Секреты пяти самых загадочных полотен третьяковки. «Царевна-Лебедь» Михаил Врубель

Понять искусство не так сложно, как кажется. Для этого не обязательно учиться несколько лет на искусствоведа. Достаточно пообщаться со знатоками, которые расскажут о знаменитых полотнах так, что потом в музее их можно будет увидеть с неожиданной стороны.

Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1898 год

Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.
Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное - это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича. Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин - Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

«Неравный брак», Василий Пукирев, 1862 год

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Тот хорошо знал нравы состоятельных и влиятельных людей, для которых браки по расчету были обыденностью. Пукирев отблагодарил приятеля за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Присутствует на картине и сам живописец: он написал себя в профиль в образе шафера невесты со скрещенными руками. Изначально художник не планировал помещать себя на полотно: на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. Причем друг Пукирева в силу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать на том неприятном для себя венчании именно в качестве шафера.
Впоследствии приятель попросил художника убрать его с полотна, чтобы общие знакомые и родственники не вспоминали лишний раз эту историю. Тогда Пукирев и написал себя вместо него. Если визуально разделить полотно по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому, то в правой части окажутся невеста и два ее друга. В то время как слева расположились родственники и друзья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две смысловые части, как бы олицетворяющие добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла. Этот прием свидетельствует о приверженности художника принципам реализма, тем самым он ставит вопрос о роли церкви в обществе.


«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год

Не все любители сладостей знают, что над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий - за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Коллекционер Павел Третьяков приобрел картину за 4 тысячи рублей.
Однако считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой - сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.

«Явление Христа народу», Александр Иванов, 1857 год

Первую значимую картину на библейский сюжет Александр Иванов написал в 1834 году. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». И уже через три года, в 1837-м, он приступил к созданию главного произведения своей жизни - эпохального полотна «Явление Христа народу». Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. О том, что Иванов работает над монументальным полотном, знали все ценители живописи в России. В мае 1858 года живописец решился отправить картину в Санкт-Петербург. По легенде, во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой - он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду.
Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно - были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Любопытно, что Иванов в этом смысле опередил время, потому что позже в похожей манере будут работать импрессионисты. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Несмотря на то, что сумма была солидная, изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.

«Московский дворик», Василий Поленов, 1878 год

Картина передвижника Василия Поленова тесно связана с другой его работой под названием «Бабушкин сад». На обоих полотнах изображен один и тот же дом в районе Арбата, только с разных сторон. Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.
Изображенный на картине вид открывался из его окна. Причем на создание шедевра Поленову потребовалось совсем немного времени: по сути, это этюд, написанный с натуры. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра - бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.

Понять искусство не так сложно, как кажется. Для этого не обязательно учиться несколько лет на искусствоведа. Достаточно пообщаться со знатоками, которые расскажут о знаменитых полотнах так, что потом в музее их можно будет увидеть с неожиданной стороны.

Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи.

Богатыри, Виктор Васнецов, 1898 год

Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.
Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное — это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича. Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин — Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

Неравный брак, Василий Пукирев, 1862 год

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Тот хорошо знал нравы состоятельных и влиятельных людей, для которых браки по расчету были обыденностью. Пукирев отблагодарил приятеля за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Присутствует на картине и сам живописец: он написал себя в профиль в образе шафера невесты со скрещенными руками. Изначально художник не планировал помещать себя на полотно: на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. Причем друг Пукирева в силу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать на том неприятном для себя венчании именно в качестве шафера.
Впоследствии приятель попросил художника убрать его с полотна, чтобы общие знакомые и родственники не вспоминали лишний раз эту историю. Тогда Пукирев и написал себя вместо него. Если визуально разделить полотно по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому, то в правой части окажутся невеста и два ее друга. В то время как слева расположились родственники и друзья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две смысловые части, как бы олицетворяющие добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла. Этот прием свидетельствует о приверженности художника принципам реализма, тем самым он ставит вопрос о роли церкви в обществе.

