Что находится в саду эрмитаж. Мой личный фотоблог

Москва – это сплетение пыльных и загазованных городских улиц с бесконечными автомобильными пробками, сидящие на голове друг у друга современные «элитные» стройки, огромные толпы людей, вечно торопящихся куда-то и днем и ночью. Несомненно, это одно из лиц современного мегаполиса, столицы России. Но у Москвы есть и другое лицо – то, которое воспевали поэты, то, которое описывали в романах влюбленные в этот город писатели. Оно не так бросается в глаза, но хранит в себе истоки и достижения Москвы, ее основу. Одна из черточек этого лица Москвы - «Сад Эрмитаж»


Сад Эрмитаж в Москве



Сад Эрмитаж в Москве


Сад Эрмитаж - памятник садово-паркового искусства

, расположен в центральной части города Москвы, в районе улицы Каретный Ряд. Основан Я. В. Щукиным, популярным московским театральным предпринимателем, меценатом. Для посещения сад был открыт в 1894 году. Официальное открытие сада состоялось 18 июня 1895 года, под названием - Новый Эрмитаж. Сад успешно работал под руководством Я.В. Щукина вплоть до 1917 года.

Сад Эрмитаж в Москве

26 мая 1896 года в Эрмитаже состоялся первый в Москве общедоступный сеанс кинематографа братьев Люмьер. 26 октября 1898 года в театре «Эрмитаж» премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» был открыт Московский художественный общедоступный театр, под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, на этой же сцене состоялись премьеры пьес А.П. Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня». Здесь ставились оперные спектакли труппы С. И. Мамонтова, в качестве дирижера Русской частной оперы дебютировал С. В. Рахманинов. Проходили бенефисы Ф. И. Шаляпина, пел Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, множество именитых исполнителей романсов, среди которых А. Д. Вяльцева, М. И. Вавич. Здесь гастролировали Сара Бернар, Эрнесто Росси, Густаво Сальвини и другие зарубежные звезды. Здесь выступала выдающаяся русская балерина Анна Павлова.


Сад Эрмитаж – один из самых статусных и важных городских садов Москвы

. Когда-то этот сад окружал усадьбу князей Гагариных, затем в усадьбе сделали больницу, а сад оставили зарастать, что он успешно и делал до середины 90-х годов. Тогда московские власти занялись городом вплотную, и в результате сад приобрел вид, свойственный дворцово-парковому ансамблю России конца 19 в – ажурные беседки и загородки, фонари, фонтанчик, мощеные дорожки, клумбочки, деревца.


Несмотря на малую площадь – меньше квадратного километра – Сад Эрмитаж под завязку набит «инфраструктурой» – здесь есть три театра (Новая Опера, Сфера и Эрмитаж), эстрада с танцплощадкой, ресторан Парижская жизнь, Клуб чайной культуры и ряд зонтичных мини-кафе, которые в теплое время года вырастают тут чуть ли не под каждым кустом. Зимой же в парке заливается вполне приличный каток. Такая плотность культурно-массовых заведений продиктована, во-первых, расположением сада – практически центр, между Садовым и Бульварным кольцом, а во-вторых – обилием всяческих мероприятий, которые здесь постоянно проводятся. Музыкальные и театральные фестивали, фестивали вина и садово-паркового искусства – чего только здесь не происходит.


Впрочем, не стоит полагать, что круглые сутки в саду толчется уйма народу – поскольку парк вплотную окружен жилыми домами, все массовые гуляния к полуночи здесь заканчиваются. Потому, несмотря на насыщенную культурную программу сада, придя сюда наобум под вечер, вы запросто можете застать полную тишину, когда парк Эрмитаж заполнен парочками и небольшими компашками, которые либо тихо беседуют под стаканчик-другой винца, либо спокойно танцуют под ретро, негромко играющее из колонок на эстраде.


