Конспект музыкального занятия с применением здоровьесберегающих технологий «Тропинка. Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "веселые нотки здоровья"

Ольга Алтухова
Конспект музыкального занятия. Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Веселые нотки здоровья »

Конспект музыкального занятия .

Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ »

Форма организации деятельности : подгрупповая

Средства обучения :

1. Оборудование :

-музыкальный центр

Проектор

Ноутбук

- музыкальные инструменты : птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, деревянные палочки, шуршалки, колокольчик.

2. Наглядный материал :

Презентация

3. Музыкальный материал : Э. Григ «Утро» , «В пещере горного короля» , П. Чайковский «Вальс цветов» , «Марш деревянных солдатиков» , «Сладкая греза» , В. Алексеев «Полька-топотушки» , «Волшебство природы. Водопад» , песня «Шел по лесу музыкант » , валеологическая песенка-распевка «Доброе утро» О. Н. Арсеневской,р. н. м.

Литература.

1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.

2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет " г. Москва, ТЦ "Сфера", 2208.

Ход занятия.

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Давайте пожелаем всем «Доброго утра» !

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем

«Доброе утро»

1. Доброе утро! Разводят руки в стороны

Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу.

И сегодня весь день «Пружинка» .

Будет веселее. Поднимают ручки вверх.

2. Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту.

Носик, и щечки.

Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому

Как в саду цветочки! и левому плечу поочередно.

3. Разотрем ладошки Движения по тексту.

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

4. Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем .

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы ! Разводят руки в стороны.

Ведущий :

Замечательно, (говорит на фоне музыки и ведет детей змейкой к экрану)

Льётся музыка рекою ,

Закружила всё вокруг,

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук.

Их волна крутая гонит,

Но унять не может, нет.

В царство музыки целебной

Поплывём за ними вслед?

Я приглашаю вас в гости в волшебный замок к Царице Целебной Музыки .

(появляется слайд с изображением замка) .

У Царицы Целебной Музыки (слайд с её изображением)

есть помощницы - весёлые нотки здоровья , их всего семь – это нотки до, ре, ми,фа, соль, ля, си - они расскажут, как музыка помогает нам укреплять своё здоровье . Живут они здесь, на нотном стане.

(появляется слайд с нотным станом,но пустой,

А нотный стан пуст, где же нотки? Посмотрите, вот открытка от Царицы Музыки , давайте откроем ее, может здесь найдем ответ.

«Чтоб секрет здоровья вам узнать - надо нотки все собрать, Путь нелегкий предстоит, вам массаж не повредит».

Воспитатель : Ну, что ж ребята, в путь. Я предлагаю вам выполнить игровой массаж,как подсказала нам царица.

Дети стоят парами по всему залу и под музыку ,выполняют движения по тексту.

У меня такие ручки!

По-смо-три! гладят руки.

Звонко хлопают в ладоши. Хлопают

Раз, два, три!

Твои ручки тоже

На мои похожи., гладят по ручкам друг друга.

«лодочкой» .

Покружись со мной разок.

У меня такие щечки!

По-смо-три! гладят свои щечки.

Пощипаю их немножко. Легко щиплют щечки.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже растирают

На мои похожи. щечки друг друга.

Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой» .

Покружись со мной разок.

У меня такие ушки! массируют мочки ушей. Растирают

По-смо-три!

Разотру их потихоньку.

Раз, два, три!

Твои ушки тоже, теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,

«лодочкой» .

У меня такая спинка! гладят себя по спине.

По-смо-три! Шлепают ладошками.

Я похлопаю по спинке.

Раз, два, три!

Твоя спинка тоже шлепают по спине друг друга.

На мою похожа.

Хорошо с тобой, дружок,

Покружись со мной разок. Кружатся «лодочкой» .

Ведущий : Почувствовали, как по телу разливается тепло? Значит, мы массаж сделали правильно. Смотрите и первая нотка «до» возвращается на нотный стан.

(появляется слайд с одной ноткой на стане)

«Вы умеете мечтать? Помечтайте о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем, а потом поделитесь своими впечатлениями со мной, Царицей Музыки ».

Ведущий : -Устраивайтесь удобно на ковре, закрывайте глаза и немного помечтаем, а потом поделитесь своими мечтами, фантазиями.

Звучит музыка "Сладкая грёза" П. И. Чайковского.

Ведущий : Необыкновенная музыка . Какими красивыми словами можно сказать о ней? А кто поделится своими мечтами, фантазиями?

Ответы детей : Дети отвечают полными предложениями. Пример : Музыка звучала красивая , плавная, нежная, волшебная…и т. д.

Ведущий : Сколько замечательных слов, не зря П. И. Чайковский назвал свою музыку "Сладкая грёза" - это и есть сон, фантазии, мечты.

Давайте оживим свои фантазии, создадим выразительный, пластичный танец, мальчиков я попрошу присесть на стульчики, а девочек - станцевать

А помогут нам вот эти «бабочки»

(выходят девочки с бабочками в руках и выполняют танцевальные движения)

Двигательная импровизация под музыку «Сладкая грёза» .

Ведущий : Вы прекрасно передали в танцевальной импровизации свои мечты и фантазии, молодцы.

Ребята, кто из девочек вам понравился больше? Чей танец был более легким, воздушным, волшебным?

Ответы мальчиков.

Ведущий : Ваши горящие глаза и улыбки говорят мне, что вам понравилось это задание. Вот и вторая нота «ре» возвращается на нотный стан.

(появляется слайд с нотой на стане) .

Третья нотка живёт на поляне зеркальных цветов.

Ведущий : Ребята, я знаю как мы можем использовать эти зеркальные цветы (дети берут «зеркальца – цветы» ) .

Давайте выполним гимнастику для нашего язычка (дети смотрят в зеркало и выполняют движения язычком)

Наш забавный язычок. дети хором произносят слова.

Щелк, щелк. Щелк, щелк. Щелкают языком.

Зубки чистим мы умело, показывают, как чистят зубки

Вправо-влево, вправо-влево.

Мы ни сколько не устали. Высовывают язычок и «дразнят»

Вверх и вниз им двигать стали.

Словно пчелки пожужжали Ж-ж-ж-ж-ж

Как машина, поурчали У-у-у-у-у

Как, лошадки, вскачь пустились двигаются по залу прямым галопом

Вовремя остановились! Стоп! Останавливаются.

Слайд (появляется третья нотка)

Ведущий : Ребята, а вот и третья нотка–«ми» ! Вы догадались, какой секрет здоровья был спрятан на этой полянке?

Ответы детей.

Ведущий : Правильно, мы с вами размяли свой язычок и теперь готовы искать следующую нотку.

Четвертая нотка живёт в песне

Ведущий : А сейчас ребята я предлагаю вам спеть песенку для царицы, которую мы учили на прошлых занятиях .

Дети поют песню.