Утро в сосновом лесу, Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год

Не все любители сладостей знают, что над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий — за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Коллекционер Павел Третьяков приобрел картину за 4 тысячи рублей.
Однако считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: Что за медведи страшные! И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой — сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.

Явление Христа народу, Александр Иванов, 1857 год

Первую значимую картину на библейский сюжет Александр Иванов написал в 1834 году. Это было Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. И уже через три года, в 1837-м, он приступил к созданию главного произведения своей жизни — эпохального полотна Явление Христа народу. Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. О том, что Иванов работает над монументальным полотном, знали все ценители живописи в России. В мае 1858 года живописец решился отправить картину в Санкт-Петербург. По легенде, во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой — он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду.
Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно — были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Любопытно, что Иванов в этом смысле опередил время, потому что позже в похожей манере будут работать импрессионисты. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Несмотря на то, что сумма была солидная, изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.

Московский дворик, Василий Поленов, 1878 год

Картина передвижника Василия Поленова тесно связана с другой его работой под названием Бабушкин сад. На обоих полотнах изображен один и тот же дом в районе Арбата, только с разных сторон. Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.
Изображенный на картине вид открывался из его окна. Причем на создание шедевра Поленову потребовалось совсем немного времени: по сути, это этюд, написанный с натуры. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра — бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.

Интересна статья?

Понять искусство не так сложно, как кажется. Для этого не обязательно учиться несколько лет на искусствоведа. Достаточно пообщаться со знатоками, которые расскажут о знаменитых полотнах так, что потом в музее их можно будет увидеть с неожиданной стороны.

Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи.

Новости и факты публикует этот потрясающий материал для своего читателя.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1898 год

Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.

Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное - это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича.

Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин - Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

«Неравный брак», Василий Пукирев, 1862 год

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Тот хорошо знал нравы состоятельных и влиятельных людей, для которых браки по расчету были обыденностью. Пукирев отблагодарил приятеля за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Присутствует на картине и сам живописец: он написал себя в профиль в образе шафера невесты со скрещенными руками. Изначально художник не планировал помещать себя на полотно: на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. Причем друг Пукирева в силу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать на том неприятном для себя венчании именно в качестве шафера.

Впоследствии приятель попросил художника убрать его с полотна, чтобы общие знакомые и родственники не вспоминали лишний раз эту историю. Тогда Пукирев и написал себя вместо него. Если визуально разделить полотно по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому, то в правой части окажутся невеста и два ее друга. В то время как слева расположились родственники и друзья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две смысловые части, как бы олицетворяющие добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла. Этот прием свидетельствует о приверженности художника принципам реализма, тем самым он ставит вопрос о роли церкви в обществе.

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год

Не все любители сладостей знают, что над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий - за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Коллекционер Павел Третьяков приобрел картину за 4 тысячи рублей.

Однако считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой - сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.

«Явление Христа народу», Александр Иванов, 1857 год

Первую значимую картину на библейский сюжет Александр Иванов написал в 1834 году. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». И уже через три года, в 1837-м, он приступил к созданию главного произведения своей жизни - эпохального полотна «Явление Христа народу». Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. О том, что Иванов работает над монументальным полотном, знали все ценители живописи в России. В мае 1858 года живописец решился отправить картину в Санкт-Петербург. По легенде, во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой - он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду.

Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно - были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Любопытно, что Иванов в этом смысле опередил время, потому что позже в похожей манере будут работать импрессионисты. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Несмотря на то, что сумма была солидная, изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.

«Московский дворик», Василий Поленов, 1878 год

Картина передвижника Василия Поленова тесно связана с другой его работой под названием «Бабушкин сад». На обоих полотнах изображен один и тот же дом в районе Арбата, только с разных сторон. Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.

Изображенный на картине вид открывался из его окна. Причем на создание шедевра Поленову потребовалось совсем немного времени: по сути, это этюд, написанный с натуры. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра - бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.

