Игровая программа«Весёлые художники» для учащихся начальной школы. Дидактическая игра: “Составь натюрморт”

Цель: Вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.

Задачи:

Образовательная:

1. Закреплять знания детей о жанрах живописи.

2. Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения, творческой активности.

Развивающая:

1. Развивать интеллектуально - творческие способности детей.

2. Развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь.

3. Развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать умение высказывать собственное мнение.

Воспитательная:

Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.

Материал: Наборы репродукций картин разных жанров. Эмблемы для каждой команды. Музыкальное сопровождение к конкурсам. Поощрительные призы, медали.

Методы и приемы: Художественное слово, вопросы, дидактическая игра, сопоставление, объяснение, загадки, ассоциации, сравнение.

Предварительная работа. Беседы о жанрах живописи. Рассматривание репродукций. Проведение занятий из цикла «Знакомство с живописью».

Звучит торжественная музыка

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам принять участие в викторине «Знатоки живописи .

Для начала давайте разделимся на две команды.

Для этого каждый из вас выберет фрагмент картинки. Затем из этих фрагментов нужно собрать две картинки, и в зависимости от того фрагмент какой картинки вам достался, к такой команде вы и будете относиться.

Условие понятно?

Команда «Краски»

Команда «Кисточки»

Как вы думаете, почему у команд такие названия?

Ну вот, у нас теперь есть команды «Краски» и «Кисточки» .

Присаживайтесь на стульчики.

Перед вами, ребята, справедливое жюри, которое будет оценивать ваши ответы, по окончанию объявит победителя (представить членов жюри) .

Звучит торжественная музыка

Первый конкурс

Перед детьми на слайдах репродукции картин с разными жанрами живописи.

С тихотворение А. Кушнера

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, —

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, —

Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас, —

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, —

Обязательно картина

Называется портрет.

Задание: первой команде предлагается найти натюрморт и объяснить, почему они так решили. Второй команде - выделить портрет и тоже доказать свой выбор.

Второй конкурс «Вопрос - ответ»

Послушайте правила игры:

Ведущий задает вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит.

Отвечать на вопрос может любой участник, но при этом нужно поднять руку.

Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать.

Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде.

Ответ должен быть четкий и ясный.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

И окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

(Кисточка)

Разных цветов и

оттенков бывают,

Художники все,

Их уважают!

(Краски)

2. Назовите жанр живописи, где на картине могут быть изображены один или несколько человек, это

а) портрет;

б) пейзаж;

в) натюрморт.

2. Картина, на которой изображены домашняя утварь, плоды, цветы, дичь, дары моря и другие предметы, это -

а) пейзаж;

б) натюрморт;

в) портрет.

3. Жанр изобразительного искусства, на котором изображена природа, называется

а) натюрморт;

б) бытовой жанр:

в) пейзаж.

3. Какой бывает пейзаж? (перечислить)

Природный, сельский, городской, морской.

4. Какой бывает портрет? (перечислить)

Детский, мужской, женский, групповой

4. Что такое автопортрет?

а) изображение животного;

б) изображение художником самого себя;

в) изображение дерева.

5. Какие предметы встречаются в натюрморте? (перечислить)

6. Яркий праздничный букет,

Лучик солнышка слепящий,

Лип цветущих жаркий цвет,

Зимний сад, под снегом спящий,

Над грядою гор - рассвет,

Моросящий серый дождик,

Натюрморт, пейзаж, портрет

Кистью пишет нам... (ХУДОЖНИК).

Хорошо. Обе команды справились с заданием.

Третий конкурс «Выставка картин»

Вы хорошо знакомы с жанрами живописи.

У меня в руках набор репродукций картин. Их нужно распределить по жанрам - Портрет. Пейзаж. Натюрморт.

Каждый участник должен определить, на какой выставке должна находиться его картина, и, соответственно, разместить её на выставке.

Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

раздать карточки с репродукциями картин.

А теперь мы подробнее поговорим о каждом жанре живописи.

ПЕЙЗАЖ

Четвертый Конкурс «Поэтический»

Командам необходимо определить к какому пейзажу относится стихотворение.

Четверо художников, столько же картин.

Белой краской выкрасил все подряд один.

Лес и поле белые, белые луга.

У осин заснеженных ветки, как рога. (А. Пластов «Первый снег»)

У второго - синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки - кружева.

Первые проталинки, первая трава. (А. Саврасов «Грачи прилетели»)

На картине третьего красок и не счесть:

Желтая, зеленая, голубая есть.

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые в небе облака. (И. Шишкин «В бору»)

А четвертый золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды…

Всюду бусы - ягоды зреют по лесам.