Какое у вас стало настроение?

Ответы детей.

Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!

Слайд с четвертой ноткой

Ведущий : А вот и четвёртая нотка «фа» вернулась на нотный стан.

«Застоялись вы немножко,

Ну-ка, разомнитесь, крошки».

Ведущий : Я предлагаю выполнить вам

Музыкально - игровую гимнастику «По дорожке» , чтобы размять наши ножки, а поможет вам музыка , слушайте внимательно мой текст и музыку которая будет звучать.

По извилистой дорожке

Предлагаю вам пройти.

Может, сможете, ребята,

В сказочный вы лес войти.

Идем спокойно, неспеша, Дети идут спокойным шагом под музыку

Прямо голову держа, «Марш» М. Роббера.

У всех осанка хороша.

Как солдаты мы шагаем, Дети маршируют высоко поднимая

Выше ноги поднимаем. колени, руки вдоль туловища под

Рук нельзя нам поднимать, «Марш деревянных солдатиков»

Только ножками шагать. П. И. Чайковского.

Спину прямо всем держать,

Чтобы была видна стать.

Вот пещера перед нами, Дети идут полуприседом под музыку

Чтоб пройти присядем с вами. Э. Грига «В пещере горного короля»

Полу - приседом пойдем,

Чтоб не стукнуться нам лбом.

Побежим мы как лисички Легкий бег, дети показывают «повадки»

Очень хитрые сестрички, лисы под музыку «Гавот» Госак.

Будем хвостиком вилять,

Будем след свой заметать.

Сказочные цветы на поляне Танец - фантазия «Вальс цветов»

Распустились. П. И. Чайковский.

В вальсе цветов они

Закружились.

Так красиво танцевали,

Но немного мы устали (дети останавливаются)

Ведущий : Ребята, чтобы отдохнуть надо просто правильно подышать. Сначала я покажу вам, как оно выполняется, а потом вы сделаете его сами.

Упражнение на дыхание.

Вот волшебный водопад Дети ладонями «ловят» воду.

Он умоет всех ребят. Дети «умываются» .

Воздух в грудь мы набираем Руки вверх, глубокий вдох через нос.

И поглубже все ныряем. Дети приседают, группируются

А теперь мы все всплываем, Дети встают, руки в стороны.

И воздух дружно выдыхаем. Дети медленно делают выдох через рот.

Ведущий : Как вы замечательно двигались. Движение - это тоже здоровье !

(Появляется слайд с ноткой)

И пятая нотка «соль» находит своё место на нотном стане

«Лесная сказка ждет вас впереди.

А сопровождать ее должна музыка ».

Ведущий : Ну, что ж, хорошо. Нам под силу это задание?

Ответ детей.

Ведущий : Ой, ребята, а я что-то не подберу слово. Вы мне поможете?

Ответы детей.

Ведущий : Скажите, кто у нас пишет музыку : поэт, писатель, композитор?

Ответы детей.

Ведущий : Спасибо, ребята, правильно композитор. Сейчас будет звучать музыка композитора Грига «Утро» . Но прежде чем ей зазвучать, я хочу вам показать, какие необычные инструменты я вам принесла :

вот птичка-свистулька,

Шишки, – шуршалки -2 шт (бумага, пакет,

Колокольчик,

Султанчик,

Палочки,

Ребята, выберите себе один инструмент, а теперь я скажу какого героя выбудете озвучивать.

Шишки – для темы мишки,

Орешки – для белочки,

Палочки- Для дятла,

Шуршалки – для листочка,

Шуршалки – для лисички,

Султанчики – для ветра,

Свистулька – для жаворонка

Колокольчик – для росинки.

Ведущий : В нашей сказке у каждого героя свой музыкальный инструмент , попробуем озвучить сказку, а поможет нам опять музыка .

(Дети пробуют играть.)

На фоне музыки Грига дети играют оркестр. «Лесная Сказка» .

Тихо бродит по дорожке - говорит ведущий.

Утро в золотой одёжке

Где листочком зашуршит Шуршалки

Где росинкой зазвенит колокольчики

Раздаётся громкий стук Деревянные палочки

Это дятел – тук да тук!

Дятел делает дупло –

Птенцам будет там тепло

Из-за леса, не спеша, шуршалки

Вышла рыжая лиса.

Ступает она мягко

по шелковой травке.

Белка прыгнула наверх Орехи

И грызет там свой орех -

Вот идёт по шишкам шишки

Косолапый мишка.

Ветерок вдруг налетел султанчики

По деревьям зашумел

Тучки разгоняет

Солнышко сияет

В небе крылья раскрывая свистулька

Жаворонок вьётся

Жив-жив-жив, жив-жив-жив,

Над полями льётся.

Ведущий : Молодцы, ребята!

Сейчас мы с вами сделали музыкальную зарисовку «Лесная Сказка» , мы ее нарисовали не на бумаге, воспринимали ее не зрительно, а на слух, через ушки. Замечательно получилось, вы все творческие ребята.

(Появляется слайд с ноткой на стане) .

Ведущий : Вот и шестая нотка «ля» появилась на нотном стане.

«А может нотка прятаться в весёлом танце?»

Ответы детей.

Ведущий : Проверим?

Чтоб здоровье укреплять – будем с вами танцевать!

Танец – импровизация под веселую музыку .

Слайд с последней ноткой

Ведущий : Посмотрите, последняя нотка «си» вернулась на нотный стан. Царица музыки поделилась своим секретом. Давайте вместе вспомним, кто же нам сегодня помогал укреплять здоровье .

Ответы детей - музыка…

Ведущий : Правильно, музыка .

Ребята, а давайте все вместе посчитаем нотки.

Дети считают.

Ведущий : А теперь вспомним названия ноток.

Дети говорят названия- до, ре ….си.

«Вы вернули все мои нотки на нотный стан, спасибо, вам, ребята, до свидания!

Дети передают «скрипичный ключ» и говорят, что кому запомнилось и понравилось на занятии .

Ведущий : А теперь, ребята, скажем «до свидания» всем гостям.

Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье сберегающие технологии.

1. Обучающие:

Учить детей правильному дыханию во время дыхательных упражнений

Обучать детей элементам самомассажа

2. Развивающие:

Способствовать развитию творческой активности

Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье сберегающие технологии и исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка

Развивать мелкую моторику

Развивать чувство ритма.

3. Воспитательные:

воспитывать у детей интерес к музыке и стремление применять полученные знания в повседневной жизни.

формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный игровой, метод практической деятельности.

Материально-техническое обеспечение: пальчиковые тарелочки, деревянные палочки, фортепиано.

