Банк энергизаторов упражнения для проведения тренинга. Team Building и Team Spirit: количество участников, численность и способы формирования команд

Игры-энергизаторы с учащимися 1-9 классов коррекционных школ VIII вида

Описание работы: Для работы с детьми любого возраста педагогам коррекционных и общеобразовательных школ предлагаю игры-энергизаторы. Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус. Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.

1. Игры на деление группы на команды
Прежде чем приступить к той или иной игре, зачастую бывает необходимо предварительно разделить группу на команды. Ниже представлены различные примеры такого деления (от деления группы на две команды до деления на пары).

СОРТИРОВКА
Для деления на любое количество команд. Группа сидит в кругу.
Ведущий решает, какое количество команд необходимо, и присваивает каждой команде свое имя (яблоки, груши, апельсины или тигры, львы, пантеры) и по кругу, указывая на участвующих, называет членов каждой команды. Все пантеры идут в один угол, тигры - в другой.
Старайтесь дать либо гордые, либо смешные названия команд (например, команда «Хромоногие колобки»).

ДЕЛЕНИЕ ПО ПРИЗНАКАМ
Разделите команды по цвету обуви, полу, длине волос, цвету глаз.

ПО БУКВАМ
Деление на команды по буквам, с которых начинаются имена участников. Например: А, Е, Р - 1 группа, В, Д, С - 2 группа и т.д.

МОЗАИКА
Берется столько картинок или открыток, сколько необходимо команд, разрезаются на части по числу участников. Каждому участнику выдается по кусочку открытки. Когда открытки будут сложены, образуются группы.

СТУЛЬЯ
Перед началом занятия ведущий приклеивает рисунки, номера и т.п. под стульями, на которых будут сидеть участники.

2. Игры для начала занятия

Самый простой способ создать непринужденную атмосферу - это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и всей группе.
Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущения безопасности.
Игры-приветствия используются в начале занятия для поднятия настроения и активизации группы. Особенно эффективны они на первых занятиях для раскрепощения и снятия напряжения, когда участники еще плохо знакомы друг с другом.
Важно и то, как будет закончено занятие. Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и игры-прощания, дающие заряд отличного настроения.

Игра «ВЫСШИЙ СВЕТ»
Каждый из участников должен наиболее изысканно и галантно попрощаться с каждым в отдельности или со всей группой сразу.
Каждый встает и прощается с присутствующими.

Игра «КОМПЛИМЕНТ»
Ведущий раздает каждому участнику по пять листочков бумаги и просит группу написать на них пять разных позитивных качеств (например, самый умный, самый обаятельный и привлекательный и т.п.). Затем все листочки складываются в шапку, и каждый участник вытаскивает по пять бумажек.

Игра «ЦВЕТ»
Эту игру можно проводить как в начале, так и в конце занятия.
Каждый участник называет цвет, которому в данный момент соответствует его настроение и кратко объясняет почему. Например, «Я желтого цвета, потому что у меня сейчас веселое солнечное настроение»

Игра «ПЕСНЯ»
Каждый поет строчку из песни, которая соответствует его настроению в данный момент, остальные подхватывают.

3. Игры на знакомство

Эти игры направлены на знакомство участников группы между собой, запоминание имен, снятие напряжения в группе, вызванное присутствием большого количества незнакомых людей, а также на подготовку участников к дальнейшей совместной работе. Упражнения на представление членов группы друг другу очень разнообразны. Можно изменять предложенные игры, придумывать свои варианты, соединять несколько игр в одну и т.д.

Игра «МУХОБОЙКА»
Сворачивается газетка в рулон. Все сидят в кругу в позе нога на ногу. Один встает в центре, берет газетку, его задача коснуться коленки человека, чье имя назовут. А задача этого человека - назвать чье-то имя еще до того, как его запятнают, т. е. «перевести стрелки». Для усложнения можно предложить запретить называть одно имя одному человеку несколько раз.

Игра «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Один называет свое имя, потом другого слева, называет его имя и свое, потом следующий называет имена двух уже сказавших и свое, и так по кругу. Можно подсказывать и помогать.

Игра «МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ - ТЫ И Я»
Каждый из участников находит человека, чем-то сходного или близкого по каким-нибудь признакам (от цвета шнурков до одинакового имени родителей) и объявляет: «Мы с тобой одной крови - ты и я, потому что у нас с тобой носы курносые», и т.п.