Кто же те художники? Догадайся сам. (В. Поленов «Золотая осень»)

Жюри оценивает правильность ответов.

Пятый конкурс «Закончи предложение» (С мячом)

- Зимой бывает снегопад, а осенью….
- Зимой бывает снег, а летом…
- Зимой снег падает, а весной…
- Зимой катаются на санках, а летом…
- Зимой лес спит, а весной…
- Зимой катаются на коньках, а летом…
- Зимой бывает холодно, а летом…
- Зимой деревья белые, а осенью…
- Зимой растут сугробы, а летом растут…
- Зимой лепят снеговика, а летом…
- Зимой насекомые прячутся, а весной…

Динамическая пауза

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. Руки в стороны, затем вверх

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. Потянуться на носочки — руки вверх

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. Плавные наклоны вправо- влево

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. Наклона вперед - назад

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. Приседания

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

НАТЮРМОРТ

Шестой конкурс «Составь натюрморт»

Перед участниками располагаются различные муляжи фруктов, овощей, ягод, посуда, ткани. Каждой команде необходимо составить натюрморт. Дать название натюрморту.

Динамическая пауза

Вот большой стеклянный чайник. (дети надули животик)

Очень важный, как начальник. (одну руку поставили на пояс, другую изогнули)

Вот фарфоровые чашки, (присели, одну руку поставили на пояс)

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, «рисуя» руками круг)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки, (потянулись, сомкнули руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос. (легли, вытянулись)

Он посуду нам принес.

ПОРТРЕТ

Седьмой конкурс «Чья команда больше отгадает загадок»

Участникам необходимо отгадать загадки о том, что может быть отражено на портрете.

Вот гора, а у горы - Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит. (Нос)

Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной. (Глаза)

На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются. (Веки и глаза)

Что за обедом всего нужнее. (Рот)

Между двух светил сижу я один. (Нос)

На лице цветёт, от радости растёт. (Улыбка)

Две сестрёнки-подружки похожи друг на дружку, рядышком бегут, одна - там, другая - тут. (Ноги)

Восьмой конкурс «Что забыл нарисовать художник»

Перед детьми поочередно выставляются листы с изображением лица человека (можно в слайдах), на котором не дорисована какая-то часть лица. Участникам команд необходимо определить, что забыл нарисовать художник на портрете.

Динамическая пауза

«О левой и правой руке»

Подвижная игра «Части тела»

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают).

По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.

Педагог может придумывать разные комбинации - «рука-рука», «рука-нос» и др.

Отдохнули? А теперь наступает торжественная часть нашей викторины «Знатоки живописи

Слово предоставляется членам жюри.

Слово жюри. Поздравление победителей. Вручение медалей.

Ну, вот и закончилась наша викторина«Знатоки живописи!».

Поздравляю всех участников команд! Вы сегодня ребята, предстали перед нами настоящими знатоками живописи!

Вручение подарков

Курышева Ольга Николаевна, МБУ ДО «Дом детского творчества» п. Унъюган, Тюменская область, ХМАО – Югра, педагог дополнительного образования

Чтобы скачать материал или !

Организация: МАДОУ д\с №8 «Родничок»

Населенный пункт: Липецкая область, г. Грязи

Цель: обобщить знания детей о сказках.

Задачи: активизация мыслительной деятельности детей, обогащение словарного запаса; воспитание интереса к сказкам, раскрытие удивительного мира сказок. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, развивать общую и мелкую моторику.

Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы.

Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Ход развлечения

Звучит музыка песни “В гостях у сказки” (из кинофильма «Там, на неведомых дорожках») и появляется ребенок в костюме кота в сапогах (танцует танец).
Ведущий:
- Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые!

Вы узнали моего друга? Из какой он сказки?

Мы рады видеть вас на нашей викторине «В гостях у сказки». Кто в сапогах приготовил для вас очень интересные и хитрые задания. Он же ведь «ученый» кот, поэтому и задания будут сложными. Будьте очень внимательны.

Давайте поприветствуем наших участников – команду «Летучий корабль» и команду «Ковер-самолет».

– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и в конце объявят результат.

Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
- Итак, мы начинаем!

Первый конкурс «Угадай-ка»

Вам нужно угадать из какой сказки данная картинка. Посмотрите на экран (на экране появляются картинки из различных сказок: «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот в сапогах», «Дюймовочка», «Заюшкина избушка»).

Второй конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

  1. В сказочке герой живёт:

Он не ёжик и не кот.

Он от бабушки с окошка

Прыгнул прямо на дорожку,

Покатился, побежал,

На язык лисе попал! (Колобок)

  1. В огороде её сажали,

Удобряли, поливали,

Чтобы вытянуть её.

