В. М

Художник В.М. Васнецов не раз писал картины по сюжетам русских народных сказок. В 1881 г. была закончена картина «Аленушка». За основу была взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке», где девушка осталась присматривать за братом, но из-за своего непослушания он превратился в козленочка.

На картине художник запечатлел момент, когда Аленушка узнала о превращении братца и пришла к пруду погоревать о произошедшем. Фоном служит смешанный лес. Художник изобразил неподвижные, высокие елки и березы. Небо пасмурное, солнца не видно. Возможно, уже начались сумерки. Сама Аленушка сидит на камне. Ноги ее согнуты, на коленях лежат руки, к которым она склонила голову. Волосы ее, длинные и спутанные, распущены, в больших глазах грусть и скорбь. Взгляд устремлён вдаль. На щеках румянец от волнения за судьбу брата. Надет на ней черный сарафан с узором в виде цветов. Из-под юбки видны голые ступни. Она много ходила, искала брата, поэтому ноги выглядят грязными. Вся ее поза говорит об отчаянии: ей не важно, как она выглядит, она думает только об Иванушке. Ее окружает осока.

Сохранилось несколько эскизов Васнецова к этой картине, среди которых есть изображение осоки на берегу пруда. Вода чистая, прозрачная. Отражение Аленушки в пруду расплывчатое, нечеткое. По поверхности пруда плавает несколько желтых осенних листьев. Над головой девушки на можно заметить группу ласточек, символизирующих надежду на лучшее.

Образ Аленушки был списан художником с молодой девушки, в глазах которой он увидел «тоску, одиночество и чисто русскую печаль». Чтобы добиться гармоничности композиции, нужной тональности и атмосферы картины, Васнецов проделал большую работу. В образе самой Аленушки нельзя заметить что-то необычное или сказочное. Мы видим только грустную девушку, переживающую за брата, но этот образ одним из первых приходит на ум, когда речь заходит о сказке «О сестрице Аленушке и братце Иванушке».

Сочинение описание картины Аленушка Васнецова

Практически все работы Виктора Михайловича были написаны с любовью к русскому фольклору. Вот и полотно «Аленушка» не стало исключением, его он написал по сюжету сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в 1880 году.

Главной героиней данного полотна является молодая девушка, которая тяжело работала, не смотря на юный возраст. Одеяние у девушки простое, не броское, ноги у нее босые. Все указывает на то, что девушка из бедной крестьянской семьи. На девушке светлая кофта и сарафан, из-под которого можно увидеть нижнюю сорочку. Так одевались на Руси раньше. Художник показывает девушку со слегка растрепанными волосами. Складывается впечатление, что девушка уже не один день сидит на берегу пруда и всматривалась в водную гладь.

И до сих пор она смотрит в воду и пытается увидеть ожидаемое, положив голову на руки, лежащие на коленях. Созерцая данное полотно, очень хочется, чтобы все злое скорее развеялось в воздухе, и девушка счастливая ушла домой. Но темная цветовая гамма картины, дает понять своему зрителю, что этому не быть.

Весь пейзаж картины так же пропитан грустью до самой глубины. Сзади Аленушки виднеется лес, изображен он в темно-зеленых тонах, именно это и дарит ему загадочный вид.

Вода в пруду просто окутывает своим холодом все окружающее и вызывает мурашки у своего зрителя. Смотря на картину можно увидеть, что пруд будто живой, настроен негативно к юной Аленушке. Единственное, что может хоть как-то подарить надежду в лучшее – камыш со своими зелеными листьями вблизи героини. Так же можно увидеть осинки, березы которые так же вносят немного ярких и оптимистических красок в полотно. Кажется, что от легкого дуновения ветра, шорох опадающих листьев говорит Аленушке о том, что все будет непременно хорошо и не стоит печалиться.

Глядя на эту картину, можно прочувствовать, как грусть пробегает внутри и вызывает сочувствие к беде Аленушки. Зрителю становится ее жаль, что часть ее боли хочется взять на себя, дабы сиротке стало легче. Художник смог все передать в полотне с полной чувствительностью и реалистичностью.

Кажется, что художник изобразил Аленушку не просто так, а для того, чтобы люди помнили о таких качествах, которые были у нее. Она обладала: добротой, умением любить, трудолюбием, терпением, сопереживанием и самое главное – она умела заботиться о близком человеке. Художник якобы говорит нам о том, что каждый из нас должен иметь эти качества.

Вариант 3

Творчество Виктора Михайловича разнообразно, а народное признание он получил благодаря полотнам отображающим народный фольклор. Картина художника "Аленушка" написана по мотивам известнейшей народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", но прообразом к созданию полотна являлась девочка с Ахтырки, которая приметилась художнику. Её он и отразил в своем творении. Написано полотно было в 1881 году, в Москве.