Конечно, по большому-то счету, это никакой не парк и даже не сад. Эрмитаж просто уютное, крошечное, симпатичное место с деревцами и аккуратными газонами (на которых можно сидеть и иногда даже лежать) в самом центре Москвы, где почти нет случайных людей и, что немаловажно, абсолютно безопасно и чисто – напротив через улицу располагается МУР (Петровка, 38). А придя сюда будним днем вы вообще попадаете в тихий оазис с типичным “парковым” населением – бабушки с внуками, студенты с книжками, парочки и т. д. Настоящая благодать, которая, впрочем, может скоро перерасти во что-то иное – московские власти вновь собираются реконструировать территорию парка и вокруг. Больницу собираются убрать, а на ее месте выстроить молодежный досуговый центр и Музей истории Москвы.

http://www.lifeglobe.net/blogs/details?id=348

Собственно говоря, сад «Эрмитаж» не всегда был таким, каким мы привыкли его видеть. Даже расположен он был в другом месте: с 1830 года почти до самого конца XIX века располагался он на Божедомке и был первым в Москве увеселительным садом, с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами. Наибольшего расцвета достиг в эпоху, когда принадлежал известному антрепренеру, бывшему актеру Малого театра М. В. Лентовскому. К. С. Станиславский так вспоминал тогдашний сад «Эрмитаж»: «Чего только не было в этом саду: катание на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражением броненосцев и потоплением их, хождение по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде. Шествия военного оркестра, хоры цыган, русских песенников. Вся Москва и приезжающие в нее иностранцы посещали знаменитый сад».

Однако же, Лентовский разорился, и сад пришел в запустение, а в дальнейшем и вовсе был застроен домами, и ничто уже не напоминало о временах, когда на месте Самотечных переулков располагалось все это ушедшее великолепие.

И вот начинается история сада «Эрмитаж» в Каретном ряду, родившегося на месте бывшей усадьбы купца В.И. Олонцова. После нескольких попыток здесь образования театра и сада, предпринимавшихся Московским Артистическим кружком, купцом М.А. Липским, инженером-механиком К. В. Мошниным, весь участок перешел во владение московского купца Я. В. Щукина 16 июля 1894 года. Дата эта отмечается как день рождения сада «Эрмитаж».

За год всего скучный пустырь превратился в цветущий сад, были разбиты клумбы, дорожки, высажены деревья и кустарники, реконструировано здание театра, и 18 июня 1895 года «Эрмитаж» официально открылся. Московская публика проявила к нему немалый интерес – упорство и энтузиазм Щукина вызывал невольное уважение даже у тех, кто упрекал его в недостаточной тонкости вкуса.

В том же году в «Эрмитаже» появилось электрическое освещение, проведен водопровод, обустроен бассейн. Годом позже здесь состоялся один из первых в России киносеансов.
На сцене «Эрмитажа« пели Ф. И. Шаляпин, А. В. Собинов, А. В. Нежданова, С.В. Рахманинов дебютировал как дирижер, играли Сара Бренар, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская. В 1898 году в здании театра «Эрмитаж» состоялось открытие МХАТа, первым спектаклем стал «Царь Федор Иоаннович», именно здесь прошли премьеры Чеховских пьес. В саду бывали Л. Н. Толстой, В. И. Ленин.

Щукин постоянно предпринимал строительство новых театральных площадок, в 1909 году был построен летний «Зеркальный» театр, планировал он открытие уникального зимнего театр на 4 тысячи мест, но этому замыслу суждено было состояться лишь отчасти: коробка, называемая нынче Щукинской сценой, - все, что удалось возвести. Неблагоприятные обстоятельства, порожденные Первой Мировой войной и революцией, привели Щукина к разорению.

После революции сад был сначала национализирован, затем, в период НЭПа передан в частную аренду. В здании театра «Эрмитаж» в 1924 году располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), затем он был переименован в театр имени Моссовета, главным режиссером назначен был Ю. А. Завадский. Сад «Эрмитаж» продолжал быть любимым местом отдыха москвичей. И даже глобальные катаклизмы не могли этого изменить.

В годы войны сад был закрыт совсем недолго – с осени 1941 по апрель 1942. В 1943 году возобновились спектакли, вернувшиеся из эвакуации артисты репетировали и играли в нетопленном здании, но «Эрмитаж» жил.

Летом 1945 года сад был реконструирован, в 1948 году построили летний концертный зал, где в дальнейшем выступал А. И. Райкин, проходили представления Кукольного театра, пели К. И. Шульженко, Л. И. Русланова, играл оркестр под управлением Л. О. Утесова.