В сад позвали всё зверьё!

Выросла она большая!

Как зовут, скажите сами! (Репка)

3) Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

4) Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

5) Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

6) Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

7) Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

8) Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. (Снегурочка)

9) Бабке Ежке птицы служат-

Над деревней стаей кружат.

Ищут маленьких ребят,

Утащить их в лес хотят. (Гуси-лебеди)

10) Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов. (Теремок)

11) Я на мачеху серчала

И горох перебирала,

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

12) Вот ещё один вопрос.

У кого же длинный нос?

Деревянный непоседа

Вёл с Мальвиною беседу

Носом он клевал варенье

Её испортил настроенье

Кто это? (Буратино)

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

Третий конкурс «Полёт Бабы-Яги»

Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы используется простое ведро, а в качестве метлы – веник. Участник встает одной ногой в ведро, рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит веник. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать “ступу” и “метлу” следующему.

Молодцы, справились с заданием.

А пока команды отдыхают и готовятся к следующему конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»

Муха - …(Цокотуха)

Бременские - …(Музыканты)

Снежная - …(Королева)

Доктор - …(Айболит)
- Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Вини -….(Пух)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)
- Конек -…(Горбунок)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

Четвертый конкурс Загадки «ученого Кота»

Кот ученый загадает всем участникам хитрые загадки:

1. Туфелька Золушки – простая или золотая? (Хрустальная)

2. У Колобка на шее был бант или галстук? (Ничего не было)

3. Зимой и летом одним цветом – это волк или заяц? (Ёлка)

4. Котёнок Гав гавкает или тявкает? (Мяукает)

5. Кого водила на верёвочке Шапокляк – кошку или собаку? (Крысу)

6. Сколько человек тянули репку? (Трое)

7. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?(Шесть)

8. У Буратино ключ – железный или деревянный? (Золотой)

Молодцы ребята.

Пятый конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Волк и семеро козлят»).

Молодцы!

Шестой конкурс «Юный художник»

– Мы убедились, что сказки вы знаете и даже угадываете их по мелодии. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок,
Покатился …….. (колобок)

– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

Молодцы, очень красивого колобка нарисовали!

Седьмой конкурс «Исправь ошибку».

В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Помогите нам, ребята, расшифровать названия сказок.
- Слушайте внимательно. Исправьте меня, если я ошибусь. (Ведущий из сундучка достает карточки с названием сказки).

  1. « Царевна - индюшка».
  2. «По-собачьему велению».
  3. «Сивка- мурка».
  4. «Иван-царевич и зелёный змей».
  5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
  6. «Петушок- желтый гребешок».
  7. «Суп из топора».

8. «Аленький бутон».

9. «Зелёная шапочка».

10. «Кот в туфлях».

11. «Два поросёнка».

12. «Лиса и цапля».

13. «Волк и пятеро щенят».

14. «Сестрица Танюшка и братец Иванушка».

15. «Мальчик с ладошку».

16. «Снежная принцесса».
Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

Восьмой конкурс «Бюро находок»

В волшебный ящик мой друг Кот собрал предметы из разных сказок. Попробуйте угадать, из какой сказки этот предмет? (Дети по очереди угадывают на ощупь атрибуты к разным сказкам).

Молодцы, справились с заданием!

Девятый конкурс «Конкурс капитанов».

Капитанам предлагается ответить на мои вопросы:

Как звали невесту Пьеро?
Кому подошла по размеру хрустальная туфелька?
Кто родился в чашечке цветка?
Кого так долго тянули из болота?
Кто взял спички и поджёг синее море?
Кто сварил кашу из топора?
Кто снёс золотое яичко?
Как звали девочку из сказки «Снежная королева»?
Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин?
Кто лечил больных зверей?
Назовите героя, который живёт на крыше?
Кто из героев ездил по улице на печке?
Что купила муха на базаре, когда нашла денежку?
Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»?

Молодцы, капитаны!

Вот и подошла к концу наша викторина «В гостях у сказки». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.

Пока жюри подводит итоги конкурсов, «Кот в сапогах» проведет со зрителями и участниками игру. Будьте внимательны, Кот очень хитрый, он будет вас путать, но вы не попадайтесь в его ловушку.

Проводится игра на внимание «Пол, потолок, ухо, нос, живот».
- Слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов (книжки-раскраски к различным сказкам).

А сейчас, ребята, Кот приглашает всех вас на танец «Сказочное лето», ведь лето – это тоже маленькая сказочная страна, в которой всегда хочется побывать и насладиться ее красотой.

