Государственный академический Мариинский театр: описание, репертуар и отзывы.

День открытых дверей на новой сцене Мариинского театра. 5.05.2013.

В здании новой сцены Мариинского театра 5-го мая, в день Светлого праздника Пасхи, провели день открытых дверей. Все жители Петербурга, желающие посмотреть Мариинку - 2, пришли на Крюков канал. Вход был бесплатным, но нужно было всё же получить прикрепительный билетик в группу, которые сопровождали экскурсоводы.

Получив заветный билетик, нужно было дождаться входа вашей группы. Народ собрался со всего Питера, не все успели на экскурсию, которая продолжалась до 16.00. Во время ожидания. можно было осмотреть здание снаружи, вспомнить историю строительства, дебаты по поводу уничтожения исторического центра Петербурга, обвинения Валерия Гергиева во всех грехах и т.п. Да, на месте теперешней второй сцены Мариинки действительно стоял Дворец культуры им. Первой Пятилетки, в котором я бывала на спектаклях, когда гастролировали столичные театры, и в театре нашего театрального педагога и режиссёра Вениамина Фильштинского "Перекрёсток", где в спектакле "В поисках Годо" впервые встретилась с его учениками, потом актёрами театра им. Ленсовета, а сейчас МХАТа, Константином Хабенским, Михаилами Пореченковым и Трухиным, Андреем Дибровым.

Когда говорят о кощунственном разрушении сталинского раритета, забывают о том, что и это "чудо" архитектуры было построено на месте действительно исторического здания - Литовского рынка, в проектировании которого принимал участие Великий Джакомо Кваренги.

Вот на месте этих двух ранее снесённых зданий и было построено здание второй сцены Мариинского театра.

Ждём на берегу канала. Ни суеты, ни давки, все терпеливо ждут, когда дежурный назовёт номер нужной группы.

Не стану обсуждать вопросы архитектуры здания, об этом пусть спорят люди знающие - специалисты.Мне почему-то вспомнилась история строительства Эйфелевой башни в Париже, которую уж как только не ругали! "Клякса Парижа" - таково было название этого сооружения в те времена, а писатель Ги де Мопассан, регулярно обедая в ресторане на верхнем ярусе башни, объяснял это тем, что оттуда не видно этого "отвратительного сооружения". Время всё расставило по местам и теперь Эйфелева башня стала символом города и самым посещаемым туристами местом в мире.Так что, время и рассудит...
Пришло время входа нашей группы и мы заходим в холл первого этажа и сразу же окунаемся в красоту, простор, свет и уют одновременно.

Стены отделаны нежно медового цвета драгоценным ониксом, мраморные колонны и пол, лестницы с мраморными и стеклянными ступенями, а на потолке..

.

Подвески из стразов Сваровски, переливающиеся всеми цветами радуги, отражая свет люстр.

На верхние этажи - всего их семь над землёй и три подземных - ведут широкие лестницы. Ступени не крутые и подниматься не трудно.

На втором этаже расставлены стенды с театральными костюмами. Костюмы когда-то принадлежали примам и премьерам Мариинки, а теперь стали реликвиями театра и музейными экспонатами.

Это не муляжи, а настоящий реквизит, когда-то участвовавший в представлениях.

Под костюмами есть таблички, где написано,кому принадлежал данный экспонат, но читать и,тем более, записывать времени нет - спешим за экскурсоводом.

Какие же искуссные руки готовили и расшивали эти прекрасные костюмы!!!

Просторные холлы, закоулочки, ведущие к входам в залы, всё сверкает ониксом.

Малый зал, вмещающий немного зрителей, с удобными креслами и покатым полом, поэтому головы впереди сидящих не загораживают сцены и то, что на ней происходит.

Ну, и наконец, святая святых - большой зал.

В ложе тоже подвески из кристалов Сваровски.

Огромная сцена, когда мы заходим в зал, она открыта - идут монтажные работы.

Оркестровая яма, расчитанная на размещение в ней до двухсот музыкантов. Пюпитры, подсветки, инструменты... Люблю момент перед началом спектакля, когда музыканты настраивают инструменты - предвестие начала СОБЫТИЯ!

Зал с удобными креслами - посидела, оценила, правда просторно и уютно! В зале помещается 2000 зрителей. Партер.

Расстояние между рядами таково, что опоздавшим не придётся поднимать целый ряд, вполне удобно проходить.

Ярусы, которыё уходят под самый потолок.

Наконец, опускают занавес - их несколько, нам достался с гусинным пером, не пушкинскую ли оперу готовят к показу?

Экскурсовод рассказывает, что один из занавесов - копия с работы замечательного художника Александра Головина. Я нашла в интернете этот занавес, который и здесь будет подниматься и опускаться на представлениях. Фото взято мной с сайта Artcontext.

Спрашиваю о ценах на билеты, экскурсовод отвечает, что от 600 руб и до... на оперу "Набукко" с участием Пласидо Доминго и Марии Гулегиной на основной сцене билеты стоят 12000 рублей! Конечно, не всем доступны, но уповаем на социальные мероприятия на сценах театра, которые проводятся Валерием Гергиевым ежегодно. Экскурсия окончена, можно уходить, но так не хочется расставаться с красотой, кроме того, можно послушать концерт учащихся музыкальной школы при консерватории. Иду в холл, где проходит концерт опять мимо красивых стендов. Аккустика такова. что звуки игры детей доносятся в самые дальние уголки. Прохожу мимо прекрасного букета из драгоценных камней - восторг!

Детей не снимаю, так как звуки щелчка аппарата могут мешать малышам. Играют хорошо, уходить не хочется, но...нужно.
Вот и всё! Теперь у нас в Петербурге есть ещё одна прекрасная сцена. Верю мнению музыкантов, уже опробывавших сцену, оценивших акустику и с восторгом отозвавшихся о новом зале.
Через Крюков канал перекинут подвесной мостик, соединяющий старую и новую сцены. Этот мост вызвал такой град ругани ценителей архитектуры! Но, если это технологическая необходимость, можно и смириться с не очень красивым видом. Наверно, ванты - подвески могли быть и более ажурными, но, что есть. то есть.

Вот и всё о новой сцене. Ждём премьерных и текущих спектаклей и надеемся, что жизнь её будет долгой и счастливой!


