Кладовая солнца монографический анализ. Мкоу сош имени героя россии максима пассара найхинского сельского поселения

Цели:

  • на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
  • анализировать поступки детей, их поведение в природе;
  • повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение);
  • развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М. Пришвина, рисунки детей.

Тип урока: закрепление материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

III. Работа над содержанием произведения.

1. Литературный диктант.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? (Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Проверка домашнего задания (Читают составленный дома план) .

3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

  • С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды ).
  • Найдите в тексте портрет Насти.
  • Прочитайте портрет Митраши.
  • Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувсвовать отношение автора к нему ).
  • Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость ).
  • Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.

«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.

«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша)хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.

А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»

«- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»

Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…

Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.

Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).

Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?

(Деревья зарычали, завыли, застонали).

И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:

(Трава белоус показывала направление обхода елани)

Как же дети ведут себя в лесу?

« Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца».
«Неподвижные сидели на камне».

Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них.
- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
- Почему Митраша становится пленником болота?
- Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.

«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»

Что не договаривал лесник?

« Не знавши броду не лезьте в воду».

Как понимаете эти слова?
- Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?

(Предупреждение Насти и трава белоус).

Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.

«…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»

Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде.

Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?

(Её охватывает жадность)

Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.

«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин.

Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй )

Что же Насте представилось?

…будто это она там, на пне…

Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…(больным детям отдала всю целебную ягоду ).

Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.

Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону ).

Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка ).

Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?

Чему удивились все?

Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? (Героем ).

Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.

IV. Вывод.

Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».

Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» повествует о сиротах, о том, как они справлялись с трудностями, как учились жить без родителей.

Главных героев автор описывает очень скрупулёзно. Девочка, Настя, старшая в семье, представляется читателю ответственной и очень трудолюбивой. Она с веснушками на лице, со светлыми волосами, хрупкая и очень умная. Всегда уступала брату, старалась сделать как лучше и во всем ему помогала. Автор называет ее золотой курочкой на высоких ножках. На мой взгляд, Михаил Михайлович недаром дал такое прозвище Насте. На протяжении всего рассказа, он пишет о ней с уважением. Настя вставала до восхода солнца, выгоняла стадо коров на пастбище и, не ложась спать, занималась всеми делами по хозяйству до самой ночи.

Митрашу, брата главной героини, автор описывает как «маленького мужичка в мешочке». Он научился у отца некоторому ремеслу и занимался мужскими делами по хозяйству. Результат своего ремесла Митраша продавал или обменивал. Так и жили сироты, устраивая свой быт.

Автор рассказа очень точно делит обязанности по хозяйству между детьми. Оставшись одни, без родителей, Настя и Митраша занимаются бытовыми делами вместе. «Золотая курочка на высоких ножках и мужичок в мешочке» занимаются женскими и мужскими делами по хозяйству соответственно. Такое разделение труда между детьми и дает им, на мой взгляд, ту сплоченность и дружбу, которая должна быть между родными людьми.

Как-то раз дети решают идти за клюквой. В лесу они расходятся по разным тропам. Митраша попадает в болото и долго не может выбраться, а Настя увлекшись собиранием клюквы забывает про брата. Найти друг друга детям помогает собака лесника по кличке Травка.

Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца» потому, что в лесных болотах очень много торфа. Во времена Отечественной войны данное горючее было очень ценно, да и остается ценным по сей день.

По моему мнению, автор рассказа очень точно передал всю атмосферу, которая должна быть между детьми, которые остались без родителей. Пришвин показал братско-сестринскую любовь. Настя и Митраша всегда были вместе, жили в мире. Ведь они остались одни на целом свете, и роднее друг друга у них никого нет. Автор наглядно показывает в своем произведении, что может случиться, если брат и сестра не будут ладить друг с другом.

После прочтения рассказа «Кладовая солнца», каждый читатель задастся вопросом: как я отношусь к своей сестре или своему брату? Ведь роднее сестры или брата у человека никого нет. Они всегда должны быть вместе и помогать друг другу. А чтобы лучше понять, как следует относиться к родному человеку, стоит прочесть данный рассказ.

Анализ Кладовая солнца - где правда, а где сказка

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сюжет прост. В какой-то русской деревне живут мальчик и девочка. Живут одни, потому что сироты – папа их погиб на войне, а мама умерла от болезни. Девочке 12 лет, мальчику 10 лет. У них есть дом, у них есть домашние животные: корова, овцы, куры.