4. Оздоровительные :

С помощью дыхательной гимнастики, психогимнастики, валеологическойраспевки, музыкотерапии, динамических и музыкально- ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье;

С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)

Слушание классической музыки стабилизирует эмоциональное состояние;

Способствовать развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, формировать произвольное внимание памяти; учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

5. Музыкальный материал:

Песенка-распевка, Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля», П.Чайковский «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Гавот» Госсек, «Волшебство природы. Водопад», валеологическая песенка-распевка «Доброе утро» О.Н.Арсеневской.

Ход занятия.

М.р. Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Давайте пожелаем всем «Доброго утра»

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем

«Доброе утро».

1. Доброе утро! Разводят руки в стороны

Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу.

И сегодня весь день «Пружинка».

Будет веселее. Поднимают ручки вверх.

2. Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту.

Носик, и щечки.

Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому

Как в саду цветочки! и левому плечу поочередно.

3. Разотрем ладошки Движения по тексту.

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

4. Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны.

М.р. Замечательно,

(говорит на фоне музыки)

Льётся музыка рекою,

Закружила всё вокруг,

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук.

Их волна крутая гонит,

Но унять не может, нет.

В царство музыки целебной

Поплывём за ними вслед?

Я приглашаю вас в гости в волшебный замок к Царице Целебной Музыки.

У Целебной Музыки есть помощницы - весёлые нотки здоровья, они расскажут, как музыка помогает нам укреплять своё здоровье. Живут они здесь, на нотном стане. Ой, а нотный стан пуст, где же нотки? Посмотрите, вот письмо от Царицы Музыки, да оно музыкальное. Посмотрите, на нем есть нотка, давайте послушаем.

Ну, что ж, в путь. Я предлагаю вам выполнить

Комплекс игрового массажа «Дружок».

Дети стоят парами по всему залу.

У меня такие ручки!

По-смо-три! гладят руки.

Звонко хлопают в ладоши. Хлопают

Раз, два, три!

Твои ручки тоже

На мои похожи., гладят по ручкам друг друга.

Покружись со мной разок.

У меня такие щечки!

По-смо-три! гладят свои щечки.

Пощипаю их немножко. Легко щиплют щечки.

Раз, два, три!

Твои щечки тоже растирают

На мои похожи. щечки друг друга.

Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».

Покружись со мной разок.

У меня такие ушки! массируют мочки ушей. Растирают

По-смо-три!

Разотру их потихоньку.

Раз, два, три!

Твои ушки тоже, теребят ушки друг друга.

На мои похожи.

Хорошо с тобой, дружок,

У меня такая спинка! гладят себя по спине.

По-смо-три! Шлепают ладошками.

Я похлопаю по спинке.

Раз, два, три!

Твоя спинка тоже шлепают по спине друг друга.

На мою похожа.

Хорошо с тобой, дружок,

Покружись со мной разок. Кружатся «лодочкой».

М.р. Почувствовали, как по телу разливается тепло? Значит, мы массаж сделали правильно. Смотрите и первая нотка возвращается на нотный стан (появляется на экране)

Устраивайтесь удобно на ковре, закрывайте глаза и немного помечтаем, а потом поделитесь своими мечтами, фантазиями.

Звучит музыка "Сладкая грёза" П. И. Чайковского.

М.р. Необыкновенная музыка. Какими красивыми словами можно сказать о ней? А кто поделится своими мечтами, фантазиями?

Сколько замечательных слов, не зря П. И. Чайковский назвал свою музыку "Сладкая грёза" - это и есть сон, фантазии, мечты.

Давайте оживим свои фантазии, создадим выразительный, пластичный танец. А помогут нам вот эти «бабочки»….

Двигательная импровизация под музыку "Сладкая грёза"

П.И. Чайковский.

М.р. Вы прекрасно передали в танцевальной импровизации свои мечты. Даша, кто из ребят тебе понравился больше? Чей танец был более легким, воздушным, волшебным

М.р. Ваши горящие глаза и улыбки говорят мне, что вам понравилось это задание. Вот и вторая нота возвращается на нотный стан.

М.р: Ребята, я знаю как мы можем использовать эти зеркальные цветы. Давайте выполним

Комплекс артикуляционной гимнастики «Язычок».

Наш забавный язычок.. дети хором произносят слова.

Щелк, щелк. Щелк, щелк. Щелкают языком.

Зубки чистим умело, показывают, как чистят зубки

Вправо-влево, вправо-влево.

Мы ни сколько не устали. Высовывают язычок и «дразнят»

Вверх вниз им двигать стали.

Словно пчелки пожужжали Ж-ж-ж-ж-ж

Как машина, поурчали У-у-у-у-у

Как, лошадки, вскачь пустились двигаются по залу прямым галопом

Вовремя остановились! Стоп! Останавливаются.

М.Р. Ребята, а вот и третья нотка! Вы догадались, какой секрет здоровья был спрятан на этой полянке? Правильно, мы с вами размяли свой язычок и теперь готовы искать следующую нотку.

М.р: Я исполню для вас песню, а вы её внимательнопослушаете.
Педагог исполняет песню.
М.р: О чем эта песня?
Дети: О нотках.
М.р: Какие ноты вы знаете?
Дети: До, ре, ми, фа…..
М.р: Правильно ребята! Я предлагаю исполнить вам эту веселую песенку, но прежде чем ее исполнить, что нам необходимо сделать? Правильно, разогреть наши голосовые связки, подготовить наши голоса к пению. А помогут нам нотки мажорной гаммы. И так, приготовились.

М.р: А сейчас, давайте споем песенку для Царицы Музыки. Я буду петь текст песенки, а вы названия нот.

Песенка о нотах.

М.р: Как мы с вами исполняли песню? (мы пели хором)

Как называется исполнитель, который поёт вместе с хором? (солист)

А кто такой дирижёр? (тот, кто руководит хором)

Чтобы жить и не болеть, каждый день старайтесь петь!

А вот и четвёртая нотка вернулась на нотный стан.

Ну-ка, разомнитесь, крошки».

М.р: Я предлагаю выполнить вам

Музыкально - игровую гимнастику «По дорожке»

По извилистой дорожке

Предлагаю вам пройти.

Может, сможете, ребята,

В сказочный вы лес войти.

Идем спокойно, неспеша, Дети идут спокойным шагом под музыку

Прямо голову держа, «Марш» М. Роббера.

У всех осанка хороша.

Как солдаты мы шагаем, Дети маршируют высоко поднимая

Выше ноги поднимаем. колени, руки вдоль туловища под

Рук нельзя нам поднимать, «Марш деревянных солдатиков»

Только ножками шагать. П. И. Чайковского.

Спину прямо всем держать,

Чтобы было видно стать.

Вот пещера перед нами, Дети идут полуприседом под музыку

Чтоб пройти присядем с вами. Э. Грига «В пещере горного короля»

Полуприседом пойдем,

Чтоб не стукнуться нам лбом.

Побежим мы как лисички Легкий бег, дети показывают «повадки»

Очень хитрые сестрички, лисы под музыку «Гавот» Госак.