Мариинка 2 открытие

Медовый оникс Мариинки-2

Валерий Гергиев: «Мы хотели построить настоящий театральный квартал!»


Два абсолютно контрастных здания, объединенных общим именем « », словно два брата, старший и младший, с разницей в 230 лет, стоят сегодня совсем рядом, держась за руку стеклянного моста. 10 лет строительства и 22 миллиарда рублей – вот и воплощен в жизнь новый уникальный проект. Маэстро Гергиев, довольный своим детищем, активно готовится к открытию новой сцены 2 мая, в свой юбилейный День Рождения.

Архитектурное решение

Свой юбилей, 60 лет, Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, генеральным партнером которого выступает банк ВТБ, как и принято у истинных любителей своего дела, будет отмечать на сцене – на новой сцене современного и высокотехнологичного театра Мариинки-2.

«Мы хотели построить не просто новый театр. Наша задача куда глобальнее – настоящий театральный квартал! Мне кажется, эта задумка вполне удалась! Новый театр прекрасен и отлично вписывается в уже состоявшуюся композицию старого театра и концертного зала!» – поделился своими впечатлениями Валерий Гергиев после акустического теста на новой сцене, куда позвали журналистов оценить качество звука и внутреннее убранство театра.

На самом деле, с архитекторами и строителями у Мариинки не складывалось изначально. То проект всех порадовал, но оказался не жизнеспособен, то изначально утвержденная куполообразная концепция показалась слишком вычурной для исторической части города. В итоге был приглашен канадец Джек Даймонд – талантливый специалист, на счету которого всемирно известные постройки, такие как Зал Сиднея Хармана в Вашингтоне, концертный зал «Дом симфоний» в Монреале, центр исполнительских искусств в Сент-Катарине в Канаде, Центр исполнительских искусств «Времена года» в Торонто и многие другие. Последний, кстати, и вдохновил Валерия Абисаловича на сотрудничество с Даймондом. «Я видел этот зал и он впечатлил! Хочу сказать, что сейчас он считается современным образцом дизайна театральных залов. Только представьте, из 2000 мест – менее четверти отстоят от сцены на расстоянии более 30-ти метров. Это придает эффект настоящей вовлеченности зрителей в сценическое действо. И ни на одном месте зритель не испытывает помех в видении сцены. А у нас во многих театрах продают даже такие билеты, откуда совсем ничего не видно! В новой Мариинке такого точно не будет – все зрители останутся довольны!» – рассказывает Валерий Гергиев.

И действительно, журналисты, во время акустического теста перемещающиеся по залу с одного мягкого итальянского сиденья на другое, с партера на балкон, единогласно подтвердили – сцену видно хорошо везде!

За строительными лесами

В Санкт-Петербурге так исторически сложилось, что классические здания, которые составляют основную часть архитектуры города, состоят из трех основных компонентов: каменная или кирпичная база высотой от трех до шести этажей; вертикальные пропорции с регулярно расположенными оконными проемами и неким облегчением фасада в виде самых разных колоннад, портиков над входами, а также – металлические крыши с мансардными окнами, дымоходами и другими элементами кровли. Фасадное решение Мариинки-2 – это как раз современная интерпретация именно этих компонентов: каменная база высотой около 5-6 этажей и вертикальные по пропорции оконные проемы, а вместо классических портиков для облегчения однообразия фасадов и обозначения входов введены большие эркеры из несущего стекла.

У огромных стеклянных окон своя идея – когда стоишь в фойе театра, пространство расширяется и перед тобой открывается вся улица, точнее даже – складывается ощущение, как будто ты становишься частью этой улицы и самой , которая расположена совсем рядом. Ты наблюдаешь за всем происходящим за окном, видишь прохожих на улице, а они тебя и то, что происходит в фойе театра. Внутренняя отделка – по-своему уникальна. Она одновременно является и частью внешнего оформления. Фойе отделано панелями из медового оникса. Этот камень специально закупали в Иране, привозили в Петербург, где аккуратно распиливали на пластины и шлифовали. Общая площадь отделки составляет примерно 4000 квадратных метров, а высота самой большой панели – около 12-ти метров. Джек Даймонд рассказал, что выбран именно такой цвет и материал не случайно - когда вечером перед спектаклем в театре загорится свет и прольется медовым оттенком на улицы, театр преобразится и приобретет торжественный вид.

Акустический тест

Главный повод, по которому собрали журналистов в новой Мариинке – проведение акустического теста в просторном зрительном зале на 2000 мест. Мероприятие заинтересовало большое количество СМИ – вторую Мариинку действительно ждут, негласно называя ее в народе «Открытием десятилетия».

Валерий Гергиев лично продирижировал фрагменты из опер Чайковского, Верди и Мусоргского. С первых же нот стало понятно, что акустика действительно потрясающая! И даже если ты не профессионал в этой области, нельзя не отметить уникальное звучание – как будто музыканты играют не в оркестровой яме, а вокруг тебя. Архитектор Даймонд в интервью за интервью обращал внимание на то, что именно звучание становилось в центр его сооружения – учитывая многие звуковые особенности, проектировали этот уникальный театр.

Решение самого зрительного зала базируются на проверенной и надежной форме для оперного театра – форме подковы. Однако и тут есть отличие – в исторических театрах преломление звуков низкой, средней и высокой частоты осуществлялось, как правило, через классические декоративные элементы – колонны различных масштабов, кривизну передней части балконов, а также барельефы путти и орнаментальные гирлянды. Современный эквивалент был достигнут более органичным способом. Модернизм заключается в особой форме выпуклости всего зрительного зала и, в частности, задней стены. Естественная акустика создается с помощью гипсовых стен ручной работы, изготовленных из полос твердого гипса различной размерности. Натуральность звуку придает деревянная облицовка из резонирующей ели, причем древесина для отделки поступала не в досках, а выпиливалась из цельных стволов, что имеет особое значение для акустики.