Изобразительный язык богат возможностями для выражения мыслей о мире, нас окружающем. Художник оперирует цветом, знаками и образами, раскрывая идею своего произведения. В классическом изобразительном искусстве развита целая система художественных средств для прочтения замысла картины. Особенностью любительского творчества является то, что самодеятельные художники пишут картины вне правил живописи. Их творчество основывается на чувствах и природном таланте. Не имея профессионального образования и не будучи знакомы с законами изобразительного языка, художники-любители творят, чтобы выразить душевные переживания, выплеснуть переполняющие их эмоции.

Художников-любителей сейчас не мало. Доступность художественных материалов позволяет обращаться к изобразительному творчеству все большему количеству людей. Растет интерес к любительскому творчеству. Повсеместно проходят выставки самодеятельного изобразительного творчества, на которых представляются самые разнообразные жанры и техники живописи. Многие из художников-любителей обладают несомненным талантом, но среди многочисленности авторов, выделяются мастера, обладающие особым творческим даром. Их картины наполнены душевным теплом и глубокой искренней добротой. Такие произведения, несмотря на то, что выполнены не профессионалами, восходят к высоте искусства.

Как и любая другая категория искусства, любительская живопись имеет своих почитателей. Об этом говорит интерес к выставкам картин художников любителей, которые уже давно и прочно вошли в современную культурную жизнь. В частных собраниях, собраниях различных музеев стали формироваться коллекции народного творчества «наивного» направления. Так, в Национальном музее истории и культуры коллекция «наивного» искусства начала собираться еще в 1965 году. В сегодняшних реалиях тот, кто серьезно интересуется народной живописью и при этом бывает за рубежом, может посетить музеи «наивного», иначе – инситного, искусства, которые есть во многих странах. В России музей наивного искусства создан в Москве. Он появился в конце XX века и пользуется популярностью. По примеру столичных собраний и в регионах растет интерес к народному изобразительному творчеству. В Вологодском областном научно-методическом центре культуры (ОНМЦК) уже несколько лет формируется коллекция произведений самодеятельных художников. Официально художественное собрание ОНМЦК было зарегистрировано в 1997 году. Целью создания собрания стала поддержка одного из направлений деятельности Областного научно-методического центра культуры – развитие самодеятельного народного творчества.

Собрание формируется из высокохудожественных произведений современного художественного народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства и содержит два фонда: основной и научно-вспомогательный. Основной фонд составляют предметы, имеющие историко-художественную ценность в области народного изобразительного, декоративно-прикладного искусства, ремесла и рукоделия. Научно-вспомогательный фонд - зарисовки, эскизы к картинам, ценные фотографии и рукописные материалы о творчестве известных народных авторов, а также менее ценные в художественном отношении произведения народных мастеров и художников, методические разработки, видеозаписи.

Сегодня коллекция Центра насчитывает более восьмисот единиц хранения, из них более пятисот находятся в основном фонде, более двухсот – в научно-вспомогательном фонде.

Картины талантливых «самоучек» составляют одну из значительных частей художественного собрания народного творчества ОНМЦК. В ней представлен весь спектр жанров и множество художественных направлений живописи. Но приоритетным аргументом для включения картин того или иного автора в состав художественного собрания остается стилистика, близкая к народным основам искусства и «наивное» направление. Отбор при приобретении произведения в коллекцию тщателен и педантичен. Поэтому, несмотря на то, что в Вологодской области более шести сотен человек, не имея профессионального образования, занимаются изобразительным творчеством, лишь немногим более сорока имен украшают своими произведениями художественное собрание ОНМЦК. И, как результат, художественное собрание состоит из лучших произведений изобразительного искусства, продолжающих народные традиции живописи.

Особенно ценными и интересными в художественном собрании являются картины исторического жанра. Этот жанр представлен творчеством нескольких художников любителей Вологодской области. В. Н. Сивцов, А. Д. Щепелин, Р. М. Богданов – художники разные по стилям живописи, характерам, темпераменту. Объединяет живописцев то, что в их картинах доминирует человек как творец истории, участник прошедших событий.