4. Игры для активизации группы

Игра «ВО-О-О!!!»
Стартовая или заключительная игра.
Участвующих спрашивают, какое количество энергии у них сейчас. Каждый должен показать какое, а все повторяют. Можно показывать, как хотят есть или выразить свои ощущения по какому-либо поводу.

Игра «ЛОШАДКИ»
Очень смешная игрушка на эмоциональную разрядку.
Представьте, что мы озвучиваем кинофильм об ипподроме. Хлопки по коленям - бегущие лошади. Руки вверх резко и крик «Оп!» - взятие барьера. Хлопки по щекам - пробег по луже. Хлопки по груди-лошади близко от комментаторской кабины. Руки вверх и продолжительный крик «А-а-а!» - крики болельщиков.
Ведущий начинает комментировать происходящее, а все - озвучивать.
«Вот лошади стоят на местах! Старт! (все хлопают по коленям). Лошади бегут все быстрее!
Первый барьер! Крики радостных болельщиков! Первый круг, лошади совсем близко! Бегут по луже, какой кошмар, кажется, одна лошадь осталась в луже!» и т.д.

Игра «ОДЕЯЛО»
Очень смешная и простая игра на эмоциональную разгрузку.
Два игрока становятся друг напротив друга, очень близко (10 сантиметров между носами), лицом друг к другу. Между лицами держится либо одеяло, либо большой лист бумаги. Когда лист упадет, необходимо как можно быстрее назвать имя соперника.
Прикол в том, что оба будут орать в лицо друг другу и чаще всего тормозить от неожиданности. Получается очень смешно.

Игра «РАЗ-ДВА-ТРИ!»
Необходимо трясти правой рукой, считая до 10, потом левой, считая до 10.
Потом ногой, потом другой, тоже считая. Потом все то же самое до 9, потом до 8 и так до 1. Получается очень весело.

5. Игры на концентрацию внимания

Игра «ЗИП-ЗЕП-ЗАП» (на внимание и поднятие настроения).
Все встают в круг. Один стреляет: «Зип!», указывая пальцем на кого-либо, тот должен сказать: «Зеп!», стреляя уже в другого, следующий должен сказать: «Зап!» и стрелять в следующего. И дальше в том же стиле. Для усложнения пускается еще один «Зип!» и игроков становится больше.
Обычно начинается путаница.

Игра «ПИФ-ПАФ, ТЫ УБИТ!» (на внимательность, быстроту реакции и эмоциональную разгрузку).
Все встают в круг. Ведущий называет имя одного из участников группы, услышав свое имя, человек должен немедленно присесть (также ведущий может стоять в кругу и просто указывать на того, кто должен присесть), а те, кто стоит рядом с ним, должны сложить руки в пистолетик, направить друг на друга и крикнуть «Пиф-паф, ты убит!». Кто быстрее крикнет, тот победил, а проигравший выходит из круга. Если тот, чье имя было названо, не присядет, то он также выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся двое победителей.

Игра «ОЙ И АЙ»
Все встают. Нагибаются вперед и кладут руки на колени. Необходимо по цепи передать слово «ой» от одного человека к другому. Как только кто-нибудь скажет: «Ай»,- передача слова идет в обратном направлении. Задача - не тормозить.

6. Игры на снятие напряжения

Эти упражнения целесообразно проводить, если группа слишком напряжена или возбуждена. А также после занятий или упражнений, требующих большого эмоционального напряжения.

Игра «МАССАЖ»
Все стоят в круге. Сначала помассировать спину соседу слева, слегка постучать по ней, погладить, потом соседу справа. Напоминает коллективный массаж.

Игра «СНЕГ»
Отряхнуть сначала соседа слева от виртуального снега, потом соседа справа.

Игра «МАЯТНИК»
Группа становится в круг, один участник становится в середину круга.
Суть игры заключается в том, чтобы стоящий в центре начинал падать назад, максимально расслабившись, а все остальные его подстраховывали от падения, передавая по кругу. Гнуться стоящий в центре «маятник» не должен.

7. Релаксации

Включается инструментальная, спокойная, возможно, «природная» музыка.
Ведущий дает участникам инструкции: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Если вы чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или «зажата», напрягите эту область как можно сильнее, подержите 5 секунд и расслабьте.