За кулисами

Качеством звука остались довольны и сам дирижер, и большинство слушателей – придирчивых критиков и журналистов, а когда занавес открылся, то всех поразила невероятная глубина сцены – 80 метров! Закулисная часть нового Мариинского также существенно отличается от исторического оперного театра: технически это чудо автоматизации с передовыми производственными, артистическими и административными помещениями. С особой гордостью рассказывает Валерий Гергиев о новых возможностях театра – теперь, благодаря современному техническому оснащению сцены, можно ставить даже самые сложные по декорациям постановки. Если раньше на сбор и разбор некоторых элементов декораций необходимо было потратить до 5-дней, из-за чего наступал вынужденный перерыв в репертуаре, то на новой сцене такого не будет. Мариинка-2 будет работать бесперебойно, выдавая максимальное количество театральных шедевров. «При нынешнем техническом оснащении мы утром можем показывать детский спектакль, а вечером – давать самую сценографически сложную постановку». При этом одновременно на репетиционной сцене может идти полноценная репетиция, в зоне монтажной – осуществляться сборка декораций следующего спектакля, а в грузовом доке – погрузка или разгрузка других декораций. Также планируется, что новый театр будет обеспечивать производство необходимого инвентаря как для нового, так и для старого зданий.

Приятно удивили и другие нововведения – например, собственная звукозаписывающая студия, в которую звук в режиме реального времени будет попадать со сцены. И даже телевизионная студия с возможностью трансляции любого в формате HD.

Валерий Гергиев решил показать журналистам и то, что обычно скрыто от посторонних глаз, – служебную часть театра со столовыми, репетиционными залами, коридорами и комнатами. Все продумано до мелочей: современный дизайн, независимые друг от друга системы акустики во всех залах для репетиций, естественный свет от больших окон. Места в новом театре хватит всем: общая площадь новой Мариинки – около 80 000 кв. м, но здание, стоит заметить, не выглядит слишком огромным. В новом театре семь надземных и три подземных этажа. Помимо главной сцены есть репетиционная и арьерсцена (задняя часть сцены), репетиционные залы для хора, оркестра, камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше. В фойе есть специальный «уголок», который назван «камерным пространством», и там, прямо на многочисленных ступеньках, могут устроиться 300 зрителей, чтобы послушать отдельную программу. А из расположившегося на крыше амфитеатра открывается замечательная панорама Петербурга. Этот амфитеатр, вмещающий до 200 человек, будет использован уже в ходе музыкального фестиваля «Звезды белых ночей».

Открытие Мариинки-2 обещает быть звездным. Ожидаются Ильдар Абдразаков, Ольга Бородина, Пласидо Доминго, Анна Нетребко, Алексей Марков, Евгений Никитин, Рене Папе, Екатерина Семенчук, Михаил Петренко, Сергей Семишкур, Екатерина Кондаурова, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Владимир Шкляров, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Леонидас Кавакос. Выступят и учащиеся Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, хора, детского хора и Симфонического оркестра. Дирижер – Валерий Гергиев, отмечающий в этом году 25-летие руководства театром, режиссер-постановщик концерта – Василий Бархатов, художник-постановщик – Зиновий Марголин.

В Мариинском театре мы бываем 1-2 раза в год, как правило на итальянских операх. Не пропустили и Премьеру оперы Джузеппе Верди "Сицилийская вечерня" (I vespri siciliani) в апреле 2017 года.

С тех пор как открылась новая сцена Мариинки, мы попадаем на спектакли исключительно на нее. Гостям города, наверное, интереснее побывать на исторической сцене, но нам, как постоянным жителям сейчас нравится и новая сцена тоже. На мой взгляд зал спроектирован для зрителей гораздо удобнее: в партере от первых рядов к последним идет плавное повышение и кресла расположены в шахматном порядке. Таким образом, даже если перед вами сидят высокие люди, все будет прекрасно видно. На исторической сцене очень сложно с комфортом высидеть в бенуаре, бельэтаже и на ярусах на местах, которые удалены от центра и расположены ближе к сцене. Стульчики развернуть нельзя и приходится сидеть вполоборота. Очень устает шея, когда смотришь несколько часов в одну сторону. На новой сцене кресла развернуты в сторону сцены, каждый последующий ряд выше другого и расположены в шахматном порядке. Поэтому брать можно практически любые места.

Я обычно покупаю билеты он-лайн. Есть возможность повыбирать по цене и расположению, чтобы были оптимальные. Мои любимые места это Партер 22 ряд серединка (сзади никто не сидит, только люди в Бенуаре на приличном расстоянии). Обычно эти места чуть дешевле, чем в целом в партере, а вид и акустика прекрасные. Еще нравятся боковые места 1-3 и 26-28 на 19 ряду.

Перед 15 рядом широкий проход и смотреть достаточно комфортно.

Если цены на эти билеты кусаются мы обычно берем Бенуар 3 ряд места 1-2.


На схеме они как будто прямо у сцены, но на самом деле близко к центру.



Обычно именно на эти места цена ниже при хорошем расположении и обзоре. И на них обычно действует спец.цена.

Про премьеру Сицилийской вечерни. В оригинальной версии действие происходит в Палермо 1282 года и закручено вокруг восстания сицилийцев против власти французов. В постановке Мариинского театра действие перенесено в Нью-Йорк 1920 года в период сухого закона и итальянских мафиози (те же сицилийцы) в Америке. К Палермо отсылает лишь название ресторана, в котором происходит действие. Таким образом, постановка получилась более понятной широкой публике. Красивые декорации, костюмы, действие динамичное и зрелищное. На мой взгляд, это больше развлекательное времяпрепровождение, чем прикосновение к искусству. Но, нам в целом понравилось.