Коллекция картин Владимира Николаевича Сивцова одна из самых многочисленных в художественном собрании. Имя этого художника известно не только в Вологде. Его работы не раз принимали участие в Международной выставке «Инсита» в г. Будапеште, в российских выставках наивного искусства в Москве. Произведения художника отличаются непосредственностью. Его изобразительный язык ясен, красив и выразителен. Произведения В. Н. Сивцова по праву получили оценку искусствоведов как «шедевры народного творчества, раритетные произведения» (Каталог выставки «Наивное искусство России», Москва, 1998).

Одна из самых популярных работ Сивцова, принадлежащая художественному собранию ОНМЦК – «Адам и Ева в Раю» (1994). Она была приобретена после смерти художника у его сына В. В. Сивцова. Эта картина положила начало серии работ на библейскую тему. Обращение к теме христианства не было случайным для художника. Характерным для Сивцова были интерес к ярким образам, обостренное чувство справедливости и любви к людям. Неравнодушие наложило отпечаток на всю жизнь Владимира Николаевича. Даже при выборе профессии он проявил свою романтическую натуру и посвятил себя служению Отечеству в рядах Советской Армии на Дальнем Востоке, а после увольнения в запас в 1955 году поступил на службу в органы внутренних дел в Вологде. Выйдя на пенсию в 1978 году, Владимир Николаевич не удовлетворился тишиной и покоем заслуженного отдыха. Его душа, как в молодости, стремилась к новым впечатлениям и самоотдаче. Поиск привел его к прочтению Библии, в которой он открыл для себя альтернативное понимание окружающего мира. Как откровение стало для Сивцова христианское мировоззрение. В нем он нашел радость любви к человеку и определение самоценности личности в этом мире то, что было в дефиците в мире реальном и то, во что он страстно верил. И естественно, что художник не мог не выразить свое отношение к волнующей его теме через картины. Через библейские темы в картинах Сивцов утверждал свое понимание трепетности человеческих отношений и эмоций, взаимосвязь человека и природы как единосозданных.

В картине «Адам и Ева в Раю» художник не просто пересказывает текст Библии, а повествует о той жизни, которая, по его мнению, и есть блаженство. Миром, покоем и красотой дышат природа и люди в его работе: раскидистое дерево, как образ рая, цветет и благоухает; животные в дружбе между собой; женщина и мужчина обнажены не только телом, но и душой, так как им нечего скрывать и некого бояться.

В колорите картины нет яркости и праздничности. Художник пользуется чистыми, но мягкими цветами, что добавляет в духовное состояние сюжета картины покой и неземную чистоту. Здесь нет тени. Каждая деталь этого мира сама излучает свет, и потому объемы форм лишь угадываются, цвета локальны.

За первой картиной последовала работа «Адам и Ева после изгнания из Рая» (1995). Затем еще несколько сюжетов из христианства нашли отражение в его произведения. В них художник повествует о событиях просто и непосредственно. Не увлекаясь божественностью происходящего, В. Н. Сивцов трактует библейский сюжет как факт исторический, как реальность.

В творчестве Сивцова всегда находили отражение сильные человеческие эмоции. Любовь, ненависть, печаль, радость – все, что тревожило художника, волновало душу, развивалось в сюжет картины. В его стиле было изображение ярких исторических событий, представленных в таких картинах как «Куликовская битва. 1380г.» (1992), «Вологда встречает героев космоса Беляева и Леонова» (1994), «Они защищали демократию» (1991).

Еще одна серия работ художника отражена в художественном собрании ОНМЦК – портреты великих людей России. И в них вновь автор делает акцент на ярких человеческих отношениях: Пушкин у него влюбленный романтик, прогуливающийся вместе с Анной Керн; Степан Разин изображен в момент выбора между чувством любви и верностью друзьям, бросающий княжну в волны реки.

