мальчишки на всем белом свете, а были и нотки девочки. Они, как и все девчушки-хохотушки, очень любили наряжаться. Нарядов было много, и поэтому их папа Король Скрипичный Ключ построил для них великолепный дворец. Для каждой девочки была устроена отдельная комната, но… об этом чуть позже.

Мальчиков звали так: ДО, МИ, СОЛЬ и СИ. Собрались они однажды на прогулку в парк, а там стояла высокая лесенка. ДО был самый младший из всех братьев, и смог забраться только на самую низкую ступеньку, стоящую на земле (дополнительную). Он стоял там и радовался: «Вот какой я ловкий!» А мальчики постарше, МИ, СОЛЬ и СИ, решили устроить соревнование: кто же заберется выше всех. Самым ловким оказался СИ, он забрался на третью ступеньку. СОЛЬ чуть пониже, на вторую, а МИ только на первую. «Ура, я выиграл,- прокричал СИ,- я выше всех». ДО не обиделся на брата, а сказал, что он, стоя на своей дополнительной ступеньке, видит червячков на земле. МИ тоже не расстроился, ведь со своей первой ступеньки он увидел, как мама возвращается с работы. СОЛЬ со своей второй ступеньки увидел самую красивую на свете птичку.

А что тебе там видно, СИ?

Мне с третьей ступеньки видны облака и небо!

В это же самое время, девочки выбирали себе комнаты.

Я буду жить внизу на первом этаже!- сказала РЕ,-не люблю лесенки, и поселилась под первой линейкой.

Тогда я займу второй этаж, между первой и второй линейками,- сказала ФА,- мне очень нравится смотреть в окно на наш чудесный яблоневый сад, а снизу и сверху его не разглядеть.

Ну тогда третий этаж мой,-сказала ЛЯ,-мне очень нравится подниматься по лесенкам. И поселилась между второй и третьей линейками.

Вот так дружно жили-поживали веселые нотки и до сих пор живут, хотите проверить, тогда отправляйтесь в сказочную нотную строну. А веселые ребятки-нотки будут ждать вас в своих домиках.

ДО - на дополнительной линеечке.

РЕ - под первой линеечкой.

МИ - на первой линеечке.

ФА - между первой и второй линеечками.

СОЛЬ - на второй линеечке.

ЛЯ - между второй и третьей линеечками.

СИ - на третьей линеечке.

До скорой встречи в сказочной стране!

Сказку можно рассказать в любое время суток, хоть на ночь. Зато утром можно нарисовать нотки и их домики, а можно и поиграть.

Дидактическая игра «Высоко - низко»

Для игры понадобится лист бумаги с нарисованным нотным станом (пять линеечек) и небольшие овалы из черной цветной бумаги.

Взрослый или играет на фортепиано высокие либо низкие ноты, или просто поет любые ноты,высокие либо низкие. Ребенок догадывается высоко или низко забрались мальчики нотки и выставляет овалы на нотный стан, соответственно высоко или низко.

А еще по нотному стану могут «гулять» картинки с изображением зверей: медведи, зайчики, волки, птички.Каждый зверь под «свою» песенку.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

А теперь и вы, ребята, вспомните, где живут нотки и разместите их по своим домикам.

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства: до ре ми фа соль ля си . Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой .

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время . Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм .

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется : чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек , которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях , однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом . Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом .

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).

МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка» г. Озеры Московской области.

Методическая разработка.

«Музыкальная грамота в детском саду»

Программа обучения дошкольников младшей, средней, старшей групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка»

Герасимова Валентина Викторовна

г. Озеры

2008 год

Пояснительная записка

« Обучение дошкольников музыкальной грамоте » Программа обучения.

Срок обучения-3 года.

Виды деятельности: обучение музыкальной грамоте, индивидуально-подгрупповая работа.

За время обучения дети усваивают ряд понятий музыкальной грамоты: звуки шумовые и музыкальные, длинные и короткие, высокие
и низкие, направление движения мелодии, динамические оттенки, постепенное усиление и уменьшение звучности, темп, ускорение и
замедление темпа, пауза, аккомпанемент, форма и строение музыкального произведения (2-х и 3-х частная форма), реприза, музыкальные жанры, мелодия, фраза, акцент, характер и настроение музыки. Учатся записывать ритмический рисунок и мелодию с помощью условных знаков на «нитке» и на нотоносце, знакомятся с
названием нот.

Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.

1-й год обучения (младшая группа)

На первом году обучения дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами (изучают строение, звучание, приемы игры). Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).

2-й год обучения (средняя группа)

На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник), углубляются знания об изученных инструментах. Дети знакомятся с музыкальными терминами.

З-й год обучения (старшая группа).

На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).

1-й год обучения
Тема: «Детские музыкальные инструменты».

Название темы

Репертуар

Период

Кол-во

прохождения

занятии

1. Организационное

Беседа с детьми о предстоящей

Сентябрь

занятие.

деятельности.

2. «Погремушка как

Строение и устройстве погремушки:

1.Песенка «Погремушка»

Сентябрь

музыкальный

ножка, наполнитель, футляр-емкость для

Ю.Антенева

инструмент»

горошин

2.Пляска с погремушками

3.Игра «Кто. скорее?»

3. «Разновидности

Показ различных видев погремушек: с

1.Свебедные пляски с

Сентябрь

погремушек»

ножкой и без ножки, различной фермы,

погремушками

металлические, деревянные,

2.Подвижные игры

пластмассовые и др. Определение на слух

3. «Догонялки»

различных погремушек.

4.Свобедные игры с

погремушками

4. «Тембр.

Слушание звучания разнотембровых

1.Музыкально.- дидактическая

октябрь

Разнотембровые

погремушек: гремящих, звенящих,

игра «Угадай-ка»

погремушки»

шуршащих и др., в зависимости от

2.Игра на различных

материала. Определение на слух звучания

погремушках с использованием

всех этих погремушек.

р.н.м.

5. «Бубен.

Рассказ об устройстве бубна: корпус,

1.Игра «Кто скорее?»

Ноябрь

Строение бубна»

донце, ямка, металлические пластинки,

2.«Угадай-ка»

бубенчики.

6. «Разновидности

Беседа о разных видах бубнов: малые,

[.Свободная игра на всех видах

Ноябрь

бубнов»

средние, большие концертные, с

бубнов

бубенчиками и без бубенчиков.

2. Игра «К то скорее?»

3 .Игра «Бубен» Фрида

бубнов, показ,

7. «Разновидность

Беседа о зависимости громкости звука,

1. «Тихо-громко в бубен бей»

Ноябрь

бубнов. Динамика,

извлекаемого бубном, от его размера,

2.« Угадай- ка»

слуховое

количества бубенчиков и силы удара.

восприятие»

8. «Колокольчик.

Рассказ о строении колокольчика: юбочка,

1.Свободные игры

Декабрь

Его строение»

язычок, ушко. Показ.

2. «Угадайки» (бубен,

колокольчики, погремушки)

9. «Разновидности

Показ различных колокольчиков: малые,

1. «Игра с колокольчиками»

Декабрь

колокольчиков»

большие, средние, валдайские.

2. Свободная игра на

колокольчиках

10. «Тембр.

Определение на слух звучания различных

1. «Тихие и громкие звоночки»

Декабрь

Различие в

колокольчиков: громко, тихо, нежно,

2.Слуховая «Угадай-ка»

звучаниях

звонко, мелодично, протяжно - в

колокольчиков»

зависимости от вида и приема игры

(«трель», удар палочкой, пальцем,

встряхивание).

11. «Барабан.

Показ барабана. Рассказ о его строении:

1.Песня «Барабан»

Строение

корпус, два донца, палочки, ремешок.

2.«Маленъкий марш» Парлова

Январь

барабана»

Звукоизвлечение. Слушание музыки.

3.Марширование под барабан

12. «Разновидности

Показ различных барабанов: большого,

1.Упражнение «Гулять-отдыхать»

барабана»

малого, железного. Беседа о том, чем они

2.Песня «Барабан»

Январь

отличаются друг от друга.

3.Марширование под все

барабаны

13. «Тембр.