Релаксация «В СОСНОВОМ ЛЕСУ»
Закройте глаза. Сделайте три вдоха и выдоха по моей команде. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох.
Представьте себе теплое солнечное утро. Вы идете по залитой солнцем равнине, которая распростерлась до самого горизонта. Вдалеке вы видите неясные очертания окутанных дымкой холмов. Вы пересекаете равнину и поднимаетесь на невысокие склоны, где справа и слева раскинулся большой остров густого соснового леса.
Вы, ступая по мягкому густому мху, спускаетесь в неглубокую лощинку, покрытую душистым вереском, а затем поворачиваете к лесу.
Вас обступают стройные и высокие стволы сосен. Их ветви начинаются высоко вверху. Местами они переплетаются, отбрасывая на землю густую тень. Земля в лесу темная и мягкая, ее покрывает ковер из сосновых игл и мха.
Вы ложитесь в тени и глядите вверх, сквозь ветви деревьев. Ваши плечи, спина, поясница, все ваше тело отдыхает. Вам приятно чувствовать спиной землю, слегка прогретую лучами утреннего солнца. Вы смотрите на голубое небо, по которому медленно проплывают редкие, похожие на белоснежных лебедей облака; потом закрываете глаза.
Вы вдыхаете чистый, свежий воздух, наполненный ароматом сосновой хвои. В вышине стволов раздается переливчатое пение птиц. Высоко в ветвях шумит легкий ветерок. Вы лежите и наслаждаетесь спокойствием и гармонией окружающей вас природы, ощущая себя ее частицей. Вы делаете три вдоха и выдоха по моей команде. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох. Открыли глаза.

8. Игры на сплочение группы

В этом разделе приведены примеры игр, не несущих информационной нагрузки, но помогающих сплотить группу и развить командное и межличностное взаимодействие.
Все игры в этом разделе можно условно разделить на две группы: первая - это игры, в которых участники сообща должны решить какую-либо задачу, вторая - когда участники все вместе должны совершить какое-либо действие. Поэтому, выбирая то или иное упражнение для сплочения группы в то же время можно, по обстоятельствам, или активизировать или успокоить группу.

Игра «КЛУБОК»
Группе необходимо встать в круг, вытянуть руки вперед и взяться левой рукой за любую руку одного человека, правой - за руку другого. Задача: распутаться так, чтобы получился круг. Захват руки можно менять, но не расцеплять. Если группа окончательно запуталась, можно разорвать руки 1-2 раза. Предупредите, чтобы руки не ломали!

Игра «АЛЬПИНИСТ»
Разбейте на две команды.
«Вы знаете, что когда альпинисты идут в горы, они спят на любом уступчике. Ваша задача: уместиться и заснуть вот на таком…»
Если есть крепкие стулья, то можно использовать стул, но если нет - используйте газету. Потом постепенно уменьшайте размер газеты, и та команда, которая удержалась 10 секунд на предложенном уступе - выиграла.

Игра «СКУЛЬПТУРА»
Пять-шесть человек встают в центр помещения. Необходимо сделать скульптуру на предложенные чувства. Все должны согласованно, одновременно принять позы, но так чтобы это была единая скульптура. С периодичностью 5-8 секунд ведущий дает темы: любовь, радость, ненависть, скука или жанровые сцены (встреча со стоматологом, разборка во дворе) и т.п.

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько видов групп:
1)условные и реальные;
2)постоянные и временные;
3)большие и малые.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.

Условные Реальные

Лабораторные Естественные

Большие Малые

Неорганизованные Организованные Становящиеся Коллективные

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы:

I - пространственное и временное соприсутствие (1) людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов (2), которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Некоторые американские исследователи считают, что перцептивные аспекты - главное, т.к. они позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе (3) и только в этом случае можно говорить о малой группе. Взаимодействие - активность каждого (4), это одновременно стимул и реакция на всех остальных.

II - наличие постоянной цели совместной деятельности (5). Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяют динамику функционирования малой группы.

Можно выделить три рода целей :
1)ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
2)вторичные цели - более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
3) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого. Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т.е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

III. Наличие в группе организующего начала (6). Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

IV. Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т.е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

V. Наличие эмоциональных отношений между членами группы (8), которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

VI. Выработка специфической групповой культуры: нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы - важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Группе присущи следующие общие закономерности:
1)группа неизбежно будет структурироваться;
2)группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят;
3)флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают:

1)группы членства;
2)референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.
Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: 1)социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов; 2)нормативную функцию, т.к. референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие группы:
Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).
Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно - полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.);
во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода.

Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

На первом организационном этапе группа учащихся вуза, ССУЗ (средних специальных учебных заведений) не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в вуз, ССУЗ учащихся различного жизненного опыта, взглядов, различного отношения к коллективной жизни. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования "индивидуально-психологическую карту" личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т.е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива.