Живописные произведения Анатолия Дмитриевича Щепелина еще один пример того, когда наполненная событиями судьба человека обратилась многообразием творчества художника. За свою жизнь Анатолий Дмитриевич побывал в разных уголках нашей страны, имел отношение к самым разнообразным профессиям. После окончания Великоустюгского строительного техникума с 1938 года он работал в Никольском райисполкоме. А в 1939 году ушел на Черноморский флот, где и прослужил до начала Отечественной войны. В сентябре 1941 года в составе первого морского добровольного отряда ушел на защиту города Одессы, где и был ранен. После была оборона Крыма и города Севастополя, Карельский фронт, Халкингол, Порт-Артур и Южный Сахалин. После демобилизации его многогранная личность находила себе применение в самых разнообразных сферах деятельности. Щепелин работал учителем рисования и черчения, директором Дома культуры, техником-строителем, архитектором, прорабом на Череповецком металлургическом заводе. После выхода на пенсию Анатолий Дмитриевич переехал в город Никольск, где и начал писать картины о своей жизни, жизни людей, его окружающих.

В художественном собрании представлены работы Щепелина различных жанров. Здесь и батальные сцены с эпизодами Великой Отечественной войны, и мирная жизнь современников автора, и история его родного Никольска, портреты дорогих для художника людей.

Картины наивного направления живописи в большинстве случаев подробны в деталях. Каждая из них служит развитию сюжета, характеристике темы. Картины Щепелина не исключение. Засыпанные снегом, белеющие стволами березки, следы на снегу от полозьев и валенок, или лодки с людьми на воде, корабли с орудиями – все помогает выстроить повествование картины.

К каждой теме автор относится с особым трепетом, передавая свои эмоции и зрителю. Но особым переживанием в творчестве художника наполнена военная тема. Выстраданная героическая правда о времени Великой Отечественной войны, в картинах Щепелина приобретает суровую репортерскую направленность. Будучи участником событий, Анатолий Дмитриевич по своим воспоминаниям пишет картины «Высадка морского десанта под Одессой в 1941 г.» (2003), «Атакуют черные дьяволы» (2002), «Севастополь наш» (2002). Строя композицию картин, художник вспоминает места расположения не только боевой техники, но и каждого участника боев. Документальная точность – непременное условие для Щепелина. Как для человека военного, все имеет для него значение при рассказе о стратегии. При этом Щепелин не старается донести до зрителя портретное сходство действующих лиц. Художник оперирует образами, не ставя перед собой задачу непременной фотографической узнаваемости. Для него достаточно того, что он сам знает имена людей, воевавших с ним бок о бок.

Роман Михайлович Богданов – молодой художник не только по творческому опыту, но и по возрасту. Тем удивительнее то, что так пронзительно говорит он о человеческих чувствах справедливости и достоинства. В художественном собрании лишь одна картина художника. Но глядя на нее, можно уверенно сказать о том, что ее автор – мастер психологического портрета.

Картина Богданова называется «Жить вопреки всему». Ее трудно отнести к наивному направлению, хотя автор и является художником-любителем. Реализм портретного изображения человека, ослепшего на один глаз, без пальцев рук, которыми он опирается на инвалидную трость, приобщает эту картину к профессиональному искусству. В картине молодого художника Романа Богданова так же пронзителен образ послевоенного калеки, как и в произведении «Следы Войны» одного из величайших художников двадцатого века Гелия Коржева.

Не всем художникам-любителям близка историческая тема. В художественном собрании ОНМЦК есть картины, которые по своему идейному содержанию далеки от проходящих во времени событий, этических проблем, а выражают другие вечные ценности. Многие художники считают своей главной задачей отразить красоту этого мира, гармонию природы и ее умиротворенность. Пейзаж – один из любимых жанров художников-любителей.