История оперы

Один из старейших и наиболее крупных музыкальных театров России. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Музыкальные спектакли давались в Петербурге с 20-х годов 18 века французскими, начиная с 30-х годов итальянскими оперными труппами, где выступали и русские артисты, в дальнейшем составившие основу русской труппы казённого театра. Историю театр ведёт с 1783, когда в столице был построен Каменный (Большой) театр и указом Екатерины II организована труппа «...не для одних комедий и трагедий, но и для оперы». В конце 18 - начале 19 веков, в период активного формирования национальной композиторской школы, на сцене театра наряду с иностранными ставились первые произведения русских композиторов, в т. ч. балет «Новый Вертер» Вальберха - Титова, сочинения M. M. Соколовского, Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, позднее С. И. Давыдова и др. В 1803 оперная и балетная труппы отделились от драматической. Оперную возглавил в 1803-40 К. А. Кавос - дирижёр, педагог и композитор, автор многих опер и балетов, поставленных на сцене театра. Во главе балета стал балетмейстер Ш. Л. Дидло (1801-1829, с перерывом в 1811-16). Их деятельность способствовала повышению культуры спектаклей. Ведущее положение занимали певцы П. А. Булахов, Я. С. Воробьёв, П. В. Злов, Г. Ф. Климовский, А. М. Крутицкий, Е. С. Сандунова, В. М. Самойлов и др., танцовщики И. И. Вальберх (Лесогоров), А. П. Глушковский, Н. О. Гольц, М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. И. Колосова, А. С. Новицкая, Е. А. Телешева и др. Ставились произведения К. М. Вебера, К. В. Глюка, А. Гретри, Л. Керубини, Дж. Мейербера, П. А. Монсиньи, В. А. Моцарта, Дж. Паизиелло и др., а также русские оперы. В 20-е годы на сцене театра периодически выступали также немецкая и итальянская труппы. В 1836 заново отстроенное здание театра полностью было отдано оперной и балетной труппам. 27 ноября 1836 театр открылся оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя», ознаменовавшей рождение русского классического оперного искусства. В 1842 была поставлена его вторая опера - «Руслан и Людмила». Эти произведения определили начало демократизации оперного искусства, формирования реалистических принципов исполнительства. В обоих спектаклях раскрылось дарование выдающихся русских певцов О. А. Петрова и А. Я. Петровой-Воробьёвой. В оперную труппу вошли также М. С. Лебедев, А. И. Леонов, М. М. Степанова, В. А. Шемаев, M. P. Шелехова, С. С. Гулак-Артемовский, Е. А. Семёнова и др.

С 1843 на сцене театра выступала итальянская оперная труппа (в её составе певцы Дж. Рубини, П. Виардо-Гарсиа, A. Тамбурини, Джулия Гризи, Л. Лаблаш и др.). Двор оказывал ей всемерное покровительство. Русская оперная труппа была оттеснена на второй план, а в 1845 фактически изгнана и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 50-х годов на сцене Театра-цирка, здание которого после пожара в 1859 было перестроено (архитектор А. К. Кавос) и открыто в 1860 под названием Мариинский театр. В 1883-96 под руководством архитектора B. А. Шрётера были реконструированы фасады и интерьеры, добавлен ряд помещений, деревянные конструкции заменены металлическими, улучшена акустика зала и сцены, со стороны фасада пристроен новый корпус.

Глубокие перемены в обществ. жизни России 60-х годов, деятельность крупнейших русских композиторов определили расцвет русского оперно-исполнительского искусства. Несмотря на сопротивление дирекции императорских театров, её стремление затормозить введение русского репертуара, всё более явной становится демократическая тенденция русской труппы. В 1861 театр возобновил «Руслана и Людмилу»; в 1865 - «Русалку» (первая постановка в 1856). Были осуществлены постановки опер (многие из них впервые) - «Юдифь» (1863) и «Вражья сила» (1871) Серова, «Каменный гость» Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (1895) Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского, «Князь Игорь» Бородина (1890), «Орестея» Танеева (1895) и др. В репертуаре театра также западно-европейская классика, в т. ч. оперы Дж. Верди - «Сила судьбы» (1862; написана для Мариинского театра), «Травиата» (1868), «Риголетто» (1878), «Отелло» (1887), «Фальстаф» (1894, впервые на русском языке), К. М. Вебера, В. А. Моцарта, Дж. Пуччини и др. Музыкальным руководителем и дирижёром (в 1860-69) был К. Н. Лядов, затем (в 1863-1916) Э. Ф. Направник, деятельность которого сыграла значительную роль в истории театра (установил творческие связи с известными русскими композиторами, собрал в театре лучшие артистические силы, поднял профессиональный уровень оперных постановок). Среди солистов театра певцы Ф. П. Комиссаржевский, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова, И. А. Мельников, Ф. К. Никольский, Ю. Ф. Платонова.

В конце 19 - начале 20 веков в театре выступали крупнейшие мастера оперного искусства: И. А. Алчевский, А. Ю. Больска, М. И. Долина, И. В. Ершов, Е. И. Збруева, B. И. Касторский, В. И. Куза, Ф. В. Литвин, Е. К. Мравина, Э. К. Павловская, М. А. Славина, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, М. И. и H. H. Фигнеры, М. Б. Черкасская, Л. Г. Яковлев и др. Часто выступал Ф. И. Шаляпин. В репертуаре театра оперы Р. Вагнера (в т. ч. тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Р. Штрауса, «Сказание о невидимом граде Китеже», «Хованщина» и др. Спектакли отличались законченным музыкальным ансамблем. В театре работали известные дирижёры Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс, художники А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев.

Октябрьская революция 1917 года создала условия для подлинного расцвета театрального искусства. Правительственным декретом 9 ноября 1917 года театр объявлен государственным и передан в ведение Наркомпроса. Многие спектакли (часто бесплатные) ставились по заявкам рабочих, солдат, матросов, учащихся, служащих. Артисты в составе концертных бригад выезжали на фабрики и заводы города, в воинские части. В 1920 театр получил наименование Государственного академического театра оперы и балета, в 1935 ему присвоено имя C. М. Кирова. Коллектив продолжал лучшие традиции, заложенные крупнейшими мастерами театрального искусства. Появились новые постановки оперной классики и произведений современных зарубежных композиторов, в т. ч. «Тангейзер» и «Риенци» Вагнера (1923), «Севильский цирюльник», «Дон Жуан» (1924); «Саломея» (1924) и «Кавалер роз» (1928) Р. Штрауса, «Воццек» Берга (1927). Подлинным событием стала постановка «Бориса Годунова» в авторской редакции (1928). Появляются оперы советских композиторов, основное внимание которых было направлено на историко-революционную и современную советскую тематику: «Орлиный бунт» Пащенко (1925), «Лёд и сталь» Дешевова (1930), «Броненосец „Потёмкин“» Чишко (1937), «В бурю» Хренникова (1939). В 1925 поставлена опера С. С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Возобновляются оперы русских классиков: «Пиковая дама» (1935), «Иван Сусанин» (1939, с новым текстом); «Чародейка» Чайковского (1941). Расширяется балетный репертуар: «Жар-птица» (1921), «Пульчинелла» (1926), «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1927) Стравинского, опера-балет «Млада» Римского-Корсакова (1923), «Ночь на Лысой горе» на музыку Мусоргского (1924), «Времена года» Глазунова (1924), «Крепостная актриса» Корчмарёва (1927), «Красный мак» Глиэра (1929), «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Утраченные иллюзии» (1936), «Партизанские дни» (1937) Асафьева, «Сердце гор» Баланчивадзе (1938), «Лауренсия» Крейна (1939), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1940) и др. В 1939 театр награждён орденом Ленина. В 1940 его лучшие спектакли были показаны в Москве на Декаде искусства Ленинграда. В августе 1941 театр был эвакуирован в Пермь; здесь состоялись премьеры опер: «Емельян Пугачёв» Коваля (1942), «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (1943) и балета «Гаянэ» Хачатуряна (1942). Артисты театра выезжали с концертными бригадами на фронт, выступали в госпиталях, воинских частях, в колхозах и на предприятиях. Летом 1944 театр возвратился в Ленинград; открыт 1 сентября оперой «Иван Сусанин».