(Звучит песня «Сказочное лето», дети вместе с Котом танцуют танец, повторяя все движения за ним).

Материал игровой программы будет полезен учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования, классным руководителям - 5 - 7 классов для внеклассной работы.

В игровой программе принимают участие 2 команды (это могут быть команды из разных классов или из одного класса - поделенные на 2 группы, либо, команды, составленные произвольным выбором). Игровая программа предназначена для детей 11 - 14 лет.

Количество человек в каждой команде - от 3 до 5. Остальные участники игры - зрители, которые также делятся на 2 группы - по жребию они становятся болельщиками одной из команд (или болельщиками команды своего класса). Для оценивания игры выбирается жюри (от 1 до 3 человек). Игра-викторина построена таким образом, что участие в ней принимают и зрители, и участники команды.

Игровые материалы:

для 1 задания - иллюстрации небольшого формата картин художника Ю. Васнецова «Три богатыря», «Иван - царевич на сером волке»;

для 2 задания - для каждой команды: лист формата А 1, фломастеры, повязка на глаза;

для 3 задания - для каждой команды: лист формата А 1, фломастеры;

для 4 задания - для каждой команды: иллюстрированные журналы, лист формата А 3, клей, ножницы;

для 5 задания - подготовленные заранее карточки с текстом прикреплены на доске (мольберте, планшете или листе ватмана) так, чтобы текст не было видно. Количество карточек равно количеству участников команды.

Предварительная работа: знакомство с творчеством русских художников Ю. Васнецова, И. Шишкина, И. Левитана. Знать, что такое коллаж и как его выполнить. Знать основы цветоведения. Знать основные архитектурные памятники Москвы и Санкт - Петербурга.

Цель игровой программы : прививать интерес к изобразительному творчеству, шедеврам русской художественной культуры.

Задачи:

обучающие:

Познакомить с различными видами изобразительной деятельности, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать обучающимся широту их возможного применения.

развивающие:

Развивать у детей чувственно-эмоциональные проявления, художественный вкус, творческое воображение;

Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, разрешать конфликтные ситуации);

воспитательные:

Формировать у детей устойчивый интерес к искусству;

Воспитывать такие свойства личности, как самостоятельность, инициативность, внимание, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Ход игры:

Участники игровой программы делятся на команды участников и команды зрителей.

Команды участников располагаются перед зрителями.

Задание №1 - оценка max 5 баллов

Командам выдаются иллюстрации известных картин художника Ю. Васнецова. Команда должна по иллюстрации изобразить «живую картину».

Команда зрителей должна отгадать название картины и назвать художника Ю. Васнецова. За отгадку зрителями названия картины и художника команда получает 5 баллов. Если зрители не назвали картину - минус 2 балла, не назвали художника - минус 1 балл. Таким образом, минимальное количество баллов, которое может получить команда - 2 балла.

Задание №2 - оценка max 3 балла

Командам выдаются карточки с названием животного. Все участники команды поочередно с закрытыми глазами должны нарисовать предложенное животное.

Команда зрителей должна угадать заданную тему своей команды. За правильный ответ - команда получает 5 баллов, за частично угаданную тему - 4 балла, если не угадали - 3 балла.

Задание №4 - оценка max 5 баллов

Командам выдаются карточки с пословицами, журналы, ножницы, клей, формат А 3. Командам предлагается выполнить коллаж на заданную пословицу.

Команда зрителей должна угадать заданную пословицу своей команды. За правильный ответ - команда получает 5 баллов, за частично угаданную тему - 4 балла, если не угадали - 3 балла.

Задание №5 - оценка max = количеству участников команды

Индивидуальный конкурс.

На доске (мольберте, планшете, листе ватмана) прикреплены карточки с вопросами так, чтобы не было видно текст. Каждый участник команды подходит и выбирает одну карточку, читает вопрос и дает ответ. За правильный ответ каждый участник получает 1 балл.

Вопросы и ответы

1 команда

1. белая краска - хроматическая или ахроматическая? (ахроматическая);

2. Шишкин рисовал - портрет или пейзаж? (пейзаж);

3. Исакиевский собор находится в Москве или Санкт -Петербурге? (Санкт - Петербург);

4. синяя краска - холодная или теплая? (холодная);

5. картину "Золотая осень" нарисовал Шишкин, Левитан или Васнецов? (Левитан).

2 команда

1. черная краска -хроматическая или ахроматическая? (ахроматическая);

2. картину "Утро в сосновом лесу" нарисовал Шишкин, Левитан или Васнецов? (Шишкин);

3. Собор Василия Блаженного находится в Москве или Петербурге? (Москве);

4. красная краска - холодная или теплая (теплая);

5. Левитан рисовал портрет или пейзаж? (пейзаж).