На полотне мы видим простую русскую девушку, смотрящую грустным и поникшим взглядом, видим претворенный в жизнь творческий окрас и лирическая взаимосвязь, от которой веет русским духом. Неприветливый, темный лес вызывает ассоциации с печалью и грустью.

Утомленная поисками своего брата Аленушка находится на большом камне, сложив на колени голову, сидит в тёмном, страшном лесу, у мрачного пруда. На ней дряхлое платье, сидит босая. Взгляд девочки полон безысходности и сожаления о случившемся. В голове у неё вертится вопрос:"где же ты, родной братец Иванушка?" Словно темная туча нависли над Аленушкой тревожные и темные мысли. Всё в картине представляется грустным, природа кажется мрачной, словно грустит вместе с Аленушкой.

Любой отдельно взятый фрагмент картины может быть предметом для глубокого размышления. Множество сказок с легендами было сотворено народной мыслью. Немало было создано и русскими писателями, но ведь они представлялись лишь в воображении, умственно. Васнецов же претворил сказку в жизнь, выразил зрительно живописными средствами произведение, наполненное великой русской традиционностью и русским фольклором.

В настоящее время данное полотно находится в Третьяковской галерее, в Москве, размер холста 173 на 121 см.

Описание настроения картины Аленушка


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Шевандроновой На террасе 8 класс

    Шевандронова Ирина Васильевна советский художник, живописец. Она родилась в 1923 году. Всю жизнь талантливая художница прожила в Москве. Еще с малых лет у нее начал проявляться талант к искусству.

  • Сочинение по картине Рокотова Портрет А.П. Струйской 8, 9 класс

    В ней, ярко выражена гордость и ум, женщин той поры. Судя по выражению лица, можно понять, что эта женщина, не является обычной крепостной девушкой.

  • Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6 класс

    На картине Васнецова «Витязь на распутье» изображен крепкий русский всадник на могучем белом коне, который остановился перед огромным серым камнем, лежащим на распутье, с выбитой на нем надписью.

  • Сочинение по картине Пименова Новая Москва 3, 8 класс

    На общем фоне, этой работы, художник показал те здания, которые занимали первое место в городе, Дом союзов и «Москва» гостиница. На первое место, в этой работе, можно чётко рассмотреть, кабину импортного автомобиля, управляемого девушкой

  • Сочинение по картине Ромадина Лесное озеро описание

    С первого взгляда картина кажется очень темной и серой. Но самом деле это не так, просто нужно проникнуться в каждые детали и внимательно рассмотреть ее

Виктор Васнецов. Аленушка.
1881. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с московской семьей крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры о проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского о прошлом России. В мамонтовском сообществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры...

Если портреты близких людей помогали Васнецову в создании идеала национальной красоты, национального типа, то в Абрамцеве и его окрестностях с их характерными для средней полосы России дубовыми, еловыми, березовыми лесами и рощами, причудливо-извилистой с темными заводями речкой Ворей, прудами, поросшими осокой, глухими оврагами и веселыми лужайками и пригорками, вырабатывался тип национального пейзажа.

Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Здесь была написана и «Аленушка», картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. «Аленушка», — рассказывал впоследствии художник, — как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее". Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

В основу сюжета положена русская народная сказка Композиция состоит из одного единственного персонажа – молодой девушки с русыми волосами, одетой в народное длинное платье.

Алёнушка по сказке была сиротой, которая на время потеряла единственного близкого человека – Иванушку. Именно поэтому первоначально данное произведение задумывалось под названием «Дурочка Аленушка» (дурочками раньше называли сирот).

Образ этой девушки пришел в голову великого художника задолго до написания картины, но воплотить в жизнь эту идею автору помогла простоволосая крестьянка, спустившаяся к пруду на Ахтынке и поразившая В. М. Васнецова своей красотой. Как впоследствии признавался сам художник, от неё веяло особой русской печалью, тоской и одиночеством, которое читалось в её глазах.

Васнецов передал все эти чувства в склоненной позе героини, грустно обвившей руками колени, и в её печальных, полуприкрытых ресницами, глазах. Настроению персонажа вторит природа.

Согласно народным поверьям, природа в конце дня обретает способность отражать эмоции человека. На заднем фоне, списанном опять же с пруда Ахтынки, автор изобразил свинцово-серое небо, ёлочки устрашающего тёмно-зелёного цвета. Под ногами Алёнушки расстилается столь же мрачный пруд, пугающий зрителя своей глубиной, прикрытый листьями желтого цвета и спускающихся к самой поверхности омута осинками с листвой серых оттенков.

Васнецов говорил, что из всех его картин ему самому «Аленушка» милее прочих. Впрочем, милая грустная девушка, склонившаяся у ручья, любима не только автором.