Руководитель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии, своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. Воспитание актива группы - важнейшая задача руководителя, направленная на развитие организаторских способностей и устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, "командирского тона" в поведении актива.

Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять ее лидеров.

Методы психологического исследования межличностных отношений.

Выделяют следующие методы:

1)социометрический;

2)референтометрический;

3)изучения мотивационного ядра межличностных выборов;

4)изучения сплоченности коллектива.

Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.

Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия и т.п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми - все это способствует укреплению и развитию коллектива на втором этапе.

Однако на втором этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомышленников, наблюдается значительная неоднородность взглядов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный способ принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива.

На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Отметим, что далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития.

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности - как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.
Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива.

Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат совокупность отношений членов группы:
1)к условиям и характеру совместной деятельности;
2)к коллегам, членам коллектива;
3)к руководителю коллектива.

«Выбери...» (10 мин.)

Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп - 5 добровольцев и т.д.

Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?». Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого вы­брали, задается следующий вопрос: «Кому бы вы до­верили нести рюкзак?». Остальные вопросы веду­щий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?».

Если остается несколько человек, которых не вы­брали, можно предложить им самим определить ко­манду, в которой они бы хотели работать.

«Фишка» (10 мин.)

Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 2 подгруппы - из 2-х цветов. (Для группы из 15 че­ловек - по 5 листочков каждого цвета и т.д.)

Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведуще­го все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.


«Молекулы» (5 мин.)

Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что все мы - атомы, которые движутся в хаотичном по­рядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм.... Сейчас заиграет музыка, и мы все начнем двигаться в пространстве, как атомы в ха­осе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединятся в одну молекулу, а потом не­сколько молекул - в клетку, клетки - в организм».

Звучит музыка, все участники двигаются в хаотич­ном порядке. Тренер говорит «2 атома», потом «2 мо­лекулы», «2 клетки», «2 организма». Участники раз­делены на две группы.

«Цвета» (5 мин.)

Материалы: разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников.

До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия пере­мешать жетончики и раздать по одному каждому уча­стнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков - это первая команда, а второй цвет - вторая.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речи на художественном творчестве. Тема «Зима»

Организованные занятия по изобразительной деятельности представляют эффективное средство развития речи у дошкольников с дизартрией. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществ...

Методическая разработка занятия с использованием современных технологий «Упражнения для игры квартами на примере гитарных партий рок- группы «Deep Purple»

Зафиксировать в практическом применении учащимися понятия игра квартами и создать условия для закрепления материала на доступных примерах известных песен рок-групп «Deep Purple...

Какие цвета использованы?Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, светло-оранжевый, ярко-желтый и др.Игровой мат...

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....

При организации любой программы тимбилдинга – от аудиторного командообразования и Верёвочных курсов до игрового тимбилдинга, обязательно возникают вопросы, связанные с численностью участников , способами формирования и численностью команд (точнее, групп участников), принимающих участие в тренингах командообразования или в корпоративных мероприятиях с элементами тимбилдинга.

  • Какое максимально возможное число участников программы тимбилдинга?
  • Какой оптимальный размер команды для участия в программе тимбилдинга?
  • Как разделить, или объединить - кому как нравится, участников тимбилдинга в группы (команды)?

Важное замечание! Программа тимбидинга не может быть проведена «сразу для всех», если в вашей компании более чем 12-20 сотрудников . Эти ограничения связаны с особенностями группового поведения - группой динамики, поэтому понятие «группа», «малая группа» или «команда» – основа проведения любых командообразующих программ. Также стоит отметить, что состав и численность команд, сформированных в начале тренинга командообразования, не должна меняться до завершения тренинга, за исключением отдельных программ, где первичной целью является не столько командообразование, сколько развитие коммуникаций, знакомство участников.

Общее количество участников тренингов командообразования зависит от сложности и наполнения программы тренинга, его логистики и количества квалифицированного персонала со стороны организаторов тренинга.

Как правило, размер группы (малой группы, команды) для участия в тимбилдинге – от 8 до 15, в отдельных случаях до 20 человек. Чем больше группа, тем сложнее и дольше будет взаимодействие участников внутри группы, тем выше должна быть квалификация тренера и тем проще должны быть упражнения (задания) тимбилдинга. При размере группы менее 6 человек, проведение тренинга командообразования также будет мало эффективным.