Лист жюри

Max оценка

Команда № 1

Команда № 2

Светлана Шаркалова

ЦЕЛИ : Закрепить знания детей о жанрах живописи; цветах и их оттенках. Упражнять в смешивании красок. Развивать командный дух.

ОБОРУДОВАНИЕ : конверты с заданиями, мольберты, мелки, фломастеры, дидактические игры «Выложи пейзаж» , «Составь цветок» , «Закрась мороженое» , листы с изображением окружности на всех детей.

Ход ВИКТОРИНЫ:

Зал украшен репродукциями картин художников и рисунками детей . Воспитатель предлагает детям рассмотреть зал. Звучит музыка.

Воспитатель : «Ребята, посмотрите на детские рисунки. По ним можно сказать, что многие умеют хорошо рисовать, а некоторые, когда вырастут, могут стать настоящими художниками . Сегодня я предлагаю вам посетить весёлую школу художников . Мы приготовили для вас много игр и заданий. Они спрятаны вот в этих конвертах. Чтобы интереснее было их выполнять, надо разделиться на две команды. Пусть школьники будут играть в команде «краски» , а дошкольники – в команде «карандаши» . Прошу команды занять свои места».

Команды выбирают капитанов. Воспитатель представляет жюри. После каждого конкурса жюри выставляет баллы и объявляет результаты.

Воспитатель : «Выбирать задания нам поможет любимый предмет в весёлой школе художников – кисточка . А читать задания нам помогут капитаны».

Конверты раскладываются по кругу, в середине лежит кисточка. Ведущий (воспитатель) вращает кисточку. Берётся тот конверт, на который укажет кисточка.

ЗАДАНИЯ НА КОНВЕРТАХ :

1. Отгадай загадки.

2. Запомни и выложи пейзаж.

3. Закрась мороженое.

4. Обведи ладошки.

5. Нарисуй радугу.

6. Собери цветок.

7. На что похоже? Нарисуй!

1. Отгадай загадки. (Загадываются по очереди каждой команде) .

Он бывает очень острым

И рисует ярко, пестро.

Грифелёк со всех сторон

Древесиной окружен.

Это друг надежный ваш

И художник - . (карандаш)

Нарисует он картину

И раскрасит Буратино,

Он напишет объявленье

И открытку-поздравленье.

Рисовать плакаты мастер

Яркий тоненький. (фломастер)

Познакомимся : я - краска,

В круглой баночке сижу.

Вам раскрашу я раскраску,

А еще - картинки к сказке

Нарисую малышу.

Ярче я, чем карандаш,

Очень сочная. (гуашь)

Волоски пушистой белки

Окуну слегка в гуашь я.

Все картинки и поделки

Очень ярко я раскрашу.

Нарисую солнце, листья

Мягкой шелковистой. (кистью)

Нанесет она узор

Очень трепетный и нежный

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Всё раскрасит. (акварель)

Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить всё потом,

Пригодится. (ластик)

На асфальте детвора

Нарисует нам с утра

Солнце, облако, машину,

Птичку, рыбку, Буратино,

Домик, бабочку, цветок.

Рисовать помог. (мелок)

Создаю я новый цвет,

На дощечку я похожа.

Краску, что в коробке нет,

Сделать сам художник может .

Он смешает краски хитро

С помощью меня -. (палитры)

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я … (художник ) .

Нарисую для ребят

Вазу, фрукты, шоколад,

А еще букет и торт.

Это будет. (натюрморт)

Брата я изображу ,

Хоть ему пять лет.

С акварелью я дружу,

Делаю. (портрет)

Если на картине поле и река,

Или горы, лес и облака,

Или домик деревянный наш,

Мы картину назовем. (пейзаж)

2. Игра «Запомни и выложи пейзаж» .

Ведущий : «Многие художники не сразу рисуют свои картины. Они выезжают на природу, любуются ею. А когда возвращаются домой рисуют его по памяти. Я предлагаю вам поиграть в игру «Запомни и выложи пейзаж» ».

Команды рассматривают нарисованные пейзажи в течение нескольких секунд. Затем пейзажи убираются. Дети должны по памяти выложить пейзаж. Чья картина выложена более точно, та команда и победила.

3. Игра «Закрась мороженое» .

Детям предлагается закрасить шарики мороженого по цвету. На шариках написаны цифры, каждая цифра обозначает определённый цвет. Какой цвет обозначает цифра указано на подсказке. Выбирается 5 человек от каждой команды. Дети берут мелки и под музыку бегут закрашивать шарики мороженого в свой цвет. Побеждает команда быстрее и правильно закрасившая мороженое.