На сцене театра в разное время выступали крупнейшие певцы - П. З. Андреев, Н. А. Большаков, Г. А. Боссэ, Р. Г. Горская, В. А. Давыдова, И. В. Ершов, Р. Л. Изтур, В. И. Касторский, О. А. Кашеварова, К. А. Лаптев, С. И. Мигай, А. Ю. Модестов, О. Ф. Мшанская, Г. М. Нэлепп, И. А. Нечаев, Г. Н. Орлов, В. К. Павловская, Н. К. Печковский, С. П. Преображенская, М. О. Рейзен, В. Р. Сливинский, И. П. Яшугин и др.; солисты балета - Н. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, Т. М. Вечеслова, Р. И. Гербек, Е. П. Гердт, H. M. Дудинская, М. А. Дудко, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, С. Г. Корень, Л. С. Леонтьев, A. В. Лопухов, Е. М. Люком, А. М. Монахов, В. А. Семёнов, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, B. М. Чабукиани, А. Я. Шелест и др.; дирижёры - А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Р. Е. Дриго, C. В. Ельцин, А. Коутс, Э. А. Купер, Н. А. Малько, А. М. Пазовский, Д. И. Похитонов, Г. Г. Фительберг; режиссёры - А. Б. Винер, Э. И. Каплан, И. М. Лапицкий, В. А. Лосский, С. Д. Масловская, В. Э. Мейерхольд, С. Э. Радлов, Н. В. Смолич, Л. В. Баратов; балетмейстеры - А. Я. Ваганова, В. И. Вайнонен, Р. В. Захаров, Л. С. Леонтьев, Л. М. Лавровский, Ф. В. Лопухов, В. И. Пономарёв, А. И. Чекрыгин; художники - А. Я. Головин, В. В. Дмитриев, К. А. Коровин, В. А. Щуко.

В 40-50-е годы возобновляются оперы - «Пиковая дама» (1946), «Дубровский» (1947), «Аида» (1948), «Кармен» (1948), «Фауст» (1949), «Князь Игорь» (1954), «Риголетто» (1954) и др. Из постановок русских классических опер выделялись «Руслан и Людмила» (1947 и 1954), «Борис Годунов» (1949), «Мазепа» (1950), «Хованщина» (1952), «Псковитянка» (1952), «Садко» (1953), из произведений советских композиторов наиболее значительные были постановки опер - «Дуэнья» («Обручение в монастыре») Прокофьева (1946), «Семья Тараса» (1950), «Декабристы» (1953), «Мать» (1957); «Судьба человека» Дзержинского (1961). Среди постановок советских балетов: «Золушка» (1946) и «Каменный цветок» (1957) Прокофьева, «Медный всадник» (1949); «Шурале» Яруллина (1950), «Спартак» (1956), «Тропою грома» (1958); «Берег Надежды» Петрова (1959), «Маскарад» Лапутина (1960) и др. Многие из этих спектаклей отмечены новаторскими поисками, оригинальным хореографическим решением и вошли в золотой фонд репертуара театра. Художественное руководство в эти годы осуществляли дирижёр Б. Э. Хайкин, режиссёр И. Ю. Шлепянов, хормейстер В. П. Степанов, дирижёры балетных спектаклей Е. А. Дубовский и П. Э. Фельдт. Позднее в театре работали дирижёры - Э. П. Грикуров, А. И. Климов, К. А. Симеонов; режиссёр Е. Н. Соковнин, хормейстер А. В. Михайлов, художник С. Б. Вирсаладзе, балетмейстеры - P. В. Лопухов, П. А. Гусев, Б. А. Фенстер, К. М. Сергеев.

В 60-70-е годы репертуар театра обогатился значительными постановками, среди которых оперы: «Лоэнгрин» (1962); «Октябрь» Мурадели (1964), «Гуняди Ласло» Эркеля (1965), «Питер Граймс» (1965), «Волшебная флейта» (1966); «Оптимистическая трагедия» (1966) и «Анна Онегина» (1967) Холминова, «Лючия ди Ламмермур» (1969, впервые в СССР); «Василий Губанов» Клебанова (1970), «Абесалом и Этери» (1971); «Интервенция» Успенского (1972), «Кармен» (1973); «Петр I» Петрова (1975), и балеты (преимущественно произведения советских композиторов): «Отелло» Мачавариани (1960), «Легенда о любви» Меликова, «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича (оба в 1961), «Далёкая планета» Майзеля (1963), «Двенадцать» Тищенко (1964), «Жемчужина» Симонян (1965), «Человек» Салманова (1966), «Страна чудес» Шварца (1967), «Горянка» Кажлаева (1968), «Волынщик из Стракониц» Матвеева, «Скифская сюита» на музыку С. С. Прокофьева и «Двое» на музыку симфонической поэмы A. Д. Меликова «Метаморфозы» (все в 1969), «Гамлет» Червинского (1970), «Сотворение мира» Петрова (1971), «Икар» Слонимского (1974). Театр осуществил сценические постановки кантаты Прокофьева «Александр Невский» (1969) и «Патетической оратории» Свиридова (1970).

Здание театра неоднократно подвергалось перестройке. В 1944 здание восстановлено после разрушений, причинённых бомбардировками во время блокады Ленинграда; в 1968-70 полностью реконструировано. Зрительный зал рассчитан на 1625 мест. Длина зала с учётом оркестровой ямы 22,1 м, ширина 19,46 м, высота 18 м. Глубина сцены 18 м, ширина 20 м, размер портала сцены - 16×9 м.