В 50-60 гг. в саду «Эрмитаж» играли в шахматы, гуляли, читали, слушали известных артистов, смотрели кино (в 1953 году был установлен экран для летнего кинотеатра), во время Фестиваля Молодежи и студентов в 1957 году в саду побывало полтора миллиона посетителей. Выступали здесь В. С. Высоцкий, дуэт Р. Карцев – В. Ильченко, зарубежные музыкальные и театральные коллективы. В «Зеркальном» театре прошла первая игра «Что? Где? Когда?».
20 ноября 1980 года здание кинотеатра «Эрмитаж» было передано театру «Миниатюр», под руководством приехавшего в Москву А.И. Райкина.
В 1991 году был открыт театр «Новая опера», на сегодняшний день, один из трех функционирующих на территории сада театров («Эрмитаж», «Сфера»).

К 850-летию Москвы сад преобразился, были отреставрированы многие исторические постройки.

В 2000 году саду "Эрмитаж" были переданы две скульптурные работы:бюсты Данте Алигьери и Виктора Гюго. Бюст Данте, выполненный скульптором Ринальдо Пирасом, передан в дар Москве правительством Италии при участии общества имени Данте Алигьери. Бюст Виктора Гюго работы Лорана Маркеста был подарен саду "Эрмитаж" мэрией Парижа. В 2006 году в саду «Эрмитаж» было установлено большое Серебряное Сердце "Памятник Всем Влюбленным". Памятник представляет собой композицию из труб длиной 70 метров, которые согнуты в форме сердца. Внутри этого памятника находятся колокольчики, которые звенят от ветра. Есть предание, что влюбленные, которые впервые поцеловались под металлическим сердцем, будут счастливы, а их чувства будут прочными и яркими всю жизнь.

В 2014 году сад «Эрмитаж» отмечал 120 годовщину со дня основания. И хотя сад прекрасен и просто сам по себе, каждый год вписывает новую страницу в его славную историю. Здесь хорошо. Это самое московское место отдыха.

October 24th, 2016

В июле 1894 года московский предприниматель и меценат Яков Щукин приобрёл участок бывшего механического завода, пустырь и каретные лавки в Каретном ряду, устроив на этом месте сад «Эрмитаж». Прежде увеселительный сад с таким названием был отмечен на картах города в районе Божедомки. Но его владелец антрепренер М.Лентовский разорился и парк - хоть и был он популярным местом отдыха москвичей - пришлось закрыть. Судьба сада с позаимствованным названием оказалась более счастливой. Официальное открытие нового «Эрмитажа» состоялось 18 июня 1895 года.





Яков Щукин в саду «Эрмитаж». 1910 год: https://pastvu.com/p/35648

Яков Щукин старался удивить москвичей необычными зрелищами и у него это получалось. 26 мая 1896 года в саду состоялся первый в городе киносеанс с демонстрацией десятиминутного фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Новое развлечение появилось в России спустя пять месяцев после самого первого кинопоказа в Париже.

Стараниями Щукина неказистый московский уголок превратился в цветущий сад с тенистыми аллеями, клумбами, скульптурами, беседками и электрическим освещением. Пролетарская революция хотя и внесла диссонанс в размеренную жизнь горожан, но не избавила от привычки гулять в саду. Даже в годы Великой Отечественной войны «Эрмитаж» закрывался совсем ненадолго.

В советский период на аллеях установили новые фонари и малые архитектурные формы, некоторые из них и сейчас можно увидеть, но вот скульптуры остались только на старых фотографиях. Впрочем, кое-что сохранилось даже с щукинских времён.


1960 год: https://pastvu.com/p/112428


1964 год: https://pastvu.com/p/93746


1986 год: https://pastvu.com/p/170142


Схема с сайта http://www.mosgorsad.ru/ (2016 год)


Фонарь электрический для светильника с лампой накаливания (изготовлен в 1913 году на Екатерининском заводе в польском городе Сосновицы). Этот фонарь был отреставрирован в 2004 году.


Летняя веранда. 1965 год: https://pastvu.com/p/35657 В послевоенные годы посетителей сада привлекала летняя эстрада, где выступали артисты Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, играл джаз-оркестр Леонида Утёсова. Эстрада и сейчас располагается на прежнем месте, здесь установлены бюсты композиторов Чайковского и Глинки.

В 2000 году на аллеях установили бюсты Данте Алигьери и Виктора Гюго, переданные в дар Москве правительством Италии и мэрией Парижа.