4. Игра «Обведи ладошки» .

Ведущий : «Чтобы нарисовать красивые картины, художники должны уметь проводить чёткие и правильные линии. Я предлагаю вам обвести фломастером на ватмане свои ладошки. Ладошки не должны заезжать одна на другую. Чья команда больше ладошек уместит на листе, та и победила».

От команды выбираются 4 человека.

Разминка.

Ведущий : «Очень интересно рисовать животных. У каждого животного есть свои особенности : у кого полоски, у кого пятнышки. Я приглашаю всех на весёлую разминку «У жирафа пятнышки везде» .

Дети выполняют движения под музыку «У жирафа пятнышки везде» .

5. Игра «Нарисуй радугу» .

Ведущий : «Каждый художник умеет смешивать краски и получать разные оттенки. В этом задании вы должны нарисовать радугу, используя краски четырёх цветов – белую, жёлтую, синюю и красную. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно нарисует радугу».

6. Игра «Собери цветок» .

Командам предлагается выложить на мольберте цветок, располагая лепестки от более светлого до более тёмного оттенка (оттенки синего и красного цвета) . Выбираются по шесть игроков от команды. Последними бегут капитаны со своими лепестками, прикрепляют его и проверяют правильность выполнения задания командой. При необходимости исправляют. Оценивается скорость и правильность выполнения.

7. Игра «На что похоже? Нарисуй!» .

Ведущий : «Все художники обладают богатой фантазией. Сейчас я предлагаю вам пофантазировать и придумать самые разнообразные предметы из кругов. Победит та команда, у которой будет меньше всего повторов».

Детям раздаются листочки с нарисованной окружностью.

Викторина заканчивается . Жюри подводит итоги. Выясняется команда-победитель. Вручаются дипломы и призы.










Программные задачи:

Материалы: Шкатулка с сюрпризом; буквы ключевого слова (ж и в о п и с ь); ребус (художник); большой лист ватмана с изображением леса (без цветового решения); карта маршрута; альбомные листы на каждого ребенка; восковые мелки; цветные карандаши; акварель; портреты сказочных героев(по выбору педагога); мольберт; кисти № 10; аудиозапись П.И.Чайковского “Баркаролла”; нагрудные значки на каждого ребенка.

Дидактические игры:

“Составь натюрморт”

Набор изображений различных предметов (яблоко, груша, дерево, ель, собака, посуда, музыкальные инструменты и т.д.) на каждого ребенка.

“Волшебный круг”

На каждого ребенка по три листа бумаги, на котором изображен круг.

“Сложи портрет”

Части лица человека (уши, нос, глаза, брови, губы, овал лица, волосы, головной убор и т.д.).

Для оформления изостудии: Картины художников – И.И.Шишкин –“На севере диком”, “Лесная глушь”, “Сосновый бор”; И.И.Левитан – “Золотая осень”, “Весна, большая вода”; И.Э.Грабарь – “Февральская лазурь”, “Яблоки”; Т.Ульянов – “Натюрморт с книгами”; И.Т.Хруцкий – “Натюрморт.1830г.”; И.Н.Крамской –“Неизвестная”, Н.А.Некрасов в период “Последних песен”, И.Е.Репин – “На солнце. Портрет Н.И.Репиной”, “Портрет общественной деятельницы Поликсины Степановны Стасовой”, “Автопортрет”, “Портрет Павла Михайловича Третьякова”, О.А.Кипренский – “Портрет А.С.Пушкина”; макеты пеньков из папье-маше.

Методика проведения: дети входят в изостудию.

Воспитатель:

Вот шкатулка непростая
Вот шкатулка золотая-
Тайна скрыта в ней большая.
Ты найди восемь частей
Разгадай её скорей.

Дети, давайте посмотрим, что лежит в этой шкатулке. Открывают шкатулку.

Дети достают из шкатулки конверт, в нем картинка с написанным на нейсловом.Картинка разрезана на несколько частей (в виде пазлов).

Воспитатель: Ребята, посмотрите – это какое-то задание для нас, нужно прочитать, что там написано.

Первую Вы часть сложите
И с собою в путь возьмите.

Предлагается детям собрать картинку. Получится буква –Ж .

Воспитатель: С первым заданием, мы справились. Положим букву с собой в корзину, а тут ещё какая-то бумага лежит.

Достают из шкатулки карту маршрута, где стрелками указан их путь. Те места, где они должны будут остановиться отмечены кисточкой –<Рисунок №1> . В каждом этом месте они должны будут выполнить задание и получить следующую букву от ключевого слова. В конце пути у детей получится слово- Ж и в о п и с ь.