Литература: Никольский Д., Десятилетие концертов хора императорской русской оперы в С.-Петербурге. (1888-1898), СПБ, 1898; «ЕИТ», Сезоны 1890-1915; Плещеев A., Наш балет. (1673-1899), СПБ, 1899; Императорские Мариинский и Большой театры. Сезон 1907-1908, СПБ, 1908; (Свириденко С.), Русская опера в Мариинском театре за 25 лет. Очерк, «РМГ», 1912, No 1-2, 4-5; Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930 гг., Л., 1936; Слонимский Ю., Мастера балета, (Л.-М.), 1937; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. (1890-1910), Л.-М., 1940; Ленинградский государственный ордена Ленина Академический театр оперы и балета. (Сб. статей, Л.), 1940; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. (Сб. статей), Л., 1941; Советский театр. К тридцатилетию советского государства, М., 1947; Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. Сб. статей, Л.-М., 1948; Похитонов Д., Из прошлого русской оперы, (Л.), 1949; Слонимский Ю., Советский балет, М. - Л., 1950; Первая русская революция и театр. (Сб.), М., 1956; Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957; Музыкальный Ленинград. 1917-1957. (Путеводитель-справочник), Л., 1958; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; её же, Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963; её же. Русский балетный театр начала XX века, (ч. 1-2, Л., 1971-72); Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр, Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века (т. 1-3, Л., 1969-73); Богданов-Березовский В., Ленинградский государственный академический ордена Ленина театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1959; Музыкальная жизнь Ленинграда. Сб. статей, Л., 1961; Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962; Теляковский В. A., Воспоминания, Л.-М., 1965; Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. 1917-1967, (Л., 1967).

Л. В. Михеева
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973-1982

История балета

История труппы начиналась с придворных спектаклей, где участвовали профессиональные танцовщики и танцовщицы, появившиеся после учреждения императрицей Анной Иоанновной в 1738 Танцевальной школы. Под руководством французского педагога Ж. Б. Ланде русские ученики (из низших сословий) легко усваивали изящные формы, разработанные европейским балетом, и сообщали им широту и плавность народной пляски. Уже первые выпускники школы - А. Сергеева, А. Тимофеева, А. Топорков - могли конкурировать с иностранными танцовщиками, а Т. С. Бубликов имел большой успех и в Вене. Иностранные балетмейстеры и педагоги Ф. Хильфердинг, Г. Анджолини, Дж. Канциани, Ш. Ле Пик, работавшие в Петербурге, знакомили русских артистов с достижениями европейской хореографии.

Однако с первых шагов молодой русский балет отличался самобытностью. Классицизм на русской почве обрёл черты патриотизма и гражданственности, что нашло отражение, например, в балете Анджолини по трагедии Сумарокова «Семира» (1772). Лучшие танцовщики той поры сочетали профессионализм с одухотворённостью.

В 1783 был построен Большой (Каменный) театр (в 1836 здание перестраивалось А. К. Кавосом). Здесь развернулась деятельность танцовщика, педагога и первого русского балетмейстера И. И. Вальберха. В его балетах пантомима и виртуозный танец служили не для воспевания царей и богов: сентиментализм выдвинул новых героев - обыкновенных людей. Вальберх поставил первый балет из современной жизни - «Новый Вертер» (1799), один из первых балетов на шекспировский сюжет - «Ромео и Юлия» (1809), прославил победу 1812 года в дивертисменте «Торжество России, или Русские в Париже» (1814).

Заметное влияние на развитие петербургского балета оказал Ш. Л. Дидло. Знаток различных европейских школ, он был свидетелем борьбы Ж. Ж. Новера с отжившими канонами придворного балета, учился у Ж. Доберваля. Творчество Дидло в России совпало с подъёмом национальной культуры, что способствовало росту петербургского балета, ставшего одним из передовых в Европе. Дидло ставил балеты на мифологические, исторические, жанровые сюжеты, дивертисменты с разнохарактерными танцами. Танцевальные поэмы Дидло «Зефир и Флора» (1804), «Амур и Психея» (1809), «Ацис и Галатея» (1816) Кавоса предвещали наступление романтизма. В них уже намечалось взаимодействие ансамблевого и сольного танцев. Героями пантомимных балетов на исторические сюжеты были борцы за свободу и справедливость («Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» на музыку Венюа, 1817; «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» на муз. Кавоса и Жучковского, 1819, и др.). Дидло стремился к психологизации образов, драматизации действия. В 1823 театр обратился к поэзии Пушкина, поставив балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку Кавоса (1823). В репертуаре, созданном Дидло, раскрылись таланты М. И. Даниловой, А. И. Истоминой, Е. А. Телешовой, А. С. Новицкой, Огюста (О. Пуаро), Н. О. Гольца.

30-е годы 19 века были ознаменованы утверждением романтизма с его разладом мечты и действительности, уходом в мир ирреальных образов, видений. В 1837 итальянский хореограф Ф. Тальони и его дочь М. Тальони показали в Петербурге балет «Сильфида». Поэтика романтизма оказалась близкой русскому исполнительскому стилю. В 1842 в балете «Жизель» (постановка Ж. Коралли и Ж. Перро) с успехом выступила Е. И. Андреянова. «Земную» линию романтизма представляли балеты Ж. Перро, возглавлявшего петербургский балет в 1848-59. В балетах «Эсмеральда» и «Катарина» Пуньи, «Фауст» Пуньи и Паниццы, и других противопоставлялись страсти, характеры, обстоятельства. На петербургской сцене выступали Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито. Вслед за иностранными танцовщицами романтический репертуар осваивали русские балерины Н. К. Богданова, М. Н. Муравьёва, М. С. Суровщикова-Петипа и др.

С 1860 театр начал работать в новом здании (построено арх. А. К. Кавосом) и получил название Мариинского театра.

В 1859 балетмейстера Перро сменил А. Сен-Леон, который придерживался канонов многочастного парадного спектакля. Обращение к русской теме в его балетах «Конёк-Горбунок» (1864) и «Золотая рыбка» (1867) было поводом для постановки дивертисментов.