Композиция «Памятник всем влюблённым», изготовленная из согнутых в форме сердца металлических труб, появилась в 2006 году. Внутри этого памятника находятся колокольчики, которые звенят на ветру.


Перекусить можно в нескольких кафе и ресторанах

Сад всегда был знаменит своими театрами, на сцены которых выходили Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, балерина Анна Павлова, европейские звёзды Сара Бернар, Эрнесто Росси. И сейчас в саду сразу три театра: «Эрмитаж», «Новая опера» и «Сфера».


Театр «Эрмитаж». 1901-1903 гг.: https://pastvu.com/p/335361 Старейшее здание сада

26 октября 1898 года в театре «Эрмитаж» премьерой спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» был открыт Московский художественный общедоступный театр под руководством Станиславского и Немировича-Данченко (МХАТ). На этой сцене состоялись и премьеры пьес Антона Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня».


Московский театр миниатюр. 1979-1981 гг.: https://pastvu.com/p/86438


В саду снимались сцены культового телефильма «Место встречи изменить нельзя». 1978 год: https://pastvu.com/p/467080 Жаль, что в кадр вместе с Владимиром Конкиным не попал Владимир Высоцкий, для которого эти места были родными. Здесь прошла юность поэта и артиста. Где мои семнадцать лет? - На Большом Каретном...

В первые годы советской власти в здании театра «Эрмитаж» располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), который впоследствии переименовали в театр имени Моссовета. В 1959 году в здание вселился Московский театр миниатюр, основанный драматургом и сатириком Виктором Поляковым, а в 1987 году художественный руководитель Михаил Левитин подыскал новое название, более соответствующее его сути - «Эрмитаж».

Кредо театра занятно сформулировано на официальном сайте http://ermitazh.theatre.ru/history/ : «Сегодня сад - со своими ресторанами, аттракционами и прочими массовыми затеями - средоточие индустрии «культуры и отдыха». Неразборчивые люди причисляют к ней и театры. Нам такой подход не по душе; искусство, поставленное на поток, отупляет и развращает. Вот почему театр-дом, сформированный Левитиным, не забывает первоначального значения слова «ermitage»: уголок отшельника, место уединения. Обитатели нашего дома (уголка) всё-таки ближе к отшельникам, чем к массовикам-затейникам. Мы не «обслуживаем» праздных соглядатаев, но коллекционируем своих зрителей, чтобы уединяться с ними в другой реальности».

Увы, попасть в театр «Эрмитаж» в саду «Эрмитаж» невозможно по причине затянувшейся реконструкции исторического здания. Но театральная жизнь продолжается и спектакли идут на других московских сценах, в сезоне 2016 года это Новый Арбат, 11.

«Лир король» в постановке Михаила Левитина на сцене «Мастерской Петра Фоменко» (2014 год). В главной роли Михаил Филиппов.


Зеркальный театр. 1910 год: https://pastvu.com/p/35652

В 1909 году по проекту архитектора А.Новикова было построено здание летнего театра, получившего позднее название «Зеркальный». Здесь ставились оперные спектакли «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова, где в качестве дирижёра дебютировал Сергей Рахманинов.


Зеркальный театр. 1981 год: https://pastvu.com/p/44234

В «Зеркальном» театре прошла первая игра интеллектуалов клуба «Что? Где? Когда?». Ну а потом случился период, когда в саду «Эрмитаж» появились ночные клубы (в «Зеркальном» был Penthouse), но со временем здесь вновь зазвучали оперные партии. На месте дореволюционного «Зеркального» выстроили здание для «Новой оперы» Евгения Колобова, театра, основанного в 1991 году. Среди его постановок, отмеченных театральными премиями, «Евгений Онегин», «Риголетто», «Джанни Скикки», «Кошкин дом». Всего в репертуаре «Новой оперы» более семидесяти произведений оперного и концертного жанров.