Воспитатель: Куда же мы с вами попали? Мне кажется это –лес, но не простой лес, а лес-художников. Посмотрите сколько картин повсюду. Только почему-то здесь очень холодно, что-то наверное случилось в этом лесу. Обратите внимание вот на этот пенек (на пеньке лежит листок).

Дети смотрят на листок на нем нарисован ребус.<Рисунок №2>

Нам нужно отгадать ребус и мы тогда узнаем, кто живет в этом лесу (слово-художник).

Дети отгадывают ребус.

Мы были правы – это действительно лес художников. Ребята,а кто такие художники? (Ответы детей).

  • Что рисуют художники? (Портреты, натюрморты, пейзажи, анималистику).
  • Что означает слово – анималистика? (Это рисование художниками животных).
  • Молодцы! А какими материалами художники могут рисовать картины? (Цветными карандашами, гуашью, акварельными красками, пастелью).

Совершенно верно, художники могут использовать различный материал при рисовании картин. Посмотрите, на пенечке ни чего нет?

Дети находят букву -И.

Воспитатель: Вот видите у нас уже две буквы есть. Возьмем её с собой и пойдем дальше.

Дети смотрят по карте следующий путь их маршрута, куда указывают стрелки.

Воспитатель: На нашем пути вновь пенек. Давайте посмотрим задание. Нам предлагается поиграть. Найдите в лесу художников натюрморты. Дети собирают картины-натюрморты. Как вы догадались, что это именно натюрморт? Что может быть изображено на картине если это натюрморт? (Ответы детей: овощи, фрукты, посуда, музыкальные инструменты, цветы, утварь и т.д.).

Дидактическая игра: “Составь натюрморт”.

Детям раздаются шаблоны различных предметов (яблоки, груши, дерево, книга, ель, дом, и т.д.). Они должны, используя правильные картинки, составить натюрморт.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием. Загляните под пенек там может быть, что-то есть.

Дети вынимают букву - В . , и берут её с собой.

Воспитатель: Ребята вам не кажется, что стало слишком холодно, деревья покрылись льдом? Кто же здесь все так заморозил?

Перед детьми появляется Снежная королева.

Снежная королева:

Заколдую, заморожу,
Всех в ледышки превращу.
Ни кого я в путь далекий
Здесь не пропущу!

Воспитатель: Ребята, это же Снежная королева. Так вот почему в лесу художников так холодно. Это она заморозила все вокруг. Давайте спросим, что ей нужно, может быть она нас пропустит. (Обращается к Снежной королеве).

– Что ты хочешь от нас, Снежная королева?

Снежная королева: Если вы выполните мои задания, то я, может быть, и пропущу вас.

Воспитатель: Давайте попробуем.

Снежная королева: Назовите мои любимые холодные тона (ответы детей: синий, голубой, белый, фиолетовый).

Снежная королева: Этот вопрос наверно был слишком легким для вас. Вот вам вопрос потруднее.

Снежная королева показывает детям картину И.И.Шишкина- “На севере диком”. Как называется эта картина, и кто её автор? (Ответы детей )

  • Какие тона использовал художник когда рисовал эту картину? (Холодные ).
  • Какое настроение возникает у вас когда вы смотрите на эту картину? (Печальное, грустное, тоскливое ).
  • А почему? (Ответы детей )
  • Снежная королева: Какие умные дети, но у меня в запасе есть ещё одно задание. Если вы с ним справитесь, то узнаете следующую букву.

    Дидактическая игра: “Волшебный круг”.

    Детям раздается по три листочка, на каждом нарисован круг. Они должны используя художественный материал, превратить круг в предмет (солнце, мяч, яблоко, апельсин, арбуз, обруч, и т.д.)

    Снежная королева: Как вы быстро справились с заданием, оказывается вы такие волшебники. Вот ваша буква – О .

    Снежная королева прощается с детьми.

    Воспитатель: Ребята, хотя мы ответили на все вопросы Снежной королевы, в лесу не стало теплее. Давайте посмотрим на карту, тут какое-то послание.

    Просто так вам не прощу
    Очень страшно отомщу.
    Все деревья заморожу
    И дороги замету!

    Воспитатель: Посмотрите-ка! Снежная королева так нам и не простила вторжение в лес художников, где она все заморозила. Строит свои ловушки у нас на пути. Посмотрите, почему это лес весь белый, бесцветный, ведь сейчас такое красивое время года- осень. Может быть это Снежная королева постаралась превратить его в белое пятно?!

    – Мне кажется, что мы должны растопить этот лес и вернуть всех жителей в свои дома. Для этого используем теплые тона, назовите их.