Аленушка из народных сказок безусловно узнаваема, но это не художественный комментарий к конкретному сюжету. Васнецов писал «Аленушку» в Ахтырке. По приглашению мецената и коллекционера Саввы Мамонтова он с семьей проводил там лето, неподалеку от их имения в Абрамцеве . В Абрамцево постоянно съезжались писатели, художники, там звучала классическая музыка, не умолкали смех и увлекательные дискуссии, гости привлекались к самодеятельному театру.

В руки Васнецову попал сборник народных сказок под редакцией Афанасьева, и это помогло образу Аленушки выкристаллизоваться сначала в его воображении, а после и на холсте. С позой девушки он определился сразу, а облик ее, как и пейзаж, в ходе работы над эскизами менялся ( , ).

Однажды, прогуливаясь близ Абрамцева, он встретил простоволосую крестьянскую девушку. Такая печаль и тоска в ее глазах таились, такой одинокой и несчастной она была, что именно ее образ стал тем штрихом, который позволил «Аленушке» появиться. Сам Васнецов признавался, что в ее образе также частично запечатлена и лучистая, сияющая младшая дочь Саввы Мамонтова Веруша (широко известная по картине Серова).

Поникшая, склонившая голову на скрещенные руки, Аленушка, пригорюнившись, сидит на камне у речки. Печаль, одиночество и смирение в ее образе. Огрубевшие ступни явно показывают, что не по мягким коврам этой девушке ходить приходится, и к тяжелой работе она приучена. Васнецов не вносит в ее трактовку ни дидактику, ни обличительность. Это настоящая Аленушка из народных сказок, проявление самой сокровенной сути русского народа – печальная, трогающую за душу, нежная и, кажется, бесконечно уставшая. Сказать, что пейзаж гармонирует с душевным состоянием героини – изрядно преуменьшить действительность, они просто кажутся одним неразрывным целым, словно пейзаж и есть ее душевное состояние. Мелкие цветы на юбке Аленушки сливаются с неяркой среднерусской природой.

Вокруг сумрачно, невесело. Дремучий лес, сквозь который не пробивается солнце, черный омут, а вокруг него осины – символ беды. Уж не задумала ли что дурное, глядя вглубь этого омута, девушка? Кстати, изначально Васнецов думал назвать картину «Дурочка Аленушка». Дурочками в то время называли сирот – ни отца, ни матери нет у девушки. Но все же в картине нет ощущения грядущей беды – вот на небольших яблоньках мелкие плоды. Они – о жизни, и ничего непоправимого Аленушка у этого омута не сделает. А на ветке над головой ее устроились ласточки, добрые вестницы, и кажется, что они оберегают девушку от последнего шага.

Васнецов показал «Аленушку» на девятой передвижной выставке. Зрителям картина очень понравилась, а художники и критики приняли неоднозначно. Ее определили как «натурно-жанровую» – не очень удачное определение. Потому что грустная девушка в лесу у речки – это всего лишь поверхностное описание картины, суть которой этим далеко не ограничивается. «Аленушку» называют воплощением русской души, женской доли, она кажется вышедшей из сказки – и это более полный взгляд на нее. И несмотря на всю грусть и тоску, столь убедительно переданные автором, от картины нет трагического ощущения. Может быть, потому что мы помним: в сказках у Аленушек всё хорошо заканчивается?

Сюжет

Написанная по мотивам русского фольклора картина выглядит как олицетворение тоски-кручинушки народа. Это не столько Аленушка, потерявшая своего братца Иванушку, сколько все женские сказочные образы, которым по сюжету выпало испытание.

Природа — это и место событий, и активный их участник. У Васнецова пейзаж психологичен, это зеркало души героев. Застывшая на камне Аленушка словно затерялась в этой высокой траве. Ее юбка, как из луговых цветов собранная, волосы, как песок, а рубашка — как камни.

Лес молодой, но темный — видно, что легко в нем затеряться и сгинуть. Или встретить ненароком других героев русского эпоса. Пруд зеркально гладкий, будто никто в нем не живет: ни рыба, ни лягушка, ни птица. Мертвенная тишь и тоска.

Контекст

Васнецов работал над картиной в Абрамцеве в имении Саввы Мамонтова. Кстати, было немало тех, кто находил сходства Аленушки с дочерью мецената Верой — той самой, знаменитой «Девочкой с персиками». Художник на это отнекивался и рассказывал случай встречи с крестьянкой: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

Пруд в Ахтырке, 1880

Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу Вори и у пруда в Ахтырке, Васнецов вернулся в Москву, где зимой завершал работу над картиной. Ее первоначальное название — «Дурочка Алёнушка» — содержало ту самую тоску, о которой писал художник. Дурочка, то есть сиротинушка, всеми покинутая, обездоленная. Но и без этого слова все чувствуется, все понятно.


Судьба художника

Родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.


Васнецов, 1891

Васнецов был и , и религиозным, и портретистом, и , и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.