Как готовилось новоселье, рассказывает сайт «Новой оперы» http://www.novayaopera.ru/?page=history : «В 1991 году по распоряжению Правительства Москвы здание «Зеркального театра» переходит в ведение НОВОЙ ОПЕРЫ, и с этого времени начинается вторая жизнь знаменитого театра в саду «Эрмитаж». Генеральный подрядчик стройки австрийская фирма «Леннекс» и московские строители в короткие сроки возвели на месте полуразрушенного здания современный оперный театр. Главный архитектор проекта В.Котельников нашел возможность сохранить стиль первоначального здания, использовать отдельные элементы убранства «Зеркального театра» в оформлении фасада нового здания. Люстры и занавес выполнены по эскизам народного художника России Э.Кочергина. Организаторы проекта не ограничились реконструкцией памятника архитектуры. Новое здание театра - это зал на 660 мест, оснащённый современным светотехническим оборудованием и механикой сцены, которые позволяют ставить спектакли со сложными сценическими эффектами. Это также уютное фойе и холл, помещения для артистов, современная студия звукозаписи, репетиционные помещения, библиотека, административные службы». Открытие состоялось в 1997 году.

Лариса Долина, Екатерина Гусева, Лика Рулла и другие артисты на церемонии вручения премии «Музыкальное сердце театра» в «Новой опере»


1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/369897 На этом месте начнётся строительство «зимнего» театра на 4000 мест, но оно так и останется незавершённым. То ли власти запретили Щукину возводить столь громоздкое сооружение, то ли помешала начавшаяся Первая Мировая война.

Вокруг Щукинской сцены остались кирпичные корпуса, один из которых занимает Московский драматический театр «Сфера», созданный в 1981 году решением Министерства Культуры СССР по инициативе Екатерины Еланской, которая сформулировала идею театра: «Мы отвергаем принцип театра куба со снятой стенкой и подглядыванием - мы утверждаем принцип сферы общения». Поначалу театр располагался в ДК завода «Каучук» на Плющихе, но уже в 1984 году была закончена реконструкция зрительного зала театрального здания в саду «Эрмитаж».

Зал театра представляет собой круговой амфитеатр с центральной сценой и подвижными площадками внутри него. Архитектором проекта стала Наталья Голас, главным художником - Владимир Солдатов.

Екатерина Еланская создавала спектакли, объединяя актёров разных театров - Александра Калягина, Георгия Тараторкина, Евгении Симоновой, Татьяны Дорониной, Евгения Киндинова, Михаила Козакова. Среди её постановок «Маленький принц» Сент-Экзюпери, «Театральный роман» Булгакова, «Там, вдали» Шукшина, «Комедии» Зощенко, «Чайка» Чехова и другие.

Как сообщает официальный сайт театра http://www.spheratheatre.ru/ , «спектакли «Сферы» никого не оставляли равнодушными, вызывая горячие споры у зрителей и у профессиональных критиков - настолько неординарными и непривычными они всегда казались. После ухода из жизни Екатерины Еланской, театр продолжает свою работу под творческим руководством народного артиста России Александра Коршунова, взявшего курс на продолжение дела «Сферы», сохранение эстетики и принципов этого театра. Зритель не теряет интереса к театру «Сфера» - театру выразительных, живых композиций, бешеной динамики, сильных и ярких чувств».


http://www.yamoskva.com/node/13886

Создание театра и сада

К лету 1894 г. известный московский антрепренер Яков Васильевич Щукин , реализует свою идею создания театрального сада с первоклассной театральной программой на уровне лучших европейских образцов.

За год до этого он организует масштабные работы по расчистке заброшенной территории, служившей в качестве городской свалки.

Владение в Каретном Ряду на тот момент было в весьма плачевном состоянии: большая его часть прежде служила свалкой, все было завалено остовами карет, экипажей и прочим самым невообразимым хламом. В зимний период сюда свозился снег со всех близлежащих улиц и площадей Москвы.

Для того чтобы сделать эту территорию цветущим садом Я.В. Щукин решает снять верхний слой грунта на глубину около 1 метра и заменить его черноземом. Только при осуществлении этого плана, по воспоминаниям современников, было задействовано более 50.000 возов!

Очевидцы этих событий были поражены энергией и деловыми качествами Якова Васильевича, сумевшего создать на этом месте прекраснейший сад, великолепное место для отдыха самой взыскательной публики.

Все в этом саду было создано под непосредственным руководством Якова Васильевича. Он собственноручно высаживал многие из специально отобранных им экзотических цветов для украшения своего сада.