Восприятия на слух звучания различных

1.Иrры «Угадайки»

Различие в

барабанов. Различать звучание больших,

2.Музыкально-ритмическая игра

Январь

звучании разных

малых и железного барабана.

«Труба и барабан»

барабанов»

14. «Музыкальные

Показ музыкальных игрушек: неваляшек,

1. Свободные пляски, игры,

Февраль

игрушки»

музыкальных волчков, органчиков,

подвижные игры

музыкальных открыток, шкатулок,

2. «Угадай-ка»

коробочек. Закрепление знаний детей о

музыкальных игрушках.

15. «Ложки

Ложка - музыкальный инструмент.

1.Песня «Ложкари»

Март

деревянные как

Описание лодки: расписные, деревянные,

2.«Лошадка» Потоловско (прямой

музыкальный

металлические, большие, маленькие,

галоп)

инструмент»

пластмассовые.

16. «Строение

Беседа о строении ложки: палочка-ручка,

1.Показ приемов игры на ложках

Март

ложки»

пяточка. Как извлекается звук.

2. Свободные игры, пляски

17. «Тембр.

Слушать звучание различных ложек,

1. Определение на слух

Март

Слуховое

определять на слух большие и маленькие,

2. «Угадай-ка»

восприятие

деревянные, металлические и

3. Свободные игры, пляски

звучания ложки

пластмассовые.

18. «Металлофон.

Показ металлофона. Беседа о его

1.Исполнение взрослым

Апрель

Строение

строении: корпус, металлические

различных пьес на металлофоне

металлофона»

пластиночки разного размера, молоточек.

19. «Звуки

Беседа о шумовых звуках и музыкальных с

1. « Угадайки»

Апрель

музыкальные и

показом звучания различных

2 .Исполнение взрослым

немузыкальные»

инструментов. Определение на слух.

знакомых песенок, подпевание

детьми

20. «Высокие и

Определение на слух звучания

1. «Птица и птенчики»

Май

низкие звуки»

металлофона в высоком и низком

2.Упраднения «Дождик»,

регистре. Узнавание приемов удар и

«Дятел», «Ручеек»

glissando.

21. «Звуки громкие

Определить на слух громкость звучания

1. «Мышка-речка»

Май

и тихие»

металлофона.

2. «Дождик-дятел»

3. «Угадайки»

Музыкальная грамота в детском саду.

2-й год обучения
Тема:
«Детские музыкальные инструменты».

Название темы

Репертуар

Период

Кол-во

прохождения

занятий

1.Организационное

занятие

Беседа с детьми о предстоящей работе.

Сентябрь

2. «Ритм»

Проверка чувства ритма, чувства динамики,

реакции на начало и конец мелодии.

1. «Андрей-воробей», р.Н.м.

Сентябрь

2.«Тихо-громко в бубен бей»

Тиличеевой

3. «Бубен.

Строение бубна»

Повторение строения бубна. Разновидности

бубнов.

1.Игра «Бубен» Фрида

Сентябрь

2 .. «Тихо-громко в бубен бей»

Тиличеевой

4 .. «Короткие и

длинные звуки»

Беседа о коротких и длинных звуках.

1. «Андрей-воробей» 1 ч.

Сентябрь

Графическое изображение. Прохлопывание

попевок.

5. «Короткие и

длинные звуки»

Графическое изображение на фланелеграфе.

1. Слушание «Мишка с куклой»

Октябрь

Пропевание песенок.

2. «Андрей-воробей»

6. «Короткие и

длинные звуки»

Определение на слух коротких и длинных

1.Игра «Шагать и бегать»

Октябрь

звуков. Выполнение упражнений.

2. «Бег» Магиденко

7. «Металлофон,

Строение

металлофона»

Определение на слух приемов игры на

1. «Ручейки», «Мышки»

Ноябрь

металлофоне. Начинать и заканчивать с

2.Игра «Успевай-ка»

аккомпанементом. Упражнения на развитие

3. «дождик», «Дятел»

воображения и фантазии.

4.Подвижные игры

5.ПридумываЙ свою музыку

8. «Настроение в

Определение характера, динамики, темпа в

1. «Полька» Красева

Декабрь

музыке»

незнакомых произведениях, выбор

соответствующих инструментов.