Будем хвостиком вилять,

Будем след свой заметать.

Сказочные цветы на поляне Танец - фантазия «Вальс цветов»

Распустились. П. И. Чайковский.

В вальсе цветов они

Закружились.

Так красиво танцевали,

Но немного мы устали.

Упражнение на дыхание

Вот волшебный водопад Дети ладонями «ловят» воду.

Он умоет всех ребят. Дети «умываются».

Воздух в грудь мы набираем Руки вверх, глубокий вдох через нос.

И поглубже все ныряем. Дети приседают, группируются

А теперь мы все всплываем, Дети встают, руки в стороны.

И воздух дружно выдыхаем. Дети медленно делают выдох через рот.

М.р. Как вы замечательно двигались. Движение - это тоже здоровье!

И пятая нотка находит своё место на нотном стане.

М.р: Ну, что ж, хорошо. Нам под силу это задание? (ответ детей)

Ой, ребята, а я что-то не подберу слово. Вы мне поможете? Скажите, кто у нас пишет музыку: поэт, писатель, композитор? Спасибо, ребята, правильно композитор. Сейчас будет звучать музыка композитора Грига «Утро». Но прежде чем ей зазвучать, я хочу вам показать, какие необычные инструменты я вам принесла: вот птичка-свистулька, шишки для темы мишки, для лисички - шуршалки. А это что?

Дети: треугольник, колокольчики.

М.р. В нашей сказке у каждого героя будет свой муз.инструмент, попробуем, вот вам инструменты.

(Детям дают нетрадиционные инструменты, делят по группам инструментов.Каждая группа пробует играть.)

Тихо бродит по дорожке Тихо бить ладошкой по барабану.

Утро в золотой одёжке

Где листочком зашуршит Маракасы

Где росинкой зазвенит колокольчики

Раздаётся громкий стук Деревянные палочки

Это дятел – тук да тук!

Дятел делает дупло –

Птенцам будет там тепло

Из-за леса, не спеша, шуршалки

Вышла рыжая лиса.

Ступает она мягко

по шелковой травке.

Белка прыгнула наверх Орехи

И грызет там свой орех -

Вот идёт по шишкам шишки

Косолапый мишка.

Ветерок вдруг налетел султанчики

По деревьям зашумел

Тучки разгоняет

Солнышко сияет

В небе крылья раскрывая свистулька

Жаворонок вьётся

Жив-жив-жив, жив-жив-жив,

Над полями льётся.

На фоне музыки Грига дети играют оркестр «Лесная Сказка».

М.р. Молодцы, ребята!

Сейчас мы с вами сделали музыкальную зарисовку «Лесная Сказка», мы ее нарисовали не на бумаге, воспринимали ее не зрительно, а на слух, через уши. Замечательно получилось, вы все творческие ребята.

М.р: Проверим?

Чтоб здоровье укреплять – будем с вами танцевать!

Танец «Разноцветная игра».

М.р.: Посмотрите, последняя нотка вернулась на нотный стан. Царица музыки поделилась своим секретом! Давайте вместе прочитаем, кто нам сегодня помогал укреплять здоровье.

Дети читают слово на нотках "МУЗЫКА! "

Правильно, музыка нам помогала укреплять здоровье! Давайте напоследок испечём «Весёлый пирог».

Психогимнастика «Весёлый пирог»

Если стало вдруг кому-то

Очень грустно почему-то

И не знаешь - как же быть?

Как его развеселить?

Мы возьмём стакан смешинок,

Громкий хохот из корзинок,

Рассыпного смеха ложку

И хихиканья немножко.

Их весёлкой размешай,

В тонкий юмор раскатай,

Обваляй всё в прибаутках,

Запекай в горячих шутках.

Кто попробует кусочек –

Непременно захохочет (смеются)

Я здоровым быть хочу,

Слайд с красотой.

Дети передают «скрипичный ключ» с привязанной к нему ниточкой и говорят, что кому запомнилось, понравилось на занятии.

М.р. А теперь споем друг другу и гостям до свидания веселой песенкой

«До свидания, ладошки…»

Дети уходят из зала.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 15 « КО ЛОСОК »

Конспект

тематического музыкального занятия

с использованием здоровье сберегающих технологий

Тема: "Музыка и здоровье"

для детей подготовительной к школе группе

Разработала:

музыкальный руководитель

Толмачёва Л.Ю.

2014 г.

Направление: развитие музыкальности, сохранение физического и психологического здоровья.

Образовательная область: музыка.

Интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, социализация, здоровье, познание, физическая культура.

Задачи:

обучающие:
-совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;

Поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности;

Обогащать речь детей за счёт включения в словарный запас слов, определяющих характер музыки.

Упражнять в выполнении основных движений танца.

развивающие:
- развивать чувство ритма, слуховое внимание,

Способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения;
- совершенствовать речедвигательные навыки;

Развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.
воспитывающие:

Воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
- воспитывать культуру общения, чувство сопереживания;

Развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения.

Здоровье сберегающие:

Создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения;

Обучение основам правильного певческого дыхания, расширение объема легких;

Формирование осознанного отношения детей к своему здоровью и развитие навыков собственного оздоровления;

Снижение мышечного напряжения путем обучения основам игрового самомассажа.

Планируемый результат:

Установление дружеской взаимосвязи (педагог дети);

Создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;

Разучивание новой песни с последующим ее исполнением;

Формирование у детей устойчивой привычки к здоровому образу жизни;

Овладение навыками самомассажа и саморегуляции.

Ход занятия:

Дети входят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, мои друзья! Я сегодня хочу вас спросить вот о чем. Когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого встречаете? Правильно, все воспитанные люди при встрече друг другу говорят… «Здравствуйте».

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте»

1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка

Улыбнись скорее! кланяются друг другу

И сегодня весь день "пружинка"

Будет веселее. поднимают ручки вверх

Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту

Носик и щечки.

Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому

Как в саду цветочки! плечу поочередно

2. Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы! разводят руки в стороны

А знаете, мы ведь не просто поздоровались, мы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: “Здравствуйте!” Здоровья желаю. А сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга ещё раз, но необычно. А как можно ещё поприветствовать друг друга?
- можно сказать «Доброе утро»
- можно пожать руку,
- можно сказать «Привет»
- можно помахать рукой
Вот и давайте поиграем в игру «Приветствие». Ребята, послушайте пожалуйста музыку к игре.(звучит музыка). Сколько частей в музыке (Дети- две). Итак в 1 части мы двигаемся, а во 2 – здороваемся.
Музыкально-ритмическая игра «Приветствие»

Музыкальный руководитель: - Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга и всех, кто присутствует в зале! (Садятся на стульчики)

У нас сегодня не простое занятие. Мы будем с помощью музыки укреплять своё здоровье. И сейчас расскажу я вам старую легенду:

Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать…. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека." Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Воспитатель: Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе (3-4 ребёнка), в каждом из нас.