Пейзажный ряд в собрании ОНМЦК разнообразен по стилистическим направлениям, одно из которых представляет работы художников наивного искусства. Как и тематические работы, пейзаж у наивистов легок для понимания, повествователен и подробен в деталях. Но его визуальная простота ни в коей мере не говорит о его примитивности и бездушности. Напротив, художник строит образ природы, дотошно вникая во все подробности, добиваясь точности в характеристике, которыми сам ее наделил. Художник становится соавтором природы в созидании красоты.

Один из таких авторов, работы которого находятся в коллекции – Валентина Романовна Урюпина . Родом она из Ставрополья. Богатая цветом и солнцем природа Юга России еще в детстве пробудила в ней тягу к прекрасному. Но судьба распорядилась так, что после замужества Валентина с семьей переехала жить в село Верховажье. И теперь весь свой талант она отдает северной природе.

На первый взгляд в пейзажах Валентины Урюпиной все просто. Голубое небо, зеленые деревья, синяя вода. Но художник чувствует гармонию природы, ее скромную прелесть и талантливо выражает свои ощущения в картинах. В лирических пейзажах Валентины Романовны – вся красота природы: шум травы под порывом летнего ветра, нежность тихой воды в реках, покой лесов.

Отсутствие в произведениях сюжетного либо образного действия рождают в душе чувство сердечной простоты, ностальгии по детским впечатлениям. Статичность пейзажей, их затейливые композиционные решения наполняют работы удивительной сказочностью. Красивым узором обрамляют гладь воды растущие по берегам реки деревья. Стволы в лесной чаще строят ритм народной колыбельной песни. Кажется, что еще минута, и на дороге в картине художника покажется Иван-Царевич верхом на Сером Волке, или всплеснет вода под хвостом русалки.

С южным темпераментом Валентина Романовна в картинах одаряет северную природу многоцветием. Солнечные блики на листве деревьев она решает в теплых желтых и оранжевых оттенках. От этого изображения деревьев ложатся на холст пестрой, переливчатой парчой. Краски перетекают одна в другую, передавая вибрацию освещенной солнечным светом листвы. Движение облаков по легкому голубому небу, течение синих вод в реке Ваге передает художник с помощью обогащения цвета множеством нюансов. К голубому примешиваются розовые, фиолетовые, серые, желтые цвета, создавая ощущение пространственного освещения.

Не менее талантливы работы других художников наивистов. Созерцательной чистотой наполнены пейзажи А. А. Архипова, А. А. Соколова из Вологды, А. А. Лебедева из Тарноги. Их тонкое, деликатное отношение к родной северной природе определяет изящную цветовую гамму картин, простые и ясные композиции. Пейзажи этих художников привлекают бархатной фактурой листвы, пушистой травы, воды, неба с легкими облаками. Цветовые переходы так нежны, что порой формы предметов теряются, перетекая друг в друга, и ясным остается только ощущение вибрации воздуха в природе.

Пейзажи реалистического направления в самодеятельном творчестве – явление распространенное и закономерное. Многие непрофессиональные живописцы стремятся овладеть мастерством и классическими приемами изобразительного искусства. Природный талант и приобретенный опыт в классическом искусстве дают возможность любителю изобразительного творчества вырасти в мастера, имеющего полное право на звание художника.

В художественном собрании есть работы нескольких живописцев, которые самостоятельно прошли путь от любительского до профессионального искусства. Их отличают не только знания технологии живописи и мастерство, но и обладание своим почерком при создании живописных произведений. Каждый из них по-своему понимает природную красоту и передает свое отношение к ней.

Лиричен пейзаж Н. Ю. Тонковой, приобретенный в 2006 году в художественное собрание ОНМЦК. Эта художница отдает приоритет в своем творчестве пейзажу, находя в нем удивительное очарование. Ее живопись отличает прозрачность, игра светлых и темных пятен, которые выстраивают композицию картины и наполняют ее воздушной вибрацией, легким шумом.