Для большей части тренингов командообразования мы считаем оптимальным размер команды – 12 человек , как в силу описанного выше, так и силу того, что 12 участников можно легко задействовать в упражнениях и заданиях тимбилдинга, где участники делятся по-двое, по-трое, по 4 или 6 человек.

В описании базовых программ тимбилдинга нашей компании обязательно указано оптимальное число участников в команде.

Тимбилдинг (командообразование) - способы объединения в команды

В зависимости от целей мероприятия и программы тимбилдинга, мы предлагаем различные способы объединения участников в группы (малые группы, команды):


Состав команды определён заранее

Формирование команд по спискам, подготовленным Заказчиком. Состав команд формируется исходя из коммуникативных задач, в зависимости от специфики бизнес-процессов, иных целей и задач Заказчика.
Механизм деления на команды:
Деление по заранее подготовленным именным бейджам, где цвета бейджей или иная маркировка определяет причастность к определённой команде.
Деление участников по вывешенным перед тренингом спискам команд.
Деление по заранее высланным участникам спискам команд.
Деление участников по заранее выданным кусочкам паззлов – каждый участник должен найти свою команду, подбирая пазл (достаточно долго).

Спонтанное деление на команды с задачей максимально «перемешать» участников тимбилдинга, разбить сформированные группы друзей и коллег.

Используется в тех случаях, когда важно обеспечить коммуникации и знакомство среди максимальной по охвату аудитории. Часто применяется при организации масштабных корпоративных мероприятий с элементами тимбилдинга или в тех случаях, когда Заказчик не хочет или не готов осознанно формировать группы для участия в тренинге командообразования.
Механизм деления на команды:
При регистрации для участия в тимбилдинге, корпоративном мероприятии, участники в произвольном порядке получают бейджи, либо банданы, маркировочные браслеты (бенды) различных цветов. Количество цветов пропорционально запланированному числу команд. По приглашению Ведущего, Инструкторов, участники «одного цвета» находят друг друга и таким образом формируется команда.
Специальные игровые упражнения, в ходе общей тимбилдинг-разминки перед тренингом. Например, известное задание «атомы-молекулы», когда участники получают задание хаотично перемещаясь по площадке тимбилдинга, по заданию Ведущего подойти к самому незнакомому человеку, потом то же в паре, втроём и так далее, пока не сформируется команда.

Спонтанное деление на команды по выбору участников

Этот способ деления на команды наиболее комфортен для участников, но менее эффективен с точки зрения развития коммуникаций в коллективе.
Используется большей частью при игровом тимбилдинге, в ходе больших корпоративных мероприятий.
Механизм деления на команды:
По приглашению Ведущего или Инструкторов участники сами формируют команды, ограничением служит лишь размер команды.

Социометрический способ формирования команд

Ведущий программы тимбилдинга, координатор тренинга командообразования выбирает нескольких участников – как правило, это самые активные – и предлагает каждому из них сформировать себе команду определённой численности. При этом, совсем не обязательно, что далее в ходе программы этот участник станет лидером (капитаном) команды.

Деление на команды в условиях чётко обозначенных требований и ограничений.

Состав сформированных данным способом команд должен отвечать заданным условиям и ограничениям. Например, в каждой команде не менее 3 девушек, не менее 2 представителей бухгалтерии, один человек с музыкальным слухом и так далее – в зависимости от специфики проводимой программы тимбилдинга. Данный способ формирования команд часто применяется в спортивном тимбилдинге, в программах приключенческого и творческого тим билдинга – в тех случаях, когда требуется создать сбалансированную по составу участников команду.

Команды повторяют по составу подразделения компании Заказчика.

Данный подход можно рекомендовать в том случае, когда межфункциональные взаимодействия между участниками из разных команд второстепенны, коммуникации между подразделениями отлично выстроены или не важны (например, это независимые проектные группы), а численность каждого из подразделений, участвующих в тренинге командообразования от 8-10 до 12-20 человек. С учётом описанного выше, данный способ формирования команд достаточно эффективен, так как даёт возможность сотрудникам подразделений обособится, почувствовать себя одной командой. Тем не менее, на практике этот способ используется достаточно редко.

на пары / малые группы.
У пражнение 19. “Дополнить карточку, объединиться в пары”

Ведущий выбирает несколько хорошо известных фраз и пишет половину выражения на одном кусочке бумаги, а вторую часть – на другом. Например: “С днем рождения...... ” и т.д. Карточки скручиваются, кладутся в шляпу, и затем каждый вытаскивает кусочки и ищет себе пару.