Вопрос: Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит, быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: А скажите, ребята, из чего состоит песенка? Правильно, из звуков, звуков речи и музыкальных звуков.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звуки могут лечить? Да – да. Звук «З» волшебный. Приложите руку к горлышку, оно вибрирует, звук «З» лечит горлышко. Когда оно заболит, нужно произносить этот звук.

Упражнение на дыхание «Жук»

Жук, жук, не жужжи, без жужжания скажи:

Как живётся? Не тужу!

Слышишь, весело жужжу! Ж-ж-ж!

Жук – жучок жёлтый бочок

На пути на лежи полетай, пожужжи! Ж-ж-ж!

Воспитатель: Звук «Ж» - тоже целебный. Руку положите себе на грудку и пожужжите. Слышите, как отдаётся? Если будете кашлять, чаще надо произносить это звук.

Но вот поднялся сильный ветер - в-в-в. Погудим, как ветер: в-в-в.

Два пальчика приложим к носику, завоем как ветер. Это тоже целебный звук, он лечит насморк.

Музыкальный руководитель: Давайте приготовим свои горлышки для пения, ушки для слушания, руки и ноги для танца.

Похлопаем немножко… (хлопки в ладоши)

И разотрем ладошки… (трут ладоши друг об друга)

А теперь еще сильней,

Чтобы стало горячей! (трут ладоши более быстро и интенсивно)

Снизу вверх…сверху вниз…

Сверху вниз…снизу вверх… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)

В пении нас ждет успех! (хлопают в ладоши)

Спасибо за старание, потому что в этой игре мы с вами сделали зарядку для нашего дыхания и горлышка, теперь нам нужно сделать зарядку для губ и языка, они тоже помогают нам петь.

Артикуляционная гимнастика.
1. Покусывание кончика языка (по 10 раз с перерывами) – 3 раза.
2. «Цоканье лошадки» – щелчки языком. Чередуем громкое и тихое цоканье.
3. Упражнение «Иголочки» покалывание языком верхнюю губу, нижнюю губу, щёки с обеих сторон.
4. Упражнение «щёточка». Провести языком между дёснами и губами.

М. р: Ну вот мы с вами и подготовили свои горлышки к пению. Мы ведь знаем с вами, как пение помогает не болеть. (Ответы).

Пение: Знакомство и разучивание песен о маме (Ко дню Матери)

разучивание происходит сидя на стульях, а заключительное исполнение стоя

МР напоминает детям о певческой позе, об осанке)

Музыкальный руководитель: - Ребята, а вам понравилось, как мы спели песню? (ответы детей). Мы пели все вместе, значит, мы пели как? (хором) Чему учит нас музыка? Красиво петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах, слушать музыку и звуки природы. И сейчас будем угадывать характер музыки.

Слушание музыки (грустная, весёлая)

П. Чайковский «Болезнь куклы», « Новая кукла» «Детский альбом»

Показ нескольких разно сюжетных иллюстраций и предложить детям выбрать наиболее подходящую к данному произведению.

М.р: Ребята, мы немножко засиделись. Давайте представим, что сейчас лето и отправимся на прогулку. Ведь свежий воздух и движения укрепляют здоровье. И нам опять поможет музыка.

Упражнение: «Смелый наездник» Шумана, «Марш М.Робера: бодрый и спокойный шаг.

М.р: Тишина стоит вокруг вышли мы сейчас на луг!

На лужайке у реки собрались в кружке цветы.

Жёлтые и синие, белые и красные -

До чего ж чудесны вы! До чего ж прекрасны!

Пальчиковая игра «Волшебный цветок»

Спал цветок волшебным сном (кулачок крепко сжат).

Показался лепесток (Распрямить большой палец).

А за ним - его дружок (Указательный палец)

Вот и третий не проспал (Средний палец)

И четвёртый не отстал (Безымянный палец)

Вот и пятый лепесток (мизинец)

Вот раскрылся весь цветок!

(Кисть руки изображает форму тюльпана - глубокой чашечки)

М.р: А вы знаете, что веселье и смех продлевают жизнь? Поэтому давайте подарим, друг другу свои улыбки и сейчас будем танцевать.

Танец: « Старинная полька» (Буренина « Ритмическая мозаика»)

Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы. А теперь давайте поиграем!

Игра « Ручеёк с платочком» (Буренина « Ритмическая мозаика»)

Релаксация «Воздушные шарики»
А теперь нам нужно восстановить дыхание, расслабиться и отдохнуть. Для этого нам нужно лечь на ковёр на спину и согнуть колени.
Дети принимают исходное положение.
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые.
Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче.
Все ваше тело становится лёгким, невесомым.
И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие.
Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше.
Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …
(пауза – поглаживание детей).
Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно.
Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок.
Но вот пришла пора возвращаться домой.

Музыкальный руководитель: - Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (ответ) Давайте ещё раз улыбнемся друг другу! Понравилась ли вам наша встреча? А что понравилось больше всего? (ответы детей) Я говорю вам «спасибо»! Мне очень приятно было сегодня встретиться с вами, но наши часы мне говорят, что время нашей встречи подходит к концу.

Любите себя и окружающих вас людей, уважайте их. Умейте слушать природу: пение птиц, шум дождя и ветра, шёпот листьев, запахи растений. Голоса природы наполнят ваше сердце радостью и подарят здоровье.

Дети покидают зал.

Интегрированное музыкальное занятие с элементами здоровьесбережения "По тропинке здоровья"

Цели и задачи, интеграция образовательных областей:
1. Музыка: Обогащение содержания музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности. Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью, посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих технологий; ознакомление с явлениями окружающей жизни через художественные музыкальные образы и впечатления, воспитание средствами музыкального искусства чувств ребенка.
2. Здоровье: развитие, коррекция двигательной сферы, общей и мелкой моторики; устранение речевого нарушения; формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
3. Коммуникация: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других; снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения; гармонизация взаимоотношений.
4. Социализация: развитие физической, эмоциональной и психической активности детей; формирование положительных черт характера (уверенности, честности, смелости, доброты и т. п.); формирование в игре умения соблюдать общепринятые нормы и правила.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:
Рада видеть всех сейчас,
Ведь давно ждала я вас.
Дружно за руки беремся
И друг другу улыбнемся.