В том же 1894 году Я.В. Щукин открывает летний сезон своего театра. Здание зимнего театра, открытое по его инициативе еще в 1892 г., его
не устраивает, и он вкладывает средства в его обновление. Для этого потребовались значительные суммы, но задуманное дело того стоило.
И театральная труппа Щукина, через довольно короткое время, уже работает на сцене перестроенного театра.

Открытие летнего сада театра «Эрмитаж»

В 1895 году отмечалась годовщина официального открытия сада.

Перед открытием сада, православными священнослужителями был совершен торжественный молебен и чин освящения.

По традиции сад открывался для публики в шесть часов вечера. В программе были известные струнные оркестры, знаменитые вокальные исполнители, сцены из оперетт, а также множество других интересных артистов самых разнообразных жанров выступали до позднего вечера.
В саду работал превосходный ресторан, также имевший свою качественную художественную программу.

16 декабря 1894 г . под названием «Новый Эрмитаж» открывается зимний театр Щукина. А уже 2 января того же года Щукин устраивает благотворительный дневной спектакль для воспитанников учебных заведений Москвы. В антрактах детям предлагались бесплатное угощение и подарки.
Зимние сезоны 1896г. и 1897г. открывались выступлениями впервые приглашенного в Москву выдающегося итальянского исполнителя Густаво Сальвини .

Сад «Эрмитаж» Щукина быстро завоевал популярность среди взыскательной московской публики. В течение летнего сезона 1895г. в саду побывало в общей сложности более 70 тыс. посетителей.

Неустанно трудясь над совершенствованием своего детища, Щукин регулярно выезжает заграницу, для изучения мирового опыта в сфере увеселительных садов. Большое внимание Яков Васильевич уделяет техническому оснащению своего театрального сада. В Европе он заключает контракт на установку автономной дизельной электростанции (впервые в Москве), для освещения театральных зданий и создания иллюминации в саду. За рубежом им была также заказана новейшая модель автоматизированной системы орошения. После установки, которой, полив растений в любой точке сада осуществлялся точно в заданное время.

Лучшие артисты и мировые знаменитости

Яков Васильевич лично занимался привлечением на работу в театр лучших коллективов и оперных певцов, оркестрантов, цирковых мастеров: в театре гастролировали Сара Бернар , Эрнесто Росси , Густаво Сальвини , итальянская опера с Жюлем Девайлом , известные струнные и духовые оркестры.

Здесь, впервые в Москве, состоялся показ изобретения братьев Люмьер - кинематографа . Огромным успехом пользовались оперная труппа князя Церетели с участием Е. Цветковой и И. Тартакова , романсы в исполнении М.И. Вавича, А.Д. Вяльцевой , оперные постановки труппы С.И. Мамонтова , бенефисы Ф.И. Шаляпина .

На сценических площадках «Эрмитажа» в Каретном Ряду большим успехом у зрителей пользовались оперетты признанных классиков этого жанра, таких известных композиторов как, Жак Оффенбах , Флоримон Эрве, Франц Легар.

На сцене щукинского театра выступала знаменитая Анна Павлова .
Последняя гастроль легендарной балерины в России состоялась в «Зеркальном» театре сада «Эрмитаж» в 1914 году.

Множество талантливейших художников того времени было привлечено к работе в театре - Врубель, Рерих, Левитан, Васнецов, Бальмонт, Серов, Коровин, Бауэр и другие.

Построенный в 1909 году в стиле модерн летний «Зеркальный театр» (архитектор А.Н. Новиков ), предназначенный исключительно для летних представлений, к 1910 году приобретает свой окончательный вид.

Реализуя замысел владельца, парковое пространство с регулярной планировкой было объединено архитектором с пространством открытого театра, превращаясь в удивительно уютное фойе из живой листвы.

В планах Якова Васильевича была постройка грандиозного для той поры здания театра, рассчитанного на 4000 мест. В короткие сроки было возведено здание известное теперь как «Щукинская сцена».

В 1912 году к дате 100-летия наполеоновского нашествия композитором В.Н. Гартевельдом была подготовлена специальная программа
«1812 год в песнях», в которой участвовали духовые и симфонические оркестры, хор и солисты.

В 1914 году торжественно отмечается 20-летие сада.
Под руководством Щукина работают зимний театр Эрмитаж, Зеркальный театр, открытая сцена, а также два ресторана, с программой варьете.