Примечание: Данный энергизатор следует использовать, если Вам необходимо разделить

группу на пары в случайном порядке, познакомить и сплотить группу.


Уп ражнение 20. “Что у нас общего”

Ведущий называет любую характеристику человека или его поведения, например: “Те, кто любит фрукты!”. Участники узнают себя и встают на то место, на которое указал ведущий и т.д.

Примечание: Данное упражнение позволяет разделить группу на необходимое Вам число

подгрупп. С помощью данного упражнения Вы также можете оживить активность группы, усилить концентрацию внимания участников.

Упражнение 21. Солнце светит на...”

Участники сидят или стоят в тесном кругу, один человек стоит по центру. Участник в центре громко говорит: “Солнце светит на...” и называет цвет предметов или элемент одежды, или какую-то другую характеристику, которая объединяет хотя бы несколько человек в группе. Например: “Солнце светит на тех, кто носит носки” или “солнце светит на тех, у кого карие глаза”. Все участники, имеющие данную характеристику, должны поменяться местами друг с другом. Водящий пытается занять одно из освободившихся мест. Новый водящий в середине начинает все заново. (Вариант: “Ветер дует на...”)

Примечание: Данное упражнение лучше проводить в начале занятия. Данный энергизатор

включает участников в активную деятельность, концентрируя их внимание.


Упражнение 22. “Члены семьи”

Подготовьте карточки по числу участников. Разделите их на такое количество стопок, сколько групп кооперативного обучения вам необходимо образовать. Напишите на каждой карточке одну из семейных ролей и профессию так, чтобы в каждой стопке семейные роли были разные, а профессия одна, например: Мама Фермер, Папа Фермер, Сестра Фермер и Брат Фермер. Перемешайте все карточки и предложите участникам взять по одной из общей стопки. Можете также использовать имена и названия различных животных или фруктов. Кроме того, можно изобразить на карточках фигуры, например: звезда, солнце, месяц, цветок и т.д. В каждой семье (подгруппе) должно быть 4 или 5 членов. После того, как каждый участник получил по карточке, все участники начинают ходить по комнате, создавать “семьи” по своему признаку, стараясь создать семью (подгруппу) как можно быстрее.

Примечание: С помощью данного упражнения Вы можете разделить группу в случайном по-

рядке на необходимое Вам количество подгрупп. Данный энергизатор применяют в начале занятий, активизируя участников.


Уп ражнение 23. “Поездки на такси”

Выберите несколько добровольцев (по числу необходимых Вам подгрупп). Эти участники будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например 2, 4 или 8. Когда такси останавливается, участники должны бежать “занимать места в такси”.

Примечание: Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке, активизировать их.
У пражнение 24. “Фруктовый салат”

Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек, сидящих рядом в круге, назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие, сидящие в круге, по очереди повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый “назван фруктом”. Один человек – ведущий – должен встать в центре круга. Ведущий выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все “апельсины” должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из занимаемых мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Название “фруктовый салат” означает, что все меняются местами.

Примечание: Данное задание очень активизирует ребят. Его можно применять для создания групповой сплоченности, усиления концентрации внимания и для того, чтобы “перемешать”

участников, например, для последующего знакомства в парах, разделив сидящих рядом знакомых.


Упражнение 25. “Игра в животных”

Напишите на отдельных листочках столько названий видов животных, сколько вам необходимо подгрупп. Перемешайте карточки и раздайте участникам, затем попросите их, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы.

Примечание: Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.
Упражнение 26. Паровозик имен

Все участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре круга, затем подходит к одному из участников, называет его по имени и предлагает покататься. Названный участник встает позади ведущего, они, изображая паровоз, движутся к следующему участнику, а все остальные в это

время повторяют имя выбранного участника. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозике не окажутся все участники.

Примечание: Упражнение применяется для знакомства, укрепления сплоченности группы,

повышения тонуса, двигательной активности, снятия напряжения.


Упражнение 27. “Поиск общего”

Группа делится на пары, и два человека в паре находят как можно больше общих признаков,

затем по команде ведущего пары объединяются в четверки с той же целью. Ведущий может

остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д. Образованные малые группы могут пред-

ставить свои общие черты.

Примечание: Упражнение развивает внимание к личности партнеров, осознанию проявлений своей личности, позволяет участникам лучше узнать друг друга. Может использоваться в

любое время занятия.