Давайте передадим наше хорошее настроение и тепло через ладошки (сжимаем ладошки) пусть настроение останется таким до конца нашего занятия.
Дети встают в круг и выполняют психологический тренинг «Теплое рукопожатие»

Музыкальный руководитель: Начнем наше занятие с музыкального приветствия.
Приветствие «Добрый день»

Сегодня я хотела бы отправиться с вами в интересное музыкальное путешествие, а сделает наш путь веселее герой русской народной сказки самый известный путешественник, которому ну никак не сиделось дома. Как вы думаете, кто это? Конечно же, Колобок.
Пальчиковая игра «Колобок»

Музыкальный руководитель: Колобок, колобок,
Колобок – румяный бок.
По дорожке покатился
И назад не возвратился.
Встретил мишку, волка, зайку,
Всем играл на балалайке.
У лисы пел на носу…
Больше нет его в лесу!
(воспитатель одевает маску колобка ребенку)
Колобок: Ребята, скучно путешествовать одному, а с друзьями всегда веселей. Хотите быть моими друзьями? А путешествовать со мной согласны?
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «КОЛОБОК»
муз. и сл. Т. Морозовой
Музыкальный руководитель: Мы пришли с вами на лужок, где живет наш дружок, а кто это – отгадайте:
Ребенок: Шубка - иголки, свернется - он колкий,
Рукой не возьмешь. Кто это? (еж)
Музыкальный руководитель: Конечно, ежик. Слышите его песенку?
СОЛИСТ И ХОР ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ-инсценировку «МАЛЕНЬКИЙ ЕЖИК»

Музыкальный руководитель: Посмотрите на ежика, он сердитый или веселый?(ответы детей) . Ежик, садись с нами в кружок. Ребята, улыбнемся ежику и передадим нашу улыбку по кругу.
Упражнение «Улыбка ежика» (напряженные губы, в улыбке показать зубки)

Дыхательное упражнение «Делай как ежик»
Музыкальный руководитель: Покажите, как Ежик смешно морщит носик и фыркает (морщим носик, прикусываем нижнюю губу, произносим звук «ф-ф-ф») . А теперь Ежик рассердился (надуваем щеки, «пых-пых-пых») . Устал Ежик и начал зевать (активно имитируем зевание, разогревая мышцы рта, шеи, гортани ), значит, пора с ним поиграть.
Воспитатель раздает массажные мячики.

Самомассаж «Ежик»
Ежик, Ежик, не зевай, Лучше с нами поиграй!
Бежит ежик по дорожке, Переставляет свои ножки.
(катаем в ладонях)
Свернул влево, убежал (между прямыми ладонями)
По прямой он побежал.
Теперь левая дорожка,
Отдохнул он здесь немножко.
(по правой, затем по левой руке)
Тут лиса его встречает, Еж иголки выставляет
(сжимаем мячики)
Свернулся ежик наш клубком и быстро покатился в дом
(между ладонями и прячем).
Не бери ежа с собой,Отпусти его домой.
Ежик, даже смелый самый,
Хочет жить с ежихой мамой.
(прощаемся с Ежиком (снимаем плащ с ребенка) и идем дальше)

Упражнение «Елочки»
(тело напряжено, ноги и руки выпрямлены, пальцы –«иголочки»)

Музыкальный руководитель: Мы с вами оказались в необычном лесу. Такой лес может быть только в сказке, потому что в нем растут кактусы и березы. Кактусы колючие напряженные, всем показывают свои иголки. А березки плавно покачивают своими веточками под дуновением ветерка.
Упражнение «Кактус-береза»
(Смена напряжения и расслабления. Кактус – максимальное напряжение всего тела, береза – полное расслабление. Сопровождается комментированием М.Р.)
(воспитатель готовит деревянные палочки для следующего упражнения)
Музыкальный руководитель: Посмотрите, а здесь, кажется, был сильный ветер. Ветки обломались, сучья лежат на земле. Возьмите каждый по палочке.

Массаж ног с палками
(перекат с пятки на носок на массажной палочке)

Музыкальный руководитель: А дальше на земле лежат целые бревна, длинные и короткие…
Упражнение «Бревнышки»
(Перекатываемся по ковру с одной стороны зала на другую. Использовать оба варианта упражнения: длинные и короткие бревнышки: с вытянутыми и прижатыми к телу руками)

Упражнение «Башни».
(максимально вытянуться к потолку, напрягая и растягивая мышцы позвоночника)

Музыкальный руководитель: Перед нами солнечная полянка, заполненная душистыми яркими цветами. (воспитатель раскладывает плоскостные цветы. приглашаю присесть на ковер) . А между цветами порхают разноцветные бабочки. Они легко перелетают с цветка на цветок, собирают нектар, кружатся в воздухе, танцуют свой необычный танец. Посмотрите, и между нами летают воздушные бабочки.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ «БАБОЧЕК И ЦВЕТОВ»
(«Вальс цветов» П.И.Чайковский)

(предлагаю каждому ребенку взять по бабочке)
СЛУШАНИЕ «БАБОЧКИ» Ф. КУПЕРЕН
(в процессе слушания выполняется дыхательное упражнение «Бабочки»: максимально долгое, ровное дыхание, направленное на привязанную к дождику бабочку из фантика)
Беседа по прослушанному произведению. (что вы услышали в музыке композитора, какие картины нарисовало ваше воображение? Опишите бабочек, которых вы увидели, когда слушали произведение).
Музыкальный руководитель: Бабочки опустились на цветочный ковер, ребята легли и расслабились. Немножко отдохнем.
Релаксация под повторное слушание «БАБОЧКИ» Ф.Куперен.
Тишина у пруда,
Не колышется вода.
Не шумят камыши…
Отдыхайте малыши…

Музыкальный руководитель: Отдохнули, потянулись и снова отправляемся в путь.
Упражнение «Каракатицы»
(продвижение вперед спиной вниз на руках и ногах)

(Музыкальный руководитель спускает с потолка паука на паутинке.)
Музыкальный руководитель: Посмотрите, кто к нам спустился с вершины дерева. Мы попали в гости к пауку. Ребята, какое любимое занятие у паука? Конечно же, плести паутину. Давайте мы тоже будем ее плести.
Массаж в парах «Паучина»
Пау-паучина паутину шил (рисуем спираль)
Вдруг закапал дождик (стучим пальчиками по спине)
Паутину смыл (поглаживание руками)
Выглянуло солнце, стало припекать (рисуем лучики)
Паучина начал все плести опять. (рисуем спираль)
(партнеры меняются местами в парах, массаж выполняется еще раз)

Музыкальный руководитель: Ребята, интересное путешествие у нас сегодня получилось? Что больше всего вам понравилось? Давайте скажем спасибо нашим героям: Колобку, Ежику, пауку, за интересные игры и упражнения, которые помогают нам сохранить и укрепить наше здоровье. (детям раздается угощение)

Музыкальный руководитель : Вот занятию конец,
Кто играл – тот молодец!
Кто у нас сегодня молодец? ………..
Все молодцы.