Преемником Перро и Сен-Леона стал М. И. Петипа (с 1847 солист балета, затем - балетмейстер, в 1869-1903 - главный балетмейстер театра). Вначале он придерживался эстетики монументальных балетных представлений. Постановки: «Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1868), «Дон Кихот» (1871), «Баядерка» (1877). В этих спектаклях, созданных на музыку Пуньи и Минкуса, Петипа начал разрабатывать симфонические формы танца. Развивая принципы своих предшественников, он создал выдающиеся произведения хореографии - сцену «царство теней» в балете «Баядерка» и др. Петипа совершенствовал каноны академического танца, разрабатывал новые формы. Владение разнообразными средствами балетного театра позволило Петипа вместе с композиторами П. И. Чайковским и А. К. Глазуновым создать первые балеты-симфонии: «Спящая красавица» (1890), «Лебединое озеро» (1895, совм. с Л. И. Ивановым), «Раймонда» (1898). Балеты Петипа требовали высокого профессионализма труппы, который достигался благодаря педагогическим талантам Х. П. Иогансона, Э. Чеккетти. В балетах Петипа и Иванова выступали М. С. Суровщикова-Петипа, Е. О. Вазем, Е. П. Соколова, В. А. Никитина, М. М. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, И. Ф. Кшесинский, А. В. Ширяев и др. Деятельность Петипа подвела итоги художественных завоеваний 19 века и стала наиболее значительной эпохой в истории русского балета. Шедевры выдающегося балетмейстера составили классическое наследие мировой хореографии. Они наследуются и советским балетным театром.

В начале 20 века хранителями академических традиций были артисты О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская, В. А. Трефилова, Ю. Н. Седова, А. Я. Ваганова, Л. Н. Егорова, Н. Г. Легат, С. К. Андрианов. Однако с уходом Петипа эстетика академизма постепенно превращалась в догму, тормозящую творческую мысль. Борьбу с рутиной возглавил М. М. Фокин. В поисках новых форм он опирался на современное изобразительное искусство. Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской: «Павильон Армиды» (1907), «Шопениана» (1908), «Египетские ночи» (1908), «Карнавал» (1910), «Петрушка» (1911), а также «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» (1909). В балетах Фокина прославились Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова.

В первые годы после Октябрьской революции 1917 года перед театром встали задачи сохранения наследия и создания нового репертуара, отвечающего требованиям времени. Ответственность за их решение легла на плечи ведущих артистов театра: Е. П. Гердт, П. А. Гусева, Л. С. Леонтьева, А. В. Лопухова, Е. М. Люком, О. П. Мунгаловой, В. И. Пономарёва, В. А. Семёнова, Б. В. Шаврова. В 1922 труппу возглавил Ф. В. Лопухов. Под его руководством театр тщательно сохранял лучшие балеты Петипа и Иванова, Фокина и А. А. Горского.

Балетмейстер-новатор Лопухов создал оригинальные постановки, где смело экспериментировал в области хореографической выразительности и танцевального симфонизма: «Величие мироздания» на музыку Бетховена (1923), «Ночь на Лысой горе» на музыку Мусоргского (1924), «Пульчинелла» (1926), «Ледяная дева» (1927), «Байка про лису» (1927); «Болт» Шостаковича (1931) и др. Разработанная им теория балетного искусства, практические находки явились первыми шагами в развитии советского балетного театра. В 1929 на сцене театра Лопуховым, Пономарёвым и Леонтьевым был поставлен первый советский балет «Красный мак», в 1930 - др. балет на современную тему - «Золотой век» на музыку Шостаковича, созданный В. И. Вайноненом, Л. В. Якобсоном и В. П. Чесноковым. В 1920-30-е годы в труппу театра влились выпускники Ленинградского хореографического училища, подготовленные педагогами А. Я. Вагановой, М. Ф. Романовой, Е. П. Снетковой-Вечесловой, Н. П. Ивановским, Пономарёвым, А. В. Ширяевым. Среди них: Н. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, М. Т. Семёнова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, В. М. Чабукиани, А. Я. Шелест.

В 1930-40-е годы, когда главное место в балете заняли драматургия и режиссёрская разработка сюжета, были созданы лучшие спектакли этого времени: «Пламя Парижа» (1932, балетмейстер Вайнонен), «Бахчисарайский фонтан» (1934, Р. В. Захаров), «Лауренсия» (1939, В. М. Чабукиани) и «Ромео и Джульетта» (1940, Л. М. Лавровский).

В годы Великой Отечественной войны артисты, оставшиеся в блокадном Ленинграде, под руководством О. Г. Иордан выезжали на фронт, выступали на заводах и в госпиталях. Основной коллектив был эвакуирован в Пермь, где шли поставленные ранее спектакли, создавались новые («Гаянэ», балетм. Анисимова, 1942). В военные и первые послевоенные годы в труппу вошли молодые артисты И. Д. Бельский, Б. Я. Брегвадзе, Л. И. Войшнис, Ю. Н. Григорович, И. Б. Зубковская, Н. А. Кургапкина, А. А. Макаров, О. Н. Моисеева, Н. А. Петрова, В. Д. Ухов, К. В. Шатилов, Н. Б. Ястребова. В 1940-50-е годы были поставлены новые спектакли. Военной теме посвящены балеты «Татьяна» Крейна (балетм. В. П. Бурмейстер) и «Милица» Асафьева (балетмейстер Вайнонен) - оба 1947. Балеты «Медный всадник» Глиэра (1949, Захаров) и «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого (1955, Б. А. Фенстер) продолжили линию обработок литературных произведений. В балетах-сказках «Золушка» (1946, К. М. Сергеев) и «Шурале» (1950, Л. В. Якобсон) широко использовался классический танец.

Творческим подъёмом отмечены 1950-1960-е годы. В этот период, отталкиваясь от античной пластики, экспериментировал Якобсон («Спартак», 1956); он утверждал универсальность выразительных возможностей хореографии в «Хореографических миниатюрах» (1958). В балете «Клоп» (1962) ему удалось воссоздать творческую лабораторию поэта-трибуна, где рождались сатирические образы современных мещан. Спектакль Якобсона «Двенадцать» (1964) воплотил революционную поэтику А. А. Блока. В 1958 балетмейстер Сергеев поставил балет «Тропою грома», посвященный борьбе с расизмом. Принципиальное значение приобрели постановки нового поколения балетмейстеров. Балеты «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961) Григоровича, «Берег надежды» (1959) и «Ленинградская симфония» (1961) Бельского возрождали традиции симфонического танца, разработанные Петипа и продолженные Лопуховым, непрерывности танцевально-музыкального действия, утверждённые Фокиным. Хореографы нашли новые формы для воплощения значительного содержания. Новый творческий метод способствовал раскрытию дарований молодых артистов - А. И. Грибова, А. В. Гридина, И. А. Колпаковой, Э. В. Минченок, А. Е. Осипенко, И. А. Чернышёва, позднее - Г. Т. Комлевой, А. И. Сизовой, Ю. В. Соловьёва. Наиболее значительные спектакли 1960-70-х гг. - «Горянка», поставленный О. М. Виноградовым (1968), «Сотворение мира», поставленный Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёвым (1971), и др.