    Желтый, оранжевый, красный, зеленый.

    Правильно. Возьмите кисти и используя знакомые приемы оживите этот лес.

    Дети выполняют задание коллективно, на большом ватмане. После окончания работы воспитатель находит под пеньком следующую букву. П.

    Воспитатель: Мы уже много букв собрали, наверное слово получится скоро. Взглянем на карту. Смотрят. На пути у нас дорога творчества. А Вы горите жаждой творчества? Для творчества нам нужны восковые мелки, а также маленькие листы бумаги.

    Дети садятся за столы, воспитатель зачитывает следующие задания.

    Воспитатель:

    Трудно Вам в пути идти,
    Нужно Вам его пройти.
    Отгадая все загадки
    Расколдуете Вы лес,
    Чтобы жители лесные,
    И художники простые
    Вновь смогли вернуться в дом
    Полный счастьем и добром!

    Ребята, нам предстоит отгадать загадки, и нарисовать отгадки. Кто первый выполнит задание тот и откроет следующую букву.

    1. Шагаешь –впереди лежит,
    2. Оглянешься – домой бежит

    3. Что же это за девица?
    4. Не швея, не мастерица,
      Ни чего сама не шьет,
      А в иголках круглый год.

    5. Поглядите, поглядите –
    6. Потянулись с неба нити!
      Что за тоненькая нить
      Землю с небом хочет сшить?

    7. Она под осень умирает
    8. И вновь весною оживает.
      Корове без неё беда:
      Она их главная еда.

    (Трава).

    После того, как дети справятся с заданием, воспитатель показывает им следующую букву И.

    Воспитатель: Интересно, а какому жанру искусства, относится нарисованные Вами картины (к пейзажам) . Что означает слово – пейзаж? (Жанр искусства, “живая” природа)

    – Сколько удивительного в “живой”природе. А ведь многие художники любят рисовать и передавать настроение природы. Найдите в “лесу художников” пейзажи.

    Дети выполняют задание.

    Воспитатель: Знаете ли Вы авторов этих картин?

    Ответы детей: И.И.Шишкин – картина “На севере диком”, “Лесная глушь”,”Сосновый бор”; И.И.Левитан – “Золотая осень”,”Весна- большая вода”, И.Э.Грабарь – “Февральская лазурь”.

    Воспитатель: Какие Вы умные, сразу видно, что Вы любите искусство, не зря Снежная королева так рассердилась на Вас за Ваши знания.

    – Какие чувства можно испытать глядя, например, на картину И.И.Левитана “Золотая осень”

    Ответы детей.

    Воспитатель: Мне кажется, что в лесу стало уже тепло, но ещё не совсем. Давайте посмотрим на карту.

    Дети смотрят карту.

    У нас осталось последнее задание.

    Дидактическая игра “Сложи портрет”

    – Посмотрите, сколько много частей нужно собрать их, и сложить в одно целое.

    Дети складывают части лица, у них получается портрет “Тюбика”.<Рисунок №3> .

    Воспитатель: Ребята, так это же наш верный друг и помощник “Тюбик”, я что это там на обратной стороне портрета буква С. Мы справились с заданием, выполнили портрет Тюбика.

    Что такое портрет? (Изображение человека, прежде всего его лица).

    – А в нашем лесу есть портреты? Принесите. (Дети выполняют задание.)

    – Кто изображен на ваших портретах? (Дети называют работы известных художников).

    Воспитатель: Говоря о жанре портрета, вы уже сказали, что протрет –это изображение человека, но каким может быть портрет? (Погрудый, поясной, во весь рост, один человек или группа людей).

    – Что нужно знать, чтобы нарисовать портрет человека? (Достаточно знать черты лица человека).

    Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня выполнили столько заданий.

    Звучит музыка П.И.Чайковского “Баркаролла”

    Воспитатель: Слышите, дети в лесу птицы запели, листва зашумела. “Лес художников” просыпается. Давайте посмотрим на нашу карту, что у нас в конце пути, что-то написано.

    – Сложите все буквы в слово, переверните карту на обратную сторону, и вы найдете последнюю букву. Ь .

    Дети складывают все буквы в том порядке в котором они их находили, получается слово Ж И В О П И С Ь.

    Воспитатель: Какое слово получилось? Живопись. Какие жанры живописи мы встретили с вами на пути? (портрет, натюрморт, пейзаж).

    – Ребята, теперь вы понимает, какую волшебную силу содержит ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

    Воспитатель смотрит в шкатулку и вынимает нагрудные значки “Юный художник”, которые крепятся каждому ребенку.