9. «Музыкальные

Марш-танец. Слушание произведений в

1.Марши

Январь

жанры»

этих жанрах, определение на слух.

2.Польки

3. Свободные маршировки и

танцы

1 о. «Средства

Беседа о средствах выразительности музыки

1. «Колокольчики звенят»

Январь

музыкальной

(характер, темп и т.д.).

выразительности»

11. . «Средства

Вслушиваться в музыку. Определять

1. «Мы запели песенку»

Февраль

музыкальной

характер и регистр в незнакомых

2. «Праздник птиц»

выразительности»

произведениях.

3. «Скворцы и вороны»

4. «Плачь куклы»

12. «Ударно-

Состав ударно-шумового оркестра, показ

1. «Мы запели песенку»

Март

шумовой оркестр»

инструментов, слушание произведений для

2. «Марши»

ударно-шумового оркестра.

3. «Пойду ль я»

4. подвижные игры

13. «Ударно-

Повторение строения ложек, разновидности

1. «Топотушки»

Март

шумовой оркестр.

ложек. Знакомство с музыкальными

2. Подвижные игры и танцы на

Ложки»

палочками.

дробном шаге

14. «Ударно-

Слушание музыкальных произведений.

1. «Топотушки» (др. шаг)

Апрель

шумовой оркестр.

Выбор соответствующих музыкальных

2. «Моя лошадка» (галоп)

Музыкальные

инструментов. Исполнение по подгруппам

3. свободные танцы под оркестр

палочки и

оркестра и движений.

(по подгруппам)

кубики»

15. «Ударно-

1. «Лесная песенка»Филиппенко

4

шумовой оркестр.

2. «Звенящий треугольник»

Состав оркестра.

3. «Колокольчики звенят»

Треугольники»

4. «Мы запели песенку»

Музыкальная грамота в детском саду.

3-й год обучения
Тема:
«Детские музыкальные инструменты».

Название темы

Содержание темы

Репертуар

Перио д

Кол-во

прохождения

занятий

1. Организационное

Беседа о пре д стоящей деятельности.

-

1

занятие

2. «Мелодия.

Определение мелодии. Слушание отдельных

1. «Лесенка»

3

Поступенность

фраз, определение поступенного движения

2. «Горка»

движения мелодии .

мелодии вверх и вниз .

3 . «Ручейки »

3. «Ритм. Короткие и

Работа на фланелеграфе, выкладывание

1. «Ан д рей-вор о бей»

4

длинные звуки»

полосками коротких и длинных звуков.

2. « Лесенка»

3. «Горка»

4 . «Музыкальные

Характеристика жанра. Слушание различных

1. Грамзаписи различных

4

жанры. Вальс»

вальсов в грамзаписи. Определение

вальсов

характера музыки, подыгрывание.

2. Валъс«Осенний сон»

5. «Разновидности

Беседа о разновидностях вальсов

1 . Вальс « Осенний сон»

4

вальсов»

(праздничных, лирических, танцевальных).

2. «Над волнами»

Слушание различных вальсов в исполнении

3. «На сопках

на фортепиано . Определение характера

Маньчжурии»

звучания, по д ыгрывание на самостоятельно

4. « Маленький вальс»

выбранных инструментах.

5 . «Березка»

6. «Вальс конькобежцев»

6. Музыкальные

Разновидности танцев. Различные польки,

1 . «Мишка с куклой»

2

жанры. Полька»

слушание их в исполнении на фортепиано,

2. «Полька» Лядовой

характеристика музыки.

3. «Полька» латв. н.м.

7. «Музыкальные

Устройство ксилофона. Показ приемов игры

1. Знакомые пьесы

3

инструменты.

на ксилофоне. Слушание в исполнение

2. упражнения для детей

Ксилофон»

взрослого знакомых песенок в звучании

ксилофонов.

8. «Форма

Куплетная форма. Двухчастная форма.

1. Знакомые песни

4

музыкального

Определение формы. Слушать начало

2. Вальсы

произведения»

припева и второй части. Слушание

3. Польки

произведений в куплетной и двухчастной

форме.

9. «Русская народная

Слушание русских народных мелодий.