Творческую жизнь балетного коллектива Театра им. Кирова всегда отличало сочетание традиций и новаторства. В репертуаре театра сохраняются спектакли классического наследия («Жизель», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Баядерка», «Корсар», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Шопениана»), лучшие постановки советского времени (Захарова, Лавровского, Сергеева, Якобсона, Григоровича, Бельского). Труппа стремится к поискам новых тем и образов, к открытиям новых средств выразительности. Главными балетмейстерами театра и художественными руководителями балетной труппы были - Ф. В. Лопухов (1944-45, 1951-56), П. А. Гусев (1945-50), Б. А. Фенстер (1956-59), К. М. Сергеев (1951-55, 1960-70), И. Д. Бельский (1973-77). В постановках спектаклей участвовали дирижёры - А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Б. А. Дубовской, С. В. Ельцин, Э. А. Купер, П. Э. Фельдт, Э. П. Грикуров; художники - В. М. Ходасевич, М. П. Бобышов, П. В. Вильямc, В. В. Дмитриев, В. И. Дорер, С. Б. Вирсаладзе (в 1945-62 гл. художник театра), А. Д. Гончаров и др.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981

В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев . 16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название - Мариинский. А в 2006 году труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Декабристов, 37. 2 мая 2013 года открылась новая сцена Мариинского театра (Мариинский-2).

Публикации

Государственный академический Мариинский театр существует уже более двух столетий. В его репертуар входят классические и осовремененные оперы и балеты.

История театра

Мариинский государственный академический театр оперы и балета был открыт в 1783 году. В разные годы здесь служили такие великие артисты, как Фёдор Шаляпин, Михаил Барышников, Вацлав Нижинский, Николай Фигнер, Иван Ершов, Рудольф Нуреев, и многие другие. В репертуар входили не только балеты, оперы и концерты, но и драматические спектакли.

Здание театра было построено по проекту архитектора В 19 веке оно подверглось реконструкции. Осуществил капитальное переустройство Мариинки архитектор и рисовальщик Тома де Томон. В 1818 году театр серьёзно пострадал от пожара и был подвергнут новой реконструкции.

На его сцене тогда выступало три труппы: русская, итальянская и французская.

В 1936 г. был перестроен зрительный зал с целью достижения лучшей акустики и обзора. В 1859 году здание сгорело, и на его месте было построено новое, в котором академический Мариинский театр располагается до сих пор. Проект его разработан Альберто Кавосом. Название своё театр получил в честь императрицы Марии - супруги Александра II.

В 1869 году балетную труппу возглавил великий Мариус Петипа.

В 1885 г. театру пришлось пережить очередную реконструкцию. К левому крылу здания была сделана трёхэтажная пристройка, в которой разместились мастерские, репетиционные залы, котельная и электростанция. Ещё через 10 лет было расширено фойе и перестроен главный фасад.

В 1917 году Мариинский театр получил статус государственного, в 1920 - академического, а в 1935 ему было присвоено имя С. М. Кирова.

В те годы в репертуаре помимо классических произведений были оперы и балеты советских композиторов.

В послевоенные годы театр подарил зрителям такие постановки: «Легенда о любви», «Спартак», «Каменный цветок», «Двенадцать», «Ленинградская симфония». Помимо Дж. Верди, П.И. Чайковского, Ж. Бизе, М. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова в репертуаре появились произведения таких композиторов, как Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Тихон Хренников и так далее.

В 1968-1970 годы театр вновь был реконструирован. Проект обновлённого здания разработал архитектор Саломея Гельфер. После этой реконструкции театр стал таким, каким мы видим его сейчас.

В 80-е годы в Мариинку пришло новое поколение оперных артистов. Они ярко заявили о себе в постановках «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Режиссёром этих спектаклей был Юрий Темирканов.

В 1988 году на должность главного дирижёра был назначен который вскоре стал и художественным руководителем. Благодаря его хлопотам в 1992 г. театр вновь стал называться Мариинским.

Несколько лет назад был открыт "Мариинский-2". Техническая оснащённость его сцены позволяет создавать современные новаторские постановки, о которых можно было раньше только мечтать. Этот уникальный комплекс позволит воплощать в жизнь самые смелые проекты. Зал "Мариинского-2" рассчитан на 2000 зрителей. Общая площадь здания почти 80 тысяч квадратных метров.

Оперный репертуар

Академический Мариинский театр предлагает своим зрителям следующие оперные постановки:

  • "Идоменей, царь Критский";
  • "Леди Макбет Мценского уезда";
  • "Ночь перед Рождеством";
  • "Пеллеас и Мелизанда";
  • "Русалка";
  • "Сестра Анжелика";
  • "Хованщина";
  • "Испанский час";
  • "Летучий голландец";
  • "Обручение в монастыре";
  • "Поворот винта";
  • "Сказание о невидимом граде Китеже";
  • "Тристан и Изольда";
  • "Лоэнгрин";
  • "Очарованный странник";
  • "Путешествие в Реймс";
  • "Троянцы";
  • "Электра".

И другие.

Балетный репертуар

Академический Мариинский театр включил в свой репертуар следующие балетные спектакли:

  • "Аполлон";
  • "В джунглях";
  • "Драгоценности";
  • "Конёк-Горбунок";
  • "Волшебный орех";
  • "Ленинградская симфония";
  • "Пять танго";
  • "Барышня и хулиган";
  • "Сильфида";
  • "Инфра";
  • "Шурале";
  • "Маргарита и Арман";
  • "Там, где висят золотые вишни";
  • "Пробуждение Флоры";
  • "Адажио Хаммерклавир";
  • "Глина";
  • "Ромео и Джульетта";
  • "Симфония в трёх движениях".