Начиная читать рассказ, сразу понимаешь, что это – выдумка. Не может быть, чтобы в деревне у ребят не было родственников. Не может быть, чтобы детей погибшего красноармейца не устроили в детский дом. И как в таком возрасте они управлялись с хозяйством, которое и взрослому не под силу?

Дальше события развиваются так. Обычное деревенское дело: дети пошли в лес собирать ягоду (клюкву). Девочка, конечно, с лукошком, а мальчик, по нынешней терминологии – «крутой», берёт с собой ружьё и компас. Ну, компас понятно – игрушка, а вот ружьё-то по высоте выше десятилетнего мальчика. Как он его нести будет? Но автор придумывает оправдание: в лесу живёт одинокий и голодный волк. Вот для защиты от волка и взято с собой ружьё.

Должен заметить, что сказочность и в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это, по задумке автора, название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. У нас дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали. Далеки они были от научной идеи, что торф, уголь и нефть – это концентрат солнечной энергии.

Пошли, значит, мальчик и девочка в лес и, конечно, поссорились (как в сказке – не пей водичку – козлёночком станешь). Не послушался братик свою сестру: не по тропинке пошёл, а по компасу. Дошёл до болота и там провалился в топь. Слава Богу, ружьё было с ним! Он за ружьё ухватился и не утонул.

А тут и бездомная собака (друг человека) пришла на помощь и вытащила его из болота. И злого волка он потом застрелил. Затем, сестрица, собрав клюквы, нашла его, и они вернулись домой. А в деревне уже все переполошились: куда дети подевались? Такая вот полусказочная история.

Написан рассказ красиво, а чему он нас учит? Может быть, живите дружно, любите собак и убивайте волков. Или – не ходите, дети в лес одни: там волки живут.

Несколько интересных сочинений

    Мою бабушку зовут Анна. Она очень хорошая и добрая. Я её всегда называю бабуля, потому что она заслуживает этого слова. Бабуля всегда со мной играла, покупала мне много вкусняшек, учила меня печь пироги. Она мне всегда читала на ночь разные сказки

  • Проблема чести и долга в романе Капитанская дочка Пушкина

    В романе Александра Сергеевича Пушкина Капитанская дочка затрагивается множество проблем, одной из которой является проблема чести и долга.

  • Анализ рассказа Платонова Усомнившийся Макар 11 класс

    Многие произведения Платонова, так или иначе, задевают тему человеческих отношений, раскрывая саму её суть, показывая человеческую натуру, и создавая из неё весьма неприятный для восприятия образ

  • Герои пьесы Свои люди - сочтемся! Островского

    Самсон Силыч Большов – глава семьи, крестьянин по происхождению, купец и владелец значительного состояния. Главной его ценностью являются деньги, и в один момент он принимает решение провернуть аферу

  • Образ и характеристика Аннушки в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Впервые про Аннушку мы узнаем в первой и четвертой главе романа. Загадочный иностранный гость по имени Воланд упоминает имя Аннушки, как некий фатальный прообраз женщины, которая в силе изменить текущее время событий.

Сочинение

М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщен­ные социалистическими лозунгами тех лет. Творчество Пришви­на считали попыткой уйти от реальной жизни, от решения на­сущных проблем о строительстве светлого будущего. Открытие Пришвина как талантливого художника слова состоялось только в последние десятилетия. На сегодняшний день он является од­ним из самых неразгаданных писателей.

Огромное влияние на все его творчество оказала природа его родного края. Родился будущий писатель в имении Хрущево. Имен­но здесь он приучился слушать и слышать звуки природы, ее порой тихую, а иногда громогласную речь. Пришвин был очень одарен слухом «к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей». Он изо всех сил старался передать голос природы, перевести ее на язык человека. Мы поражаемся этой его способности, читая рас­сказ «Кладовая солнца».

Фабула этого произведения довольно проста. Это повествова­ние о жизни и приключении двух маленьких ребятишек, остав­шихся сиротами в тяжелые послевоенные годы. Но Пришвин оку­тывает своих героев такой поэтичной оболочкой, что все проис­ходящее становится похожим на сказку. Именно такой жанр вы­бирает для своего произведения Пришвин - сказка-быль. Поня­тие «сказка» станет центральным в творчестве Пришвина в 20-50-е гг. Для писателя это понятие было той формой худо­жественного повествования, в которой он мог свободно вопло­тить свои идеалы, изобразить незыблемые законы природы. В «Кладовой солнца» он создает образ идеальной деревни, где все живут мирно, дружно, ладно. А небольшая семья - братец Митраша и сестренка Настя - это всеобщие любимцы, это два ма­леньких солнышка.