1. р.. Н.м. «Я на горку шла»

4

песня»

Сравнение характера, настроения, формы.

2. «Во саду ли»

Определение движения мелодии,

3. «Во поле береза»

определение длинных и коротких звуков.

10. «Ударно-шумовой

Знакомство с ударно-шумовым оркестром,

1. Грамзаписи,

4

оркестр»

его составом и инструментами: трещотки,

фонограммы, пьесы в

бубенцы, коробочка, колотушка, рубель,

исполнении на фортепиано.

маракасы, кастаньеты.

11. «Современная

Слушание произведений в современных

1. Музыка Р. Паулса

3

музыка»

ритмах в эстрадных обработках.

2. «Регтайм»

Определение характера, ритма, настроения,

динамики, регистра и т.д.

15. «Ударно-

Строение и извлечение звука треугольника.

1. «Лесная песенка» Филиппенко

4

шумовой оркестр.

Сравнение на слух звучания различных

2. «Звенящий треугольник»

Состав оркестра.

треугольников (большого, оркестрового,

3. «Колокольчики звенят»

Треугольники»

малого, среднего). Слушание новой пьесы.

4. «Мы запели песенку»

Выбор соответствующих инструментов.

Литература.

1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

2. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.


Статья посвящена проблеме обучения дошкольников основам нотной грамоты и развития творческих способностей, приобщении их к музыкальному искусству. В рамках опыта работы был обобщен материал многих авторов, созданы авторские видеопроекты, направленные на развитие творческого потенциала детей . Опыт апробирован на практике в течение 2011-2017г. и результаты мониторинга подтвердили, что внедрение в работу ДОУ представленного опыта позволили достичь устойчивых качественных результатов освоения содержания программы музыкального воспитания дошкольников. Материалы опыта могут быть рекомендованы к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Актуальность данной дополнительной деятельности продиктована самой жизнью. Современные дети с рождения окружены музыкой, которую они постоянно слышат из телевизора, радиоприемников, аудиоаппаратуры. Еще не научившись ходить, малыши уже пытаются двигаться в такт и напевать простую мелодию. Современные дети испытывают большую потребность в пении, но часто не способны правильно брать дыхание, чисто интонировать, произносить отчетливо слова, реагировать на изменение темпа, динамики. Перечисленные проблемы вызывают затруднения при организации музыкальной деятельности и объясняют актуальность разработки дополнительной системы работы по обучению дошкольников основам нотной грамоты.

В условиях перехода школ на новые ФГОС (Федеральные Государственные стандарты) желательно, чтобы дети приходили в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование. В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок учится читать ноты и чисто интонировать, что является необходимой базой для обучения в музыкальной школе, вокально – хоровых кружках, непременным условием для достижения более глубоких задач.

Если в дошкольном возрасте у ребенка будет развита способность вслушиваться, сравнивать и различать звуки, то есть усвоить простейшие элементы нотной грамоты, то и обучение в школе будет идти успешнее. Углубленное ознакомление с музыкальной грамотой воздействует на развитие всех видов памяти: зрительную, моторную, образную; развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное, чувственное.

Имея опыт работы преподавания теории музыки и сольфеджио в детской музыкальной школе, для детей подготовительной к школе группы организовала кружок «До, ми, солька» по обучению основам нотной грамоты.

Одной из проблем в современном музыкальном развитии в дошкольном учреждении является проблема преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно. Поэтому перед собой поставила цель - помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности, т. к. дополнительное образование направлено для дальнейшего обеспечения преемственности детского сада и социума. Создавая обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет мне делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие дидактического, литературного материала для кружковой работы, использование ИКТ в работе, помогают ребёнку качественнее усвоить материал.

Принципы, направления, правила работы.

  • «Учить, строго соблюдая правило: от простого – к сложному» - Х. Хайнер.
  • Игра – единственно верный способ обучения и воспитания маленького человека.

Игра для детей дошкольного возраста остаётся одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому необходимо широко использовать игру в образовательной деятельности, поскольку она является одним из наиболее важных методов работы с детьми. Игры могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определённые умения и навыки.