В летний сезон 1915 года в Зеркальном театре проходит цикл симфонических концертов (дирижер С.А. Кусевицкий ) .
По свидетельствам очевидцев публики в саду всегда много.

До событий 1917 года театральный сад успешно работал под руководством Я.В. Щукина.

В начале 1917 года Я.В. Щукин , уезжает с семьей в Крым.
А вскоре после большевистского переворота 1917 года,
сад «Эрмитаж» был национализирован.
Но история щукинского сада на этом не заканчивается.

Летом 1918г., а также в 1919 и 1920гг. в Зеркальном театре выступал Ф.И. Шаляпин , однако в 1922г. вместе с семьей он покидает Россию.

Несмотря на исторические перипетии, в период революции, так и в последующее советское время, сад «Эрмитаж» в целом сохранился и сохранил свою театральную функцию, определенную его создателем, как основную.

27 июня 1987 года на сцене Зеркального театра состоялось последнее выступление на московской сцене замечательного актера Андрея Миронова (1941-1987) в спектакле «Женитьба Фигаро».

В 1979 году московский сад «Эрмитаж» получает статус памятника садово-паркового искусства.

Настоящим положительным вкладом в современную историю сада «Эрмитаж» была деятельность выдающегося русского дирижера Евгения Колобова
(1946-2003) , по инициативе которого была проведена реконструкция здания Зеркального театра, с сохранением первоначального стиля здания, использованием мотивов его декора, и бережным отношением к истории. Открытие, в год 850-летия Москвы, «Новой Оперы» Колобова в реконструированном «Зеркальном театре» фактически возродило историческое театральное значение сада в культурном пространстве города.

В 2004 году отмечалась 110-ая годовщина сада «Эрмитаж».

Сад «Эрмитаж» в Каретном Ряду основал известный московский антрепренер, театральный предприниматель и меценат Яков Васильевич Щукин.

Летом 1894 г. известный московский антрепренер Яков Васильевич Щукин, реализует свою идею создания театрального сада с первоклассной театральной программой на уровне лучших европейских образцов. Сразу, после подписания договора об аренде с выкупом участка, без промедления, он организует масштабные работы по расчистке заброшенной территории, служившей в качестве городской свалки.

Владение в Каретном Ряду на тот момент было в весьма плачевном состоянии: большая его часть прежде служила свалкой, все было завалено остовами карет, экипажей и прочим самым невообразимым хламом. В зимний период сюда свозился снег со всех близлежащих улиц и площадей Москвы.

Для того чтобы сделать эту территорию цветущим садом Я.В. Щукин решает снять верхний слой грунта на глубину около 1 метра и заменить его черноземом. Только при осуществлении этого плана, по воспоминаниям современников, было задействовано более 50.000 возов!

Очевидцы этих событий были поражены энергией и деловыми качествами Якова Васильевича, сумевшего создать на этом месте прекраснейший сад, великолепное место для отдыха самой взыскательной публики.

Все в этом саду было создано под непосредственным руководством Якова Васильевича. Он собственноручно высаживал многие из специально отобранных им экзотических цветов для украшения своего сада.

В том же 1894 году Я.В. Щукин открывает летний сезон своего театра. Здание зимнего театра, открытое по его инициативе еще в 1892 г., его не устраивает, и он вкладывает средства в его обновление. Для этого потребовались значительные суммы, но задуманное дело того стоило. И театральная труппа Щукина, через довольно короткое время, уже работает на сцене перестроенного театра.

16 декабря 1894 г . под названием «Новый Эрмитаж» открывается зимний театр Щукина. А уже 2 января того же года Щукин устраивает благотворительный дневной спектакль для воспитанников учебных заведений Москвы. В антрактах детям предлагались бесплатное угощение и подарки. Зимние сезоны 1896г. и 1897г. открывались выступлениями впервые приглашенного в Москву выдающегося итальянского исполнителя Густаво Сальвини.

Открытие летнего сада театра «Эрмитаж». Официальное открытие сада состоялось 18 июня 1895 года.

Перед открытием сада, православными священнослужителями был совершен торжественный молебен и чин освящения.

По традиции сад открывался для публики в шесть часов вечера. В программе были известные струнные оркестры, знаменитые вокальные исполнители, сцены из оперетт, а также множество других интересных артистов самых разнообразных жанров выступали до позднего вечера. В саду работал превосходный ресторан, также имевший свою качественную художественную программу.