«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки… Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест­ры, глядел вверх». Автор любовно описывает своих героев и наде­ляет их милыми именами. И это тоже отчасти напоминает сказку.И вот наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напо­минает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая пти­ца обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глу­харь в темном лесу.

Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.

Гу-гу-гу… - красивая птичка снегирь на березе».

Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способ­ный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и живот­ных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо­жественной выразительности. Но самый главный прием, с помо­щью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, - это олицетворение. Способностью размышлять обла­дают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели.

Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщет­но пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об ум­ной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке!

Таким образом, главная тема в были - тема единения чело­века с природой. В своих произведениях Пришвин «сгущает доб­ро», он воплощает свои идеалы и тем самым призывает к добру читателей.

Дружная жизнь Насти и Митраши в деревне.
Дети собираются за клюквой.
Ребята повздорили и пошли разными тропами.
Настя находит палестинку, всю усыпанную клюквой, а Митраша по своей оплошности попадает в болото.
Собака лесника Антипыча Травка выручает Митрашу из беды.
Маленький охотник убивает старого разбойника-волка Се­рого Помещика, и дети возвращаются домой.

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя

Тема:

«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ »

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
  • анализировать поступки детей, их поведение в природе;
  • развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Задачи:

Обучающие. Проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.

Развивающие. Совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Конспект урока литературы по теме «Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» для 6 класса

Тема: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши

Тип урока: комбинированный

Цели:

  1. на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
  2. анализировать поступки детей, их поведение в природе;
  3. развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Задачи:

Обучающие: - проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.

Развивающие: - совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет М. Пришвина, проектор, кроссворды.

Ход урока.

Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

М. Пришвин

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, и пусть наш день будет наполнен улыбками радостями.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизоды рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число и тему урока «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши». А для начала мы вспомним особенность творчества Пришвина, вокруг чего он строил свое произведение?(Природа и человек, прослеживается взаимосвязь)

III. Работа над содержанием произведения.

  1. Литературный поединок.

Ваша цель – быстро и правильно ответить на заданные мною вопросы.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте,всё равно, что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? (Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

1)Какими вы видите главных героев сказки-были? Давайте попробуем сделать кластер о внутренних чертах Митраши и Насти.

3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?

(Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании - мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)

(Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)

(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)

Прочитаем короткий диалог в начале повествования.(c. 121 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)

6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?

(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 123 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).

7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

8)Какое событие является завязкой повествования?

(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)

10) Какую роль в развитии событий играет природа?

Комментарий учителя:

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.

III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.

1 эпизод - “Митраша в беде”.

Как природа предупреждает мальчика об опасности?

(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” - тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.

2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.

Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?

(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)

Как животные реагируют на появление детей в лесу?

(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)

IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши”

(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

Вопросы классу:

1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?

Вопросы классу:

1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65

2.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?

4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям?

IV. Вывод.

Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).

Теперь вернемся к кластеру. Появились ли изменения? Есть ли отличия в их характере? А сходства?

Теперь делимся на 2 команды: слева от меня команда «Митраши»,а справа «Настеньки»

Итак, внимание на экран.

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)

3. Решить кроссворд.


М. М. ПРИШВИН
«Кладовая солнца»

Изучение «Кладовой солнца» следует рассматривать как продолжение и развитие темы «Родная природа». Задача учителя в данном случае осложняется тем, что сказка-быль «Кладовая солнца» не просто произведение о природе. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: «В „ Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…» Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда - не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви. «На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк… Какой это жалобный вой. Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, - это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить» .

Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Поэтому сказка Пришвина светится не только любовью - в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.

Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка - представитель «доброй природы» - верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека». Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.

И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной).

Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения - Насте и Митраше.

Своеобразие произведения - раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Возможное распределение материала по урокам

Часть первого урока отводится знакомству с отдельными фактами биографии М. М. Пришвина, а также его произведениям. Это позволит пробудить интерес к творчеству писателя, с которым большинство шестиклассников познакомятся впервые. В этом случае можно было бы заранее предложить учащимся прочитать отдельные его произведения - рассказы в сборниках «Лесная капель», «Этажи леса», «Золотой луг», «Лесной доктор» и др., а затем в небольшой беседе в начале урока высказать свое мнение или прочесть отзыв о прочитанной книге.

М. М. Пришвин родился в 1873 году неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежащем его отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда с «волчьим билетом» за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. За участие в социал-демократической студенческой организации был арестован и после годичного заключения выслан на родину под гласный надзор полиции. В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д. Н. Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова» .