Еще один мастер пейзажа – художник из города Харовска А. А. Малков. Его работы близки классическому письму. Мастерство цветовидения, композиционное чутье художника рождает картины профессионального плана. Мягкое и гармоничное сочетание зелени листьев, теплых оттенков воды и серо-голубого неба точно характеризуют северную природу в летнюю пору в картине художника «Харовские места». Чувства покоя и мира наполняют произведение и находят отклик в душе каждого зрителя.

В картине Малкова «Дорога в гору» меняется цветовая гамма, а вместе с тем и чувства у зрителя возникают иные. «Дорога в гору» ведет нас по весеннему, предвкушающему бурное цветение полю. Яркая зелень прозрачна и свежа. Высокое голубое небо воздушно и легко. Художник мастерски наполняет картину радостным волнением и оптимизмом.

Александр Африканович Малков уже давно признанный художник, и не только в Харовске. Его работы пользуются популярностью у многих любителей живописи и вызывают неподдельный интерес у профессионалов в Вологде, Москве и других городах России. Не замыкаясь только на своем творчестве, художник преподает живопись в харовском Центре традиционной народной культуры, делясь своим опытом с благодарными и многочисленными учениками.

В художественном собрании ОНМЦК представлены картины и других, менее популярных, но не менее любимых авторами жанров: портреты, натюрморты, бытовая картина. Несколько произведений в собрании отражают литературные пристрастия в изобразительном творчестве самодеятельных авторов. Так художник из Грязовца Е. Ю. Капустин представлен в художественном собрании своей работой на тему рассказа Василия Белова «Привычное дело». Картина «Татьяна чистая душою» художницы из Вологды Т. И. Шамариной ведет нас к поэзии А. С. Пушкина. Причем, нужно отметить, что эта картина не является случайным, одиночным явлением в творчестве художницы. Ее живописные темы часто соседствуют с русской литературой. С особой любовью она уже несколько лет раскрывает в своем творчестве тему романа «Евгений Онегин». Героиня романа созвучна ей не только именем, но и своим мировоззрением, мироощущением.

Картины коллекции ОНМЦК демонстрируют современное состояние художественного самодеятельного творчества Вологодской области во всей полноте. Многообразие пластическо-живописных форм, жанрово-тематического содержания, авторских индивидуальностей, эстетических представлений отражено в содержании художественного собрания. Анализ собранного материала дает возможность оценить развитие современной художественной культуры, ее явления и процессы.

На материалах художественного собрания ведется не только аналитическая работа, но и, учитывая потребность в популяризации любительского изобразительного творчества, предметы коллекции постоянно экспонируются на различных выставках и фестивалях. Мобильность экспонатов дает творчеству художников реальный выход в сферу жизни и искусства.

Самодеятельное изобразительное творчество продолжает развиваться. Появляются новые самобытные авторы, создаются интересные живописные произведения. Это дает повод для дальнейшего развития художественного собрания ОНМЦК и обогащения материала для изучения и популяризации любительского изобразительного творчества.

Наталья Кулижникова, искусствовед

Плюсануть

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.

сайт покопался в коллекции художественного музея и выбрал 10 картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поход в Третьяковскую галерею.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин

Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

«Неравный брак» Василий Пукирев

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине - любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, - сам художник.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков

Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне - сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой - ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине - странник, в лице которого читаются черты художника.

«Не ждали» Илья Репин

На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная - недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.

В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.

«Троица» Андрей Рублев

Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

«Неизвестная» Иван Крамской

Место действия картины сомнений не вызывает - это Невский проспект в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, назывались имена известных дам света. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.

В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской Сикстинской мадонной - идеалом неземной красоты и духовности. И висела в каждом приличном советском доме.

«Богатыри» Виктор Васнецов

Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.

К слову сказать, Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Состарившись и закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.

«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин

Картина «Купание красного коня», поразившая современников своей монументальностью и судьбоносностью, принесла художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика - художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. ...В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».

«Царевна-Лебедь» Михаил Врубель

Картина была написана в 1900 году на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы, поют, как птицы, а Надя - как человек!» - говорил о ней Врубель.