Сад «Эрмитаж» Щукина быстро завоевал популярность среди взыскательной московской публики. В течение летнего сезона 1895г. в саду побывало в общей сложности более 70 тыс. посетителей.

Неустанно трудясь над совершенствованием своего детища, Щукин регулярно выезжает заграницу, для изучения мирового опыта в сфере увеселительных садов. Большое внимание Яков Васильевич уделяет техническому оснащению своего театрального сада. В Европе он заключает контракт на установку автономной дизельной электростанции (впервые в Москве), для освещения театральных зданий и создания иллюминации в саду. За рубежом им была также заказана новейшая модель автоматизированной системы орошения. После установки, которой, полив растений в любой точке сада осуществлялся точно в заданное время.

Лучшие артисты и мировые знаменитости. Яков Васильевич лично занимался привлечением на работу в театр лучших коллективов и оперных певцов, оркестрантов, цирковых мастеров: в театре гастролировали Сара Бернар, Эрнесто Росси, Густаво Сальвини, итальянская опера с Жюлем Девайлом, известные струнные и духовые оркестры.

Здесь, впервые в Москве, состоялся показ изобретения братьев Люмьер - кинематографа . Огромным успехом пользовались оперная труппа князя Церетели с участием Е. Цветковой и И. Тартакова, романсы в исполнении М.И. Вавича, А.Д. Вяльцевой, оперные постановки труппы С.И. Мамонтова, бенефисы Ф.И. Шаляпина.

На сцене щукинского театра выступала неповторимая Анна Павлова. Последняя гастроль легендарной балерины в России состоялась в «Зеркальном театре» сада «Эрмитаж» в 1914 году.

Множество талантливейших художников того времени было привлечено к работе в театре - Врубель, Рерих, Левитан, Васнецов, Бальмонт, Серов, Коровин, Бауэр и другие.

Первые сезоны МХТ Знаменательным является и тот факт, что именно Я. В. Щукин предложил дату для открытия Художественного театра К.С. Станиславскому. Открытие МХТ состоялось в здании театра «Эрмитаж» 14 (26) октября 1898 года. Именно здесь состоялись премьеры спектаклей «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дядя Ваня», первая авторская читка А.П. Чеховым его новой пьесы «Три сестры».

Построенный в 1909 году в стиле модерн летний «Зеркальный театр» (архитектор А.Н. Новиков), предназначенный исключительно для летних представлений, к 1910 году приобретает свой окончательный вид.

Реализуя замысел владельца, парковое пространство с регулярной планировкой было объединено архитектором с пространством открытого театра, превращаясь в удивительно уютное фойе из живой листвы.

В планах Якова Васильевича была постройка грандиозного для той поры здания театра, рассчитанного на 4000 мест. В короткие сроки было возведено здание известное теперь как «Щукинская сцена».

В начале 1917 года Я.В. Щукин, уезжает с семьей в Крым. Вскоре после большевистского переворота 1917 года, сад «Эрмитаж» был национализирован. Но история сада Щукина на этом не заканчивается. Летом 1918г., а также в 1919 и 1920гг. в Зеркальном театре выступал Ф.И. Шаляпин, однако в 1922г. вместе с семьей он покидает Россию.

Несмотря на исторические перипетии, в период революции, так и в последующее советское время, сад «Эрмитаж» в целом сохранился и сохранил свою театральную функцию, определенную его создателем, как основную.

27 июня 1987 года на сцене Зеркального театра состоялось последнее выступление на московской сцене замечательного актера Андрея Миронова (1941-1987) в спектакле «Женитьба Фигаро».

В 1979 году московский сад «Эрмитаж» получает статус памятника садово-паркового искусства.

Настоящим положительным вкладом в современную историю сада «Эрмитаж» была деятельность выдающегося русского дирижера Евгения Колобова (1946-2003), по инициативе которого была проведена реконструкция здания Зеркального театра, с сохранением первоначального стиля здания, использованием мотивов его декора, и бережным отношением к истории. Открытие, в год 850-летия Москвы, «Новой Оперы» Колобова в реконструрированном Зеркальном театре фактически возродило историческое театральное значение сада в культурном пространстве города.

В 2004 году отмечалась 110-ая годовщина сада «Эрмитаж».