При посещении музыкальных занятий заведующий должен обратить внимание на следующее.
Каким было самочувствие и настроение детей к началу занятий (были ли дети психологически подготовлены к ним, было ли создано эмоционально-эстетическое отношение к предстоящим занятиям). Каким было начало занятия.
Давались ли упражнения для усвоения элементов музыкальной грамоты: а) восприятие музыки, сопровождающей музыкально-ритмические упражнения, слушание, узнавание, запоминание ее; б) определение характера, содержания, формы, средств выразительности (ритм, темп, динамика и др.) музыкальных произведений; в) выполнение музыкальной задачи в движении; г) развитие слуха и голоса, интонирование мелодии (звуковысотность, основные звуки лада, интервалы, нахождение тоники, транспонирование, пение без сопровождения, нахождение и извлечение звуков на детском инструменте и др.); д) самостоятельное решение детьми поставленных педагогом музыкальных задач, направленных на развитие музыкальных, музыкально-сенсорных, а также творческих способностей детей. Какие методы и приемы использовал педагог в этой части занятия. Какие произведения были отобраны для музыкально-ритмических и слуховых упражнений. Как они были исполнены. Отвечал ли этот подбор музыкально-педагогическим задачам, использовались ли на занятии все виды музыкальной деятельности - слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских инструментах (если нет, то почему). Построение занятия - соотношение и последовательность видов музыкальной деятельности; количество времени, уделенное каждому из них; целесообразность и логика построения занятия в целом.
Как было проведено слушание музыки. Каким было его программное содержание, задачи. Исполнялись ли произведения инструментальной музыки (по «Программе воспитания»). Какие произведения инструментальной и вокальной музыки прозвучали (названия, фамилии композиторов); были ли они знакомы детям или прослушивались впервые. Кто исполнял музыку (музыкальный руководитель, воспитатель), на каком инструменте. Насколько разнообразным было исполнение музыки (пение, фортепьяно, баян, грамзапись). Как дети слушали музыку и реагировали на нее; что просили исполнить повторно.
Состоялась ли беседа о прослушанных произведениях. Что свидетельствовало о заинтересованности детей, их любви к музыке.
Умения, навыки и знания детей, проявленные в процессе слушания и восприятия музыки. Уровень музыкально-художественного вкуса.
Использовалось ли выразительное исполнение инструментальных и вокальных произведений, отдельных их частей (вступление, заключение и др.). Какие еще приемы наглядного метода были применены (картины, пластинки и др.).
Насколько удачными были вступительное слово педагога, его пояснения (о содержании, характере музыки, средствах выразительности), вопросы и др.
Использовались ли приемы, активизирующие инициативу, творческие способности детей (предложения послушать, узнать, назвать, вспомнить произведение, определить его характер, форму, содержание - «о чем говорит музыка» и др.).
В чем выражалась роль воспитателя в процессе слушания музыки. Сколько времени было отведено на занятии слушанию музыки. Как осуществлялось обучение детей пению. Каково его программное содержание. Задачи, поставленные педагогом при знакомстве детей с новой, разучиваемой песней; при повторении песни знакомой, требующей совершенствования певческих и хоровых умений и навыков; при исполнении песни, выбранной по желанию детей, дающей возможность петь самостоятельно, без сопровождения. Исполняемые на занятии песни (названия, фамилии композиторов).
Качество детского пения и состояние вокальных умений и навыков: 1) певческих: а) звукообразование - поют ли дети естественным, мелодичным голосом (без форсирования), протяжно в песнях напевного характера и легко, звонко в песнях подвижного характера; б) дыхание - правильно ли дети пользуются певческим дыханием - перед фразой, между фразами, в конце песни; в) дикция - произносят ли слова внятно и четко, активно ли артикулируют слоги; 2) хоровых: а) чисто ли дети интонируют мелодию (строй) песни; б) дружно ли вступают и поют начало, конец песни, начало каждого куплета (ансамбль); в) как передают динамические (громче, тише и др.) и темповые оттенки (ускорение, замедление и др.).
Эмоционально ли исполнялись песни.
Какие приемы были использованы педагогом при ознакомлении детей с новой песней. Исполнялась ли песня (показ); кто был ее исполнителем (музыкальный руководитель, воспитатель или использовалась грамзапись). Беседа педагога по содержанию песни, его вопросы детям и др.
Приемы обучения вокальным навыкам: звукообразования (естественное, напевное, подвижное), дыхания (в песнях напевного, подвижного, легкого звучания), дикции (правильное, четкое произношение слов, активность артикуляционного аппарата), чистоты интонирования (настрой детей перед началом пения, умение прислушиваться к звукам инструмента, голосам педагогов, детей; исполнение попевок, их транспонирование; показ рукой движения мелодии; пение без музыкального сопровождения и др.), ансамбля (совместное начало и окончание каждого куплета, слитное исполнение динамических и темповых оттенков и др.).
Приемы исполнения хорошо знакомых, любимых песен, часто повторяемых по просьбе детей. Были ли использованы разнообразные приемы, исполнения песен детьми (пение хоровое, подгруппами, по одному, запевалы с хором и др.). В чем проявились приемы индивидуального подхода к детям. Какова была роль воспитателя и музыкального руководителя в обучении детей пению. Сколько времени на занятии было уделено пению.
Как было проведено обучение детей музыкально-ритмическим движениям. Какие виды движений были использованы на занятии (игра с пением или инструментальным сопровождением, инсценировка песни, хоровод; танец - народный, бальный, свободный и др.; упражнения - их цель). Не было ли предпочтения одного вида движений другим (вывод из наблюдений ряда занятий). Программное содержание различных видов движений. Педагогические задачи при разучивании игры (танца или хоровода), в игре, уже усвоенной, но требующей большей точности и выразительности движений, их связь с музыкой; в игре, хорошо усвоенной, выполняемой по инициативе детей.
Исполняют ли дети уже усвоенную игру с пением (или хоровод) без музыкального сопровождения, как исполняют без сопровождения хорошо знакомую песню.
Какие игры, танцы, хороводы, упражнения использовались на занятии (названия, фамилии композиторов).
Качество движений детей в различных видах музыкально-ритмической деятельности - их правильность, точность, ритмичность, естественная грациозность, выразительность. Эмоционально ли исполняют дети движения.
Какое место занимали наглядные приемы обучения (выразительное исполнение музыки, показ элементов движений, построений и др.) и словесные (интересный рассказ о новой игре, танце или хороводе, пояснение, напоминание и др.), индивидуальный подход к детям (выполнение движений отдельными детьми, деление детей на подгруппы, назначение новых ведущих, распределение ролей), приемы развития творческих задатков детей (предложения педагога, самостоятельные высказывания о характере музыки, о движениях, ей соответствующих, и т. д.).
Были ли применены различные приемы проведения игр, танцев, хороводов: исполнение инсценировки разным составом детей; разделение детей на подгруппы (играющих и поющих) с последующей сменой ролей; показ всей группе тех, кто хорошо танцует или поет.
Роль музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей музыкально-ритмическим движениям. Распределение работы между ними. Сколько времени на занятии было уделено музыкально-ритмической деятельности детей.
Какое место на занятии заняло обучение детей игре на музыкальных инструментах. Программное содержание и задачи, поставленные педагогом на занятии.
Каковы знания и умения детей: называют ли они инструменты, узнают ли их по звучанию, умеют ли пользоваться ими, извлекать звуки (молоточком, медиатором и др.); играют индивидуально или коллективно. Репертуар (назвать музыкальные произведения и их авторов).
Какие приемы были использованы педагогом в процессе обучения детей игре на инструментах. Были ли инструменты настроены. Какова роль и взаимоотношения воспитателя и музыкального руководителя при обучении детей игре на инструментах. Сколько времени было уделено на занятии этому виду деятельности.
При просмотре занятий заведующий также фиксирует: какие пособия были привлечены педагогами при обучении тому или иному виду музыкальной деятельности (картины, металлофон, фланелеграф, пластинки и проигрыватель и др.).
Какова организация и гигиенические условия занятий; целесообразно ли установлено в помещении фортепьяно, настроен ли инструмент; соответствуют ли стулья возрасту и росту детей, как они расставлены по отношению к фортепьяно и друг к другу; одежда, обувь детей; освещенность помещения, достаточно ли оно проветрено; длительность каждого этапа занятия (пение, слушание музыки, движения, игра на инструментах) и занятия в целом (его начало и конец).