Игра естественно включает ребёнка в процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые музыкальные явления и процессы, познаёт их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию. Поэтому чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал.

Чтобы добиться развивающего эффекта музыкальности детей активно использую информационно коммуникационные технологии, активизирующие и развивающие детей. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет повысить эффективность обучения по той причине, что материал подаётся ярко, образно, в доступной для дошкольников игровой форме, следовательно, вызывает у детей огромный интерес, т. к. это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре. Движение, звук, анимационные эффекты привлекают внимание ребенка, игровая форма предъявления информации вызывает у детей огромный интерес, наглядность, зрелищность, выразительность, комфортность восприятия за счет дизайна являются стимулом познавательной активности детей. Видео материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Использование видеопроектов эффективно способствует решению этой задачи.

Внимание необходимо уделить и сказке. Сказка, сказочные образы и символика, близкие и понятные детям: ведь ребёнок живёт в мире сказки. Сказка – тоже своего рода игра, со своими правилами. Через систему привычных сказочных образов легко ввести ребёнка в мир музыки – музыкальной сказки.

На маленького ребёнка обрушивается большое количество новой информации, которую ему необходимо осознать и запомнить. Скажем, такие понятия, как «высокий - низкий» , «длинный – короткий» в обыденной жизни имеют совершенно иное толкование, в этой связи будет правильным вводить как можно больше всевозможного игрового и наглядного материала, который является как бы связующим звеном между сложными терминами музыкальной теории и обыденными представлениями ребёнка о жизни. Поэтому чем больше будет в это время стихов, картинок, сказок, чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал, тем самостоятельней и осмысленней будут выполняться задания.

Сказки, рассказанные на музыкальную тему, стихи, в которых зарифмованы правила, картинки, помогающие усилить вербальный образ, - всё это помогает ребёнку создать некую связь из привычных, обыденных, бытовых образов и сложного музыкально – теоретического материала, с которым ранее он никогда не сталкивался. Малышу совершенно необходимы такие аналогии, так как его абстрактное мышление находится только на начальном этапе формирования и память способна удерживать долго и надёжно лишь положения, подкреплённые понятными и привычными образами.

Опытный педагог умело использует различные формы работы, чтобы добиться от детей хорошего понимания и умения пользоваться теоретическим материалом. Любым способом он должен поддерживать в ребёнке потребность «творить» . Из даже самых обыденных и скучных заданий пытаться создать «приключение» , «театр» , «игру» . И любой сказочно – игровой иллюстрированный материал оказывает в этом просто неоценимую помощь.

Сказки, стихи и истории хорошо подходят и для домашних занятий. Можно предложить детям нарисовать собственные иллюстрации, придумать свои собственные музыкальные рассказы и сказки. Как правило, фантазия детей сразу же начинает работать, и часто результат этого «детского творчества» превосходит все ожидания.

В педагогической практике ощущается огромный дефицит на интересный, современный и доступный детям наглядно-практический материал. В рамках опыта работы мной было создано более 50 видеопроектов, на все виды детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, вокальные навыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-сенсорное развитие, игра на детских музыкальных инструментах) . Разработано методическое пособие «Развитие музыкальных способностей детей, приобщение их к музыкальному искусству через использование информационно-коммуникационных технологий» , в котором есть описание видеопроектов, состоящее из программных задач, хода игры.

Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.

В результате дополнительной образовательной деятельности дети научатся читать ноты и чисто интонировать, придут в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование.

Литература:

  • Светличная Л. В. «Сказка о музыке» «Сфера» , Москва 2003г.
  • Светличная Л. В. «Новая сказка о музыке» обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. Творческий центр «Сфера» , Москва 2004г.
  • Ларионова Г. П. «Я учу нотную грамоту» Издательский Дом «Нева» 2002г.
  • Иванова О. Н., Кузнецова И. В. «Новый музыкальный букварь для самых маленьких» Феникс, Ростов-на-Дону 2006г.
  • Алексеева Л. Н. «Игровое сольфеджио для малышей» Москва 2004г.
  • Жакович В. В. «Музыкальная грамота для самых маленьких» / Ростов-на-Дону «Феникс» 2015г
  • Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009. -№4.