Вместо рассказа о биографии можно прочесть отрывки из «Золотой розы» К. Г. Паустовского (глава «Михаил Пришвин»).

Вторая часть урока отводится чтению вслух (учителем или заранее подготовленным учеником) начала сказки-были «Кладовая солнца».

Дома шестиклассники дочитывают произведение М. Пришвина до конца.

Второй урок можно посвятить первоначальному знакомству с идейно-художественными особенностями сказки-были «Кладовая солнца», характерами ее главных героев - Насти и Митраши.

Цель этого урока - уяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль». Вопрос этот очень сложный, поэтому не следует на уроке добиваться исчерпывающих ответов. На данном этапе учащиеся лишь укажут, что здесь можно отнести к сказке, а что к были. С этой целью предлагаются следующие вопросы:

1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?

2. Чем начало произведения напоминает сказку?

3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.

4. Что в «Кладовой солнца» является былью?

Выделяя сказочные и реалистические элементы, обратим внимание учащихся на то, что сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Здесь важно отметить и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия.

Таким образом, при анализе важно сосредоточить внимание учащихся на том, что в произведении «Кладовая солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования - суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста» .

Следующий этап урока - работа над характеристиками Насти и Митраши. Примерные вопросы для беседы:

2. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?

3. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

Основное содержание следующего урока - осмысление конфликта между Настей и Митрашей, его причин и следствий; одухотворение природы, ее участие в судьбе героев.

Для понимания конфликта между Настей и Митрашей некоторые методисты предлагают организовать дискуссию, которая помогает вызвать интерес к прочитанному, а также способствует осознанному пониманию произведения. Основные вопросы урока: кто прав - Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?

Возможен и другой путь - «вслед за автором». В этом случае мы предлагаем беседу с постоянным обращением к тексту. Примерные вопросы и задания:

1. Перескажите своими словами, а затем прочитайте сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как «ведет» себя природа. Можно ли определить, на чьей стороне автор?

2. Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося? Ваши предположения подтвердите деталями текста.

3. Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти? Найдите художественный образ, который помогает понять отношение автора к Насте.

4. Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен перед появлением детей в лесу?

5. Прочитайте описание природы после эпизода ссоры детей (со слов «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» до слов «завыли, застонали…»). Подумайте, как автор помогает понять значение того, что происходит. Каково отношение автора к этому?

6. Почему Травка пришла на помощь человеку?

Уместно специально не только вспомнить, что такое олицетворение, но и провести работу, которая поможет расширить и закрепить это понятие. Учащиеся приводят примеры из «Кладовой солнца», когда неодушевленные предметы наделяются признаками живых существ, растения и животные словно бы приобретают человеческие свойства: тетерев-косач приветствует солнце, сторожевой ворон зовет на близкий бой, сосна и ель, растущие вместе старушки-елочки мешают Митраше и др. Важно дать понять учащимся, что во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям.

Дома учащиеся должны письменно ответить на один из вопросов, предложенных для беседы на уроке.

На следующем уроке после проверки домашнего задания можно приступить к обобщению изученного. Главная цель урока - определить основную идею произведения. Системой вопросов учитель подведет шестиклассников к выводу - «правда» жизни, ее важнейший смысл заключаются в единстве человека и природы, в родственном мудром отношении человека к природе. На примере главных героев писатель стремится показать силу, красоту человека, его могущество и огромные возможности. Название произведения связано не только с залежами торфа. Автор имеет в виду духовные сокровища человека, который живет в природе, является ее другом.

Примерные вопросы для беседы

1. Почему писатель назвал свое произведение сказкой-былью? Какой смысл он вкладывал в эти слова?

После ответа на этот вопрос уместно будет прочитать посвящение писателя, помещенное в одном из первых изданий для детей «Кладовой солнца», которое поможет лучше понять смысл всего произведения:

«Содержание обыкновенной сказки - это борьба человека-героя с каким-нибудь злодеем (Ивана-царевича со Змеем-Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи» .

2. Какое значение в произведении имеет история Травки?

3. Какой смысл вкладывает писатель в слова «кладовая солнца»?

4. Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши? Как эта история связана со словами: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?

5. Каким вы представляете рассказчика?

6. Прочитайте эпиграф к главе. Как он характеризует писателя?

В заключение можно рассказать о том, что после появления «Кладовой солнца» киностудия «Мосфильм» предложила Пришвину написать киносценарий по этому произведению. Фильм так и не был создан, но киноповесть под названием «Серый Помещик» была опубликована в сборнике произведений М. М. Пришвина в 1957 году.