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ


1. Программное содержание. Программное содержание и задачи, поставленные педагогом на данном занятии по каждому виду музыкальной деятельности - слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на инструментах. Соответствовало ли это содержание уровню музыкального и общего развития детей, их знаниям, умениям и навыкам (не было ли оно слишком сложным или слишком легким; недостаточно насыщенным или перегруженным). Отвечал ли репертуар «Программе воспитания» и поставленным задачам (примеры).
В чем выразилась связь содержания с предшествующим занятием: что было новым (на уровне разучивания, первоначального усвоения и закрепления), а что совершенствовалось; каким было их соотношение; была ли достигнута последовательность в постепенном усложнении содержания. Логично ли было построение и развитие занятия в целом.
2. Методы и приемы. Какие наглядные приемы (выразительное и художественное исполнение музыки, песни, танца; показ отдельных элементов: естественного, напевного или легкого, подвижного звучания голоса; вдоха и выдоха; произношения слов или артикуляции отдельных звуков; показ элементов танцевальных или гимнастических упражнений) и словесные приемы (вступительное слово, пояснения, вопросы, объяснение по содержанию песни, игры или танца) использовались в различных видах деятельности, а также на различных этапах усвоения детьми произведений (при знакомстве с новым произведением, при усвоении и разучивании произведения, при совершенствовании его исполнения).
Выразительны ли были исполнение музыки, показ отдельных элементов; говорил ли педагог доступно, кратко, выразительно (не было ли многословия, которое уводит от музыки и мешает ее воспринимать и воспроизводить).
Какими другими приемами (игры, упражнения) пользовался педагог, чтобы вызвать внимание, интерес детей к музыке к разучиваемым произведениям, развить активность, инициативу, а также творческие задатки детей. Как осуществлялся индивидуальный подход к воспитанникам.
Достаточно ли разнообразны и целесообразны приемы обучения в различных видах музыкальной деятельности детей. Методы и приемы работы музыкального руководителя и воспитателя, нет ли между ними параллелизма.
3. Деятельность детей. Как дети усваивали программное содержание (при слушании музыки, пении, движениях, игре на музыкальных инструментах). Не было ли оно слишком сложным или слишком легким; с интересом ли воспринимали его дети, насколько активно. Усвоили ли дети содержание (кто не усвоил, сколько детей - записать).
Каковы навыки учебной деятельности детей (в соответствии с требованиями к данной возрастной группе): достаточно ли они внимательны и активны; как слушают, воспринимают и выполняют указания педагога. Не утомились ли дети. Состояние музыкальных, певческих и хоровых умений и навыков детей, их музыкальных способностей (восприятие музыки, чувство ритма). Умеют ли дети слушать, воспринимать музыку (вокальную, инструментальную), узнавать, запоминать, называть произведения, их характер, жанр; есть ли у детей любимые произведения, просят ли они их исполнить.
В чем выразились чуткость детей к музыке (их высказывания, вопросы, просьбы), развитие их творческих задатков. Роль воспитателя.
Как дети пели. Состояние певческих и хоровых навыков: было ли естественным звукообразование (без форсирования; легкое и звонкое в песнях подвижного характера; нежное и мелодичное в песнях напевного характера); каковы дикция и активность артикуляционного аппарата; владеют ли дети певческим дыханием; чисто ли интонируют мелодии песен (строй); дружно ли вступают в начале песни, куплета; слитно ли исполняют динамические (громче, тише) и темповые оттенки песен (быстрее, медленнее и др.). Как развиты музыкальные способности детей, в частности музыкальный слух. Эмоционально ли пение детей.
Способствовало ли пение творческому развитию детей (характер исполнения, отдельные высказывания и др.).
Были ли использованы разнообразные приемы обучения пению (пение хором, подгруппами, по одному, цепочкой, с запевалами, с музыкальным сопровождением и без него), как они способствовали усвоению несен. Репертуар (назвать песни). Какие дети пели с наибольшим эмоциональным подъемом. Роль воспитателя в процессе пения детей. Достаточно ли правильны, ритмичны и музыкальны движения детей в играх, хороводах, танцах и упражнениях. Сформированы ли навыки согласования движений с музыкой (начало движения с началом музыки и окончание его с окончанием музыки; выражение в движении характера музыки). Достаточно ли развита у детей ритмическая способность. Насколько естественны и непринужденны движения детей; нет ли копирования движений взрослых.
Какие приемы способствовали созданию естественности и выразительности движений. Какое место занимали важнейшие приемы обучения детей выразительным движениям - показ, эмоциональное исполнение музыкальных произведений.
Игры, танцы, хороводы, упражнения на занятии (перечислить авторов движений, музыки). Что дети выполняли с наибольшим интересом. В чем проявились творческие способности детей. Роль воспитателя в организации музыкально-ритмической деятельности детей.
Как дети играли на музыкальных инструментах. Владеют ли они навыками звукоизвлечения (молоточком на металлофоне, медиатором на цитре и др.); находят ли звуки на инструментах, подбирают ли мелодии; объединены ли в ансамбли, оркестр. Какие приемы были применены при обучении детей игре. на инструментах. Репертуар (назвать произведения и авторов). Роль воспитателя в обучении детей игре на музыкальных инструментах.
4. Целесообразно ли построено занятие: последовательность и соотношение видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, движения под музыку, игра на детских инструментах).
Гигиенические требования к занятиям: как стоит инструмент, настроен ли; количество и размер стульев для детей; одежда, обувь детей; длительность каждого этапа и занятия в целом.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...